Внешнеэкономическая деятельность реквизиты

Внешнеэкономическая деятельность — это особое направление бизнеса по ввозу товара на территорию России и вывозу его в другие страны. Документальное оформление таких операций проверяют таможня и налоговая. В статье разберем, с какими документами вы будете работать при ведении ВЭД.

Контракт о заключении сделки

Контракт — это основная форма фиксации международных торговых сделок. В этом договоре указываются все значимые условия сделки, в том числе условия поставки и момент перехода права собственности и рисков, и характеристики товара. Составляется он на двух языках: русском и языке иностранного партнера. Внешнеторговые контракты должны учитывать законодательство стран сторон контракта, а также нормы международного права.

Различают следующие виды внешнеэкономических договоров:

  • договор купли-продажи;
  • договор подряда и оказания услуг;
  • аренда или международный лизинг;
  • международные транспортировки.

Обязательно укажите все основные характеристики товара (наименование, количество, цвет, вес, номерные агрегаты и т.д.), установите порядок доставки и перехода права собственности, отразите сумму контракта, валюту расчета и банковские реквизиты контрагента.

Определите, в каком порядке будут решаться споры и вноситься изменения в договор (обычно — по согласованию сторон). Подробно прочитать про иностранный контракт его виды и специфику вы можете в нашей статье. 

Не забудьте, все экспортные контракты на сумму более 10 млн рублей и импортные — от 3 млн рублей регистрируются в банке (п. 4.2 инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И). Подготовьте заверенные копии контракта, они понадобятся для таможенного оформления.

Паспорт сделки

Паспорт отменен с 01 марта 2018 года. Раньше его оформляли, когда ставили контракты на учет в банке, сейчас вместо паспорта  банк присваивает уникальный номер валютному контракту. Для импортеров и экспортеров это упростило и ускорило процедуру внешней торговли, так как номера контрактам присваиваются за один рабочий день.

Инвойс и упаковочные листы

Инвойс — документ на оплату товаров и услуг, который продавец предоставляет покупателю. Это аналог нашего счета-фактуры, но для внешнеэкономических сделок. Инвойс содержит всю информацию о характеристиках товара (цвет, вес, номера и т.д.), его количестве, цене продажи, условия поставки и данные о покупателе и продавце. Составляется на двух языках. В инвойсе указываются реквизиты контракта, к которому он относится. 

Чтобы подтвердить российской налоговой расходы, инвойс, составленный на иностранном языке, следует обязательно перевести на русский (Письмо Минфина России от 20.01.2021 N 03-03-06/1/2476).

Не путайте инвойс и проформу-инвойс. Инвойс выставляется и подтверждает факт оплаты товара, а проформа — это предварительный счет. Он не подтверждает оплату, а доказывает, что товар был отгружен потребителю. Выписанный инвойс показывает, что у покупателя есть обязанность по оплате товара. Инвойс близок по своей сути нашему счету-фактуре или счету на оплату. Обычно он выписывается при поставках товаров на консигнацию, на выставки, аукционы, при поставках давальческого сырья по договорам на переработку, поставках товаров в качестве дара или безвозмездной помощи (в этом случае может выписываться только для целей таможенной оценки).

Сопроводительный документ к инвойсу — упаковочный лист. Он сопровождает отгрузку товара от поставщика покупателю и дополняет инвойс, когда отправлено много товаров разных наименований или когда количество, вес или содержимое каждого индивидуального места различны. 

Специальной формы листа нет, она разрабатывается самостоятельно. В инвойсе и упаковочном листе отражается практически одинаковая информация, за исключением цены реализации — в листе ее нет. Основное отличие в том, что инвойс отражает информацию по контрактам и участникам сделки, а упаковочный лист служит товарной спецификацией.

Обязательно в форме документа укажите:

  • номер и дату упаковочного листа;
  • наименование и адрес покупателя, грузополучателя, продавца и грузоотправителя;
  • реквизиты международного контракта;
  • перечень отправленных товаров с их характеристиками;
  • количество товара;
  • номер упаковки, ее вид и габариты;
  • вес товара брутто и нетто;
  • общий вес и объем груза.

Для таможенного оформления нужны оригиналы инвойса и упаковочного листа. Упаковочный лист крепится на поверхности упаковки для быстрого ознакомления.

Платежные документы

Оплата по иностранным контрактам подтверждается платежными документами. Это может быть платежное поручение с отметкой банка или выписка с лицевого счета. Для прохождения таможни подготовьте заверенные копии.

Помимо оплаты стоимости груза, на вас может лечь оплата страхования и транспортировки товаров. Платежки по этим затратам тоже предоставьте в таможенные органы.

Оплатить таможенные пошлины можно платежными поручениями. Для таможенного оформления эти платежки нужны в оригиналах с печатью банка.

Транспортные документы

Грузы транспортируют автомобильным, водным, воздушным и железнодорожным транспортом. В зависимости от этого выделяют следующие основные транспортные документы.

  • CMR накладная — оформляется при перевозке груза автотранспортом, содержит сведения об отправителе и грузополучателе, точке доставки и характеристиках груза.
  • Товарно-транспортная накладная используется для автоперевозок, ее используют вместо CMR на территории стран СНГ и Таможенного союза.
  • SMGS — накладная, оформляемая на железнодорожные перевозки международного сообщения. Накладная является транспортным документом при международных железнодорожных грузовых перевозках. Накладная является документарным оформлением договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги.
  • Manifestofcargo (грузовой манифест) — документ, в котором перечисляются все товары, перевозимые на каком-либо транспортном средстве или транспортной единице.
  • Bordero — документ, аналогичный грузовому манифесту, используется при автомобильных перевозках и содержит перечень грузов, перевозимых автопоездом, со ссылкой на прилагаемые копии накладной CMR.
  • Carnet TIR (Книжка Международных дорожных перевозок). МДП — интернациональная система транспортировки грузов. Книжки действуют в странах, подписавших мировое соглашение о международной перевозки грузов с применением книжки МДП. Книжка МДП позволяет проходить таможню по упрощенной процедуре.
  • Carnet ATA. Заменяет таможенную декларацию, упрощает и ускоряет таможенное оформление. Этот документ выдается только на товары для выставок и ярмарок, профессиональное оборудование и некоторые другие категории товаров. Список ограничен.
  • Коносамент — документ, подтверждающий принятие груза к морской транспортировке. Он обязывает отправителя груза транспортировать в указанный порт и передать товар владельцу коносамента. 
  • Авианакладная грузовая (AWB) — используются для транспортировки воздушным транспортом. Авианакладная не является товаросопроводительным или передаточным документом, она удостоверяет заключение договора перевозки, принятие товара к перевозке и ее условия.

Оригиналы транспортных документов вы получите вместе с грузом, предоставьте их для таможенного оформления.

Техническая документация

Любой груз имеет характеристики. У вас должна быть вся техническая документация на товар: чертежи, техпаспорт, инструкции, схемы и т.д. Эти документы должны быть на языке оригинала с переводом на русский. Для таможенного оформления достаточно копий.

Документы от перевозчика, экспедитора и агента

В эту группу включаются договоры на транспортировку, оказание экспедиторских или агентских услуг, а также выставленные счета за услуги этих лиц и страхование груза. Особые требования предъявляют к счету на оказание транспортировочных услуг. Сумма счета должна быть разбита на две группы:

  • затраты на доставку от места отправления до таможенного пункта;
  • затраты на доставку от таможенного пункта до места доставки.

В договоре об оказании транспортных услуг укажите место отправления, место пересечения таможенной границы и место доставки. Для таможенного оформления нужны копии договоров и счетов.

Разрешительные документы

Дополнительно могут потребовать лицензии, разрешения на ввоз или вывоз и декларации соответствия. Разрешительные документы могут быть следующих видов:

  • ветеринарное свидетельство для животных, скота и птиц;
  • санитарное свидетельство на продукты;
  • фитосанитарное свидетельство на растения, плоды и овощи;
  • карантинное свидетельство для материалов, которые могут распространять инфекции и болезни;
  • сертификат о безопасности товаров, если требуется Госстандартом РФ.

Также в перечень разрешительных документов можно включить лицензии и квоты на товар, сертификат страны происхождения. Полный перечень документов можно определить по коду ТН ВЭД товара.

Подтверждение происхождения продукции

При таможенном декларировании подтвердить происхождение товара требуется во всех случаях, когда меры таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений зависят от происхождения товаров. Документом о происхождении может быть:

  • декларация о происхождении товара — коммерческий или иной документ, который относится к товару и содержит данные о его происхождении, предоставленные изготовителем, продавцом или отправителем. Сюда можно отнести счет-фактуру, CMR, упаковочный лист, коносамент.
  • сертификат о происхождении товара — документ, выданный уполномоченным госорганом или уполномоченной организацией страны происхождения.

Дополнительные документы

Будьте готовы, что в некоторых случаях таможенные органы могут запросить у вас дополнительные документы. Делается это для определения таможенной стоимости товара. В основном запрашивают:

  • экспортную декларацию отправителя (при импорте товаров);
  • коммерческое предложение продавца (при импорте);
  • калькуляцию изготовителя для подтверждения себестоимости.

