Ведение бизнеса ооо не по месту регистрации

Во многих регионах действуют льготные ставки налога УСН — нулевые для новых ИП и пониженные. Ради экономии предприниматели иногда регистрируются там, где есть налоговые льготы, а бизнес ведут в другом месте. Рассмотрим, в чём риск такой схемы и какие могут быть последствия.

Законно ли, что место регистрации ИП в одном регионе, а бизнес — в другом

Налоговая инспекция регистрирует граждан России в качестве ИП только по адресу, указанному в паспорте. Неважно, что человек фактически проживает в другом месте. По адресу в паспорте определяется ИФНС, в которой предпринимателя поставят на учёт — туда нужно будет платить налоги и сдавать отчёты.

Если же постоянной прописки нет, открыть ИП возможно по адресу временной регистрации, предоставив подтверждающие документы.

На упрощёнке нет ограничений по территории, на которой можно вести деятельность. Предприниматель может работать в одном регионе, а отчитываться и платить налоги в другом — в ИФНС по месту регистрации в качестве ИП. При этом он вправе воспользоваться пониженной ставкой налога и налоговыми каникулами того субъекта РФ, в котором стоит на учёте как предприниматель.

Такой порядок установлен законодательством. Поэтому ИП нельзя привлечь к ответственности только за то, что он зарегистрировался в регионе, где введены налоговые льготы. Не считается незаконным и ведение деятельности на УСН не по месту учёта.

Открыть ИП через банк

Поможем бесплатно зарегистрировать ИП и открыть расчётный счёт

Когда бизнес не по месту регистрации — нарушение

Сам факт того, что предприниматель выбирает регион, выгодный для регистрации и экономит деньги за счёт льготных ставок — не нарушение. Но есть прецеденты, когда налоговики доказали, что ИП зарегистрировался в льготном регионе фиктивно и получил необоснованную налоговую выгоду. 

Так, в 2020 году УФНС по Республике Крым опубликовала информацию о судебном деле с ИП на упрощёнке с объектом «доходы». Предприниматель был зарегистрирован в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края и применял налоговую ставку 6 %. В сентябре 2015 года он оформил постоянную прописку в Крыму, г. Керчь. В связи со сменой места жительства ИП сняли с учёта в старой ИФНС и зарегистрировали в новой. 

В Крыму действовала пониженная ставка — 3 %. Так как она должна распространяться на весь календарный год, ИП посчитал налог по новой ставке и сдал декларацию УСН за 2015 год. 

Позже, при сдаче третьей уточнёнки он привлёк внимание налоговиков. По результатам камеральной проверки предпринимателю пересчитали налог за 2015 год по прежней ставке 6 % и потребовали доплатить 1 569 726,00 руб. Плюс к этому — начислили пени и штрафы. Инспекция утверждала, что ИП зарегистрировался в Крыму только формально и его цель — получить налоговую выгоду. Фиктивность регистрации подтвердили решением отдела по вопросам миграции УМВД по г. Керчи.

Когда предприниматель обратился в суд, налоговикам удалось доказать, что он не собирался переезжать и вести деятельность в республике. Из доказательств было:

  1. По адресу регистрации ИП находится однокомнатная квартира, на которую у него нет права собственности. Владелица не приходится ему родственницей. При допросе она сказала, что прописала у себя бизнесмена по его просьбе.
  2. После прописки в квартире ИП ни разу там не был — это подтвердили хозяйка и другие свидетели. Заказные письма, направленные по этому адресу, получал по доверенности другой человек.
  3. Предприниматель вообще в тот период не приезжал в Крым — по информации МВД он не покупал авиа- и железнодорожные билеты, не переправлялся на паромах, не выходил в интернет с крымских IP-адресов.
  4. Транспорт и недвижимость, используемые в бизнесе ИП, всё время оставались в Хабаровском крае. Там же оформляли документы с контрагентами.

Суд поддержал доводы инспекции и вынес решение, что предпринимателя законно и обоснованно привлекли к налоговой ответственности.

Таким образом, если ИП регистрируется в льготном регионе без намерений там проживать, а работать продолжает по старому адресу, есть риск, что ИФНС расценит такой манёвр как необоснованную налоговую выгоду и потребует уплатить недоимку, пени и штрафы.

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Статья актуальна на 

26.05.2022

Цитата (boginja_nsk):Если ООО ведет свою деятельность не по месту юридического адреса (торговля). Документы мы выставляем конечно с юр. адресом, а вот розница продается с места фактического прибывания. Чем это черевато?

Цитата (Налоговый кодекс ст.11):Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно — распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Обособленное подразделения (ОП) считается таковым, если оно организовано на территории другого муниципального образования.

В случае несообщения о создании ОП организация может быть привлечена к ответственности по ст. 126 НК, а должностные лица организации по ч. 1 ст. 15.6 КоАП.
О создании ОП организация обязана сообщить и в отделение ПФ по месту нахождения ОП. За несоблюдение этого требования организация может быть привлечена к ответственности по ст. 48 Закона N 212-ФЗ, а ее должностные лица — по ч. 3 ст. 15.33. КоАП.

Цитата (gvanay):Обособленное подразделения (ОП) считается таковым, если оно организовано на территории другого муниципального образования.

В случае несообщения о создании ОП организация может быть привлечена к ответственности по ст. 126 НК, а должностные лица организации по ч. 1 ст. 15.6 КоАП.
О создании ОП организация обязана сообщить и в отделение ПФ по месту нахождения ОП. За несоблюдение этого требования организация может быть привлечена к ответственности по ст. 48 Закона N 212-ФЗ, а ее должностные лица — по ч. 3 ст. 15.33. КоАП.

