Незнайка → ОГЭ → Обществознание → Вариант 15 → Задание 17
Задание № 27981
Во дворе многоквартирного дома поздним вечером молодёжная компания шумно отмечала Новый год. Жильцы, которые так и не смогли уснуть, вынуждены были вызвать полицию. Нормы какой отрасли права нарушили молодые люди?
1) административного
2) жилищного
3) уголовного
4) земельного
Показать ответ
Комментарий:
Нарушение режима тишины — административное право.
Ответ: 1
Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
-
экономические
43,627 -
гуманитарные
33,648 -
юридические
17,917 -
школьный раздел
611,615 -
разное
16,897
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Время
3:0:00Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании структуры деятельности?
Мотив, цель, игра, творчество, труд.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
К какой сфере общественной жизни непосредственно относится производство косметических средств?
1) экономической
2) социальной
3) политической
4) духовной
Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность формируется в общении с окружающими.
Б. Личность характеризуется различными социальными качествами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Одиннадцатиклассник Роман готовится к сдаче выпускных экзаменов. Какой уровень образования завершает Роман?
1) высшее образование
2) основное общее образование
3) среднее профессиональное образование
4) среднее общее образование
Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия предписывает определённые правила поведения для верующих.
Б. Религия влияет на формирование мировоззрения верующих.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В выходной день Вере Васильевне срочно понадобились наличные деньги. Банк был закрыт, поэтому она пошла к банкомату, хотя не помнила, как им пользоваться. У банкомата оказался любезный молодой человек, который помог Вере Васильевне вставить в банкомат карточку и набрал под её диктовку пин-код.
Какие небезопасные для своих личных финансов действия совершила Вера Васильевна? Как ей следовало поступить в данной ситуации?
ответ
Ответ:
- Молодой человек мог оказаться мошенником, который в дальнейшем воспользуется данными карты в своих целях.
- Ей не следовало сообщать данные карты никому. Она могла пойти в отделение банка и попросить помощи у сотрудника, если были сложности с его использованием, но и там сообщать пин-код никому нельзя.
Производительностью труда называют
1) количество продукции, произведённой за единицу времени
2) разницу между выручкой фирмы и общими издержками
3) разделение процесса производства на ряд отдельных этапов
4) процесс производства товаров и услуг
Иван Петрович получил зарплату и отложил некоторую сумму на летний отдых. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
1) мировые деньги
2) мера стоимости товара
3) средство накопления
4) средство обращения
Верны ли следующие суждения о предпринимательской деятельности?
А. Сократить затраты на производство продукции предприниматель может за счет нахождения новых поставщиков.
Б. Цель предпринимательской деятельности – получение максимальной прибыли.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Какую социальную роль исполняют и подростки, и взрослые люди?
1) учащийся школы
2) пациент
3) опекун
4) попечитель
Верны ли следующие суждения о компромиссе как способе разрешения социальных конфликтов?
Компромисс предполагает, что
А. стороны договариваются о взаимных уступках.
Б. в решении проблемы обязательно участвует посредник.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z им задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?»
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде таблицы.
Ответы | % от числа опрошенных | |
мужчины | женщины | |
муж | 50 | 55 |
жена | 5 | 15 |
Кто больше зарабатывает | 35 | 5 |
Все важные вопросы мужем и женой решаются сообща |
10 | 25 |
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных.
Выскажите предположение о том, чем объясняется:
а) сходство; б) различие.
Какой признак характеризует правовое государство?
1) наличие правительства
2) сложная система законодательства
3) верховенство закона во всех сферах жизни
4) осуществление охраны правопорядка
Верны ли следующие суждения о политике?
А. Политика, прежде всего, регулирует хозяйственную деятельность людей, направленную на создание необходимых благ.
Б. Политика – это искусство управления группой людей, обществом в целом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ |
А) логичность и доказательство выводов Б) теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир В) вера в сверхъестественное Г) строгое следование ритуалам и исполнение обрядов Д) объективное отражение действительности |
1) религия 2) наука |
К деятельности органов исполнительной власти РФ относится
1) разработка бюджета государства
2) осуществление судопроизводства
3) объявление амнистии
4) решение вопросов гражданства РФ
Во дворе многоквартирного дома поздним вечером компания шумно отмечала праздник. Жильцы, которые так и не смогли уснуть, вынуждены были вызвать полицию. Нормы какой отрасли права нарушили молодые люди?
1) административного
2) жилищного
3) уголовного
4) гражданского
Верны ли следующие суждения о трудоустройстве несовершеннолетних граждан?
А. Лица в возрасте до 18 лет ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию).
Б. При повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до 18 лет выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Учитель рассказывал о формах политического участия граждан. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) Граждане участвуют в управлении делами государства.
2) Граждане голосуют за представителей политических партий.
3) Граждане осуществляют своё волеизъявление тайным голосованием.
4) Граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона.
Заполните пропуск в таблице.
Экономическое явление |
Характеристика |
Специализация |
Сосредоточение какого-либо вида хозяйственной деятельности в руках конкретного человека, фирмы, страны, которые справляются с ней лучше других |
… |
Добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги между специализированными производителями |
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
ответ
Ответ:
- Какая самая распространённая проблема, с которой сталкиваются потребители в магазине?
- По какой причине ценник может не соответствовать цене товара?
- Как можно решить вопрос несоответствия цены и ценника?
- Что делать, если у продавца нет сдачи?
Какие причины несоответствия цены на товар в торговом зале и цены, пробиваемой на кассе, названы в тексте? (Укажите любые две причины.) Какой совет потребителю по контролю за рассмотрением оставленной им в Книге отзывов и предложений жалобы содержится в тексте? Какой контролирующий государственный орган назван в тексте?
Какие три варианта решения вопроса о несоответствии стоимости товара на ценнике и на кассе магазина приведены в тексте? Назовите их и объясните основной недостаток каждого из них.
ответ
3 варианта решения вопроса о несоответствии стоимости товара на ценнике и на кассе и их недостатки:
1) приобрести товар по той цене, которая заведена в базу кассовой программы (это не будет «уроком» для компании, и она не будут следить за ценниками внимательнее)
2) отказаться от совершения покупки (вы не получите товар, который хотели приобрести)
3) настоять на продаже товара именно по той цене, которая была объявлена на ценнике (скорее всего эту разницу покроют обычные продавцы, а не сам магазин, который выстроил неэффективную систему)
Некоторые люди считают недостойным жаловаться на нарушение своих прав и просто не пользуются больше услугами фирм-нарушителей. Сформулируйте два аргумента (объяснения) в поддержку того, что потребителю всё же необходимо активно отстаивать свои права. (Аргументы должны быть сформулированы как распространённые предложения.)
Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты
Предмет: Право,
автор: ШколаЭтоТюрма
Во дворе многоквартирного жилого дома поздней ночью молодежная компания шумно отмечала день рождения одного из парней, включив музыку и исполняя песни. Жильцы, которые так и не смогли уснуть, вынуждены были вызвать полицию. Нормы какого права нарушили молодые люди?
