Влияние сми на позиции избирателей во время предвыборной компании

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО ИЗБИРАТЕЛЯ

                                                                    Выполнила: ученица 11 «А» класса

МБОУ «Гимназия №4» г. Брянска                                                                                                                               Кормилицына Алина Владиславовна

                                                                                                               Руководитель: Владимирова А. В.

учитель истории и обществознания

                                                                        МБОУ «Гимназия №4» г. Брянска

Брянск,2019

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ  ………………………………… ……………………………… 2

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3

МЕСТО СМИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ …………………………….5

ПРОБЛЕМА АПОЛИТИЧНОСТИ МОЛОДЁЖИ ……………………………..8

ПРОЕКТ «МОЛОДЁЖНЫЙ МОБИЛЬНЫЙ ОТРЯД » ………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………. 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………………………13

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………………………….15

Введение

Любой человек, управляющий средствами массовой информации, контролирует разум.

Джим Дуглас Моррисон

Актуальность исследуемой проблемы:

Средства массовой информации играют важную роль в формировании общественного мнения по многим вопросам. Так,  СМИ активно освещают политическую жизнь государства, работу органов центрального управления и местной власти, различные политические процессы,  участвуют в проведении предвыборной агитации. Значимость СМИ и их связь с политической сферой  возрастает в современном обществе, так как инструменты массовой коммуникации как таковые являются инструментами власти («четвертая власть»).

Как показывают наблюдения, значительную часть досуга старшеклассников заполняют электронные средства массовой информации — телевидение, радио, Интернет.  Посредством их  формируется мировоззрение старших школьников, их взгляды, установки, идеалы, а также политическая позиция. Современные подростки, молодежь оказываются вовлеченными в новую как для них, так и для общества реальность, которую они осваивают спонтанно, часто без целенаправленной помощи наставников. СМИ и становятся для них «наставниками».

Проблема: как использовать СМИ для формирования позиции «Я – будущий избиратель» у старшеклассников.

Объект исследования: СМИ.

Предмет исследования: влияние СМИ на формирование политической позиции старшеклассников.

Цель исследования: изучение основных способов формирования правового сознания и политической культуры посредством СМИ.

Задачи исследования:

  1. Понять, как определяется политическая позиция людей под влиянием СМИ.
  2. Определить уровень доверия респондентов к различным источникам информации.
  3. Изучить методы борьбы с аполитичностью среди молодёжи.

Гипотеза исследования:

СМИ могут повлиять на формирование неоднозначного образа политического деятеля. Психологическому воздействию средств массовой информации подвержены различные возрастные и социальные группы. Одна из них – девушки и юноши от 16 до 18 лет. Представители этой группы ещё не имеют право участия в выборах, но у многих из них уже сформирована политическая и гражданская позиция.

Методы исследования:

  1. Поиск и сбор информации.
  2. Анализ статистических данных.
  3. Сравнение.
  4. Анкетирование.

Предполагаемый результат:

  1. Результаты исследования позволят сформировать представления старшеклассников о процессе выборов, понять их отношение к средствам массовой информации;
  2. Данные исследования позволят скорректировать знания учащихся о средствах воздействия СМИ на формирование их политических взглядов.

1. Место СМИ в избирательном процессе.

Роль средств массовой информации в политике неоспорима. Ведь она, как никакая другая система общественной деятельности, нуждается в источнике информирования, позволяющим вести диалог между властью и населением.

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представительные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и другие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в выборах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.

Основные функции СМИ в политике:

1. Информационная. Это самая главная функция в любом виде деятельности. Средства массовой информации призваны освещать все политические события, изменения в законах. Но информация включает в себя не только освещение происходящего, но и их оценку, и комментирование. Политической считается информация, имеющая общественную значимость.

2. Контрольная. СМИ базируются на авторитете общества, преследуя, прежде всего, его интересы. Телевидение, печать и другие виды СМИ не устают освещать деятельность или бездеятельность органов власти. Нередки случаи, когда именно благодаря журналистам, начинались расследования против неправомерных действий представителей политической структуры.

3. Формирование общественного мнения.

4. Образовательная. СМИ призваны обучать население политической грамотности.

5. Социальная. Неразрывно связана с образовательной функцией СМИ, она влияет на усвоение норм и ценностей и адаптацию к социальной действительности.

6. Функция артикуляции. Эта функция дает возможность публично выражать свое мнение и находить единомышленников на основе общих политических взглядов.

7. Функция побуждения. Функция призвана побуждать аудиторию к определенным политическим действиям. Примером можно назвать призвание к голосованию.

8. «Продажная». «Продажа» аудитории идеи и программ политических партий.

На сегодняшний день телевидение — самое влиятельное средство воздействия на аудиторию. Неудивительно, что выборы все чаще стали называть телевыборами. Телевидение имеет самые широкие технические возможности влияния. Телевизионный образ позволяет кандидату создать свой образ, обратиться напрямую к своим избирателям, оппонировать своих конкурентов.

Внимание СМИ к возможным участникам выборов нарастает еще до начала избирательной кампании. А политические и общественные деятели, имеющие намерение быть кандидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встречами кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитационные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочерков, видеофильмов о кандидате или политической партии. Агитация — устная, печатная и наглядная политическая деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к политическим или другим действиям[1].

Особое значение имеет компетентность гражданина, его политическая культура, способность различать объективную информацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политического маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях современных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждому определить собственную политическую позицию.

Неправильная «сортировка» полученной информации и нерациональное распределение знаний из различных источников ведёт к такому общественному явлению, как аполитичность, которое будет подробно рассмотрено в следующей главе.

2. Проблема аполитичности молодёжи

Аполитичность — отрицательное или безразличное отношение к политике, к участию в общественной жизни.

Аполитичность в современном обществе является актуальным общественным явлением. Результаты исследований показывают, что снижается доля молодого поколения, которое участвует в политической деятельности. И именно эта часть социума имеет большое экономическое, демографическое и политическое значение для государства.

Признаки аполитичности

Предпосылки этого явления в России оформились в конце 1990-х годов. Но несмотря на то, что жизненный уровень и стабильность в государстве выросли, это нисколько не стимулирует молодежь влиять на свое будущее, проявлять интерес к участию в политической жизни государства.

В течение последних десятилетий значительно возросла аполитичность молодежи. Влияние на демократию, соблюдение и отстаивание гражданских прав и свобод не происходит в тех формах и с той интенсивностью, которые присущи активному гражданскому обществу.

Сегодня мы имеем четко выраженную модель потребительского социума, что означает действие каждого индивида в первую очередь в своих интересах, а затем уже в коллективных. Новое поколение годами впитывало и пропускало через себя информацию, которая была направлена не только против них, но и против всего общества, формируя ложные ценности.

