Вдоль какого бульвара можно проехать на трамвае тверской гоголевский кронштадтский яузский


Бульварное кольцо (точнее, полукольцо, упирающееся обоими концами в Москву-реку) проходит по исторической границе центра
Москвы — бывшей стене Белого города. В конце XVIII века город вырос, стена потеряла своё оборонительное значение и была
разобрана, а на её месте заложили бульвары. О бывшей городской стене напоминают названия многих площадей между бульварами,
и поныне называющихся «ворота».

Трамвайная линия, некогда проходившая по всему Бульварному кольцу, с годами безжалостно укорачивалась из-за необходимости
освободить место для автотранспорта. Сейчас трамвай от Яузских ворот проходит всего лишь по трём из десяти бульваров: Яузскому,
Покровскому и Чистопрудному. Да и эта линия уцелела, в общем-то, чудом: полная ликвидация трамвайных путей в пределах Садового
кольца должна была закончиться к 1960 году.

Последнее из закрытий участков Бульварной линии произошло в 1971 году: из-за
строительных работ по сооружению станции метро «Тургеневская» прекратилось движение по Сретенскому и Рождественскому
бульварам до Трубной площади. Эту связь так и не заменил ни один маршрут троллейбуса или автобуса, поскольку уклон Рождественского
бульвара в 9,2% превышает разрешённые для этих видов транспорта пределы. Лишь трамвай мог бы вернуться сюда, но суждено
ли ему это — покажет время.

Последние десятилетия трамвайная линия по бульварам заканчивается у метро «Кировская» («Чистые пруды»).
Изящный павильон этой станции сейчас довольно сложно оценить по достоинству: его придавили многоэтажные коробки и
загородили многочисленные ларьки. Впрочем, в 2003 году совершенно не сочетающиеся по стилю палатки были заменены
более адекватными сооружениями.

В начало

28 июля 2000 г.

А такой была эта площадь в середине 1930-х годов (фото из путеводителя «Осмотр
Москвы» 1938 года). Слева — направляющийся к Сретенскому бульвару трамвайный поезд.

В начало

Чистопрудный бульвар получил своё имя из-за пруда, расположенного в его восточной части. Этот пруд, долгое
время бывший грязной лужей и соответственно именовавшийся Поганым, был очищен в 1703 году и с тех пор называется
Чистым.

В начало

Апрель 2000 г.

Покровский бульвар. Трамвай-трактир следует из депо к своему постоянному маршруту вокруг Чистопрудного бульвара.

В начало

28 июля 2000 г.

Покровский бульвар. Уютный, зелёный…

В начало

28 июля 2000 г.

Яузский бульвар круто взбирается в гору от площади Яузских ворот. Этот участок трамвайной линии не действовал с
1938 по 1955 год — тогда все маршруты делали крюк через Солянку и Подколокольный переулок. Налево от этого перекрёстка
уходит в сторону Курского вокзала улица Воронцово поле, трамвайное движение по которой прекратилось ещё в октябре
1963 года. Но под её асфальтовой мостовой по-прежнему лежат деревянные шпалы, которые можно было наблюдать при прокладке
коммуникаций в 2004 году.

В начало

27 июля 2000 г.

Восточный конец Бульварного полукольца — это крутой спуск от Яузского бульвара к площади
Яузские Ворота. Рельеф местности здесь таков, что трамвайные пути по разные стороны бульвара проходят на совершенно
различных уровнях.

В начало

25 июля 2003 г.

[ Главная страница | «Аннушка» | Яузские
ворота >> ]

©1999-2023, Александр Елагин (если не указано иного). Внешний вид
и содержание сайта охраняются российским и международным законодательством об авторском праве. Запрещается использование
текста и изображений с данного сайта без предварительного разрешения авторов используемых материалов. Вся приведённая информация
отражает точку зрения авторов и не является официальной позицией какой-либо организации. Информация, содержащаяся на сайте,
рассматривалась авторами как достоверная на момент публикации. Авторы не несут ответственности за актуальность ссылок на
другие сайты и их информационное наполнение.

