В каких случаях проводится конкурс по выбору страховых компаний

plain

12.05.2016

Автор: Кирилл Чагин 

Общие сведения

Федеральное законодательство устанавливает, что в определенных случаях юридические лица должны в обязательном порядке закупать страховые услуги. Относятся эти случаи и к государственным организациям и коммерческим организациям с государственным участием. Например, это касается обязательного страхования жизни и здоровья работников определенных государственных организаций (от судебных приставов до Президента РФ)1; обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)2; обязательного страхования имущественных интересов владельца опасного объекта, связанных с его обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшими3 т.д. При закупке соответствующих страховых услуг указанные выше заказчики должны руководствоваться либо федеральным законом о контрактной системе (44-ФЗ), либо федеральным законом о закупках ТРУ отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) – ничто не освобождает заказчиков от применения положений данных законов при закупке страховых услуг.

Установленные особенности закупки страховых услуг

В самом тексте 44-ФЗ говорится лишь о том, что заказчик должен применять закрытые способы определения поставщиков (конкурс или аукцион) при заключении контрактов на страхование ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств4. Каких-либо иных особенностей или ограничений в закупке страховых услуг этот закон, равно как и 223-ФЗ, а также их подзаконные нормативные правовые акты, не предусматривают. Поэтому заказчики в первом случае почти всегда, а во втором просто всегда могут осуществлять необходимые закупки у страховых компаний на общих условиях, предусмотренных соответствующими федеральными законами. Конечно, в случае 44-ФЗ таких общих условий и ограничений в самом законе больше, а в случае 223-ФЗ — гораздо меньше.

Практика закупки обязательных страховых услуг

Выборочный просмотр данных о закупках, имеющихся на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), позволяет увидеть, что заказчики используют для закупки обязательных страховых услуг различные способы. Можно встретить и запрос котировок, и электронный аукцион, и открытый конкурс, и запрос предложений (в рамках 223-ФЗ), и закупку у единственного поставщика. Кратко рассмотрим конкретные примеры в разрезе применяемых способов и видов обязательного страхования.

Запрос котировок

В начале апреля 2016 г. заказчик (Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения управления МВД РФ по Кировской области») в рамках 44-ФЗ провел запрос котировок для закупки услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств5. НМЦК была определена путем применения метода сопоставимых рыночных цен и установлена в размере 242 598,07 руб. Котировочные заявки поступили от 5 страховых компаний, каждая из которых предложила цену, равную НМЦК. Заявка 1 участника была отклонена, а из оставшихся 4 участников победителем в соответствии с установленными правилами6 был выбран тот, чья заявка поступила раньше остальных.

Электронный аукцион

Весной 2015 г. заказчик (государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Ростовской области «Профессиональный лицей № 59») в рамках 44-ФЗ провел аукцион на закупку услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта (газовой котельной)7. НМЦК была определена путем применения метода сопоставимых рыночных цен и установлена в размере 43 333,33 руб. В аукционе приняли участие две страховые компании, обе они «опустились» в цене примерно до одного уровня (37 383,32 руб. и 37 599,98 руб.), контракт соответственно был заключен с участником закупки, предложившим наименьшую цену.

Открытый конкурс

В марте 2016 г. заказчик (казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Центроспас-Югория») при участии уполномоченного органа (окружного департамента государственного заказа) в рамках 44-ФЗ провел конкурс для закупки услуг по обязательному государственному личному страхованию жизни и здоровья работников противопожарной службы8. Предмет конкурса состоял из 9 лотов (применительно к отдельным территориальным подразделениям заказчика), по каждому из которых путем применения метода сопоставимых рыночных цен была установлена НМЦК – от 155,04 до 478 тыс. руб. В конкурсе приняли участие 3 страховых компании, каждая из которых представила свое предложение по каждому лоту. При этом цена их предложений варьировалась в достаточно большом диапазоне – например, по одному лоту с НМЦК в размере 278 тыс. руб. этот диапазон составил от 173,85 до 274,5 тыс. руб. Оценка конкурсных заявок проводилась по двум критериям – цена контракта (значимость 60 %) и квалификация участника закупки (значимость 40 %). По второму критерию использовались в свою очередь два показателя. Первым был «положительный опыт оказания аналогичных услуг для государственных нужд», он должен был подтверждаться копиями государственных контрактов за предшествующие 3 года, при этом стоимость каждого из таких контрактов должна была составлять не менее 70% НМЦК лота, на который подавалась заявка, значимость показателя при оценке критерия составляла 30 %. Второй показатель — «количество муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, в которых находятся филиалы участников закупки с опытом работы не менее 3 лет и имеющие полномочия по урегулированию убытков и осуществлению страховых выплат». Этот показатель имел значимость 70 % и должен был подтверждаться справкой участника и копиями его документов (устав, уведомление о постановке филиала на налоговый учет и т.д.). Победителем конкурса стала страховая компания, которая почти в два раза опередила своих конкурентов по итоговому рейтинговому баллу, поскольку значительно превзошла их как по ценовому, так и по квалификационному критерию.

