Слайд 1
МБОУ «Гимназия №3» Ефименко Т.Н.
Слайд 2
Правление у славян Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждом роду всеми делами заправлял старший . Для важных дел старейшины сходились на вече (мирские сходки) и решали дела сообща. Потом делами племён стали управлять князья .
Слайд 3
Между славянскими племе-нами не было согласия , а были у них всё ссоры да дра-ки . Некоторые племена, рас-судив , что добру не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих , чтобы своим род-ным не потакал. Послы пришли за моря к варяжско — му народу и сказали такие слова: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами» .
Слайд 4
Три варяго-русских князя, Рюрик и его два брата, приш-ли к нам и начали княжить. Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство . От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
Слайд 5
Территория Древней Руси к середине XI века увели-чилась . Князья завоёвы-вали новые земли. Главными дорогами были реки и моря. По ним плы-ли купеческие караваны, ладьи и плоты пересе-ленцев на новые земли. На берегу реки Днепр возник город Киев. Он стал столицей Древней Руси.
Слайд 6
Главой Руси был великий князь киевский . В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками. Советниками и помощниками князя были бояре . Верная и преданная княжеская дружина была опорой и поддержкой главы Руси.
Слайд 7
Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней то воевали, то мирились. Русский князь Олег двинул на Византию огромный флот из 2000 кораблей. Чтобы преградить путь флоту, византийцы загородили вход в гавань огромной цепью.
Слайд 8
Тогда Олег, согласно легенде, поставил свои ладьи на колёса и, дождавшись попутного ветра, двинулся под парусами к стенам города. Под прикрытием судов рус-ские воины смогли беспрепятственно подойти к горо-ду . А для устрашения греков русы во время своей атаки выпустили в небо большое число воздушных змеев.
Слайд 9
Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключён мирный договор.
Слайд 10
Князь Владимир Святославич Одним из первых русских князей был князь Владимир Святославич . У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком . Был Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превра-тил он Русь в огромную держа-ву , о которой с уважением говорили в Европе. Трудно было такой державой управлять, а ещё труднее защищать её.
Слайд 11
Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги . Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни с кострами.
Слайд 12
О времени княжения Владимира сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Слайд 13
В 988 году – более тысячи лет назад – князь Влади-мир Красное Солнышко ввёл на Руси новую рели-гию – христианство . В те времена христианская религия – вера в Иисуса Христа – была распростра-нена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с сосед-ними странами.
Слайд 14
Первыми приняли Крещение сам князь Владимир и его дружина.
Слайд 15
Затем князь заставил креститься киевлян. Княжеские слуги объехали весь город и оповестили, когда и куда надо приходить. «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг!» — объявил князь.
Слайд 16
В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за креще-нием . Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.
Слайд 17
Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл хрис-тианство и в других русских городах. С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение . Начали развиваться искусства и ремёсла , например строи-тельное . По всей Руси соору-жали прекрасные церкви и соборы . Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей.
Слайд 18
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Назовите столицу Древней Руси. Как было организовано управление Древней Руси? В каком году произошло Крещение Руси?
МБОУ Комаричская средняя общеобразовательная школа №2
п. Комаричи, Брянской обл.
Составила: учитель начальных классов
I квалификационной категории
Тумакова Светлана Николаевна
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Во времена Древней Руси».