Авиамоторная — 13 остановок на автобусе м6, н4

Автозаводская — 14 остановок на автобусе н13

Аннино — 56 остановок на автобусе н8

Братиславская — 40 остановок на автобусе н5

Бульвар адмирала Ушакова — 75 остановок на автобусе н8

Бульвар Дмитрия Донского — 62 остановки на автобусе н8

Верхние Котлы — 20 остановок на автобусе н8

Волгоградский проспект — 13 остановок на автобусе н5

Волжская — 25 остановок на автобусе н5

Добрынинская — 8 остановок на автобусе н8

Домодедовская — 57 остановок на автобусе н5

Зябликово — 54 остановки на автобусе н5

Каховская — 31 остановка на автобусе н8

Китай-город2 остановки на автобусе е70

Красногвардейская — 54 остановки на автобусе н5

Крестьянская застава — 8 остановок на автобусе н13
; 9 остановок на автобусе н5

Кузьминки — 21 остановка на автобусе н5

Люблино — 32 остановки на автобусе н5

Марксистская — 4 остановки на автобусе м7, Н7

Марьино — 45 остановок на автобусе н5

Нагатинская — 21 остановка на автобусе н8

Нахимовский Проспект — 29 остановок на автобусе н8

Нижегородская — 12 остановок на автобусе е70
; 16 остановок на автобусе м7, Н7

Новогиреево — 29 остановок на автобусе н4

Новокосино — 38 остановок на автобусе н4

Новокузнецкая3 остановки на автобусе н8

Окская — 15 остановок на автобусе е70
; 22 остановки на автобусе Н7

Павелецкая — 6 остановок на автобусе н8

Перово — 24 остановки на автобусе н4

Площадь Ильича — 8 остановок на автобусе м6, н4

Пролетарская — 8 остановок на автобусе н13
; 9 остановок на автобусе н5

Рязанский проспект — 16 остановок на автобусе е70
; 24 остановки на автобусе Н7

Серпуховская — 8 остановок на автобусе н8

Стахановская — 19 остановок на автобусе м7

Текстильщики — 17 остановок на автобусе н5

Тульская — 15 остановок на автобусе н8

Улица академика Янгеля — 53 остановки на автобусе н8

Улица Скобелевская — 72 остановки на автобусе н8

Улица Старокачаловская — 62 остановки на автобусе н8

Чертановская — 34 остановки на автобусе н8

Шипиловская — 51 остановка на автобусе н5

Шоссе Энтузиастов — 16 остановок на автобусе н4

Юго-Восточная — 18 остановок на автобусе е70
; 30 остановок на автобусе Н7

Авиамоторная — 14 остановок на автобусе м6

Верхние Котлы — 20 остановок на автобусе н8

Калитники — 11 остановок на автобусе е70
; 12 остановок на автобусе м7, Н7

Москва-Товарная-Курская — 10 остановок на автобусе м6, н4

Нагатинская — 21 остановка на автобусе н8

Нижегородская — 17 остановок на автобусе м7, Н7

Серп и Молот8 остановок на автобусе м6, н4

Тульская — 17 остановок на автобусе н8

Царицыно — 31 остановка на автобусе н13

Ухоженное место, проходят выставки, красивая иллюминация вечером, удобно добираться, хорошее место встреч

Москва — город бульваров, а Тверской бульвар — старейший из них. Изначально он так и назывался — Бульвар, — и был первым из московских бульваров. Его проложили к 1796 году. И только через некоторое время ему дали название по соседней Тверской улице: бульвар заканчивается у Тверской улицы, далее плавно перетекает в Пушкинскую площадь и Страстной бульвар. В последующие годы в Москве стали появляться и другие бульвары, образовавшие своеобразное кольцо, которое стало называться бульварным. Это отчетливо видно на карте. Начиная с Гоголевского бульвара (начинается у Храма Христа Спасителя, прямо у выхода из м. Кропоткинская), друг за другом идут Никитский, Тверской, Страстной, Петровский, Рождественский, Сретенский, Чистопрудный, Покровский, Яузский.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар начинается у площади Никитских ворот и тянется аж до Пушкинской площади. В настоящий момент на Пушкинской площади находится киноконцертный зал «Россия», а на площади располагается памятник А. С. Пушкину — одно из самых популярных мест встреч в Москве.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Там же неподалеку на улице Большая Бронная 29 стоит первый открытый в России Макдональдс. Есть фотографии, на которых запечатлены первые очереди туда — это было нечто…

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Но вернемся к Тверскому бульвару. Вот он на карте.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Попасть туда можно, пройдя Никитский бульвар от улицы Воздвиженка — недалеко будет станция метро Арбатская — как синей, так и голубой ветки. При назначении встреч в этом месте нужно учитывать, что станций с названием Арбатская в московском метро две, а потому всегда нужно уточнять, где конкретно Вы встречаетесь: если назначаете встречу на поверхности, то пройти около 100 метров от одного входа до другого не составит труда, а вот если внутри, то придется делать неудобный переход с потерей около 20 минут.

Миновав Никитский бульвар, простой переходите дорогу и оказываетесь на Тверском бульваре. Обернувшись на Никитский бульвар, справа Вы заметите церковь Вознесения Господня, в которой в 1831 году Александр Пушкин венчался с Натальей Гончаровой. Неподалеку установлен фонтан-ротонда «Наталья и Александр».

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

А по левую руку на торце дома по адресу Никитский бульвар 25 в настоящий момент можно увидеть довольно оригинальную роспись с узнаваемыми персонажами. Позади этого дома виднеется церковь Феодора Студита, сгоревшая до основания в 16 веке, но впоследствии вновь отстроенная.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Обернувшись к Тверскому бульвару, мы поднимаемся по нескольким ступенькам и видим памятник К. А. Тимирязеву. Он был установлен здесь в 1923 году, а ранее на этом месте стоял жилой дом, который был разрушен в октябре 1917 года. Стоит отметить, что Тверской бульвар довольно сильно пострадал и во время пожара 1812 года: сгорели не только посаженные деревья, но и некоторые дома вдоль бульвара. То, что мы видим сейчас, является восстановленным из руин местом.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Вообще на Тверском бульваре установлены еще 2 памятника, хотя фактически один из них — памятник А. С. Пушкину — стоит уже на Пушкинской площади, но ранее был установлен именно на Тверском бульваре. Я имею в виду памятники С. Есенину и А. Пушкину. Памятник С. Есенину расположен в центре бульвара со стороны нечетных домов и окружен ухоженными клумбами с довольно симпатичными фигурами Пегаса и райских птиц, а за памятником поэту установлены резные бронзовые скамейки.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Памятник А. С. Пушкину виден с конца Тверского бульвара, сразу после пересечения Тверской улицы: перейти можно только по подземному переходу, ведущему ко входу на станцию м. Тверская.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

А на самом бульваре, на том месте, где прежде стоял памятник, стоит камень, с сообщающей об этом факте надписью.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Памятник был установлен на Тверском бульваре в 1880 году по проекту скульптора А. М. Опекушина, чей проект выиграл в конкурсе на сооружение памятника. Однако изначально памятник был установлен в начале бульвара, спиной к Никитскому бульвару, но вскоре его перенесли именно на то место, которое обозначено памятным знаком. Примечательно, что скульптор изменил пропорции фигуры поэта, сделав его более высоким и величественным, а как известно в жизни поэт не обладал такими параметрами: его рост составлял 166,5 см, или же 2 аршина и 5 вершков с половиной. Кстати, А. М. Опекушин создал памятник поэту и в Санкт-Петербурге, где изобразил его все-таки в реальных пропорциях, что вызвало немало споров и негодования в момент открытия памятника. Но вернемся снова к Тверскому бульвару.

