Внедрение аутсорсинга в бизнес процессы государственного сектора

autsorsing_v_armiiАутсорсинг в секторе государственного управления начал активно использоваться с 1990-х годов в связи с развитием концепции «нового госуправления» (new public management), подразумевающей применение «рыночных» критериев оценки эффективности деятельности госорганов. За десять лет, с 1990 по 2000 год, большинство передовых государств управилось передачей на аутсорсинг основной массы госфункций, пригодных для делегирования. Более всех в этом преуспели англо-саксонские, скандинавские страны и «азиатские тигры». Самые впечатляющие показатели – у Нидерландов, где к концу 2010-х годов государство закупало у частных компаний услуг и товаров на сумму в размере 20% ВВП страны (а «малышка» Голландия – между прочим, одна из ведущих экономик Европы). В России аутсорсинг в госсекторе начался с середины 2000-х, и его внедрение методом проб и ошибок продолжается до сих пор. О самых интересных, на наш взгляд, аутсорсинговых проектах отечественных ведомств рассказываем этом в посте.

Армия: равнение на Запад

Аутсорсинг пришел в российскую армию внезапно: с января 2012 года сторонним подрядчикам передали функции содержания военных городков, уборки территорий, прачечного обслуживания, пошива военной формы, частично — организации перевозок, ремонта техники и приготовления пищи. Аутсорсинг получился не совсем рыночным, поскольку главные провайдеры «Оборонсервис» и его субхолдинги были учреждены Минобороны. История, как вы знаете, закончилась громким судебным процессом.

Аутсорсинг в армии вызывает беспокойство некоторых экспертов не только из-за коррупции, но и из-за риска утраты контроля за процессами. Например, президент Академии военных наук генерал Махмут Гареев заявил, что нужно издать законы, по которым в случае войны все аутсорсинг-провайдеры, снабжающие армию, переходят в подчинение военному командованию, чтобы не допустить срыва технического обеспечения войск.

Впрочем, от аутсорсинга в его рыночном понимании российская армия отказываться не собирается. По словам Сергея Шойгу, новые открытые схемы взаимодействия Минобороны и частных подрядчиков приносят пользу вооруженным силам. Поэтому освобождение солдат от непрофильных функций будет продолжаться.

Один из важнейших аутсорсинг-проектов для российских военнослужащих – план передать функцию утилизации боеприпасов специализированным компаниям. Сегодня этим занимаются порядка 50 тысяч призывников, причем бесплатно (с 2012 года за эту работу перестали платить положенные ранее 30–40 тысяч рублей в месяц). Солдаты длительное время живут в полевых условиях, тяжело работают, гибнут и получают увечья при утилизации боеприпасов методом подрыва. До 2015 года нужно утилизировать 10 млн тонн старых снарядов. В России насчитывается около 30 компаний, способных профессионально сделать такую работу. По оценкам военных экспертов, все вместе они потратят на нее около пяти лет.

Другой знаковых проект подразумевает фактически аутсорсинг целых военных спецопераций. На днях авторитетный немецкий журнал Der Spiegelнаписал о том, что Госдума на осенней сессии рассмотрит закон о создании российских частных военных компаний. Этот закон якобы уже получил поддержку Владимира Путина. Частные армии дадут возможность отстаивать национальные интересы без прямого вмешательства государства. Журналисты Spiegel считают, что наемники будут активно действовать на Украине, смогут заменить солдат регулярной армии в Абхазии и Южной Осетии и будут востребованы в других регионах мира.

В новой истории частные армии существуют с 1967 года. Создавались они в основном Британией и США, причем не только для участия в военных действиях. Например, в 1974 году частная американская военная компания Vinnell Corp. заключила с правительством США крупный контракт на подготовку солдат национальной гвардии Саудовской Аравии и защиту нефтяных месторождений в этой стране. Военных и технических специалистов из США и Европы охотно нанимали (и, вероятно, нанимают) в Иране, Омане, Саудовской Аравии, Египте и других странах.

IT: 100 млрд рублей для российских провайдеров

Крупнейшие (и единственные) поставщики IT­-решений в российском госсекторе – это российские IT-компании. В 2012 году на госпроектах больше всех заработала «Энвижн Групп» (11,2 млрд рублей). В тройку лидеров входят ITG (INLINETechnologiesGroup) и «Техносерв» с 7,9 и 7,2 млрд рублей дохода от госзаказа, соответственно.

Мы посчитали, что рынок IT-аутсорсинга по итогам 2012 года составил порядка 100 млрд рублей (на 50 компаний). Более свежих данных в открытых источниках найти, к сожалению, не удалось. Топ-50 аутсорсеров 2012 года и их заработки можно посмотреть здесь.

Среди масштабных IT­-проектов последних лет, которые непосредственно коснулись граждан, можно считать создание портала Госуслуг, техническим оператором которого стал подконтрольный государству «Ростелеком». На начало 2014 года на портале зарегистрировались 7 млн россиян, а к 2018 году, по поручению Владимира Путина, порталом должны пользоваться уже 70% населения страны.Аналогичный портал, запущенный во Франции в 2008 году, принес бюджету экономию в размере 10 млрд евро. Его посещают 83 млн пользователей ежегодно.

Наиболее крупные контракты в области ITобычно заключаются в военной сфере.

Например, американская EDS заключила контракт на 6,9 млрд долларов США на создание новой внутренней компьютерной сети для ВМФ. Агентство национальной безопасности США заключило десятилетний контракт с корпорацией CSC для модернизации информационной инфраструктуры разведывательной службы.

Российские военные, как и гражданские госслужбы, по требованиям политики информационной безопасности не могут сотрудничать с передовыми западными компаниями. Поэтому нам куда труднее проводить масштабные реформы и привлекать лучшую техническую экспертизу.

Подбор персонала: в поисках чиновников с бизнес-опытом

Столичное правительство, несколько последних лет реформирующее свою кадровую политику, решило не ограничиваться кадровым порталом для привлечения более широкого круга специалистов на госслужбу. Теперь речь идет о передаче процесса подбора на аутсорсинг. Представители правительства уже обсудили с членами Ассоциации консультантов по подбору персонала требования к компетенциям рекрутера по подбору госслужащих. По словам руководителя службы кадров московского Правительства Александры Александровой, одной из задач частных кадровых агентств может стать закрытие вакансий в новых многофункциональных центрах. Эксперты рынка считают, что аутсорсинг подбора чиновников целесообразен, если речь идет о позициях, требующих высокой квалификации. К тому же в последние годы в мэрии особенно востребованы люди с опытом в бизнесе.

Услугами частных рекрутинговых агентств при подборе управленцев на госслужбу давно пользуются на Западе — это выгоднее, чем постоянно содержать высококлассного рекрутера в штате. Также считается, что агентства заинтересованы в высоком качестве подбора, ведь скандальные увольнения чиновников имеют больший общественный резонанс и сильнее сказываются на репутации порекомендовавшего чиновника рекрутера, чем аналогичные ситуации в бизнесе.

Аутсорсинг бухгалтерии: зарплата бюджетника в надежных руках

В Пермском крае еще в 2010 году при поддержке местной администрации стартовал проект «Город бухгалтеров». Программа поощряет бизнес создавать Общие центры бухгалтерского и юридического обслуживания в крае не только для собственных нужд, но и для других предприятий и ведомств края. Пермские власти надеются привлечь компании из Москвы и других крупных городов возможностью сэкономить за счет ОЦО в регионе. По словам зампреда правительства Пермского края Марата Биматова, перевод бухгалтерии из Москвы в Пермь позволил одному из участников проекта снизить издержки на ведение бухучета с 500 до 150 тысяч рублей в месяц. На аутсорсинг также был передан бухгалтерский учет в социальных и образовательных учреждениях края.

В этом году использовать аутсорсинг бухгалтерии и юридических услуг планируют в ведомствах Якутии. Программа перехода на аутсорсинг подразумевает также передачу сторонним организациям общепита, охраны, уборки и услуг ЖКХ. Власти Якутии намереваются сэкономить в общей сложности 7,5 млрд рублей в 2014 году. Аналогичные проекты есть и в других регионах России.

Переходят на аутсорсинг бухгалтерии не только области, но и отрасли. К примеру, в марте 2014 года соответствующие рекомендации ЛПУ дал Минздрав. Министерство призвало сократить избыточный штат руководителей и направить высвободившиеся средства на зарплату профильного персонала поликлиник и больниц. В 2014 году планируется запустить пилотные проекты в шести регионах.

Правда, инициатива Минздрава пока не вызвала большой радости на местах. Зарплаты в регионах и так невысоки, поэтому аутсорсерам будет тяжело конкурировать с штатными бухгалтерами. Кроме того, финансирование медицинских учреждений весьма запутано, а расходы непрозрачны. С 2013 года все финансы ЛПУ, в том числе ФОТ, отданы на откуп главным врачам поликлиник и больниц. Информация о размерах оклада руководства остается закрытой. И хотя по регламенту Минздрава совокупные зарплаты администрации ЛПУ не должны превышать 40% от ФОТ учреждения, по словам рядовых врачей, эту пропорцию выдерживают далеко не везде.

Здравоохранение: «скорая помощь» от третьих лиц

Впрочем, в систему здравоохранения в крупных городах понемногу внедряются более простые аутсорсинговые схемы. На базе наиболее оснащенных поликлиник создаются централизованные лаборатории для выполнения в том числе заказов других ЛПУ, провайдерам предаются организация питания пациентов и уборки помещений, сбор, обезвреживание, транспортировка и размещение отходов, прачечные и транспортные услуги, охрана.

Наиболее востребованный аутсорсинговый проект в здравоохранении касается транспортного обеспечения. В 2013 году сторонним подрядчикам передали для обслуживания парк машин «скорой помощи» в 21 регионе России – Астраханской, Белгородской, Воронежской, Ивановской, Кемеровской и Томской областях, Карелии, Мордовии и Чувашии и других. До этого инициатива уже была реализована в Пермском крае, Кировской области и республике Башкортостан. Водителей частично перевели в штат частных транспортных фирм. По некоторым данным, износ автопарка «скорой помощи» в России составляет более 70%. Заменить их за счет бюджета региональным властям просто не под силу.

Интересно, что в Москве уже анонсировали частную «скорую помощь», официально оказывающую услуги платной госпитализации и оперативной медицинской помощи.

Тут, правда, загвоздка: уже сейчас известно, что «скорые» подрабатывают как такси для бизнесменов, а контролировать частные «скорые» на предмет таких злоупотреблений будет еще сложнее, чем государственные.

Компания UCMS Group Russia предлагает услуги по аутсорсингу бизнес-процессов. Мы входим в тройку лучших провайдеров расчета зп и кадрового делопроизводства в России по данным рейтингового агентства «Эксперт РА».

Аутсорсинг может рассматриваться как один из механизмов обеспечения доступа негосударственных поставщиков к оказанию услуг в социальной сфере за счет бюджетных средств. И такая практика у государственных (муниципальных) учреждений уже есть. Однако для применения данного инструмента существуют некоторые правовые ограничения. Кроме того, целесообразность внедрения подобной практики нуждается в критическом анализе. Этим вопросам и посвящена настоящая статья.

Понятие «аутсорсинг» пока не имеет определения в российском законодательстве, а в словарях разъясняется как «передача выполнения непрофильных, вспомогательных функций внешней организации с целью сокращения операционных расходов компании»[1]. В этом смысле аутсорсинг достаточно распространен в деятельности государственных и муниципальных учреждений. На аутсорсинг выводятся такие функции, как бухгалтерский учет, клининг, питание получателей стационарных услуг, стирка и глажка мягкого инвентаря, транспортное обслуживание, лабораторные исследования, охрана, IT-поддержка, обслуживание зданий и техники. Объемы подобного аутсорсинга могут быть весьма значительны. Например, в Пермском крае крупные дома-интернаты для престарелых и инвалидов приобретают у негосударственных поставщиков услуги по питанию своих клиентов на сотни миллионов рублей[2].

Вместе с тем на практике существует еще одно толкование аутсорсинга применительно к государственным (муниципальным) учреждениям. Под ним понимается передача негосударственным поставщикам не тех функций, которые являются вспомогательными либо обеспечивают оказание услуг самим учреждением (допустим, клининг или питание), а всего процесса предоставления услуг клиентским группам. Скажем, получив государственное задание на проведение трех мероприятий в сфере молодежной политики, два из них учреждение организует само, а услуги по проведению третьего мероприятия закупает у негосударственного поставщика.

Примеры передачи услуг сторонним исполнителям.

Когда государственное (муниципальное) учреждение передает на аутсорсинг часть задания, установленного для него учредителем, может нарушаться норма федерального законодательства о защите конкуренции – она запрещает совмещать функции органов государственной власти (органов местного самоуправления) и хозяйствующих субъектов (за исключением случаев, установленных федеральными законами)[3]. В ситуации, когда учреждение отдает часть своего задания другому поставщику, оно начинает не само оказывать услугу, а организовывать ее предоставление, что уже относится к функциям учредителя (органа власти). Таким образом, происходит совмещение функций учреждения как хозяйствующего субъекта и органа власти.

Исключениями же, установленными в федеральных законах, являются только случаи, когда учреждение реализует полномочия федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа госвласти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме (например, образовательное учреждение выплачивает стипендию обучающимся)[4].

Нарушение может иметь место и тогда, когда учреждение передает на аутсорсинг услуги, на оказание которых оно получает субсидию на иные цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. Подобные субсидии предоставляются учреждениям на основании абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

В настоящее время уже сформировалась практика ФАС по выявлению подобных нарушений, а суды различных инстанций при оспаривании соответствующих решений антимонопольного органа неизменно встают на его сторону[5]. Проанализировав решения ФАС и судебные решения, выделим несколько случаев.

Аутсорсинг услуг в рамках задания.

1. Во Владивостоке муниципальное автономное учреждение культуры (социально-культурный центр) в рамках выполнения задания заключало договоры с юридическими лицами и ИП. Предметом договоров было оказание услуг по организации и проведению массовых праздников и мероприятий, в том числе их техническое, информационное и рекламное обеспечение. ФАС сочла, что учреждение осуществляло полномочие своего учредителя (городской администрации) по решению такого вопроса местного значения, как создание условий для организации досуга жителей городского округа[7] отдельный акцент был сделан на том, что учреждение заключало договоры без проведения конкурентных процедур.

2. В Пермском крае государственное автономное учреждение (центр по реализации проектов) при выполнении установленного государственного задания на организацию и проведение массовых культурных мероприятий (фестиваль современного искусства «Живая Пермь», фестиваль «Джаз-лихорадка» и др.) заключило договоры с коммерческими фирмами и ИП на организацию и проведение части мероприятий. Например, предметом договора с рекламным агентством стала организация и проведение концерта группы «Ума Турман», а с одним из индивидуальных предпринимателей – организация и проведение концертной программы «Пятый элемент». Заключив данные договоры, учреждение как хозяйствующий субъект фактически исполнило функцию министерства культуры Пермского края по организации культурно-досуговой деятельности населения[8].

При этом суд указал, что предметом закупок учреждения могут быть работы или услуги, необходимые для непосредственного удовлетворения потребностей самого учреждения, то есть когда учреждение само является потребителем этих работ или услуг. В рассматриваемом случае учреждение обязано было самостоятельно осуществлять все работы, связанные с выполнением государственного задания, а при отсутствии такой возможности оно не вправе привлекать для его выполнения сторонних лиц.

Доводам учреждения о наличии объективных причин для передачи сторонним исполнителям части оказания услуг по госзаданию в связи с недостаточностью кадрового состава учреждения и его материально-технического обеспечения суд дал жесткую оценку. По его мнению, отсутствие у учреждения достаточных ресурсов для освоения выделенной на выполнение задания субсидии свидетельствует об отсутствии оснований для предоставления учреждению этой субсидии.

Аутсорсинг услуг вне рамок задания.

1. В Сыктывкаре муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей (школа искусств) получило субсидию на цели, не связанные с выполнением задания: на организацию и проведение общегородских, спортивных и культурно-массовых мероприятий. Для этого учреждение заключило договоры с несколькими исполнителями на изготовление и доставку зимней горки, поставку светового оборудования, обустройство новогодних городков и т. д. ФАС решила, что АУ было наделено функциями органа местного самоуправления по созданию условий для массового отдыха жителей городского округа и организации обустройства мест массового отдыха населения[9].


Передача государственными (муниципальными) учреждениями услуг, оказываемых населению, на аутсорсинг негосударственным поставщикам крайне уязвима с правовой точки зрения.


2. В Муравленко (Ямало-Ненецкий автономный округ) муниципальное автономное общеобразовательное учреждение (лицей) получило субсидию на цели, не связанные с выполнением задания (проведение на базе лицея торжественных мероприятий, посвященных 100-летию В. И. Муравленко). Средства субсидии учреждение направило на оплату по договорам, заключенным с различными организациями и ИП, например, на изготовление и поставку выставочного оборудования, организацию питания участников мероприятий. Антимонопольная служба сочла, что лицей удовлетворял не свои нужды, обусловленные оказанием образовательных услуг в рамках уставной деятельности, а нужды администрации как самостоятельного органа местного самоуправления, наделенного статусом муниципального заказчика[10].

3. В Перми муниципальное автономное учреждение культуры (театр) получило субсидию на цели, не связанные с выполнением задания. Средства предназначались для проведения фестиваля «Белые ночи в Перми» – администрирования мероприятий (разработка концепций и сценариев проектов, обеспечение работы переводчиков, подготовка сметной документации, ведение и составление договоров, ведение переписки, информационно-консультативные услуги по подготовке конкурсных процедур, юридические консультации, подготовка финансовой отчетности, обеспечение работы творческих коллективов и артистов), а также для организации прибытия участников фестиваля (подготовка виз для зарубежных участников, организация логистики, международного проезда и проезда по России участников фестиваля). Эти услуги учреждение самостоятельно не оказало, а закупило их у ряда исполнителей. Согласно позиции антимонопольного органа учреждение организовало выполнение названных работ (услуг) иными лицами, реализовав тем самым функции органа местного самоуправления[11].

Кто попадает в зону риска?

Примечательно, что все приведенные случаи проверок ФАС и последующих судебных разбирательств относятся к автономным учреждениям, а большинство из них – еще и к отрасли культуры. Видимо, это связано с двумя обстоятельствами.

Во-первых, закупочная деятельность автономных учреждений, которую они ведут на основании «рамочного» Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и собственных положений о закупке, традиционно вызывает критику ФАС. Ведь, руководствуясь этим законом, можно достаточно свободно осуществлять закупки у единственного поставщика[12].

Во-вторых, культурные мероприятия, особенно масштабные и емкие по вкладываемым в них бюджетным ресурсам, как правило, всегда на виду и могут вызывать неоднозначный резонанс. Это повышает вероятность получения контролирующими органами соответствующих обращений от лиц, которые по тем или иным причинам критически настроены по отношению к конкретным учреждениям и (или) их учредителям.

В любом случае передача государственными (муниципальными) учреждениями услуг, оказываемых населению, на аутсорсинг негосударственным поставщикам крайне уязвима с правовой точки зрения. И есть все основания полагать, что если подобная практика учреждений других отраслей попадет «под прицел» ФАС, ее выводы тоже будут неблагоприятны для учреждений и их учредителей.

Когда услуги можно передавать на аутсорсинг?

Но одна правовая возможность для применения аутсорсинга услуг все же есть. Согласно официальной позиции Минфина казенные учреждения не являются хозяйствующими субъектами в том смысле, в котором последние понимаются в федеральном законодательстве о защите конкуренции, – даже когда казенные учреждения оказывают платные услуги[13]. При этом по правовому статусу указанные учреждения очень близки к органам государственной власти (государственным органам) и органам местного самоуправления (муниципальным органам) (п. 11 ст. 161 БК РФ).

Иными словами, если договор с негосударственным поставщиком на оказание услуг населению заключает именно казенное учреждение, никакого совмещения функций органа государственной власти (органа местного самоуправления) и хозяйствующего субъекта не происходит, следовательно, нарушения федерального законодательства о защите конкуренции нет. Поэтому безопасно передавать на аутсорсинг услуги, оказываемые населению, могут только казенные учреждения, но и для них безопасность относительна (не факт, что суды безоговорочно примут обозначенную выше позицию Минфина). В свою очередь, подобная практика, используемая автономными и бюджетными учреждениями, вызовет обоснованные возражения ФАС и они, скорее всего, будут поддержаны судами.


Если АУ закупает у негосударственного поставщика услуги, которые, с одной стороны, не соотносятся с установленными полномочиями его учредителя, а с другой – не присутствуют в государственном (муниципальном) задании, законодательство о защите конкуренции не будет нарушено.


Впрочем, если автономное или бюджетное учреждение закупает у негосударственного поставщика услуги, которые, с одной стороны, не соотносятся с установленными полномочиями его учредителя (органа государственной власти или местного самоуправления), а с другой – не присутствуют в государственном (муниципальном) задании учреждения, федеральное законодательство о защите конкуренции здесь не будет нарушено. Ведь учреждение не передает негосударственному поставщику те услуги, оказывать которые ему поручил учредитель в рамках реализации своих полномочий.

Пример – закупка в августе 2017 года федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования (университет, Тюмень) услуг по проведению «Дня знаний» у ИП за счет внебюджетных средств в размере 737 тыс. руб.[14] Или другой случай. В июне 2017 года федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (университет, Екатеринбург) за счет внебюджетных средств заключило договор[15] на сумму 176 тыс. руб. с единственным поставщиком (ООО). Предметом договора стало оказание в г. Березники (Пермский край) услуг по профессиональной ориентации потенциальных абитуриентов в выборе специальностей, обучение по которым предлагает данный вуз, и техническому сопровождению образовательного процесса для студентов вуза, проходящих обучение по дистанционным образовательным технологиям (предоставление мультимедиа-зала для дистанционного участия студентов в образовательных мероприятиях вуза).

Такие закупки могут оплачиваться и бюджетными средствами. Например, в июле 2017 года за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования (университет, Тверь) провело электронный аукцион[16] на оказание услуг по организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами в Крыму. В аукционе приняло участие одно ООО, с которым и был заключен контракт на сумму, равную начальной (максимальной) цене, – 1,4 млн руб. При этом в государственное задание учреждению на 2017 год включены только образовательные услуги (реализация программ бакалавриата, магистратуры, специалитета, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и т. д.). Ничего о культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работе в самом задании не говорится. Поэтому в данной ситуации учреждение самостоятельно оказывает образовательные услуги, установленные для него в задании, никому их не передает, но имеет возможность использовать часть средств субсидии на госзадание для развлечения, оздоровления и вовлечения в занятия физкультурой своих студентов.

Не происходит передачи услуг от учреждения негосударственному поставщику и тогда, когда учреждение закупает у этих поставщиков услугу, формулировка которой не соответствует формулировкам из государственного (муниципального) задания, но закупка которой необходима для оказания услуг по заданию. В качестве примера приведем широко распространенную практику закупки государственными центрами занятости услуг профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для безработных граждан. Сами учреждения оказывают гражданам государственную услугу «Направление для получения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, включая обучение в другой местности»[17] и для этого закупают образовательные услуги у образовательных организаций (чтобы было куда направлять безработных).


Если учреждение самостоятельно оказывает услуги, установленные в задании, никому их не передает, но при этом имеет возможность использовать часть субсидии на госзадание для удовлетворения иных нужд своей клиентской группы, закупка услуг в этой части допускается.


Поставщиками зачастую выступают тоже государственные учреждения, хотя есть и практика участия негосударственных поставщиков образовательных услуг. Например, в августе 2017 года краевое государственное бюджетное учреждение (центр занятости, Приморский край) провело электронный аукцион[18] для закупки образовательных услуг по профессиональному обучению по специальности «1С: управление торговлей (кладовщик)» для безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в силу законодательства РФ назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность. Начальная (максимальная) цена контракта составила 308 тыс. руб. В аукционе приняли участие АНО дополнительного профессионального образования и частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования. Контракт был заключен с поставщиком, предложившим наименьшую цену – 303 тыс. руб. (АНО).

Встречаются и примеры, когда негосударственные поставщики «обходят» госучреждения. Так, в результате открытого конкурса[19] на оказание образовательных услуг для безработных (по специальности «Бухучет, анализ, аудит»), проведенного в июле 2017 года казенным учреждением (центр занятости, Москва), победителем стала АНО высшего образования, а федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования заняло только второе место. Хотя цена, предложенная госучреждением, была значительно ниже стоимостного предложения АНО (2,9 млн против 3,9 млн руб.), конкурсная комиссия, оценивая заявки по совокупности различных критериев, присудила победу негосударственному поставщику (значимость критерия «Цена контракта» составляла всего 40%).

А вот если центр занятости, скажем, будет не сам оказывать услугу по социальной адаптации безработных, а закупать эту услугу, передача ее на аутсорсинг уже налицо. Ведь соответствующий базовый (отраслевой) перечень содержит для государственных учреждений в сфере занятости именно такую услугу («Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда» [20]). Подобная практика существует. В частности, в июле 2017 года государственное казенное учреждение (центр занятости, Московская область) провело запрос котировок[21] на оказание информационно-консультационных услуг по социальной адаптации безработных с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 40 тыс. руб. Заявки поступили от одной АНО и одного ООО. Контракт был заключен с АНО на сумму 40 тыс. руб. Правда, учреждение-заказчик являлось казенным, то есть претензий со стороны ФАС данная ситуация вызывать не должна.

* * *

Несмотря на уязвимость правовой конструкции, в рамках которой автономные и бюджетные учреждения передают оказание услуг другим поставщикам, эта практика достаточно распространена. В следующем номере журнала мы продолжим эту тему – рассмотрим опыт использования аутсорсинга услуг в различных отраслях социальной сферы и проанализируем его целесообразность.


[1] См. словарь бизнес-терминов на academic.ru.

[2] См. официальный сайт zakupki.gov.ru, например, закупку № 31705239824.

[3] Часть 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

[4] Часть 3.12 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

[5] См., например, Письмо ФАС РФ от 12.03.2014 № АД/8919/14 «О направлении разъяснений и обзора судебной практики по вопросам, связанным с порядком обеспечения муниципальным бюджетным учреждением, являющимся хозяйствующим субъектом, возложенных на него функций по реализации полномочий органа местного самоуправления, при условии установленного запрета совмещения функции органа власти и хозяйствующего субъекта».

[6] Пункт 17 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении).

[7] Постановление АС ДВО от 31.05.2016 № Ф03-1845/2016 по делу № А51-24402/2015.

[8] Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2017 № 17АП-4127/2017-АК по делу № А50-9657/2016.

[9] Пункт 20 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении, Постановление АС ВВО от 11.11.2014 по делу № А29-6852/2013.

[10] Постановление АС ЗСО от 05.11.2014 по делу № А81-5082/2013.

[11] Постановление АС УО от 03.06.2015 № Ф09-3062/15 по делу № А50-15982/2014.

[12] См., например, материалы на сайтах территориальных управлений ФАС по Пермскому краю и Томской области – perm.fas.gov.ru/publications/8045, tomsk.fas.gov.ru/publications/12815.

[13] Письмо Минфина РФ от 25.03.2013 № 02-13-11/9371, п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции.

[14] См. zakupki.gov.ru, закупку № 31705465599.

[15] См. zakupki.gov.ru, закупку № 31705284126.

[16] См. zakupki.gov.ru, закупку № 0336100002517000026.

[17] Базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ в сфере «Содействие занятости населения» (опубликован на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru), реестровый номер услуги 23004000000000001007102.

[18] См. zakupki.gov.ru, закупку № 0320200025717000469.

[19]> См. zakupki.gov.ru, закупку № 0873500000117000019.

[20] Базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ в сфере «Содействие занятости населения», реестровый номер услуги 23007000000000001004100.

[21] См. zakupki.gov.ru, закупку № 0348200008017000032.

К. Г. Чагин, консультант по социальной политике Института экономики города

Журнал «Руководитель автономного учреждения» № 10, октябрь, 2017 года

Что такое аутсорсинг?

Аутсорсинг(outsourcing) – передача работы на контрактной основе внешним соисполнителям, то есть передача на договорной основе непрофильных функций (процессов, направлений деятельности) сторонним организациям (аутсорсерам), которые обладают соответствующими техническими и/или управленческими знаниями и средствами в какой-либо области.

Главная цельтакого партнерства социальной сферы и бизнеса — дать учреждениям возможность сосредоточить усилия по основной деятельности и получать более высокий уровень обслуживания этой деятельности без увеличения бюджетных затрат.

Применение аутсорсинга основано на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, глав 34, 37, 42, 48, 49, 51, 52, 53).

Поручения по введению аутсорсинга:

Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ

от 28.06.2012 года «О бюджетной политике в 2013 — 2015 годах»

«…При предоставлении государственных и муниципальных услуг недопустимо ориентироваться исключительно на возможности государственных и муниципальных учреждений. Если необходимая услуга может быть предоставлена за те же деньги и более качественно частными организациями, то у них ее и следует заказывать. Граждане должны иметь возможность выбора организации, предоставляющей услуги за счет бюджетных средств».

Бюджетное Послание Президента РС(Я) от 29.10.2013 года

«Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики

в Республике Саха (Якутия) на 2014 год»

«Повышение оплаты труда должно напрямую зависеть от результативности работы. Поэтому учредителям государственных и муниципальных учреждений необходимо уже сейчас внедрять принципы «эффективного контракта». Повышение зарплаты не должно происходить только ради повышения. Оно должно зависеть от конечного результата — качества и востребованности среди населения предоставляемой государственной или муниципальной услуги.

Перегруженность бюджетной сети, наличие непрофильной численности государственных и муниципальных учреждений ложатся непосильной ношей на бюджет республики. Фактически уже одна треть трудоспособного населения республики содержится за счет бюджета.

Считаю возможным, не дожидаясь дальнейшего разрастания численности бюджетников, уже сегодня приступить к работе по последовательномупереводу на аутсорсинг не менее 30 процентов младшего обслуживающего персонала бюджетных учреждений.

В целях разгрузки бюджетных расходов, а также стимулирования предпринимательства правительству необходимо оказывать всемерную поддержку по организации малых форм бизнеса и поддержке аутсорсеров».

Указ Президента РС(Я) от 09.12.2013 года №2354

«Об утверждении Плана мероприятий по реализации бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2014 — 2016 годах», Бюджетного Послания Президента РС(Я) «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики в РС(Я) на 2014 год»

Пункт 8.2.Перевод на аутсорсинг не менее 30% младшего обслуживающего персонала государственных учреждений Республики Саха (Якутия).

Указ Президента РС(Я) от 29.08.2012 года № 1616

«О Концепции повышения заработной платы работников

учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной

заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 — 2017 годы»

Раздел IV. Основные направления совершенствования условий оплаты труда работников до 2018 года

Часть дополнительных средств, направляемых на стимулирование работников бюджетной сферы, будет выделяться в виде субсидий на иные цели, бюджетных ассигнований с учетом показателей эффективности их работы при соблюдении следующих условий:

Сокращение неэффективных расходов, в т.ч. путем реструктуризации отраслей, оптимизации штатной численности, соблюдения норм отраслевых положений (оптимальное соотношение административно-управленческого и прочего персонала), внедрения аутсорсинга, применения механизма «эффективного контракта» и т.д.

Постановление Правительства РС(Я) от 25.12.2013 года № 476

«О мерах по реализации Закона Республики Саха (Якутия)

«О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год»

Пункт 8.4Обеспечить повышение заработной платы работников подведомственных учреждений за счет:

сокращения неэффективных расходов, в т.ч. путем оптимизации штатной численности, соблюдения норм отраслевых положений (оптимальное соотношение административно-управленческого и прочего персонала), внедрения аутсорсинга, применения механизма «эффективного контракта».

 Пункт 9.4При подготовке предложений по внесению изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2014 год» изменения по увеличению фонда оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 29.08.2012 года № 1616 «О Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 — 2017 годы»

производить с учетом принятия мер по сокращению неэффективных расходов, внедрения аутсорсинга, увеличению объема средств, полученных от приносящей доход деятельности бюджетных и автономных учреждений, по сравнению с показателями предыдущего года.

Функции государственных органов, бюджетных учреждений, передаваемые на аутсорсинг:

Iгруппа

Обеспечивающие функции, не требующие высокой профессиональной квалификации исполнителей:

— обслуживание, содержание и ремонт зданий, сооружений;

— уборка помещений;

— вывоз мусора;

организация горячего питания;

— услуги по охране,установка и обслуживание систем охранной и пожарной сигнализации, кондиционирования, вентиляции, водоснабжения, канализации;

— транспортные услуги путемиспользования автотранспорта сторонних организаций и аренда персонала – водителей;

— организация работы по уборке помещений, озеленению территории учреждений и организаций

— и другие функции.

IIгруппа

 Обеспечивающие функции, требующие достаточно высокой профессиональной квалификации исполнителей:

— функции, связанные с информационными технологиями:управление системами связи, интернет-, радио-, телекоммуникаций, сервисными системами, аварийными системами, системами доступа;

— управление персоналом;

— организация бухгалтерского учета;

— организация юридических услуг;

— операционные функции, связанные с документооборотом.

Приказом Министерства экономики Республики Саха (Якутия) от 30 января 2013 года №235-од утверждены Методические рекомендации по применению аутсорсинга в государственных

и муниципальных учреждениях Республики Саха (Якутия)

Методические рекомендации разработаны для руководства исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) при внедрении аутсорсинга в целях совершенствования деятельности государственных и муниципальных учреждений и повышения эффективности расходования бюджетных средств.

В Методических рекомендациях приведены:

— основные термины и понятия;

— этапы по внедрению аутсорсинга;

— направления оценки собственных возможностей учреждения и экономической целесообразности выведения функции или вида деятельности на аутсорсинг;

— направления исследование рынка услуг аутсорсинга;

— факторы оценки последствий перехода на аутсорсинг;

— разработка описания количественных и качественных требований к функции или виду деятельности, намеченных для передачи на аутсорсинг;

— формирование пакета документации, необходимой для проведения отбора аутсорсера;

— мониторинг и контроль качества исполнения функции или вида деятельности, переданных на аутсорсинг;

— показатели, характеризующие оценку эффективности функций и видов деятельности учреждения, переданных на аутсорсинг.

Положительный опыт по введению аутсорсинга

в Республике Саха (Якутия)

На сегодня положительный опыт по введению аутсорсинга осуществлен в сфере здравоохранения:

В системе здравоохранения переведены на аутсорсинг расходы на питание больных, дезинфекцию и уборку помещений, транспортных услуг, охрану.

Также имеется опыт внедрения аутсорсинга в учреждениях, находящихся в улусах (в центральной районной больнице Эвено-Бытантайского улуса, п.Жатай).

Руководители учреждений, перешедших по некоторым услугам на аутсорсинг, отметили положительные моменты: экономию средств, снижение объема не только самих затрат, но и сопутствующих расходов (на обновление оборудования, ремонт оборудования, инвентаря, транспорта, содержание штатов, высвобождение помещений, оборудования и т.д.), улучшилось качество предоставляемых услуг, появилась возможность уделять больше внимания на профильную деятельность учреждения.

В части трудоустройства высвобождаемой численности руководителям удалось трудоустроить работников в субъекты малого и среднего предпринимательства, выигравшие конкурсы, в отдельном случае с обеспечением полного соцпакета. При переводе работников на оказание возмездных услуг, например, у водителей повысилась заработная плата за счет сэкономленных средств.

Повышение заработной платы аутсорсеров может быть за счет:

— оказания платных услуг;

— увеличения охвата учреждений;

— высокой производительности труда при специализированном выполнении функций;

— рационального использования ресурсов;

— совершенствования качества и эффективности управления.

Механизмы применения аутсорсинга на практике:

1.  Государственный (муниципальный) контракт (договор)— заключение контрактов на привлечение сторонних организаций в соответствии с правилами и принципами заключения государственных контрактов, установленными Законом № 44-ФЗ и Гражданским кодексом Российской Федерации.

2.  Государственное (муниципальное) заданиев соответствии с требованиями статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

3.  Качественно подготовленная конкурсная документация обеспечивает контроль за качеством и полнотой оказываемых услуг (в техническом задании должен быть приведен подробный перечень объема услуг и требования к ним).

В чем заключается эффективность перевода на аутсорсинг?

Перевод на аутсорсинг большого объема услуг вызовет создание стабильного рынка аутсорсинговых услуг, что будет содействовать:

— повышению качества предоставляемых услуг;

— развитию среднего и малого предпринимательства в сфере социально-значимых услуг;

— позволит увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней.

Налогообложение аутсорсеров

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие услуги по аутсорсингу, будут уплачивать налоги в соответствии с действующим налоговым законодательством в общеустановленном порядке:

Вид налога

Объект налогообложения

Налоговая база

Ставка

Примечание

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

налог на прибыль организаций

прибыль, полученная налогоплательщиком

денежное выражение прибыли

20%

2% — зачисляется в ФБ;

18% — в ГБ.

Решение об установлении льгот принимает РФ в части 2%, субъект в части 18% не ниже 13,5%.

налог на доходы физических лиц

доход, полученный физическими лицами

все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах

13%

40% — МБ

60% — ГБ

Решение об установлении льгот принимает РФ.

налог на добавленную стоимость

реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации

определяется налогоплательщиком

18%

Полностью зачисляется в ФБ.

Решение об установлении льгот принимает РФ.

передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ оказание услуг) для собственных нужд

определяется налогоплательщиком

выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления

стоимость выполненных работ

ввоз товаров на территорию Российской Федерации

определяется налогоплательщиком

реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг)

определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг)

налог на имущество организаций

движимое и недвижимоеимущество

среднегодовая стоимостьимущества

2,2%

Полностью зачисляется в ГБ.

Решение об установлении льгот принимает РФ и субъект РФ.

транспортный налог

автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации

в зависимости от вида и мощности транспортного средства

в зависимости от вида и мощности транспортного средства

Полностью зачисляется в ГБ.

Решение об установлении льгот принимает РФ и  субъект РФ.

земельный налог

земельные участки

кадастровая стоимость земельных участков

до 1,5% с кадастровой стоимости земельного участка

Полностью зачисляется в МБ.

Решение об установлении льгот принимает РФ и ОМС.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

единый сельскохозяйственный налог

доходы, уменьшенные на величину расходов

денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов

6%

Полностью зачисляется в МБ.

Решение об установлении льгот принимает РФ.

упрощенная система налогообложения с объектом налогообложения

доходы

денежное выражение доходов

6 %

Полностью зачисляется в МБ.

Решение об установлении льгот принимает РФ.

доходы, уменьшенные на величину расходов

денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов

15%

Полностью зачисляется в МБ.

Решение об установлении льгот принимает субъект РФ

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

вмененный доход налогоплательщика

величина вмененного дохода, рассчитываемая в зависимости от вида деятельности

15% в зависимости от вида деятельности

Полностью зачисляется в МБ.

Решение об установлении льгот принимает РФ.

патентная система налогообложения

потенциально возможный к получению годовой доход

денежное выражение потенциально возможного к получению годового дохода

6% в зависимости от вида деятельности

Полностью зачисляется в МБ.

Решение об установление льгот принимает субъект РФ путем дифференцирования размера потенциально возможного к получению годового дохода. При этом следует отметить, что на территории Республика Саха (Якутия) установлены минимальные размеры потенциально возможного к получению годового дохода.

Варианты использования высвобождаемого после перевода непрофильных функций на аутсорсинг муниципального имущества:

— заключение договоров аренды (безвозмездного пользования) в порядке, предусмотренном статьей 17.1  Федерального закона от 26.07.2006 года
№135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь при этом Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 года № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса»;

— безвозмездная передача в государственную собственность, в порядке,  предусмотренном Законом Республики Саха (Якутия) от 11.10.2006 года 379-З № 771-III «О порядке безвозмездной передачи объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность и объектов муниципальной собственности в государственную собственность Республики Саха (Якутия)».

________________

#статьи

  • 8 сен 2022

  • 0

Аутсорсинг: что это такое, зачем он нужен, каким компаниям подходит и как его организовать

Рассказываем об аутсорсинге главное, что нужно знать менеджеру и руководителю. Когда аутсорсинг полезен, а когда к нему лучше не обращаться?

Ксеня Шестак

Рассказывает просто о сложных вещах из мира бизнеса и управления. До редактуры — пять лет в банке и три — в оценке имущества. Разбирается в Excel, финансах и корпоративной жизни.

Руководитель направления административного и производственного аутсорсинга в Colеman Group. Более 15 лет на рынке консалтинговых и аутсорсинговых услуг России. Прошла путь от специалиста по продажам до менеджера проектов в одной из крупнейших консалтинговых компаний. Работу в Coleman Group начинала в 2010 году с позиции старшего менеджера по развитию бизнеса.

Аутсорсинг — популярный способ оптимизировать работу компании. С его помощью можно решить сразу три задачи:

  • снизить расходы на сотрудников;
  • улучшить качество работы без увеличения трат;
  • избежать типичных проблем, которые возникают при найме сотрудников в штат.

В статье разберёмся:

  • что такое аутсорсинг;
  • чем аутсорсинг отличается от предоставления труда работников;
  • в чём преимущества и недостатки аутсорсинга;
  • каким компаниям и для чего он нужен;
  • как работает аутсорсинг и как его организовать.

Аутсорсинг — передача части функций, операций или бизнес-процессов компании внешним подрядчикам. Например, некоторым фирмам невыгодно держать в штате постоянную кадровую службу, и они делегируют функции кадрового учёта провайдеру. Так они экономят на подборе и оформлении персонала, не беспокоятся об обучении и замене сотрудников, а также передают ответственность за качество поставщику услуг.

В аутсорсинге выделяют несколько направлений, которые соответствуют функциям подразделений компании:

  • IT-аутсорсинг — передача поддержки, модернизации IT-инфраструктуры компании, разработки программного обеспечения по техническому заданию;
  • аутсорсинг бухгалтерского учёта — передача обработки первичных документов, авансовых отчётов, командировочных документов;
  • аутсорсинг кадрового делопроизводства — передача ведения и учёта трудовых книжек, оформления приёмов и увольнений, массового приёма и массовых увольнений, администрирования командировок, отпусков, подготовки справок и копий документов для сотрудников;
  • аутсорсинг административных функций — передача функций ресепшена, курьерской службы, колл-центра, секретаря, закупки, продажи, маркетинга;
  • аутсорсинг производственных процессов — передача провайдеру одного или нескольких этапов производства;
  • складской аутсорсинг — передача функций хранения, выдачи и обслуживания товара.

Этот список не исчерпывающий. Компания может передать внешнему провайдеру любые задачи или бизнес-процессы. Чаще всего передают то, что поддерживает работу компании, но не является для неё ключевым.

Как мы говорили выше, аутсорсинг — передача непрофильных функций компании-подрядчику.

В этом процессе принимают участие две стороны: компания-заказчик и аутсорсинговая компания (провайдер). Заказчик передаёт провайдеру управление своими бизнес-процессами, провайдер несёт полную или частичную ответственность за результат.

Часто под аутсорсингом персонала подразумевают предоставление труда работников, но это разные понятия.

Предоставление труда работников — привлечение компанией-заказчиком работников, которые официально трудоустроены в другой компании — компании-исполнителе. Они работают в интересах, под управлением и под контролем заказчика, но зарплата и другие выплаты им приходят от компании-исполнителя — их официального работодателя, который, по сути, выполняет функцию кадрово-расчётного центра.

При такой схеме взаимодействия заключают договоры двух типов:

  • гражданско-правовой договор о предоставлении труда работников — между компанией-заказчиком и компанией-исполнителем;
  • трудовые договоры — между компанией-исполнителем и временными сотрудниками.

С 2016 года в России предоставлять труд работников могут только частные агентства занятости, которые получили аккредитацию Федеральной службы по труду и занятости.

В начале мы говорили, что аутсорсинг помогает сэкономить ресурсы и время, привлечь к процессам лучшие кадры и избежать типичных проблем, связанных с наймом.

Вот ещё три преимущества этой формы рабочих отношений:

  • Ответственность за процессы лежит на аутсорсинговой компании — заказчик получит результат работы, даже если часть сотрудников провайдера уйдёт на больничный или в отпуск.
  • Растёт качество непрофильных процессов заказчика — у провайдера больше опыта и лучшие ресурсы: специалисты, софт, оборудование.
  • Заказчик фокусируется на ключевых задачах, не отвлекается на второстепенные.

У аутсорсинга есть и минусы:

  • Большой риск столкнуться с недобросовестным провайдером. Такие компании могут задерживать зарплаты своим сотрудникам — это сказывается на качестве работы. Проблема особенно актуальна, когда у аутсорсера нет конкурентов.
  • Конфиденциальность заказчика под угрозой. Заказчик передаёт часть своих бизнес-процессов сторонней компании. Поэтому он всегда рискует, что конфиденциальную информацию разгласят.

Этих рисков можно избежать, если включить в договор соответствующие пункты. О том, как выбрать надёжного аутсорсера, говорим ниже.

Обычно к аутсорсингу обращаются, чтобы:

  • сфокусироваться на основном направлении бизнеса;
  • увеличить производительность бизнес-процессов;
  • повысить качество сервиса;
  • получить профессиональную помощь на первых этапах — это актуально, например, для стартапов или при открытии нового офиса, склада или производства.

Заказчиком может быть компания любого масштаба. В малом и среднем бизнесе аутсорсинг чаще всего используют для немасштабных бизнес-процессов. Например, наём сотрудника влечёт затраты на подбор, оформление и дальнейшее администрирование. Иногда выгоднее передать работу аутсорсерам.

Фото: Andrey_Popov / Shutterstock

Крупным производственным компаниям невыгодно отвлекаться на второстепенные функции — секретариат, службу ресепшен, техническую поддержку. Эти процессы требуют затрат не только на подбор и администрирование персонала, но и на обучение. А ещё нужно организовать замены на период отпусков и контроль. В этом случае тоже проще обратиться в аутсорсинговую компанию.

Какие функции нельзя передавать на аутсорс? Не рекомендуется передавать уникальные функции или ключевые бизнес-процессы компании. Например, если компания печёт пироги по собственным рецептам, она может нанять аутсорсеров для организации доставки и для развития клиентской базы, но передавать подрядчикам проработку рецептуры и выпекание в этом случае не стоит.

Организация аутсорсинга включает два основных этапа.

Подготовка к передаче процессов аутсорсеру. Заказчик решает, какой процесс лучше передать исполнителю, а также какой результат и в какие сроки он хочет получить.

Для этого заказчик составляет техническое задание: в нём подробно описывается передаваемый бизнес-процесс, критерии качества и допустимые отклонения. Это необходимо для того, чтобы и заказчик, и исполнитель чётко понимали, когда их сотрудничество эффективно.

Выбор аутсорсера. Это самый важный этап, от него зависит качество передаваемых бизнес-процессов.

Нужно обращать внимание на два фактора: экспертность провайдера и его опыт. От первого зависит, сможет ли подрядчик выполнить поставленную задачу максимально эффективно. Второе даёт уверенность в том, что при встрясках рынка, таких как пандемия или санкции, провайдер останется на плаву.

Дальше всё происходит по такой схеме:

  • Заказчик обращается в аутсорсинговую компанию.
  • Аутсорсинговая компания назначает менеджера проекта.
  • Менеджер проекта контролирует работу и общается с заказчиком.

Менеджер проекта выполняет следующие функции:

  • отвечает на запросы и обращения заказчика;
  • работает с персоналом — формирует команду, обучает сотрудников, организовывает бесперебойную работу и необходимые замены;
  • контролирует качество работы команды — следит за выполнением KPI, своевременно реагирует на проблемы и устраняет их;
  • повышает эффективность бизнес-процессов;
  • готовит отчёты о ходе работ для заказчика.

Помимо этого, провайдер:

  • обеспечивает работника необходимыми ресурсами для выполнения работ;
  • обеспечивает безопасные условия работы и охрану труда;
  • ставит задачи работникам и контролирует их выполнение;
  • отстраняет работников, которые нарушают статьи 76 Трудового кодекса РФ;
  • расследует несчастные случаи.
  • Аутсорсинг — передача некоторых функций, операций или бизнес-процессов компании внешним подрядчикам. Предоставление труда работников — привлечение компанией-заказчиком работников, которые официально оформлены у другого лица.
  • Обычно к аутсорсингу обращаются, чтобы компания могла сфокусироваться на основных бизнес-процессах.
  • Главный этап при организации аутсорсинга — выбор надёжного провайдера. Чтобы обезопасить компанию, важно обращать внимание на экспертность аутсорсера, его опыт на рынке и отзывы других компаний о нём.

Другие материалы Skillbox Media об управлении персоналом

Эффективный руководитель

Вы научитесь разрабатывать стратегию, ставить цели, создавать бизнес‑процессы и комфортный климат в команде. Найдёте точки роста в своей компании, сможете претендовать на повышение или масштабировать бизнес.

Узнать про курс

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Аутсорсинг в государственном управлении – это способ повышения эффективности функционирования органа государственного управления, опосредующий передачу государственных функций и услуг, реализуемых органами исполнительной власти и государственными учреждениями, внешним исполнителям при сохранении контроля со стороны государства над реализацией таких функций и услуг.

Сущность и значение аутсорсинга в государственном управлении

В современных развитых государствах все большее внимание уделяется вопросам повышения эффективности функционирования государственного механизма и повышения клиентоориентированности должностных лиц, государственных органов, гражданских служащих при реализации функций и услуг государства. Указанное, в свою очередь, актуализирует поиск наиболее эффективных инструментов и методов для решения задач повышения качества управления государством.

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

В самом общем виде, аутсорсинг в государственном управлении можно охарактеризовать как передачу внутренних функций системы государственного управления, государственного органа, государственного учреждения на основе конкурсного отбора в частную сферу для выполнения конкретных государственных функций и предоставления государственных услуг при сохранении контроля со стороны государства над законностью и эффективностью выполнением таких функций и предоставлением услуг.

Необходимо отметить, что практика аутсорсинга в государственном управлении является довольно распространенной в развитых странах, поскольку позволяет внести рыночные принципы функционирования организаций – конкуренцию, клиентоориентированность, ориентированность на результат – прежде всего, в сферу государственных услуг, а также в сферу непосредственного государственного управления, в том числе в области управления государственным имуществом, контрольную деятельность и пр.

Проблемы аутсорсинга в государственном управлении

Практика применения аутсорсинга в государственном управлении в развитых странах зарекомендовала себя положительно, однако прежде чем использовать инструменты аутсорсинга в российской государственно-правовой действительности, необходимо преодолеть следующие проблемные аспекты:

«Аутсорсинг в государственном управлении» 👇

  • отсутствие правил и инструментов передачи функций и услуг государства внешним субъектам;
  • неготовность государства, государственных органов, должностных лиц и государственных служащих к конкуренции на равных условиях с частным сектором.

Это обусловлено тем обстоятельством, что подходы Российского государства к управлению и подходы представителей бизнеса к управлению сегодня еще существенно отличаются. Во многом разница в подходах к управлению в частном секторе и в государственном связана с историей развития государственного управления и частного бизнеса. Если частному бизнесу приходилось постоянно выживать в условиях жесткой конкуренции, то исторически государства всегда занимало монопольную позицию во всех сферах собственной деятельности, не сталкиваясь с равными по статусу конкурентами.

В тех государствах, где государственные и частные структуры используют инструменты гибкого управления, где они мобильны, там наличествует ротация кадров в системе государственного управления, специалисты из частного сектора поступают на государственную службу, что повышает эффективность деятельности отдельного служащего, поскольку повышает конкуренцию среди кандидатов на должности, и в последующем обеспечивает эффективное исполнение служащим должностных обязанностей.

Включение частных организаций в систему государственного управления решает те же задачи: частные организации на конкурсной основе борются за возможность быть партнером государства в реализации отдельных функций и предоставлении государственных услуг, это позволяет выбрать наиболее эффективного контрагента государству, тем самым гарантируя, что права личности будут соблюдены наилучшим образом, поскольку функции и задачи государства будут переданы лучшему представителю бизнеса или некоммерческого сектора.

Указанное, в свою очередь, вновь актуализирует развитие партнерских механизмов взаимодействия государства и общества, выработки алгоритмов действий для конкурентного отбора внешних субъектов для реализации государственных функций и оказания государственных услуг.

Положительные аспекты аутсорсинга в государственном управлении

Использование аутсорсинга в государственном управлении влечет следующие позитивные последствия в части повышения эффективности государственного управления:

  • использование аутсорсинга позволяет снизить издержки за счет совершенствования административных процедур и процессов;
  • использование аутсорсинга позволяет внедрить новые для государственного управления механизмы и инструменты, выбрать из них наиболее эффективные и распространить положительную практику в другие сферы государственного управления;
  • аутсорсинг позволяет сэкономить, поскольку поставщику услуг гарантируется значительный объем услуг, что позволяет сократить их стоимость;
  • государство снимает с себя необходимость реализации крупных затрат для организационного, материально-технического, кадрового обеспечения решения государственных задач и реализации государственных функций;
  • аутсорсинг позволяет обеспечить освобождение ресурсов государства для реализации иных задач за счет высвобожденных финансовых ресурсов в результате применения аутсорсинга;
  • повышение качества управленческих процессов за счет привлечения к реализации государственных функций и предоставлению государственных услуг специализированных организаций и за счет возможности сконцентрироваться на приоритетных, первоочередных задачах;
  • сокращение рисков, которые связаны с осуществлением управленческих процессов за счет того, что внешние организации для реализации государственных функций и задач привлекаются на конкурентной основе. Кроме того, риск вместе с функциями и услугами частично передается таким привлеченным внешним организациям и др.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Во время полевых работ больной случайно наступил на стекло ответ
  • Во время посещения семьи с родителями проведена следующая работа
  • Вовлечение в бренд как заставить покупателя работать на компанию
  • Водоканал управляющая компания ханты мансийск телефон диспетчера
  • Военкомат комсомольского района чувашской республики часы работы