СОБЫТИЕ ШЕСТОЕ
Семь выходных дней в неделе – вот что поразило мое воображение!
В кустах громко чирикали воробьи. Веселыми компаниями они то и дело срывались с веток, перелетая с дерева на дерево, на лету их стайки то сжимались, то растягивались. Было похоже, будто все воробьи были связаны между собой резиновыми нитями.
Перед самым моим носом в воздухе беззаботно летала какая-то мошкара. Над клумбой порхали бабочки. На скамейке, на которой мы сидели с Костей, бегали черненькие муравьи. Один муравей даже залез мне на колено и стал греться на солнышке.
«Вот у кого, вероятно, каждый день воскресенье!» – подумал я, с завистью глядя на воробьев. Не сводя глаз с акации, я стал, наверное, в двести пятидесятый раз сравнивать свою жизнь и жизнь воробьев и пришел к очень печальному заключению. Достаточно было взглянуть один раз, чтобы убедиться, что жизнь птиц и разных насекомых была беззаботной и просто замечательной: никто из них никого не ждал, никто ничему не учился, никого никуда не посылали, никому не читали нотации, никому не давали в руки лопаты… Каждый жил сам по себе и делал все, что ему вздумается. И так всю жизнь! Все дни раскрашены розовой краской! Все время – праздник! Семь дней в неделе – и все воскресенья! А у нас с Малининым один выходной в семь дней, и то разве это выходной день? Так, только одно название. А хорошо бы пожить хоть один денечек вот так, как живут эти счастливые мураши, или воробьи, или бабочки, только чтобы не слышать этих глаголов, которые с утра до вечера так и сыплются на твою несчастную голову: просыпайся, одевайся, пойди, принеси, отнеси, купи, подмети, помоги, выучи! В школе тоже не легче. Стоит мне появиться в классе, только я и слышу от Фокиной:
«Ой, Баранкин, будь человеком! Не вертись, не списывай, не груби, не опаздывай!..» И так далее, и тому подобное…
В школе будь человеком!
На улице будь человеком!
Дома будь человеком!
А отдыхать когда же?!
И где взять время для отдыха? Немного свободного времени еще, конечно, можно выкроить, а вот где найти для отдыха такое местечко, чтобы тебе абсолютно никто не мешал заниматься всем, что твоей душе угодно. И здесь мне пришла в голову та невероятная идея, которую я уже давно тайно от всех вынашивал в своей голове. А что, если взять и попытаться ее о-су-шест-вить! Осуществить сегодня же! Сейчас! Более подходящей минуты, может быть, больше никогда и не будет, и более подходящей обстановки и настроения тоже, может быть, никогда не будет!.. Сначала надо обо всем рассказать Косте Малинину… А может быть, не стоит… Нет, стоит! Расскажу! А там будь что будет!
– Малинин! – сказал я шепотом. – Слушай меня, Малинин!.. – От волнения я чуть было не задохнулся. – Слушай!
Конечно, если бы мне не нужно было в этот выходной день заниматься, а потом еще и работать в школьном саду, то я, может быть, никогда бы не поделился с Костей своим невероятным и неслыханным замыслом, но двойка, красовавшаяся в моем дневнике, и лопата, прислонившаяся ко мне своим черенком, переполнили, как говорится, чашу моего терпения, и я решил действовать.
СОБЫТИЕ СЕДЬМОЕ
Единственная в мире инструкция
Я еще раз взглянул на окна нашей квартиры, на небо, на воробьев, на калитку, из которой вот-вот должен был появиться Мишка Яковлев, и сказал по-настоящему взволнованным голосом:
– Костя! А ты знаешь, что утверждает моя мама?!
– Что? – спросил Костя.
– Моя мама утверждает, – сказал я, – что если по-настоящему захотеть, то даже курносый нос может превратиться в орлиный!
– В орлиный? – переспросил Костя Малинин и, не понимая, к чему это я говорю, уставился в стену нашего дома, на которой было написано мелом:
СОБЫТИЕ ШЕСТОЕ
Семь выходных дней в неделе – вот что поразило моё воображение!
В кустах громко чирикали воробьи. Весёлыми компаниями они то и дело срывались с веток, перелетая с дерева на дерево, на лету их стайки то сжимались, то растягивались. Было похоже, будто все воробьи были связаны между собой резиновыми нитями.
Перед самым моим носом в воздухе беззаботно летала какая-то мошкара. Над клумбой порхали бабочки. На скамейке, на которой мы сидели с Костей, бегали чёрненькие муравьи. Один муравей даже залез мне на колено и стал греться на солнышке.
«Вот у кого, вероятно, каждый день воскресенье!» – подумал я, с завистью глядя на воробьёв. Не сводя глаз с акации, я стал, наверное, в двести пятидесятый раз сравнивать свою жизнь и жизнь воробьёв и пришёл к очень печальному заключению. Достаточно было взглянуть один раз, чтобы убедиться, что жизнь птиц и разных насекомых была беззаботной и просто замечательной; никто из них никого не ждал, никто ничему не учился, никого никуда не посылали, никому не читали нотации, никому не давали в руки лопаты… Каждый жил сам по себе и делал всё, что ему вздумается. И так всю жизнь! Все дни раскрашены розовой краской! Всё время – праздник! Семь дней в неделе – и все воскресенья! А у нас с Малининым один выходной в семь дней, и то разве это выходной день? Так, только одно название. А хорошо бы пожить хоть один денёчек вот так, как живут эти счастливые мураши, или воробьи, или бабочки, только чтобы не слышать этих глаголов, которые с утра до вечера так и сыплются на твою несчастную голову: просыпайся, одевайся, пойди, принеси, отнеси, купи, подмети, помоги, выучи! В школе тоже не легче. Стоит мне появиться в классе, только я и слышу от Зинки Фокиной:
«Ой, Баранкин, будь человеком! Не вертись, не списывай, не груби, не опаздывай!..» И так далее, и тому подобное…
В школе будь человеком!
На улице будь человеком!
Дома будь человеком!
А отдыхать когда же?!
И где взять время для отдыха? Немного свободного времени ещё, конечно, можно выкроить, а вот где найти для отдыха такое местечко, чтобы тебе абсолютно никто не мешал заниматься всем, что твоей душе угодно? И здесь мне пришла в голову та невероятная идея, которую я уже давно, тайно от всех вынашивал в своей голове. А что, если взять и попытаться её о-су-щест-вить! Осуществить сегодня же! Сейчас! Более подходящей минуты, может быть, больше никогда и не будет, и более подходящей обстановки и настроения тоже, может быть, никогда не будет!.. Сначала надо обо всём рассказать Косте Малинину. А может быть, не стоит?.. Нет, стоит! Расскажу! А там будь что будет!
– Малинин! – сказал я шёпотом. – Слушай меня, Малинин!.. – От волнения я чуть было не задохнулся. – Слушай!
Конечно, если бы мне не нужно было в этот выходной день заниматься, а потом ещё и работать в школьном саду, то я, может быть, никогда бы не поделился с Костей своим невероятным и неслыханным замыслом, но двойка, красовавшаяся в моём дневнике, и лопата, прислонившаяся ко мне своим черенком, переполнили, как говорится, чашу моего терпения, и я решил действовать.
Употребление причастий и деепричастий в речи.
( Слайд 1)
6-й класс
Цели урока:
-
Образовательные:
-
закрепить умения находить причастия и деепричастия в речи по словообразовательным, морфологическим признакам и грамматическому значению;
-
сформировать умения определять границы причастных и деепричастных оборотов, ставить знаки препинания;
-
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
-
обогащать словарный запас учащихся.