Ответы
Ответ: Административного права
Объяснение:
Интересные вопросы
Предмет: Химия,
автор: NAREDAS
ПОМОГИТЕ ПРОШУ
С надёжн…м врач…м, со старательн…й учениц…й, о ловк…м спортсмене, прежн…ю подругу, об умел…м мастере, за метк…м стрелком, у аккуратн…й девочки, со строг…м юношей, о проворн…м школьнике, со старш…м братом, о младш…й сестре, с хорош…м товарищ…м, об опасн…м наводнени…, бел…м пушист…м снегом, в ясный зимн…й полдень, с ф…олетов…м оттенком и глубок…ми син…ми тенями, станов…тся лиловато – пепельн…м, снег кажется розов…м, золот…м, ранн…й весной, благородн…е и сильн…е люди, в берёз…в…й роще, ярко – син…е звёздочки, прошлогодн…е листья, с больн…м сыном, с лучш…м другом, спуск в широк…ю зелён…ю д…лину, залиты весенн…ю водою
Предмет: Алгебра,
автор: sasaistomin32
Пробник ОГЭ 2023 по обществознанию для 9 класса 2 новых тренировочных варианта заданий в формате реального экзамена ФИПИ с ответами и решением для подготовки к ОГЭ 2023 года.
- Скачать 1 вариант
- Скачать 2 вариант
- Скачать ответы и решения
- Другие варианты ОГЭ по обществознанию
1variant_oge2023_ob_9klass
2 вариант пробник ОГЭ 2023 по обществознанию 9 класс
2variant_oge2023_ob_9klass
Задания и ответы с 1 варианта
1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общественной жизни? Затраты, образование, государство, федерация, монополия. Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
2. Виолетта учится на отлично, она готовится к экзамену и читает учебник, справочную литературу, решает задачи. Одним из средств этой деятельности является
1) экзамен
2) учебник
3) отметка
4) увлечение музыкой
3. Иван учится в 8 классе общеобразовательной школы. Дополнительно он посещает занятия по изобразительному искусству в центре детского творчества. На каком уровне образования находится Иван?
1) высшее образование
2) основное общее образование
3) среднее профессиональное образование
4) среднее общее образование
4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Современное общество способно полностью контролировать природные процессы и регулировать силу стихийных бедствий. Б. Дефицит природных благ побуждает общество развивать обмен между разными регионами планеты.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Рассмотрите фотографию. Какой тип межличностных отношений может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? (Укажите не конкретное, а наиболее общее название.) Объясните, в чем состоит сущность данного типа межличностных отношений. Какова роль общения в жизни человека? Как Вы думаете, какие качества необходимы изображённому на фотографии младшему по возрасту человеку, чтобы такие межличностные от ношения были успешными? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
6. В праздничный день Николаю Васильевич срочно понадобились деньги. Банк был закрыт, поэтому он пошёл к банкомату, хотя не помнил, как им пользоваться. У банкомата оказалась девушка, которая помогла Николаю Васильевичу вставить в банкомат карточку и набрала под его диктовку пин-код. Какие небезопасные для своих личных финансов действия совершил Николай Васильевич? Как ему следовало правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав помер задания.
7. Процесс создания благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей и общества в целом, называют
1) конкуренцией
2) рыночным механизмом
3) предложением
4) производством
8. В стране Z, на рынке производства автомобилей высокая конкуренция среди предприятий различной формы собственности. Такая ситуация свойственна экономике
1) централизованной
2) рыночной
3) монополизированной
4) традиционной
9. Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике? А. Государство регулирует рынок при помощи системы правовых норм. Б. Государство в условиях рынка планирует количество производимых товаров.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
10. Термины «традиции», «обычаи» используются в первую очередь для раскрытия понятия 1) гражданское общество 2) светское государство 3) политический режим 4) социальные нормы
11. Верны ли следующие суждения о семье? А. Семьей называют малую ¡руину, члены которой связаны брачными или родственными отношениями. Б. В отличие от участников других малых групп, между членами семьи существуют непосредственные личные контакты. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны 2 им задавали вопрос: «Какие стороны имущественных отношений между супругами вы считаете наиболее значимыми для урегулирования брачным договором?» (можно было дать несколько ответов). Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
13. Жители мегаполиса создали и зарегистрировали свою ассоциацию «Город без пробок», которая выступает в защиту их интересов и предлагает правительству своё видение проблемы организации дорожного движения, планов строительства и эксплуатации дорог. Данный пример иллюстрирует
1) проведение предвыборных кампаний
2) деятельность муниципальных органов
3) функционирование гражданского общества
4) обсуждение нового законопроекта
14. Верны ли следующие суждения о демократических выборах? А. Граждане имеют возможность выбирать своих представителей из нескольких кандидатов. Б. За день до голосования устанавливается запрет на предвыборную агитацию.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
15. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
А) открытие нового супермаркета
Б) выборы в парламент
В) оказание парикмахерских услуг
Г) биржевые торги акциями фирм
Д) вступление в партию
16. Во дворе многоквартирного дома поздним вечером компания шумно отмечала праздник. Жильцы, которые так и не смогли уснуть, вынуждены были вызвать полицию. Нормы какой отрасли права нарушили молодые люди?
1) административного
2) жилищного
3) уголовного
4) гражданского
17. Михаил взял в банке кредит на покупку автомобиля. Его отношения с банком регулируются нормами права
1) государственного
2) коммерческого
3) трудового
4) гражданского
18. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя Российской Федерации? А. Российская Федерация является федеративной республикой. Б. В Российской Федерации провозглашено многообразие форм собственности при преобладании частной собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
19. В приведенном списке указаны черты сходства человека с животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
1) потребность в пище и воде
2) способность к творчеству
3) наличие органов чувств
4) наличие сознания
20. Заполните пропуск в таблице. Мирное обсуждение возможных путей решения проблемы.
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22. Что экономисты называют факторами производства? Какие четыре группы факторов производства названы в тексте? Какие два права собственника включает в себя право собственности на факторы производства? (Ответы на все вопросы даются только с опорой на текст.)
23. Проиллюстрируйте примерами получение собственниками доходов от собственности на любые три фактора производства.
24. Существует мнение, что жить исключительно на доходы от собственности на землю или капитал аморально. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Используя обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в защит}’ своей позиции.
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Задания
ФИПИ к ОГЭ Обществознание раздел «Право»
151. Какая отрасль права регулирует
имущественные отношения?
1) гражданское право
2) административное право
3) трудовое право
4) конституционное право
152. К людям, занятым профессиональной
юридической деятельностью, предъявляются особые требования. Прочтите текст
клятвы и определите, представители какой из юридических профессий её приносят.
«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности,
осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и
справедливым, как велит мне долг … и моя совесть».
1) прокурор 2)
судья 3) следователь 4) нотариус
153. Установите соответствие между ситуациями
и видами правоотношений, которые они иллюстрируют: к каждому элементу,
данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
СИТУАЦИИ |
ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ |
А) Министр подписал приказ о назначении |
1) административные |
Б) Дедушка подарил внуку принадлежащую ему |
2) гражданские |
В) Молодая семейная пара открыла кафе |
|
Г) Жилец производил ремонтные работы в своей |
|
Д) Глава семьи заключил с транспортным |
154. Установите соответствие между примерами
правонарушений и отраслями права: к каждому элементу, данному в первом столбце,
подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу
выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПРИМЕРЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ |
ОТРАСЛИ ПРАВА |
А) проезд автомобиля на красный свет |
1) административное право |
Б) распитие гражданином пива на детской |
2) уголовное право |
В) дача гражданином ложных показаний в суде. |
|
Г) заведомо ложное сообщение |
|
Д) кража |
155. Установите соответствие между признаками
и видами (типами) правоотношений, для которых эти призраки характерны: к
каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент
из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами.