Тема |
Вo времена Древней Руcи |
Тип урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний |
Цель занятия |
Создaть условия для знaкомства обучaющихся с жизнью слaвян во времена Древней Руси |
Задачи |
|
Формируемые УУД |
-действия смыслообразования
— целеполагание — контроль — планирование — оценка
— действия со знаково-символическими средствами — логические (сравнение, анализ, синтез, доказательство) — рефлексия — общеучебные ( смысловое чтение, извлечение информации из прослушанных текстов, поиск и выделение необходимой информации)
— контроль, оценка действий партнёра — умение строить монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Планируемый результат |
В результате изучения темы учащиеся знают
|
Основные понятия |
Князь, советники, бояре, княжеская дружина, христианство, Крещение |
Межпредметные связи |
Литературное чтение |
Ресурсы: |
Электронная презентация, видео-фрагмент. |
Оборудование |
мультимедиа проектор, экран, компьютер, Плешаков А. А., Крючкова Е.А. Мир вокруг нас: Учебник для 4 класса: В 2 ч, картина Васнецова «Три богатыря», «Никита Кожемяка», карта Древней Руси., контурная карта «Древней Руси», портрет князя Владимира. |
Организация пространства |
Работа фронтальная, индивидуальная,парная |
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||
Орг. Момент Цель: Включить детей в деятельность. — Назовите раздел, тему который начали изучать на прошлом уроке? СЛАЙД 2. |
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. — Страницы истории России. — Жизнь древних славян |
Л: принятие образа хорошего ученика. |
|||
Актуализация опорных знаний Цели этапа: Активизировать знания, умения и навыки по теме урока. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности — Ответьте на вопросы теста -А теперь посмотрите на экран. Проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы теста. Поднимите руки у кого нет ошибок; кто допустил ошибки. СЛАЙД 3. Кто затруднялся? (рекомендации: прочитать еще раз статью про жизнь древних славян) СЛАЙД 4. — Как вы себя оцениваете? Мы – потомки древних славян сейчас живём совсем по-другому. Назовите основные занятия древних славян. Во что они верили? Чему поклонялись древние славяне. Как жили древние славяне? Для чего им нужно было жить вместе? |
Работают с тестом Взаимопроверка Дети отвечают поочереди. — Показывают кружочки. Охота, рыболовство, бортничество, земледелие. Славяне были язычниками Идолам Племенами. Для того, чтобы вместе выполнять работу |
Р: — контроль П: -умение строить монологическое идиалогическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации — рефлексия |
|||
|
Разгадывают кроссворд. (отвечают на вопросы) |
П: строят речевое высказывание. |
|||
Постановка темы. Цели этапа: Определить тему и цель урока. Добиться понимания и принятия учебной задачи урока. — Нам было интересно узнать , как жили наши предки. — А что же происходило дальше? — Вот сегодня об этом мы и будем говорить. — Определите тему нашего урока? — Но племена – это ещё не государство. СЛАЙД 6. — А что же такое «Русь»? — Было ли государство в тот период, о котором говорилось на прошлом уроке? –Исходя из вышесказанного, предположите на какой вопрос нужно получить ответ сегодня на уроке?– Давайте сначала вспомним признаки государства. — Попробуйте на основе нашей сегодняшней страны определить признаки государства. — В этом вам помогут карточки, которые лежат у вас на столах. |
Пользуясь содержанием учебника, определяют тему занятия Во времена Древней Руси Государство. Нет О возникновении древнерусского государства под названием Русь жизни людей в этот период. ————————— Единая территория, столица, единый правитель, помощники правителя, единые законы, охраняемая граница, народ. |
Р: — планирование П: — умение строить монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации — логические (сравнение, анализ, синтез, доказательство) |
|||
Изучение нового материала Цели этапа: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала. — Можно ли Древнюю Русь назвать – ГОСУДАРСТВОМ? Докажите. — Было ли государство у Древних славян? Докажите. Рассказ учителя. Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да ; драки. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать не из своих. А из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море послы. Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 Русское государство. От имени первых князей оно и называлось Русью. — Что могли увидеть иностранцы, попавшие на территорию Древней Руси в начале IΧ века? Прочитаем отрывки из их высказываний. (раздаются карточки с текстом). -Уважаемые гости! Добро пожаловать в Древнюю Русь. – Что же интересного вы у нас увидели? «Путь в эту страну идёт по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян – ровная и лесистая…» (Ибн-Русте, арабский писатель IΧ века) «Земля здесь покрыта лесом разной породы… Зима столь сурова, что восемь месяцев там стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве только если разведёшь костёр… Такие холода продолжаются сплошь восемь месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло… Кроме множества огромных рек, нет в этой стране больше ничего достопримечательного» «Борисфен (так называлась в древности река Днепр) – самая прибыльная река: по берегам её простираются прекрасные тучные пастбища для скота; в ней водится в больших количествах наилучшая рыба; вода приятна на вкус для питья, прозрачна.» (Геродот, древнегреческий историк) — Ехали в Древнюю Русь с разных концов света купцы. Везли разнообразные товары. — На пути движения торговых караванов возник Древний город — Киев, который в дальнейшем стал столицей Древней Руси. Постепенно площадь Древней Руси расширялась. СЛАЙД 7. В 879 году власть над новгородскими землями после смерти Рюрика получил Олег. В 882 Олег присоединил к Новгородской Руси Киев и перенёс туда столицу. «И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.» (Повесть временных лет) — Почему Киев стал Столицей Древней Руси? Задание СЛАЙД 8. — Рассмотрите карту на с. 41 учебника. — Найдите территорию Древней Руси в конце IX века . — Покажите у доски на карте территорию Древней Руси 9 века. — У вас на столах лежат контурные карты. Обведите зелёным карандашом границы Древней Руси 9 веке. — Проведите красным карандашом главный торговый путь «из варяг в греки». СЛАЙД 9. — С приходом князя Владимира размеры территории Древней Руси увеличились, границы раздвинулись. Почему?
