Вертикальные интегрированные компании принадлежащие государству

ВИНК — вертикально-интегрированные нефтяные компании

Определяющее значение в российской нефтяной отрасли на сегодняшний день имеют вертикально-интегрированные нефтяные компании – ВИНК. Именно они на 90% осуществляют добычу и переработку нефти, обеспечение нефтепродуктами конечных потребителей.

Что такое ВИНК?

ВИНК – это крупные энергетические компании, имеющие в своем составе дочерние нефтеперерабатывающие предприятия и оказывающие на них непосредственное влияние. При этом дочерние компании являются практически независимыми организациями со своим центром управления, ресурсной базой и пр. Материнская компания (штаб-квартира) определяет стратегию, а текущая деятельность сконцентрирована в дочерних компаниях.

По организационно-правовой форме ВИНК – это открытые акционерные общества холдингового типа со свободной или условно свободной продажей акций.

Вертикальная интеграция нефтяных компаний позволяет на финансово-экономической основе объединить всю цепочку технологических процессов от разведки нефтяных месторождений до реализации топлива потребителю, включая предприятия транспорта, нефтепродуктообеспечения, вспомогательные и обслуживающие производства.

Это позволяет:

  • существенно снизить издержки,
  • укрепить хозяйственные связи,
  • концентрировать ресурсы на более эффективных направлениях,
  • экономить на внедрении новых технологий,
  • организовать свободный обмен информацией для контроля планов и графиков работ и повышения эффективности предприятия.

Как появились ВИНК?

Появление ВИНК – это результат структурных изменений в организации нефтяного комплекса. Еще в 30-х годах прошлого века крупные нефтедобывающие компании мира стремились завладеть рынками сбыта, чтобы исключить из производственно-сбытовой цепочки посредников и взаимодействовать напрямую с конечными покупателями.

Это привело к развитию процессов вертикальной интеграции в направлении от разведки месторождений и добычи сырья к маркетингу и продажам.

Особенности развития российских ВИНК заключаются в отказе от конкурентной борьбы небольших компаний за конечного потребителя взамен на объединение усилий, ресурсов и компетенций для достижения синергетического эффекта от такого взаимодействия. Время показало, что при таком подходе выигрывают все.

Вместе с этим началось и профильное расширение крупнейших ВИНК. Во многом благодаря ориентации нефтяных компаний на рынки Азии и Латинской Америки стали существенно изменяться их организационные структуры с учетом появления новых видов продукции для этих стран. Это привело к тому, что большинство ВИНК стали позиционировать себя в качестве энергетических компаний, а не только нефтегазовых.

Крупнейшие ВИНК в РФ

Сегодня на территории России осуществляют деятельность как частные нефтяные компании, так и те, в которых основным акционером выступает государство:

  • НК «Роснефть» (50% + 1 акция под контролем государства).
  • ПАО «Газпром» (контролируется государством).
  • НГК «Славнефть» (основной акционер – государство).
  • ОАО «Лукойл» (частная)
  • ОАО «Сургутнефтегаз» (частная) и др.

Несмотря на то, что эти компании существенно различаются структурно и по форме собственности, их объединяет важный признак: они осуществляют деятельность на всех этапах процесса производства – от разведки и разработки запасов углеводородов до оптовой и розничной реализации нефтепродуктов потребителям.

В современных реалиях вертикальная интеграция – наиболее закономерный и оптимальный способ развития российских нефтяных компаний. ВИНК обладают большими возможностями и потенциалом для взаимодействия с государством, сохранения контроля над ресурсами внутри страны и их защиты от зарубежной экспансии.

Непростая история российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний — от первых в мире нефтепроводов и танкеров до крупнейших мировых игроков. Вертикальная интеграция позволяет нефтяникам эффективно распределять ресурсы, инвестировать в инновации и наращивать производство.

