Екатерина Олеговна Ларина
Эксперт по предмету «Связи с общественностью»
Задать вопрос автору статьи
Причины неэффективности команд
Причина неэффективности команд часто заключаются в том, что при командообразовании в поиске «быстрого решения» проблем при использовании плохих систем коммуникации, при неясных директивах руководства создаются непродуктивные команды, которые не имеют ясного представления о способах достижения успеха.
Эффективность команды представляет собой групповую эффективность, то есть сплоченность является способностью команды к достижению целей и решению задач, которые поставлены перед ней организацией или уполномоченным персоналом.
Этот показатель зависит от команды, которая является совокупностью людей, взаимозависимых при решении задач, разделяющих ответственность за полученные результаты и рассматривающих себя в качестве единого целого. Команда является частью организационной системы, которая действует в пределах границ, установленных этой системой. Эффективность команд разных организаций имеет существенные различия. Высока эффективность предпринятых усилий в том случае, если члены команды обладают взаимозависимостью, отличаются хорошей осведомленностью и опытом, и к тому же имеют активную поддержку со стороны создающего и поддерживающего команду руководства.
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Модели оценки эффективности команды
Основные модели оценки эффективности команд:
- модель GRPI Рубина;
- модель Пловника и Фрая;
- модель Катценбаха и Смита;
- модель T7;
- модель Лафасто и Ларсона;
- модель Хэкмана;
- модель Ленсиони.
Оценка эффективности команды может быть произведена при использовании многих компонентов, которые были выделены в результате исследований, способствующих созданию описаний эффективности команды во всей многогранности ее природы.
Эффективность команды (по мнению Хэкмана) можно определять с помощью трех критериев:
- результат, являющийся конечными результатами, полученными командой, должны соответствовать установленным ключевыми участниками организации стандартам или превышать их;
- социальные процессы, являющиеся внутренними социальными процессами, которые действуют в то время, когда происходит взаимодействие команды, должны способствовать повышению или, хотя бы поддержанию способности группы продолжать работу в будущем вместе;
- обучение, является опытом для работы в команде, который должен использоваться для удовлетворения, а не усугубления личных потребностей членов команды;
«Причины неэффективности команд» 👇
Для надлежащей оценки этих критериев необходимо провести оценку эффективности команды, включающую в себя показатель выполнения конечной задачи, поставленной перед командами, и критерии, которые позволяют оценивать внутригрупповой процесс.
Принципы работы в команде
Основные принципы работы в команде:
- открытость в общении (для того, чтобы избегать конфликтов);
- координация деятельности (во избежание путаницы);
- сотрудничество (обеспечивающее своевременность при выполнении задач и получение желаемых результатов, в особенности, если это касается распределения рабочих нагрузок);
- наличие высокого уровня взаимозависимости (который может обеспечить высокий уровень доверия и производительности).
Выполнение всех этих условия для осуществления совместной работы превращают команду в готовый продукт. Для определения того, насколько эффективной была работа команды, организации необходимо ознакомиться с качеством результатов, процессом и опытом членов команды.
Считать командную работу эффективной можно в том случае, если результаты превышают стандарты, установленные организацией, или соответствуют им, если процесс, выбранный командой, предоставил возможность для достижения поставленных целей, а также если члены команды имеют высокий уровень удовлетворенности, в том числе теми процессами, которым эта команда следовала.
Эффективное сплочение в команде предполагает осознание ее целей. Результат сплочения команды, как правило, бывает ассоциируем с выполненными задачами и достигнутыми целями.
Проблемы формирования и работы команды
К проблемам формирования и работы команды относятся:
- Отсутствие навыков командной работы, проблема поиска сотрудников, которые ориентированы на команду. Многие организации рассчитывают на учебные заведения, которые прививают такие навыки своим студентам. Однако при обучении студентов поощряется индивидуальная работа, когда для достижения успеха нет необходимости в сотрудничестве. Это обстоятельство не способствует выработке поведения, необходимого для работы в команде. С другой стороны исследования показали, что при командном обучении улучшаются результаты когнитивного, эмоционального, технологического и производственного характера. Отсутствие у сотрудников навыков командной работы приводит к тому, что они бываю вынуждены работать с другими сотрудниками, что делает их работу неэффективной.
- Использование виртуальных рабочих мест, когда людям в организациях, не находящимся в одном физическом пространстве, приходится все чаще работать вместе. Члены команды в таком случае не могут строить эффективные личные отношения с другими членами команды, в то время как для создании эффективной команды очень важно личное общение. Личный контакт есть ни что иное, как ключ к развитию взаимного доверия.
- Работа в условиях глобализации и виртуализации отличается все более частым вхождением в команды участников, говорящих на разных языках, являющихся представителями разных культур, носителями разных ценностей и подходов в решении проблем.
Групповое мышление представляет собой проблему при создании команды. Принятие решений с использованием группового мышления и само групповое мышление создают почву для усиления конфликта в ходе принятия решений, поскольку оно создает препятствия для творчества или индивидуального контроля.
Следует отметить еще одну проблему, которая связана с формированием команды. Эта проблема содержит в себе три типа конфликтов. К ним относятся: конфликты задач (которые, могут возникнуть по вопросам целей проекта различий в подходах, точках зрения и интерпретациях); конфликты процессов (распределения обязанностей, выполнения логистики работы) и конфликты отношений (межличностные конфликты, которые включают столкновения между отдельными личностями по причине различных взглядов и перспектив).
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Командная работа — это прежде всего работа, и она требует больших усилий. Кстати, этот факт вовсе не так очевиден, как может показаться. Одно из исследований Калифорнийского университета в Беркли показало, что высокоэффективные (то есть, сильные) исполнители, вынужденные работать в команде с такими же сильными коллегами, демонстрируют результат ниже среднего.
Частично это объясняется борьбой за первенство, которая мешает сотрудникам достичь согласия. А вторая из причин заключается в том, что высокоэффективные специалисты реже делятся информацией и меньше заинтересованы в выполнении задачи. Их гораздо больше волнует поддержание собственного статуса, чем серьезная работа в качестве командного игрока!
Если высокоэффективные специалисты добиваются гораздо лучших результатов, когда работают в одиночку, то что можно сказать о нас, простых смертных?
Почему мы так плохо работаем вместе?
В своем шокирующем интервью журналу «Harvard Business Review» ведущий специалист по психологии трудовых коллективов Ричард Хэкман рассказывает, почему командная работа не является для нас естественным процессом.
Нет никаких сомнений, что люди, собравшиеся в команде, способны творить чудеса… Но не рассчитывайте на это. Исследования постоянно доказывают низкую эффективность совместной работы, несмотря на дополнительные ресурсы, которые получает команда.
Далее он утверждает, что многочисленные проблемы нейтрализуют преимущества командной работы, а иногда и значительно перевешивают все ее положительные стороны.
С одной стороны, команда получает множество преимуществ:
- Участники команды располагают большим количеством (и разнообразием) ресурсов, чем если бы они действовали в одиночку.
- У них более гибкие возможности использования этих ресурсов (например, если один из участников заболеет, в команде найдется, кем его заменить).
- У них есть множество возможностей для коллективного обучения (хотя бы потому, что мы часто учимся в ходе социального общения, а совместная работа над общей задачей дает прекрасную возможность научиться чему-то новому).