Вдоль главной аллеи бульвара установлены скамейки, фонари, по вечерам зажигается иллюминация.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Сразу после Великой Отечественной войны бульвар был облагорожен — посадили новые деревья, сделали дорожки, а также установили кованую ограду по проекту архитектора Г. Луцкого.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

В первые годы существования бульвара почти весь бомонд Москвы собирался именно здесь. Сюда приезжали на повозках, запряженных лошадьми, гуляли, устраивали балы. Позже с появлением трамвая, проложили трамвайные пути, которые впоследствии заменили троллейбусом, который курсирует вдоль бульвара до сих пор. Вдоль бульвара можно проехать на маршрутах 1,15 и 31. Где-то неподалеку в доме на Большой Никитской улице, где проживало семейство Гончаровых, А. С. Пушкин познакомился со своей будущей женой.

Если идти по бульвару со стороны Пушкинской площади, то по левую руку можно увидеть самый известный московский ресторан «Пушкинъ», пользующийся особой популярностью у иностранцев.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

На Тверском бульваре расположены не только 3 известных памятника, но и 2 театра:

* Московский Драматический театр имени А. С. Пушкина

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

* Московский Художественный Академический театр имени М. Горького

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

На территории бульвара, как раз неподалеку от Московского Художественного Академического театр имени М. Горького, то есть по нечетной стороне нумерации домов, растет старый-старый дуб. По преданию ему насчитывается более 200 лет и он чудом не пострадал во время пожара 1812 года. Раньше я ходила по Тверскому бульвару и даже не обращала на это внимания, а увидев его, был приятно удивлена, вспомнив пушкинские же строки:

«У Лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том…»

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Дуб решили огородить от назойливых ног прохожих, чтобы хоть как-то обезопасить корневую систему долгожителя. И если приглядеться, то можно увидеть, как особо находчивые уже прикрепили к цепи замочек — эта современная свадебная традиция видна почти во всех памятных местах города, хотя обычно замочки крепят на мосту: самым известным местом является Лужковский мост, ведущий к Болотной площади. Был даже момент, когда инженеры всерьез обеспокоились за конструкцию моста и его вес, после тысячи прикрепленных на него замочков: было решено поставить на набережной специальные металлические деревья, чтобы мост не дай бог не рухнул от перевеса.

В фактическом конце бульвара, около Тверской улицы, довольно часто проходят различные фотовыставки. Я попала на фотовыставку «Страницы Победы».

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

На бульваре оборудованы 2 детские площадки — в середине и в начале.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Есть общественные туалеты, на удивление, работающие.

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Вдоль бульвара располагаются места, где можно просто перекусить, а также полноценно поесть: уже упоминаемый Макдональдс; очень милое кафе, расположенное напротив старого дуба по четной стороне, — «Кулинарная лавка братьев Караваевых»; ресторан «Бублик».

Добраться можно, как я уже и говорила, со стороны Никитского бульвара, а также прямо из выхода из метро Тверская, что будет гораздо ближе, если добираться по метро. Я довольно часто посещаю театры, в том числе и расположенные на Тверском бульваре Московский Драматический театр имени А. С. Пушкина и Московский Художественный Академический театр имени М. Горького. Приезжаю пораньше перед спектаклем, если погода позволяет, и в очередной раз прогуливаюсь по аллеям бульвара. Думаю, что Тверской бульвар конечно не шедевр архитектуры и инженерной мысли, да и растения диковинные тут вряд ли встретишь, но место довольно приятное и ухоженное, где приятно провести время, назначить встречу или даже свидание, ведь будучи в Москве, грех хоть однажды не прождать несколько минут под под памятником известному поэту. Однако гуляя даже здесь, стоит помнить, что понятие отдыха в Москве для некоторых весьма специфическое :)

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

P.S. Я даже не знаю, как так получилось, но гуляя по Тверскому бульвару, я как бы погрузилась в те самые пушкинские строки из поэмы «Руслан и Людмила», ведь не зря здесь там много напоминаний о поэте… Здесь и «дуб зеленый», и «русалка ветвях сидит» (скорее под ветвями, но это такая современная интерпретация), и «неведомые дорожки», и «избушка на курьих ножках», да и «дядька Черномор»…

Тверской бульвар (Россия, Москва) фото

Желаю всем жителям и гостям столицы приятной, а порой и сказочной прогулки по Тверскому бульвару!

Среда, московское время: 10.34.

Запрыгиваю в трамвай №3 на остановке «Черноморский бульвар», практически равно удаленной от станций метро «Севастопольская» и «Чертановская» и потому нежно любимой местными жителями. Трамвай внезапно пуст: ну не считая еще трех таких же любительниц наземного транспорта.

Маршрут №3, максимально приближенный к современному, сформировался в 1956 году: тогда следование трамвая обозначалось как от станции метро «Кировская» до поселка ЗИС (рабочего поселка Завода имени Сталина). За минувшие 65 лет эти места успели войти в состав Москвы, застроиться пятиэтажками и подготовиться к реновации, а вот в траектории движения трамвая практически ничего не изменилось — конечно, кроме пейзажа за окном.

Симферопольский бульвар, по которому едет трамвай, — некогда главная улица этого рабочего поселка, общего дедушки районов Зюзино и Нагорный. Сейчас, конечно, многоэтажные новые дома здорово испортили шарм, но кое-где еще можно рассмотреть следы былой эпохи — небольшие двух- и трехэтажные домики или, наоборот, парадные дома с украшенными эркерами фасадами. Ну просто представьте себе, что едете по главной улице небольшого поселка, и это будет правдой. Кстати, на этом участке трамвай катится буквально по административной границе — ЮАО и ЮЗАО, Нагорный и Зюзино разделяют именно трамвайные пути. Можно проникнуться торжественностью момента…  ну и зачекиниться, например. С соответствующей припиской: мол, в пандемию выбирать не приходится, так хоть какую границу пересечь уже почитаешь за счастье.

Первая достопримечательность за окном: Москворецкий рынок, известное место паломничества за свежими ягодами и недорогими овощами. Принято считать, что Москворецкий остался едва ли не единственным классическим, нетронутым старомосковским рынком (это гордое звание делит с ним Преображенский), вот только ценители продуктового туризма вздыхают — от метро далековато! Пожалуйста, подсказка: можно на трамвае доехать, удобно.