От скважины до бензоколонки

Самый эффективный способ организации добычи и переработки нефти — это вертикальная интеграция, при которой компания занимается добычей, транспортировкой, переработкой и дистрибуцией нефти и нефтепродуктов. Так организованы старейшие и крупнейшие мировые компании — Gulf, Texaco, Shell и легендарная Standard Oil, которая сумела монополизировать нефтяную промышленность в США именно благодаря вертикально-интегрированной структуре. Эта форма организации компании позволяет эффективно перераспределять ресурсы между перспективными подразделениями, инвестировать в дорогостоящие инновационные технологии и повышать свою конкурентоспособность.

Первые в России

В России первая вертикально-интегрированная нефтяная компания (ВИНК) была создана еще в январе 1874 года — акционерное «Бакинское нефтяное общество». В состав БНО входили не только скважины недалеко от Баку, но и целый транспортный флот, нефтеперерабатывающий завод, склады и сеть «агентств», которые осуществляли продажи. В Москве БНО содержало и розничный магазин для продажи нефтепродуктов, прежде всего, керосина. В 1879 году была основана еще одна знаменитая российская ВИНК — «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Она построила первый в России нефтепровод длиной 10 км, а также создала первый в мире самоходный нефтеналивной танкер из металла и с паровым двигателем.

Российская нефтяная вертикаль

В СССР вся нефтяная промышленность была национализирована и подчинялась Госплану — это также вертикальная интеграция, но основанная на административно-командном принципе, а не на экономических интересах. Это сильно повлияло на формирование российских ВИНК: после распада СССР многие технологические цепочки были разрушены, и нефтяникам приходилось налаживать новые связи с партнерами уже на межгосударственном уровне.

В 90-е годы в России наблюдалась раздробленность отрасли, однако после 1998 года начались процессы консолидации. Например, в 2004 году небольшая компания Vostok Oil была переименована в West Siberian Resources, а ее генеральным директором стал Барский Максим. Под его руководством компания получила стремительное развитие благодаря приобретению нефтяных месторождений, а капитализация компании выросла за четыре года с 60 миллионов до 4,5 миллиарда долларов. В 2007 году WSR и испанская Repsol стали партнерами, а в 2008 году WSR была объединена с компанией «Альянс» и стала независимой ВИНК.

На данный момент в России лидирующие позиции занимают именно вертикально-интегрированные нефтяные компании: «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть», «Татнефть» и другие. Они добывают около 90% российской нефти, а в экспорте занимают примерно 80%. По объемам добычи Россия находится на третьем месте после США и Саудовской Аравии

Титульный лист

Тема: Государственное регулирование процессов вертикальной интеграции

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………

  • ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………
    1. Теоретические аспекты вертикальной интеграции……………………………………..
  • 1 Понятие вертикальной интеграции и ее классификация…………………………..
  • 1 Факторы возникновения вертикальной интеграции……………………………….
    1. Государственное регулирование интеграционных процессов……………………
  • 2 Законодательная база в сфере регулирования процессов интеграции……..
  • интеграционных процессов………………………………………………………………………….. 2 Проблемы и перспективы государственного регулирования
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………….

Объектом исследования является вертикальная интеграция.
Предметом исследования является государственное регулирование
процессов вертикальной интеграции.
Методическую и научную основу составили нормативно-правовые акты
российского законодательства, публикации в периодических изданиях работ
российских ученых, интернет-ресурсы.
В процессе выполнения работы были использованы следующие
общенаучные методы: наблюдение, систематизация, классификация и т.п.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.

1. Теоретические аспекты вертикальной интеграции……………………………………..

1 Понятие вертикальной интеграции и ее классификация…………………………..

Термин «интеграция» используется в значениях «восстановление
целостности», «объединение в целое ранее обособленных частей», «углубление
взаимодействия между ними», «развитие связей между ними». В сфере
экономики под интеграцией понимают расширение и углубление
производственно-технических связей, в том числе – совместное использование
ресурсов, объединение капиталов. Кроме того, экономическая интеграция
может подразумевать взаимное снятие барьеров и создание благоприятных
условий для осуществления экономической деятельности.
Соответственно интеграционный процесс представляет собой
совокупность мероприятий, направленных на объединение отдельных
самостоятельных организаций, включающих в себя формирование, а также
развитие единой системы во всех сферах деятельности: производственной,
обслуживающей, управляющей, маркетинговой и др. Цель данного процесса –
достичь наиболее высоких производственных и экономических результатов
деятельности объединяемых предприятий, а также обеспечить всестороннее
рациональное использование их производственного потенциала 1.
Как правило, выделяют два вида интеграционных процессов:

  1. Горизонтальная интеграция – имеет внутриотраслевой характер и
    касается взаимодействия предприятий.
  2. Вертикальная интеграция – объединение предприятий разных
    отраслей (межотраслевая интеграция), которое носит организационно-
    технический характер. Такой вид интеграции относят к одной из
    разновидностей наступательных стратегий роста.
    Рассмотрим более подробно различные подходы к определению понятия
    вертикальной интеграции (табл. 1).

1 Фомичева, М.Н. Теоретические аспекты вертикальной интеграции / М.Н. Фомичева // Проблемы и
перспективы экономики и управления: материалы VIII Междунаиздательство, 2020. – С. 19. р. науч. конф. – Санкт-Петербург: Свое

Продолжение таблицы 1

Автор Определение
Владимирова
И.Г.

Объединение организаций, дополняющих друг друга в
технологической цепочке, например по циклу: разработка –
производство – транспортировка – сбыт.
Бочкарев А. Вертикально интегрированная структура – это объединение
собственности предприятий различных организационно-
правовых форм, осуществляющих последовательные стадии
единого цикла производства какого-либо продукта. Этот
процесс включает этапы получения ресурсов, производства
сырья и материалов, изготовления готовых товаров и
заканчивается реализацией их потребителю, а также включает
контроль за использованием оборудования предприятий на
разных стадиях технологической цепочки, за трудовыми,
материальными и финансовыми ресурсами.

Таким образом, вертикальная интеграция предусматривает объединение
организаций, каждая из которых по отдельности представляет собой
производителя продукции на определенном этапе технологического процесса.
Объединенные организации имеют общую цель, а в процессе производства
создается добавленная стоимость к первоначальной стоимости продукта.
Как правило, целью вертикальной интеграции является желание усилить,
а в некоторых случаях – установить полный контроль над звеньями в
технологической цепочке, особенно когда речь идет об этапах, имющих для
производства и/или реализации продукции стратегическое значение. Это
должно позволить повысить конкурентоспособность и рентабельность
выпускаемой продукции.
По сути своей вертикальная интеграция закрепляет хозяйственные связи
объединенных предприятий и усиливает стимулы для достижения
эффективного результата. Кроме того, в этом случае имеющиеся ресурсы
концентрируются на выгодных для объединения направлениях, а в процессе
хозяйственной деятельности широко используется система взаиморасчетов.

На рис. 1 представлена классификация видов вертикальной интеграции.

Рисунок 1 – Классификация видов вертикальной интеграции

Рассмотрим подробнее представленную классификацию.

  1. По направлению развития:
    1 Прямая (движение «вперед», прогрессивная) – предполагает
    присоединение предприятий, являющихся звеньями цепочки в сторону
    конечного потребителя, т.е. рост происходят за счет приобретения предприятий-

Вертикальная интеграция

По направлению развития

Прямая ("вперед")

Обратная ("назад")

Сбалансированная

По степени слияния

Полная интеграция

юридическое лицоЕдиное

Имущественный альянс (холдинг)

Стратегическая структура

(квазиинтеграция)Узкая интеграция

Долгосрочные контракты

Стратегические альянсы

Лицензии на право пользования
технологией

Франчайзинг

  1. По степени интеграции.
    2 Полная интеграция. В этом случае происходит объединение всех
    звеньев технологической цепочки. Такой вид интеграции позволяет
    совершенствовать отдельные звенья, внедрить новые технологии на различных
    этапах производства, т.е. происходит контроль качества и технологий на всех
    технологических каждом этапе своего производства переходит с одного этапа
    производства на следующий без без продаж или закупок со стороны.
    2 Узкая (частичная) интеграция (квазиинтеграция). Имеет место в тех
    случаях, когда стадии производства не обладают внутренней
    самодостаточностью, объединение происходит «по входу» или «по выходу»
    цепочки создания продукции.
    Таким образом, вертикальная интеграция может происходить в различных
    формах, при этом выбор конкретного типа интеграции зависит от объемов
    продаж компании, ее доли на рынке, скорости роста и др.

1 Факторы возникновения вертикальной интеграции……………………………….

Возникновение структур вертикальной интеграции обусловлено целым
рядом факторов, которые можно разделить на две основные группы 4 :

  1. Более эффективное осуществление транзакций, снижение издержек
    за счет:
     отсутствия издержек, связанных с заключением контрактов;
     отсутствия фактора неопределенности, есть возможность
    долгосрочного сотрудничества;
     информация о степени выполнения договорных обязательств
    прозрачна и доступна.
  2. Повышение прибыли за счет:
     сокращение эксплуатационных и/или транспортных затрат в случае
    размещения производств на одной территории;
    4 развития территории. – 2015. – No4 (78). – С. 146. Кожевников С.А. Институциональные и экономические основы вертикальной интеграции // Проблемы

 возможности организации последовательных технологических
стадий производства в рамках одной фирмы;
 оптимальной работы всех звеньев технологической цепочки с точки
зрения их совокупной прибыли.
К другим факторам, характеризующим эффективность вертикальной
интеграции, можно отнести следующие 5 [5, с. 179]:
 возможность минимизации цен на ресурсы (промежуточный
продукт передается по более низкой цене, чем при покупке вовне). Это
обусловлено тем, что целью интеграции является извлечение прибыли из
конечного продукта, а не промежуточных производств;
 в вертикально интегрированную структуру могут входить
предприятия различных отраслей, что позволяет создавать более наукоемкую и
конкурентоспособную продукцию;
 улучшается качество и координация поставок, снижается риск
недопоставки материальных ресурсов, что позволяет снизить запасы (сырья и
полуфабрикатов), а соответственно ускорить оборачиваемость оборотных
средств;
 обеспечение каналов распределения и сбыта;
 возможность снижения отдельных управленческих расходов за счет
централизации финансовых, юридических, кадровых маркетинговых и других
служб;
 снижение расходов за счет создания единой закупочной и/или
сбытовой сети, единого складского хозяйства и логистики и др.
Объемы инвестиций интегрированных компаний, как правило выше, чем
у независимых., т.к. при вертикальной интеграции меняются инвестиционные
стимулы:

  1. Создаётся эффект координации. Устраняется проблема задержки
    внутри интегрированной компании. Это повышает инвестиционные стимулы
    как на верхнем, так и на нижнем уровнях.
    5 No2. – С. 179.Масленникова Н.П. Факторы эффективности стратегии вертикальной интеграции // Вестник ГУУ. – 2017. –

Проблема же создания концептуальных основ государственной политики
регулирования интегрированных структур является в первую очередь
проблемой ориентирования национальной экономики на одну из
преобладающих в мире моделей корпоративного управления – англо-
американскую либо германо-японскую.
Англо-американская модель считается классической и предполагает
перевод капиталов в акционерную форму и создание механизма контроля и
регулирования со стороны фондового рынка. Однако в российских реалиях
такой подход оказался неэффективным в связи с неразвитостью российского
фондового рынка.
Германо-японская модель характеризуется сильным государственным
вмешательство, а также такими признаками, как высокие гарантии занятости,
более низкая роль фондового рынка, доминирование труда над капиталом в
оценке роли факторов производства. Такая модель видится более близкой к
российской практике, однако в России затруднительно достижение такого же
уровня корпоративной культуры, который присущ корпорациям германо-
японской модели.
Тем не менее, для совершенствования управления объединением
корпоративного типа актуальным является вопрос законодательного создания
корректной теоретико-методической базы, унификации понятий, терминов и
определений, идентификации интегрированной структуры.
На сегодня в законодательстве вопросы, касающиеся корпораций,
регулируются преимущественно с точки зрения взаимозависимости входящих в
корпорации предприятий, а именно:

  • путем регулирования положений субординации хозяйственных
    обществ в качестве основного и дочернего;
  • путем регулирования положений о преобладающем и зависимом
    обществах.
    При этом критерием отнесения общества к дочерним является любая
    возможность основного общества определять решения дочернего, в то время

как «зависимость» определяется сугубо формальным критерием – более 20%
голосующих акций (уставного капитала).
Отдельно можно отметить законодательное регулирование
взаимозависимости лиц и совершаемых ими сделок. В этом случае, как
правило, аффилированные лица определяются в соответствии с нормами
антимонопольного законодательства. Развитие вопрос раскрытия информации
об аффилированных лицах получил в издании Положения по бухгалтерскому
учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное
приказом Минфина России от 13 января 2000 г. No5н, которое устанавливает
порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в бухгалтерской
отчетности акционерных обществ (кроме кредитных организаций). Несмотря на
то, что данный документ также основывается на понятии аффилированных лиц
антимонопольного законодательства, тем не менее, при раскрытии информации
в отчетности организация основывается на требовании приоритета содержания
перед формой в содержании отношений между данной организацией и
аффилированным лицом, что позволяет не ограничиваться формальными
рамками.
Что касается налогового законодательства, то понятие взаимозависимых
лиц в Налоговом кодексе также несет в себе формальные признаки – 20%-ный
порог имущественного участия и должностное подчинение. Налоговый кодекс
контролирует сделки между взаимозависимыми лицами на предмет
правильности применения цен, т. е. их соответствия рыночным. По своей сути
взаимозависимые лица идентичны аффилированным, и использование в
налоговом законодательстве последней категории вполне позволит достичь
указанных целей налогового регулирования.
Что касается антимонопольного законодательства в отношении
аффилированных лиц, то здесь действуют нормы Федерального закона от
26.07 No135-ФЗ «О защите конкуренции». Однако стоит отметить
отсутствие положений о специфике антимонопольного контроля деятельности
аффилированных лиц, об учете их влияния при оценке состояния конкурентной

создания, восстановления интегрированных структур с государственным
участием, как правило, в сфере естественных и государственных монополий и
стратегически значимых объектов.
Однако на современном этапе развития намечается реструктуризация
естественных монополий, основанная на выделении конкурентных секторов в
структуре нынешних естественных монополий и его дальнейшей приватизации.
И здесь можно отметить влияние еще одного законодательного акта –
Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального
имущества» от 21.12 No178-ФЗ (далее – Закон о приватизации). Вопросы
интегрированных структур в данном документе упоминаются в ст. 25 и 26 – по
сути, они устанавливают основы создания вертикально интегрированных
структур (холдингов) в процессе приватизации.
Ст. 25 «Внесение государственного или муниципального имущества в
качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ»
определяет порядок внесения принадлежащих государству пакетов акций в
уставный капитал холдинговой компании и устанавливает порог
государственного участия в акционерном капитале созданного таким образом
открытого акционерного общества в размере 25 % + 1 акция. Однако при
создании холдинговой компании в ОПК действует дополнительное условие по
указанному порогу, установленное указом Президента Российской Федерации
от 23 октября 2000 г. No 1768 – 51 %.
Статья 26 «Продажа акций открытого акционерного общества по
результатам доверительного управления» закрепляет определенный стимул для
доверительного управляющего – возможность приобретения пакета акций из
числа находящихся в доверительном управлении после его завершения при
исполнении условий договора.
Высокий уровень концентрации производства и централизации
управления, доставшийся в наследство от планово-директивной экономики, был
в значительной степени обусловлен объективными факторами организации
национального хозяйства (начиная от природно-климатических условий и

заканчивая сделанной ставкой на укрупнение производственно-
технологических единиц в течение 50 лет). Он не может однозначно
рассматриваться в качестве препятствующего элемента реформирования
экономики.
В связи с этим недопустима огульная демонополизация экономического
устройства страны. Во-первых, открытие отечественной экономики, начало ее
вступления в мировое хозяйство на правах равного и сильного партнера не
может идти при игнорировании общемировых тенденций укрупнения,
глобализации и повышения взаимозависимости хозяйствующих субъектов.
Интеграционные процессы в России в связи с этим вполне увязаны в мировые
процессы слияний и поглощений, ведущие в целом к повышению концентрации
на значимых, традиционных или быстрорастущих рынках.
Более того, величина крупнейших российских интегрированных структур
несравнима по рыночной капитализации с ведущими корпорациями,
действующими на мировом рынке, что, учитывая достаточно жесткое
российское антимонопольное законодательство, дает основания стимулировать
интеграционные процессы в целях достойного представительства российских
производителей на мировом рынке.
Вместе с тем не раз отмечалось, что интеграционные процессы и
интегрированные корпоративные структуры по своей сути имеют потенциал
ограничения конкуренции. Более того, на этом основываются и определенные
преимущества, получаемые от интеграции. Разумным рычагом защиты
конкурентной среды призвано выступать антимонопольное законодательство. В
связи с этим требуется четкая проработка вопроса предельно допустимого
уровня экономической концентрации товарных рынков.
Во-вторых, несвязанная приватизация, в результате которой за редким
исключением мы имеем несбалансированные по своей структуре (и
производственной, и технологической, и рыночной) корпорации, холдинги,
финансово-промышленные группы и другие крупные объединения
хозяйствующих субъектов, вкупе с построенной по количественному принципу

  1. определены требования к информации об аффилированных лицах и
    ответственность за нарушение этих требований;
  2. дана возможность ограничить сделки с аффилированными лицами
    или их участием через соблюдение определенных требований.
    Однако проект Закона «Об аффилированных лицах» не лишен
    определенных недостатков, т.к. не учитывает достаточно важные моменты:
  • определение временного интервала в целях учета аффилированных
    лиц либо даты возникновения аффилированности;
  • возможность индивидуальной идентификации конкретных
    интегрированных структур;
  • возможность выявления звеньев субординации, то есть
    идентификации не плоской, а пирамидальной структуры взаимосвязанных лиц.
    Отдельно можно отметить проблемы, возникающие в связи с
    антимонопольным контролем деятельности интегрированных структур.
    Так, образование финансово-промышленных групп происходит путем
    регистрации их только после получения заключения федерального
    антимонопольного органа. Это означает практически тотальный
    предварительный контроль интеграционных сделок, в то время как реальных
    возможностей монополистической деятельности у большинства ФПГ не
    имеется.
    Контроль незарегистрированных ФПГ осуществляется на основании ст.
    17 и 18 Закона о конкуренции, которые предусматривают пресечение действий
    хозяйствующих субъектов, результатом которых является (может являться)
    установление или расширение рыночной власти субъекта, а также облегчение
    ее применения. При этом используются следующие пороговые значения для
    определения доминирующего положения на рынке определенного товара:
     35% – доказуемое доминирование;
     65% – безусловное доминирование.
    Однако именно в отношении интегрированных структур определение
    рыночное доли затруднительно. Это связано с тем, что интеграция не всегда

происходим путем слияния собственности. Если производство и собственность
обособлены, возникают трудности с идентификацией аффилированных лиц, а
соответственно и с определением рыночной доли интегрированной структуры.

2 Законодательная база в сфере регулирования процессов интеграции……..

вертикальной интеграции можно отметить следующее. С одной стороны имеет
место недостаточность законодательной базы в данной сфере, а с другой –
компании, фактически являющиеся взаимозависимыми, зачастую изыскивают
возможности для осуществления своей деятельности формально
«независимым» образом, чтобы не подпадать под внимание антимонопольных
органов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Годовой отчет управляющей компании перед собственниками образец
  • Есть ли сроки обращения в страховую компанию после дтп по осаго
  • За 12 минут мотоциклист проехал 10 км с какой скоростью он ехал
  • Ифнс 4 по тверской области официальный сайт платежные реквизиты
  • Ифнс по ленинскому округу г калуги реквизиты для оплаты налогов