Визуальный сигнал во время работы с грузовыми устройствами судна

Средства визуальной и звуковой сигнализации и связи

Навигационные средства визуальной и звуковой сигнализации и связи предназначены для обнаружения  и опознавания судов и плавучих объектов в темное время, в условиях ограниченной видимости и не находящихся на виду друг у друга.

К средствам визуальной сигнализации относятся навигационные огни; приборы и устройства подачи световых сигналов: лампа дневной сигнализации, прожектор, огонь маневроуказания; сигнальные флаги и фигуры и устройства для их подъема и расшифровки; пиротехнические средства и устройства для их активации и запуска, а также устройства для выделения дыма и образования пламени.

К средствам подачи звуковых сигналов относятся устройства для подачи туманных сигналов и сигналов маневроуказания: свисток, тифон, сирена, судовой колокол, гонг, звуковые ракеты.


Панель судовых огней.Панель навигационных огней (Navigation Lights). Каждое судно должно выставлять огни в соответствии с правилами МППСС-72. На панели навигационных огней предусмотрена световая и звуковая предупредительная сигнализация в случае если какой-либо огонь погаснет.


Судовой свисток.Судовой свисток (Ship’s whistle). Судовой свисток служит для подачи предупредительных и туманных сигналов в соответствии с правилами МППСС-72.
Устройство для подачи туманных сигналов судна (Automated fog signal device). Для подачи туманных сигналов в автоматическом режиме.


Лампа дневной сигнализации.Лампа дневной сигнализации (Daylight Signaling Lamp). Служит для подачи сигналов и сигнализации в дневное и ночное время.

Более подробно о лампе дневной сигнализации можно прочесть здесь


Судовой колокол.Судовой колокол (Ship’s Bell). Служит для подачи туманных сигналов в соответствии с правилами МППСС-72.

Более подробно о судовом колоколе можно прочесть здесь


Гонг для подачи туманных сигналов.Судовой гонг (Ship’s gong). Служит для подачи туманных сигналов в соответствии с правилами МППСС-72. Обязателен для всех судов, длиной 100 метров и более. Гонг представляет из себя латунный диск с бортиком. В него в ручную ударяют билом, которое представляет из себя рукоятку с шарообразной ударной частью на конце.


Сигнальне флаги.Сигнальные флаги – МСС (ICS). Флаги служат для подачи сигналов в соответствии с Международным Сводом Сигналов – МСС (International Code of Signal — ICS).


Сигнальные фигуры – шары, цилиндр, ромб (Signaling Shapes). Служат для выставления сигналов в соответствии с правилами МППСС-72.


Автор капитан В.Н. Филимонов

Средства связи и сигнализации

Судовые средства связи и сигнализации классифицируют по двум основным признакам: по назначению и характеру сигналов. По назначению средства связи подразделяют на средства внешней и внутренней связи.

Средства внешней связи служат для обеспечения безопасности море­плавания, связи с другими судами, береговыми постами и станциями, обозначения рода деятельности судна, его состояния и т. д.

СодержаниеСвернуть

  • Звуковые средства связи и сигнализации
  • Зрительные средства связи и сигнализации

К средствам внешней связи судна относятся:

  • радиосвязь;
  • звуковые;
  • зрительные;
  • аварийное радиооборудование;
  • пиротехнические.

Средства внутренней связи и сигнализации предназначены для обес­печения подачи сигналов тревоги, других сигналов, а также надежной связи между мостиком и всеми постами и службами. К этим средствам относятся судовая авто­матическая телефонная станция (АТС), судовая система громкоговорящей связи, машинный телеграф, звонки громкого боя, судовой колокол, мегафон, носимые УКВ-радиостанции, губной свисток, звуковая и световая сигнализация о повыше­нии температуры, появлении дыма, поступлении воды в судовых помещениях.

Важнейшей частью морской сигнализации являются огни, знаки, световые и звуковые сигналы, предусмотренные МППСС-72.

Звуковые средства связи и сигнализации

Средства звуковой связи и сигнализации предназначены, в первую очередь, для подачи сигналов согласно МППСС-72. Звуковая сигнализация также может быть применена для передачи сообщений как по МСС-65, так и, например, для свя­зи между ледоколом и проводимыми им судами.

К звуковым средствам относятся: судовой свисток или тифон (рис. 1 – 3), колокол, туманный горн и гонг.

Судно

Рис. 1 Судовой тифон
Туманный сигнал
Рис. 2 Панель прибора для подачи туманных сигналов
Рында
Рис. 3 Судовой колокол

Свисток и тифон – основные средства для подачи звуковых сигналов со­гласно МППСС-72. Подачу звуковых сигналов осуществляют из ходовой рубки и с крыльев мостика нажатием сигнальной кнопки. При плавании в условиях ограни­ченной видимости включается специальный прибор (рис. 2), который подает туманные сигналы согласно заданной программе.

