В настоящее время социальная работа осуществляется на уровнях

Лекция 3. ПОДХОДЫ
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Цель: изучить
подходы к определению сущности социальной работы.

Основные понятия

Государственный патернализм,
социальная защита населения, соци­альное развитие общества, международное
сотрудничество в социальной сфере, гражданское общество, профессиональная
социальная работа, волонтерство, социальное партнерство, социальная работа как
соци­альный институт.

Социальная работа, или социономия,
представляет собой спе­цифическое общественное явление. В широком смысле
социаль­ной работой можно назвать любое воздействие, направленное на
преобразование общества. Социальная работа выступает как уни­версальный
социокультурный механизм поддержки и безвозмезд­ной социальной помощи, услуг,
патронажа различных соци­альных групп населения, оказавшихся в сложных
жизненных ус­ловиях.

В более узком смысле понятие
социальной работы обычно свя­зывается с деятельностью по разрешению и
предупреждению со­циальных патологий, проблем и конфликтов. По аналогии с тех­нической
сферой социальную работу определяют, как социальную инженерию, которая
выполняет в обществе:

§    
социально-инновационную работу, создающую
механиз­мы решения социальных проблем;

§    
работу по обеспечению функционирования уже
суще­ствующих механизмов решения социальных проблем.

В рамках цивилизационного подхода социальная
работа характеризуется как социокультурный институт, деятельность которого
направлена на гармонизацию общественных отношений через оказание помощи
индивидам и группам с учетом сложив­шихся традиций, норм и ценностей. Вне
анализа культурного контекста невозможно понимание логики развития современной
социальной работы как в теоретическом, так и в прикладном аспекте. Сфера
социальной работы расширяется одновременно с Расширением и усложнением
характера и масштабов социальных связей в обществе. В различные исторические
периоды социальная работа принимала формы милосердия, благотворительно­сти,
призрения, осуществляемых частными лицами, обществом и государством.
Цивилизационный подход позволяет рассматривать роль института социальной работы
в системе общественных отно­шений, выявляя основные противоречия, источники и
движущие силы его развития.

Как профессиональная деятельность
социальная работа возник­ла в начале XX в. и активно развивается в большинстве
стран. Изучение специфики данной профессиональной деятельности связано с так
называемым ведомственным подходом, в котором анализируется и обобщается
международный опыт развития дан­ной профессии. Для координации деятельности
социальных работников различных стран в 1928 г. в Париже был создан Междуна­родный
секретариат, который после Второй мировой войны при­обрел статус Международной
Федерации социальных работников. В 2000 г. данная организация определила
современную социальную работу как деятельность, которая способствует реализации
соци­альных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений,
укреплению свободы человека и его прав на достойную жизнь. В современных
условиях социальная работа становится критерием цивилизованности общества и
отражает прояв­ление принципов демократии. Важнейшим показателем уровня
гуманизации общества выступает социальная справедливость как величайший
общечеловеческий идеал. Социальная работа утверж­дает новое представление о
системе социальных связей и взаимо­отношений, включающее в себя понимание
необходимости соци­альной солидарности как важнейшей предпосылки стабильного и
устойчивого развития современного общества.

В настоящее время профессиональная
социальная работа осу­ществляется в государственных, некоммерческих и частных
соци­альных службах и организациях. В ряде европейских стран основ­ную нагрузку
несут государственные службы, оказывающие услу­ги людям с ограниченными
возможностями, обслуживающие в стационарах инвалидов и престарелых, выполняющие
различные виды надомной работы, включая надзор над детьми, которые ос­тались
без попечения родителей. В благополучной Европе количе­ство инвалидов
составляет более 15%, причем причинами инва­лидности являются не только
заболевания, но и условия жизни, особенно пожилых людей.

Другие страны пошли по пути создания
благоприятных усло­вий для деятельности отдельных граждан, социальных групп,
доб­ровольческих организаций по организации помощи всем нуждающимся для
достижения социального мира и согласия. В значи­тельной мере смягчить
возникающие противоречия в развитых странах мира помогают такие мероприятия,
как установление высоких налогов на прибыль предпринимателей, государственное
регулирование условий труда, исполнение разнообразных соци­альных программ. В
ряде стран для решения социальных проблем используются такие меры, как
сокращение сектора предоставле­ния бесплатных услуг, расширение общественного
сектора для удовлетворения нужд населения.

В опыте большинства стран
профессиональ­ная социальная работа реализуется как:

§    
индивидуальная (семейная) социальная
работа;

§    
групповая социальная работа;

§    
общественная работа, или работа с
сообществом (соци­альное администрирование и планирование).

Общие принципы социальной работы для
всех уровней соци­альной деятельности представлены на рис. 1.

В международном опыте в социальной
работе сосуществуют две основные модели помощи, в основу которых легло
различное понимание природы человека, его возможностей и социальных проблем.

Рис. 1. Общие принципы социальной
работы как вида социальной деятельности

Для одной из них характерен
«исправительный», «карающий», «подстегивающий» стиль работы с индивидом, а для
дру­гой — «поощряющий», или «поддерживающий», стиль. Первую модель условно
можно назвать «через человека к обществу», так как основная ответственность за
благосостояние возложена на самого человека. Вторую — «через общество к
человеку», когда достаточно велика доля ответственности общества за благополу­чие
отдельной личности. Тяготение в сторону «карающей» или, наоборот, «поощряющей»
модели характерно для социальной практики любой страны.

Большинство специалистов, однако,
считают, что необходима переоценка влияния государства и общества на социальную
рабо­ту перед угрозой нового явления современной цивилизации — «заброшенности
человека в мире». В связи с этим в научной ли­тературе развернулась дискуссия
об общественной роли профес­сиональной социальной работы, о необходимости
расширения частной социальной практики. Коммерческий подход к социаль­ной
работе, при котором она рассматривается как средство при­были, имеет своих
сторонников в различных странах. Например, в США около 23% социальных
работников занимаются частной практикой, которая стала в последние годы самым
быстрорасту­щим сектором социальной работы и в ряде других стран. Частная
социальная практика приносит профессиональное признание и предоставляет
возможности для улучшения финансового положе­ния самих социальных работников.