По мнению наблюдателей, в современной России создано большое число организаций для молодежи, партии стремятся включить ее в свои проекты и программы, активизировать при помощи вовлечения в политику и общественную жизнь. На первый взгляд возникает впечатление, что российская молодежь действительно политизирована и включена во все процессы.

Чтобы доказать аполитичность молодежи, достаточно обратиться к результатам исследований, направленных на выявление предпочтений у нового поколения. Их проводили научные организации и отдельные ученые (социологи, политологи).

Выводы оказались неутешительными: около половины опрошенных никаким образом не участвуют в политической и общественной жизни страны, не пользуются своим правом избирателя. Отношение молодых людей к партийным организациям весьма неоднозначное: лишь некоторые о подобных структурах что-то слышали, а большинство и вовсе ничего не знает, поэтому не пополняют ряды партий.

В случае выборов они не могут сказать, в пользу какой партии отдадут свой голос. Около четверти молодых россиян вообще не посещают выборные участки.

Сокращается число граждан, факультативно (от случая к случаю) проявляющих интерес к политическим событиям, а примерно треть вовсе не проявляет в этом плане никакой активности.

В то же время в корне неверным является утверждение, что аполитичность — это тотальное явление. Больше трети молодого поколения слушают, читают новости из различных каналов СМИ. Некоторые, хоть эта доля мала, знакомятся с программами экономического развития государства и стремятся внести собственные вклад в развитие гражданского общества и социального государства. Но, как показывает практика, на данный момент этого недостаточно. Необходимы кардинальные меры по вовлечению молодежи в активную политическую жизнь.

Неудовлетворенность молодежи условиями жизни в стране приводит к тому, что многие мечтают уехать за границу. У другой части молодежи, которая не имеет такой перспективы, негативизм по отношению к сложившейся ситуации порождает стремление изменить свою жизнь любыми способами, в том числе и экстремальными.

Молодежный экстремизм как явление нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Его можно связать и с изменениями политико-экономического состояния общества, и с происходящей ныне коренной ломкой складывавшихся веками и освященных культурой образцов поведения. Во втором случае можно сказать, что современный молодежный экстремизм в России есть отражение резкого перехода от одного типа культуры к другому.

Экстремизм часто отождествляется и с фашизмом, и с шовинизмом, и с радикализмом. В действительности же все эти явления — только части более широкого явления политического экстремизма. Признаки политического экстремизма определены в Уголовном кодексе РФ. Это публичные призывы к насильственному захвату власти, совершение действий, направленных на насильственный захват власти, организация вооруженного мятежа, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля.

Обычно молодые экстремисты склонны группироваться вокруг какой-нибудь известной экстремистской организации (объединения). Причем сначала молодой человек, пришедший в организацию такого рода, может и не быть экстремистом; он становится им в процессе участия в деятельности такой организации и посте­пенного усвоения ее идеологии. В настоящий момент в России существуют партии и организации, подпадающие под определение экстремизма. По своей идеологической направленности такого рода экстремистские объединения бывают как правого, левого, так и религиозного толка, и в каждом из них существует определенная группа молодежи, всеми силами стремящаяся способствовать деятельности такого объединения.

Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется в нарастании сцен насилия в кинематографе, театре, музыке, на телевидении. Все это противоречит народной нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. Экранное насилие усиливает криминализацию современной жизни, особенно пагубно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов.

3.Проект «Молодежный мобильный отряд «Закон и Порядок»

В Брянске полицейские и общественники реализуют совместный проект «Молодежный мобильный отряд «Закон и Порядок».

Основной целью созданного молодежного мобильного отряда «Закон и порядок» – добровольного объединения молодежи, является оказание содействия правоохранительным органам в охране общественного порядка,  предупреждении и пресечении правонарушений, профилактике негативных явлений в молодежной среде,  формировании у молодежи правосознания и правовой культуры.

Основные мероприятия молодежного мобильного отряда с участием студентов, школьников и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, намечены на январь-февраль 2018 года. Главными задачами разработанной для отряда программы являются: совершенствование системы профилактики правонарушений, воспитание правовой культуры и формирование практического опыта действий у молодых людей в реальных жизненных ситуациях, пропаганда здорового образа жизни, привлечение молодежи к благотворительным акциям в домах престарелых и социальных приютах.

Руководитель общественного движения «Полицейские жены» Ирина Кузьмина отметила важность работы такого отряда и тот факт, что деятельность добровольных молодых помощников полиции будет иметь несомненный позитивный эффект в социальной, экономической и педагогической сферах. Тем более, что 2018 год объявлен годом волонтерства, и осуществлять свою деятельность члены молодежного мобильного отряда планируют и далее.

Заключение

Формирование политической позиции у человека начинается гораздо раньше, чем в 18 лет. Особенно важным и довольно уязвимым периодом жизни молодого человека для этого процесса является возраст 16-17 лет. На гражданина одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, церковь, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.

Но огромную роль здесь играет такой важный институт социализации, как СМИ. В современном обществе все более актуализируется роль СМИ как средства политической власти в управлении обществом.

Интенсивное использование современных информационно-коммуникационных технологий и активное действие СМИ позволяет в некоторой степени программировать поведение молодёжи, устанавливать так называемую «политическую повестку дня».

Старшеклассникам очень важно понимать, что в дальнейшем они способны «своими руками» «строить судьбу» своего государства, приняв активное участие в его политической жизни. Необходимо знать, что важен каждый голос и каждый гражданин, а позиция «всё решится без меня» присуща только пассивному и аполитичному гражданину своей страны.

Постепенно, год от года в России удается переломить тенденцию аполитичности молодежи. Молодые люди все больше интересуются политической жизнью страны, участвуют в различных мероприятиях и круглых столах. Все это в значительной степени создает положительный эффект и дает уверенность молодым и активным специалистам, активистам углубить свое доверие к власти.

Список используемой литературы

  1. Замарехин А. Н., Мироненко А. П., Тальцев А. Н., Алексашин И. С. Аполитичность современной молодежи // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 630-632. — URL.
  2. Текст научной статьи В. А. Соловьёва  по специальности «Социология» «Влияние СМИ на политическую активность российской молодёжи».
  3. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации». Статья 1. Основные принципы проведения выборов Президента Российской Федерации.
  4. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации». Статья 46. Информирование избирателей.
  5. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации». Статья 49. Предвыборная агитация.
  6. Цымбаленко С. Б. Российский подросток в информационно-психологическом пространстве. Социологическое исследование. (ЮНПРЕСС, 2006) // Медиаобразование: от теории к практике: сб. материалов I Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации», Томск, 2021 ноября 2007 г. / сост. И. В. Жилавская. — Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007. — С. 280.
  7. Шарлыков Е. Л. Причины аполитичности молодежи в российском обществе // Наука в исследованиях молодых: материалы IV Международного научного форума студентов, магистрантов, аспирантов (Новосибирск, 30 ноября 2013 г). – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2013. – C. 115-119.

