Создание спецсчета капитального ремонта для МКД
Сейчас все больше жильцов многоквартирных домов хотят выйти из фонда капитального ремонта региональных операторов и создать для каждого отдельного МКД специальный счет, чтобы иметь возможность управлять своими денежными средствами по собственному усмотрению и контролировать процесс проведения капремонта. Поэтому многие управляющие компании интересуются алгоритмом действий и законными основаниями для осуществления этой задачи.
Формирование специального счета
Согласно ст.170 Жилищного кодекса, формироваться фонд капитального ремонта МКД может:
- на специальном счете
- на счете регионального оператора
Изначально фонды капремонта создаются на счетах региональных операторов (Приказ Минстроя РФ №41/пр от 07.02.2014 г.), поэтому от жильцов МКД никаких действий для этого не требуется. Но чтобы сменить фонд капитального ремонта, необходимо путем проведения общего собрания собственников помещений в МКД и принятия соответствующего решения выбрать способ накопления денежных средств на специальном счете. Решение будет утверждено, если за него проголосует не менее 2/3 участников общего собрания жильцов дома согласно п.1.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ.
Трудности перевода: Нюансы капитального ремонта.
Решение о переводе денежных средств со счетов региональных операторов на спецсчета должно быть принято не позднее 6 месяцев со дня опубликования региональной программы капитального ремонта, к которой относится многоквартирный дом. В аналогичный период требуется отправить копию протокола ОСС региональному оператору. Общее собрание собственников помещений в МКД решает следующие вопросы касательно проведения капитального ремонта:
- сумму ежемесячного взноса
- список услуг и/или работ
- сроки проведения
- владельца специального счета
- банк, в котором будет открыт специальный счет
Сумма ежемесячного взноса, список ремонтных работ/услуг и сроки проведения капремонта должны полностью соответствовать регламенту региональной программы. В качестве владельца специального счета по сбору средств для капитального ремонта может быть назначена управляющая компания, которая осуществляет управление МКД, согласно ст.175 ЖК РФ. Банк, в котором может быть открыт специальный счет, должен обладать уставным капиталом не меньше 20 миллиардов рублей.
Правительство РФ предлагает брать кредиты на капитальный ремонт МКД.
Преимущества специальных счетов
Формирование фондов на специальных счетах обладает целым рядом преимуществ:
- разрешается начисление процентов на хранящиеся в банке денежные средства для проведения капитального ремонта.
- любой собственник помещений в МКД может получить интересующую его информацию о сумме денежных средств и операциях по нему.
- в рамках регионального законодательства может быть установлен лимит денежной суммы, по достижении которой общее собрание жильцов МКД может принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов.
- денежные средства полностью защищены по законодательству от нелегальных операций благодаря контролю банка над их расходованием.
- на денежные средства не накладывается взыскание по обязательствам владельца счета, если они не связаны с капремонтом.
- денежные накопления не входят в конкурсную массу при банкротстве владельца счета.
Как поменять способ формирования фонда капитального ремонта
Если жильцы МКД не довольны способом формирования фонда капремонта, то они могут изменить его в любое время на основании решения проведенного собрания. Если жильцы решили перевести свои денежные средства на специальный счет, то их решение в пятидневный срок необходимо отправить региональному оператору.
Но решение это вступит в законную силу только по прошествии 2 лет согласно ч.5 ст.173 ЖК РФ. А до этого момента оплата по-прежнему будет поступать на счет регионального оператора. Однако по усмотрению регионов этот период может быть уменьшен. Например, Мосгордума приняла поправки к закону, которые сокращают период перевода денежных средств со счетов региональных операторов на спецсчета с 2 лет до 3 месяцев.
Главным условием для перевода денежных накоплений со счетов региональных операторов на спецсчета выступает отсутствие задолженностей собственников помещений в МКД за капитальный ремонт, а также непогашенных кредитов и займов.
Определение и компетенция совета МКД, порядок и размер выплаты вознаграждения.