Спасибо за ответ. Я правильно поняла, нужно оформлять ОП, либо менять юридический адрес, на адрес осуществления деятельности.

Цитата (boginja_nsk):Я правильно поняла, нужно оформлять ОП, либо менять юридический адрес, на адрес осуществления деятельности.

Если по месту юридического адреса нет исполнительного органа,то нужно менять адрес.

Цитата (gvanay):Если по месту юридического адреса нет исполнительного органа,то нужно менять адрес.

Директор осуществляет деятельность на месте фактического прибывания. Значит не надо Оп?

Цитата (ГК статья 54 ): 2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Цитата (ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 25 июня 2014 г. N СА-4-14/12088):
 В целях обеспечения единой правоприменительной практики налоговых органов при выявлении недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица Федеральная налоговая служба доводит до территориальных налоговых органов следующее.
1. При выявлении налоговым органом по месту учета (месту предполагаемого учета) юридического лица (далее — Налоговый орган) достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в виде представления в налоговый орган, осуществляющий (осуществивший) соответствующую государственную регистрацию юридического лица (далее — Регистрирующий орган), документов, содержащих заведомо ложные сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, документы в течение 5 рабочих дней направляются в регистрирующий орган для составления протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), при отсутствии доказательств заведомой ложности представляемых сведений — по части 3 статьи 14.25 КоАП РФ.
В случае, когда функции Регистрирующего органа и Налогового органа осуществляются одним налоговым органом, мероприятия, указанные в настоящем письме, осуществляются данным налоговым органом.
Направление документов осуществляется по каждому случаю, указывающему на наличие события административного правонарушения по частям 3, 4 статьи 14.25 КоАП РФ.
Регистрирующий орган рассматривает возможность возбуждения административного производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ. По делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, обеспечивается составление протокола об административном правонарушении и направление материалов в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении по месту совершения правонарушения по факту представления заведомо ложных (недостоверных) сведений об адресе места нахождения. При направлении в суд материалов одновременно представляется ходатайство о направлении в адрес юридического лица, его учредителей, лица, имеющего права действовать от имени юридического лица без доверенности, представления в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ.
2. В случае получения информации о подложности представленных документов, непричастности лица, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), к представлению заявления о государственной регистрации или деятельности данной организации, либо наличии иных признаков уголовно наказуемых деяний, соответствующие материалы направляются в правоохранительные органы по подследственности для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в рамках статей 170.1, 173.1, 173.2, 202, 327 Уголовного кодекса Российской Федерации в соответствии с порядком, предусмотренным письмами ФНС России от 28.01.2014 N СА-4-14/1215@, от 23.04.2014 N СА-4-14/7872@.
3. Регистрирующий орган при выявлении факта недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица самостоятельно либо по информации, полученной из Налогового органа, а также на основании судебного акта в течение 5 рабочих дней:
— вносит данные сведения в ЕГРЮЛ (после доработки программного обеспечения);
— направляет в адрес юридического лица, его учредителей, лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, уведомление о необходимости представления в течение месяца со дня получения уведомления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе места нахождения организации (уведомление не направляется в случае, если в адрес всех указанных лиц было ранее внесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших административному правонарушению с аналогичными требованиями).
4. Информация об установлении факта недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица в 10-дневный срок доводится Налоговым органом до банков, в которых открыты банковские счета организации, в целях реализации ими положений Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» с учетом разъяснений данных письмом ФНС России от 23 декабря 2011 г. N АС-4-2/22130.
5. В случае неустранения недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица в течение срока, указанного в соответствующем уведомлении (представлении), Регистрирующим органом обеспечивается направление в арбитражный суд заявлений о ликвидации организации с учетом следующих положений законодательства о государственной регистрации и правовых позиций, выраженных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N 61 (далее — Постановление Пленума ВАС РФ N 61).
5.1. В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) в исковом заявлении должны быть указаны обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства.
При этом из содержания Постановления Пленума ВАС РФ N 61 следует, что основными определяющими при рассмотрении дел о ликвидации юридических лиц являются следующие обстоятельства, которые должны быть подкреплены соответствующими доказательствами:
— наличие информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.);
— согласно пункту 6 Постановления Пленума ВАС РФ N 61 следует, что подаче заявления о ликвидации юридического лица должно предшествовать направление регистрирующим органом в адрес юридического лица уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица (далее — уведомление). При этом уведомления должны быть направлены как в адрес самого юридического лица, так и в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности;
— согласно пункту 7 Постановления Пленума ВАС РФ N 61 регистрирующим (налоговым) органом должны быть представлены доказательства того, что юридическое лицо не является недействующим (то есть представляет в течение последних двенадцати месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и осуществляет операции хотя бы по одному банковскому счету), в силу чего к нему не может быть применена процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, либо доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица.
5.2. Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. При этом, исходя из абзаца 3 пункта 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Информационное письмо ВАС РФ N 84) такие учредители (участники) подлежат привлечению в качестве ответчиков.
На основании изложенного, во вводной части заявления о ликвидации юридического лица в качестве соответчиков должны быть указаны учредители (участники) юридического лица либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами; «просительная» часть заявления должна содержать требование о возложении обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на таких учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.
5.3. Из содержания пункта 7 Информационного письма ВАС РФ N 84 следует, что в случае возложения судом обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, в решении суда о ликвидации юридического лица должны указываться сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры.
Эти сроки в соответствии со статьей 118 АПК РФ арбитражным судом при необходимости могут быть продлены.
