navigation_adaptive
page
1149
h-display—flex h-display—flex-row custom-h-display—flex—align-stretch
-
Главная
-
О компании
-
Аэрофлот сегодня
text—title-h1 h-color—white h-mt—24
h1
История компании
История компании
Услуги
blue
2020-2029 год
/media/page_icons/license_DZzsc3M_xTjyJ4H_lPKpJ42.svg
//www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/aeroflot_history/2020-2029
blue
2010-2019 год
/media/page_icons/license_DZzsc3M_Abo9cBH.svg
//www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/aeroflot_history/2010_2019
blue
2000-2009 год
/media/page_icons/license_DZzsc3M_8aUIdxR.svg
//www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/aeroflot_history/2000_2009
blue
1990-1999 год
/media/page_icons/license_DZzsc3M_9hQfVW3.svg
//www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/aeroflot_history/1990_1999
blue
1980-1989 год
/media/page_icons/license_DZzsc3M_UdYnlmQ.svg
//www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/aeroflot_history/1980_1989
blue
1970-1979 год
/media/page_icons/license_DZzsc3M_EKByUYq.svg
//www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/aeroflot_history/1970_1979
blue
1960-1969 год
/media/page_icons/license_DZzsc3M_hQivTuO.svg
//www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/aeroflot_history/1960_1969
blue
1950-1959 год
/media/page_icons/license_DZzsc3M_WNYEqZG.svg
//www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/aeroflot_history/1950_1959
blue
1940-1949 год
/media/page_icons/license_DZzsc3M_ydVdTVc.svg
//www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/aeroflot_history/1940_1949
blue
1923-1939 год
/media/page_icons/license_DZzsc3M_5areAkK.svg
//www.aeroflot.ru/ru-ru/about/aeroflot_today/aeroflot_history/1923_1939
Крупнейшему российскому авиаперевозчику – ОАО «Аэрофлот» – 17 марта исполняется 90 лет. Компания была основана в СССР 17 марта 1923г. Именно тогда появился «Добролет» – «Российское общество добровольного воздушного флота», первый парк которого состоял из самолетов, производимых лидером авиастроения тех лет, нидерландской компанией Fokker.
«Добролет» являлся акционерным обществом. На средства, зарабатываемые от продажи акций, начиналось массовое производство советских пассажирских самолетов. В результате с 1935г. до начала 90-х годов «Аэрофлот» использовал лайнеры исключительно отечественного производства.
25 февраля 1932г. на базе «Добролета» и АО «Укрвоздухпуть» было образовано главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное наименование всей гражданской авиации страны – «Аэрофлот». Через 15 лет после основания «Аэрофлот» стал крупнейшей в мире авиакомпанией и оставался таковой до 1991г. Других перевозчиков в СССР просто не существовало. В 1976г. «Аэрофлот» стал первой авиакомпанией в мире, которая за год перевезла более 100 млн пассажиров.
Кроме пассажирских перевозок, «Аэрофлот» выполнял в СССР и все иные виды авиационных работ. В состав «Аэрофлота» входила сельскохозяйственная авиация страны, осуществлялись уникальные перевозки сверхтяжелых грузов для советской космической программы, обслуживание нефтяных и газовых морских платформ, транспортировка военных грузов и личного состава вооружённых сил, исследования атмосферы, воздушное патрулирование отдаленных областей и другие авиационные работы. Помимо пассажирских лайнеров, авиакомпания эксплуатировала сотни вертолетов и грузовых самолетов. Самолеты «Аэрофлота» перевозили высшее партийное руководство СССР, в том числе генеральных секретарей ЦК КПСС.
В 1989г. «Аэрофлот» вступил в IATA – Международную ассоциацию воздушного транспорта.
В 1991г., после распада Советского Союза, в бывших союзных республиках и регионах России были созданы собственные авиакомпании. Нынешняя компания «Аэрофлот» стала правопреемником наименования «Аэрофлот» и торговой марки международного перевозчика бывшего СССР. В июне того же года было создано Производственно-коммерческое объединение «Аэрофлот — советские авиалинии»
28 июля 1992г. постановлением правительства РФ «О мерах по организации международных воздушных сообщений РФ» создано АО «Аэрофлот – российские международные авиалинии» (с 2000г. – «Аэрофлот – российские авиалинии»). В 1994г. «Аэрофлот» был зарегистрирован в качестве открытого акционерного общества, сохранив за собой юридические права на торговую марку, которая входит в число наиболее известных в мире российских брендов.14 апреля 2006г. «Аэрофлот» официально стал десятым членом глобального авиационного альянса SkyTeam. 6 мая того же года получил от Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) сертификат оператора IOSA, став первой российской авиакомпанией, прошедшей аудит эксплуатационной безопасности (IATA Operational Safety Audit). В 2009г. компания первой в России успешно завершила процедуру аудита на соответствие стандартам ISAGO (IATA Safety Audit for Ground Operations) — аудит по безопасности наземного обслуживания
«Аэрофлот» сегодня
«Аэрофлот» базируется в аэропорту Шереметьево. В расписании «зима 2012/2013» авиакомпания имеет собственные регулярные рейсы в 118 аэропортов 51 страны мира (в России – 31 пункт). В России перевозчик имеет три филиала – в Санкт-Петербурге, Калининграде и Владивостоке.
«Аэрофлот» располагает крупнейшим в Европе центром управления полетами. В 2011г. компания открыла собственную авиашколу с запланированным выпуском 160 пилотов (80 экипажей) в год. Предусмотрена также подготовка кадров по 120 авиационным специальностям.
Сейчас в компании трудятся более 16 тыс. человек, из них примерно 1800 – летный персонал. По данным ВЦИОМ, компания входит в топ-10 самых привлекательных российских работодателей.
Парк воздушных судов «Аэрофлота» состоит из 130 лайнеров. По состоянию на конец февраля флот включает 44 самолета Airbus A320 (плюс 36 самолетов – представителей этого семейства моделей A319 и A321), 22 лайнера A330, 10 самолетов Sukhoi SuperJet 100, 7 лайнеров Boeing B767-36 NER, 2 самолета Boeing B777-300ER, 6 отечественных Ил-76 и 3 грузовых MD11F.
По данным интернет-ресурса Skyscanner, «Аэрофлот» входит в топ-5 авиакомпаний Европы по качеству питания на борту. Компания также вошла в десятку лучших транспортных и туристических компаний мира в рейтинге The Boston Consulting Group. За период с 2010 по 2013 годы авиаперевозчик получил около 70 отраслевых наград и международных премий. Среди них «Выбор читателей Condé Nast Traveller» в качестве лучшей российской авиакомпании. Это признанный во всем мире туристический «Оскар».
Разработана новая стратегия группы «Аэрофлот»: уже к 2025г. компания восстановит мощь до значений, сравнимых с уровнем прежнего, советского Аэрофлота и станет одним из ключевых игроков на глобальном рынке гражданских авиаперевозок; совокупные ежегодные перевозки, осуществляемые Группой, должны превысить 70 миллионов пассажиров.
В течение 2012г. «Аэрофлот» перевез 17 млн 656 тыс. пассажиров, увеличив этот показатель на 24,6% по сравнению с предыдущим годом, а совокупный пассажиропоток группы компаний «Аэрофлот» достиг 27,5 млн пассажиров.
Чистая прибыль группы компаний «Аэрофлот» по итогам 9 месяцев 2012г. по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) составила 296,2 млн долл. Выручка увеличилась на 54%, превысив 6 млрд долларов США. Стоимость бренда «Аэрофлота» составляет на данный момент 1,3 млрд долл. По этой оценке компания занимает 18 место в мире.
Учредитель – правительство РФ – владеет 51% акций «Аэрофлота». 49% принадлежат юридическим и физическим лицам, в том числе сотрудникам компании. «Аэрофлот – ведущий в отрасли налогоплательщик и работодатель» (в настоящее время – более 16 тыс. рабочих мест в России и за границей). Генеральный директор авиакомпании с 10 апреля 2009г. – Виталий Савельев.
В 2009г. «Аэрофлот» стал победителем конкурса на звание генерального партнера зимних Олимпийских игр в Сочи 2014г. в категории «Пассажирские авиаперевозки». Соответствующее соглашение подписано с Оргкомитетом «Сочи 2014». Компания также является официальным партнером и авиаперевозчиком Всемирной летней Универсиады 2013г. в Казани. Кроме того, «Аэрофлот» – генеральный спонсор футбольного клуба ЦСКА.
Версия 2023.1 Beta
© 2023 МИА «Россия сегодня»
Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года.
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Правила использования материалов
Политика конфиденциальности
Главный редактор: Гаврилова А.В.
Адрес электронной почты Редакции:
internet-group@ria.ru
По вопросам размещения пресс-релизов и рекламы: sales@ria.ru
Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601
Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь
формой обратной связи.
Все началось с акционерного общества «Добролет», созданного 17 марта 1923 года. Через 7 лет, в марте 1930 года, появилось знакомое всем имя – «Аэрофлот», уже у госпредприятия. Сегодня авиаперевозчик вновь является публичной акционерной компанией с контрольным пакетом у государства.
Столетие назад все было впервые. В июле 1923 года запущена первая регулярная авиалиния, связавшая Москву с Нижним Новгородом. Через 3 года открыто международное авиасообщение: из Бурятии в столицу Монголии. А спустя 6 лет у «Добролета» было девять авиамаршрутов.
Библио-Глобус показал турагентам уровень
Туроператор провел workshop о Египте по-новому
Библио-Глобус снова всех удивил. 15 марта компания провела workshop по Египту для 400 лучших турагентов, выбрав для этого самую высокую в Европе event-площадку – 90Floor на 90-м этаже башни «Федерация» в Сити. Не каждый туроператор может позволить себе такой уровень, поэтому разговоры о том, какое интересное мероприятие организовал Библио-Глобус, не стихают второй день.
С появлением новых самолетов все стало ближе: если в 1946 году самолет из Москвы до Хабаровска летел двое суток с несколькими остановками, то спустя 15 лет – уже менее 9 часов.
Любопытно, что первая стюардесса в «Аэрофлоте» по штатному расписанию числилась кладовщицей. В ее обязанности входила покупка продуктов, приготовление бутербродов и уборка салона. Новшество случилось в далеком 1939 году.
Несмотря на распад СССР, в начале 1990-х самолеты «Аэрофлота» все еще летали на 5 континентов. Международная сеть включала 105 стран мира и более 180 авиамаршрутов, а внутренние авиалинии связывали тысячи населенных пунктов. Затем авиакомпания была разделена на несколько самостоятельных коммерческих структур.
В новой России «Аэрофлот» попал в конкурентную среду. Но компания развивалась, став одним из самых узнаваемых перевозчиков мира.
Много лет подряд «Аэрофлот» занимал топовые места в различных рейтингах и собирал престижные международные награды. Среди них «пять звёзд» APEX в номинации «Глобальная авиакомпания» и премии в категории «Лучшая авиакомпания Восточной Европы».
В результате пандемии COVID-19 «Аэрофлот» потерял значительную часть международных маршрутов из-за карантинов и прочих ограничений. А в 2022 году восстановлению авиаотрасли и позиций российской авиакомпании помешали санкции, приведшие к закрытию воздушного пространства в Европе и сокращению авиапарка.
Тем не менее сейчас «Аэрофлот» выполняет регулярные рейсы более чем в 90 аэропортов, в том числе в расписании 25 зарубежных маршрутов. Из столичного Шереметьево лайнеры компании летят в Южно-Сахалинск и Горно-Алтайск, Новый Уренгой и Мурманск, Астрахань и Махачкалу и десятки других регионов. Кроме того, самолеты нацперевозчика доставляют на отдых в курортный Сочи жителей 11 российских городов, а в Минеральные Воды – из 6.
Большую часть своей истории «Аэрофлот» перевозил пассажиров на самолетах семейств Ил, Ан, Ту, Як. Первый Airbus вышел на линию в 1992 году, а следом за ним в авиапарке появился и Boeing. На начало марта 2023-го компания эксплуатировала 180 воздушных судов иностранного и отечественного производства.
В планах «Аэрофлота» закупить 339 новых самолетов МС-21, SSJ 100, Ту-214 к 2030 году. Кроме того, в группу компаний «Аэрофлот» входят дочерние а/к «Россия» и «Победа», обладающие своими парками самолетов.
Специально к столетнему юбилею «Аэрофлот» анонсировал 7 ретрорейсов. Перевозчик гарантировал, что пассажиры смогут окунуться в атмосферу 70–80-х годов прошлого века в таких деталях, как сервис и стилевые решения. Объявлен и первый маршрут: Москва – Сочи – Москва с вылетом уже 20 марта – SU1124 и SU1125.
С праздником, «Аэрофлот»!
«Аэрофлот — российские авиалинии» | |||
|
|||
Дата основания |
9 февраля 1923 |
||
---|---|---|---|
Порт приписки |
Шереметьево |
||
Девиз |
«Искренне ваш, Аэрофлот» |
||
Основные пункты назначения |
Санкт-Петербург |
||
Альянс |
SkyTeam Alliance |
||
Размер флота |
125 (193 заказан) (26-й) |
||
Количество пунктов назначения |
115 |
||
Штаб-квартира |
|
||
Руководитель |
Виталий Савельев (генеральный директор) |
||
Сайт: aeroflot.ru |
ОАО «Аэрофло́т — росси́йские авиали́нии» — российская авиакомпания. Штаб-квартира — в Москве.
Основана 9 февраля 1923 года постановлением Совета труда и обороны РСФСР «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота». Название «Аэрофлот» было закреплено за гражданской авиацией СССР 25 февраля 1932 года, после объединения РО ДВФ «Добролет» с АО «Укрвоздухпуть».
«Аэрофлот» — член Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА).
Базовый аэропорт авиакомпании — московский аэропорт Шереметьево (терминалы D, E, F).
Содержание
- 1 История
- 1.1 Советский период
- 1.2 90-е годы
- 1.2.1 «Дело „Аэрофлота“»
- 1.3 В 2000-х годах
- 2 Собственники и руководство
- 3 Дочерние авиакомпании
- 4 Флот
- 5 История флота
- 6 Деятельность
- 6.1 Маршрутная сеть
- 6.2 Бортовое издание
- 6.3 Бонусная программа
- 6.4 Показатели деятельности
- 6.4.1 Финансовые показатели
- 6.4.2 «Пролётные» платежи
- 6.5 Авиационные происшествия
- 6.5.1 Судебные иски и возмещение ущерба
- 7 Прочие факты
- 8 Примечания
- 9 Ссылки
- 10 Литература
История
Советский период
Плакат, призывающий граждан скупать акции «Добролёта»
Карта главных терминалов аэропорта Пулково показывающая ранние главные маршруты Аэрофлота
Вскоре после окончания Гражданской войны в европейской части России в 1921 году новое Советское правительство приняло постановление «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота». 1 мая 1922 года открылись полёты по первой международной авиалинии Москва—Кёнигсберг—Берлин. 15 июля 1923 года открылась первая регулярная внутренняя линия Москва—Нижний Новгород[1].
