Во времена древней руси 4 класс презентация работа с картой

Слайд 1

МБОУ «Гимназия №3» Ефименко Т.Н.

Слайд 2

Правление у славян Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждом роду всеми делами заправлял старший . Для важных дел старейшины сходились на вече (мирские сходки) и решали дела сообща. Потом делами племён стали управлять князья .

Слайд 3

Между славянскими племе-нами не было согласия , а были у них всё ссоры да дра-ки . Некоторые племена, рас-судив , что добру не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих , чтобы своим род-ным не потакал. Послы пришли за моря к варяжско — му народу и сказали такие слова: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами» .

Слайд 4

Три варяго-русских князя, Рюрик и его два брата, приш-ли к нам и начали княжить. Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство . От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Слайд 5

Территория Древней Руси к середине XI века увели-чилась . Князья завоёвы-вали новые земли. Главными дорогами были реки и моря. По ним плы-ли купеческие караваны, ладьи и плоты пересе-ленцев на новые земли. На берегу реки Днепр возник город Киев. Он стал столицей Древней Руси.

Слайд 6

Главой Руси был великий князь киевский . В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками. Советниками и помощниками князя были бояре . Верная и преданная княжеская дружина была опорой и поддержкой главы Руси.

Слайд 7

Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней то воевали, то мирились. Русский князь Олег двинул на Византию огромный флот из 2000 кораблей. Чтобы преградить путь флоту, византийцы загородили вход в гавань огромной цепью.

Слайд 8

Тогда Олег, согласно легенде, поставил свои ладьи на колёса и, дождавшись попутного ветра, двинулся под парусами к стенам города. Под прикрытием судов рус-ские воины смогли беспрепятственно подойти к горо-ду . А для устрашения греков русы во время своей атаки выпустили в небо большое число воздушных змеев.

Слайд 9

Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключён мирный договор.

Слайд 10

Князь Владимир Святославич Одним из первых русских князей был князь Владимир Святославич . У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком . Был Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превра-тил он Русь в огромную держа-ву , о которой с уважением говорили в Европе. Трудно было такой державой управлять, а ещё труднее защищать её.

Слайд 11

Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги . Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни с кострами.

Слайд 12

О времени княжения Владимира сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

Слайд 13

В 988 году – более тысячи лет назад – князь Влади-мир Красное Солнышко ввёл на Руси новую рели-гию – христианство . В те времена христианская религия – вера в Иисуса Христа – была распростра-нена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с сосед-ними странами.

Слайд 14

Первыми приняли Крещение сам князь Владимир и его дружина.

Слайд 15

Затем князь заставил креститься киевлян. Княжеские слуги объехали весь город и оповестили, когда и куда надо приходить. «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг!» — объявил князь.

Слайд 16

В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за креще-нием . Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.

Слайд 17

Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл хрис-тианство и в других русских городах. С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение . Начали развиваться искусства и ремёсла , например строи-тельное . По всей Руси соору-жали прекрасные церкви и соборы . Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей.

Слайд 18

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Назовите столицу Древней Руси. Как было организовано управление Древней Руси? В каком году произошло Крещение Руси?

МБОУ Комаричская средняя общеобразовательная школа №2

п. Комаричи, Брянской обл.

Составила: учитель начальных классов

I квалификационной категории

Тумакова Светлана Николаевна

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Во времена Древней Руси».

Тема

Вo времена Древней Руcи

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Цель занятия

Создaть условия для знaкомства обучaющихся с жизнью слaвян во времена Древней Руси

Задачи

  • Спoсобствовать формированию представлений о Великих князьях земли Русской – Oлеге и Владимире, о принятии Русью христианства, его роли в развитии древнего государства, формировать чувство патриотизма;

  • содействовать развитию познавательной активности учащихся, мышления; речи учащихся, умения анализировать с опорой на ранее изученный материал; умения аргументировано отстаивать собственную позицию в учебных дискуссиях; интереса к истории родного государства; развивать умение работать с исторической картой, контурной картой;

  • воспитывать уважение к прошлому своей страны, к её истории.

