В чем заключается роль государства в развитии электронного бизнеса

  1. Роль государства в стимулировании развития сетевой экономики.

В
начале 1998 г. Всемирная торговая организация
приняла решение освободить от обложения
таможенными пошлинами данные и программные
продукты, приобретенные и доставленные
с помощью Интернет . В это же время,
Комиссия Европейского Сообщества
утвердила Пятую Фрейм-Программу по
Развитию Науки и Технологии на 1998-2002
годы, одной из целей которой является
создание благоприятных условий для
использования преимуществ Интернет-технологий
частными лицами и бизнесом в Европе . В
апреле 1997 г. прошла конференция Большой
Семерки по развитию электронной
коммерции. Некоторые страны имеют
собственные специальные программы
стимулирования развития сетевой
экономики. Например, в США при продажах
через Интернет действует мораторий на
изъятие налога с продаж, который при
обычной торговле составляет 5-10% от цены
товара. В странах, входящих в Европейскую
Комиссию, действуют национальные
программы развития различных элементов
сетевой экономики

8
августа 2008 года, в Московском Центре
интернет-маркетинга прошел первый в
России круглый стол по взаимодействию
государства и интернет индустрии.
Наибольшую полемику вызвали вопросы
подготовки квалифицированных интернет
кадров, как со стороны государства, так
и со стороны интернет сообщества,
проблемы соответствия действующего
законодательства реалиям современного
информационного общества, обсуждались
вопросы сотрудничества государства и
интернет сообщества в борьбе за экологию
российского сегмента сети (борьба с
порносайтами, незаконным контентом,
угрозами киберпреступности и
кибертерорризма), были затронуты темы
государственного и частного партнерства
, вопросы использования инвестиционных
инструментов интернета для экономики
регионов России. Стороны признали
существование большого поля нерешенных
вопросов и договорились о формате
взаимодействия для их решения в виде
проведения дальнейших круглых столов,
с обязательным формированием рабочих
экспертных групп по каждой тематике

  1. Определение электронной коммерции. Формы электронной коммерции.

Сетевая
коммерция (или
электронная коммерция, е-коммерция,
интернет-коммерция и т.д.) – это любая
транзакция, совершенная посредством
сети связанных между собой компьютеров,
после которой происходит передача права
собственности или права пользования
товаром или услугой.

Формы
сетевых продаж: (из его презентации)

  1. e-shop
    (интернет-магазин)

  2. e-auction
    (интернет-аукцион)

По
направлению деятельности сетевая
коммерция подразделяется на

  1. B2B
    (бизнес для бизнеса)

  2. В2С
    (бизнес для потребителя)

  3. В2G
    (бизнес для государства)

  4. С2С
    (потребитель для потребителя)

Виды
аукционов:

  1. Английский
    (повышательный)

  2. Голландский
    (понижательный)

  3. Слепой
    аукцион («в тёмную»)

  4. Временной
    аукцион

  5. Аукцион
    с резервом

Формы
электронной коммерции (из Интернета)

электронный
магазин;

электронный
аукцион;

корпоративный
портал;

электронная
торговая площадка;

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Роль государства в сетевой экономике

Реферат

Тема: Роль государства в сетевой экономике

Содержание

Введение

Информационное общество

Новая роль государства как регулятора сетевой экономики

Заключение

Список использованных источников

Введение

Современный этап экономического развития постиндустриального общества характеризуется динамичным проникновением электронных сетей во все сферы жизни человеческого общества и, в частности, в систему экономических отношений.

Главной движущей силой электронного бизнеса становится повсеместное применение сетевых коммуникаций для передачи и распространения информации. Процессы внедрения новых информационных технологий оказывают влияние как на отдельные хозяйствующие субъекты, так и на экономику государств и человечества в целом. Формируется особое экономическое пространство — интернет-рынок, как система новых экономических отношений. Эти отношения существенно модифицируют правила функционирования рыночной экономики, так как возможности высокоскоординированных и скореллированных действий онлайн-сообществ во всеобщей коммуникационной среде не укладываются более в проскустово ложе классической рыночной экономики, определяемой как система, регулируемая через механизм стихийных рыночных трансакций.