Судовой колокол устанавливается в носовой части судна, вблизи брашпиля. Он используется для передачи сигналов на мостик при постановке судна на якорь и съемке с якоря, для подачи туманных сигналов при стоянке судна на якоре, на ме­ли, для подачи дополнительного сигнала при пожаре в порту и т. п.

Туманный горн является запасным средством туманной сигнализации. Он используется для подачи сигналов при выходе из строя свистка или тифона.

Гонг применяется для подачи туманных сигналов, предписанных правилом 35(g) МППСС-72.

Зрительные средства связи и сигнализации

Зрительные средства бывают световые и предметные. К световым относятся различные светосигнальные приборы – сигнальные фонари, прожекторы, ратьер, клотиковый и отличительные огни. Дальность дей­ствия светосигнальных приборов обычно не более 5 миль.

Фонарь на судне

Рис. 4 Бортовой огонь левого борта
Световой сигнал
Рис. 5 Подача световых сигналов с помощью ратьера

В качестве предметных средств используются сигнальные фигуры и сигнальные флаги Международного свода сигналов (МСС-65). Сигнальные фигуры – шары, цилиндры, конусы и ромбы на судах применяются в соответствии с требованиями МППСС-72. Фигуры изготовляются из жести, фанеры, проволоки и парусины. Их размеры определяются Регистром. Хранятся они на верхнем мостике, кроме якорного шара, который находится на полубаке.

Сигнал

Рис. 6 Виды сигнальных фигур

На судах морского флота используется Международный свод сигналов (МСС-65), комплект которого состоит из 40 фла­гов: 26 буквенных, 14 цифровых, 3 заменяющих и ответного вым­пела. Эти флаги поднимаются на фалах и хранятся в рубке в специ­альных ящиках-сотах.

Международный свод сигналов, который был принят ИМКО в 1965 г. и введен в действие с 1.04.1969 г., предназначен для связи различными способами и средствами, особенно в случаях, когда возникают языковые трудности общения. При составлении международного свода учитывалось, что при отсутствии языковых трудностей применение систем морской радиосвязи обеспечивает более простую и эффективную связь.

Сигнальные флаги

Рис. 7 Международный свод сигналов МСС-65

Свод предназначен для ведения переговоров по вопросам обеспечения без­опасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море при помощи одно-, двух-, и трёхбуквенных сигналов.

Он состоит из шести разделов:

  1. Правила пользования при всех видах связи.
  2. Однобуквенные сигналы для срочных, важных сообщений.
  3. Общий раздел двухбуквенных сигналов.
  4. Медицинский раздел.
  5. Алфавитные указатели слов-определителей.
  6. Приложения на вкладных листах, которые содержат сигналы бедствия, спа­сательные сигналы и порядок радиотелефонных переговоров.

Каждый сигнал Международного свода имеет завершенное смысловое зна­чение. С целью расширения значения основного сигнала с некоторыми из них ис­пользуются цифровые дополнения.

Общие правила:

  1. Одновременно следует поднимать только один флажный сигнал.
  2. Каждый сигнал или группу сигналов следует оставлять поднятыми до появле­ния ответа принимающей станции.
  3. Когда на одном и том же фале поднимается более одной группы сигналов, то каждую из них следует отделять от другой разделительным фалом.

Вызов станции:

Позывной вызываемой станции следует поднимать одновременно с сигналом на отдельном фале. Если позывной не поднят, то это означает, что сигнал адресует­ся ко всем станциям, расположенным в пределах видимости сигналов (табл. 1).

Ответ на сигналы:

Все станции, которым адресуются сигналы или которые указываются в сиг­налах, как только они их увидят, должны поднять ответный вымпел до половины, а сразу же после разбора сигнала – до места; ответный вымпел следует приспустить до половины, как только передающая станция спустит сигнал, и вновь поднять до места после разбора следующего сигнала (табл. 1).

Окончание обмена сигналами:

После спуска последнего флажного сигнала передающая станция должна поднять ответный вымпел, указывающий на то, что этот сигнал последний. При­нимающей станции следует на это отвечать так же, как и на все другие сигналы.

Действия, когда сигнал не понят:

Если принимающая станция не может различить сигнал, передаваемый для нее, то она должна держать ответный вымпел поднятым до половины. Если сигнал различим, но смысл его не понятен, то принимающая станция может поднять сле­дующие сигналы (табл. 1):

Таблица 1

 
Использование заменяющих вымпелов

Заменяющие вымпелы используются тогда, когда в сигнале необходимо ис­пользовать один и тот же флаг (или цифровой вымпел) несколько раз, а имеется только один комплект флагов.

Первый заменяющий вымпел всегда повторяет самый верхний сигнальный флаг того вида флагов (разделение по виду делается на буквенные и цифровые), который предшествует заменяющему. Второй заменяющий всегда повторяет второй, а третий заменяющий − третий сверху сигнальный флаг того вида флагов, который предшествует заменяющему (табл. 2).

