Зарегистрировано в Минюсте России 3 декабря 2018 г. N 52861
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 августа 2018 г. N 296
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО ИЛИ ПРЕДСМЕННОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.02.2020 N 41)
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553, N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000, N 31, ст. 4196; 2011, N 17, ст. 2310, N 27, ст. 3881, N 29, ст. 4283, N 30, ст. 4590, 4596; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032, N 19, ст. 2319, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4029, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 7002; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 24, ст. 3370, N 29, ст. 4359, N 48, ст. 6706, 6723; 2016, N 15, ст. 2066, N 18, ст. 2502, N 27, ст. 4192, 4229; 2017, N 31, ст. 4753) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств (далее — Порядок).
2. Признать утратившим силу приказ Минтранса России от 6 апреля 2017 г. N 141 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств» (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2017 г., регистрационный N 47160).
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 21 декабря 2018 г. со дня вступления в силу Федерального закона от 20 декабря 2017 г. N 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 52, ст. 7921), за исключением абзаца восьмого подпункта 1 пункта 10 Порядка, утверждаемого настоящим приказом.
4. Установить, что абзац восьмой подпункта 1 пункта 10 Порядка, утверждаемого настоящим приказом, вступает в силу с 1 января 2019 г.
Министр
Е.И. ДИТРИХ
УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от 8 августа 2018 г. N 296
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО ИЛИ ПРЕДСМЕННОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
(в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.02.2020 N 41)
1. Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств (далее — Порядок) устанавливает требования к организации и проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств.
2. Настоящий Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) (далее — субъекты транспортной деятельности). (в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.02.2020 N 41)
3. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс или длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства.
4. Предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала смены, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает более одного рейса.
5. Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств (далее — контроль) проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства (далее — парковка).
6. При сменной работе водителей на одном транспортном средстве контроль проводится до начала рейса или смены (рабочего дня) водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки.
7. Контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее — контролер).
8. Контролер должен соответствовать Профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 287 <1>.
<1> Зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2015 г., регистрационный N 40032, с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 2 марта 2017 г. N 76 (зарегистрирован Минюстом России 10 апреля 2017 г., регистрационный N 46324).
9. При проведении контроля проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения, на соответствие положениям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 <2> (далее — Технический регламент), постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» <3>.
<2> Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (опубликовано 15 декабря 2011 г. на официальном сайте Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (с изменениями, внесенными решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 г. N 6, Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 декабря 2014 г N 223, Совета Евразийской экономической комиссии от 28 мая 2015 г. N 27, от 14 октября 2015 г. N 78, Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 июня 2016 г. N 65, Совета Евразийской экономической комиссии от 11 июля 2016 г. N 56, Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2016 г. N 164).
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; 1996, N 3, ст. 184; 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 9, ст. 931; N 27, ст. 2693; 2003, N 20, ст. 1899; N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2006, N 11, ст. 1179; 2008, N 8, ст. 741; N 17, ст. 1882; 2009, N 2, ст. 233; N 5, ст. 610; 2010, N 9, ст. 976; N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 1, ст. 154; N 15, ст. 1780; N 30, ст. 4289; N 47, ст. 6505; 2013, N 5, ст. 371, 404; N 24, ст. 2999; N 29, ст. 3966; N 31, ст. 4218; N 41, ст. 5194; N 52, ст. 7173; 2014, N 14, ст. 1625; N 21, ст. 2707; N 32, ст. 4487; N 38, ст. 5062; N 44, ст. 6063; N 47, ст. 6557; 2015, N 1, ст. 223; N 15, ст. 2276; N 17, ст. 2568; N 27, ст. 4083; N 46, ст. 6376; 2016, N 5, ст. 694; N 23, ст. 3325; N 31, ст. 5018; N 31, ст. 5029; N 38, ст. 5553; 2017, N 14, ст. 2070; N 28, ст. 4139; N 30, ст. 4666; N 45, ст. 6658, 6663; 2018, N 1, ст. 359; N 8, ст. 1225; N 23, ст. 3299; N 36, ст. 5622.
10. При проведении контроля должны быть проверены:
1) исправность:
тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства);
рулевого управления;
стеклоомывателей;
колес (кроме трамвая);
шин (кроме трамвая);
звукового сигнала;
тахографа (если обязательность его установки предусмотрена законодательством Российской Федерации) <4>;
<4> Статья 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
аппаратуры спутниковой навигации (если обязательность ее установки предусмотрена законодательством Российской Федерации) <5>;
<5> Пункты 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 35, ст. 4037; 2010, N 52, ст. 7104; 2016, N 47, ст. 6640).
устройства (системы) вызова экстренных оперативных служб (если обязательность его (ее) установки предусмотрена законодательством Российской Федерации) <6>;
<6> Пункт 13.1 Технического регламента.
2) исправность предусмотренных конструкцией транспортного средства: замков дверей кузова или кабины, запоров бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков (кроме транспортных средств городского наземного электрического транспорта);
устройств фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
устройств обогрева и обдува стекол;
тягово-сцепного устройства, а также страховочных тросов (цепей);
держателя запасного колеса (кроме трамвая);
фиксаторов транспортного положения опор полуприцепов (при наличии);
3) наличие предусмотренных конструкцией транспортного средства:
индикации на щитке приборов, свидетельствующей о неисправности, влияющей на безопасность дорожного движения (проверяется при работающем двигателе);
стекол и обзорности с места водителя;
зеркал заднего вида и их креплений;
заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков;
ремней безопасности (если обязательность их установки предусмотрена законодательством Российской Федерации) <7> и (или) подголовников сидений и их работоспособность;
<7> Приложение N 2 к Техническому регламенту.
