В период сословно представительной монархии во франции во время работы генеральных штатов

Началом
Периода
сословно-представительной монархии
Во
Франции (XIV — XV вв.) принято считать созыв
в 302 г. Генеральных
штатов —
Высшего
Органа сословного представительства.

Предшественниками
Генеральных штатов во Франции были
расширен­ные заседания королевского
совета (с привлечением городских верхов),
а также провинциальные ассамблеи
сословий, которые положили на­чало
провинциальным штатам. Генеральные
штаты являлись совеща­тельным органом,
созываемым по инициативе королевской
власти в критические моменты для оказания
помощи правительству; основной их
функцией было вотирование налогов.
Каждое сословие заседало от­дельно
от других:

В
первой палате — Высшеедуховенство;

•во
второй — депутаты от Дворянства;

•в
третьей — выборные депутаты от верхушки
Горожан,
«третьего сосло­вия».

Каждая
палата имела только один голос независимо
от числа предста­вителей. Утверждение
решения осуществлялось всеми палатами
простым большинством голосов.

Значение
Генеральных штатов возросло во время
Столетней войны, когда королевская
власть особенно нуждалась в деньгах.
Центральными
органами управления
В
этот период были:

Государственный
совет,
Осуществлявший
по указаниям короля руковод­ство и
контроль за отдельными звеньями
управления;

Счетная
палата,
Ведавшая
финансами.

К
наиболее значимым должностным лицам
относились:

Канцлер,
В функции
которого входили текущее управление и
контроль за деятельностью должностных
лиц; во время отсутствия короля он
председательствовал в Государственном
совете, под его руководством составлялись
проекты ордонансов;

Коннетабль
Командир
конного рыцарского войска, впоследствии
ко­мандир королевской армии;


Казначей;

Палатины
Королевские
советники, выполнявшие отдельные
поруче­ния короля.

2.
В Системе
судебных учреждений
Произошли
следующие изменения:

• королевская
юстиция потеснила сеньориальную и
церковную, значи­тельно расширилась
юрисдикция королевских судов: они могли
пере­смотреть любое решение
сеньориального суда;

• хотя
судебные органы по-прежнему не были еще
отделены от админи­стративных,
наметилось их обособление и соответственно
формирова­ние судебной системы.

При
Людовике IX был создан специальный
судебный орган — Парла­мент,
В дальнейшем
ставший высшим апелляционным судом
королев­ства, важнейшей апелляционной
инстанцией. Парламент рассматривал
наиболее важные уголовные и гражданские
дела, мог пересматривать решения и
приговоры нижестоящих судов с новой
проверкой всех ра­нее рассмотренных
или вновь представленных доказательств,
осуще­ствляя таким образом контроль
над местными судами. Правосудие
на местах
От
имени короля вершили бальи, сенешали и
прево, рассматривая основную массу
уголовных и гражданских дел. Церковный
суд
Превратился
в специальный суд по делам особой
пред­метной и персональной подсудности
и образовал инстанционную сис­тему:

• низшая
инстанция — суд официалов, специальных
уполномоченных епис­копа;

• вторая
инстанция — суд архиепископа;

• следующая
инстанция — суд кардинала;

• высшая
инстанция — суд римской курии, который
рассматривал наибо­лее важные дела.

В
XIV в. был создан специальный орган
уголовного преследования и обвинения
Прокуратура,
Члены которой
именовались королевскими прокураторами
и выступали в судах как обвинители по
делам, затраги­вавшим интересы монархии
(«интересы короны»).

3,
В ходе военных реформ второй половины
XIV в. и первой половины XV в. Королевская
армия
Становится
регулярной,
Значительной
по численнос­ти, с централизованным
руководством и четкой системой. К этому
вре­мени правительство после введения
постоянных налогов имело в своем
распоряжении значительные средства,
которые использовались для вер­бовки
наемников, по большей части иностранцев
(немцев, шотланд­цев и т. д.). Офицерские
должности занимало по преимуществу
дворян­ство.

Генера́льные
шта́ты
во
Франции
(фр. États
Généraux
) —
высшее сословно-представительское
учреждение в 1302—1789 годах.

Возникновение
Генеральных штатов было связано с ростом
городов, обострением социальных
противоречий и классовой борьбы, что
вызывало необходимость укрепления
феодального государства.

Предшественниками
Генеральных штатов были расширенные
заседания королевского
совета (с привлечением городских
верхов), а также провинциальные ассамблеи
сословий (положившие начало провинциальным
штатам). Первые Генеральные штаты были
созваны в 1302 году,
в период конфликта Филиппа
IV с папой Бонифацием
VIII.