Таблица 2

 
Заменяющий вымпел никогда не может быть использован более одного раза в одной и той же группе. Ответный вымпел, когда он используется в качестве знака десятичной дроби, не следует принимать во внимание при определении, какой за­меняющий нужно использовать.

Двухбуквенные сигналы составляют общий раздел свода и служат для переговоров, связанных с безопасностью мореплавания. Например, требуется за­просить “Какая ваша осадка кормой?». Слово “осадка» в данном случае будет сло­вом-определителем. На букву “о” находим слово “осадка». На странице, указанной рядом с этим словом, находим, что данному тексту соответствует сигнал NT. Этот сигнал соответствует запросу “Какая ваша осадка?». Ниже этого сигнала следуют сигналы NT с цифровыми дополнениями от 1 до 9. Из этих сигналов выбираем NT9, который и соответствует необходимому запросу.

Для удобства разбора сигналы в Международном своде расположены в ал­фавитном порядке, и первые буквы их обозначены на боковых клапанах. Напри­мер, для разбора сигнала CZ необходимо открыть книгу на клапане буквы “С», за­тем найти вторую букву “Z» и прочитать значение сигнала “Вы должны стать бортом под ветер для приема шлюпки или плота».

Трехбуквенные сигналы служат для передачи ме­дицинских сообщений. В качестве цифровых дополнений к сигналам используются таблицы дополнений медицинского раздела, в которых двузначными цифрами кодируются части тела (таблица M l), список общих болезней (таблицы М 2.1, М 2.2), список медикаментов (таблица М З).

Названия судов или географических мест в тексте флажного сигнала следует передавать по буквам. Если необходимо, то предварительно может быть поднят сигнал YZ (Следующие слова передаются открытым текстом).

Однобуквенные сигналы
А, alfa
У меня спущен водолаз;
держитесь в стороне от
меня и следуйте малым
ходом
N, november
Отрицательный
НЕТ
B, bravo
Я гружу или выгружаю,
или имею на борту опас-
ный груз
O, oscar
Человек за бортом
C, charlie
Утвердительный ДА или
“Значение предыдущей
группы должно читаться
утвердительно”
P, papa
Всем следует быть
на борту, т. к. судно
скоро отходит
D, delta
Держитесь в стороне от
меня; я управляюсь с тру-
дом
Q, quebec
Моё судно не зара-
жённое, прошу
предоставить мне
свободную практику
E, echo
Я изменяю свой курс
вправо
R, romeo
Не имеет значения
F, foxtrot
Я не управляюсь; держи-
те связь со мной
S, sierra
Мои движители ра-
ботают на задний
ход
G, golf
Мне нужен лоцман
T, tango
Держитесь в сто-
роне от меня; я про-
извожу парное
траление
H, hotel
У меня есть на борту
лоцман
U, uniform
Вы идёте к опасно-
сти
I, india
Я изменяю свой курс
влево
V, victor
Мне необходима
помощь
J, juliett
Держитесь в стороне от
меня. У меня на борту
пожар и я имею опасный
груз
W, whiskey
Мне необходима
медицинская помощь
K, kilo
Я хочу установить связь
с вами
X, x-ray
Приостановите вы-
полнение ваших
намерений и наблю-
дайте за моими
сигналами
L, lima
Остановите немедленно
своё судно
Y, yankee
Меня дрейфует на
якоре
M, mike
Моё судно остановлено
и не имеет хода
относительно воды
Z, zulu
Мне необходимо
буксирное судно
Цифровые вымпелы
0, nadazero 5, pantafive
1, unaone 6, soxisix
2, bissotwo 7, setteseven
3, terrathree 8, oktoeight
4, kartefour 9, novenine
Вымпел свода и ответный вымпел

 
Предлагается к прочтению:
Спасение людей с терпящего бедствие судна
Коллективные спасательные средства

Сноски

ПП по ВВП. VII. Звуковая сигнализация, УКВ радиосвязь

62. Звуковые сигналы, предусмотренные настоящими Правилами, должны подаваться судоводителями в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам.
Если судоводители согласовали свои действия по УКВ радиосвязи, то звуковые сигналы могут не подаваться.

63. При движении судов в составе звуковые сигналы должны подаваться только судном, на котором находится судоводитель состава.

64. Судно, терпящее бедствие, подает звуковой сигнал «Сигнал бедствия».

6.1. Звуковые сигналы

Звуковые сигналы, предписанные Правилами, должны подаваться:
(Приложение N 2 к Правилам плавания судов по внутренним водным путям (пп. 62, 165, 198))
самоходными судами — колоколом или свистком, или тифоном, или сиреной;
парусными судами — свистком или сиреной;
несамоходными судами — колоколом.

Звуковые сигналы иные, чем удары в колокол, должны подаваться как один или несколько следующих один за другим звуков, имеющих следующие характеристики:
— короткий звук — звук продолжительностью не более секунды;
— продолжительный звук — звук продолжительностью примерно четыре секунды.