17 марта 1923 было создано Российское общество Добровольного воздушного флота — «Добролёт» для внутренних и международных перевозок пассажиров, почты и других работ. Парк первых самолётов состоял из немецких «Фоккеров». «Добролёт» являлся акционерным обществом. На средства, зарабатываемые от продажи акций, начиналось массовое производство пассажирских самолётов в СССР. Начиная с 1935 и до начала 1990-х Аэрофлот эксплуатировал воздушные лайнеры исключительно отечественного производства.
25 февраля 1932 года на базе «Добролёта» и АО «Укрвоздухпуть» было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращённое наименование гражданской авиации страны — «Аэрофлот»[2]. Через 15 лет после основания «Аэрофлот» стал крупнейшей в мире авиакомпанией и оставался таковой до 1991.
Для советского человека слова «авиация» и «Аэрофлот» были по сути равнозначными, так как никаких других авиаперевозчиков в стране не существовало.
В январе 1971 года на базе Транспортного управления международных воздушных линий было организовано Центральное управление международных воздушных сообщений Аэрофлота (ЦУМВС), ставшее единственным в отрасли предприятием, выполнявшим международные рейсы под названием «Аэрофлот — советские авиалинии». В 1976 Аэрофлот стал первой авиакомпанией в мире, которая за год перевезла более 100 миллионов пассажиров. В основном Аэрофлот выполнял рейсы по Советскому Союзу, но маршрутная сеть компании охватывала 5 из 6 континентов: Европу, Азию, Африку, Северную и Южную Америку. С 1970-х многие трансатлантические рейсы Аэрофлота выполнялись через аэропорт Шеннона в Ирландии, так как это был единственный в Западной Европе аэропорт, способный обслуживать советские дальнемагистральные самолёты и не находившийся на территории НАТО. В 1989 Аэрофлот вступил в IATA.
Кроме пассажирских перевозок «Аэрофлот» выполнял в СССР и все иные виды авиационных работ. В состав «Аэрофлота» входила сельскохозяйственная авиация страны, осуществлялись уникальные перевозки сверхтяжёлых грузов для советской космической программы, обслуживание нефтяных и газовых морских платформ, исследование природных ресурсов, транспортировка военных грузов и личного состава вооружённых сил, исследования атмосферы, воздушное патрулирование отдалённых областей и другие авиационные работы. Помимо пассажирских лайнеров авиакомпания эксплуатировала сотни вертолётов и грузовых самолётов. Самолёты Аэрофлота перевозили высшее партийное руководство СССР, в том числе и Генерального секретаря.
15 сентября 1983 специальным указом Рональда Рейгана Аэрофлоту было запрещено выполнять рейсы в/из США. Это было связано с произошедшим двумя неделями ранее инцидентом, когда над территорией СССР был сбит корейский «Боинг». Запрет оставался в силе до апреля 1986 года.
90-е годы
В начале 1990-х годов Аэрофлот был снова реструктуризован, при этом большую автономию получили отдельные авиаотряды. Это обстоятельство и распад Советского Союза привели к тому, что в 1992 году крупнейшая в мире (и в истории) авиакомпания, к концу 1980-х годов перевозившая до 130 миллионов пассажиров, распалась на более чем 300 отдельных авиакомпаний. Некоторые из этих компаний были настолько малы, что их парк не превышал 1—2 самолётов.
В 1994 году «Аэрофлот» был реорганизован в акционерное общество и подвергся частичной приватизации. 51 % акций остался за государством[3]. В 1990-х авиакомпания по большей части занималась международными перевозками, но по мере того, как мелкие авиакомпании, отколовшиеся от «Аэрофлота», прекращали свою деятельность в регионах, «Аэрофлот» постепенно расширял свою внутрироссийскую маршрутную сеть.
Крупнейший и самый грузоподъёмный из когда-либо эксплуатировавшихся в Аэрофлоте пассажирских самолётов — Боинг 777-200ER
«Дело „Аэрофлота“»
Во второй половине 1990-х годов в «Аэрофлоте» разразился скандал, связанный с присвоением свободных валютных средств авиакомпании в размере 252 миллионов долларов швейцарской фирмой «Андава», основными акционерами которой являлись топ-менеджеры «Аэрофлота» и Борис Березовский. По версии Генеральной прокуратуры бывшее руководство «Аэрофлота», «введя в заблуждение» генерального директора авиакомпании Евгения Шапошникова, убедило его перевести эти средства на счёт указанной компании[4]. В марте 2004 года был вынесен приговор. Подсудимые получили от полутора до 3 лет лишения свободы и были освобождены от отбытия наказания за истечением срока давности и по амнистии. Однако приговор не устроил ни одну из сторон, и через 2 месяца Московский городской суд направил дело на новое рассмотрение.
В 2000-х годах
В 2000 году «Аэрофлот» пригласил группу британских консультантов с целью произвести «ребрендинг» — смену имиджа. Работа над этим продолжалась довольно долго. Наконец, в 2003 году «Аэрофлот» представил новый вариант раскраски своих самолётов и униформы для экипажа. Была запущена крупная рекламная акция.
Отдельного упоминания заслуживает символика «Аэрофлота». Крылатый серп и молот, остававшийся неотъемлемым символом авиакомпании с момента её основания, не устраивал команду, занимавшуюся ребрендингом. Более того, неофициально считалось, что клиентам из западных стран будет «неуютно» пользоваться авиакомпанией, чья символика напоминает им о советской эпохе. Но опыт показал, что серп и молот является самым узнаваемым символом компании, и его было решено оставить. А на пассажирообороте это никак не отразилось.
«Аэрофлот» в 2000-х годах осуществил модернизацию своего флота западного производства. Было приобретено 18 самолётов серии А320 для выполнения рейсов по Европе и 11 Боингов 767 для дальнемагистральных рейсов. К 2004 году общий размер флота авиакомпании превысил 100 самолётов.
Штаб-квартира «Аэрофлота» расположена в светло-жёлтом здании на Арбате
Добившись стабильности на рынке зарубежных перевозок, весной 2004 «Аэрофлот» приступил к активной экспансии на рынок внутренних авиалиний, где на тот момент лидерство удерживала авиакомпания «Сибирь» (S7). В планы «Аэрофлота» входило подчинить себе 30 % рынка к 2010 году. В 2006 году это значение составляло 9 %. Одним из первых шагов на этом пути стала покупка авиакомпании «Архангельские воздушные линии» и превращение её в дочернее предприятие «Аэрофлот-Норд». В ноябре 2006 года стало известно о планах «Аэрофлота» поглотить дальневосточные авиакомпании «Дальавиа» и «Сахалинские авиатрассы».
14 апреля 2006 года «Аэрофлот» вступил в альянс SkyTeam.
В 2007 году было объявлено о планах по приобретению 39 % акций итальянского перевозчика Alitalia, что вписывалось в стратегию по превращению Аэрофлота в крупного игрока рынка международных пассажирских авиаперевозок. Государственный пакет акций оценивался экспертами в $900 млн[5]. Однако уже несколько месяцев спустя российская компания отказалась от этих планов, в первую очередь, из-за того, что правительство Италии повысило стоимость пакета акций[6].
14 сентября 2008 года в связи с катастрофой рейса 821 в Перми «Аэрофлот» заявил о немедленном прекращении сотрудничества с компанией «Аэрофлот-Норд» в части предоставления своего флага для полётов[7]. В 2009 году эта авиакомпания потеряла слово «Аэрофлот» из названия, будучи переименованной в «Нордавиа», а в марте 2011 года «Аэрофлот» продал её компании «Норильский никель»[8].
В 2009 году на посту генерального директора компании бывшего лётчика Валерия Окулова, ставшего заместителем министра транспорта России, сменил бизнес-управленец Виталий Савельев, взявший курс на повышение экономической эффективности деятельности перевозчика[9]. В этом же году из флота компании были выведены последние самолеты советского производства, Ту-154, и в настоящее время основную массу парка составляют современные машины Airbus. Тем не менее, «Аэрофлот» декларирует закупку и отечественных самолетов[10].
