Структура группы компаний «Просвещение»
АО «Управляющая компания «Просвещение»
Узун Владимир Ильич
Президент АО «Управляющая компания «Просвещение»
-
Кожевников
Михаил ЮрьевичПервый Вице-президент
-
Копылова
Виктория ВикторовнаВице-президент по издательской деятельности
-
Мишакова
Алла АлександровнаИсполнительный
Вице-президент по финансам
Член совета директоров -
Низиенко
Елена ЛеонидовнаВице-президент
-
Фирсова
Наталья АлександровнаВице-президент по корпоративным и правовым вопросам
-
Шаповалов
Алексей ВладимировичВице-президент по стратегическому маркетингу
-
Янышева
Елена АлексеевнаДиректор по взаимодействию с региональными структурами
АО «Издательство «Просвещение»
-
Климишин
Дмитрий АлександровичУправляющий директор
-
Акопьян
Виктор АльбертовичГлавный редактор
-
Григоренко
Сергей АнатольевичСоветник по внешним коммуникациям
-
Колесникова
Кристина ЕвгеньевнаДиректор по внешним коммуникациям
-
Демонов
Иван ВладимировичДиректор по информационным технологиям
-
Кирилевич
Александр АнатольевичФинансовый директор
-
Логинова
Ольга БорисовнаРуководитель департамента по развитию
-
Филатова
Татьяна ВалентиновнаДиректор по персоналу
-
Морозова
Ольга АнатольевнаДиректор по производству
-
Толмачева
Татьяна АлександровнаКоммерческий директор
-
Штерн
Юрий МихайловичДиректор по логистике
Группа компаний «Просвещение»
-
Суханова
Татьяна ВладимировнаУправляющий директор АО «Академия «Просвещение»
-
Савенкова
Ирина АнатольевнаДиректор ООО «Торговый Дом «Просвещение-Регион»
закрыть
Издательство «Просвещение» имеет богатую и яркую историю, многолетние традиции, неразрывно связанные с историей страны и системы образования.
В 1930 году было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении», развернулось строительство новых школ, была расширена подготовка педагогических кадров. Руководство страны наметило первоочередные меры по формированию учебно-методической инфраструктуры школы, в числе которых было открытие специализированного издательства учебной литературы.
В том же 1930 году на базе литературного отдела Наркомпроса постановлением ЦИК и СНК СССР было создано Учебно-педагогическое издательство («Учпедгиз РСФСР»). Его первым учебником стал «Поход за грамоту» М.Ф.Робинсона и М.Л.Закожурниковой. В первый год работы издательство выпустило 29 миллионов книг.
В 1933 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы», в котором было отмечено, что «обучение в школе не дает достаточно объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами науки». Для исправления сложившейся в образовании ситуации было принято решение о создании «стабильных, общепринятых и удовлетворяющих требованиям науки учебников».
Выполняя это постановление, Издательство наладило выпуск стабильных учебников и пособий по всем предметам школьной программы. Среди них особое место заняли учебники на языках народов СССР, учебники для детей с особыми потребностями — с недостатками слуха, речи и интеллекта.
К концу 1930-х годов благодаря, в том числе, деятельности Издательства была практически ликвидирована безграмотность: по данным всероссийской переписи 1939 года, доля грамотного населения составила 89,1% (показатель 1926 года — 56,6%).
В годы Великой Отечественной войны школы в СССР продолжали работать, причем доля детей, получавших образование, с 1941 до 1945 года увеличилась. В школу начали принимать с семи лет, появились золотые и серебряные медали. Издательство «Учпедгиз», эвакуированное в Киров, не прекращало работу, выпустив 233 учебника и пособия, в том числе «Учебник русского языка для бойцов Советской Армии». Многие сотрудники и авторы ушли на фронт, но даже там продолжали работать над книгами — например, С.А.Зыков, автор учебников для глухих детей.
Художник Издательства М.Л. Гуревич был посмертно удостоен звания «Герой Советского Союза». Более 100 сотрудников были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
В послевоенный период силами известных педагогов и психологов Е.И.Петровского, Н.А.Менчинской и Л.В.Михайловской были заложены основы методических, психологических и гигиенических требований к современному учебнику.
К созданию школьных учебников «Учпедгизом» были привлечены ведущие ученые страны, лидеры отечественной науки.
Среди авторов много громких имен, известных в России и в мире, – прежде всего, это академики и членкоры Российской академии наук (в советские годы – Академии наук СССР) и Российской академии образования (в советские годы – Академии педагогических наук РСФСР и СССР).
Один из первых выдающихся ученых, чей учебник издательство «Просвещение» выпустило в 1933 году, — географ Николай Баранский, членкор АН СССР, Герой Соцтруда. В 1952 году его учебник «Экономическая география СССР» для 8 класса был удостоен Государственной премии СССР.
Еще пример — известный ученый-педагог, декан физического факультета МГПИ им. Ленина, членкор АПН СССР Александр Перышкин, автор первого стабильного учебника физики для школы, который с 1930-х годов переиздавался более двадцати раз. В 1978 году он также получил за свои учебники Государственную премию СССР. «Всю жизнь учебники писал, По ним, сказать не побоюсь, училась физике вся Русь», — шутил о нем коллега.
Подобных примеров, когда академики и членкоры становились авторами учебников «Просвещения», в советские годы было немало. Только из числа действительных членов «большой» академии достаточно назвать Милицу Нечкину (история), Бориса Быховского и Льва Зенкевич (биология), Андрея Колмогоров (математика), из числа действительных членов АПН СССР – Владимира Максаковского (география), Пюрня Эрдниева (математика), Бориса Неменского (изобразительное искусство).
Росли тиражи: начиная с 1953 года, общий ежегодный тираж учебников «Учпедгиза» превышал 200 млн. экземпляров.
В 1958 году был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»: на смену всеобщей семилетке пришла восьмилетка, в программу включили профессиональную подготовку. Чтобы обеспечивать потребности трудовой политехнической школы с производственным обучением, в «Учпедгизе» было создана редакция производственно-технической литературы для учащихся и педагогов общеобразовательных школ, школ с производственным обучением и техникумов.