4) работоспособность в установленном режиме:
стеклоочистителей;
внешних световых приборов и световозвращателей;
5) герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, в том числе системы выпуска отработавших газов, а также дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств;
6) укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовых транспортных средств и автобусов);
7) отсутствие внесенных в конструкцию транспортного средства изменений в нарушение установленного порядка, предусмотренного разделом 4 главы V Технического регламента, в части газобаллонного оборудования, кузовов транспортных средств, бортов грузовой платформы (для грузовых транспортных средств), дополнительных сидений, фар ближнего света, противотуманных фар (при наличии) и дневных ходовых огней (при наличии);
отсутствие установленных на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) без соответствующего разрешения, а также незаконно нанесенных на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб;
9) дополнительно для транспортных средств городского наземного электрического транспорта:
состояние и крепление колесных пар и трамвайных тележек (для трамвая);
соответствие силы тока утечки предельно допустимым значениям;
исправность токоприемников, тяговых двигателей, вспомогательных электрических машин, пускорегулирующей и защитной аппаратуры, вспомогательных цепей, аккумуляторной батареи, контрольно-измерительных приборов электрического оборудования.
11. При наличии конструктивных особенностей специальных и специализированных транспортных средств контролер должен проверить состояние и исправность других систем, механизмов, агрегатов, узлов и деталей, характерных для данных типов транспортных средств, влияющих на безопасность движения транспортных средств, на соответствие требованиям приложений N 6 и 8 к Техническому регламенту.
12. В случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10 — 11 настоящего Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения.
13. В целях оценки работоспособности, исправности и состояния узлов, агрегатов, механизмов и систем транспортного средства, проверка которых была осуществлена без использования средств технического диагностирования, субъект транспортной деятельности вправе организовать диагностику технического состояния данных узлов, агрегатов, механизмов и систем с использованием необходимого оборудования, средств измерений и инструментов. Средства измерений, используемые для контроля, должны быть метрологически поверены в соответствии с положениями Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» <8>.
<8> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2011, N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7025; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 49, ст. 6339; 2014, N 26, ст. 3390; N 30, ст. 4255; 2015, N 29, ст. 4359;
14. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении контроля и подписи контролера не допускается.
15. Субъект транспортной деятельности должен вести учет прохождения контроля. Журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств (далее — журнал) должен содержать следующие реквизиты:
1) наименование марки, модели транспортного средства;
2) государственный регистрационный знак транспортного средства;
3) фамилию, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства;
4) фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего контроль;
5) дату, время проведения контроля;
6) показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
7) отметку о прохождении контроля;
подпись контролера, проводившего контроль.
16. Журнал ведется на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, и (или) на электронном носителе. При ведении журнала в электронной форме предусматривается обязательная возможность распечатки страниц журнала.
17. В случае ведения журнала в электронном виде внесенные в него сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью <9>.
<9> Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, 3477; 2014, N 11, ст. 1098; N 26, ст. 3390; 2016, N 1, ст. 65; N 26, ст. 3889).
18. В журнале допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления перевозок автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.
Официальный интернет-портал правовой информации
23 марта 2023 года
-
- СЕГОДНЯ
-
НЕДЕЛЯ
- МЕСЯЦ
- ПОИСК
- КАЛЕНДАРЬ ОПУБЛИКОВАНИЯ
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2021 № 9 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (Зарегистрирован 27.05.2021 № 63644) |
|||||||
|
|
Показывать страниц: | |||||||
|
|||||||
Номер опубликования: 0001202105270007 | |||||||
Страница №1 из 5: |
|||||||
|
В настоящее время действуют правила технического контроля автомобилей, утв. приказом Минтранса от 15.01.2021 № 9 (вступили в силу 01.09.2021, далее — приказ № 9).
Согласно приказу № 9 проверять состояние автомобиля можно в любой промежуток времени, необходимый для определения технического состояния транспортного средства (ТС) и ограниченный временем въезда транспортного средства на парковку и окончанием рабочей смены водителя до следующего выезда ТС с парковки. То есть действующий порядок предусматривает, что контроль должен проводиться во время подготовки транспортного средства к выполнению поездок.
В путевом листе надо делать отметку в формулировке: «Выпуск на линию разрешен», после чего ее следует заверить подписью с указанием Ф. И. О. должностного лица, которое отвечает за техническое состояние и эксплуатацию автомобиля.
Кто может быть назначен ответственным за предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств? Обязана ли организация иметь штатного работника для предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств, или она может обратиться к сторонней организации для этого? Можно ли на водителя возложить обязанность по его проведению? Ответы на эти вопросы смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе бесплатный.
Перечень узлов и агрегатов, которые необходимо проверить перед выездом, приведен в п. 7 Порядка, утв. приказом № 9.
В действующие правила не вошли некоторые «старые» требования (видимо, их решили не восстанавливать):
- необходимость нумеровать и шнуровать страницы бумажного журнала регистрации результатов техконтроля;
- необходимость заверять сведения в электронном журнале только квалифицированной ЭП. Полагаем, что можно использовать неквалифицированную ЭП.