Формируемые УУД

  • Личностные

-действия смыслообразования

  • Регулятивные

— целеполагание

— контроль

— планирование

— оценка

  • Познавательные

— действия со знаково-символическими средствами

— логические (сравнение, анализ, синтез, доказательство)

— рефлексия

— общеучебные ( смысловое чтение, извлечение информации из прослушанных текстов, поиск и выделение необходимой информации)

  • Коммуникативные

— контроль, оценка действий партнёра

— умение строить монологическое и диалогическое

высказывание в соответствии с задачами и условиями

коммуникации

Планируемый результат

В результате изучения темы учащиеся знают

  • способ управления древним государством;

  • о завоеваниях князя Олега;

  • о деятельности князя Владимира;

  • историю принятия Русью христианства;

  • преимущества, полученные в связи с Крещением.

Основные понятия

Князь, советники, бояре, княжеская дружина, христианство, Крещение

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы:

Электронная презентация, видео-фрагмент.

Оборудование

мультимедиа проектор, экран, компьютер, Плешаков А. А., Крючкова Е.А. Мир вокруг нас: Учебник для 4 класса: В 2 ч, картина Васнецова «Три богатыря», «Никита Кожемяка», карта Древней Руси., контурная карта «Древней Руси», портрет князя Владимира.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная,парная

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг. Момент

Цель: Включить детей в деятельность.

— Назовите раздел, тему который начали изучать на прошлом уроке?

СЛАЙД 2.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

— Страницы истории России.

— Жизнь древних славян

Л: принятие образа хорошего ученика.

Актуализация опорных знаний

Цели этапа:

Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности

— Ответьте на вопросы теста

-А теперь посмотрите на экран. Проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы теста.

Поднимите руки у кого нет ошибок; кто допустил ошибки.

СЛАЙД 3.

Кто затруднялся? (рекомендации: прочитать еще раз статью про жизнь древних славян)

СЛАЙД 4.

— Как вы себя оцениваете?

Мы – потомки древних славян сейчас живём совсем по-другому.

Назовите основные занятия древних славян.

Во что они верили?

Чему поклонялись древние славяне.

Как жили древние славяне? Для чего им нужно было жить вместе?

Работают с тестом

Взаимопроверка

Дети отвечают поочереди.

— Показывают кружочки.

Охота, рыболовство, бортничество, земледелие.

Славяне были язычниками

Идолам

Племенами. Для того, чтобы вместе выполнять работу

Р: — контроль

П: -умение строить монологическое идиалогическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации

— рефлексия

Мотивирование к учебной деятельности

Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. СЛАЙД 5.

— Мы сейчас с вами разгадаем кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1.Доброе фантастическое существо, которое живёт в избе за печью. (домовой)

2.Как древние славяне называли мужчину, который собирал мёд диких пчёл? (бортник)

3.Как называют объединения славян? (племена)

4.Как назывались племена от которых произошли русские, белорусы, украинцы? (славяне)

5.Материал, из которого делали посуду наши предки. (глина)

6.В конце декабря древние славяне проводили праздник… (коляда)

7.Фантастическое существо, которое обитает в озёрах и реках. (водяной)

8.Река, по среднему течению которой находились земли полян. (Днепр)

9.Бог грома и молнии. (Перун)

10.Праздник проводов зимы и встречи весны. (масленица)

11.Топили по чёрному… (печь)

— Какие главные слова мы разгадали?

— Сегодня мы отправимся в путешествие по Древней Руси. Но сначала вспомним, как жили наши предки?

Разгадывают кроссворд.

(отвечают на вопросы)

П: строят речевое высказывание.

Разгадывают кроссворд.

(отвечают на вопросы)

П: строят речевое высказывание.

Постановка темы.

Цели этапа:

Определить тему и цель урока.

Добиться понимания и принятия учебной задачи урока.

Нам было интересно узнать , как жили наши предки.

— А что же происходило дальше?

— Вот сегодня об этом мы и будем говорить.

— Определите тему нашего урока?

— Но племена – это ещё не государство.

СЛАЙД 6.

— А что же такое «Русь»?

— Было ли государство в тот период, о котором говорилось на прошлом уроке?

–Исходя из вышесказанного, предположите на какой вопрос нужно получить ответ сегодня на уроке?– Давайте сначала вспомним признаки государства.

Попробуйте на основе нашей сегодняшней страны определить признаки государства.

— В этом вам помогут карточки, которые лежат у вас на столах.

