В какой момент компания должна подтвердить свой аналогичный опыт по закупке

Как правильно подтверждать опыт поставщика в закупках


Содержание:

  1. Когда участнику необходимо подтвердить опыт?
  2. Особенности подтверждения опыта в разных процедурах закупок
  3. Каким образом указать сведения по опыту из реестра контрактов?
  4. Как подтвердить опыт по 223-ФЗ?
  5. Разбираем ошибки

В сфере участия в госзакупках к участникам процедур предъявляются единые и дополнительные требования в соответствии с ст.31 44-ФЗ. И если соответствие единым требованиям (непроведение ликвидации, отсутствие задолженности организации и др.) подтверждается участником закупки в автоматическом режиме, путем формирования электронной декларации, то подтверждать свое соответствие дополнительным требованиям участнику закупки необходимо самостоятельно. К дополнительным требованиям, которые устанавливаются к поставщикам, относится, в том числе, наличие опыта у потенциального исполнителя. В отдельных случаях наличие опыта может потребоваться для того, чтобы участнику подтвердить свою добросовестность, а в иных ситуациях опыт поможет сэкономить собственные средства и не обеспечивать контракт. В этой статье мы разберем, каким образом поставщику правильно подтвердить наличие у него опыта в части исполнения контрактов.

Когда участнику необходимо подтвердить опыт?

При проведении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, если такая закупка проводится путем аукционов или конкурсов (с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов), к участникам закупки могут предъявляться требования наличия аналогичного опыта.

Под опытом в законе о контрактной системе подразумевают исполненные контракты (44-ФЗ), договоры (223-ФЗ), сведения о которых есть в реестре контрактов и реестре договоров на портале единой информационной системы. Статья 31 44-ФЗ в части дополнительных требований к участникам закупки указывает на наличие опыта работы, связанного с предметом текущего контракта, и деловой репутации.

Рассмотрим, каким образом участнику необходимо подтвердить наличие у него опыта и какие документы нужно предоставить.

Например, если заказчику необходимо провести закупку капитального ремонта здания и начальная максимальная цена такой закупки превышает 5 млн. рублей (для региональных и муниципальных объектов), то заказчик обязан установить требование — наличие аналогичного опыта за последние пять лет. Подрядчик, в свою очередь, для подтверждения наличия у него опыта предоставляет следующие документы:

  • копию исполненного контракта (договора) по аналогичным строительным работам;
  • копию акта (актов) выполненных работ, содержащего все обязательные реквизиты первичного учетного документа, установленные ч. 2 статьи 9 ФЗ «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанные документы должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Все документы предоставляются участником закупки из реестра контрактов в электронном формате:

  1. На сайте zakupki.gov.ru необходимо выбрать раздел «Контракты и договоры».
  2. После выбора интересующего контракта/договора необходимо открыть подраздел «Вложения» и скачать необходимые документы.
  3. Далее требуемые документы размещаются на площадке после выбора необходимого раздела.
    Перечень товаров, работ, услуг и условия к опыту установлены в Приложении № 1 к ПП РФ № 99.

Основным показателем для требования опыта выполнения аналогичных работ являются виды закупаемых ТРУ и начальная максимальная цена текущей закупки. Эти сведения отражаются заказчиком в закупочной документации.

Например, если заказчик регионального уровня проводит закупку строительных материалов (без выполнения работ) и начальная цена такой процедуры свыше 5 млн рублей, заказчик не установит в качестве требования к поставщику наличие у исполнителя аналогичного опыта. Запрещено устанавливать требования наличия опыта у участника в конкретном регионе. Это нарушает законодательство о закупках и 135-ФЗ «Закон о защите конкуренции».

Особенности подтверждения опыта в разных процедурах закупок

Участнику закупок необходимо учитывать порядок подтверждения опыта. Алгоритм подтверждения наличия у поставщика опыта различный в зависимости от способа текущей закупки. ПП РФ № 99 регламентирует требования к подтверждению опыта по отдельным ТРУ, в случае если текущая закупка проводится в виде конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса или аукциона. В данный перечень не включен открытый конкурс в электронной форме. По данной процедуре иной порядок предоставления сведений о наличии опыта. Давайте разберемся, каким образом участник подтверждает свой опыт и в первом, и во втором случаях.

В случае участия в аукционе или в конкурсе (с ограниченным участием, двухэтапного, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса) участнику закупок необходимо заранее позаботиться о предоставлении информации о наличии исполненных контрактов. Согласно ч. 12 ст. 24.2 44-ФЗ, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого вида работ, к которым предъявляются дополнительные требования, электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем № 1 ПП РФ № 99. Таким образом, участнику закупок необходимо подтвердить наличие у него опыта на всех восьми электронных площадках, так как заранее поставщик не может знать, на какой электронной площадке будет проводится закупка. Документы подлежат утверждению оператором ЭП в течение 5 рабочих дней согласно действующему законодательству. Будьте внимательны, вовремя актуализируйте данные на площадке. Заказчику, при рассмотрении вторых частей заявок, оператор электронной площадки направляет сведения по опыту участника из информации, размещенной на электронной площадке, и эта информация подлежит проверке со стороны комиссии заказчика. Дублировать информацию в составе заявки по опыту не нужно.

В другой ситуации, когда вы принимаете участие в открытом электронном конкурсе, в случае требования наличия опыта, сведения необходимо предоставить в составе заявки при подаче на электронной площадке. А на электронной площадке в данной ситуации заранее документы размещать не нужно.

В случае участия в закупках с дополнительными требованиями, для подтверждения опыта требуется предоставить данные по ранее исполненным контрактам, которые по количеству контрактов, минимальной сумме, иным показателям отвечают требованиям, указанным в ПП РФ № 99. При этом, если у участника есть опыт свыше требуемого, в данном случае это учитываться не будет. Иная ситуация, когда наличие опыта рассматривается в качестве нестоимостного критерия для определения победителя, например, при проведении электронного конкурса. В этом случае количество контрактов, сумма контрактов может оказать решающее значение для определения победителя.

Помимо подачи заявки, опыт может потребоваться участникам в иных ситуациях, например, когда требуется подтвердить добросовестность в конкурсах и аукционах на этапе заключения контракта (когда происходит снижение начальной цены закупки на 25% и более). При этом предмет контракта не будет иметь значение. Будут установлены требования к количеству контрактов и к сумме одного из контрактов, не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены текущего контракта. Наличие опыта подтверждается непосредственно в электронной карточке контракта на площадке при подписании. Сведения участнику необходимо взять из реестра контрактов.

Наличие опыта исполнения государственных контрактов является преимуществом для поставщика из числа субъектов малого предпринимательства. Такой поставщик, принимая участие в закупках для СМП и СОНО (ст.30 44-ФЗ), вправе предоставить сведения по опыту вместо обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств. Информация из реестра контрактов также предоставляется на этапе заключения текущего контракта.

Каким образом указать сведения по опыту из реестра контрактов?

В открытой части сайта Единой информационной системы необходимо выбрать раздел «Контракты и договоры», далее, используя фильтр поиска, найдите контракты своей организации. Проще всего найти контракты вашей компании по номеру ИНН организации.

Для подтверждения опыта вместо предоставления обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств, достаточно на этапе заключения текущего контракта указать реестровые номера исполненных контрактов. Нет необходимости прикладывать копии контрактов и копии актов выполненных работ. Заказчик по указанным реестровым номерам контрактов сможет проверить информацию.

Как подтвердить опыт по 223-ФЗ?