На основании изложенного, Регистрирующим органам при обращении в суд следует, руководствуясь положениями вышеуказанного пункта Информационного письма ВАС РФ N 84, а также нормами статей 41, 113 АПК РФ, отражать в заявлении о ликвидации юридического лица ходатайство об установлении предельного срока представления утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры, не превышающего 6 месяцев со дня вступления решения (постановления) суда в законную силу. В случае если указанное ходатайство не было отражено в заявлении о ликвидации юридического лица, оно подлежит направлению в суд отдельным процессуальным документом.
6. В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном указанным Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
На основании изложенного, Регистрирующим органам необходимо обеспечивать своевременное получение исполнительных листов, выданных во исполнение судебного акта о ликвидации юридического лица, и их направление в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их поступления в соответствующие территориальные органы Федеральной службы судебных приставов.
7. В соответствии с частью 1 статьи 332 АПК РФ за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 Кодекса в размере, установленном федеральным законом.
В настоящий момент имеется положительная судебная практика по заявлениям налоговых органов о наложении судебного штрафа за неисполнение судебных актов о ликвидации юридических лиц (например: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 октября 2012 г. по делу N А56-27250/2005, Определение Арбитражного суда Мурманской области от 14 января 2014 года по делу N А42-240/2012).
Учитывая изложенное, Регистрирующим органам необходимо в каждом случае неисполнения судебного акта в срок не позднее 10 рабочих дней со дня наступления (истечения) предельного срока, установленного решением (постановлением) суда для представления утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры, направлять в суд заявления о наложении штрафа на лиц, на которых судебным актом возложена обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица.
Кроме того, учитывая, что из смысла части 3 статьи 332 АПК РФ следует возможность неоднократного применения штрафа, в каждом случае неисполнения судебного акта после наложения судебного штрафа налоговым органам необходимо направлять в суд заявления об очередном наложении на указанных лиц судебного штрафа. При этом следует отметить, что количество неоднократного применения судебного штрафа законодательством не ограничено.
8. В соответствии со статьей 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Ответственность за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера предусмотрена статьей 17.15 КоАП РФ.
На основании изложенного, одновременно с подачей заявления в суд о наложении штрафа на лиц, на которых судебным актом возложена обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица, Регистрирующим органам следует, руководствуясь статьей 50 Закона об исполнительном производстве, заявлять судебному приставу-исполнителю ходатайство о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока для исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе.
При неисполнении требований, содержащихся в исполнительном листе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, налоговым органам необходимо заявлять судебному приставу-исполнителю ходатайство о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ в отношении лиц, на которых судебным актом возложена обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица, а также об установлении нового срока для исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе.
В каждом случае неисполнения указанными лицами требований, содержащихся в исполнительном листе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, налоговым органам необходимо заявлять судебному приставу-исполнителю ходатайство о возбуждении в отношении них дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, а также об установлении нового срока для исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе.
При этом следует отметить, что количество случаев привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ законодательством не ограничено.
9. Федеральная налоговая служба сообщает, что рассмотрение в настоящий момент дел о принудительной ликвидации юридических лиц по заявлениям регистрирующих органов имеет значение для формирования судебной практики.
В этой связи Федеральная налоговая служба поручает Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации при обращении в арбитражные суды с требованиями о ликвидации юридических лиц соблюдать порядок и сроки представления информации по указанным делам, предусмотренные пунктом 6 приказа ФНС России от 9 февраля 2011 г. N ММВ-7-7/147@ «Об организации работы по представлению интересов налогового органа в судах», а также сообщает о необходимости представления на согласование проектов исковых заявлений о ликвидации юридических лиц, апелляционных и кассационных жалоб по данной категории дел.
Проекты исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб подлежат представлению в Управление регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России. Несогласованные проекты указанных процессуальных документов направлению в суд не подлежат.
Вместе с тем, при формировании в регионе положительной судебной практики по делам о принудительной ликвидации юридических лиц с учетом правовых позиций, выраженных в Постановлении Пленума ВАС РФ N 61, проекты исковых заявлений на согласование не представляются.
Сформированной положительной судебной практикой для целей настоящего письма следует считать наличие удельного веса судебных актов, вынесенных в пользу налоговых органов, к общему числу судебных актов, которыми завершено производство по данной категории дел, в размере не менее 90 процентов при условии, что общее количество судебных актов по данной категории дел составляет не менее 10 удовлетворенных требований регистрирующего (налогового) органа о ликвидации юридических.
Согласование проектов апелляционных и кассационных жалоб на судебные акты об отказе в удовлетворении требований о ликвидации юридических лиц осуществляется, в том числе, при наличии сформированной в регионе положительной судебной практики.
Кроме того, Федеральная налоговая служба поручает ежеквартально в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять в Управление регистрации и учета налогоплательщиков Федеральной налоговой службы информацию о судебных делах по ликвидации юридических лиц и принятых мерах по принуждению к исполнению судебного акта согласно форме в приложении N 1 к настоящему письму, а также информацию о проводимой работе по направлению в адрес юридических лиц, учредителей (участников) и лиц, имеющих право действовать от имени юридических лиц без доверенности, уведомлений о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица и реализации процедур принудительной ликвидации юридических лиц в судебном порядке за период с 1 января 2014 г. по дату представления информации с нарастающим итогом согласно форме в приложении N 2 к настоящему письму.
Письма ФНС России от 27.01.2014 N СА-4-14/1138@, от 18.03.2014 N СА-4-14/4855@, от 25.03.2014 N СА-4-14/5432@ с момента получения настоящего письма применению налоговыми органами не подлежат.
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить их применение в практической работе.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.А. АРАКЕЛОВ

Адрес в ЕГРЮЛ: нужна ли обособка, если работаете не по юрадресу

Одной из целей регистрации сведений об организации в ЕГРЮЛ является обеспечение доступа к ним другим участникам экономической деятельности, которые заинтересованы в сотрудничестве с этой организацией.