Документы для регистрации участника ВЭД на таможне

Помимо таможенного оформления товаров, вы и сами должны зарегистрироваться как участник ВЭД. Для этого предоставьте перечень документов:

  • устав в последней редакции;
  • копия учредительного договора;
  • если менялся размер уставного капитала, то протокол собрания учредителей об изменении его размера;
  • копия Свидетельства о госрегистрации;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговой;
  • справка из банка об открытии счетов;
  • справка об учете в ЕГРПО и письмо из Росстата;
  • информация о руководителе и главбухе (копии паспортов с печатью организации и приказы о назначении);
  • договор аренды помещения по юридическому адресу или свидетельство о праве собственности на него.

Теперь вы знаете, какие документы нужны для импорта и экспорта товара. А вести бухучет этих операций на УСН мы предлагаем в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Ведите раздельный учет доходов от внутренней и внешней торговли, начисляйте НДС и таможенные пошлины. Первые 14 дней работы в сервисе бесплатны.

Реквизиты счета для перечисления таможенных и иных платежей

Опубликовано: 23 ноября 2018 12:51

Последнее изменение: 10 января 2022 17:07

С 1 января 2021 года уплата таможенных и иных платежей осуществляется на счет, открытый Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства (далее – Межрегиональное операционное УФК) на балансовом счете № 40102 «Единый казначейский счет».

Формат, порядок заполнения и оформления распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему (далее – платежное поручение) определены нормативными правовыми актами Банка России о правилах осуществления перевода денежных средств и приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – приказ Минфина России № 107н).

Оформление одного платежного поручения допускается только по одному таможенному и иному платежу (коду бюджетной классификации), администрируемому таможенными органами, согласно бюджетной классификации Российской Федерации.

Реквизиты счета:

получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России);

ИНН  7730176610;

КПП  773001001;

наименование банка получателя – Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва;

БИК 024501901;

ОКТМО – 45328000;

номер счета банка получателя средств  – 40102810045370000002;

номер счета получателя средств – 03100643000000019502.

При заполнении расчетных документов в обязательном опорядке должны быть заполнены следующие поля:

(13) «Наименование банка получателя средств» – Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва;

(14) «БИК банка получателя средств» – 024501901;

(15) «Номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета)» – 40102810045370000002;

(17) «Номер счета получателя средств (номер казначейского счета)» – 03100643000000019502;

(21) «Очередность платежа» – 5;

(22) «Код» – указывается уникальный идентификатор платежа, состоящий из 20 или 25 знаков, при этом все знаки уникального идентификатора платежа одновременно не могут принимать значение ноль («0»). В случае отсутствия уникального идентификатора платежа указывается значение ноль («0»);

(16) «Получатель» – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России);

(61) «ИНН» получателя» – 7730176610;

(103) «КПП» получателя – 773001001;

(105) «ОКТМО» – 45328000;

(101) – двузначный показатель статуса плательщика:

«06» – участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо, за исключением получателя международного почтового отправления;

«07» –  таможенный орган;

«16» – участник внешнеэкономической деятельности – физическое лицо;

«17» – участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель;

«28» – участник внешнеэкономической деятельности – получатель международного почтового отправления.

(104) – код бюджетной классификации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации;

(107) – восьмизначный код таможенного органа;

(24) «Назначение платежа» – дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа.     

Порядок заполнения полей платежного поручения при перечислении таможенных и иных платежей в доход бюджета определены приложениями № 1,3 и 5 приказа Минфина России № 107н.

Денежные средства в иностранных валютах, поступающие на корреспондентские счета Банка России в иностранной валюте с указанием счетов, открытых Межрегиональному операционному УФК для учета операций в валюте Российской Федерации, не конвертируются Банком России в валюту Российской Федерации и подлежат возврату перевододателю.

Перевод денежных средств в иностранной валюте плательщиками, находящимися не на территории Российской Федерации, на казначейские счета Межрегионального операционного УФК, открытые для учета средств в валюте Российской Федерации, может быть организован банком плательщика с осуществлением конверсии через банк-резидент или банк-нерезидент, имеющий корреспондентские отношения с банком-резидентом.

Перевод денежных средств в валюте Российской Федерации плательщиками, находящимися на территории Российской Федерации, в пользу Межрегионального операционного УФК осуществляется с использованием системы Банка России. Система SWIFT не используется.

Перечень кодов бюджетной классификации, которые подлежат указанию в платежных документах на перечисление таможенных и иных платежей

Внешнеэкономический контракт: что учесть, чтобы не налететь на штрафы

Внешнеэкономическая деятельность всегда связана с массой вопросов и страхов. Страхи вполне обоснованы, так как санкции за нарушение валютного законодательства очень высокие.

Первое, с чего начинается любая сделка — это договор. К экспортному контракту нужно подходить очень внимательно, так как риски того, что из-за неточных формулировок в договоре могут быть проблемы:

  • с банком (банк- агент валютного контроля и внимательно проверяет все сделки с нерезидентами);
  • с таможней (при составлении Таможенной декларации и провозе Продукции через Границу РФ);
  • с налоговой (при экспорте у нас ставка 0%, а для её подтверждения требуется пакет документов, куда однозначно входит договор);
  • и с самим покупателем.

Основные положения, которые нужно учесть при составлении внешнеэкономического контракта.

Язык контракта

В связи с тем, что мы будем представлять контракт в государственные органы на территории РФ (на таможню, в банк и в налоговую) у вас обязательно должен быть экземпляр контракта на русском языке. Это может быть перевод Вашего контракта, составленного на иностранном языке. Но обычно контракты составляются на двух языках сразу и разделены на 2 колонки. Именно такой формат удобен обеим сторонам внешнеэкономической деятельности

Номер. Дата. Место подписания

Любой контракт начинается с даты, номера и места подписания. Не будет ошибкой, если вы присвоите контракту номер в соответствии со стандартами Вашей фирмы. Но на эту тему было давнее письмо Центробанка от 15 июля 1996 года № 300 «О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов». В нём рекомендовано указывать унифицированный номер контракта, состоящий из трех групп знаков6

  1. Первая группа знаков должна состоять из двух букв или трех цифр, соответствующих коду страны Покупателя (Продавца) по международному классификатору «Страны мира», используемому для целей таможенного оформления.
  2. Вторая группа знаков должна состоять из восьми цифр, составляющих код организации Покупателя (Продавца) в соответствии с Общероссийским классификатором «Предприятия и организации» (далее ОКПО).
  3. Третья группа знаков должна состоять из пяти цифр, представляющих собой порядковый номер документа на уровне организации Покупателя (Продавца).

Дата подписания контракта оформляется следующим образом: ДД.ММ.ГГ, где первая пара цифр — день, вторая пара цифр — месяц, третья пара цифр — две последние цифры года.

Пример:

Номер: 643/ 96591900/00001

Дата: 20.08.19

Место: г. Москва, Российская Федерация

В контракте также необходимо указывать место подписания контракта, полные официальные наименования организаций Продавца и Покупателя, полное наименование страны иностранного партнера и страны назначения товара и их трехзначный код в соответствии с международным классификатором «Страны мира».

Структура контракта

Структура внешнеэкономического контракта, как и любого российского строго не регламентирована, но любой контракт должен содержать существенные условия для того или иного вида сделки.

Рекомендована структура контракта, содержащая следующие разделы:

  • Предмет контракта;
  • Цена и сумма;
  • Условия платежа;
  • Срок поставки;
  • Условия приемки товара по качеству и количеству;
  • Форс-мажор;
  • Рассмотрение споров;
  • Санкции;
  • Прочие условия и обстоятельства сделки;
  • Адреса покупателя и продавца;
  • Подписи сторон.

Предмет договора

В предмете договора нужно четко указать характеристики Товара:

  1. наименование
  2. ассортимент, размеры, модели, комплектность,
  3. страну происхождения товара и другие данные, необходимые для описания товара, включая ссылки на международные и (или) национальные стандарты на продукцию. Также необходимо указывать:
  • наименование тары или упаковки в соответствии с международным классификатором «Коды для видов груза, упаковок и материалов упаковок (с дополнительными кодами для наименований упаковок)»;
  • описание и требование к маркировке товара;
  • объем, вес, количество товара;
  • объем груза, вес груза с упаковкой или без нее в согласованных единицах измерения

Пример 1:

«1.1. Покупатель покупает, а Продавец продает ___________________ (далее Товар).

1.2. Поставка товара осуществляется партиями. Каждая партия поставляемого Товара должна соответствовать ассортименту и количеству, в инвойсах и товарно-транспортных накладных на данную поставку.»

Пример 2:

«Продавец обязуется поставить, а Покупатель принять и оплатить Товар в количестве, по техническим характеристикам и ценам, зафиксированным в Приложениях/Спецификациях, являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Также можно сделать ссылку на Приложение или Спецификацию, в которых будет написано точное наименование и характеристики товара. В зависимости от этого в дальнейшем будет определяться код ТНВЭД для расчета таможенных пошлин.