— Как вы думаете, почему? — У вас лежат карты. Обведите границы Руси 11 века. — Увеличилась ли граница Руси? Закрепление изученного материала. Каждым городом управлял свой князь. Но все они подчинялись киевскому князю. Он считался правителем Руси, главой государства именовался – Великим князем. Прочитайте о нём статью на с. 42 в учебнике — Князь не мог управлять один такой территорией? — Были и былинные воины. СЛАЙД 10. ФИЗМИНУТКА В историю вошёл киевский князь – Владимир Святославович. Его воспевали былины и легенды. Прочитайте текст на с. 43-44 чебника. Ответьте на вопросы
СЛАЙД 11. Картина Виктора Васнецова «Три богатыря). Перед тем как Васнецов создал это полотно, он изучил сохранившиеся летописи, архивы, народные сказания, былины, в которых упоминалось о богатырях. На картине три могучих русских богатыря. Они всматриваются в даль, не движется ли враг на родную землю. Русская земля широка и необъятна. В ней много лесов и рек. За эту территорию приходилось часто воевать. Вот и мечтал русский народ о богатырях, которые смогут её защитить. Слагали о них песни и былины. — Чем ещё прославился князь Владимир? Сейчас мы об этом посмотрим фильм. ВИДЕО. СЛАЙД 12. — В историю он вошёл как креститель Руси. — Кто первым принял Крещение? СЛАЙД 13. СЛАЙД 14. На прошлом уроке мы с вами уже говорили, во что верили славяне. Вспомните, чему они поклонялись? (явлениям природы) — Жизнь древнего человека зависела от природы. Не зная причин происхождения природных явлений, люди приписывали их воле богов. Славяне верили, что богов много. Такая вера называется язычеством. В летописи есть рассказ о том, как князь Владимир послал в разные страны своих людей, чтобы те познакомились с разными религиями и рассказали ему о них. В 988 году Русь приняла христианство – религию, которая пришла к нам от греков из Византии. Как происходил этот обряд? — Что приказал сделать Владимир с идолами? СЛАЙД 15. _ Все статуи идолов Владимир приказал выбросить в реки или сжечь. — Кого мама называет солнышком? Почему? — Почему Владимира в народе прозвали – Красным Солнышком? — За введение христианства на Руси Владимир признан церковью Святым. Стр. 43-44. |
Слушают. Работа с карточками. (читают 3 учащихся в костюмах) У города выгодное местоположение. Киев располагается на пересечении торговых путей. Чтение по учебнику. Работают с картой. Территория увеличилась. Племена стали объединяться. 2 учащихся показывают, все повторяют. (под музыку) Нет. Ему помогали бояре и княжеская дружина Защита родных рубежей. Ставил заставы. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Никита Кожемяка. Крестился Владимир. Крестил 12 своих сыновей. Крестил народ. 28 июля – ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ. |
П: -общеучебные ( смысловое чтение,извлечение информации из прослушанных текстов, поиск и выделение необходимой информации) П: — действия со знаково-символическими средствами — логические (сравнение, анализ, синтез, доказательство) Р: — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; Л: — учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; П: — ориентироваться на разннобразие способов решения задач. |
|||
Итог урока Цели этапа: Самооценка собственной деятельности. — К сожалению время нашего урока подходит к концу. Много ещё интересного можно узнать и рассказать о временах Древней Руси. Вы это будете изучать в старших классах. Но мой вам совет — поищите материал в энциклопедии или в интернете, и почитайте об этом времени. — Мы подведём итог нашего урока.