У любой организации должен быть адрес местонахождения, поэтому он входит в число указанных сведений как один из основных идентифицирующих конкретную организацию признаков.

На основании п. 1 и 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Данные, указанные налогоплательщиком при государственной регистрации, включаются в ЕГРЮЛ, который открыт для всеобщего ознакомления.

В пункте 3 ст. 54 ГК РФ отмечено, что в ЕГРЮЛ должен содержаться адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (см. также пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ).

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные в ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

К сведению:

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 указано, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего и исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Поэтому допускается, что такой адрес отличается от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.).

В Письме Минфина России от 29.05.2019 № 03-12-13/38956 подчеркивается, что если такой адрес является адресом физического лица (например, учредителя), то сведения о нем подлежат включению в ЕГРЮЛ и становятся открытыми и общедоступными.

В письме Минфина России от 06.09.2018 № 03-12-13/63746 отмечается, что отсутствие юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, является основанием для внесения в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ, записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Там же говорится о том, что при осуществлении российской организацией деятельности не по адресу юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, может идти речь о создании обособленного подразделения организации, понятие которого определено в ст. 11 НК РФ. По мнению финансистов, в этом случае российская организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Но, подчеркнем, речь только может идти о создании обособленного подразделения. Автоматически необходимость его создания не возникает.

Если, например, в качестве адреса использовано место проживания учредителя, который по этому адресу не осуществляет предпринимательской деятельности, даже будучи руководителем юридического лица, то признаков наличия обособленного подразделения нет.

Если фактический адрес не совпадает с юридическим.

Журнал «В курсе дела»
Марченко Юлия Александровна, эксперт-консультант
компании ПРАВОВЕСТ

В Гражданском кодексе РФ употребляется выражение «местонахождение
юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально
зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юрлицо может располагаться по другому
адресу – фактическому.

В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся
соотношения или соответствия юридического и фактического адресов организации.
Однако в законах, регулирующих деятельность юридических лиц различных
организационно-правовых форм, внимание данной проблеме все же уделено. Под
юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего
исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его
отсутствия – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени
юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным
юридическим лицом. Юридический адрес указывается в учредительных документах
организации. Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается
постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и
фактический адреса организации могут не совпадать. Каковы же последствия такого
несовпадения? Попробуем сделать обзор наиболее часто встречающихся ситуаций.

Местонахождение и регистрация юридического лица

Местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно
действующего исполнительного органа. В случае отсут-ствия последнего, иного
органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без
доверенности, – место нахождения, по которому осуществляется связь с юридическим
лицом1. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных
документах2. В п. 1 ст. 54 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N
14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) и п.
2 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
место нахождения юридического лица определяется местом его государственной
регистрации, а сведения о месте нахождения юридического лица содержатся в его
уставе.
В п. 3 Постановления Пленума Верховного Cуда РФ N 90, Пленума ВАС РФ
N 14 от 09.12.1999 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об
обществах с ограниченной ответственностью» указано, что при разрешении споров,
затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при
определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо
руководствоваться ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 4 Закона об ООО, согласно которым
местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации, и
учитывать, что учредительными документами общества местом его нахождения может
быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или
основное место его деятельности. Ранее устанавливалось, что общество должно
иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано
уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц,
об изменении своего почтового адреса3. В целях формирования единого подхода к
вопросу о месте нахождения юридического лица, месте его регистрации и почтовом
адресе приведенные положения в соответствии с Федеральным законом от 21.03.2002
N 31-ФЗ из ст. 4 Закона об ООО исключены. В настоящее время в действующем
законодательстве адрес места нахождения юридического лица не разделяется на
юридический и фактический. Между тем место нахождения самого юридического лица
Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон N 129-ФЗ)
вообще не определено, хотя согласно ст. 19 НК РФ указание места нахождения
является обязательным для налогоплательщика. В соответствии с п. 21
Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации» местом нахождения юридического лица
является место нахождения его органов. Кроме того, в Законе N 129-ФЗ отсутствует
требование о представлении в регистрирующий орган документов, подтверждающих
место нахождения органов юридического лица, определенное в его учредительных
документах.

Согласно п. 3 ст. 288 ГК РФ в качестве места нахождения юридического лица
нельзя указывать адрес жилого помещения. В соответствии с п. 3 ст. 52
Гражданского кодекса РФ изменения учредительных документов, в том числе места
нахождения юридического лица, приобретают силу для третьих лиц с момента их
государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента
уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких
изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе
ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими
лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Пунктом 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ
установлено, что, в случае если изменение указанных в п. 1 данной статьи
сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы,
внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц
осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI данного Закона. Таким образом,
государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения
его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия
постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих
право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место
нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных
документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании
считается адрес, указанный в его учредительных документах. В Едином
государственном реестре юридических лиц должны быть указаны сведения4 о месте
нахождения (об адресе) постоянно действующего исполнительного органа
юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. За
непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в
государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных
сведений заявители, юридические лица несут ответственность5, установленную
законодательством Российской Федерации.

Ответственность

Согласно п. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях
непредставление, или несвоевременное представление, или представление
недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий
государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление
предусмотрено законом, – влечет предупреждение или наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты
труда. Пунктом 4 данной статьи установлено, что представление в орган,
осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое
действие не содержит уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных
размеров оплаты труда или дисквалификацию руководителя на срок до трех лет.