Напомним, что прежний порядок, введенный приказом Минтранса от 08.08.2018 № 296, был отменен в рамках «регуляторной гильотины». В результате вопрос, как нужно проводить предрейсовый или предсменный технический контроль, «повис в воздухе». Старые правила были аннулированы, новые еще не утверждены. Поэтому в первые месяцы 2021 года владельцы авто были вынуждены следовать уже не действующим правилам (поскольку саму обязанность по техосмотрам никто не отменял):
- обследовали транспортное средство перед выездом с парковки;
- в случае отсутствия неисправностей вносили в путевой лист отметку «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием Ф. И. О. контролера, проводившего осмотр, дату и время его проведения.
Нужно ли проводить предрейсовые осмотры транспортных средств, имеющихся у организации и используемых для собственных нужд при перевозке людей или грузов, разъясняется в КонсультантПлюс. Посмотреть материал можно бесплатно, оформив пробный доступ.
Обязательно ли проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра, а также предрейсового контроля технического состояния транспортного средства для организаций, не занимающихся оказанием услуг по перевозке, но имеющим на балансе транспортное средство?
Попробуем ответить на эти вопросы.
Еще не утихли споры о том, нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, как законодатель дает нам новую пищу для размышлений: предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства.
Что же это за птица и с чем ее едят?
Кто должен оформлять путевые листы
Начнем с того, что каждая организация, у которой есть на балансе транспортные средства, должна оформлять путевые листы. Эта необходимость никак не связана с тем, оказываете вы услуги по перевозке пассажиров и грузов или нет. Обязанность прямо следует из п.2 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 №152).
Напомню, что путевой лист — это документ, который служит основанием для списания израсходованного топлива и других ГСМ. Только на основании этого документа налоговая примет расходы.
Конечно, в тех организациях, в которых на балансе стоит только один автомобиль, да и тот используется только руководителем, нет необходимости в детальном контроле за расходом ГСМ. Там все и так понятно и прозрачно. Но это понятно только вам, а не налоговым органам. Для них придется показывать, кто, когда и по какому маршруту ездил. Это подтверждение того, что автомобиль используется в делах организации, а не ездит по личным нуждам руководителя.
Отдельное внимание стоит уделить норме расхода. Она должна быть утверждена, и расход топлива должен соответствовать ей. Это докажет, что ведется контроль за расходом горючего, а водитель ничего не сливает из бака. Норму можно высчитать, только зная дневной пробег. Значит нужно указать и его. В общем, в очередной раз подтвердить, что расходы, понесенные организацией, направлены на получение прибыли.
Новый реквизит путевого листа
26 февраля 2017 года к обязательным реквизитам путевого листа добавились, в том числе, отметки о прохождении предрейсового технического контроля (приказ Минтранса России от 18 января 2017 г. № 17).
По сути, ничего не изменилось. Пункт 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязывает всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
А п. 4 ст. 20 этого же закона прямо указывает на то, что организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств необходимо перед каждым рейсом.
Раньше это делалось в отдельных журналах, и специальная отметка в путевом листе не ставилась. Конечно, это вело к тому, что организации, у которых на учете стоит один-два автомобиля, ничего не проводили. И такое нарушение выявить было крайне тяжело. У Ростехнадзора просто руки до всех не доходили: проверялись только перевозчики и организации, использующие большое количество транспорта. Теперь придется его соблюсти.
Считаю, что налоговая обязательно воспользуется нововведением, чтобы поставить под сомнение легитимность расходов на ГСМ.
Приказ о предрейсовом техническом контроле
Как же организовать предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств?
Каких-то специальных требований законодатель нам не установил. Не сказано, кто этим должен заниматься и как. А значит, все отдано на откуп самим организациям.
По моему мнению, вполне хватит приказа по организации в котором будет назначено лицо, ответственное за проведение такого контроля. Хорошо, если это лицо будет обладать соответствующей квалификацией. Если нет, то ничего страшного, потому что напомню, что законодатель не установил по этому поводу никаких требований.
Приказ о предрейсовом техническом контроле можно сделать по такой форме:
Скачать образец приказа о предрейсовом техническом контроле можно тут.
Медицинские осмотры водителей
Примерно аналогичная ситуация складывается и с медицинскими осмотрами.
Пункт 1 ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ прямо говорит о необходимости организовывать проведение обязательных медицинских осмотров. Их периодичность мы можем найти в п. 3 ст. 23 ФЗ №196. Медицинские осмотры подразделяются на предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые.
Предварительные и периодические нас не интересуют, потому что их проведение никак не отражается в путевом листе, а значит, и не влияет на расходы в целях налога на прибыль. А вот на предрейсовых и послерейсовых осмотрах стоит остановится подробнее.
С предрейсовыми осмотрами все просто: их нужно проводить перед каждым рейсом в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. То есть, если вы не водитель скорой, пожарной, полиции т.п., то перед каждым рейсом пройдите медицинский осмотр. Факт этого будет отражен в путевом листе. А вот послерейсовые осмотры проводятся только у тех, чья работа связана с перевозками пассажиров и опасных грузов.
Перечень опасных грузов можно найти в ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка». Также есть отдельные документы, регламентирующие перевозку опасных грузов на каждом виде транспорта. Конкретно на автомобильном — это «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272) , согласно которым перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ).
Обращу внимание, что приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» не действует с 29.12.2016 года.
Теперь поговорим про перевозку пассажиров. Здесь большинство фирм пытается найти лазейку в законе и сказать, что наша организация не перевозит пассажиров и не оказывает услуг по перевозке пассажиров. Для того, чтобы разобраться в этом, давайте найдем определения понятия пассажир. Такое определение нам дают два документа.