Генеральные
штаты являлись совещательным органом,
созываемым по инициативе королевской
власти в критические моменты для оказания
помощи правительству. Основной их
функцией было квотирование налогов.
Каждое сословие — дворянство,
духовенство, третье
сословие — заседало в Генеральных
штатах отдельно от других и имело по
одному голосу (независимо от числа
представителей). Третье сословие было
представлено верхушкой горожан.

Значение
Генеральных штатов возросло во время
Столетней
войны 1337—1453,
когда королевская власть особенно
нуждалась в деньгах. В период народных
восстаний XIV века
(Парижское восстание 1357—1358,
Жакерия
1358) Генеральные
штаты претендовали на активное участие
в управлении страной (подобные требования
выразили Генеральные штаты 1357 года
в «Великом мартовском ордонансе»).
Однако отсутствие единства между
городами и их непримиримая вражда с
дворянством делали бесплодными попытки
французскими Генеральными штатами
добиться прав, которые сумел завоевать
английский парламент.

В
конце XIV века Генеральные штаты созывались
всё реже и часто заменялись собраниями
нотаблей. С конца XV века институт
Генеральных штатов пришёл в упадок в
связи с начавшимся развитием абсолютизма,
в течение 1484—1560 годов
они вообще не созывались (известное
оживление их деятельности наблюдалось
в период Религиозных войн — Генеральные
штаты созывались в 1560,
1576, 1588,
и 1593 годах).

С
1614 до 1789 годы
Генеральные штаты снова ни разу не
собирались. Лишь 5
мая 1789
года в условиях острого политического
кризиса накануне Великой
французской революции король созвал
Генеральные штаты. 17
июня 1789
года депутаты третьего сословия
объявили себя Национальным
собранием, 9
июля Национальное собрание провозгласило
себя Учредительным
собранием
,
ставшим высшим представительным и
законодательным органом революционной
Франции.

В
XX веке
название Генеральные штаты принимали
некоторые представительские собрания,
рассматривающие актуальные политические
вопросы и выражающие широкое общественное
мнение (например, ассамблея Генеральных
штатов за разоружение, май 1963 года).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Образование сословно-представительной монархии

В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства — сословно-представителъная монархия.

Образование сословно-представительной монархии было неразрывно связано:

  1. с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны),
  2. с дальнейшим возвышением королевской власти,
  3. с ликвидацией самовластия отдельных феодалов.

Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии — вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраняли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некоторую политическую автономию (Бургундия, Бретань, Арманьяк).

Постепенно исчезло сеньориальное законодательство, а также посредством расширения круга дел, составлявших «королевские случаи», существенно ограничивалась сеньориальная юрисдикция. В XIV в. была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.

На пути французских королей, стремившихся к объединению страны и к усилению личной власти, в течение ряда веков было еще одно серьезное политическое препятствие — римско-католическая церковь. Этот конфликт закончился победой светской (королевской) власти над духовной.

Победа французской короны над римским папством, постепенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровождалась в XIV-XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской власти. Большую роль в юридическом обосновании этого процесса сыграли легисты, которые отстаивали приоритет светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции. Легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле.

Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т.д. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.

Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения:

  1. Генеральные штаты и
  2. провинциальные штаты.

Генеральные штаты

Создание Генеральных штатов во Франции положило начало изменению формы государства во Франции — превращению его в сословно-представительную монархию.

Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.), имевшие место еще в XII-XIII вв.

Причины созыва Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году:

  • неудачная война во Фландрии;
  • серьезные экономические трудности;
  • спор короля с римским папой.

Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции. Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена, этот вопрос решался королем в зависимости от обстоятельств и политических соображений.

Сословный состав Генеральных штатов:

  • духовенство (высшее — архиепископы, епископы, аббаты);
  • дворянство (крупные феодалы; среднее и мелкое дворянство — кроме первых созывов);
  • городское население (депутаты от церквей, конвентов монастырей и городов — по 2 — 3 депутата; юристы — примерно 1/7 часть Генеральных штатов).

Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества.

В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.

Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т.д. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года.

Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.

Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений.

Великий мартовский ордонанс

Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год, и без созыва их королем. Были избраны «генеральные реформаторы», которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни.

Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.

Центральное и местное управление

Центральное и местное управление

Возникновение сословно-представительной монархии и постепенная концентрация политической власти в руках короля не повлекли за собой сразу же создания нового аппарата государственного управления.
Центральные органы управления не подверглись существенной реорганизации. В это же время утверждается важный принцип, что король не связан мнением своих советников, а, напротив, все административные и иные властные полномочия государственных чиновников проистекают от короля. Из прежних должностей, которые превратились теперь в придворные титулы, сохранила свое значение только должность канцлера, ставшего ближайшим помощником короля. Он являлся главой королевской канцелярии, составлял многочисленные королевские акты, назначал на судебные должности, председательствовал в королевской курии и в совете в отсутствие короля.