Дисквалификация

Письмом ФНС РФ от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в
качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации»
налоговым инспекциям предлагается применять дисквалификацию должностных лиц
организаций в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной
регистрации. В соответствии с п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N
23 под представлением заведомо ложных сведений следует понимать представление
документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая
повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской
деятельности. Об изменении места нахождения юридического лица необходимо
уведомить регистрирующий орган в течение 3 дней с момента такого изменения6,
иначе также может быть применена административная ответственность,
предусмотренная п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, за непредставление, несвоевременное
представление сведений о юридическом лице, представление недостоверных сведений.
Кроме того, согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное
представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации),
представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим
органом (должностным лицом) его законной деятельности, равно как и представление
в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в
неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 19.7.1, 19.8, 19.19 КоАП РФ, – влечет наложение административного
штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на
юридических лиц – от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Иски о ликвидации юридического лица

Также в качестве примера еще одного из возможных последствий можно привести
Постановление ФАС Московского округа кассационной инстанции7. Инспекцией МНС РФ
(далее – Инспекция) был предъявлен иск о ликвидации юридического лица на
основании ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Закона N
129-ФЗ8 в связи с тем, что были допущены грубые нарушения законодательства РФ, в
частности ответчик на момент его регистрации представил недостоверные сведения о
своем местонахождении.

Фабула дела

Ответчик, зарегистрированный Инспекцией, указал свой адрес, однако согласно
выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на
30.06.2004 адресом ответчика является другое местоположение, зафиксированное в
новой редакции его устава, из чего заявитель сделал вывод о том, что ответчик на
момент его регистрации представил недостоверные сведения о своем
местонахождении, так как из представления Центральной акцизной таможни следует,
что ответчик не мог находиться по своему первоначальному адресу. Это
свидетельствует о грубом нарушении ответчиком законодательства Российской
Федерации, в связи с чем, по мнению заявителя, данное юридическое лицо подлежит
ликвидации в соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ, а также п. 2 ст. 25
Закона N 129-ФЗ.

В удовлетворении заявленного требования судами первой, апелляционной и
кассационной инстанции было отказано с указанием на то, что при надлежащем
исполнении обязанностей по уплате налогов, представлении бухгалтерской
отчетности фактическое отсутствие юридического лица по месту регистрации не
свидетельствует о грубом нарушении закона, притом что нарушения ч. 3 ст. 54
Гражданского кодекса РФ ответчиком не допущено, так как в его уставе указано
место нахождения общества, в последующем в устав были внесены изменения в части
указания нового местонахождения. То есть, если ответчиком ранее и было допущено
нарушение в части указания местонахождения общества, то в последующем это
нарушение было устранено, а ссылка заявителя на то, что данное нарушение
является неустранимым, является необоснованной, в связи с чем заявленные
требования о ликвидации ответчика удовлетворению не подлежат.

Кассационная инстанция сделала вывод, основываясь на п. 3 Информационного
письма ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными
судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», что юридическое
лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят
малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Это
и было установлено судами обеих инстанций по делу в обжалуемых Инспекцией
судебных актах, а у арбитражного суда кассационной инстанции нет оснований для
иной оценки установленных арбитражными судами обстоятельств по настоящему делу.
Таким образом, если юридический адрес не совпадает с фактическим, юридическое
лицо в совокупности с этими обстоятельствами допускает ненадлежащее исполнение
обязанностей по уплате налогов, а также представление бухгалтерской отчетности,
то у налоговой инспекции будут основания для обращения в суд с заявлением о
ликвидации юридического лица.

Обособленные подразделения

Нахождение юридического лица по другому адресу также может быть
квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является
любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения
которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного
подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или
не отражено его создание в учредительных или иных
организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий,
которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается
стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Согласно ст. 209
Трудового кодекса РФ рабочее место определяется как место, где работник должен
находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, которое прямо
или косвенно находится под контролем работодателя. В соответствии с пп. 2 п. 1
ст. 23 НК РФ физические лица и юридические лица – организации обязаны
становиться на налоговый учет. В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях
проведения налогового контроля организация, в состав которой входят обособленные
подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать
на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного
подразделения.

Ответственность

Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения к
ответственности по ст. 116 или ст. 117 НК РФ. Согласно ст. 116 НК РФ за
нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе:

  • на срок менее 90 дней – взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей;
  • на срок более 90 дней – взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Статья 15.3, п. 1 КоАП РФ за нарушение установленного срока постановки на
учет в налоговом органе:

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от
    пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в
налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в
налоговом органе, в соответствии со ст. 15.3 КоАП РФ:

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от
    двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
    Статьей 117 НК РФ
    предусмотрена ответственность за ведение деятельности организацией или
    индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом
    органевлечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов,
    полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не
    менее двадцати тысяч рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без
постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа
в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки
на учет более 90 дней. Следует отметить, что состав ст. 117 НК РФ трудно
доказать, и чаще юридические лица привлекаются к ответственности по ст. 116 НК
РФ.

Позиция Минфина по конкретным ситуациям

Пример 1 Юридическое лицо фактически находится и зарегистрировано в одном
городе, а в другом городе находятся сотрудники этого юридического лица. Но для
них в другом городе не создано хотя бы одного стационарного рабочего места,
которое прямо или косвенно находилось бы под контролем этой организации.
Становиться ли на учет в другом городе этому юридическому лицу? По мнению
Минфина РФ, основания для постановки на налоговый учет юридического лица по
месту осуществления этой организацией деятельности, не влекущей создание
стационарного рабочего места, отсутствуют9.