В том же году было объявлено о банкротстве дочерней грузовой компании «Аэрофлот-карго» в связи с накоплением долга в размере 5 млрд руб. перед материнской компанией. Банкротство грузовой «дочки» не было связано с отказом от работы на рынке грузовых авиаперевозок, данное направление было передано во вновь созданный грузовой департамент Аэрофлота[11].
24 июля 2009 года «Аэрофлот» подписал спонсорский контракт с футбольным клубом ЦСКА[12].
15 ноября 2009 года в Шереметьево был открыт собственный терминал Аэрофлота (терминал D), и 26−28 декабря «Аэрофлот» завершил перевод в терминал своих внутренних рейсов, что устранило проблему неудобного трансфера пассажиров между 1-м и 2-м терминалами.[13] Впрочем, уже в начале 2011 года представители аэропорта «Шереметьево» прогнозировали, что при текущем росте пассажиропотока авиакомпании уже в 2011 году перронные и терминальные ёмкости терминала D будут исчерпаны, и «Аэрофлоту» вновь придётся вернуться к использованию терминалов B и C[14].
В начале 2010 года было принято решение о присоединении к Аэрофлоту всех государственных авиакомпаний страны. Изначально планировалось передать государственные пакеты акций таких авиакомпаний как Владивосток Авиа, Сахалинские авиатрассы, Саратовские авиалинии и полностью государственные Оренбургские авиалинии, Кавминводыавиа и ГТК «Россия». В результате такого слияния планировалось, что объединённая авиакомпания будет перевозить ежегодно более 17,5 млн пассажиров и занимать 35 % внутреннего рынка[15]. Но некоторые планы были впоследствии пересмотрены. В частности, Аэрофлот отказался от Саратовских авиалиний, а 51 % акций компаний были проданы частным инвесторам[16].
29 октября 2010 года «Аэрофлот» заключил двухлетнее спонсорское соглашение с Американским баскетбольным клубом New Jersey Nets. Логотип «Аэрофлота» будет размещаться на площадке New Jersey Nets в местах, попадающих в телевизионный кадр, а также в заставках трансляций гостевых игр команды.[17]
В 2011 году компания продала Норильскому никелю дочернюю компанию Нордавиа за $7 млн, что позволило списать с баланса Аэрофлота $200 млн долга[18].
Собственники и руководство
Офис Аэрофлот в Лондоне
51,17 % акций принадлежит государству (в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом), 40,55 % — в собственности юридических лиц (в том числе около 30 % контролирует Национальная резервная корпорация (НРК)), 8,28 % — принадлежит физическим лицам. Часть акций компании находится в свободном обращении (биржевые тикеры ММВБ: AFLT, РТС: AFLT ). В январе 2010 года стало известно о предстоящем выкупе самой авиакомпанией (точнее, её дочерней структурой) доли Национальной резервной корпорации в размере 25,8 % за сумму порядка $400 млн[19].
Генеральный директор компании — Виталий Савельев. В 1997—2009 (по март) авиакомпанию возглавлял Валерий Окулов.
Дочерние авиакомпании
- «Джеталлианс Восток» (ранее «Аэрофлот Плюс»): 100 % акций, чартерные и VIP-перевозки.
- «Аэрофлот-Карго»: 100 % акций, является банкротом.
- «Донавиа»: с 2007 года 100 % акций.
В ноябре 2011 года «Аэрофлот» завершил сделку по приобретению у «Ростехнологий» акций пяти авиакомпаний:
- «Владивосток Авиа» — 52,1 %
- «Сахалинские авиатрассы» — 100 %
- «Россия (авиакомпания)» — 75 % минус 1 акция
- «Оренбургские авиалинии» — 100 %
Совет директоров «Аэрофлота» уже решил, что с учетом значительного расширения группы понадобятся мероприятия по их ребрендингу. Но будет ли разработан единый бренд, пока не определено.
Флот
«Аэрофлот» располагает самым крупным воздушным флотом в СНГ, состоящим из 125[20] пассажирского самолёта и трёх грузовых MD-11(F) (бывшие Аэрофлот-Карго). Также до недавнего времени в резерве был один Ил-86. Парк самолётов Аэрофлота (не включая дочерние компании) по состоянию на 23 ноября 2012 года[21]:
Airbus 320 Аэрофлота в аэропорту Санкт-Петербурга
- 15 Airbus A319
- 43 Airbus A320
- 21 Airbus A321
- 21 Airbus A330
- 7 Boeing 767-300ER (1 продан в Nordwind Airlines, 1 продан в TUIfly Nordic, 1 продан в Orient Thai, 1 отогнан в США на хранение в пустыне)
- 6 Ил-96-300
- 10 Sukhoi Superjet 100
Фото | Самолёт | Количество | Заказано | Число мест Бизнес/ Экономический |
Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Airbus A319-100 | 15 | 116 (20/96) |
2003 год выпуска: 2004 год выпуска: 2007 год выпуска: 2009 год выпуска: |
||
Airbus A320-200 | 43 | 11 | 140 (20/120) |
2003 год выпуска: 2004 год выпуска: 2006 год выпуска: 2007 год выпуска: 2008 год выпуска: 2009 год выпуска: 2010 год выпуска: 2011 год выпуска: |
|
Airbus A321-200 | 21 | 6 | 170 (28/142) |
2004 год выпуска: 2006 год выпуска: 2007 год выпуска: 2009 год выпуска: 2010 год выпуска: 18. VQ-BHM «Н. Вавилов» 2012 год выпуска: |
|
Airbus A330-200 | 5 | 241 (34/207) |
2008 год выпуска: 2009 год выпуска: |
||
Airbus A330-300 | 16 | 1 | 296 (28/268) |
2009 год выпуска: 2010 год выпуска: 2011 год выпуска: 2012 год выпуска: |
|
Airbus A350XWB-800 | 0 | 18 | 350 | [22] | |
Airbus A350XWB-900 | 0 | 4 | 350 | [22] | |
Boeing 767-300ER | 7 | 218 (30/188) | Старейшие на сегодняшний день иномарки в парке авиакомпании — тип эксплуатируется с 1994 года. Начинается вывод из эксплуатации, будут полностью заменены до 2014 года на А330-300. | ||
Boeing 777-300ER | 0 | 16 | 402 (30/48/324) | [23] | |
Boeing 787-8 | 0 | 24[24] | 246 | [25], Минтранс РФ попросил Boeing передвинуть сроки поставки на 2014 год для перевозки гостей зимних олимпийских игр в Сочи[26], Поставка двух самолетов Boeing 787 Dreamliner ожидается уже в 2013 году.[27] | |
Ил-96-300 | 6 | 282 (12/270) | Все машины выпущены в первой половине 1990-х годов. Борт RA-96005 «Валерий Чкалов» — первый серийный Ил-96, 1991 года выпуска. Используются в основном на рейсах на популярные курорты (Анталья, Ларнака, Стамбул) с традиционно высокой загрузкой. | ||
SSJ 100/95B | 10 | 30[28] | 87 (12/75) |
|
|
МС-21 | 0 | 50 | [29] |
Все воздушные суда семейства А320, A330, Боинг 767, Ил-96 и Sukhoi Superjet 100 имеют собственные имена:
- «Аэробусы» названы в честь выдающихся русских композиторов, поэтов, художников, ученых и исследователей (Прокофьев, Шнитке, Чайковский и др.);
- «Боинги» и A330 — в честь поэтов и писателей (Толстой, Достоевский, Пушкин и др.);
- «Илы» и «Сухие» — в честь известных летчиков (Чкалов, Коккинаки, Михаил Водопьянов и др.). Названия бортов изображены в носовой части фюзеляжа.[30][31][32]
Самолёты в современной раскраске имеют надпись АЭРОФЛОТ по-русски на левой стороне фюзеляжа и AEROFLOT латиницей — на правой.