|
Князь Дружинники Киев Олег Владимир Крещение Руси |
К: — умение строить монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
|||
Рефлексия СЛАЙД 16. Цели этапа: Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу содержания учебного материала и деятельности. — Сегодня мы многое узнали на уроке, а что вам было интересно. Продолжите предложение. |
Цели этапа: Соотнести цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, наметить дальнейшие цели деятельности. Мне было интересно узнать… Высказывают мнения. |
П: — логические (сравнение, анализ, синтез, доказательство) К: — контроль, оценка действий партнёра — умение строить монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
|||
Домашнее задание СЛАЙД 17. Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания — Выберите каждый для себя тему сообщения.
СЛАЙД 18. — Благодарю вас. — Давайте скажем «Спасибо» гостям. — Давайте друг другу поаппладируем. |
Высказывают предположения. Записывают домашнее задание. |
П: — общеучебные ( смысловое чтение,извлечение информации из прослушанных текстов, поиск и выделение необходимой информации) |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР — 4 класс
Тема: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей
Цель урока:
раскрыть понятия: «Христианство», «Крещение», «великий князь», «дружинники», «бояре»; формировать представление о Древней Руси, русских князьях; воспитывать уважение к своей истории, к прошлому человечества, духовному богатству русского народа; к профессиям: художника, ученых-историков, а также к профессиям людей прошлого.
Формируемые УУД:
регулятивные: принимать и сохранять поставленную учебную задачу; оценивать правильность выполнения действий; осуществлять итоговый контроль по результату;
познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы; ориентироваться в материале учебника, находить и связно, последовательно передавать полученную информацию; знать историю своего края;
коммуникативные: вести диалог с учителем, работать в паре; осуществлять инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации;
личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности, способствовать развитию интереса к истории времён Древней Руси
Тип урока: получение новых знаний (виртуальная экскурсия в краеведческий музей).
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.
Формы работы: фронтальные, групповые, коллективные, индивидуальные; беседа, рассказ, инсценирование отрывка из былины.
Основные термины и понятия: Христианство, Крещение, великий князь, дружинники, бояре.
Оборудование: презентация, атрибуты костюма богатыря, репродукция картины «Три богатыря» В. М. Васнецова
Интернет-ресурсы: Детская электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007г.
Ход экскурсии
І. Подготовительный этап.
1.Организация рабочего места учащегося.
2.Ознакомление с планом экскурсии.
ІІ. Организационный этап.(Слайд № 1-2)
1.Работа над стихотворением «Край родной» М.Пожарова
Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы, цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный,
И колокольный певучий звон.
С твоей улыбкой, с твоим дыханьем
Сливаюсь я.
Необозримый, Христом хранимый,
Мой край родимый,
Любовь моя.
Поэты всех поколений писали о своей любви к родному краю и гордились принадлежностью к русскому народу.
— Кто такие предки? (лексическое значение слова предки)
— Кто является предками русского, украинского и белорусского народов?
— О каком временном периоде в жизни восточных славян мы говорили на прошлом уроке?
— Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке?
III. Мотивация к учебной деятельности.
1.Повторение раннее изученного материала. Фронтальная работа
Исходя из этих рассуждений, подумайте, а кто тогда мы с вами?
— Как вы думаете, а нужно ли нам, потомкам, знать, как жили наши древние предки?
— Зачем?
— Кем были наши предки?
2. Вступительная беседа. (Слайд № 3)
Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру.
Тема нашего урока «Во времена Древней Руси»
Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Немного воображения… и прошлое «оживет» перед вашими глазами.
(Слайд № 4 – озвучивание детьми)
— Вспомним, что мы знаем о славянах?
— В какие времена жили древние славяне?
IV. Основной этап.
1.Поиск новых знаний. Рассказ учителя (Слайд № 5-6)
Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. Тяжелым трудом добывали славяне себе пропитание.
2.Работа с картой (Слайд № 7 —
Время шло. Славянские племена стали объединяться. На Руси появляются города: Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов, и концу 9 в. на карте восточной Европы появилось государство — Киевская Русь, к середине 11 в. Русь занимала пространство от Балтийского моря до Черного.
— Каким цветом на карте выделена территория древней Руси в конце 9 века?
-А в середине 11 в.?
