В каких организационно правовых формах бизнеса используется труд волонтеров

Труд волонтеров в некоммерческих организациях

«Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», 2011, N 24

Об использовании труда добровольцев (волонтеров) в российском законодательстве говорится немного, что создает определенные проблемы. Рассмотрим вопросы организации труда добровольцев, специфику документального оформления отношений с ними, ведение учета и расчетов с такими работниками.

Некоммерческие организации в своей деятельности используют труд следующих групп лиц:

  • постоянных работников и совместителей;
  • лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера (в том числе, договор подряда, поручения и возмездного оказания услуг);
  • добровольцев, волонтеров (фр. volontaire, от лат. voluntarius — волонтер, бесплатный, добровольный).

В России институт волонтерства начал зарождаться и законодательно оформляться только с середины 1990-х гг., при этом до настоящего времени весьма актуальными остаются вопросы правового и экономического регулирования добровольческой деятельности.

Волонтерство основывается на добровольном, не требующем оплаты труде. Следовательно, мотивами волонтерства являются не материальное поощрение, а социальные, благотворительные и духовные интересы. Добровольность труда не предполагает неорганизованного характера работы. Как правило, отношения между добровольцем и нанимающей организацией регулируются договорными обязательствами, которыми строго определяется объем работ. Кроме того, несмотря на добровольность, волонтерство сопряжено с определенным уровнем ответственности: за выполнение норм и требований, сохранность активов, поддержание репутации организации и т.п. Все это обоснованно позволяет рассматривать волонтерство как особую систему трудовых отношений.

Любая система трудовых отношений строится на определенных механизмах стимулирования. В волонтерстве при отсутствии материального поощрения актуальным становится вопрос о методах стимулирования. Опыт других стран позволяет выделить ряд методов, среди которых наиболее распространенными являются практическое стимулирование волонтеров, информационное и привилегированное.

Практические методы — предоставление волонтерам возможности участия в различных программах (например, образовательных) на бесплатной или льготной основе, приобретение опыта, дополнительных знаний и навыков работы и т.д.

Информационные методы — обеспечение доступа волонтеров к информационным источникам и материалам, таким как библиотечные системы, научно-исследовательские разработки, новые технологии и др.

Привилегированные методы — предоставление волонтерам возможности бесплатного посещения проводимых некоммерческой организацией мероприятий, скидки на ее услуги и т.п.

Словом, волонтерство (добровольчество) — это система трудовых отношений, построенная на механизме нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и иные общественно полезные цели.

Примером активного применения российскими некоммерческими организациями труда волонтеров является музейная деятельность, например в Государственном Эрмитаже, являющемся некоммерческим учреждением, численность добровольцев достаточно велика, особенно в периоды юбилейных дат и тематических выставок. Они принимают участие в информационной поддержке музея, работе с посетителями, спонсорами и благотворителями, а также в организации пресс-конференций, юбилейных мероприятий и проведении маркетинговых исследований. В качестве методов стимулирования труда волонтеров Государственный Эрмитаж предоставляет:

  • право бесплатного посещения музея и экскурсионного обслуживания;
  • существенные скидки на сувенирную и печатную продукцию музея, на меню музейных кафе;
  • выдачу приглашений на концерты, клубные мероприятия, открытие выставок и др.

Отметим, что, несмотря на активные усилия ряда музеев прочно внедрить добровольческие трудовые отношения в повседневную работу, результаты таких попыток нельзя назвать успешными. Обычно максимальное число волонтеров в российском музее составляет около 20 человек, тогда как в США численность добровольцев в музее может достигать 200 человек.

Примечательно, что в российском федеральном законодательстве упоминаются только добровольцы. В документах регионального уровня наряду с термином «добровольцы» встречается и понятие «волонтер» в качестве синонима. Обоснованно считать термины «волонтер» и «доброволец» взаимозаменяемыми, поэтому и в статье будем использовать их как синонимы.

В ст. 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон N 135-ФЗ) определение термина «добровольцы» трактуется как физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). А лица, получающие помощь добровольцев, определяются как благополучатели.

Благотворительной организацией признается неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных ст. 2 Закона N 135-ФЗ целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

При этом правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности определены ст. 7 Закона N 135-ФЗ и должны быть закреплены в договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем, предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя. Этим договором может предусматриваться возмещение связанных с исполнением работ или оказанием услуг расходов добровольцев:

  • на наем жилого помещения;
  • проезд до места назначения и обратно;
  • питание;
  • оплату средств индивидуальной защиты;
  • уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности.

Если некоммерческая организация предполагает возмещать добровольцам (волонтерам) эти расходы, то соответствующий договор должен быть заключен обязательно в письменной форме.

Практика такова, что некоммерческая организация, как правило, оформляет отношения с добровольцами не договором, а устно, без всякого письменного соглашения. Причинами такой позиции являются:

  • необходимость составления и подписания контракта нередко вызывает у руководства некоммерческой организации различные опасения;
  • руководство некоммерческой организации зачастую не знает и не понимает, как составить договор с добровольцем и зачем он нужен;
  • высокая текучесть кадров добровольцев;
  • большое количество добровольцев;
  • труд добровольцев — безвозмездное выполнение работ и услуг в пользу некоммерческой организации, и те, кто это осознает, опасаются претензий налоговой инспекции по уплате налога на прибыль с дохода в виде экономической выгоды.