Если заказчик устанавливает требование о наличии опыта у поставщика, то он должен прописать, за какой период и в какой форме участник закупки этот опыт должен подтвердить. При участии в закупках в соответствии с 223-ФЗ, опыт подтверждается участником в составе заявки. Для подтверждения опыта участник может использовать договоры по 223-ФЗ, а также контракты по 44-ФЗ и коммерческим процедурам (необходимо ориентироваться на требования документации закупки).

Разбираем ошибки

  • Ситуация 1: Участник закупки для подтверждения наличия у него опыта предоставил один из контрактов в статусе «Исполнение прекращено». При этом по контракту отсутствовали акты выполненных работ в ЕИС.

    Пояснения: Контракт в реестре контрактов ЕИС может быть с одним из четырех статусов: «Исполнение», «Исполнение завершено», «Исполнение прекращено», «Аннулированный контракт». Для подтверждения наличия опыта необходимо использовать контракты, имеющие статус «Исполнение завершено», такой статус контракта подтверждает исполнение обязательств по контракту в полном объеме. Контракты, по которым отсутствует информация о выполненных работах, не могут являться подтверждением опыта участника. Однако, в случае наличия контракта в статусе «Исполнение прекращено» с актом выполненных работ даже на минимальную сумму, открывается возможность данный контракт использовать для подтверждения наличия опыта (с учетом суммы, указанной в акте). Такие же правила распространяются и на строительные закупки, контракты по которым были расторгнуты, но имеются акт выполненных работ, которые закрывают обязательства по контракту частично. Пример: Решение ФАС по делу № 20/44/105/1521

  • Ситуация 2: При участии в закупке на подготовку проектной документации с НМЦК 11 500 000 рублей участник в качестве подтверждения опыта предоставил копию исполненного контракта по аналогичным работам трехлетней давности стоимостью 10 200 000 рублей, но не предоставил акты выполненных работ. Такой контракт не будет являться основанием для подтверждения опыта.

    Пояснения: Помимо копии исполненного контракта (договора) на выполнение в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, необходимо предоставить копию акта выполненных работ (акты необходимы для подтверждения стоимости выполненных работ).

  • Ситуация 3: Для предоставления сведений о наличии опыта у участника закупки вместо обеспечения исполнения контракта, участник представил сведения о трех контрактах, два из которых были исполнены, третий контракт поставщик завершал в текущем месяце.

    Пояснения: В данной ситуации возможно два варианта развития событий. Первый вариант — последний контракт будет зачтен участнику. Но такая ситуация возможна только в том случае, если он исполнен частично и соответствующая информация отражена в реестре контрактов. Например, это актуально по контрактам, которые предусматривают этапность выполнения. Второй вариант — последний контракт принят не будет, ввиду отсутствия информации о его исполнении в ЕИС.

При участии в закупках поставщику необходимо быть готовым к тому, что в отдельных случаях потребуется подтвердить наличие у него опыта исполнения контрактов. В части подтверждения данной информации участнику нужно учитывать порядок предоставления сведений об исполненных контрактах. Иначе, имея соответствующий опыт, но не подтвердив его по правилам законодательства о закупках, поставщик рискует остаться без выгодного контракта.

Напоминаем, что именно изменилось с января. Постановление Правительства № 2571 от 29.12.2021 отменило прежнее постановление о доптребованиях. Новые правила законодатели структурировали по разделам, посвященным отдельным сферам — культура, строительство и т.п. А в каждом разделе подробно расписали конкретный перечень работ — охранные услуги, реставрация и другие. Теперь заказчики обязаны устанавливать доптребования чаще — перечень случаев для их применения расширен. Однако требования применяют только для тендеров с ценой свыше:

  • 500 тыс. руб., если речь о реставрации, ценовом аудите и ремонте военной техники;
  • 10 млн руб. для федералов и 5 млн руб. для муниципалов при размещении некоторых заказов на стройку и дорожные работы;
  • 1 млн руб. при закупке техобслуживания, ремонта здания и уборки;
  • 50 млн руб. при закупке вооружений;
  • 10 млн руб. при заказе техобслуживания медтехники.

К какому виду работ предъявляют те или иные требования, можно посмотреть в приложении к постановлению. Например, от участников тендеров на текущий ремонт требуют опыт выполнения текущего или капитального ремонта с ценой не меньше 20% от цены нового тендера.

Как подтвердить соответствие доптребованиям при подаче заявки, подробно расписано в приложении к постановлению. Конкретный перечень документов зависит от вида работ. Например, при участии в тендере на капремонт дорог опыт выполнения договора подряда подтверждают:

  • копией закрытого договора,
  • актом приемки объекта капстроительства,
  • актом выполненных работ,
  • разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.

Застройщики прикладывают к заявке строительную смету, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта. Подрядчики с опытом непосредственного выполнения работ по капремонту дорог прикладывают к предложению исполненный договор и акт приемки.

Некоторые виды работ допускают подтверждение опыта контрактами с неустойкой, но она должна быть полностью погашена (пп. «б» п. 3 ПП № 2571).

Новые правила о доптребованиях уже успели изменить. Законодатели дополнили ПП № 2571 разделом об офсетных контрактах. Повышенные требования к исполнителям по инвестиционным контрактам применяют с августа. Теперь такие исполнители обязаны подтвердить:

  • опыт успешного исполнения договоров;
  • наличие выручки — не меньше 10% от суммы нового тендера;
  • сумму завершенных капвложений — не меньше 10% от новых инвестиций.

Объем выручки и капвложений считают не более, чем за пять последних лет. Если предмет офсетного контракта пересекается с доптребованиями к участникам тендеров на аналогичный предмет закупки из других разделов постановления, применяют только правила из раздела о заключении офсетных контрактов.

Рассказываем, какие документы подтвердят соответствие доптребованиям заказчика при подаче заявки на тендер с заключением офсетного контракта:

  • исполненный договор,
  • акт приемки,
  • налоговая декларация,
  • бухгалтерская отчетность.

Опыт успешного исполнения договора подтверждают номером записи из реестра контрактов, выпиской реестра контрактов с гостайной, исполненным контрактом по 44-ФЗ или договором по 223-ФЗ и актом приемки.

zakupki

Экономьте время для чего-то более важного: передайте участие в закупках экспертам

Сэкономить время

У заказчиков и поставщиков за год работы по новым правилам возникло множество вопросов. Минфин выпустил несколько разъяснений на болезненные темы. Рассказываем о самых полезных для заказчиков и поставщиков.

По строительным закупкам

Минфин уточнил, что опыт подтверждают исполненным контрактом и всеми актами о приемке, составленными в ходе выполнения обязательств (письмо Минфина России от 18.04.2022 № 24-06-06/34260). Если стройку вели в несколько этапов, одного акта для доказательства выполнения условий сделки недостаточно. Понадобятся акты, составленные по результатам закрытия каждого этапа.

Подрядчики при участии в тендерах на некапитальное строительство и благоустройство подтверждают свое соответствие требованиям ПП № 2571 опытом:

  • исполнения контракта на некапитальное строительство и благоустройство;
  • работы в качестве подрядчика на стройке и реконструкции объекта капстроительства;
  • застройщика, выполняющего работы по стройке и реконструкции объекта капстроительства.

Заказчик засчитывает как опыт только договоры с суммой не меньше 20% от НМЦК нового тендера, соответствующие по виду работ предмету тендера. Какие контракты могут подтвердить опыт работ, сходных с предметом торгов, расписано в приложении к ПП № 2571. Графа «Дополнительные требования к участникам» предусматривает несколько видов работ. В качестве опыта подойдет успешное выполнение хотя бы одного вида (письмо Минфина России от 14.02.2022 № 24-01-09/10138).