Пример 2 Часто бывает, что юридическое лицо зарегистрировано по юридическому
адресу на территории одной налоговой инспекции в г. Москве, а арендованное под
офис помещение находится на территории другой налоговой инспекции г. Москвы.
Фактически обособленного от головной организации подразделения юридическое лицо
не имеет. Никаких других помещений, недвижимого имущества и транспортных средств
нет. Все расчеты по налогам с бюджетом РФ и с бюджетом субъекта РФ г. Москвы
организация осуществляет по реквизитам инспекции, где произведена регистрация по
юридическому адресу. Подлежит ли организация регистрации в налоговой инспекции
по месту нахождения арендованного под офис помещения? Вопрос, несомненно,
неоднозначный, позиция Минфина РФ сводится к тому, что в такой ситуации
юридическому лицу необходимо внести изменения в учредительные документы в целях
указания в них достоверной информации о месте нахождения10.

Выводы

Понятий «фактический» и «юридический» адрес не содержится в действующем
законодательстве. Государственная регистрация юридического лица осуществляется
по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в
случае отсутствия последнего – иного органа или лица, имеющих право действовать
от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место нахождения
юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах,
могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается
адрес, указанный в ее учредительных документах. Нахождение юридического лица по
другому адресу также может быть квалифицировано налоговыми органами как создание
обособленного подразделения.

Таким образом, в том случае, если адрес, указанный в учредительных
документах, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица,
рекомендуем внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав
тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается.

 1) п. 2 ст. 54 ГК РФ; пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от
08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей»
2) п. 3 ст. 54 ГК РФ
3) Федеральный
закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в
ред. федеральных законов от 11.07.1998 N 96-ФЗ, 31.12.1998 N 193-ФЗ)
4) п.
«в» ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
5) ст. 25 Федерального
закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
6) п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001
N129-ФЗ
7) Постановление ФАС Московского округа от 17.05.2005 N
КГ-А40/3899-05
8) п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N
129-ФЗ
9) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 N 03-02-07/1-212
10) Письмо
Минфина РФ от 05.08.2005 N 03-02-07/1-211

Возврат к списку

Приобретение юридического адреса ООО – одна из основных проблем, которая возникает перед учредителями при регистрации компании. Зачастую встает вопрос: «Можно ли зарегистрировать ООО на домашний адрес?»

Регистрация ООО в жилом помещении

Согласно п. 2 и 3 ст. 288 ГК РФ жилые помещения могут использоваться для проживания в них граждан. Размещение в жилом помещении каких-либо организаций допускается только в случае перевода данного помещения в статус «нежилое». На первый взгляд, указанные положения закона могут навести на мысль, что регистрация фирмы на домашний адрес невозможна.

Однако если рассмотреть само понятие юридического адреса, то мы увидим, что это – «место нахождения постоянно действующего исполнительного органа ООО (руководителя), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности». Под это понятие полностью подходит регистрация ООО на домашний адрес учредителя или директора.

Регистрация ООО в квартире или другом жилом помещении может быть обоснована, в том числе, нормами Жилищного кодекса. Так, п. 2 ст. 17 ЖК РФ определяет, что жилое помещение может использоваться для предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает интересы других лиц.

Имеется множество судебных решений, в которых суды признали полностью законным регистрацию ООО на домашний адрес. Так, суды отмечают, что указание в качестве места нахождения компании адреса жилого помещения является правомерным, то есть регистрация ООО по месту прописки директора или учредителя абсолютно законна. Никакие нормы закона не нарушаются; при этом место нахождения компании может не совпадать с фактическим размещением ее имущественных комплексов.

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» также подтверждается возможность зарегистрировать ООО на домашний адрес. В письме Минфина РФ от 10.08.2020 № 03-12-13/69761 отражена такая же точка зрения. 

Таким образом, на вопрос: «Может ли квартира быть юридическим адресом ООО?» можно ответить положительно. При этом важно, чтобы руководитель ООО был в квартире прописан, иначе она никак не сможет считаться местом нахождения исполнительного органа организации. Попытка регистрации ООО в квартире, где учредитель (или руководитель)  не прописан, обернётся потерей времени и денег, что уйдут на оплату государственной пошлины.

Согласие собственника жилья на регистрацию ООО

При регистрации ООО на домашний адрес необходимо вместе с другими документами представить копию свидетельства о праве собственности на жилое помещение, а также согласие собственника. Об этом ВАС РФ в вышеуказанном Постановлении указывает особо: «В то же время регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие». Если свидетельство о праве собственности не выдавалось, вместо него предоставляется выписка из ЕГРН.

Гарантийное письмо на регистрацию ООО собственник квартиры не выдает, т.к. этот документ оформляют только собственники нежилых помещений, и он служит гарантией заключения договора аренды с обществом после его государственной регистрации.

Согласие собственника квартиры на регистрацию ООО составляется в свободной форме. В согласии собственник должен подтвердить, что не возражает против регистрации ООО по месту жительства учредителя или директора и ведении им по этому адресу предпринимательской деятельности.

Некоторые налоговые инспекции требуют согласия не только собственника, но и всех прописанных на этой площади лиц, хотя такого требования закона не существует. Рекомендуем уточнять этот вопрос, а также необходимость нотариального заверения согласия, в вашей регистрирующей налоговой.

Чтобы организовать юридический адрес в неприватизированной квартире, тоже надо получить согласие собственника квартиры (государственного или муниципального органа). Не всегда это возможно, поэтому в неприватизированном жилье регистрация ООО на домашний адрес учредителя может не состояться. Если речь идёт об ипотечном жилье, для регистрации ООО в квартире понадобится согласие банка.