3. Работа с учебником (дети читают статью с. 40-42)
-О чем вы можете сказать, что знали, но забыли, и текст восстановил ваши знания?
-Какая информация явилась для вас новой?
-О чем бы вы хотели узнать больше?
4. Обобщение
— Главой Руси был…
-Его советники…
-Его опора и поддержка.
-Каким другим словом вы бы могли заменить слово «дружина»?
-Назовите русского князя, который особенно прославился своими военными подвигами?
-Вспомните литературный источник, из которого мы узнали о князе Олеге?
5.Физминутка
6. Беседа о русском князе Владимире Красное Солнышко (Слайд № 9-10 —
Репродукция иконы Святого Владимира)
Летописи рассказали и о другом славном русском князе – Владимире. Давно он княжил на Руси – тысяча лет прошла с тех пор, а люди до сих пор помнят его. У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком.
— Как вы думаете, за что могли дать такое прозвище?
Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказу князя Владимира на южной границе были построены крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни.
О времени княжения Владимира Красное Солнышко сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
7. Инсценировка. Отрывок из былины «Исцеление Ильи Муромца» (Приложение 1)
9. Работа с репродукцией картины «Три богатыря» В. М. Васнецова (Слайд № 11)
Учитель. Не только в былинах воспевают русских богатырей, но и художники посвящают им свои работы.
— С 1880 года создавал В.М.Васнецов произведения на темы отечественной истории, русских былин и сказок, которые принесли ему широкую популярность.
10. Сообщения учащихся (Приложение 2)
1-й ученик.
На картине изображены три богатыря – воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович. В центре на черном коне сидит Илья Муромец. Богатырь зорко всматривается вдаль из-под поднесенной ко лбу руки: нет ли где врагов-кочевников. Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Правая рука уже вынимает меч из ножен, и конь его вот-вот понесет в бой. У Алеши Поповича стрела всегда наготове.
За спинами богатырей – Русская земля, степь, дремучие леса, низкое небо – это величавый образ Руси. Герои полны решимости, не пропустить врага.
Когда смотришь на богатырей, то охотно веришь, что нет такой страшной силы, которую бы не одолели русские витязи.
Учитель:
Сильная дружина была у князя Владимира, но не в этом главная заслуга его. В историю Владимир вошел как креститель Руси, он ввел на Руси новую религию – христианство.
— Как вы понимаете слово крещение?
По ходу урока мы должны выяснить, правы ли вы?
(слова на доске: Крещение, христианство)
11. Рассказ учителя
Период правления князя Владимира можно разделить на II этапа: языческий и христианский. О языческой вере славян вы рассказали в начале урока. Единства в верованиях не было. Каждое славянское племя могло поклоняться своим богам. Славяне создавали идолов, деревянные изображения. Чтобы задобрить сердитого бога или чтобы заручиться его милостью, ему приносили жертвы, иногда, в важных случаях, на заклание приводили живых людей. Владимир вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил идолов, приносил им жертвы. Но чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. Нужна была идея, которая бы объединила людей нового государства. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере.
По легенде, Владимир крестился в Корсуни (ныне город Херсон), в 988 году, а, вернувшись в Киев, крестил народ киевский.
Сообщения учащихся (Приложение 2)
2-й ученик. (Слайд № 12)
Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина.
Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой. В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул:
«Теперь я познал истинного Бога!»
3-й ученик. (Слайд № 13-15)
Возвратившись в Киев, Владимир, прежде всего, предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крещения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».
12. Блиц- опрос
— Что такое крещение?
— С какой целью Владимир крестил Русь?
— Легко ли принял народ новую веру?
— В чем отличие христианства от язычества?
За введение христианства на Руси Князь Владимир был признан церковью святым.
13. Работа с пословицами (Слайд № 16)
-Как вы думаете, какая из пословиц и поговорок больше соответствует теме нашего урока и почему?
-
Без добрых дел – вера мертва перед Богом.
-
Я, слава Богу, крещёный человек.
-
Земля русская вся под Богом.
-
Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
V. Итоговый этап. (Слайд № 17)
1. Фронтальное обсуждение
— Как вы считаете, справились мы с той задачей, которую ставили перед экскурсией?
— Что узнали вы о жизни славян во времена Древней Руси?