Пользуясь содержанием учебника, определяют тему занятия

Во времена Древней Руси

Государство.

Нет

О возникновении древнерусского государства под названием Русь жизни людей в этот период.

—————————

Единая территория, столица, единый правитель, помощники правителя, единые законы, охраняемая граница, народ.

Р: — планирование

П: — умение строить монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации

— логические (сравнение, анализ, синтез, доказательство)

Изучение нового материала

Цели этапа: Обеспечить вос­приятие, осмыс­ление и первичное закрепление уч-ся изучаемого мате­риала.

— Можно ли Древнюю Русь назвать – ГОСУДАРСТВОМ? Докажите.

— Было ли государство у Древних славян? Докажите.

Рассказ учителя.

Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё ссоры да ; драки. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать не из своих. А из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море послы. Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 Русское государство. От имени первых князей оно и называлось Русью.

— Что могли увидеть иностранцы, попавшие на территорию Древней Руси в начале IΧ века? Прочитаем отрывки из их высказываний.

(раздаются карточки с текстом).

-Уважаемые гости! Добро пожаловать в Древнюю Русь. – Что же интересного вы у нас увидели?

«Путь в эту страну идёт по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян – ровная и лесистая…»

(Ибн-Русте, арабский писатель IΧ века)

«Земля здесь покрыта лесом разной породы… Зима столь сурова, что восемь месяцев там стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве только если разведёшь костёр… Такие холода продолжаются сплошь восемь месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло… Кроме множества огромных рек, нет в этой стране больше ничего достопримечательного»

«Борисфен (так называлась в древности река Днепр) – самая прибыльная река: по берегам её простираются прекрасные тучные пастбища для скота; в ней водится в больших количествах наилучшая рыба; вода приятна на вкус для питья, прозрачна.»

(Геродот, древнегреческий историк)

— Ехали в Древнюю Русь с разных концов света купцы. Везли разнообразные товары.

— На пути движения торговых караванов возник Древний город — Киев, который в дальнейшем стал столицей Древней Руси.

Постепенно площадь Древней Руси расширялась.

СЛАЙД 7.

В 879 году власть над новгородскими землями после смерти Рюрика  получил Олег.

В 882 Олег присоединил к Новгородской Руси Киев и перенёс туда столицу.

«И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.» (Повесть временных лет)

— Почему Киев стал Столицей Древней Руси?

Задание СЛАЙД 8.

— Рассмотрите карту на с. 41 учебника.

— Найдите территорию Древней Руси в конце IX века .

— Покажите у доски на карте территорию Древней Руси 9 века.

— У вас на столах лежат контурные карты. Обведите зелёным карандашом границы Древней Руси 9 веке.

— Проведите красным карандашом главный торговый путь «из варяг в греки».

СЛАЙД 9.

— С приходом князя Владимира размеры территории Древней Руси увеличились, границы раздвинулись. Почему?

  • Сравните эти территории.

  • Как изменилась территория Древней Руси?

— Как вы думаете, почему?

— У вас лежат карты. Обведите границы Руси 11 века.

— Увеличилась ли граница Руси?

Закрепление изученного материала.

Каждым городом управлял свой князь. Но все они подчинялись киевскому князю. Он считался правителем Руси, главой государства именовался – Великим князем.

Прочитайте о нём статью на с. 42 в учебнике

— Князь не мог управлять один такой территорией?

— Были и былинные воины.

СЛАЙД 10.

ФИЗМИНУТКА

В историю вошёл киевский князь – Владимир Святославович. Его воспевали былины и легенды.

Прочитайте текст

на с. 43-44 чебника.

Ответьте на вопросы

  • Что стало главной заботой князя Владимира?

  • Что делал князь для защиты своих территорий?

  • О каких былинных богатырях того времени мы с вами знаем?

  • На Руси богатырей было много, а былинные БОГАТЫРИ сочетали в себе все качества самых лучших богатырей. (храбрость, отвага, мудрость, любовь к Родине).

СЛАЙД 11.

Картина Виктора Васнецова «Три богатыря).

Перед тем как Васнецов создал это полотно, он изучил сохранившиеся летописи, архивы, народные сказания, былины, в которых упоминалось о богатырях. На картине три могучих русских богатыря. Они всматриваются в даль, не движется ли враг на родную землю. Русская земля широка и необъятна. В ней много лесов и рек. За эту территорию приходилось часто воевать. Вот и мечтал русский народ о богатырях, которые смогут её защитить. Слагали о них песни и былины.