Регистрация ООО на домашний адрес: плюсы и минусы

Регистрация ООО по месту жительства имеет следующие преимущества:

  • экономия средств на приобретение или аренду помещения;
  • совпадение фактического и юридического адреса, что обеспечивает получение корреспонденции, поступающей в адрес общества (письма для ООО приходят на домашний адрес);
  • невозможность входа представителей органов государственной власти без постановления суда, так как адрес фирмы зарегистрирован по жилому помещению.

Риски регистрации ООО на домашний адрес:

  • возможные проблемы для получения лицензии, если организация планирует заниматься лицензируемым видом деятельности;
  • риск отказа налогового органа в регистрации общества по домашнему адресу из-за отсутствия постоянной прописки или согласия всех собственников жилья;
  • риск отказа отдельных банков в заключении договора на расчетно-кассовое обслуживание и выдачи кредита на бизнес-цели;
  • необходимость смены юридического адреса при увольнении директора или выходе учредителя из ООО, по домашнему адресу которых происходила регистрация.

Чтобы минимизировать риски, советуем заранее узнавать условия получения нужных вам лицензий и разрешений, а также условия обслуживания выбранного банка.

Бесплатная консультация по регистрации ООО или ИП

Если у вас остались вопросы по регистрации ООО или ИП, оставьте заявку на бесплатную консультацию по регистрации бизнеса. В рабочее время вам перезвонят специалисты из вашего региона и подробно ответят на вопросы с учётом региональной специфики.

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Позиции высших судов по ст. 54 ГК РФ >>>

1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.

5. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, — только в едином государственном реестре юридических лиц.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Иногда организации приходится изменить месторасположение. Предприятия переводятся в другие регионы с более выгодными условиями для работы, завершается срок договора аренды помещения и т. д. Для перемещения бизнеса вам потребуется совершить ряд последовательных действий.

Иногда организации приходится изменить месторасположение. Предприятия переезжают в другие регионы с более выгодными условиями для работы, завершается срок договора аренды помещения и т.д. Для перемещения бизнеса вам потребуется совершить ряд последовательных действий.

Почему так важно вовремя оформить изменение адреса предприятия? Дело в том, что компания рискует не получить важные сведения от государственных органов. Для отправки сообщений используются контакты, указанные в ЕГРЮЛ. Если они не обновлены своевременно, то организация рискует не получить важные письма, например, требование об уплате налога или досудебное письмо. Это может иметь серьезные последствия.

Какие ситуации могут возникнуть для смены юридического адреса ООО

В Гражданском кодексе есть два понятия: место нахождения компании и ее адрес. Первое означает населенный пункт или муниципальное образование (МО), в котором зарегистрировано ООО. Место государственной регистрации — это место нахождения исполнительного органа ООО (руководителя, дирекции). Полные координаты его местоположения (офиса или домашнего адреса) официально называются «адресом юридического лица» или юридическим адресом. Помимо места нахождения юрадрес содержит все прочие сведения: улицу, номер дома и т. д. Именно эта информация представлена в ЕГРЮЛ.

По практике прошлых лет место регистрации юрлица в уставе указывалось полностью. Сейчас такое требование отсутствует. В учредительном документе, как правило, раскрывается только место нахождения организации. Например, город Москва или город Можайск Московской области. Следовательно, когда компания переезжает в рамках населенного пункта или МО, ей не приходится менять свой устав. Необходимость изменения появляется при перемещении организации в другой город. Некоторые ООО пишут в уставах свои полные контактные данные, тогда их приходится менять и при переезде внутри города/области.

Таким образом, чаще всего возникают три типовые ситуации:

Изменение места нахождения:

1) требуется новая редакция устава.

Изменение юридического адреса в пределах места нахождения:

2) требуется новая редакция устава;

3) изменения в уставе не нужны.

Процедура смены населенного пункта или муниципального образования (МО) включает в себя два этапа. Переезд в рамках места нахождения — всего один. Также отличается набор документов, необходимых для каждой ситуации. Далее приведена пошаговая инструкция по смене юр. адреса ООО.

Ситуация 1. Смена места нахождения

Этап 1: уведомление налоговой о намерении изменить место нахождения

В течение трех рабочих дней после принятия решения о переезде, представьте документы в налоговую инспекцию по старому месту регистрации. В этот пакет нужно включить:

  • Письменное решение участника ООО о перемене адреса. Если компания имеет более одного участника, потребуется протокол решения общего собрания.
  • Заявление о смене юридического адреса ООО по форме № Р13014. Оно необходимо для внесения изменений в ЕГРЮЛ. Помимо титульного листа и информации о заявителе (лист Н) заполняется лист Б. По мнению ФНС на титульном листе следует поставить код «1» — принято решение об изменении места нахождения, а в листе Б заполнить только пункт 1 с указанием нового места нахождения (письмо ФНС России от 04.02.2021 N ЗГ-3-14/717@).

Заявление № Р13014 следует заверить у нотариуса. Этого можно не делать, если руководитель организации (чаще всего это директор) представляет документы в налоговую лично. В этом случае его подпись заверит принимающий их сотрудник инспекции. Кроме того, когда у вас есть усиленная квалифицированная электронная подпись, можете направить пакет документов дистанционно в электронном виде. Помощь нотариуса в этом случае также не потребуется.

После получения документов ФНС вносит информацию о решении общества сменить место нахождения в ЕГРЮЛ в течение пяти рабочих дней. Организации выдается лист записи о внесении изменений в реестр.

Исключение! Предварительное уведомление о намерении не требуется, когда новое место нахождения совпадает с:

  • местом жительства (нахождения) собственника с долей участия 50% и более;
  • местом жительства лица, действующего от имени юрлица без доверенности. 

