В какие сроки компания должна опубликовать свою финансовую отчетность

Вопрос:

Когда публичное акционерное общество (ПАО) обязано составлять и публиковать финансовую отчетность по МСФО.

Ответ:

Получение статуса ПАО в общем случае связано с публичным размещением (обращением) его акций или конвертируемых в акции ценных бумаг. В свою очередь, публичное размещение (обращение) акций ПАО и ценных бумаг ПАО, конвертируемых в акции, возможно только при наличии проспекта эмиссии.

При допуске к организованным торгам акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта эмиссии, ПАО обязаны:

  • раскрывать годовую и полугодовую консолидированную финансовую отчетность. Обязанность в общем случае (за исключением субъектов МСП) возникает вне зависимости от включения акций организации в котировальный список;
  • раскрывать годовую и полугодовую индивидуальную финансовую отчетность. Обязанность возникает у организаций, не входящих в группу, в случае включения акций в котировальный список.

Если акции не допущены к организованным торгам, то ПАО раскрывать отчетность не обязаны.

Если у ПАО (за исключением субъектов МСП) зарегистрирован проспект эмиссии ценных бумаг, конвертируемых в акции, то ПАО обязано публиковать консолидированную отчетность по МСФО вне зависимости от допуска этих ценных бумаг к организованным торгам.

Если у ПАО (за исключением субъектов МСП) зарегистрирован проспект эмиссии ценных бумаг, конвертируемых в акции, то ПАО обязано публиковать консолидированную отчетность по МСФО вне зависимости от допуска этих ценных бумаг к организованным торгам.

Далее подробное обоснование.


Что такое публичное размещение (обращение) ценных бумаг

Размещение эмиссионных ценных бумаг – это отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок, а обращение ценных бумаг – это заключение последующих гражданско-правовых сделок с этими бумагами, в результате которых происходит переход права собственности на них (пп. 14, 16 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Публичным размещением ценных бумаг путем открытой подписки (публичным обращением ценных бумаг) считается размещение (обращение) ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, в частности (пп. 15, 17 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»):

  1. на организованных торгах;
  2. и (или) с использованием рекламы.

Не является публичным размещение (обращение):

  1. на организованных торгах:
    • ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов;
    • ценных бумаг, на которые распространяются требования и ограничения, установленные для размещения и обращения ценных бумаг для квалифицированных инвесторов;
  2. размещение ценных бумаг и совершение сделок с ними с использованием инвестиционных платформ.

Как получить статус ПАО

ПАО — это акционерное общество, акции и конвертируемые в акции ценные бумаги которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ)*.

*Если на 01.07.2015 устав и наименование созданного до 01.09.2014 АО указывает, что оно ПАО при отсутствии признаков публичности, такое АО до 01.01.2021 должно зарегистрировать проспект эмиссии акций и заключить с организатором торговли договор о листинге акций или изменить устав, исключив из наименования публичный статус (п. 7 ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ, п. 5 Письма Банка России от 25.11.2015 N 06-52/10054).

Пунктом 1 ст. 7.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрена специальная процедура получения статуса ПАО, которая предполагает, что такой статус получает уже существующее акционерное общество.

Для получения публичного статуса акционерное общество (п. 6 ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»):

  1. представляет в Банк России документы для регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг;
  2. подает документы на изменение сведений в ЕГРЮЛ о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что оно является публичным. К этим документам следует приложить подтверждение того, что общество уже обратилось в Банк России с заявлением о регистрации проспекта эмиссии;
  3. получает решение о регистрации проспекта ценных бумаг. Это решение вступает в силу с даты внесения указания о публичном статусе общества в ЕГРЮЛ.

Публичное размещение (в том числе на организованных торгах) и обращение акций ПАО и ценных бумаг ПАО, конвертируемых в акции, возможно только после регистрации проспекта эмиссии (п. 1.1 ст. 14, п. п. 2, 2.1 ст. 27.6 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании общества с указанием на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ).

Процедура эмиссии по общему правилу должна сопровождаться (а в некоторых случаях – может сопровождаться) составлением и регистрацией (в редких случаях – представлением уведомления о составлении) проспекта эмиссии ценных бумаг. Если проспект эмиссии не был составлен и зарегистрирован при эмиссии, то его можно составить и зарегистрировать впоследствии (п. 5 ст. 19, п. п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Таким образом, статус публичности акционерные общества приобретают, если одновременно (Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2019 N 309-КГ18-10040):

  • акции общества и иные конвертируемые в них ценные бумаги публично обращаются в соответствии с законодательством о ценных бумагах;
  • устав и фирменное наименование общества содержат информацию о том, что это общество является публичным.

В каких случаях возникает обязанность по раскрытию финансовой отчетности по МСФО

В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент, который вместе с другими организациями создает группу, обязан составлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность по правилам МСФО (пп. 2 п. 4, п. п. 4.1, 12 ст. 30, пп. 2 п. 2 ст. 27.6 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»):

  • после начала размещения эмиссионных ценных бумаг (дата начала указывается в сообщении о дате начала размещения ценных бумаг);
  • после регистрации проспекта ценных бумаг, если такое требование установлено в самом проспекте либо регистрация не связана с размещением ценных бумаг;
  • после вступления в силу решения о регистрации проспекта акций (это дата внесения указания о публичном статусе в ЕГРЮЛ) при приобретении эмитентом статуса ПАО.