Интернет-ресурсы:

1.        https://studopedia.su/11_77956_vliyanie-smi-na-izbiratelya.html

2.        http://socialstudies666.blogspot.ru/2015/06/blog-post_18.html

3.        http://diplomba.ru/work/106904

4.        http://textarchive.ru/c-2001620.html

5.        https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=812094

7.        http://fb.ru/article/248446/apolitichnost—eto-priznak-ravnodushiya-molodeji-ili-net

8.        https://studopedia.org/2-45344.html

9.        https://moluch.ru/archive/117/32294/

Приложение 1.

Анкетирование (образец)

Как часто вы получаете информацию посредством СМИ?

  • Ежедневно
  • Довольно часто
  • Редко
  • Не испытываю такой потребности вообще

Какие Виды СМИ являются предпочтительными для Вас?

  • Печатные (газеты/журналы и т.п.)
  • Телевидение
  • Радио
  • Интернет
  • Никакие
  • Другое

С какими методами влияния СМИ Вы знакомы? (Прошу обратить Ваше внимание, что если Вы знакомы со всеми методами, то надо отметить только пункт «Знаком(-ма) со всеми этими методами»!)

  • Искажение/утаивание информации
  • Принцип «демократии шума»
  • Манипулирование местом и временем подачи информации
  • Перезагрузка адресата сведениями, отобранными по определенному критерию
  • Метод изоляции адресата
  • Создание лжесобытий, мистификация
  • Обращение к эмоциям адресата
  • Метод запугивания
  • Метод использования сенсаций
  • Медианасилие
  • Эффект присутствия
  • Введение мнения эксперта
  • Методы, связанные с использованием лингвистических средств
  • Другое
  • Знаком(-ма) со всеми этими методами
  • Не знаком(-ма) ни с одним из этих методов

Считаете ли Вы, что СМИ оказывают влияние на молодежь?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

Какой из видов СМИ, по вашему мнению, оказывает самое сильное влияние на формирование политической позиции молодёжи? Печатные СМИ (газеты/журналы/глянцевые журналы и т.п.)

  • Телевидение
  • Радио
  • Интернет
  • Затрудняюсь ответить
  • Другое

Какого рода влияние, по Вашему мнению, оказывают СМИ наполитическую позицию молодёжи?

  • Строго негативное
  • Скорее негативное, чем позитивное
  • Влияние не является негативным, но и не несет ничего позитивного
  • Скорее позитивное, чем негативное
  • Исключительно позитивное
  • СМИ не оказывают влияние на молодежь

Считаете ли вы долгом каждого гражданина РФ поучаствовать в выборах?

Да, хочу в дальнейшем участвовать в политической жизни государства, состоять в политических партиях и движениях

  • Да, это долг каждого гражданина
  • Нет, мне безразлична данная процедура
  • Данная процедура вредна для общества

Будете ли вы ежегодно принимать участие в выборах по исполнении 18 лет?

  • Да, обязательно
  • По возможности
  • Нет

Состоите ли вы в какой-либо антиполитической группировке?

  • Да, состою
  • Нет, не состою

Приложение 2.

Аналитическая справка

по результатам социологического опроса

На основании полученных результатов составлены диаграммы, представленные в Приложении 2.

Разработка рекомендаций

По результатам анкетирования разработаны рекомендации по вопросам стимулирования вовлечения в политическую жизнь общества и государства старших школьников по достижении 18 лет:

  1. Обеспечить полную доступность информации о процессе проведения выборов для всех граждан РФ;
  2. Обеспечивать существенный контроль и фильтрацию средств массовой информации, особенно во время проведения политической агитации;
  3. Создавать молодёжные программы и движения, направленные на активное участие молодых людей в политической жизни государства;
  4. Проводить политику массового оповещения несовершеннолетних граждан о значимости участия молодых людей в политической жизни (классные часы, встречи, беседы, лекции);
  5. Способствовать ликвидации антиполитических молодёжных группировок и различных групп/организаций в социальных сетях, имеющих оппозиционный характер.

Рекомендации для работников в сфере образования:

1.        Проведение бесед, лекций, классных часов (помимо учебных занятий), встреч с представителями правоохранительных органов, обеспечивающих полную доступность информации о процессе проведения выборов для всех граждан РФ;

2. Привлекать учеников к молодёжным программам и движениям, направленным на активное участие молодых людей в политической жизни государства.

Приложение 3.


[1] Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации».Статья 49.

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представи­тельные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и дру­гие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в вы­борах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.
Внимание СМИ к возможным участникам выборов нара­стает еще до начала избирательной кампании. А политичес­кие и общественные деятели, имеющие намерение быть кан­дидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встреча­ми кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитацион­ные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круг­лых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочер­ков, видеофильмов о кандидате или политической партии.
В избирательные кампании через СМИ широко проника­ют методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, пре­тендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключа­ются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участни­кам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политиче­ской символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».
Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способ­на влиять на избирателей, подверженных внушению. Вну­шение — это процесс эмоционально окрашенного воздейст­вия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соот­несения с прошлым опытом.
Любая телевизионная реклама должна быть краткой, разнообразной, эмоционально насыщенной. Поэтому совре­менная политическая реклама в основном принимает вид
клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или ви­деофильм, снятый главным образом по сюжету рекламного ролика (малой формы киноискусства). В политической пси­хологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фами­лию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры хроники, фото­графии и т. д. Другой вид клипа должен представить про­грамму кандидата в виде одной привлекательной для изби­рателя идеи. Следующий вид — негативный материал о сопернике, например отрицательные высказывания людей о нем. Наконец, четвертый вид — «ударный» клип, призыва­ющий голосовать за кандидата («Мы — за него!»).
Политический маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах.
В ходе предвыборной кампании проводятся опросы обще­ственного мнения. Они выявляют настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов, предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов та­ких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощуще­ние соревнования, побуждает следить за ходом «избиратель­ного марафона». Однако эти результаты могут влиять на позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориенти­руясь на мнение большинства.
Опыт Новейшего времени свидетельствует, что в некото­рых случаях СМИ, имеющие различную идейно-политичес­кую ориентацию, на выборах фактически принимают на се­бя роль политических партий. Они ведут борьбу за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной политической позиции, того или иного кандида­та. Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На чело­века одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, церковь, община и другие, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.
Особое значение имеет компетентность гражданина, его по­литическая культура, способность различать объективную ин­формацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политическо­го маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях со­временных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждо­му определить собственную политическую позицию.