Цена и сумма. Условия платежа

В данном разделе необходимо не только отразить цену Товара за единицу, но и общую стоимость Товара. Необходимо указать базиса поставки в соответствии с международными правилами Инкотермс. Указать на то, кто и в каком порядке оплачивает налоговые и таможенные платежи.

Раздел «Условия платежа» должен содержать:

  • наименование и код валюты, в которой будет производиться платеж, в соответствии с классификатором, используемым для целей таможенного оформления, поскольку валюта цены может не совпадать с валютой платежа;
  • сроки платежа и условия рассрочки, если таковая предусмотрена;
  • обязательный перечень документов, передаваемых Продавцом Покупателю и подтверждающих факт отгрузки, стоимость и номенклатуру отгруженных товаров.

Указание четких сроков оплаты в данном случае необходимо, так как именно они потребуются в дальнейшем для расчета срока действия контракта при оформлении в банке документов по валютному контролю. И это требование, установленное ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Обязательно прописываются фактические ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту. Не условный срок, а фактический, т.е. либо конкретное количество дней, либо конкретная дата! Формулировки «в течение двух месяцев» или «по мере готовности» не подойдут.

Пример:

«2.1 Цены за Товар указываются в инвойсах, составляющих неотъемлемую часть Контракта. Инвойсы составляются отдельно на каждую поставку. Цены за Товар устанавливаются в ЕВРО.

2.2. Платежи по Контракту будет производиться в ЕВРО в форме банковского перевода средств со счета Покупателя на счет Продавца.

2.3. Товар оплачивается Покупателем на условии 100% предоплаты, в соответствии с инвойсом в течение 7 дней с момента получения инвойса.

2.4. Таможенные пошлины, а также другие выплаты в стране Продавца, связанные с выполнением настоящего Контракта, производятся и оплачиваются за счет Продавца. Таможенные пошлины, а также другие выплаты в стране Покупателя, связанные с выполнением настоящего Контракта, производятся и оплачиваются за счет Покупателя.

2.5. Каждая Сторона соглашается о том, что любой инвойс, выставленный по настоящему Контракту должен соответствовать применимому праву и нормам местного налогообложения. ….. »

2.6. Условия поставки согласно Инкотермс-2010 указываются в инвойсах и могут различаться.

Возврат аванса

В соответствии со статьёй 19 Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ во внешнеторговых контрактах обязательно нужно прописать условие и сроки, когда будет возвращена предоплата в случае, если поставка Товара по каким-либо причинам не состоится. Формулировка может быть следующей:

Пример:

«В случае не поставки Товара Продавцом в пункт отгрузки в течение 20 (двадцати) календарных дней после истечения срока поставки, указанногов Разделе 6 настоящего Контракта, Продавец обязуется по письменному требованию Покупателя в течение последующих 1 0 (десяти) календарных дней вернуть всю оплаченную Покупателем сумму»

Срок поставки

Основным критерием в данном разделе служит дата окончательной поставки товара и график последующих поставокданной продукции с указанием сроков действияконтрактных условий, на протяжении которых должны быть завершены взаимные расчеты и поставки товара. вы должны указать конкретный срок, в течение которого будет произведена поставка Товара. Срок может быть:

  • Конкретной датой
  • В течение определенного количества дней с момента подписания контракта
  • В течение определенного количества дней с момента предоплаты

Пример:

«Срок поставки Товара согласовывается Сторонами в соответствующей Спецификации»

«Товар должен быть отгружен Продавцом в течение 10 календарных дней с момента получения предоплаты»

«Продавец обязуется отгрузить Товар в течение 10 рабочих дней с момента подписания настоящего контракта»

Условия приемки товара по качеству и количеству

В данном разделе необходимо детально расписать обязанности сторон, каким образом будет осуществляться доставка товара, момент перехода риска случайной гибели и права собственности. 

Пример:

«Продавец поставляет Покупателю Товар в соответствии с настоящим Контрактом на условиях FCAБрлох, Чешская Республика в редакции международных правил толкования торговых терминов „Инкотермс-2010“»

Также нужно учесть, что при ВЭД используются международные правила Инкотермс и в данном разделе нужно выбрать условие, подходящее в каждом конкретном случае или сделать отсылку к инвойсу или спецификации.

Форс-мажор

Здесь мы прописываем условия, при наступлении которых стороны будут освобождаться от ответственности за неисполнение условий, предусмотренных контрактом. Это могут быть :

  • стихийные бедствия (наводнения, пожары, землетрясения и другие бедствия), войны и так далее.
  • забастовки, военные перевороты.

Кстати, изменения в законодательстве также могут быть признаны форс-мажорными обстоятельствами. В эпоху санкция я настоятельно рекомендую вам прописывать это условие. В начале года мы с партнёрами столкнулись с ситуацией, когда в Россию из Украины был запрещён ввоз шоколада. Авансы были оплачены. Поставщик был готов поставить Товар. Но, после 01 января это стало невозможным. На таможне перестали впускать на территорию РФ такие грузы.

Пример:

  1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное невыполнение обязательств по настоящему Контракту, если такое неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, обстоятельств вне контроля, возникших после заключения Контракта в результате событий чрезвычайного характера, которые Сторона не могла предотвратить разумными мерами, например,стихийные бедствия, наводнения, пожары, землетрясения, запрет правительства на экспорт или импорт продукции, забастовки или любые другие события, делающие невозможным исполнить обязательства по настоящему договору.
  2. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по настоящему Контракту, обязана в трехдневный срок письменно известить другую Сторону о наступлении и прекращении вышеназванных обстоятельств.Надлежащим доказательством наличия указанных выше обстоятельств и их продолжительности будут служить справки, выдаваемые Торгово-промышленной палатой страны Продавца или Покупателя.
  3. Если эти обстоятельства будут продолжаться более трех месяцев, то каждая из Сторон будет иметь право отказаться от дальнейшего исполнения обязательств по Контракту, и в этом случае ни одна из сторон не будет иметь права требовать от другой стороны возмещения возможных убытков.

Если бы не это условие в контракте, то пришлось бы ехать и съедать весь шоколад там прям на фабрике)) Но всё обошлось.

Рассмотрение споров (арбитраж)

Во внешнеторговом контракте очень важно понимать где будет рассматриваться спор в случае возникновения между сторонами разногласий и нарушения кем-то своих обязательств.

Пример:

«Если Стороны не достигнут согласия, спор будет разрешаться в Арбитражном Суде Швейцарии в Лозанне, в соответствии с регламентом производства дел в этом суде.»

Но, на мой взгляд, для нас, как для российских экспортёров удобнее всего будет выбрать для рассмотрения спора — Россию.

Пример:

«Все споры и разногласия, которые могут возникать из настоящего Контракта или в связи с ним, будут по возможности решаться путем переговоров между сторонами. В случае, если стороны не придут к соглашению, то дело подлежит, с исключением подсудности общим судам, передаче на решение арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ в Москве в соответствии с правилами ведения дел в указанном арбитражном суде. Решение арбитражного суда будет являться окончательным для обеих сторон.»

Санкции

Конечно же, в ваших интересах как можно подробнее прописать ответственность в случае нарушения одной из сторон договора. Как минимум, рекомендую отразить санкции, приведенные в примере:

Пример:

1. За нарушение сроков поставкиТовара Продавец уплачивает Покупателю пеню в размере 0,3% от суммы не поставленного Товара за каждый день просрочки.

Продавец не несет ответственности за просрочку поставки Товара, случившуюся по причине наступления форс-мажорных обстоятельств.

2. В случае нарушения сроков оплат по данному контракту Покупатель уплачивает Продавцу пеню в размере 0,3% от неоплаченной в срок стоимости Товара за каждый день просрочки.

Покупатель не несет ответственности за просрочку или неосуществления платежа, случившуюся, по причине наступления форс-мажорных обстоятельств или по какой-либо другой причине, не зависящей от Покупателя.

3. Товар несоответствующий стандартам Российской Федерации подлежит возврату Продавцу в полном объеме, за исключением взятых проб товара, для проведения исследований по качеству.

4. Уплата пени не освобождает Стороны от выполнения обязательств по Контракту.

Прочие условия и обстоятельства сдели

В данном разделе вы можете прописать:

  • дату вступление договора в силу;
  • срок окончания действия договора.

Пример:

«1.НастоящийКонтрактвступаетв силу после его подписания ответственными лицами Сторон настоящего контракта указанные в преамбуле настоящего Контракта.

2.Контрактдействуетдо 31.12.2019 года, а в части исполнения обязательств — до полного выполнения сторонами своих договорных обязательств».

Можно указать гарантийные обязательства, сборка и приведение в рабочее состояние оборудования, обучение сотрудников и другие различные информационные и практические услуги.

Пример:

1. Гарантийный период определяется соответствующим паспортом на Товар и исчисляется со дня запуска Товара в эксплуатацию согласно отметке в Акте пуска Товара в эксплуатацию, за исключением быстроизнашивающихся деталей и при условии использования и складирования Товара согласно инструкции о пользовании, требований в паспорте и технической документации.

2. Продавец обязуется заменять все гарантийные составляющие, вышедшие из строя, при соблюдении всех правил эксплуатации, указанных в паспорте-руководстве по эксплуатации, кроме: тех, что вышли из строя по вине пользователя, при несоблюдении правил эксплуатации указанных в паспорте, при использовании ненадлежащих материалов, при использовании за пределами возможностей Товара, при устранении неполадок третьими лицами, при отсутствии проведения ежемесячного технического обслуживания.

Постановка контракта на учет в банке

В прошлом году были внесены изменения, регулирующие взаимоотношения участников ВЭД и банка:

Отменили инструкцию Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов…» от 04.06.2012 № 138-И. Теперь мы руководствуемся инструкцией № 181-И, из содержания которой следует, что:

  • отменены паспорта сделок (вместо паспорта сделки используется контракт);
  • если вы заключили контракт на сумму менее 200 000 руб., то никаких документов предоставлять в банк не надо. Но в платежке указывать информацию о коде вида валютной операции обязательно. Иначе банк может просто не пропустить этот платёж. Также у банка есть полное право запросить любые документы по сделаке, если возникнут какие-либо сомнения в её легальности.
  • отменены справки о валютных операциях;

Отмена паспортов сделок порадовала. Но валютный контроль, конечно же остался. Теперь контракты по ВЭД в банке нужно ставить на учет :

  • Контракт по импорт товаров (кредитный договор) необходимо поставить на учет в банке, если его стоимость равна или превышает 3 000 000 руб. (три миллиона рублей)
  • Контракт по экспорту ставится на учет, если его сумма равна или превышает 6000 000 (шесть миллионов) руб.

В рублях валютную стоимость контракта нужно рассчитать по официальному курсу ЦБ на дату заключения контракта.

вы направляете контракт в банк (в онлайне это просто и быстро) п. А банк, не позднее следующего дня ставит этот контракт на учет и присваивает ему ему уникальный номер. Срок постановки контракта на учет в банке — 1 рабочий день. Еще один день дается банку на то, чтобы сообщить фирме уникальный номер контракта , присвоенный при его постановке на учёт в банке . На весь процесс- максимум 2 дня. Раньше было 5. А, учитывая выходные, иногда выходило больше недели.

Валютные операции за последние полгода стали невероятно популярной темой. Санкции на банки, организации и даже физлиц сыпались как из рога изобилия. Предпринимателям ежедневно перекрывали пути отхода, а что делать — никто объяснить не мог. Большинство законов, актов и постановлений тоже были направлены на ограничения, и лишь немногие на поддержку.

Изменения гарантированно будут и дальше, поэтому важно быстро на них реагировать и понимать последствия. А для этого — разбираться в теме. И если вы начали работать с валютой недавно, только планируете это делать или просто хотите знать больше, то этот материал точно для вас.

ВЭД — это…

Внешнеэкономическая деятельность. То есть сделки с нерезидентами: как физическими лицами, так и юридическими.

Для компаний и ИП, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, знание процедур валютного контроля не бывает для галочки. Понимание, как правильно оформить документы, в какой срок это можно сделать, и как вообще взаимодействовать с банком, убережёт от немаленьких штрафов и серьёзной потери времени. А иногда даже сохранит деловую репутацию.

Если конкретнее

По закону безналичные валютные операции между резидентами запрещены. Операции с наличкой, кстати, тоже не особо поощряют. Всё же есть случаи, когда перевести деньги можно. Список закрытый, и за каждым из пунктов следит валютный контроль банка, в котором вы обслуживаетесь.

К слову, контроль ведут не только за расчётами в иностранной валюте. Рублёвые переводы нерезидентам тоже отслеживают. Например, если вы торгуете с иностранным контрагентом или оказываете ему услуги, то банк будет интересоваться суммой платежа.

Когда платите вы

Если общая сумма экспортного контракта больше 10 000 000 ₽, а импортного больше 3 000 000 ₽ (в эквиваленте любой валюты), то исходящий платёж банк просто не пропустит и потребует поставить контракт на учёт. Со стороны налоговой ничего страшного не произойдёт, а вот с контрагентом могут возникнуть сложности.

Когда платят вам

Если суммы экспортного или импортного контракта превышают тот же лимит при входящем платеже, то можно получить штраф за несоблюдение сроков предоставления документов в банк.

После поступления валюты у вас есть 15 рабочих дней, чтобы предоставить документы в банк и зачислить её с транзитного счёта на расчётный. При этом, если надо поставить контракт на учёт, срок в 15 рабочих дней всё равно сохраняется. Никакого продления срока или других поблажек не будет.

Например:

1 июля пришло 100 $. До 22 июля нужно обязательно предоставить документы в банк. А если ещё и сумма превышена, то поставить контакт на учёт. В лучшем случае это занимает пару дней. Может быть и дольше.

Такая же судьба ждёт денежные переводы без контракта на сумму более 600 000 ₽ (ещё недавно было 200 000 ₽). Если вы просто отправляете деньги и не предоставляете банку договор или инвойс (счёт) на поставку товара, то платёж просто не пропустят.

Кроме того для должностных лиц, ИП и компаний есть единый штраф за нарушение валютного контроля — 20-40% от суммы операций. Для должностного лица сумма не превысит 30 000 ₽.

Что такое валютный контроль, и как он изменился в 2022 году

Когда договор или платёж с нерезидентом подпадает под требования, о которых мы писали выше, в дело вступает валютный контроль. Это особое подразделение банка, с которым нужно находиться на связи и отслеживать каждый контракт и каждый валютный платёж.

На такой случай в Кнопке есть отдельная команда, которая сопровождает валютные сделки и помогает пройти контроль. Как именно?

  • Проверяет сделку на соответствие закону и вносит правки.
  • Ставит контракт на учёт и берёт на себя общение с валютным контролем.
  • Готовит платёжки и документы для зачисления.
  • Следит за суммой по контракту и предупреждает о превышении.

Ещё ребята всячески помогают с задачами вне валютного контроля. Например, дают консультации по изменениям в валютном законодательстве или помогают подобрать банк с выгодным тарифом для обслуживания, в зависимости от потребностей бизнеса или валюты, с которой предстоит работать.

Отдельной головной болью для предпринимателей в этом году стали санкции. Если для банка, с которым вы работаете, введут ограничения, или в какой-то платёжке будет неверно указана цифра, то деньги просто потеряются в банке-корреспонденте (это такой промежуточный банк между вашим и банком контрагента). И чтобы их найти, нужно заполнить заявление на розыск платежа, сопровождая это тесным общением с валютным контролем банка.

Кроме того валютное законодательство сейчас меняется очень быстро, поэтому важно отслеживать изменения по лимитам и ограничения на снятие и переводы. Также нужно заранее знать про изменения в валютной политике банков, чтобы в случае чего успеть перекинуть деньги, поменять реквизиты договоров и уведомить контрагентов.

Банки под санкциями и #КнопкаПомогает

Как вы уже поняли, эти полгода были не из простых. Кнопка, как и во время изоляции двухлетней давности, старалась давать максимум поддержки и писала о важных для бизнеса новостях в Телеграме, а для клиентов делала рассылки, чтобы точечно сообщить об изменениях и помочь с поиском решения. В это время за кулисами команда валюты проворачивала колоссальную работу.

1. В марте, когда ввели указ об обязательной продаже части валютной выручки, ребята проанализировали, нужно ли продавать что-то нашим клиентам, и если надо, то сколько. И написали им об этом раньше банков, в которых они обслуживались.

2. С распространением санкций банки начали отказывать в валютных переводах. Тогда команда оперативно подхватила задачи по подбору новых банков и открытию в них счетов.

3. Сразу после открытия курировала перенос ВЭД: готовила дополнительные соглашения, снимала контракты с учёта и снова их ставила.

4. Отслеживала новости всех банков и в моменте консультировала о возможностях перевода валюты.

5. Научилась работать по схеме двух банков: когда контракт клиента находится в одном банке, а оплаты он проводит через другой.

И это не весь список задач, которые разом свалились на всех, кто работает с валютой. Поэтому, если вам пришлось справляться с ними самостоятельно, то, скорее всего, вы стали валютным сенсеем. Или просто бросили это гиблое дело ещё в апреле :)

Сложности валютной выписки для бухучёта и новая технология

Валютный контроль узнаёт о валютных операциях и расчётах с нерезидентами из банковской выписки. Как, собственно, и мы. Раньше её обработка была довольно сложной и сильно отличалась от рублёвой. Из-за чего и сам учёт становился сложнее.

Вне зависимости от наличия интеграции с банком нужно было выгружать PDF файл, брать из него суммы и назначение платежа, перебивать эти данные в 1С и тратить дополнительные ресурсы ручного труда. Именно в тот момент у Кнопки появилась отдельная доплата за проведение валютной выписки, которая зависела от наличия валютных счетов.