ПРИЗНАКИ |
ВИДЫ (ТИПЫ) ПРАВООТНОШЕНИЙ |
А) равенство сторон |
1) административные |
Б) имущественная самостоятельность сторон |
2) гражданские |
В) одна из сторон – государственный |
|
Г) свобода выбора поведения участников |
|
Д) властные полномочия одной из сторон |
156. Установите соответствие между
полномочиями и субъектами государственной власти РФ: к каждому
элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из
второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПОЛНОМОЧИЯ |
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ |
А) утверждение изменения границ между |
1) Правительство РФ |
Б) объявление амнистии |
2) Совет Федерации |
В) назначение выборов Президента РФ |
3) Государственная Дума |
Г) обеспечение исполнения федерального |
|
Д) управление федеральной собственностью |
157. Какой признак отличает правовые нормы от
других социальных норм?
1) установление правил поведения
2) существование в устной и письменной формах
3) опора на представления о добре и зле
4) принятие государством
158. Что из перечисленного ниже является
преступлением в РФ?
1) нарушение условий договора подряда
2) опоздание на работу
3) нарушение неприкосновенности частной жизни
4) нарушение правил пользования метрополитеном
159. Гражданин А. не явился на работу без
уважительной причины. Это повлечёт привлечение его к
ответственности
1) административной 2)
дисциплинарной 3) уголовной 4) гражданско-правовой
160. Какие термины относятся к понятию
«правонарушение»?
1) правовой обычай, прецедент, нормативный
договор
2) высшая юридическая сила, всенародное
голосование
3) противоправность, виновность, общественная
опасность
4) нормативность, формальная определённость
161. Гражданин Н. в нетрезвом виде нецензурно
выражался в вагоне метро, пытался остановить поезд. Этот пример иллюстрирует
административное правонарушение против
1) государственной собственности 2) общественного порядка
3) порядка управления 4)
безопасности государства
162. Гражданин Н. в нетрезвом виде в вагоне
метро нецензурно выражался, пытался остановить поезд. Этот пример иллюстрирует
административное правонарушение против
1) государственной собственности 2)
общественного порядка
3) порядка управления 4)
институтов государственной власти
163. Нормы права, в отличие от других видов
социальных норм,
1) регулируют общественные отношения
2) включают в себя систему поощрений и
наказаний
3) обеспечиваются государственным принуждением
4) соответствуют представлениям людей о добре
и зле
164. Что отличает право от других социальных
норм?
1) установление правил поведения
2) государственное принуждение к выполнению
норм
3) реакция общества на нарушение норм
4) оценка поведения отдельных людей и групп
165. Какие термины относятся к признакам
правонарушения?
1) многократное применение, механизм контроля
2) общественная опасность, противоправность,
виновность
3) система права, отрасль права
4) договор, право собственности, возмещение
ущерба
166. Какие термины относятся к понятию
«правонарушение»?
1) многократное применение, механизм контроля
2) деяние, виновность, общественная опасность
3) высшая юридическая сила, особый порядок
защиты
4) договор, право собственности, возмещение
ущерба
167. Какие термины относятся к понятию
«правонарушение»?
1) правовой обычай, судебный прецедент
2) деяние, виновность, общественная опасность
3) высшая юридическая сила, всенародное
голосование
4) договор, право собственности, возмещение
ущерба
168. Право – это регулятор общественных
отношений, обеспечиваемый
1) нравственными ценностями 2)
мнением авторитетных людей
3) привычками и традициями людей 4)
силой государственного принуждения
169. Какие термины относятся к понятию
«юридическая ответственность»?
1) негативные последствия, правонарушитель
2) особый порядок принятия, особая охрана
3) высшая юридическая сила, всенародное
голосование
4) всенародная поддержка, политическая
лояльность
170. Гражданин Н. припарковал свой автомобиль
на газоне около своего подъезда. Какое
правонарушение он совершил?
1) дисциплинарное 2) административное 3)
гражданское 4) конституционное
171. На время летних каникул девятиклассник
устроился на временную работу официантом в кафе. Какое условие обязательно для
его режима работы?
1) Девятиклассник должен иметь сокращённую
продолжительность рабочего дня.
2) Девятиклассник не имеет права подписывать
трудовой контракт с работодателем.
3) Девятиклассник имеет право на получение
дополнительного месячного оклада.
4) Девятиклассник не может претендовать на
отпуск в летнее время.
172. В каком из приведённых случаев вступает в
действие Закон «О защите прав потребителей»?
1) Гражданин приобрёл электрическую плиту, в
которой был обнаружен брак завода-изготовителя.
2) Фирма поставила в магазин партию продуктов
с истекшим сроком годности.
3) Склад принял на хранение партию лекарств,
не имеющих сертификата.
4) Гражданин приобрёл партию
недоброкачественного товара на мелкооптовом рынке для перепродажи её в другом
городе.
173. В каком из приведённых случаев вступает в
действие Закон РФ «О защите прав потребителей»?
1) Гражданин приобрёл для личного пользования
автомобиль, в котором была обнаружена бракованная деталь.
2) Фирма поставила аптекам города партию
лекарств с истекшим сроком годности.
3) Склад принял на хранение партию продуктов,
не имеющих сертификата соответствия.
4) Гражданин приобрёл для перепродажи в другом
городе партию оказавшегося недоброкачественным товара.
174. Совершеннолетние Михаил и Клара подали в
отдел ЗАГС заявление о государственной регистрации брака. Какое условие
обязательно для заключения брака?
1) наличие у жениха и невесты полного среднего
образования
2) прохождение женихом военной службы
3) наличие у жениха или невесты стабильного
источника доходов
4) взаимное согласие жениха и невесты
175. Юлия взяла в банке кредит на покупку
земельного участка. Её отношения с банком регулируются нормами права
1) трудового 2) гражданского 3)
государственного 4) коммерческого
176. Какое из приведённых ниже положений
правильно отражает особенности регулирования в РФ труда работников в возрасте
до 18 лет?
1) Лица, не достигшие возраста 18 лет,
проходят обязательный медицинский осмотр при заключении трудового договора.
2) Лица, не достигшие возраста 18 лет,
проходят испытание при приёме на работу на льготных условиях.
3) Продолжительность рабочей недели для
несовершеннолетних работников составляет 40 часов.
4) Расторжение трудового договора с
работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работника не допускается.
177. Нормами какой отрасли права регулируется
следующая ситуация: работая на своём приусадебном участке, гражданин К. нашёл
клад со старинными монетами и сообщил о находке в органы внутренних дел?
1) гражданского права 2)
семейного права
3) земельного права 4)
финансового права
178. 16-летняя Вера была принята на общих
основаниях на должность продавца в круглосуточный магазин, в трудовом договоре
оговорено, что в её графике сочетаются дневные и ночные смены. Почему действия
администрации неправомерны?
1) Работников моложе 18 лет запрещено
привлекать к ночной и сверхурочной работе.
2) Лица, не достигшие возраста 18 лет,
проходят испытание при приёме на работу на льготных условиях.
3) Лица, не достигшие возраста 18 лет, не
проходят медицинский осмотр при заключении трудового договора.
4) На тяжёлых работах с вредными условиями
труда запрещается труд лиц моложе 18 лет.