В 1960-е годы в издательстве началась работа по созданию нового поколения учебников иностранных языков. «Учпедгизом» был издан первый тираж учебника немецкого языка И.Л. Бим: советские дети впервые поняли, что на чужом языке можно не только писать и читать, но и говорить, петь, играть в игры. Началась «колмогоровская» реформа математического образования, предусматривающая освоение всеми школьниками новейших достижений математики, а для одаренных детей в Москве, Ленинграде и Новосибирске были открыты первые математические школы-интернаты. Именно в издательстве «Просвещение» начали выходить новые учебники «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия», созданные под руководством академика А.Н.Колмогорова и впоследствии многократно переизданные.
В 1964 г. «Учпедгиз» и издательство Академии педагогических наук РСФСР объединились в издательство «Просвещение» в системе Госкомитета Совета министров РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.
В 1970-е годы ключевым фактором в образовательной политике Советского государства стал переход на всеобщее среднее образование, и именно в этот период деятельность «Просвещения» стала системообразующим фактором развития отечественной школы – в 1974 году издательство было награждено орденом Трудового Красного знамени успехи в создании учебной литературы для школы.
В 1977 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащимися общеобразовательных школ» (до этого за учебники платили семьи), и «Просвещение» приступило к изданию учебников для первых классов – каждый учебник был выпущен тиражом более 4 миллионов экземпляров. В 1983 году издательство обеспечило выпуск учебников для 10-х классов, и переход на бесплатное пользование учебниками был завершен.
Издательство «Просвещение» поставило подготовку и выпуск учебников на научную основу. Инициатива проведения фундаментальных и прикладных исследований, посвященных учебнику, принадлежит Дмитрию Зуеву, возглавлявшему издательство с 1968 по 1993 год и в 1992 году ставшему членкором РАО. Он создал научную теорию школьного учебника, основные принципы которой изложил в монографии «Школьный учебник», вышедшей в 1983 году и переизданной «Просвещением» в 2015 году, через два года после его смерти. Монография содержит практические рекомендации, проверенные многолетним опытом, и до сих пор является настольной книгой специалистов.
Именно при Дмитрии Зуеве «Просвещение» приступило к выпуску учебно-методических комплексов (УМК), а не только отдельных учебников: в комплекте учителям предлагается методическая литература, а детям – рабочие тетради, книги для чтения и другие учебные материалы. Этот принцип сегодня является ключевым в государственном регулировании учебного книгоиздания: учебники включаются в федеральные перечни только в составе УМК. В рамках работы над теорией учебника с 1974 года издавалась серия ежегодника «Проблемы школьного учебника», состоявшая из 20 выпусков. С 1974 по 1990 годы вокруг ежегодника группировались основные научные силы страны, наиболее опытные авторы, издательские работники.
В этот период Госпремией СССР были награждены авторские коллективы различных учебников: географии (В.П.Максаковский и другие), истории (Ф.П.Коровкин, Е.В.Агибалова и Г.М.Донской), физики (И.К.Кикоин и А.К.Кикоин, А.В.Перышкин и Н.А.Родина), русского языка (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова).
В 1992 году, с появлением закона «Об образовании», «Просвещение» утратило монополию на выпуск школьных учебников. Появились множество издательств, печатающих учебную и учебно-методическую литературу. Несмотря на радикальную демократизацию школы и ослабление государственного контроля, все учебники, выпускаемые Издательством, создавались на базе утвержденных учебных программ, имели гриф «Рекомендовано» или «Допущено» Министерства образования РФ. В 1990-е годы авторы учебников «Просвещения» В.П.Максаковский, Б.М.Неменский и П.М.Эрдниев были удостоены премии Президента РФ в области образования.
Если в советской России, будучи единственным издателем учебной литературы, «Просвещение» по определению обеспечивалось лучшими авторами из числа представителей науки, то в постсоветский период, когда появились и другие издательства, сохранение и усиление авторского потенциала стало одной из приоритетных задач.
Некоторые учебники, подготовленные академиками и членкорами еще в советские годы, переиздавались, в качестве авторов привлекались новые имена. Например, к созданию учебников истории были привлечены академики РАН Александр Чубарьян и Анатолий Торкунов. Представители РАН и РАО участвовали в создании ФГОС общего образования и сопровождающих его документов на базе издательства «Просвещение». Так, в числе авторов Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России были академик РАН Валерий Тишков и членкор РАО Александр Данилюк.
В начале XXI века Издательство не осталось в стороне от масштабных преобразований, происходивших в российской школе. С 2004 по 2012 год специалисты «Просвещения» участвовали в разработке федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для школ. Была создана инновационная структура стандартов, появились требования не только к предметным и метапредметным результатам образования, но и к личностным. В старшей школе было сокращено количество обязательных предметов (например, будущим гуманитариям вместо биологии, физики и химии было разрешено изучать интегрированный курс «естествознание»), введена проектная деятельность, появилась возможность обучаться по индивидуальным учебным планам. Эти и другие новшества нашли отражение в содержании учебников и другой продукции издательства. «Просвещение» оперативно издавало методические рекомендации по внедрению стандарта, объясняя учителям, например, как формировать у детей универсальные учебные действия.
Помимо работы непосредственно с авторами, издательство «Просвещение» начало устанавливать институциональные отношения с ведущими научными и образовательными организациями.
В 2005 году, когда апробировалась новая система экспертизы учебников и началась разработка новых образовательных стандартов, издательство «Просвещение» совместно с РАН и РАО приступило к выпуску серии «Академический школьный учебник» под девизом «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» — российской школе». В числе руководителей проекта были вице-президент РАН Валерий Козлов и президент РАО Николай Никандров. В этой серии в течение нескольких лет выходили учебники для 1-11 классов по всем предметам школьной программы, было обеспечено единство методологических, психолого-педагогических и методических подходов, а также общие принципы формирования структуры УМК.
В 2010 году Издательство «Просвещение» было внесено в список госкомпаний на приватизацию, в декабре 2011 года состоялся тендер по продаже «Просвещения», победителем была признана «ОЛМА Медиа Групп». В сентябре 2013 года Президентом Издательства стал Владимир Ильич Узун, основатель, президент и председатель Совета директоров «ОЛМА Медиа Групп».
Сегодня «Просвещение» — это мультимедийная компания, которая предлагает региональным органам управления образованием, организациям школьного и дошкольного образования комплексный образовательный продукт. Он включает в себя не только учебники и учебные пособия, но и оборудование для образовательного процесса, методическую поддержку, программы повышения квалификации и др. Таким образом, «Просвещение» выполняет функцию не только издателя, но и интегратора, объединяя поставщиков различной продукции в рамках единой концепции. В числе партнеров «Просвещения» — известные зарубежные издательства «Express Publishing», «Cornelsen», «Klett», «CLE International», «Anaya», компании «Didacta», «Westermann» и многие другие.