Информация, передаваемая по каналам СМИ, характери­зуется большим разнообразием. Ее содержание отражает все аспекты политики: экономической и социальной, военной и научно-технической, национальной и молодежной, а также другие стороны политической жизни.
Сообщения СМИ могут представлять информацию мест­ную (региона, города), общегосударственную (федерального уровня), международную. Людей, проживающих в районах, удаленных от центра, нередко больше интересуют местные новости, чем сведения о политической жизни в столице.
Политическая информация охватывает не только теку­щие события, но и прошлое. Так, на федеральных каналах российского телевидения расширилось место исторической документалистики, затрону вшей многие факты политичес­кой истории и образы политических деятелей нашей стра­ны и зарубежья. Освещая прошлое и настоящее, СМИ дают также информацию о прогнозах развития актуальных про­цессов в будущем, привлекая для этого политиков и ученых-политологов.
Исследователи массовой информации выявили общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач. Во-первых, это приоритет­ность, первенствующее значение, привлекательность темы для граждан. Темы, волнующие людей (терроризм, катаст­рофы и т. п.), — в числе наиболее освещаемых в СМИ. Во-вторых, сенсационные сведения, факты, выходящие за рам­ки повседневности: экстремальные происшествия, часто негативного характера. В-третьих, сообщения о каких-либо новых, ранее неизвестных явлениях, организациях, решени­ях, заявлениях и т. п. В-четвертых, данные об успехах по­литиков и партий на выборах, о высоких или очень низких позициях в рейтингах, отражающих степень их популярно­сти. В-пятых, информация, исходящая от лиц, имеющих высокий общественный статус: глав государств и прави-

тельств, лиц, занимающих высшие посты в военной, церков­ной или иных структурах.
Наиболее распространенные СМИ — радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в ос­новном позволяет узнать, что случилось. Телевидение пока­зывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наи­более полный ответ дает пресса.
Возможность «приходить в каждый дом», наличие на те­левидении видеоряда («картинки»), который создает «эф­фект присутствия», а также сочетание зрительных и слухо­вых образов, легкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздей­ствия на политическое сознание и поведение людей. Вместе с тем в политической информации на телевидении наиболее заметно проявляются слабые стороны СМИ. Мир представля­ется в непрерывно обновляющемся потоке информационных сообщений, как правило, не связанных друг с другом смыс­ловой связью. Возникает как бы калейдоскоп, в котором представлены разрозненные фрагменты действительности. В большинстве случаев причинно-следственные и иные связи между ними не просматриваются. Человек, воспринимаю­щий эту дробную информацию, не в состоянии воссоздать в сознании упорядоченную, целостную картину событий.
Значительное место в программах телевидения занимает изображение официальных встреч, дипломатических ритуа­лов, а также необычные действия известных персон. Вся эта внешняя сторона событий хорошо снимается телекамерой, но не помогает понять сущности и значения происходящего в политике.
Стремление создать противовес «скучным» жанрам, по­высить интерес к телепередачам проявилось в сближении массовой политической информации с развлекательными жанрами. Эта тенденция воплотилась, в частности, в ток-шоу, в ходе которых обсуждаются политические проблемы. Возникающие на этих передачах дискуссии, столкновение различных взглядов, оценки экспертов — все это привлекло к подобным телепрограммам внимание большой аудитории. Однако ограниченность времени таких передач во многих случаях не дает возможности для достаточной аргументации высказываемых точек зрения, для глубокого раскрытия сущности обсуждаемой проблемы.

При огромных возможностях радио и телевидения печат­ные средства массовой информации не утратили своего зна­чения. Именно в материалах газет и журналов наиболее полно и последовательно раскрываются актуальные пробле­мы политики. Обращение к таким статьям и другим публи­кациям позволяет продвинуться от поверхностного представления о событиях к их более глубокому пониманию. Газета уступает радио и телевидению в эмоциональности, но имеет возможность дать более глубокий анализ происходящего. Как образно говорят специалисты: если радио работает для «ленивых и торопливых», телевидение— «для всех», то га­зета исключительно «для умных» или желающих быть та­ковыми.

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ мо­гут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть ис­пользованы и для политического манипулирования. Так на­зывают процесс воздействия на общественное мнение и по­литическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным или определенным общественным силам сторону. Цель манипулирования — внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с не­популярными мерами, возбудить чем-то их недовольство и т. п. Политическое влияние СМИ осуществляется путем воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается по­луправда, а также в зависимости от характера политичес­кой организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация. Чтобы охватить аудиторию в 50 млн человек, радио по­требовалось 38 лет, персональному компьютеру — 16, телевидению — 13, а Интернету — 4 года. Исследователи социальных последствий развития новых информационных технологий, в частности Интернета, при­ходят к выводу, что информационная революция ведет к расширению диапазона доступных гражданам мнений и ос­лаблению информационной зависимости от традиционных СМИ и их манипулятивной роли. Однако большая часть лю­дей в наше время не готова к самостоятельному анализу по­литики, поэтому в результате применения современных средств информационного воздействия на сознание они не­редко воспринимают на веру обещания и призывы тех по­литиков, которые хотят использовать их активность лишь в собственных интересах.
Попытки тех или иных политических сил, применяя но­вые средства, манипулировать поведением людей остались бы тщетными, если бы каждый гражданин научился крити­чески оценивать информацию, отличать объективную ин­формацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество, полити­ку и роль СМИ.

Влияние
СМИ на избирателя

Ученые,
изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что
ни один кандидат
в представительные органы власти не будет иметь
серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать
телевидение и другие СМИ.

Роль
СМИ в избирательных кампаниях
, особенно с
распространением телевидения, значительно возросла.
Это нашло отражение в
структуре расходов участвующих в выборах партий и кандидатов: оплата
газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации
агитационных материалов составляет существенную часть затрат
.

Внимание
СМИ
к возможным участникам выборов
нарастает еще до начала избирательной кампании. А политические и общественные
деятели
, имеющие намерение быть кандидатами, стремятся привлечь к себе
внимание СМИ
.

На
этапе предвыборной агитации СМИ
по сравнению с другими
способами воздействия на избирателей (собраниями, встречами кандидатов с
гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они
способны доставить агитационные материалы в каждый дом.

Эти материалы
могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых
столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочерков, видеофильмов о
кандидате или политической партии.

В избирательные кампании
через СМИ широко проникают методы коммерческой рекламы.

Партии
и деятели, претендующие на избрание
, подаются как
своего рода товар на политическом рынке.

С этой целью к
агитации подключаются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые
изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают
меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участникам
предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических
деятелей, политической символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п.
Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».

Политическая
реклама
, подобно рекламе товаров, способна
влиять на избирателей, подверженных внушению
.

Внушение
— это процесс эмоционально окрашенного воздействия на людей с помощью слов, жестов,
музыки и других средств.

Он связан со
снижением критичности восприятия внушаемого содержания
, отсутствием его понимания,
соотнесения с прошлым опытом.

Любая
телевизионная реклама должна быть краткой, разнообразной, эмоционально
насыщенной
. Поэтому современная политическая реклама в основном
принимает вид клипов
. Вообще клипом называют короткий кино- или видеофильм,
снятый главным образом по сюжету рекламного ролика (малой формы киноискусства).