Согласно, п. 12 ст. 2 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ), пассажир — это физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства. С теми пассажирами, которых перевозит служебный транспорт большинства организаций, не занимающихся оказанием услуг по перевозкам, не заключается ни договор перевозки, ни договор фрахтования. Да и какой может быть договор, если лицо работает в организации и едет по служебным делам? Этот закон явно не подходит.
Вторым документом, который регламентирует понятие пассажир, являются «Правила дорожного движения» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090). Здесь в п. 1.2 сказано, что пассажир – это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Значит, пассажирами будут являться все сотрудники организации, кроме водителя, которые находятся в служебном транспорте. И выходит, что такому транспорту необходимо проходить послерейсовый контроля за техническим состоянием транспортного средства.
Что будет, если не делать?
А что же будет, за несоблюдение требований по прохождению медицинских осмотров и технического контроля?
Здесь ситуация двоякая. С одной стороны, налоговые органы не раз говорили, что путевой лист — это первичка по учету работы автотранспорта. И каждая организация, использующая в своей деятельности автомобильный транспорт, обязана правильно и своевременно оформлять путевые листы, содержащие, в частности, информацию о расходе ГСМ. Неправильное или неполное заполнение всех реквизитов путевого листа может привести к искажению информации об основных показателях работы автомобильного транспорта, в том числе о расходовании ГСМ, необходимой для правильного учета этих расходов в целях налогообложения прибыли.
С другой стороны, арбитражная практика показывает, что отсутствие полной информации в путевых листах не является причиной для признания расходов на содержание автотранспорта экономически необоснованными (постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 по делу N А40-63465/11-116-182).
Также стоит сказать, что ошибки в первичных учетных документах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обусловливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547.
Обеспечить безопасность на общественном транспорте и дорогах всех типов государству помогают обязательные технические требования ко всем транспортным средствам в стране.
В России в каждой транспортной организации проводится ежедневная проверка состава перед очередным выездом на маршрут в специально отведённом для этого месте – контрольно техническом пункте (КТП). На законодательном уровне порядок проведения проверок и нормы соответствия изложены в профильном стандарте ГОСТ Р 51709-2001, Приказе №7 Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 г и Постановлении Правительства РФ от 21 февраля 2002 г N 127 (перечень причин, по которым транспортное средство не может эксплуатироваться).
Смотровая яма
Чтобы выполнять законодательство РФ предприятию необходимо использовать собственное КТП, или договориться об абонентском обслуживании на СТО (что дороже). Купить инструмент для проверки технического состояния транспортного средства и все необходимые сертифицированные приборы недорого можно у компании «Мастер-Инструмент Краснодар». Кроме инструментов любой КТП обязательно оснастите смотровой канавой (ямой). Она даст возможность осуществлять контроль:
- тормозной системы;
- рулевого управления;
- трансмиссии.
Яму обязательно оборудуют как стационарными, так и переносными источниками освещения.
Когда технически невозможно или экономически не выгодно оборудовать смотровую яму используют подъёмник или эстакаду. Технические требования к смотровой канаве указаны в описанных выше нормативных документах.
Основной перечень оборудования КТП
В соответствии с ГОСТ Р 51709-2001 оснащение контрольно технического пункта КТП требует наличие:
- прибора проверки эффективности тормозов (необходимо будет подготовить асфальтированную или бетонную площадку для проведения испытаний);
- прибора для измерения суммарного наибольшего люфта рулевого управления;
- прибора для наладки и контроля работы фар (если его нет, то сойдёт и переносной экран с нанесённой специальной разметкой);
- газоанализатора, проверяющего количество вредных веществ в отработанных выхлопных газах двигателя внутреннего сгорания. Причём есть газоанализаторы для бензиновых авто, дымометры для дизелей и комбинированные, многокомпонентные устройства для моторов всех типов;
- точный хронометр-секундомер (проверять частоту, скорость работы стеклоочистителей и мерцаний «поворотников»);
- шинного манометра (проверяет давление воздуха в баллонах);
- особый молоток с длинной ручкой и набор слесарных инструментов (для контроля и ремонта).
Нормативными актами РФ установлено, что используемые в КТП приборы должны получить сертификацию и проходить ежегодные технические поверки в специализированных государственных центрах. Инструмент и приборы должны соответствовать правилам техники безопасности.
Все контрольно-диагностические операции собраны в профильные технологические карты (описаны в спец литературе).
Утверждаю:
Директор МУАТП
Кр
А.Ф. Зайцев
Должностная
инструкция
Механика по
выпуску автотранспорта
2008 г.
1. Общее
положение.
1.1.
механик
по выпуску автотранспорта принимается
и увольняется с работы приказом директора
по согласованию с Начальником ЭПО
1.2.
подчиняется
непосредственно Начальнику ЭПО
дополнительные распоряжения может
получать от директора
1.3. В
работе руководствуется настоящей
инструкцией, положениями, инструктивными
материалами,
приказами и указаниями руководства
предприятия.
2
Должностные
обязанности.
2.1.
Обеспечивает
безаварийную и надежную работу
автотранспорта на линии,
исправное
состояние подвижного состава, выпуск
его
на линию в соответствии с графиком и
определение неисправностей при приеме
с линии по окончании работы.
2.2.
Контролирует
правильную эксплуатацию автотранспорта,
осуществляет технический надзор за
состоянием автомобилей на линии, выявляет
причины
неисправностей и
принимает
меры к их
устранению.
2.3.
Организовывает
передачу автомобилей в ремонтные
мастерские и принимает его в эксплуатацию
с контролем выполненных работ.
2.4.
Осуществляет
контроль за качеством и своевременностью
выполнения работ по техническому
обслуживанию автомобилей согласно
графиков ТО.