Интервал между звуками должен составлять примерно секунду, за исключением «серии коротких звуков», которая должна состоять из не менее пяти звуков продолжительностью в четверть секунды каждый с интервалом такой же продолжительности.

6.1.1. Общие звуковые сигналы

N п/п

Описание звукового сигнала

Значение звукового сигнала

1 Продолжительный звук «Внимание»
Продолжительный звук Подается пассажирским судном при подходе к причалу
2 Короткий звук «Изменяю свой курс вправо»
3 Два коротких звука «Изменяю свой курс влево»
4 Три коротких звука «Мои движители работают на задний ход«
5 Четыре коротких звука «Я намереваюсь остановиться»
Четыре коротких звука «Я намереваюсь сделать оборот»
6 Серия коротких звуков «Предупреждение»
7 Три продолжительных звука «Человек за бортом»
8 Короткий и продолжительный звук «Прошу увеличить ход»
9 Продолжительный и короткий звук «Прошу уменьшить ход»
10 Продолжительный, короткий и продолжительный звук «Прошу выйти на связь»
11 Непрерывный звук, а также беспрерывные частые удары в колокол или металлический предмет «Сигнал бедствия»
12 Продолжительный, короткий, продолжительный и короткий звук «Я Вас понял»
13 Продолжительный и три коротких звука «При отходе в рейс пассажирского судна»
14 Два продолжительных и два коротких звука «Запрос на обгон»
15 Два продолжительных звука «Обгон разрешен»

6.1.2. Звуковые сигналы, подаваемые в условиях ограниченной видимости

N п/п

Описание звукового сигнала

Значение звукового сигнала

1 Продолжительный звук, подаваемый через промежутки не более двух минут «Одиночные суда в движении»
2 Продолжительный и два коротких звука, подаваемые через промежутки не более двух минут «Составы и плоты в движении»
3 Два продолжительных звука, подаваемые через промежутки не более двух минут «Суда и составы в движении по участку ВВП большой протяженности (также относится к непросматриваемым участкам ВВП)»
4 Короткий, продолжительный и короткий звук, подаваемые через промежутки не более двух минут «Одиночные суда или составы на якоре или на мели в пределах судового хода»
5 Частые удары в колокол или металлический предмет, подаваемые через промежутки не более минуты «Несамоходное судно с экипажем на якоре или на мели в пределах судового хода»

6.2. УКВ радиосвязь. Оборудование судов. Требование к УКВ радиосвязи. Использование УКВ радиосвязи

65. Самоходные суда должны быть оснащены установками УКВ радиосвязи, позволяющими осуществлять УКВ радиосвязь с другими судами и береговыми службами на ВВП.

66. Судовые установки УКВ радиосвязи должны быть постоянно включены и обеспечивать надежную связь во время движения, маневрирования судна и при стоянке судна на якоре и использоваться во всех случаях, требующих заблаговременного согласования судоводителями взаимных действий.

Запрещается использование для других целей каналов УКВ радиосвязи, предназначенных для передачи сообщений о бедствии, безопасности судоходства, срочных сообщений, согласования взаимных действий судоводителей и обмена с береговыми службами в части организации движения судов.

67. Перед маневром, связанным с прохождением судна (состава) относительно другого судна (состава)
— при встречном плавании (далее — расхождение), вызов по УКВ радиосвязи должен осуществлять судоводитель идущего снизу судна (состава

)

,
— а перед приближением обгоняющего судна (состава) к обгоняемому судну (составу) с направления более 22,5° позади траверза обгоняемого судна (состава) и обгоном такого судна (состава) (далее — обгон) — судоводитель обгоняющего судна (состава).

Во время согласования действий между судами (составами) судоводители других судов не должны мешать их переговорам.

В случаях, когда в соответствии с настоящими Правилами требуется обмен звуковыми или световыми сигналами, согласование судоводителями взаимных действий по УКВ радиосвязи должно производиться до подачи таких сигналов.

Указанные в настоящем пункте Правил положения не распространяются на скоростные суда и суда, осуществляющие буксировку плотов.

68. Судоводитель судна, не получивший ответ на свой вызов по УКВ радиосвязи, должен считать, что на другом судне установка УКВ радиосвязи неисправна или не работает, и действовать с учетом этого обстоятельства.

Если судоводитель судна, вызываемого по УКВ радиосвязи, не отвечает, то для его вызова подается звуковой сигнал «Прошу выйти на связь».

69. При подходе судна (состава) к участку ВВП с ограниченной видимостью или к непросматриваемому участку ВВП, где встречное судно визуально заблаговременно обнаружить невозможно, судно должно уменьшить скорость до минимальной, подать звуковой сигнал «Внимание» (в темное время суток этот звуковой сигнал должен дублироваться лучом прожектора, направленным вверх) и сообщить другим судам по УКВ радиосвязи о подходе к такому участку.