На светофоре на пересечении с Нахимовским проспектом стоим несколько минут: развязка неудобная и для машин, и для рельсовых. Все, ЮЗАО мы покинули, дальше двигаться будем через Южный округ — и в Центральный. Кстати, вот парадокс: остановка на углу Нахимовского проспекта и Симферопольского проезда вновь называется «Симферопольский бульвар», хотя мы уже пару километров отъехали от «Симферопольского бульвара, 20» и вообще оставили бульвар позади.

На Варшавское шоссе трамвай выбирается через эстакаду — это короткая, но совсем не живописная часть маршрута. Внизу — железнодорожные пути и тоннель, в стороне — строительный рынок «Каширский двор»…  короче говоря, в окно смотреть незачем. Да и есть повод отвлечься: в трамвай нагрянул контролер. По опыту — рановато, обычно они начинают охоту уже внутри Садового. Но, может, решил пораньше поискать безбилетников — с тех пор как отменили вход только через переднюю дверь и через турникет и сделали акт прикладывания «Тройки» к валидатору фактически добровольным, для них столько соблазнов. Однако на этот раз — никого, все пассажиры порядочные и законопослушные. Что, кстати, тоже странно: обычно почти каждый раз можно наблюдать сцену торжественного выдворения из вагона наглого любителя халявы. Кстати, трамвай к этому моменту уже заполнен примерно на треть.

Дальше Варшавское шоссе тоже пейзажами не радует: справа — сплошь строящиеся многоэтажки, слева — то немногое, что осталось от старой застройки. Например, красное кирпичное здание «Варшавских бань». В 2021 году, конечно, бани — это уже скорее что-то вроде спа, а не повод с негодованием отвечать: «Какая баня, у него в квартире есть ванная!», однако успехом они по-прежнему пользуются, народ приезжает.

10.52 — метро «Нагатинская». Первая станция на пути нашего следования — всего через 20 минут. Здесь уже народу ощутимо прибавилось.

10.55 — станция МЦК «Верхние Котлы». Формально, конечно, это две станции одного пересадочного узла, однако на самом деле — самостоятельные единицы: расстояние-то между ними около 2 км. И трамвай — самый приемлемый способ эту пару километров преодолеть: после запуска МЦК даже остановку перенесли (раньше она называлась «Центр международной почты» в честь почтового отделения), кроме того, появилась зебра через Варшавское шоссе. Следующая — почти у съезда на ТТК. Не помню только, по какому тарифу «Тройки» зачтется связка «метро — трамвай — МЦК» и не придется ли за нее платить как за три отдельные поездки. Хотя представителям семейства рельсовых всяко удобнее, чем четырехколесным: с тех пор как в 2016 году запустили движение поездов по МЦК, на этом месте — хроническая пробка. Почему — черт знает: «Ласточки» вроде по собственным рельсам ездят, а не по тротуару, и огромной перехватывающей парковки нет. Однако все равно пробка.

На этот раз пробка усугубляется ремонтными работами. В 2021 году Варшавское шоссе угодило в очередной план по благоустройству в рамках программы «Мой район», поэтому смотреть по сторонам не слишком интересно — кругом ремонт. Обещают, что скоро отремонтируют дороги и тротуары, восстановят газоны, установят новые скамейки и урны, приведут в порядок лестницы и ограждения…  в общем, прекрасный план! В перспективе. Ну а пока — летняя московская пыль, смешавшись с пылью строительной, залетает в окно бегущего трамвая, а за окном мелькают рабочие в оранжевых жилетах. Чуть дальше, с левой стороны, по четную сторону Варшавки, мелькают монументальные нарядные сталинские дома: чем ближе к ТТК, тем меньше это шоссе уступает традиционно пижонским Ленинскому и Ленинградскому проспектам.

Остановка «Новоданиловский проезд. Академия водного транспорта». Справа — солидное краснокирпичное здание отеля «Азимут», которое закрывает от любопытных глаз архитектурный ансамбль «Даниловской мануфактуры», бывшей ткацкой фабрики. Самые крупные из корпусов названы в честь основателей предприятия — Кноппа и Мещерина, а мелкие — в честь тканей, которые тут производили: Фланелевый, Батистовый, Ситцевый и Сатиновый. На фасаде одного из зданий, который можно рассмотреть даже из окна трамвая, увековечена цифра 1876. Правда, у тех москвичей, кто хорошо помнит 1990-е годы, с этим местом совсем другая ассоциация — никакие не ткани…  то есть ткани, конечно, но в другом прочтении: здесь располагалась детская «Ярмарка на Тульской», на которой наравне с Коломенской ярмаркой и «Совенком» на Савеловской одевали добрую половину московских детей минувшей эпохи.

В 2010-х годах в «Даниловской мануфактуре» была предпринята одна из первых московских попыток создать на месте бывших фабричных коридоров модное лофт-пространство. Однако сегодня красный кирпич уже всем приелся: у нас есть «Трехгорная мануфактура», есть «Московский шелк», есть старый добрый «Флакон», есть «Арма», а совсем неподалеку есть завод Владимира Ильича (мы туда совсем скоро доедем). Но тем не менее каждому району Москвы, особенно расположенному в ржавом поясе, нужен свой лофт-квартал — это ведь и ресторанчики, и фактурные красные стены для девчачьих фотосессий, важное место!

До Зацепы водит мама два прицепа

Сразу за ТТК уходим с Варшавского шоссе вправо: узкий Холодильный переулок задуман только для движения трамваев, однако нет-нет, да залезает сюда какая-нибудь отчаянная машина — и провоцирует либо ДТП, либо просто пробку. На этот раз обошлось.

Подъезжаем к площади Серпуховской Заставы: добро пожаловать в Москву — ну в Москву в границах Камер-Коллежского Вала. Здесь и была граница, то есть пограничная застава, и здесь же сохранились улицы с характерными названиями — Мытная, Щипок, а также Зацепская площадь. Границы города были в первую очередь границами таможенными: здесь торговцы отчитывались, что и зачем везут. Еще есть легенда о происхождении названия улицы Зацепа, Зацепского Вала и Зацепской площади (туда доедем чуть позже): якобы там стояла очередь на заставу вдоль цепи.