История флота
флот аэрофлота с 1947 года
самолёт | введён в эксплуатацию | выведен из эксплуатации | Примечания |
---|---|---|---|
Airbus A310 | 1992 | 2005 | |
Airbus A319 | 2003 | ||
Airbus A320 | 2003 | ||
Airbus A321 | 2004 | ||
Airbus A330-200 | 2008 | ||
Airbus A330-300 | 2009 | ||
Boeing 737-300 | 2008 | 2009 | грузовой самолёт |
Boeing 737-400 | 1998 | 2004 | |
Boeing 767-300 | 1994 | ||
Boeing 777 | 1998 | 2005 | лизинг у компании ILFC |
McDonnell Douglas DC-10 | 1995 | 2009 | грузовой самолёт |
McDonnell Douglas MD-11 | 2008 | — | грузовой самолёт |
Ил-12 | 1947 | 1970 | |
Ил-14 | 1954 | 1986 | |
Ил-18 | 1958 | 2002 | |
Ил-62 | 1967 | 2002 | |
Ил-76 | 1974 | 2004 | грузовой самолёт |
Ил-86 | 1980 | 2006 | |
Ил-96 | 1993 | ||
Ту-104 | 1956 | 1979 | |
Ту-114 | 1961 | 1976 | |
Ту-124 | 1962 | 1980 | |
Ту-134 | 1967 | 2008 | заменил Ту-124 |
Ту-144 | 1977 | 1978 | |
Ту-154 | 1972 | 2010 | |
Ан-2 | 1948 | 1991 | |
Ан-24 | 1962 | 1991 | |
Ан-10 | 1959 | 1973 | |
Як-40 | 1966 | 1991 | |
Як-42 | 1980 | 1991 | |
Sukhoi Superjet 100 | 2011 |
Airbus A310 «Российских авиалиний» (дочерняя компания Аэрофлота) в 1994 году в Шереметьево
В советское время почти все самолёты, летавшие в Аэрофлоте, производились в СССР. Фактически, все гражданские (и некоторые военные) воздушные суда, работавшие в Советском Союзе, летали под флагом Аэрофлота. Таким образом, Аэрофлот являлся авиакомпанией с самым крупным в мире флотом, включавшим многие типы воздушных судов.
В течение 1940-х и начала 1950-х основным самолётом в Аэрофлоте был Ли-2 — американский двухмоторный самолёт DC-3, выпускавшийся в СССР по лицензии с 1939.
Позже Ли-2 постепенно заменялись самолётами Ил-12, запущенными в эксплуатацию в 1947, и Ил-14 (1954). Аэрофлот также активно эксплуатировал бипланы Ан-2. Универсальность этого биплана позволяла использовать его как для пассажирских, так и для грузовых и почтовых рейсов. Самолёты Ан-2 оставались в Аэрофлоте до 1980-х.
15 сентября 1956 Аэрофлот начал эксплуатацию первого советского реактивного пассажирского самолёта Ту-104. Ту-104 начал работу в Аэрофлоте с маршрута Москва-Иркутск. Первый международный рейс был выполнен по маршруту Москва-Прага.
Ту-114, первоначально использовавшийся для перевозки руководства страны, поступил в эксплуатацию Аэрофлота в 1961. Самолёт использовался на самых протяжённых линиях: из Москвы в Хабаровск, Токио, Гавану. Рейс Москва-Гавана на тот момент был самым протяжённым в мире.
В 1962 началась эксплуатация Ту-124, уменьшенной версии Ту-104, на внутрисоюзных линиях и рейсах в зарубежную Европу. С 1967 эти самолёты постепенно заменял Ту-134, эксплуатирующийся по сей день в дочерних компаниях Аэрофлота.
В 1967 поступил в эксплуатацию дальнемагистральный самолёт Ил-62. 15 сентября на нём начались регулярные рейсы из Москвы в Монреаль, а 15 июля 1968 года состоялся первый рейс Москва — Нью-Йорк через Монреаль.
В 1972 началась эпоха Ту-154. Всего этих самолётов было построено около тысячи. Он стал самым популярным пассажирским самолётом в СССР и странах социалистического содружества. Аэрофлот эксплуатировал Ту-154 до декабря 2009 года[33]. 31 декабря 2009 года Ту-154М «Аэрофлота» совершил свой последний рейс по маршруту Екатеринбург—Москва[34], а с 14 января 2010-го все воздушные суда этого типа, служившие в «Аэрофлоте» почти сорок лет, были официально выведены из состава флота; наиболее старые и изношенные машины были списаны и порезаны на металлолом, остальные проданы в другие авиакомпании.
1 ноября 1977 под флагом Аэрофлота[35] началась эксплуатация первого в мире пассажирского сверхзвукового самолёта Ту-144 на линии Москва — Алма-Ата. Полгода спустя — 23 мая 1978 — самолёт был снят с полётов, выполнив всего 55 рейсов.
В 1980 открытием регулярного рейса по маршруту Москва — Ташкент началась эксплуатация первого советского широкофюзеляжного самолёта Ил-86.
В 1993 началась эксплуатация Ил-96-300 на линии Москва — Нью-Йорк.
В 1992 Аэрофлот впервые с 1950-х стал использовать западную технику; А310, парк которых в 2000 году достигал 11 штук, летали под цветами Аэрофлота до 2005 года. В 1994 Аэрофлот приобрёл два Боинга 767—300. С тех пор Аэрофлот использовал самолёты семейства А320, Боинг 737 (1998—2004), а также грузовую версию ДС-10.
В 1998—2005 Аэрофлотом эксплуатировались два Боинга 777—200, взятые в операционный лизинг сроком на 7 лет. В 2006 заказаны 3 новых Боинга 767.
В 2003 году в Аэрофлоте началась эра А320, которые стали приходить на смену устаревающим Ту-154. В настоящее время машины семейства А320 составляют основу среднемагистрального флота Аэрофлота: на октябрь 2012 года в парке авиакомпании насчитывается 79 самолетов этого типа.
9 июня 2007 ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» и компания «Боинг» подписали контракт на приобретение 22 новых воздушных судов Boeing 787 Dreamliner со сроком поставки в 2014—2016 годах. В соответствии с этим контрактом Аэрофлот имеет возможность приобрести как 248-местные В787-8, так и более вместительные В787-9. Выбор двигателя будет сделан позднее[36].
20 июня 2007 года на международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» подписало c корпорацией Airbus контракт на приобретение 22 самолетов A350. Согласно указанной в документе договоренности поставки воздушных судов будут осуществлены в период с 2014 по 2017 год[37].
В конце 2010 года изготовлен и покрашен второй серийный, первый для Аэрофлота Sukhoi Superjet 100. Первый полёт прошёл 31 января 2011 года. 9 июня самолёт прибыл в Шереметьево и был торжественно передан Аэрофлоту.
В июне 2011 года на авиашоу в Ле Бурже было объявлено о заключении соглашения с компанией Boeing на поставку 8 лайнеров Boeing 777-300ER на сумму $2,3 млрд[38].
Деятельность
Маршрутная сеть
«Аэрофлот» является крупнейшим заказчиком самолётов SSJ 100
Сегодня основу парка Аэрофлота составляют самолёты семейства A320
По состоянию на ноябрь 2012 г. [1] «Аэрофлот — Российские авиалинии» выполняет собственные пассажирские и грузовые рейсы из Москвы (Международный аэропорт «Шереметьево») в 51 страну мира; коммерческие посадки осуществляются в 113 пунктах назначения, из них 71 за рубежом: 2 в странах Африки, 4 на Ближнем и Среднем Востоке, 7 в Северной и Центральной Америке, 12 в странах Азии, 45 в Европе; 11 в странах СНГ и 33 пункта в России.
Рейсы совместной эксплуатации («код-шер») с авиакомпаниями-партнерами выполняются в 121 пункт: 71 маршрут из 10 пунктов в России, 46 маршрутов из 5 пунктов Европы, 1 маршрут в Африку (Найроби), 2 маршрута в Юго-Восточную Азию (Гуанчжоу и Урумчи).
В летнем сезоне возобновились ежедневные рейсы в Днепропетровск, Одесса и Харьков (Украина). С 29 октября возобновились рейсы в Майами (США) с частотой 3 раза в неделю, Таллин (Эстония) с ежедневной частотой; планируются к выполнению ежедневные рейсы в Новый Уренгой (Россия), Ашхабад (Туркменистан), рейс в Самарканд (Узбекистан) с частотой 6 раз в неделю и сезонный рейс в Санью (о. Хайнань, Китай) с частотой 2 раза в неделю.
В центральном расписании «Аэрофлота» около 350 пассажирских рейсов, из них:
- 1 трансэкваториальный:
- SU 420/421 Москва-Луанда-Москва (полёты прекращены с 16 октября 2012 года)
- 7 трансатлантических:
- SU 100/101/102/103 Москва-Нью-Йорк-Москва
- SU 104/105 Москва-Вашингтон-Москва
- SU 106/107 Москва-Лос-Анджелес-Москва
- SU 150/151 Москва-Гавана-Москва
- SU 152/153 Москва-Пунта-Кана-Москва
- SU 154/155 Москва-Канкун-Москва
- 12 трансконтинентальных:
-
- SU 200/201/202/203/204/205 Москва-Пекин-Москва
- SU 206/207/208/209 Москва-Шанхай-Москва
- SU 212/213 Москва-Гонконг-Москва
- SU 220/221 Москва-Гуанчжоу-Москва
- SU 232/233 Москва-Дели-Москва
- SU 250/251 Москва-Сеул-Москва
- SU 260/261/262/263/264/265 Москва-Токио-Москва
- SU 270/271/272/273 Москва-Бангкок-Москва
- SU 290/291 Москва-Ханой-Москва
- SU 292/293 Москва-Хошимин-Москва
- SU 320/321 Москва-Мале-Москва
- SU 330/331 Москва-Улан-Батор-Москва
Самыми продолжительными и протяжёнными беспосадочными рейсами «Аэрофлота» являются (по состоянию на ноябрь 2012 г.):
- международные:
- SU 150/151 Москва-Гавана-Москва (13ч5мин/11ч45мин, 9860 км)
- SU 152/153 Москва-Пунта-Кана-Москва (13ч10мин/11ч40мин, 9960 км)
- SU 154/155 Москва-Канкун-Москва (14ч8мин/12ч20мин, 10013 км)
- SU 106/107 Москва-Лос-Анджелес-Москва (13ч00мин/12ч40мин, 10445 км)
- внутренние:
- SU 1712/1713 Москва-Хабаровск-Москва (8ч00мин/8ч20мин, 6323 км).(период выполнения полетов с 01.06.2012 по 05.07.2012г)
- SU 1720/1721/1722/1723 Москва-Южно-Сахалинск-Москва (8ч25мин/9ч15мин, 6820 км)
- SU 1700/1701/1702/1703 Москва-Владивосток-Москва (8ч20мин/9ч10мин, 6955 км)
- SU 1730/1731/1732/1733 Москва-Петропавловск-Камчатский-Москва (8ч40мин/9ч00мин, 7080 км)
Максимальное количество международных рейсов «Аэрофлот» выполняет:
- на европейском континенте — в Германию (Берлин, Гамбург, Ганновер, Дрезден, Дюссельдорф, Мюнхен, Франкфурт, Штутгарт);
- на азиатском — в Китай (Гонконг, Гуанчжоу, Пекин, Шанхай);
- на американском — в США (Вашингтон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк);
- на африканском — в Египет (Каир, Хургада, Шарм-эль-Шейх).
- Минимальное — на африканском континенте: раз в две недели рейс SU 420/421 в Луанду (Ангола). (Полёты прекращены 16 октября 2012 года).
- Максимальное количество внутренних рейсов «Аэрофлот» выполняет: в Санкт-Петербург (13 ежедневных рейсов).
Бортовое издание
Полноцветный журнал «Аэрофлот» [2]
Полноцветный журнал «Аэрофлот Premium»
Полноцветный журнал «Аэрофлот Style»
Бонусная программа
В апреле 1999 года учреждена программа «Аэрофлот Бонус», позволяющая пассажирам накапливать «мили» за полеты на рейсах Аэрофлота для последующего обмена на услуги Аэрофлота, авиакомпаний альянса SkyTeam и партнёров по программе.
Показатели деятельности
Количество перевезённых пассажиров:
- В 1976 г. Аэрофлот стал первой авиакомпанией в мире, которая за год перевезла более 100 миллионов пассажиров.
- …
- в 2001 году — 5,832 млн;
- в 2002 году — 5,490 млн;
- в 2003 году — 5,844 млн;
- в 2004 году — 6,862 млн;
- в 2005 году — 6,707 млн;
- в 2006 году — 7,290 млн;
- в 2007 году — 8,166 млн;
- в 2008 году — 9,27 млн[39];
- в 2009 году — 8,755 млн;
- в 2010 году — 11,2858 млн[40];
- в 2011 году — 14,1738 млн.
Процент занятости пассажирских кресел:
- в 2000 году — 65,7 %;
- в 2001 году — 65,8 %;
- в 2002 году — 68,4 %;
- в 2003 году — 69,4 %;
- в 2004 году — 69,0 %;
- в 2005 году — 69,1 %;
- в 2006 году — 70,1 %;
- в 2007 году — 70,3 %;
- в 2008 году — 70,9 %[41];
- в 2009 году — 69,5 %;
- в 2010 году — 77,2 %[40];
- в 2011 году — 77,5 %.
Коммерческая загрузка:
- в 2002 году — 56,4 %;
- в 2003 году — 57,0 %;
- в 2004 году — 58,2 %;
- в 2005 году — 58,0 %;
- в 2006 году — 57,7 %;
- в 2007 году — 55,7 %;
- в 2008 году — 56,2 %[41];
- в 2009 году — 55,9 %;
- в 2010 году — 63,2 %[40].
Грузовые перевозки:
- в 2006 году — 145,3 тысяч тонн.
Пассажирооборот в 2006 году увеличился на 8 % и составил 22 миллиарда 406 миллионов п-км. Грузооборот в 2006 году составил 2 миллиарда 885 миллиона т-км, что превышает показатель 2005 года на 5,4 %.[42] Объём перевозок «Аэрофлота» в 2007 году составил 8,2 млн пассажиров и 95,9 тыс. тонн грузов (с учетом перевозок дочерних компаний — 10,2 млн пассажиров и 153,7 тыс. тонн).[43]
«Аэрофлот» занимает более 45 % российского рынка международных воздушных перевозок, доля компаний группы в общероссийском пассажирообороте — 25,2 %[43].
Финансовые показатели
Доходы от основной деятельности составили в 2011 году 135,8 млрд руб., что выше уровня 2010 года на 20,6 %. В том числе доходы от перевозки пассажиров, грузов и почты составили 119,2 млрд руб. (рост на 21,6 %). Прибыль до налогообложения несколько упала — до 13,8 млрд руб. (падение на 5,5 %), как и чистая прибыль — 10,4 млрд руб. (падение на 11 %). Чистые активы на конец года составили 50,3 млрд руб. (рост на 19,7 %). Объём капитальных вложений за 2011 год вырос на 77,8 % и составил 1,6 млрд руб[44].
«Пролётные» платежи
Важную долю в доходах «Аэрофлота» занимают платежи иностранных авиакомпаний за пролёт их самолётов над территорией России по транссибирским маршрутам. В списке плательщиков сейчас 11 европейских авиакомпаний и 9 азиатских. Причитающиеся деньги «Аэрофлот» получает по четырём каналам: соглашения о пуле, плата за отмену посадки в Москве, за арендованные иностранцами частоты и — по сути повторение предыдущего пункта, но только за дополнительные деньги — компенсационный сбор за фактическую разницу в частотах иностранных авиакомпаний и «Аэрофлота»[45].
По приблизительным оценкам экспертов, в год компания получает от них $110−120 млн[46]. В отчётности «Аэрофлота» по МСФО эти платежи отдельно не указываются, а отображаются в статье «прочие доходы» (в первом полугодии 2008 года — $315 млн). Участники рынка оценивают совокупные годовые поступления от роялти примерно в $500 млн. По данным «Коммерсанта», 20 % из данных денег уходит в бюджет в виде налогов, ещё около 20 % — перечисляется Росаэронавигации и Росавиации. Все оставшиеся деньги достаются «Аэрофлоту»[47].
Платежи за пролёт поступают в бюджет «Аэрофлота» ещё с 70-х годов XX века и, как ожидается, могут быть отменены к 2013 году в рамках вступления России в ВТО (Россия — единственная страна в мире, которая взимает такие платежи)[48].
В апреле 2009 г. генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявлял, что без пролетных денег авиакомпания была бы убыточной последние 6 лет (2002—2008 гг.)[49].
Авиационные происшествия
С 1953 года с самолётами «Аэрофлота» произошло в общей сложности 127 аварий и катастроф, унёсших жизни 6895 человек, в том числе 20 человек на земле.
С 1991 года, после распада «большого» Аэрофлота, непосредственно с самолётами компании произошла 1 катастрофа, унёсшая жизнь 75 человек.
В марте 1994 года, в Сибири под Междуреченском упал Аэробус 310 «Аэрофлота». Тогда командир корабля, понадеявшись на автопилот, посадил на своё место своего 15-летнего сына, второй пилот находился на своем рабочем месте[50]. В результате приложенных мальчиком усилий на рулевую колонку автопилот автоматически отключился и самолёт вошёл в перевёрнутый штопор, вначале не замеченный экипажем, вывести из которого самолёт не удалось. Эта история получила широкую известность в мире. После этого случая контроль безопасности в «Аэрофлоте» был значительно ужесточён.
8 октября 1996 года при заходе на посадку в аэропорту итальянского города Турин потерпел катастрофу российский грузовой самолёт Ан-124 «Руслан», арендованный «Аэрофлотом» у ЗАО «Авиакомпания „Аякс“». При заходе на посадку лайнер вдруг стал разворачиваться и задел колёсами шасси один из жилых домов на окраине посёлка Сан-Франческо-аль-Кампо. Затем самолёт рухнул на сельскохозяйственную ферму, расположенную в 5 км от аэропорта. В результате падения лайнер частично разрушился, а на его борту возник сильный пожар. Погибли пять человек, 11 получили ранения[51].
14 сентября 2008 года в Перми потерпел аварию Boeing-737 дочерней авиакомпании «Аэрофлот-Норд», выполнявший рейс «Аэрофлота» SU821.
Погибли все находившиеся на борту 82 пассажира и 6 членов экипажа. На следующий день после катастрофы «Аэрофлот» объявил о прекращении совместных рейсов и об отзыве своей торговой марки у дочерней авиакомпании «Аэрофлот-Норд».[52]
Судебные иски и возмещение ущерба
По катастрофе Ан-124 «Руслан» в Италии
Российская авиакомпания «Аякс» требует с «Аэрофлота» 70 млн долл. «Аэрофлот», арендовав у «Аякса» самолёт Ан-124 «Руслан», выпустил его на маршрут Чкаловский — Бруней с просроченной страховкой. Самолёт упал при посадке в Турине и нынешние собственники авиакомпании (среди которых, по неофициальным данным, совладелец авиакомпании «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев) пытаются отсудить у перевозчика компенсацию в размере 28 млн евро за сам самолёт. С учётом процентов за десять лет сумма выросла до $70 млн.[51].
Прочие факты
- «Аэрофлот» не раз страдал от политики холодной войны. Авиакомпания начала полёты в США в 1968 году, с тех пор полёты по решению высшего руководства США прекращались трижды: в 1979 году — в ответ на вторжение СССР в Афганистан; в 1981 году — в ответ на действия СССР в Польше; в 1983 году — в ответ на уничтожение корейского «Боинга» над Курилами. В последнем случае полёты возобновились лишь 29 апреля 1986 года.
- «Аэрофлот» фигурирует в фильмах «Космическая одиссея 2001», «Превосходство Борна», «Приключения итальянцев в России», «Брат 2», «Ирония судьбы. Продолжение», «Мы из будущего», «Терминал», «Высоцкий. Спасибо, что живой»
- Жизнь и работа лётчиков «Аэрофлота» нашла отражение во множестве советских фильмов, среди которых можно выделить картины «Экипаж», «Мимино», «Размах крыльев» и др.
- «Аэрофлот» — официальный авиаперевозчик зимних Олимпийских игр 2014 года[22].
- «Аэрофлот» — титульный спонсор футбольного клуба ЦСКА[22].
- Аэрофлот на почтовых марках
-
Схема воздушных линий «Аэрофлота»,
1949 год
Примечания
- ↑ Воздушный транспорт / БСЭ
- ↑ История компании на официальном сайте Аэрофлота
- ↑ Авиакомпания Аэрофлот — Российские авиалинии / avianews.com
- ↑ История дела «Аэрофлота» / Газета «Коммерсантъ», № 45 (2884), 13.03.2004
- ↑ Ворота в Рим / «Эксперт» № 15 (556) /16 апр 2007
- ↑ Куда летит «Аэрофлот»? / «Expert Online» /18 июн 2007
- ↑ «Аэрофлот» разорвал отношения с владельцем упавшего «Боинга»
- ↑ «Аэрофлот» выпустил «Нордавиа»
- ↑ «Аэрофлот» встал на путь чучхе / «Эксперт» № 25 (663) /29 июн 2009
- ↑ Самолетный парк. // aeroflot.ru. Архивировано из первоисточника 18 августа 2012. Проверено 17 августа 2012.
- ↑ «Аэрофлот» избавился от груза / Газета «Коммерсантъ», № 104 (4159), 11.06.2009
- ↑ Sports.ru: «Аэрофлот» будет выплачивать ЦСКА 5 миллионов долларов в год
- ↑ В Шереметьеве заработал терминал E — Потребительский рынок : Бизнес / infox.ru
- ↑ Анастасия Дагаева. Самые дешевые Boeing. // Ведомости, 11.05.2011, № 83 (2849). Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 11 мая 2011.
- ↑ «Аэрофлот» победил «Росавиа» / «Expert Online» /02 фев 2010
- ↑ «Аэрофлот» продал 51 % акций «Саратовских авиалиний»
- ↑ Прохоров привлек «Аэрофлот» в спонсоры своей американской баскетбольной команды
- ↑ «Аэрофлот» выпустил «Нордавиа» / Газета «Коммерсантъ», № 50 (4591), 24.03.2011
- ↑ Петр Мироненко, Алексей Екимовский. Александр Лебедев вылетел из «Аэрофлота» // kommersant.ru (Проверено 29 января 2010)
- ↑ Aeroflot — Russian Airlines Fleet Details and History
- ↑ Состав флота
- ↑ 1 2 3 4 Официальный сайт Airbus, Пресс-релиз: «Aeroflot commits to Airbus A350XWB», 22 марта 2007
- ↑ «Аэрофлот» подписал контракт на закупку восьми Boeing-777
- ↑ Новости Aviation EXplorer: «Аэрофлот» получит дополнительно ещё 2 самолета Boeing 787
- ↑ Aeroflot.ru: «Подписан контракт на приобретение 22 самолетов Боинг 787»
- ↑ «Министр попросил Boeing ускориться»
- ↑ «Аэрофлот ожидает поставки первых двух самолетов Boeing 787 Dreamliner в 2013 году»
- ↑ «Аэрофлот» увеличил количество заказанных «Суперджетов» до 40
- ↑ «Аэрофлот» купит 50 «магистральных самолетов XXI века». Lenta.ru (19 августа 2010). Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 3 сентября 2010.
- ↑ Picture of the Airbus A319-111
- ↑ Picture of the Ilyushin Il-96-300
- ↑ Picture of the Boeing 767—341/ER
- ↑ «Аэрофлот» полностью отказался от использования лайнеров Ту-154.
- ↑ Легендарный Ту-154М завершил полёты в Аэрофлоте // Официальный сайт компании «Аэрофлот — российские авиалинии». Новости, 14 января 2010. — 14.01.2010.
- ↑ Все эксплуатировавшиеся Ту-144 принадлежали Министерству авиационной промышленности СССР
- ↑ «Аэрофлот — российские авиалинии» и Boeing — Журнал Управление персоналом
- ↑ Аэрофлот подписал контракт с Airbus на приобретение 22 самолетов A350. РИА Новости (20 июня 2007). Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 13 августа 2010.
- ↑ «Аэрофлот» пополнится Boeing. // expert.ru. Архивировано из первоисточника 25 ноября 2012. Проверено 21 ноября 2012.
- ↑ «Аэрофлот» в 2008 г. увеличил пассажирские перевозки на 14 %
- ↑ 1 2 3 Аэрофлот подвел производственные итоги деятельности за декабрь и 12 месяцев 2010 года // aeroflot.ru (Проверено 1 февраля 2011)
- ↑ 1 2 Итоги деятельности «Аэрофлота» за декабрь и двенадцать месяцев 2008 года
- ↑ «РБК», «Выручка ОАО „Аэрофлот“ в 2006 г. выросла на 13,53 % — до 71,353 млн руб», 8 мая 2007
- ↑ 1 2 ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» (рус.). Газета «Коммерсантъ» № 223/П (4040) (8 декабря 2008). Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 6 декабря 2009.
- ↑ http://www.aeroflot.ru/cms/files/category_pictures/about/aeroflot_AR_2011_new.pdf
- ↑ ВЕДОМОСТИ — Сибирский пролёт — Полеты иностранных компаний над Россией приносят «Аэрофлоту» $0,5 млрд в год. Сколько это будет продолжаться?
- ↑ «Финансовые известия», «„Аэрофлот“ останется у государства», 30 сентября 2004.
- ↑ «Аэрофлот» попросили делиться (рус.). Газета «Коммерсантъ» № 208/П (4025). Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 6 декабря 2009.
- ↑ «Lenta.ru», «Россия взяла назад обязательство по ВТО», 11 сентября 2006
- ↑ «Финанс.», «Аэрофлот будет бороться за прибыль без роялти», 24.12.2009
- ↑ * Акт по результатам расследования катастрофы самолета A310-308 F-OGQS, происшедшей 22 марта 1994 г. в районе г. Междуречнска
- ↑ 1 2 «РБК daily», «70 миллионов с «Аэрофлота», 15 июня 2007
- ↑ Крушение Боинга в Перми унесло жизни 88 человек, из них 21 иностранца
Ссылки
Аэрофлот на Викискладе? |
- Официальный сайт авиакомпании
- «Аэрофлот» стремится не пустить другие российские авиакомпании на международные рейсы, Travel.ru, 26.07.2011.
- «Аэрофлот» берет маршруты на себя. Компания предлагает изменить систему распределения международных рейсов, «Коммерсант», № 135 (4676), 26.07.2011.
Литература
- Гражданская авиация СССР. 1917—1967, М., 1968.
|
|
---|---|
Основные |
Аэрофлот | Трансаэро | S7 Airlines | ЮТэйр |
Магистральные |
Ак Барс Аэро | ВИМ-Авиа | Газпромавиа | ИрАэро | Кубань | Мирнинское авиапредприятие «Алроса» | Московия | Нордавиа | Nordstar Airlines | Red Wings Airlines | РусЛайн | Саратовские авиалинии | Татарстан | Тулпар-ЭЙР | Уральские авиалинии | Якутия | Ямал |
Региональные |
Авиалинии Мордовии | Ангара | Грозный — АВИА | Ижавиа | КрасАвиа | Псковавиа | Северсталь | Томск Авиа |
Местные |
Аркаим | Бурятские авиалинии | Камчатские авиалинии | Костромское авиапредприятие | Нарьян-Марский объединенный авиаотряд | Петропавловск-Камчатское авиапредприятие | Полярные авиалинии | Северо-Западная база авиационной охраны лесов | Чукотавиа | Хабаровские авиалинии |
Чартерные |
I FLY | Nordwind Airlines | TUI | Центр-Юг |
Грузовые |
Группа компаний «Волга-Днепр» (AirBridgeCargo | АТРАН | Волга-Днепр) | Абакан-авиа | Авиакон ЦИТОТРАНС | Авиастар-ТУ | АэроГео | Полёт | СКОЛ |
Авиатакси |
Dexter |
Бизнес-авиация |
Аэролимузин | Баркол | Вологодское авиапредприятие | Геликс | Джет-Эйр групп | Казанское авиапредприятие | Конверс Авиа | Лукойл-АВИА | Меридиан | Рус-ДЖЕТ | Сириус-аэро | Уфимские авиалинии |
Дочерние |
ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии»: Владивосток Авиа | Донавиа | Оренбургские авиалинии (OrenAir) | Россия | Сахалинские авиатрассы |
Бывшие |
Авиалинии Дагестана | Авианова | Авиапрад | Авиаприма | Алроса-Авиа | АэроБратск | Аэрофлот-Карго | Байкал | Башкирские авиалинии | Внуковские авиалинии | Волга-Авиаэкспресс | Дальавиа | Даурия | Домодедовские авиалинии |Интеравиа | ИркутскАвиа | Кавминводыавиа | КД авиа | Континент | Красноярские авиалинии (KrasAir) | Мавиал | Москва (Атлант-Союз) | Новосибирск Авиа | Омскавиа | Пермские авиалинии | Пулково | Регион-Авиа | Самара | Сибавиатранс | Sky Express | Черномор Авиа | Эльбрус-Авиа | Як Сервис| Джеталлианс Восток |
|
|
---|---|
Постоянные |
Аэрофлот • Aerolíneas Argentinas • Aeroméxico • Air Europa • Air France • Alitalia • China Airlines • China Eastern Airlines • China Southern Airlines • Czech Airlines • Delta Air Lines • Kenya Airways • KLM • Korean Air • Saudi Arabian Airlines • TAROM • Vietnam Airlines |
Аффилированные |
Aeroméxico Connect • Alitalia CityLiner • Alitalia Express • Brit Air • CityJet • Delta Connection • Delta Shuttle • Донавиа • KLM Cityhopper • Mandarin Airlines • Régional • Shanghai Airlines |
Потенциальные |
Garuda Indonesia • Middle East Airlines • Xiamen Airlines |
Прежние |
Continental Airlines • Copa Airlines • Northwest Airlines |
|
||
---|---|---|
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|