В XXI веке одним из инструментов развития образования стала информатизация. «Просвещение» приступило к разработке цифровых образовательных продуктов, в том числе электронных версий учебников, наличие которых стало одним из условий включения УМК в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации программ общего образования. К 1 января 2015 года были подготовлены электронные формы ко всем 415 учебникам Издательства в Федеральном перечне. Все они успешно прошли экспертизу. «Просвещение» является разработчиком информационно-образовательной среды, рассматривает ее как важнейшее условие развития сервисов для участников образовательного процесса.
Издательство оперативно реагирует на изменения в содержании образования. В 2015 году, после принятия Историко-культурного стандарта, была подготовлена новая линейка учебников по истории России с 6 по 10 класс, вошедшая в Федеральный перечень.
Сегодня в числе стратегических партнеров издательства «Просвещение» — ведущие университеты страны, прежде всего МГУ им. Ломоносова. Налажено сотрудничество с Российской академией образования в части развития фундаментальной педагогической науки и ее положений на практике. Совместные проекты реализуются и с различными общественными организациями исследователей, в числе которых – Российское историческое общество и Российское военно-историческое общество.
Для удовлетворения растущих потребностей педагогов в альтернативных способах повышении квалификации начала работать «Академия «Просвещения» — ее открытие состоялось 1 ноября 2015 года, в День 85-летия Издательства.
Всего за годы работы Издательством было выпущено более 10 млрд. учебников и пособий, по которым учились и учатся сотни миллионов школьников. «Просвещение» остается крупнейшим в России издательством учебной литературы, одним из лидеров книжного рынка, а также надежным партнером государства. Издательство поддерживает курс федеральной образовательной политики и готово максимально быстро реагировать на ее изменения.
85-летняя история «Просвещения» — это непрерывная творческая работа большого коллектива профессионалов, не просто создающих учебники, но и решающих актуальные задачи, которые общество ставит перед страной и перед системой образования.
В феврале 2017 года на XVI Международном Инвестиционном Форуме «Сочи — 2017» В. Узун представил концепцию национального образовательного интегратора и заявил о подготовке издательства к выходу на IPO.
В 2017 году «Просвещение» подписало с рядом известных технологических компаний соглашения о сотрудничестве (Samsung Electronics, Яндекс и Ростелеком), направленные на развитие цифровых форм образования, электронного контента, обеспечение доступа к качественному образованию всех категорий обучающихся, работу с родительским сообществом.
В июне 2017 года холдинг «Просвещение» стал партнером Петербургского международного экономического форума, на котором провел панельную сессию «Революция в образовании. Готовы ли мы?», организовал обсуждение вопросов инвестиций в образование регионов России и подписал ряд соглашений с российскими компаниями, вузами, региональными правительствами. В частности, были подписаны соглашения о сотрудничестве с Ульяновской и Новгородской областями, республикой Дагестан, Стокгольмской школой экономики в России, МГТУ «СТАНКИН», Международной шахматной федерацией ФИДЕ.
В 2017 году были также подписаны соглашения о сотрудничестве между «Просвещением» и Правительством Республики Чувашия, Правительством Кировской области, Департаментом образования и науки Брянской области, Правительством Владимирской области, ЮНЕСКО.
В 2017 году вышла новая версия ежегодного рейтинга крупнейших в мире книжных издательств Publishers Weekly, в котором ГК «Просвещение» улучшило свои позиции, заняв 47 место.
В сентябре 2017 года «Просвещение» стало «Издательством года» в VI Открытом конкурсе профессионального мастерства «РЕВИЗОР-2017». Управляющий директор АО «Издательство «Просвещение» Дмитрий Климишин был удостоен специального диплома конкурса в номинации «Открытие года».
С 7 по 11 сентября 2017 года в Москве состоялся Первый международный форум «Город образования», генеральным партнером которого стала ГК «Просвещение».
По данным РКП, издательство «Просвещение» стало лидером по количеству тиражей в 2017 году с тиражом 100 465,8 тыс. экземпляров.
В 2017 году пять руководителей «Просвещения» вошли в рейтинг «ТОП-1000 российских менеджеров» Ассоциации менеджеров и ИД «КоммерсантЪ».
По итогам 2017 года «Просвещение» вошло в рейтинг работодателей России, заняв 31 место среди 262 компаний-участников.
В рамках Российского инвестиционного форума-2018 в Сочи Президент Группы компаний «Просвещение» Владимир Узун и Глава Калмыкии Алексей Орлов и подписали Соглашение о взаимодействии в сфере развития образования между Республикой Калмыкия и Группой компаний «Просвещение».
В мае 2018 года Группа компаний «Просвещение» второй раз выступила партнером Петербургского международного экономического форума, где представила комплекс мер по привлечению частных инвестиций для развития системы образования и впервые обнародовала свой годовой отчет. Ключевыми мероприятиями деловой программы «Просвещения» на ПМЭФ’18 стали завтрак губернаторов, посвященный теме «Развитие социальной инфраструктуры регионов: инвестиции в будущее» и панельная сессия «Будущее экономики: образование как сфера инвестиций». В рамках Форума «Просвещение» подписало ряд соглашений о сотрудничестве – с детскими центрами и вузами («МДЦ «Артек», РАНХиГС, НИУ ВШЭ, НИУ МГСУ) и регионами (Приморским краем, Мурманской областью, Нижегородской областью, Сахалинской областью, Самарской областью, Рязанской областью).
В августе 2018 года Группа компаний «Просвещение» в очередной раз стала генеральным партнером Московского международного форума «Город образования» — самого посещаемого отраслевого события в мире. На форуме было подписано соглашение с Газпромбанком о сотрудничестве в реализации проектов строительства школ с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
В числе важных событий осени 2018 года – презентация универсального образовательного портала-агрегатора «Путь Просвещения» и первой программы по информационной безопасности для школьников, начало работы по созданию онлайн-платформы для коммуникации с педагогами и региональных учительских клубов «Просвещения». Были обнародованы итоги очередного рейтинга «Топ-1000 российских менеджеров», в который вошли 8 руководителей Группы компаний «Просвещение».
В конце 2018 года Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новый Федеральный перечень учебников, в который были включены 573 учебника издательства «Просвещение» — 42% от их общего количества.