При следовании по непросматриваемому участку ВВП, где встречное судно визуально заблаговременно обнаружить невозможно большой протяженности, судно должно через промежутки не более двух минут подавать звуковой сигнал, состоящий из двух продолжительных звуков.

70. Судоводитель судна (состава), перевозящего опасный груз, при согласовании по УКВ радиосвязи взаимных действий с другими судами должен информировать судоводителей этих судов о наличии на судне опасного груза.

71. В случае неисправности установки УКВ радиосвязи судно (состав) может осуществлять движение только до ближайшего пункта ремонта радиоэлектронных средств.

72. При ведении переговоров по УКВ радиосвязи при согласовании взаимных действий судов (составов) судоводитель должен убедиться, что переговоры ведутся именно с тем судном (составом), с которым необходимо согласовать взаимные действия.

Содержание

  1. Радиосвязь
  2. Звуковые средства связи и сигнализации
  3. Зрительные средства связи и сигнализации
  4. Аварийное радиооборудование
  5. Пиротехнические средства связи и сигнализации
  6. Сигналы бедствия

Сигнализацией называется прием и передача сигналов для связи между судами или между судном и берегом в целях обеспечения мореплавания. К средствам внешней связи судна относятся:

  • радиосвязь;
  • звуковые;
  • зрительные;
  • аварийное радиооборудование;
  • пиротехнические.

Любые из вышеперечисленных средств связи могут быть использованы вахтенным матросом только с разрешения капитана или вахтенного помощника.

Радиосвязь

С 1999 года на всех судах установлена радиоаппаратура Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности
мореплавания (ГМССБ). Основное назначение ГМССБ – оперативная организация поисково-спасательной операции аварийного судна береговым спасательным координационным центром (СКЦ) с привлечением судов и других средств, находящихся в районе бедствия.

В результате на судах внедрены современные средства связи, основанные на широком использовании спутниковых и усовершенствованных обычных (включая цифровой избирательный вызов – ЦИВ) методов связи, позволяющих обеспечивать автоматическую передачу и прием аварийных сигналов на любом расстоянии независимо от метеорологических условий и условий распространения радиоволн (рис. 2.7). Специальные системы связи обеспечивают передачу на суда информации для обеспечения безопасности мореплавания (НАВАРЕА, НАВТЕКС).

Аппаратура ГМССБ

Кроме этого, аппаратура позволяет обеспечивать и обычный радиообмен как в УКВ- и ПВ/КВ-диапазонах, так и с использованием спутниковой связи ИНМАРСАТ. Система ИНМАРСАТ предоставляет морякам телефон с прямым автоматическим набором номера, телекс, факс, электронную почту, режим передачи данных.

УКВ-радиостанция предназначена для оперативной связи с береговыми службами и другими судами. Дальность действия стационарной судовой радиостанции примерно 30 миль. УКВ-диапазон также используется для организации внутрисудовой связи при несении вахтенной службы, швартовке, постановке на якорь и т. п.

Основные каналы УКВ-диапазона

На каждом приборе аппаратуры имеется так называемая красная кнопка, предназначенная для передачи сигнала бедствия. Вахтенный матрос должен быть внимательным с тем, чтобы случайно не нажать одну из них. Ложная передача сигнала бедствия грозит внеплановой проверкой всех судовых служб и штрафными санкциями.

Звуковые средства связи и сигнализации

Средства звуковой связи и сигнализации предназначены, в первую очередь, для подачи сигналов согласно МППСС-72. Звуковая сигнализация также может быть применена для передачи сообщений как по МСС-65, так и, например, для связи между ледоколом и проводимыми им судами.

К звуковым средствам относятся:

  • судовой свисток или тифон (рис.2.8)
  • колокол
  • туманный горн
  • гонг

Свисток и тифон – основные средства для подачи звуковых сигналов согласно МППСС-72. Подачу звуковых сигналов осуществляют из ходовой рубки и с крыльев мостика нажатием сигнальной кнопки. При плавании в условиях ограниченной видимости включается специальный прибор (рис. 2.9), который подает туманные сигналы согласно заданной программе.

Судовой тифон

Судовой колокол устанавливается в носовой части судна, вблизи брашпиля. Он используется для передачи сигналов на мостик при постановке судна на якорь и съемке с якоря, для подачи туманных сигналов при стоянке судна на якоре, на мели, для подачи дополнительного сигнала при пожаре в порту и т. п.

Туманный горн является запасным средством туманной сигнализации. Он используется для подачи туманных сигналов при выходе из строя свистка или тифона.

Гонг применяется для подачи туманных сигналов, предписанных правилом 35(g) МППСС-72.

Зрительные средства связи и сигнализации

Зрительные средства бывают:

  • световые
  • предметные

К световым относятся различные светосигнальные приборы – сигнальные фонари, прожекторы, ратьер, клотиковый и отличительные огни. Дальность действия светосигнальных приборов обычно не более 5 миль.