-
-
Развивающие:
-
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
-
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
-
развивать умение применять полученные знания;
-
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
-
формирование логических умений;
-
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
-
развитие умения индивидуальной и парной работы.
-
-
Воспитательные:
-
воспитание интереса и уважения к книге;
-
воспитание ценностного отношения к слову;
-
воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля,
-
воспитание познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
-
1 . Оргмомент. Мотивация учебной деятельности
Приветствие учителя. Проверка готовности рабочего места учащихся.
Сегодня ясный весенний день. У нас хорошее настроение. Каждый из нас сейчас скажет себе: «Я спокоен, внимателен и уверен».
Мы начинаем урок.
2. Актуализация знаний
а) Блиц — опрос.
— О каких глагольных формах мы говорили на уроках?
— Дайте определение причастия.
Признаки каких частей речи есть у причастия?
Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия.
Что помогает нам отличить причастие от прилагательного?
Что такое причастный оборот?
— Дайте определение деепричастия.
Признаки каких частей речи есть у деепричастия?
Назовите признаки глагола и наречия у деепричастия.
— В чём сходство причастий и деепричастий?
( Вывод: нам нужно уметь видеть причастие и деепричастие, а также уметь отличать их друг от друга)
б) Работа по карточкам у доски ( 2 ученика). Одновременно остальные ученики работают с сигнальными карточками.
2 ученика работают у доски с текстами.
Карточки.
А) Едва привидение ступило на верхнюю площадку широкой дубовой лестницы, как из распахнувшейся двери выскочили две фигурки. Огромная подушка просвистела у него над головой.
Б) В кустах, перебивая друг друга, чирикали воробьи. Весёлыми компаниями они срывались с веток и перелетали с дерева на дерево.
Задание. Прочитать внимательно текст. Найти в тексте
А) причастие, выписать его, определить у него признаки прилагательного и глагола. Вписать их в схему на доске.
Б) деепричастие, выписать его, определить у него признаки глагола и наречия. Вписать их в схему на доске.
Одновременно с ребятами, работающими доски, класс работает с сигнальными карточками.
Учитель читает слова. Ребята поднимают карточки:
красный цвет — причастие,
зелёный – деепричастие.
Пробуждающийся, увидевший, принимая , выращенный, привезли, думая, сшитый, освещённые, осветив, зеленеющий, припевая, работающий, взглянув, надвигающийся, сделанный, нарисован.
—
3. Введение в тему
Цель: обеспечение восприятия, осмысление темы урока.
1.Беседа.
— Мы заканчиваем изучение особых форм глагола: причастия и деепричастия.
— Как вы думаете, о чём нам сегодня нужно поговорить на уроке? О чём мы ещё не говорили?
( Учащиеся высказывают предположения: тема урока-
употребление причастий и деепричастий в речи, (Слайд 1)
цель: зачем причастия и деепричастия нам нужны
Какую роль они выполняют в речи?
2. Работа с высказываниями
Существуют различные точки зрения. Одни говорят, что причастия и деепричастия усложняют чтение, утяжеляют текст.
А вот мнение М.В. Ломоносова и Розенталя об этих особых формах глагола.
(Слайд 2)
Михаил Васильевич Ломоносов о причастиях: «Сии глагольные имена служат сокращением человеческого слова, заключая в себе силу глагола и имени».
(Слайд 3)
Розенталь о деепричастиях: «Деепричастные обороты являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность».
Какова ваша точка зрения? Какую позицию мы принимаем?
Давайте разберёмся.
Как будем действовать?
(Ребята предлагают посмотреть тексты)
4. Постановка цели и задач.
Работа с текстами. Дети читают отрывок из воспоминаний писателя Д.В. Григоровича о Ф.М. Достоевском. (Слайд 4)
А) Он (Достоевский), по-видимому, остался доволен моим очерком, ему не понравилось только одно выражение… У меня было написано так: «Когда шарманка neрестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то,- раздражённо заговорил вдруг Достоевский, — совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам. Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая..». Замечание это — помню очень хорошо — было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение… Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым художественно-литературным приёмом.
— О чём идёт речь в тексте? (Об особенностях языка)
— В каком предложении выражена основная мысль текста?
Как вы её понимаете? («Да, действительно, звеня и подпрыгивая выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение..». ) ( О роли деепричастия в тексте)
Б). Обратимся к следующему тексту. ( Слайд 5)
Чтение (уч-ся ) высказывания А.С. Пушкина.
Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метет и пр., — заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.
— Какая информация для решения нашего вопроса есть в этом тексте?
(«выразительная яркость причастия»)
— К какому выводу о роли причастия и деепричастия в речи вы пришли ?
4. ФИЗКУЛЬМИНУТКА
4. Работа с текстом.
Давайте проведём ещё один вид исследования.
Мы знаем теперь, что говорили о причастии и деепричастии А.С.Пушкин, Д.В. Григорович. Давайте убедимся в верности их и наших суждений.
Обратимся к тексту. (Слайд 6)
Лесной пожар (1) (Слайд 6)
А) Старый ворон перелетел поляну и уселся на тоненькую рябину. Рябинка согнулась, и ворон долго раскрывал крылья. Громкий треск испугал зайца. Зверёк метнулся в сторону и скрылся в траве.
-Какие образы предстали перед вами?
— Эти образы яркие?
— Мы чувствуем отношение автора к происходящим событиям? (Нет)
— Давайте посмотрим следующий текст.
Лесной пожар. (Слайд 7)
Б) Спасаясь от огня, старый ворон, часто замахав крыльями, перелетел поляну и уселся на тоненькую рябину. Рябинка, зашатавшаяся под тяжёлой птицей, согнулась, и ворон долго раскрывал крылья, стараясь удержаться на ветке. Громкий треск, раздавшийся из лесной чащи, испугал зайца. Зверёк метнулся в сторону и, подпрыгивая, скрылся в траве.
Беседа.
— Что добавилось в первую картинку? ( Ощущение тревоги, опасности)
— Картинка ожила? Благодаря чему? Что делает текст более выразительным и ярким, более полным? (Причастия и деепричастия)
Задание: обозначьте причастные и деепричастные обороты.
5. Первичное закрепление
Р.Р. Напишите ответ на вопрос: «Какова роль причастия и деепричастия в речи?»
Вывод: (Слайд
Причастия и деепричастия
-
передают авторское отношение;
-
создают настроение текста;
-
придают художественному тексту особую выразительность.
-
деепричастия делают речь более точной, динамичной, они «дорисовывают движение»
— Какие цели мы поставим перед собой на уроке?
(Уметь употреблять в речи причастия и деепричастия, чтобы речь была динамичной, яркой и выразительной).
Учитель. Уметь употреблять причастия и деепричастия нужно не только в устной, но и в письменной речи, не допуская ни пунктуационных, ни грамматических ошибок.
6. Первичное закрепление.
1. Работа в парах (комментируем написание)
/Цель: построение и предложений с причастиями и деепричастиями;
уметь устранять грамматические, пунктуационные ошибки/
А) Задание: выберите нужную форму причастия. Ответ объясните. (Слайд 9)
— Что вы будете делать?
— Что нужно помнить при выборе причастия?
( — Повторить действительные и страдательные причастия, суффиксы причастий, обозначить главное слово; знаки препинания в предложении с причастным оборотом; окончание причастий)
Я увидел вершины деревьев ( поднимаемые, поднимающиеся) к самым облакам.
(Подгоняемые, подгоняющие) ветром облака мчатся по небу.
В лицо брызнули капли, упавшие с (задетого, задевшего) мною куста.