В 2019 году Группа компаний «Просвещение» включилась в работу по реализации национальных проектов «Образование» и «Цифровая экономика». Приоритетными для нее стали три задачи: обновление образовательной инфраструктуры, обновление содержания и методов обучения и воспитания, повышение квалификации педагогов. Продукты и сервисы для решения этих задач были, в частности, представлены на Московском международном салоне образования (ММСО-2019).
В феврале 2019 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Группой компаний «Просвещение» и Госкорпорацией Ростех. Стороны договорились о совместном развитии цифровых технологий, вычислительных платформ и оборудования в интересах российского образования.
В начале 2020 года Группа компаний «Просвещение» приняла предложение компании «Руститанинвест», которая являлась владельцем «Российского учебника». Корпорация вошла в состав Группы компаний, сохранив бренд и все востребованные линейки УМК, а также актуальные образовательные проекты.
Доля «Российского учебника» на рынке учебных материалов для общего образования оценивается примерно в 28%. Сегодня корпорация обладает большим количеством изданий, включенных в федеральный перечень Минпросвещения РФ.
Весной 2020 года, когда из-за сложной эпидемиологической ситуации российских школьников было решено перевести на дистанционное обучение, ГК «Просвещение» одна из первых в рекордные сроки разработала уникальные цифровые материалы и сервисы в помощь педагогам, родителям и ученикам.
На период пандемии с середины марта по май специалисты Группы компаний запустили методическую поддержку педагогов в формате 24/7. В любое время учителя и родители могли связаться с методистами по телефону, почте или через онлайн-чат на сайте. Эксперты получали и обрабатывали более 2-3 тысяч обращений в неделю.
Одним из ключевых решений стала созданная совместно с Skyeng интерактивная рабочая тетрадь SkySmart. За апрель-май 2020 г. сервисом воспользовались более 2 млн учеников и порядка 90 тыс. педагогов, 10,3 млн домашних заданий были выполнены.
В это же время были запущены сервис Моя школа в online, где разместились учебные материалы по всем предметам 4 четверти, проект «Пока мы дома» с материалами для подготовки к экзаменам и организации досуга, а также цикл ежедневных онлайн-уроков для ребят и трансляций – для педагогов.
Весной Группа компаний «Просвещение» также приняла решение предоставить образовательным организациям бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень, на время введения карантина. Были открыты сервисы Медиатека и Lecta.
1 июня состоялся запуск строительства учебного комплекса нового формата «Школа 800» в Нижнем Новгороде. В единый образовательный комплекс на 4 550 мест войдут три общеобразовательные школы, а также центр дополнительного образования. Объекты будут созданы в районах с наиболее высокой потребностью в школьных местах.
Автором концепции выступает ГК «Просвещение» при участии министерства имущественных и земельных отношений и министерства образования, науки и молодежной политики региона. Это первый в стране проект в сфере образования, который реализуется через механизм концессии, государственно-частного партнерства.
В июле 2020 года Группой компаний «Просвещение» был создан новый ресурс «Родительский университет», концепцию которого активно поддержало Министерство просвещения. «Родительский университет» объединяет материалы, которые помогут родителям получить ответы на вопросы о взаимоотношениях в семье, воспитании и обучении детей, развитии их талантов и решении проблем, возникающих у школьников в разном возрасте. К созданию проекта привлечены ведущие эксперты системы образования, а также представители региональных образовательных и социальных организаций, бизнеса, государственного сектора и родительские сообщества.
Осенью 2020 года экосистема «Просвещение» пополнилась новой платформой «Просвещение. Поддержка». На ней педагоги смогут получить оперативную помощь от экспертов и авторов учебников при подготовке к ближайшему уроку, воспользоваться горячей линией, а родители – проверить уровень знаний детей на текущем этапе обучения. Разработчики планируют выйти на разработку динамического контента, который позволит оказывать поддержку пользователям в день обращения.
Учебники издательств, входящих в Группу компаний, занимают большую часть позиций Федерального перечня учебников РФ – 1 118 позиций, включая материалы по всем разделам перечня.
Продукцией «Просвещения» пользуются каждый ученик, учитель и образовательная организация России. На 2020 год это около 16 миллионов учащихся, более миллиона учителей. Методические службы группы компаний существуют во всех 85 регионах страны.
В течение 90 лет «Просвещение» самым активном образом принимало участие в жизни страны, создавая образовательные решения, продукты и проекты в ответ на важнейшие вызовы.
В юбилейный год ГК «Просвещение» выражает свою полную готовность и в дальнейшем участвовать в развитии человеческого потенциала страны, способствовать достижению национальных целей России, быть помощником и опорой для всех участников непрерывного образовательного процесса.
Наименование издания:
forbes.ru
Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.
Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1
Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1
Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич
Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru
Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06
18:21, 12 августа 2022,
ПАИ
Очередным гостем медиацентра ПАИ стал Павел Станиславович Зенькович, вице-президент группы компаний «Просвещение». В эфире ПАИ-live речь шла о проблемах и задачах современного издательства в рамках образовательного процесса, о все легчающих учебниках и остающихся тяжелыми портфелях и об обязательных составляющих развития ребенка.
«Ну-ну», – сказало электричество
– Рад вас приветствовать в Пскове. И мой вопрос: что выделаете в Пскове и Псковской области?
– Моя работа в качестве президента издательства «Просвещение» связана с рабочими поездками по регионам. Мы, являясь партнерами системы образования, очень плотно взаимодействуем с коллегами в субъектах, помогаем выстраивать систему образования, повышать качество образования, совместно следим за тем, чтобы школы были своевременно укомплектованы необходимой, обновленной учебно-методической литературой, оборудованием, а также работаем с коллегами над различными проектами, связанными с допобразованием, профориентацией и т. д. Этот процесс требует не только модных нынче встреч в дистанте, но и личных встреч, поездок, переговоров. Я и мои коллеги сегодня приехали в Псков, чтоб провести ряд встреч с руководством области, с руководством системы образования по целому ряду вопросов, которые мы сейчас совместно отрабатываем.
– Буквально сегодня ВЦИОМ опубликовал любопытные данные опроса, который исследовал научные знания россиян, и тут оказалось, что почти 30 % опрошенных не знают, что Земля вращается вокруг Солнца. А с другой стороны, мы постоянно говорим о том, что нашим детям нужно давать как можно больше навыков адаптации в обществе. Вот как соотносятся эти две вещи: с одной стороны, довольно низкий уровень образования, а с другой стороны, попытки научить школьников коммуницировать?