В
политической психологии выделяют четыре вида клипов.

— Первый нацелен
на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фамилию кандидата. Она
часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры
хроники, фото­графии и т. д.

— Второй вид клипа
должен представить программу кандидата в виде одной привлекательной для
избирателя идеи.

— Третий вид —
негативный материал о сопернике, например отрицательные высказывания людей о
нем.

— Четвертый вид —
«ударный» клип, призывающий голосовать за кандидата («Мы — за него!»).

Политический
маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах.

В ходе
предвыборной кампании проводятся опросы общественного мнения. Они выявляют
настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов,
предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов таких опросов поднимает интерес
к выборам, создает ощущение соревнования, побуждает следить за ходом
«избирательного марафона». Однако эти результаты могут влиять на позиции
избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору,
склонны голосовать, ориентируясь на мнение большинства.

Опыт Новейшего
времени свидетельствует, что в некоторых случаях СМИ, имеющие различную
идейно-политическую ориентацию, на выборах фактически принимают на себя роль
политических партий.

Они ведут борьбу
за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной
политической позиции, того или иного кандидата. Однако нельзя преувеличивать
влияние СМИ.

На человека
одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, церковь, община и
другие, а также межличностное общение.

Потоки информации
взаимодействуют и как бы пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее
взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.

Особое значение
имеет компетентность гражданина, его политическая культура, способность
различать объективную информацию и политические манипуляции, отбирать полезные
для себя сведения и противостоять ухищрениям политического маркетинга. В наше
время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о
возможностях современных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждому
определить собственную политическую позицию.

Влияние СМИ на позиции избирателя во время избирательной кампании.

Понятие «Избирательная кампания»:

«Избирательная кампания» — система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В избирательных кампаниях также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д.

Понятие «СМИ»:

«Средство массовой информации (СМИ)»— средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе.

К СМИ относятся:

Печатные издания (пресса): газеты, журналы

Электронные СМИ: телевидение, радио, Интернет

С течением времени рассмотрение СМИ как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «развлекающие» и даже «формирующие» (общественное мнение). Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт СМИ характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этим СМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации».

Первопроходцами изучения СМИ как явления считают социологов Пола Лазарсфельда и Роберта Мертона.

Как взаимосвязаны СМИ и Избирательная кампания?

Одно из самых важных мест в избирательной кампании занимает реклама кандидата, партии или блока в средствах массовой коммуникации. Реклама как средство убеждения избирателя проголосовать за того или иного кандидата, партию или блок бывает нескольких типов: информирующая, убеждающая, создающая образ желаемого или потребного будущего. Также реклама классифицируется по силе и продолжительности воздействия, жесткости и мягкости. Существует и так называемая жанровая классификация рекламы: примитивная реклама, «говорящая голова», концептуальная реклама, «правдивое кино», личное свидетельство, отзыв о кандидате авторитетных лиц, нейтральный репортаж, кандидат в действии. Реклама играет важную роль в избирательной компании. Главной проблемой для кандидата, партии или блока является донесение ее до избирателя. А так как из всех СМИ на избирателя более всего влияет телевидение (более 63% избирателей заявляют о том, что именно на телевидение они более всего полагаются, принимая решение о голосовании).[1]

Безусловно, роль СМИ в избирательных компаниях очень велика, что и доказали последние парламентские выборы. Но, возможно, уже в недалеком будущем политтехнологам придется искать другие каналы для манипулятивных технологий. Наиболее вероятный путь развития — увеличение роли Интернета.

Самостоятельная работа № 24

Тема: Порядок применения и вступления в силу законов в РФ.



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм…

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени…

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил…

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах…

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений…

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта…

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической  
Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца….

Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представи тельные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и дру гие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в вы борах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.

Внимание СМИ к возможным участникам выборов нара стает еще до начала избирательной кампании. А политичес кие и общественные деятели, имеющие намерение быть кан дидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встреча ми кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитацион ные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круг лых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочер ков, видеофильмов о кандидате или политической партии.

В избирательные кампании через СМИшироко проника ют методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, пре тендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключа ются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участни кам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политиче ской символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».

Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способ на влиять на избирателей, подверженных внушению. Вну шение — это процесс эмоционально окрашенного воздейст вия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соот несения с прошлым опытом.

Роль СМИ в избирательных
компаниях, особенно с распространением
телевидения, значительно возросла.
Сегодня ни один политик, участвующий в
выборах, не будет иметь шансов на
избрание, если не сможет использовать
телевидение и другие СМИ (именно поэтому
расходы партий и кандидатов на агитацию
в СМИ составляют существенную часть
общих затрат на предвыборную компанию).

СМИ по сравнению с другими
способами воздействия на избирателей
(митинги, встречи с гражданами и т.д.)
способны доставить агитационные
материалы в каждый дом (в форме публичных
дебатов, «круглых столов», пресс-конференций,
интервью, видеофильмов, рекламных
роликов и др.).

Однако нельзя преувеличивать влияние
СМИ. На человека одновременно воздействуют
многие институты: семья, школа, церковь,
община и другие, а также межличностное
общение.

Особое значение имеет компетентность
гражданина, его политическая культура,
способность различать объективную
информацию и политические манипуляции,
отбирать полезные для себя сведения и
противостоять ухищрениям политического
маркетинга.

Тема 11. Политическая идеология

1. Политическая идеология.

Политическая идеология
– это система идей и взглядов, выражающих
интересы определенных социальных групп,
классов, формулирующих цели и способы
их реализации с помощью политической
власти или воздействия на неё.

Кроме этого, политическая идеология
содержит идеалы, представления о
наилучшем общественном устройстве,
методах социальных преобразований.

Положение различных социальных групп
в обществе и степень удовлетворения их
потребностей существенно различается.
Поэтому их интересы могут не совпадать
и даже быть прямо противоположными. Их
интересы находят выражение в различных
идеологиях.

2. Либерализм.

Главная ценность в классическом
либерализме – свобода личности.

  • Свобода экономической, предпринимательской
    деятельности на основе частной
    собственности;

  • демократия, права человека, правовое
    государство, разделение властей,
    равенство перед законом;

  • свобода мысли и слова и др.

Новое течение либерализма,
возникшее в ХХ в., признает необходимость
участия государства в регулировании
экономической жизни, оказания социальной
помощи низшим слоям общества.

3. Консерватизм.

Базовые принципы классического
консерватизма – традиции, стабильность,
порядок.

  • Естественное неравенство людей,
    привилегии высших слоёв;

  • сильная государственная власть; интересы
    государства и общества выше интересов
    индивида;

  • важнейшие ценности – семья, религия,
    мораль.

Неоконсерватизм, возникший в ХХ в.,
придаёт особое значение частной
собственности, свободе предпринимательства,
уважению свободы отдельного индивида,
необходимости ограниченного гос.
регулирования экономики, помощи беднейшим
слоям населения.