Далее PDF заменили на TXT файл, который выгружался через интеграцию с банком и автоматом прокидывался в 1С. Там суммы и контрагенты более-менее разносились правильно.

Однако такой «прорыв» был возможен только для тех банков, с которыми можно эту интеграцию настроить. Остальные же оставались за бортом, и с ними приходилось разбираться по-старинке, руками сверяя проведённые платежи с PDF файлом.

Сложности работы с валютой (вроде банальных нереализованных технических возможностей банка) не позволяли автоматизировать процесс. А значит не было возможности распрощаться с человеческим фактором. Это приводило к ошибкам в учёте, долгим разбирательствам по валютным платежам и, в конце концов, получению штрафов и ненужной нервотрёпке.

На помощь пришла технология Сделочного учёта, которая наконец-то сдвинула дело с мёртвой точки. Теперь проведение выписки происходит автоматически при наличии доступа в банк или банковской интеграции.

При настройке учёта клиента мы прописываем политики — буквально описываем его бизнес на бухгалтерском. После, когда выписка скачалась, она прогоняется через настроенную политику учёта и распределяется по счетам в 1С, исходя из счёта плательщика и назначения платежа. Нужные счёт сумма и контрагент определяются в 1С сами. Если назначение платежа или счёт плательщика не совпадает с ранее настроенным, то сделка считается новой, и мы настраиваем её отдельно.

Благодаря этому получилось ускорить обработку валютной выписки, снизить себестоимость её проведения и исключить человеческий фактор, а значит и риск совершить ошибку.

Поэтому с сентября мы отменяем доплату за валютные счета для всех клиентов Кнопки.

Кроме того, мы умеем вести ВЭД и у клиентов, которые не находятся на бухгалтерском обслуживании Кнопки. Поэтому, если у вас есть иностранные контрагенты, и вы хотите навести порядок в работе с ними, пишите в чат в Телеграме или звоните по телефону — 88007004263.

24 Декабрь 2022

Все компании и частные предприниматели, которые ведут ВЭД, во время поставок взаимодействуют не только с зарубежными партнерами, но и с уполномоченными лицами, которые контролируют пересечение товаров через границу РФ. Таможенные органы, банки – два основных ведомства, которые регулируют импортные и экспортные поставки на законодательном уровне. Поэтому собрать необходимый пакет документов, который соответствует законодательству – прямая задача всех участников ВЭД. 

Разнообразие видов перевозок, различие в номенклатурных группах и многие другие факторы становятся причиной сбора уникального пакета документа для каждого из участников. Как оформить все документы, не наделать в них ошибок? В статье рассмотрим ключевые факторы, которые помогут избежать неприятностей с таможней или валютным контролем.


Полный перечень документов при импорте товаров

Все участники ВЭД при ввозе товара обязаны предоставлять в таможенные органы необходимый пакет документов. Данную обязанность регулирует как ТК ЕАЭС статья 80, так и Федеральный закон РФ,  хотя единого утвержденного на законодательном уровне списка нет.  Документы подаются в таможню  как в электронном, так и в оригинальном виде – в зависимости от характеристики ввозимого товара. На комплект документов, который необходимо собрать импортеру влияют ряд факторов:

  • номенклатурный код ввозимого товара;

  • режим, который действует в отношении товара;

  • специфика коммерческой деятельности импортера; 

  • цель импорта товара;

  • таможенный режим, который был выбран при подаче декларации и т.д.

Но существует минимальный перечень документов, который нужен для всех импортеров:

  1. Контракт с иностранным поставщиком – основной документ ВЭД. Понадобятся все приложения, доп соглашения и спецификации к нему.

  2. Инвойс – платежный документ, который подтвердит стоимость импортируемой продукции. Он является аналогом российского счета или счет-фактуры. 

  3. Упаковочный лист – документ, который содержит информацию о количестве мест, весе, габаритах товара, характере упаковки.

  4. Уставные документы импортера (при первой подаче документов).

  5. Транспортные документы: международная автотранспортная накладная (CMR), авианакладная,  железнодорожная накладная, коносамент или морская накладная.

  6. Платежные поручения об оплате товара, если это оговорено в договоре.

  7. Платежные документы, которые подтверждают уплату таможенных платежей (ввозная пошлина, сбор, НДС).

  8. Уникальный номер контракта (вместо паспорта сделки) – номер, который будет присвоен контракту с зарубежным поставщиком после постановки на учет в банке (необходим, если сумма по контракту превышает 3 млн рублей).

  9. Договор на перевозку с транспортной компанией.

  10. Счет за транспортные услуги.

  11. Разрешительные документы (в зависимости от кода ТН ВЭД) – сертификаты, лицензии, разрешения ведомственных органов и т.д.

  12. Техническое описание груза – наименование, основные характеристики, назначение, состав и т.д.

  13. TIR либо транзитная декларация (при автоперевозке). 

Дополнительно таможенные органы могут запросить:

  1. Экспортную декларацию.

  2. Бухгалтерскую документацию (например, карточки счета и оборотно сальдовую ведомость, которые отражают принятие к учету ввозимого товара).

  3. Документы, подтверждающие страхование грузов.

  4. Договоры с третьими лицами, которые связаны со сделкой.

  5. Заказы на поставку товаров.

  6. Прайс-листы, прейскуранты цен организации изготовителя.

  7. Лицензионное или авторское соглашение.

  8. Сертификат происхождения товаров. 

Пакет запрашиваемых документов может отличаться в зависимости от того, в какую таможню обращается декларант. Чтобы избежать сюрпризов лучше заранее выяснить, какая документация потребуется.


Внешнеторговый контракт

Контракт по импортной поставке – это основополагающий документ и юридическая база международной поставки. По нему стороны берут на себя определенные обязательства: сторона-экспортер – поставить конкретный товар за определенный срок, а сторона-импортер – принять и оплатить за товар сумму по договору.

Кроме сторон, которые заключают контракт на поставку товаров, документ будет рассмотрен еще банком, таможенными органами, а возможно и налоговой.

Банку контракт попадет при переводе денежных средств за рубеж. Так как финансово-кредитный орган отвечает за валютный контроль, деньги не будут отправлены до тех пор, пока контракт не будет соответствовать всем требованиям банка.

Таможня не выпустит товар, если заметит расхождение между фактическими данными груза и информацией о нём в контракте (приложениях к нему). Кроме этого таможенные органы посчитают подозрительным «шаблонный контракт».

При составлении контракта стороны придерживаются правил заключения международных договоров. Например, такие, как:

  • Венскую Конвенцию «О международных договорах купли-продажи» (от 1986 г);

  • «Инкотермс» – международные правила толкования определений при заключении внешнеторговых контрактов.

Обязательные реквизиты контракта представлены в письме Центрального банка «О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактах» (Письмо от 15.06.1996 №300).


Как оформить внешнеторговый контракт 

Контракт заключается в письменной форме.

Каждая компания «наполняет» содержание договора «под себя». Но обычно придерживаются следующей структуры:

1. Наименование контракта, его регистрационный номер, место заключения. 

2. Преамбула – указываются наименования сторон, страны, подписанты и статус партнеров (поставщик, заказчик).

Важно! Наименование зарубежного поставщика должно быть на языке его страны. Дополнительно лучше тут же указать его идентификатор (например, для Китая – номер его бизнес лицензии).

3. Предмет контракта – описание товара или услуги. Если приобретается сложное оборудование, в этом пункте достаточно краткое описание и количество. Дополнительную техническую характеристику лучше вынести в отдельную графу «Технические условия».

Важно! Российское наименование необходимо прописывать с учетом кода ТН ВЭД. В дальнейшем это поможет избежать переплаты пошлины при растаможке. 

4. Условия поставки и приемки – указываются условия Инкотермс с описанием года выпуска, сроки поставки и оплаты. Прописываются пункты о необходимых требованиях по качеству товара. Описывается процедура приемки и фиксации нарушений требований по качеству. 

Важно! Желательно сразу указать в каких целях ввозится товар. Например, использование оборудования или запчастей для собственных нужд, оградит от дополнительного оформления сертификата безопасности. 

В этом же пункте можно указать список необходимых документов, кроме подписанного контракта от поставщика: инвойсы, упаковочные листы, спецификации, сертификат происхождения, экспортную декларацию, если она входит в обязанность поставщика по договору и т. д.

При морской перевозке необходимо прописать процесс оформления и передачи оригиналов коносамента. 

Здесь же указываются максимально возможный срок поставки, последствия невыполнения этих обязательств (например, штрафные санкции за каждый день просрочки). В контракте также указывается возможность досрочной поставки.

Важно! Срок поставки необходим и для валютного контроля. Если задержка отправки согласована сторонами, то придется заключать дополнительное соглашение о продлении срока поставки. 

Необходимо четко указать момент поставки и момент перехода права собственности на груз. Последнее важно для бухгалтера, который будет принимать товар или услугу к учету. 

5. Цена и порядок расчета – один из основных пунктов, в котором указывается: цена товара, его количество. Необходимо указать валюту, в которой будут происходить расчеты, порядок и сроки оплаты: предоплата, частичная предоплата или рассрочка платежа. Дата и сроки должны быть максимально конкретными (№173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). 