- В команде есть шанс возникновения «синергии» — совместного творчества, приводящего к поразительным результатам.
И все же одно исследование за другим доказывает, что фактическая производительность команды часто оказывается ниже, чем производительность сотрудников, работающих независимо друг от друга.
и почему?
В своем выступлении в исследовательском центре MIT Media Lab в 2005 году Хэкман предположил, что существуют только две основные причины неудачной командной работы:
1. Команды часто пытаются привлекать к тем видам работ, которые лучше выполняются отдельными специалистами.
Когда вы поручаете группе творческое задание, больше подходящее для выполнения в одиночку, вы по сути обрекаете эту группу на неудачу. Подумайте о таких произведениях искусства, как пьеса, опера или роман. Конечно, их можно создавать и общими усилиями, но чаще всего над ними работает только один автор.
2. Работу команды обычно организуют таким образом, что это ограничивает потенциал ее участников.
В этом, по большей части, и заключается главная проблема корпоративного управления — вместо того чтобы способствовать совместной работе, сложившиеся в организации порядки ограничивают продуктивность команды и стремление к сотрудничеству. Идет ли речь о бюрократии, слабом руководстве, ненужном соперничестве, отрицательной мотивации или межличностных конфликтах, все эти факторы значительно снижают вероятность успешной командной работы.
Так как же нам избавиться от этих удушающих порядков и создать благоприятные условия для командной работы?
Хэкман предлагает создать должные условия для оптимальной деятельности команды, и эти условия нашли отражение в его модели, включающей в себя пять факторов.
Модель Хэкмана: пять условий успешной командной работы
В 2002 году Дж. Ричард Хэкман выпустил книгу «Leading Teams: Setting the Stage for Great Performances». Хэкман и его коллеги изучали деятельность аналитических групп в разведорганах США, симфонических и камерных оркестров, бригад врачей, летных экипажей и других групп специалистов, чтобы выявить три основных атрибута, присущие всем успешным группам, а именно:
- способность удовлетворять внутренних и внешних клиентов;
- развитие возможностей для успешной работы в будущем;
- понимание смысла своей работы и чувство удовлетворенности, свойственные участникам группы.
Это исследование позволило ему выявить пять необходимых условий или, если позволите, ингредиентов, которые приводят к возникновению в команде этих трех атрибутов. Поэтому его модель стала называться пятифакторной моделью.
Эти пять факторов увеличивают эффективность командных действий и со временем повышают результативность команд, если условия по-прежнему соблюдаются. Вот эти факторы:
1. Команда должна быть реальной, а не номинальной.
У эффективной команды есть граница, четко определяющая, кто является частью команды, а кто — нет. Состав команды относительно стабилен. И участники команды выполняют общие задачи.
2. Наличие заданного направления для совместной работы.
Перед командой поставлены четкие цели, достаточно сложные и интересные, чтобы мотивировать участников к совместной деятельности. Пора ставить цели по методике SMART!
3. Организационная структура, способствующая командной работе.
Структура команды — ее стиль деятельности и то, как она организована, — должна упрощать командную работу, а не препятствовать ей. Если, например, один сотрудник вынужден утверждать результаты работы двадцати человек, значит, такая структура снижает эффективность.
4. Благоприятный контекст внутри организации.
Для эффективной работы команда должна получать от головной организации следующее:
- доступные и достаточные материальные ресурсы;
- вознаграждения, зависящие от производительности команды;
- простой доступ к необходимой для работы информации;
- обучение и технические консультации для участников команды.
5. Возможность высококачественного обучения и наставничества.
У эффективной команды всегда есть доступ к наставнику или тренеру, который помогает находить ответы на вопросы и справляться с проблемами, имеющими отношение к работе или навыкам отдельных участников. Исследование, проведенное Рут Вейджман показало, что правильно подготовленные команды извлекают больше пользы из качественного обучения. На графиках ниже видно, как мало пользы дает обучение команде, не подготовленной к успешной работе.
Готовы ли вы дать команде все необходимое?
Главный вывод состоит в следующем: если вы способны соблюсти эти пять условий, то ваша организация сможет создавать и поддерживать успешные команды и повысит их шансы превратиться со временем в высокоэффективные подразделения.
Командная работа — это то, чему надо учиться. На футбольном поле ли, в доме или в конференц-зале корпорации очень важно понимать, что командная работа не наладится сама собой, если вы не позаботитесь о соблюдении вышеуказанных условий.
Хорошая команда прокладывает путь к успеху, создает возможности для сотрудничества, получает поддержку извне и выбирает оптимальный стиль руководства. Если соблюдать эти пять условий успеха, то работая сообща, каждый достигнет большего.
Кстати, о большем…
Хэкман не единственный изучал факторы эффективности. Читайте о пяти других моделях эффективности в статье «Шесть различных моделей эффективности командной работы».
Неэффективных команд в компаниях намного больше, чем эффективных – и это парадокс. Казалось бы, все знают – эффективные команды работают намного лучше. Почему тогда их не создают? Что мешает руководству компаний вводить систему построения эффективных команд? Попробуем разобраться с этим.
Как показывают исследования, человеку свойственно упрощать поставленные задачи. Вспомните простенький эксперимент под названием «испорченный телефон». Первому человеку в группе дают достаточно сложный текст, он должен его передать человеку, сидящему рядом – и так по цепочке. На выходе всегда получается искаженное по смыслу, но более простое для понимания предложение.
Так и в компаниях. Руководство хочет простых решений сложных задач. Поэтому основное внимание уделяет техническим вопросам. Проблемы персонала всегда на последнем месте, так как они не поддаются учету, их не выразишь в процентах и цифрах, и они повторяются из года в год. С персоналом нужно постоянно работать, и это сложно понимания и быстрого решения. Работа с персоналом воспринимается, как неблагодарная, так как никогда не получишь той точки совершенства, в которой он останется.
С любого эффективного состояния персонал может перейти на неэффективное по многим причинам. И эти причины будут всегда разные. Скорее всего, поэтому руководство охотно работает с управляемыми технологическими процессами и финансовыми показателями, и неохотно вкладывается в развитие персонала. Понятно, что и построение эффективных команд подпадает под раздел работы с персоналом, поэтому в компаниях наличие неэффективных команд воспринимается, как норма.
Мы выделили пять причин, почему это происходит.
- Ожидания руководства в первую очередь связаны с отдельными управленцами, а не с командами. Руководители компаний не ожидают прорыва от команд. Они развивают, меняют, подбирают управленцев и отдельных профессионалов, но не команды. Так проще.
- HR-специалисты и руководители мало осведомлены о механизмах управления командами. Их обучают управлять отдельными сотрудниками, что, собственно, они и делают. Так принято.
- Когда в коллективах возникают конфликты, то их рассматривают на уровне отдельных сотрудников, не учитывая системного влияния компании/подразделения. Конфликты, как правило, игнорируют, подавляют, но не прорабатывают. Так быстрее.
- Большинство руководителей считают, что успех работы команды зависит только от лидера. При этом лидеров подбирают в большинстве своем из категории авторитарных и ярких, которые не могут создавать команды. Они могут только руководить путем подчинения. Так понятнее.
- В принятии решений не учитываются групповые процессы. Все идет по проторенным путям и повторяется многократно. Ошибки при принятии решений исправляются в ходе процессов, но следующие решения принимаются точно также. Так привычнее.
Все пять причин отражают часть корпоративной культуры большинства российских компаний. Именно поэтому сложно внедрять эффективные командные взаимодействия – они входят в противоречие с устоявшейся корпоративной культурой.
Для сотрудников привычно поведение, соответствующее выше перечисленным пяти пунктам. Переходя из компании в компанию они привыкают «к плохому», и считают, что так и должен строиться бизнес.
А когда сотрудник дорастает до руководителя, то начинает действовать так, как было принято в тех компаниях, в которых он работал. Основное внимание он также будет уделять технологическим процессам и финансовым показателям. А в области персонала будет искать «волшебную палочку», которая должна дать быстрый эффект. Как правило, это поиск «выдающихся руководителей», эффективной системы мотивации, быстрых результатов через стандартное обучение приводит к повторяющимся проблемам. На этом круг работы с персоналом ограничивается. А если все компании поступают одинаковым образом, то они практически не отличаются друг от друга, а, следовательно, в области персонала конкурентных преимуществ у них нет.
Как изменить положение дел? Как от привычно неэффективных команд перейти к эффективным?
В первую очередь сделать работу с персоналом приоритетной целью, включив в это направление построение эффективных команд проектов, подразделений. Поменять приоритеты в выше перечисленных пяти пунктах. В этом случае они кардинально изменятся по содержанию.
Итак, если Вы хотите, чтобы в Вашей компании работали эффективные команды, то поменяйте приоритеты и вместе с ними будут происходить улучшения в корпоративной культуре.
Ниже мы перечисляем ключевые изменения, которые приведут к появлению эффективных команд в компаниях.
- Приоритеты в области руководства в первую очередь будут связаны не с отдельными управленцами, а с командами. Руководители компаний начнут ожидать прорыва от команд и уделять внимание их созданию и поддержанию. Так сложнее, но более результативнее в итоге.
- HR-специалисты и руководители пройдут подготовку и будут хорошо осведомлены о механизмах управления командами. Они начнут обучать менеджеров управлять не отдельными сотрудниками, а командами. Так намного выгоднее, так как воздействие будет распределяться не на многих сотрудников, а на команду в целом.
- Возникающие в коллективах конфликты начнут рассматривать на уровне системного влияния компании/подразделения. Конфликты будут прорабатываться и выводиться на уровень развития командных взаимоотношений. Таким образом, повторяемость конфликтных ситуаций уменьшится.
- Успех работы команды будет зависеть не только от лидера, но и от работы всех членов коллектива. Руководителей начнут подбирать с преобладанием компетенций командного управления. Изменится стиль управления, что приведет к улучшению внутрикорпоративных коммуникаций.
- В принятии решений будут учитываться групповые процессы. Больше времени будет выделяться проработке решений, тогда меньше ошибок будет возникать на уровне внедрения. Проекты станут более предсказуемыми и успешными.
Многие руководители хотят приобрести «волшебную палочку» для управления персоналом. Для этого не нужно покупать дорогие программы обучения, проводить масштабные оценочные процедуры, внедрять дорогостоящие системы мотиваций. Нужно посмотреть на свою компанию со стороны и немного другим взглядом. Возможно, «волшебная палочка» лежала все время рядом с вами, просто вы искали ее в другом месте.
Подробнее можете узнать в нашем разделе «Тренинги командообразования»
5 причин неэффективности команд
Неэффективных команд в компаниях намного больше, чем эффективных – и это парадокс. Казалось бы, все знают – эффективные команды работают намного лучше. Почему тогда их не создают? Что мешает руководству компаний вводить систему построения эффективных команд? Попробуем разобраться с этим.
Как показывают исследования, человеку свойственно упрощать поставленные задачи. Вспомните простенький эксперимент под названием «испорченный телефон». Первому человеку в группе дают достаточно сложный текст, он должен его передать человеку, сидящему рядом – и так по цепочке. На выходе всегда получается искаженное по смыслу, но более простое для понимания предложение.
Так и в компаниях. Руководство хочет простых решений сложных задач. Поэтому основное внимание уделяет техническим вопросам. Проблемы персонала всегда на последнем месте, так как они не поддаются учету, их не выразишь в процентах и цифрах, и они повторяются из года в год. С персоналом нужно постоянно работать, и это сложно понимания и быстрого решения.
Работа с персоналом воспринимается, как неблагодарная, так как никогда не получишь той точки совершенства, в которой он останется.
5 принципов создания сильной команды / Управление персоналом 16+
С любого эффективного состояния персонал может перейти на неэффективное по многим причинам. И эти причины будут всегда разные. Скорее всего, поэтому руководство охотно работает с управляемыми технологическими процессами и финансовыми показателями, и неохотно вкладывается в развитие персонала. Понятно, что и построение эффективных команд подпадает под раздел работы с персоналом, поэтому в компаниях наличие неэффективных команд воспринимается, как норма.
Мы выделили пять причин, почему это происходит.
- Ожидания руководства в первую очередь связаны с отдельными управленцами, а не с командами. Руководители компаний не ожидают прорыва от команд. Они развивают, меняют, подбирают управленцев и отдельных профессионалов, но не команды. Так проще.
- HR-специалисты и руководители мало осведомлены о механизмах управления командами. Их обучают управлять отдельными сотрудниками, что, собственно, они и делают. Так принято.
- Когда в коллективах возникают конфликты, то их рассматривают на уровне отдельных сотрудников, не учитывая системного влияния компании/подразделения. Конфликты, как правило, игнорируют, подавляют, но не прорабатывают. Так быстрее.
- Большинство руководителей считают, что успех работы команды зависит только от лидера. При этом лидеров подбирают в большинстве своем из категории авторитарных и ярких, которые не могут создавать команды. Они могут только руководить путем подчинения. Так понятнее.
- В принятии решений не учитываются групповые процессы. Все идет по проторенным путям и повторяется многократно. Ошибки при принятии решений исправляются в ходе процессов, но следующие решения принимаются точно также. Так привычнее.
Все пять причин отражают часть корпоративной культуры большинства российских компаний. Именно поэтому сложно внедрять эффективные командные взаимодействия – они входят в противоречие с устоявшейся корпоративной культурой.
Для сотрудников привычно поведение, соответствующее выше перечисленным пяти пунктам. Переходя из компании в компанию они привыкают «к плохому», и считают, что так и должен строиться бизнес.
А когда сотрудник дорастает до руководителя, то начинает действовать так, как было принято в тех компаниях, в которых он работал. Основное внимание он также будет уделять технологическим процессам и финансовым показателям. А в области персонала будет искать «волшебную палочку», которая должна дать быстрый эффект.
Как правило, это поиск «выдающихся руководителей», эффективной системы мотивации, быстрых результатов через стандартное обучение приводит к повторяющимся проблемам. На этом круг работы с персоналом ограничивается. А если все компании поступают одинаковым образом, то они практически не отличаются друг от друга, а, следовательно, в области персонала конкурентных преимуществ у них нет.
Как изменить положение дел? Как от привычно неэффективных команд перейти к эффективным?
В первую очередь сделать работу с персоналом приоритетной целью, включив в это направление построение эффективных команд проектов, подразделений. Поменять приоритеты в выше перечисленных пяти пунктах. В этом случае они кардинально изменятся по содержанию.
Итак, если Вы хотите, чтобы в Вашей компании работали эффективные команды, то поменяйте приоритеты и вместе с ними будут происходить улучшения в корпоративной культуре.
Ниже мы перечисляем ключевые изменения, которые приведут к появлению эффективных команд в компаниях.
- Приоритеты в области руководства в первую очередь будут связаны не с отдельными управленцами, а с командами. Руководители компаний начнут ожидать прорыва от команд и уделять внимание их созданию и поддержанию. Так сложнее, но более результативнее в итоге.
- HR-специалисты и руководители пройдут подготовку и будут хорошо осведомлены о механизмах управления командами. Они начнут обучать менеджеров управлять не отдельными сотрудниками, а командами. Так намного выгоднее, так как воздействие будет распределяться не на многих сотрудников, а на команду в целом.
- Возникающие в коллективах конфликты начнут рассматривать на уровне системного влияния компании/подразделения. Конфликты будут прорабатываться и выводиться на уровень развития командных взаимоотношений. Таким образом, повторяемость конфликтных ситуаций уменьшится.
- Успех работы команды будет зависеть не только от лидера, но и от работы всех членов коллектива. Руководителей начнут подбирать с преобладанием компетенций командного управления. Изменится стиль управления, что приведет к улучшению внутрикорпоративных коммуникаций.
- В принятии решений будут учитываться групповые процессы. Больше времени будет выделяться проработке решений, тогда меньше ошибок будет возникать на уровне внедрения. Проекты станут более предсказуемыми и успешными.
Многие руководители хотят приобрести «волшебную палочку» для управления персоналом. Для этого не нужно покупать дорогие программы обучения, проводить масштабные оценочные процедуры, внедрять дорогостоящие системы мотиваций. Нужно посмотреть на свою компанию со стороны и немного другим взглядом. Возможно, «волшебная палочка» лежала все время рядом с вами, просто вы искали ее в другом месте.
Подробнее можете узнать в нашем разделе «Тренинги командообразования»
Источник: katarsis.ru
Принципы и условия формирования эффективной команды
Важные условия для формирования команды на стартовом этапе:
- • все члены группы четко представляют себе цели совместной работы;
- • умения каждого человека известны остальным, функции распределены;
- • организационное строение группы соответствует выполняемой задаче;
- • в группе задумываются над методами работы и пытаются их совершенствовать;
- • развитая самодисциплина, позволяющая хорошо использовать время и ресурсы;
- • достаточные возможности для обсуждения вопросов;
- • группа поддерживает своих членов, и формируются добрые взаимоотношения;
- • отношения в группе открытые, и она готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы.
Выделяют следующие принципы, обеспечивающие работу команды:
- • люди, выполняющие работу, являются экспертами, когда дело идет о решении проблем в тех областях, которыми они занимаются;
- • совокупный опыт и таланты людей, работающих в командах, больше, чем у любого из тех, кто работает в одиночку;
- • большинство людей сильнее заинтересованы в проекте, если они могут в какой-то мере воздействовать на решения, которые на них влияют;
- • у каждого человека есть творческий потенциал, который можно систематически использовать, привлекая его к участию в работе проблемной группы.
Проблемы формирования команды (групповые коммуникации):
- 1) размытые цели;
- 2) нескоординированная деятельность;
- 3) уныние (скепсис);
- 4) коммуникационная перегрузка;
- 5) недостаточно глубокий анализ ситуации.
Группа является эффективной при следующих условиях:
- • члены группы являются полноправными участниками групповых обсуждений и дискуссий;
- • цели группы четко распределены;
- • имеющиеся ресурсы соответствуют задачам, стоящим перед группой;
- • члены группы активно заняты поиском приемов и средств достижения целей;
- • все члены действуют как одна команда.
Команды наиболее эффективно функционируют в следующих случаях:
- 1) разработки стратегий в условиях высокой неопределенности среды;
- 2) размытости и множественности критериев отбора стратегических вариантов;
- 3) одновременной реализации нескольких стратегий;
- 4) необходимости координации сложных работ;
- 5) большого разброса во мнениях экспертов относительно оценки стратегических альтернатив;
- 6) конфликта интересов заинтересованных сторон;
- 7) высокой степени сопротивления стратегическим изменениям.
Из общих соображений ясно, что чем неопределеннее задача, тем
более эффективен командный подход, особенно в случаях, когда необходимо удовлетворить различные ожидания заинтересованных сторон. Это очевидно при принятии правительственных решений или при разработке технологической и инновационной политики, когда выбор между альтернативными вариантами развития осуществляется на основе детального изучения разнообразных данных. В подобных ситуациях не всегда бывает достаточно фактов самих по себе для определения окончательного варианта политики или стратегии инновации, поддержки и развития, поэтому при принятии решения учитываются мнения и личное видение участвующих сторон. Если экспертиза не позволяет прийти к удовлетворительному решению проблем, то компромиссы между альтернативными перспективами и законными интересами сторон могут быть найдены в результате командной работы.
Случаи, когда использование команд может быть неэффективным. Существуют условия, когда командная работа может оказаться неэффективной, в частности, следующие:
- 1) команды могут выработать всех устраивающие, а не оптимальные варианты решения проблем;
- 2) решения могут зависеть от уровня инновационности мышления членов команды;
- 3) командная работа может оказаться неприемлемой, когда требуется найти решение быстро.
Причины снижения эффективности команды определяются тем, что когда решение проблем ищется в процессе совместного обсуждения, вероятно, что будут исключаться крайние, в том числе, возможно, и оптимальные варианты решения.
Результат командной работы определяется тем, насколько команда прогрессивна сама по себе по составу, нормам и ценностным ориентациям. Команда, в которой культивируется дух изобретательства и оригинальности, стремится к новаторскому типу поведения. Основные факторы определения эффективности работы команды. Существует три основных фактора эффективной работы команды. К ним относятся:
- • удовлетворение индивидуальных потребностей членов команды;
- • успешное взаимодействие в команде;
- • решение поставленных перед командой задач.
Эти элементы взаимозависимы. Например, личное удовлетворение зависит не только от успешного решения задач, но и от качества взаимоотношений в команде, а также от социальных аспектов командной работы. Бизнесмены-одиночки, сочетающие в одном лице собственника и менеджера, лишены возможности обмена идеями со своими коллегами. Работа в одиночестве может со временем снизить производительность их труда. Эффективность команды зависит также от следующего шага, т.е. от того, что произойдет после достижения поставленных целей.
Модель внутренних элементов эффективности команды выглядит следующим образом (рис. 19.1). Рассмотренные выше три элемента представлены в виде айсбергов, большая часть которых находится под водой.
Рис. 19.1. Внутренние элементы эффективности команды
Наблюдая работу команд в организациях, можно убедиться в том, что большая часть энергии, если не вся, направляется на точное решение задачи (что необходимо получить, когда, какими бюджетными средствами и какими ресурсами). Естественно, это важно, но нельзя забывать о процессе (каким образом команда будет работать) и о том, что не исключены, как и в случаях с реальными айсбергами, кораблекрушения. Например, даже команда, достигшая своих целей, едва ли может считаться эффективной, если ее члены имеют противоречивые взгляды и разочарованы в своей организации настолько, что намерены искать другую работу. Поэтому в качестве дополнительных характеристик эффективности команды можно рассматривать степень готовности ее членов к выполнению новых задач и наличие у них желания продолжать совместную работу.
Источник: bstudy.net
Условия эффективности работы команд
Команды и группы — пересекающиеся понятия. В каких случаях целесообразно уделять более пристальное внимание процессам построения команды, а не ограничиваться выполнением работы группы?
Они наиболее эффективны в случаях:
- • разработки стратегий в условиях высокой неопределенности среды;
- • размытости и множественности критериев отбора стратегических вариантов;
- • реализации одновременно нескольких стратегий;
- • необходимости координации сложных работ;
- • большом разбросе во мнениях экспертов относительно оценки стратегических альтернатив;
- • конфликте интересов стейкхолдеров;
- • высокой степени сопротивления стратегическим изменениям.
Из общих соображений ясно, что чем неопределеннее задача, тем нужнее командный подход, особенно в случаях, когда необходимо удовлетворить различные ожидания заинтересованных сторон. Это очевидно при принятии правительственных решений или при разработке технологической и инновационной политики, когда выбор между альтернативными вариантами развития осуществляется на основе детального изучения данных. В подобных ситуациях фактов самих по себе не всегда бывает достаточно для определения окончательного варианта политики или стратегии инновации, поддержки и развития, поэтому при принятии решения учитываются мнения и личное видение участвующих сторон. Если экспертиза не позволяет прийти к удовлетворительному решению проблем, то компромиссы между альтернативными перспективами и законными интересами сторон могут быть найдены в результате командной работы.
Существуют условия, когда командная работа может оказаться неэффективной, в частности, следующие:
- • команды могут выработать всех устраивающие, а не оптимальные варианты решения проблем.
- • решения могут зависеть от уровня инновационное™ мышления членов команды;
- • командная работа может оказаться неприемлемой в случаях, когда требуется быстро найти решение.
Причины снижения эффективности команды, как отмечают американские исследователи К. Мэйби и С. Керд, определяются тем, что, когда решение проблем ищется в процессе группового обсуждения, вероятно, что будут исключаться крайние, в том числе, возможно, и оптимальные варианты решения.
Таблица 7. Варианты работы в группах и командах
Предпочтительнее работа в одиночку или в группах
Предпочтительнее работа в командах
Для решения простых задач или «головоломок»
Для решения сложных задач или «проблем»
Когда кооперация удовлетворительна
Когда для принятия решения необходим консенсус
Предпочтительнее работа в одиночку или в группах
Предпочтительнее работа в командах
Когда разнообразие мнений ограничено
Когда присутствует неопределенность и множественность вариантов решения
Когда задачу необходимо решить срочно
Когда необходима высокая самоотдача
Когда достаточно узкого диапазона компетентности
Когда требуется широкий диапазон компетентности
При наличии неустранимого конфликта интересов участников
При возможности реализации целей членов команды
Когда организация предпочитает работу с частными лицами
Когда организация предполагает использовать результаты командной работы для разработки стратегии и видения
Когда необходим оптимальный результат
Когда необходим разносторонний подход (однако при этом следует помнить о групповом мышлении)
Результат командной работы определяется тем, насколько команда прогрессивна сама по себе: по составу, нормам и ценностным ориентациям. Команда, в которой культивируется дух изобретательства и оригинальности, стремится к новаторскому типу поведения.
На выработку решения командой требуется больше времени, чем на принятие решения отдельным лицом, так как предполагаются взаимные контакты и нахождение консенсуса по принимаемому решению.
Выбор варианта работы — в командах или группах — зависит от многих внутренних и внешних факторов, суммированных в табл. 7.
Оценка эффективности команды
Очевидно, что невозможно придумать набор правил, следование которым обязательно приведет к созданию эффективной команды. Причины успехов команды гораздо сложнее, и они не могут быть сведены только к выполнению набора предписаний. Однако поскольку последствия малоэффективной работы команды могут оказаться дорогостоящими, было бы полезно па основе изучения результатов исследований, опыта и фактов рассмотреть некоторые общие направления, которые могут быть выражены в следующих вопросах:
Что понимается под эффективностью команды?
Сводится ли эффективность только к достижению поставленных целей?
Как индивидуальные вклады в работу отдельных членов команды согласуются между собой?
Как личное удовлетворение членов команды способствует ее эффективности?
Рис. 10. Внутренние элементы эффективности команды
В левой части рис. 10, впервые опубликованного в книге Дж. Адаира, посвященной вопросам лидерства, показаны основные элементы эффективной работы команды. К ним относятся:
- • удовлетворение потребностей индивидуального членства;
- • успешное взаимодействие в команде;
- • решение поставленных перед командой задач.
Эти элементы взаимозависимы, поэтому на рис. 10 они показаны взаимно перекрывающимися. Например, личное удовлетворение зависит не только от успешного решения задач, но и от качества взаимоотношений в команде, а также от социальных аспектов командной работы.
Бизнесмены-одиночки, сочетающие в одном лице собственника и менеджера, лишены возможности обмениваться идеями со своими коллегами. Работа в одиночестве может со временем снизить производительность их труда. Эффективность команды зависит также от следующего шага, т.е. от того, что произойдет после достижения поставленных целей.
Дж. Адаир предлагает образ, где рассмотренные выше три элемента представлены в виде айсбергов, большая часть которых находится под водой (правая часть рис. 10).
Наблюдая работу команд в организациях, можно убедиться в том, что большая часть энергии, если не вся, направляется на точное решение задачи (на то, что необходимо получить, когда, какими бюджетными средствами и какими ресурсами). Естественно, это важно, но нельзя забывать о процессе (каким образом команда будет работать) и о том, что не исключены, как и в случаях с реальными айсбергами, кораблекрушения. Например, даже команда, достигшая своих целей, едва ли может считаться эффективной, если ее члены имеют противоречивые взгляды и разочарованы в своей организации настолько, что намерены искать другую работу. Поэтому в качестве дополнительных характеристик эффективности команды можно рассматривать степень готовности ее членов к выполнению новых задач и наличие у них желания продолжать совместную работу.
Источник: studme.org
Эффективность работы команды
Итак, чтобы осуществить изменения в организации, можно создать команду. Чтобы создать команду, нужно знать, как ее создают и формируют. Необходимо выбрать правильный способ создания команды. Само по себе создание команды еще недостаточное условие для проведения изменений. Команда должна действовать эффективно — это залог успеха осуществления перемен, а следить за эффективностью и повышать ее — это задача менеджеров и управленцев.
Команды наиболее эффективны в случаях:
- — разработки стратегий в условиях высокой неопределенности среды;
- — размытости и множественности критериев отбора стратегических вариантов;
- — одновременной реализации нескольких стратегий;
- — необходимости координации сложных работ;
- — большого разброса во мнениях экспертов относительно оценки стратегических альтернатив;
- — конфликта интересов заинтересованных сторон;
- — высокой степени сопротивления стратегическим изменениям.
Из общих предположений ясно, что чем неопределеннее задача, тем более эффективен командный подход, особенно в случаях, когда необходимо удовлетворить разнообразные требования заинтересованных сторон. Это очевидно, например, при разработке технологической инновационной политики, когда выбор между альтернативными вариантами развития осуществляется на основе детального изучения разнообразных данных. В данном случае не всегда бывает достаточно фактов для определения окончательного варианта политики или стратегии инновации, поддержки и развития, поэтому при принятии решения учитываются мнения и личное видение участвующих сторон. Если экспертиза не позволяет прийти к необходимому решению проблем, то компромиссы между альтернативными перспективами и законными интересами сторон могут быть найдены в результате командной работы.
Условия, при которых командная работа может оказаться неэффективной, следующие:
- — команды могут выработать всех устраивающие, а не оптимальные варианты решения проблем;
- — решения могут зависеть от уровня инновационности мышления членов команды;
- — командная работа может оказаться нецелесообразной в случаях, когда ограничено время для выбора решений.
Эффективность команды — это степень, в какой команда реализует свои цели, насколько команда близка к их достижению.
Общую эффективность в организациях трудно измерить, многие руководители испытывают трудности при оценке эффективности, так как эти методы основаны на измерении таких характеристик, которые нельзя описать количественно.
Основные причины снижения эффективности команды можно определить тем, что, когда решение проблем определяется в процессе совместного обсуждения, вероятно, будут исключаться крайние, в том числе, возможно, и оптимальные варианты решения.
Результат командной работы определяется степенью прогрессивности команды по своему составу, нормам и ценностным ориентациям. Та команда, в которой приоритетным является дух изобретательства и оригинальности, стремится к новаторскому типу поведения. Новаторский тип поведения организации является важным преимуществом в конкуренции, его ресурс практически неисчерпаем. Если ценовая конкуренция сталкивается с множеством ограничений как со стороны государства, так и бизнес-ассоциаций, то возможности предложения новых продуктов и услуг, изменения их качества постоянно поддерживаются достижениями ученых, инженеров, управленцев, нестандартной мыслительной деятельностью одаренных профессионалов различных областей знания.
На выработку командного решения требуется больше времени, чем на принятие индивидуального, так как предполагаются взаимные контакты и нахождение консенсуса по принимаемому решению.
Существуют три основных фактора эффективной работы команды. К ним относятся:
- — удовлетворение индивидуальных потребностей членов команды;
- — успешное взаимодействие в команде;
- — решение поставленных перед командой задач.
Эти элементы взаимозависимы. Например, личное удовлетворение зависит не только от успешного решения задач, по и от качества взаимоотношений в команде, а также от социальных аспектов командной работы. Высокий уровень сплоченности может повысить эффективность всей организации. У высокосплоченных команд меньше проблем в общении, меньше недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия, а производительность их труда выше, чем у несплоченных групп. Однако отрицательным последствием высокой сплоченности валяется командное единомыслие.
Эффективность работы команды стратегических изменений зависит от следующих видов работы:
- — управления количественным составом команды;
- — управления функциональными обязанностями членов команды;
- — распределения функциональных и командных ролей.
Управляя этими видами командной работы, можно контролировать эффективность командной работы, повышая результативность и добиваясь успехов в реализации проектов изменений.
Из общих представлений попятно, что эффективность очень малых и очень больших команд будет меньше, чем при достижении некоторого оптимума численности, хотя стремление как к уменьшению количества членов команды, так и к его увеличению оправданно. В первом случае увеличивается скорость вну- трикомаидиой коммуникации и, следовательно, скорость выполнения задания. Во втором — включение в команду большего числа специалистов обеспечит рост качества выполнения задачи. Целесообразно было бы иметь команду как можно меньше по численности, по достаточную для того, чтобы компетентность ее членов отвечала требованиям поставленной задачи.
Эффсктивностьработыкомандывзначительнойстепени определяется личными качествами ее членов и взаимоотношениями между ними. Каждый должен быть готов направить все свои способности, опыт и знания на решение командной задачи.
Уровень компетентности, включающий в себя знания, понимание, навыки и личные качества, которыми должны обладать члены команды, определяется задачами и методами достижения цели.
Необходимо как можно чаще выполнять оценку соотношения между результатами работы команды и требованиями к уровню компетентности, чтобы вовремя обнаружить возможные проблемы и выполнить необходимые перестановки, организовать обучение и т. д.
Эффективную команду можно также охарактеризовать общепринятыми критериями эффективности любой организационной структуры, однако есть специфические черты, присущие только команде. Различают эффективность с позиций профессиональной деятельности по проекту и организационно-психологического климата деятельности.
В профессиональном отношении эффективность — это прежде всего нацеленность всей команды на конечный результат, инициатива и творческий подход к решению задач. Высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения, активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем дополняют ее характеристику.
С позиций организационно-психологического климата эффективной можно назвать такую команду, в которой:
- — неформальная атмосфера;
- — задача хорошо понята и принимается;
- — ее члены прислушиваются друг к другу;
- — обсуждают задачи, в которых участвуют все члены;
- — ее члены выражают как свои идеи, так и чувства;
- — конфликты и разногласия присутствуют, но выражаются и центрируются вокруг идей и методов, а не личностей;
- — ее члены осознают, что делают, решение основывается на согласии, а не на голосовании большинства.
При соблюдении таких условий команда не только успешно выполняет свою миссию, но и удовлетворяет личные и межличностные потребности своих членов.
Модель процесса формирования команд (рис. 21) включает описание характеристик задачи, рабочей структуры, индивидуальных характеристик, командных характеристик, командных процессов, процессов формирования команд, изменений в команде, командной деятельности, индивидуальных изменений.
Непосредственный результат на выходе — реализованный проект с запланированными характеристиками как показатель командной деятельности. Существуют также и другие внутрико- мандные результаты, к которым могут быть отнесены командные изменения (например, появление новых норм) и индивидуальные изменения (например, приобретение новых знаний, умений, навыков), которые в свою очередь могут влиять на улучшение командной деятельности.
Источник: studref.com
Командная работа: слагаемые успеха
От автора: опубликовано на Дружный и хорошо работающий коллектив – мечта любого руководителя, поскольку организация командной работы занимает большой процент его времени. Однако зачастую это не спасает компанию от напряженности, конфликтов и, как результат, снижения качества труда.
Главный критерий организации успешной командной работы – это, безусловно, качественное решение трудовых задач. Эффективность любой деятельности оценивается по следующей формуле: продуктивность * качество * затраты ресурсов * надежность. Считается, что командная работа является более эффективной, нежели работа в одиночку. Однако при этом она вызывает гораздо больше негатива и опасений. Этот феномен связан не с недостатками командной работы как таковой, а с неумением ее организовать. Поэтому в данной статье мы попытались собрать наиболее интересную и важную информацию, раскрывающую принципы успешной командной работы. [/url]
Что такое команда?
- 1Адаптация – происходит взаимное информирование и анализ задач. Люди осторожно общаются друг с другом, образуются пары и тройки. Они как будто бы проверяют друг друга и вырабатывают нормы и принципы взаимоприемлемого поведения, следствием чего является некоторая настороженность в коллективе. Эффективность командной работы на данном этапе низкая.
- 2Группирование – создаются небольшие подгруппы по симпатиям и интересам. Выявляются несовпадения личной мотивации и целей командной работы. Члены команды могут противодействовать требованиям задачи – таким образом определяется уровень дозволенной эмоциональной экспрессии. Например, секретарь швыряет бумаги и смотрит, как на это отреагируют.
- 3Кооперация – члены команды осознают свое желание работать над решением задачи. Это открытое и конструктивное общение впервые возникает вместе с местоимением «мы».
- 4Нормирование деятельности – разрабатываются нормы и принципы взаимодействия в команде. Возникает ощущение доверия, межличностное общение находится на высшем уровне.
- 5Функционирование – это стадия принятия решений для конструктивного решения задач. У каждого появляется своя роль. Команда открыто проявляет и разрешает конфликты. Теперь уже можно говорить об истинной команде, имеющей единые для всех членов коллектива цели, совместную деятельность по достижению этих целей, наличие хорошей и адекватной организационной структуры, хороший психологический климат. Организация эффективной командной работы на этом этапе может считаться успешно завершенной.
Психологи описывают ряд феноменов, возникающих в группе и имеющих отношение к эффективности командной работы:
- эффект объема – результаты деятельности зависят от численности группы (эффективность очень маленькой или очень большой группы будет наименьшей).
- эффект качественного состава группы – результаты командной работы зависят от однородности-разнородности состава (лучше всех сработается группа, члены которой разного пола и возраста, но практически одинаковы по социальным характеристикам).
- конформизм – поведение или убеждения членов группы изменяются в результате реального или воображаемого давления группы. Роль общественного мнения весьма высока для каждого члена команды, и каждый уважает принципы, выработанные общими усилиями.
- деиндивидуализация – утрата самосознания и боязнь оценки в ситуациях анонимности, которые не концентрируют внимание на конкретном человеке.
- феномен сдвига риска – группа принимает или наиболее, или наименее рискованное решение, нежели принимали бы по отдельности ее члены.
- «огруппление» мышления – все члены группы заняты исключительно поиском устраивающего всех решения и отбрасывают достаточно реалистичные варианты.
- социальная леность – если ответственность делится на членов группы, то все начинают работать «спустя рукава».
Можно говорить о некоторых признаках организации хорошей команды. В ней участники считают себя частью рабочей группы. Соблюдается баланс между эффективной командной работой и сотрудничеством. Члены группы чувствуют себя компетентными, выполняют задания самостоятельно и несут ответственность за их выполнение.
Между ними идет непрерывная дискуссия для улучшения сотрудничества и повышения эффективности командной работы. Каждый человек свободно предлагает свои идеи и критикует других.
Члены команды знают о заданиях друг друга и имеют представление о талантах и способностях каждого, что означает интерес и уважение друг к другу. В воздухе царит атмосфера открытой и конструктивной коммуникации, все идут на открытый диалог. Информация постоянно, быстро и целенаправленно передается друг другу. Имеют место открытость внешнему миру и организация конструктивного сотрудничества с другими командами.
Кто ты – вдохновитель или критик?
В хорошей команде каждый ее член ощущает соответствие между тем, что он дал группе и тем, что он от нее получил. Это достигается за счет того, что каждый человек занимает свое оптимальное место в команде. Выполняя свою функцию на этом месте, он ощущает баланс между тем, что он может, и тем, что он хочет.
Исследования доказали, что для организации наиболее эффективной командной работы в группе должны присутствовать девять ролей. Их не обязательно должны играть девять человек – некоторые члены команды могут совмещать выполнение определенных функций, играя не одну роль, а две или больше. Вот эти роли:
- 1 «Рабочая пчелка» Это дисциплинированный и очень надежный человек. Он добросовестен в межличностных обязательствах благодаря постоянному внутреннему контролю. Он практичен, доверчив и терпим по отношению к коллегам, консервативен и внутренне бесконфликтен. Работает на команду, не сосредотачиваясь на своих целях. Действует по принципу: «работа – это моральный долг». Именно «рабочие пчелки» превращают принятые решения и стратегии командной работы в конкретные задачи – сортируют цели и выстраивают логику их достижения. Но принципы организации эффективной командной работы таковы, что команды, состоящие целиком из «рабочих пчелок» (даже если у них очень высокий уровень интеллекта) не добиваются результатов выше средних, т.к. у них нет ценных идей и они не обладают гибкостью – попадают в тупик при необходимости изменений.
- 2 «Руководитель» Это эмоционально устойчивый, спокойный и уверенный в себе человек. Для него характерна организация разработки стратегического видения, интегрирует и координирует усилия команды по достижению целей. Способен найти для каждого соответствующую роль в команде. Он может без предубеждения выслушать, рассмотреть и оценить достоинства всех предложений, в результате чего формируется мнение всей группы. Вместо творческого мышления у него сильный характер. Он сильно мотивирован на достижение результата, имеет средний уровень интеллекта (116-132), т.к. люди, обладающие слишком высоким интеллектом, уходят в излишнюю рефлексию. Хорошо видит сильные и слабые стороны остальных, хороший коммуникатор, умеет слушать. В качестве его недостатков можно отметить то, что он склонен попадать под влияние других людей или может быть негибким в оценках. Он не умеет заражать энтузиазмом и эффективно руководит лишь в стабильных условиях.
- 3 «Мотиватор» Это очень энергичный, «бегающий вприпрыжку» человек. Он не очень ладит с руководителями, и когда ему становится скучно, его «съедает начальник». Он беспокоен, склонен к доминированию, динамичен, обладает напором и смелостью для преодоления препятствий (они его тонизируют). Для него жизнь – это вызов.Если руководитель – социальный лидер командной работы, то «мотиватор» – лидер целевой, отвечающий за отдельный проект. Он быстро усваивает информацию, лишен застенчивости и робости, склонен к разочарованиям. В качестве недостатков можно отметить его раздражительность, нетерпеливость, склонность к недовольству.
- 4 «Генератор идей» Это креативный, одаренный богатым воображением, способный решать сложные задачи творческий человек. Его больше волнует образ целиком, нежели его детали. Ему подвластна организация разработки новых проектов, но вот пути реализации этих проектов будут разрабатывать другие. Такие люди доверчивы и незащищены от нападок социума. Они могут совершать глупые ошибки, поскольку много времени уделяют творческой энергии, идеям, но не учитывают потребности группы или вообще не способствуют достижению целей команды. Ему требуется поддержка руководства. Если «генератора идей» критикуют, он может вообще отказаться от сотрудничества. В этом и есть его недостаток – организация эффективного сотрудничества не слишком его заботит.
- 5 «Снабженец» Это исследователь ресурсов, экстраверт, полный энтузиазма. Он коммуникабелен, хорошо развивает контакты и использует других людей в своих интересах, умело направляет деловой разговор к полезному для себя завершению. Он уходит из группы и приносит информацию, идеи, материалы, нужные для группы. Его недостатки: в одиночной работе он неэффективен, ему нужен восторг окружающих. Может тратить время на дела, не относящиеся к цели. Он не трудоспособен в монотонных и однообразных ситуациях. Именно поэтому он часто ссорится с «рабочими пчелками». Он предохраняет командную работу от застоя и дает группе ощущение реальности.
- 6 «Критик» Это человек, который осуществляет мониторинг и анализ происходящего. Для него важнее правильная организация труда, важнее задача, чем люди. Он очень рассудителен и разумен, хорошо прогнозирует ситуацию. Его критика не обижает людей, поскольку строится по принципу «ничего личного». Это человек стратегически мыслящий и проницательный, он рассматривает все варианты и делает безошибочные выводы. Его основная функция – это оценка идей. Он способен обосновать свою позицию и видит сильные и слабые стороны любого проекта.
- 7 «Аналитик» Учитывает все факторы и ведет команду к принятию правильного решения. Его недостатки состоят в том, что он мало внимания уделяет людям и не способен мотивировать, в нем отсутствуют теплота и сердечность. Из-за повышенного внимания к деталям он может утратить стратегическую цель. «Аналитики» не проявляют себя ярко, поэтому их не стоит собирать вместе. Лучше всего они взаимодействуют с «руководителем», с «мотиватором» и с «генератором идей», поэтому организация их работы должна идти именно в этом направлении.
- 8 «Вдохновитель» Это человек-«душа компании», командный игрок. Отзывчивый, спокойный, восприимчивый, дипломатичный, способен выслушать другого. Он предотвращает трения, регулирует конфликты, успокаивает – в общем, обеспечивает хорошее моральное состояние команды. Он способен оказать деликатное воздействие на конфликтующих, найти точки соприкосновения для спорящих, дать команде дополнительные силы в период кризиса. Всем членам команды легко с ним взаимодействовать, т.к. сами «вдохновители» любые проблемы относят к издержкам работы. В качестве недостатков можно отметить то, что «вдохновители» нерешительны, плохо способны к действиям и подвержены влиянию других людей. Для них задача – ничто, главное – команда. Не способны руководить, лучше всего работают с мотиватором.
- 9 «Контролер» Это доводчик, «завершитель» проектов. Он организован, добросовестен, дисциплинирован, переживает за результат. Умеет доводить любое дело до полного завершения. «Контролер» способен к напряженной эффективной работе в течение длительного периода. Плохо, если его деятельность сопровождается перфекционизмом – тогда завершение может надолго откладываться. «Контролер» может быть придирчивым по отношению к другим. Он неохотно делегирует полномочия. Хорошо работает со «снабженцами», «генераторами идей» и «мотиваторами» – те предлагают идеи, а контролеры воплощают их в жизнь. Пользуются уважением у «рабочих пчелок». Хуже всего взаимодействуют с «аналитиками».
- 10 «Специалист» Это член команды, обладающий редкими знаниями и навыками. Эксперт в какой-либо узкой профессиональной области. Нужен команде при решении очень специализированной задачи. Другими воспринимается критично, т.к. кажется занудой. Организация труда этого человека характерна тем, что он может увлекаться мелкими деталями в ущерб главной цели.
Все это не значит, что в команде обязательно должны быть представлены все девять человек. Но в зависимости от решаемой задачи нужен определенный набор ролей, который позволит избежать конкуренции между схожими ролями и добиться результата с минимальными затратами.
Как заставить команду работать эффективно?
Добиться высоких показателей качества деятельности сложно даже от одного человека. Но что делать, если в твоем подчинении целая команда и от вас зависит эффективная организация ее труда? Существует ряд ошибок, которые снижают эффективность деятельности команды:
- Несоответствие руководителя, команды и типа решаемой задачи.
- Неудачный подбор работников в команду.
- Плохой социально-психологический климат.
- Отсутствие четкой цели или критериев ее достижения
- Низкая результативность командной работы
Эти ошибки являются наиболее распространенными, но их можно избежать. Мотивация работы практически любого человека складывается из трех составляющих: оплата, интерес и социальная значимость. И если первые два элемента у всех на слуху, то про последний зачастую забывают. Но это неправильно – члены команды должны быть убеждены, что выполняют важный проект, реализация которого принесет компании существенную пользу. Это должно неоднократно оговариваться и показываться на встречах менеджмента и коллектива.
И все-таки основа любой команды – это люди. С одной стороны, они должны обладать довольно-таки обширными дополнительными знаниями и навыками, необходимыми для реализации поставленной цели. А с другой – они должны быть легкообучаемыми, поскольку командная работа сама по себе представляет образовательный процесс, в ходе которого квалификация работника возрастает.
Особую роль среди работников играет руководитель команды. Грамотный руководитель, помимо управления, планирования и контроля, должен организовать и мотивировать трудовой коллектив для совместной деятельности, а также развивать в нем самоуправление. Из-за особенностей человеческого фактора это зачастую бывает сложнее, чем выполнение других его обязанностей: машина работает столько, на сколько запрограммирована, а человек – всегда по-разному.
Самый главный критерий при выборе руководителя – его четкое представление об организации работы команды. Основной механизм влияния – негативная и позитивная обратная связь. Кроме того, он представляет команду во взаимодействии с окружающими и устраняет внешние препятствия. Хорошим руководителем можно считать того, чья работа как члена команды не является очевидной для других участников.
Как уже было сказано выше, на начальных этапах формирования команды психологический климат внутри нее отличается повышенной конфликтогенностью. Высшему руководству необходимо это учитывать и лояльно относиться к коллективу в подобный кризисный период. Уменьшить количество столкновений можно при помощи тренингов, мозговых штурмов и работы над интересными проектами, в ходе которых команда почувствует себя единым целым.
Для того, чтобы уменьшить количество конфликтов команде необходимы четкие правила и принципы работы. Причем эти конвенции должны быть сформулированы и приняты самой командой изнутри. Нарушение этих правил должно наказываться, а не «спускаться на тормозах».
Как правило, коллектив впервые чувствует себя командой лишь тогда, когда командная работа приносит первый успех. Поэтому наиболее оптимальной первой целью для команды будет цель сложная, но достижимая за сравнительно небольшой промежуток времени. Это существенно поднимет командный дух.
Бывает так, что команда, чрезмерно погрузившись в работу над проектом, утрачивает связь с реальностью, что может негативно сказаться на эффективности ее деятельности. Для того, чтобы этого не происходило руководитель должен организовать приток внешней информации к команде и от нее. Это поможет ее участникам оставаться в тонусе.
Как уже было написано выше, особую роль играет организация группового взаимодействия в командной работе. Для интенсивного личного контакта между участниками коллектива необходимы время и место, где команда могла бы спокойно работать и общаться. Также полезны будут встречи и в нерабочее время – особенно в ситуации кризиса.
Таким образом, для поддержания эффективной командной работы необходимо следующее: определения требований к руководителю коллектива и его поиск на основе этих требований, знание и учет принципов формирования высокоэффективной команды, понимание стадий развития коллектива и учета ограничений командной работы.
Учесть все тонкости зачастую бывает невозможно. В любой командной работе присутствуют слабые места, и только у успешной команды эти слабые места компенсируются сильными сторонами. В любом случае, работа в команде – это риск. Но кто не рискует, тот не пьет шампанского и не достигает высочайших вершин.
Источник: www.b17.ru