Тема добровольного неоплачиваемого
труда в социальной сфе­ре постоянно обсуждается и идет в условиях дискуссии о
повы­шении статуса и общественного признания социальной работы как важнейшего
социального института в современном мире.

Восприимчивость многих стран к
институтам социальной рабо­ты связана с общей и глобальной тенденцией
социализации эко­номики и государства, гуманизацией общественных и межлично­стных
отношений.

Роль института социальной работы в
реальной общественной практике, в системе социально-экономических отношений
изуча­ется в рамках глобалистского подхода. Социальная работа рас­сматривается
как общественно необходимая деятельность по профилактике негативных явлений,
социальных проблем и рисков социального неблагополучия, связанных с развитием
человеческой цивилизации.

Во многом проблемы, осложняющие
развитие современного общества, обусловлены техногенной сферой, разрушающей тра­диционный
природный и социальный порядок. Поэтому разработ­ка социальных
программ активно ведется как на региональном, так и на международном уровне.
Проблемы человечества рас­сматриваются как комплекс глобальных проблем,
затрагивающих жизненные интересы народов и всего человечества: сохранение
прочного мира, природной среды, гарантированное обеспечение всех жителей Земли
продовольственными, энергетическими и другими ресурсами.

По данным ООН, более 3 млрд человек
живут ниже официаль­но определенного порога нищеты. Как подчеркивал знаменитый
английский философ Джон Локк, «бедность разрушает человече­ство точно так же,
как война». По мнению политиков и обще­ственных деятелей, воспроизводство
бедности в современном мире связано с неоколониальной политикой промышленно
разви­тых стран, которая приводит к социальному неравенству, ухудше­нию
качества жизни большинства населения земного шара. Не­желание западных стран
активно помогать слаборазвитым и раз­вивающимся странам создает условия для
роста терроризма, ре­лигиозного фанатизма и экстремизма. Глобальными вызовами
че­ловечеству в XXI в. стали развязывание социально-экономических войн и
конфликтов за природные ресурсы.

Для решения актуальных социальных
проблем, стоящих перед человечеством, сегодня необходимо не только
созидательное сотрудничество в масштабах планеты, но и учет социальных фак­торов
при принятии конкретных управленческих решений, опре­деляющих политику
государств. Необходимы согласованные дей­ствия правительств, международных и
общественных организаций и института социальной работы по предупреждению
социальных катаклизмов.

Во многих странах мира можно найти
сходные социальные проблемы, поэтому обобщение мирового опыта по преодолению
социальных и гуманитарных катастроф приобретает особую акту­альность.
Социальные катастрофы могут быть вызваны как не­продуманными управленческими
решениями, так и целенаправ­ленной деятельностью, приводящей к вымиранию
населения и разрушению существующего социального порядка.

В этом ракурсе социальную работу
рассматривают как управ­ленческую деятельность, которая направлена на изменение
соци­альных процессов с целью достижения их соответствия интере­сам и потребностям
всего общества, отдельных социальных групп, конкретной личности.

В условиях глобализации на первый
план выходят вопросы социального развития и интеграции, развития социальной
рабо­ты в различных сферах жизнедеятельности людей в системе образования,
здравоохранения, производства, культуры для осу­ществления позитивной
социализации общества. В каждой от­дельной стране складывается собственная
уникальная социальная ситуация, которая требует активной социальной политики
государства для улучшения положения населения. Во всем мире рас­тет спрос на
различную социальную помощь и поддержку.

Традиционным направлением социальной
работы является разработка специализированных программ помощи проблемным
группам населения. Направления исследования в рамках глобалистского подхода
связаны с изучением причин возникновения со­циального неравенства, различных
социальных патологий, напри­мер, влияния урбанизации на образ жизни населения.
Историчес­ки социальная работа возникла как деятельность по работе с мар­гинальными
слоями населения. В связи с этим в практике соци­альной работы остро стоит
вопрос о том, кому помочь в первую очередь, кого считать более бедными и
угнетенными. В практике современной социальной работы не существует
«иерархической лестницы категорий нуждающихся». Сегодня важной тенденцией
развития социальной работы как социального института во мно­гих странах мира
является отход от проблем маргиналов и пере­нос внимания социальных работников
на представителей «сред­него класса», удовлетворение их разнообразных
потребностей (сервисная социальная работа).

В настоящее время социальная работа
осуществляется на ин­ституциональном, профессиональном и добровольческом
уровнях. Филантропический подход связан с изучением добровольческой или
благотворительной деятельности как формы непрофессио­нальной социальной работы.

Добровольческая деятельность граждан
и юридических лиц представляет собой оказание бескорыстной (безвозмездной) или
на льготных условиях поддержки, включая денежные средства, предоставление услуг
и т.д. Непрофессиональная добровольче­ская благотворительная деятельность
изучается в рамках филан­тропического подхода.

Благотворительная деятельность в
настоящее время в боль­шинстве стран реализуется в следующих направлениях:
обеспече­ние «общественного здоровья», организация системы помощи нуждающимся,
практическая социализация и социальный патро­наж и т.д.

В последние годы в России также
активно развивается сеть благотворительных и добровольных обществ, которые
активно занимаются проблемами оказания социальной помощи нуждаю­щимся.
Благотворительные организации имеют свои социальные программы, систему
финансирования, а в отдельных случаях и производственные мощности для решения
социальных задач. Бла­готворительные добровольческие объединения (ассоциации)
распро­странены во всем мире, их численность постоянно возрастает.

Ширится и волонтерское движение как
форма благотворитель­ной деятельности.  Волонтерство выступает как добровольное
при­нятие личностью обязанностей по оказанию защиты и помощи другим индивидам независимо
от социального статуса, националь­ности, религии, расы, пола, возраста и т.д.
Волонтерство как дви­жение получает все более широкое распространение среди уча­щихся
и студентов. Мотивы для вступления в ряды волонтеров могут быть самыми разными:
убеждения нравственного и религи­озного характера, потребность в общении,
активности, реализа­ции своих способностей, общественном и государственном при­знании,
желание приобрести новую работу или профессию и т.д.

Волонтеры
пер. с анг. — доброволец) — это люди, делаю­щие что-либо по своей воле, а не по
принуждению. Волонтерская деятельность в социальной сфере рассматривается как
проявле­ние милосердия и человеколюбия.