4. Коммунизм (марксизм).

В основе коммунистической идеологии
лежит отрицание частной собственности,
а также такие ценности, как социальная
справедливость, свобода и равенство.

Первая ступень коммунистического
общества – социализм – приходит на
смену капитализму в результате
пролетарской революции.

На практике (в СССР и других
социалистических странах) социализм
выразился в монополии государственной
собственности, административном
планировании в экономике, диктатуре
верхнего слоя партийно-государственного
аппарата, массовых репрессиях и насилии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Авторы
  • Научный руководитель
  • Файлы
  • Литература


Каплунова О.А.

1


1 с. Летняя Ставка, МБОУСОШ № 1, 11 класс

Таганова Г.Э. (с. Летняя Ставка, МБОУ СОШ № 1)

1. Российская газета

2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. Изд-во НОРМА М.; 2006.

3. Обществознание. 11класс. Л.Н Боголюбов.

4. Материалы с сайта ВЦИОМ http://www.wciom.ru (дата обращения: 21.01.2017).

5. Гринберг Т.Э. Политические технологии: PR и реклама. – М.: Аспект-Пресс, 2005.

6. Лойко М. Что такое «общественное мнение» и как СМИ формируют его сегодня [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: http://концептуал.рф/chto-takoe-obschestvennoe-mnenie-i-kak-smi-formiruyut-ego-segodnya (дата обращения: 21.01.2017).

7. Кузьменко С.В. Формирование общественного мнения средствами телевидения: социально-культурный аспект. – М., 2002.

Цель работы – рассмотреть место и роль СМИ в политике и их влияние на общественное мнение.

Задачи:

1) Изучить функции СМИ и методы влияния на общественное сознание;

2) Провести анализ итогов выборов по материалам периодических изданий и сравнить их с результатами опросов;

3) Изучить и обобщить накопленные материалы по выбранной теме.

Объект исследования: влияние СМИ на общественное мнение.

Предмет исследования: результаты выборов 18 сентября 2016 года в Государственную Думу Российской Федерации.

Средства массовой информации выполняют многообразные функции: информирование населения о событиях, происходящих в стране и мире; образование и социализация; реклама. СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию; являются важнейшими инструментами реализации политического процесса.

Актуальность данной темы заключается в том, что формирование массового общественного сознания и направленное влияние на отдельные группы населения являются политическими функциями СМИ. Они воздействуют на общественное мнение, формируют определённую идеологию в массах, привлекают к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.

Проблема роли российских средств массовой информации в предвыборной агитации актуальна в связи с тем, что сейчас они активно вовлечены в выборы на всех уровнях (муниципальных, региональных, федеральных). Однако с развитием гласности в постсоветской России проблема «СМИ и выборы» актуализировалась в связи с тем, что политики используют СМИ как в положительном, так и в отрицательном аспектах. В ходе предвыборных агитаций, к сожалению, нарушаются как нравственные принципы, так и нормы права, в частности, порочатся оппоненты, широко используется «черный пиар», что подрывает как авторитет СМИ, так и репутацию кандидатов в депутаты, а в целом избирательный процесс как политический феномен деструктурируется и дегуманизируется.

Имеющаяся нормативно-правовая база избирательного процесса во многом противоречива, что позволяет безнравственным политикам и СМИ решать свои проблемы в ущерб интересов граждан. Нельзя не согласиться с мнением профессора Калифорнийского университета Ричарда Андерсена: «Одно из условий успешной кампании – уважение к избирателю».

Виды СМИ

Печать

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Печатная продукция воспринимается читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств. Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» – после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте. Однако, у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг.

Радио

Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи. Однако, радиовещание в определенном смысле принудительно – передачу можно слушать лишь в то время когда она идёт в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание в удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке.

Интернет

В последнее десятилетие активно развивается новый тип каналов информации – всемирная компьютерная сеть( Интернет). Компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора. Также на многих сайтах невозможно увидеть полной структуры новостей, поскольку преобладают так называемые «горячие» темы, сенсации дня. Сложно сказать, является ли Интернет средством массовой информации. Скорее всего пока не является, но ситуация развивается таким образом, что Интернет как источник информации становится более структурированным, подборка новостей начинает осуществляться менее хаотично, многие новости распространяются официальными источниками.

Телевидение

Телевидение сегодня-одно из самых массовых средств информации. Качество телевизионной информации-ее визуальность. Достоверность и предельная оперативность вызвали широкое применение телевидения в промышленности, на транспорте. В военном деле, в освоении космоса. С помощью маленького телеэкрана люди получают доступ к таким произведениям культуры, которые удалены от них не только в пространстве, но и во времени.

Сегодня практически все семьи могут позволить себе телевизор, а следовательно и, доступ к информации обо всех событиях происходящих в мире. В отличие от радио телевидение действует не только на слух, но и на зрение. Появление на экране картинки позволило человеку непосредственно наблюдать за происходящими событиями. В настоящее время многие не верят информации, не показанной по каналам телевидения.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: CМИ играют большую роль в формировании общественного мнения, так как являются единственным источником информации для широкой аудитории. Наибольших успехов в этом плане достигло телевидение.

Значимость освещаемых проблем СМИ в период избирательной кампании

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представительные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и другие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в выборах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.

Внимание СМИ к возможным участникам выборов нарастает еще до начала избирательной кампании. А политические и общественные деятели, имеющие намерение быть кандидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встречами кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитационные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочерков, видеофильмов о кандидате или политической партии.

В избирательные кампании через СМИ широко проникают методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, претендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключаются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участникам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политической символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».

Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способна влиять на избирателей, подверженных внушению. Внушение – это процесс эмоционально окрашенного воздействия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соотнесения с прошлым опытом.

Любая телевизионная реклама должна быть краткой, разнообразной, эмоционально насыщенной. Поэтому современная политическая реклама в основном принимает вид клипов. В политической психологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фамилию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры хроники, фотографии и т.д. Другой вид клипа должен представить программу кандидата в виде одной привлекательной для избирателя идеи. Следующий вид – негативный материал о сопернике, например отрицательные высказывания людей о нем. Наконец, четвертый вид – «ударный» клип, призывающий голосовать за кандидата («Мы – за него!»).

Политический маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах. В ходе предвыборной кампании проводятся опросы общественного мнения. Они выявляют настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов, предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов таких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощущение соревнования, побуждает следить за ходом «избирательного марафона». Однако эти результаты могут влиять на позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориентируясь на мнение большинства.

Опыт Новейшего времени свидетельствует, что в некоторых случаях СМИ, имеющие различную идейно-политическую ориентацию, на выборах фактически принимают на себя роль политических партий. Они ведут борьбу за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной политической позиции, того или иного кандидата. Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На человека одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, церковь, община и другие, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте. Особое значение имеет компетентность гражданина, его политическая культура, способность различать объективную информацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политического маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях современных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждому определить собственную политическую позицию.