2.5.
Отвечает
за въезд и выезд автотранспорта
предприятия и нахождение постороннего
транспорта на территории предприятия.
26. Проводит инструктаж водителей перед
выпуском
на
линию.
2.7.
Оформляет
документацию на ремонт автомобилей с
повреждением аварийного характера.
2.8. После
окончания работы автотранспорта и
постановки его в стояночные боксы, боксы
должны сдаваться под охрану сторожу.
2.9.
Принимает
непосредственное участие в предъявлении
автотранспорта, при проведении
технического осмотра Госавтоинспекции.
2.10.
Работает
в тесном контакте с диспетчерскими
службами.
2.11.
Вносит
предложения о наложении дисциплинарных
взысканий на подчиненных.
2.12.
Осуществляет
ежедневный технический осмотр автомобилей,
выходящих на линию и возвращающихся в
гараж.
2.13.
Производит
замену, перестановку автотранспорта,
стоящего в плане, но не готового к выходу
на линию, не допуская срывов по выходу
автотранспорта согласно плана.
2.14.
Контролировать
ремонт сошедшего с линии автотранспорта,
с его подменой на линии, не допуская
срывов перевозок.
2.15.
Организовывает
и поддерживает порядок в стояночных
боксах и на закрепленной за участком
территории.
2.16. Не
допускает выпуска на линию автобусов,
в антисанитарном состоянии (т.е. не мытые
салоны и т.д.).
2.17. Проводит
осмотр внешнего вида автотранспорта.
2.18Принимает участие в оказании техпомощи
автомобилям на
линии.
2.19 Участвует
в комплексных проверках состояния
безопасности движения и охраны труда
на автотранспорте в предприятии.
2.20.
Осуществляет
контроль за спидометровое хозяйство.
2.21.
Производит
контроль топлива.
2.22.
Осуществляет
проверку при выезде на линию у водительского
состава документов на право управления
данным автомобилем и документов на
автомобиль.
Право по
должности.
3.1.Не
выпускать на линию автотранспорт с
техническими
Неисправности.
3.2. Не
принимать из ТО и ТР автомобили с
невыполненным объемом работ. ^
3.3.
Запрещать
выпуск на линию автотранспорта не
прошедшего периодический осмотр или
незарегистрированного в установленном
порядке.
4. Должен
знать.
4.1.
Устройство,
назначение, конструктивные особенности,
технико-эксплуатационные данные
подвижного состава автомобильного
транспорта.
4.2.
Приказы,
положения, инструкции и другие руководящие
нормативные материалы, касающиеся
производственно-хозяйственной
деятельности предприятия.
4.3.
Порядок
выпуска автомобиля на линию.
4.4.
Порядок
сдачи автотранспорта в ремонт и приема
после ремонта.
4.5.
Правила
внутреннего трудового распорядка.
4.6.
Законодательство
о труде, и охраны труда РФ.
4.7.
Правила
и нормы охраны труда, техники безопасности,
ПДД, производственной санитарии и
противопожарной защиты.
4.8.
Положение
о техническом обслуживании и ремонте
подвижного состава автомобильного
транспорта на предприятии, Устав
автомобильного транспорта РФ, плавила
перевозок грузов и пассажиров.
(изменено 7 февраля 2020 г.)
____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 26 октября 2020 года N 1742
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 20, пункт 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Бюллетень нормативных актов Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5553, N 49, ст. 6070; 2009, N 1, ст. 21, N 48, ст. 5717; 2021, N 30, ст. 4000, N 31, ст. 2032, N 19, ст, N 27, ст 3477, N 30, ст 4029, N 48, ст 6165, N 52, ст 7002; 2021, N 42, ст 5615; 2021, N 24, ст 3370, N 29, ст 4359, N 48, ст 6706, 6723; 2021, N 15, ст 2066, N 18, ст 2502, N 27, ст 4192, 4229; 2021, N 31, ст 4753)
Приказываю:
1 Утвердить прилагаемый порядок организации и проведения медицинских осмотров транспортных средств до или во время смены (далее «порядок»).
(2) Признание утратившим силу приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 апреля 2021 г. N 141 «Об утверждении организации и порядка проведения проверки технического состояния транспортных средств перед началом движения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2021 года, регистрационный N 47160).
3. Определить, что настоящий Приказ вступает в силу с 21 декабря 2021 года со дня вступления в силу Федерального закона от 20 декабря 2021 года N 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 52, ст. 7921), за исключением абзаца восьмого подпункта 1 пункта 10 Приказа, принятого.
4. Предусмотреть, что абзац восьмой подпункта 1 пункта 10 Порядка, утвержденного настоящим приказом, вступает в силу с 1 января 2021 года.
Министр
Е.И.Дитрих
Регистрация
В министерстве внутренних дел
Российская Федерация
3 декабря 2021, понедельник
Регистрационный номер 52861
Министерство транспорта Российской Федерации отменило все пассажирские и грузовые перевозки в пределах границ страны.
№ 296 от 8 августа 2021 г.
Корректировки будут произведены 7 февраля 2020 года.
1. Порядок организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспортных средств (далее — Порядок) определяет требования к организации и проведению предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспортных средств в целях предотвращения выпуска в обращение технически неисправных транспортных средств.
(2) Настоящий порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки на основании договора перевозки или чартера и (или) грузовые перевозки на основании договора перевозки (коммерческие перевозки) и осуществляющих перевозки иных лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (хозрасчетные перевозки автобусами и грузовыми автомобилями) (далее — транспортные предприниматели).