– Здесь речь всегда идет о балансе hard skills (это знания) и «мягких» навыков, soft skills (это умения эти знания применять). И в этом плане хочу сказать не без гордости, что в российской и советской педагогике, несмотря на то, что сейчас многие понятия soft skills воспринимают как веяние Запада, мы были в этом пионерами. Знаменитая советская функциональная грамотность, умение ребенка применять полученные знания – мы были в этом пионерами.
К сожалению, был период печально известных 90-х, развала СССР, развала системы образования, когда все исследования и передовые наработки были положены на полки, а сейчас это к нам возвращается в виде западных веяний. Но на самом деле эти споры идут постоянно.
В последние десятилетия мы периодически слышали, что «зачем ребенку что-то зубрить, давайте научим его пользоваться компьютером, поисковиками – он все найдет». Отвечая на эти замечания, я не согласен с ними категорически. Всегда вспоминаю анекдот, рассказанный одним нашим довольно известным соотечественником-современником, которого глубоко уважаю. Анекдот этот звучит следующим образом: «Я все знаю», – сказала «Википедия». «Я все найду», – сказал «Гугл». «Ну-ну», – сказало электричество». И в этом плане я считаю (и здесь ориентируюсь на наших видных педагогов, практикующих учителей), что должен быть баланс, но в основу классического, фундаментального образования должны ложиться знания и современные методики, талант учителя научить детей этими знаниями пользоваться.
Здесь можно вспомнить еще один анекдот: кто не учил физику в школе – тот до конца жизни думает, что мир состоит из чудес. Мы можем быть в будущем инженерами, физиками-ядерщиками или гуманитариями, как мы с вами, но те фундаментальные знания по физике, которые нам давали в школе, помогают нам и в быту, и в понимании процессов вокруг нас и в природе. Поэтому здесь мы должны соблюдать наши традиции получения ребенком хороших фундаментальных знаний по основным предметам, но при этом с пониманием и с умением их применять.
Что касается навыков коммуникации, это отдельная задача. Слава богу, сейчас на это обращается достаточно много внимания в рамках новых приоритетов, которые были обозначены государством: это роль школы в воспитании ребенка, и здесь, конечно, речь идет не только о воспитании гражданина, о закладывании определенных ценностей, которые лежат в основе нашего общества, но и об умении коммуницировать, быть частью общества. А умение работать проектно, совместно – это отдельное направление, и его приоритетность растет.
И мы в свою очередь в издательстве много делаем для того, чтобы производить различные образовательные, методические продукты, в первую очередь, для учителей. Мы ими гордимся: недавно запустили цифровой сервис о воспитании, который помогает школам, учителям, педагогам, ответственным за воспитание, выстраивать воспитательную работу.
Объективность и обновление
– Коснусь гуманитарной сферы образования. На протяжении последних лет десяти только ленивый не критиковал школьные учебники, в первую очередь, по гуманитарным наукам, по истории, за их качество и содержание. «Просвещение» – крупнейший в России издатель литературы. Каким вы видите фильтр, который позволит отсекать откровенно «левые» учебники?
– Я бы разделил ответ на этот вопрос на две части. Наверно, вы знаете, в свое время я был первым заместителем министра просвещения и статс-секретарем заместителя министра образования, мы тогда как раз занимались этой проблемой, потому что действительно был период, вы правы, 10 – 15 лет назад, когда по каждому предмету было зашкаливающее количество линеек, было несколько десятков издательств, которые действительно не очень заботились – многие из них – о качестве учебной литературы, в основном занимались перепечатками старых советских учебников, немножко их рихтуя, модернизируя, либо привлекая авторов, которые не очень глубоко понимали, что такое образование или не имели никакого опыта. И конечно, 10 лет назад ситуация была очень беспокоящей.
За это время на государственном уровне удалось создать ряд механизмов, которые позволяют четче контролировать содержание тех учебников, которые входят в так называемый федеральный перечень учебников, рекомендованных для использования в школе. Сейчас Министерство просвещения имеет все инструменты для того, чтобы лично, самостоятельно проводить экспертизу этих учебников. Экспертиза эта многоплановая, проводится не только на предмет содержания, но и на предмет изложения материала, психолого-педагогических и различных других аспектов. Только после того, как эти издания проходят такую экспертизу, учебник считается допущенным в школы.
– Экспертиза всегда носит налет субъективности. Экспертизу проводят живые люди со своим мировоззрением, опытом. Как избежать этого? Или этого избегать, наоборот, не надо?
– Когда мы говорим о гуманитарных учебниках, то, конечно, здесь сложно говорить об экспертизе, которую проводит беспристрастный искусственный интеллект. Когда экспертиза была передана в министерство, до сих пор экспертизу каждого учебника проводит несколько экспертов, и в случае, если у них различные оценки, назначается дополнительная экспертиза. Поэтому есть определенная защита от субъективного подхода одного из экспертов.
Все эти фильтры позволили в последнее время государству четче контролировать содержание учебников. Вы посмотрите, той ситуации, которая была раньше, когда было по 15 учебников математики или истории, уже нет, поэтому я думаю, что система постепенно приходит к разумному балансу. Это взгляд со стороны государства, как я его помню (я до недавнего времени был участником процесса передачи ответственности за экспертизу в министерство от внешних организаций).
Что касается издательств, я работаю в издательстве «Просвещение» – это крупнейшее и старейшее издательство в нашей стране, мы до того, как прийти в министерство с новым учебником и предложить его для использования в школах, внутри проводим большое количество собственных внутренних экспертиз на всех уровнях, потому что создание учебника – это очень сложный процесс, который затрагивает труд если не сотен, то десятков людей, и здесь важно все: содержание учебника, его форма, соблюдение авторских прав, насколько его шрифт и дизайн соответствуют восприятию детьми в том или ином возрасте. Это очень сложный комплексный продукт, и у нас тоже внутри существует несколько степеней внутренней экспертизы, через которую мы прогоняем учебник до того, как выдать его на суд государства.
Более того, мы находимся в постоянном режиме взаимодействия с учителями и родителями, к нам приходят обращения. Большая часть этих обращений не носит критический характер, обычно к нам обращаются учителя с просьбой разъяснить те или иные методологические моменты и помочь им лучше использовать учебник в учебном процессе, но все комментарии, критические замечания мы собираем, постоянно анализируем, если необходимо, вносим изменения.