Дальнейшее развитие добровольческой
социальной работы в России может оказать существенное влияние на повышение каче­ства
социального обслуживания населения за счет создания него­сударственного сектора
социального обслуживания и конкуренции с государственными (муниципальными)
социальными службами.

Социальные задачи, которые решаются
соци­альными организациями на уровне международ­ного сотрудничества, включают в
себя:

§    
оздоровление среды обитания;

§    
искоренение бедности;

§    
социальную интеграцию;

§    
равенство между мужчиной и женщиной;

§    
доступ к качественному образованию и
здравоохране­нию;

§    
эффективное использование ресурсов для
социального развития;

§    
совершенствование различных форм
международного сотрудничества в области социального развития;

§    
построение системы международной
безопасности от природных и техногенных катаклизмов;

§    
формы межгосударственных отношений в
интересах со­циального благосостояния;

§    
поддержку со стороны правительств
различных госу­дарств.

Деятельность неправительственных
организаций социальной направленности позитивно влияет на социальные отношения,
способствуя развитию гражданского общества. Постоянно растет число
международных неправительственных организаций (Грин­пис, Красный Крест и др.),
выступающих в защиту прав челове­ка, окружающей среды, за глобальную социальную
безопасность.

Основными проблемами
благотворительной деятельности являются ограниченный крут получателей
социальной помощи, недостаточные ресурсы, отсутствие у лиц, которые занимаются
непрофессиональной социальной работой, профессиональных и специальных знаний,
спонтанный характер деятельности и т.д. Однако при всей важности
добровольческой деятельности по мере развития института социальной работы будет
постоянно расти спрос на профессиональные социальные услуги.

В рамках системного подхода социальная
работа рассматрива­ется как сложная открытая система. В переводе с греческого
«си­стема» — это целое, составленное из частей или элементов. Каж­дый элемент
системы выполняет определенную функцию и, вза­имодействуя с другими элементами,
образует некоторое целост­ное единство. Социальная работа является исторически сложив­шейся
общественной системой, состоящей из подсистем меньше­го уровня, которые в свою
очередь могут характеризоваться как определенные системы (рис.
2).

Система социальной работы как науки
проявляется в том, что она имеет междисциплинарный характер, содержит
органически взаимосвязанные части: теоретическую и прикладную.

Рис. 3. Социальная работа как сложная
открытая система

Социальная работа как вид
специфической деятельности так­же имеет системный вид: это система с точки
зрения сочетания профессиональной и непрофессиональной деятельности. Кроме
того, это система, в которой взаимосвязаны такие элементы, как:

                   
субъект и объект;

                   
содержание и средства;

                   
управление, функции и цели.

Социальная работа как учебная
дисциплина также может быть рассмотрена как система, задачами которой являются:

                   
формирование целостного представления о
специфике социальной работы как профессии и обучение методам этой деятельности
будущих социальных работников;

                   
разработка современных технологий
подготовки специ­алистов социального профиля.

Как учебная дисциплина социальная
работа представляет со­бой систему положений, которые общепризнаны в теории.
Эти положения касаются всех уровней деятельности социальной ра­боты, в том
числе:

                   
проблем государственно-правовых основ;

                   
методов и технологии социальной работы;

                   
форм ее организации;

                   
способов и схем финансирования.

Данная область знания призвана
сформировать у студентов целостное представление о сущности и содержании
процесса по­мощи и взаимопомощи, методах поддержки различных категорий
населения, что позволит им стать настоящими профессионалами. Социальная работа
как учебная дисциплина преподается в выс­ших, средних специальных учебных
заведениях, а также в систе­ме повышения квалификации работников социальной
сферы. Ос­новные цели социального образования — получение теоретичес­ких
знаний, приобретение практических и исследовательских на­выков, освоение
профессиональных этических стандартов про­фессии. Главная задача заключается в
формировании таких лич­ностных качеств будущего социального работника, которые
ори­ентированы на постоянное профессиональное самосовершенство­вание.

В настоящее время в разных странах
насчитывается несколько тысяч высших школ социальной работы, а также
факультетов уни­верситетов, ведущих специализированную подготовку социономов. В
Российской Федерации подготовкой социальных работников за­нимаются сотни
средних специальных учебных заведений и вузов.

Ежегодно в мире проводится более 100
национальных и междуна­родных конференций, на которых обсуждаются вопросы
подготов­ки социальных работников и их профессиональной деятельности.

Список использованных источников:

1.                
Демидова Т. Е.,
Актуальные проблемы социальной работы в современном обществе. — М., 2013.

2.                
Костина Е.Ю.,
Социальная работа в России: взаимосвязь истории и современного состояния //
Социальная работа: традиции и иннова­ции. — 2006. -№ 1. — С. 84 — 88.

3.                
Кузьмина К. В., Сутырин Б. А.
История социальной работы за рубе­жом и в России. — М., 2012.

4.                
Павленок П. Д.,
Теория, история и методика социальной работы: учеб. пособие. — М., 2014.

5.                
Социальная работа: история, теория,
технологии (научная школа профессора Е.И.Холостовой). — М., 2014.

6.                
Социальная работа: учеб. пособие / под
ред. В. И. Курбатова. — Ро­стов н/Д, 2013.

7.                
Фирсов М. В.,
История социальной работы в России. — М., 2013.

8.                
Хухлина В. Ф.,
Некоммерческий сектор: сущность и особенности // Отечественный журнал
социальной работы. — 2005. — № 3. — С. 19-26.

Вопросы и задания

1.                
Раскройте основные подходы к определению сущности
соци­альной работы.

2.                
Охарактеризуйте возможности социальной
работы в решении глобальных проблем человечества.

3.                
Покажите роль профессиональной социальной
работы.

4.                
Раскройте роль социальной работы как сферы
общественной деятельности.

Темы для докладов и рефератов

Социальная работа как социокультурный
институт.

Перспективы развития социальной
работы в России.

Особенности непрофессиональной
социальной работы.

Роль социального партнерства в
современном обществе.

Формы международного сотрудничества
стран в решении социаль­ных проблем.

Социальную
работу ряд ученых определяют как
специфическую форму государственного
и внегосударственного воздействия на
человека с целью обеспечения культурного,
социального и материального уровня
жизни населения. Такая деятельность,
с точки зрения М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой
, может осуществляться на нескольких
уровнях: макро-, мезо- и микроуровне.

На
макроуровне социальная работа выступает
в качестве определенных мер по улучшению
среды обитания клиента. Эта деятельность
связана с социальным администрированием,
т.е. включает: вопросы разработки
законодательных мер; организации
инфраструктуры помощи; общественные и
государственные вопросы регулирования
социальных проблем: содействия и создания
благоприятных условий жизни и
функционирования человека в общности;
выявление категорий граждан, нуждающихся
в помощи и поддержке; предотвращение
социально-политических и национально-этнических
конфликтов. К основным профессиональным
задачам макроуровня относят:
целенаправленное влияние на формирование
социально- экономической политики на
всех уровнях: национальном, региональном
с целью обеспечения социально здоровой
среды жизнеобитания и жизнедеятельности
человека и создания системы поддержки
людей, оказавшихся в сложной жизненной
ситуации; анализ характера и форм
воздействия, оказываемого изменениями
в социальном развитии общества, региона
на социальное положение различных
групп населения.

На
мезоуровне социальная работа отражает
специфику объектов ее деятельности,
конкретных социальных групп и направлена
на оказание помощи семье и различным
группам нуждающихся: инвалидам, пожилым
людям, детям-сиротам, безработным и
т.д., на профилактику трудных жизненных
ситуаций, реабилитацию и адаптацию
групп к новым непривычным условиям
жизнедеятельности. Цель социальной
работы на данном уровне – создание
специализированных социальных служб
для различных категорий населения по
решению их типологических и личностных
проблем; разработка комплексных
социальных программ по решению социальных
проблем конкретных групп населения;
разработка технологий по работе с
различными проблемными группами. Так,
в Витебском регионе в настоящее время
действуют социальные программы по
поддержке пожилых людей, детей-сирот,
молодежи и др.

На микроуровне социальная
работа строится, исходя из запросов
клиентов и как практическая деятельность
направлена на то, чтобы восстановить
или сохранить социетальные и
психоментальные связи индивида с
социумом, группой или отдельным
индивидом.

Основанием
для выделения уровней социальной работы
как вида практической деятельности
может быть масштабность ее проявления,
а также конкретные объекты социальной
работы (В.И. Курбатов).

1.В
зависимости от масштабности социальная
работа в Республике Беларусь проводится
на республиканском, региональном,
местном и индивидуальном уровнях.

Республиканский
уровень во многом определяется
законодательной и социальной политикой
государства, управлением социальной
защитой населения в масштабах республики.
На этом уровне социальная работа должна
быть представлена в широком ее понимании,
что и накладывает отпечаток на ее цели,
содержание в узком смысле.

Региональный
уровень – предопределяется государственным
уровнем, является производным от него.
Это находит конкретное выражение как
в реализации законодательных и нормативных
актов республиканского значения, так
и их адаптации к особенностям тех или
иных регионов страны. На данном уровне
социальная работа носит более конкретный,
содержательный характер.

Местный
уровень социальной работы определяется
конкретной направленностью на конкретный
объект. Здесь социальная работа
осуществляется через деятельность
различного рода социальных служб,
профессиональными работниками и
добровольцами.

Индивидуальный
уровень – социальная работа с клиентом
на основе его запросов, применения
техник и методик индивидуальной
социальной работы.

2.В
зависимости от конкретных объектов
социальная работа осуществляется на
следующих уровнях: индивидуальном;
групповом (объекты социальной работы
те или иные социальные группы населения
, чаще всего с одинаковыми проблемами:
инвалиды, алкоголики, женщины или дети
, подвергшиеся сексуальному насилию и
др. ); общинный уровень.

Уровни
социальной работы в значительной
степени определяют ее функции, формы и
методы. Нужно отметить, что в понимании
данных терминов до настоящего времени
не существует единого подхода.

Так,
в «Словаре социальной работы» Р. Баркера
представлен следующий перечень уровней
социальной работы: индивидуальная
социальная работа, групповая социальная
работа, организация сообщества,
административная социальная работа,
исследования, социальная политика,
планирование, непосредственная
клиническая практика, семейная и брачная
практика, а также то, что называется
общей практикой социальной работы,
объединяющей микро- и макроуровни.

Шведские
ученые Г.Бернлер и Л. Юнссон выделяют
индивидуальную и семейную социальную
работу (индивидуальную психотерапию),
групповую социальную работу, общественную
работу (работу с сообществом на
макроуровне), социальное администрирование
и планирование.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Социальная работа, или социономия представляет собой специфическое общественное явление. В широком смысле социальной работой можно назвать любое воздействие, направленное на преобразование общества. Социальная работа выступает как универсальный социокультурный механизм поддержки и безвозмездной социальной помощи, услуг, патронажа различных социальных групп населения, оказавшихся в сложных жизненных условиях.

В более узком смысле понятие социальной работы обычно связывается с деятельностью по разрешению и предупреждению социальных патологий, проблем и конфликтов. По аналогии с технической сферой социальную работу определяют как социальную инженерию, которая выполняет в обществе:

• социально-инновационную работу, создающую механизмы решения социальных проблем;

• работу по обеспечению функционирования уже существующих механизмов решения социальных проблем.

В рамках цивилизационного подхода социальная работа характеризуется как социокультурный институт, деятельность которого направлена на гармонизацию общественных отношений через оказание помощи индивидам и группам с учетом сложившихся традиций, норм и ценностей. Вне анализа культурного контекста невозможно понимание логики развития современной социальной работы как в теоретическом, так и в прикладном аспекте. Сфера социальной работы расширяется одновременно с расширением и усложнением характера и масштабов социальных связей в обществе. В различные исторические периоды социальная работа принимала формы милосердия, благотворительности, призрения, осуществляемых частными лицами, обществом и государством. Цивилизационный подход позволяет рассматривать роль института социальной работы в системе общественных отношений, выявляя основные противоречия, источники и движущие силы его развития.

Как профессиональная деятельность социальная работа возникла в начале XX в. и активно развивается в большинстве стран. Изучение специфики данной профессиональной деятельности связано с так называемым ведомственным подходом, в котором анализируется и обобщается международный опыт развития данной профессии. Для координации деятельности социальных работников различных стран в 1928 г. в Париже был создан Международный секретариат, который после Второй мировой войны приобрел статус Международной Федерации социальных работников. В 2000 г. данная организация определила современную социальную работу как деятельность, которая способствует реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений, укреплению свободы человека и его прав на достойную жизнь. В современных условиях социальная работа становится критерием цивилизованности общества и отражает проявление принципов демократии. Важнейшим показателем уровня гуманизации общества выступает социальная справедливость как величайший общечеловеческий идеал. Социальная работа утверждает новое представление о системе социальных связей и взаимоотношений, включающее в себя понимание необходимости социальной солидарности как важнейшей предпосылки стабильного и устойчивого развития современного общества.

В настоящее время профессиональная социальная работа осуществляется в государственных, некоммерческих и частных социальных службах и организациях. В ряде европейских стран основную нагрузку несут государственные службы, оказывающие услуги людям с ограниченными возможностями, обслуживающие в стационарах инвалидов и престарелых, выполняющие различные виды надомной работы, включая надзор над детьми, которые остались без попечения родителей. В благополучной Европе количество инвалидов составляет более 15 %, причем причинами инвалидности являются не только заболевания, но и условия жизни, особенно пожилых людей.

Другие страны пошли по пути создания благоприятных условий для деятельности отдельных граждан, социальных групп, добровольческих организаций по организации помощи всем нуждающимся для достижения социального мира и согласия. В значительной мере смягчить возникающие противоречия в развитых странах мира помогают такие мероприятия как: установление высоких налогов на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, исполнение разнообразных социальных программ. В ряде стран для решения социальных проблем используются такие меры, как сокращение сектора предоставления бесплатных услуг, расширение общественного сектора для удовлетворения нужд населения.

В опыте большинства стран профессиональная социальная работа реализуется как:

• индивидуальная (семейная) социальная работа;

• групповая социальная работа;

• общественная работа, или работа с сообществом (социальное администрирование и планирование).

Общими принципами социальной работы для всех уровней социальной деятельности являются:

• законность;

• кооперация усилий (в том числе с некоммерческими организациями);

• целенаправленность;

• профессионализм (постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения, навыки специалиста, обеспечивающие фициронное оказание социальных услуг);

• комплексный подход;

• реализм.

В международном опыте в социальной работе сосуществуют две основные модели помощи, в основу которых легло различное понимание природы человека, его возможностей и социальных проблем. Для одной из них характерен «исправительный», «карающий», «подстегивающий» стиль работы с индивидом, а для другой – «поощряющий» или «поддерживающий» стиль. Первую модель условно можно назвать «через человека к обществу», так как основная ответственность за благосостояние возложена на самого человека. Вторую – «через общество к человеку», когда достаточно велика доля ответственности общества за благополучие отдельной личности. Тяготение в сторону «карающей» или, наоборот, «поощряющей» модели характерно для социальной практики любой страны.

Большинство специалистов, однако, считают, что необходима переоценка влияния государства и общества на социальную работу перед угрозой нового явления современной цивилизации – «заброшенности человека в мире». В связи с этим в научной литературе развернулась дискуссия об общественной роли профессиональной социальной работы, о необходимости расширения частной социальной практики. Коммерческий подход к социальной работе, при котором она рассматривается как средство прибыли, имеет своих сторонников в различных странах. Например, в США около 23 % социальных работников занимаются частной практикой, которая стала в последние годы самым быстрорастущим сектором социальной работы и в ряде других стран. Частная социальная практика приносит профессиональное признание и предоставляет возможности для улучшения финансового положения самих социальных работников.

Тема добровольного неоплачиваемого труда в социальной сфере постоянно обсуждается и идет в условиях дискуссии о повышении статуса и общественного признания социальной работы как важнейшего социального института в современном мире.

Восприимчивость многих стран к институтам социальной работы связана с общей и глобальной тенденцией социализации экономики и государства, гуманизацией общественных и межличностных отношений.

Роль института социальной работы в реальной общественной практике, в системе социально-экономических отношений изучается в рамках глобалистского подхода. Социальная работа рассматривается как общественно необходимая деятельность по профилактике негативных явлений, социальных проблем и рисков социального неблагополучия, связанных с развитием человеческой цивилизации.

Во многом проблемы, осложняющие развитие современного общества, обусловлены техногенной сферой, разрушающей традиционный природный и социальный порядок. Поэтому разработка социальных программ активно ведется как на региональном, так и на международном уровне. Проблемы человечества рассматриваются как комплекс глобальных проблем, затрагивающих жизненные интересы народов и всего человечества: сохранение прочного мира, природной среды, гарантированное обеспечение всех жителей Земли продовольственными, энергетическими и другими ресурсами.

По данным ООН, более 3 млрд. человек живут ниже официально определенного порога нищеты. Как подчеркивал знаменитый английский философ Джон Локк, «бедность разрушает человечество точно так же, как война». По мнению политиков и общественных деятелей, воспроизводство бедности в современном мире связано с неоколониальной политикой промышленно развитых стран, которая приводит к социальному неравенству, ухудшению качества жизни большинства населения земного шара. Нежелание западных стран активно помогать слаборазвитым и развивающимся странам создает условия для роста терроризма, религиозного фанатизма и экстремизма. Глобальными вызовами человечеству в XXI в. стали развязывание социально-экономических войн и конфликтов за природные ресурсы.

Для решения актуальных социальных проблем, стоящих перед человечеством, сегодня необходимо не только созидательное сотрудничество в масштабах планеты, но и учет социальных факторов при принятии конкретных управленческих решений, определяющих политику государств. Необходимы согласованные действия правительств, международных и общественных организаций и института социальной работы по предупреждению социальных катаклизмов.

Во многих странах мира можно найти сходные социальные проблемы, поэтому обобщение мирового опыта по преодолению социальных и гуманитарных катастроф приобретает особую актуальность. Социальные катастрофы могут быть вызваны как непродуманными управленческими решениями, так и целенаправленной деятельностью, приводящей к вымиранию населения и разрушению существующего социального порядка.

В этом ракурсе социальную работу рассматривают как управленческую деятельность, которая направлена на изменение социальных процессов с целью достижения их соответствия интересам и потребностям всего общества, отдельных социальных групп, конкретной личности.

В условиях глобализации на первый план выходят вопросы социального развития и интеграции, развития социальной работы в различных сферах жизнедеятельности людей в системе образования, здравоохранения, производства, культуры для осуществления позитивной социализации общества. В каждой отдельной стране складывается собственная уникальная социальная ситуация, которая требует активной социальной политики государства для улучшения положения населения. Во всем мире растет спрос на различную социальную помощь и поддержку.

Традиционным направлением социальной работы является разработка специализированных программ помощи проблемным группам населения. Направления исследования в рамках глобалистского подхода связаны с изучением причин возникновения социального неравенства, различных социальных патологий, например, влияния урбанизации на образ жизни населения. Исторически социальная работа возникла как деятельность по работе с маргинальными слоями населения. В связи с этим в практике социальной работы остро стоит вопрос о том, кому помочь в первую очередь, кого считать более бедными и угнетенными. В практике современной социальной работы не существует «иерархической лестницы категорий нуждающихся». Сегодня важной тенденцией развития социальной работы как социального института во многих странах мира является отход от проблем маргиналов и перенос внимания социальных работников на представителей «среднего класса», удовлетворение их разнообразных потребностей (сервисная социальная работа).

В настоящее время социальная работа осуществляется на институциональном, профессиональном и добровольческом уровнях. Филантропический подход связан с изучением добровольческой или благотворительной деятельности как формы непрофессиональной социальной работы.

Добровольческая деятельность граждан и юридических лиц представляет собой оказание бескорыстной (безвозмездной) или на льготных условиях поддержки, включая денежные средства, предоставление услуг и т. д. Непрофессиональная добровольческая благотворительная деятельность изучается в рамках филантропического подхода.

Благотворительная деятельность в настоящее время в большинстве стран реализуется в следующих направлениях: обеспечение «общественного здоровья», организация системы помощи нуждающимся, практическая социализация и социальный патронаж и т. д.

В последние годы в России также активно развивается сеть благотворительных и добровольных обществ, которые активно занимаются проблемами оказания социальной помощи нуждающимся. Благотворительные организации имеют свои социальные программы, систему финансирования, а в отдельных случаях и производственные мощности для решения социальных задач. Благотворительные добровольческие объединения (ассоциации) распространены во всем мире, их численность постоянно возрастает.

Ширится и волонтерское движение как форма благотворительной деятельности. Волонтерство выступает как добровольное принятие личностью обязанностей по оказанию защиты и помощи другим индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и т. д. Волонтерство как движение получает все более широкое распространение среди учащихся и студентов. Мотивы для вступления в ряды волонтеров могут быть самыми разными: убеждения нравственного и религиозного характера, потребность в общении, активности, реализации своих способностей, общественном и государственном признании, желание приобрести новую работу или профессию и т. д.

Дальнейшее развитие добровольческой социальной работы в России может оказать существенное влияние на повышение качества социального обслуживания населения за счет создания негосударственного сектора социального обслуживания и конкуренции с государственными (муниципальными) социальными службами.

Социальные задачи, которые решаются социальными организациями на уровне международного сотрудничества, включают в себя:

• оздоровление среды обитания;

• искоренение бедности;

• социальную интеграцию;

• равенство между мужчиной и женщиной;

• доступ к качественному образованию и здравоохранению;

• эффективное использование ресурсов для социального развития;

• совершенствование различных форм международного сотрудничества в области социального развития;

• построение системы международной безопасности от природных и техногенных катаклизмов;

• формы межгосударственных отношений в интересах социального благосостояния;

• поддержку со стороны правительств различных государств.

Деятельность неправительственных организаций социальной направленности позитивно влияет на социальные отношения, способствуя развитию гражданского общества. Постоянно растет число международных неправительственных организаций (Гринпис, Красный Крест и др.), выступающих в защиту прав человека, окружающей среды, за глобальную социальную безопасность.

Основными проблемами благотворительной деятельности являются ограниченный круг получателей социальной помощи, недостаточные ресурсы, отсутствие у лиц, которые занимаются непрофессиональной социальной работой, профессиональных и специальных знаний, спонтанный характер деятельности и т. д. Однако при всей важности добровольческой деятельности по мере развития института социальной работы будет постоянно расти спрос на профессиональные социальные услуги.

В рамках системного подхода социальная работа рассматривается как сложная открытая система. В переводе с греческого «система» – это целое, составленное из частей или элементов. Каждый элемент системы выполняет определенную функцию и, взаимодействуя с другими элементами, образует некоторое целостное единство. Социальная работа является исторически сложившейся общественной системой, состоящей из подсистем меньшего уровня, которые в свою очередь могут характеризоваться как определенные системы. К ним относят:

• социальную работу как науку;

• социальную работу как вид деятельности;

• социальную работу как учебную дисциплину.

Система социальной работы как науки проявляется в том, что она имеет междисциплинарный характер, содержит органически взаимосвязанные части: теоретическую и прикладную (см. главу 3).

Социальная работа как вид специфической деятельности также имеет системный вид: это система с точки зрения сочетания профессиональной и непрофессиональной деятельности. Кроме того, это система, в которой взаимосвязаны такие элементы как:

• субъект и объект;

• содержание и средства;

• управление, функции и цели (см. разд. 2.2).

Социальная работа как учебная дисциплина также может быть рассмотрена как система, задачами которой являются:

• формирование целостного представления о специфике социальной работы как профессии и обучение методам этой деятельности будущих социальных работников;

• разработка современных технологий подготовки специалистов социального профиля.

Как учебная дисциплина социальная работа представляет собой систему положений, которые общепризнаны в теории. Эти положения касаются всех уровней деятельности социальной работы, в том числе:

• проблем государственно-правовых основ,

• методов и технологии социальной работы,

• форм ее организации,

• способов и схем финансирования.

Данная область знания призвана сформировать у студентов целостное представление о сущности и содержании процесса помощи и взаимопомощи, методах поддержки различных категорий населения, что позволит им стать настоящими профессионалами. Социальная работа как учебная дисциплина преподается в высших, средних специальных учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации работников социальной сферы. Основные цели социального образования – получение теоретических знаний, приобретение практических и исследовательских навыков, освоение профессиональных этических стандартов профессии. Главная задача заключается в формировании таких личностных качеств будущего социального работника, которые ориентированы на постоянное профессиональное самосовершенствование.

В настоящее время в разных странах насчитывается несколько тысяч высших школ социальной работы, а также факультетов университетов, ведущих специализированную подготовку социономов. В Российской Федерации подготовкой социальных работников занимаются сотни средних специальных учебных заведений и вузов. Ежегодно в мире проводится более 100 национальных и международных конференций, на которых обсуждаются вопросы подготовки социальных работников и их профессиональной деятельности.

Библиография и рекомендуемая литература

1. Демидова Т. Е. Актуальные проблемы социальной работы в современном обществе. М., 2007.

2. Костина Е. Ю. Социальная работа в России: взаимосвязь истории и современного состояния // Социальная работа: традиции и инновации. 2006. № 1. С. 84–88.

3. Кузьмина К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы за рубежом и в России. М., 2002.

4. Павленок П. Л. Теория, история и методика социальной работы: учеб. пособие. М., 2004.

5. Социальная работа: история, теория, технологии (научная школа профессора Е. И. Холостовой). М., 2004.

6. Социальная работа: учеб. пособие / под ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д, 2005.

7. Фирсов М. В. История социальной работы в России. М., 1999.

8. Хухлина В. Ф. Некоммерческий сектор: сущность и особенности // Отечественный журнал социальной работы. 2005. № 3. С. 19–26.

Вопросы и задания

1. Раскройте основные подходы к определению сущности социальной работы.

2. Охарактеризуйте возможности социальной работы в решении глобальных проблем человечества.

3. Покажите роль профессиональной социальной работы.

4. Раскройте роль социальной работы как сферы общественной деятельности.

Темы для докладов и рефератов

1. Социальная работа как социокультурный институт.

2. Перспективы развития социальной работы в России.

3. Особенности непрофессиональной социальной работы.

4. Роль социального партнерства в современном обществе.

5. Формы международного сотрудничества стран в решении социальных проблем.

6. Перспективы развития международной социальной работы в XXI в.

Основные понятия

Государственный патернализм, социальная защита населения, социальное развитие общества, международное сотрудничество в социальной сфере, гражданское общество, профессиональная социальная работа, волонтерство, социальное партнерство, социальная работа как социальный институт.

Дополнение 1. Социальное партнерство

Понятие «социальное партнерство» закрепилось в законодательной и научной терминологии для описания системы взаимоотношений между работниками и работодателями при посреднической роли государства (государство осуществляет контроль за социально-трудовыми отношениями). В широком понимании социальное партнерство – это идеология сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в социальной сфере.

В современной России постепенно формируются механизмы взаимодействия государственных и негосударственных структур для регулирования социальных отношений и процессов.

В 30-е гг. сложилась система профсоюзов, которые осуществляли право надзора за охраной труда и техникой безопасности, вели борьбу против нарушений законодательства о труде. Важным направлением профсоюзной деятельности была работа среди женщин, обеспечение их подлинного равноправия во всех сферах жизни. Отсталость, забитость женщин-работниц, батрачек, прислуги преодолевались с большим трудом. Многие хозяйственники с предубеждением относились к женщинам-работницам, держали их на неквалифицированной тяжелой работе. Профсоюзы стали осуществлять низовой контроль за всеми нарушениями в сфере трудовых отношений.

Большое внимание уделялось развитию системы материнства и детства. Если в 1913 г. в России насчитывалось лишь 9 женских и детских консультаций, то уже в 1920 г., в период Гражданской войны и разрухи, было открыто 197 консультаций, 567 яслей, 108 домов матери и ребенка.

Предметом переговоров в сфере социального партнерства становятся основные направления социально-экономической политики, система социальных гарантий и защиты интересов субъектов социально-трудовых отношений, применяемых в масштабе государства.

Одной из важных форм реализации идеи о социальной ответственности бизнеса в настоящее время стало заключение соглашений о социальном партнерстве между предприятиями, корпорациями и административными, муниципальными образованиями. Суть этих соглашений состоит в взаимной обязанности: предприятие содействует социальному развитию территории; муниципальное образование обязуется содействовать экономическому развитию предприятия.

Соглашение о социальном партнерстве может включать следующие обязательства:

• город (поселение);

• разрешить предприятию пользование городской инфраструктурой;

• обеспечить устойчивую работу социальной сферы;

• содействовать укреплению общественной безопасности;

• координировать с предприятием действия по развитию и реализации инвестиционной политики в сфере экономики города; предприятие (корпорация)

• финансировать экологические программы в интересах территории и предприятия;

• проводить мероприятия по финансированию территориальных социальных программ в сфере образования и культуры и т. д.

Дополнение 2. Роль третьего сектора в решении социальных проблем

Современная социальная работа характеризуется активным участием наряду с государством общественных и благотворительных организаций в решении социальных проблем населения. В течение последних лет активно создаются и развиваются негосударственные некоммерческие организации (НКО), объединенные в развитых странах в самостоятельный сектор экономики.

Понятие «третий сектор экономики» появилось в мире не так давно, его становление отражает тенденции, возникающие одновременно с развитием рыночной экономики. Современное гражданское общество можно представить в виде трех составляющих, которые позволяют выделить основные институты, функционирующие в нем.

Первый секторгосударственный: органы государственной власти на всех уровнях, а также все виды государственных предприятий и организаций, действующих в любой сфере деятельности, в том числе социальной.

Второй секторкоммерческий (бизнес-сектор): неправительственные прибыльные организации.

Третий секторфилантропический; негосударственный, неправительственный, независимый, некоммерческий, неприбыльный, благотворительный, сектор добровольной волонтерской активности.

Основой формирования гражданского общества выступают именно НКО. Их деятельность рассматривается как проявление социальной инициативы отдельных граждан, различных слоев населения в решении проблем социально не защищенных и проблемных групп населения. Во всем мире известна деятельность международных благотворительных организаций, оказывающих социальную помощь детям: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), LEBENSHILPE («Жизненная помощь»), KINDERHILPE («Детская помощь») и многих других.

В августе 1995 г. и в России появился закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который установил основные правовые нормы, регулирующие такую деятельность, и определил формы ее поддержки со стороны органов власти различных уровней. Благотворительная деятельность в данном законе рассматривается как добровольная деятельность граждан, учреждений по безвозмездной или на льготных условиях передаче имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Цели благотворительной деятельности могут быть направлены на:

• оказание помощи пострадавшим от социальных, национальных, религиозных конфликтов;

• оказание помощи жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

• содействие защите материнства, отцовства и детства;

• предотвращение социальных, национальных и религиозных конфликтов;

• подготовку населения к преодолению последствий различных катастроф и стихийных бедствий.

Право на реализацию благотворительной деятельности имеют граждане и юридические лица, которые могут индивидуально или объединившись (с образованием или без образования благотворительной организации) свободно выбирать цели этой деятельности и формы ее осуществления. Благотворительная организация в обязательном порядке должна быть неправительственной (негосударственной и немуниципальной), некоммерческой. Благотворительные организации создаются в виде общественных организаций (объединений), фондов, учреждений. Учредителями благотворительных организаций могут быть только физические и (или) юридические лица. Благотворительные организации могут также объединяться в организации и союзы на договорной основе. Обязательное условие их деятельности – расходовать на благотворительные цели не менее 80 % своих средств.

Как правило, создание благотворительных организаций происходит спонтанно как реакция на необходимое разрешение какой-либо социальной проблемы или реализацию какой-либо социальной потребности.

Коллектив благотворительной организации – это не только ее штатные сотрудники, но и добровольцы, а также актив тех благотворительных обществ, которые не имеют ни одного оплачиваемого работника.

Участниками благотворительной деятельности, кроме благотворителей, являются также добровольцы и благополучатели. Добровольцы – это граждане, осуществляющие свою деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт). Благополучатели – это лица, получающие благотворительные пожертвования, помощь благотворителей.

Негосударственный некоммерческий сектор в России начал активно развиваться в начале 90-х гг. прошлого века. В 2005 г. было зарегистрировано более 350 тыс. организаций, в которых в качестве штатных работников и волонтеров было задействовано около 2,5 млн. человек. Ежегодно порядка 20 млн. человек получают те или иные услуги. Деятельность большинства организаций направлена на содействие решению конкретных проблем, возникающих в жизни общества. Эти организации (правозащитные, экологические, потребительские) отстаивают права индивидов или определенных категорий населения (жителей конкретных территорий, пожилых и инвалидов, заключенных, женщин и обездоленных детей).

Термин «некоммерческая организация», распространенный в Российской Федерации, не вполне соответствует общепринятому в мировой практике. В законе «О некоммерческих организациях» указывается, что некоммерческие организации не могут в качестве основной цели деятельности иметь извлечение прибыли. В российском законодательстве нет определения организаций общественной выгоды и взаимной выгоды. Вместе с тем такие понятия используются в законодательстве ряда стран, а также в международных документах, в том числе описывающих международные стандарты.

Согласно Федеральному закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятому в России в 1995 г., бескорыстной считается не только безвозмездная помощь нуждающимся, но и та, которая оказывается на льготных условиях.

Благодаря деятельности некоммерческих организаций создаются дополнительные возможности получения гражданами различных социальных услуг. В условиях дефицита материальных, финансовых, кадровых ресурсов негосударственные организации вносят свой вклад в решение задач социальной политики государства. Кроме того, многие НКО оказывают услуги, дополняющие перечень государственных услуг, если люди в них нуждаются.

Некоммерческий сектор, по мнению ведущих специалистов, – это источник социальных инноваций. Многие социальные технологии, современные методы социальной работы были внедрены сначала в НКО, а затем стали частью государственной и муниципальной политики. Например, система раннего вмешательства для оказания помощи семьям, имеющих детей в возрасте до трех лет с нарушениями развития. В 1992 г. в Санкт-Петербурге по инициативе энтузиастов был основан Институт раннего вмешательства. В настоящем – это более 30 специализированных служб абилитации, функционирующих в России. Данные учреждения финансируются из средств государственного бюджета и рассматриваются как направления государственной помощи семье и детям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ответ на вопрос к контрольной работе по дисциплине «Основы теории социальной работы» для студентов заочной формы обучения

Уровни организации и основные направления социальной работы в современном обществе

В настоящее время социальная работа рассматривается как:

1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметно-интегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

2) комплексная социальная технология осуществления социальной защиты населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения.

Уровни организации социальной работы:

1. Федеральный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. Представлен в современной России подсистемами социальной защиты, дополнительного образования, молодежной программой в лице различных комитетов и министерств на уровне государства.

2. Региональный уровень определяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями. Особенности регионального уровня выражены в приоритетах основных направлений социальной работы.

3. Муниципальный уровень отражает прежде всего специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне (например, взаимоотношения управления социальной защиты и отдела народного образования в решении проблем опеки и попечительства).

4. Локальный уровень связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурного своеобразия.

В зависимости от конкретных объектов выделяют следующие уровни: с индивидом, семьей, группой, населенным пунктом.

Основные направления социальной работы:

Социальный надзор (контроль) и профилактика — форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. Субъекты социального надзора — законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор. Объекты — процесс выполнения нормативных актов общегосударственного и местного уровней, принятых соответствующими органами по социальной защите населения, ход выполнения социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (это — дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальные учреждения), а также контроль за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц групп социального риска и девиантного поведения (психически больные, алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки и т.п.).

Социальная реабилитация — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации — восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).

Социальная интеграция — процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.

Социальная реинтеграция — процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве.

Так же основные направления деятельности связывают, как правило, с группами населения (дети, пожилые, инвалиды), со сферами жизнедеятельности (образов, производство, здравоохранение, армия), по решаемым проблемам (безработица, девиантное поведение, малообеспеченность).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Завьялова Н. И. Толерантность социального работника: общая характеристика / Н. И. Завьялова // Вестник ТГУ. – 2010. – №12. – С.159–163.

2. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей / ред. С.К. Бондырева. – М.: Москва, 2003. – 367 с.

3. Холостова Е. И. Социальная работа / Е. И. Холостова. – М., 2013. – 345 с.

4. «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №16 2017 Alley-science.ru.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • В предвыборной компании принимают участие политические партии
  • В процессе анализа времени работы оборудования выделяют фонды
  • В разработке чего компания apple опередила компанию microsoft
  • В реквизите досрочное назначение пенсии основание указывается
  • В судебном приказе не указаны банковские реквизиты взыскателя