В приказе Минтранса России, версия N 41 от 7 февраля 2020 года, указано, что пункт 4 вступает в силу с 28 марта 2021 года (предыдущая версия).
3. Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) водителя транспортного средства выполняется только один рейс или длительность его не превышает продолжительность рабочего дня.
4. Если в течение смены (рабочего дня) водитель совершает более одной поездки, то перед началом смены проводится предсменный осмотр технического состояния транспортных средств.
(5) Предрейсовая или предсменная проверка состояния транспортных средств (далее — проверка) проводится перед выездом транспортного средства со стоянки (парковочного места), предназначенной для парковки транспортного средства по возвращении из поездки, и после завершения водителем смены транспортного средства (далее — парковочное место).
(6) Если водители работают посменно на одном и том же транспортном средстве, проверка должна проводиться до начала поездки или смены (рабочего дня) водителя транспортного средства, который первым покидает стоянку.
(7) Проверка проводится инспектором технического состояния автотранспортных средств или инспектором технического состояния городских наземных электрических транспортных средств, далее именуемым «инспектор».
8. Контролер обязан соблюдать профессиональные и квалификационные стандарты для сотрудников юридических лиц или индивидуальных представителей, занимающихся автомобильными перевозками.
________________
Регистрационный N 40032 (зарегистрирован Минтрансом 10 апреля 2020 года), с изменениями, внесенными приказами Минтранса 2 марта и 6 февраля 2012 года, зарегистрирован Минюстом России 9 декабря 2021 года.
9. При осмотре проверяются эксплуатационное состояние и состояние основных узлов и систем транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения, на предмет их соответствия положениям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2021 г. N 877 (далее — технический регламент), постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О стандартах дорожного движения».
________________
Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2021 г. N 877 «О принятии технического регламента Евразийской экономической комиссии о безопасности колесных транспортных средств» (опубликовано 15 ноября на официальном сайте ЕЭК) с изменениями, внесенными решениям Совета Еврейского экономического совета и Коллегии Европейской торговой палаты по вопросам регулирования деятельности участников рынка автомобильного транспорта: «Об утверждении технических требований к дорожному движению», требованиям пожарной охраны; правилам дорожного движения для легковых автомобилей».
Собрание законодательства Российской Федерации, 1993 N 47, ст. 4531; 1996 — 2000: Издание 1997 — 2001 (N 18), 1909 — 1998. Статьи 264 и 265 Уголовного кодекса и 148 Административного кодекса об ответственности за незаконный оборот оружия на территории Российской Федерации с нарушением требований пожарной безопасности включены в Собрание законодательства Российской Федерации. В частности, речь идет о штрафах для юридических лиц по статье 363.1 Кодекса административного судопроизводства в случае вынесения приговора или решения судом первой инстанции по состоянию на 23 июня 2020 года.
10. В ходе контроля исследуется следующее:
1. простота обслуживания:
Тормозной системы (включая манометр пневматического или пневмогидравлического тормозного привода, если автомобиль предназначен для их установки);
Рамки ;
Мойщиков окон;
Колеса (за исключением трамвайных);
Шины (кроме трамвая);
Звучит гудок;
Тахограф (если законодательный кодекс Российской Федерации требует его установки);
________________
Статья 20 федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Оборудование спутниковой навигации (если его установка требуется по российскому законодательству)
________________
Пункты 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 1 641 «Об оснащении транспортных средств, технических средств или систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или GPS» (Собрание законодательства Российской Федерации), размещенного в Интернете Кабинетом Министров в разделе «Правовые акты». Правительство приняло постановление № 640 о создании единой системы управления движением всех видов подвижных объектов общего пользования с использованием цифровых технологий. Аналоговой системой передачи данных является спутник-шпион, а аппаратурой связи — приемо-передающее устройство.
Система(ы) оповещения о чрезвычайных ситуациях (если ее установка требуется по законодательству РФ);
________________
Статья 13.1 Технического Регламента.
Первый и главный нормативный акт обязывающий поддерживать транспортные средства принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в исправном состоянии — это Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. В пункте 1 Статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» сказано что Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.
В пунктах 1 и 3 Статьи 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» также сказано:
- Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
- Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами.
Пункт 1 Статьи 19 ссылается на Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», в котором есть «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В пункте 12 Основных положений сказано что должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:
- выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация…
В итоге получаем что все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, обязаны:
- Проводить периодическое техническое обслуживание и текущий ремонт транспортных средств;
- Не выпускать на линию неисправные транспортные средства.
Техническое обслуживание и ремонт
Для чего необходимо техническое обслуживание. Об этом сказано в пункте 1 Статьи 18 закона «О безопасности дорожного движения»:
- Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Организовывать техническое обслуживание и ремонт можно как своими силами так и силами сторонних организаций. В целях экономии средств и времени проще заключить договор на ремонт и обслуживание транспортных средств на стороне, так как для организации собственной ремонтной базы необходимо иметь дополнительный штат сотрудников, а так же нужны ремонтные площади оборудованные в соответствии с нормами. Организовывать обслуживание и ремонт своими силами целесообразно при наличии большого количества транспортных средств или из-за невозможности сделать это на стороне. При этом в пунктах 3 и 4 Статьи 18 закона «О безопасности дорожного движения», перечислены требования к организациям, предоставляющим услуги по обслуживанию и ремонту транспортных средств:
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами;
- Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
Техническое обслуживание должно проводиться с определенной периодичностью и в соответствии с определенными нормами и правилами. Об этом сказано в пункте 2 этой же Статьи 18 закона «О безопасности дорожного движения»:
- Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации.