Доверие СМИ: респонденты города и села

Вариация доверия различным СМИ, а также доверия СМИ в целом в группах населения по типу населенного пункта:

– В городах-миллионерах относительно высокий уровень доверия СМИ в целом (40 %), при этом здесь весьма низкий (25 %) уровень доверия телевидению и самый высокий среди групп по данному критерию уровень доверия печати (22 %).

– В городах с населением от 100 до 300 тысяч человек, а также с населением свыше 300 тысяч человек наблюдается повышение доверия телевидению (до 40 %) и снижение доверия печати (до 5 %) при незначительном снижении доверия СМИ в целом (примерно на 2 %).

– В городах с населением менее 100 тысяч человек наблюдается максимальное в группах по типу населённого пункта повышение уровня доверия телевидению (до 45 %) при некотором увеличении доверия печатным СМИ и продолжающемся падении доверия СМИ в целом (до 35 %).

– В сельской местности уровень доверия СМИ в целом наиболее низок по сравнению с другими группами населения по типу населённого пункта (30 %). При этом резко падает доверие к телевидению. Несколько растёт, по сравнению с другими группами населения по типу населённого пункта, достигает уровень доверия к радио.

Отсюда следует, что в городах-миллионерах доминирующим средством массовой информации, во многом обуславливающим высокий уровень доверия СМИ в целом, являются печатные издания. В городах с населением от 100 тысяч человек абсолютно доминирует телевидение. В городах с населением менее 100 тысяч человек наибольший вклад в доверие ко СМИ в целом делают телевидение и печать. В сельской местности более заметную роль в доверии СМИ в целом играет доверие к радио. Таким образом, опрос показывает, что респонденты считают СМИ надежным источником информации.

Вышеизложенные результаты позволяют говорить о СМИ, как о достоверном источнике информации с точки зрения общественности. Следовательно, СМИ, в которых освещаются предвыборные кампании, имеют достаточно большое влияние на формирование общественного мнения.

СМИ и опросы общественного мнения

Генеральный директор ВЦИОМ – Валерий Федоров анализировал предвыборное состояние населения и итоги избирательной кампании:

«За полтора месяца до выборов политикой в России интересуются не более 37 % опрошенных. Совершенно не интересуются 24 %, скорее не интересуются еще 36 %. Среди интересующихся доминируют россияне в возрасте 45 лет и старше. Среди самых молодых избирателей политизированными можно назвать не больше 28 %. Многие голосуют не из интереса, а из азарта, или по привычке, или за компанию, под влиянием предвыборной агитации. Хотя чужое мнение для нашего избирателя значит не много, отвечая на вопрос, к чьей позиции стоит прислушаться, формируя свой политический выбор, наш человек обычно говорит: к своей собственной. Для 28 % значимо мнение членов семьи, родственников. Для 23 %-мнение президента России. Слова любых других политиков что-то значат лишь для 11 %, мнения журналистов и комментаторов – для 5 %, артистов и спортсменов – 2 %. Молодежь чуть чаще прислушивается к мнению членов семьи, старики – к позиции президента. Еще один стереотип, распространившийся в последнее время: если раньше центрами оппозиции властям и их политике была «красная» деревня, то сегодня недовольство концентрируется в крупных городах.

МОСКВА, 23 августа 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, интересны ли россиянам теледебаты, диалог на какие темы хотели бы услышать прежде всего.

Политические ток-шоу в целом привлекают внимание граждан: с той или иной периодичностью их смотрят 59 % россиян, однако часто – только 17 %. Существенно большей популярностью они пользуются у представителей старшего поколения (среди людей 60 лет и старше часто их смотрят 32 %), тогда как молодежь скорее не проявляет к ним интереса (среди 18-24-летних доля тех, кто не смотрит подобные передачи достигает 65 %, среди 25-34-летних – 56 %).

Целенаправленно планируют следить за предстоящими диалогами кандидатов в Госдуму в прямом эфире 19 % россиян, еще 8 % – собираются смотреть видео записи, отрывки в Интернете. В целом же при определенных условиях аудитория теледебатов может составить 74 % (в т.ч., за счет тех, кто случайно «наткнется» на них при переключении каналов).

При этом 42 % респондентов говорят, что теледебаты помогают более детально узнать программу кандидата, определиться с тем, за кого голосовать. Каждый пятый предполагает, что данные трансляции смотрят с целью «держать руку на политическом пульсе» (21 %) или же просто как интересную передачу (18 %). Теледебаты, по мнению большинства россиян, помогают избирателям ближе узнать кандидатов (72 %) и лучше понять их программы (62 %).

Наибольший интерес вызвало бы обсуждение вопросов внешней (21 %) и социальной (18 %) политики, экономики (18 %).

Данные комментирует руководитель исследовательских проектов ВЦИОМ Михаил Мамонов: «Основной период текущей избирательной кампании пришелся на лето, интерес населения к политике в этот период традиционно снижается. Дебаты могут изменить ситуацию и привнести в эту избирательную кампанию яркие краски, а выбор избирателей сделать более осознанным. Не стоит переоценивать серьезность отношения населения к дебатам. Избиратель ожидает от них своеобразной «эмоциональной подзарядки». Это дает шанс новым политикам и партиям громко заявить о себе. Насколько они его используют – станет понятно уже 18 сентября».

Сегодня на телевидении множество ток-шоу на политические темы – «Поединок» «Право голоса» и т.д. – в ходе которых участники вступают в споры между собой, устраивают дебаты. Смотрите ли Вы подобные телепрограммы или нет? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Да, смотрю достаточно часто

17

3

4

10

22

32

Да, смотрю время от времени, иногда

42

32

40

40

45

45

Практически не смотрю

41

65

56

50

33

23

Затрудняюсь ответить

0

0

0

0

0

0

На Ваш взгляд, зачем люди обычно смотрят теледебаты между кандидатами в депутаты Государственной Думы? (открытый вопрос, не более 3-х ответов, представлены ответы, названные не мене чем 1 % респондентов)

 

Все опрошенные

Узнать позицию кандидата, его программу/сделать выбор

42

Быть в курсе событий/следят за политикой

21

Интересно/в качестве развлечения

18

В надежде на улучшение жизни

4

Интересно, что на этот раз пообещают

3

Интересны высказывания политиков

3

В споре рождается истина

2

Нравятся скандалы

2

Люди хотят услышать ответы на свои вопросы

1

Являются сторонниками какой-либо партии

1

Другое

1

Затрудняюсь ответить

19

Как Вы считаете, помогают ли теледебаты…? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, %)

 

Безусловно да

Скорее да

Скорее нет

Безусловно нет

Затрудняюсь ответить

Составить представление о лидерах, членах политических партий, понять, что они за люди

22

50

16

9

3

Прояснить цели и задачи, программные установки идущих на выборы политических партий

15

47

22

11

5

           

А в ближайшее время Вы собираетесь смотреть предвыборные теледебаты или нет? (закрытый вопрос, один ответ, %)

 

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

Более 500 тыс. жителей

100–500 тыс.

Менее 100 тыс.

Сёла

Да, я планирую смотреть теледебаты, буду стараться узнать время и дату их выхода заранее

19

16

13

13

15

20

25

Буду смотреть теледебаты, если «наткнусь» на них, переключая каналы, специально искать их в программе не буду

24

19

21

30

26

21

27

Буду смотреть, если случайно «наткнусь», но только при условии, что в это время не будет ничего более интересного (или пока не начнется что-то более интересное)

23

25

22

26

24

23

21

Буду смотреть видео дебатов, отрывки в Интернет

8

9

7

7

7

12

6

Не буду смотреть, даже если случайно «наткнусь» на них

24

30

37

24

27

23

16

Затрудняюсь ответить

2

1

0

0

1

1

5

Если бы Вы смотрели предвыборные теледебаты, то дискуссии политиков на какие темы были бы Вам особенно интересны? (открытый вопрос, не более 3-х ответов, представлены ответы, названные не мене чем 1 % респондентов)

 

Все опрошенные

Внешняя политика/отношения с другими странами

21

Экономика

18

Социальная политика

18

Благосостояние народ /зарплата

13

Пенсия

12

Образование

12

Здравоохранение

11

Рост цен / инфляция

8

Сельское хозяйство/животноводство

7

ЖКХ/капремонт

5

Благоустройство городов и села/развитие регионов

5

Автомобильная тема: дороги/налоги/бензин

5

Безопасность страны/военные конфликты

4

Безработица

4

Жилье

3

Будущее граждан РФ / страны

3

Детская тема: детские сады / пособия

3

Промышленность

3

Развитие спорта

2

Борьба за власть/выборы

2

Коррупция

2

Бизнес

2

Армия

2

Экология

1

Развитие молодежи

1

Культура

1

Бездействие/беспредел властей

1

Налогообложение

1

Импорт/экспорт

1

Принимаемые законы

1

Развитие науки/техники

1

Качество продовольствия

1

Миграция

1

Никакие

1

Все темы

1

Другое

3

Затрудняюсь ответить

18

Подведем итоги думской избирательной кампании. Стороннему избирателю она казалась довольно предсказуемой и скучной – но только не самим партиям-участницам, для которых результат выборов должен был стать либо «путевкой в жизнь», либо «белым билетом».

Экзитполы на выборах 2016 проводили Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и фонд «Общественное мнение» (ФОМ).

По данным экзитпола ВЦИОМ, в Государственную Думу РФ проходят четыре партии: «Единая Россия» (44,5 %), ЛДПР (15,3 %), КПРФ (14,9 %) и «Справедливая Россия» (8,1 %). Остальные партии не преодолели 5-процентный барьер.

Данные ФОМа показывали прохождение в Думу четырех партий: «Единая Россия» (48,7 %), ЛДПР (14,2 %), КПРФ (16,3 %) и «Справедливая Россия» (7,6 %).

На этих выборах социологи фиксировали рекордное число «отказников» – людей, которые не хотели отвечать на вопрос о своем голосовании. Ответили на вопросы 65 % респондентов, отказались от ответа 35 % респондентов, сообщает ВЦИОМ.

Итоговые проценты выборов депутатов в госдуму 2016 выглядят следующим образом:

  • «Единая Россия» – 54,17 %;
  • КПРФ – 13,37 %;
  • ЛДПР – 13,18 %;
  • «Справедливая Россия» – 6,21 %;
  • «Коммунисты России» – 2,6 %;
  • «Родина» – 2,3 %;
  • Российская партия пенсионеров «За справедливость» – 2,0 %;
  • «Партия роста» – 1,8 %;
  • «Парнас» – 1,2 %;
  • «Зеленые» – 0,8 %;
  • «Гражданская платформа» – 0,3 %;
  • «Гражданская сила» – 0,2 %.

В чем секрет поразительного единодушия в оценках совершенно разных и довольно жестко конкурирующих между собой социологических служб? Сами социологи говорят о том, что прогнозы, базирующиеся на данных массовых социологических прогнозов и современных математических моделях, а также уровень социологической экспертизы становятся все более точными и надежными.

Таким образом, можно сделать вывод: 1) чужое мнение для нашего избирателя значит не много; 2) жители крупных городов более критичны и самостоятельны в политике; 3) при огромных возможностях влияния СМИ на общественное мнение, уровень социологической экспертизы становится все более точным и надежным.

Заключение

В настоящее время выборы, как наивысшая форма проявления демократии, стали играть очень важную роль в жизни нашей страны, формировании большинства государственных институтов власти. Именно поэтому законодатель уделяет большое внимание регулированию этой отрасли общественных отношений.

Что касается средств массовой информации как государственных, так и частных, как ведомственных, так и независимых, печатных и электронных, то они всегда играли весьма существенную, ведущую роль в формировании общественного мнения. Не зря СМИ еще называют «четвертой властью», т.е. ставят непосредственно после трех основных ветвей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что СМИ активно участвуют в проведении выборов, и предвыборной агитации.

Опыт последних лет свидетельствует о том, что в России негативные формы и методы ведения избирательных кампаний приобретают все больший вес.

Вопросы участия СМИ в формировании представительных и других выборных органов имеют большое практическое и теоретическое значение. Это весьма специфическая сфера деятельности средств массовой информации, где они выполняют одновременно несколько функций. Они служат каналом информирования избирателей, средством предвыборной агитации и, наконец, инструментом гражданского контроля.

На примере выборов 2016 года в Государственную Думу РФ я попыталась рассмотреть роль СМИ в период выборов и мнения специалистов об их результатах. Откуда можно сделать вывод, что СМИ сыграли огромную роль в формировании общественного мнения. Реальные результаты выборов и предполагаемые специалистами-аналитиками не во многом расходятся. Достаточно предсказуемый результат выборов, я считаю, основан на том, что СМИ, активно пропагандирующие партию «Единая Россия», сумели повлиять на свою аудиторию и заставить общество поставить галочку напротив чаще всего упоминающейся в период избирательной кампании партии.


Библиографическая ссылка

Каплунова О.А. ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ХОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ // Старт в науке. – 2017. – № 4-1.
;

URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=679 (дата обращения: 22.03.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Внешние факторы уязвимости корпорации перед компанией захватчиком
  • Внутренний мотив компании занимающейся благотворительностью ответ
  • Внутренняя кредиторская задолженность компании представляет собой
  • Балаковский районный суд саратовской области реквизиты госпошлины
  • Балашиха ул победы 6 физиотерапевтическая поликлиника часы работы