Из общего правила есть исключения (пп. 2 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»):

  • эмитент является специализированным финансовым обществом, специализированным обществом проектного финансирования, или ипотечным агентом;
  • зарегистрирован проспект эмиссии акций, но акции не допущены к организованным торгам;
  • эмитент – субъект МСП, а ценные бумаги не включены в котировальный список.

Однако надо учитывать, что еще есть обязанность составлять и публиковать консолидированную или индивидуальную (в случае отсутствия группы) финансовую отчетность по МСФО (годовую и промежуточную) по закону о консолидированной финансовой отчетности — в случае, если ценные бумаги организации включены в котировальный список (п. 8 ч. 1, ч. 5 ст. 2, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», Письмо Минфина России от 11.07.2019 N 07-01-09/51283).

То есть, получается, что если акции субъекта МСП включены в котировальный список, то он обязан составлять и публиковать отчетность по МСФО, даже если он не входит в группу.

А если ценные бумаги исключены из котировального списка, то у эмитента:

  • сохранится обязанность раскрывать консолидированную финансовую отчетность, установленная законом о ценных бумагах, если он входит в группу (Информация Минфина России N ОП 6-2015);
  • прекратится обязанность раскрывать индивидуальную финансовую отчетность, установленная законом о консолидированной финансовой отчетности, – если он не входит в группу.

В общем случае процедуру принятия решения о составлении и публикации отчетности ПАО можно представить в виде схемы:

Как ПАО раскрыть финансовую отчетность

Обязанность раскрывать финансовую отчетность эмитента (как консолидированную, так и индивидуальную) распространяется (п. 12 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ч. 1 ст. 7, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», п. 67.3 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П):

  • на годовую финансовую отчетность эмитента с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности;
  • на промежуточную финансовую отчетность эмитента, составленную за отчетный период, состоящий из шести месяцев отчетного года, с приложением аудиторского заключения или иного документа, составленного по результатам проверки такой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.

Порядок и сроки раскрытия финансовой отчетности зависят от того, в соответствии с какими законами ПАО должен публиковать отчетность.

Вид отчетности Обязанность возникает по Федеральному закону N 39-ФЗ
(ПАО входит в группу, зарегистрирован проспект эмиссии)
Обязанность возникает по Федеральному закону N 208-ФЗ
(ПАО не входит в группу, но ценные бумаги включены в котировальный список)
Обязанность возникает как по Федеральному закону N 39-ФЗ, так и по Федеральному закону N 208-ФЗ
(ПАО входит в группу и ценные бумаги включены в котировальный список)
Годовая (вместе с аудиторским заключением) Раскрывают консолидированную финансовую отчетность путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (п. 12 ст. 30 Федерального закона N 39-ФЗ, п. п. 2.5, 68.1 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П):
• не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания отчетного года;
• в составе ежеквартального отчета эмитента за II квартал или за I квартал, если она составлена до его окончания.
Размещают индивидуальную финансовую отчетность в сети Интернет (как правило, на собственном сайте) или в СМИ не позднее 150 дней после окончания отчетного года, за который составлена отчетность. Если разместили не на собственном сайте, то на собственном сайте нужно указать сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 2, 3, 5 ст. 7, ч. 7 ст. 4 Федерального закона N 208-ФЗ). Раскрывать консолидированную финансовую отчётность следует так, как это предусмотрено п. 12 ст. 30 Федерального закона N 39-ФЗ, — путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (ч. 5 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ, п. п. 2.5, 68.1 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П):
• не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания отчетного года;
• в составе ежеквартального отчета эмитента за II квартал или за I квартал, если она составлена до его окончания.
На собственном сайте надо разместить сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ).
Промежуточная (вместе с аудиторским заключением или иным документом по результатам аудиторской проверки) Раскрывают консолидированную финансовую отчетность путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (п. 12 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ, п. п. 2.5, 68.2 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П):
• не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения или иного документа, составленного в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, но не позднее 60 дней после даты окончания II квартала;
• включения в состав ежеквартального отчета эмитента за III квартал.
Размещают индивидуальную финансовую отчетность в сети Интернет (как правило, на собственном сайте) или в СМИ не позднее 90 дней после окончания отчетного года, за который составлена отчетность. Если разместили не на собственном сайте, то на собственном сайте нужно указать сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 2, 3, 5 ст. 7, ч. 7 ст. 4 Федерального закона N 208-ФЗ). Раскрывать консолидированную финансовую отчетность следует так, как это предусмотрено п. 12 ст. 30 Федерального закона N 39-ФЗ, — путем опубликования в сети Интернет на сайте распространителя информации на рынке ценных бумаг (ч. 5 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ, п. п. 2.5, 68.2 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П):
• не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения или иного документа, составленного в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, но не позднее 60 дней после даты окончания II квартала;
• включения в состав ежеквартального отчета эмитента за III квартал.
На собственном сайте надо разместить сведения о месте раскрытия годовой отчетности (ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 208-ФЗ).

Обратите внимание, что в 2020 г. эмитенты обязаны раскрывать финансовую отчетность практически в одни и те же сроки вне зависимости от того, по какому федеральному закону у них возникает эта обязанность:

  1. консолидированную финансовую отчетность, публикуемую по правилам Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ (п. 3 ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 07.04.2020 N 115-ФЗ, п. 4 Информации Банка России от 13.04.2020):
    • не позднее 210 дней после окончания отчетного года (28.07.2020), но не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения, — для годовой отчетности за 2019 г.;
    • не позднее 180 дней после окончания полугодового отчетного периода (28.12.2020), но не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения (иного документа по результатам аудиторской проверки) — для промежуточной отчетности за шесть месяцев 2020 г.;
  2. индивидуальную финансовую отчетность, публикуемую по правилам Федерального закона N 208-ФЗ п. 1, 2 ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 07.04.2020 N 115-ФЗ, Информационное сообщение Минфина России от 09.04.2020 N ИС-учет-26):
    • не позднее 210 дней после 31 декабря 2019 г.;
    • не позднее 180 дней после окончания полугодового отчетного периода 2020 г.

Что будет, если не раскрыть финансовую отчетность по МСФО

Несоблюдение сроков публикации, а также иные нарушения порядка раскрытия информации (например, размещение недостоверной информации) могут повлечь ответственность (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ):

  • для организации — штраф от 700 тыс. до 1 млн руб.;
  • для должностного лица — штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Однако в течение 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении штраф может быть уплачен в половинном размере (ч. 1.3-1 ст. 32.2 КоАП РФ).

Может ли ПАО освободиться от обязанности по раскрытию отчетности по решению Банка России

Нет, не может. Для получения освобождения по решению Банка России ПАО, как минимум, должно будет сменить статус на непубличный.

Что изменится в раскрытии информации с отчетности за 2021 год

С отчетности за 2021 год появится обязанность раскрывать индивидуальную финансовую отчетность у ПАО, которое вместе с другими организациями не образует группу (пп. 2 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ч. 9 ст. 24 Федерального закона от 27.12.2018 N 514-ФЗ, п. 52.4 Положения Банка России от 27.03.2020 N 714-П).

Это значит, что даже если ценные бумаги будут исключены из котировального списка, но при этом эмитент не входит в группу, он продолжит раскрывать индивидуальную отчетность по МСФО в соответствии с законодательством о ценных бумагах.

Ранее обязанность прекратилась бы, поскольку по законодательству о финансовой отчетности надо раскрывать отчетность вне зависимости от создания группы, но при условии включения бумаг в котировальный список. А по закону о ценных бумагах включение/невключение в котировальный список в общем случае роли не играло, зато было только требование о раскрытии консолидированной отчетности.

С уважением, Шувалова И. В.

extern

Сдайте бухгалтерскую отчетность в срок и без ошибок.

Попробовать

Отчетность организации можно условно разбить на два основных блока. Первый — конфиденциальная отчетность только «для своих», то есть для руководителей и учредителей. Второй блок — это публичная отчетность, доступная всем желающим.

Публичная отчетность — это особый вид бухгалтерской отчетности, которая находится в открытом доступе. То есть информацию из нее могут использовать как партнеры и клиенты компании, так и ее конкуренты.

Бухгалтерская отчетность компании становится публичной в тот момент, когда организация размещает ее в открытом доступе — публикует. Получается, что бухгалтерская и публичная отчетность идентичны. Их отличие заключается только в степени огласки. 

Опубликованная отчетность должна быть достоверна, иначе организация может столкнуться со штрафами и претензиями. Подтверждает достоверность аудиторское заключение. Оно же обычно и публикуется в открытых источниках вместе с публичной отчетностью.

При этом некоторые организации, например, акционерные общества, публикуют не только бухгалтерскую отчетность, но и годовой отчет о своей деятельности, сведения об аффилированных лицах, внутренние документы в области внутреннего аудита, уведомление о намерении обратиться в суд и иные сведения. То есть перечень публикуемой информации огромен.

В статье под публичной отчетностью мы будем понимать именно бухгалтерскую отчетность, опубликованную в соответствии с законодательством.

Говорить о том, что публичную отчетность нужно сдавать — не совсем корректно. Сдается бухгалтерская отчетность, а публичная именно публикуется. О публикации будем говорить далее.

В соответствии с п. 9 ст. 13 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ бухгалтерская отчетность подлежит публикации в случаях, предусмотренных законодательством. Публиковать финансовый отчет должны следующие категории организаций:

  • акционерные общества — ст. 92 ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ;
  • общества с ограниченной ответственностью, если они открыто размещают облигации и другие эмиссионные ценные бумаги — п. 2 ст. 49 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ;
  • саморегулируемые организации — пп. 11 п. 2 ст. 7 ФЗ от 01.12.2007 № 315-ФЗ;
  • кредитные организации — ст. 8 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1;
  • страховые организации — п. 4 ст. 29 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1;
  • Агентство по страхованию вкладов — п. 4 ст. 24 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ;
  • аккредитованные организации по управлению правами на коллективной основе и созданные ими фонды — п. 6 ст. 1244 ГК РФ.

ООО, открыто размещающие облигации и другие эмиссионные ценные бумаги, публикуют свою отчетность независимо от системы налогообложения. Даже если компания работает на УСН (Письмо Минфина РФ от 18.06.2008 № 07-05-06/137).

Сроки публикации отчетности во всех случаях разные. Например, страховые организации публикуют отчетность вместе с аудиторским заключением не позднее 1 июля года, следующего за отчетным (п. 4 ст. 29 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1). А вот акционерные общества эмитенты ценных бумаг публикуют отчетность и аудиторское заключение в срок не позднее 3 дней с даты составления заключения по ней, но не позднее 120 дней с даты окончания отчетного периода (Глава 58 Положения ЦБ РФ от 27.03.2020 № 714-П).

Кроме того, отличаются и способы публикации отчетности. Например, Агентство по страхованию вкладов обязано публиковать отчетность в «Вестнике Банка России» и «Российской газете», страховые организации — на официальном сайте или в СМИ, эмитенты ценных бумаг — на официальном сайте.

Однако общий для всех срок и способ публикации отчетности все же есть. Все организации, которые обязаны публиковать свою бухгалтерскую отчетность, вносят сведений о ней в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п. 7, п. 8 ст. 7.1 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Срок на публикацию в Федресурсе — 3 рабочих дня с момента опубликования отчетности (п. 9 ст. 7.1 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Сообщения о раскрытии финансовой отчетности на Федресурсе

Состав сведений, раскрываемых в Федресурсе, зависит от того, предоставлялось ли аудиторское заключение по отчетности в ГИРБО или нет. Исчерпывающий перечень информации дан в информационном сообщении Минфина от 13.01.2022 № ИС-учет-36.

За неисполнение обязанности по публикации отчетности в Федресурсе предусмотрена административная ответственность по ст. 14.25 КоАП РФ. Возможны следующие санкции:

  • предупреждение или штраф 5 000 рублей на должностное лицо — за несвоевременную публикацию (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ);
  • штраф от 5 000 до 10 000 рублей на должностное лицо — за непредставление отчетности или недостоверные сведения (п. 7 ст. 14.25 КоАП РФ);
  • штраф от 10 000 до 50 000 рублей на должностное лицо или его дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет — за повторное непредставление отчетности, недостоверных сведений или размещение заведомо ложных сведений (п. 8 ст. 14.25 КоАП РФ).

Кроме того, штрафы зависят от конкретного случая, при котором отчетность должна быть опубликована. Например, если АО (или ООО) эмитент ценных бумаг несвоевременно опубликует отчетность, раскроет информацию в неполном объеме или предоставит данные, вводящие в заблуждение, то это влечет (п. 4 ст. 15.19 КоАП РФ):

  • наложение штрафа в размере 30 000‒50 000 рублей или дисквалификацию на срок 1‒2 года — для должностных лиц;
  • наложение штрафа 700 000‒1 000 000 рублей — для юридических лиц.

Кроме того, несвоевременная публикация отчетности несет и репутационные риски. Например, если акционерное общество начнет систематически допускать просрочки по публикации отчетности, то она в короткие сроки столкнется с оттоком инвесторов.

extern

Отчитайтесь в ФНС и другие контролирующие органы в срок и без ошибок по актуальным формам

Узнать больше

С 1 января 2022 года три группы организаций стали обязаны размещать на сайте Федресурс сообщение о бухгалтерской финансовой отчетности.

Бухгалтерская финансовая отчетность в Федресурсе – с 01.01.2022 обязаны публиковать все компании, которые проводят аудит

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Изменения законодательства были внесены в пп.«л. 2» п. 7 ст. 7.1 ФЗ № 129 «О государственной регистрации юридических лиц». Кроме того, теперь информация о результатах аудита вносится в Федресурс в рамках сообщения о бухгалтерской финансовой отчетности.

Публикация в Федресурсе сведений о бухгалтерской финансовой отчетности является обязательной для трех групп:

1. Чья финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту.

Этой группе юридических лиц необходимо публиковать в Федресурсе сообщение о финансовой отчетности с указанием:

  • наименования аудиторской организации;
  • ИНН, ОГРН и другими основными идентификаторами аудитора;
  • датой подписания аудиторского заключения.

2. Чья отчетность и аудиторское заключение о ней не подлежат представлению ГИРБО.

Этой группе юридических лиц необходимо публиковать в Федресурсе сообщение о финансовой отчетности, с указанием:

  • наименования аудиторской организации;
  • ИНН, ОГРН и другими основными идентификаторами аудитора;
  • датой подписания аудиторского заключения;
  • мнения аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности этой отчетности и обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность.

3. Тех, кто размещает сведения об отчетности в СМИ (например, на сайтах уполномоченных информационных агентств, аккредитованных ЦБ РФ: ООО «Интерфакс – ЦРКИ», АО «АЭИ «ПРАЙМ», АО «СКРИН», ЗАО «АК&М», АНО «АЗИПИ»).

Этой группе юридических лиц необходимо публиковать в Федресурсе сообщение о финансовой отчетности и результатах аудита с дополнительным с указанием сведений о публикации в СМИ.

В связи с изменениями обязанности реестр Федресурс предусмотрел техническую возможность публикации сообщения о финансовой отчетности по новой форме сообщения (с указанием сведений о результатах обязательного аудита) для каждой из указанных выше группы юридических лиц. Каждая группа может публиковать нужные ей сведения независимо друг от друга.

Сколько сообщений о бухгалтерской финансовой отчетности и результатах аудита в 2022 году нужно публиковать в федресурсе?

Ответ – два сообщения!

Почему? Согласно ч. 8 ст. 13 закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», датой утверждения финансовой отечности является дата ее подписания руководителем организации. С этой даты необходимо отсчитывать установленный для публикации сообщения в Федресурсе срок – 3 рабочих дня.

А как быть со сведениями об аудите? Если их ждать – нарушим срок. Если не ждать, то обязанность будет исполнена не полностью.

В марте 2022 многие организации уже с этим столкнулись. Но и здесь Федресурс учел эту техническую необходимость, чтобы организации могли опубликовать оба блока сведения своевременно, не нарушив сроки и не получив штраф. Федресурс оставил в форме сообщения поля и блоки финансовой отчетности и результатов аудита независимыми друг от друга.

В настоящее время организации могут опубликовать:

  • сначала первое сообщения – сведения о финансовой отчетности в течение трех рабочих дней с даты ее утверждения (подписания руководителем);
  • затем опубликовать второе сообщение, уже заполнив все поля, которые относятся не только к финансовой отчётности, но к результатам аудита, в течение трех рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения.

Дополнительно стоит отметить, что реестр Федресурс также сохранил возможность публикации результатов аудита отдельным сообщением по старой форме.

Поэтому опубликовать ли результаты аудита в рамках второйй публикации в виде сообщения о финансовой отчётности, заполнив повторно поля о бухгалтерской финансовой отчетности, а также заполнить предусмотренные в нем теперь поля о результатах аудита. Или опубликовать результаты аудита в рамках отдельной старой формы – здесь реестр Федресурс пока оставляет вам выбор.

Но в любом случае, чтобы не получить штраф, необходимо осуществлять две публикации, поскольку два этих события – утверждение финансового отчета и подписание аудиторского заключения не совпадают между собой по дате и имеют разные точки отсчета срока публикации.

Если ваша организация провела обязательный аудит и у вас остались вопросы по обязанности размещения аудиторского заключения в Федресурсе в рамках сообщения о финансовой отчетности – вы можете получить бесплатные консультации на сайте сервиса fedresurs.online.

Если вы пропустили указанные изменения, вам необходимо устранить нарушение и опубликовать сообщение в Федресурсе – вы также можете сделать это на сайте fedresurs.online.

Какие последствия если не опубликовать в Федресурс бухгалтерскую финансовую отчетность и сведения из аудиторского заключения?

Делать это необходимо для того, чтобы ваша организация не столкнулась с негативными правовыми последствиями. А именно – штрафом до 50 000 рублей и дисквалификацией должностного лица на срок до 3 лет по ч. 6-8 ст. 14.25 КоАП.

За 2021-2022 годы накопилось немало практики привлечения организаций к ответственности за отсутствие сведений об аудите и финансовой отёчности в Федресурсе. Предлагаем вам ознакомиться с ней:

  • Определение Управления Росреестра по Санкт-Петербургу 12.04.2021.
  • Требование МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 г. Москвы от 21.01.2021.
  • Уведомление и определение Управления Росреестра по Тамбовской области 20.02.2021.

Обратите внимание! В предписании, направленном ФНС, организации также дополнительно привлекаются к административной ответственности по:

  • ст. 19.7 КоАП за непредставление аудиторского заключения;
  • ст. 15.11 КоАП за отсутствие первичных учетных и иных финансовых документов, хранение которых является обязательным.

Таким образом, все юридические лица, на которых ранее распространялась обязанность по публикации сообщения о результатах обязательного аудита, теперь подпадают под обязанность 1-2 группы в рамках сообщения о финансовой отчетности (а некоторые, под критерии всех трех групп, если размещают информацию в СМИ). Они обязаны публиковать сообщение о бухгалтерской финансовой отчетности с указанием сведений об аудиторе, дате подписания заключения, а в ряде случаев (2 группа) и результатах аудита (мнение аудитора).

Иными словами количество юридических лиц, которые проводили аудит и обязаны публиковать сведения о его результатах в Федресурсе – не изменилось, изменилось количество обязательных сообщений из-за включения сведений из аудиторского заключения в состав сообщения о бухгалтерской финансовой отчетности

Если ваша организация провела обязательный аудит и у вас остались вопросы по обязанности размещения бухгалтерской финансовой отечности и аудиторского заключения в Федресурсе– вы можете получить бесплатные консультации на сайте сервиса fedresurs.online.

Если Вы пропустили указанные изменения, вам необходимо устранить нарушение и опубликовать сообщение в Федресурсе – Вы также можете сделать это на сайте fedresurs.online.

71.1. Акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

71.2. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества утверждается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, если вопрос об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отнесен уставом акционерного общества к его компетенции.

Достоверность данных, содержащихся в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) акционерного общества. Указанное подтверждение не требуется в случае, если в соответствии с уставом непубличного акционерного общества ревизионная комиссия (ревизор) отсутствует (не избирается) или избирается (создается) исключительно в случаях, предусмотренных уставом непубличного акционерного общества, и такие случаи не предусматривают подтверждение (проверку) достоверности данных, содержащихся в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества.

(п. 71.2 в ред. Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

71.3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества должна состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

71.4. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается:

путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

в составе ежеквартального отчета акционерного общества — эмитента за первый квартал в соответствии с разделом IV настоящего Положения в случае, если акционерное общество — эмитент в соответствии с настоящим Положением обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.

71.5. Непубличное акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, на которое в соответствии с настоящим Положением не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, в срок не позднее двух дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) годового общего собрания акционеров или заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества (если вопрос об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отнесен уставом акционерного общества к его компетенции), на котором рассматривался вопрос об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязано опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (о неутверждении) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества. В случае если на годовом общем собрании акционеров или заседании совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, на котором рассматривался вопрос об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества, указанная отчетность не была утверждена, акционерное общество обязано указать причины, послужившие основанием для этого. Текст указанного сообщения должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для опубликования текста годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в сети Интернет, а если текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности опубликован в сети Интернет после истечения такого срока — с даты его опубликования в сети Интернет.

(п. 71.5 в ред. Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

71.6. В случае если в годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность непубличного акционерного общества, указанного в пункте 71.5 настоящего Положения, не утвержденную на годовом общем собрании акционеров или соответствующем заседании совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества (если вопрос об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отнесен уставом акционерного общества к его компетенции), внесены изменения и годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность с внесенными изменениями была утверждена на внеочередном общем собрании акционеров или заседании совета директоров (наблюдательного совета) (если вопрос об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отнесен уставом акционерного общества к его компетенции), акционерное общество обязано опубликовать текст такой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности на странице в сети Интернет не позднее двух дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) внеочередного собрания акционеров или заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.

(п. 71.6 в ред. Указания Банка России от 16.12.2015 N 3899-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

71.7. Текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества вместе с текстом аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей в соответствии с федеральными законами обязательному аудиту, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока — с даты его опубликования в сети Интернет.

Содержание страницы

  • Что такое ресурс БФО?
  • Сроки предоставления отчетности
  • Изменения порядка предоставления отчетности
  • Проверка корректности бухгалтерской отчетности
  • Доступность информации из ресурса БФО
  • Предоставление информации из ресурса БФО государственным и муниципальным органам
  • Нормативно-правовое обеспечение

С 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», на ФНС России возложены функции по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Что такое ресурс БФО?

^К началу страницы

ФНС России формирует и ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) — это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта

НЕ ОБЯЗАНЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОТЧЕТНОСТЬ В РЕСУРС

Организации бюджетной сферы и религиозные организации

Банк России и организации, представляющие отчетность в Банк России

Организации, чья отчетность содержит государственную тайну

Организации в случаях, установленных Правительством РФ

ИМЕЮТ ПРАВО СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ В УПРОЩЕННОЙ ФОРМЕ

Субъекты малого предпринимательства

Некоммерческие организации

НЕ ИМЕЮТ ПРАВО СДАВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ В УПРОЩЕННОЙ ФОРМЕ

Жилищные, жилищно-строительные, кредитные потребительские и с/х кооперативы

Организации бюджетной сферы, политические партии и их отделения

Нотариальные и адвокатские палаты, юридические консультации, адвокатские бюро

Микрофинансовые организации

В ресурс БФО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

Сроки предоставления отчетности

^К началу страницы

ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД – КАЛЕНДАРНЫЙ ГОД С 1 ЯНВАРЯ ПО 31 ДЕКАБРЯ

31.03

Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода

31.07

31.07 года, следующего за отчетным – пресекательный срок для представления отчетности с корректировками

31.12

31.12 года, следующего за отчетным — пресекательный срок для представления аудиторского заключения, если таковое имеется, а также отчетности с корректировками, если отчетность утверждается после 31.07

Федеральным законом от 26.07.2019 № 247-фз «о внесении изменений в федеральный закон “о бухгалтерском учете” и отдельные законодательные акты российской федерации в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы» конкретизированы положения о порядке и сроках исправления ошибок в представленной бухгалтерской отчетности

Проверка корректности бухгалтерской отчетности

^К началу страницы

КОНТРОЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ

Если представленная бухгалтерская (финансовая) отчетность не пройдет проверку на контрольные соотношения, после ее представления организации придет уведомление через оператора электронного документооборота с кодом ошибки. Организация может представить скорректированную отчетность, при этом представленная ранее отчетность будет загружена в ресурс БФО

ОКВЭД

В форме бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо указывать значение кода ОКВЭД, указанного в ЕГРЮЛ.

Данный показатель используется в расчете среднеотраслевых показателей, налоговой нагрузки, средней заработной платы и т.д. Также ОКВЭД используется Росстатом для ведения статистических наблюдений

ФОРМАТ

Если представленная бухгалтерская (финансовая) отчетность не пройдет проверку соответствие формату, утвержденному приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@, бухгалтерская отчетность не будет загружена в ГИР БО.

ГИР БО ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

^К началу страницы

СМЭВ (виды сведений):

  • Предоставление государственным органам бухгалтерской отчетности из ресурс БФО по ИНН в электронной форме;
  • Формирование списка ИНН с целью предоставления государственным органам бухгалтерской отчетности из ресурс БФО в электронной форме.

ОГРАНИЧЕНИЕ (ВОЗОБНОВЛЕНИЕ) ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ГИР БО, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (КНД 1111652)

^К началу страницы

Заявление содержит

Наименование организации, ИНН, ОГРН, случай ограничения доступа, отчетный период (отчетные периоды), за который (которые) должен быть ограничен (возобновлен), либо отчетный период, начиная с которого должен быть ограничен (возобновлен) доступ.

Заявление подписывается

Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени организации.

Заявление предоставляется

В ФНС России в виде электронного документа в формате и в порядке, утвержденными приказом ФНС России от 14.10.2022 № ЕД-7-1/939@

Порядок ограничения (возобновления) доступа к информации, содержащейся в ГИР БО утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2022 г. № 1624

Сроки рассмотрения заявления об ограничении (возобновлении) доступа

ФНС России рассматривает заявление и направляет в электронном виде на адрес электронной почты, указанный в заявлении:

  • Уведомление об ограничении доступа — в течение 3 рабочих дней после получения заявления;
  • Уведомление об отсутствии оснований для ограничения доступа — не позднее 5 рабочих дней после дня получения заявления;
  • Уведомление о возобновлении доступа — в течение 3 рабочих дней после дня получения заявления.

Сроки рассмотрения заявления об ограничении (возобновлении) доступа

1. Организация включена в один из следующих реестров, перечней:

а) сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 № 96

б) перечень стратегических предприятий и организаций, предусмотренный пунктом 2 статьи 190 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

в) перечень резидентов, предусмотренный частью 4.2 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»

г) перечень лиц, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2022 № 1625

2. Решение об ограничении доступа к информации, содержащейся в ГИРБО, принято:

Банком России (в отношении организаций, представляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Банк России)

Правительством Российской Федерации (в отношении иных организаций, которые не включены ни в один из названных реестров, перечней)

Нормативно-правовое обеспечение

^К началу страницы

  • Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
  • Федеральный закон от 28 ноября 2018 года № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2020 № 35 «Об освобождении организаций от представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности»
  • Перечень резидентов, в отношении которых иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза введены меры ограничительного характера № ММВ-7-1/569@ (зарегистрирован Минюстом России 29.10.2021 № 65647)
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 № 811 «О случаях, размере и порядке взимания платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности»
  • Постановление Правительства РФ от 18.03.2022 № 395 (о временном ограничении доступа к сведениям на ГИР БО)
  • Постановление Правительства РФ от 16.09.2022 № 1624 «О порядке ограничения и возобновления доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации»
  • Приказ ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@ «Об утверждении Порядка представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности» (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2019 рег. № 56754)
  • Приказ ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@ «Об утверждении форматов представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности» (зарегистрирован Минюстом России 18.12.2019 рег. № 56836)
  • Приказ ФНС России от 25.11.2019 № ММВ-7-1/586@ «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы предоставления государственной услуги по предоставлению информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности» (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2020 рег. № 57680)
  • Приказ ФНС России от 28.09.2021 № ЕД-7-1/843@ «О внесении изменений в Порядок представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденный приказом ФНС России от 13.11.2019»
  • Приказ ФНС России от 14.10.2022 № ЕД-7-1/939@ «Об утверждении формы, формата и порядка представления заявления об ограничении (возобновлении) доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности» (зарегистрирован Минюстом России 01.11.2022 рег. № 70788)
  • Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (зарегистрирован Минюстом России 02.08.2010)
  • Приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н «О внесении изменений в приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (зарегистрирован Минюстом России 20.05.2019)

вопросы

Из нашей статьи вы узнаете:

МСФО, или международные стандарты финансовой отчётности — это свод правил, по которым оформляются документы с результатами хозяйственной деятельности предприятия. В России МСФО начали применяться с 1998 года. В 208-ФЗ указан перечень организаций, которые на сегодняшний день обязаны оформлять отчётность по международным нормам.

Важно: параллельно с отчётностью по МСФО эти организации обязаны вести бухучёт по нормам российского законодательства.

Что такое МСФО

Правила бухгалтерского, налогового и финансового учёта в разных странах не всегда совпадают. Это усложняет международное взаимодействие контрагентов и не даёт бизнесу выходить за пределы одного государства. Поэтому с 1973 года существуют единые стандарты для ведения учёта и подготовки отчётности.

МСФО включает в себя комплекс стандартов, интерпретаций и приложений. Также существуют рекомендации по внедрению и использованию международных правил.

Информацию из отчётности по МСФО используют следующие категории организаций:

  • контрагенты компании, которые могут оценить финансовые показатели до принятия экономических решений;
  • инвесторы, которые принимают решение о вложении средств в действующие проекты;
  • государственные структуры, которые контролируют определённые сферы деятельности.

Использование международных стандартов отчётности гарантирует, что информация в ней полная, объективная и достоверная. Также стандарты и интерпретации содержат правила ведения финансового учёта и рекомендации о том, как следует отражать хозяйственные операции, чтобы это было понятно зарубежным коллегам.

Кто должен сдавать отчётность МСФО

Формировать консолидированную финансовую отчётность по правилам МСФО обязана организация, если она одновременно:

  • контролирует одну или несколько компаний. Такая организация называется материнской, а подконтрольные ей — дочерними. При этом есть исключения, когда материнская компания не обязана составлять консолидированную отчётность по группе;
  • попадает под действие Закона 208-ФЗ.

По закону формировать отчётность по правилам МСФО должны:

  • кредитные организации;
  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • клиринговые организации;
  • федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждён Правительством РФ;
  • акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждён Правительство РФ;
  • иные организации-эмитенты, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путём их включения в котировальный список.

Также организация может быть обязана сдавать отчётность по МСФО на основании отдельных ФЗ, своих учредительных документов или по собственной инициативе.

Требования 208-ФЗ обязаны соблюдать не только материнские компании, но и организации, которые не образуют группу. Они сдают не консолидированную, а индивидуальную финансовую отчётность по правилам МСФО. И в наименовании такой отчётности слово «консолидированная» не используют.

От отчётности МСФО освобождены некоторые категории налогоплательщиков. В первую очередь это организации государственного сектора.

Не сдаёт отчётность МСФО материнская компания, которая удовлетворяет всем следующим условиям:

  • она сама является дочерней организацией, находится в полной или частичной собственности другой организации. Все собственники, включая тех, кто в иных случаях не имеет права голоса, были проинформированы о том, что материнская организация не будет представлять консолидированную финансовую отчётность, и не возражают против этого;
  • долговые и долевые инструменты материнской организации не обращаются на открытом рынке (на внутренней либо зарубежной фондовой бирже или на внебиржевом рынке, включая местные и региональные рынки);
  • материнская организация не представляла и не находится в процессе представления своей финансовой отчётности комиссии по ценным бумагам или иному регулирующему органу в целях выпуска инструментов любого класса на открытый рынок;
  • конечная или любая промежуточная материнская организация указанной материнской организации подготавливает финансовую отчётность в соответствии с МСФО. Отчётность доступна для открытого пользования. В этой отчётности дочерние организации консолидируются или оцениваются по справедливой стоимости через прибыль и убыток в соответствии с МСФО (IFRS) 10.
  • Материнская компания, которая является инвестиционной организацией. Но только если она должна оценивать все свои дочерние организации по справедливой стоимости через прибыль или убыток в соответствии с МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 39.

Материнская организация также может не консолидировать финансовую отчётность, если одновременно отвечает двум условиям:

  • дочерние организации несущественны для отчётности;
  • решение не консолидировать по ним отчётность принято не для того, чтобы исказить показатели финансового положения.

Срок сдачи отчётности МСФО

Годовую консолидированную финансовую отчётность сдают не позднее чем через 120 дней после окончания отчётного года, но до общего собрания акционеров. Перед сдачей информацию из отчётности доводят до сведения всех акционеров.

Промежуточную консолидированную финансовую отчётность сдают не позднее 60 дней после окончания отчётного периода, за который её составили.

Опубликовать отчётность необходимо в течение 30 дней после того, как её представили пользователям.

Из чего состоит отчётность МСФО: список форм

В отчётность по правилам МСФО входят следующие формы:

Отчёт о финансовом положении на дату окончания периода

В нём отражается стоимость активов, обязательств и собственного капитала предприятия на отчётные даты. Это основной отчёт в системе МСФО. Его аналог в российской системе бухучёта — бухгалтерский баланс.

Отчёт о совокупном доходе за период

В этом отчёте содержится величина прибылей, убытков и изменений прочего совокупного дохода за отчётный период. Составление и представление отчёта о совокупном доходе регулируется МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчётности». В нём указан минимальный перечень статей доходов и расходов, которые нужно отразить в отчёте. Предприятие должно их расшифровывать, если это необходимо для понимания его финансовых результатов.

Отчёт об изменениях в капитале за период

В нём отражается величина каждого компонента собственного капитала на отчётные даты и изменение этих компонентов. Составление и представление отчёта об изменениях в капитале регулируется МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчётности». Структура отчёта включает в себя информацию о собственном капитале на начало периода, операциях за период и размере капитала на конец периода.

Отчёт о движении денежных средств

В этом отчёте отражается поступление и выбытие денежных средств и их эквивалентов за отчётный период. Составление и представление отчёта о движении денежных средств регулируется одноимённым МСФО (IAS) 7. Этот отчёт представляют все предприятия.

Примечания к отчётности

Примечания состоят из краткого обзора основных принципов учётной политики и прочей пояснительной информации.

Согласно МСФО (IAS) 1, в примечаниях должна быть указана следующая информация:

  • раскрытие учётной политики: основы оценки и каждый конкретный вопрос учётной политики, имеющий значение для правильного понимания финансовой отчётности;
  • раскрытие информации по каждому элементу финансовой отчётности в соответствии с МСФО;
  • обеспечение дополнительной информации, которая не представлена в самой финансовой отчётности, но необходима для достоверного представления.

Примечания должны располагаться в том же порядке, что и статьи отчётов, и содержать перекрёстные ссылки. Степень детализации при представлении каждой статьи отчётности зависит от требований каждого МСФО (IFRS), а также от величины и характера статей.

Помимо прочего, в примечаниях указывают сумму дивидендов, предложенных или объявленных до даты утверждения финансовой отчётности, но не признанных в качестве распределения прибыли в пользу собственников в течение отчётного периода, а также соответствующая сумма в расчёте на одну акцию.

Отчёт о финансовом положении на начало самого раннего сравнительного периода

Такой отчёт предприятие представляет только в том случае, если оно применяет учётную политику ретроспективно или осуществляет ретроспективный пересчёт статей в своей финансовой отчётности, а также если реклассифицирует статьи в своей финансовой отчётности.

Сдавать отчетность удобнее с сервисом 1С-Отчетность. Всегда актуальные формы в редакторе отчетов и подсказки по заполнению помогут избежать ошибок. Следите за перемещением отчетности до контролирующего органа. Настройте СМС-уведомления, которые сообщат об успешной сдаче отчетов или новом требовании из ФНС.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • В каких случаях компания может не разрабатывать проспект эмиссии тест
  • В каких случаях огневые работы могут проводиться в ночное время суток
  • В каких страховых компаниях можно застраховать ипотечную квартиру втб
  • В какое время можно вести строительные работы в квартире в жилом доме
  • В какое время можно делать строительные работы в многоквартирном доме