179. Правонарушением является
1) находка клада старинных монет 2)
дача ложных показаний в суде
3) нарушение слова, данного другу 4)
утеря паспорта
180. Правонарушение – это
1) виновное, противоправное, общественно
опасное деяние, причиняющее вред
2) деяние, влекущее за собой лишение свободы
3) деяние субъектов, соответствующее
социальным нормам
4) общественное отношение, участники которого
имеют определенные права и юридические обязанности
181. Правонарушением является
1) подделка завещания клиента адвокатом
2) выступление со свидетельскими показаниями в
суде
3) заявление в полицию о готовящемся
преступлении
4) взятие в долг денежной суммы у знакомого
182. Что из перечисленного ниже является
преступлением?
1) неявка на работу бригады строителей
2) несанкционированный митинг у здания
Государственной Думы
3) распитие спиртных напитков студентами в
здании института
4) ложный звонок о заложенной в здании театра
бомбе
183. Что из перечисленного ниже является
правонарушением?
1) отключение горячей воды в связи с ремонтом
теплосети
2) закрытие магазина на ремонт
3) увольнение работников в связи с ликвидацией
предприятия
4) неявка на работу без уважительной причины
184. В приведённом перечне действий
дисциплинарным проступком является
1) спор школьника с учительницей из-за оценки
2) избиение выпускниками школы своего
одноклассника с нанесением телесного повреждения
3) систематический прогул школьных занятий без
уважительной причины
4) отказ уступить место пожилому человеку в
транспорте
185. Правонарушением является
1) обжалование распоряжения администрации
предприятия
2) дача ложных показаний в суде
3) работа по договору по достижении 16 лет
4) утеря паспорта
186. Проступок – это поведение, противоречащее
1) нормам морали 2) нормам права 3)
политическим нормам 4) нормам этикета
187. Андрей подал в отдел внутренних дел
заявление об утере паспорта. Нормы какой отрасли права будут регулировать
возникшее правоотношение?
1) гражданского 2) уголовного 3)
конституционного 4) административного
188. Что из перечисленного ниже является
правонарушением?
1) заключение договора найма жилья
2) публикация ложной информации о своем
конкуренте
3) решение профсоюза учителей об объявлении
забастовки
4) покупка автомобиля в кредит
189. Деяние, виновность, общественная опасность,
противоправность – это признаки
1) правоотношения 2)
правонарушения
3) юридической ответственности 4)
правомерного поведения
190. Правонарушением является
1) подача гражданином иска в суд на действия
властей
2) признание судом невменяемости подсудимого
3) размещение в метро рекламы магазина
4) размещение заведомо ложной информации в
газете
191. Переход дороги в неустановленном месте
нарушает нормы права
1) административного 2) уголовного 3)
трудового 4) гражданского
192. Что из перечисленного является примером
уголовного правоотношения?
1) Бригада строителей построила коттедж
клиенту.
2) Бригада строителей потребовала от
руководства своей фирмы увеличения заработной платы.
3) Бригада строителей совершила хищение
стройматериалов со стройки городского дома.
4) Директор фирмы направил бригаду строителей
в командировку.
193. Гражданин К. не явился на работу без
уважительной причины. Это повлечёт за собой привлечение его к ответственности
1) административной 2) дисциплинарной
3) уголовной 4) гражданско-правовой
194. Гражданин Н., управляя автомобилем, был
остановлен сотрудником ГИБДД за превышение скорости. Нормы какого права
определяют ответственность гражданина Н. в данной ситуации?
1) уголовного 2)
административного 3) гражданского 4) трудового
195. Что отличает административные
правоотношения от других видов правоотношений?
1) общеобязательный характер норм 2)
свобода договора сторон
3) имущественная самостоятельность сторон 4)
неравенство сторон
196. Правонарушением является
1) агитация за кандидата на избирательном
участке в день выборов
2) выступление в суде со свидетельскими
показаниями
3) обжалование в вышестоящие органы действия
начальства
4) критика действия властей в средствах
массовой информации
197. Во дворе многоквартирного дома поздним
вечером молодёжная компания шумно отмечала праздник. Жильцы, которые так и не
смогли уснуть, вынуждены были вызвать полицию. Нормы какой отрасли права
нарушили молодые люди?
1) административного 2) жилищного 3)
уголовного 4) гражданского
198. Какое из перечисленных ниже действий
повлечёт за собой уголовную ответственность?
1) увольнение работника за дисциплинарный
проступок
2) уплата штрафа за неправильную парковку
автомобиля
3) обращение с иском в мировой суд
4) дача взятки должностному лицу
199. Правонарушением является
1) распитие спиртных напитков в общественном
месте
2) задержание хулигана сотрудниками милиции
3) отказ от участия в референдуме по
политическим соображениям
4) принятие решения об эмиграции из страны
200. Система общеобязательных норм,
регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за
выполнением которых следит государство, называется
1) моралью 2) традициями 3)
правом 4) обычаем
Ответы 151-200:
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
ответ |
151 |
1 |
168 |
4 |
185 |
2 |
152 |
2 |
169 |
1 |
186 |
2 |
153 |
12212 |
170 |
2 |
187 |
4 |
154 |
11222 |
171 |
1 |
188 |
2 |
155 |
22121 |
172 |
1 |
189 |
2 |
156 |
23211 |
173 |
1 |
190 |
4 |
157 |
4 |
174 |
4 |
191 |
1 |
158 |
3 |
175 |
2 |
192 |
3 |
159 |
2 |
176 |
1 |
193 |
2 |
160 |
3 |
177 |
1 |
194 |
2 |
161 |
2 |
178 |
1 |
195 |
4 |
162 |
2 |
179 |
2 |
196 |
1 |
163 |
3 |
180 |
1 |
197 |
1 |
164 |
2 |
181 |
1 |
198 |
4 |
165 |
2 |
182 |
4 |
199 |
1 |
166 |
2 |
183 |
4 |
200 |
3 |
167 |
2 |
184 |
3 |
Полностью ВСЕ тестовые задания банка ФИПИ по
Обществознанию к экзамену в 9-х
классах и ответы к ним можно найти на
сайте http://presentation-history.ru/
Всего по разделам тестовых заданий с ответами:
1. Человек и общество — 583 задания
2. Сфера духовной культуры — 283
3. Экономика — 512
4. Социальная сфера — 401
5. Сфера политики и социального управления — 449
6. Право — 565
Также на сайте полностью ВСЕ тестовые задания банка
ФИПИ по Обществознанию к экзамену в 11-х классах и ответы к ним
Всего по разделам тестовых заданий с ответами:
1. Человек и общество — 826 заданий
2. Экономика — 562
3. Социальные отношения — 417
4. Политика — 471
5. Право — 431
Материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по
обществознанию http://presentation-history.ru/fipi.html
Ответы есть на ВСЕ тестовые задания ВСЕХ разделов!
Кроме этого на сайте выложены ВСЕ возможные темы эссе
(из банка заданий ФИПИ) и все задания с открытыми ответами.
Материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по
истории http://presentation-history.ru/gia-hist.html
На сайте также размещены:
— Полные блоки презентаций по годовым курсам Всеобщей
истории, истории России и обществознанию (с поурочным планированием и
проверочными работами); а также карты по истории России; карты по зарубежной
истории; и многое другое.
Право, его роль в жизни общества и государства
Право – это система общеобязательных правил поведения, закреплённых в официальных документах, охраняемых силой государственного принуждения.
Признаки права:
- состоит из обязательных норм;
- охраняются и обеспечиваются государством;
- выражены в официальной форме;
- отличаются определённостью (его нормы чётко сформулированы и понятны);
- объединено в единую разветвлённую систему.