Остановимся на особенностях организации труда добровольцев и специфике документального оформления отношений с такими работниками.

Правоотношения с физическими лицами, осуществляющими какую-либо деятельность в интересах организации, бывают двух видов: трудовые и гражданско-правовые. Общий порядок оформления трудовых отношений между работодателем и работником определен в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ) и Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), федеральных законах и иных нормативных актах. Эти нормативные документы распространяются на все организации независимо от того, являются они коммерческими или некоммерческими. Регулирование трудовых отношений с добровольцами является исключением.

Трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).

Суть этих отношений заключается в подчинении правилам внутреннего трудового распорядка, в праве на ежемесячное получение заработной платы, праве на ежегодный оплачиваемый отпуск, праве на государственное социальное страхование и т.д. Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора — соглашения, в соответствии с которым работник обязуется лично выполнять трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

Исходя из определения трудовых отношений, они во многом соответствуют правоотношениям добровольца и благотворительной организации. И определяющим их признаком является элемент подчинения, субординации (соблюдение добровольцем правил внутреннего распорядка, подчинение своему руководителю). Но в этих отношениях не соблюдается один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений — обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном объеме выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей человеку и его семье достойное существование, не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 2 ТК РФ). Следовательно, такие отношения не относятся к трудовым и не могут быть урегулированы трудовым законодательством.

Другим видом отношений между физическим лицом и организацией по поводу выполнения работ (оказания услуг) являются гражданско-правовые отношения, возникающие из гражданско-правовых договоров. Согласно ч. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Отношения добровольца и некоммерческой организации основаны на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности (добровольность безвозмездного труда). Это имущественные отношения, поскольку их объектом являются работы и услуги, которые направлены на создание материальных благ. Думается, что они вряд ли отвечают принципу равенства участников, поскольку в отношениях между добровольцем и организацией присутствует элемент подчинения.

Гражданский кодекс РФ предусматривает договоры, на основании которых возникают обязательства по выполнению работ и оказанию услуг. Это соответственно договор подряда (гл. 37 ГК РФ) и договор возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). Оба договора носят возмездный характер, что опять же противоречит сущности отношений некоммерческой организации и волонтера. Поэтому такие договоры не могут быть использованы для оформления взаимных прав и обязанностей рассматриваемых сторон.

Таким образом, нельзя однозначно сказать, что рассматриваемые отношения входят в объект гражданского права. Но в то же время ГК РФ в силу принципа свободы договора дает сторонам возможность заключать предусмотренные и не предусмотренные законом или иными правовыми актами соглашения (ч. 2 ст. 421 ГК РФ).

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ч. 4 ст. 421 ГК РФ). Следовательно, правомерно предположить, что договор о добровольческом труде регулируется гражданским законодательством. При этом среди обязательных условий такого договора необходимо отметить безвозмездность и условие о соблюдении добровольцем правил внутреннего распорядка благотворительной организации.

Итак, между добровольцем и некоммерческой организацией заключается договор, в котором оговариваются условия выполнения конкретной благотворительной программы без оплаты труда. По мере необходимости в договоре указывается также, что добровольцу возмещаются все расходы, понесенные им с целью выполнения программы. Запись в трудовой книжке волонтера не производится, поскольку такая работа не входит в сферу стандартных трудовых отношений.

Письменный договор с добровольцем может быть оформлен в виде единого документа в двух (или более) экземплярах, подписанного некоммерческой организацией и добровольцем, или путем обмена письмами, содержащими права и обязанности сторон. В целом в договоре целесообразно указать следующие аспекты:

  • описание функций добровольца (содержание работ или услуг);
  • указание лица, контролирующего и/или координирующего его работу, порядка ее исполнения (с возможной ссылкой на внутренние документы некоммерческой организации);
  • виды расходов (а также их предельные размеры), которые могут осуществляться добровольцем в интересах некоммерческой организации, порядок компенсации таких расходов;
  • обязанности некоммерческой организации по созданию условий для работы добровольца;
  • ответственность сторон за ущерб, причиненный друг другу;
  • срок действия, основания и порядок прекращения договора.

Поскольку доброволец осуществляет благотворительную деятельность в интересах некоммерческой организации, все расходы на компенсацию его затрат связаны с ведением благотворительной организацией уставной деятельности. Они, как правило, осуществляются за счет целевых средств (целевого финансирования или целевых поступлений).

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами (пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ (НК РФ)).

К целевым поступлениям относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные этими получателями по назначению (п. 2 ст. 251 НК РФ).

В частности, средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности, в силу пп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ являются целевыми поступлениями на содержание некоммерческой организации и ведение уставной деятельности.

Следовательно, главным требованием к целевым средствам, не учитываемым для целей налогообложения прибыли, является использование их по целевому назначению. Если имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, использованы не по назначению, они включаются в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ). Такие доходы признаются для целей налогообложения прибыли в момент, когда получатель фактически использовал указанное имущество не по целевому назначению либо нарушил условия его предоставления (пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Благотворительные организации должны подтверждать целевое использование израсходованных средств. Во-первых, все некоммерческие организации отчитываются о целевом использовании средств перед налоговыми органами путем представления отчета о целевом использовании полученных средств, типовая форма которого утверждается Приказом Минфина России.

Во-вторых, если средства получены в виде благотворительного гранта, то в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ грантополучатель обязан представить грантодателю отчет о целевом использовании средств. Содержание и порядок представления отчета не регламентированы, их устанавливает грантодатель. Кроме того, ст. 17 Закона N 135-ФЗ предусматривает принятие благотворительными организациями благотворительных программ — комплексов мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям организации. Каждая подобная благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы, среди которых могут быть волонтеры), устанавливает этапы и сроки ее реализации.

Следовательно, необходимо обеспечить включение статей планируемых расходов, связанных с компенсацией затрат волонтерам в сметы благотворительных программ и в бюджеты грантов. При этом, конечно же, целевое расходование средств должно быть подтверждено документами.

Для учета расчетов по суммам возмещения расходов волонтерам в специальной литературе иногда предлагается использовать счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

По мнению автора, это не вполне обоснованно, так как подотчетными лицами считаются работники хозяйствующего субъекта, получившие авансом наличные денежные средства на административно-хозяйственные и прочие расходы. Расчеты с волонтерами, не состоящими в штате некоммерческой организации, правомернее отражать на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», открыв соответствующий субсчет (например, субсчет «Расчеты с добровольцами»).

Данное предположение подтверждается также тем, что сущность расчетов с подотчетными лицами предполагает авансовые выдачи денежных средств. А формулировка ст. 7.1 Закона N 135-ФЗ предусматривает для волонтеров возмещение произведенных ими расходов. Под термином «возмещение» понимается компенсация уже произведенных расходов, восстановление израсходованных факторов в натуральной или в денежной форме лицу, которое понесло расходы. Словом, возможность авансовой выдачи денежных средств волонтерам является весьма сомнительной (хотя и применяется на практике), а использование счета 71 для обобщения информации о расчетах с добровольцами — тем более. Исходя из изложенного, расчеты с волонтерами с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с учетом действующей практики целесообразно отражать записями, представленными в таблице.

Корреспонденция счетов по расчетам с волонтерами

      Содержание      
хозяйственной операции
Документ-основание
   Дебет счета   
 Кредит счета
Выдача денежных       
средств волонтерам из
кассы
Расходный         
кассовый ордер
76 "Расчеты с    
разными
дебиторами и
кредиторами" <*>
Кредит 50    
"Касса"
Списание в расходы    
сумм возмещенных
расходов волонтерам
Смета             
благотворительной
программы,
заявление
добровольца
20 "Основное     
производство"
76 "Расчеты  
с разными
дебиторами и
кредиторами"
<*>
Списание использования
средств целевого
финансирования на
оплату расходов
Бухгалтерская     
справка
86 "Целевое      
финансирование"
20 "Основное 
производство"

<*> Соответствующий субсчет «Расчеты с добровольцами».

Выплаты в рамках исполнения заключаемых в соответствии со ст. 7.1 Закона N 135-ФЗ гражданско-правовых договоров на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем величину суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ (700 руб. в сутки), не облагаются страховыми взносами в соответствии с ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Также согласно Федеральному закону от 18.07.2011 N 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности» не облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) следующие компенсации волонтерам:

  • на возмещение их расходов, связанных с исполнением безвозмездного договора;
  • на наем жилого помещения, проезд к месту благотворительной акции и обратно, на питание в пределах норматива суточных (700 руб. в сутки). Сумма выплат волонтеру свыше 700 руб. облагается НДФЛ и является базой для начисления страховых взносов;
  • на оплату средств индивидуальной защиты и на медицинскую страховку от рисков для здоровья добровольцев.

Бытует мнение, что отправлять волонтеров в командировки и иные поездки для решения определенных задач некоммерческие организации не имеют права, поскольку добровольцы не состоят в трудовых отношениях с организацией и, соответственно, им не могут выплачиваться суточные, предусмотренные при возмещении расходов работникам, состоящим в штате организации.

Авторы этого утверждения ссылаются на нормы Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (далее — Инструкция N 62), в которой служебной командировкой признается поездка в другую местность только работников хозяйствующего субъекта. Однако положения Инструкции N 62 противоречат нормам Законов N N 135-ФЗ и 235-ФЗ, являющихся документами более высокого порядка и, кроме того, более поздними по времени издания. Словом, можно сделать вывод, что добровольцы могут направляться в командировки по соответствующей программе. Им возмещаются все командировочные расходы, включая суточные.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ.
  2. Ермолаева Е.В. Труд добровольцев // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2006. N 3.
  3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
  4. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ.
  5. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности: Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ.
  6. О служебных командировках в пределах СССР: Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62.
  7. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
  8. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
  9. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

И.А.Варпаева

Старший преподаватель

кафедры бухгалтерского учета и аудита

Нижегородский коммерческий институт

Принят Государственной Думой 26 января 2018 года

Одобрен Советом Федерации 31 января 2018 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3340; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 27, ст. 2708; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 39; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 52, ст. 6998; 2014, N 19, ст. 2308) следующие изменения:

1) наименование изложить в следующей редакции:

«О благотворительной деятельности

и добровольчестве (волонтерстве)»;

2) статью 1 дополнить частями второй и третьей следующего содержания:

«Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

На добровольческую (волонтерскую) деятельность распространяются положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом для благотворительной деятельности.»;

3) в пункте 1 статьи 2:

а) абзац первый после слова «Благотворительная» дополнить словами «и добровольческая (волонтерская)»;

б) абзац десятый изложить в следующей редакции:

«содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;»;

в) абзац шестнадцатый после слова «добровольческой» дополнить словом «(волонтерской)»;

4) пункт 1 статьи 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций определяются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».»;

5) в статье 5:

а) часть первую после слова «добровольцы» дополнить словом «(волонтеры)», дополнить предложением следующего содержания: «Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.»;

б) часть четвертую изложить в следующей редакции:

«Добровольцы (волонтеры) — физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.»;

в) часть пятую дополнить словом «(волонтеров)»;

г) дополнить частями шестой — восьмой следующего содержания:

«Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности — некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.

Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.

Добровольческая (волонтерская) организация — некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.»;

6) статью 71 признать утратившей силу;

7) в пункте 3 статьи 10 слова «в качестве добровольцев» заменить словами «на безвозмездной основе»;

8) в статье 15:

а) абзац шестой после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)»;

б) абзац десятый дополнить словом «(волонтеров)»;

9) дополнить разделом III1 следующего содержания:

«Раздел III1. Условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности

Статья 171. Права и обязанности добровольца (волонтера)

1. Доброволец (волонтер) имеет право:

1) осуществлять свою деятельность индивидуально, под руководством организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, в составе добровольческой (волонтерской) организации;

2) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также информацию об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации;

3) получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией:

поддержку в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;

психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации;

возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;

5) получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.

2. Помимо прав, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, доброволец (волонтер) имеет также иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Доброволец (волонтер), организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческая (волонтерская) организация обязаны не разглашать ставшие им известными в ходе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну.

4. Условия осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.

5. Условия участия добровольца (волонтера) в деятельности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между организатором добровольческой (волонтерской) деятельности или добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в рамках деятельности указанных организатора, организации для достижения общественно полезных целей.

Условия договора между добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) могут предусматривать обязанность добровольца (волонтера) соблюдать при выполнении им работ и (или) оказании им услуг в рамках деятельности указанной организации иные обязательные требования, предусмотренные внутренними документами указанной организации, а также право добровольческой (волонтерской) организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с добровольцем (волонтером) в случае нарушения им таких обязательных требований.

6. Договор, указанный в пункте 4 настоящей статьи, может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

Договор, указанный в пункте 5 настоящей статьи, может предусматривать обязанности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации по предоставлению добровольцу (волонтеру) питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплате проезда до места назначения и обратно, уплате страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также по возмещению связанных с исполнением договора расходов.

Статья 172. Правовые условия осуществления организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями своей деятельности

Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право:

1) получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) информировать, в том числе совместно с заинтересованными организациями, граждан о возможностях участия в добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах государственной власти и органах местного самоуправления;

5) получать иную поддержку в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статья 173. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства)

1. Правительство Российской Федерации утверждает:

1) общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

2) перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

2. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

2) участие в формировании единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

4) утверждение порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

5) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

2) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

4) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

5) популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;

6) поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

7) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;

8) формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) утверждение порядка взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.

Статья 174. Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 175. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства)

1. Формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства) осуществляются федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодежной политики.

2. Порядок функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства), требования к технологическим и лингвистическим средствам данной информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в данной информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) с иными информационными системами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства) включает сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях.

Предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) осуществляется добровольно.

Наличие в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) сведений о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях не является обязательным условием оказания поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления добровольческой (волонтерской) деятельности указанных участников добровольческой (волонтерской) деятельности.»;

10) пункт 7 статьи 19 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».

Статья 2

Внести в статью 311 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2010, N 15, ст. 1736; 2011, N 29, ст. 4291; 2012, N 53, ст. 7650; 2013, N 27, ст. 3464, 3477; N 52, ст. 6961; 2014, N 42, ст. 5611; N 45, ст. 6139; N 52, ст. 7551; 2015, N 18, ст. 2618; N 48, ст. 6724; 2016, N 11, ст. 1494; N 27, ст. 4220; N 52, ст. 7498) следующие изменения:

1) в подпункте 8 пункта 1 слова «содействия благотворительности и добровольчества» заменить словами «организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства)»;

2) подпункт 1 пункта 3 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)»;

3) пункт 121 после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».

Статья 3

Статью 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465; 2013, N 27, ст. 3477) дополнить пунктами 4 — 6 следующего содержания:

«4. Религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями вправе привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.

5. Религиозные организации вправе заключать с добровольцами (волонтерами) гражданско-правовые договоры о добровольческой (волонтерской) деятельности, предметом которых являются безвозмездное выполнение добровольцами (волонтерами) работ и (или) оказание ими услуг.

Существенным условием договора о добровольческой (волонтерской) деятельности является соблюдение добровольцем (волонтером) внутренних установлений религиозной организации, являющейся стороной договора. Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

6. Добровольческая (волонтерская) деятельность, предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи, не может регулироваться порядком взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.».

Статья 4

В пункте 11 статьи 161 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833; 2012, N 53, ст. 7612; 2017, N 30, ст. 4457) слово «(волонтеры)» заменить словами «(добровольцы (волонтеры)».

Статья 5

Подпункт 91 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727,6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст. 4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87) изложить в следующей редакции:

«91) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства);».

Статья 6

Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3296; N 31, ст. 3452; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 21, ст. 2455; N 25, ст. 2977; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 48, ст. 5517; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5733; N 52, ст. 6441; 2010, N 15, ст. 1736; N 49, ст. 6409; 2011, N 17, ст. 2310; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4591, 4594, 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7015,7039; 2012, N 26, ст. 3444, 3446; N 50, ст. 6967; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2325; N 27, ст. 3477; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165;N 52, ст. 6981, 7008; 2014, N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4235; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 52, ст. 7558; 2015, N 1, ст. 11, 52; N 27, ст. 3995; N 48, ст. 6723; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; 2018, N 1, ст. 27, 47, 87) следующие изменения:

1) пункт 25 части 1 статьи 15 дополнить словом «(волонтерству)»;

2) пункт 33 части 1 статьи 16 дополнить словом «(волонтерству)»;

3) пункт 11 части 1 статьи 162 дополнить словом «(волонтерства)».

Статья 7

Внести в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2009, N 48, ст. 5726; 2010, N 19, ст. 2290; 2011, N 49, ст. 7062; N 50, ст. 7354; 2012, N 53, ст. 7582; 2013, N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4025; 2014, N 26, ст. 3376; 2015, N 1, ст. 43; N 27, ст. 3993, 3995; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3277; N 27, ст. 4217; N 48, ст. 6736; 2017, N 17, ст. 2460; N 50, ст. 7544) следующие изменения:

1) в пункте 31 статьи 2 слово «волонтеры» заменить словами «добровольцы (волонтеры)»;

2) в статье 20:

а) в части 11 слово «волонтерам» заменить словами «добровольцам (волонтерам)»;

б) в части 12 слово «волонтерам» заменить словами «добровольцам (волонтерам)», слово «волонтеров» заменить словами «добровольцев (волонтеров)»;

3) в части 4 статьи 313 слово «волонтеров» заменить словами «добровольцев (волонтеров)».

Статья 8

Пункт 20 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007; 2014, N 30, ст. 4257; 2017, N 47, ст. 6850) после слова «добровольцев» дополнить словом «(волонтеров)».

Статья 9

Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 383-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и статью 7 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст. 6998) признать утратившим силу.

Статья 10

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2018 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Добровольческое движение «Даниловцы» предлагает серию авторских публикаций «Волонтерство для чайников«. Мы даем ответы на разные-разные вопросы о волонтерстве. Нашим ответам можно доверять! Своими знаниями, размышлениями и опытом делятся опытные работающие сегодня волонтеры, координаторы волонтерских групп, специалисты и эксперты.


Правовые основы волонтерства, документация по работе с волонтерами

Юридическая служба Союза волонтерских организаций и движений 


Общие правовые основы деятельности волонтеров созданы следующими документами:

  • Всеобщая Декларация Прав Человека (1948 г.);
  • Международная Конвенция о Правах Ребенка (1989 г.);
  • Конституция РФ (1993 г., ч. 4 и 5, ст. 13, ч. 2, ст. 19, ст. 30);
  • Гражданский Кодекс РФ (ст. 117);

Статус добровольцев в различных сферах деятельности регулируется следующими законодательными актами:

  • Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (статья 5 – определение понятия «доброволец» в контексте благотворительной деятельности (виды такой деятельности – статья 2); статья 7.1 – договоры между добровольцем и благополучателем, благотворительной организацией, компенсация расходов добровольца).
  • Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (статьи 38, 43 – участие добровольцев в клинических испытаниях лекарственных средств)
  • Закон РФ от 9 июня 1993 г. N 5142-I «О донорстве крови и ее компонентов»
  • Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»

Законодательные акты, регулирующие отдельные вопросы деятельности добровольцев

  • Гражданский кодекс РФ (статья 582 «Пожертвование», с учетом Письма Минфина РФ от 29 декабря 2009 г. N 03-03-06/4/112)
  • Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (определяет возможные организационно-правовые формы деятельности волонтерских объединений)
  • Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (статья 31.1 – обучение и подготовка добровольцев государством как одна из форм поддержки социально ориентированных НКО)
  • Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (статья 7 – освобождение компенсаций добровольцам со страховых взносов)
  • Налоговый кодекс РФ (пункты 3, 4 статьи 217 – освобождение компенсаций добровольцам и выплат донорам от НДФЛ)

Отдельным федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определен статус волонтеров, помогающих в проведении Олимпийских игр 2014 года в г.Сочи. Статья 5 регулирует привлечение волонтеров, статья 12.1 – деятельность иностранных граждан в качестве волонтеров.

Таким образом, законодательно урегулированы следующие аспекты деятельности добровольцев (без учета специальных правил для добровольных пожарных, испытателей лекарств и доноров крови):

Общее определение: физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (статья 5 ФЗ «О благотворительной деятельности»). Благотворительная деятельность определяется в статье 2 того же ФЗ.

Правовая основа деятельности добровольцев: договор (статья 7.1 ФЗ «О благотворительной деятельности»). Его заключение допустимо, но не является обязательным, возможно его заключение в устной или простой письменной форме. Стороны договора: доброволец и благополучатель (адресат помощи добровольцев), доброволец и благотворительная организация.

Предмет договора – безвозмездное выполнение добровольцем работ (оказание услуг) благополучателю или благотворительной организации в рамках ее деятельности, компенсация расходов, в частности, на проезд, питание, жилье, СИЗ, страхование.

Налоговые последствия компенсаций, выплачиваемых добровольцам – вопрос об обложении их от НДФЛ определенно не урегулирован, допустимо различное толкование; освобождение от страховых взносов во внебюджетные фонды прямо предусмотрено законом.

Налоговые последствия получения добровольческой помощи организациями. Для НКО помощь добровольцев, которая выражается в определенном материальном результате, относится к целевым поступлениям, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (статья 251 НК РФ). Для прочих организаций – внереализационный доход (пункт 8 статьи 250 НК РФ). Кроме того, внереализационным доходом признаются безвозмездно полученные организацией (в том числе и НКО) работы и услуги, хотя на практике они могут и не учитываться при определении налоговой базы.

Организационно-правовая форма деятельности добровольцев – благотворительная организация, общественная организация без образования юридического лица.

Не урегулированы

  • Стандарты помощи, оказываемой волонтерами/добровольцами
  • Особый порядок допуска добровольцев к сферам помощи, требующим специальной подготовки — пока есть только в отношении добровольной пожарной охраны .

Важным концептуальным документом является Всеобщая Декларация добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации Добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г.) при поддержке Генеральной Ассамблеи ООН и Международной Ассоциации Добровольческих усилий (IAVE).

Основы государственной политики в отношении волонтерства сформулированы в «Концепции развития благотворительной деятельности и добровольчества» от 30.07.2009 №1054-р

Волонтеры в некоммерческих организациях: деятельность и правильное оформление

Что такое НКО волонтеров и кто такие волонтеры? Разъясним, какие формы волонтерской деятельности предусмотрены действующим законодательством, как зарегистрировать НКО волонтеров, права волонтеров и организаций волонтеров, а также порядок оформления волонтеров в некоммерческой организации.

Слова «волонтёр» или же «доброволец» произошли от латинского слова voluntarius, которое означает «добровольный». Несмотря на то, что изначально под волонтёрами понимали солдат-добровольцев, которые сражались только за славу и военную добычу.  В дальнейшем понятие «волонтер» охватило другие сферы и означало человека, ведущего добровольную бескорыстную деятельность в разных полезных всему обществу сферах. 

Законодательство гласит, что доброволец — это физическое лицо, которое ведет благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и оказания услуг.  

  1. Основы волонтерской деятельности
  2. Волонтеры в НКО
  3. Формы волонтерской деятельности
  4. Создание волонтерской организации
  5. Нормативно-правовая база волонтерской деятельности
  6. Права волонтера
  7. Правильное оформление волонтеров
  8. Права волонтерских НКО

Основы волонтерской деятельности

Деятельность волонтеров начинается с появления у волонтеров желания помогать кому-либо, возникает желание или необходимость сделать мир лучше, и приходит осознание, что на реализацию этого не хватает человеческих ресурсов. Как правило, изначально формируется инициативная группа, затем к данной команде присоединяются волонтеры, которые либо проходят предварительное обучение, либо сразу подключаются к работе. Волонтеры могут сотрудничать с некоммерческим организациями, а могут и создать свою НКО. 

Волонтер — это кто?  

Волонтёр – это лицо, готовое сознательно потратить свое время и свои силы для пользы общества в целом или определенного человека.  Бывает, что волонтером называют других людей, которые не имеют отношения к данному понятию. Например, зачастую волонтером называют того, кто не берет вознаграждение за какую-нибудь осуществлённую работу или оказанную услугу.  

Это неправильное представление о волонтере. Целью волонтера является не бесплатная работа, а принесенная польза окружающему миру и людям. Цель волонтера — сделать мир лучше. Безвозмездность конечно же представляет собой один из главных принципов волонтерства, но не является целью их деятельности. Истинный волонтёр представляет собой пример нравственности, гуманности, бескорыстия, толерантности. 

Всем известно, что волонтёрская деятельность представляет собой проявление активной жизненной позиции конкретного человека, или объединение активистов – единомышленников. Данные объединения, как правило, совместными усилиями участвуют в решении возникающих проблем в обществе. Именно поэтому добровольчество широко распространено в некоммерческом секторе – в Некоммерческих организациях (НКО).  

Волонтеры в НКО 

Некоммерческую организацию создают с целью достижения различных социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Исследуя историю волонтёрства, можно заметить, что в волонтерской работе всегда принимали участие большое количество граждан, вне зависимости от уровня образования, размера доходов, уровня жизни. Люди становятся волонтерами независимо от религиозных, возрастных, расовых критериев. С течением времени волонтерство набирает все большую популярность.   

Формы волонтерской деятельности 

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» четко устанавливает, что граждане вправе осуществлять свою добровольческую деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования организации, а также никто не вправе ограничивать им свободу выбора целей этой деятельности. 

Поэтому как любая активность волонтёрство может быть в организованном и неорганизованном виде, осуществляться группой людей или самостоятельно. Неорганизованное волонтёрство может выражаться в виде однократной, единовременной, эпизодической помощи нуждающемуся населению. В рамках однократной добровольческой деятельности могут проводиться мероприятия и акции. Организованное же волонтёрство (добровольчество), как правило, представляет собой регулярную деятельность, которая может осуществляться при содействии некоммерческих организаций. Такая деятельность осуществляется на постоянной основе и в ходе такой деятельности решаются посильные социальные, культурные, экономические, экологические проблемы общества. 

Создание волонтерской организации

Фактически решение очень много количества социальных проблем стало возможным благодаря деятельности некоммерческих организаций, которые основной целью ставят не извлечение прибыли, а реализация мер по поддержки нуждающихся людей, реализация мер, направленных на защиту окружающей среды или сохранение историко-культурного наследия.  По сути регистрация волонтёрской организации это и есть регистрация НКО.

На практике это значит, что Некоммерческая организация сама является волонтёрской, то есть создали такую организацию волонтеры, чтобы юридически оформить свою деятельность или же некоммерческие организации сотрудничают с волонтёрами и волонтерскими объединениями. Предметом деятельности таких Некоммерческих организаций является решение социально-значимых проблем в обществе. Как правило, волонтерам в своей деятельности недостаточно ресурсов. Поэтому частым примером создания волонтерами НКО – это регистрация Благотворительного фонда. В рамках такого Фонда можно официально привлекать денежные средства спонсоров и на данные денежные средства оказывать помощь широкому кругу лиц.  

Одновременно с этим деятельность Некоммерческих организаций направлена координацию и мобилизацию максимального количества волонтёрских ресурсов, которые используются с целью решения общественных проблем. Кроме того, Некоммерческие организации содействую продвижению и пропаганде идей, ценностей и практики добровольчества, а также содействуют объединению добровольческих и общественно-государственных усилий.  

Совместно с некоммерческими организациями (НКО) деятельность волонтеров может быть направлена на решение различных социальных проблем. Это может быть деятельность, направленная на: 

  • решение проблем в области социального обслуживания населения, социальной поддержки и социальной защиты населения; 
  • реализацию мероприятий по подготовке граждан к преодолению последствий различных стихийных бедствий и различных видов катастроф – техногенных, экологических, а также реализация мероприятий, направленных на подготовку граждан к предотвращению несчастных случаев; 
  • предоставление помощи населению, пострадавшему в результате стихийных бедствий и различных видов катастроф – техногенных, экологических, а также в ходе различных конфликтов — социальных, религиозных, национальных; 
  • решение проблем в сфере охраны окружающей среды и защиты животных, охраны и содержании различных объектов, зданий, территорий и сооружений, которые представляют собой историческое, культовое, культурное наследие;  
  • реализацию мероприятий по защите и содержании мест захоронений; 
  • предоставление различной помощи на безвозмездных или на льготных условиях населению, просвещение граждан, защита прав и законных интересов граждан; 
  • работу с населением по профилактике социально-опасных видов поведения граждан и содействие формированию нетерпимости среди граждан к коррупционному поведению;
  • развитие и поддержку культуры, образования, просвещения, науки, искусства, здравоохранения, профилактику и охрану здоровья граждан, пропаганду здорового образа жизни, улучшение морально-психологического состояния населения, а также на поддержку деятельности в области физической культуры и спорта, содействие духовному развитию личности;
  • реализацию мероприятий по патриотическому и военно-патриотического воспитанию населения, а также проведение мероприятий поисковых работ, целью которых является выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества.

Нормативно-правовая база волонтерской деятельности

Основной закон Российской Федерации — это Конституция. Конституция Российской Федерации имеет прямое отношение к деятельности Некоммерческих организаций, так же, как и к деятельности коммерческих организаций и государственных структур. Статья 30 Конституции РФ гласит о том, что каждый имеет право создавать объединения, в том числе право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов. 

Также деятельность Некоммерческих организаций осуществляется на основании Гражданского кодекса Российской федерации и ряда Федеральных законов. Одним из таких законов является Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Данный закон раскрывает в себе понятие благотворительных организаций, цели их создания, участники благотворительной организации, порядок деятельности благотворительных организаций, органы управления благотворительной организации. 

Закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» также регулирует условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности, раскрывает  права и обязанности добровольца (волонтера), регламентирует правовые условия осуществления организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями своей деятельности , разъясняет полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства), раскрывает возможности  поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления. 

Права волонтера

Волонтер (доброволец) имеет следующие права: 

  1. Право осуществления своей деятельности самостоятельно, под началом организатора волонтерской (добровольческой) деятельности, или же как участник волонтерской организации;    
  2. Право на получение от организатора волонтерской (добровольческой) деятельности или волонтерского объединения информации о целях, задачах и сути осуществляемой волонтерской организацией деятельности, а также волонтер вправе получить информацию об организаторе волонтерской деятельности или о волонтерской организации; 
  3. Право на получения поддержки для волонтера, например, предоставление продуктов питания для волонтёра, специальной одежды, оборудования, оплаты проезда волонтера в связи с осуществлением волонтерской деятельности.  
  4. Также это могут быть средства индивидуальной защиты, помещение, преданное волонтеру во временное пользование, уплата страховых взносов на добровольное медицинское страхование волонтера или реализация страхования жизни и здоровья волонтера, или это может быть возмещение расходов волонтеру, понесенных на приобретение товаров или же услуг. 
  5. Волонтер имеет право на получение психологической помощи и помощи психологической реабилитации, право на возмещение вреда жизни и здоровью, которое было нарушено в момент осуществления волонтерской (добровольческой) деятельности.
  6. Волонтер имеет данные права случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации или же договором, который заключен между волонтером (добровольцем) и добровольческой (волонтерской) организацией. 
  7. Волонтер наделен правом получения от организатора волонтерской деятельности или волонтерской организации информационной, консультационной и методической помощи.  
  8. Волонтёр имеет право получение поощрения и награждения за добровольную деятельность, также в рамках государственных конкурсов и программ.     

Кроме указанных выше прав волонтер имеет также иные права, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.

Волонтёр, организатор волонтёрской деятельности или волонтерская организация не имеют право разглашать сведения, которые стали известны в результате волонтёрской деятельности, если данная информация является охраняемая законом тайна. 

Оформление волонтеров 

В гражданско-правовом договоре могут быть отражены условия осуществления благотворительной деятельности волонтером. Такой договор заключает между волонтером (добровольцем) и организацией. Предметом такого договора является безвозмездное выполнение волонтером работы и оказание услуг, которые направлены на достижение общественно-полезных целей. 

Договор между волонтером и волонтерской организацией может содержать в себе обязанности волонтёра по соблюдению обязательных требований при выполнении им работ и оказании услуг в рамках деятельности волонтерской организации.  

Конечно, возникают вопросы об ответственности волонтера и что делать если им были нарушены условия? Договор также может содержать в себе право волонтёрской организации на расторжение договора с волонтером в одностороннем порядке, в случае если волонтер нарушил какие-либо обязательные требования. Также в договоре могут содержаться условия о применении санкций к волонтеру, который недобросовестно относится к выполнению возложенных на него функций. 

Например, если волонтер не сотрудничает с организацией без предварительного согласование в течение трех и более месяцев, то договор можно считать расторгнутым и продолжать деятельность по взаимодействию с организацией будет возможно только при условии перезаключения гражданско-правового договора. 

Также, если условия договора неоднократно были нарушены или были нарушены другие внутренние правила и инструкции организации, то волонтёр может быть переведен в статус кандидата в волонтёры или вообще отстранен от работы в организации в качестве волонтёра на основании приказа руководителя организации. 

Также такой гражданско-правовой договор может содержать в себе пункт о возмещении волонтеру расходов на продукты питания, специальную одежду, оборудования, оплату проезда в связи с осуществлением волонтерской деятельности, на средства индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование волонтера или возмещение волонтеру расходов, которые были направлены на страхование жизни и здоровья волонтера. 

Кроме того, договором может быть предусмотрена обязанность для организатора волонтерской деятельности или волонтерской организации по предоставлению волонтеру необходимых продуктов питания, специальной одежды, оборудования. 

Однако приведенные выше нормы применяются к гражданско-правовому договору между волонтером и организацией только в том случае, если договор был заключен в письменном виде. 

С волонтером невозможно заключить трудовой договор, так как трудовым законодательством не предусмотрено возможности привлечения работника по трудовому договору к безвозмездному труду – и напротив, один из признаков трудовых отношений признается выполнение работником трудовых обязанностей за плату.

Иногда некоммерческая организация может столкнуться с проблемами из-за неправильного составления договора с волонтёром. Как правило, берут за основу трудовой договор, копируют его и заключают с волонтером. Такой договор содержит указание на количество рабочих часов, выходные дни, отпуск. После заключения такого договора организации не могут доказать проверяющим органам, что волонтёр не является сотрудником организации, который получает заработную плату. Именно поэтому при составлении договора необходимо избежать указание на количество рабочих часов, выходные дни, отпуск. Вообще стоит избежать всех моментов, которые делают похожий данный договор на трудовой. 

Права некоммерческих волонтерских организаций

Волонтерские организации и организаторы волонтерской деятельности наделены следующими правами: 

  1. право получения поддержки от государственных органов и муниципалитета в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
  2. право осуществление взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления, а также другими организациями в порядке, который установлен действующим законодательством Российской Федерации; 
  3. право информирования, а также право информирования вместе с заинтересованными организациями граждан о возможности участия в волонтерской деятельности;    
  4. право участия в создании и работе координационных и совещательных органов в области волонтерства, которые создавались при государственных органах власти и органах муниципалитета;    
  5. право получения иной поддержки в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

С подробной информацией о поддержке НКО, к которым, как мы выяснили, относятся в том числе волонтерские организации можете узнать на странице Льготы некоммерческим организациям.


Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8 (495) 003-45-71 (МСК),
8 (812) 629-00-03 (СПБ),
8 (800) 100-60-71 (по России).

Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России.


Вам может быть интересно:

  • Сотрудничество НКО
  • Оформление сотрудников НКО
  • 7 способов развития НКО

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • В какое время можно вести ремонтные работы в многоквартирном доме по закону
  • В какой срок управляющая компания должна выполнить заявку по замене стояков
  • В каком случае страховая компания может отказать в выплате по осаго при дтп
  • В реквизитах не указано имя или оно содержит слишком много цифр стим ошибка
  • Вы намерены проехать перекресток в прямом направлении ваши действия кат abm