-Назовите столицу Древней Руси.
— Как было организовано управление в Древней Руси?
— В каком году произошло Крещение Руси?
-Каковы заслуги князя Владимира?
-В чём значение принятия Русью христианства?
2. Рефлексия (Слайд № 18)
В музеях есть Книги отзывов. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились впечатлениями о нашем уроке. Поднимите сердечко, которое соответствует вашему впечатлению:
-
если было интересно — красное сердечко;
-
если захотите дальше еще путешествовать — розовое;
-
если было неинтересно – белое.
3. Домашнее задание (Слайд № 19) Прочитайте былину об Илье Муромце.
7
Во времена Древней Руси
Путь «из Варяг в Греки»
Соединял Балтийское и Черное моря.
Через земли славян проходил путь «из Варяг в Греки».
Варяги – жители Северной Европы
Греки – жители Византии
Конечным пунктом пути была Византия и ее столица Константинополь.
Путь «из Варяг в Греки»
Возникли города:
На севере – Новгород
На юге- Киев
Образование Древнерусского государства
Возникло крупное объединение (княжество), с центром в Новгороде.
В 862 году новгородцы призвали на княжение Рюрика.
Образование Древнерусского государства
Князем Новгорода стал его родственник Олег.
В 879 году умер Рюрик.
В 882 году он отправился в поход на юг.
Князь Олег (882-912)
Объединил Новгород и Киев
Объявил Киев столицей
Стал великим князем Киевским
Возникло Древнерусское государство
Многонациональное государство: восточные славяне, весь, мурома и другие.
Задание: Рабочая тетрадь стр. 16 задание 3
Задание:
Найдите на карте (стр. 41) территорию Древней Руси:
а) в конце 9 века
б) в середине 11 века
Сравните.
Устройство Киевской Руси
Великий киевский князь
Опирался на дружину
Помощниками и советниками были бояре
Защищала границы страны
Поддерживала порядок в стране
Задание: Рабочая тетрадь стр. 16 задание 2
Походы на Царьград
Византийцы перекрыли гавань Константинополя и укрылись за стенами.
В 907 году Олег совершил поход на Царьград.
В нем участвовало 2 тысячи судов и 80 тысяч воинов.
Походы на Царьград
Олег приказал вытащить корабли на берег и поставить их на колеса.
Греки запросили мир.
Походы на Царьград
Результатом похода стал выгодный торговый договор с Византией.
Князь Олег прибил к воротам Царьграда свой щит.
Князь Владимир и Крещение Руси
Княжение Владимира
князь Владимир Святославович (княжил 980 – 1015).
Величают Владимир Красное Солнышко
Правление Владимира Святославовича
Для защиты от кочевников
Валы
Цепочки крепостей
На южных границах построил четыре рубежа
Сигнальные вышки
Русь и соседние страны
Религия соседей Руси
Иудаизм
Ислам
Хазары
Булгары
Европейцы
Христианство
Христианство на Руси
Причины принятия христианства по греческому образцу
Русь поддерживала постоянные торговые связи с Византией
Часть жителей Руси исповедовали христианство
Византийцы не посягали на территории Руси
Крещение Руси
В 988 году Владимир крестился
На другой день повелел всем киевлянам прийти к реке.
Крещение Руси
По повелению Владимира были повержены на землю все идолы языческих богов, изваяние Перуна было сброшено в Днепр.
Значение принятия христианства
Христианство и культура Руси
Кириллическая письменность
Образование
Церковное искусство
Значение принятия христианства
Оно стало в общий ряд с другими христианскими государствами.
Изменилось международное положение Древнерусского государства.
Задание: Рабочая тетрадь стр. 16 -17 задание 4, 5.
Презентация на тему «Во времена Древней Руси» 4 класс
-
Скачать презентацию (3.03 Мб)
-
5501 загрузок -
4.3 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентационная работа по предмету «Окружающий мир» на тему: «Во времена Древней Руси», благодаря которой учащиеся познакомятся с историей возникновения древнерусского государства, выдающимися князьями и приходом христианства в нашу страну.
Краткое содержание
- Правление у славян
- Призвание варягов
- Работа парах
- Основание Киева
- Работа по учебнику
- Византия
- Князь Владимир Святославич
- Крещение Руси
- Подведение итогов
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
22
-
Автор
Панова О. В.