Если заводом-изготовителем не установлена нормы и правила технического обслуживания транспортных средств то согласно «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984, предусмотрены следующие виды технического обслуживания:
- Ежедневное обслуживание;
- Техническое обслуживание ТО-1;
- Техническое обслуживание ТО-2;
- Сезонное обслуживание.
Периодичность этих видов технического обслуживания следующая:
- Легковые автомобили: ТО-1 — 4000 км, ТО-2 — 16000 км;
- Автобусы: ТО-1 — 3500 км, ТО-2 — 14000 км;
- Грузовые и автобусы на базе грузовых автомобилей: ТО-1 — 3000 км, ТО-2 — 12000 км.
Предрейсовый контроль технического состояния
Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, проводится ежедневно, перед выездом автомобиля с места стоянки и перед убытием в рейс или на линию. Предрейсовый контроль технического состояния осуществляет контролер технического состояния транспортных средств или сотрудник организации назначенный приказом и прошедший соответствующее обучение. В должностной инструкции этого сотрудника должны быть прописаны должностные обязанности по осуществлению контроля технического состояния транспортных средств.
Далее рассмотрим вопрос как и где необходимо проводить предрейсовый контроль технического состояния. Как такового, законодательно утвержденного алгоритма проведения предрейсового контроля не существует, последовательность действий нигде не прописана. Но, как мы уже разбирали ранее, пункт 1 Статьи 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» запрещает эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, и ссылается на Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», где имеется приложение с перечнем неисправностей при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В свою очередь это Постановление Правительства ссылается на «ГОСТ Р 51709-2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Но на сегодняшний день этот ГОСТ не действует и заменен на ГОСТ 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки». В нем описаны требования к техническому состоянию транспортных средств, в частности:
- Требования к тормозному управлению;
- Требования к рулевому управлению;
- Требования к внешним световым приборам и светоотражающей маркировке;
- Требования к стеклоочистителям и стеклоомывателям;
- Требования к шинам и колесам;
- Требования к двигателю и его системам;
- Требования к прочим элементам конструкции (зеркала, стекла, замки, и т.д.).
На первый взгляд всё понятно, но есть определенные сложности с методами проверки технического состояния описанными в ГОСТ. Например, в некоторых случаях, для проверки тормозных систем требуется наличие роликового стенда или специально подготовленной площадки. А негерметичность колесных тормозных камер выявляют с помощью электронного детектора утечек сжатого воздуха. Так же внешние световые приборы проверяются прибором для проверки и регулировки фар, светопропускание стекол так же проверяется специальным прибором и т.д.. То есть для организации предрейсового контроля ТС в соответствии с ГОСТ необходимо иметь определенный набор оборудования и приборов, а это в свою очередь значительные финансовые затраты, которые может себе позволить только крупное автотранспортное предприятие. В некоторых случаях выходом в такой ситуации может стать заключение договора со сторонней организацией, но тогда на территорию этой организации предается переносить и стоянку ТС и проведение медосмотра водителей, но снова получаем затраты и организационные сложности.
Итак, руководствуясь ГОСТ 33997-2016 и ориентируясь на перечень неисправностей при которых запрещена эксплуатация ТС, можно составить следующий алгоритм предрейсового контроля технического состояния транспортных средств:
- Проверка тормозного управления (проверяются все имеющиеся тормозные системы: рабочая, стояночная, запасная, вспомогательная; проверяется герметичность гидравлического, пневматического и пневмогидравлического приводов тормозов). Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние: транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 процентов включительно; легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно; грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно. Рабочую тормозную систему проверяют по показателям эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а запасную, стояночную и вспомогательную тормозные системы — по показателям эффективности торможения согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.1 Методы проверки тормозных систем).
- Проверка рулевого управления (проверяется суммарный люфт в рулевом управлении, усилие при повороте рулевого колеса, крепление рулевой колонки, уровень рабочей жидкости в усилителе рулевого управления, гермитичность гидросистемы усилителя). Резьбовые соединения должны быть затянуты или зафиксированы установленным способом. Устройство фиксации положения рулевой колонки и усилитель рулевого управления (при их наличии) должны быть работоспособными. Рулевое управление проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.2 Методы проверки рулевого управления).
- Проверка внешних световых приборов (проверяется количество, тип, расположение, режим работы и цвет огней внешних световых приборов). Внешние световые приборы и световозвращатели должны быть чистыми и работать в установленном режиме. Рассеиватели и лампы, должны соответствовать типу данного светового прибора. Внешние световые приборы проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.3 Методы проверки внешних световых приборов).
- Проверка стеклоочистителей и стеклоомывателей (проверяется наличие и работоспособность в различных режимах). Стеклоочистители и стеклоомыватели проверяют визуально в процессе их рабочего функционирования при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу двигателя АТС. При проверке стеклоочистителей с электрическим приводом должны быть включены фары дальнего света. ГОСТ 33997-2016 (п.5.4 Методы проверки обзорности).
- Проверка шин и колес (проверяется высота рисунка протектора шин, возможность измерения давления воздуха и подкачивания шин, повреждения шин, наличие всех болтов или гаек крепления дисков и ободьев колес). На одну ось АТС не должны быть установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На АТС не должны быть установлены ошипованные и неошипованные шины. Пригодность шин и колес, комплектация и их применение должны соответствовать показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.5 Методы проверки шин и колес).