В наиболее далеко идущих концепциях сетевая экономика даже противопоставляется рыночной экономике.

Информационное общество

Стремительная информатизация человечества и образование глобальной коммуникационной системы отражает факт его перехода в новое более сложно устроенное состояние, характеризуемое многократно выросшими корреляциями между отдельными членами человечества. Радиус взаимозависимости между людьми двести лет назад не превышал размеров одного поселения, так как человек просто физически не мог вступить в контакт с людьми, живущими дальше.

В наше время глобальные коммуникационные сети (Интернет, мобильная связь, факс, телефон, телевидение и т.д.) позволяют свободно обмениваться информацией между любыми индивидами в любой точке планеты.

Таким образом, радиус коммуникаций скачком вырос до размеров нашей планеты. Возникновение глобальной сети взаимных корреляций между людьми отражает факт сильной неравновесности обсуждаемой системы.

Таким образом, неустойчивость и постоянная готовность системы «перевернуться» при небольшом возмущении есть неизбежная плата за установление нового высокоупорядоченного — сетевого — состояния системы.

Как развитые, так и развивающиеся страны более чем на 30% повысили свои уровни развития ИКТ за пятилетний период. Некоторые развивающиеся страны, такие как Саудовская Аравия, Китай и Вьетнам весьма значительно улучшили свой индекс проникновения ИКТ за указанный пятилетний период. Это частично объясняется быстрым ростом мобильной связи в сочетании с увеличением количества пользователей Интернета.

Вместе с тем развивающиеся страны по-прежнему отстают в том, что касается доступа к ИКТ и использования этих технологий. Сравнение уровней развития ИКТ и уровней дохода на душу населения (по паритету покупательной способности) указывает на устойчивую связь между доходом и внедрением ИКТ за некоторыми исключениями, вызывающими определенный интерес.

Некоторые из стран с наиболее развитыми ИКТ имеют более высокие уровни, чем ожидалось исходя из их уровней дохода. Так, например, Республика Корея добилась выдающихся результатов при значительно более высоких уровнях развития ИКТ, чем ожидалось. Это свидетельствует о том, что последовательная и целенаправленная политика может послужить толчком к развитию информационного общества в странах с относительно низкими уровнями дохода. Уровень проникновения Интернета в России значительно опережает среднемировой. По абсолютному количеству пользователей интернета Россия вышла на первое место в Европе.

В докладе, подготовленном Европейской Комиссией, сетевая экономика определяется как среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия [4].

Определение В.Н. Бугорского: сетевая экономика — это традиционная экономика, помноженная на информационные ресурсы и технологии

Российский исследователь С.И. Паринов предлагает совершенно новую концепцию сетевой экономики, которая утверждает, что сетевая экономика — это качественно новая форма экономического порядка, которая вытесняет командно — иерархические и рыночные формы из обслуживания экономических отношений в обществе.

Особенно значимый вклад в преображение нашего мира внесло появление глобального Интернета в последние два десятилетия. Техническая революция раздвинула границы обмена информационными сигналами до масштабов всей планеты.

Область прямых коммуникаций, которая обеспечивается теперь всей мощью и разнообразием современных технических средств, теперь такова, что все агенты экономической деятельности помещаются внутри неё. В какой бы точке социально-экономического пространства человек не находился, он может легко войти в прямой контакт с другим индивидом. Это даёт возможность агентам кооперироваться для какой-то деятельности минуя государство. Очевидно, что это вызов для командно-иерархической системы управления так как старая роль государства как посредника-организатора обмена информационными сигналами в экономической среде нивелируется. Это не значит, что существование государства мгновенно обессмысливается, так как современное государство выполняет много и других функций. Тем не менее сама тенденция говорит о потенциальной возможности в будущем возникновения в новой коммуникационной среде «народного электронного правительства». Уже сейчас многие исследователи возлагают большие надежды на крауд-технологии (от англ. crowd — толпа, народ). Ниже мы обсудим вопрос об отношениях государства и онлайн-сообществ подробнее и увидим, что здесь всё не так однозначно просто и ясно, как это может показаться на первый взгляд. Рыночная экономика также должна сдавать свои позиции под напором сетевой формы управления.

Рынок возникает как естественный ответ системы на свою слабую информационную проницаемость и необходимость организации обмена сигналами на длинных расстояниях. Обмен этот сводится к распространению весьма примитивных по содержанию ценовых сигналов. В новых условиях сетевые формы организации экономической деятельности получают явные преимущества. На место хаотического обмена ценовыми сигналами приходит способность агентов к самоорганизации и координации своей деятельности. Получается, что современные сетевые формы управления оказываются наследниками общинных (коллективных или примитивно-сетевых) форм ведения хозяйственной деятельности.

Под общинными формами хозяйственной деятельности понимается такой порядок экономических отношений, при котором все субъекты хорошо знают друг друга и имеют между собой прямые длительные контакты. В итоге, развитие Интернет-технологий и расширение сетевой экономики вытесняют рыночные формы управления из экономической жизни.

Хотя вывод этот выглядит сенсационным, он логически вытекает из всего нашего обсуждения. Современные массовые децентрализованные применения Интернет — технологий для установления и использования экономических связей показали, что параметры географического расположения агентов и экономических ресурсов (например, «удаленность» и «доступ к ресурсам») должны быть заменены на параметры их подключения к сети (сетевой доступ). Таким образом, затраты для преодоления географических пространств заменяется в сетевой экономике на затраты подключения к сети и на организацию эффективного сетевого доступа. Так, доступ к ресурсам требует наличия у них дистанционных регуляторов для изменения их состояния через сеть.

Для агентов — наличие в сети их информационного образа и существование постоянно поддерживаемой взаимооднозначности между этим образом и реальным агентом. Если сетевой доступ к экономическим объектам и агентам обеспечен, то проблема установления и поддержания нужных связей между ними в сетевой экономике превращается в проблему организации эффективного процесса непрерывных контактов и обмена информацией. Можно сказать, что в этой ситуации сети связей теряют такое свое качество как «редкий ресурс», поскольку в фундамент сетевой экономики уже встроены связи «всех со всеми». Таким образом, одно из отличий среды жизнедеятельности агентов в сетевой экономике от рыночных и командно-иерархических форм — в том, что связи сами по себе ценности больше не представляют.

Однако ограниченным ресурсом по-прежнему остается то, ради чего агенты устанавливают между собой эти связи: место в системе разделения труда, на котором данный агент представляет для экономической системы максимальную ценность и, следовательно, получает от участия в совместной деятельности максимально возможную для себя выгоду.

Так как сетевая форма управления подразумевает непосредственное вовлечение пользователей Сети в управлении, то у некоторых складывается впечатление, что самоуправление и самоорганизация больших масс пользователей может происходить без участия государства. Вернее функции государства передаются непосредственно сетевому социуму.

Понятно, что эта идея совершенно естественно возникает из анализа событий и нашла своё отражение в научной литературе последнего времени. Как в российской, так и в зарубежной литературе появляется большое количество работ, посвященных этой тематике.

Концепция электронной демократии (или крауд-демократии) на примере, монографии Л. Волкова и Ф. Крашенниникова «Облачная демократия» [2]. В предисловии авторы пишут: «Представительная демократия была единственной альтернативой диктатурам всех видов в течение многих сотен лет, но это не значит, что она продолжает оставаться таковой и сейчас. Эта система являет собой очень и очень грубую аппроксимацию, возникшую из-за технологических ограничений реального мира, поскольку реальный мир не столь совершенен, как мир идей. Мы хотим обосновать, что сегодня возможна другая демократия, и мы можем к ней прийти, причем в короткие сроки — пять-десять лет. Мы также предложим конкретные механизмы переходного периода, реальные и реализуемые в современной России. Суть этих механизмов — в создании альтернативной, параллельной легитимности среди широких групп политически активных граждан на основе современных технологий электронной демократии. Эффективно функционирующая система демократического принятия решений, вовлекающая в себя сотни, тысяч или миллионы людей, сможет очень быстро подчеркнуть и сделать неизбежным окончательное банкротство традиционных, устаревших методов принятия политически значимых решений» [2]. Суть предложения понятно — замена представительной демократии прямым волеизъявлением народа, выраженным через технические средства коммуникаций. Авторы вводят понятие «сетевое общество» — это общество, где абсолютное большинство людей пользуется Интернетом как важнейшим каналом коммуникаций всех уровней. Это созвучно давно известному понятию онлайн сообщества. По их мнению, перевод всех коммуникаций в Интернет произойдет исключительно из практических соображений и только потому, что большинство будет хотеть этого. Возможность получения всех государственных услуг через глобальную сеть неизбежно поставит вопрос о том, что медленные и архаичные способы формирования власти не соответствуют требованиям общества, живущего в совершенно ином ритме [2]. При возникновении сетевого общества становится возможной «облачная демократия» — такая форма политического самоуправления граждан в масштабах государств (а в перспективе — и в общепланетарном масштабе), которая строится на повсеместном использовании облачных интернет — технологий. Важной частью системы становится «государственная сеть» — нерв и главный инструмент облачной демократии, «сеть сетей», общественная, публичная защищенная сеть, совмещающая в себе функции социальной сети, интернет-банка, системы электронного голосования и системы поддержки принятия решения, а также доступа ко всем государственным информационным ресурсам и базам данных. Доступ других граждан к информации «личного кабинета» гражданина возможен с определенными ограничениями, которые зависят от степени вовлеченности этого гражданина в политическую активность. Общий принцип таков: чем выше уровень активности, тем выше уровень публичности его личной информации. Подлежит раскрытию информация по тем вопросам, по которым гражданин начинает собирать делегированные голоса. Государственная сеть неанонимна, симметрична и реализует принцип принудительной честности [2].

Роль государства, как охранителя общества от возможных манипуляций и злоупотреблений, в этих новых условиях только усиливается. Только государство может гарантировать, что элементы демократии, вынесенные в киберпространство будут адекватно работать на благо всего общества. Общество же со своей стороны получает дополнительные возможности по контролю над деятельностью государственных структур.

Новая роль государства как регулятора сетевой экономики

Появление сетевой (network) экономики обусловлено стремительным развитием ИКТ и в особенности интернет и мобильной телефонии. Развитие интернет и сетевой инфраструктуры приобретает огромное значение для экономики страны. Как сказал Б. Гейтс: «Если информация о производственных системах, проблемах с продуктами, кризисах в отношениях с клиентами, а также другие важные новости бизнеса долетают с одного конца организации на другой в считанные минуты, а не ползут целыми днями, если руководители могут тратить на решение вопросов часы вместо дней, выигрыш для бизнеса оказывается огромным. Эта нынешняя реструктуризация процессов — самое фундаментальное изменение в экономике после перехода к массовому производству».

сетевая экономика государственное управление

В сетевой экономике предприятиям стало возможным и даже выгодным размещать свои подразделения в разных странах, группы исследователей и проектировщиков получили возможность работать над одним проектом в разных частях мира, изготовляя компоненты там, где это обходится дешевле всего, а затем отправляя в места сборки с минимальными затратами, и в итоге выполнять индивидуальные заказы потребителей. Интернационализация производственного процесса и сбыта и электронная торговля позволили небольшим фирмам, находящимся в разных частях земного шара, включаться в производственный процесс крупных корпораций на условиях «outsoarsing» — перевода производства или возложение определенной части работ или услуг на иностранные филиалы или на сторонние компании.

Горизонтальные объединения функциональных институтов, специалистов, объединенных с помощью интернет общим трудовым интересом, создает новые глобальные социальные сети. В сетевой экономике на смену иерархическим организационным структурам производства приходят гибкие, сетевые. Это означает системную трансформацию рыночной экономики с огромными последствиями.

Индустрия потребительской культуры в сочетании с обширными электронными базами данных о потребителях, новые формы ценообразования (электронные аукционы) кардинально меняют отношения между рынком и потребителями, которые являются фундаментом конкурентных рынков. В сетевой экономике невидимая рука рынка будто начинает приводиться в движение с помощью дистанционного управления транснациональными корпорациями. Вместе с тем для обеспечения высокого качества жизни рынок должен удовлетворять реальные потребительские потребности, а не спрос, сформированный в компьютере и навязанный потребителям индустрией средств массмедиа.

изменения характера товаропроводящих сетей и систем доставки, изменение роли посредников;

появление новых механизмов торговли: виртуальных торговых площадок, аукционов, виртуальных сетевых бирж;

глобальный характер — уровень развития коммуникаций стирает географические границы, изменяя размеры земли.

Мир сужается — уже ничто не находится слишком далеко — с точки зрения скорости передачи информации, услуг, капитала и даже товаров.

Этому также способствует низкая стоимость передачи информации;

использование ИКТ для повышения производительности труда, увеличения темпов экономического роста, сохранения на низком уровне инфляции и безработицы;

изменения в финансовой сфере, вызванные появлением электронных денег, интернет-банкинга и интернет-трейдинга;

изменения в научно-проектной инфраструктуре, появление возможности привлечения и практики работам корпораций проектировщиков со всего мира;

изменения в организации труда — появление удаленной (теле-) работу и практики «outsorsing» — перевод производства или возложение определенной части работ или услуг на стороннюю компанию, чаще всего находящуюся в другой стране, как правило имеющую дешевую рабочую силу или лучшее соотношение цена/качество по отношению к поставленной задаче;

изменения на микроуровне, т.е. бизнес-процессов внутри компании, изменения в маркетинговых стратегиях, изменения во взаимоотношениях компаний друг с другом и с покупателями;

изменения в традиционных снабженческо-производственно-сбытовых цепочках и логистике (появление принципиально новых логистических схем — Supply-Chain Management).

Перечисленные эффекты требуют высокой оценки готовности государства к сетевой экономике, в первую очередь в правовом регулировании новых сетевых отношений и строительства сетевой инфраструктуры (как раньше государство строило дороги, так сегодня оно должно строить сетевую инфраструктуру).

Заключение

1. Дешевые компьютеры, интернет, мобильная телефония создали новые возможности взаимодействия государства с обществом, бизнесом, внешним миром, знаниями. Полное их использование в целях построения эффективного и удобного для общества государства — неотложная задача.

. Эволюция взглядов на роль государства в экономике привела к появлению теории нового государственного управления, согласно которой «направляющую роль государства» следует осуществлять с помощью эффективного (рационального, «благого», менее бюрократизированного, «нового государственного регулирования») управления, ориентированного на достижение набора результатов, согласно определенным приоритетам и целям с использованием рыночных ценностей, мер и инструментов.

. В экономике, основанной на знаниях, государство должно быть движу щей силой развития, накопления и использования знаний, организуя общество для целей инновационного развития в интересах повышения качества жизни людей. Для этого государство определяет цели и приоритеты, создает институты эффективного использования знаний и развития человеческого капитала, инфраструктуру доступа к знаниям всего общества, организует пропаганду преимуществ общества, основанного на знаниях, защищает интеллектуальную собственность.

. Глобализация требует от государства выполнения новых внешнеэкономических функций, важнейшие из которых следующие:

управление адаптацией к процессам, происходящим в мировой экономике (защита национальных интересов, охранение национальной экономики от внешних шоков и стимулирование ее мировой конкурентоспособности);

формирование в глобальном информационном пространстве положительного имиджа страны;

информирование граждан страны о глобальных процессах и транснациональных политических решениях;

использование опыта государственного управления других стран;

4. В государственном управлении сетевой экономикой необходимо стимулировать положительные сетевые эффекты, развивая интернет, мобильную связь и сетевую инфраструктуру, регулировать и контролировать отрицательные сетевые эффекты (соблюдение прав потребителя, охрана интеллектуальной собственности, авторских прав и промышленных секретов, налогообложение, отмывание капиталов, виртуальная миграция рабочей силы, сохранение коммерческой тайны);

. Необходимость устойчивого (самоподдерживающего) развития страны требует исполнения государством новых функций:

согласовывать современное потребление ресурсов с потребностями будущих поколений;

стимулировать активность в сфере поиска альтернативных ресурсов;

участвовать в международной кооперации по улучшению распределения ресурсов и экологического ущерба;

обеспечивать экономическую безопасность (энергетическая, продовольственная, демографическая, инновационная).

Список использованных источников

1.Статья СТРАНА НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ М.М. Ковалев, Аль-Сараирех Шади

2.Монография Л. Волкова и Ф. Крашенниникова «Облачная демократия», 2011 г.

.Вишняцкий Л.Б. Неандертальцы: история несостоявшегося человечества. — СПб: Нестор-История, 2010. — 312 с.

4.Bradford De Long J., Froomkin A.M. The Next Economy. April 1997, http://www.law. miami.edu/~froomkin/articles/newecon. Htm

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Принципами ГРЭ являются:

  • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

Методы ГРЭ:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Оцените страницу:

Уточните, почему:

не нашёл то, что искал

содержание не соответствует заголовку

информация сложно подана

другая причина

Расскажите, что вам не понравилось на странице:

Спасибо за отзыв, вы помогаете нам развиваться!

Материал из CDTOwiki

Перейти к: навигация, поиск

Роль государства в развитии цифровой экономики

Масштаб и проблемы развития цифровой экономики требуют прямого участия государства. Так или иначе возникают ситуации, которые невозможно урегулировать без привлечения государственных органов.

Сегмент

Рекомендовано

Сложность

Влияние платформенных решений на отдельные сегменты индустрий и на ряд секторов социальной сферы значителен. Поэтому чем раньше государство начнет выстраивать систему управления, которая адекватна вызовам цифровой трансформации, тем меньше неблагоприятных событий будет иметь место и требовать «ручного» вмешательства.

«В процессе цифровой трансформации происходит строительство новой экосистемы ИТ-государства «рядом» с существующими системами государственной автоматизации на основе новых принципов и технологий, дающих на новых принципах и технологиях, дающих государственному управлению качественно новые возможности. Новая экосистема постепенно заменяет собой функции и сервисы существующих систем, во время этого «переходного периода» «старые» и «новая» системы сосуществуют параллельно, а сервисы «старых» систем постепенно (с соответствующим изменением их функциональности) переносятся на новую Платформу.»

Следует учитывать, что высокотехнологичный бизнес становится зачастую обладателем настолько больших и ценных объемов данных и технологий в своем целевом сегменте, что у государственных органов возникают элементарные проблемы с удерживанием объективного контроля над таким сегмента.

Мировые компании, которые являются технологическими лидерами чрезвычайно быстро наращивают свою капитализацию и рыночную силу. И это только осложняет задачу государственного регулирования индустрий в цифровой экономике. Каждая из стран, которая сталкивается с ней вынуждена как-то решать проблемы в оперативном режиме. Но уже не вызывает сомнений, что вопросы становятся сложней, системней, сжаты во времени и требуют особого нового подхода со стороны государственных органов.

Соответственно цифровая трансформация бизнеса вынуждает осуществлять цифровую трансформацию государственного управления.

«Цифровая трансформация государства является частью реформы государственного управления. Любая реформа — это всегда сложный общественный вызов, который в данном случае требует договоренностей и баланса между тремя ключевыми стейкхолдерами: гражданским обществом, государством и бизнесом, — а также внешней средой и ее особенностями. Чтобы принять и ответить на этот вызов, нужно понимать, что цифровая трансформация делается людьми и для людей, ее успех зависит в первую очередь от того, насколько хорошо поняты и продуманы будут потребности и нужды граждан и насколько подготовленными и хорошо организованными будут команды, занимающиеся трансформацией. Понимание потребностей граждан — это не такая простая и очевидная задача, как кажется, особенно в условиях уже давно сложившейся государственной системы, в которой этому вопросу не уделялось достаточного внимания. Если в новых условиях показателем качества работы государственного аппарата станет максимальная удовлетворенность граждан, то этот поворот в отношениях между гражданами и чиновниками приведет к необходимости полностью менять принципы работы государственного аппарата, прорабатывать новые компетенции государственных служащих. Необходимо будет создать гибкую, адаптивную, высокотехнологичную систему управления, основанную на данных, оптимизировать структуру государственного аппарата, процессы взаимодействия с потребителями государственных услуг и рутинные вспомогательные процессы.»

  • Подготовка программы развития цифровой экономики была поручена правительству Президентом РФ Владимиром Путиным 1 декабря 2016 года в послании Федеральному Собранию Российской Федерации.
  • На Петербургском международном экономическом форуме с 1 по 3 июня 2017 года впервые активно обсуждалась цифровая экономика и связанные с ней темы глобального и локального развития не только в экономическом плане, но и в социальном, политическом, международном.
  • 28 июля 2017 года программа «Цифровая экономика Российской Федерации» была утверждена Правительством РФ (распоряжение №1632-р). Сформированные рабочие группы и центры компетенций приступили к проработке отдельных задач, которые были обозначены в планах мероприятий данной программы. Однако детализация и активное взаимодействие с широким кругом экспертов, вовлечение бизнеса и разных уровней власти обозначили определенный круг трудноразрешимых вопросов.
  • Правительственная программа претерпела существенные изменения уже в 2018 году. Произошло это после подписания Президентом РФ Указа от 7 мая 2019 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Развитие цифровой экономики в России было выведено на национальный уровень и закреплено в соответствующей национальной программе. При этом важно отметить, что новая национальная программа «Цифровая экономика РФ» вошла в число 12-ти национальных проектов и программ. Они были разработаны и утверждены во исполнение Указа Президента РФ от 078.05.2018г. №204.

В целом национальные проекты определили верхний уровень стратегии развития России на период до 2024 года. Они призваны учесть как крупные отраслевые направления, так и разделение на федеральный и региональный уровни.

В связи с развитием цифровой экономики и утверждением соответствующей национальной программы особо остро встала проблема подготовки кадров. Высокий уровень компетенций необходим для ускоренного развития и роста отраслей экономики и секторов социальной сферы. Высококвалифицированные подготовленные кадры нужны не только в бизнесе, но в государственном управлении. Цифровая трансформация требует профессионализма в производстве и предоставлении цифровых продуктов и сервисов. Но она требует и грамотного регулирования новых экспоненциально растущих рынков, выстраивания объективного и справедливого контроля, сбалансированного предоставления государственных услуг, нового комплексного подхода в управлении безопасностью и рисками и т.п.

Цифровая трансформация государственного управления – это крайне актуальная задача для перехода к новой высокоэффективной цифровой экономике. Её решение безусловно опирается на достижения в сфере информационных технологий. Но принципиальным является особый уровень подготовки государственных служащих, в задачу которых входит достижение поставленных стратегических целей и национальных задач на период до 2024 года.

Дополнительные материалы

Дата последней редакции 4 июля 2020

Государственное управление, Цифровая экономика, Цифровое государство

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • В чем отличие промо акции от запуска рекламы через бизнес менеджер
  • Вакансии гтлк оао государственная транспортная лизинговая компания
  • Ваня семь двенадцатых часов потратил на выполнение домашней работы
  • Ввиду недостатка времени не будем отклоняться от выполнения работы
  • Велосипед проехал 60 км за 3 часа сколько км он проедет за 7 часов