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
-
Предназначение
-
Для проведения урока учителем
-
Содержание
-
Слайд 1
-
Слайд 2
Правление у славян
Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждом роду всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече (мирские сходки) и решали дела сообща. Потом делами племён стали управлятькнязья.
-
Слайд 3
Между славянскими племенамине было согласия, а были у них всё ссоры да дра-ки. Некоторые племена, рассудив, что добру не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Послы пришли за моря к варяжскому народу и сказали такие слова: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».
-
Слайд 4
Три варяго-русских князя, Рюрик и его два брата, пришли к нам и начали княжить. Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началосьв 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.
-
Слайд 5
Работа парах
Рассмотрите карту на с. 41 учебника.
Найдите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века.
Сравните эти территории.
— Что с территорией Древней Руси произошло?
— Как вы думаете, почему?
-
Слайд 6
Территория Древней Руси к середине XI века увеличилась. Князья завоёвывали новые земли.
Главными дорогами были реки и моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.
На берегу реки Днепр возник город Киев. Он стал столицей Древней Руси.
-
Слайд 7
Работа по учебнику
Прочитайте текст на с. 42 учебника.
- Кто был главой Руси?
- Кто помогал ему?
- Чем занимались князья?
- Какой русский князь знаменит своими походами?
-
Слайд 8
Главой Руси был великий князь киевский. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками. Советниками и помощниками князя были бояре. Верная и преданная княжеская дружина была опорой и поддержкой главы Руси.
-
Слайд 9
Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней то воевали, то мирились.Русский князь Олег двинул на Византию огромный флот из 2000 кораблей. Чтобы преградить путь флоту, византийцы загородили вход в гавань огромной цепью.
-
Слайд 10
Тогда Олег, согласно легенде, поставил свои ладьи на колёса и, дождавшись попутного ветра, двинулся под парусами к стенам города. Под прикрытием судов русские воины смогли беспрепятственно подойти к городу. А для устрашения греков русы во время своей атаки выпустили в небо большое число воздушных змеев.
-
Слайд 11
Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключён мирный договор.
-
Слайд 12
Князь Владимир Святославич
- Одним из первых русских князей был князь Владимир Святославич.
- У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком.
- Был Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превра-тил он Русь в огромную держа-ву, о которой с уважением говорили в Европе. Трудно было такой державой управлять, а ещё труднее защищать её.
-
Слайд 13
Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги. Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни с кострами.
-
Слайд 14
О времени княжения Владимира сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
-
Слайд 15
В 988 году – более тысячи лет назад – князь Владимир Красное Солнышко ввёл на Руси новую религию – христианство. В те времена христианская религия – вера в Иисуса Христа – была распростра-нена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с сосед-ними странами.
-
Слайд 16
Первыми приняли Крещение сам князь Владимир и его дружина.
-
Слайд 17
Затем князь заставил креститься киевлян. Княжеские слуги объехали весь город и оповестили, когда и куда надо приходить. «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг!» — объявил князь.
-
Слайд 18
В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за креще-нием. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.
-
Слайд 19
Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл христианство и в других русских городах. С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение. Начали развиваться искусства и ремёсла, например строи-тельное. По всей Руси сооружали прекрасные церкви и соборы. Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей.
-
Слайд 20
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
- Назовите столицу Древней Руси.
- Как было организовано управление Древней Руси?
- В каком году произошло Крещение Руси?
-
-
Слайд 22
Панова Оксана Владимировна учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №4» г. Великого Новгорода
Персональный сайт:
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
презентация «Во времена Древней Руси», 4 класс УМК «Школа России» , Плешаков. Русь — первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописцу «Повести временных лет» название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году как воинская дружина.презентация «Во времена Древней Руси», 4 класс УМК «Школа России» , Плешаков. Русь — первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописцу «Повести временных лет» название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году как воинская дружина.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
1
Во времена древней Руси.
2
Карты Древней Руси.
3
4
Богатыри
5
Боевые топоры
6
7
Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.
8
По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, говорили они потом Владимиру, на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга мудрейшая из людей».
9
Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константино- Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константино- поль к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесны- ми очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»
10
Возвратившись в Киев, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крешения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».
11
После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде. В 992 г. святая вера была насаждена в Суздальском крае.
12