Прежде всего, конечно, искали контрабандный алкоголь. Так что известная картина Василия Перова «Последний кабак у заставы», строго говоря, наполнена внутренней трагедией — это попытка как можно скорее допить то, что можно допить, чтобы не платить таможенную пошлину. Вот только теперь вместо приграничных кабаков вдали белеет модный Даниловский рынок, и чисто теоретически никто не запрещает выходцам из подмосковных деревень и сел — Волхонки, Зюзино, Чертаново, Котловки и так далее — пропить здесь все излишки перед въездом в «настоящую» Москву. Традиции — сильная штука, может, поэтому жители южных границ так охотно оставляют деньги на Даниловском?

На рынок не поедем — туда убегают другие трамвайные рельсы, те, что в сторону Шаболовки. Сворачиваем на Даниловский Вал: слева остается внушительное здание Московского монетного двора. Отсюда выходит значительная часть мелочи, которая так надоедливо утяжеляет наши кошельки и карманы (или уже ничего не утяжеляет, все на карточки перешли?). Конечно, в Москве место для Монетного двора выбрано менее впечатляющее, чем в Петербурге — там-то он на территории Петропавловской крепости, но уж как есть.

А справа вот-вот покажутся ласточкины хвостики, белые зубчатые стены Свято-Данилова монастыря. Помните, несколько лет назад в Москву привезли мощи святого Спиридона Тримифунтского, и перед Храмом Христа Спасителя выстроилась длиннющая очередь паломников? Так вот, можно было в той очереди и не стоять: в Свято-Даниловом монастыре давно хранятся частица мощей святителя Спиридона Тримифунтского и его башмачок: эти святыни передали в Россию с греческого Корфу (там, кстати, очереди к мощам тоже нет). Снаружи монастырь выглядит солидно и внушительно, почти как кремлевские стены, а вот внутри спряталось барокко — церковь Симеона Столпника. Сюда же, кстати, местные не ленятся приезжать за пирожками и прочей выпечкой из монастырской лавки — считается, что вкусно. Проверим как-нибудь в следующий раз.

Катимся дальше по Дубининской улице — не путать с Дубнинской (это далеко, это в Дегунино). Значительную часть территории слева занимают корпуса Павловской больницы, ныне ГКБ №4 — это одно из самых старых лечебных учреждений в России, основана она была еще в 1763 году, но работает до сих пор. Правда, тогда, в конце XVIII века, она считалась «больницей для бедных» и состояла из деревянных зданий. Позднее над архитектурным ансамблем потрудились такие гении своего времени, как Казаков и Жилярди, так что теперь здесь не только больница, но и памятники архитектуры.

Дальше очередное чудо краснокирпичной промышленной архитектуры, преобразованное в модный лофт — завод Владимира Ильича. Хотя сам Ильич, конечно, к его деятельности не имел никакого отношения, не работал там уж точно. Завод был основан в 1847 году для приготовления и починки машин, ввозимых из-за границы (иначе говоря, для адаптации их к российским реалиям), а в 1916-м перешел в собственность предпринимателя Михельсона. Он и сменил профиль производства на снарядный и машиностроительный. При чем здесь Ильич?..  Да лишь при том, что в августе 1918 года именно тут Ленин должен был выступать на митинге перед рабочими — и именно тут пряталась эсерка Фанни Каплан. Тут и настиг Ильича самый известный выстрел в советской истории (роковым, впрочем, не ставший). На месте покушения установлен монумент, а завод переименовали в 1922 году. Сегодня в бывшем заводском комплексе зданий в переулке с красноречивым названием Партийный обосновалась редакция газеты «Известия», кстати, ровесницы того покушения. Уютными эти места не назовешь, но разве фабрики да заводы обещали кому-то уют (особенно с таким бэкграундом)?

Дальше — перекресток: налево уходит улица с таможенно-пограничным названием Щипок (здесь раньше проезжающие возы щипали, «щупали», выискивая контрабанду), а направо — Жуков проезд (опять же не путаем с проспектом Маршала Жукова на северо-западе).

Здесь все чаще мелькают малоэтажные домики, правда, в невеселом состоянии: вроде бы уже и центр города, но какой-то совсем не гламурный и не ухоженный. На подъезде к Павелецкому вокзалу ровно вдоль трамвайных путей растянут рекламный баннер: анонс строящегося ЖК «Амарант». С ним весьма интересная история: как выяснили (ну прочитали на информационном щите) жители, ради сооружения этого неувядающего цветка — перевод с греческого! — планируется уничтожить 167 деревьев и 240 кустарников, а взамен посадить три новых дерева и сохранить еще одно. «Нормальное такое озеленение, да?» — задаются местные вопросом. Риторическим, конечно. Впору привыкать: не сегодня, так через десять лет по всей Москве будет что-то подобное, если, конечно, кому-нибудь чувства меры не завезут вместе с ежегодными поставками плитки.

Остановка «Зацепская площадь». Помните из детства: «Потому что до Зацепы водит мама два прицепа» — это вот сюда, да-да, мы приехали. С правой стороны — здание Павелецкого вокзала, а скоро здесь обещают построить очередной торговый центр: ну непорядок же, до ближайшего аж 10–15 минут пешком, никакой свободы шопинга! Котлован для него, как мы знаем, начали копать еще в благословенную эру Юрия Михайловича, но теперь твердо решили закончить. Ну а что, логично: сошел с поезда — и сразу в ТРЦ за покупками! На Курском так, на Киевском так, почему на Павелецком должно быть как-то иначе?

Подъезжаем к Павелецкому вокзалу, вполне резво — повезло со светофором! — переваливаемся через Садовое кольцо. 11.17 — метро «Павелецкая».