Этап 2: подача документов об изменении адреса по новому месту регистрации

С момента внесения сведений в ЕГРЮЛ о намерении изменить место нахождения должно пройти 20 дней. После этого представьте еще один пакет документов в налоговую инспекцию уже по новому месту расположения. Его состав следующий:

  • Заявление по форме № Р13014. Заполнить нужно титульную часть (пункт 6 не заполняйте), пункты 1 и 2 листа Б и лист Н (Письмо ФНС России от 04.02.2021 N ЗГ-3-14/717@).
  • Решение об изменении места нахождения и утверждении изменений в уставе.
  • Экземпляр новой редакции устава с измененным населенным пунктом или муниципальным образованием.
  • Подтверждение уплаты госпошлины за внесение изменений в устав компании. Сейчас ее величина составляет 800 рублей. Платить нужно на реквизиты ИФНС по новому адресу. Она не требуется, если подавать документы в электронном виде, через МФЦ или нотариуса.
  • Документы, подтверждающие право на недвижимость по новому месту ведения бизнеса. Если компания приобрела помещение или здание в собственность, приложите выписку из ЕГРН. Когда организация арендует помещение, представляется соответствующий договор. К нему можно приложить платежные поручения об оплате аренды. Также целесообразно предоставить гарантийное письмо собственника о готовности предоставить помещение в пользование.

Если ООО работает по типовому уставу, достаточно подать заявление Р13014 и документы, подтверждающие права на пользование помещением. Менять устав и платить госпошлину в таком случае не придется.ФНС внесет сведения о новом месторасположении в ЕГРЮЛ не позднее пяти рабочих дней со дня получения документов. Также налоговая зарегистрирует новую редакцию устава. Компании выдается еще один лист записи в ЕГРЮЛ и заверенный экземпляр измененного учредительного документа. Тем, кто работает по типовому уставу, выдадут только документ об изменении сведений в реестре. Как правило, документы передают электронным способом. Если вам необходимо получить их в бумажном виде, при представлении пакета на втором этапе проставьте в п. 3 листа Н значение «1».

Налоговая может проверить достоверность нового адреса. Для этого инспектор наносит визит с проверкой, чтобы убедиться в наличии условий для нахождения по адресу исполнительного органа. Если выяснится, что адрес фиктивный, в смене откажут, а в ЕГРЮЛ внесут запись о недостоверности сведений.

Зачем нужна двухэтапная процедура изменения места нахождения? Она была введена для учета интересов контрагентов ООО. Они получают информацию о переезде компании заранее. Таким образом, контрагенты имеют возможность скорректировать свою хозяйственную деятельность.


Ситуация 2. Смена расположения бизнеса в пределах места нахождения

Если в вашем уставе указан только населенный пункт или муниципальное образование, а вы меняете адрес в его пределах, то адрес регистрации изменяется за один этап. Например, в уставе прописано, что организация находится в Москве. ООО продолжает вести бизнес в Москве, но переводится из Марьино в Войковский район города. Тогда не нужно предварительно направлять решение собственников о смене расположения бизнеса в налоговую.

Предположим, в уставе указывается только место нахождения ООО. Тогда при переезде в его пределах корректировать учредительный документ не потребуется. Компания обязана только изменить сведения в ЕГРЮЛ. Представьте в налоговую следующие документы:

  • решение участника или протокол общего собрания участников о смене юридического адреса;
  • форму № Р13014 с заполненными титульным листом, пунктом 2 на листе Б и листом Н;
  • подтверждение права собственности или аренды нового помещения или здания.

На подачу документов отводится семь рабочих дней. Подавать документы нужно в налоговую по месту нахождения. У налоговой есть 5 рабочих дней, начиная со следующего за днем подачи дня, чтобы оформить лист записи ЕГРЮЛ с новым адресом компании. 

Изменение месторасположения и уплата налогов

Компания считается изменившей свое расположение с момента появления такой записи в ЕГРЮЛ. Дата обновления данных важна для уплаты налогов и подачи отчетности. День внесения изменений в ЕГРЮЛ фиксируется в листе, который выдаст налоговая. Также контролировать ситуацию можно, сформировав актуальную выписку из реестра на официальном сайте ФНС.

После дня регистрации изменения места ведения бизнеса налоги уплачиваются с использованием платежных реквизитов новой инспекции.  

Снятие и постановку на учет по новому адресу ИФНС и фонды проведут без вашего участия — путем межведомственного взаимодействия. Налоговая обязана в течение пяти рабочих дней подать новые сведения в ПФР, ФСС и Росстат.

Важно! При выборе нового месторасположения обратите внимание, не является ли оно местом массовой регистрации. Иногда это может не подразумевать никакой противоправной ситуации, например, если речь идет о бизнес-центре со множеством арендаторов. Однако бывают случаи, когда здание вызывает подозрение и «взято под контроль» налоговой. Тогда ваша организация подвергнется тщательной проверке. Поэтому отнеситесь осмотрительно к подбору нового места для бизнеса. На сайте ФНС есть услуга по проверке контрагентов. Пройдя по ссылке https://service.nalog.ru/addrfind.do, вы сможете проверить, не являются ли ваши новые координаты местом регистрации нескольких юрлиц.

Автор статьи: Валерия Текунова


Избавьтесь от авралов и рутины в бизнесе с помощью облачного сервиса Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата, уплата налогов, автоматическое формирование отчетности и ее отправка через интернет. Наши эксперты помогут в решении сложных ситуаций без доплат. Протестируйте возможности сервиса бесплатно в течение 14 дней.

Попробовать бесплатно

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вкусвилл бульвар рокоссовского время работы
  • Бти в люберцах официальный сайт часы работы
  • Ведение ремонтных работ в жилых домах время
  • Ветеринарка на василисы кожиной часы работы
  • Вкусвилл красногорск ленина 26а часы работы