Бортовой огонь левого борта, Ратьер, Сигнальные фигуры

В качестве предметных средств используются сигнальные фигуры и сигнальные флаги Международного свода сигналов (МСС-65).

Сигнальные фигуры – шары, цилиндры, конусы и ромбы на судах применяются в соответствии с требованиями МППСС-72. Фигуры изготовляются из жести, фанеры, проволоки и парусины.

Их размеры определяются Регистром. Хранятся они на верхнем мостике, кроме якорного шара, который находится на полубаке.

На судах морского флота используется Международный свод сигналов, комплект которого состоит из 40 флагов: 26 буквенных, 14 цифровых, 3 заменяющих ответного вымпела. Эти флаги поднимаются на фалах, хранятся в рубке в специальных ящиках-сотах.

Флаги МСС-65

Свод предназначен для ведения переговоров по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море при помощи одно-, двух- и трехбуквенных сигналов.

Он состоит из шести разделов:

  1. Правила пользования при всех видах связи.
  2. Однобуквенные сигналы для срочных, важных сообщений.
  3. Общий раздел двухбуквенных сигналов.
  4. Медицинский раздел.
  5. Алфавитные указатели слов-определителей.
  6. Приложения на вкладных листах, которые содержат сигналы бедствия, спасательные сигналы и порядок радиотелефонных переговоров.

Однобуквенные сигналы

Цифровые вымпелы

Аварийное радиооборудование

К аварийным средствам связи относятся:

  • аварийный радиобуй спутниковой системы КОСПАС-SARSAT
  • радиолокационные маяки ответчики (Search And Rescue Transponder – SART)
  • УКВ носимые радиостанции

Каждый член экипажа должен уметь самостоятельно привести в действие радиооборудование спасательных средств.

Носимая УКВ-радиостанция обеспечивает связь на месте бедствия между спасательными средствами и поисковыми судами.

На каждом судне должно быть не менее трех УКВ носимых радиостанций, которые постоянно хранятся на ходовом мостике, откуда они могут быть быстро перенесены в спасательную шлюпку или плот.

Батарея УКВ-радиостанции должна иметь достаточную мощность для обеспечения работы в активном режиме в течение 8 часов и 48 часов работы в режиме только приема.

УКВ-радиостанция

Радиолокационный маяк-ответчик является основным средством обнаружения местоположения спасательных средств непосредственно в районе бедствия. На судне должно
быть не менее двух SART, обычно расположенных на ходовом мостике.

При покидании судна SART устанавливается в шлюпке или на плоту в специальном креплении, после чего включается и находится в режиме ожидания. При облучении приемника
SART импульсом радиолокационной станции спасательного судна он начинает излучать ответный сигнал, сигнализируя об этом подачей звукового и светового сигнала.

Сигнал SART на экране радара поискового судна индицируется серией точек (12 или 20), расположенных на равном расстоянии друг от друга, а также отображается на электронной карте. Дальность обнаружения SART судовой РЛС не менее 5 миль; РЛС воздушного
судна – 30 миль.

SART выдерживает сбрасывание в воду с высоты 20 метров, водонепроницаем на глубине до 10 метров. Емкость батареи рассчитана для работы в режиме ожидания – 96 часов, в режиме
излучения – 8 часов. Легко приводится в действие неподготовленным персоналом.

Международная спутниковая система КОСПАС-SARSAT предназначена для обнаружения и определения местоположения судов, самолетов, других объектов, потерпевших аварию.

Система КОСПАС-SARSAT состоит из:

  • судовых аварийных радиобуев (АРБ);
  • геостационарных и низкоорбитальных спутников, которые позволяют обнаруживать сигналы и определять местоположение АРБ с точностью до 5 километров;
  • спасательно-коордионационных центров (СКЦ), которые получают информацию со спутников.

Аварийный радиобуй системы КОСПАС-SARSAT устанавливается на открытой палубе. При погружении судна на глубину около 4 метров АРБ свободно всплывает, для чего предназначено специальное устройство – гидростат, который освобождает буй. АРБ после всплытия на поверхность автоматически активируется, буй также имеет ручное включение.

АРБ снабжен плавучим линем, пригодным для использования в качестве буксира, и лампочкой, автоматически включающейся в темное время суток. Выдерживает сбрасывание
в воду без повреждений с высоты 20 метров.

Источник питания обеспечивает работу АРБ в течение 48 часов. На наружной стороне корпуса АРБ указывается краткая инструкция по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи. В судовом расписании по тревогам должны указываться ответственные за доставку аварийного радиооборудования в спасательные средства.

Пиротехнические средства связи и сигнализации

На каждом судне должны быть следующие сигнальные пиротехнические средства:

  • ракеты
  • фальшфейеры
  • дымовые шашки
  • буйки светящие и светодымящие для указания места спасательного круга на воде в темноте

Пиротехнические средства влагостойкие, безопасные в обращении и хранении, действуют при любых гидрометеоусловиях и сохраняют свои свойства в течение минимум трех лет.