Запрос предложений

В марте 2016 г. заказчик (Черкесское городское муниципальное унитарное предприятие «Троллейбусное управление») в рамках 223-ФЗ провел запрос предложений для закупки услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров9. Максимальная цена договора составила 405 887,20 руб. На торги поступили предложения от 3 страховых компаний с одинаковой ценой предложения равной начальной цене договора. Закупочная комиссия проводила балльную оценку предложений по следующим 5 критериям: 1) цена договора; 2) рейтинг надежности страховой компании (в соответствии с оценкой рейтингового агентства «Эксперт РА»); 3) объем произведенных выплат по страхованию гражданской ответственности за 9 месяцев 2015 г.; 4) размер уставного капитала компании; 5) возможность предоставления заказчику отсрочки уплаты второй половины страховой премии до 1 августа 2016 г. Поскольку ценовые параметры участников закупки были равными, конкуренция при оценке фактически реализовывалась по неценовым критериям. В итоге, участники получили от 46 до 80 баллов, и победителем стала компания, набравшая наибольшее число баллов.

Закупка у единственного поставщика

Хотя непосредственно закупка страховых услуг не отнесена 44-ФЗ к установленным случаям закупки у единственного поставщика, заказчики, работающие по 44-ФЗ, могут применять этот способ, если размер страховой премии не превышает 100 тыс. руб., а в случае некоторых видов поставщиков – 400 тыс. руб.10.

А вот что касается осуществления закупок по 223-ФЗ, то здесь данный способ активно применяется заказчиками и при весьма больших объемах закупок. Например, в марте 2016 г. муниципальное казенное предприятие г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» купило у единственного поставщика услуги обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров11. Цена заключенного таким способом договора составила 4 273,4 тыс. руб. Отметим, что в положении о закупке данного поставщика закупка страховых услуг отнесена именно к случаям закупки у единственного поставщика.

Быстрый старт без ЭП!

Пройдите регистрацию в системе OTC.RU бесплатно
и начните работать сейчас!

Анализируя приведенные примеры, нетрудно заметить, что когда размер страховых тарифов регулируется государством (например, как в случае тарифов по ОСАГО12), ценовой критерий оценки заявок участников закупки фактически не работает – участники предоставляют одинаковые ценовые предложения. Поэтому применение здесь таких способов закупки как запрос котировок или аукцион по большому счету нецелесообразно, ведь конкуренция превращается в «бег на скорость» — победителем становится тот, кто быстрее подал котировочную заявку или сделал предложение о цене. Более правильным подходом можно считать применение тех способов закупки, которые обеспечивают возможность оценки и по неценовым критериям – см. выше примеры проведения конкурса в рамках 44-ФЗ и запроса предложений в рамках 223-ФЗ. Достаточная свобода в выборе способов закупки может быть у пользователей 223-ФЗ (номенклатуру и условия используемых способов он сами и определяют в своих положениях о закупке). Что же касается пользователей «строгого» закона о контрактной системе, то таким доступным для них способом может быть только открытый конкурс, поскольку страховые услуги не попадают в «поле применения» других «не только ценовых» способов, которые предусмотрены в 44-ФЗ (запрос предложений, двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием). Дополнительно отметим, что услуги по страхованию не включены в перечень тех услуг, которые заказчики в рамках 44-ФЗ обязаны закупать только через электронный аукцион13, так что приверженность этому способу закупки не является здесь какой-то неизбежностью.