Проверь! (Слайд 10)
Я увидел вершины деревьев, поднимающиеся к самым облакам.
Подгоняемые ветром облака мчатся по небу.
В лицо брызнули капли, упавшие с задетого мною куста.
Б) Задание: грамматически правильно построй предложения. (Слайд 11)
— Что вы должны помнить при выполнении этого задания?
Росшие незабудки у ручья уже зацвели.
Собиравшая девочка ягоды увидела небольшого лосёнка.
Проверь! (Слайд 12)
Незабудки, росшие у ручья, уже зацвели. – Росшие у ручья незабудки уже зацвели.
Девочка, собиравшая ягоды, увидела небольшого лосёнка. – Собиравшая ягоды девочка увидела лосёнка.
Г) Найди ошибки в употреблении деепричастий. (Слайд 13)
Запиши предложения в исправленном виде.
— Есть ли вопросы?
Войдя в лес, солнце уже село.
Открывая калитку, она громко скрипнула.
Проверь! ( Слайд 14)
Когда мы вошли в лес, солнце уже село.
Когда я открывал калитку, она громко скрипнула.
Д) Найди пунктуационную ошибку. Запиши предложение в исправленном виде. ( Слайд 15)
-Что помните о постановке знаков препинания в предложениях с деепричастным и причастным оборотом?
Солнце послав на землю последний луч, зарылось в серую тучу.
Ольшаник, потеснивший поле подступил к самой реке.
Проверь! (Слайд16)
Солнце, послав на землю последний луч, зарылось в серую тучу.
Ольшаник, потеснивший поле, подступил к самой реке.
(Проверка заданий по образцу )
5. Творческое применение знаний.
Самостоятельная работа.
Работа с текстом (раздаточный материал). (Слайд17)
Задание: замените подчеркнутые глаголы причастием или деепричастием.
Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление заставляет .. задуматься о горькой судьбе одинокого человека.
Уронила … голову на руки отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают … сердце туманят ее безрадостный взгляд. Неласково шумят деревья превратились … в сплошную стену. Серое небо навевает … тревожные мысли окутывает холодом. Глубокое озеро тоскливо чернеет … пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку напоминают . .. о несбывшихся мечтах.
Кажется, что осенняя природа чувствует ….. настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.
(Собрать листочки)
Проверка. Учитель читает текст с причастиями и деепричастиями
Сравни! (Слайд 18)
Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляя задуматься о горькой судьбе одинокого человека.
Уронив голову на руки , отрешенно смотрит вдаль бедная девушка. Переживания сжимают сердце, туманят ее безрадостный взгляд.
Неласково шумят деревья, превратившиеся в сплошную стену. Серое небо, навевающее (навевая) тревожные мысли, окутывает холодом. Глубокое озеро, тоскливо чернея, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминая о несбывшихся мечтах.
Кажется, что осенняя природа, чувствуя (чувствующая) настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу.
6. Творческая работа. (Слайд 19)
Хвалебное слово причастию и деепричастию. (работа может представлять собой 1 предложение, небольшой текст, синквейн)
7. Подведение итогов. ( Слайд 20)
— Что нового узнали о причастии и деепричастии?
— В чём убедились?
— Стало ли легче работать с причастиями и деепричастиями в речи?
— Какое «открытие» сделал(а) для себя на уроке?
8. Рефлексия. (Слайд 21)
Оцените свою работу на уроке
Мне было трудно…
Своей работой я…
9.Домашнее задание. (Слайд 22)
Пар.51, упр. 524.
- Полный текст
- Часть первая. Баранкин, к доске!
- Событие первое. Две двойки!
- Событие второе. Не дают даже опомниться…
- Событие третье. Как в опере получается…
- Событие четвёртое. (Очень важное!). А если я устал быть человеком?!
- Событие пятое. Лопаты всё-таки вручают… И Мишка вот-вот появится
- Событие шестое. Семь выходных дней в неделе — вот что поразило моё воображение!
- Событие седьмое. Единственная в мире инструкция
- Событие восьмое. «Не хочу учиться, хочу быть птицей!..»
- Часть вторая. Чик-чирик! Жизнь прекрасна!
- Событие девятое. Стоит захотеть по-настоящему и…
- Событие десятое. Что на воробьином языке означает…
- Событие одиннадцатое. Встреча с бесхвостым
- Событие двенадцатое. Кошка Муська хочет меня съесть.
- Событие тринадцатое. О чём чирикают бабушки
- Событие четырнадцатое. Дальнобойная рогатка с оптическим прицелом
- Событие пятнадцатое. Что бывает, когда сыновья отрекаются от своей матери
- Событие шестнадцатое. Мы с Костей учимся вить гнездо
- Событие семнадцатое. Драка за скворечник
- Событие восемнадцатое. Костя Малинин «начирикался»
- Часть третья. Я — капустник и Костя — махаон
- Событие девятнадцатое. Вредитель, известный населению
- Событие двадцатое. «Спящая красавица»
- Событие двадцать первое. Кепка-зенитка
- Событие двадцать второе. Прощайте, ребята! Может, больше не увидимся…
- Событие двадцать третье. Противочихательная прививка
- Событие двадцать четвёртое. Я понимаю свою ошибку, но в действие вступает ужасный закон природы
- Событие двадцать пятое. Такая «бабочка», как я, у них в коллекции есть
- Событие двадцать шестое. В морилку, потом в сушилку… и в распрямилку…
- Часть четвёртая. Караул! Мирмики! (Гибель Малинина)
- Событие двадцать седьмое. Неприятное для Зинки Фокиной и спасительное для нас с Костей
- Событие двадцать восьмое. Мы ремонтируем муравейник
- Событие двадцать девятое. Это был, наверное, единственный в своём роде «бунт» на земле
- Событие тридцатое. Неожиданное спасение от неожиданной угрозы
- Событие тридцать первое. Вот что такое мирмики и вот что таков Костя Малинин
- Событие тридцать второе. Мы попадаем в окружение
- Событие тридцать третье. Десять больших на двух маленьких и паутинка-самолёт
- Часть пятая. Баранкин, будь человеком!
- Событие тридцать четвёртое. «Загробный» голос
- Событие тридцать пятое. Мы существуем!
- Событие тридцать шестое. Я хочу навеки быть человеком!
Событие шестое. Семь выходных дней в неделе — вот что поразило моё воображение!
В кустах громко чирикали воробьи. Весёлыми компаниями они то и дело срывались с веток, перелетая с дерева на дерево, на лету их стайки то сжимались, то растягивались. Было похоже, будто все воробьи были связаны между собой резиновыми нитями.
Перед самым моим носом в воздухе беззаботно летала какая-то мошкара. Над клумбой порхали бабочки. На скамейке, на которой мы сидели с Костей, бегали чёрненькие муравьи. Один муравей даже залез мне на колено и стал греться на солнышке.
«Вот у кого, вероятно, каждый день воскресенье!» — подумал я, с завистью глядя на воробьёв. Не сводя глаз с акации, я стал, наверное, в двести пятидесятый раз сравнивать свою жизнь и жизнь воробьёв и пришёл к очень печальному заключению. Достаточно было взглянуть один раз, чтобы убедиться, что жизнь птиц и разных насекомых была беззаботной и просто замечательной; никто из них никого не ждал, никто ничему не учился, никого никуда не посылали, никому не читали нотации, никому не давали в руки лопаты… Каждый жил сам по себе и делал всё, что ему вздумается. И так всю жизнь! Все дни раскрашены розовой краской! Всё время — праздник! Семь дней в неделе — и все воскресенья! А у нас с Малининым один выходной в семь дней, и то разве это выходной день? Так, только одно название. А хорошо бы пожить хоть один денёчек вот так, как живут эти счастливые мураши, или воробьи, или бабочки, только чтобы не слышать этих глаголов, которые с утра до вечера так и сыплются на твою несчастную голову: просыпайся, одевайся, пойди, принеси, отнеси, купи, подмети, помоги, выучи! В школе тоже не легче. Стоит мне появиться в классе, только я и слышу от Зинки Фокиной:
«Ой, Баранкин, будь человеком! Не вертись, не списывай, не груби, не опаздывай!..” И так далее, и тому подобное…
В школе будь человеком!