Москва настоящая, историческая, купеческая

Добро пожаловать в Замоскворечье! Здесь, конечно, пейзаж уже поуютнее — и все точно по Цветаевой (деликатно забудем, что вообще-то Марина Ивановна уроженка Тверской, Замоскворечье не любила): «слава прабабушек томных, домики старой Москвы… » В переулочки скромные, правда, трамвай заезжать не будет, но даже вдоль Новокузнецкой улицы только успевай головой вертеть — нормальная экскурсия по Замоскворечью занимает не один час. Конечно, только одним глазом, туда-сюда…

Слева — краснокирпичный храм какого-то не очень московского, а скорее византийского вида (да-да, мы помним про Третий Рим): отличается от тех маковок церквей, к которым мы привыкли. Разгадка проста: храм старообрядческий. Покровский старообрядческий собор 1910 года постройки в свое время стал жизненно необходимым местом для московской старообрядческой общины после того, как в 1905 году был принят манифест о веротерпимости и старообрядцам не нужно было прятаться.

За окном мелькают разноцветные особнячки, осколки купеческого царства. Тут уж точно надо брать с собой в трамвай экскурсовода, причем желательно выходить на каждой остановке, а не крутить головой по ходу движения. Знатоки Замоскворечья про каждый дом на Новокузнецкой улице готовы рассказывать целые истории, но у нас всего несколько минут. Вот, к примеру, №40 — особняк Бачуриной-Смирновой, около которого в 1994 году неудачно покушались на Бориса Березовского (тоже уже история). Совсем рядом — еще один печальный привет из 1990-х: в подъезде дома №30 по Новокузнецкой улице в 1995-м был убит Влад Листьев. Так что спорный вопрос, про какую Москву тут стоит экскурсии водить, про купеческую или про ту, недавнюю…

Малоэтажная, старая, уютная заявляет о себе более чем явно. Кокетливо-бирюзовый, с пышной белой лепниной и вылепленными на фасаде цифрами «1896» особняк №27 некогда принадлежал купцу Константину Бахрушину: построили здание гораздо раньше, а вот в 1896 году завершили парадную отделку. Сейчас, правда, назначение здания никак не соответствует его нарядному бирюзово-белому оформлению — там прокуратура. Напротив, под №26, тоже интересный дом: один из немногих сохранившихся в Москве с деревянным вторым этажом. Изящные модерновые башенки-сундучки серого цвета, №12 и 14, сегодня посольство Индонезии, а когда-то особняк купца Татищева, спроектированный в 1911 году архитектором Густавом Гельрихом. Практически напротив него, под №11 с острыми башенками — посольство Мали, бывшая городская усадьба купцов Целибеевых.

Не прекращая вертеть головой, подъезжаем к повороту в Климентовский переулок слева: впереди, за улицей, которая уже претендует на звание новых Патриков (каких уже по счету в Москве?), маячит шикарный храм Климента, Папы Римского. Нет, католики тут ни при чем, но что-то западное в этой постройке определенно есть: идеальный образчик барокко, над которым работал в 1760-е годы Пьетро Антонио Трезини, в просторечье Петр Трезин — тот самый итальянец, который был главным архитектором Петербурга.

11.20 — метро «Новокузнецкая». Большинство пассажиров трамвая вываливаются именно здесь — удобная станция, все логично — новые запрыгивать почему-то не спешат. Через пару минут переезжаем через Комиссариатский, а потом через Большой Устьинский мост. Вот теперь выбирай, что ловить в кадр: прекрасный вид на Кремль слева или высотку на Котельнической набережной справа?! Кажется, синдром Стендаля подкрадывается незаметно.

Площадь Яузские Ворота, а за ней — первые намеки на Таганку. Все-таки старая Москва вся неуловимо разная, и перепутать Замоскворечье с Таганкой на глаз практически невозможно (если развита, как принято нынче говорить, насмотренность). Там, справа, за голубой колокольней Троицкой церкви, совсем другая Москва, там Заяузье. Ну а трамвай аккуратно, мимо храма святых апостолов Петра и Павла, заезжает на самое начало Яузского бульвара.

У Покровских ворот

Кстати, если есть идея послать кого-то к черту на куличики, то это — сюда. Только не на куличики на самом деле, а на Кулишки — так назывался когда-то уголок между Москвой-рекой и Яузой. Сейчас его чаще можно встретить под названием «Ивановская горка», кстати, в последние несколько месяцев этот топоним стал почти нарицательным, общим обозначением борьбы защитников старой Москвы с беспощадной современной застройкой. Тут уж никаких трамвайных экскурсий: по Ивановской горке надо ходить пешком, искать следы дореволюционного криминала на Хитровке, сверяться с записками дяди Гиляя, завтракать в Blanc, листать умные книги в «Гиперионе», слушать орган в костеле и всячески погружаться в атмосферу, как говорится, самого богемного квартала Москвы.

По другую сторону Яузского бульвара можно рассмотреть один из самых известных домов советского кино — №16 по Подколокольному переулку (или №2 по Яузскому бульвару). Солидный, монументальный, но приземистый восьмиэтажный образец конструктивизма 1934 года — жилой дом, построенный для сотрудников Военно-инженерной академии имени Куйбышева. Дом настолько соответствует своей эпохе, что его даже украсили скульптурами — здесь рабочий с отбойным молотком и книгой и колхозница с винтовкой и снопом. Эти ребята напоминают скульптуры на крыше библиотеки имени Ленина (и правильно напоминают, в одно время созданы!), и кажется, что на уютном Бульварном кольце им совсем не место…  но в этом и соль Москвы — в архитектурной эклектике.

Дом, в народе прозванный голосовским (по фамилии архитектора), неоднократно снимался в кино: в «Холодном лете пятьдесят третьего… », в картине «Хрусталев, машину!» и, конечно, в «Покровских воротах». К ним, кстати, мы вот-вот подъедем, но искать следы любимого фильма бессмысленно: фасад дома сохранился — и достаточно. Теперь главный памятник здешних мест  — «Яма» на Хохловской площади, бесславно простаивающая в ограждениях. Не получилось здесь ни городского лектория, ни места для культурного уличного пьянства; власти Москвы пошли по самой надежной, проверенной тактике — запретительной. Так долго и бережно делали этот амфитеатр на Хохловской, так анонсировали…  и все, забор, привет!