Также обратим внимание, что заказчики, работающие по 44-ФЗ, используют для определения НМЦК метод сопоставимых рыночных цен даже в том случае, когда страховые тарифы подлежат государственному регулированию, то есть когда должен был бы применяться тарифный метод. Понятно, почему они так поступают – проще запросить цены у страховых компаний, сообщив им сведения о характеристиках своих предметов страхования, чем вычислять эту цену самим на основе утвержденных тарифов и коэффициентов. Хотя по букве закона, если страховые тарифы формируются в рамках государственного регулирования, то должен применяться именно тарифный метод14.

Кроме того, могут иметь место ситуации, когда участники закупки в своем стремлении стать победителем в буквальном смысле «любой ценой» могут снижать предлагаемые ими цены ниже установленных государством страховых тарифов. В особенности эти ситуации встречаются в сфере ОСАГО. Обратим внимание, что даже если в ФАС по итогам такой закупки поступает жалоба от проигравшего участника, который указывает на несоответствие цены победителя требованиям законодательства РФ в отношении закупаемого вида обязательного страхования, то ФАС может признать эту жалобу необоснованной15. Такое мнение ФАС основывается на том, что нарушений самого закупочного» законодательства здесь нет, хотя при этом может и признаваться возможное нарушение страхового законодательства. Но в практике решений ФАС есть и другие примеры – ФАС может тщательно разобраться в вопросе формирования размера страховой премии и признать правомерным отклонение заказчиком заявки, цена которой (размер страховой премии) не соответствует требованиям нормативных правовых актов РФ, регулирующих соответствующие отношения в сфере обязательного страхования16. Данное мнение ФАС при проведении конкурса в рамках 44-ФЗ в свою очередь основывается на том, что в этом случае участник закупки предоставляет в своих документах недостоверную информацию, а это является основанием для его отстранения от участия в закупке17.

Организация тендеров по страхованию

Мы занимаемся страхованием юридических лиц с 2008 года. В настоящее время сотрудничаем с двадцатью пятью надежными страховщиками, собрав коллектив профессионалов, способных решать сложнейшие задачи в области страхования, перестрахования и урегулирования страховых случаев юридических лиц. Нашими услугами ежегодно пользуется более 1000 предприятий из различных отраслей. Ежедневно мы проводим около 10 тендеров по страхованию имущества, ответственности, финансовых рисков и добровольного медицинского страхования для юридических лиц. Эти факты подтверждают, что при обращении в нашу компанию вы получите надежных партнеров по организации страховых тендеров.

Обратившись в нашу компанию для организации страхового тендера, вы получите:
  • надежные договоры страхования с лидирующими страховыми компаниями;
  • минимальный уровень затрат на страхование;
  • прозрачность закупочных процедур;
  • объективность принятых решений;
  • и предотвратите коррупцию в закупках по страхованию.

В организации страховых тендеров для юридических лиц мы преследуем принципы конкуренции, равноправия, экономической целесообразности и прозрачности процедуры закупки.

Вы можете обратиться к нам для проведения полного страхового тендера – от анализа ваших потребностей до заключения договора, или же обратиться для организации работы вашего тендерного отдела.

Для среднего и крупного бизнеса мы можем выстроить систему управления страхованием на предприятии, выполнив следующие работы:
  1. Анализ потребностей организации в видах страхования, возникающих в течение года, составление графика закупок по страхованию;
  2. Консультации о возможных рисках и вариантах страховой защиты;
  3. Написание или корректировка закупочной документации;
  4. Написание регламентов взаимодействия сотрудников вашей компании со страховыми организациями во время проведения страховых конкурсов и в ходе действия договоров страхования;
  5. Разработка проектов технических заданий и договоров страхования, определение форм проведения конкурсов по каждому виду страхования;
  6. Предварительный квалификационный отбор страховщиков;
  7. Передача готовой документации, обучение сотрудников предприятия.
Вы можете обратиться к нам для организации и проведения тендеров «под ключ» по следующим видам страхования:
  • Страхование имущества предприятий;
  • Страхование производственных комплексов;
  • Страхование ответственности директоров;
  • Добровольное медицинское страхование сотрудников компании;
  • Страхование товаров и складских запасов;
  • Страхование дебиторской задолженности;
  • Страхование ответственности;
  • Страхование строительно-монтажных работ;
  • Страхование автомобильного, железнодорожного, морского и речного, а также воздушного транспорта;
  • Страхование грузов;
  • Страхование финансовых рисков;
  • И прочие виды корпоративного страхования.
Нам, как профучастникам страхового рынка, доступны дополнительные возможности оценки предложений, поступивших от страховых компаний:
  • Сбор информации о страховых компаниях, в том числе инсайдерской;
  • Сравнение предлагаемых вам условий страхования, с условиями страхования аналогичных компаний (ваших партнеров, конкурентов) в том числе в международной практике;
  • Проверка подлинности сведений, которые страховые компании сообщают о себе;
  • Проверка возможности исполнения предлагаемых условий;
  • Выявление оптимального предложения, при необходимости — его доработка.
Сотрудничая с нами, вы получите эффективное и экономичное решение по осуществлению страховых тендеров:
  • Вы узнаете о тенденциях страхового рынка в вашем секторе экономики и возможностях страховых компаний, которые вы можете получить. Это поможет вам четко сформулировать потребности вашей организации и подготовить техническое задание;
  • Мы подскажем вам, нужно ли устраивать масштабный конкурс по страхованию или можно обойтись простым запросом предложений;
  • Мы знаем, кого из страховщиков приглашать на конкурс и по каким критериям выбирать победителя, если цена договора страхования не является решающим фактором;
  • Вы сможете поручить нам подготовку документов для договора страхования, мы проверим его проект и будем следить за оформлением;
  • Если наступит страховой случай, мы займемся его урегулированием и проследим, чтобы вы получили страховое возмещение.

Обратитесь в нашу компанию и убедитесь в этом на практике!

Контакты для обращения

Обратитесь в нашу компанию, позвонив нам по телефону, или напишите нам online

«Единый отраслевой Стандарт закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
(утв. решением Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 N 37)
(ред. от 31.01.2023)
(вместе с «Положением о закупочной комиссии по закупкам товаров, работ, услуг за счет собственных средств и экспертном совете (привлекаемых экспертах)», «Условиями формирования и функционирования уполномоченного органа. Единый организатор закупочных процедур», «Методикой расчета начальных (максимальных) цен договоров при проведении закупок», «Методикой установления требований и критериев оценки заявок в документации о закупке, рассмотрения заявок участников (отборочная и оценочная стадии)», «Требованиями к поручителям и гарантам, банкам-партнерам, опорным банкам», «Требованиями к ЭТП для проведения закупок в электронной форме на общих основаниях и порядку работы на такой ЭТП»)

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен
по расписанию:

  • по рабочим дням с 20-00 до 24-00 (время московское)
  • в выходные и праздничные дни в любое время

Вы можете заказать документ на e-mail

На предприятии тендерная деятельность организовывается на основании Положения о тендерах, утверждаемого решением Правления предприятия и вводимого в действие распоряжением генерального директора.
Организация и проведение закупки услуг страховых компаний по страхованию коллективных рисков ( в частности) преимущественно производится путем реализации конкурентных тендерных процедур.

Сегодня требование о проведении тендеров предъявляется в России ко всем заказам, объявляемым государственными и муниципальными организациями, с объемом более 100 тыс. рублей в квартал.

Тендер по страхованию– определяется как совокупность процедур, предусматривающая выбор одного из способов закупки, отбор страховых компаний и их предложений на поставку страховых услуг по заранее объявленным условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности, с определением победителя, предложившего наилучшие условия по договору страхования.

​Участники тендера по страхованию определяются:

  • ​Участником тендера может быть страховая компания, которая соответствуют общим требованиям законодательства Российской Федерации к участникам хозяйственного оборота, а также требованиям, установленным Положением, регламентом предприятия и тендерной документацией.
  • Требования, предъявляемые к участникам тендера, в равной степени применяются ко всем страховым компаниям. При проведении тендера не допускается предъявление к его участникам требований, которые не указаны в тендерной документации

Участники тендера по страхованию должны:

  • обладать правоспособностью;
  • соответствовать требованиям, устанавливаемым законодательством РФ к поставщикам страховых услуг, в том числе обладать необходимыми лицензиями в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • не находиться в процессе реорганизации, ликвидации или не быть признанными по решению арбитражного суда несостоятельными (деятельность не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату заключения договора), не находиться в базе данных неблагонадежных контрагентов .

При проведении тендера могут быть установлены следующие дополнительные требования к наличию у участников:

  • Однозначно- профессиональной компетентности, которая подтверждается объемами договоров перестрахования, тождественными программе страхования согласно тендерному заданию;
  • опытом работы на страховом рынке и подтвержденным рейтингом компании;
  • трудовыми, организационными и финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств;
  • опытом реализации страховой программы, аналогичной предмету тендера, третьим лицам. Указанные программы должны практиковаться участником в трехлетний период времени, предшествующий дате окончания срока подачи заявок на участие в тендере;
  • наличием соответствующей практики урегулирования страховых событий;
  • соответствующего опыта и репутации, которые подтверждаются периодом осуществления определенного рода деятельности, путем предоставления в Комиссию соответствующих документов (рекомендательных писем, договоров, сертификатов и т.п.) и подписанного согласия на проверку содержащихся в них сведений и обстоятельств.

При этом в тендерной документации должны быть установлены четкие параметры и предельные показатели, позволяющие однозначно определить соответствие или несоответствие контрагентов дополнительным требованиям.
Страховая компания отстраняется от участия в тендере в любой момент до заключения договора, если предприятие обнаружит, что он представил недостоверную, в том числе неполную, противоречивую, информацию в отношении указанных требований. Предприятие письменно, с указанием мотивов отстранения, уведомляет контрагента об отстранении от участия в тендере.

Организация страхового тендера.

Основные способы организации запроса котировок:

  • закрытый запрос коммерческих предложений;
  • открытый запрос коммерческих предложений;
  • аукцион на торговой площадке.

​Коммерческие тендеры проводятся на таких площадках, как B2B-NPK, B2B-Avia, B2B-SNG, B2B-Холод, B2B-Спорт, B2B-Металлург, B2B-Агро, B2B-ЖКХ, B2B-Авто, B2B-Телеком, B2B-Страхование и другие

Часто самым актуальным способом закупки по страхованию является закрытый запрос предложений от страховых компаний.

Запрос предложений не является ни офертой, ни торгами (конкурсом или аукционом), ни публичным конкурсом, его проведение не регулируется статьями 447-449 или 1057-1061 Гражданского кодекса РФ и взаимодействие сторон в рамках такового не накладывает на предприятие соответствующего объема гражданско-правовых обязательств и не порождает правовых последствий, предусмотренных указанными статьями ГК РФ, в том числе обязательства по заключению договора по страхованию.
1. Опубликованное уведомление вместе с тендерной документацией, являются приглашением делать оферты и должны рассматриваться страховыми компаниями исключительно в данном контексте.
2. Предложение страховой компании имеет правовой статус оферты и рассматривается предприятием с учетом этого. Предприятие имеет право разрешать или предлагать страховым компаниям вносить изменения в их заявки.
3. Предприятие может установить, что поданные заявки контрагентов-страховщиков должны носить характер твердой оферты, не подлежащей в дальнейшем изменению.
4. При проведении закрытого запроса предложений приглашения на участие направляются Комиссией добросовестным (страховые компании, с которым в течении конкретного срока, предшествующих проведению запроса предложений, предприятиями заключались договора страхования, при условии, что указанные договора были исполнены без нарушений) и прошедшим предварительный отбор, те страховщикам, включенным в Реестр отобранных контрагентов, потенциальных участников тендеров , способных реализовывать конкретные виды страхования .

Для участия в запросе предложений страховые компании в срок и порядке, установленном в уведомлении о проведении тендера и тендерной документации, представляют заявки, содержащие предложения относительно заданных и иных условий исполнения договора страхования.
При подведении итогов запроса предложений Комиссией рассматривается вопрос проведения переторжки.
Победителем тендера признается участник, заявке которого присвоено наибольшее количество баллов по совокупности критериев.

Оценка страховщиков и их заявок производится предприятиями с использованием балльной системы оценки.
Итоговое количество определяется как набранная сумма баллов по всем критериям.

Предварительный отбор страховых компаний.

1. Отбор включает в себя проверку страховых компаний на соответствие общим требованиям, предъявляемым к участникам тендера, и дополнительным квалификационным требованиям, установленным в тендерной документации. По итогам отбора Комиссией рассматривается вопрос о включении страховой компании в реестр отобранных контрагентов, потенциальных участников тендеров, способных осуществлять поставку определенных видов продукции и принимается соответствующее решение.
2. Страховым компаниям, обратившимся на предприятие с целью включения в Реестр, Комиссией предоставляется необходимые для участия в отборе перечень документов и сведения о требованиях, предъявляемых к определенному виду продукции.
3. Квалификационные заявки в рамках объявленного отбора принимаются до окончания срока, установленного в уведомлении о проведении отбора. Установленный срок должен быть разумным и достаточным для того, чтобы контрагенты успели подготовить квалификационную заявку, при необходимости заверить предоставляемые документы.
4. Страховые компании, успешно прошедшие отбор, допускаются к дальнейшим тендерным процедурам в соответствии с тендерной документацией.

Для участия в запросе предложений страховые компании в срок и порядке, установленном в уведомлении о проведении тендера и тендерной документации, представляют свои заявки, содержащие предложения относительно заданных и иных условий исполнения договора. При подведении итогов запроса предложений Комиссией рассматривается вопрос проведения переторжки. Победителем тендера признается участник, заявке которого присвоено наибольшее количество баллов по совокупности критериев.

Оценка страховых компаний и их заявок производится предприятиями с использованием балльной системы оценки.

Итоговое количество – сумма баллов по всем критериям.

Победителем тендера признается участник, набравший максимальное количество баллов.

ФАС нашла в действия Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (КУГИ) нарушения антимонопольного законодательства. КУГИ ограничивал конкуренцию на рынке страховых услуг, не позволяя арендаторам госимуществам самостоятельно выбирать страховщика, сообщает пресс-служба Санкт-Петербургского УФАС.

6 октября Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России было установлено, что действия  КУГИ по заключению договоров страхования объектов недвижимости, находящихся в госсобственности и расположенных на территории Санкт-Петербурга, в рамках Генерального соглашения ограничивают конкуренцию на рынке страховых услуг, ограничивают свободу выбора страховой компании арендаторами, создают преимущества отдельным страховым компаниям.

Проверка ФАС была связана с обращением ОАО «Страховая компания «Гайде» с жалобой на действия Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга по страхованию объектов недвижимости города, находящихся в государственной собственности и расположенных на территории Санкт-Петербурга, выразившиеся в отказе ОАО «Страховая компания «Гайде» в страховании нежилого фонда Санкт-Петербурга, сдаваемого в аренду.

На сегодняшний день страхование арендуемых объектов нежилого фонда, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, осуществляется в порядке, установленном распоряжением КУГИ от 11.10.1995 № 572-р «О страховании объектов нежилого фонда», приложениями к которому являются «Положение о страховании нежилого фонда» и «Положение о конкурсном отборе страховых организаций для участия в страховании объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности и расположенных на территории г. Санкт-Петербурга».

В соответствии с Положением о страховании нежилого фонда страхователем по объектам недвижимости, сдаваемым в аренду, является КУГИ.

Страховщиком в данном Положении является страховая организация, допущенная к страхованию недвижимости конкурсной комиссией в порядке и на условиях, определенных КУГИ.

В августе 1996 года был проведен конкурс, победителем которого признаны 4 страховые компании: ООО «Росгосстрах Северо-Запад», ЗАО «СО Прогресс-Нева», ЗАО «Страховая компания «АСК-Петербург», ЗАО «СО Русь».

Комитет по управлению государственного имущества заключил с указанными страховыми компаниями Генеральное соглашение. Этим соглашением КУГИ поручил, а страховые компании приняли на себя обязанности Генеральных страховщиков по страхованию объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности и расположенных на территории Санкт-Петербурга (п. 1.1 Генерального соглашения).

Для заключения договора аренды арендатор должен выполнить требования КУГИ: застраховать арендуемый объект только в указанной КУГИ страховой компании.

 В этом случае у арендатора нет права самостоятельного выбора страховой компании, а страховые компании лишены права доступа на данный сегмент страхового рынка (страхования объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности и расположенных на территории Санкт-Петербурга).

По данным КУГИ из 9927 договоров страхования объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности и расположенных на территории Санкт-Петербурга, заключенных страховыми компаниями, только 78 (0, 8%) заключены не «Генеральными страховщиками».

В течение 15 лет после проведения конкурса и действия нормативных документов КУГИ по страхованию объектов государственной собственности Санкт-Петербурга, расположенных на территории Санкт-Петербурга значительно изменилась структура рынка страхования объектов недвижимости. По состоянию на 01.01.2010 на территории Санкт-Петербурга услуги по страхованию предоставляют 195 хозяйствующих субъектов, 132 из них осуществляют имущественное страхование, 120 — страхование недвижимого имущества. При этом только 4 «Генеральных страховщика» могут осуществлять страхование арендуемых объектов нежилого фонда, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, но их доля страховых премий в январе-декабре 2009 года в общем размере страховой премии на рынке страхования недвижимого имущества Санкт-Петербурга составляет 0,8 %.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России пришла к выводу, что действия КУГИ по заключению договоров страхования объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности и расположенных на территории Санкт-Петербурга, в рамках Генерального соглашения ограничивает конкуренцию на рынке страховых услуг, ограничивает свободу выбора страховой компании арендаторами, создает преимущества страховым компаниям — участникам Генерального соглашения.

КУГИ выдано предписание об устранении допущенных нарушений. 

  • Монополии, Страхование
  • УФАС по Санкт-Петербургу
  • Санкт-Петербург

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части оплаты договоров обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — ОСАГО), в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляются разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону N 44-ФЗ.

Таким образом, нормы Закона N 44-ФЗ являются специальными и приоритетными перед нормами иных федеральных законов, в связи с чем при осуществлении закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд заказчик руководствуется положениями Закона N 44-ФЗ, а также положениями иных федеральных законов в части, не противоречащей нормам Закона N 44-ФЗ.

Частью 2 статьи 1 Закона N 44-ФЗ определен круг правоотношений, к которым нормы Закона N 44-ФЗ не применяются.

Отношения, связанные с заключением договоров ОСАГО, в части 2 статьи 1 Закона N 44-ФЗ не поименованы.

Таким образом, закупки, связанные с заключением договоров ОСАГО, осуществляются в соответствии с Законом N 44-ФЗ, а также положениями Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон N 40-ФЗ) в части, не противоречащей нормам Закона N 44-ФЗ.

На основании пункта 6 статьи 9 Закона N 40-ФЗ установленные в соответствии с указанным Законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

Таким образом, если заказчик в документации о закупке привел расчет начальной (максимальной) цены контракта с указанием базовых ставок и коэффициентов, то участник закупки не вправе применять отличные от установленных страховыми тарифами ставки и коэффициенты.
При этом комиссия по осуществлению закупок отклоняет заявку на участие в закупке, если такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в документации о закупке.

Наверх

За неверный выбор способа определения поставщика заказчиков штрафуют и даже признают контракты недействительными. Поэтому важно разбираться, какие бывают способы закупок, и как правильно выбрать, какую процедуру проводить, — конкурентную или неконкурентную.

Как закупают по 44-ФЗ

Мы собрали все возможные варианты торгов в таблицу видов закупок по 44-ФЗ, актуальную в 2023 году:

Конкурентные Неконкурентные
Конкурс — закрытый, электронный закрытый и открытый Госзакупка у единственного поставщика
Аукцион — электронный, закрытый, электронный закрытый
Электронный запрос котировок

Госзакупки «с полки» по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ

Как определяют победителя по 44-ФЗ

Собрали в таблице способов закупок по 44-ФЗ все конкурентные формы определения поставщика:

Процедуры Подвид Описание Победитель
Конкурс Открытый в электронной форме.

Проводят, когда для исполнения важна не только цена, но и квалификация участника. Есть исключения: открытый конкурс нельзя проводить, если требуется закрытая процедура или объект закупки включен в аукционный список из РП № 471-р от 21.03.2016 или дополнительный перечень (ч. 6, 11 ст. 24 44-ФЗ).

Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.

Тот, кто предложит лучшие условия.

Закрытый в бумажной форме.

Проводится только в определенных случаях (ч. 11, 12 ст. 24 44-ФЗ). Для проведения закрытой процедуры потребуется согласие ФАС (ч. 2 ст. 72 44-ФЗ). Отличается тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна либо необходимо транспортировать средства госфонда, или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.

С 01.07.2018 список дополнился заказами федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности подведомственных им госучреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден Постановлением Правительства № 223 от 28.02.2019. В список попали Минобороны, ФСБ и СВР. Читайте: новые правила в закрытых электронных процедурах

Закрытый в электронной форме.

Закрытый электронный конкурс проводится только по основаниям, указанным в ФКС, — заказах страховых услуг, транспортировке и охране ценностей госфонда (ч. 13 ст. 24). Дополнительные основания устанавливает Правительство РФ.

Аукцион Открытый в электронной форме. Самая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. Перечень тендеров, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается правительством РФ — в Распоряжении № 471-р от 21.03.2016. Проводится на электронных площадках. Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением.
Закрытый.

Закрытый аукцион проводят для заказов с гостайной (ч. 11, 12, 13 ст. 24 44-ФЗ). Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждены специализированные площадки для проведения торгов — АСТ «ГОЗ», ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» и ООО «ЭТП».

Электронный запрос котировок

Участники этой формы закупки по 44-ФЗ — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос котировок в электронной форме проводят при одновременном выполнении двух условий (п. 1 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ):

  • НМЦК не превышает 3 миллиона рублей;
  • годовой объем таких процедур не превышает 20% от СГОЗ или прошлогодний СГОЗ меньше 500 миллионов рублей, а годовой объем госзакупок электронными котировками не превышает 100 миллионов рублей.

Для некоторых заказов электронный запрос котировок проводят без учета НМЦК и годового объема:

  • если приобретаются лекарственные препараты для пациента, назначенные по решению врачебной комиссии;
  • если закупаются жилые помещения для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей.
Тот, кто предложит самую низкую цену.

Мы привели сравнение способов закупки по 44-ФЗ в таблице: ключевое отличие — порядок определения победителя. Для электронного аукциона и запроса котировок исполнителя определяют по цене. Для конкурсных процедур важнее предложенные условия, цена имеет второстепенное значение.

Как применяют неконкурентный формат определения поставщика

В ст. 24 Федеральной контрактной системы строго закреплено, какие основные способы закупки в рамках 44-ФЗ, — конкурентные (конкурс, аукцион, запрос котировок) и неконкурентные. К неконкурентным относится только один вариант — заключение контракта с единственным исполнителем.

Способ определения поставщика

В Законе о контрактной системе не предписано, какие способы закупок используются при объемах менее 500 000 руб., поэтому заказчик вправе любым способом выбрать поставщика. Но часто для процедур малого объема выбирают закупки у едпоставщика по ст. 93 44-ФЗ. В 2023 для прямых контрактов по п. 4, 5 ст. 93 44-ФЗ лимит для одного контракта — 600 000 рублей.

Согласно ст. 93 Закона о контрактной системе, перечень случаев закрытый, по состоянию на 2023 год действуют 62 основания.

Контракт с единственным поставщиком заключается без проведения процедуры выбора победителя или такого поставщика выбирают на специальных порталах.

Подробнее:

  • правила работы с порталами закупок малого объема;
  • заключаем прямой контракт;
  • закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ;
  • классификатор контрактов с единственным поставщиком;
  • дополнительные случаи заключения контрактов с единственным поставщиком.

Вот как определить типовой способ госзакупки у единственного поставщика:

  1. Открыть ФКС, статью 93.
  2. Проверить, входит ли объект закупки в перечень утвержденных оснований.
  3. Если да, то заключить контракт с единственным исполнителем. Если нет — провести конкурентные торги.

К основаниям для заключения контракта с единственным исполнителем относятся:

  • указ, распоряжение, поручение президента РФ;
  • приобретение услуг в компаниях-монополиях;
  • ликвидация аварий;
  • покупка лекарств;
  • малый объем заказа.

Как определить поставщика по 223-ФЗ

Работая в рамках 223-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют способы различного формата — конкурентные и без проведения торговых процедур. Заказчики обязательно закрепляют в положении 4 способа определения поставщика:

  • электронный аукцион;
  • конкурс;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок по 223-ФЗ.

В процедурах с ограничениями для МСП другие процедуры заказчик не имеет права проводить.

В остальных тендерах заказчики устанавливают в положении иные способы выбора исполнителя: редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. Заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.

Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.

Еще по теме:

  • как проходят неконкурентные закупки у МСП по 223-ФЗ в форме электронного магазина;
  • новые выводы судов о дроблении закупок.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • В каких случаях страховая компания оплачивает ремонт автомобиля
  • В какое время запрещено производить ремонтные работы в квартире
  • В какое время лучше увольняться с работы работающему пенсионеру
  • В какое время могут производиться ремонтные работы в жилом доме
  • В какое время можно проводить строительные работы в новостройке