На улице будь человеком!
Дома будь человеком!
А отдыхать когда же?!
И где взять время для отдыха? Немного свободного времени ещё, конечно, можно выкроить, а вот где найти для отдыха такое местечко, чтобы тебе абсолютно никто не мешал заниматься всем, что твоей душе угодно? И здесь мне пришла в голову та невероятная идея, которую я уже давно, тайно от всех вынашивал в своей голове. А что, если взять и попытаться её о‑су-щест-вить! Осуществить сегодня же! Сейчас! Более подходящей минуты, может быть, больше никогда и не будет, и более подходящей обстановки и настроения тоже, может быть, никогда не будет!.. Сначала надо обо всём рассказать Косте Малинину. А может быть, не стоит?.. Нет, стоит! Расскажу! А там будь что будет!
— Малинин! — сказал я шёпотом. — Слушай меня, Малинин!.. — От волнения я чуть было не задохнулся. — Слушай!
Конечно, если бы мне не нужно было в этот выходной день заниматься, а потом ещё и работать в школьном саду, то я, может быть, никогда бы не поделился с Костей своим невероятным и неслыханным замыслом, но двойка, красовавшаяся в моём дневнике, и лопата, прислонившаяся ко мне своим черенком, переполнили, как говорится, чашу моего терпения, и я решил действовать.
помогите…
Охарактеризуйте предложение по цели высказывания и по интонации.
Дина, иди завтракать!
В кустах громко чирикали воробьи.
И у великих людей бывают ошибки!
И где взять время для отдыха?!
Машинисты смогут развить предельную скорость?
Берите белые бублики и баранки.
Светило науки — 14 ответов — 0 раз оказано помощи
Дина, иди завтракать!- восклицательное, побудительное
В кустах громко чирикали воробьи- невосклицательное, повествование
И у великих людей бывают ошибки- воскл, повеств
И где взять время для отдыха?- вопросительное, невоскл
Машины смогут развивать предельную скорость?- невоскл, вопросительное
Берите белые бублики и баранки- невоскл, побудительное
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
Контрольные работы по русскому языку
в 1-3 классах за 2013-2014 учебный год
УМК « Школа России»
Составитель: учитель начальных классов Л.Ю.Ласточкина
г.Темрюк
2014 г.
Итоговая контрольная работа по русскому языку за год
2013-2014 учебного года
1 класс
Списывание.
Весна.
Пригрело солнышко. На полянке начал таять снег. С пригорка побежал ручеёк. Выбрались из-под коры жучки и букашки. Проснулась ящерица.
Грамматическое задание
Разделите каждое слово предложения вертикальной чертой по слогам, над каждым словом поставьте ударение.
1 вариант- 1 предложение
2 вариант- 5 предложение
/ /
Ответы: 1 вариант При/гре/ло сол/ныш/ко.
/ /
2 вариант Про/сну/лась я/ще/ри/ца.
Итоговая контрольная работа по русскому языку за год
2013-2014 учебного года
2 класс
Диктант.
Весна.
Весна. Тёплые деньки. По небу плывут лёгкие облака. На ветках берёзы кричат грачи. В кустах громко чирикают воробьи. Скоро прилетят на родину скворцы. По улице бежит широкий ручей. Саша и Кузьма пускают по воде кораблики. К ручью бежит пёс Жучка. Во дворе весело играют малыши.
Слова для справок: на ветках, чирикают, кораблики, по улице
Грамматические задания:
1.Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения и укажите над каждым словом часть речи.
1 вариант- 3 предложение
2 вариант-4 предложение
пред. сущ. гл. прил. сущ.
Ответы: 1 вариант По небу плывут лёгкие облака.
пред. сущ. сущ. гл. сущ.
2 вариант На ветках берёзы кричат грачи.
Итоговая контрольная работа по русскому языку за год
2013-2014 учебного года
3 класс
Диктант.
Весеннее утро.
Прошла весенняя ночь. Наступило чудесное утро. Лесную окрестность осветило солнце. Посмотри вокруг! На траве лежит утренняя роса. Блестят золотые блёстки капель росы. Кругом пестреют ромашки и одуванчики. Под елью цветёт серебристый ландыш. У ручья голубые незабудки. Как прекрасны эти маленькие цветы! Лёгкий ветерок колышет листья молодой осины. Звучат радостные трели дроздов. Ползут по земле рыжие муравьи. Ловкие белки играют на сосне.
Слова для справок: окрестность, вокруг
Грамматические задания:
-
Подчеркните главные члены предложения. Укажите части речи.
1 вариант- 3 предложение
2 вариант- 8 предложение
-
Найди в тексте и выпиши два слова с орфограммой:
1 вариант- « Непроизносимая согласная»
2 вариант- « Разделительный мягкий знак»
прил. сущ. гл. сущ.
Ответы: (1) 1 вариант Лесную окрестность осветило солнце.
пред. сущ. гл. прил. сущ.
2 вариант Под елью цветёт серебристый ландыш.
( 2) 1 вариант Окрестность, радостные.
2 вариант Елью, ручья.
Использованная литература:
-
Журнал « Начальная школа» № 3, 2014 г. Примерные проверочные работы по русскому языку и математике за II полугодие 2013/14 учебного года
Автор: В.П.Канакина, Г. С. Щёголева, И. С. Ордынкина, И. Г.Борисова.
-
Контрольные работы по русскому языку. 2 класс. В 2-х частях. Часть 2. к учебнику В.П. Канакиной . Автор: О. Крылова.
-
Журнал « Начальная школа» № 3, 2013 г. Примерные проверочные работы по русскому языку и математике за II полугодие 2012/13 учебного года
Автор: В.П.Канакина, Г. С. Щёголева, И. С. Ордынкина, И. Г.Борисова.
Предисловие. Как хорошо, что мы люди
Вы, конечно, согласны со мной? А вот школьник Юра Баранкин, про которого рассказывается в этой книжке, не сразу понял, как это важно и хорошо — быть человеком.
Мне очень нравится эта книжка, которую я читал ещё тогда, когда она была не книгой, а только лишь рукописью, настуканной на машинке. Я не был знаком с автором, фамилия и имя Валерия Медведева мне ничего ещё не говорили. Я не знал, молод он или стар, давно уже пишет или лишь вступает в литературу. Но чтение рукописи доставило мне огромное удовольствие. Я сразу почувствовал, что написал повесть литератор, наделённый надёжным дарованием, обладающий живым знанием ребят, верным вкусом и художественным тактом. Правда, я сначала был несколько озадачен. Как это так?.. Действуют в повести ребята, очень похожие на тех, которых я постоянно встречаю, всё случилось в наше время, когда мало кто верит в волшебные превращения… а герой вдруг, как говорится, за здорово живёшь, превращается в воробья. А потом в бабочку. А после…
Нет! Я не буду вам заранее пересказывать содержание весёлой, чудесной повести Валерия Медведева. Скажу только, что чем дальше вчитывался я, страница за страницей, в рукопись, тем больше она мне нравилась и тем убедительней для меня становилось всё, что в ней происходило. Автор заставил меня без всяких натяжек поверить в те чудеса, которые совершаются с его героями.