Дальнейшее развитие централизации проявилось:

  • в создании на базе королевской курии Большого совета (с 1314 по 1497 г.). В этот совет входили легисты, а также 24 представителя высшей светской и духовной знати. Совет собирался один раз в месяц, но его полномочия носили исключительно совещательный характер;
  • в появлении новых должностей в центральном королевском аппарате, подбираемых из легистов и преданных королю незнатных дворян (клерки, секретари, нотариусы и т.п). Эти должности не всегда имели четко обозначенные функции, не были организационно сведены в единый аппарат управления;
  • в потере прево и бальи, которые ранее были основными органами местной администрации, в XIV в. ряда своих функций, в частности военной (это было связано с падением значения феодального ополчения;
  • в ведении новых должностей губернаторов (в некоторых случаях имевших чисто военные функции, в других случаях -заменивших бальи и получивших более широкие полномочия);
  • в появлении таких должностных лиц, как генерал-лейтенанты, назначаемые обычно из принцев крови и знатного дворянства (обычно они управляли группой бальяжей или административным округом, который в конце XV в. стал называться провинцией);
  • в установлении над городами системы административной опеки (городская аристократия по-прежнему пользовалась ограниченным самоуправлением, но на всех важных заседаниях городских советов, как правило, председательствовал королевский чиновник).

Организация вооруженных сил

Организация вооруженных сил

Продолжает сохраняться феодальное ополчение, но с XIV в. король требует непосредственной военной службы от всего дворянства. В 1314 году крупные сеньоры оспорили этот порядок, но в годы Столетней войны он утвердился окончательно. Постепенно достигалась основная цель королевской власти — создание самостоятельной вооруженной силы, являющейся надежным инструментом централизованной государственной политики. Укрепление финансовой базы короля позволило ему создать наемную вооруженную силу (из немцев, шотландцев и др.), организованную в ударные отряды. В 1445 году, получив возможность взимать постоянный налог, Карл VII организует регулярную королевскую армию с централизованным руководством и четкой системой. По всему королевству были также расквартированы постоянные гарнизоны, призванные не допускать возрождения феодальной смуты.

Судебная система

Королевская администрация проводила политику унификации и в судебном деле, несколько ограничивая церковную и вытесняя сеньориальную юрисдикцию. Судебная система по-прежнему была крайне запутанной, суд не был отделен от администрации.
Мелкие судебные дела решал прево, но дела о серьезных преступлениях (так называемые королевские случаи) рассматривались в суде бальи, а в XV в. — в суде под председательством лейтенанта. В суде бальи принимало участие местное дворянство, королевский прокурор. Поскольку прево, бальи, а позднее и лейтенанты назначались и увольнялись по усмотрению короля, вся судебная деятельность полностью контролировалась королем и его администрацией.

Парламент превратился в высший суд по делам феодальной знати, стал важнейшей апелляционной инстанцией по всем судебным делам. Наряду с осуществлением чисто судейских функций парламент в первой половине XIV в. приобретает право регистрации королевских ордонансов и других королевских документов. Низшие суды и парламенты других городов при вынесении своих решений могли пользоваться только зарегистрированными королевскими ордонансами. Если Парижский парламент находил в регистрируемом акте неточности или же отступление от «законов королевства», он мог заявить ремонстрацию (возражение) и отказать такому акту в регистрации. Ремонстрация преодолевалась только посредством личного присутствия короля на заседании парламента. В конце XV в. парламент неоднократно использовал свое право ремонстрации, что повышало его авторитет среди других государственных органов, но привело в конечном счете к конфликту с королевской властью.

Автор статьи

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

преподавательский стаж — 20 лет

Задать вопрос автору статьи

Сословно-представительная монархия во Франции

Сословно-представительная монархия пришла на смену сеньориальной монархии в начале XIV в. Ее становление тесно связано с процессом политической централизации, достаточно прогрессивным для своего времени. Под единым управлением было объединено более половины всей территории страны, было ликвидировано самовластие отдельных феодалов, укреплялась королевская власть.

Короли лишили феодалов сеньориальной власти. Король сначала ограничил взимание тальи без своего согласия, а в XV веке талья полностью отменил ее сбор. Феодалам было запрещено устанавливать косвенные налоги, чеканить собственные деньги, вести частные войны.

В XV веке только отдельные наиболее крупные феодалы смогли сохранить свои независимые армии, предоставляющие им относительную политическую автономию (Арманьяк, Бретань, Бургундия). Французский король обладал всеми прерогативами римского императора.

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

XIV—XV вв. характеризуются:

  • победой над римским папством;
  • ростом политического веса и авторитета королевской власти;
  • постепенным устранением самостоятельных прав феодалов;
  • независимостью короля в международных отношениях (в частности, от германо-римского императора).

Сословно-представительная монархия особенно утвердилась на этапе централизации страны. В это время еще не были преодолены до конца автономные права католической церкви, феодальных сеньоров, городских корпораций и т. д. Королевская власть, принимая на себя новые государственные функции и решая общенациональные задачи, постепенно изменяла структуру, характерную для сеньориальной монархии. При этом она сталкивалась со значительной оппозицией феодальной олигархии. Ее сопротивление было сложно преодолеть только средствами королевской власти. Именно поэтому политическая сила короля в большей мере опиралась на поддержку феодальных сословий.

Генеральные штаты как фактор возникновения сословно-представительной монархии

К началу XIV века уже окончательно оформлен союз короля с представителями различных сословий, основанный на политическом компромиссе. Политическим выражением данного союза выступили сословно-представительные учреждения — провинциальные и Генеральные штаты. Создание Генеральных штатов послужило началом к изменению формы правления в государстве и превращения его в сословно-представительную монархию.

«Сословно-представительная монархия и абсолютная монархия во Франции» 👇

Замечание 1

Генеральные штаты – особый государственный орган, появлению которых предшествовали расширенные собрания королевской курии.

В 1302 году Филипп IV Красивый созвал Генеральные штаты, что имело под собой конкретные причины:

  • экономические проблемы;
  • неудачная война во Фландрии;
  • спор короля с римским папой.

Создание общенационального сословно-представительного учреждения является проявлением объективной закономерности в становлении монархического государства во Франции. То, с какой периодичностью нужно созывать Генеральные штаты, решал король в зависимости от политических соображений и обстоятельств. Каждый созыв штатов определялся только усмотрением короля и был индивидуальным. Высшее духовенство (епископы, аббаты, архиепископы), а также крупные феодалы приглашались лично.

В свои первые созывы Генеральные штаты не имели выборных представителей от дворянства. Позже избирать своих депутатов стало среднее и мелкое дворянство. По 2 — 3 депутата на выборы предоставлялось от городов, конвентов монастырей и церквей. Горожане (в частности, легисты) избирались от сословий дворянства и духовенства. Около 1/7 части Генеральных штатов представляют юристы.

Патрицианско-бюргерскую верхушку городов представляли их депутаты. Король определял вопросы, которые выносились на рассмотрение Генеральных штатов, а также продолжительность заседаний.

Король созывал Генеральные штаты для получения поддержки сословий по следующим поводам:

  • 1308 г. — борьба с орденом тамплиеров;
  • 1359 г. — заключение договора с Англией;
  • 1560, 1576, 1588 гг. — религиозные войны и т. д.

Иногда король запрашивал мнение Генеральных штатов по некоторым законопроектам, при этом их согласия формально на принятие данных законов не требовалось. Чаще всего король созывал Генеральные штаты, когда особо нуждался в материальных средствах. В таких случаях он обращался к сословиям с просьбой о разрешении на очередной налог или о финансовой помощи. Согласие Генеральных штатов требовалось установления каких-либо дополнительных налогов.

Генеральные штаты могли обратиться к королю с протестами, жалобами и просьбами. Они могли критиковать деятельность королевской администрации и вносить разного рода предложения. Между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям существовала определенная связь. Иногда король уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.

В целом Генеральные штаты не являлись простым инструментом королевской знати. При этом объективно штаты помогли знати укрепить свои позиции и усилиться в государстве. В ряде случаев Генеральные штаты противостояли королю, уклоняясь от вынесения решений угодных ему. Если сословия на протяжении долгого времени не проявляли неуступчивость, то короли долгое время их не собирали (практически до 20 лет). Генеральные штаты после 1484 года практически перестали собираться.

Абсолютная монархия в средневековой Франции

В XVI веке во Франции появляется мануфактура. Интенсивное развитие капиталистических отношений привело к значительным изменениям в социальной культуре общества. Параллельно с феодалами развивается новый класс крупных собственников. Король, пользуясь поддержкой крупных собственников и мелкого дворянства, смог окончательно подавить крупных феодалов и установить абсолютную монархию.

Становление абсолютной монархии началось с приходом династии Бурбонов. Первые реформы стали проводиться Генрихом IV, их продолжил Кардинал Ришелье. Под руководством Кардинала Ришелье была усилена централизация административного аппарата финансов и суда. Становление абсолютизма завершил Людовик XIV.

В области государственной власти и в управлении государства произошли такие изменения, как:

  • повышение контроля государства над церковью;
  • государственные органы подразделяются на: учреждения, пришедшие со времен феодализма и органы, созданные абсолютизмом.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

22. СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ

В 1302 г. король Филипп IV созвал первый французский сословно-представительный орган, позже (в 1484 г.) названный Генеральными штатами. В состав Генеральных штатов входили представители всех трех сословий: феодалов, духовенства, «третьего сословия» (состоявшего из буржуазии, прежде всего городского нобилитета). Обычно сословия заседали отдельно. Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, продолжительность их заседаний определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов, когда стремился заручиться поддержкой всей нации (например, при разгроме ордена тамплиеров в 1308 г.). Чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах. Генеральные штаты, в свою очередь, обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами.

В 1357 г. Генеральные штаты выступили против короля, выдвинув Великий мартовский ордонанс, в котором устанавливалось, что Генеральные штаты должны созываться регулярно (а не по указанию короля), и только им принадлежит право контроля за государственной казной. Однако данная попытка ограничения королевской власти потерпела поражение.

С конца XIII в. создаются местные сословно-представительные органы (в основном по подобию Генеральных штатов), в XVI в. они получили название «провинциальных штатов».

Парижский парламент (члены которого с 1467 г стали назначаться пожизненно) превратился в высший суд королевства по делам феодальной знати верховную апелляционную инстанцию по всем судебным делам. С 1350 г. стала обязательной регистрация королевских ордонансов и других актов в Парижском парламенте. При этом Парижский парламент мог заявить возражение (ремонстрацию) и отказаться регистрировать тот или иной законодательный или подзаконный акт. Ремонстрация преодолевалась личным присутствием короля на заседании Парижского парламента.

Читайте также

Складывание сословно-представительной монархии

Складывание сословно-представительной монархии
В XIV—XV вв. в Венгрии происходит бурное развитие горного дела, в частности, растет добыча драгоценных металлов и меди. Этому способствовали мероприятия королевской власти, заинтересованной в увеличении доходов от развития

3. ФРАНЦУЗСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ДЕРЖАВЫ ОТ СВЕРЖЕНИЯ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ ДО УСТАНОВЛЕНИЯ ЯКОБИНСКОЙ ДИКТАТУРЫ

3. ФРАНЦУЗСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ДЕРЖАВЫ ОТ СВЕРЖЕНИЯ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ ДО УСТАНОВЛЕНИЯ ЯКОБИНСКОЙ ДИКТАТУРЫ

Дипломатия жирондистов в период Конвента с сентября 1792 г. до апреля 1793 г.
Национальный конвент был созван на основе всеобщего избирательного права и

Выборы в Генеральные штаты

Выборы в Генеральные штаты
После отставки руководившего правительством Ломени де Бриенна в августе 1788 г. Людовик XVI, идя навстречу общественному мнению, поставил на его место популярного Неккера. И хотя этот шаг был с одобрением встречен широкой публикой, всё же

ЛИКВИДАЦИЯ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ

ЛИКВИДАЦИЯ МОНАРХИИ ВО ФРАНЦИИ

Людовик XVI

Мария АнтуанеттаПосле взятия Бастилии революция во Франции шла по нарастающей. Поначалу главенство среди революционеров принадлежало умеренным слоям буржуазии, выступавшей за установление конституционной монархии. Среди

§ 2. Сословно-представительная монархия

§ 2. Сословно-представительная монархия
Изменения в правовом положении сословий в XIV–XV вв. Дальнейший рост городов и товарного производства повлек за собой не только рост численности и политической активности городского населения. Он вызвал перестройку традиционного

§ 3. Сословно-представительная монархия

§ 3. Сословно-представительная монархия
Особенности сословной структуры. В XIII в. соотношение социальных и политических сил в стране продолжало изменяться в пользу усиления начал централизации и концентрации всей власти в руках монарха.В качестве непосредственных

14. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И РАЗВИТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ. ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ

14. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И РАЗВИТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ. ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ
С 1547 г. глава государства – монарх – получил новый титул – царский, что подчеркивало его возросшие влияние и престиж.Феодальная знать

25. ГЕРМАНСКАЯ СОСЛОВНО– ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

25. ГЕРМАНСКАЯ СОСЛОВНО– ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
В 1356 г. германским императором и чешским королем Карлом IV из династии Люксембургов была выпущена «Золотая булла». По ней вся реальная власть в империи была

Генеральные штаты

Генеральные штаты
Стремление короны к централизации и резкому усилению королевских полномочий вызывали оппозицию среди правящих сословий, особенно знати. В кризисные политические моменты общественное согласие — деланное или реальное — для короны стало острой

18 СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В РОССИИ ХVI—ХVII ВВ

18 СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В РОССИИ ХVI—ХVII ВВ
В феврале 1613 г. в Москве был созван Земской собор для избрания главы государства – царя. Царем был избран представитель старого московского боярства – Михаил Федорович Романов.Его избрание обещало всеобщее

4. Генеральные штаты.

4. Генеральные штаты.
В своем произведении «Аристо-демократическая монархия», представляющем план идеального управления, написанном «по горячим следам» и являющемся «картиной Франции», Тюрке де Майерн утверждает роль, которую должны совместно играть в управлении

Как были избраны депутаты в Генеральные штаты

Как были избраны депутаты в Генеральные штаты
Прочитано на XXII общем собрании Общества современной истории 20 июня 1912 г.В настоящее время, когда так остро встал вопрос о реформе избирательной системы, я бы хотел поговорить с вами о старейшем из наших положений о выборах —

Государство и право России в период сословно-представительной монархии (сер. XVI – сер. XVII в.)

Государство и право России в период сословно-представительной монархии (сер. XVI – сер. XVII в.)
Вариант 11. Родовая аристократия в средневековой Русиа) боярство;б) духовенство;в) помещики.2. Местничество – этоа) система получения должностей боярами по принципу знатности;б)

Предыстория образования

первые генеральные штаты

Французские короли при решении разных вопросов периодически собирали совет из представителей знати, духовенства и других приближенных и людей, по своему положению и знаниям полезных при обсуждении дел. В науке традиционно считается, что первые генеральные штаты во Франции были созваны в 1302 году в связи с противостоянием короля Филиппа IV (1285–1314) и римского папы Бонифация VIII.

Название генеральных штатов по-французски означает все сословия. В конце XIII века Филипп IV издал указ об обложении налогом представителей духовенства. Бонифаций VIII издал буллу против этого постановления. Тогда Филипп IV по совету легистов (законоведов) принял закон о запрете вывоза из Франции драгоценных металлов, в том числе и представителям духовенства. Римский папа решил собрать собор для обсуждения поведения Филиппа IV. Обычно предполагается, что его хотели отлучить от римской церкви. Тогда в 1302 году король созвал генеральные штаты. Это было собрание, похожее на прежние совещания при королях. На нем были представители знати, духовенства, на этот раз здесь были и представители городов (третьего сословия). Знать и города поддержали Филиппа IV.

Зачем понадобились генеральные штаты?

Период сословно-представительной монархии следует за временем политической феодальной раздробленности. В борьбе с ней центральная власть опиралась на заинтересованные в преодолении раздробленности силы. Не очень богатые представители знати хотели укрепления власти государей. Это обычно приводило к увеличению новых мест для их службы. Духовенство всегда выступало за внутренний порядок и тишину. Города были заинтересованы в соблюдении нужных для ремесленного и мануфактурного производства и для внутренней и внешней торговли законов и порядка. В сохранении феодальной раздробленности могли быть заинтересованы только крупные богатые феодалы, располагавшие значительными земельными владениями.

После первых генеральных штатов 1302 года до середины XV века генеральные штаты часто собирались королями для проведения нужных решений. В случае борьбы с крупными феодалами они помогали государям. В науке считается, что сословные представительные органы способствовали преодолению феодальной раздробленности и политической централизации государства.

При этом генеральные штаты в определенных ситуациях расширяли свое влияние. Это было заметно в течение Столетней войны между Францией и Англией 1337–1453 годов. В ходе парижского восстания 1357–1358 годов генеральные штаты приняли великий мартовский ордонанс, по которому расширялось их влияние. После восстания ордонанс не получил применения. С этого времени генеральные штаты созывались все реже.

Структура и функции органа

первый созыв генеральных штатов

Сначала на первые генеральные штаты посылались приглашения определенным представителям знати и духовенства, а иногда и представителям городов (часто это были чиновники). Однако уже в первое время их созыва города выбирали своих представителей (часто ими оказывались работники администрации или богатые горожане). В первое время часто их назначал городской совет. Впоследствии выборы были и у других сословий. Принцип выборности утверждался постепенно и в целом оформился к концу XV века.

Генеральные штаты имели совещательные функции. Их решения не имели обязательной законодательной силы. В науке указывается, что во Франции существовали противоречия между сословиями, в частности, между городами и знатью. В результате они не объединялись для расширения своего влияния и получения генеральными штатами более прочных политических позиций.

Иногда генеральные штаты собирались отдельно в южных провинциях и отдельно в северных. Также существовали собрания представителей сословий на местном уровне в определенных землях. При этом не было строгого соподчинения сословных собраний между собой на местах, в более крупных провинциях и генеральных штатов. Считается, что эти обстоятельства препятствовали усилению этих органов власти.

Порядок проведения заседаний и рассматриваемые вопросы

На собраниях королем предлагались вопросы для обсуждения. Представители каждого сословия совещались между собой. Они формировали три палаты. Они имели наказы от своих избирателей, которым должны были следовать. Потом через выбранного оратора каждое сословие излагало свое мнение и подавало свой голос. Каждое сословие имело один голос независимо от числа представителей.

Генеральные штаты не стали регулярно действующим органом. Король имел прерогативу созыва генеральных штатов во Франции, определения места и времени их работы.

созыв генеральных штатов во франции

Одним из часто обсуждаемых был финансовый вопрос. В таких случаях обычно речь шла о повышении уже существующих налогов, либо о введении новых. Поскольку города обычно были достаточно состоятельны, их представители часто нужны были для согласия на выдачу денежных сумм в казну. Горожане обычно стремились добиться, чтобы знать тоже выплачивала казне налоги и иные денежные суммы.

На генеральных штатах обсуждались проекты новых законов. Особенно это относилось к постановлениям, которые вели к укреплению центральной власти и стеснению крупных феодалов. Такие законы обычно вызывали противодействие со стороны последних, поэтому их проведение подкреплялось поддержкой выборного сословного совещания.

Генеральные штаты также созывались к экстренных ситуациях внутренних кризисов, как это было в годы Столетней войны (особенно при поражениях от Англии), в годы внутренних гугенотских войн, которыми некоторые представители знати воспользовались для усиления своего влияния.

Почему генштаты были распущены?

средневековые генеральные штаты

В 1468 году генеральные штаты были последний раз созваны королем. В науке считается, что с середины XV века во Франции все сильнее начинает утверждаться новый политический строй, получивший название абсолютизм. При нем короли сосредоточили у себя практически всю власть. К этому времени центральная власть достаточно укрепилась, феодальная раздробленность была в значительной степени преодолена. Поэтому прежние причины, по которым созывались генеральные штаты, ослабили свое влияние. События парижского восстания показали, что это собрание в определенных условиях стремилось к расширению своего влияния.

Генеральные штаты стали опять созываться с середины XVI до начала XVII века. Теперь они созывались представителями знати в условиях так называемых в науке гугенотских войн, которые шли из-за реформации. С начала XVII века до 1789 года генеральные штаты не созывались. В 1789 году для решения многих внутренних вопросов они были собраны. Представители третьего сословия объявили себя самостоятельным органом власти национальным собранием. Это уже события великой французской революции.

В целом в науке считается, что период сословно-представительной монархии во Франции, когда средневековые генеральные штаты собирались королем для проведения нужных решений, преодоления феодальной раздробленности, укрепления центральной власти, завершился во второй половине XV века в связи с решением указанных политических задач.

Сословно-представительная монархия во Франции характеризуется прежде всего наличием развитых феодальных сословий и органа их представительства – Генеральных штатов. Переход к сословно-представительной монархии означал новый шаг на пути к централизации государства и ослаблению политического влияния феодальной аристократии. Он был вызван ростом духовной общности французского народа, укреплением экономических связей отдельных частей страны, образованием национального рынка.

Централизация страны создала предпосылки для образования сословий в национальном масштабе. Высшими, привилегированными сословиями были духовенство и дворянство. Духовенство пользовалось значительными привилегиями и продолжало играть большую роль в политической жизни страны. В рассматриваемое время происходит, однако, подчинение церкви государству. Светские феодалы в своей основной массе постепенно превращались в служилое сословие – дворянство, пользовавшееся привилегией на занятие чиновничьих и военных должностей.

К третьему, непривилегированному сословию относились только горожане и свободные крестьяне. На третье сословие ложилась вся тяжесть налогового бремени.

Города как центры ремесленного производства и торговли приобретают важное культурное, экономическое и даже военное значение. К периоду сословной монархии городская жизнь достигает значительного развития. Население городов ведет длительную и упорную борьбу с феодалами за право свободно решать свои дела и не платить различного рода подати. С помощью денег, а иногда и силой оружия города добиваются независимости, после чего в них возникает самоуправление; они приобретают право иметь свой суд, свои вооруженные отряды. Органы городского управления в той или иной мере стали выборными. В городах развиваются цеховая и гильдейская организации. В борьбе против феодалов города в ряде случаев получали поддержку от короля. Со своей стороны горожане оказывали королю финансовую и военную помощь в борьбе с крупными феодалами.

Развитие товарно-денежных отношений повлекло за собой с XIV в. массовое освобождение крепостных крестьян (сервов). Свободные крестьяне (вилланы) также стали относиться к третьему сословию.

Переход к сословно-представительной монархии был осуществлен в начале XIV в., когда король Филипп IV для того, чтобы обеспечить себе поддержку сословий в конфликте с Римским Папой Бонифацием VIII, созвал (1302 г.) Генеральные штаты – орган сословного представительства.

Генеральные штаты. В соответствии со сложившимся к тому времени сословным делением общества в Генеральных штатах были представлены дворянство, духовенство и так называемое третье сословие (практически верхушка горожан). Герцоги, графы, высшие сановники церкви получали от короля именные приглашения к участию в работе штатов и могли вместо себя посылать своих представителей. Часть депутатов третьего сословия назначалась королевскими чиновниками. Остальные депутаты от дворян, духовенства и горожан избирались по сословиям.

Обсуждение и принятие решений осуществлялось раздельно по сословиям. Окончательное решение выносилось по большинству голосов сословий, каждое из которых имело один голос. Светские и церковные феодалы, таким образом, имели в Генеральных штатах очевидное преимущество, так как представленные в двух сословиях (дворянство и духовенство) обладали большинством голосов – двумя из трех. В то же время депутаты от третьего сословия, отражавшие интересы большинства населения, были в меньшинстве – имели лишь один голос.

Генеральные штаты обсуждали наиболее важные вопросы общегосударственного значения. Они представляли королю наказы, составленные из наказов избирателей. Наиболее важным было право Генеральных штатов устанавливать налоги и предоставлять королю субсидии. Во время Столетней войны, когда король особенно нуждался в поддержке сословий, провозглашается «Великий мартовский ордонанс» (1357 г.), в котором не только фиксировались описанный выше порядок формирования и компетенция Генеральных штатов, но им позволялось осуществлять контроль за расходованием финансов. Ордонанс установил также регулярность созыва Генеральных штатов (три раза в год).

Преодолев переживаемый страной глубокий кризис, подавив сопротивление крупных феодалов и восстания горожан, используя сплочение народа в ходе Столетней войны, королевская власть решает, в основном, задачу политической централизации: серьезно укрепляет государственность и осуществляет переход к абсолютной монархии. В то время Генеральные штаты, ослабленные сословной замкнутостью, сохранявшимся сепаратизмом мест и не ставшие законодательным органом, начали сходить с политической арены.

Король добивается от Генеральных штатов согласия на введение нескольких постоянных налогов. Наибольшее значение имело разрешение на сбор постоянного налога с доходов (тальи). Установление постоянных налогов, взимаемых помимо Генеральных штатов, укрепило самостоятельность короля в решении государственных дел и ослабило значение штатов. Все чаще вместо Генеральных штатов король созывает собрания нотаблей, т. е. знати, постановления которых не имели обязательной силы. В последний раз Генеральные штаты были созваны в 1614 г. и с тех пор не созывались в течение 175 лет до начала Французской революции в 1789 г.

Суд. По мере политического объединения страны и централизации государственного управления важные изменения происходят в судебной области. Осуществление правосудия все более переходит в руки короля и его чиновников. Ограничиваются права церковных судов и судов феодалов. В то же время парижский парламент (прежде – судебная палата генеральной курии) становится высшей судебной инстанцией в стране. В рассматриваемый период парижский парламент приобретает и право регистрации правовых актов короля. Если парламент считал, что данный акт незаконен, он отказывался его регистрировать и акт не вступал в силу. Король, однако, мог добиться регистрации акта, явившись со своим двором на заседание парламента.

Большее значение имело учреждение должности прокурора. Прокурор представлял в суде интересы короля, выступал обвинителем в судебных процессах.

Армия. Столетняя война с Англией (1337–1453 гг.) показала неудовлетворительность комплектования армии из феодальных дружин. Изобретение огнестрельного оружия, использование артиллерии подорвали военное значение замков и тяжеловооруженных конных рыцарей. В ходе войны активно велось формирование постоянной армии из наемников, в основном иностранцев (немцев и швейцарцев). Отряды иностранных наемников представляли для власти особую ценность, так как были более надежным средством подавления восстаний крестьян и городских низов.

Сословно-представительная монархия стала политической формой, закрепившей образование сословий во Франции, их роль в государстве. Она была орудием политической централизации страны, объединила королевскую власть с церковью, служилым дворянством и горожанами. Важную роль сословно-представительная монархия сыграла и в решении внешнеполитических задач, прежде всего в успешном завершении Столетней войны с Англией.

Усиление централизации страны благоприятно сказалось на развитии экономики Франции. Быстрый рост товарно-денежных отношений способствовал возникновению в недрах феодальной экономики элементов новых, в то время более прогрессивных, капиталистических производственных отношений. Централизация страны, формирование единой французской нации, зарождение капиталистических производственных отношений и экономическое усиление буржуазии – вот те условия, в которых осуществлялся переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • В сфере малого бизнеса были снижены ставки налогов для предпринимателей применяющих ответ
  • В течение какого времени выплачивают единовременную выплату за рождение ребенка на работе
  • В течение какого времени должны храниться закрытые наряды на проведение газоопасных работ
  • В течение какого времени можно отдать больничный лист на работу после увольнения с работы
  • В течение какого времени работник принятый на работу должен сдать экзамен по охране труда