Плюс, если мы говорим об учебниках по гуманитарным предметам, особенно для старших классов, то они требуют постоянного обновления, потому что история продолжается, литература обогащается, в обществознании тоже происходят изменения, которые требуется отражать, география, особенно что касается экономической географии и т. д., тоже требует постоянного, фактически ежегодного обновления. И работа над учебниками, над их созданием и соответствием требованиям – сейчас для любого издательства это кропотливый и сложный труд. Все это стало необходимым и возможным благодаря изменениям, которые происходят в последние годы. К сожалению, все эти труды не могут принести сиюминутных результатов, потому что образование вообще та сфера, где изменения происходят не так быстро, как бы нам хотелось.
– Система очень инерционная?
– Она инерционная не потому, что неповоротлива, а просто потому, что она очень большая. Когда мы говорим о системе образования в России, мы говорим о 17 миллионах учеников, более миллиона учителей, это 40 тыс. школ, и, конечно, даже обновление в них учебников – это процесс, который занимает годы. Переобучение, переподготовка учителей занимает годы. И если мы даем детям в пятом классе, когда они переходят в среднюю школу, новый, прорывной учебник по математике, мы с вами первые результаты поймем в 10 – 11-м классах, через пять – семь лет, когда они закончат процесс обучения. Конечно, всегда хочется быстрых результатов, быстрых успехов в образовании. Но мы, в первую очередь, должны семь раз отмерить и быть очень терпеливыми.
Тяжелый портфель с легкими учебниками
– Я вспоминаю свое детство, когда листал ребенком лет 10 – 11 учебник по истории Средних веков, изданный в 60-х годах. Я еще не вникал в то, что написано, но мне было интересно смотреть картинки. Смотрю современные учебники своих детей и понимаю, что с визуальным рядом там не очень. Почему картинок в современных учебниках все меньше?
– Здесь надо нам с вами отдельно сесть и сравнить.
– Это субъективность, я понимаю.
– Да. Очень много сил тратится не только на написание текста учебника, но и на создание его макета и всего аудиовизуального ряда. У современных издательств сейчас немного более сложные условия работы, чем в советское время, когда можно было использовать любые картинки. Сейчас каждая картинка в учебнике – это предмет авторского права, и в издательствах (и в нашем издательстве) работает достаточно большой аппарат юристов: по каждой картинке и фотографии – мы свято чтим авторское право – у нас подписываются отдельные соглашения. Но в любом случае мы это делаем во взаимодействии с автором, который, создавая текст, сразу как автор учебника предлагает образы, которые должны его иллюстрировать.
И здесь еще один нюанс, о котором я уже говорил при ответе на предыдущий вопрос: мы всегда очень внимательно подходим и к шрифту, к его размеру, и к картинкам, потому что учебники попадают в руки детям от 7 до практически 18 лет, у каждой возрастной категории свои особенности восприятия информации, текста, визуальных образов. Мы постоянно ориентируемся на современные исследования в области детской психологии, педагогики и т. д., чтобы учитывать все последние результаты исследований, в первую очередь российской, отечественной педагогической науки, чтобы учебники со всех сторон – не только с точки зрения контента, но и с точки зрения внешнего вида, содержания и своего формата – соответствовали всем необходимым требованиям.
Более того, важно понимать, что если раньше мы с вами в детстве носили всегда увесистые талмуды в школу в твердом переплете, то сейчас санитарные нормы требуют, чтобы ребенок, особенно в начальной школе, не поднимал тяжелый портфель, поэтому учебники зачастую даже на один год делятся на несколько составляющих, используются мягкие переплеты. Мы думаем и об осанке ребенка, и обо всех аспектах его физического здоровья.
– Да, но как-то выходит, что портфели легче не становятся.
– В том числе беда нас, родителей: мы хотим дать ребенку как можно больше знаний.
– Вес каждого слова в учебнике становится тяжелее.
– Это правда. Наука в последние годы накапливает все больше и больше знаний, и они не только в головах, но и в портфелях наших детей. Но это для нас и для всей системы образования вызов, и мы как издательство здесь всегда ориентируемся на требования и критерии, которые предъявляет государство. Они жесткие, их непросто выполнять. Что касается количества учебников в портфеле, их формата, содержания, здесь мы всегда, как и все 90 лет нашей истории, ориентировались на требования государства.
Центральная фигура
– Система образования уже почти двумя ногами находится в цифре, и, выдавая школьнику учебник, учитель понимает, что где-то половину знаний можно найти на специализированных сайтах или на дисках, которые прикладываются к учебнику. Возвращаясь к вопросу про тяжесть школьного портфеля: почему бы в школьной системе образования не перейти уже целиком в цифру, а не таскать с собой учебники? Я знаю, что издательство «Просвещение» занимается не только бумажной продукцией, это целый пул разных образовательных инструментов, в том числе и цифровых.
– Конечно, у нас есть отдельный интенсивно работающий и динамично растущий дивизионный итех, выпускающий цифровые образовательные продукты. Но здесь мы как партнер государства и как фактический инструмент государства в образовательной политике всегда ориентируемся на требования государства. В последние годы государство действительно очень много внимания обращает на цифровизацию в целом, и цифра приходит в образование. Но я абсолютно согласен с мнением, которое неоднократно высказывало руководство страны и министр просвещения, что цифра никогда не сможет заменить классическое образование, бумагу. Я абсолютно согласен, что цифра в первую очередь должна использоваться именно в помощь учителю. Все-таки центральная фигура в образовании – это учитель.
Есть понимание триады, на которой держится образование: это содержание, в данном случае учебники, цифровые продукты, это учитель и инфраструктура – современные школы, оборудование. Все из них важны и приоритетны. Но если пойти методом вычитания, вы можете построить школу, снабдить ее учебниками, оборудованием, но если там не будет учителя, она не будет работать. А вот если даже в этой комнате, где нет оборудования и учебников, окажется талантливый учитель, он сможет преподать свой предмет интересно, не прибегая к вещам, связанным с учебниками, пособиями или оборудованием, и не находясь в школе. Это говорит о том, что учитель продолжает и будет всегда оставаться центральной фигурой в образовании.
Цифровые продукты призваны помочь ему и детям осваивать предметы глубже, шире, получать дополнительную информацию, но все-таки бумажный учебник в приоритете с учетом масштабов нашей системы и того, что цифра не везде еще пришла в таком объеме, несмотря на усилия, которые предпринимаются.
И самое главное, мы должны помнить о здоровье детей. С одной стороны, если мы говорим о школе, особенно о начальной, учебник – это развитие мелкой моторики у ребенка. Вот предлагают: давайте дети больше не будут заниматься чистописанием, а будут сразу на компьютере работать. Любой нейропсихолог, специалист по мозгу, детский психолог вам скажет, что это преступление, потому что именно мелкая моторика является одним из этапов развития, в том числе мозговой деятельности.
С другой стороны, пока еще в мире нигде не опубликованы веские результаты лонгитюдных исследований, которые позволили бы сказать, сколько времени ребенку безопасно проводить с гаджетом, как это сказывается на его физическом здоровье. Пока то, что мы с вами видим, не во всех аспектах вызывает у нас как у родителей оптимизм. Мы с вами начали с вопроса о балансе: тогда мы с вами говорили о балансе между знаниями и умением их применять. Здесь, приветствуя приход цифры в образование как инструмента, который поможет и расширит возможности, все-таки нужно обратить внимание на то, чтобы найти баланс между классическим образованием, которое никуда не денется, не должно никуда деться, и цифрой. Здесь, мне кажется, суть той задачи, которая стоит перед нами в ближайшее время.
Человеческая идеология
– Мы сегодня уже коснулись вашей предыдущей работы. Вы за несколько лет сделали качественный транзит от руководителя управления администрации президента по общественным проектам к статс-секретарю заместителя министра образования и министра просвещения и сейчас занимаете одну из ведущих позиций в группе компаний «Просвещение». Как опыт предыдущих лет работы находит отражение в том, чем вы занимаетесь сегодня?
– Я благодарен судьбе, что дала мне возможность работать в таких интересных местах и должностях. У меня к настоящему моменту сложилось некое понимание, 3D-картинка всего, что происходит в образовании. Я, с одной стороны, работал в центрах принятия политических, управленческих решений, а с другой стороны, сейчас жизнь мне дала возможность посмотреть, как это происходит в компании, которая реализует решения, связанные с государственной политикой в сфере образования.
За последние два года, что работаю в «Просвещении», я получил колоссальный опыт с учетом понимания, как это реализуется: что такое учебник, учебное пособие, как это все рождается, сколько труда и усилий стоит это все создать, напечатать, развести по школам, научить учителей этим пользоваться, что такое создание цифровых продуктов, насколько большую работу нужно провести, чтоб понять, что действительно нужно современным педагогам, детям, родителям, чтоб ответить на их запросы. И конечно, сейчас у меня есть видение, позволяющее мне, с одной стороны, на одном языке говорить с коллегами, которые работают в крупных компаниях, которые работали в образовании и у которых есть определенное бизнес-мышление, но, с другой стороны, я понимаю, когда разговариваю с моими бывшими коллегами в министерствах, в аппарате правительства, в администрации, что они хотят, где-то даже выступаю переводчиком, объясняю той и другой стороне, что у нас общие задачи и можно все сделать, просто лучше понимая друг друга.
– Есть такое словосочетание «патриотическое просвещение». Вот каждое из этих слов – патриотизм, просвещение – вызывают у некоторых изжогу, а вместе это словосочетание многие считают махровой идеологией. Что вы скажете по этому поводу?
– Наверно, те люди, которые, как вы говорите, испытывают изжогу или какой-то дискомфорт, – это люди нашего возраста или чуть постарше, у которых есть негативные воспоминания, связанные с поздним советским периодом, когда действительно многие вещи выглядели искусственно и привели к тому, к чему привели.
Я полностью убежден, что воспитание и его составная часть – патриотическое воспитание – обязательно должны быть неотъемлемой частью образовательного процесса. Школа – это место, где наши дети проводят 10 лет своей жизни и формируются как личности, они учатся жить в социуме, в коллективе и, самое главное, готовятся к будущей жизни, выбирают будущую профессию, продолжение своего образования, мечтают о чем-то. И конечно же, образовательный процесс неотъемлемо должен быть связан и с воспитанием детей как личностей: мы должны их не только в семье, но и в школе учить тому, что такое хорошо, что такое плохо, и рассказывать им о нашей стране.
Дети должны понимать, что все, что они видят вокруг, не получилось само собой, не свалилось откуда-то с неба, это плод труда поколений родителей, бабушек, дедушек, предков, которые все это создавали, и что на них лежит ответственность это не просто сохранить, а приумножить.
Мы должны нашим детям рассказывать о тех возможностях, которые у них есть в конкретном городе, в нашей стране, для развития, улучшения и материального, и нематериального качества их жизни, чтобы они понимали, что все, что создано, создавалось для них и что в нашей стране для них созданы прекрасные возможности – для этого нужно только учиться и больше стараться, что есть перспективы. Действительно, именно уважение к прошлому и вера в будущее нашей страны и есть составляющие того патриотического воспитания, о котором мы говорим, и оно, мне кажется, не может вызывать у кого-то изжогу.
– Сейчас, отвечая на вопрос, Вы ни разу не употребили слово «идеология». Должна ли быть какая-то идеология в современном образовательном процессе? Если да, то какая она должна быть?
– Если идеология в политическом плане, то у нас в Конституции все написано.
– Идеологии у нас нет.
– Да. Но если мы воспринимаем идеологию как главную идею, которая красной нитью проходит через тот или иной процесс, а в данном случае мы говорим про образование, то, конечно, она должна быть. Если мы говорим про идею, то когда к нам ребенок пришел в школу в 7 лет и уходит в 17, наша задача, чтобы он знал, умел и любил.
– Хорошая триада – знать, уметь, любить.
– И «любил» я бы здесь поставил на первое место: любил бы свою семью, свой родной город, свою страну, своих товарищей, любил бы свое прошлое и будущее. И при этом имел необходимые знания и умения, чтобы это будущее воплотить и свою любовь по отношению к своим близким и к своей стране реализовать. Против такой идеология, я думаю, никто не возражает. Это не политическая идеология – это человеческая идеология. И вот именно любить, знать и уметь – это как раз то, чему школа вместе с родителями должна научить. Это коллективный, общий труд.
Технологии и медиа ,
07 мар, 06:00
0
Топ-менеджер Газпромбанка возглавит крупнейшее в России издательство
Издательство «Просвещение» возглавит вице-президент Газпромбанка Наталья Третьяк
Новым гендиректором крупнейшего издателя учебников в России группы «Просвещение» назначена вице-президент Газпромбанка Наталья Третьяк. Занимавший этот пост Михаил Кожевников останется президентом по стратегическому развитию
Наталья Третьяк
Первый вице-президент Газпромбанка Наталья Третьяк назначена на должность гендиректора издательства «Просвещение» — лидера российского рынка по общему тиражу непериодических изданий, сообщил РБК источник и подтвердили в самом издательстве.
Решение о назначении Третьяк принял совет директоров АО «Просвещение». Председатель совета Игорь Шувалов, комментируя кадровые перестановки, отметил большой опыт Третьяк в системе образования и «солидный управленческий опыт» (его слова приводит пресс-служба издательства). Михаил Кожевников, руководивший группой с 2019-го, останется в должности президента по стратегическому развитию. Причины кадровых перестановок не уточняются.
Наталья Третьяк проработала в сфере образования более 20 лет. Карьеру она начинала в комитете образования Санкт-Петербурга. В 2004 году перешла на должность заместителя директора департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки. В разное время занимала должности первого проректора Московского института стали и сплавов, председателя комитета образования Санкт-Петербурга, статс-секретаря — заместителя министра, первого заместителя министра образования и науки. С 2018 года до настоящего времени была первым вице-президентом Газпромбанка.
Чем известно издательство «Просвещение»
Издательство «Просвещение», по данным Российской книжной палаты, является лидером книжного рынка по общему тиражу непериодических изданий, а по количеству таких изданий уступает только группе «Эксмо-АСТ» Олега Новикова. В 2022 году «Просвещение» выпустило 7,4 тыс. изданий общим тиражом 125 млн экземпляров.
Свои общие финансовые показатели группа не раскрывает. Основным ее юрлицом является АО «Просвещение», зарегистрированное в 2021 году, — именно его гендиректором назначена Третьяк. По данным СПАРК, его выручка в 2022 году составила 14,6 млрд руб., чистая прибыль — 14,6 млрд руб. В группу также входит АО «Издательство «Просвещение» (выручка — 26,9 млрд руб. против 21,7 млрд руб. годом ранее, чистая прибыль — 9,8 млрд руб. против 7 млрд руб. годом ранее). Этому юрлицу также принадлежит 25,1% в издательстве «Экзамен» (входит в пятерку издательств по совокупному тиражу и в десятку — по количеству выпущенных книг) и 51% в издательстве «Национальное образование».
Раньше издательство «Просвещение» было полностью государственным. В 2011 году его за 2,25 млрд руб. выкупила издательская группа «Олма-пресс». Финансовую помощь для обеспечения сделки оказал Аркадий Ротенберг, который в 2013 году стал председателем совета директоров «Просвещения» и получил 20% акций компании. В 2017 году миллиардер продал свою долю в издательстве.
В том же 2017 году Владимир Узун (сооснователь «Олма-пресс» и с 2013 года руководитель «Просвещения») впервые объявил о планах «Просвещения» выйти на биржу. Тогда предполагалось, что если бы размещение произошло в России, то его организатором выступал бы Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), за рубежом — «инвестиционный банк типа JPMorgan». Средства от продажи акций планировалось направить в том числе на развитие проектов в сфере электронного образования. Однако в 2019 году Узун заявил, что планы насчет IPO отложены на неопределенный срок из-за «геополитической и экономической» ситуации в мире.
В 2021 году в капитал «Просвещения» вошли Сбербанк, ВЭБ.РФ и РФПИ в размере по 25% каждый. Оценка 100% бизнеса составила около 108 млрд руб. В конце 2021 года акционеры «Просвещения» вернулись к планам провести IPO. Кожевников тогда рассказывал РБК, что выход на биржу «является одним из возможных вариантов развития компании и будет заложен в разрабатываемую стратегию». План предполагал продажу «небольшого, до 10% пакета акций».
Биография
Родилась 17 июня 1972 г. в Ленинградской области, Россия.
Образование
1997 г. — окончила юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.
2002 г. — окончила Северо-Западную академию государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Научная степень
Кандидат юридических наук.
Тема диссертации: «Конституционное право на образование в РФ».
Карьера
1993 — 2004 гг. — работала в Комитете по образованию Санкт-Петербурга.
Будучи заместителем председателя Комитета, была приглашена в Москву на должность заместителя директора департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
2004 — 2008 гг. — заместитель директора Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
С 2008 г. — перешла на работу в Московский институт стали и сплавов первым проректором.
2008 — 2012 гг. — первый проректор Московского института стали и сплавов.
Наталья Третьяк входила в состав членов экспертных групп, занимавшихся обновлением так называемой «Стратегии 2020», разрабатываемой по поручению Владимира Путина. Группа, членом которой являлась Наталья Третьяк, занимается вопросами реформы бюджетного сектора в экономике.
С мая 2012 г. — председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
«Мне был очень интересен задуманный в то время проект по национальным исследовательским университетам. Работа в вузе дала мне новый взгляд на выпускника», — прокомментировала этот шаг Наталья Владимировна. О своём нынешнем решении она говорит так: «Большая часть моей жизни связана с Петербургом и образованием. У меня есть силы и желание сделать всё, чтобы быть полезной любимому городу».
Наталья Третьяк является советником министра образования и науки Российской Федерации.
С 19 июня 2012 г. — заместитель министра образования и науки Российской Федерации.
С августа 2013 по 2016 г. — первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации.
С 2016 по 2018 г. — заместитель генерального директора Стройгазмонтаж.
С 2018 г. — первый вице-президент Газпромбанка.
В марте 2023 года возглавила издательство «Просвещение».
Дата и место рождения
19 июня 1978 года, г. Москва.
Образование
1999 г. — Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России.
Трудовая деятельность
1999 — 2004 гг. — Министерство иностранных дел Российской Федерации.
2004 — 2007 гг. — Управление пресс-службы и информации Президента Российской Федерации.
2007 — 2008 гг. — референт Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Иванова.
2008 — 2012 гг. — заместитель директора Департамента пресс-службы и информации Правительства Российской Федерации.
2012 г. — заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике, начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам.
2017 — 2018 гг. статс-секретарь — заместитель Министра образования и науки Российской Федерации.
2018 г. — статс-секретарь — заместитель Министра просвещения Российской Федерации
2019 г. — апрель 2020 г. — первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации.
Награды
«Орден Дружбы», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 1 ст., Почетная Грамота и Благодарность Президента Российской Федерации, Благодарность Председателя Правительства Российской Федерации.
Дополнительная информация
Владеет иностранными языками.
Женат. Воспитывает троих детей.