— Так позвольте, значит, это сказка?! — скажут читатели.
А я сам не знаю… Может быть, и сказка. А вернее — очень правдивая сказочная повесть из жизни самых настоящих, не придуманных и не в тридевятом царстве, а рядом с нами живущих мальчишек. А если в этой повести и действует волшебник, то им является сам автор, молодой писатель Валерий Медведев. Это он искусно повернул к читателю некоторые обыкновенные, всем знакомые вещи, дела и случаи такой стороной, что всё засверкало по-новому, по-сказочному. А в волшебном свете сказки раскрылись вдруг многие немаловажные истины, которые не мешает постичь ребятам с самых малых лет. Например: как важно, как хорошо быть человеком! Привычное наставление старших, иной раз уже начинающее поднадоедать ребятам, неожиданно как бы раскрывает настежь двери, за которыми оживает подлинный смысл, заключённый в требовании: «Будь человеком!»
И герои повести Медведева, после всех превращений вернувшись к обычной и нормальной для них человеческой форме существования, словно бы заново постигли, какое это счастье жить среди людей и самому быть человеком! Как хорошо иметь не крылья, не хвост, не четыре лапы, а две человеческие руки и десять пальцев, умеющих брать и давать, мастерить и драться, стискивать руку товарища и держать перо. Юра Баранкин вместе со своим приятелем по-новому возрадовались человеческим возможностям. Они, наверное, теперь поняли, почему в одном из своих произведений Алексей Максимович Горький, всей душой веривший в людей писатель, сказал: «Человек — это звучит гордо!»
Вот об этом, может быть, для ребят впервые так осознанном, гордом счастье быть человеком и свидетельствуют полные озорной выдумки и смешных историй похождения Юры Баранкина и его друга. И получилась у Медведева книга весёлая, жизнерадостная и человеколюбивая. Не побоюсь прибавить к этому, что за уморительно смешными злоключениями двух мальчишек читатель, если он не верхогляд, ощутит настоящую мудрость, почувствует серьёзную идею, я бы даже сказал — философию книги. А много ли весёлых и увлекающих ребят книг имеют свою философию, то есть глубокие мысли о жизни и месте человека в ней?
Не скрою, мне было приятно убедиться впоследствии, когда рукопись Валерия Медведева уже превратилась в тысячи и тысячи экземпляров напечатанной книжки, что я не ошибся в ней. Баранкина быстро полюбили в школах, библиотеках, пионерских отрядах. И теперь все эти читатели ждут от талантливого, полюбившегося им писателя новых книг, таких лее весёлых и умных, таких же увлекательных, и своеобразных, как «Баранкин, будь человеком!».
Верю, что Валерий Медведев не обманет эти ожидания.
Лев Кассиль
ЧАСТЬ 1. БАРАНКИН, К ДОСКЕ!
СОБЫТИЕ 1. Две двойки!
Если бы я и Костя Малинин не умудрились получить двойки по геометрии в самом начале учебного года, то, может быть, ничего такого невероятного и фантастического в нашей жизни не приключилось бы, но двойки мы схлопотали, и поэтому на следующий день с нами случилось что-то невероятное, фантастическое и, можно сказать, сверхъестественное!..
На перемене, сразу же после этого злополучного события, Зинка Фокина, староста нашего класса, подошла к нам и сказала: «Ой, Баранкин и Малинин! Ой, какой позор! На всю школу позор!» Потом она собрала вокруг себя девчонок и стала с ними, судя по всему, составлять против нас с Костей какой-то заговор. Совещание продолжалось всю перемену, пока не прозвенел звонок к следующему уроку.
За это же время Алик Новиков, специальный фотокорреспондент нашей стенгазеты, сфотографировал нас с Костей и со словами: «Двойка скачет! Двойка мчится!» — прилепил наши физиономии на газету, в раздел «Юмор и сатира».
После этого Эра Кузякина, главный редактор стенгазеты, посмотрела на нас уничтожающим взглядом и прошипела: «Эх, вы! Такую красивую газету испортили!»
Газета, которую, по словам Кузякиной, испортили мы с Костей, выглядела действительно очень красиво. Она была вся раскрашена разноцветными красками, на самом видном месте от края до края был выведен яркими буквами лозунг: «Учиться только на «хорошо» и «отлично»!»
Честно говоря, наши мрачные физиономии типичных двоечников действительно как-то не вязались с её нарядным и праздничным видом. Я даже не выдержал и послал Эрке записку:
«Кузякина! Предлагаю снять наши карточки, чтобы газета была опять красивой! Или, в крайнем случае, зачеркнуть лозунг!»
Слово «красивой» я подчеркнул двумя жирными линиями, а «зачеркнуть лозунг» — тремя, но Эрка только передёрнула плечами и даже не посмотрела в мою сторону… Подумаешь!..
СОБЫТИЕ 2. Не дают даже опомниться…
Как только прозвенел звонок с последнего урока, ребята гурьбой ринулись к дверям. Я уже собирался толкнуть дверь плечом, но Эрка Кузякина успела каким-то образом встать на моём пути.
— Не расходиться! Не расходиться! Будет общее собрание! — закричала она и добавила ехидным тоном: — Посвященное Баранкину и Малинину!
— И никакое не собрание, — крикнула Зинка Фокина, — а разговор! Очень серьёзный разговор!.. Садитесь на места!..
Что здесь началось! Все ребята стали возмущаться, хлопать партами, ругать нас с Костей и кричать, что они ни за что не останутся. Мы с Костей вопили, конечно, больше всех. Это ещё что за порядки? Не успели, можно сказать, получить двойки, и на тебе — сразу же общее собрание, ну, не собрание, так «серьёзный разговор»… Ещё неизвестно, что хуже. В прошлом учебном году этого не было. То есть двойки у нас с Костей и в прошлом году тоже были, но никто не устраивал из этого никакого пожара. Прорабатывали, конечно, но не так, не сразу… Давали, как говорится, опомниться… Пока такие мысли мелькали у меня в голове, староста нашего класса Фокина и главный редактор стенгазеты Кузякина успели «подавить бунт» и заставили всех ребят сесть на свои места. Когда шум постепенно затих и в классе наступила относительная тишина, Зинка Фокина сразу же начала собрание, то есть «серьёзный разговор», посвященный мне и моему лучшему другу.
Мне, конечно, очень неприятно вспоминать, что говорили о нас с Костей Зинка Фокина и остальные наши товарищи на том собрании, и, несмотря на это я расскажу всё так, как было на самом деле, не искажая ни одного слова и ничего не прибавляя от себя…
СОБЫТИЕ 3. Как в опере получается…
Когда все расселись и в классе наступило временное затишье, Зинка Фокина закричала:
— Ой, ребята! Это просто какое-то несчастье! Новый учебный год ещё не успел начаться, а Баранкин и Малинин уже успели получить две двойки!..
В классе снова поднялся ужасный шум, но отдельные выкрики, конечно, можно было разобрать.
— В таких условиях я отказываюсь быть главным редактором стенгазеты! (Это сказала Эрка Кузякина.)
— А ещё слово давали, что исправятся! (Мишка Яковлев.)
— Трутни несчастные! В прошлом году с ними нянчились, и опять всё сначала! (Алик Новиков.)
— Вызвать родителей! (Нина Семёнова.)
— Только класс наш позорят! (Ирка Пухова.)