Подтверждением опыта может являться только договор подряда, где фирма выполняет роль прямого исполнителя, а не субподрядчика (определения Верховного Суда РФ от 22.10.2020 № 309-ЭС20-15792 по делу № А50-26381/2019, от 19.07.2021 № 304-ЭС21-10656).

По подтверждению опыта в других тендерах

Минфин напомнил, что подрядчики могут подтвердить опыт работы с госзаказом исполненными контрактами по 44-ФЗ и 223-ФЗ при участии в тендерах на (письмо Минфина России от 01.09.2022 № 24-06-06/85201):

  • военные перевозки морским и речным транспортом,
  • техобслуживание поездов военного назначения,
  • ремонт ядерного вооружения,
  • поставку оружия,
  • техосмотр медтехники,
  • охрану образовательных и научных учреждений,
  • отдых и оздоровление детей.

При участии в других тендерах с доптребованиями поставщики могут подтвердить опыт любыми договорами. Это значит, что заказчики обязаны принять в качестве подтверждающих документов не только соглашения по 44-ФЗ и 223-ФЗ, но и договоры с коммерческими компаниями. При этом договор должен быть полностью исполнен. Такими считают договоры, по которым прошла и поставка, и оплата.

Если участник предоставил недостоверную информацию в заявке, заказчик может отстранить его от торгов или отказаться от заключения сделки.

Спорных ситуаций за год возникало предостаточно. Большая часть была связана с подтверждением опыта работы с госзаказом. Также были и споры по ограничению конкуренции и техническим вопросам.

Подтверждающий опыт контракт еще не закрыт

Некоторые участники тендеров пытались подтвердить опыт работы с госзаказом еще не закрытыми в ЕИС контрактами. Например, участник тендера на дорожные работы (извещение № 0860400000322000028) подтвердил опыт данными договора и актами выполненных работ. Но в ЕИС этот контракт оказался не закрыт заказчиком и продолжал числиться среди соглашений на этапе «Исполнение». Закупочная комиссия отклонила заявку. Участник обратился в ФАС и ведомство поддержало подрядчика.

Вывод: изменение статуса контракта в ЕИС — обязанность заказчика. Если подрядчик подтверждает соответствие доптребованиям по правилам ПП № 2571, оснований для его отклонения нет.

Подтверждающий опыт контракт расторгнут

Иногда участники закупок прикладывают к заявке сведения о расторгнутых контрактах. Например, участник тендера на капремонт подтвердил опыт контрактом, расторгнутым по соглашению сторон. Работы были выполнены, но не в полном объеме, после чего подрядчик расторг соглашения с заказчиком по обоюдному согласию. Сумма выполненных работ по этому контракту составляла более 20% от суммы нового тендера. Заказчик не засчитал это соглашение в качестве подтверждения опыта работы с госзаказом и подрядчик обжаловал действия заказчика. ФАС поддержал подрядчика и обязал заказчика отменить результаты тендера (извещение № 0101300073322000004).

Вывод: расторжение контракта по соглашению сторон — не препятствие для его применения в качестве документа, подтверждающего опыт. Однако важно, чтобы сумма выполненных работ соответствует требованиям ПП № 2571относительно определенного вида закупки.

zakupki

Экономьте время для чего-то более важного: передайте участие в закупках экспертам

Сэкономить время

Доптребования по разным видам работ в одном тендере

В некоторых закупках встречается несколько видов работ в одном лоте. Например, заказчик объявил тендер на комплексное обслуживание здания. В стоимость включил техобслуживание строения и уборку (извещение № 0173100013822000006). Эти виды работ относятся к разным разделам ПП № 2571, и к исполнителям таких заказов предъявляют разные требования. Участник тендера пожаловался в ФАС и ведомство отменило результаты тендера.

Пример двойных доптребований заказчика из ЕИС

Вывод: включать в один тендер два вида доптребований нельзя. Если заказчик закупает разные виды работ, то и тендеры на каждый вид проводят раздельно. Вместе закупают только работы, технологически связанные между собой.

Сомнения в доптребованиях

Участники тендеров обжалуют доптребования заказчиков в тендерах на капремонт. Например: заказчик запустил открытый конкурс на капремонт ограждения школы (извещение № 0840300037422000178). Подрядчик засомневался в требованиях госучреждения и обжаловал положения извещения сославшись на то, что ограждение школы — не объект капстроительства. Однако контролеры поддержали заказчика, ведь ограждение — часть школьного здания и числятся они под одним инвентарным номером. Здание школы — объект капстроительства, значит доптребования заказчик установил верно.

Вывод: капремонтом считают работы, направленные на ремонт объектов капстроительства. Здание и ограждения относят к таким объектам. Значит при проведении подобных тендеров заказчики обязаны устанавливать доптребования к подрядчикам в соответствии с разделом ПП № 2571, посвященным этому виду работ.

Оператор ЭТП не проверяет документы

С января этого года оператор электронной площадки возвращает тендерную заявку подрядчику, если в реестре участников закупок нет документов о соответствии фирмы доптребованиям заказчика (пп. 5 ч. 6 ст. 43 44-ФЗ). Многие заказчики решили, что ответственность за проверку документов, подтверждающих соответствие подрядчика доптребованиям теперь лежит на ЭТП. Например, заказчик объявил аукцион на стройку с доптребованиями к подрядчикам по ПП № 2571 (извещение № 0600600009422000003). Заявку на участие подала фирма, формально соответствующая условиям тендера. ЭТП не вернула заявку обратно подрядчику, так как документы о соответствии доптребованиям были включены в реестр участников закупок. Документы поступили на рассмотрение заказчику, хотя к ним не был приложен акт приемки, и учреждение решило обжаловать действия ЭТП в ФАС. Ведомство приняло сторону торговой площадки, заявив, что проверка документов участника тендера — задача тендерной комиссии заказчика.

Вывод: ЭТП контролирует наличие документов, подтверждающих соответствие подрядчика условиям тендера в соответствии с правилами взаимодействия участников и ЭТП. Если фирма внесла бумаги в реестр, площадка считает, что они есть. Насколько полон перечень документов и соответствуют ли они ПП № 2571, проверяет комиссия заказчика.

zakupki

От регистрации в ЕИС до заключения контракта

Попробовать

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение от 20.03.2020 по вопросу подтверждения участником закупки опыта с учетом правопреемства в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе, Обращение), в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем Департамент считает возможным по изложенному в Обращении вопросу сообщить следующее.

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе устанавливается заказчиком в конкурсной документации в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее — Правила оценки заявок).

В соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Пунктом 27 Правил оценки заявок установлено, что показателем нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил оценки заявок, может быть в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

Пунктами 27(1) — 27(4) Правил оценки заявок предусмотрены особые требования к показателям нестоимостного критерия «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» и порядку подтверждения наличия опыта работы, связанного с предметом контрактов (договоров), устанавливаемые при осуществлении закупок услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций.

Таким образом, заказчик при установлении в документации о закупке порядка оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки» обязан руководствоваться в том числе требованиями пунктов 27(1) — 27(4) Правил оценки заявок.

Вместе с тем при осуществлении закупок иных товаров, работ, услуг в случае наличия в документации о закупке показателя «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» критерия «квалификация участников закупки» заказчик самостоятельно устанавливает требования к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки, а также раскрывает содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки.

При этом Департамент обращает внимание, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

Дополнительно Департамент обращает внимание, что в случае, если при осуществлении закупок товаров, работ, услуг нарушаются права и законные интересы участника закупки, такое лицо вправе обжаловать действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, или в судебном порядке.