Важно! Чтобы не нарушить требования валютного контроля необходимо знать итоговую сумму по контракту. Контракт по импорту на сумму свыше 3 млн. руб. должен регистрироваться в банке. Там ему будет присвоен УНК (уникальный номер контракта) Срок предоставления контракта в банк — 15 рабочих дней.

Необходимо прописать условия о возврате предоплаты, если по каким-то причинам поставка сорвется (требование №173-ФЗ).

6. Упаковка и маркировка – указывается вид тары, ее описание, требования к маркировке. Упаковка должна соответствовать стандартам (техническим условиям) и защищать груз от повреждений во время транспортировки. Маркировка содержит:

  • место отправления и получения;

  • наименование и адрес отправителя и получателя;

  • вес брутто и нетто.

Если грузу необходимо специальное обращение (груз хрупкий, ломкий, опасный и т.д.), оговаривается дополнительная упаковка и маркировка.

7. Страхование товара (не обязательный пункт) – указывается, какая сторона обязана застраховать груз, какой страховой компанией. В этом разделе перечисляются риски, указывается процент покрытия убытков т.д. 

8. Гарантийное обслуживание (не для всех договоров) – прописывается срок гарантийного обслуживания. Описывается порядок действий заказчика и поставщика в случае, если товар пришел с браком или утратил свои качества в период гарантийного обслуживания.

 9. Ответственность сторон – фиксируются действия сторон при нарушении условий контракта: поставка прошла не качественно, груз поступил с недокомплектацией, недостачей. Также сюда входят нарушение срока поставок, срока оплаты, ненадлежащее качество выполненных услуг. В контракте фиксируется – кто и в каком размере несет ответственность за возможные убытки.

Важно! Любой участник ВЭД должен помнить, что каждый доллар или юань, отправленный за рубеж должен быть закрыт поставкой или возвращен на счет.

Необходимо прописать возможные пути решения нарушений (переговоры, судебный иск и т.д). 

10. Форс-мажор – перечисляются обстоятельства, из-за которых стороны освобождаются от ответственности при нарушении условий контракта (стихийные бедствия, забастовки, военные перевороты, пандемия и др.). Важно указать, что сертификат о наступлении форс-мажорных обстоятельств должен быть выдан Торгово-промышленной палатой (Приложение к Постановлению правления ТПП РФ 173-14 от 23.12.2015г).

11. Арбитраж – указывается, каким образом будут урегулированы разногласия. Фиксируется, в каких конкретно судебных инстанциях будут рассмотрены споры и где именно: в стране продавца, покупателя или третьей стране. В России внешнеторговые споры рассматривает Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при ТПП РФ. В Китае – это CIETAC (China International Economic and Trade Arbitration Commission) – крупнейшее арбитражное учреждение КНР.
12.  Язык контракта. Несмотря на то, что контракт составляется на двух языках, нужно указать, какой язык будет иметь предпочтение в случае споров в разночтении. Прописывается на каком языке будет вестись переписка в рамках выполнения обязательств.

13. Прочие условия – прописываются все остальные условия, которые не вошли в предыдущие пункты контракта:

  • порядок внесения правок в контракт;

  • срок действия контракта и возможность пролонгации;

  • требования к конфиденциальности и возможность участия в договоре третьих лиц;

  • возможность обмена копиями документов и признание их юридической силы;

  • используемые адреса электронной почты и т.д.

  1.  Реквизиты и адреса сторон – фиксируются полные наименования сторон, их юридические и почтовые адреса, телефоны, банковские реквизиты.

  1. Подписи сторон – прописываются должности уполномоченных лиц, проставляются подписи с расшифровкой и печати. 

Важно внимательно и тщательно проработать все пункты контракта, какая бы срочная поставка не была – это убережет компанию от возможных убытков, ненадежного поставщика, а также обезопасит от проблем с таможней или валютным контролем.

Образец внешнеторгового контракта можно скачать тут.


Инвойс

Инвойс (commercial invoice / CI) – основной документ при внешнеторговых сделках, без которого не пройти таможенную очистку груза. От того, как точно и без ошибок заполнены все необходимые реквизиты зависит не только судьба груза на границе, но и как быстро банк примет документ в качестве подтверждения поставки.

Существуют два вида инвойса:

  • проформа-инвойс;

  • коммерческий инвойс.

Проформа-инвойс – промежуточный вариант инвойса. Его выписывают тогда, когда сумма оплаты и условия поставки еще не согласованы. Например, при отгрузке сыпучих грузов продавец не знает окончательного веса и суммы. Поэтому предварительно выписывается проформа-инвойс. 

Коммерческий инвойс – аналог российского счет-фактуры, окончательный вариант счета, который содержит необходимые реквизиты и описание товара или услуги.


Как проверить верно ли составлен инвойс?

Инвойс заполняет продавец или поставщик. Так как обычно инвойс составляется на английском языке, для таможенной очистки потребуется его перевод на русский язык. Хотя утвержденной формы для инвойса нет, существует ряд необходимых реквизитов, которые он должен содержать:

  1. Дата и номер инвойса.

  2. Наименование отправителя и получателя. Их адреса и реквизиты.

  3. Номер и дата контракта.

  4. Полное наименование груза.

  5. Количество и стоимость товаров.

  6. Условия поставки (Инкотермс).

  7. Сроки и порядок оплаты.

  8. Страна происхождения (не указывается, если отправитель предоставил Сертификат происхождения).

  9. Подпись и штамп отправителя (печать ставить не обязательно).

Важно! Перед отправкой груза важно тщательно проверить инвойс принимающей стороне. Нередки случаи арифметических ошибок при вычислении итоговой суммы или веса, случается неверное округление (особенно этим грешат китайские поставщики). При расхождении суммы на один цент или грамм, таможня не примет документ.

Дополнительная информация, которая может быть указана в инвойсе:

  • код товара ТН ВЭД (или HS код);

  • торговая марка товара;

  • номер автомобиля или контейнера;

  • контактное лицо получателя и отправителя;

  • номер заказа покупателя.

Важно! Чем сложнее и дороже товар, тем подробнее должно быть его описание. Необходимо избегать общих фраз. Лучше прописать: марку или модель товара, размер, цвет, характеристики. Это важно как для таможни, так и валютного контроля в банке.

Таможня РФ не потребует оригинал инвойса. Поэтому зарубежный поставщик может направить скан-копию документа. Инвойс заполняется от руки или в печатном виде, на фирменном бланке компании. 

Документ заполняется в шести экземплярах (1 оригинал и 5 копий):

  • первый – помещается внутрь посылки,

  • второй – отгрузочный (вместе с транспортной накладной),

  • третий – перенаправляется получателю,

  • четвертый – остается у отправителя,

  • пятый и шестой – у перевозчика.

Важно! Условия поставки, прописанные в инвойсе не должны расходиться с условиями прописанными в контракте.

Скачать форму инвойса можно тут.


Упаковочный лист

Упаковочный лист (Packing list) – товаросопроводительный документ, в котором отражен список перевозимых товаров, их количество, вес, габариты, упаковка и другие параметры. 

Когда импортируется большое количество разной номенклатуры или товар с индивидуальными размером, весом, упаковочный лист является необходимым дополнением к коммерческому инвойсу. Они имеют почти одинаковое содержание. Отличие лишь одно – в упаковочном листе не прописывается цена и сумма за товар. 

Задача упаковочного листа – оповестить все стороны, которые принимают участие в доставке о содержании груза. Он необходим:

Таможенным органам – для идентификации принадлежности груза к партии. Помогает установить, соответствует ли груз локальным законам и требованиям безопасности.

Перевозчику – позволяет оптимизировать время на сортировке и логистике. Дает возможность быстро определить пункт назначения транспортировки товара. Оберегает от потери грузового места на каком-либо из отрезков перевозки. Также он необходим для формирования коносамента.

Получателю – позволяет сверить факт целостности товара, проверить его комплектность после прибытия товара. 

Если в процессе транспортировки груз будет поврежден и дело дойдет до судебного иска, то к заявлению будет приложен упаковочный лист.

Что должно быть в упаковочном листе при импорте:

  1. Номер и дата документа (когда груз был упакован).

  2. Название организаций отправителя и получателя.

  3. Номер контракта, спецификации или заказа, которые обуславливают эту поставку.

  4. Перечень поставляемого товара с описанием. Если есть артикул – указать и его.

  5. Вид и габариты упаковки: коробка, паллет, деревянный ящик и т.д.

  6. Количество товара – в отличие от инвойса здесь указывается не только общее количество товара, но и количество в каждой упаковочном месте.

  7. Вес нетто и брутто каждого товарного места и общий. 

  8. Количество товарных мест. Номера упаковок (мест).

  9. Итоговые объем и вес поставки.

  10. Подпись ответственного лица.

Важно! В упаковочном листе должна быть отражена вся продукция, даже если это бесплатная доставка. Например, когда «едут» рекламные буклеты, календари и проч. Если этого не сделать, таможня может изъять не указанный товар.

Документ прикрепляется к каждому грузовому месту. Для таможни и банка потребуется перевод упаковочного на русский язык.

Упаковочный лист можно оформить в печатном или рукописном виде, на листе формата А4, как минимум в 3-х экземплярах: для отправителя, перевозчика и получателя. Если в процессе оформления в данных допущена ошибка, то лист лучше сделать новый, ведь с момента приема товара к перевозке до сдачи его заказчику ответственность за целостность товара несет перевозчик.


CMR

CMR (фр. Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route — Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом) – это международная товарно-транспортная накладная для перевозки и пересечения границ других государств. Документ отличается от российского ТТН тем, что кроме стандартной информации о продавце, покупателе и грузе, содержит блоки с дополнительной информацией. В них указаны: место таможенного оформления, сроки, условия поставки.

CMR гарантирует выполнение всеми участниками перевозки требований конвенции от 19 мая 1956 г. «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)».

На 01.01.22 Конвенция действует на территории 58 государств, в т.ч. почти во всех европейских странах. Форма документа для всех стран-участниц КДПГ одинакова. Но практически каждое государство выпускает свои нормативные правила для заполнения CMR.

В РФ правила заполнения регулируются письмом ФТС от 2 мая 2012 года № 04-30/22006. В Приложении к данному письму можно скачать типовой бланк CMR.

CMR необходим в следующих случаях:

  1. Перевозка проходит с пересечением государственных границ.

  2. Хотя бы одна из сторон договора является резидентом страны, входящей в КДПГ.

  3. Груз перевозит автомобильный транспорт.

  4. Транспортировка груза платная.

 CMR не оформляется при:

  1. Транспортировке умерших тел.

  2. Доставке почтовых отправлений (регулируется другими международными договоренностями). 

  3. Перевозке груза при переезде (мебель, личные вещи и проч.) 

Приоритетность оформления регулируется в следующем порядке:

  1. конвенцией КДПГ;

  2. нормативным документом, который действует на территории страны;

  3. условиями договора.

Названия граф в российском документе указаны на русском и немецком языках. Заполняют документ обычно на языке отправителя. Особых требований к заполнению CMR нет (цвет авторучки, определенный шрифт).

Какие ошибки при заполнении CMR встречаются чаще всего:

  1. Ошибки в адресе. В CMR указываются адреса отправителя, получателя, места загрузки и выгрузки. Часто бывает, что это 4 разных места. Чтобы фура не привезла товар к офису, необходимо внимательно прописывать все адреса локации. 

  2. Не верный код товара ТН ВЭД. Эта ошибка приводит к задержке таможенного оформления. Чтобы этого избежать – попросите поставщика до отгрузки прислать CMR на проверку. Код импортируемого товара полезно устанавливать до отгрузки. 

  3. Ошибка в адресе СВХ. Груз будет размещен именно на том складе временного хранения, который указан в CMR. Ошибка чревата опозданием груза. Например, получатель спешит поставить запчасти на АВТОВАЗ (Тольятти), и надеется, что таможить груз он будет в Тольятти. А отправитель скопировал предыдущую форму CMR в РФ, где указана Алтайская таможня. А это перепробег автомобиля более, чем 5 тыс. км в обе стороны – потеря времени и денег. 

  4. Ошибка в номере или марке автомобиля. Часто документы создаются заранее, а автомобиль или прицеп меняют в последний момент. Это самая «легкая» из ошибок. Водителю разрешено саморучно изменить номер авто и поставить штамп транспортной компании. 

Сколько листов CMR следует оформить

В случае, если получатель груза один – необходимо передать водителю 6 листов CMR-накладной: 

1 лист – получателю груза;

2 листа –перевозчику;

3 листа – для таможенного оформления. 


Что в CMR заполняет грузоотправитель?

Грузоотправитель ответственен за графы 1-15 и 20-22.

1-2 – указываются данные об отправителе и получателе, наименование компаний, их юридические адреса.

3-4 – записывают страны загрузки и выгрузки, точные адреса, а также дата убытия груза от грузоотправителя.

5 – вставляют сопровождающие поставку документы: номера инвойсов, пакинг листов, сертификатов происхождения и т. д. 

6 – графа оформляется только в случае перевозки опасного груза. Необходимо указать класс опасности согласно ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов).

7 – проставляется количество товарных мест (например, 33 европаллеты).

8 – указывается тип упаковки (картонная коробка, деревянный ящик, полиэтиленовый мешок и т.д.).

9 – вписывается краткое наименование товара.

Важно! Наименование товара должно быть в соответствии с остальными товаросопроводительными документами.

10 – добавляется код товара ТН ВЭД. Код должен соответствовать номенклатуре, принятой Таможенным союзом. Вносятся для каждой группы товаров.

11 – фиксируется вес брутто в килограммах. Данные вносятся по каждому товару отдельно.

12 – записывается объем товара в куб.м. (обычно требуется для сборных грузов).

13 – включается информация о таможенном органе, который будет осуществлять выпуск импорта. Указывается адрес СВХ, регистрационный номер и точный адрес.

14 – указывается государственный номер полуприцепа, контейнера, если их на время планируется вывезти за рубеж.

15 – графа описывает условие оплаты согласно правилам Инкотермс (FCA, DAP и т.д.).

20 – графа для необходимых оговорок перевозчику: правила разгрузки, требование о страховании груза и т.д. (необязательный пункт).

21 – проставляется место, где заполнялся CMR, дата (город, регион).

22 – фиксируется дата и время прибытия транспортного средства под погрузку, а также время и дата убытия. В этой графе необходима подпись ответственного лица и печать. 


Что в CMR заполняет перевозчик или экспедитор?

Грузоотправитель ответственен за графы:

16 – предоставляются данные о перевозчике: адрес, контакты.

17 – указывается информация о дополнительном перевозчике (если планируется его замена в пути следования).

18 –графа для примечаний со стороны перевозчика — состояние груза, целостность упаковки и т.д. (не обязательна для заполнения).

Важно! В случае нарушения целостности упаковки, внешнем повреждении груза, если перевозчик не сделает соответствующей отметки в CMR, позже он не сможет ссылаться на вину отправителя.

23 – прописывается дата и номер путевого листа. Здесь экспедитор или водитель ставят свои подписи с расшифровкой, печать перевозчика.

25-26 – фиксируется гос номер, марка, модель тягача и полуприцепа.

19 – указывается тариф за перевозку, проставляется после окончательной разгрузки.

27, 28, 29 – в эти графы информация заносится по необходимости отделом расчетов перевозчика. Здесь указываются дополнительные услуги транспортной компании: погрузка, разгрузка, упаковка и т.д.


Что в CMR заполняет грузополучатель?

Грузополучатель заполняет лишь графу 24 в 3-4 экземплярах CMR. Здесь проставляется дата и время прибытия на разгрузку транспортного средства. Доверенное лицо грузополучателя расписывается, указывает расшифровку подписи и ставить печать организации. Один экземпляр документа оставляет себе, а два других – передает перевозчику.

Пустой бланк CMR можно скачать тут, образец заполнения – тут.

Ответственность за правильность заполнения накладной в большинстве случаев несет отправитель груза. Однако несоответствие фактического положения дел с данными, содержащимися в CMR, вызовет проблемы у перевозчика при досмотре груза и транспортного средства. Поэтому на практике за верным оформлением CMR следят как отправитель, так и перевозчик (или экспедитора). Если растаможка происходит силами получателя (например при условии FCA) – то и грузополучателю требуется тщательно проверить документы перед загрузкой машины.


Коносамент 

Коносамент (B/L или «bill of lading») – основной товаросопроводительный и товарораспорядительный документ при международных морских перевозках. 

Он выполняет 3 функции:

  1. Подтверждает заключение договора на морскую перевозку.

  2. Является распиской о принятии груза.

  3. Подтверждает право на выдачу груза в порту назначения.

В некоторых случаях коносамент может быть обеспечением кредита.

Международным документом, который регулирует статус коносаментов на территории РФ, является Конвенция ООН о морской перевозке грузов, заключенной в Гамбурге 31 марта 1978 г.

У этого документа нет единой формы. Перевозчик может выписать его на фирменном бланке или на листе А4. На оригинальном образце коносамента ставят надпись «Original», а на копии — «Copy».

Важно! Груз выдается лишь обладателю оригинала коносамента (original B/L).

Копии документа могут понадобиться для таможенной очистки, учета груза на складе получателя или других юридических действий с товаром. Лишь при получении груза понадобится оригинал. 

Оформляют три оригинальных документа: грузоотправителю, перевозчику и получателю товара.


Какие обязательные реквизиты для заполнения в коносаменте?

  1. Номер документа B/L №*** – по нему можно узнавать информацию о местонахождении груза на сайте морской линии.

  2. Номер букинга, заказа на перевозку (Booking №) – по нему также можно идентифицировать актуальный статус груза.

  3. Грузоотправитель и его адрес (Shipper).

  4. Грузополучатель и его адрес (Consignee).

  5. Организация, которую необходимо уведомить о прибытии груза (Notify party). Обычно это грузополучатель, или его агент, а при аккредитивных сделках – банк-эмитент.

  6. Название судна (Vessel №) – графа важна при аккредитивных сделках: ошибка в названии судна может привести к отказу от принятия груза банком или грузополучателем.

  7. Номер рейса (Voyage №). 

  8. Место получения груза (Place of Receipt) – заполняется если морской перевозчик делает еще и сухопутную доставку до порта от грузоотправителя.

  9. Порт погрузки (Port of Loading).

  10. Порт разгрузки (Port of Discharge).

  11. Место доставки груза (Place of Delivery) – заполняется если морской перевозчик доставляет по земле груз из порта до грузополучателя.

  12. Блок «Сведения отправителя» (Pf FURNISHED BY THE SHIPPER) – данные в этом блоке заполняются на основании информации от  отправителя. Перевозчик не несет ответственность за достоверность этих данных.

  13. Сведения о грузе: описание, упаковка, маркировка, номер контейнера и пломбы (Kind of Packages; Description of goods; Marks and Numbers; Container №/Seal №).

  14. Вес и объем груза (Weight/Measurement).

  15. Фрахт и надбавки (Freight & Charges) – указываются данные о стоимости перевозки. Если фрахт уже оплачен, указано – freight prepaid. В случае, если фрахт предстоит оплачивать, ставится пометка «фрахт подлежит сбору» (freight collect).

  16. Место выпуска коносамента (Place of issue of B/L) – от места выпуска коносамента зависит применение таких инструментов как Гаагские, Гаага-Висбийские и Гамбургские Правила.

  17. Число выпущенных оригиналов коносамента и его порядковый номер (Number & Sequence of Original B(s)/L) – как правило, три оригинала.

  18. Дата выпуска коносамента (Date of Issue of B/L).

  19. Объявленная стоимость груза (Declared Value) – данный пункт влияет на стоимость фрахта, но и увеличивает ответственность морской линии за доставку.

  20. Дата погрузки на борт судна (Shipped on Board Date (Local Time).

На оборотной стороне документа указывают информацию об условиях и правилах транспортировки. Грузоотправителю важно прочитать все требования и условия, так как зачастую они направлены на ограничение прав грузовладельцев и дают широкие возможности морскому перевозчику.

Например, могут включить пункт: «Неуведомление о прибытии груза не будет налагать на Перевозчика какую-либо ответственность или освобождать торгующие стороны от какого-либо обязательства по данному документу».  Т.е. если морской перевозчик не информировал грузополучателя о прибытии груза, грузополучатель забыл о нем и груз простоял в порту месяц – покупателю придется заплатить за простой.

Важно! При заполнении коносамента ошибаться нельзя – любое исправление нужно согласовывать с отправителем. Поправки после отгрузки – долгий и трудоемкий процесс. 

Если коносаменты были утеряны (уничтожены), грузоотправителю и грузополучателю придется обратиться с официальным запросом к перевозчику. Необходимо описать ситуацию и подтвердить право на груз без взаимных претензий. Придется заплатить за перевыпуск документов.


Чем грозят ошибки при заполнении коносамента?

Неверно заполненный документ может привести к следующим последствиям:

  1. Задержка или отказ в растаможке груза в порту отгрузки.

  2. Порча или поломка товара вследствие неверного описания груза.

  3. Плата повышенного денежного возмещения (демереджа) судоходной линии.

  4. Увеличенные временные и финансовые затраты на корректировку документов.

Какие виды коносаментов бывают?

В зависимости от того, кто будет получать груз коносаменты бывают:

  1. Именные – составляется на имя определенного получателя без права передачи груза.

  2. Ордерные – составляется с отметкой о праве получения груза третьим лицом. Отметка проставляется грузоотправителем или получателем. На документе обязательно есть индоссамент – отметка о передаче.

  3. Предъявительские – составляется без указания получателя. Груз выдадут любому, кто предъявит оригинал коносамента. 

В зависимости от вида доставки груза документ бывает:

  1. Линейным (рейсовым) – судно следует по определенному маршруту и расписанию.

  2. Фрахтовым (чартерным) – судно с нерегулярными рейсами. Доставка может осуществляться в несколько рейсов.

  3. Сквозной – груз доставляется несколькими видами транспорта.

  4. Прямой – груз доставляется одним судном.

В зависимости от срока погрузки товара на судно:

Бортовой – составляется после погрузки товара на судно.


Порядок работы с коносаментом

  1. Оформление погрузочного ордера грузоотправителем. В нем указывается информация: номенклатура, марка товара, вес, вид упаковки, порты отправления и получения, наименование судна, данные о себе и грузополучателе.

  2. Погрузка товара на борт судна. Размещенный на судне товар подтверждается штурманской распиской (mate’s receipt).

  3. Оформление и передача коносамента грузоотправителю взамен на штурманскую расписку. Оригиналы коносамента отправляются грузополучателю.

  4. Сдача оригиналов грузополучателем в порту в обмен на груз.

На практике обычно все сложнее. Грузополучатель может затянуть с оплатой груза, соответственно грузоотправитель тянет с отправкой коносамента. Груз прибывает в порт, но у покупателя нет документа для его получения, даже если он уже оплатил груз. В этом случае спасет телекс релиз. 


Что такое телекс релиз и когда он может заменить коносамент? 

Телекс релиз – это официальное уведомление по внутренним каналам контейнерной линии, которое подтверждает право получение груза без предъявления оригиналов коносамента.

Для отправки телекс-релиза необходимо:

  1. Грузоотправителю сдать все или один оригинал коносамента транспортной компании, которая их выпустила. Заплатить сбор за оформление телекса (примерно 30-50 долларов).

  2. Судоходной линии – отправить агенту в порту выгрузки сообщение (телекс релиз), подтверждающее, что все оригиналы коносамента по данной перевозке были возвращены и релиз может быть выдан грузополучателю при условии получения линией всех платежей.

  3. Грузополучателю получить груз без предоставления оригиналов Bill of lading.

Важно! Телекс-релиз выдадут только на именной коносамент, но он никогда будет выдан на ордерный коносамент.


Часто задаваемые вопросы

Как подать документы в таможню в 2022 году?

В 99% случаев документы в таможню подаются электронно через специальные программы для таможенного оформления:

1. Через личный кабинет ФТС. Сервис работает через браузер, используя соответствующий плагин для КриптоПРО. 

Плюсы: бесплатно. 

Минусы: нет техподдержки, необходимость в стабильном интернет подключении, возможные технический работы на сервере ФТС. 

2. Через локальные программы: ВЭД-Декларант, Альта-ГТД, АСПТД «Декларант» и другие.

Плюсы:

  • интерфейс максимально похож на бланк таможенной декларации;

  • заполнение деклараций в большей части автоматизировано;

  • справочники и классификаторы встроены и обновляются;

  • тех поддержка оперативно отвечает на запросы.

Минусы: программы платные.

3. Через облачные программы: Контур.Декларант

Плюсы:

  • функционирует в онлайн режиме – декларацию можно подать из любой точки земли – нет привязки к месту;

  • работает на разных операционных системах (не только в Windows). 

Минусы: 

  • навязчивая реклама и продвижение. Новичку ВЭД вовсе не просто разобраться в тонкостях программы, как утверждают менеджеры, продающие программу;

  • сложности с пакетной обработкой нескольких записей;

  • платная.

Чтобы подавать декларацию или другие документы электронно, директору компании необходимо оформить электронную цифровую подпись. Если же с ФТС будет работать сотрудник, то потребуется доверенность и электронная подпись на него.

В чем отличие коносамента от морской накладной?

Коносамент дает больше прав и возможностей по распоряжению грузов, чем морская накладная по следующим причинам:

  1. Дает возможность отправителю распоряжаться грузом, даже тогда, когда груз уже размещен на борту или находится в пути. Груз можно – вернуть, продать другому покупателю. Главное условие – предъявление оригинала коносамента.

  2. Подтверждает, что договор перевозки существует.

  3. Имеет силу только оригинал документа.

Т.е. морская накладная не наделяет правом собственности на груз.

Некоторые перевозчики просят не оформлять коносамент из-за сложностей передачи оригинала в случае, если выполнены следующие условия:

  • груз полностью оплачен получателем до перевозки;

  • получатель не намерен продавать свой груз в пути.

Можно ли использовать морскую накладную вместо коносамента?

Можно. Статья 143 Кодекса торгового мореплавания РФ допускает использование морской накладной или иного документа, который подтверждает получение товара грузоперевозчиком взамен коносамента.

Что будет если инвойс заполнен с ошибками?

Ошибки могут стать причиной:

  1. Задержки выпуска товара таможней.

  2. Штраф до 100% от стоимости сделки при валютном контроле.

Количество показов: 4944

Теги данной публикации: ВЭД

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Волго уральская нефтяная компания роснефть
  • Внешфинбанк рязанский проспект часы работы
  • Внешфинбанк часы работы руновский переулок
  • Волгоградская сырьевая компания прайс лист
  • Внуково аутлет виладж часы работы 1 января