— Решили все заниматься на «хорошо» и «отлично», и вот вам, пожалуйста! (Элла Синицына.)
— Позор Баранкину и Малинину!! (Нинка и Ирка вместе.)
— Да выгнать их из нашей школы, и всё!!! (Эрка Кузякина.)
«Ладно, Эрка, я тебе припомню эту фразу».
После этих слов все заорали в один голос, да так громко, что нам с Костей уже совершенно было невозможно разобрать, кто и что о нас думает, хотя из отдельных слов можно было уловить, что мы с Костей Малининым — оболтусы, тунеядцы, трутни! Ещё раз трутни, оболтусы, лоботрясы, эгоисты! И так далее! И тому подобное!..
Меня и Костю больше всего разозлило, что громче всех орал Венька Смирнов. Уж чья бы корова, как говорится, мычала, а его бы молчала. У этого Веньки успеваемость в прошлом году была ещё хуже, чем у нас с Костей. Поэтому я не выдержал и тоже закричал.
— Рыжий, — закричал я на Веньку Смирнова, — а ты-то чего орёшь громче всех? Если бы первым вызвали тебя к доске, ты бы не двойку, а единицу схлопотал! Так что молчи в тряпочку.
— Эх ты, Баранкин, — заорал на меня Венька Смирнов, — я же не против тебя, я за тебя ору! Я что хочу сказать, ребята!.. Я говорю: нельзя после каникул так сразу вызывать к доске. Надо, чтобы мы сначала пришли в себя после каникул…
— Смирнов! — крикнула на Веньку Зинка Фокина.
— И вообще, — продолжал кричать на весь класс Венька, — предлагаю, чтобы в течение первого месяца никому не задавали никаких вопросов и вообще не вызывали к доске!..
— Так ты эти слова ори отдельно, — крикнул я Веньке, — а не со всеми вместе!..
Здесь опять все ребята закричали в один голос, и так громко, что уже нельзя было разобрать ни одного слова и вообще было невозможно понять, кто с Венькиным предложением согласен, а кто против.
— Ой, тише, ребята, — сказала Фокина, — замолчите! Пусть говорит Баранкин!
— А что говорить? — сказал я. — Мы с Костей не виноваты, что Михаил Михалыч в этом учебном году вызвал нас к доске первыми. Спросил бы сначала кого-нибудь из отличников, например Мишку Яковлева, и всё началось бы с пятёрки…
Все стали шуметь и смеяться, Фокина сказала:
— Ты бы, Баранкин, лучше не острил, а брал пример с Миши Яковлева.
— Подумаешь, какой пример-министр! — сказал я не очень громко, но так, чтобы все слышали.
Ребята опять засмеялись. Зинка Фокина заойкала, а Эрка покачала головой, как большая, и сказала:
— Баранкин! Ты лучше скажи, когда вы с Малининым исправите свои двойки?
— Малинин! — сказал я Косте. — Разъясни…
— Вот пристали! — сказал Малинин. — Да исправим мы ваши двойки… то есть наши двойки…
— Когда?
— Юра, когда мы исправим двойки? — спросил меня Костя.
— А ты, Малинин, своей головы на плечах не имеешь? — закричала Кузякина.
— В четверти исправим, — сказал я твёрдым голосом, чтобы внести окончательную ясность в этот вопрос.
— Ребята! Это что же получается? Значит, наш класс должен всю четверть переживать эти несчастные двойки! — всполошилась Кузякина.
— Баранкин! — сказала Зинка Фокина. — Класс постановил, чтобы вы исправили двойки завтра!
— Извините, пожалуйста! — возмутился я. — Завтра воскресенье!
— Ничего, позанимаетесь! (Миша Яковлев.)
— Так им и надо! (Алик Новиков.)
— Привязать их верёвками к партам! (Эрка Кузякина.)
— А если мы не понимаем с Костей решение задачи? (Это сказал уже я.)
— А я вам объясню! (Миша Яковлев.)
Мы с Костей переглянулись и ничего не сказали.
— Молчание — знак согласия! — сказала Зинка Фокина. — Значит, договорились на воскресенье! Утром позанимаетесь с Яковлевым, а потом придёте в школьный сад — будем сажать деревья!
— Что? — заорали мы с Костей в один голос. — Ещё и деревья сажать?.. Да мы же… мы же устанем после занятий!
— Физический труд, — сказал главный редактор нашей стенгазеты, — лучший отдых после умственной работы.
— Это что же получается, — сказал я, — значит, как в опере, получается… «Ни сна, ни отдыха измученной душе!..»
— Алик! — сказала староста нашего класса. — Смотри, чтобы они не сбежали!..
— Не сбегут! — сказал Алик. — Сделайте весёлое лицо! У меня разговор короткий! В случае чего… — Алик навёл фотоаппарат на нас с Костей. — И подпись…
СОБЫТИЕ 4. (Очень важное!) А если я устал быть человеком?!
Ребята, переговариваясь, выходили из класса, а мы с Костей всё ещё продолжали сидеть за партой и молчать. Признаться, мы оба были просто, как говорится, ошарашены. Я уже говорил, что раньше нам тоже приходилось получать двойки, и не раз, но никогда ещё наши ребята не брали нас с Костей в caмом начале года в такой оборот, как в эту субботу.
Я думал, что мы с Костей остались в классе совсем одни, и хотел уже поделиться с ним своими мрачными мыслями, но в это время сбоку ко мне подошла вдруг Зинка Фокина.
— Юра! — сказала Зинка Фокина. (Вот странно! Раньше она всегда называла меня только по фамилии.) — Юра… Ну будь человеком!.. Ну исправь завтра двойку! Ну исправишь?
Она говорила со мной так, словно мы были в классе совсем одни. Словно рядом со мной не сидел мой лучший друг Костя Малинин.
— Фокина! — сказал я официальным голосом. — Если бы я был некультурный, я бы тебе сказал: «Не при-ста-вай!..»
Фокина (возмущённо). С тобой совершенно невозможно разговаривать по-человечески!
Я (хладнокровно). Ну и не разговаривай!
Фокина (ещё возмущённей). И не буду!
Я (ещё хладнокровней). А сама разговариваешь!..
Фокина (возмущённей в тысячу раз). Потому что я хочу, чтобы ты стал че-ло-ве-ком!
— А я что, я не человек, что ли?
— Нет, Юра! — сказала Фокина серьёзно. — Я хочу, чтобы ты cтал человеком в полном смысле этого слова!
— А если я устал… Устал быть человеком! Тогда что?
— Как это устал? — спросила Фокина изумлённым голосом.
— А вот так! Вот так! — возмущённо закричал я на Фокину. — Устал, и всё! Устал быть человеком!.. Устал! В полном смысле этого слова!
Зинка Фокина так растерялась, что просто не знала, что мне сказать. Она стояла молча и только часто-часто моргала глазами. Я боялся, вдруг она разнюнится. Но Зинка не разнюнилась, а как-то вся переменилась и сказала:
— Ну, Баранкин! Знаешь, Баранкин!.. Всё, Баранкин!.. — и вышла из класса.
А я снова остался сидеть за партой, молча сидеть и думать о том, как действительно я устал быть человеком… Уже устал… А впереди ещё целая человеческая жизнь и такой тяжёлый учебный год… А завтра ещё такое тяжёлое воскресенье!..
СОБЫТИЕ 5. Лопаты всё-таки вручают… И Мишка вот-вот появится
И вот это воскресенье наступило! На папином календаре число и буквы раскрашены весёлой розовой краской. У всех ребят из нашего дома праздник. Идут кто в кино, кто на футбол, кто по своим личным делам, а мы сидим во дворе на лавочке и ждём Мишку Яковлева, чтобы начать с ним заниматься.
В будние дни учиться тоже небольшое удовольствие, но заниматься в выходной день, когда все отдыхают, — просто одно мучение. На дворе, как назло, замечательная погода. На небе ни облачка, а солнце греет совсем по-летнему.
С утра, когда я проснулся и выглянул на улицу, всё небо было в тучах. За окном свистел ветер и срывал с деревьев жёлтые листья.
Я обрадовался. Думал, пойдёт град с голубиное яйцо, Мишка побоится выйти на улицу, и наши занятия не состоятся. Если не град, то, может быть, ветер надует снег или дождь. Мишка с его характером, конечно, и в снег и в дождь притащится, зато в слякоть будет не так обидно сидеть дома и корпеть над учебниками. Пока я составлял в голове разные планы, всё получилось наоборот. Тучи сначала превратились в облака, а потом совсем исчезли. А к приходу Кости Малинина погода вообще разгулялась, и теперь на дворе солнце и небо чистое-чистое. И воздух не шевелится. Тихо. Так тихо, что с берёзы, под которой мы сидим с Костей, даже перестали падать жёлтые листья.
— Эй вы, подберёзовики! — раздался из окна нашей квартиры мамин голос. — Вы пойдёте в конце концов заниматься или нет?
Этот вопрос она задавала нам пятый или шестой раз.
— Мы ждём Яковлева!
— А разве без Яковлева начать нельзя?
— Нельзя! — сказали мы с Костей в один голос и отвернулись от окошка и стали смотреть сквозь кусты акаций на калитку, из которой должен был появиться Мишка.
Но Мишки всё не было. Вместо него за калиткой маячил, то и дело высовываясь из-за дерева, Алик Новиков. Он был, как всегда, весь увешан фотоаппаратами и всякими фотопринадлежностями. Я, конечно, не мог смотреть спокойно на этого шпиона и поэтому отвёл взгляд в сторону.
— Воскресенье называется! — сказал я, стиснув зубы.
В это время к Алику подошла Зинка Фокина; на плече она несла четыре лопаты, под мышкой у неё была зажата какая-то картонная коробка, а в левой руке сачок для ловли бабочек.
Алик сфотографировал Зинку с лопатами на плече, и они вместе направились к нам. Я думал, что Алик взвалит теперь лопаты на свои плечи, но этого почему-то не случилось. Все четыре лопаты продолжала тащить Зинка Фокина, а Алик продолжал держаться обеими руками за фотоаппарат, который висел у него на шее.
— Эй Вы, Фото-Граф, — сказал я Алику, когда они вместе с Зинкой приблизились к скамейке. — Кажется, эти лопаты Вам не по плечу, Ваше Проявительство!
— Зато они будут по плечу вам с Костей, — сказал, ничуть не смутившись, Алик Новиков, наводя аппарат на нас с Костей. — И подпись: староста класса 3. Фокина торжественно вручает хозинвентарь своим соотечественникам…
Зинка Фокина прислонила лопаты к сиденью скамейки, а Алик Новиков щёлкнул фотоаппаратом.
— Да, — сказал я, внимательно разглядывая лопаты. — Как в журнале «Костёр» получается…
— Что это ещё получается? — спросила меня Фокина.
— Загадочная картинка, — пояснил я.
— Понимаю, — сказал Алик, — где у этой лопаты ручка?
— Нет, — сказал я Алику. — Где мальчик, который будет работать этой лопатой?..
— Баранкин! — возмутилась Зина Фокина. — Ты что, ты не собираешься сегодня озеленять школу?
— Почему это я не собираюсь? — ответил я Зинке. — Собираться я собираюсь… Только неизвестно, сколько времени я буду собираться…
— Баранкин, будь человеком! — сказала Фокина.
Она хотела сказать нам с Костей что-то ещё, но раздумала, повернулась и с лопатой на плече молча зашагала по направлению к школе.
Алик Новиков снова занял свой пост у калитки за деревом. Костя помрачнел ещё больше и уставился на лопаты; он смотрел на них как загипнотизированный, а я наоборот; я пытался на этот «инвентарь» не обращать никакого внимания. Стараясь изо всех сил казаться весёлым, я стал смотреть на деревья, даже не догадываясь о том, что до невероятных, фантастических и, можно сказать, сверхъестественных событий, которые развернутся в нашем дворе, остаётся совсем немного времени…
СОБЫТИЕ 6. Семь выходных дней в неделе — вот что поразило моё воображение!
В кустах громко чирикали воробьи. Весёлыми компаниями они то и дело срывались с веток, перелетая с дерева на дерево, на лету их стайки то сжимались, то растягивались. Было похоже, будто все воробьи были связаны между собой резиновыми нитями.
Перед самым моим носом в воздухе беззаботно летала какая-то мошкара. Над клумбой порхали бабочки. На скамейке, на которой мы сидели с Костей, бегали чёрненькие муравьи. Один муравей даже залез мне на колено и стал греться на солнышке.
«Вот у кого, вероятно, каждый день воскресенье!» — подумал я, с завистью глядя на воробьев. Не сводя глаз с акации, я стал, наверное, в двести пятидесятый раз сравнивать свою жизнь и жизнь воробьев и пришёл к очень печальному заключению. Достаточно было взглянуть один раз, чтобы убедиться, что жизнь птиц и разных насекомых была беззаботной и просто замечательной: никто из них никого не ждал, никто ничему не учился, никого никуда не посылали, никому не читали нотации, никому не давали в руки лопаты… Каждый жил сам по себе и делал всё, что ему вздумается. И так всю жизнь! Все дни раскрашены розовой краской! Всё время — праздник! Семь дней в неделе — и все воскресенья! А у нас с Малининым один выходной в семь дней, и то разве это выходной день? Так, только одно название. А хорошо бы пожить хоть один денёчек вот так, как живут эти счастливые мураши, или воробьи, или бабочки, только чтобы не слышать этих глаголов, которые с утра до вечера так и сыплются на твою несчастную голову: просыпайся, одевайся, пойди, принеси, отнеси, купи, подмети, помоги, выучи! В школе тоже не легче. Стоит мне появиться в классе, только я и слышу от Фокиной:
«Ой, Баранкин, будь человеком! Не вертись, не списывай, не груби, не опаздывай!..» И так далее, и тому подобное…
В школе будь человеком!
На улице будь человеком!
Дома будь человеком!
А отдыхать когда же?!
И где взять время для отдыха? Немного свободного времени ещё, конечно, можно выкроить, а вот где найти для отдыха такое местечко, чтобы тебе абсолютно никто не мешал заниматься всем, что твоей душе угодно? И здесь мне пришла в голову та невероятная идея, которую я уже давно, тайно от всех вынашивал в своей голове. А что, если взять и попытаться её о-су-щест-вить! Осуществить сегодня же! Сейчас! Более подходящей минуты, может быть, больше никогда и не будет, и более подходящей обстановки и настроения тоже, может быть, никогда не будет!.. Сначала надо обо всём рассказать Косте Малинину. А может быть, не стоит?.. Нет, стоит! Расскажу! А там будь что будет!
— Малинин! — сказал я шёпотом. — Слушай меня, Малинин!.. — От волнения я чуть было не задохнулся. — Слушай!
Конечно, если бы мне не нужно было в этот выходной день заниматься, а потом ещё и работать в школьном саду, то я, может быть, никогда бы не поделился с Костей своим невероятным и неслыханным замыслом, но двойка, красовавшаяся в моём дневнике, и лопата, прислонившаяся ко мне своим черенком, переполнили, как говорится, чашу моего терпения, и я решил действовать.