Чуть поодаль, за деревьями и памятником Чернышевскому, притаился МОНИИАГ — Московский областной НИИ акушерства и гинекологии, едва ли не старейший в Москве — принимать роды здесь начали в 1868 году, когда там открыла небольшую, на пять кроватей, лечебницу Елизавета Петровна Милюкова. Существующее сегодня здание построили в 1907 году, а в 1910-м открыли здесь еще и первую в Москве детскую консультацию с молочной кухней — именно этот роддом стал прообразом для всех остальных в Российской империи. И он все еще работает. Здесь все еще рожают — уже, считай, 150 лет подряд! Тут уж дело вкуса: можно ужасаться отсутствию «приличного» ремонта, а можно и завидовать своим детям, раз им выпало счастье появиться на свет под исторической крышей (тем более что куда более известный в народе роддом Грауэрмана закрыт, так что выбор невелик).

Останавливаемся на светофоре у пижонской «Кофемании». Есть минутка, чтобы окинуть взглядом летнюю веранду и в очередной раз удивиться — не оскудевает поток желающих выпить капучино за 500 рублей, ох не оскудевает!

Пересекаем Покровку, дальше — на Чистопрудный бульвар мимо здания театра «Современник» и библиотеки имени Достоевского. Мимо самого пруда — летом там нет недостатка в отдыхающих.

Несмотря на рекламу в строках Пушкина, «у Харитонья в переулке» (в Большом Харитоньевском) выходить не будем — нет там уж ни объявленной старой девой Татьяны Лариной, ни ее родственников, так что и искать нечего. Катимся дальше: трамвай высаживает пассажиров около памятника Грибоедову.

11.33 — метро «Чистые пруды», конечная.

Итого 59 минут. Считаем для сравнения: та же дорога от «Чертановской» до «Чистых прудов» на метро с пересадкой заняла бы 34 минуты. Трамвай в полтора раза медленнее, но точно интереснее и живописнее. И историчнее: если первая линия метро заработала в Москве только в 1935 году, то трамвай — в 1899-м. Почти 40 лет — слишком солидная разница даже для самых лучших друзей, хоть сегодня метро и трамвай неплохо дополняют друг друга (и засчитывают поездки по одной «Тройке»). Так что это разные жанры. Трамвай как раз для тех, кто любит ностальгически вздохнуть: мол, сейчас москвичи вечно бегут, у них нет времени посмотреть по сторонам…  Вот, пожалуйста: сиди час у окошка и смотри по сторонам. И фотографируй, все же помнят главное правило современного мира: не сфоткал — значит, не было!

Фото: Владимир Зуев

«Трамвай прощается с центром», — такой заголовок выбран для раздела книги «История Московского трамвая» С.А. Тархова, в котором описываются изменения, происходившие с маршрутами московского трамвая в 50-60-е годы.
Раздел проллюстрирован схемой.
Одной из последних в пределах Садового кольца была закрыта линия по ул. Солянка, Астаховскому пер., Подколокольному пер. и ул. Обуха. Здесь работали вагоны 24-го маршрута депо имени Апакова. К сожалению, разные источники (вышеупомянутая книга С.А. Тархова и книга «Трамвайное депо имени П.Л. Апакова» А.И. Кирсанова и В.В. Розалиева) расходятся в дате прекращения движения — первый источник утверждает, что это случилось 25 октября 1963 года, второй называет дату 23 октября 1963 года.
Несмотря на это, трамвай на улице Обуха заменили автобусом (маршрут № 55), который был отменён во время автобусного кризиса начала 90-х.

Так или иначе, в пятницу после работы намечалась прогулка к полуснесённому дому на 2-м Сыромятническом переулке, поэтому от Раушской наб. был выбран путь вдоль бывшего маршрута трамвая № 24. Попутно искали следы трамвая (обычно остаются в лице крюков, на которые крепились растяжки контактной сети). И часть из них была найдена.
Полный фотоотчёт по прогулке представляется вниманию на алзеляндексе.

Астаховский (теперь — Певческий) переулок. До восстановления заброшенной линии по Яузскому бульвару, здесь было напряжённое двиение трамваев. Линия закрыта в октябре 1963
Певческий (Астаховский) переулок

Подколокольный переулок. Трамвайная линия спускалась вниз и у дома расходилась: направо на пл. Дзержинского (закрыта 07.05.56) и налево (закрыта 23.10.63). А вот автобус (из-за узости второй части) здесь ходил только в сторону центра.
На доме слева заметны крюки от растяжек (на симметричные крюки с другой стороны дома закреплены растяжки действующей сети)
Подколокольный пер.

«В июле-августе 1955г. были восстанвлены заброшенные (с 30-х годов) пути по Яузскому бульвару от угла Подколокольного пер. до Яузских ворот (все трамваи, шедшие по Бульварному кольцу, должны были делать крюк через Подколокольный и Астаховский переулки до Солянки). Движение вагонов маршрутов №№ 15 и «А» по Яузскому бульвару началось 11 сентября 1955 г. Благодаря этому значительно разгрузилась трамвайная линия по Подколокольному переулку.» («История Московского трамвая»)
Что любопытно, на эту линию (и обратно) можно было проехать только с Покровского бульвара (и уехать дальше только на Устьинский мост), «благодаря» чему после снятия линий до пл. Дзержинского пришлось сохранять линию через Астаховский пер. для 24-го маршрута.
Яузский бульвар

Улица Воронцово поле (Обуха), д. 2. Крепления растяжек контактной сети трамвая.
Воронцово поле, 2. Крюки

До октября’1963 здесь ходили трамваи.
Ул. Воронцово поле (Обуха)