В целом же алгоритм перехода на специальные счета выглядит следующим образом:
- Жильцы МКД инициируют и проводят общее собрание, на котором решением не менее 2/3 голосов выбирают способ перевода денежных накоплений на проведение капитального ремонта со счетов региональных операторов на спецсчет.
- Этим же решением выбирается банк, где открывается спецсчет, сумма ежемесячных взносов, перечень работ/услуг и сроки проведения капремонта.
- В качестве владельца счета избирается управляющая компания, которая осуществляет деятельность по управлению этим домом.
- Утвержденное решение и протокол ОСС отправляется в адрес регионального оператора в течение 5 дней с момента принятия этого решения.
- В эти же сроки необходимо уведомить ГЖИ о создании спецсчета, назначении управляющей компании в качестве его владельца и переводе денежных средств на него.
- Ждете 2 года или меньшего периода, оговоренного в региональном законодательстве, для вступления в законную силу решения общего собрания собственников помещений в МКД.
Провести общее собрание собственников и решить любой вопрос по капитальному ремонту дома гораздо проще с помощью сервиса «ОСС на 100%».
Подпишитесь на рассылку
Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 833 подписчикам
Статьи по теме
Вопросы по теме
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru
КонсультантПлюс: примечание.
Особенности страхования денежных средств, размещенных на специальном счете (специальном депозите), предназначенном для формирования и использования средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (ФЗ от 23.12.2003 N 177-ФЗ).
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 175 ЖК РФ
Арбитражные споры:
— Лицо, управляющее МКД, хочет обязать регионального оператора перечислить денежные средства на специальный счет в связи с изменением способа формирования фонда капитального ремонта
— Лицо, управляющее МКД, хочет признать недействительным решение уполномоченного органа об отказе включить МКД в реестр специальных счетов и его включении в перечень домов, формирующих ФКР на счете регионального оператора
— Региональный оператор хочет обязать лицо, управляющее МКД (владельца специального счета), перечислить неизрасходованные денежные средства на счет регионального оператора
— Лицо, управляющее МКД, хочет взыскать с собственника помещения задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД
Споры в суде общей юрисдикции:
— Организация, ответственная за проведение капитального ремонта, хочет взыскать с собственника задолженность по взносам на капитальный ремонт
— Собственник или лицо, действующее в его интересах, хочет признать незаконным начисление взносов на капитальный ремонт
1. Специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 настоящего Кодекса.
2. Владельцем специального счета может быть:
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
(п. 3 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
3.1. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
3.2. Уполномоченное лицо, указанное в части 3.1 настоящей статьи, обязано представлять владельцу специального счета в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 498-ФЗ)
4. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.
5. Договор специального счета является бессрочным.
6. На денежные средства, находящиеся на специальном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета, за исключением обязательств, вытекающих из договоров, заключенных на основании решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, указанных в пункте 1.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, а также договоров на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме, заключенных на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта либо на ином законном основании.
7. В случае признания владельца специального счета банкротом денежные средства, находящиеся на специальном счете, не включаются в конкурсную массу.
8. В случае принятия решения о ликвидации и (или) реорганизации владельца специального счета, признания владельца специального счета банкротом, а также в случае, если управляющей организацией, товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом, являющимися владельцами специального счета, прекращено управление многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в этом доме либо такое прекращение деятельности по управлению многоквартирным домом предусмотрено законодательством или решением суда, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны на общем собрании принять решение о выборе владельца специального счета или об изменении способа формирования фонда капитального ремонта. Указанное решение должно быть принято и реализовано не позднее чем в течение двух месяцев с даты прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом, прекращения управления многоквартирным домом лицами, являющимися владельцами специального счета и указанными в настоящей части. Дата прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом определяется в соответствии с требованиями статей 162 и 200 настоящего Кодекса.
(часть 8 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
9. Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частью 8 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе владельца специального счета или об изменении способа формирования фонда капитального ремонта. В случае, если решение о выборе владельца специального счета или об изменении способа формирования фонда капитального ремонта не принято или не реализовано либо данное собрание не проведено, орган местного самоуправления не позднее даты истечения срока, указанного в части 8 настоящей статьи, принимает решение об определении регионального оператора владельцем специального счета. При этом орган местного самоуправления направляет копию решения в адрес регионального оператора, органа государственного жилищного надзора, российской кредитной организации, в которой открыт специальный счет, а также размещает данное решение в системе.
(часть 9 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 498-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. К владельцу специального счета, определенному на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 8 настоящей статьи или органом местного самоуправления в соответствии с частью 9 настоящей статьи, с момента принятия такого решения переходят все права и обязанности прежнего владельца специального счета, включая права и обязанности, возникшие по договорам, заключенным с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет, а также по иным договорам займа и (или) кредитным договорам, по которым погашение соответствующих займов и (или) кредитов осуществляется за счет средств, поступающих на специальный счет (при их наличии).
(часть 10 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
11. До момента определения нового владельца специального счета по основаниям и в порядке, которые установлены частями 8 и 9 настоящей статьи, лица, являющиеся владельцами специального счета, обеспечивают надлежащее исполнение обязательств в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом для владельцев специального счета.
(часть 11 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
12. Прежний владелец специального счета в течение трех дней с даты принятия решения о выборе владельца специального счета обязан передать, а владелец специального счета, определенный в соответствии с частями 8 и 9 настоящей статьи и частью 10 статьи 173 настоящего Кодекса, принять документы, связанные с открытием и ведением специального счета, в том числе договоры с российской кредитной организацией, в которой открыт специальный счет, документы, представляемые в органы государственного жилищного надзора, и иные документы, связанные с осуществлением деятельности владельца специального счета, а также договоры займа и (или) кредитные договоры, по которым погашение соответствующих займов и (или) кредитов осуществляется за счет средств, поступающих на специальный счет (при их наличии).
(часть 12 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
Источник фото: https://www.pexels.com/
Цель каждой коммерческой организации – стабильное получение прибыли. Именно поэтому эффективное управление жилым фондом — важнейшая задача для управляющей компании. Поскольку добрая половина жилого фонда в РФ находится не в лучшем состоянии, а до капитального ремонта по региональной программе дома могут и развалиться, многие управляющие организации (ТСЖ) берут инициативу в свои руки и голосуют за спецсчет. Но, как показывает практика, перевести деньги на спецсчет, владельцем которого выбрали управляющую организацию (ТСЖ), — это полдела. Важно — их удержать.
Согласно пп.1.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ, в компетенцию общего собрания собственников МКД входит принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете.
В соответствии с ч.2 ст.189 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Еще на стадии проведения общего собрания для открытия спецсчета, управляющие организации, как правило, предварительно договариваются с собственниками о проведении капремонта по мере накопления нужной суммы на специальном счете.
При этом достаточно часто, должным образом не отслеживают платежную дисциплину по внесению платы за капитальный ремонт. В результате образуется существенный долг, капитальный ремонт МКД переносится на неопределенный срок, а полученные на спецсчет средства могут вернуться обратно региональному оператору.
Как указано в ч.3 ст.172 ЖК РФ, владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
При выявлении задолженности органы ГЖИ направляют владельцу спецсчета уведомление о ее погашении в пятимесячный срок. Если в указанный срок задолженность не погашена, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
Именно из-за образовавшейся задолженности ТСЖ из Новосибирска лишилось средств на капитальный ремонт и не смогло отстоять их в Верховный суде. Как следует из материалов дела ТСЖ являлось владельцем специального счета. В ходе проверки жилищной инспекцией была выявлена задолженность по оплате взносов в размере 61 119 рублей 86 копеек, направлено уведомление о ее погашении в срок не более чем пять месяцев. По истечении указанного срока должностным лицом инспекции составлен акт исследования документов по погашению задолженности, в котором указано, что согласно выписке кредитной организации, представленной ТСЖ, размер фактических поступлений взносов от собственников помещений составил 9 339 рублей 27 копеек. В целях принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора инспекцией в адрес мэрии направлено письмо с информацией о том, что размер фактических поступлений взносов собственников помещений на капитальный ремонт МКД составил менее 50 процентов от суммы представленных к оплате счетов собственникам помещений. Мэрией приняты постановления о внесении изменений в постановление № 7109, которыми МКД включен в Перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Не согласившись с постановлениями мэрии в части включения МКД в Перечень, ТСЖ обратилось в арбитражный суд. Как указал ВС РФ в определении от 30.05.2018г. № 304-КГ18-6182 по делу № А45-2581/2017, суды исходили из того, что задолженность в размере, указанном в уведомлении, в установленный пятимесячный срок собственниками помещений в МКД погашена не была, формирование фонда капитального ремонта в МКД осуществлялось товариществом ненадлежащим образом, в том числе денежные средства в объеме, поступившем от собственников помещений на специальный счет не вносились, а поступали в кассу ТСЖ и расходовались без использования специального счета. Суды пришли к выводу о наличии у инспекции правового основания по уведомлению органа местного самоуправления (мэрии) о непогашении задолженности на капитальный ремонт собственниками помещений МКД с целью принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Ссылка товарищества в подтверждение расходования денежных средств фонда капитального ремонта на договор подряда от 07.08.2015 № 04-2015, обоснованно не принята судами во внимание, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что выполненные работы были оплачены (перечислены) подрядчику за счет средств фонда капитального ремонта.
Еще одна причина возврата средств региональному оператору – несвоевременное проведение капитального ремонта.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов ( ч.1 ст.168 ЖК РФ).
Необходимо учитывать, что согласно ч.7 ст.189 ЖК РФ, в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления.
На основании изложенного можно сделать вывод, что при формировании фонда капитального ремонта на спецсчете, ремонт в МКД должен быть проведен не позднее сроков, указанных в региональной программе, а размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт должен составлять более чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов.
Компания «Бурмистр.ру» создает сайты для управляющих компаний и ТСЖ. Ресурсы отвечают всем требованиям законодательства. Более подробная информация о сервисе тут.
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.
РЕКОМЕНДАЦИИ
для собственников помещений в многоквартирных домах, ТСЖ, ЖСК об открытии в кредитных организациях специальных счетов для формирования фондов капитального ремонта
Подготовлены Общественно-консультативным советом по вопросам координации и взаимодействия Правительства Москвы с кредитными организациями.
Размещены на официальном сайте Общественно-консультативного совета по вопросам координации и взаимодействия Правительства Москвы с кредитными организациями (www.ubanks.su) в разделе «Капитальный ремонт многоквартирных домов в Москве» и на официальном сайте Департамента капитального ремонта города Москвы (www.dkr.mos.ru) в разделе «Региональная программа капитального ремонта/Специальный счет».
ВВЕДЕНИЕ
Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации (№ 188-ФЗ от 29.12.2004г.) (далее – ЖК РФ), в соответствии с которыми у собственников помещений в многоквартирных домах появляется обязанность по формированию фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее по тексту – МКД).
29 декабря 2014 года Постановлением Правительства Москвы № 832-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015-2044 годы.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014г. № 833-ПП решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение 5 месяцев после официального опубликования Региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно не организовали проведение общего собрания и не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта, не позднее чем за месяц до окончания вышеуказанного срока орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в МКД для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (ч. 6 ст. 170 ЖК РФ).
В соответствии со ст.170 ЖК РФ собственники помещений в МКД вправе в качестве способа формирования фонда капитального ремонта МКД выбрать перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в банке (далее по тексту – Спецсчет).
Решение вопросов о выборе способа формирования фонда капитального ремонта – перечисление взносов на капитальный ремонт на Спецсчет, о выборе кредитной организации для открытия Спецсчета принимается на общем собрании собствеников помещений в МКД.
ЭТАПЫ ОТКРЫТИЯ СПЕЦСЧЕТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
Шаг 1. Подготовительный этап (проходит перед проведением общего собрания собственников помещений в МКД).
Для подготовки проведения общего собрания собственников помещений в МКД необходимо узнать следующую информацию:
— включен ли многоквартирный дом в региональную программу капитального ремонта;
— планируемые сроки проведения капитального ремонта многоквартирного дома (из региональной программы капитального ремонта);
— перечень работ/услуг, предусмотренных региональной программой;
— перечень кредитных организаций, уполномоченных открывать Спецсчета[1].
Шаг 2. Выбор банка для открытия Спецсчета (проходит перед проведением общего собрания собственников помещений в МКД).
Спецсчет может быть открыт в российских банках, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем 20 миллиардов рублей (ч. 2 ст. 176 ЖК РФ).
Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственниками помещений в МКД не выбран банк, в котором Региональным оператором будет открыт Спецсчет, или этот банк не соответствует вышеуказанному требованию, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение Регионального оператора (п. 5 ч. 4 ст. 170 ЖК РФ).
Перечень банков соответствующих требованиям ч. 2 ст. 176 ЖК РФ размещен на официальном сайте Банка России по адресу: http://www.cbr.ru/credit/listfz.asp. Описание условий открытия и ведения Cпецсчетов отдельными банками размещены на сайте ubanks.su в разделе «Списки банков и их сотрудников».
Учитывая то, что не во всех банках в указанном выше перечне разработан и введен в работу продукт «специальный счет для формирования фонда капитального ремонта» рекомендуется обращаться к списку банков и их сотрудников, размещенному по адресу http://ubanks.su/spiski2.
При выборе банка для открытия Спецсчета рекомендуется обратить внимание на следующие условия открытия и обслуживания счета:
1) Какова плата за услуги по открытию и обслуживанию Спецсчета (рекомендуется выбирать банки, предлагающие минимальные ставки по оплате данных услуг).
2) Начисление банком процентов на остаток по Спецсчету (начисление процентов на остаток позволит собственникам жилья в МКД нивелировать влияние инфляции).
3) Взимание банком комиссии с собственников помещений в МКД при перечислении ими в отделениях банка взносов на Спецсчет.
4) Учет банком денежных средств собственников жилья МКД на Спецсчете: по многоквартирному дому в целом или в разрезе отдельных квартир.
5) Предложения банка по специальным программам кредитования собственников помещений в МКД. 1
6) Предложения банка о предоставлении информации о сумме зачисленных платежей, остатке средств и расходных операциях, проводимых по Спецсчету (п. 7 ст. 177 ЖК РФ), в т.ч. в разрезе собствеников помещений в МКД.
7) Условия закрытия Спецсчета (в.т. размер затрат) и перевод денежных средств на Спецсчет в другом банке.
Шаг 3. Проведение общего собрания собственников помещений в МКД.
Подготовка и проведение общего собрания собственников МКД проводится в общем порядке с учетом положений ст. 44-48 ЖК РФ.
На общем собрании собственников помещений в МКД (далее — ОСС МКД) по выбору Спецсчета как способа формирования фонда капитального ремонта должны быть приняты решения:
— о формировании фонда капитального ремонта МКД на специальном счете в конкретном банке. Решение считается принятым, если за него проголосует не менее 2/3 от общего числа голосов собственников помещений в МКД (п. 1 ст. 46, пп. 1.1. п. 2 ст. 44, ЖК РФ).
— об определении банка, отвечающего установленным требованиям Жилищного кодекса РФ, в котором будет открыт Спецсчет;
— о размере ежемесячного взноса на капитальный ремонт МКД, который должен быть не менее 15 рублей на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в МКД (Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014г. № 833-ПП);
— о сроках проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта (Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014г. № 832-ПП);
— о перечне услуг/работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД в составе не менее чем состав перечня таких услуг/работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта (Постановление Правительства Москвы от 29.12.2014г. № 832-ПП).
— о владельце Спецсчета.
Владельцем Спецсчета может выступать ТСЖ, ЖК, ЖСК, УК, осуществляющие управление МКД, или региональный оператор.. На Спецсчет будут зачисляться взносы собственников помещений в МКД для формирования фонда капиального ремонта. При этом распоряжаться данными средствами на цели капитального ремонта владелец Спецсчета имеет право на основании решения принятого на общем собрании собственников помещения в МКД.
Важно отметить, что собственником средств на Спецсчете остаются собственники помещений в МКД. Владелец Спецсчета осуществляет только управление Спецсчетом по поручению собственников.
Решения по указанным выше пунктам должны быть приняты не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме и утверждены протоколом ОСС помещений в МКД. Решения ОСС помещений в МКД оформляются протоколом в порядке, установленном ОСС помещений в данном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
После проведения ОСС помещений в МКД необходимо, в соответствии с общими требованиями проведения общего собрания, ознакомить всех собственников помещений в МКД с результатами принятых решений (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ).
Спецсчет открывается владельцем Cпецсчета при предъявлении утвержденного протоколом соответствующего решения ОСС помещений в МКД и других документов, предусмотренных правилами об открытии счета конкретного банка (ч. 1 ст. 176 ЖК РФ).
Шаг 4. Уведомление об открытии Спецсчета в банке
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 ст. 170 ЖК РФ, справки банка об открытии специального счета.
1. Сегодня банками ведется работа по созданию данной услуги, которая при необходимости может быть востребована собственниками помещений в МКД.
Управляющие компании жителям предлагают оплачивать помимо самого взноса за капитальный ремонт еще и некий процент от этой суммы в качестве управления фондом специального счета. На сколько законно данное предложение и почему в процентом отношении от суммы взноса за капитальный ремонт разбирается «Коммунальный вопрос».
При переходе с общего котла Регионального оператора на специальный счет на собственников возлагаются дополнительные расходы следующего характера:
1 Банковское обслуживание специального счета (открытие расчетного счета, расчётно-кассовое обслуживание);
2 Взыскание задолженности;
3 Включение дополнительной услуга «Систему город» для организации приема платежей населения в «единой квитанции», в т.ч. открытие/закрытие лицевых счетов собственников;
4 Начисление платежей и организация сбора взносов, контроль своевременности и полноты уплаты взносов, начисление пени.
Понятно, что какие-то дополнительные материальные расходы на обслуживание специального счета многоквартирного дома безусловно имеются, в основном, затраты рабочей силы и обязательные платежи Банку.
Что касается Банка, то открытие расчетного счета происходит бесплатно, а вот расчетно-кассового обслуживания определяется в процентном отношении от поступающих платежей. Вот с чем связано, что УК предлагает установить именно процент от взноса, а не твердую сумму с квартиры.
При оплате населением через «Систему город», Сбербанк берет 1,5 % от суммы с УК. При расчета по капитальному ремонту, за каждую платежку в адрес подрядчика от 37 до 55 руб., зависит от банка контрагента, за проверку документов при отправке на оплату еще 0,2% и т.п., как тарифы на сотовую связь, за каждый шаг списывают деньги.
За информационно-технологические услуги «Центр начислений» — 2 % от суммы.
Взыскание задолженности дело нужное, потому что все знают про три года срока исковой давности. Не успели подать иски – потеряли реальные деньги. Работа честно не сложная, однотипная, доказательства какие-то прилагать не требуется. Самое нужное в такой работе – это копирование обязательных приложений, отправка должникам исков на почте России, где просто можно рабочий день потерять. Понятно, что юристу придется доплачивать за потраченное время и работу, ровно, как и бухгалтерии за открытие и закрытие лицевых счетов, начисления в расчетном отделе пени. Вот печать квитанций и их доставка – услуга надуманная, ведь платежки за техническое обслуживание как разносили, так и продолжат это делать те же самые сотрудники.
А теперь самое интересное – ценообразование.
Почему именно 6 % или 12 %, как проверить затраты и их обоснованность, может быть Управляющая компания решила таким образом заработать на жителях? – Да ни как не проверить, просто на практики одной УК достаточно покрыть реальные затраты за 6 % от суммы начислений, в другой компании, например, жилфонд больше, зарплаты у сотрудников выше, соответственно им нужно 12 %. Если собственники запросят, то Управляющие компании представят, что входит в расходы по обслуживанию фонда капитального ремонта. А в конечном итоге, решают собственники путем голосования на общем собрании. В Челябинске по городу негласно средний размер платы за ведение специального счета предлагают жителям в размере 8 % от начисленной суммы за капитальный ремонт в месяц.
Жилищным Кодексом предусмотрено два способа формирования фонда капитального ремонта – в «общем котле», либо на специальном счете дома. В первом случае, за выполнение ремонта на всех его этапах отвечает региональный оператор, во втором – сами собственники. Но, как показывает практика, они не всегда готовы организовать эту работу и грамотно распоряжаться собранными денежными средствами. Решение самостоятельно копить на капитальный ремонт чревато большими рисками и проблемами – какими, рассмотрим подробнее.
Выбор между «общим котлом» и специальным счетом для большинства собственников на сегодня очевиден: капремонт «из котла» уверенно шагает по городам области, с каждым годом преображая сотни домов не только снаружи, но и внутри, тогда как успешно выполненные ремонты в домах на спецсчетах можно сосчитать по пальцам одной руки.
Отсутствие квитанций
Все дело в том, что проблемы, связанные с проведением капитального ремонта на специальном счете, возникают у собственников с самого начала его открытия. Первый и один из самых важных вопросов, который они зачастую не решают – это выбор лица, уполномоченного на выставление платежных документов.
-«Если печать и доставка квитанций не производится, то по каждой квартире ежемесячно копятся долги. При задолженности по дому свыше 50% надзорные органы инициируют процедуру перехода дома со спецсчета в «общий котел». Жильцы оказываются заложниками ситуации, из-за долгов не могут получить субсидии и компенсации, теряют льготы», — поясняет Наталья Моисеева, директор Фонда капитального ремонта МКД Пензенской области.
Дополнительные расходы
Открывая специальный счет дома, собственники должны быть готовы также к дополнительным финансовым расходам. Это и оплата услуг по выставлению платежных документов (печать и доставка квитанций), и расходы по обслуживанию счета и по ведению претензионно-исковой работы с должниками. Отметим, что в домах «общего котла» эти вопросы решаются без дополнительных затрат со стороны собственников.
Нецелевое расходование средств
В отличие от регионального оператора – Фонда, который сам проводит электронные аукционы по выбору подрядных организаций для проведения капитального ремонта и ведет его контроль, в ситуации со спецсчетом – определять подрядчика и контролировать выполнение работ должны сами собственники.
-«Зачастую жильцы не уведомляют о начале капремонта управляющую компанию и нанимают непроверенные организации, которые не только выполняют ремонт некачественно, но и проводят в доме работы, не относящиеся к капитальному ремонту, например, меняют оконные блоки в квартирах, устанавливают индивидуальные счетчики потребления энергии и т.п. Это влечет за собой нецелевое расходование денежных средств, что сегодня жестко контролируется надзорными органами», — отмечает Наталья Моисеева.
Накопил — потратил
Если собственники, открывшие специальный счет, хотят провести капитальный ремонт в своем доме раньше указанных в Региональной программе сроков, им необходимо накопить достаточную для выбранного вида работ сумму. Если денежных средств на ремонт не хватает, то их расходование является незаконным. Здесь у собственников два пути – либо ждать ремонта в определенные Регпрограммой сроки, либо принимать решение о повышении минимального размера взноса или о привлечении иных источников финансирования (кредиты, займы и т.п.). Этот вариант далеко не всегда оправдывает себя и, как правило, не поддерживается жильцами на общем собрании, так как опять требует дополнительных затрат – проценты по кредиту должны выплачивать сами собственники.
Открытие специального счета для проведения капитального ремонта дома – это процесс сложный, требующий особого контроля, внимания и ответственности, прежде всего, со стороны собственников. Поэтому если дом не обладает хорошим организационным ресурсом нет грамотного и опытного председателя, активного Совета дома, желания собственников самостоятельно руководить процессом ремонта – открывать спецсчет нецелесообразно.