Функции права:
Основные:
Регулятивная – устанавливает правила поведения.
Охранительная – защищает наиболее важные политические, экономические, социальные и духовные отношения.
Дополнительные:
Информационная – знакомит людей с тем, как им следует или не следует поступать.
Воспитательная – демонстрирует примеры того, что бывает за нарушение норм права, заставляет людей соблюдать и уважать законы.
Норма права. Нормативный правовой акт
Норма права – общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное ну урегулирование общественных отношений.
Отличительные особенности норм права:
1) закреплённость в законах (или в других нормативных актах);
2) общеобязательность – обязаны соблюдать все;
3) обеспеченность силой государства.
Информация о нормах права по форме предписываемого поведения в дополнительных материалах.
Нормативно-правовой акт – юридический документ, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке компетентными правотворческими органами.
Виды нормативно-правовых актов:
- законы;
- указы;
- постановления;
- распоряжения.
Понятие правоотношений
Правоотношения – это такие общественные отношения, которые урегулированы нормами права.
Субъекты правоотношений:
— юридические лица;
— физические лица.
Объекты правоотношений: это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений.
Правоспособность – способность иметь права и обязанности (с рождения и до смерти).
Дееспособность – способность самостоятельно без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности (частичная – с 6 лет (мелкие бытовые сделки), с 14 лет (распоряжаться заработком); полная – с 18 лет).
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности
Правонарушение – виновное деяние правоспособного лица, причиняющее вред людям и обществу, нарушающее нормы права, влекущее за собой юридическую ответственность.
Признаки правонарушения:
1) определённое поведение (действие или бездействие);
2) общественная вредность;
3) противоправность;
4) виновность субъекта права;
5) наказуемость такого деяния.
Вина – это психическое отношение субъекта к совершению противоправного деяния и его последствиям; обязательное условие наступления юридической ответственности.
Преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое законом под угрозой наказания.
Признаки преступления:
1) Общественно опасное деяние — наносит серьёзный вред обществу.
2) Противоправное деяние — нарушает нормы Уголовного кодекса.
3) Виновное деяние — имеет место наличие вины.
Преступлением признаётся только деяние, а не мысли.
Информация о видах преступлений в дополнительных материалах.
Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния.
Признаки юридической ответственности:
1) наступает за конкретное противоправное деяние;
2) связана с мерами государственного принуждения;
3) имеет особый порядок установления, определённый законодателем.
Функции юридической ответственности:
1) карательная;
2) превентивная (предупредительная);
3) воспитательная;
4) компенсационная.
Информация о принципах юридической ответственности в дополнительных материалах.
Виды юридической ответственности:
- материальная;
- дисциплинарная;
- гражданско-правовая;
- административная;
- уголовная.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
Конституция – основной закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий:
1) основы государственного строя;
2) организацию государственной власти;
3) отношения гражданина и государства.
Главные задачи Конституции:
1) закрепить и гарантировать права человека и гражданина;
2) Упорядочить государственную власть;
3) Утвердить правосудие.
Информация об отличиях Конституции от других правовых актов в дополнительных материалах.
Конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.
Основные принципы конституционного строя РФ (Глава 1 Конституции РФ):
1) суверенитет;
2) федеративное устройство;
3) разделение властей;
4) правовое государство;
5) признание человека, его прав высшей ценностью;
6) демократическое государство;
7) социальное государство;
светское государство;
9) идеологический плюрализм;
10) многообразие и равноправие форм собственности.
Федеративное устройство России
Федеративное государство – это форма государственного устройства, представляющая собой объединение или союз территориальных образований, обладающих в определённых сферах государственной самостоятельностью.
Субъект Федерации – государственное образование в составе РФ с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией.
Во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты Федерации равноправны. Субъекты РФ не имеют права выхода из её состава.
Органы государственной власти Российской Федерации
Президент – глава государства. Глава 4 Конституции РФ.
Разделение властей в Российской Федерации:
Законодательная — Федеральное собрание (Совет Федерации, Государственная Дума). Глава 5 Конституции РФ.
Исполнительная — Правительство, министерства. Глава 6 Конституции РФ.
Судебная — Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд. Глава 7 Конституции РФ
Статья 10 Конституции РФ – «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».
Президент – выборный глава государства в большинстве стран с республиканской
формой правления.
Требования к кандидату в президенты РФ:
- гражданство РФ;
- постоянное проживание в РФ не менее 10 лет
- возрастной ценз – не менее 35 лет
Основные функции Президента РФ:
1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
2) принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности; 3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
4) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; 5) представляет Российскую Федерацию в международных отношениях.
Информация о полномочиях Президента РФ в дополнительных материалах.
Федеральное Собрание – это избираемый двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган.
Федеральное Собрание:
Совет Федерации (верхняя палата). Федеральное Собрание – это избираемый двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган.
Государственная Дума (нижняя палата). Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет.
Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России.
Полномочия правительства РФ:
1) разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета;
2) обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики РФ;
3) управление федеральной собственностью;
4) проведение единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения;
5) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан;
6) осуществление мер по обеспечению обороны страны.
Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Правовой статус судей:
- судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ;
- судьи несменяемы;
- судьи неприкосновенны.
Система судебной власти в РФ:
Конституционный суд РФ — высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции.
Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Высший арбитражный суд РФ — высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров.
Правоохранительные органы. Судебная система.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан
Правоохранительные органы – государственные органы, основными задачами которых являются охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, борьба с преступностью.
Правоохранительные органы:
Суд – осуществление правосудия, разрешение гражданских и иных споров, рассмотрение уголовных дел.
Прокуратура – надзор за соблюдением законов, поддерживает обвинение в суде.
Органы внутренних дел – поддержание законности и правопорядка.
Органы государственной безопасности – обеспечение национальных интересов страны.
Органы налоговой полиции – контроль за соблюдением налогового законодательства.
Адвокатура – юридическая помощь гражданам и организациям.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина
Права человека – понятие, характеризующее меру свободы человека, его автономию, т.е. определённую независимость, самостоятельность по отношению к государству, возможности и притязания в экономической, социально, политической и культурной сферах.
Признаки прав человека:
1) принадлежат человеку от рождения;
2) имею неотчуждаемый, неотъемлемый характер;
3) признаются высшей социальной ценностью;
4) являются непосредственно действующими;
5) их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
Права человека:
Абсолютные — ограничение или временное приостановление не допускается. Гражданские (личные) права: право на жизнь, неприкосновенность частной собственности и др.
Относительные — могут быть ограничены или приостановлены на определённый срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения.
«Всеобщая декларация прав человека» (1948г.) – международный документ, определяющий круг основных неотчуждаемых прав человека, подлежащих всеобщему соблюдению; обращение ко всем государствам, не обладает юридической обязательной силой.
Основные права человека и гражданина:
- Гражданские (личные) права — право на жизнь;
- Политические права – право избирать и быть избранным;
- Экономические права – право на труд;
- Социальные права – право на образование;
- Культурные права – право на участие в культурной жизни.
Информация о системе прав и свобод человека в дополнительных материалах.
Основные обязанности человека и гражданина:
1) соблюдение Конституции и законов РФ, прав и свобод других людей; 2) защита Отечества;
3) уплата законно установленных налогов и сборов;
4) бережное отношение к природе и окружающей среде;
5) забота о памятниках истории и культуры;
6) забота о детях и нетрудоспособных родителях;
7) получение основного общего образования.
Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних
Ребёнок – это каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста. Ему гарантируются права и свободы, установленные Конституцией РФ, законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права.
1959г. – Декларация прав ребёнка.
1989г. – Конвенция о правах ребёнка.
Указанные международные документы делают акцент на необходимости уделять внимание наилучшему обеспечению интересов ребёнка во всех сферах жизни общества и прежде всего в семье.
Информация об основных принципах Конвенции о правах ребёнка в дополнительных материалах.
Права детей (согласно Семейному кодексу РФ):
- право на имя, отчество и фамилию;
- право жить и воспитываться в семье;
- право на общение с другими родственниками;
- право на защиту прав и законных интересов;
- право выражать своё мнение;
- имущественные права.
Более подробно о правах и обязанностях детей в дополнительных материалах.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
Защита прав человека – противодействие незаконным нарушениям и ограничениям прав, свобод и интересов личности, предупреждение этих нарушений, а также возмещение причинённого вреда в случае, если предотвратить нарушения не удалось.
Законодательная основа – Конституция РФ (ст. 45, 46):
1) государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется;
2) каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом; 3) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Права и свободы граждан РФ охраняются и защищаются:
- Конституционным судебными органами (Конституционным судом);
- Судебными органами (судами общей юрисдикции);
- Органами исполнительной власти (в административном порядке);
- Уполномоченными по правам человека;
- Путём законной самозащиты человеком своих прав.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
Международное гуманитарное право – совокупность международных норм, составляющих так называемые правила ведения войны (или законы и обычаи войны), регулирующие отношения между воюющими государствами, а также между ними, с одной стороны, и нейтральными государствами
– с другой.
Принципы международного гуманитарного права:
1) Обращение с лицами, оказавшимися во власти неприятеля, должно быть гуманным.
2) В период вооружённого конфликта ограничивается выбор методов и средств причинения ущерба противнику.
Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей
Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения.
Субъекты гражданских правоотношений:
- физические лица;
- юридические лица;
- публично-правовые образования.
Виды гражданский правоотношений:
1) имущественные – отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением каким-либо имуществом;
2) неимущественные – отношения, связанные с выполнением обязательств.
Собственность – отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей.
Правомочия собственника:
Владение — фактическое обладание имуществом, пребывание вещи в хозяйстве её владельца.
Пользование — извлечение из имущества полезных свойств.
Распоряжение — возможность изменять состояние, назначение и принадлежность имущества.
Виды собственности:
- государственная;
- частная;
- муниципальная.
Потребитель – человек, который приобретает товары, получает услуги и использует их для бытовых личных нужд.
Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителей на:
1) приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья; 2) получение информации о товарах и их изготовителях;
3) государственную и общественную защиту их интересов (возмещение ущерба).
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей
Семейное право – совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с вступлением в брак, созданием семьи, воспитанием детей, определяющих права и обязанности супругов, родителей, детей.
Семья – группа людей, объединившихся друг с другом по принципу родства или на основе брака с целью совместного проживания и ведения совместного хозяйства.
Брак – это юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.
Информация об условиях заключения и условиях прекращения брака в дополнительных материалах.
Права и обязанности супругов:
Личные:
- свобода в выборе занятий, профессии, места пребывания;
2) равенство в вопросах материнства и отцовства, воспитания и образования детей;
3) право выбора фамилии при заключении брака.
Имущественные:
- на совместную собственность (имущество, нажитое во время брака);
- на личную собственность (имущество, нажитое до вступления в брак; полученное в порядке наследования; вещи индивидуального пользования).
Права и обязанности родителей:
1) воспитание, образование и забота о детях – равное право и обязанность родителей; 2) родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами;
3) расторжение брака родителей (или их раздельное проживание) не влияет на объём родительских прав;
4) родительские права и обязанности не могут осуществляться в противоречии с
интересами детей, т.е. причинять вред их физическому и психическому здоровью, нравственному развитию.
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних
Трудовое право – совокупность норм, регулирующих отношения возникающие в процессе труда между работником и работодателем.
Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником об условиях найма (срочный – до 5 лет; бессрочный – на неопределённый срок).
При оформлении трудового договора учитываются:
— профессия;
— специальность;
— квалификация;
— возраст.
Заключение трудового договора с несовершеннолетними:
— с 16 лет по общему правилу;
— с 15 лет в отдельных случаях, если такие лица уже получили основное общее образование;
— с 14 лет с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства, для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда здоровью подростка;
— до 14 лет с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства в организациях кинематографа, театрах, концертных организациях.
Запрещается использовать труд несовершеннолетних:
— на тяжёлых, подземных работах;
— с вредными или опасными условиями труда;
— там, где может быть причинён вред нравственному здоровью.
Основания для прекращения трудового договора:
- Соглашение сторон;
- Истечение срока договора;
- Призыв или поступление работника на военную службу;
- Расторжение трудового договора по инициативе работники или организации и др.
Расторжение:
По инициативе работника — вправе расторгнуть договор в любой момент, известив администрацию не позднее, чем за две недели.
По инициативе работодателя:
— ликвидация предприятия;
— сокращение штата;
— несоответствие работника занимаемой должности;
— дисциплинарные проступки.
Для первичной рефлексии учащимся предлагается следующее задание:
Административные правоотношения, правонарушения и наказания
Административное право – совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти.
Виды административно-правовых отношений:
1) между органами исполнительной власти (правительство и министерства);
2) между органами исполнительной власти и организациями, не находящимися в их подчинении, учреждениями по вопросам контроля и надзора (пожарная инспекция и школа);
3) между органами исполнительной власти и гражданами (ГИБДД и гражданин); 4) между органами исполнительной власти и общественными объединениями (министерство
юстиции и политическая партия).
Административная ответственность – вид юридической ответственности, наступающей за совершение административного проступка.
Административное правонарушение (проступок) – противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которым установлена административная ответственность.
Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Информация о видах административных наказаний в дополнительных материалах.
Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Уголовное право – это совокупность норм, устанавливающих преступность поступков людей и меру наказания за них.
Уголовная ответственность – один из видов юридической ответственности, правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания.
Уголовная ответственность наступает:
С 16 лет – за все виды преступлений;
С 14 лет – за наиболее тяжкие преступления.
Уголовное наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда и предусмотренная Уголовным кодексом РФ.
Цели уголовного наказания:
- восстановление справедливости;
- исправление осуждённого;
- предупреждение совершения новых преступлений.
Виды наказаний:
1) штраф;
2) поражение в правах;
3) обязательные работы;
4) исправительные работы;
5) лишение свободы на определённый срок;
6) пожизненное лишение свободы и др.
Информация о принципах, лежащих в основе уголовного наказания в дополнительных материалах.
Задания ФИПИ к ОГЭ Обществознание раздел «Право»
151. Какая отрасль права регулирует имущественные отношения?
1) гражданское право 2) административное право
3) трудовое право 4) конституционное право
152. К людям, занятым профессиональной юридической деятельностью, предъявляются особые требования. Прочтите текст клятвы и определите, представители какой из юридических профессий её приносят. «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг … и моя совесть».