СОБЫТИЕ 7. Единственная в мире инструкция
Я ещё раз взглянул на окна нашей квартиры, на небо, на воробьев, на калитку, из которой вот-вот должен был появиться Мишка Яковлев, и сказал по-настоящему взволнованным голосом:
— Костя! А ты знаешь, что утверждает моя мама?!
— Что? — спросил Костя.
— Моя мама утверждает, — сказал я, — что если по-настоящему захотеть, то даже курносый нос может превратиться в орлиный!
— В орлиный? — переспросил Костя Малинин и, не понимая, к чему это я говорю, уставился в стену нашего дома, на которой было написано мелом:
БАРАНКИН ФАНТАЗЕР НЕСЧАСТНЫЙ!!!
— В орлиный! — подтвердил я. — Но только, если захотеть по-настоящему.
Малинин отвёл свой взгляд от забора и недоверчиво посмотрел на мой нос.
Мой профиль был полной противоположностью орлиного. Я был курносый. По выражению моей мамы, я настолько курнос, что через дырочки моего задранного кверху носа можно разглядеть, о чём я думаю.
— Так что же ты ходишь с таким носом, если он может у тебя превратиться в орлиный? — спросил Костя Малинин.
— Да я не о носе, дуралей!
— А о чём? — всё ещё не понимал Костя.
— А о том, что, если по-настоящему захотеть, значит, можно из человека превратиться, к примеру, в воробья…
— Это зачем же нам превращаться, к примеру, в воробьев? — спросил Костя Малинин, глядя на меня как на ненормального.
— Как — зачем? Превратимся в воробьев и хоть одно воскресенье проведём по-человечески!
— А как это — по-человечески? — спросил ошеломлённый Малинин.
— По-человечески — значит по-настоящему, — пояснил я. — Устроим себе настоящий выходной день и отдохнём как полагается от этой арифметики, от Мишки Яковлева… от всего на свете отдохнём. Конечно, если ты не устал быть человеком, тогда можешь не превращаться — сиди и жди Мишку…
— Как это — не устал? Я очень даже устал быть человеком! — сказал Костя. — Может, побольше твоего устал!..
— Ну вот! Вот это по-товарищески!
И я с ещё большим увлечением стал расписывать Косте Малинину ту жизнь, без всяких забот и хлопот, которая, по моему мнению, ожидала нас, если бы нам удалось каким-то образом превратиться в воробьев.
— Вот здорово! — сказал Костя. — Вдох— выдох!
— Конечно, здорово! — сказал я.
— Подожди! — сказал Костя. — А как же мы с тобой будем превращаться? По какой системе?
— Не читал, что ли, в сказках: «Стукнулся об землю и превратился Иванушка в орла быстрокрылого… Стукнулся ещё раз об землю и превратился…»
— Слушай, Юрка, — сказал мне Костя Малинин, — а это обязательно — стукаться об землю?..
— Можно и не стукаться, — сказал я, — можно и при помощи настоящего желания и волшебных слов…
— А где же мы с тобой возьмём волшебные слова? Из старой сказки, что ли?
— Зачем — из сказки? Я сам придумал. Вот… — Я протянул Косте тетрадь, тетрадь, которую ещё никто не видел на свете, кроме меня.
— «Как превратиться из человека в воробья по системе Баранкина. Инструкция», — прочитал Костя свистящим шёпотом надпись на обложке тетради и перевернул первую страницу…
СОБЫТИЕ 8. «Не хочу учиться, хочу быть птицей!..»
— «Не хочу учиться, хочу быть птицей!..» А это что, стихи, что ли? — спросил меня Костя.
— Не стихи, а заклинание. В рифму… — пояснил я. — В сказках так всегда полагается. Читал в «Снежной королеве»? Снип-снап-снурре-пурре-ба-зелюрре…
— «Я уверен, без забот воробей живёт! Вот я! Вот я!..» А дальше неразборчиво…
— Чего неразборчиво? — сказал я. — «Вот я! Вот я! Превращаюсь в воробья!..»
— Складно получается! — сказал Костя.
— Всю ночь не спал, — сказал я шёпотом, чтобы нас с Костей кто-нибудь не подслушал.
— А что ж мы с тобой теряем время? — крикнул Малинин. — Давай скорее превращаться, пока Мишка Яковлев не пришёл!
— Ты какой-то чудак, Малинин! Как это — скорей? Может, у нас с тобой ещё ничего не получится, а ты уже радуешься да ещё орёшь на весь двор!
— Ну и что?
— Как это — ну и что! Дело таинственное, можно сказать, непроверенное. Кто-нибудь подслушает — потом смеяться будут, если у нас ничего не выйдет.
— Ты же сам говорил, что если есть волшебные слова да ещё если захотеть по-настоящему, то обязательно выйдет! — сказал Костя шёпотом.
— Конечно, выйдет, если захотеть по-настоящему! А вот как это — захотеть по-настоящему? Вот в чём загадка! — прошептал я. — Ты, Костя, в жизни чего-нибудь хотел по-настоящему?
— Не знаю, — тихо сказал Костя.
— Ну вот! А говоришь — скорей! Это тебе не двойку в тройку превращать. Здесь, брат, двух человек надо превратить в воробьев. Вот какая задача!
— А зачем — в воробьев? В бабочек, я думаю, легче.
— Зачем же в бабочек? Бабочки — насекомые, а воробьи — это как-никак птицы. На прошлом уроке мы как раз проходили воробьев. Ты в это время, правда, постороннюю книгу читал.
— Верно. Я про воробьев не слушал.
— Ну вот, а я слушал. Нина Николаевна нам целый час рассказывала о воробьях. Знаешь, какая у них замечательная жизнь?
— В воробьев так в воробьев! — сдался Костя Малинин. — Я в драмкружке в «Снежной королеве» ворона играл, мне в воробья будет даже легче превращаться. Давай скорее!
— Тебе бы только скорее! Сначала надо хоть немного потренироваться, — сказал я, забираясь с ногами на лавочку.
Присев на корточки, как воробей, я втянул голову в плечи и заложил руки за спину, словно крылья.
— Похоже! — сказал Костя, повторяя за мной все движения. — Чик-чирик!
— Ну вот что! — сказал я. — Тренироваться так тренироваться, а раньше времени чирикать нечего. Давай лучше отработаем воробьиную походку.
Сидя на корточках, мы стали прыгать по лавочке и чуть не свалились на землю.
— Тяжело! — сознался Костя, для равновесия размахивая руками, как крыльями.
— Ничего, — успокоил я Малинина, — когда мы станем настоящими воробьями, прыгать будет легче.
Костя хотел ещё немного попрыгать, но я ему сказал, что тренировка окончена и что теперь мы переходим к самому главному — к превращению человека Малинина и человека Баранкина в воробьев.
— Замри! — скомандовал я Косте Малинину.
— Замер!
— Сосредоточься!
— Сосредоточился! — ответил Костя.
— А теперь по команде, мысленно, как говорится, в своём воображении, начинай превращаться в воробья! Понятно?
— Понятно!
— Если понятно, тогда к превращению из человека в воробья приготовились!
— Приготовились!
— Начали!
— Начали!
Я зажмурил глаза, напрягся и, мысленно повторяя слова заклинания, начал изо всех сил мысленно, в своём воображении, превращаться в воробья, сомневаясь про себя в том, что у меня хватит настоящего желания и настоящих сил, необходимых для такого неслыханного и невиданного и, можно сказать, сверхъестественного задания…
Страницы: 1 2 3 4 5