В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее

Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивного образования

Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования, так же как и в других странах мира, мы подразумеваем включение в единый образовательный процесс все категории детей (обычно развивающихся учеников и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифферинцированный подход, которые ведут наиболее подходящим для каждого ребенка способом.

Процесс организации и осуществления инклюзивного образования в России теоретически обоснован следующими специалистами (М.С. Артемьева, Е.А. Екжанова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына, Л.Е. Шевчук, Н.Д. Шматко и др.). Но реализация содержания и условий оказания специальной помощи и поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения на практике представляет сложную социально-педагогическую проблему.

Экономические, социальные, экологические мероприятия, проводимые в нашем обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами здоровья. Согласно диагностике, проводимой учителями – логопедами в дошкольных учреждениях п. Чегдомын, до 60% детей имеют те или иные проблемы: различные речевые нарушения, нарушения слуха, нарушения связанные с двуязычием в семье.

По результатам ежегодной логопедической диагностики учащихся первых классов, проводимой учителем – логопедом МБОУ ЦДиК в школах п. Чегдомын, 65% детей имеют различные нарушения речи, в том числе на фоне тугоухости, двуязычия в семье, не оказанной во время логопедической помощи.

Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образовательных учреждений, занятостью родителей и отдаленностью специального детского сада от места проживания, а также нежеланием родителей признавать проблему своего ребенка важной и работать над ней вместе со специалистами.

Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги — это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей

1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

Совместное сопровождение ребенка учителем – логопедом и педагогом психологом

Диагностическое

— определение уровня речевого и психологического развития ребенка;
— анализ полученных результатов;

Коррекционно – развивающее

— личностно – ориентированный подход;
— принципы системности;
— учет структуры дефекта;

Аналитическое

— выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
— отслеживание динамики развития ребенка.

3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.

Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии — звукопроизношение и т. д.

5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР – III уровня состоит из трех модулей:

  1. Формирование фонетической стороны речи.
  2. Совершенствование лексико — грамматических представлений.
  3. Развитие навыков звуко — слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой – то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно – логопедического обучения.

6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.



Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, мною была выбрана такая форма работы, как индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Количество занятий состоит из двух индивидуальных в неделю (по 25 – 30 мин). Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

  • тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
  • оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
  • компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
  • использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
  • использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

7. Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Педагогические технологии:

Образовательная технология

Способы реализации

Диалогового обучения

Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения  дети учатся  выражать свои мысли,  отвечать на вопросы  правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Информационно — компьютерного обучения

 Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Опережающего обучения

Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся  в зоне ближайшего развития ребенка.

Игрового обучения

Основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по  теме  «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов.  Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов.

Здоровьесберегающие технологии

Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия,  выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка»), пружинные и шариковые массажеры и т.д.

Отдел образования Верхнебуреинского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
Центр диагностики и консультирования.
Подготовила учитель – логопед МБОУ ЦДиК п. Чегдомын 2013: Мельникова Оксана Николаевна



Скачать материал

Деятельность учителя-логопеда
 в системе инклюзивного образования



Скачать материал

  • Сейчас обучается 67 человек из 35 регионов

  • Сейчас обучается 56 человек из 26 регионов

  • Сейчас обучается 24 человека из 15 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Деятельность учителя-логопеда
 в системе инклюзивного образования

    1 слайд

    Деятельность учителя-логопеда
    в системе инклюзивного образования

  • Федеральный закон Российской Федерации 
от 29 декабря 2012 г ода  № 273-ФЗ
"О...

    2 слайд

    Федеральный закон Российской Федерации
    от 29 декабря 2012 г ода  № 273-ФЗ
    «Об образовании в Российской Федерации»
    Глава 1. Общие положения
    Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
    5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
    1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  • Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными воз...

    3 слайд

    Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
    1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
    2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
    3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
    4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
    5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

  • Принципы инклюзивного образования:

ценность человека не зависит от его спосо...

    5 слайд

    Принципы инклюзивного образования:

    ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
    каждый человек способен чувствовать и думать;
    каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
    все люди нуждаются друг в друге;
    подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
    все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
    для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
    разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

  • Дети, которые нуждаются в инклюзивном образовании, могут иметь или не им...

    6 слайд

    Дети, которые нуждаются в инклюзивном образовании, могут иметь или не иметь инвалидность. Но в любом случае, они имеют особые образовательные потребности, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ).

  • Логопедическая помощь— это частный пример внедрения инклюзии в деятельность...

    7 слайд

    Логопедическая помощь— это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения.

  • Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования 

В первую очеред...

    8 слайд

    Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования

    В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

  • На основе диагностики логопеда вырабатываются стратегии и меры по устранению...

    9 слайд

    На основе диагностики логопеда вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
    Сопровождение ребенка учителем – логопедом
    Диагностическое
    определение уровня речевого ребенка;
    анализ полученных результатов.
    Коррекционно – развивающее
    личностно – ориентированный подход;
    принципы системности;
    учет структуры дефекта.
    Аналитическое
    выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
    отслеживание динамики развития ребенка.

  •  
Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным катег...

    10 слайд

     

    Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
    В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. (фонематические процессы, лексика, грамматика, связное высказывание).
    В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменяет свои целевые методические установки.
    В связи с этим использоваться модульное планирование.  Например, планирование коррекционно – развивающего обучения с ОНР – III уровня, системного недоразвития речи состоит из трех модулей:
    формирование фонематической стороны речи, развитие навыков звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза;
    совершенствование лексико-грамматических представлений;
    развитие связной речи.

  • Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возр...

    11 слайд

    Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником включаем программный материал
     Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.
    Добиться результатов в логопедической работе позволяют:
    тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
    оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
    компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
    использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
    использование компьютерных технологий.

  • Большинство школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприят...

    12 слайд

    Большинство школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся используются различные педагогические технологии.
    Педагогические технологии:

  • Поскольку дети с ОВЗ овладевают грамотой значительно труднее, чем сверс...

    13 слайд

    Поскольку дети с ОВЗ овладевают грамотой значительно труднее, чем сверстники, учителю-логопеду необходимо вызвать и сохранить у таких детей желание совершенствовать свою письменную речь.  

    Необходимо повышение активности ученика в процессе обучения. Это объясняется тем, что только активное усвоение знаний оказывается достаточно эффективным.

    Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

  • Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике я...

    14 слайд

    Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип сознательности и активности учащихся.

    Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя. В полной мере это относится и к работе учителя-логопеда.

  • Активность является одной из важнейших характеристик всех психических проце...

    15 слайд

    Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом. Значит, повышение уровня активности учебной деятельности детей с ОВЗ будет способствовать более эффективному протеканию процесса коррекционного обучения в ходе логопедического занятия.

  • Методы обучения работе учителя-логопеда    с учащимися, имеющими ОВЗ: 

объя...

    16 слайд

    Методы обучения работе учителя-логопеда с учащимися, имеющими ОВЗ:

    объяснительно-иллюстративный,
    репродуктивный,
    частично поисковый,
    коммуникативный,
    информационно-коммуникационный;
    методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

  • Роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследова...

    17 слайд

    Роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

  • Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ на логопедических занятиях мо...

    18 слайд

    Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ на логопедических занятиях можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

    использование сигнальных карточек при выполнении заданий;
    использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.;
    восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами;
    использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях;
    использование презентаций и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия;
    использование картинного материала;
    рефлексия.

  • По инициативе ЮНЕСКО было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в...

    19 слайд

    По инициативе ЮНЕСКО было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал. Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если этот ребенок не справляется с программой, что с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ — это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена.

  • (Из материалов статьи Н.Н. Малофеева, директора Института коррекционной педаг...

    20 слайд

    (Из материалов статьи Н.Н. Малофеева, директора Института коррекционной педагогики Российской академии образования
      «Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики»)

                 « В школу любой ребенок, в том числе «инклюзированный», приходит за знаниями. Если педагог все свое внимание уделяет ребенку с ОВЗ, а такому ученику его требуется  много, он теряет класс, если же приоритет за другими детьми, «включенный» не получает необходимой помощи. Сразу возникает ряд вопросов, требующих скорейшего решения.
               Вопрос первый.
               Повышение квалификации педагога, работающего в классе, где есть ученик/ученики с ОВЗ. Речь не идет о получении учителем диплома дефектолога, но минимальный курс (не менее 72 часов) он пройти обязан.     
              Вопрос второй.
              В рамках инклюзии в классе может оказаться от одного до трех учеников с ОВЗ. Что из этого следует? Учителю, например, придется работать с тремя детьми, один из которых слабослышащий, другой — слепой, третий — с нарушением опорно-двигательного аппарата. Разные методики обучения, разные формы предъявления задания и т.п. И здесь столь же остро стоит вопрос о понимании педагогом проблем и затруднений каждого, владения им необходимыми (отличными друг от друга) методами обучения.
               Вопрос третий.
              Учебно-методические комплексы, план (планы) урока. Традиционная отечественная система специального образования объединяет восемь видов специальных коррекционных общеобразовательных школ, каждая из которых использует оригинальную программу и комплекты учебников. Если в класс приходят: ребенок с тяжелым нарушением речи, с нарушением слуха и с нарушением зрения, то учитель на уроке родного языка или математики будет одновременно использовать четыре различных учебника?
                Вопрос четвертый.                                                                                
                Дополнительный учитель или помощник основного учителя. Подобная практика существует во многих учебных заведениях государств, успешно развивающих инклюзию, у России же она вводится в режиме эксперимента, а в непростых экономических условиях едва ли получит широкое распространение.»

  • Спасибо за внимание!

    21 слайд

    Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 172 770 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 29.01.2017
  • 503
  • 0
  • 29.01.2017
  • 1225
  • 16
  • 29.01.2017
  • 1385
  • 0
  • 29.01.2017
  • 899
  • 0
  • 29.01.2017
  • 1757
  • 13

Рейтинг:
5 из 5

  • 29.01.2017
  • 1421
  • 23
  • 29.01.2017
  • 383
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»

  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Современные методики логопедической ритмики с детьми с нарушениями речи»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логопедия в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности логопеда в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Логопедия: организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логопедия: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая логопедия»

  • Курс повышения квалификации «Логопедия: Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование методики Гленна Домана в работе с неговорящими детьми при подготовке к обучению грамоте»

  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тифлопедагогика: теория и методика преподавания в образовательных организациях»

Актуальные вопросы логопедической практики в дошкольном образовании в условиях внедрения ФГОС ДО

Конференция: Современный подход к преподаванию

Автор: Сироткина Снежана Валерьевна

Организация: ГБОУ СОШ с.п. «Детский сад «Росинка»

Населенный пункт: Самарская область, пгт. Рощинский

В настоящее время  количество детей с речевой патологией  значительно возрастает.  Причем, это касается не только категории детей с незначительным отклонением от возрастной нормы речевого развития, но и  категории детей с более тяжелыми речевыми нарушениями. Следовательно, вопрос   логопедической помощи данным категориям детей становится очень актуальным. Чем раньше ребенку оказывается соответствующая помощь учителей-логопедов, дефектологов,  чем раньше в процесс коррекции речи включаются родители, тем эффективнее  и продуктивнее  эта работа.

Кроме того, результативность логопедического воздействия зависит еще от ряда  причин.

 Во-первых, от тяжести речевого дефекта, от того, каков был механизм  его возникновения.

Во-вторых, от того, насколько вовремя смогли распознать данный дефект  и своевременно организовать регулярные занятия коррекционного воздействия с привлечением соответствующих специалистов.

 В-третьих, большее значение имеет как активность родителей в исправлении речи ребенка, так и самоконтроль и сознательная активность самого ребенка. Если в школьном возрасте ребенок уже осознает свой речевой дефект и максимально заинтересован в исправлении собственной речи, то в дошкольном возрасте уровень контроля собственной речи значительно снижен. Не всегда дети с речевыми нарушениями в дошкольном возрасте заинтересованы в исправлении и коррекции. Преобладание ведущей игровой деятельности  усложняет процесс обучения ребенка, если он в это сам не заинтересован.

В-четвертых, огромную роль играют компенсаторные возможности мозга  ребенка и уровень сохранности  его познавательных процессов. Как известно, основной формой передачи мысли средствами языка является речь.  Она  же – основной способ коммуникации. Именно уровень речевого развития играет огромную роль в формировании личности ребенка. Полноценное овладение любым видом  психической деятельности, будь то мышление, память, внимание, воображение становится вне речи  очень сложным, а в некоторых случаях  просто невозможным.

Выраженные речевые нарушения, имеющиеся у дошкольников, влияют на процесс усвоения школьного материала. Успешная учеба становится невозможной, 50% учащихся начальной школы  являются категорией стойко неуспевающими. Качество обучения зависит не только от выявления и  устранения речевых недостатков дошкольников, но и от своевременной диагностики речевого развития и предупреждения речевых расстройств.

Таки образом, огромное количество детей-логопатов нуждаются в создании условий для осуществления коррекционного воздействия именно в дошкольных учреждениях, отвечающих современным требованиям науки и практики.

Особо актуальным вопросом  на сегодняшний день является вопрос о работе  учителя-логопеда в условиях инклюзивного дошкольного  образования.  Такая работа  имеет ряд особенностей.

 В первую очередь, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выясняет характер  речевой патологии  ребенка при помощи специальных методик.

 Большое внимание уделяется совместной работе учителя-логопеда и других специалистов детского сада.  На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития. Педагоги согласованно  определяют  образовательный маршрут, вырабатывают стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости  дошкольника с особыми образовательными потребностями.

Совместным сопровождением ребенка учителем – логопедом и педагогом психологом является как диагностическое сопровождение (это  определение уровня речевого и психологического развития ребенка и  анализ полученных результатов) так и коррекционно – развивающее ( это учет личностно – ориентированного подхода, принципа системности, учета структуры дефекта). Кроме того большую значимость имеет и аналитическое сопровождение, подразумевающее под собой  выделение положительных и отрицательных сторон деятельности и  отслеживание динамики развития ребенка.

 Спецификой работы учителя-логопеда является оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проведение логопедической помощи  с учетом личности ребенка (как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных).

В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии — звукопроизношение и т. д.

Учитель-логопед должен изменять свои целевые методические установки в зависимости от этапов речевого развития. В связи с этим может использоваться модульное планирование.

 Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР – III уровня состоит из трех модулей:

 1. Формирование фонетической стороны речи.

 2. Совершенствование лексико — грамматических представлений.

 3. Развитие навыков звуко — слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

 Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой – то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно – логопедического обучения.

Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со старшими   дошкольниками  быстрее включается программный материал, а с младшими дошкольниками используются в основном игровые формы, но все же вся работа строится в виде организованных и плановых занятий.

 Для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии ребенка, с целью повышения качества коррекционно – логопедического воздействия, проводятся индивидуальные занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются для детей в соответствии с речевым нарушением и возрастом. Основная задача занятий — максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка.

 Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

• тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

 • оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

 • компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;

 • использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;

 • использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

Большинство дошкольников и школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Литература:

1. Волкова Л.С. Логопедия. – М., Просвещение, 2004г.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., Просвещение, 2009г.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., Просвещение, 1991.

4. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма. – М., Аквариум, 2006.

5. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. №2  /Научно-методический журнал «Логопед». 2004. — №2.

6. Работа логопеда с родителями в условиях детской поликлиники /Научно-методический журнал «Логопед». 2004. — №1.

Опубликовано: 28.09.2015


«Новая школа это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация, детей с ОВЗ и детей-инвалидов». Д. А. Медведев Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

В современных социально- экономических условиях в нашей стране сложилось стойкая тенденция к интенсивному росту числа детей с ОВЗ — с ограниченными возможностями здоровья различного генеза. Соответственно, на повестку дня ставятся вопросы оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи, способствующей полноценному развитию ребенка, в различных образовательных условиях.

Тенденция сегодняшнего дня — интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную среду нормально развивающихся сверстников.

Это связано с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), признанием их прав на предоставление равных с другими людьми возможностей в разных областях жизни, включая образование.

Инклюзия, т. е. включение, присоединение, согласно Саламанкской декларации, предполагает вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его возможностям, а также удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий для детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование — совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений. Как показывает опыт, при инклюзивном подходе выигрывает все дошкольники, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех субъектов образовательных отношений.

Наряду с инклюзивным рассматриваются модели интегрированного (от лат.- соединение, восстановление) обучения которое представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Понятия «инклюзия» и «интеграция» характеризуют разную степень включенности детей с ОВЗ в образовательную систему. Интеграция предполагает, что, находясь в системе общего образования, учащиеся с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой общеобразовательной школы. Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает понимания цели- гуманизация общественных отношений и принятия права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование. Развитие инклюзивного образования — не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом.

Интеграция и инклюзия возвращают учащихся с ОВЗ в систему общего образования, так как до этого этапа эти дети преимущественно обучались только в системе специального (коррекционного) образования.

Задача современного образования- обеспечить качество и доступность образовательных услуг для всех категорий детей.

Любая школа, детский сад должны быть доступны для всех без возможностей здоровья, проблем развития. Однако для достижения качества инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ необходимо создать в ДОО специальные условия, важнейшее из которых — взаимодействие педагогов в процесс организации образовательной деятельности ребенка.

Сегодня существует специализированные (коррекционные) образовательные учреждения, в общеобразовательных школах введено обучение по программеVIII вида, созданы классы компенсирующего и коррекционного обучения. Проблема- обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, детей- инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, их обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях. На практике учащиеся оказываются изолированными от социума, лишенными коррекционной, реабилитационной и психологической помощи.

Образовательный процесс обучения детей на дому нужно организовывать с учетом особенностей психофизического развития, здоровья и возможностей обучающихся. Для детей с ОВЗ может быть увеличен срок освоения образовательных программ, изменена форма занятий (занятия могут проводиться в учреждениях, на дому и комбинированно). Просто интегрировать таких детей в класс нельзя.

Сопровождение ребенка — инвалида по классам о помощь в организации учебно- воспитательного процесса осуществляется родителями и тьютором, в роли которого выступает учитель. Учащиеся с ОВЗ постепенно (1–2 урока в неделю) включается в общий образовательно — воспитательный процесс. Частичная инклюзия со временем может перейти в полную при соответственном интеллектуальном и физическом развитии ребенка- инвалида. Существенную роль в реализации данной программы играют педагог- дефектолог и учитель — логопед.

Проведенные исследования показали, что большая часть учащихся с ОВЗ имеют нарушения в развитии речи. Это естественно негативно отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка. При инклюзии в обучении у данной категории детей появляется возможность получения квалифицированной логопедической помощи в стенах учреждения.

Логопедическое сопровождение.

Чаще всего речевое недоразвитие определено первичным дефектом двигательной сферы, что обуславливает наличие дизартрического компонента в речи. Коррекционная работа насыщена различными двигательными упражнениями для различных мышечных групп разного характера и сложности. Это упражнения и для общей моторики, мелкой мускулатуры рук и органов речи. Занятия нацелены на развитие силы, работоспособности, подвижности органов, скоординированности движений, адекватности мышечных усилий, выработку контроля и самоконтроля.

Основным условием успешности коррекционных мероприятий с детьми — инвалидами служат первоначальная индивидуализация процесса обучения, коррекция и дальнейшее постепенное их введение в группу сверстников. Например, на этапе постановки звука занятия должны быть строго индивидуальными, а на этапе автоматизации полезны упражнения в парах и подгруппах. Инклюзия на логопедических занятиях способствует дополнительной мотивации и активации речевой функции, демонстрирует положительные примеры речепроизводства, дает возможность соревновательного момента и т. д.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей

  1. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными учениками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.
  2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
  3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.
  4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи.

Так, например, при алалии—словарь, при тугоухости — фонематическое восприятие, при дизартрии — звукопроизношение и т. д.

  1. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.

Например, планирование коррекционно-развивающего обучения детей СНР состоит из трех модулей:

Формирование фонетической стороны речи.

Совершенствование лексико-грамматических представлений.

Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой — то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно-логопедического обучения.

  1. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником быстрее включаем программный материал, а с дошкольником используем в основном игровые формы, но все же строим свою работу в виде организованных и плановых занятий.
  2. Большинство детей с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

– тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

– оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

– компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;

– использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;

– использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т. д.

Результаты инклюзивного образования обучающихся на дому.

Как показали наблюдения, модель инклюзивного образования для детей, обучающихся на дому, т. е. для тех детей-инвалидов, свидетельствуют о следующих результатах:

– компенсация особых потребностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ происходит успешно: дети посещают школу ежедневно, индивидуально занимаются с учителем по основным предметам, остальные предметы по выбору посещают в классе. Дети с двигательными нарушениями получают необходимую помощь специалиста ЛФК, в результате которой самостоятельно могут передвигаться по школе; дети с речевыми нарушениями посещают логопедические занятия, что делает речь разборчивой и доступной для понимания окружающими; психологическая программа реабилитации, компенсирующая интеллектуальные стороны развития, эмоционально-волевую сферу, позволяет детям вести себя адекватно ситуации, адоптироваться в предложенных обстоятельствах.

– улучшилось качество обученности детей с ОВЗ;

– отмечаются позитивные изменения в формировании регулятивных универсальных учебных действий;

– сформировались положительное отношение к деятельности, навыки организации и самоорганизации учебного процесса, дети учатся планировать и оценивать свою деятельность;

– развиваются коммуникативные универсальные учебные действия (вовлеченность детей с ОВЗ в среду сверстников в учебное и внеучебное время обеспечивает сотрудничество и развитие навыков коммуникации обеих сторон: дети с ОВЗ свободно без стеснения могут общаться с ровесниками, здоровые одноклассники не удивляются особенностям детей-инвалидов);

– формируются различные образовательные компетентности (поиск информации в библиотеке, работа у доски, выступление перед сверстниками);

– всестороннему развитию способностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ способствуют доступность образовательной среды: музыка, компьютерная грамотность, рисование, труд.

Грамотные интеграция и инклюзия детей с ОВЗ в среду сверстников результативны не только в образовательном, но и в коррекционном процессе.

Нас трое: ты, я и болезнь

Если ты объединишься с болезнью,

То я ничего не смогу сделать для тебя.

Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь.

Гиппократ.

Литература:

  1. Журнал «Логопед»-№ 4/2014
  2. Журнал «Логопед»-№ 4/2015
  3. Научно-методический журнал «Практический психолог и логопед» № 3(7), 2014
  4. Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» № 4(62), 2014

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, инклюзивное образование, категория детей, ограниченная возможность здоровья, школа, воспитательный процесс, коррекционная работа, логопедическая работа, образовательная среда, общее образование.

Логопедия
стоит в ряду других специальных наук:
сурдопедагогики, олигофренопедагогики,
тифлопедагогики, воспитания и обучения
детей с двигательными нарушениями; она
имеет общую с ними методологическую
основу и общую специальную задачу:
максимальное преодоление дефектов у
детей (и у взрослых), страдающих нарушением
(в данном случае речи), и подготовка их
к трудовой деятельности.

Как
педагогическая дисциплина, логопедия
должна руководствоваться в своей
практике общепедагогическими принципами,
в частности принципами дидактики.

Дидактическими
принципами советской педагогики являются
следующие:

  • воспитывающий
    характер обучения;

  • всестороннее
    развитие личности учащихся;

  • сознательность
    и активность учащихся;

  • учет
    возрастных особенностей и доступность
    материала;

  • индивидуальный
    подход на фоне коллективной работы;

  • прочность
    создаваемых навыков и знаний;

  • наглядность
    обучения;

  • научность
    и систематичность обучения;

  • решающая
    роль педагога в процессе обучения.

Указанные
принципы преломляются в работе логопеда
в связи с особыми задачами логопедии и
специфическими особенностями того или
иного состава занимающихся.[5]

Сложность
освещения основных принципов
логопедического воздействия заключается
в том, что в логопедической помощи
нуждаются люди самых разных возрастов
(дошкольники, школьники, взрослые);
нарушения речи очень многообразны,
столь же разнообразны причины их
возникновения, их роль и значение для
полноценности коммуникативной функции
речи человека, для его общего развития
и обучения, формирования характера и
для его участия в трудовой и общественной
жизни.

Система
логопедических воздействий может быть
сформулирована в виде следующих
положений.

1.
Логопедическая работа должна проводиться
с учетом личности логопата, как ее
отрицательных сторон, которые должны
быть перевоспитаны, так и положительных,
которые должны быть использованы в
процессе компенсации; в частности,
учитывая взаимообусловленность и связь
деятельности всех анализаторов,
используется привлечение здоровых
анализаторов для компенсации деятельности
неполноценных.

2.
В логопедическую работу вовлекается
речь человека в целом: логопед должен
создавать словарь, грамматический строй
и звуковую сторону речи (моторная алалия)
даже при самом легком речевом нарушении,
когда имеются дефекты произношения
только некоторых звуковых групп и
отдельных звуков, он не может ограничить
свою работу только созданием правильного
изолированного звука, а с точки зрения
произношения этого звука переработать
и словарь (не лука, а рука, не коска, а
кошка) и фразу не я хотю кусять, а я хочу
кушать). Логопед должен не только добиться
правильного произношения мягких и
твердых согласных или звонких и глухих,
но и их различения, т. е. подготовить
основу для правильной письменной речи.

3.
В центре внимания логопедической работы
все время должно оставаться наиболее
пострадавшее звено данного нарушения
(первично нарушенный компонент речи

4.
В зависимости от этапов речевого развития
логопед должен изменять свои целевые
методические установки.

5.
В правильно построенном логопедическом
процессе должны быть учтены закономерности
и последовательность нормального как
речевого, так и общего психического
развития.

6.
Организация, форма работы, привлекаемый
материал должны соответствовать возрасту
логопата: в работу со школьником
желательно быстрее включать программный
материал и проводить занятия в виде
школьных, а с дошкольником использовать
в основном игровые формы, но все же
строить свою работу в виде организованных
и плановых занятий.

7.
Трудности логопедической работы и сроки
ее будут зависеть от характера каждого
речевого нарушения и от его степени.
Например, постепенность развития
звукопроизношения при дизартрии связана
с постепенным усложнением артикуляционных
укладов звуков данного языка и с
постепенным переходом от менее пораженных
движений к более пораженным.

8
Вся работа логопеда должна быть проникнута
психотерапией, которая основана на
понимании трудностей логопата, на
понимании того, что большинство плохо
говорящих тяжело переживает свою речевую
недостаточность — насмешки окружающих,
неудачи в учебе; многие из них уже
сомневаются в том, что они смогут
преодолеть свои трудности.

9.
Воспитание и перевоспитание речи
происходит под целенаправленным
воздействием логопеда, в значительной
степени на основе подражания логопеду,
поэтому личность логопеда и, в частности,
его речь приобретают очень большое
значение Кропотливая, вдумчивая работа
возможна только в том случае, если
логопед искренне любит свою работу и
детей.

Все
поведение логопеда должно быть ровным,
благожелательным по отношению к своему
питомцу; его эмоциональный фон должен
быть окрашен радостным, но спокойным и
деловым оживлением. Логопед должен быть
требовательным, но в то же время его
требовательность должна быть разумной,
понимающей и учитывающей все трудности
логопата истощаемость, замедленность
заново формирующихся речевых навыков,
их нестойкость и зависимость от
самочувствия, от окружающей обстановки.

Все
срывы и неудачи логопедического процесса
логопед должен рассматривать прежде
всего с точки зрения посильности
предъявленных требований к логопату.

Очень
важна авторитетность логопеда как для
детей, так и для их родителей и воспитателей,
так как сравнительно короткая работа
логопеда должна подкрепляться
дополнительной работой дома или в
детском учреждении.

Авторитетность
в глазах ребенка достигается общей
манерой поведения, четкостью своих
заданий и требований, в отношении
родителей и воспитателей логопед также
должен быть ровным и терпеливым, вести
квалифицированно, но доступно разъяснение
своих требований и своих заданий.

Логопед
должен уметь тонко наблюдать для того,
чтобы хорошо знать тех, с кем он работает,
тем более что в процессе работы их
речевой уровень все время изменяется,
а в связи с этим изменением соответственно
меняются и трудности и задачи логопедической
работы.

Логопед
должен хорошо знать основные речевые
нарушения и их течение, должен быть
знаком с современным пониманием их
механизмов, должен знать методику
начального обучения грамоте и математике,
так как именно ему приходится начинать
обучение детей с тяжелыми речевыми
нарушениями.

Недостаточность
единых программ, пособий требует
творческого отношения логопеда к своей
работе и тщательной предварительной
подготовки к каждому занятию.

Логопедические
занятия проводятся со специально
подобранными группами или индивидуально.

Организация
небольших (от 3—4 до 5—6 человек) подобранных
групп (по характеру и тяжести нарушения,
по возрасту, по интеллекту) дает больше
возможностей для проведения различных
игр и упражнений, для воспитательного
и психотерапевтического воздействия
как на наиболее робких и застенчивых,
так и на расторможенных и негативных.

Для
успешного ведения работы в группе
(дошкольников, школьников разных классов)
должна быть дисциплина, что лучше всего
обеспечивается четким продуманным
планом работы всей группы и индивидуальных
требований для всех, входящих в группу.

Групповая
работа не исключает и необходимости
индивидуальной работы, которая ведется
или временно (как подготовка наиболее
«тяжелых» детей к работе в группе), или
параллельно (в дополнение к работе в
группе отдельных детей), или целиком
(если у логопеда нет соответствующей
группы).

Речь
логопеда должна быть образцом для
подражания во всех отношениях: по своему
темпу, дикции, благозвучности, правильности
выражений и произношения. Таким образом,
логопед не может быть ни заикающимся,
ни косноязычным, он должен уметь говорить
свободно и выразительно.

В
логопедии разработаны специальные
методы преодоления различных дефектов
речи.

Работа
логопеда должна быть хорошо оснащена
различными пособиями. В качестве пособий
в логопедической работе служат игрушки,
картинки, книги (буквари, книги для
чтения, художественная литература,
учебники для разных классов), таблицы
по русскому языку. Все указанные пособия
логопед использует в зависимости от
той непосредственной задачи, которую
он ставит перед собой в связи с характером
нарушения, этапом работы, интеллектом
и общим развитием занимающегося. В связи
с этим игрушки, картинки, тексты должны
быть специально подобраны и сгруппированы.

Выбор
пособия и способ пользования им
определяются целевой установкой его
применения; одно и то же пособие может
быть использовано как в целях обследования,
так и в целях упражнения, создания тех
или иных навыков.

К
специальным пособиям относится
логопедическое зеркало, в котором
занимающийся может видеть одновременно
лицо логопеда и свое.[6]

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Нарушения речи учащихся данной школы являются очень распространенными и имеют стойкий характер.

Нарушение речи — это отклонения в речи говорящего в процессе речевой деятельности от языковой нормы из-за расстройства психофизических механизмов речевой деятельности.

Основные признаки речевого нарушения:

— несоответствие речи возрастным нормам;

-речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь.

Различные недостатки речи среди детей с ограниченными возможностями здоровья встречаются значительно чаще, чем среди детей с нормальным уровнем умственного развития.

Это обусловлено комплексом причин:

*Органические — локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка, Вернике)

*Функциональные причины связаны с развитием и нарушениями в ЦНС (процессы возбуждения, торможения)

*Психогенные причины воздействие эмоциональное потрясение (положительного или отрицательного характера), психологические переживания (сильнейший испуг, утрата родственника)

*Социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, билингвизм — в семье говорят на двух языках, глухие родители — ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).

От 60%-90% учащихся начальных классов коррекционных школ имеют выраженные дефекты устной и письменной речи. За последние пять лет в подготовительный и первый классы коррекционных школ VIII вида поступают 100% детей имеющих нарушения речи и нуждающихся в коррекционной логопедической помощи.

Нарушения речи у детей носят системный характер т.е. затрагивают фонетико-фонематическую сторону речи (звукопроизношение, звукоразличие); лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную речь, монологическую, диалогическую, фразовую; грамматический строй речи);

Нарушения смысловой стороны речевой деятельности (не понимают смысла слова или высказывания, не могут проанализировать ситуацию, сделать выводы).

Расстройства речи у детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

У детей наблюдается слабость мотивации к общению, снижение потребности в речевом общении, часто отказываются от общения с взрослыми, сверстниками проявляя речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления, неадекватное поведение).

В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.

Многие дети начинают произносить отдельные слова лишь на 3-5 году жизни, в речи преобладают одно-двухсложные слова, чаще существительные. Запас слов крайне ограничен. Дети не знают названий многих предметов, явлений окружающего их мира, особенно названий отдельных частей предметов. Названия действий и особенно качеств предметов встречаются в активном словаре ребенка очень редко.

Появление фраз в речи так же значительно запаздывает. В 6-8 лет ответы ребенка чаще одно- двухсловные. Связная речь на низком уровне развития. Пересказ текста даже по наводящим вопросам вызывает затруднения, не понимают смысла прочитанного, пропускают многие важные части текста, передают содержание упрощенно. Часто на основе случайных ассоциаций они добавляют события, детали, которые отсутствуют в тексте. Рассказ по серии сюжетных картинок подменяют перечислением изображенного на каждой картинке, не устанавливают взаимосвязи. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.

У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой. Иногда достаточно бывает 6-9 занятий, что бы поставить звук, но автоматизация его заканчивается лишь через 1,5-2 года. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения.

Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, у заторможенных голос тихий, слабый, у возбудимых – крикливый, резкий.

При логопедической диагностике нарушение речи у детей с особыми образовательными потребностями определяются как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести). Диагностируется как устная, так и письменная речь учащихся.

Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена, с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, с другой стороны — особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, аномалии в строении артикуляционного аппарата.

При регулярной, систематической коррекционно-логопедической работе к старшим классам, у большинства учащихся, коррекционных школ VIII вида происходит коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп, ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой уровни развития речи не достигают нормы.

Логопедические занятия посещают учащиеся с подготовительного по 7 классы.

По результатам диагностики на каждого учащегося заполняются речевые карты, составляется индивидуальный план коррекционно-логопедической работы, выдаются рекомендации для учителей, воспитателей и родителей.

С учащимися проводятся подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях необходимо проводить смену видов деятельности.

Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:

1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)

3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)

4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

6. Работа над слоговой структурой слова.

7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)

8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов…)

9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)

10. Развитие грамматического строя речи

11. Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.

12. С учащимися младших классов проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.

Рекомендуется в одно занятие включается не более пяти видов работы в начальных классах, 6-7 видов работы для учащихся старших классов.

Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся коррекционной школы трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.

Несформированность контроля, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда с учителем, воспитателем, родителями. Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, учителя ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может. Возможен и рецедивирующий тип течения нарушения речи т.е длительные пропуски занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала.

Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении.

Логопедические занятия в начальной школе

Основная форма организации логопедических занятий в начальной школе – это индивидуальная и подгрупповая работа. Такая организация коррекционно-развивающей работы является эффективной, т.к. ориентирована на личностные индивидуальные особенности каждого ребенка.

Основные направления работы:

1.Коррекция произношения

2.Развитие навыков анализа и синтеза звукового и морфологического состава слова

3.Обогащение лексического запаса

4.Овладение грамматическими категориями

5.Развитие связной речи

6.Коррекция произношения:

7.Артикуляционный массаж

8.Артикуляционная гимнастика

9.Постановка звука

10.Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, текстах

11.Дифференциация смешиваемых звуков

12.Развитие навыков звукового анализа:

13.Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза – основа грамотного письма и чтения. Различные упражнения и игры направлены на закрепление умения услышать в слове различные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности, выделить место каждого звука в слове.

14.Слоговой анализ:

Тесно связана со звуко–буквенным анализом работа над слоговым анализом и синтезом. Она включает деление слов на слоги, уточнение их последовательности, выделение ударных слогов, составление слов из различных слогов и др.

15.Словарная работа:

Важно привлечь внимание детей к значению и оттенкам значения слова, способам словообразования, различным группам слов. Дети учатся вслушиваться в слова, сравнивать их, связывать изменения в звуковом составе слова с изменениями смысла слова.

16.Развитие грамматического строя речи:

Задачами данного раздела коррекционной работы являются следующие:

учить детей правильно строить простые и сложные предложения,

наблюдать связь слов в словосочетаниях и предложениях,

распространять предложениями второстепенными и однородными членами.

В процессе обучения учащиеся овладевают навыком правильного употребления в речи основных грамматических категорий, закрепляется навык практического словоизменения (по родам, числам, падежам, временам).

17.Развитие связной речи:

Развитие связной речи идет на материале сюжетных картин, серий сюжетных картин, пересказе, сочинениям с использованием различных техник рисования, игр-драматизаций, упражнений на развитие выразительности речи.

18.Предупреждение и исправление ошибок письма и чтения:

Все виды работ, описанные выше, направлены на предупреждение и исправление ошибок письма и чтения, но в работе используются и специфические логопедические упражнения. Например, работа со слоговыми таблицами различной сложности, чтение с рамкой, чтение с повтором, чтение «елочкой», составление слов из букв разрезной азбуки, вставление нужной буквы, исправление ошибок в тексте и др.

19.Развитие зрительно-моторной координации:

Очень важный этап коррекционной работы – это развитие зрительно – моторной координации, т.е. совокупной деятельности зрительного, двигательного и тактильного анализаторов. От успеха в этой работе во многом зависит предотвращение и исправление ошибок письма и чтения, связанных с зеркальностью, заменой сходных по оптико – пространственным признакам букв.

Система логопедических воздействий может быть сформулирована в виде следующих положений.

1. Логопедическая работа должна проводиться с учетом личности логопата, как ее отрицательных сторон, которые должны быть перевоспитаны, так и положительных, которые должны быть использованы в процессе компенсации; в частности, учитывая взаимообусловленность и связь деятельности всех анализаторов, используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

2. В логопедическую работу вовлекается речь человека в целом: логопед должен создавать словарь, грамматический строй и звуковую сторону речи (моторная алалия) даже при самом легком речевом нарушении, когда имеются дефекты произношения только некоторых звуковых групп и отдельных звуков, он не может ограничить свою работу только созданием правильного изолированного звука, а с точки зрения произношения этого звука переработать и словарь (не лука, а рука, не коска, а кошка) и фразу не я хотюкусять, а я хочу кушать). Логопед должен не только добиться правильного произношения мягких и твердых согласных или звонких и глухих, но и их различения, т. е. подготовить основу для правильной письменной речи.

3. В центре внимания логопедической работы все время должно оставаться наиболее пострадавшее звено данного нарушения (первично нарушенный компонент речи). Так, например, при дислалии и дизартрии это будет звукопроизношение, при алалии-словарь, при заикании-спокойное, плавное течение речи и т. д.

4. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

5. В правильно построенном логопедическом процессе должны быть учтены закономерности и последовательность нормального как речевого, так и общего психического развития.

6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником желательно быстрее включать программный материал и проводить занятия в виде школьных, а с дошкольником использовать в основном игровые формы, но все же строить свою работу в виде организованных и плановых занятий.

7. Трудности логопедической работы и сроки ее будут зависеть от характера каждого речевого нарушения и от его степени. Например, постепенность развития звукопроизношения при дизартрии связана с постепенным усложнением артикуляционных укладов звуков данного языка и с постепенным переходом от менее пораженных движений к более пораженным.

8 Вся работа логопеда должна быть проникнута психотерапией, которая основана на понимании трудностей логопата, на понимании того, что большинство плохо говорящих тяжело переживает свою речевую недостаточность- насмешки окружающих, неудачи в учебе; многие из них уже сомневаются в том, что они смогут преодолеть свои трудности.

9. Воспитание и перевоспитание речи происходит под целенаправленным воздействием логопеда

За основу своей педагогической деятельности можно взять следующие положения:

— между учителем и учеником должна быть двусторонняя эмоциональная связь, которая является важнейшим звеном сотрудничества учителя и ученика;

— важно понимать и уважать переживания воспитанников, не слушать, а слышать каждого из них, не видеть, а пристально всматриваться в любого из них;

— уметь ставить себя в положение ребёнка;

— внушать ребёнку, что он единственный и неповторимый среди всех других, единственных и неповторимых;

— осознанно строить свои отношения с воспитанниками, опираясь на оптимистическую перспективу их развития;

— успех – дело коллективное;

— ребёнок должен быть убеждён, что успехом он обязан прежде всего самому себе.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • В чью страховую компанию обращаться после дтп потерпевшему по осаго
  • Вагнер чвк что это за компания хозяин кто такой чем занимаются люди
  • Валютный контроль договор с представительством иностранной компании
  • Варшавское шоссе 42 как добраться от метро нагатинская бизнес центр
  • Ватсап бизнес аккаунт скачать на андроид бесплатно на русском языке