Пиротехнические средства хранят в водонепроницаемых металлических шкафах и ящиках с ячейками на палубе ходового мостика или в шкафах, встроенных в переборки помещений ходового мостика, с дверцей на открытую палубу. Ящики и шкафы всегда закрыты на за-
мок. Один ключ должен находиться у старшего (третьего) помощника
капитана, другой – в штурманской рубке.

Пиротехнические средства шлюпок и плотов, уложенные в контейнеры, в море должны находиться на штатных местах в шлюпках, а на стоянке в порту их рекомендуется убирать в надежное хранилище под замок.

Однозвездные ракеты красного или зеленого цвета предназначены для сигнализации во время проведения спасательной операции.

Ракета сигнала бедствия красного цвета выбрасывает на высоте 300–400 метров красные звезды, которые горят не менее 20 секунд.

Парашютная ракета предназначена для подачи сигнала бедствия. Высота взлета 300–400 метров, время горения – 45 секунд.

Фальшфейер – это гильза, в которой расположен пиротехнический состав и зажигательное устройство. Фальшфейер горит ярко-красным огнем в течение 1 минуты и является сигналом бедствия. Для привлечения внимания применяются фальшфейеры белого цвета.

Звуковая ракета предназначена для подачи сигнала бедствия, взрываясь на высоте, имитирует пушечный выстрел. Звуковую ракету запускают только из пусковых стаканов, укрепленных на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика.

При несрабатывании ракеты ее разрешается извлечь из стакана не менее чем через 2 минуты.

Плавучие дымовые шашки используют для подачи сигнала бедствия в светлое время суток. Шашка представляет собой жестяную коробку, внутри которой находится воспламенительное устройство и смесь, образующая густой оранжевый дым. Время выделения дыма – 5 минут, дальность видимости – до 5 миль.

Буйки светодымящиеся крепятся к спасательным кругам, которые располагаются на крыльях мостика. Основное назначение спасательных кругов со светодымящимися буйками – обозначение места падения человека за борт.

Сигналы бедствия

Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздельно, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи (Приложение IV МППСС-72):

1. Пушечные выстрелы или другие, производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 минуты.

2. Непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов.

3. Ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени.

4. Сигнал, передаваемый по радиотелефону или с помощью любой другой сигнальной системы, состоящей из сочетания звуков …- – -… (SOS) по азбуке Морзе.

5. Сигнал, передаваемый по радиотелефону, состоящий из произносимого вслух слова «МЭЙДЭЙ».

6. Сигнал бедствия по Международному своду сигналов – NC.

7. Сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над или под ним шаром или чем-либо, похожим на шар.

8. Пламя на судне.

9. Красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета.

10. Дымовой сигнал – выпуск клубов оранжевого цвета.

11. Медленное и повторное поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны.

12. Радиотелеграфный сигнал тревоги.

13. Радиотелефонный сигнал тревоги.

14. Сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения.

15. Установленные сигналы, передаваемые системами радиосвязи, включая сигналы радиолокационных маяковответчиков на спасательных шлюпках
и плотах.

16. Полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом (для опознавания с воздуха).

17. Цветное пятно на воде

Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.

Литература

Матрос морского судна — Шарлай Г. Н. [2014]

Зрительные средства связи и сигнализации

Флаги МСС-65 на мачтеЗрительные средства бывают световые и предметные. К световым относятся различные светосигнальные приборы – сигнальные фонари, прожекторы, ратьер, клотиковый и отличительные огни.

Дальность действия светосигнальных приборов обычно не более 5 миль.

В качестве предметных средств используются сигнальные фигуры и сигнальные флаги Международного свода сигналов (МСС-65).

Сигнальные фигуры – шары, цилиндры, конусы и ромбы на судах применяются в соответствии с требованиями МППСС-72. Фигуры изготовляются из жести,фанеры, проволоки и парусины.

Их размеры определяются Регистром. Хранятся они на верхнем мостике, кроме якорного шара, который находится на полубаке.

Сигнальные фигуры

Сигнальные фигуры на морском судне

Ратьер

Морской Ратьер

Бортовой огонь левого борта

Морской бортовой огонь

На судах морского флота используется Международный свод сигналов (МСС-65), комплект которого состоит из 40 флагов: 26 буквенных, 14 цифровых, 3 заменяющих и ответного вымпела. Эти флаги поднимаются на фалах и хранятся в рубке в специальных ящика-сотах.

Книга свод сигналов МССМеждународный свод сигналов, который был принят ИМКО в 1965 г. и введен в действие с 1.04. 1969 г., предназначен для связи различными способами и средствами, особенно в случаях, когда возникают языковые трудности общения. При составлении международного свода учитывалось, что при отсутствии языковых трудностей применение систем морской радиосвязи обеспечивает более простую и эффективную связь.

Свод предназначен для ведения переговоров по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море при помощи одно-,двух-, и трёхбуквенных сигналов.