Наверх

О рассмотрении заявок участников закупки на предмет соответствия дополнительным требованиям

																					

С 1 января 2022 г. дополнительные требования к участникам закупок устанавливаются по-новому, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571[1] (далее — ПП РФ № 2571). С тех пор прошло достаточно времени, чтобы можно было обобщить первую практику применения обновленных требований. В этой статье мы рассмотрим нарушения, допускаемые участниками закупок при подтверждении своего соответствия дополнительным требованиям, а заказчиками — при рассмотрении документов, которые поступили от участников закупки.

Ошибки участников закупки

Анализ правоприменительной практики наводит на мысль, что некоторые участники закупок подают заявки «на авось», а после руководствуются тем же принципом, чтобы обжаловать заслуженное отклонение. Рассмотрим десять наиболее распространенных ошибок и нарушений.

1. Цена контракта, представленного в подтверждение соответствия дополнительному требованию, меньше установленного в ПП РФ № 2571 значения.

Это очевидная, но вместе с тем часто встречающаяся ошибка.

Пример

В подтверждение своего соответствия дополнительным требованиям предприниматель предоставил сведения об исполнении договора с реестровым номером 1784232871921000172. Стоимость выполненных работ по данному договору составляет менее 20 % от НМЦК проводимой закупки[2].

2. Документы, подтверждающие выполнение работ, подписаны ранее чем за пять лет до даты подачи заявки на участие в закупке[3].

Участники закупок забывают об универсальных требованиях к сроку подписания «закрывающих документов», которые содержатся в абз. 3 подп. «б» п. 3 ПП РФ № 2571.

Пример

В подтверждение наличия опыта выполнения работ по поз. 7 приложения к ПП РФ № 2571 участником закупки представлен договор от 01.09.2013 на выполнение строительно-монтажных работ по строительству двух многоэтажных жилых домов (№ 1 и 2), акты приемки выполненных работ и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.

Вместе с тем разрешение на ввод в эксплуатацию многоэтажного жилого дома № 2 подписано 10 августа 2016 г., что не соответствует требованиям ПП РФ № 2571[4].

3. Предмет контракта, представленного в подтверждение соответствия дополнительному требованию, не соответствует требованиям ПП РФ № 2571.

Еще одна распространенная ошибка, которая объясняется, скорее всего, обычной невнимательностью.

Пример

В качестве документа, подтверждающего его соответствие дополнительным требованиям, предприниматель представил договор на поставку оборудования для системы медицинского газоснабжения (код ОКПД2 32.50.50.190), что не соответствует предмету проводимой закупки (выполнение работ по текущему ремонту). Следовательно, указанный договор не является подтверждением соответствия участника закупки дополнительным требованиям, установленным на основании поз. 15 приложения к ПП РФ № 2571[5].

4. Вместо указанных в ПП РФ № 2571 документов, подтверждающих выполнение работ, предоставляются какие-то иные документы.

Например, вместо актов выполненных работ (по форме КС-2) предоставляется справка об их стоимости (по форме КС-3). Такая справка не подтверждает соответствие участника закупки дополнительному требованию, потому что не содержит наименований видов работ, выполненных участником закупки, и сведений об их объеме[6].

А вместо положительного заключения экспертизы проектной документации и/или результатов инженерных изысканий, предусмотренного поз. 6 приложения к ПП РФ № 2571, может быть предоставлено … внутреннее заключение о приемке, которое составил заказчик по контракту, представленному в подтверждение соответствия дополнительному требованию.

Пример правовой оценки

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации и/или экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и/или подготовку проектной документации[7], по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, когда проведение государственной экспертизы является обязательным.

Негосударственная экспертиза проводится юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы в порядке, установленном Правительством РФ[8].

Предоставленное участником закупки экспертное заключение ГКУ НСО «Хозяйственное управление» не соответствует требованиям извещения о закупке, т. к. данное учреждение не является организацией, уполномоченной на проведение государственной или негосударственной экспертизы, а является лишь государственным заказчиком по контракту, представленному в подтверждение наличия у участника необходимого опыта. Данное экспертное заключение оформлено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, тогда как согласно извещению требовалось предоставить положительное заключение экспертизы проектной документации и/или результатов инженерных изысканий в рамках ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ[9].

5. Предоставляют контракты, исполнение которых не завершено.

Иногда участник закупки сам честно признается на заседании комиссии ФАС России, что работы по контракту, которым он хотел доказать наличие у него нужного опыта, еще не выполнены в полном объеме[10].

Однако в момент рассмотрения заявок у комиссии заказчика нет возможности задавать вопросы участникам закупки. По каким признакам в таком случае считать исполнение контракта завершенным? Достаточно ли того, что в составе заявки представлены акты выполненных работ на сумму, соответствующую цене контракта? Или же непременно нужно, чтобы данный контракт имел в ЕИС статус «исполнение завершено»?

Что касается галочки «исполнение завершено», то само по себе ее наличие — необязательный атрибут, если в ЕИС имеются акты выполненных работ на весь объем обязательств по контракту.

Пример аргументации

В качестве информации, подтверждающей его соответствие дополнительным требованиям, участник закупки представил запись из реестра контрактов № 1420705428920000190. Цена данного контракта составляет 80 673 187 руб., стоимость фактически исполненных подрядчиком обязательств — 80 673 187 руб., фактически оплачено 80 673 187 руб. Также в реестре контрактов содержатся сканированные образы актов приемки выполненных работ (по форме КС-2) на сумму, соответствующую цене контракта, — 80 673 187 руб.

Таким образом, вышеуказанные сведения из реестра контрактов подтверждают тот факт, что участник закупки исполнил обязательства по контракту в полном объеме.

Действующее законодательство не содержит обязательного требования об указании в реестровой записи информации о статусе контракта «исполнение завершено». Соответствие дополнительным требованиям определяется исключительно по фактическому исполнению обязательств и наличию актов выполненных работ[11].

А как вам такая ситуация: участник закупки представил в составе заявки акты выполненных работ на весь объем обязательств по контракту, однако в ЕИС этих актов нет? Участника закупки не ждет ничего хорошего, т. к. срабатывает правило, содержащееся в абз. 9 подп. «б» п. 3 ПП РФ № 2571: в случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в ЕИС, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки в подтверждение своего соответствия дополнительным требованиям, приоритет имеет информация, содержащаяся в ЕИС.

Пример аргументации

Заявка индивидуального предпринимателя содержит в качестве подтверждения соответствия дополнительному требованию копию муниципального контракта № 0813600003620000027, акт о приемке выполненных работ и справку о стоимости выполненных работ и затрат, датированные 22.12.2020.

Вместе с тем вплоть до 30.05.2022 указанный контракт имел в ЕИС статус «исполнение». По состоянию на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе (25.05.2022) в разделе «Информация об исполнении (о расторжении) контракта» отсутствовали какие-либо документы.

Следовательно, на момент рассмотрения заявок на участие в аукционе (24.05.2022) имелись противоречия между информацией, представленных предпринимателем в составе заявки на участие в аукционе, и информацией, размещенной в ЕИС (о том, что контракт находится на стадии исполнения). С учетом абз. 9 подп. «б» п. 3 ПП РФ № 2571 у комиссии заказчика имелись правовые основания для отклонения заявки предпринимателя по причине неподтверждения им своего соответствия дополнительному требованию[12].

6. Предоставляют документы не в полном объеме.

По общему правилу документы и сведения, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, предоставляются в полном объеме и со всеми приложениями[13]. Исключения из этого правила носят точечный характер (см. абзацы 6 и 7 подп. «г» п. 3 ПП РФ № 2571) — например, договоры и акты приемки объектов капитального строительства могут направляться без приложения к ним проектной документации, если она является приложением к таким договорам и актам.

Рассмотрим следующую ситуацию:

  • заказчику поступил от оператора электронной площадки пакет документов, подтверждающих его соответствие требованиям ПП РФ № 2571;
  • в представленных документах содержится номер записи о выполненном контракте в реестре контрактов;
  • анализ реестровой записи позволяет установить, что информация в заявке неполная (например, не хватает какого-нибудь дополнительного соглашения к контракту).

Эту ситуацию можно трактовать двояко:

1) участник закупки представил документы и сведения, подтверждающие его соответствие дополнительным требованиям, не в полном объеме, поэтому его заявка подлежит отклонению;

2) отклонять заявку не за что, т. к. по номеру реестровой записи комиссия заказчика получила доступ ко всей полноте информации об исполненном контракте в ЕИС — тем более что в абз. 7 подп. «б» п. 3 ПП РФ № 2571 прямо говорится о праве участника закупки направить номер реестровой записи вместо предоставления документов, которые содержатся в такой записи.

В настоящее время в правоприменительной практике встречаются оба этих подхода.

Пример 1. «Отклонять за предоставление неполной информации»

Участник закупки решил подтвердить наличие у него нужного опыта контрактом № 0320300038120000006 и актом приема-передачи товара. Согласно сведениям, содержащимся в ЕИС, сторонами заключались дополнительные соглашения № 1 и 2 к контракту, которые участником закупки в составе заявки представлены не были.

По смыслу п. 1 ст. 450 ГК РФ дополнительное соглашение к договору, изменяющее или дополняющее его условия, само по себе также является неотъемлемой частью договора. Таким образом, заявка подлежит отклонению в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных п. 3 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ[14].

Пример 2. «Если есть номер реестровой записи, этого достаточно»

Если предусмотренные приложением к ПП РФ № 2571 документы и сведения содержатся в ЕИС, то вместо направления таких документов участник закупки вправе направить номер реестровой записи из соответствующего реестра (абз. 7 подп. «б» п. 3 ПП РФ № 2571).

Документы, подлежащие предоставлению в соответствии с п. 1 поз. 9 приложения к ПП РФ № 2571 по контрактам с реестровыми номерами, указанными участником, размещены в ЕИС. Следовательно, участником закупки представлены все необходимые документы и сведения, подтверждающие его соответствие требованиям ПП РФ № 2571. Оснований для отклонения заявки у комиссии заказчика не было[15].

Поскольку правоприменительная практика по данной проблеме только формируется, авторам ничего не остается, кроме как рекомендовать в качестве ориентира позицию того контрольного органа, который будет проводить проверку вашей закупки.

Отдельно стоит отметить возрождение бытовавшей до 1 января 2022 г. практики, в соответствии с которой комиссия заказчика не вправе учитывать документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, если они включены участником закупки непосредственно в заявку, а не направлены через оператора электронной площадки посредством механизма аккредитации[16].

7. Предоставляют несколько договоров на общую сумму, соответствующую дополнительному требованию, вместо одного договора с ценой, которая соответствует такому требованию.

Единственным исключением из правила о предоставлении одного контракта или договора с ценой, соответствующей дополнительному требованию, является случай, предусмотренный в абз. 13 подп. «б» п. 3 ПП РФ № 2571. Согласно этой норме необходимым «опытом исполнения договора» также считается опыт исполнения контрактов, исполненных участником закупки по результатам проведения совместного конкурса или аукциона. При этом ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг считается сумма цен товаров, работ, услуг, поставленных, выполненных, оказанных по таким контрактам.

Иногда участники закупок надеются, что заказчик зачтет в качестве необходимого опыта подборку из нескольких никак не связанных друг с другом контрактов.

Пример

Обстоятельства дела: закупка услуг по организации школьного питания, НМЦК 17 117 629,61 руб. Установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с поз. 33 приложения к ПП РФ № 2571.

Вывод УФАС: участнику закупки следовало предоставить один исполненный договор с ценой оказанных услуг не менее 20 % от НМЦК проводимой закупки (3 423 525,92 руб.). Вместо этого им были представлены четыре контракта, цена каждого из которых меньше указанной суммы[17].

8. Не учитывают случаи, когда наличие опыта подтверждается не любым договором, а только контрактом, заключенным в соответствии с Законом № 44-ФЗ, или договором, заключенным в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Пример

В извещении о закупке работ по благоустройству установлены дополнительные требования в соответствии с поз. 9 приложения к ПП РФ № 2571. Участник закупки подтвердил наличие у него опыта работы гражданско-правовым договором на выполнение работ по благоустройству приусадебной территории, заключенным с ООО «Аква-Азимут».

Правовая оценка УФАС: если участник закупки подтверждает наличие у него опыта выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, то такие работы должны были выполняться им по контракту, заключенному в соответствии с Законом № 44-ФЗ, или по договору, заключенному в соответствии с Законом № 223-ФЗ (абз. 5 подп. «б» п. 3 ПП РФ № 2571).

ООО «Аква-Азимут» не является заказчиком в соответствии с ч. 2. ст. 1 Закона № 223-ФЗ[18]. Следовательно, гражданско-правовой договор на выполнение работ по благоустройству приусадебной территории, заключенный с указанной организацией, не выполнялся в рамках Закона № 223-ФЗ, а потому не может подтверждать соответствие участника закупки дополнительному требованию[19].

Нередко участник закупки винит в предоставлении несоответствующих документов не себя, а … оператора электронной площадки, который не уберег его от досадной ошибки. Самое интересное, что ФАС России соглашается с этим!

Пример

Для аккредитации по поз. 15 приложения к ПП РФ № 2571 участник закупки направил оператору электронной площадки гражданско-правовой договор на выполнение работ по текущему ремонту, тогда как соответствие дополнительному требованию по указанной позиции может подтверждаться исключительно контрактом, заключенным по Закону № 44-ФЗ, или договором, заключенным по Закону № 223-ФЗ. Данное требование содержится в абзаце пятом подп. «б» п. 3 ПП РФ № 2571[20].

Несмотря на это, участник закупки успешно прошел аккредитацию и подал заявки на участие в ряде аукционов с дополнительными требованиями, предусмотренными поз. 15 приложения к ПП РФ № 2571. Поскольку во всех случаях заявки участника были отклонены, он потерял обеспечение третьей заявки[21] в соответствии с ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ.

После этого участник закупки обратился в ФАС России с жалобой на действия оператора, который аккредитовал его, несмотря на несоответствие представленного договора требованиям ПП РФ № 2571.

Правовая оценка ФАС России: в соответствии с подп. «г» п. 4 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки[22] последний рассматривает представленные участником закупки для прохождения аккредитации документы и сведения в т. ч. на предмет соответствия положениям абзацев пятого, седьмого и десятого подп. «б» п. 3 ПП РФ № 2571.

Неправомерная аккредитация участника закупки оператором электронной площадки повлекла неоднократное отклонение заявок участника на протяжении одного квартала. Как следствие, денежные средства в размере обеспечения третьей заявки были перечислены в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Действия оператора электронной площадки нарушают ч. 13 ст. 24.2 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 10 ст. 7.30 КоАП РФ[23].

Кроме того, некоторые участники ошибочно полагают, что контракты, заключенные в соответствии постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615[24] (далее — ПП РФ № 615), приравниваются к контрактам, заключенным в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Это не так!

Пример аргументации

В соответствии с п. 2 ПП РФ № 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Законом № 44-ФЗ, в порядке, установленном указанным законом.

Таким образом, ПП РФ № 615 прямо предусматривает, что действие Закона № 44-ФЗ распространяется исключительно на использование способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Хотя ПП РФ № 615 и содержит ссылки на Закон № 44-ФЗ, договор, заключенный в рамках применения данного постановления, не является договором, заключенным в рамках Закона № 44-ФЗ или Закона № 223-ФЗ. Согласно п. 196 ПП РФ № 615 договор о проведении капитального ремонта заключается заказчиком в соответствии с ГК РФ[25].

9. Предоставляют договоры субподряда.

В 2022 году органы ФАС России по-прежнему не считают договор субподряда надлежащим подтверждением опыта участника.

Пример правовой оценки

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 установлено требование к наличию опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги участником закупки в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не в качестве субподрядчика.

В определениях Верховного Суда РФ от 22.10.2020 № 309-ЭС20-15792 по делу № А50-26381/2019, от 19.07.2021 № 304-ЭС21-10656 также указано, что лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительных работ, не может быть признано имеющим опыт строительства самого линейного объекта в целом, в частности, опыт по сдаче и вводу в эксплуатацию объекта, а также исполнению гарантийных обязательств.

В соответствии с представленным договором субподряда участник закупки выполнил некий комплекс строительных работ, а не реконструкцию линейного объекта в целом. Таким образом, договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не подтверждает наличие у него необходимого опыта. Заявка участника закупки обосновано признана не соответствующей требованиям извещения об аукционе[26].

Противоположная практика пока не выявлена, хотя суды, возможно, еще скажут здесь свое веское слово[27].

10. Предоставляют недостоверные (фальсифицированные) документы.

Дополнительные требования к участникам закупок — не что иное, как фильтр, призванный не допустить к участию в закупках с довольно высокой НМЦК тех, кто не имеет опыта исполнения контрактов сопоставимого характера и объема. Попытки недобросовестных участников закупок преодолеть этот фильтр при помощи различных махинаций и подтасовок — вполне ожидаемое явление. Задача заказчика — методично выводить шарлатанов и проходимцев на чистую воду!

Пример 1

Заказчика насторожило отсутствие в ЕИС договора на реконструкцию автомобильной дороги, представленного предпринимателем в подтверждение своего соответствия дополнительному требованию. Выезд на место производства работ, указанное в договоре, показал, что никакие работы по этому адресу не выполнялись (заказчик зафиксировал этот факт посредством видеосъемки).

Предприниматель посчитал отклонение своей заявки необоснованным и обжаловал его.

В целях проверки подлинности представленного договора комиссия УФАС запросила у заказчика работ результаты проверки скрытых работ и испытательных проб, однако этот запрос был проигнорирован.

Ответ предпринимателя на просьбу УФАС о предоставлении документов, подтверждающих приобретение асфальтобетонной смеси, привлечение субподрядчиков и т. д. приведем с сохранением авторской орфографии:

«На текущий момент у меня как у индивидуального предпринимателя есть большой объем работ, в том числе проблема с логистикой ввиду погоды которая есть, также мной уже закуплено на 8 миллионов материалов ввиде битума под исполнение данного контракта, который я принял на свой страх и риск для того чтобы завести его зимой, он сейчас лежит в Усинске, естественно весь период времени занимались тем, чтобы подготовиться к контракту к этому и другим. Я один, у меня один инженер сейчас уже полтора месяца лежит с постковидным синдромом, второй инженер у меня где то недели полторы в запое, то есть естественно на первое ваше обращение я подготовиться смог в течение 3–4 дней, я готовил самостоятельно с привлечением инженера, а после соответственно я один. Часть документов пришлось поднимать из архивов, часть документов искать, потому что выполнялась работа в тот период, и я как руководитель не обязан следить за всеми направлениями, которая организация моя ведет, для этого есть уполномоченные лица. Когда они отсутствуют на рабочем месте, мне сложно сориентироваться, что где взять».

На предложение антимонопольного органа о предоставлении дополнительного времени для подготовки необходимых документов предприниматель ответил отказом.

Вывод УФАС: в данном случае комиссия заказчика действительно не имела достаточных оснований учитывать представленный договор в качестве документа, подтверждающего наличие у участника закупки необходимого опыта[28].

Пример 2

В подтверждение своего соответствия дополнительному требованию, предусмотренному п. 9 приложения к ПП РФ № 2571, участник закупки представил договор подряда на строительство индивидуального жилого коттеджа, заключенный с физическим лицом К. 29 апреля 2021 г. При этом срок начала работ по договору был определен как «с момента заключения договора», а срок окончания работ — «31.01.2021».

Участник закупки обжаловал отклонение его заявки: по его мнению, речь шла всего лишь о технической ошибке, тем более что в составе заявки был представлен акт сдачи-приемки выполненных работ от 18.01.2022.

Правовая оценка УФАС: в силу п. 1 ст. 708 конечный срок выполнения работы является существенным условием договора подряда. Противоречивая информация в части установления объективно неисполнимых сроков выполнения работ по представленному договору не позволяет определить достоверность (заключенность) данного договора, а с учетом дефектности одного из образующих условий сделки — и действительность договора (фактически имеет место сделка с пороками содержания).

Кроме того, на заседание комиссии УФАС уполномоченный орган представил информацию Комитета архитектуры, градостроительства и землепользования Администрации города Нягань, согласно которой земельный участок для индивидуального жилищного строительства по адресу, указанному в спорном договоре, физическому лицу К. не выделялся, уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства и уведомления об окончании строительства не поступало[29].

Ошибки заказчиков

1. Не обращают внимания на ошибки участников закупок и признают их соответствующими дополнительным требованиям.

Большинство примеров, приведенных выше, взято как раз из таких решений контрольных органов. Заказчик, помни: внимательность — самая действенная профилактика штрафов!

2. Будучи вынуждены применять ПП РФ № 2571, сами до конца не понимают некоторые его положения.

Так, многим непросто понять, что требование о предоставлении исключительно контракта, заключенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ, или договора, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ, часто зависит от предмета такого контракта/договора.

Пример

В подтверждение своего соответствия дополнительному требованию, предусмотренному поз. 9 приложения к ПП РФ № 2571, участник закупки представил договор на выполнение работ по строительству одноэтажного жилого дома, заключенный с физическим лицом. Заявка была отклонена на том основании, что представленный договор не является контрактом по Закону № 44-ФЗ или договором по Закону № 223-ФЗ.

Правовая оценка УФАС: ПП РФ № 2571 не содержит требований о том, что договор на строительство объекта капительного строительства непременно должен быть заключен и исполнен в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ. Оснований для отклонения заявки не было[30].

3. Торопятся с выводами о несоответствии участников закупки дополнительным требованиям.

Не стоит забывать народную мудрость: семь раз отмерь, один раз отрежь!

Пример

Заявка была отклонена в связи с несоответствием суммарной общей стоимости актов о приемке выполненных работ (по форме КС-2) и общей стоимости по справке о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3), представленных в составе второй части заявки на участие в конкурсе.

Вместе с тем из положений п. 2 графы «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям» поз. 7 приложения к ПП РФ № 2571 следует, что акты о приемке выполненных работ (по форме КС-2) рассматриваются в качестве подтверждения соответствия участника закупки дополнительным требованиям в случае, если акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11 не содержит общую сумму выполненных работ.

В рассматриваемом случае представленный в составе заявки акт по форме КС-11 содержит общую сумму выполненных работ. Указанный акт необоснованно не принят комиссией заказчика во внимание, отклонение заявки незаконно[31].

4. Считают участников закупки обязанными предоставлять документы, которые на самом деле не обязательны к предоставлению.

В ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ сформулирована, казалось бы, прописная истина: заказчики не вправе предъявлять к участникам закупок никакие требования в нарушение Закона № 44-ФЗ. Однако при применении дополнительных требований к участникам закупок заказчики так и норовят нарушить эту норму.

Пример 1

При закупке работ по комплексному обследованию здания заказчик установил дополнительные требования в соответствии с поз. 6 приложения к ПП РФ № 2571 и потребовал от участников закупки предоставления следующих подтверждающих документов:

1) исполненного договора;

2) акта выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;

3) положительного заключения экспертизы проектной документации и/или результатов инженерных изысканий.

При этом заказчик зачем-то удалил из последнего пункта имеющуюся в ПП РФ № 2571 оговорку «за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности».

Участник закупки подтвердил свое соответствие дополнительному требованию контрактом на выполнение работ по инженерно-техническому обследованию зданий и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт фасада здания.

Заявка была отклонена из-за отсутствия в ее составе положительного заключения экспертизы проектной документации и/или результатов инженерных изысканий.

Правовая оценка УФАС: в соответствии с ч. 3 ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства. Таким образом, по представленному контракту экспертиза проектной документации не предусмотрена законодательством РФ[32].

Пример 2

В пакете документов, представленном участником закупки в подтверждение своего соответствия дополнительному требованию, предусмотренному поз. 10 приложения к ПП РФ № 2571, разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию не сопровождались техническими планами.

Это послужило причиной для отклонения заявки, т. к. без технического плана объект капитального строительства не может быть поставлен на государственный кадастровый учет.

Правовая оценка УФАС: технический план разрабатывается в целях постановки объекта капитального строительства на государственный кадастровый учет и не является документом, подтверждающим наличие у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с ПП РФ № 2571. Отсутствие технического плана в составе заявки не может являться основанием для ее отклонения[33].

5. Нарушают требования к содержанию протокола рассмотрения заявок, не отражая в нем должным образом аргументацию отклонения.

Как следует из п. 2 ч. 13 ст. 48 Закона № 44-ФЗ, в случае отклонения заявки в протокол включается обоснование такого решения с указанием:

  • положений Закона № 44-ФЗ и извещения о закупке, которым не соответствует заявка;
  • положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют Закону № 44-ФЗ и извещению о закупке.

К сожалению, очень часто решение об отклонении заявки, абсолютное верное по сути, оказывается неверным по форме из-за нарушения вышеуказанной нормы.

Пример

Во исполнение требований ПП РФ № 2571 участник закупки (ООО «Моспроектинжиниринг») представил договор подряда, якобы заключенный им с ООО «Стройресурс». В ответ на запрос заказчика ООО «Стройресурс» сообщило об отсутствии договорных отношений с ООО «Моспроектинжиниринг».

Формулировка решения об отклонении заявки: «Решение по заявке: не соответствует. Причины несоответствия заявки требованиям: выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ). Основания отклонения заявки: информация и документы, предусмотренные п. 3 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, содержат недостоверную информацию».

Правовая оценка УФАС: протокол рассмотрения вторых частей заявок фактически не содержит обоснования решения об отклонении заявки на участие в закупке, а именно не содержит указания на несоответствие участника установленным дополнительным требованиям, что не позволяет определить правомерность действий комиссии заказчика и препятствует участникам закупки надлежащим образом обжаловать действия комиссии, поскольку делает невозможным заявить конкретные возражения по признанию заявки несоответствующей извещению о закупке[34].

***

Авторы надеются, что представленный обзор правоприменительной практики будет полезен специалистам в сфере закупок, в обязанности которых входит рассмотрение заявок участников закупок.

  1. «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации». ↑

  2. Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 17.05.2022 по делу № 44-1433/22 (изв. № 0172200005522000091). См. также решения ФАС России от 18.05.2022 по делу № 22/44/93/78 (изв. № 0351100000722000014), Владимирского УФАС России от 23.05.2022 № 033/06/48-330/2022 (изв. № 0128200000122002037). ↑

  3. Соответствующее требование содержится в абз. 3 подп. «б» п. 3 ПП РФ № 2571. ↑

  4. Решение ФАС России от 18.05.2022 по делу № 22/44/93/78 (изв. № 0351100000722000014). Не обнаружив этот факт и признав заявку участника закупки соответствующей требованиям извещения о закупке, члены комиссии заказчика допустили нарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ. ↑

  5. Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 17.05.2022 по делу № 44-1433/22 (изв. № 0172200005522000091). ↑

  6. Решение Хабаровского УФАС России от 18.05.2022 № 7-1/104 по делу № 027/06/106-635/2022 (изв. № 0122300006122000456). ↑

  7. В случаях, предусмотренных ч. 1.1 и 1.2 ст. 48 ГрК РФ. ↑

  8. П. 2 постановления Правительства РФ от 31.03.2012 № 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий». ↑

  9. Решение Красноярского УФАС России от 12.04.2022 № 024/06/105-863/2022 (изв. № 0119200000122002183). ↑

  10. См., например, решение ФАС России от 11.03.2022 по делу № 28/06/105-566/2022 (изв. № 0318100043422000011): «представителем заявителя на заседании подтверждено, что часть работ, предусмотренных контрактом, не выполнена». ↑

  11. Решение Новосибирского УФАС России от 16.05.2022 № 054/06/48-834/2022 (изв. № 0351300121422000005). ↑

  12. Решение Удмуртского УФАС России от 01.06.2022 по делу № 018/06/106-391/2022 (изв. № 0813500000122006276). И таких случаев немало: см., например, решение Дагестанского УФАС России от 31.05.2022 № 005/06/106-1017/2022 (изв. № 0103200008422001008) или решение Краснодарского УФАС России от 11.05.2022 № 305/2022 по делу № 023/06/31-1801/2022 (изв. № 0118300018722000267): «по сведениям, размещенным в ЕИС, цена контракта — 5 633 757,89 руб.; фактически оплачено — 4 074 053,08 руб., стадия „исполнение“; таким образом, заявитель не подтвердил наличие опыта, требуемого при капитальном ремонте объектов капитального строительства». ↑

  13. Абз. 7 подп. «б» п. 3 ПП РФ № 2571. ↑

  14. Решение Приморского УФАС России от 18.05.2022 № 025/06/49-425/2022 (изв. № 0820500000822002189). ↑

  15. Решение Коми УФАС России от 28.02.2022 № 011/06/99-156/2022 по делу № 04-07/1680 (изв. № 0107300017122000005). ↑

  16. См. решение Красноярского УФАС России от 02.03.2022 № 024/06/105-541/2022 (изв. № 0319300010122000010). ↑

  17. Решение Якутского УФАС России от 12.04.2022 по делу № 014/06/59-412/2022 (изв. № 0116300000222000068). См. также решение Санкт-Петербургского УФАС России от 17.05.2022 по делу № 44-1433/22 (изв. № 0172200005522000091). ↑

  18. Вопрос о том, является ли ООО «Аква-Азимут» заказчиком по Закону № 44-ФЗ, антимонопольный орган справедливо счел не заслуживающим постановки. ↑

  19. Решение Ставропольского УФАС России от 05.05.2022 по делу № 026/06/99-756/2022 (изв. № 0321300002922000018). ↑

  20. Предметом контракта/договора может быть при этом не только текущий ремонт зданий/сооружений, но и капитальный ремонт объекта капитального строительства. ↑

  21. Закупка № 0351300133822000002. ↑

  22. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 № 1202 «О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки». ↑

  23. Решение ФАС России от 08.04.2022 по делу № П-121/22. ↑

  24. «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и/или выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». ↑

  25. Решение Крымского УФАС России от 28.04.2022 по делу № 082/06/106-535/2022. ↑

  26. Решение Сахалинского УФАС России от 18.03.2022 по делу по делу № 065/06/106-124/2022 (изв. № 0361200015022000410). См. также решения Пермского УФАС России от 12.04.2022 по жалобе № 005399-22 от 05.04.2022 (изв. № 0156200009922000141), Красноярского УФАС России от 08.04.2022 № 024/06/105-852/2022 (изв. № 0119200000122001651), Московского УФАС России от 11.04.2022 по делу № 077/06/106-5479/2022 (изв. № 0173200001422000132), Хабаровского УФАС России от 07.04.2022 № 7-1/47 (изв. № 0122300011122000009), Ямало-Ненецкого УФАС России от 31.03.2022 № 089/06/48-263/2022 (изв. № 0190300000222000005), Тюменского УФАС России от 31.03.2022 по делу № 072/06/44/34/2022 (изв. № 0867300000922000078), Коми УФАС России от 25.03.2022 по закупке № 0307200030622000225, Ставропольского УФАС России от 25.03.2022 по делу № 026/06/48-504/2022 (изв. № 0321300001122000020), Якутского УФАС России от 21.03.2022 по делу № 014/06/48-347/2022 (изв. № 0816500000622001552). Авторы благодарят О. Е. Никитину за мониторинг правоприменительной практики по данному вопросу. ↑

  27. Так, в определении Верховного Суда РФ от 21.07.2021 № 310-ЭС21-11067 по делу № А23-3687/2020 была сформулирована следующая позиция: «Действующее законодательство не предусматривает необходимость представления документов, подтверждающих опыт выполнения соответствующих работ исключительно в качестве генерального подрядчика. Для определения наличия у участника закупки опыта по выполнению соответствующих работ не имеет значения в каком качестве он являлся их исполнителем, в качестве генподрядчика или субподрядчика». ↑

  28. Решение Ненецкого УФАС России от 11.04.2022 № 083/06/99-02/2022 (изв. № 0384300011322000024). ↑

  29. Решение Ямало-Ненецкого УФАС России от 07.04.2022 № 089/06/48-286/2022 (изв. № 0190300000222000016). ↑

  30. Решение Ставропольского УФАС России от 25.04.2022 по делу № 026/06/48-714/2022 (изв. № 0121300003222000038). ↑

  31. Решение ФАС России от 25.03.2022 по делу № 28/06/105-739/2022 (изв. № 0800400003422000001). См. также решение Краснодарского УФАС России от 10.03.2022 № 137/2022 по делу № 023/06/99-839/2022 (изв. № 0818500000822000425): заказчик посчитал, что контракт на выполнение работ «по благоустройству площади» не может подтверждать соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному поз. 10 приложения к ПП РФ № 2571, однако анализ выполненных по этому контракту работ показал, что фактически это были работы по реконструкции (т. е. контракт полностью соответствовал требованиям ПП РФ № 2571). ↑

  32. Решение Ставропольского УФАС России от 23.05.2022 по делу № 026/06/48-871/2022 (изв. № 0110100000622000006). ↑

  33. Решение Якутского УФАС России от 28.03.2022 по делу № 014/06/54.1-385/2022 (изв. № 0816500000622002097). Контрольный орган сослался на письмо ФАС России от 22.05.2020 № ИА/43260/20, в котором была изложена аналогичная позиция в отношении постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (постановления-предшественника ныне действующего ПП РФ № 2571). ↑

  34. Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 05.04.2022 по делу № 44-1030/22 (изв. № 0372200067822000004). См. также решение ФАС России от 11.03.2022 по делу № 28/06/105-566/2022 (изв. № 0318100043422000011). ↑

Статья опубликована в журнале ПРОГОСЗАКАЗ.РФ, 2022, № 7.

ЗАКАЗАТЬ ПОДГОТОВКУ ЗАЯВКИСведения о характеристиках товаров

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96.

Письмо Минфина России от 31 октября 2019 г. N 24-02-08/84217 «О рассмотрении обращения»

9 декабря 2019

Минфин России, рассмотрев обращение, направленное письмом,

по вопросу о порядке подтверждения опыта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта,

в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее — Постановление N 99, Обращение), в рамках компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем Минфин России считает возможным по изложенному в Обращении вопросу сообщить следующее.

Пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 установлено дополнительное требование к участникам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Документами, подтверждающими соответствие участника закупки указанному дополнительному требованию, являются:

— копия исполненного контракта (договора);

— копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

— копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Таким образом, с целью подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99, в составе заявки участника закупки должен быть представлен хотя бы один контракт (договор) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) в отношении одного объекта.

При этом такой контракт (договор) должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме, то есть выполнение работ по соответствующему контракту (договору) должно быть завершено.

Наличие такого контракта (договора), а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в Постановлении N 99) является условием допуска к участию в соответствующей закупке.

На основании изложенного, с целью подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99, участник закупки предоставляет совокупность документов, предусмотренных Постановлением N 99, подтверждающих наличие опыта у конкретного лица и позволяющих сделать вывод об объеме выполненных работ непосредственно этим участником.

Согласно части 12 статьи 24.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого вида работ, к которым предъявляются дополнительные требования, электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202, и подпунктом «а» пункта 2 части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки рассматривает представленные документы, в том числе на предмет соответствия перечня представленных документов перечню, который предусмотрен графой «Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям» Приложения N 1 к Постановлению N 99, и принимает решение об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае несоответствия такому перечню.

Таким образом, оператор электронной площадки в силу положений Закона о контрактной# обеспечивает исключительно проверку «комплектности» документов при их размещении в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

В соответствии с частью 8.2 статьи 66 и частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

При этом в силу части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе проверку относимости опыта выполнения работ, оборудования в целях принятия решения о соответствии либо несоответствии участника закупки дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением N 99, осуществляет комиссия заказчика в рамках конкретной закупки.

Необходимо отметить, что основания для отклонения заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

Аукционная комиссия самостоятельно принимает решение об отклонении заявки, руководствуясь положениями документации об электронном аукционе и Законом о контрактной системе.

При этом наличие либо отсутствие признаков нарушения Закона о контрактной системе, в том числе правомерность отклонения заявки на участие в аукционе возможно установить при рассмотрении конкретной закупки, исходя из положений документации о закупке, заявки участника и всех обстоятельств дела.

Обзор документа

Минфин рассмотрел вопрос о подтверждении опыта по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн руб. Речь идет о наличии за последние 3 года до подачи заявки опыта исполнения одного аналогичного контракта (договора).

Контракт, представленный в составе заявки, должен быть исполнен участником закупки в полном объеме, то есть выполнение работ должно быть завершено.

Наличие такого контракта (договора), а также акта выполненных работ и разрешения на ввод в эксплуатацию является условием допуска к участию в закупке.

Что касается закупок в электронной форме, то оператор электронной площадки проверяет исключительно комплектность документов. Электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, направляются заказчику одновременно со вторыми частями заявок.

При этом проверяет опыт выполнения работ комиссия заказчика в рамках конкретной закупки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Выбрать бизнес процесс информационная модель которого будет разрабатываться
  • В каком разделе бизнес плана рассматривается характер разделения полномочий
  • Выгодно ли держать кур несушек для продажи яиц как бизнес отзывы владельцев
  • В каком случае правильно оформлен реквизит дата документа цифровым способом
  • Выход на работу во время декретного отпуска до 3 лет на полный рабочий день