— Чем ещё прославился князь Владимир? Сейчас мы об этом посмотрим фильм.

ВИДЕО. СЛАЙД 12.

— В историю он вошёл как креститель Руси.

— Кто первым принял Крещение?

СЛАЙД 13.

СЛАЙД 14.

На прошлом уроке мы с вами уже говорили, во что верили славяне. Вспомните, чему они поклонялись? (явлениям природы)

— Жизнь древнего человека зависела от природы. Не зная причин происхождения природных явлений, люди приписывали их воле богов. Славяне верили, что богов много. Такая вера называется язычеством.

В летописи есть рассказ о том, как князь Владимир послал в разные страны своих людей, чтобы те познакомились с разными религиями и рассказали ему о них. В 988 году Русь приняла христианство – религию, которая пришла к нам от греков из Византии. Как происходил этот обряд?

— Что приказал сделать Владимир с идолами?

СЛАЙД 15.

_ Все статуи идолов Владимир приказал выбросить в реки или сжечь.

— Кого мама называет солнышком? Почему?

— Почему Владимира в народе прозвали – Красным Солнышком?

За введение христианства на Руси Владимир признан церковью Святым.

Стр. 43-44.

Слушают.

Работа с карточками.

(читают 3 учащихся в костюмах)

У города выгодное местоположение. Киев располагается на пересечении торговых путей.

Чтение по учебнику. Работают с картой.

Территория увеличилась. Племена стали объединяться.

2 учащихся показывают, все повторяют. (под музыку)

Нет. Ему помогали бояре и княжеская дружина

Защита родных рубежей.

Ставил заставы.

Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Никита Кожемяка.

Крестился Владимир.

Крестил 12 своих сыновей. Крестил народ.

28 июля – ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ.

П:

-общеучебные

( смысловое чтение,извлечение информации из прослушанных текстов, поиск и выделение необходимой информации)

П: — действия со знаково-символическими средствами

— логические (сравнение, анализ, синтез, доказательство)

Р: — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

Л: — учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

П:

— ориентироваться на разннобразие способов решения задач.

Итог урока

Цели этапа:

Самооценка собственной деятельности.

К сожалению время нашего урока подходит к концу. Много ещё интересного можно узнать и рассказать о временах Древней Руси. Вы это будете изучать в старших классах. Но мой вам совет — поищите материал в энциклопедии или в интернете, и почитайте об этом времени.

— Мы подведём итог нашего урока.

  1. Как называли в то время правителя?

  2. Кто ему помогал?

  3. Какой город был столицей?

  4. Какой князь завоевал Царьград?

  5. Кого величали «Красным Солнышком?»

  6. Какое важное событие произошло в 988 году?

Князь

Дружинники

Киев

Олег

Владимир

Крещение Руси

К: — умение строить монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рефлексия СЛАЙД 16.

Цели этапа:

Инициировать и ин­тенсифицировать реф­лексию уч-ся по поводу содержания учебного материала и деятельности.

— Сегодня мы многое узнали на уроке, а что вам было интересно. Продолжите предложение.

Цели этапа:

Соотнести цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, наметить дальнейшие цели деятельности.

Мне было интересно узнать…

Высказывают мнения.

П:

— логические (сравнение, анализ, синтез, доказательство)

К: — контроль, оценка действий партнёра

— умение строить монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Домашнее задание СЛАЙД 17.

Цель: обеспечить понима­ние учащимися цели, со­держания и способов выполнения домашнего задания

— Выберите каждый для себя тему сообщения.

    1. Сообщение о Князе Владимире.

    2. Сообщение о Крещении Руси.

  • С.40-45 ответить на вопросы.

СЛАЙД 18.

— Благодарю вас.

— Давайте скажем «Спасибо» гостям.

— Давайте друг другу поаппладируем.

Высказывают предположения.

Записывают домашнее задание.

П:

— общеучебные

( смысловое чтение,извлечение информации из прослушанных текстов, поиск и выделение необходимой информации)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР — 4 класс

Тема: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей

Цель урока:

раскрыть понятия: «Христианство», «Крещение», «великий князь», «дружинники», «бояре»; формировать представление о Древней Руси, русских князьях; воспитывать уважение к своей истории, к прошлому человечества, духовному богатству русского народа; к профессиям: художника, ученых-историков, а также к профессиям людей прошлого.

Формируемые УУД:

регулятивные: принимать и сохранять поставленную учебную задачу; оценивать правильность выполнения действий; осуществлять итоговый контроль по результату;

познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы; ориентироваться в материале учебника, находить и связно, последовательно передавать полученную информацию; знать историю своего края;

коммуникативные: вести диалог с учителем, работать в паре; осуществлять инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации;

личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности, способствовать развитию интереса к истории времён Древней Руси

Тип урока: получение новых знаний (виртуальная экскурсия в краеведческий музей).

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.

Формы работы: фронтальные, групповые, коллективные, индивидуальные; беседа, рассказ, инсценирование отрывка из былины.

Основные термины и понятия: Христианство, Крещение, великий князь, дружинники, бояре.

Оборудование: презентация, атрибуты костюма богатыря, репродукция картины «Три богатыря» В. М. Васнецова

Интернет-ресурсы: Детская электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007г.

Ход экскурсии

І. Подготовительный этап.

1.Организация рабочего места учащегося.

2.Ознакомление с планом экскурсии.

ІІ. Организационный этап.(Слайд № 1-2)

1.Работа над стихотворением «Край родной» М.Пожарова

Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы, цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный,
И колокольный певучий звон.


С твоей улыбкой, с твоим дыханьем
Сливаюсь я.
Необозримый, Христом хранимый,
Мой край родимый,
 
Любовь моя.

Поэты всех поколений писали о своей любви к родному краю и гордились принадлежностью к русскому народу.

Кто такие предки? (лексическое значение слова предки)

— Кто является предками русского, украинского и белорусского народов?

— О каком временном периоде в жизни восточных славян мы говорили на прошлом уроке?

— Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке?

III. Мотивация к учебной деятельности.

1.Повторение раннее изученного материала. Фронтальная работа

Исходя из этих рассуждений, подумайте, а кто тогда мы с вами?

— Как вы думаете, а нужно ли нам, потомкам, знать, как жили наши древние предки?

— Зачем?

— Кем были наши предки? 

2. Вступительная беседа. (Слайд № 3)

Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру.

Тема нашего урока «Во времена Древней Руси»

Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Немного воображения… и прошлое «оживет» перед вашими глазами.

(Слайд № 4 озвучивание детьми)

— Вспомним, что мы знаем о славянах?

— В какие времена жили древние славяне?

IV. Основной этап.

1.Поиск новых знаний. Рассказ учителя (Слайд № 5-6)

Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. Тяжелым трудом добывали славяне себе пропитание.

2.Работа с картой (Слайд № 7 — 8)

Время шло. Славянские племена стали объединяться. На Руси появляются города: Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов, и концу 9 в. на карте восточной Европы появилось государство — Киевская Русь, к середине 11 в. Русь занимала пространство от Балтийского моря до Черного.

— Каким цветом на карте выделена территория древней Руси в конце 9 века?

-А в середине 11 в.?

3. Работа с учебником (дети читают статью с. 40-42)

-О чем вы можете сказать, что знали, но забыли, и текст восстановил ваши знания?

-Какая информация явилась для вас новой?

-О чем бы вы хотели узнать больше?

4. Обобщение

— Главой Руси был…

-Его советники…

-Его опора и поддержка.

-Каким другим словом вы бы могли заменить слово «дружина»?

-Назовите русского князя, который особенно прославился своими военными подвигами?

-Вспомните литературный источник, из которого мы узнали о князе Олеге?

5.Физминутка

6. Беседа о русском князе Владимире Красное Солнышко (Слайд № 9-10 —

Репродукция иконы Святого Владимира)

Летописи рассказали и о другом славном русском князе – Владимире. Давно он княжил на Руси – тысяча лет прошла с тех пор, а люди до сих пор помнят его. У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком.

— Как вы думаете, за что могли дать такое прозвище?

Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказу князя Владимира на южной границе были построены крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни.

О времени княжения Владимира Красное Солнышко сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

7. Инсценировка. Отрывок из былины «Исцеление Ильи Муромца» (Приложение 1)

9. Работа с репродукцией картины «Три богатыря» В. М. Васнецова (Слайд № 11)

Учитель. Не только в былинах воспевают русских богатырей, но и художники посвящают им свои работы.

— С 1880 года создавал В.М.Васнецов произведения на темы отечественной истории, русских былин и сказок, которые принесли ему широкую популярность.

10. Сообщения учащихся (Приложение 2)

1-й ученик.

На картине изображены три богатыря – воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович. В центре на черном коне сидит Илья Муромец. Богатырь зорко всматривается вдаль из-под поднесенной ко лбу руки: нет ли где врагов-кочевников. Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Правая рука уже вынимает меч из ножен, и конь его вот-вот понесет в бой. У Алеши Поповича стрела всегда наготове.

За спинами богатырей – Русская земля, степь, дремучие леса, низкое небо – это величавый образ Руси. Герои полны решимости, не пропустить врага.

Когда смотришь на богатырей, то охотно веришь, что нет такой страшной силы, которую бы не одолели русские витязи.

Учитель:

Сильная дружина была у князя Владимира, но не в этом главная заслуга его. В историю Владимир вошел как креститель Руси, он ввел на Руси новую религию – христианство.

Как вы понимаете слово крещение?

По ходу урока мы должны выяснить, правы ли вы?

(слова на доске: Крещение, христианство)

11. Рассказ учителя

Период правления князя Владимира можно разделить на II этапа: языческий и христианский. О языческой вере славян вы рассказали в начале урока. Единства в верованиях не было. Каждое славянское племя могло поклоняться своим богам. Славяне создавали идолов, деревянные изображения. Чтобы задобрить сердитого бога или чтобы заручиться его милостью, ему приносили жертвы, иногда, в важных случаях, на заклание приводили живых людей. Владимир вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил идолов, приносил им жертвы. Но чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. Нужна была идея, которая бы объединила людей нового государства. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере.

По легенде, Владимир крестился в Корсуни (ныне город Херсон), в 988 году, а, вернувшись в Киев, крестил народ киевский.

Сообщения учащихся (Приложение 2)

2-й ученик. (Слайд № 12)

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина.

Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой. В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул:

«Теперь я познал истинного Бога!»

3-й ученик. (Слайд № 13-15)

Возвратившись в Киев, Владимир, прежде всего, предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крещения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».

12. Блиц- опрос

— Что такое крещение?

— С какой целью Владимир крестил Русь?

— Легко ли принял народ новую веру?

— В чем отличие христианства от язычества?

За введение христианства на Руси Князь Владимир был признан церковью святым.

13. Работа с пословицами (Слайд № 16)

-Как вы думаете, какая из пословиц и поговорок больше соответствует теме нашего урока и почему?

  • Без добрых дел – вера мертва перед Богом.

  • Я, слава Богу, крещёный человек.

  • Земля русская вся под Богом.

  • Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

V. Итоговый этап. (Слайд № 17)

1. Фронтальное обсуждение

— Как вы считаете, справились мы с той задачей, которую ставили перед экскурсией?

— Что узнали вы о жизни славян во времена Древней Руси?

-Назовите столицу Древней Руси.

— Как было организовано управление в Древней Руси?

— В каком году произошло Крещение Руси?

-Каковы заслуги князя Владимира?

-В чём значение принятия Русью христианства?

2. Рефлексия (Слайд № 18)

В музеях есть Книги отзывов. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились впечатлениями о нашем уроке. Поднимите сердечко, которое соответствует вашему впечатлению:

  • если было интересно — красное сердечко;

  • если захотите дальше еще путешествовать — розовое;

  • если было неинтересно – белое.

3. Домашнее задание (Слайд № 19) Прочитайте былину об Илье Муромце.

7

Во времена Древней Руси

Путь «из Варяг в Греки»
Соединял Балтийское и Черное моря.
Через земли славян проходил путь «из Варяг в Греки».
Варяги – жители Северной Европы
Греки – жители Византии

Конечным пунктом пути была Византия и ее столица Константинополь.

Путь «из Варяг в Греки»
Возникли города:
На севере – Новгород
На юге- Киев

Образование Древнерусского государства
Возникло крупное объединение (княжество), с центром в Новгороде.
В 862 году новгородцы призвали на княжение Рюрика.

Образование Древнерусского государства
Князем Новгорода стал его родственник Олег.
В 879 году умер Рюрик.
В 882 году он отправился в поход на юг.

Князь Олег (882-912)
Объединил Новгород и Киев
Объявил Киев столицей
Стал великим князем Киевским
Возникло Древнерусское государство
Многонациональное государство: восточные славяне, весь, мурома и другие.
Задание: Рабочая тетрадь стр. 16 задание 3

Задание:
Найдите на карте (стр. 41) территорию Древней Руси:
а) в конце 9 века
б) в середине 11 века
Сравните.

Устройство Киевской Руси
Великий киевский князь
Опирался на дружину
Помощниками и советниками были бояре
Защищала границы страны
Поддерживала порядок в стране
Задание: Рабочая тетрадь стр. 16 задание 2

Походы на Царьград
Византийцы перекрыли гавань Константинополя и укрылись за стенами.
В 907 году Олег совершил поход на Царьград.
В нем участвовало 2 тысячи судов и 80 тысяч воинов.

Походы на Царьград
Олег приказал вытащить корабли на берег и поставить их на колеса.
Греки запросили мир.

Походы на Царьград
Результатом похода стал выгодный торговый договор с Византией.
Князь Олег прибил к воротам Царьграда свой щит.

Князь Владимир и Крещение Руси

Княжение Владимира
князь Владимир Святославович (княжил 980 – 1015).
Величают Владимир Красное Солнышко

Правление Владимира Святославовича
Для защиты от кочевников
Валы
Цепочки крепостей
На южных границах построил четыре рубежа
Сигнальные вышки

Русь и соседние страны
Религия соседей Руси
Иудаизм
Ислам
Хазары
Булгары
Европейцы
Христианство

Христианство на Руси
Причины принятия христианства по греческому образцу
Русь поддерживала постоянные торговые связи с Византией
Часть жителей Руси исповедовали христианство
Византийцы не посягали на территории Руси

Крещение Руси
В 988 году Владимир крестился
На другой день повелел всем киевлянам прийти к реке.

Крещение Руси
По повелению Владимира были повержены на землю все идолы языческих богов, изваяние Перуна было сброшено в Днепр.

Значение принятия христианства
Христианство и культура Руси
Кириллическая письменность
Образование
Церковное искусство

Значение принятия христианства
Оно стало в общий ряд с другими христианскими государствами.
Изменилось международное положение Древнерусского государства.
Задание: Рабочая тетрадь стр. 16 -17 задание 4, 5.

Презентация на тему «Во времена Древней Руси» 4 класс

  • Скачать презентацию (3.03 Мб)


  • 5501 загрузок

  • 4.3 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по предмету «Окружающий мир» на тему: «Во времена Древней Руси», благодаря которой учащиеся познакомятся с историей возникновения древнерусского государства, выдающимися князьями и приходом христианства в нашу страну.

Краткое содержание

  • Правление у славян
  • Призвание варягов
  • Работа парах
  • Основание Киева
  • Работа по учебнику
  • Византия
  • Князь Владимир Святославич
  • Крещение Руси
  • Подведение итогов
  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    22

  • Автор

    Панова О. В.

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

  • Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Содержание

  • Презентация: Во времена Древней Руси

    Слайд 1

  • Слайд 2

    Правление у славян

    Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждом роду всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече (мирские сходки) и решали дела сообща. Потом делами племён стали управлятькнязья.

  • Слайд 3

    Между славянскими племенамине было согласия, а были у них всё ссоры да дра-ки. Некоторые племена, рассудив, что добру не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Послы пришли за моря к варяжскому народу и сказали такие слова: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».

  • Слайд 4

    Три варяго-русских князя, Рюрик и его два брата, пришли к нам и начали княжить. Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началосьв 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

  • Слайд 5

    Работа парах

    Рассмотрите карту на с. 41 учебника.

    Найдите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века.

    Сравните эти территории.

    — Что с территорией Древней Руси произошло?

    — Как вы думаете, почему?

  • Слайд 6

    Территория Древней Руси к середине XI века увеличилась. Князья завоёвывали новые земли.

    Главными дорогами были реки и моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.

    На берегу реки Днепр возник город Киев. Он стал столицей Древней Руси.

  • Слайд 7

    Работа по учебнику

    Прочитайте текст на с. 42 учебника.

    • Кто был главой Руси?
    • Кто помогал ему?
    • Чем занимались князья?
    • Какой русский князь знаменит своими походами?
  • Слайд 8

    Главой Руси был великий князь киевский. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками. Советниками и помощниками князя были бояре. Верная и преданная княжеская дружина была опорой и поддержкой главы Руси.

  • Слайд 9

    Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней то воевали, то мирились.Русский князь Олег двинул на Византию огромный флот из 2000 кораблей. Чтобы преградить путь флоту, византийцы загородили вход в гавань огромной цепью.

  • Слайд 10

    Тогда Олег, согласно легенде, поставил свои ладьи на колёса и, дождавшись попутного ветра, двинулся под парусами к стенам города. Под прикрытием судов русские воины смогли беспрепятственно подойти к городу. А для устрашения греков русы во время своей атаки выпустили в небо большое число воздушных змеев.

  • Слайд 11

    Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключён мирный договор.

  • Слайд 12

    Князь Владимир Святославич

    • Одним из первых русских князей был князь Владимир Святославич.
    • У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком.
    • Был Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превра-тил он Русь в огромную держа-ву, о которой с уважением говорили в Европе. Трудно было такой державой управлять, а ещё труднее защищать её.
  • Слайд 13

    Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги. Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни с кострами.

  • Слайд 14

    О времени княжения Владимира сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

  • Слайд 15

    В 988 году – более тысячи лет назад – князь Владимир Красное Солнышко ввёл на Руси новую религию – христианство. В те времена христианская религия – вера в Иисуса Христа – была распростра-нена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с сосед-ними странами.

  • Слайд 16

    Первыми приняли Крещение сам князь Владимир и его дружина.

  • Слайд 17

    Затем князь заставил креститься киевлян. Княжеские слуги объехали весь город и оповестили, когда и куда надо приходить. «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг!» — объявил князь.

  • Слайд 18

    В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за креще-нием. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.

  • Слайд 19

    Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввёл христианство и в других русских городах. С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение. Начали развиваться искусства и ремёсла, например строи-тельное. По всей Руси сооружали прекрасные церкви и соборы. Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей.

  • Слайд 20

    ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

    • Назовите столицу Древней Руси.
    • Как было организовано управление Древней Руси?
    • В каком году произошло Крещение Руси?
  • Слайд 22

    Панова Оксана Владимировна учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №4» г. Великого Новгорода

    Персональный сайт:

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Во времена Древней Руси

Презентация: Возникновение Москвы

Презентация: Киевская Русь в IX – XII веках

Презентация: Крещение Руси

Презентация: Древняя Русь

Презентация: Принятие христианства на Руси

Презентация: Во времена Древней Руси

Презентация: Крещение Руси

Презентация: Трудные времена на русской земле

Презентация: Патриоты России

Презентация: Куликовская битва

Презентация: 13 век в истории Руси

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Презентация "Во времена Древней Руси", 4 класс

презентация «Во времена Древней Руси», 4 класс УМК «Школа России» , Плешаков. Русь — первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописцу «Повести временных лет» название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году как воинская дружина.презентация «Во времена Древней Руси», 4 класс УМК «Школа России» , Плешаков. Русь — первоначально историческое название земель восточных славян и первого государства Древней Руси. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописцу «Повести временных лет» название произошло от варягов племени русь, призванных новгородскими славянами в 862 году как воинская дружина.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.


1


Во времена древней Руси.


2


Карты Древней Руси.


3



4


Богатыри


5


Боевые топоры


6



7


Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.


8


По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, говорили они потом Владимиру, на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга мудрейшая из людей».


9


Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константино- Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константино- поль к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесны- ми очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»


10


Возвратившись в Киев, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крешения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».


11


После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде. В 992 г. святая вера была насаждена в Суздальском крае.


12


Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

  • Во время работы компьютера необходимые программы хранятся в
  • Во время работы пс оснащенных грейфером или электромагнитом
  • Во время работы с клеем необходимо найти неправильный ответ
  • Военкомат дмитровское шоссе 54 официальный сайт часы работы
  • Военкомат калининского района санкт петербурга время работы

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии