Рейтинг стран по глобальной конкурентоспособности
Аналитическая группа Всемирного экономического форума (ВЭФ) ежегодно публикует рейтинг глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index). Данное исследование демонстрирует, в каких странах лучше всего развит бизнес, и насколько он способен конкурировать с другими странами за положение на рынке и потенциальные инвестиции.
Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнёрских организаций — ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. Более 14 000 лидеров бизнеса были опрошены в 138 государствах. В отчет также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ. В исследовании ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Основным средством обобщённой оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского Университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin) и впервые опубликованный в 2004 году. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура» (в т.ч. качество дорог), «Макроэкономическая стабильность», «Банки», «Здоровье и начальное образование», «Уровень математического образования», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Коррупция в бизнесе», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний», «Безопасность», «Сложность регистрации бизнеса» и «Инновационный потенциал».
Для каждой из экономик, охваченных исследованием, отчёт содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчёта индекса. В докладе также содержится подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по различным индикаторам. В отчёт также включены тематические разделы, посвящённые более детальному исследованию ряда стран и регионов. Последняя версия рейтинга стран по уровню конкурентоспособности бизнеса вышла в 2019 году.
Отчеты: GEF2019.pdf, GCR2018.pdf, GEF2017.pdf
12.09.2014
Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) представили рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности их экономик. Всего в рейтинге 2014 года оценивали 144 страны мира из примерно 200 существующих. Итоговым рейтингом считается комплексная оценка национальной конкурентоспособности в мире.
Главная / Статьи
В первой тройке после лидера Швейцарии следуют Сингапур и США, далее – Финляндия, Германия, Япония, Гонконг, Нидерланды и Великобритания.
Россия занимает 53-е место – это второе место среди стран БРИКС (Китай на 28-м). Среди стран бывшего СССР Россию опережают Эстония (29-е место), Азербайджан (38), Литва (41) и Казахстан (50).
Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.
Методология рейтинга
Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК, GCI) рассчитывается из 114 показателей, которые объединены в 12 основных групп — факторы конкурентоспособности. 34 показателя рассчитываются на основе открытых статистических данных (внешний долг, бюджетный дефицит, продолжительность жизни и другие из исследований ЮНЕСКО, МВФ, ВОЗ), а остальные – по оценкам специального опроса более 14 тысяч руководителей средних и крупных предприятий.
Все страны, участвующие в рейтинге, распределяются по стадиям развития экономики. Критерием распределения стран является показатель уровня ВВП на душу населения. Однако, для определения стадии развития стран с высокой зависимостью от минеральных ресурсов, в том числе и для России, применяется второй критерий, который измеряет степень зависимости развития страны от основных факторов. Данный критерий определяется по доле экспорта сырья в общей структуре экспорта (товаров и услуг) за последние пять лет. Страны, в которых доля экспорта сырьевых ресурсов в общем экспорте составляет 70% и более, относятся к 1-ой категории развития (стадия факторного развития).
Стадии развития экономик мира
Стадия 1 Факторное развитие (37 экономик) |
Переходная стадия от 1 к 2 (16 экономик) |
Стадия 2 Эффективное развитие (30 экономик) |
Переходная стадия от 2 к 3 (24 экономики) |
Стадия 3 Инновационное развитие (37 экономик) |
Бангладеш Буркина Фасо Бурунди Вьетнам Гаити Гамбия Гвинея Замбия Зимбабве Йемен Индия Камбоджа Камерун Кения Кот-д-Ивуар Кыргызская Респ-ка Лесото Лоасская НДР Мавритания Мадагаскар Малави Мали Маянмар Мозамбик Непал Нигерия Никарагуа Пакистан Руанда Сенегал Сьерра-Леоне Таджикистан Танзания Уганда Чад Эфиопия |
Азербайджан Алжир Ангола Боливия Ботсвана Бутан Венесуэла Габон Гондурас Иран, Исламская Республика Кувейт Ливия Молдова Монголия Саудовская Аравия Филиппины |
Албания Армения Болгария Восточный Тимор Гватемала Гвинея Грузия Доминиканская Респ. Египет Индонезия Иордания Капе-Верде Китай Колумбия Македония Монтенегро Морокко Намибия Парагвай Перу Румыния Сальвадор Свазиленд Сербия Таиланд Тунис Украина Шри-Ланка Южная Африка Ямайка |
Аргентина Барбадос Бахрейн Бразилия Венгрия Казахстан Коста-Рика Латвия Ливан Литва Маврикий Малайзия Мексика Объединенные Арабские Эмираты Оман Панама Польша Российская Федерация Сейшелы Суринам Турция Уругвай Хорватия Чили |
Австралия Австрия Бельгия Великобритания Германия Гонконг Греция Дания Израиль Исландия Испания Италия Канада Катар Кипр Южная Корея Люксембург Мальта Нидерланды Новая Зеландия Норвегия Португалия Пуэрто-Рико Сингапур Словацкая Респ-ка Словения США Тайвань Тринидад и Тобаго Финляндия Франция Чешская Респ-ка Швейцария Швеция Эстония Япония |
Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.
Региональный рейтинг
Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.
Страны-лидеры
Топ 10. Мировые лидеры в рейтинге GCR 2014-15
1 | Швейцария |
2 | Сингапур |
3 | США |
4 | Финляндия |
5 | Германия |
6 | Япония |
7 | Гонконг |
8 | Нидерланды |
9 | Великобритания |
10 | Швеция |
Какие же изменения в рейтинге произошли с докризисного 2007 года до настоящего рейтинга 2014-2015 гг.? Следует особо отметить, что не вполне корректно сравнивать эти рейтинги, так как в разные годы в оценках принимали разное число стран (от 133 до 144), не все страны участвуют из года в год (чаще это касается очень малых стран), но в целом динамика будет представлена вполне адекватно (см. сводную таблицу по всем странам ниже).
Швейцария уже шестой год подряд возглавляет рейтинг. Сингапур занимает 2-е место уже четвертый год, поднявшись с 7-го места в 2007 году. США – лидер в докризисное время, с 2009-го года резко ухудшил свои показатели, но в 2014-м вновь вошел в тройку лидеров. Стабильно улучшает свои рейтинговые оценки Гонконг.
С колебаниями, но ежегодно высокий результат показывают Финляндия, Германия, Япония, Нидерланды, Великобритания.
Швеция сдает свои позиции – в рейтинге 2014-15 она уже замыкает топ-10. Но более всех лидеров упал рейтинг Дании – с 3-го места в 2007 году до 13-го в рейтинге 2014-15.
Топ-10 Мир. Динамика изменений ранговых позиций с 2007 по 2014 гг.
2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-15 | |
1 | США | США | Швейцария | Швейцария | Швейцария | Швейцария | Швейцария | Швейцария |
2 | Швейцария | Швейцария | США | Швеция | Сингапур | Сингапур | Сингапур | Сингапур |
3 | Дания | Дания | Сингапур | Сингапур | Швеция | Финляндия | Финляндия | США |
4 | Швеция | Швеция | Швеция | США | Финляндия | Швеция | Германия | Финляндия |
5 | Германия | Сингапур | Дания | Германия | США | Нидерланды | США | Германия |
6 | Финляндия | Финляндия | Финляндия | Япония | Германия | Германия | Швеция | Япония |
7 | Сингапур | Германия | Германия | Финляндия | Нидерланды | США | Гонконг | Гонконг |
8 | Япония | Нидерланды | Япония | Нидерланды | Дания | Великобритания | Нидерланды | Нидерланды |
9 | Великобритания | Япония | Канада | Дания | Япония | Гонконг | Япония | Великобритания |
10 | Нидерланды | Канада | Нидерланды | Канада | Великобритания | Япония | Великобритания | Швеция |
Топ-10 Мир. Динамика изменений ранговых позиций с 2007 по 2014 гг.
Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.
Страны БРИКС
Рейтинг стран БРИКС
28 | Китай |
53 | Российская Федерация |
56 | Южная Африка |
57 | Бразилия |
71 | Индия |
Страны БРИКС. Динамика изменений ранговых позиций с 2007 по 2014 гг.
Россия в рейтинге GCI
В Отчете глобальной конкурентоспособности Россия находится на переходной стадии от 2 стадии (Эффективное развитие) к 3 стадии (Инновационное развитие). В рейтинге GCI 2014-15 года Россия занимает 53-е место, после кризиса улучшив свои позиции и только за последние два года повысив рейтинг на 14 позиций.
Пятёрка стран перед Россией: Панама, Италия, Казахстан, Коста-Рика и Филиппины. Сразу после России идут Болгария, Барбадос, Южная Африка и Бразилия.
Среди конкурентных преимуществ нашей страны, по оценке экспертов ВЭФ, огромная ёмкость внутреннего рынка, высокий уровень образования населения, благоприятный макроэкономический фон (низкий госдолг), хорошее состояние инфраструктуры
Самые слабые результаты России: коррупция и фаворитизм (92-е место), институты, (97), суды (109), качество дорог (124), неразвитость финансового рынка (110), инфляция (115), невысокая продолжительность жизни, распространенность ВИЧ (110), общая налоговая ставка (116), стимулирование инвестировать (122), внешняя и внутренняя конкуренция, торговые барьеры (111), объем импорта (133-е место из 144!), влияние налогообложения на стимулы к работе (115), трансфер технологий (123).
Позиции России в Индексе глобальной конкурентоспособности 2014-2015
Ранг (из 144 стран) |
Балл* | |
ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ | 53 | 4,4 |
Базовые требования | 44 | 4,9 |
Институты | 97 | 3,5 |
Инфраструктура | 39 | 4,8 |
Макроэкономическая среда | 31 | 5,5 |
Здравоохранение и начальное образование | 56 | 6,0 |
Факторы эффективности | 41 | 4,5 |
Высшее образование и профессиональная подготовка | 39 | 5,0 |
Эффективность рынка товаров | 99 | 4,1 |
Эффективность рынка труда | 45 | 4,4 |
Развитость финансового рынка | 110 | 3,5 |
Технологическая готовность | 59 | 4,2 |
Размер рынка | 7 | 5,8 |
Факторы инноваций и сложности | 75 | 3,5 |
Конкурентоспособность компаний | 86 | 3,8 |
Инновации | 65 | 3,3 |
* Балл – от 1 до 7 (лучше).
Подробную таблицу со всеми показателями России см. ниже.
Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.
Другие страны
Ранг | Топ-10. Европа | Ранг | Топ-10. Азия и Океания | |
1 | Швейцария | 2 | Сингапур | |
4 | Финляндия | 6 | Япония | |
5 | Германия | 7 | Гонконг | |
8 | Нидерланды | 14 | Тайвань (Китай) | |
9 | Великобритания | 17 | Новая Зеландия | |
10 | Швеция | 20 | Малайзия | |
11 | Норвегия | 22 | Австралия | |
13 | Дания | 26 | Корея, Республика | |
18 | Бельгия | 28 | Китай | |
19 | Люксембург | 31 | Таиланд | |
Топ-10 Латинская Америка | Топ-10 Ближний Восток и Северная Африка | |||
33 | Чили | 12 | ОАЭ | |
48 | Панама | 16 | Катар | |
51 | Коста-Рика | 24 | Саудовская Аравия | |
57 | Бразилия | 27 | Израиль | |
61 | Мексика | 40 | Кувейт | |
65 | Перу | 44 | Бахрейн | |
66 | Колумбия | 46 | Оман | |
78 | Гватемала | 64 | Иордания | |
80 | Уругвай | 72 | Морокко | |
84 | Сальвадор | 79 | Алжир |
Изменения в первой 20-ке. За период с 2007 года по 2014 (рейтинг 2014-2015 гг.) улучшили свои ранговые позиции Гонконг (с 12-го места поднялся до 7-го), ОАЭ (с 37 до 12), Катар (с 31 до 16), Новая Зеландия (с 24 до 17), Люксембург (с 25 до 19). Примерно одинаковый уровень за последние 7 лет поддерживают Норвегия, Канада, Тайвань, Бельгия, Малайзия. Значительно потеряли свои позиции Израиль (с 17 места упал на 27-е), Южная Корея (с 11 на 26-е).
В целом Ближний Восток значительно улучшает рейтинг – как ОАЭ и Катар, так и Саудовская Аравия (выросла с 35-го места до 24). Кувейт, Бахрейн, Оман тоже имеют позиции 40-46. Однако, Северная Африка и страны, находящиеся в состоянии военного конфликта или по соседству с ними, снижают свой рейтинг: Кувейт (с 30 до 40), Тунис (с 32 до 87), Египет (с 77 до 119), Ливия (с 88 до 126). Пакистан (с 92 до 129).
Среди стран БРИКС ежегодно улучшает свои позиции Китай, который по общим рейтинговым показателям давно находится в группе развитых стран (на 28-м месте в рейтинге 2014-15 г.). Улучшили свои позиции Россия и Бразилия (хотя у Бразилии наблюдается спад в последние два года). Индия и Южная Африка ежегодно теряют свой вес в рейтинге.
Наибольшие темпы развития (по рейтинговым показателям в 2014-15 гг. относительно рейтинга 2007-08 гг.) у Азербайджана (на 28 позиций до 37-го места в 2014-15 гг.), Индонезии, ОАЭ, Кувейта, Болгарии, Македонии, Перу, Грузии.
Азербайджан занимает 37-ю строчку рейтинга, опередив Россию (53 место) и Казахстан (50), постоянно улучшая свои позиции. Амбициозная цель страны – попасть в 20-ку. У Азербайджана прекрасные макроэкономические показатели – ВВП, внешний долг, национальные сбережения, а по уровню инфляция страна вообще на 1-м месте в мире. Хорошо обстоят дела с защитой инвесторов, там достаточно просто и быстро можно открыть свой бизнес. Хорошие показатели по эффективности рынка труда, а особенно с эффективным использованием талантов, это технологически вполне развитая страна со способностью к инновациям.
Саудовская Аравия с годами обогнала Израиль. В Саудовской Аравии хоть инновации и технологическая составляющая не являются коньком, средние показатели по здоровью и образованию, по эффективности рынка труда, зато прекрасные показатели по макроэкономике (4-е место в целом по фактору) и стабильно высокие показатели по фактору госучреждений.
Израиль за последние 7 лет значительно снизил свои рейтинговые позиции. К 2014 году в стране прекрасно с такими факторами как здоровье, инновации, технологическая готовность. И неважно с доверием к политикам (81-е место) да и в целом с госаппаратом не очень (фаворитизм, расточительство). У них огромные расходы по противодействию терроризму (аж 132 место), падает макроэкономика (огромный госдолг – 111-е место).
Малайзия имеет стабильные рейтинговые позиции, поэтому обогнала Австралию, Южную Корею и Китай. Малайзия имеет самые высокие показатели развития финансового рынка (самые высокие позиции в мире по юридическим правам, венчурному капиталу, доступу к кредитам) и эффективности рынка товаров. Южная Корея стремительно теряет свои позиции — падение на 15 позиций за 7 лет.
ВСЕ СТРАНЫ. Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2014-15. Динамика с 2007 по 2014 гг.
Экономика | Ранг 2007-08* | Ранг 2014-15 | Изменения в рейтинге | Балл 2008-09 | Балл 2014-15 |
Швейцария | 2 | 1 | 1 | 5,61 | 5,7 |
Сингапур | 7 | 2 | 5 | 5,53 | 5,65 |
США | 1 | 3 | -2 | 5,74 | 5,54 |
Финляндия | 6 | 4 | 2 | 5,5 | 5,5 |
Германия | 5 | 5 | 0 | 5,46 | 5,49 |
Япония | 8 | 6 | 2 | 5,38 | 5,47 |
Гонконг | 12 | 7 | 5 | 5,33 | 5,46 |
Нидерланды | 10 | 8 | 2 | 5,41 | 5,45 |
Великобритания | 9 | 9 | 0 | 5,3 | 5,41 |
Швеция | 4 | 10 | -6 | 5,53 | 5,41 |
Норвегия | 16 | 11 | 5 | 5,22 | 5,35 |
Объединенные Арабские Эмираты | 37 | 12 | 25 | 4,68 | 5,33 |
Дания | 3 | 13 | -10 | 5,58 | 5,29 |
Тайвань, Китай | 14 | 14 | 0 | 5,22 | 5,25 |
Канада | 13 | 15 | -2 | 5,37 | 5,24 |
Катар | 31 | 16 | 15 | 4,83 | 5,24 |
Новая Зеландия | 24 | 17 | 7 | 4,93 | 5,2 |
Бельгия | 20 | 18 | 2 | 5,14 | 5,18 |
Люксембург | 25 | 19 | 6 | 4,85 | 5,17 |
Малайзия | 21 | 20 | 1 | 5,04 | 5,16 |
Австрия | 15 | 21 | -6 | 5,23 | 5,16 |
Австралия | 19 | 22 | -3 | 5,2 | 5,08 |
Франция | 18 | 23 | -5 | 5,22 | 5,08 |
Саудовская Аравия | 35 | 24 | 11 | 4,72 | 5,06 |
Ирландия | 22 | 25 | -3 | 4,99 | 4,98 |
Южная Корея | 11 | 26 | -15 | 5,28 | 4,96 |
Израиль | 17 | 27 | -10 | 4,97 | 4,95 |
Китай | 34 | 28 | 6 | 4,7 | 4,89 |
Эстония | 27 | 29 | -2 | 4,67 | 4,71 |
Исландия | 23 | 30 | -7 | 5,05 | 4,71 |
Таиланд | 28 | 31 | -3 | 4,6 | 4,66 |
Пуэрто-Рико | 36 | 32 | 4 | 4,51 | 4,64 |
Чили | 26 | 33 | -7 | 4,72 | 4,6 |
Индонезия | 54 | 34 | 20 | 4,25 | 4,57 |
Испания | 29 | 35 | -6 | 4,72 | 4,55 |
Португалия | 40 | 36 | 4 | 4,47 | 4,54 |
Чехия | 33 | 37 | -4 | 4,62 | 4,53 |
Азербайджан | 66 | 38 | 28 | 4,1 | 4,53 |
Маврикий | 60 | 39 | 21 | 4,25 | 4,52 |
Кувейт | 30 | 40 | -10 | 4,58 | 4,51 |
Литва | 38 | 41 | -3 | 4,45 | 4,51 |
Латвия | 45 | 42 | 3 | 4,26 | 4,5 |
Польша | 51 | 43 | 8 | 4,28 | 4,48 |
Бахрейн | 43 | 44 | -1 | 4,58 | 4,48 |
Турция | 53 | 45 | 8 | 4,15 | 4,46 |
Оман | 42 | 46 | -4 | 4,55 | 4,46 |
Мальта | 56 | 47 | 9 | 4,31 | 4,45 |
Панама | 59 | 48 | 11 | 4,24 | 4,43 |
Италия | 46 | 49 | -3 | 4,35 | 4,42 |
Казахстан | 61 | 50 | 11 | 4,11 | 4,42 |
Коста-Рика | 63 | 51 | 12 | 4,23 | 4,42 |
Филиппины | 71 | 52 | 19 | 4,09 | 4,4 |
Российская Федерация | 58 | 53 | 5 | 4,31 | 4,37 |
Болгария | 79 | 54 | 25 | 4,03 | 4,37 |
Барбадос | 50 | 55 | -5 | 4,4 | 4,36 |
Южная Африка | 44 | 56 | -12 | 4,41 | 4,35 |
Бразилия | 72 | 57 | 15 | 4,13 | 4,34 |
Кипр | 55 | 58 | -3 | 4,53 | 4,31 |
Румыния | 74 | 59 | 15 | 4,1 | 4,3 |
Венгрия | 47 | 60 | -13 | 4,22 | 4,28 |
Мексика | 52 | 61 | -9 | 4,23 | 4,27 |
Руанда | н/д | 62 | н/д | н/д | 4,27 |
Македония | 94 | 63 | 31 | 3,87 | 4,26 |
Иордания | 49 | 64 | -15 | 4,37 | 4,25 |
Перу | 86 | 65 | 21 | 3,95 | 4,24 |
Колумбия | 69 | 66 | 3 | 4,05 | 4,23 |
Черногория | н/д** | 67 | н/д | н/д | 4,23 |
Вьетнам | 68 | 68 | 0 | 4,1 | 4,23 |
Грузия | 90 | 69 | 21 | 3,86 | 4,22 |
Словения | 39 | 70 | -31 | 4,5 | 4,22 |
Индия | 48 | 71 | -23 | 4,33 | 4,21 |
Марокко | н/д | 72 | н/д | 4,08 | 4,21 |
Шри-Ланка | 70 | 73 | -3 | 4,02 | 4,19 |
Ботсвана | 76 | 74 | 2 | 4,25 | 4,15 |
Словацкая Республика | 41 | 75 | -34 | 4,4 | 4,15 |
Украина | 73 | 76 | -3 | 4,09 | 4,14 |
Хорватия | 57 | 77 | -20 | 4,22 | 4,13 |
Гватемала | 87 | 78 | 9 | 3,94 | 4,1 |
Алжир | 81 | 79 | 2 | 3,71 | 4,08 |
Уругвай | 75 | 80 | -5 | 4,04 | 4,04 |
Греция | 65 | 81 | -16 | 4,11 | 4,04 |
Молдова | 97 | 82 | 15 | 3,75 | 4,03 |
Иран, Исламская Республика | н/д | 83 | н/д | н/д | 4,03 |
Сальвадор | 67 | 84 | -17 | 3,99 | 4,01 |
Армения | 93 | 85 | 8 | 3,73 | 4,01 |
Ямайка | 78 | 86 | -8 | 3,89 | 3,98 |
Тунис | 32 | 87 | -55 | 4,58 | 3,96 |
Намибия | 89 | 88 | 1 | 3,99 | 3,96 |
Тринидад и Тобаго | 84 | 89 | -5 | 3,85 | 3,95 |
Кения | 99 | 90 | 9 | 3,84 | 3,93 |
Таджикистан | 117 | 91 | 26 | 3,46 | 3,93 |
Сейшельские острова | н/д | 92 | н/д | н/д | 3,91 |
Лаосская НДР | н/д | 93 | н/д | н/д | 3,91 |
Сербия | 91 | 94 | -3 | 3,9 | 3,9 |
Камбоджа | 110 | 95 | 15 | 3,53 | 3,89 |
Замбия | 122 | 96 | 26 | 3,49 | 3,86 |
Албания | 109 | 97 | 12 | 3,55 | 3,84 |
Монголия | 101 | 98 | 3 | 3,65 | 3,83 |
Никарагуа | 111 | 99 | 12 | 3,41 | 3,82 |
Гондурас | 83 | 100 | -17 | 3,98 | 3,82 |
Доминиканская Республика | 96 | 101 | -5 | 3,72 | 3,82 |
Непал | 114 | 102 | 12 | 3,37 | 3,81 |
Бутан | н/д | 103 | н/д | н/д | 3,8 |
Аргентина | 85 | 104 | -19 | 3,87 | 3,79 |
Боливия | 105 | 105 | 0 | 3,42 | 3,77 |
Габон | н/д | 106 | н/д | н/д | 3,74 |
Лесото | 124 | 107 | 17 | 3,4 | 3,73 |
Кыргызская Республика | 119 | 108 | 11 | 3,4 | 3,73 |
Бангладеш | 107 | 109 | -2 | 3,51 | 3,72 |
Суринам | 113 | 110 | 3 | 3,58 | 3,71 |
Гана | н/д (102) | 111 | -9 | 3,62 | 3,71 |
Сенегал | 100 | 112 | -12 | 3,73 | 3,7 |
Ливан | н/д | 113 | н/д | н/д | 3,68 |
Кабо-Верде | н/д | 114 | н/д | н/д | 3,68 |
Кот-д’Ивуар | н/д (110) | 115 | -5 | 3,51 | 3,67 |
Камерун | 116 | 116 | 0 | 3,48 | 3,66 |
Гайана | н/д | 117 | н/д | 3,47 | 3,65 |
Эфиопия | 123 | 118 | 5 | 3,41 | 3,6 |
Египет | 77 | 119 | -42 | 3,98 | 3,6 |
Парагвай | 121 | 120 | 1 | 3,4 | 3,59 |
Танзания | 104 | 121 | -17 | 3,49 | 3,57 |
Уганда | 120 | 122 | -2 | 3,35 | 3,56 |
Свазиленд | н/д | 123 | н/д | н/д | 3,55 |
Зимбабве | 129 | 124 | 5 | 2,98 | 3,54 |
Гамбия, | 102 | 125 | -23 | н/д | 3,53 |
Ливия | 88 | 126 | -38 | 3,85 | 3,48 |
Нигерия | 95 | 127 | -32 | 3,81 | 3,44 |
Мали | 115 | 128 | -13 | 3,43 | 3,43 |
Пакистан | 92 | 129 | -37 | 3,65 | 3,42 |
Мадагаскар | 118 | 130 | -12 | 3,38 | 3,41 |
Венесуэла | 98 | 131 | -33 | 3,56 | 3,32 |
Малави | н/д (119) | 132 | -13 | 3,42 | 3,25 |
Мозамбик | 128 | 133 | -5 | 3,15 | 3,24 |
Мьянма | н/д | 134 | н/д | н/д | 3,24 |
Буркина-Фасо | 112 | 135 | -23 | 3,36 | 3,21 |
Восточный Тимор | 127 | 136 | -9 | 3,15 | 3,17 |
Гаити | н/д | 137 | н/д | н/д | 3,14 |
Сьерра-Леоне | н/д | 138 | н/д | н/д | 3,1 |
Бурунди | 130 | 139 | -9 | 2,98 | 3,09 |
Ангола | н/д | 140 | н/д | н/д | 3,04 |
Мавритания | 125 | 141 | -16 | 3,14 | 3 |
Йемен | н/д | 142 | н/д | н/д | 2,96 |
Чад | 131 | 143 | -12 | 2,85 | 2,85 |
Гвинея | 126 | 144 | -18 | н/д | 2,79 |
* В скобках указывается показатель рейтинга 2008-09.
** н/д – нет данных
Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.
РОССИЯ. Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI) 2014-2015 в деталях
Факторы и показатели конкурентоспособностиот 1 до 7 (лучше) или иначе | Ранг (из 144 стран) |
Балл |
Индекс глобальной конкурентоспособности | 53 | 4,4 |
Subindex: БАЗОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ | 44 | 4.9 |
1 фактор: ИНСТИТУТЫ | 97 | 3.5 |
A. Государственные институты | 102 | 3.3 |
1. Имущественные права | 114 | 3.2 |
Права собственности | 120 | 3.3 |
Защита интеллектуальной собственности | 107 | 3.0 |
2 Этика и коррупция | 92 | 3.0 |
Нецелевое использование бюджетных средств | 102 | 2.7 |
Общественное доверие к политикам | 74 | 3.0 |
Незаконные выплаты и взятки | 102 | 3.4 |
Незаконные выплаты в экспорте и импорте | 85 | 3.4 |
Незаконные выплаты и взятки: Коммунальные услуги | 109 | 4.0 |
Незаконные выплаты и взятки: Ежегодные налоговые платежи | 79 | 3.9 |
Незаконные выплаты и взятки: Получение государственных контрактов и лицензий | 104 | 2.7 |
Незаконные выплаты и взятки: Получение благоприятных судебных решений | 106 | 3.1 |
3 Злоупотребление влиянием | 103 | 2.9 |
Независимость судей | 109 | 2.9 |
Фаворитизм в решениях правительственных чиновников | 87 | 2.8 |
4 Эффективность правительства | 97 | 3.2 |
Расточительность государственных расходов | 87 | 2.8 |
Бремя государственного регулирования | 111 | 2.9 |
Эффективность правовых рамок в урегулировании споров | 110 | 3.2 |
Эффективность правовых рамок в сложных правилах | 99 | 2.9 |
Прозрачность государственной политики | 68 | 4.0 |
5 Безопасность | 98 | 4.1 |
Потери бизнеса от терроризма | 104 | 4.6 |
Потери бизнеса от преступности и насилия | 70 | 4.5 |
Организованная преступность | 101 | 4.2 |
Надежность полицейских служб | 114 | 3.2 |
Б. Частные организации | 88 | 4.0 |
1. Корпоративная этика | 72 | 3.9 |
Этическое поведение фирм | 72 | 3.9 |
2 Ответственность | 106 | 4.0 |
Сила стандартов отчетности и аудита | 106 | 4.1 |
Эффективность советов директоров компаний | 64 | 4.6 |
Защита интересов миноритарных акционеров | 118 | 3.5 |
Сила защиты инвесторов, 0-10 (лучше) | 98 | 4.7 |
2 фактор. ИНФРАСТРУКТУРА | 39 | 4.8 |
А. Транспортная инфраструктура | 44 | 4.4 |
Качество инфраструктуры в целом | 74 | 4.1 |
Качество дорог | 124 | 2.7 |
Качество железнодорожной инфраструктуры | 26 | 4.3 |
Качество портовой инфраструктуры | 81 | 3.9 |
Качество инфраструктуры воздушного транспорта | 79 | 4.1 |
Доступные авиаместа в км, млн. мест*км в неделю | 11 | 3685,0 |
Б. Инфраструктура электричества и телефонии | 45 | 5.3 |
Качество электроснабжения | 73 | 4.8 |
Число пользователей мобильной телефонной связи на 100 чел. | 20 | 152,8 |
Число стационарных телефонных линий на 100 чел. | 39 | 28.5 |
3 фактор. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА | 31 | 5.5 |
Баланс бюджета правительства,% ВВП | 39 | -1.3 |
Валовые национальные сбережения,% от ВВП | 41 | 25.3 |
Инфляция, % в год | 115 | 6.8 |
Государственный долг,% от ВВП | 10 | 13.4 |
Кредитный рейтинг страны | — | — |
4 фактор. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 0-100 (лучше) | 56 | 6.0 |
А. Здоровье | 83 | 6.4 |
Заболеваемость малярией, случаи / 100000 чел. | — | — |
Бизнес воздействие малярии | 63 | 6.1 |
Заболеваемость туберкулезом, случаи / 100000 чел. | 89 | 91.0 |
Бизнес влияние туберкулеза | 75 | 5.5 |
Распространенность ВИЧ, доля (%) взрослого населения | 110 | 1.1 |
Бизнес воздействие ВИЧ / СПИДа | 60 | 5.8 |
Младенческая смертность, число смертей / на 1000 новорожденных | 53 | 8.9 |
Ожидаемая продолжительность жизни, лет | 95 | 70.5 |
Б. Начальное образование | 48 | 5.5 |
Качество начального образования | 57 | 4.2 |
Охват начального образования, общий % | 54 | 96.2 |
Subindex B: КОЭФФИЦИЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ | 41 | 4.5 |
5 фактор. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА | 39 | 5.0 |
А. Количество образования | 19 | 6.6 |
Среднее образование, охват % | 56 | 95.3 |
Высшее образование, охват % | 19 | 76,1 |
В. Качество образования | 63 | 4.2 |
Качество системы образования | 84 | 3.5 |
Качество математического образования и естественным наукам | 59 | 4.3 |
Качество школ менеджмента | 104 | 3.7 |
Доступ к интернету в школах | 41 | 5.1 |
C. Обучение на работе | 66 | 4.1 |
Местная доступность специализированных научно-исследовательских и учебных услуг | 59 | 4.3 |
Степень подготовки кадров | 89 | 3.8 |
6 фактор. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНКА ТОВАРОВ | 99 | 4.1 |
А. Конкуренция | 119 | 4.1 |
1 Внутренняя конкуренция | 113 | 4.2 |
Интенсивность конкуренции на местном уровне | 74 | 5.0 |
Степень монополизации рынка | 75 | 3.7 |
Эффективность антимонопольной политики | 102 | 3.7 |
Влияние налогообложения на стимулы инвестировать | 122 | 3.1 |
Общая налоговая ставка,% от прибыли | 116 | 50,7 |
Количество процедур, необходимых для открытия бизнеса, шт. | 78 | 7.0 |
Время, необходимое для открытия бизнеса, дней | 75 | 15.0 |
Затраты на сельскохозяйственную политику | 125 | 3.1 |
2 Внешняя конкуренция | 132 | 3.5 |
Распространенность торговых барьеров | 111 | 4.0 |
Торговые тарифы,% обязательств | 102 | 9.5 |
Распространенность иностранной собственности | 124 | 3.4 |
Бизнес влияние правил на ПИИ | 118 | 3.7 |
Бремя таможенных процедур | 95 | 3.6 |
Импорт,% от ВВП | 133 | 22.1 |
Б. Качество условий спроса | 58 | 4.1 |
Степень ориентации на клиента | 83 | 4.4 |
Искушенность покупателей | 44 | 3.7 |
7 фактор. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНКА ТРУДА | 45 | 4.4 |
А. Гибкость | 63 | 4.5 |
Сотрудничество в отношениях работник-работодатель | 89 | 4.1 |
Гибкость определения заработной платы | 28 | 5.6 |
Практики найма и увольнения | 41 | 4.2 |
Выходное пособие, число недельных зарплат | 83 | 17.3 |
Влияние налогообложения на стимулы к работе | 115 | 3.0 |
Б. Эффективность использования талантов | 47 | 4.4 |
Оплата и производительность | 24 | 46 |
Ставка на профессиональном управлении | 85 | 4.0 |
Способность страны удерживать таланты | 103 | 2.9 |
Способность страны привлекать таланты | 92 | 3.1 |
Уровень участия женщин как рабочей силы, отношение к мужчинам | 41 | 0.9 |
8 фактор. РАЗВИТОСТЬ ФИНАНСОВОГО РЫНКА | 110 | 3.5 |
А. Эффективность | 68 | 3.5 |
Доступность финансовых услуг | 71 | 4.4 |
Реализуемость финансовых услуг | 69 | 4.1 |
Финансирование за счет местного фондового рынка | 86 | 3.1 |
Простота доступа к кредитам | 56 | 3.0 |
Наличие венчурного капитала | 61 | 2.7 |
Б. Надежность и уверенность | 125 | 3.5 |
Устойчивость банков | 118 | 4.0 |
Регулирования ценных бумаг и фондовых бирж | 91 | 3.7 |
Индекс юридических прав, 0-10 (лучше) | 113 | 3.0 |
9 фактор. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ | 59 | 4.2 |
А. Внедрение технологий | 111 | 4.1 |
Наличие современных технологий | 108 | 4.2 |
Внедрение технологий на уровне фирм | 98 | 4.2 |
Трансфер технологий и ПИИ | 123 | 3.8 |
Б. Использование ИКТ | 47 | 4.3 |
Интернет-пользователи, % от населения | 49 | 61,4 |
Число интернет-пользователей фиксированного широкополосного доступа в Интернет, на 100 чел. | 43 | 16,6 |
Скорость Интернет, кб/с на одного пользователя | 61 | 41246,0 |
Активные абоненты мобильной широпоколосной сети, на 100 чел. | 29 | 60.1 |
10 фактор. РАЗМЕР РЫНКА | 7 | 5.8 |
А. Размер внутреннего рынка | 7 | 5.7 |
Индекс размера внутреннего рынка | 7 | 5.7 |
ВВП (ППС), ППС $ млрд. | 6 | 2556,2 |
Б. Размер внешнего рынка | 9 | 6.1 |
Индекс размера внешнего рынка | 9 | 6.1 |
Экспорт,% от ВВП | 104 | 27.8 |
Subindex C: ФАКТОРЫ ИННОВАЦИЙ И СЛОЖНОСТИ | 75 | 3.5 |
11 фактор. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КОМПАНИЙ | 86 | 3.8 |
Количество местных поставщиков | 91 | 4.4 |
Качество местных поставщиков | 88 | 4.1 |
Основа кластерного развития | 118 | 3.1 |
Природа конкурентного преимущества | 75 | 3.4 |
Цепочка добавленной стоимости | 96 | 3.5 |
Управление международным распределением | 73 | 4.0 |
Конкурентоспособность производственных процессов | 92 | 3.5 |
Уровень маркетинга | 64 | 4.3 |
Готовность делегировать полномочия | 81 | 3.6 |
12 фактор. ИННОВАЦИИ | 65 | 3.3 |
Возможности для инноваций | 66 | 3.8 |
Качество научно-исследовательских институтов | 56 | 4.0 |
Расходы бизнеса на R&D | 62 | 3.2 |
Сотрудничество университетов и бизнеса в R&D | 67 | 3.6 |
Государственные закупки высокотехнологичной продукции | 81 | 3.3 |
Наличие ученых и инженеров | 70 | 4.1 |
Патентные заявки по процедуре РСТ, число патентов на млн. чел. | 43 | 7.1 |
Источник: The Global Competitiveness Report 2014-2015.
Смотрите также:
Обзор «Глобальные риски 2014-2015»
Обзор «Внешний долг 2014»
Другие статьи
Развитие здравоохранения в странах мира
Статья «Социально-экономическое положение России в 2013 г.»
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Глобальное экономическое пространство постоянно воспроизводится как центро-периферийное. В основе такой структуры пространства лежит разный политический статус центра и периферии. Кроме того, в ее основе разная степень конкурентоспособности стран. Российская Федерация в глобальном экономическом пространстве относится к полупериферийным странам, с соответствующими функциями. [1]
В современном мире положение страны, ее влияние, возможности к развитию и возможности к привлечению иностранных капиталов часто определяется рейтингом страны, который рассчитывается на основе индексов, которые просчитываются различными агентствами, образовательными учреждениями, всемирными экономическими организациями.
Зачастую при принятии решения инвесторами о необходимости вложения своих капиталов в ту или иную страну на конечное принятие решения влияют именно показатели рейтингов. Но так ли достоверны те сведения, которые отражены в указанных рейтингах?
Рассмотрим этот вопрос при сравнении двух индексов: «Индекса глобальной конкурентоспособности» (исследование Всемирного экономического форума) и «Индекса конкурентоспособности стран» (исследования Международного института менеджмента).
Существует несколько методик оценки конкурентоспособности стран на макроэкономическом уровне Две наиболее известные — рейтинг конкурентоспособности Международного института развития менеджмента (IMD, г. Лозанна, Швейцария) и индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума (WEF).
Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности. Индекс расчитывается по методике Всемирного экономического форума (World Economic Forum), базирующейся на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей различных организаций — обширное ежегодное исследование, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с рядом партнёрских организаций — ведущих исследовательских институтов и организаций в странах, которые анализируются в отчете. [2]
Всемирный экономический форум определяет национальную конкурентоспособность как способность страны и её институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе.
Ежегодный рейтинг глобальной конкурентоспособности (The IMD World Competitiveness Yearbook) — это также глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособностино основанное на иной методике. Индекс рассчитывается по методике ведущего европейского Института менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующийся в Лозанне (Швейцария).
Под конкурентоспособностью страны Институт понимает способность национальной экономики создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. Ежегодное аналитическое исследование конкурентоспособности Институт проводит с 1989 года в содружестве с исследовательскими организациями во всём мире. [3]
При расчете используются данные международных организаций, среди которых Организация Объединённых Наций, Организация Экономического сотрудничества и развития, Всемирная Торговая организация, Всемирный банк, Международный Валютный Фонд и другие институты, а также 57 партнёрских институтов по всему миру. Бизнес-климат в странах, выключенный в исследование, оценивается на основе мнения аналитиков, опросов руководителей крупных корпораций и специалистов в области управления. Итоговое рейтингование осуществляется на основе обратного соотношения: две трети — статистические данные и одна треть — экспертные оценки.
Некоторое время данные два индекса рассчитывались вместе и по итогам составлялся один отчёт. Но в 1996 данные индексы стали рассчитываться разными организациями.
Согласно представленным отчетам двух вышеуказанных организаций Российская Федерация по итогам 2016г. занимает 43 и 4 место соответственно, среди стран, участвующих в рейтинге. Иначе говоря, по способности обеспечивать стабильные темпы экономического роста РФ на 43 месте, а бизнес-климат в стране — 4 место.
При этом согласно экспертным оценкам рейтинга глобальной конкурентоспособности наиболее проблемными факторами для ведения бизнеса в России являются следующие факторы. (Рис.1) [4]
Рисунок 1.
Наиболее проблемные факторы ведения бизнеса в Российской Федерации.
Однако в IMD (Индекс конкурентоспособности стран) отмечают, что достаточно сильными сторонами экономики РФ являются – государственные финансы, налоговая политика, положение на рынке труда.
Как видно из рисунка 1 экспертами принимающими участие в оценке факторов ведения бизнеса по методике Всемирного экономического форума в отличие от экспертных оценок Института Менеджмента, отмечается, что слабыми сторонами Российской Федерации является налоговое законодательство, а также квалификация рабочей силы.
При этом при оценке налогового законодательства помимо оценки экспертов, учитываются такие показатели:
-
для рейтинга глобальной конкурентоспособности:
-
Влияние налогообложения на стимулирование инвестирования
-
совокупная налоговая ставка
-
влияние налогообложения на стимулирование труда
-
2. Для рейтинга конкурентоспособности стран:
-
Доля собираемых общих налоговых поступлений
-
Собранный подоходный налог на прибыль
-
Собираемые косвенные налоговые поступления
-
Налоги на капитал и налоги на имущество
-
Собранный взнос в фонд социального страхования и прочие показатели.
Таким образом, критерии, учитываемые при оценке налогообложения несколько разнятся, при этом также и учитываются как субиндексы в различных обобщенных группах индексов.
Проведенное исследование выявило противоречия между двумя рейтингами, оценивающими конкурентоспособность стран.
Данные противоречия могут сформироваться как за счет различных методов учета показателей входящих в состав индексов, так и за счет различия в результатах экспертных оценок и состава экспертов, определяющих данные оценки.
Например, опросы IMD проводятся преимущественно среди международных компаний и среди выпускников IMD. Однако, такие компании, как правило, имеют особые практики в различных сферах труда, они работают преимущественно в формальном секторе.
Кроме того, исходя из анализа сведений, учитываемых при определении рейтинга по какому-либо показателю, можно прийти к выводу, что составление данных индексов преследует разные цели. Индекс глобальной конкурентоспособности определяет уровень развития страны в целом, а Индекс конкурентоспособности стран ориентирован на определение бизнес-климата в стране, и большей частью определяется экспертными оценками.
При этом на данном этапе достаточно трудно определить какой же из рейтингов более достоверный в качестве оценки уровня конкурентоспособности страны, так как ни один из рейтингов не совершенен и включает в себя ряд факторов, положительная оценка которых возможна только для экономически развитых стран, находящихся на этапе постиндустриального развития.
Список использованной литературы
1. Долгова К.А., Зобова Л.Л. О качественных характеристиках глобального экономического пространства //Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7-3. С. 68-69.
-
Гуманитарные технологии информационно-аналитический портал. Индекс глобальной конкурентоспособности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL//http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info- Дата обращения: 12.01.2017
-
Гуманитарные технологии информационно-аналитический портал. Глобальная конкурентоспособность по версии IMB [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL http://gtmarket.ru/ratings/the-imd-world-competitiveness-yearbook/info — Дата обращения: 12.01.2017
-
«World Economic Forum» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL//http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index/country-profiles/#economy=RUS – [World Economic Forum] — Дата обращения: 04.01.2017.