Полигонометрический знак

Автобус тоже «постарался» и оставил о себе напоминание, хотя ему это сделать сложнее, чем трамваю.
Остановка «Дурасовский переулок» (бывшая «Музей восточных культур») — единственная, выпавшя из транспортного обслуживания с отменой маршрутного движения по ул. Обуха (остальные остановки располагались на перекрётсках с действующими магистралями, где движение сохранялось)
А вот и рамочка:)

До октября’1963 здесь ходили трамваи.
Улица Воронцово поле (Обуха)

На этом перекрёстке раньше трамвай ходил во всех 4-х направлениях, с 52го года — в 3-х, с 61-го — в 2-х (пересечение Садового кольца), с 63-го — снят.
Ул. Чкалова (Земляной вал)

Теперь 24-й маршрут начинается отсюда. Кольцо в 1-м Сыромятническом пер. было сооружено в 1952-м году взамен старого кольца на ул. Чкалова. Трамвай поворачивает на Верхн. Сыромятническую ул. — линию, открытую 29 июня 1952 года (через Костомаровский мост и Школьную ул. до пл. Ильича). Одновременно на новую линию было перенесено движение со 2-го Сыромятнического и короткого отрезка Бол. Полуярославского пер.
А вот и 24-й

2-й Сыромятнический пер., д. 4. Единственное сохранившееся здание, которое «помнит» здесь трамвай. Но и его скоро не будет…
2-й Сыромятнический пер., 4/14

…потому что внутри оно уже наполовину снесено, а соседний дом — полностью.
Кран — на другой стороне 2-го Сыромятнического, на месте старых домов строит «Представительство Чеченской Республики при Президенте РФ»
2-й Сыромятнический, 4

Трамвай здесь ходил с 31.01.33 до 29.06.52. Какое-то удручающее впечатление с этими заборами: слева — сносимый дом (4), справа вышеупомянутое строительство
2-й Сыромятнический пер.

Угол 2-го Сыромятнического и Бол. Полуярославского. Заметно, что один из 4-х «углов» имеет плавный поворот — свидетельство ранее расположенной здесь трамвайной кривой
Угол 2-го Сыромятнического и Бол. Полуярославского

Линия по Костомаровскому переулку была открыта 29 июня 1952 года.
24-й следует по временному маршруту Новоконная — Курский вокз. — 3-я Владимирская
24-й

С 52-го года трамвай стал поворачивать направо (а шёл прямо) и появился тот, который пересекает
Большой Полуярославский пер.

Московская трамвайная достопримечательность — сплетение путей в тоннеле под путями Курского вокзала. Линия открыта 31.01.33
Знаменитое "сплетение"

Вагон 4086 развернулся у Курского возкала и едет на «расплетение»:) своим маршрутом до 3-й Владимирской улицы
Выезжает

Полуснесённый дом (№ 1 по Сыромятническому проезду). Особенно хорошо видны снесённые части, если ехать на поезде/электричке Курского направления
Сыромятнический пр.

А вот поднимается и наш 24-й (Сыромятнический проезд)
24-й на Сыромятническом проезде

А в трамвае-то час «пик»
24- в 6 вечера

Все вышли у Курского вокзала, а мы с трамваем продолжили путь дальше в сторону Абельмановки.
Церковь и остановка

Прогулка завершена.

И в качестве заключения — цитаты из годового отчёта Главмосгортранса за 1963-й год:
В 1963 году строительство трамвайных линий производилось, как и в 1962 году, недостаточно.
1. В эксплоатацию принята одна линия трамвая от пос. ЗИЛ до пос. Волхонка по пр.пр. 1680.
Протяжённость линии — 4,2 км одиночного пути.
С продлением линии улучшилось обслуживание населения района новой застройки Волхонка-ЗИЛ.
2. Произведено спрямление трамванйой линии на Нагатинском шоссе у села Коломенское протяжённостью 0,6 км одиночного пути
3. В начале 1964 года будет принята в эксплоатацию трамвайная линия по Открытому шоссе… (2,8 км о.п.)
4. В октябре 1963 года закончена постройка и принята в эксплоатацию новая линия трамвая по пр. 1296 от Б. Устьинского моста до Новокузнецкой ул. — протяжённостью 1,6 км о.п.

В 1963 году произведено снятие движения трамвая:
1. С Петровского и Страстного бульваров (1,97 км о.п.)
2. С Пятницкой ул. от Климентовского пер. до Балчуга (1,9 км о.п.)
3. С ул. Обуха от Покровского бульвара (ошибка?) до ул. Чкалова (1,7 км о.п.)
4. С ул. Осипенко от Балчуга до Краснохолмского моста и Зацепского вала (5,2 км о.п.)

Снятие движения трамвая ухудшило обслуживание жителей района ул. Обуха и др.

Длина пассажирских линий трамвая на 1.1.1964 составила 413,17 км о.п., а на 1.1.1963 составляла 416,92 км о.п., т.е. уменьшилась за год на 3,75 км одиночного пути.

February 19 2009, 15:07

Category:

  • Транспорт
  • Cancel

Снова о трамваях…

Возвращусь к записи Madiken_Old «А в это время женщины копали…» Поскольку фотография сделана в 1949 году, то речь идет не о прокладке трамвайных путей, а совсем даже наоборот — о снятии последнего маршрута вдоль Тверского бульвара (согласно Карте снятия трамвайных путей в центре города в 1945 — 1950 гг. Трамвайные пути были сняты 09.VII.49). Возможно, это маршрут № 17? Так как последний год существования «Аннушки» на Тверском — 1948.


Взято здесь:
http://tram.ruz.net/maps/sh1945-1950.jpg

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Величина равная отношению работы электрического тока ко времени его прохождения называется
  • Велосипедист едет со скоростью 12 километров в час за какое время он проедет 36 километров
  • Велосипедист проезжает за 6 часов такое же расстояние которое мотоциклист проедет за 1 час
  • Велосипедист проехал 128 км от березина до вязова с одинаковой скоростью первую часть пути
  • Венчурный капитал инвестируется в покупку инновационной компании с целью получения высокой