1) прокурор 2) судья 3) следователь 4) нотариус
153. Установите соответствие между ситуациями и видами правоотношений, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
СИТУАЦИИ |
ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ |
А) Министр подписал приказ о назначении нового начальника департамента своего ведомства. |
1) административные |
Б) Дедушка подарил внуку принадлежащую ему коллекцию монет. |
2) гражданские |
В) Молодая семейная пара открыла кафе домашней кухни. |
|
Г) Жилец производил ремонтные работы в своей квартире в ночное время, работал дрелью и нарушал сон соседей |
|
Д) Глава семьи заключил с транспортным агентством договор о перевозке мебели. |
154. Установите соответствие между примерами правонарушений и отраслями права: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПРИМЕРЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ |
ОТРАСЛИ ПРАВА |
А) проезд автомобиля на красный свет |
1) административное право |
Б) распитие гражданином пива на детской площадке |
2) уголовное право |
В) дача гражданином ложных показаний в суде. |
|
Г) заведомо ложное сообщение о террористическом акте |
|
Д) кража |
155. Установите соответствие между признаками и видами (типами) правоотношений, для которых эти призраки характерны: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПРИЗНАКИ |
ВИДЫ (ТИПЫ) ПРАВООТНОШЕНИЙ |
А) равенство сторон |
1) административные |
Б) имущественная самостоятельность сторон |
2) гражданские |
В) одна из сторон – государственный орган |
|
Г) свобода выбора поведения участников |
|
Д) властные полномочия одной из сторон |
156. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПОЛНОМОЧИЯ |
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ |
А) утверждение изменения границ между субъектами РФ |
1) Правительство РФ |
Б) объявление амнистии |
2) Совет Федерации |
В) назначение выборов Президента РФ |
3) Государственная Дума |
Г) обеспечение исполнения федерального бюджета |
|
Д) управление федеральной собственностью |
157. Какой признак отличает правовые нормы от других социальных норм?
1) установление правил поведения
2) существование в устной и письменной формах
3) опора на представления о добре и зле
4) принятие государством
158. Что из перечисленного ниже является преступлением в РФ?
1) нарушение условий договора подряда
2) опоздание на работу
3) нарушение неприкосновенности частной жизни
4) нарушение правил пользования метрополитеном
159. Гражданин А. не явился на работу без уважительной причины. Это повлечёт привлечение его к ответственности
1) административной 2) дисциплинарной 3) уголовной 4) гражданско-правовой
160. Какие термины относятся к понятию «правонарушение»?
1) правовой обычай, прецедент, нормативный договор
2) высшая юридическая сила, всенародное голосование
3) противоправность, виновность, общественная опасность
4) нормативность, формальная определённость
161. Гражданин Н. в нетрезвом виде нецензурно выражался в вагоне метро, пытался остановить поезд. Этот пример иллюстрирует административное правонарушение против 1) государственной собственности 2) общественного порядка
3) порядка управления 4) безопасности государства
162. Гражданин Н. в нетрезвом виде в вагоне метро нецензурно выражался, пытался остановить поезд. Этот пример иллюстрирует административное правонарушение против
1) государственной собственности 2) общественного порядка
3) порядка управления 4) институтов государственной власти
163. Нормы права, в отличие от других видов социальных норм,
1) регулируют общественные отношения
2) включают в себя систему поощрений и наказаний
3) обеспечиваются государственным принуждением
4) соответствуют представлениям людей о добре и зле
164. Что отличает право от других социальных норм?
1) установление правил поведения
2) государственное принуждение к выполнению норм
3) реакция общества на нарушение норм
4) оценка поведения отдельных людей и групп
165. Какие термины относятся к признакам правонарушения?
1) многократное применение, механизм контроля
2) общественная опасность, противоправность, виновность
3) система права, отрасль права
4) договор, право собственности, возмещение ущерба
166. Какие термины относятся к понятию «правонарушение»?
1) многократное применение, механизм контроля
2) деяние, виновность, общественная опасность
3) высшая юридическая сила, особый порядок защиты
4) договор, право собственности, возмещение ущерба
167. Какие термины относятся к понятию «правонарушение»?
1) правовой обычай, судебный прецедент
2) деяние, виновность, общественная опасность
3) высшая юридическая сила, всенародное голосование
4) договор, право собственности, возмещение ущерба
168. Право – это регулятор общественных отношений, обеспечиваемый
1) нравственными ценностями 2) мнением авторитетных людей
3) привычками и традициями людей 4) силой государственного принуждения
169. Какие термины относятся к понятию «юридическая ответственность»?
1) негативные последствия, правонарушитель
2) особый порядок принятия, особая охрана
3) высшая юридическая сила, всенародное голосование
4) всенародная поддержка, политическая лояльность
170. Гражданин Н. припарковал свой автомобиль на газоне около своего подъезда. Какое правонарушение он совершил?
1) дисциплинарное 2) административное 3) гражданское 4) конституционное
171. На время летних каникул девятиклассник устроился на временную работу официантом в кафе. Какое условие обязательно для его режима работы?
1) Девятиклассник должен иметь сокращённую продолжительность рабочего дня.
2) Девятиклассник не имеет права подписывать трудовой контракт с работодателем.
3) Девятиклассник имеет право на получение дополнительного месячного оклада.
4) Девятиклассник не может претендовать на отпуск в летнее время.
172. В каком из приведённых случаев вступает в действие Закон «О защите прав потребителей»?
1) Гражданин приобрёл электрическую плиту, в которой был обнаружен брак завода-изготовителя.
2) Фирма поставила в магазин партию продуктов с истекшим сроком годности.
3) Склад принял на хранение партию лекарств, не имеющих сертификата.
4) Гражданин приобрёл партию недоброкачественного товара на мелкооптовом рынке для перепродажи её в другом городе.
173. В каком из приведённых случаев вступает в действие Закон РФ «О защите прав потребителей»?
1) Гражданин приобрёл для личного пользования автомобиль, в котором была обнаружена бракованная деталь.
2) Фирма поставила аптекам города партию лекарств с истекшим сроком годности.
3) Склад принял на хранение партию продуктов, не имеющих сертификата соответствия.
4) Гражданин приобрёл для перепродажи в другом городе партию оказавшегося недоброкачественным товара.
174. Совершеннолетние Михаил и Клара подали в отдел ЗАГС заявление о государственной регистрации брака. Какое условие обязательно для заключения брака?
1) наличие у жениха и невесты полного среднего образования
2) прохождение женихом военной службы
3) наличие у жениха или невесты стабильного источника доходов
4) взаимное согласие жениха и невесты
175. Юлия взяла в банке кредит на покупку земельного участка. Её отношения с банком регулируются нормами права
1) трудового 2) гражданского 3) государственного 4) коммерческого
176. Какое из приведённых ниже положений правильно отражает особенности регулирования в РФ труда работников в возрасте до 18 лет?
1) Лица, не достигшие возраста 18 лет, проходят обязательный медицинский осмотр при заключении трудового договора.
2) Лица, не достигшие возраста 18 лет, проходят испытание при приёме на работу на льготных условиях.
3) Продолжительность рабочей недели для несовершеннолетних работников составляет 40 часов.
4) Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работника не допускается.
177. Нормами какой отрасли права регулируется следующая ситуация: работая на своём приусадебном участке, гражданин К. нашёл клад со старинными монетами и сообщил о находке в органы внутренних дел?
1) гражданского права 2) семейного права
3) земельного права 4) финансового права
178. 16-летняя Вера была принята на общих основаниях на должность продавца в круглосуточный магазин, в трудовом договоре оговорено, что в её графике сочетаются дневные и ночные смены. Почему действия администрации неправомерны?
1) Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к ночной и сверхурочной работе.
2) Лица, не достигшие возраста 18 лет, проходят испытание при приёме на работу на льготных условиях.
3) Лица, не достигшие возраста 18 лет, не проходят медицинский осмотр при заключении трудового договора.
4) На тяжёлых работах с вредными условиями труда запрещается труд лиц моложе 18 лет.
179. Правонарушением является
1) находка клада старинных монет 2) дача ложных показаний в суде
3) нарушение слова, данного другу 4) утеря паспорта
180. Правонарушение – это
1) виновное, противоправное, общественно опасное деяние, причиняющее вред
2) деяние, влекущее за собой лишение свободы
3) деяние субъектов, соответствующее социальным нормам
4) общественное отношение, участники которого имеют определенные права и юридические обязанности
181. Правонарушением является
1) подделка завещания клиента адвокатом
2) выступление со свидетельскими показаниями в суде
3) заявление в полицию о готовящемся преступлении
4) взятие в долг денежной суммы у знакомого
182. Что из перечисленного ниже является преступлением?
1) неявка на работу бригады строителей
2) несанкционированный митинг у здания Государственной Думы
3) распитие спиртных напитков студентами в здании института
4) ложный звонок о заложенной в здании театра бомбе
183. Что из перечисленного ниже является правонарушением?
1) отключение горячей воды в связи с ремонтом теплосети
2) закрытие магазина на ремонт
3) увольнение работников в связи с ликвидацией предприятия
4) неявка на работу без уважительной причины
184. В приведённом перечне действий дисциплинарным проступком является
1) спор школьника с учительницей из-за оценки
2) избиение выпускниками школы своего одноклассника с нанесением телесного повреждения
3) систематический прогул школьных занятий без уважительной причины
4) отказ уступить место пожилому человеку в транспорте
185. Правонарушением является
1) обжалование распоряжения администрации предприятия
2) дача ложных показаний в суде
3) работа по договору по достижении 16 лет
4) утеря паспорта
186. Проступок – это поведение, противоречащее
1) нормам морали 2) нормам права 3) политическим нормам 4) нормам этикета
187. Андрей подал в отдел внутренних дел заявление об утере паспорта. Нормы какой отрасли права будут регулировать возникшее правоотношение?
1) гражданского 2) уголовного 3) конституционного 4) административного
188. Что из перечисленного ниже является правонарушением?
1) заключение договора найма жилья
2) публикация ложной информации о своем конкуренте
3) решение профсоюза учителей об объявлении забастовки
4) покупка автомобиля в кредит
189. Деяние, виновность, общественная опасность, противоправность – это признаки
1) правоотношения 2) правонарушения
3) юридической ответственности 4) правомерного поведения
190. Правонарушением является
1) подача гражданином иска в суд на действия властей
2) признание судом невменяемости подсудимого
3) размещение в метро рекламы магазина
4) размещение заведомо ложной информации в газете
191. Переход дороги в неустановленном месте нарушает нормы права
1) административного 2) уголовного 3) трудового 4) гражданского
192. Что из перечисленного является примером уголовного правоотношения?
1) Бригада строителей построила коттедж клиенту.
2) Бригада строителей потребовала от руководства своей фирмы увеличения заработной платы.
3) Бригада строителей совершила хищение стройматериалов со стройки городского дома.
4) Директор фирмы направил бригаду строителей в командировку.
193. Гражданин К. не явился на работу без уважительной причины. Это повлечёт за собой привлечение его к ответственности
1) административной 2) дисциплинарной 3) уголовной 4) гражданско-правовой
194. Гражданин Н., управляя автомобилем, был остановлен сотрудником ГИБДД за превышение скорости. Нормы какого права определяют ответственность гражданина Н. в данной ситуации?
1) уголовного 2) административного 3) гражданского 4) трудового
195. Что отличает административные правоотношения от других видов правоотношений?
1) общеобязательный характер норм 2) свобода договора сторон
3) имущественная самостоятельность сторон 4) неравенство сторон
196. Правонарушением является
1) агитация за кандидата на избирательном участке в день выборов
2) выступление в суде со свидетельскими показаниями
3) обжалование в вышестоящие органы действия начальства
4) критика действия властей в средствах массовой информации
197. Во дворе многоквартирного дома поздним вечером молодёжная компания шумно отмечала праздник. Жильцы, которые так и не смогли уснуть, вынуждены были вызвать полицию. Нормы какой отрасли права нарушили молодые люди?
1) административного 2) жилищного 3) уголовного 4) гражданского
198. Какое из перечисленных ниже действий повлечёт за собой уголовную ответственность?
1) увольнение работника за дисциплинарный проступок
2) уплата штрафа за неправильную парковку автомобиля
3) обращение с иском в мировой суд
4) дача взятки должностному лицу
199. Правонарушением является
1) распитие спиртных напитков в общественном месте
2) задержание хулигана сотрудниками милиции
3) отказ от участия в референдуме по политическим соображениям
4) принятие решения об эмиграции из страны
200. Система общеобязательных норм, регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государство, называется
1) моралью 2) традициями 3) правом 4) обычаем
Ответы 151-200:
№ |
Ответ |
№ |
Ответ |
№ |
ответ |
151 |
1 |
168 |
4 |
185 |
2 |
152 |
2 |
169 |
1 |
186 |
2 |
153 |
12212 |
170 |
2 |
187 |
4 |
154 |
11222 |
171 |
1 |
188 |
2 |
155 |
22121 |
172 |
1 |
189 |
2 |
156 |
23211 |
173 |
1 |
190 |
4 |
157 |
4 |
174 |
4 |
191 |
1 |
158 |
3 |
175 |
2 |
192 |
3 |
159 |
2 |
176 |
1 |
193 |
2 |
160 |
3 |
177 |
1 |
194 |
2 |
161 |
2 |
178 |
1 |
195 |
4 |
162 |
2 |
179 |
2 |
196 |
1 |
163 |
3 |
180 |
1 |
197 |
1 |
164 |
2 |
181 |
1 |
198 |
4 |
165 |
2 |
182 |
4 |
199 |
1 |
166 |
2 |
183 |
4 |
200 |
3 |
167 |
2 |
184 |
3 |
Полностью ВСЕ тестовые задания банка ФИПИ по Обществознанию к экзамену в 9-х классах и ответы к ним можно найти на сайте http://presentation-history.ru/
Всего по разделам тестовых заданий с ответами:
Человек и общество — 583 задания
Сфера духовной культуры — 283
Экономика — 512
Социальная сфера — 401
Сфера политики и социального управления — 449
Право — 565
Также на сайте полностью ВСЕ тестовые задания банка ФИПИ по Обществознанию к экзамену в 11-х классах и ответы к ним
Всего по разделам тестовых заданий с ответами:
Человек и общество — 826 заданий
Экономика — 562
Социальные отношения — 417
Политика — 471
Право — 431
Материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию http://presentation-history.ru/fipi.html
Ответы есть на ВСЕ тестовые задания ВСЕХ разделов!
Кроме этого на сайте выложены ВСЕ возможные темы эссе (из банка заданий ФИПИ) и все задания с открытыми ответами.
Материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории http://presentation-history.ru/gia-hist.html
На сайте также размещены:
— Полные блоки презентаций по годовым курсам Всеобщей истории, истории России и обществознанию (с поурочным планированием и проверочными работами); а также карты по истории России; карты по зарубежной истории; и многое другое.