Он состоит из шести разделов:

1. Правила пользования при всех видах связи.

2. Однобуквенные сигналы для срочных, важных сообщений.

3. Общий раздел двухбуквенных сигналов.

4. Медицинский раздел.

5. Алфавитные указатели слов-определителей.

6. Приложения на вкладных листах, которые содержат сигналы бедствия, спасательные сигналы и порядок радиотелефонных переговоров.

Каждый сигнал Международного свода имеет завершенное смысловое значение. С целью расширения значения основного сигнала с некоторыми из них используются цифровые дополнения.

Общие правила

1. Одновременно следует поднимать только один флажный сигнал.

2. Каждый сигнал или группу сигналов следует оставлять поднятыми до появления ответа принимающей станции.

3. Когда на одном и том же фале поднимается более одной группы сигналов, то каждую из них следует отделять от другой разделительным фалом.

Вызов станции

Морской сигнал Вызов станции Позывной вызываемой станции следует поднимать одновременно с сигналом на отдельном фале. Если позывной не поднят, то это означает, что сигнал адресуется ко всем станциям, расположенным в пределах видимости сигналов.

Ответ на сигналы

Морской сигнал Ответ на сигналыВсе станции, которым адресуются сигналы или которые указываются в сигналах, как только они их увидят, должны поднять ответный вымпел до половины, а сразу же после разбора сигнала — до места; ответный вымпел следует приспустить до половины, как только передающая станция спустит сигнал, и вновь поднять до места после разбора следующего сигнала.

Окончание обмена сигналами

После спуска последнего флажного сигнала передающая станция должна поднять ответный вымпел, указывающий на то, что этот сигнал последний. Принимающей станции следует на это отвечать так же, как и на все другие сигналы.

Действия, когда сигнал не понят

Сигнал не понятЕсли принимающая станция не может различить сигнал, передаваемый для нее, то она должна держать ответный вымпел поднятым до половины. Если сигнал различим, но смысл его не понятен, то принимающая станция может поднять следующие сигналы:

Использование заменяющих вымпелов

Заменяющие вымпелы Заменяющие вымпелы используются тогда, когда в сигнале необходимо использовать один и тот же флаг (или цифровой вымпел) несколько раз, а имеется только один комплект флагов.

Первый заменяющий вымпел всегда повторяет самый верхний сигнальный флаг того вида флагов (разделение по виду делается на буквенные и цифровые),который предшествует заменяющему. Второй заменяющий всегда повторяет второй, а третий заменяющий − третий сверху сигнальный флаг того вида флагов, который предшествует заменяющему.

Заменяющий вымпел никогда не может быть использован более одного раза в одной и той же группе.

Ответный вымпел, когда он используется в качестве знака десятичной дроби,не следует принимать во внимание при определении, какой заменяющий нужно использовать.

Двухбуквенные сигналы составляют общий раздел свода и служат для переговоров, связанных с безопасностью мореплавания. Например, требуется запросить «Какая ваша осадка кормой?». Слово «осадка» в данном случае будет словом-определителем. На букву «о» находим слово «осадка». На странице, указанной рядом с этим словом, находим, что данному тексту соответствует сигнал NT. Этот сигнал соответствует запросу «Какая ваша осадка?». Ниже этого сигнала следуют сигналы NT с цифровыми дополнениями от 1 до 9. Из этих сигналов выбираем NT9, который и соответствует необходимому запросу.

Для удобства разбора сигналы в Международном своде расположены в алфавитном порядке, и первые буквы их обозначены на боковых клапанах. Например, для разбора сигнала CZ необходимо открыть книгу на клапане буквы «С», затем найти вторую букву «Z» и прочитать значение сигнала «Вы должны стать бортом под ветер для приема шлюпки или плота «.

Морской сигнал Боль прекратиласьТрехбуквенные сигналы служат для передачи медицинских сообщений. В качестве цифровых дополнений к сигналам используются таблицы дополнений медицинского раздела, в которых двузначными цифрами кодируются части тела (таблица M l), список общих болезней (таблицы М 2.1, М 2.2), список медикаментов (таблица М З).

Названия судов или географических мест в тексте флажного сигнала следует передавать по буквам. Если необходимо, то предварительно может быть поднят сигнал YZ (Следующие слова передаются открытым текстом).

Однобуквенные сигналы

Однобуквенные сигналы

Однобуквенные сигналы

Однобуквенные сигналы

Цифровые вымпелы

Цифровые вымпелы

Заменяющие вымпелы

Заменяющие вымпелы

Вымпел свода и ответный вымпел

Вымпел свода и ответный вымпел

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вице президент компании сквайр авто партс ознакомился с докладом
  • Влияние качества корпоративного управления на стоимость компании
  • Внедрение аутсорсинга в бизнес процессы государственного сектора
  • Внутренний трудовой распорядок образец для транспортной компании
  • Во время полевых работ больной случайно наступил на стекло ответ