- Проверка двигателя и его систем (проверяется предельно допустимое содержание загрязняющих веществ в ТС с бензиновыми двигателями, дизелях и газобаллонных ТС; герметичность системы питания, системы выпуска отработавших газов, крышек и уплотняющих элементов). Двигатель и его системы проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.8 Методы проверки двигателей с принудительным зажиганием, п.5.9 Методы проверки двигателей с воспламенением от сжатия, п.5.10 Проверка шума выпуска отработавших газов).
- Проверка зеркал заднего вида, стекол, звукового сигнального прибора и противосолнечных козырьков (проверяется наличие указанных элементов и их работоспособность, наличие трещин и затемнений на ветровых и боковых стеклах ТС). Не должно быть дополнительных предметов или нанесенных покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя. Звуковой сигнальный прибор должен при приведении в действие органа его управления издавать непрерывный и монотонный звук. Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).
- Проверка замков дверей кузова или кабины, запоров бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн, устройства обогрева и обдува ветрового стекла, предусмотренное изготовителем ТС противоугонных устройство (проверяется их работоспособность). Замки боковых навесных дверей АТС должны быть работоспособны и фиксироваться в двух положениях запирания: промежуточном и окончательном. Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).
- Проверка элементов конструкции автобуса (проверяется аварийный выключатель дверей, сигнал требования остановки, аварийные выходы автобуса и устройства для приведения их в действие, приборы внутреннего освещения салона автобуса, привод управления дверями и сигнализация об их работе, наличие табличек с инструкциями о правилах использования аварийных выходов). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.13 Методы дополнительной проверки транспортных средств категорий М2 и М3).
- Проверка спидометра, одометра, тахографа (проверяется их работоспособность; наличие пломб у тахографа). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).
- Проверка ремней безопасности и подголовников (проверяется их наличие; работа замыкающего и втягивающего устройства; отсутствие надрыва на лямках ремней безопасности). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.7 Методы проверки средств пассивной безопасности).
- Проверка укомплектованности автомобилей и автобусов категорий М3, N2, N3 (проверяется наличие, количество и расположение знаков аварийной остановки, медицинских аптечек, огнетушителей и противооткатных упоров). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.12 Методы проверки комплектности и возможности идентификации колесного транспортного средства).
- Проверка креплений (проверяется надежность закрепления поручней в автобусах, запасного колеса, аккумуляторной батареи, сидений, огнетушителей и медицинских аптечек). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).
- Проверка сидений (проверяется работоспособность механизмов продольной регулировки положения сиденья, угла наклона спинки сиденья или механизма перемещения сиденья (для посадки и высадки пассажиров), автоматическая блокировка этих механизмов). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).
- Проверка седельно-сцепного устройства и предохранительных соединений (проверяется работа замка и блокировки; сцепной шкворень, гнездо шкворня, опорная плита, тяговый крюк, шар тягово-сцепного устройства на отсутствие видимых повреждений; работоспособность предохранительных приспособлений (цепи, тросы) у одноосных прицепов (кроме роспусков) и прицепов, не снабженные тормозами). На полуприцепе должны быть исправное опорное устройство, исправные фиксаторы транспортного положения опор, исправные механизмы подъема и опускания опор. Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.6 Методы проверки сцепных устройств).
- Проверка наличия, предусмотренных конструкцией ТС, задних грязезащитных устройств, фартуков и брызговиков. Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).
- Проверка работоспособности, предусмотренных конструкцией ТС, держателя запасного колеса, лебедки и механизма подъема-опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки должно надежно фиксировать барабан с крепежным канатом. Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).
- Проверка изоляции электрических проводов (проверяется целостность проводов, отсутствие видимых разрушений, коротких замыканий и следов пробоя). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).
- Проверка имеющейся коррозии (проверяется и не допускается чрезмерная общая коррозия рамы и связанных с ней деталей крепления или элементов усиления прочности основания кузова автобуса; сквозная коррозия или разрушение пола пассажирского помещения автобуса; коррозия либо трещины и разрушения стоек кузова; вмятины и разрушения кузова, нарушающие внешние очертания и узнаваемость модели ТС). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).
- Проверка маркировки ТС (проверяется соответствие нанесенной на ТС маркировки указанной в документах, наличие государственных регистрационных знаков на ТС и их расположение на предусмотренных местах; у ТС, оснащенных газовой системой питания, на наружной поверхности газовых баллонов наличие нанесенных паспортных данных, в том числе даты действующего последующего освидетельствования). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.12 Методы проверки комплектности и возможности идентификации колесного транспортного средства).
Этот алгоритм фиксируется в виде документа «Перечень операций (работ) при проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств» и утверждается руководителем организации.
В случае если при предрейсовом контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным выше, то итогом проведения предрейсового контроля должна быть отметка в путевом листе. В соответствии с пунктом 16 Приказа Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2020 г. № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»:
- Даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой «выпуск на линию разрешен» и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
Согласно пункта 12 Приказа № 296 организации перевозчики в случае если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, в путевом листе ставят отметку «контроль технического состояния транспортного средства пройден».
За отсутствие в путевом листе отметки о прохождении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств предусмотрены штрафы. Согласно пункта 3 Статьи 12.31.1 КоАП РФ:
- Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
Документы
- План-график технического обслуживания транспортных средств (на определенный период);
- Документы подтверждающие проведение технического обслуживания транспортных средств (договоры на ТО и ремонт со сторонними организациями, заказ-наряды и акты выполненных работ);
- Перечень операций при выпуске на линию транспортных средств;
- Путевой лист с отметкой о результате предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
При организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств, и организации предрейсового технического контроля необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ;
- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»);
- ГОСТ 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки»;
- Приказа Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2020 г. № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».
Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.
Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим