В чем проявляется деловой интерес государства в бизнесе

Под интересами
субъектов
бизнеса (или деловыми интересами)
понимаются осознанные потребности в
материальных и нематериальных благах
, а также в обеспечении гарантий сохранения
и воспроизведения доступа к ним . Деловые
интересы определяют цели , которые
ставит перед собой каждый из субъектов
бизнеса , и содержание деловой деятельности
данных субъектов бизнеса по достижению
поставленных целей . Отстаивая деловые
интересы, субъекты бизнеса мобилизуют
и развивают свои профессиональные и
личные качества.

Под профессиональными
качествами
понимается
совокупность знаний, умений, навыков и
опыта, приобретенных субъектами бизнеса
в ходе подготовки к деловой деятельности
(в процессе обучения, повышения
квалификации, переподготовки), а также
в ходе осуществления самой деловой
деятельности. Под личными
качествами
понимается
совокупность внутренне присущих людям
свойств, которые выявляются и развиваются
в ходе их деловой деятельности. Таковыми
являются стремление к росту благосостояния,
природный эгоизм, склонность к обмену,
дух соперничества, креативное начало,
способность к совершению выбора,
склонность к копированию, жажда
справедливости, чувство собственности,
стремление к повышению личной
конкурентоспособности, природный
гуманизм.

С учетом того, что
каждый из субъектов бизнеса обязан
обеспечить себя необходимыми благами,
он подчиняет свою деловую деятельность
эгоистическим интересам. Поэтому, на
первый взгляд, главной целевой установкой
субъектов бизнеса является отстаивание
эгоистических
интересов
,
под которыми понимается осознанная
потребность в обеспечении относительно
лучших условий доступа к материальным
и нематериальным благам и относительно
лучшего положения в процессе осуществления
сделок.

Эти интересы
выражаются в трех основных эгоистических
целях
деловой
деятельности , а именно:

  • сохранение,
    упрочение и преумножение своей
    собственности;

  • возмещение
    понесенных затрат и получение максимальных
    доходов;

  • сохранение и
    укрепление своей личной конкурентоспособности
    как участника сделок по сравнению с
    другими участниками сделок.

По общественными
деловыми интересами (или общественными
интересами субъектов бизнеса
)
понимаются осознанные потребности
субъектов бизнеса в деятельности на
благо общества.

71. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации.

Принятие Декларации
о государственном суверенитете Российской
Федерации и проведение налоговой реформы
в стране в начале 90-х годов прошлого
века обусловили введение с 1 января 1992
г. налоговой системы, ориентированной
на новые экономические отношения –
рыночные. По-настоящему действенная
налоговая система должна строиться как
единый, взаимосвязанный и комплексный
документ в форме Налогового кодекса, в
котором была бы отражена вся совокупность
налоговых отношений в РФ. Потребовалось
реформирование налоговой системы РФ,
которое было призвано обеспечить
достижение следующих целей:

  • Усиление
    справедливости налоговой системы путем
    выравнивания условий налогообложения
    для всех налогоплательщиков, отмены
    неэффективных налогов и сборов;

  • Ослабление общего
    налогового бремени путем постепенного
    снижения ставок по основным федеральным
    налогам и облегчения налоговой нагрузки
    на фонд оплаты труда;

  • Упрощение налоговой
    системы путем установления оптимального
    состава налогов и сборов, максимальной
    унификации режимов их исчисления и
    порядка уплаты

  • Обеспечение
    стабильности налоговой системы, а также
    определенности объемов налоговых
    платежей на длительный период;

  • Обеспечение роста
    поступлений налогов и сборов в доходы
    бюджетов всех уровней на основе
    существенного повышения уровня
    собираемости налогов и сборов.

С 1 января 1999 г.
вступила в силу часть первая Налогового
кодекса РФ – документа, устанавливающего
основные принципы налоговой системы
государства и регулирующего правовые
отношения между налогоплательщиком и
государством в связи с исчислением и
уплатой налогов.

Налоговый кодекс
определяет приоритет интересов
налогоплательщика при исполнении им
обязанностей по уплате налогов и содержит
следующие основные принципы:

  • Учет потребностей
    налогоплательщика в информации о
    действующей налоговой системе, основных
    положениях конкретных налогов;

  • Гарантия равноправия
    при налогообложении независимо от
    социального статуса, национальных,
    религиозных и иных критериев;

  • Гарантия реализации
    конституционных прав граждан;

  • Гарантия судебной
    и административной защиты;

  • Отсутствие
    дифференциации налоговых ставок в
    зависимости от формы собственности,
    гражданства физических лиц, места
    происхождения капитала;

  • Запрет введения
    налогов и сборов, кроме установленных
    налоговым кодексом;

  • Неустранимые
    противоречия, неясности, сомнения актов
    законодательства о налогах и сборах
    толкуются в пользу налогоплательщика;

  • Презумпция
    невиновности – лицо считается невиновным
    в совершении налогового правонарушения
    до тех пор, пока его невиновность не
    будет доказана в установленном законом
    порядке и подтверждена вступившим в
    законную силу решением суда.

При этом обязанность
доказывания виновности в совершении
налогового правонарушения лежит на
налоговых органах.

Значение налогов
в доходах государства.

Налоговые поступления
– это главный источник формирования
доходов бюджетной системы государства:
их доля составляет примерно 90% доходов
консолидированного бюджета. Из всей
совокупности налогов всего 4 – НДС,
акцизы, налог на прибыль организаций,
налог на доходы с физических лиц –
обеспечивают около 66% налоговых доходов.

Соседние файлы в предмете Основы бизнеса

  • #
  • #

Вряд ли вызовет сомнения тот факт, что бизнес и государство не могут функционировать независимо друг от друга. Именно по этой причине правительственная политика любой страны всегда направлена на построение механизма взаимодействия с бизнесом. Бесспорным является и то, что деятельность обеих сторон имеет целью обеспечение полноценной жизни общества, которое одновременно является и результатом их совместных усилий, и целью сотрудничества.

Содержание статьи

  • 1 Триединство бизнес-государство-общество
  • 2 Влияние государства на бизнес
  • 3 Влияние бизнеса на государство
  • 4 Зарубежная практика
  • 5 Формы взаимодействия
    • 5.1 Проблемы взаимодействия
  • 6 Государство и малый бизнес. Что мешает развитию: Видео

Триединство бизнес-государство-общество

Взаимодействие бизнеса и государстваПримечательным является то, что оба эти явления – государство и бизнес – созданы самим обществом, перед которым они, собственно, и несут ответственность за свои действия. И если государство действует исключительно в общественных интересах, то предпринимательство подотчетно и тому, и другому.

В то же время в основе бизнеса лежит интерес частный, который может как совпадать, так и не совпадать с общенациональным.

Первое, что объединяет две структуры: это то, что они обе заинтересованы в платежеспособном населении. Более того, государству выгодно, чтобы социальная атмосфера внутри него была благополучная, ибо управлять таким обществом гораздо проще, чем тем, в котором постоянно происходят конфликты на почве экономических и социальных проблем.

Если рассматривать экономику, то бизнес в ней играет ведущую роль, поскольку ему принадлежат трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

В свою очередь, правильно организованный и ориентированный на общественные нужды бизнес является основой благополучия в любом государстве. От него зависит и создание рабочих мест, и наполнение бюджета, и уровень дохода населения.

Таким образом, можно сказать, что взаимодействие бизнеса и власти в своей основе предполагает их взаимную заинтересованность друг в друге. Создание крепкого и надежного тандема может гарантировать:

  • целостное экономическое пространство;
  • благоприятный климат для ведения дел;
  • формирование среднего класса населения;
  • повышение авторитета страны в рамках международного сотрудничества.

Сохранить социальный мир без совместных усилий власти и бизнеса не представляется возможным.

К содержанию

Влияние государства на бизнес

Отношения между данными двумя структурами регулируются законодательной базой. Кроме основных законов, есть еще и множество соглашений. Все они призваны определить социальную ответственность, которую несет предпринимательство перед населением страны.

Исходя их этого, определить задачу государства вполне легко – создать условия для успешного развития и функционирования различных форм бизнеса. И если бизнес перед государственными органами отвечает только за выплату налогов и соблюдение законов, то государство несет ответственность за все экономические, политические и социальные процессы, которые происходят в стране.

К сожалению, подобное взаимопонимание в рамках российского государства еще далеко от идеального. Именно этот фактор и лежит в основе такого явления, как теневая экономика. Нежелание чиновников идти навстречу предприятиям, присутствие давления и коррупции со стороны контролирующих органов, отсутствие поддержки – все это заставляет бизнес-круги уходить «в тень».

Сущность таких противоречий заключается в том, что поддерживать бизнес власть стремится только тогда, когда соблюдаются определенные условия, а именно:

  • работа ведется согласно правилам поведения, разработанным для бизнеса;
  • соблюдается социальная ответственность предпринимателей перед обществом;
  • наполняется казна.

Как известно, для власти значение имеет не промежуточный, а конечный результат. В случае, если он не достигается, она берет под контроль все финансовые и товарные потоки.

К содержанию

Влияние бизнеса на государство

Четких форм и моделей, как можно построить взаимоотношения двух сторон, пока не существует. В лучшем случае можно наблюдать согласие предпринимателей вкладывать деньги в развитие бизнеса на равных паях с государством.

Государство и бизнесПредпринимательская сфера, в свою, очередь, так же не остается безучастной и стремится всячески влиять на власть при малейшем ее ослаблении. Это проявляется в навязывании своих правил, игнорировании законов и предписаний, создании различных теневых схем, финансовые потоки которых проходят мимо государственной казны. Все, что необходимо в этот момент, – это усиление власти и готовность обеих сторон идти на взаимные уступки, что позволит восстановить баланс во взаимоотношениях.

К содержанию

Зарубежная практика

Взаимодействие государства и бизнеса в зарубежных странах, как правило, опирается на плюралистическую модель. Она основана на англосаксонских и американских традициях, истоками которых являются индивидуализм и самостоятельность принятия решения.

Плюрализм во взаимосвязи государства и бизнеса характерен для США и государств Евросоюза. Он предполагает:

  • поддержание духа соперничества, являющегося залогом поддержания конкурентного отношения к своей работе и обеспечивающего свободное развитие личности;
  • обеспечение максимума прибыли, которая признавалась как важнейший, порой единственный критерий успешности;
  • отношения с властью только как с политическим регулятором в ограниченный временной интервал времени;
  • верховенство судебного решения во взаимоотношениях между партнёрами по бизнесу и между всеми участниками деловых отношений.

При такой концепции государство занимало позиции арбитра, свободного от упреждённых решений.

К содержанию

Формы взаимодействия

В широком смысле отношения бизнеса и государства можно разделить на формальные и неформальные, индивидуальные и коллективные, скрытые и гласные, частные и общественно значимые.

Формальные отношения выражаются в генеральной договоренности, которая достигается между правительством, профсоюзами, объединениями работодателей. Неформальные отношения, в свою очередь, не имеют документального подтверждения, а преимущество их находится на стороне предпринимателей.

Формы взаимодействия власти и бизнеса можно выделить следующие:

  • коррупция, являющаяся результатом теневой экономики. Привлекательность ее заключается в том, что она позволяет быстро и с минимальным риском решать мелкие бытовые проблемы. Она же выступает в качестве платы за возможность нарушать закон или инструкции, за принятие положительных решений в пользу предпринимателей;
  • лоббизм – проявляется в виде попыток рабочих групп или общественных организаций влиять на различные органы власти с целью принятия выгодных для данных групп решений;
  • заключение соглашений – является уже более цивилизованным методом достижения договоренностей. Чаще всего встречается в таких формах, как создание квот на рабочие места, Получение помощи от государствавыполнение экономических и социальных планов, реструктуризация задолженностей, размещение заказов;
  • согласительные процедуры – предусматривают возможность возражать решениям регулирующих органов. Федеральное законодательство такие процедуры пока не предусматривает, но они наличествуют в качестве нового явления, открывающего возможности для ведения переговоров между предпринимателями и государством.

К содержанию

Проблемы взаимодействия

Если говорить о проблемах взаимодействия бизнеса и власти, то в качестве основной можно назвать неспособность последней обеспечить игру по установленным правилам. Она, в свою очередь, зависит от:

  • неэффективности механизмов принятия решений;
  • коррупции;
  • отсутствия прозрачности государственных служб;
  • стремления государства преследовать сразу две цели – игру в рамках закона и достижение конкретной цели;
  • не слишком высокое качество решений, принимаемых властными структурами;
  • низкой квалификации чиновников на некоторых этапах власти.

Все это непременно ведет к тому, что предпринимательские круги лишаются возможности работать в нормальных здоровых условиях и вынуждены искать обходные пути, которые уже ведут к соблюдению интересов не общества, а в первую очередь самих предпринимателей.

Подводя итог, можно отметить, что для успешного сосуществования двух важных составляющих нашей жизни им необходимо научиться договариваться и не исключать из триединства важный элемент – общество.

К содержанию

Государство и малый бизнес. Что мешает развитию: Видео

<1> Автор выражает благодарность профессору Европейского университета в Санкт-Петербурге Г.В. Голосову за ценные рекомендации в ходе написания статьи. Материалы частично представлены в Пятый Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, факторы»: Тезисы докладов. Москва, 20 — 22 ноября 2009. М.: Российская ассоциация политической науки, 2009. С. 537.

Сакаева М.М., координатор международных программ Информационного центра финно-угорских народов FINUGOR.RU (Сыктывкар, Республика Коми), магистр социологии (Европейский университет в Санкт-Петербурге).

Крупный бизнес и вертикаль власти: исходные положения

Государство и бизнес, будучи доминирующими игроками в плане выполняемых функций и ресурсных возможностей, находятся в сильной взаимозависимости. В основе их отношений лежит необходимость разрешения острого противоречия между свободой и контролем. Государство стремится контролировать бизнес, от которого зависит благополучие политического класса. Бизнес же стремится дистанцироваться от государства, поскольку оно может серьезно угрожать его благополучию.

Обе стороны заинтересованы в согласовании интересов для максимизации выгод. Взаимодействие в ходе реализации интересов игроков может быть дестабилизировано, если один из них нарушает договоренности. Готовность пойти на такие действия зависит от цены вопроса: чем больше потенциальные выгоды от нарушения установленных правил и чем они долгосрочнее, тем меньше внимания уделяется потенциальным рискам.

Период выстраивания и укрепления вертикали власти в России прошел под знаком конфликта интересов между государством и бизнесом. С начала 2000-х гг. государство во главе с новым лидером играло роль принципала. Крупный бизнес выступил в роли агента. Их отношения представляли собой сложную систему распределения власти и доминирования. Власть принципала над агентом означает зависимость первого от второго, ибо от действий подвластного зависит успешность достижения целей властвующего. Доминирование же позволяет преодолеть эту зависимость. В данной работе показано, что государство и частный бизнес были крайне заинтересованы в совместных действиях и в достижении баланса отношений. Однако внутренняя неустойчивость системы согласования, усиленная опасными для правящей элиты и национальных интересов государства действиями сильного игрока, обусловила переориентацию государства на стратегию доминирования, то есть на контроль над экономической и политической деятельностью бизнеса. Изложение строится следующим образом. В первой части представлен обзор литературы, посвященной анализу роли бизнеса в политическом процессе современной России. Далее обозначена теоретическая конструкция, выбранная для анализа отношений государства и бизнеса. Третья часть работы касается сравнительного анализа взаимодействия государства и бизнеса в первый и второй президентские сроки В. Путина.

Основные подходы к анализу взаимоотношений государства и бизнеса в России

Формирование крупного бизнеса в качестве нового для постсоветской России фактора и его взаимоотношения с властью являются значимой областью исследований в обществоведческих науках. Существует ряд направлений, в рамках которых исследователи обращаются к этому вопросу.

Особенности отношений политической элиты и элиты бизнеса находятся в центре внимания элитистов. В отечественной и зарубежной литературе хорошо разработана тематика политического влияния элиты бизнеса, чьи отношения с государством прошли несколько этапов. Среди авторов нужно отметить А.Ю. Зудина, который анализировал не только модели взаимоотношений государства и бизнеса в постсоветской России, но и их трансформацию <2>. Предложенные им понятия «олигархической координации», «олигархов без олигархии» были восприняты в научной среде. О.В. Крыштановская исследовала состав и динамику элитных групп России в экономическом и политическом институциональном порядках. Она также пыталась разрешить методологическую проблему разделения экономической элиты как группы крупнейших собственников и бизнес-элиты как группы политически влиятельных бизнесменов <3>.

<2> Зудин А.Ю. «Олигархи» как политическая проблема российского посткоммунизма // Общественные науки и современность. 1999. N 1; Зудин А.Ю. Взаимоотношения крупного бизнеса и власти при В. Путине и их влияние на ситуацию в российских регионах // Региональная элита в современной России / Под ред. Я. Фрухтманна. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2001; Зудин А.Ю. Государство и бизнес в России: эволюция модели взаимоотношений // Неприкосновенный запас. 2006. N 6.
<3> Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2004.

Если под группой интересов понимать корпорацию, то, как указывает В. Разуваев, она сложна для научного анализа по причине «закрытости корпоративной политики от посторонних взглядов». А практики лоббирования и связи корпораций со структурами исполнительной и законодательной власти также находятся в тени <4>. Российские корпорации активно исследуются, но не представителями политической науки, а экономистами. Так, Я.Ш. Паппэ подходит к ней не как к группе интересов, взаимодействующей с властью, а как к игроку на рынке <5>.

<4> Разуваев В. Крупный бизнес вне сферы видимости // Pro et Contra. 1999. Т. 4. N 1.
<5> Паппэ Я.Ш. Олигархи. Экономическая хроника 1992 — 2000. М.: ГУ-ВШЭ, 2000; Государство и крупный бизнес: что осталось старого в их отношениях (2000 — начало 2001 г.) // Кто и куда стремится вести Россию / под ред. Т.И. Заславской. М., 2001; Отношения федеральной экономической элиты и власти в России в 2000 — 2004 годах: торможение в центре и новые стратегии на местах // Региональная элита в современной России? / Под ред. Я. Фрухтманна. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005.

Когда речь заходит о бизнесе как о политическом факторе, применение перечисленных подходов ограничено. Если под государством понимать субъект, применяющий легитимное насилие, то бизнес выступает в роли подвластного. Однако крупный собственник может осуществить захват государства (state capture) <6>. Захват может происходить вполне легально: путем избрания представителей бизнеса в законодательные собрания или лоббизм. Е. Яковлев и Е. Журавская определяют политическую активность бизнеса или лоббирование его интересов в законодательных собраниях не иначе как захват государства <7>.

<6> Специалисты Всемирного банка определяют захват государства как «действия с целью воздействия на формирование законов, правил, указов, других инструментов государственной политики. Захват направлен на получение доходов от государства для узкого круга лиц, фирм, отраслей посредством искажения основных правовых и регулирующих структур с потенциально огромными потерями для общества в целом» (Hellmann, Geraint, Kaufmann, 2000).
<7> Yakovlev E., Zhuravskaya E. State Capture and Controlling Owners of Firms. CEFIR/NES. Working paper N 44. 2004; State Capture in a Federation. CEFIR/NES. Working Paper N 93. 2006.

Нужно помнить, что под бизнесом как партнером государства понимается частный собственник. Если обратиться только к нему, то без внимания останется значительная часть игроков — государственных компаний. В их отношении дихотомия «государство и бизнес» неприменима по понятным причинам. С приходом нового Президента Путина представители бизнеса активизировались на выборах в органы законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это явление не осталось незамеченным в литературе <8>.

<8> Туровский Р. Итоги и уроки губернаторских выборов; Паппэ Я.Ш. Отношения федеральной экономической элиты и власти в России в 2000 — 2004 гг.: торможение в центре и новые стратегии на местах // Региональная элита в современной России / Под ред. Я. Фрухтманна. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005; Романова Л. Революция управляющих // Smart Money. 2006. N 34.

Люди корпораций могут отстаивать интересы своей компании либо ассоциировать свою деятельность исключительно с бюрократической иерархией. В этом случае не вполне ясно, к кому принадлежат люди корпораций — к административной или экономической элите. Политики в свою очередь входят в наблюдательные советы корпораций, в состав советов директоров. Поэтому с точки зрения теории элитизма сложно провести разграничение между экономическим и политическим институциональными порядками и для этой группы. Теория групп может использоваться для концептуализации бизнес-сообщества. Учитывая непостоянство и неорганизованность группового поведения бизнеса, понятие «группа интересов» становится слишком широким.

Предлагаемая в работе модель principal-agent анализирует отношения власти и бизнеса на достаточно широком уровне обобщений. Теория позволяет отойти от проблем концептуализации властных факторов как институтов или групп, поскольку в ее центре лежит понятие контракта между заинтересованными сторонами. Они могут быть представлены индивидами, группами, корпорациями или организациями. В то же время с ее помощью можно моделировать отношения разных конкретных игроков, которые выполняют или устраняются от выполнения ролей агентов или принципалов. Модель позволяет посмотреть на отношения как на систему распределения власти и зависимости между факторами (особенно если речь идет о сильных сторонах), которая имеет определенную динамику развития как под влиянием действий сторон, так и под влиянием внешних факторов.

Властно-собственнические отношения при Путине: теоретическая основа анализа

В начале 2000-х гг. произошло восстановление доминирующей роли государства как действующего субъекта управления. Доминирование проявилось, в частности, в инициировании контракта между Президентом и олигархами. Принято считать, что дело ЮКОСа поставило точку на договорном формате отношений власти и бизнеса. Однако весной 2004 г. был заключен новый договор о частно-государственном партнерстве, озвученный премьер-министром М. Фрадковым. Место и роль бизнеса в системе власти претерпели значительные изменения за это время, но он продолжает выступать в роли агента по отношению к государству.

Под агентскими понимаются такие отношения, в которых «одна сторона, принципал, заключает соглашение с другой стороной, агентом». Принципал полагает, что «агент будет действовать таким образом, что принципал получит желаемые выгоды» <9>. Отношения с агентом, преследующим свои интересы, рискованны, ибо он будет придерживаться ожидаемого принципалом поведения лишь до тех пор, пока это выгодно. Задача принципала при заключении контракта состоит в создании «эффективной структуры мотивов», которая поддерживала бы заинтересованность агента в продолжении взаимодействия, нежели в расторжении контракта <10>. Но агент оставляет за собой право нарушить договора, тем самым ставя агента в зависимость от своих возможных действий. Р. Эмерсон предлагает идеальную модель отношений власти и зависимости. «Власть А над В равна и основана на зависимости В от А», при том, что «власть А над В уравновешивается властью В над А» <11>. Модель, в которой ни одна из сторон не доминирует, а их властные потенциалы и степени зависимости равны, является сбалансированной <12>. Баланс сил в теории международных отношений означает равную степень уязвимости сторон. Уровень восприимчивости определяется тем, как «быстро изменения в поведении одного субъекта влияют на ситуацию другого» <13>. Уязвимость производна «от наличия альтернативных стратегий у каждого участника и связанных с ними издержек» <14>.

<9> Moe T.M. The New Economics of Organization // American Journal of Political Science. 1984. Vol. 28. N 4. P. 756.
<10> Там же.
<11> Emerson R. Power-Dependence Relations // American Sociological Review. 1962. 27 (1). P. 33.
<12> Там же. С. 34.
<13> Цит. по: Олейник А. Рынок как механизм воспроизводства власти // Proet Contra. 2008. N 2 — 3. С. 88.
<14> Keohane R.O., Nye J.S. Power and Interdependence. Longman, 2001. P. 11.

При несбалансированных отношениях имеет место власть как доминирование А над В <15>. Принципал стремится максимизировать свои выгоды и способен этого достичь. Такая способность имеет две составляющие: 1) структурную (А обладает преимуществами во взаимоотношениях с В) и стратегическую (А использует эти преимущества наиболее эффективным образом и способствует их дальнейшему укреплению) <16>.

<15> Emerson R. Power-Dependence Relations // American Sociological Review. 1962. 27 (1). P. 34.
<16> Цит. по: Олейник А. Указ. соч.

Возможности доминирования принципала зависят от степени заинтересованности в этом агента. У него может появиться мотив привести ситуацию в равновесие либо через «уменьшение своей зависимости от принципала, либо путем усиления зависимости принципала от агента» <17>. Логика взаимодействия в модели «принципал — агент» приводит к ключевой проблеме контрактной парадигмы: «иерархический контроль в условиях информационной асимметрии и конфликта интересов» <18>.

<17> Emerson R. Ibid. P. 34.
<18> Moe T.M. Ibid. P. 757.

Если риски слишком велики, принципал лишает агента наделенных полномочий, тем самым устраняя свою зависимость от него. Полномочия принципал либо возлагает на себя, либо разделяет их с третьим субъектом. Третий субъект, как отмечает Р. Эмерсон, может позволить агенту вернуться к состоянию баланса, когда «потенциал двух слабых факторов уравновешивает потенциал одного сильного» <19>. Третий субъект обеспечивает преимущества А в его отношениях с В. Он также создает предпосылки своего доминирования над А.

<19> Emerson R. Ibid. P. 35.

Модель principal-agent в случае отношений между государством и бизнесом выглядит так. Государство заключает договор с крупными собственниками, главная задача которого состоит в решении проблем экономического развития. Государство осознает опасность нарушения договоренностей со стороны группы. Она способна нанести прямой ущерб государству (например, вмешательство в политику), или игнорировать свои обязанности (например, уклоняться от уплаты налогов). Для минимизации возможных рисков государство обращается к третьему агенту, который изначально находится в большей зависимости, чем действующий агент.

Проблема с третьим субъектом состоит в том, что государство способно создать третий субъект путем субсидирования некой привилегированной группы. А монопольное право государства на легитимное насилие сужает круг возможных партнеров агента. Третий субъект в свою очередь усложняет жизнь не только агента, но и принципала. Он не создает предпосылок своего доминирования над принципалом, ибо находится в жесткой зависимости от него. Но зависимость принципала от субъекта в отсутствие альтернативных партнеров может привести к такой эксплуатации субъектом своих конкурентных преимуществ, которые могут угрожать устойчивости системы. Создавая субъект для противодействия агенту, принципал возлагает на себя ответственность за любые действия субсидируемой группы.

В статье под принципалом понимается не само государство, а игроки, принимающие политические решения в силу принадлежности к высшим иерархам власти. Принципалом по отношению к бизнесу является не просто группа или индивид, действующие в рамках политического института, но фактор, который от имени государства принимает решения об объеме полномочий агента и его месте в системе распределения власти и зависимости.

Под агентом понимается крупный частный собственник, который соглашается выполнять определенные полномочия как в пользу государства, так и в пользу правящей группировки. Агентом он может называться лишь тогда, когда принимает правила игры ввиду их соответствия его интересам, а имеющиеся ресурсы достаточны для выполнения взятых обязательств. В противном случае имеет место принуждение, а центральный элемент агентских отношений — целесообразность взаимодействия с принципалом — утрачивает свою значимость.

Контракт между государством и бизнесом: закрепление кризисного потенциала и его последствия

Институционализация отношений между новой правящей элитой и олигархами стала возможна благодаря взаимозависимости обеих сторон. Реформирование экономики и решение социальных проблем требовало согласования интересов с корпоративным капиталом. Отлучение бизнеса от прямого влияния на власть было необходимым условием консолидации правящей элиты. Бизнес, в свою очередь, нуждался в государственной поддержке в ходе экспансии на внутреннем и мировом рынках. Модель отношений государства и бизнеса, которую А.Ю. Зудин назвал «олигархической координацией», начала играть против олигархов <20>. Разрешение конфликта в среде олигархов фактически было поручено новому руководству: оно субсидировало одних игроков, а других исключало из игры.

<20> Зудин А.Ю. «Олигархи» как политическая проблема российского посткоммунизма // Общественные науки и современность. 1999. N 1.

В 2000 г. правящая группировка во главе с президентом и олигархи договорились о балансе: государство восстанавливает монополию на власть, а бизнес несет ответственность за экономическое развитие страны. Нарушение договора и переход от баланса сил к доминированию изначально было связано с серьезными противоречиями, или кризисным потенциалом. Как был закреплен и как проявился кризисный потенциал?

Во-первых, в неоднозначности фигуры принципала. Решения принимал не только президент, но и администрация, правительство. Для того чтобы вертикаль власти фактически начала работать в интересах одного лица, требовалось время, а до этого момента президент вынужден учитывать интересы различных сторон <21>. Но рано или поздно доминирующий фактор попытается привести в соответствие формальный статус и реальные полномочия.

<21> Лишь к началу 2004 г. Путин смог избавиться от команды Ельцина, представители которой во время первого срока занимали ряд позиций в его администрации, заменив их своими людьми. Например, А. Волошин был снят с должности в марте 2003 г., его место занял Д. Медведев.

Во-вторых, некоторые условия контракта в принципе были невыполнимы. Например, права собственности: государство их не гарантировало, создавая благоприятные условия для корпораций, а бизнес не собирался их соблюдать. Очередной этап перераспределения собственности в 1999 — 2003 гг. прошел под знаком «заказных банкротств» <22>. Бизнес предпочел достижение краткосрочных интересов (наращивание капиталов) долгосрочным (определение правового поля). Одна из причин заключается в том, что стадия институционализации в политике совпала со стадией игры в экономике: институты неокорпоратизма создавались в 2000 — 2002 гг. <23>, а передел собственности последовал за кризисом 1998 г.

<22> Волков В.В. Дело Standart Oil и дело ЮКОСа // Pro et Contra. 2005. N 5.
<23> Зудин А.Ю. Неокорпоративизм в России? (Бизнес и власть при В. Путине) // Pro et Contra. 2001. Т. 6. N 4.

В-третьих, система представительства бизнеса во власти оказалась несбалансированной. Представительство интересов крупного бизнеса было возложено на Бюро РСПП и Совет по предпринимательству. Сюда вошли только избранные собственники, предпочитавшие решать вопросы в индивидуальном порядке <24>. Таким образом, проблема коллективного действия бизнеса осталась неразрешенной.

<24> Там же. С. 215 — 217.

В-четвертых, в группе интересов наметился лидер, который рано или поздно предпочтет использовать преимущества. Дело ЮКОСа с точки зрения используемой нами модели выглядит вполне логичным. ЮКОС выбрал стратегию на выход из-под власти принципала, используя эффект масштаба (в результате соглашения с «Сибнефтью» появилась бы крупнейшая частная нефтяная компания) и подключение третьего субъекта — транснациональной корпорации (предполагалась продажа акций одному из мировых нефтяных концернов). Снижение зависимости означало бы усиление власти агента над принципалом: через контроль за стратегически важными ресурсами. Учитывая сверхприбыльность нефтяного бизнеса, контроль частной корпорации за доступом к месторождениям препятствует перераспределению части ресурсной ренты в пользу государства. Реализация плана Ходорковского ставила под угрозу «возможность проводить энергетическую политику в интересах государства» <25>.

<25> Милов В., Селивахин И. Проблемы энергетической политики // Рабочие материалы. 2005. N 4. Московский центр Карнеги. С. 20.

С точки зрения соотношения структурных и стратегических элементов власти ситуация выглядела парадоксальной. ЮКОС пытался использовать структурные преимущества (лидерство на рынке сырья) для получения стратегических преимуществ (укрепление позиций в экономике и политическая активность). Для государства же подавление опасного игрока стало первым шагом на пути к созданию структурного преимущества на рынках власти и собственности.

Бизнес и развитие экономики: от полноправного участника к исполнителю принятых решений

Выше упоминалось, что принципал в первый президентский срок был представлен коллективно. Ключевым звеном в отношениях с бизнесом как с агентом с определенными полномочиями было правительство под руководством М. Касьянова. Отношения в триаде «президент — правительство — бизнес» поначалу устраивали всех. Но появление неожиданных политических рисков стало удобным поводом для первой стороны сконцентрировать полномочия в своих руках.

Власть бизнеса, т.е. способность влиять на процесс принятия решений, была структурно оформлена в начале 2000-х гг. Вместо прямого вмешательства в политику, имевшего место в 1990-е гг., бизнес обозначил значительное присутствие в институтах власти. Представители корпораций занимают все больше мест в парламенте, законодательных собраниях регионов и губернаторском корпусе. Как отмечает Я.Ш. Паппэ, «ни в одном правительстве в 1990-е гг. не было такой концентрации бизнесменов, какая наблюдалась в кабинете М. Касьянова» <26>.

<26> Паппэ Я.Ш. Государство и крупный бизнес: что осталось старого в их отношениях (2000 — начало 2001); Кто и куда стремится вести Россию / Под ред. Т.И. Заславской. М., 2001. С. 209.

Институционализация отношений проявилась в ходе проведения либеральных экономических реформ правительством М. Касьянова. А. Зудин назвал этот формат «режимом консультаций». В режиме консультаций правительство и предприниматели в рамках Совета по предпринимательству и рабочих групп РСПП принимали решения как по целым направлениям реформ (налоговая, банковская, регулирование валютного законодательства), так и по частным вопросам (вступление России в ВТО, реформа РАО ЕЭС) <27>. Несмотря на экономическую целесообразность, в период второго срока президентства Путина реформы были фактически остановлены по следующим соображениям.

<27> Зудин А.Ю. Взаимоотношения крупного бизнеса и власти при В. Путине и их влияние на ситуацию в российских регионах // Региональная элита в современной России / Под ред. Я. Фрухтманна. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. С. 41.

Во-первых, реформы означают усиление автономного игрока. Он, в свою очередь, предпочтет сменить лидера, если тот не учитывает его интересы и нацелен на концентрацию власти. Во-вторых, агент, выбранный принципалом для несения полномочий, при поддержке третьего субъекта может составить ему конкуренцию. Парламентские выборы 2003 г. продемонстрировали, если не желание бизнеса и его неформального лидера составить конкуренцию власти, но возможность такого сценария. Главным финансистом ведущих политических партий на выборах 2003 г. стала компания ЮКОС. Накануне президентских выборов столь широкие возможности корпорации, стремившейся к игре по своим правилам, создавали серьезную угрозу переизбранию лидера <28>. Фигура М. Касьянова сыграла не последнюю роль. Здесь важны не столько лидерские амбиции премьера, сколько возможность создания коалиции между игроками со сходными идеологическими позициями и достаточными ресурсами (финансовыми и административными) для реализации планов.

<28> Подробнее о политике корпораций во время выборов 2003 г. см.: Зудин А.Ю. 2005. Взаимоотношения крупного бизнеса и власти при Путине и их влияние на ситуацию в российских регионах // Региональная элита в современной России / Под ред. Я. Фрухтманна. М.: Фонд «Либеральная миссия». С. 37 — 64.

В начале 2000-х гг. бизнес выполнял экспертные функции, а его интересы учитывались при проведении реформ. Люди из мира корпораций в правительстве М. Касьянова могут расцениваться не столько как агенты лоббирования, сколько как профессионалы, необходимые для эффективного управления экономикой. Правительство М. Фрадкова полностью состояло из представителей бюрократии, подобранных по принципу лояльности президенту, а не по профессиональным качествам. Центральным элементом экономической программы правительства М. Фрадкова стала идея частно-государственного партнерства. Под ним, по мнению экспертов, власть подразумевала финансирование конкретных проектов, выбранных без учета интересов бизнеса: национальные проекты, крупные малопривлекательные инфраструктурные проекты, например связанные с подготовкой Олимпиады в Сочи <29>.

<29> Гурвич В. Государство и бизнес: кто кого? // Политический журнал. 2004. N 28. С. 24 — 25.

Национальные проекты превратились в практику «разветвленной системы оброков». Власти регионов обращаются к бизнесу с предложениями по финансированию самых различных программ и мероприятий. Затраты на эти цели оцениваются в 4 млрд. долл. <30>. Очевидная необходимость государства в привлечении частных инвестиций слабо подкрепляется системой мотивации, которую в идеале создает принципал в своих же интересах. Российское государство выбрало другие методы. Например, предоставление налоговых льгот компаниям нефтегазового сектора <31>.

<30> Там же. С. 25.
<31> Так, в 2006 г. вступил в силу Закон о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть. При реализации Закона ТНК-ВР могло ежегодно экономить на налогах полмиллиарда долларов, а в 2007 г. налоговые льготы, по оценкам экспертов, могли принести «Татнефти» дополнительно 214 млн. долл.

Агент с определенными полномочиями несет ответственность за их выполнение. Обратной стороной ответственности является добровольное согласие агента на несение полномочий и достаточно сильные мотивы как минимум не игнорировать взятые на себя обязательства. Обязательства требуют институционального закрепления, в отсутствие таковых принципал не может быть уверен в поведении агента. Государство в отношении бизнеса может, конечно, использовать силовые методы контроля и принуждения. Но у бизнеса всегда есть возможность их преодолеть, скажем, путем коррупционных схем или вывоза капитала. Принуждение для самого государства связано со значительными издержками, например, снижением инвестиционной привлекательности бизнеса и, как следствие, низкими темпами роста. Подключение третьего агента видится в данном случае единственным способом разрешения проблемы.

Государственная компания как инструмент экономического развития страны

Неустойчивость системы согласования интересов с частным бизнесом, а также необходимость установления гарантированного контроля за стратегически важными ресурсами поставили принципала (правящую группировку во главе с президентом) перед необходимостью пересмотра системы отношений с экономическими агентами. Дабы обезопасить себя от возможных рисков зависимости от агентов (частных собственников), принципал решил прибегнуть к помощи третьего субъекта. Именно ему передавались значительные полномочия. В таком качестве выступили государственные корпорации, главным образом ресурсного сектора.

Политическая лояльность важнее экономической эффективности. Как мы видели, сильный частный собственник в принципе несет угрозу для власти принципала. В целях минимизации рисков принципал решает сократить долю частного сектора в экономике. В таком случае принципалу вовсе не нужно будет с кем-либо согласовывать свои интересы. По оценкам экспертов, в 2004 г. частные собственники владели 50% капитала публичных компаний, государству принадлежало 24%. По данным на 2007 г. государство контролирует 40% акций таких компаний <32>.

<32> Русский бизнес: от рождения до наших дней (научный семинар Е. Ясина. 12 декабря 2008 г., фонд «Либеральная миссия»). URL: http://www.liberal.ru/articles/1464.

Деятельность «Газпрома» и «Роснефти» на международной арене и в энергетической политике страны широко обсуждается. Но мы оставим эти вопросы в стороне. Важен следующий ключевой момент. Решение принципала оказать эксклюзивную поддержку третьему субъекту (после безуспешных попыток создать стабильную систему отношений с частным бизнесом) негативно сказывается на интересах государства и угрожает его устойчивому развитию.

Государственные компании стали одним из инструментов борьбы государства за собственность. Пример «Газпрома» показывает, как третий субъект способен достигать собственных интересов, которые, по сути, противоречат интересам принципала, но при этом не выходят из-под его юрисдикции. Концерн, несмотря на политическую значимость, — это прежде всего экономический агент, нацеленный на максимизацию прибыли. Эффект масштаба служит для неэффективного собственника (коим является «Газпром») единственным козырем в конкуренции на мировых рынках слияний и поглощений. Действуя агрессивно, он приобретает много непрофильных и убыточных активов. Концерн несет убытки, которые перекладываются на государство. Но принципал вынужден создавать агенту конкурентные преимущества в обмен на несение политических функций.

В итоге на непосредственную деятельность (добычу газа) возможностей оказывается недостаточно. Освоение новых месторождений (Ямал, Восточная Сибирь и Дальний Восток) задерживается не только по причине их высокой капиталоемкости, но в связи с технологической сложностью и экологическими рисками <33>. Обеспечение растущих потребностей в энергетических ресурсах, а также экспансия на мировых энергетических рынках ограничивает возможности «Газпрома» по освоению новых месторождений.

<33> Паппэ Я.Ш., Митрова Т.А. «Газпром»: от «большой трубы» к большому бизнесу // Pro et Contra. 2006. Т. 10. N 2 — 3. С. 73.

Но воспроизводство ресурсной базы жизненно необходимо. Если агент по объективным причинам не способен взять эту ответственность на себя, это вынужден делать принципал. Государство в ближайшие годы планирует выделить десятки миллиардов долларов на ряд новых крупных проектов в энергетической сфере (например, нефтепроводы и газопроводы) <34>.

<34> Милов В. Может ли Россия стать нефтяным раем? // Pro et Contra. 2006. Т. 10. N 2 — 3. С. 8.

Конкурентные преимущества используются корпорациями при переделе собственности. В этой борьбе в 2006 — 2007 гг. самым эффективным средством оказалось использование силового ресурса за счет привлечения Федеральной налоговой службы. Она выдвигала обвинения в неуплате налогов как минимум сорока крупным компаниям <35>. Из десяти крупнейших налоговых исков государство проиграло только один. По итогам шести из десяти крупнейших налоговых расследований коммерческую выгоду извлекло государство как крупнейший акционер «Роснефти» и «Газпрома» <36>.

<35> Русский бизнес: от рождения до наших дней (научный семинар Е. Ясина. 12 декабря 2008 г., фонд «Либеральная миссия»). URL: http://www.liberal.ru/articles/1464.
<36> Там же.

Но выгоды эти носят краткосрочный характер, тогда как издержки велики. Государственные компании, как было указано, ограничены в своих инвестиционных возможностях. В начале 2000-х гг. частные инвесторы были способны, а главное изъявляли желание инвестировать в экономику огромные средства и развивать инфраструктуру. В 2003 — 2004 гг. был заморожен проект строительства нефтепровода «Западная Сибирь — Мурманск», который мог бы стимулировать поддержание темпов нефтедобычи в 2005 — 2010 гг. Предполагалось, что четыре крупнейшие нефтяные компании («Сибнефть», «Лукойл», ТНК и «ЮКОС») построят его за свой счет. В 2005 г. правительство поручило разработку проекта компании «Транснефть», которая впоследствии отказалась от его реализации. В результате «стратегия развития нефтепроводной инфраструктуры провалилась» <37>.

<37> Милов В., Селивахин И. Проблемы энергетической политики // Рабочие материалы. 2005. N 4. Московский центр Карнеги. С. 17.

Если поначалу государство замораживало инвестиционные проекты, то теперь бизнес практически не проявляет инициативы в этом направлении. Поэтому правительство вынуждает его под тем или иным предлогом вкладывать деньги в проекты. Но принуждение крайне неэффективно в инвестиционной политике. К тому же частный бизнес имеет много возможностей по извлечению выгод даже в формате принудительного партнерства. Если у агента нет достаточных стимулов, он может попросту игнорировать импульсы со стороны государства либо вести с ним торг о цене вопроса. В условиях доминирования со стороны государства бизнес стремится к некоему удовлетворительному для себя результату (получая фиксированную выгоду, размеры которой определяются заранее). Например, налоговые льготы служат разменной монетой в переговорах правительства и конкретной корпорации об инвестициях, будь то образование, наука, подготовка Олимпиады в Сочи.

Принципал и агент: тенденции конца 2000-х гг.

Обращаясь к помощи третьего субъекта, государство пыталось решить ключевую проблему агентских отношений: контроль над группой, действия которой могут угрожать благополучию принципала. Корпоративный капитал по-прежнему занимает привилегированное положение. Но возможности его влияния на процесс принятия решений значительно сократились, за исключением корпораций нефтегазового сектора.

Объемы ресурсов увеличивают их власть над принципалом, использование которой, конечно, не будет угрожать политическим и стратегическим интересам правящей группировки. Просто потому, что эти интересы совпадают. Интерес заключается в обеспечении конкурентоспособности России на мировых рынках энергетических ресурсов. Государство теперь несет слишком большую ответственность перед потребителями и поставщиками ресурсов. И эту ответственность уже нельзя переложить на другого агента. Крупные собственники пользуются эксклюзивной поддержкой со стороны государства благодаря ограниченности выбора последнего среди потенциальных агентов. Лишение игроков привилегий теперь означало бы прямой удар государства как крупнейшего собственника по основам той вертикали власти, которая так долго создавалась.

Конфликт интересов не возникает до тех пор, пока не изменяются предпочтения одной из сторон под влиянием внешней среды. В этом случае принципал может начать субсидировать другую группу. Но только в том случае, если он может игнорировать интересы прежнего субъекта. Если же зависимость настолько велика, что ее преодоление грозит слишком высокими рисками, альтернативного субъекта нет, а стороны несут обязательства не только друг перед другом, но и перед третьей стороной, то принципал вынужден поддерживать систему зависимости, даже если она перестает быть выгодной.

Список использованной литературы

  1. Волков В.В. Дело Standard Oil и дело ЮКОСа // Pro et Contra. 2005. N 5.
  2. Гурвич В. Государство и бизнес: кто кого? // Политический журнал. 2004. N 28.
  3. Зудин А.Ю. «Олигархи» как политическая проблема российского посткоммунизма // Общественные науки и современность. 1999. N 1.
  4. Зудин А.Ю. Неокорпоративизм в России? (Бизнес и власть при В. Путине) // Pro et Contra. 2001. Т. 6. N 4.
  5. Зудин А.Ю. Взаимоотношения крупного бизнеса и власти при В. Путине и их влияние на ситуацию в российских регионах // Региональная элита в современной России / Под ред. Я. Фрухтманна. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005.
  6. Зудин А.Ю. Государство и бизнес в России: эволюция модели взаимоотношений // Неприкосновенный запас. 2006. N 6.
  7. Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты. М.: Захаров, 2004.
  8. Милов В. Может ли Россия стать нефтяным раем? // Pro et Contra. 2006. Т. 10. N 2 — 3.
  9. Милов В., Селивахин И. Проблемы энергетической политики // Рабочие материалы. 2005. N 4. Московский центр Карнеги.
  10. Олейник А. Рынок как механизм воспроизводства власти // Pro et Contra. 2008. N 2 — 3.
  11. Паппэ Я.Ш. Олигархи. Экономическая хроника 1992 — 2000. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
  12. Паппэ Я.Ш. Государство и крупный бизнес: что осталось старого в их отношениях (2000 — начало 2001). Кто и куда стремится вести Россию? / Под ред. Т.И. Заславской. М., 2001.
  13. Паппэ Я.Ш. Отношения федеральной экономической элиты и власти в России в 2000 — 2004 годах: торможение в центре и новые стратегии на местах // Региональная элита в современной России / Под ред. Я. Фрухтманна. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005.
  14. Паппэ Я.Ш., Митрова Т.А. «Газпром»: от «большой трубы» к большому бизнесу // Pro et Contra. 2006. Т. 10. N 2 — 3.
  15. Разуваев В. Крупный бизнес вне сферы видимости // Pro et Contra. 1999. Т. 4. N 1.
  16. Романова Л. Революция управляющих // Smart Money. 2006. N 34.
  17. Русский бизнес: от рождения до наших дней (научный семинар Е. Ясина. 12 декабря 2008 г., фонд «Либеральная миссия»). URL: http://www.liberal.ru/articles/1464.
  18. Туровский Р. Итоги и уроки губернаторских выборов. URL: http:// www.electoralgeography.com/ docs/ turovsky/ gub2000-2002.doc.
  19. Emerson R. Power-Dependence Relations. American Sociological Review. 1962. 27 (1).
  20. Hellman S., Geraint J., Kaufmann D. 2000. Seize the State, Seize the Day: An Empirical Analysis of State Capture and Corruption in Transition Economies. Research Working Paper 2444. World Bank, Washington, DC.
  21. Keohane R.O., Nye J.S. 2001. Power and Interdependence. Longman.
  22. Moe T.M. The New Economics of Organization // American Journal of Political Science, 1984. Vol. 28. N 4.
  23. Yakovlev E., Zhuravskaya E. State Capture and Controlling Owners of Firms.
  24. CEFIR/NES. 2004. Working paper N 44. URL: http:// www.cefir.ru/ index.php?l= rus&id= 35&yf=2004
  25. Yakovlev E., Zhuravskaya E. State Capture in a Federation. CEFIR/NES.
  26. Working Paper. 2006. N 93. URL: http:// www.cefir.ru/ index.php?l= rus&id= 35&yf= 2006.

Текущая страница: 2 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]

Таким образом, эгоистические и общественные деловые интересы субъектов бизнеса отражают две противоположные тенденции формирования указанных отношений, а именно:

– конкуренции или соперничества;

– интеграции деятельности различных субъектов экономики в единый поток общественно-полезной деятельности.

Данные тенденции являются противоположными, но они всегда дополняют и обусловливают наличие друг друга. Эгоистические и общественные интересы не соотносятся между собой как первичные и вторичные, они абсолютно равнозначны и проявляются в деятельности людей одновременно.

1.5. Особенности наемно-трудового, потребительского, общественно-государственного бизнеса

Развитие видов бизнес-деятельности связано с процессами становления идейных, организационно-правовых, экономических и функциональных элементов деятельности бизнеса. Рассмотрим виды бизнеса на современном этапе развития.

Особенности наемно-трудового бизнеса. Основой наемно-трудового бизнеса являются граждане, работающие по найму, которые являются равноправными участниками деловых отношений. Деловой интерес наемных работников заключается в извлечении доходов и реализуется посредством работы в предпринимательской фирме на контрактной или иной основе. Для наемных работников выгодой в сделках является личный доход, получаемый в результате выполнения ими должностных обязанностей.

Реализуя свои трудовые интересы, извлекая выгоду из осуществления сделок с предпринимателями, наемные работники осуществляют свой наемно-трудовой бизнес.

Предметом сделки между работником и предпринимателем является рабочая сила. Рабочая сила не может быть товаром, так как она не отчуждается навсегда от своего носителя после заключения трудового контракта. Рабочая сила сдается в срочную аренду, хотя это и происходит в форме товарной аренды.

Сделка между предпринимателем и работником – это арендное соглашение, в котором оговариваются сроки, условия аренды и другие моменты, присущие арендному соглашению. Заключая сделку, обе стороны – и работники, и предприниматели – делают инициативный выбор и идут на экономический риск. Обе стороны – работодатель и наемный работник – несут взаимную ответственность за нарушение условий соглашения о найме.

Наемные работники имеют возможность изменять свой социальный статус, превращаясь в собственников в результате приобретения акций предпринимательских фирм, либо по истечении срока соглашения о найме открыть свое дело.

Особенности потребительского бизнеса. Потребительский бизнес осуществляется всеми гражданами, он отражает всеобщее участие людей в системе деловых отношений. Потребители являются равноправными участниками деловых отношений.

Потребительский бизнес отражает заинтересованность людей в конечных результатах производства. Это деятельность, непосредственно направленная на поиск наилучших условий достижения результатов. Потребительский бизнес является одновременно и уравновешивающей силой, и стимулятором по отношению к предпринимательскому бизнесу, заставляя предпринимателей не только считаться с запросами потребителей, но и воспринимать потребителей в качестве естественных партнеров по деловым связям.

Участниками потребительского бизнеса выступают как физические лица, так и предприниматели – в качестве потребителей продукции других фирм. Основу потребительского бизнеса составляет частная собственность на предметы потребления и услуги.

Природа государственного бизнеса неразрывно связана с активной ролью государства в развитии деловых отношений. Данную роль иногда ошибочно рассматривают лишь в государственном регулировании экономики или управлении экономикой. Ошибочность подобных трактовок состоит, во-первых, в фактическом выведении государства за рамки собственно деловых отношений, придании ему статуса некой внешней силы, воздействующей на развитие бизнеса, а во-вторых, в идеализации деятельности государственных органов управления.

В современной рыночной экономике государство выступает не как внешняя сила по отношению к субъектам деловых отношений, а как атрибут самой системы деловых отношений. Если каждый из субъектов деловых отношений руководствуется в своей деятельности общепринятыми в стране правилами и нормами, являющимися законами этой страны, ему обеспечено постоянное воспроизведение его положения свободного участника деловых отношений.

Для создания условий развития деловых отношений государство выполняет в экономике определенные функции. К их числу относятся: принятие законов и других директивных документов, контроль их соблюдения; применение методов косвенного стимулирования участников деловых отношений к занятию определенными видами деятельности (налоги, цены, кредиты, нормы амортизации, предельные уровни оплаты труда и продолжительности рабочего дня); использование государственного бюджета для перераспределения доходов и финансирования деятельности в определенных областях экономики; распределение государственных заказов на выпуск определенных видов продукции (оказание определенного вида услуг, выполнения определенных видов работ); планирование развития национальной экономики; формирование “государственного” сектора экономики, функционирующего на базе государственной собственности на средства производства под прямым контролем органов государственного управления.

Общественно-государственный бизнес состоит в исполнении государственными органами действий, в ходе которых последние оказываются партнерами других типов субъектов бизнеса и реализуют особый государственный деловой интерес. Такое партнерство выражается в следующих действиях:

• государство в лице государственных унитарных и казенных предприятий осуществляет предпринимательскую деятельность;

• государство переводит предпринимательские фирмы из государственной собственности в негосударственную (такие процессы называются приватизацией и акционированием субъектов предпринимательского бизнеса) и обратно (такие процессы называются национализацией предпринимательских фирм);

• государство играет роль заказчика продукции, услуг и работ, выпускаемых субъектами предпринимательского бизнеса;

• государство перераспределяет бюджетные ресурсы, изымая финансовые средства у одних компаний и передавая их другим компаниям;

• применяя методы регулирования и программирования экономики, государство способствует межотраслевому движению капитала, установлению определенных отношений между различными субъектами деловых отношений;

• государство проводит внешнеэкономическую и таможенную политику, содействуя либо препятствуя деятельности своих и иностранных субъектов бизнеса.

Государственные деловые интересы, которые проявляются в таких действиях государства, в большей или меньшей степени отражают фактически существующие интересы как единого целого.

Частно-государственный бизнес. Его содержание состоит в том, что, исполняя свои должностные обязанности, государственные служащие вольно или невольно также занимаются бизнесом. Следует подчеркнуть, что практически во всех странах с рыночно ориентированной экономикой занятие государственными служащими предпринимательской деятельностью не разрешено. Скажем, чиновники мэрии или префектуры, не говоря уже о членах правительства, не имеют права быть учредителями предпринимательских фирм. Однако под частно-государственным бизнесом мы понимаем не выполнение государственными служащими побочной деятельности, способной принести им предпринимательские доходы, а исполнение ими своих обязанностей по основному месту работы, т. е. в государственных органах. Такие действия могут быть квалифицированы как бизнес по следующим основаниям:

1) частные деловые интересы проявляются через любые формы государственного регулирования экономики;

2) принимаемые решения и документы, вольно или невольно, дают определенные преимущества одним субъектам бизнеса над другими: любой документ, посвященный поддержке малого бизнеса, ставит мелких предпринимателей в выигрышное положение по сравнению с субъектами крупного предпринимательства; любое решение о повышении импортных таможенных тарифов дает отечественным производителям продукции привилегии по отношению к ее импортерам;

3) государственные служащие имеют возможность лоббирования в пользу предпринимателей, желающих реализовать свой предпринимательский проект. С помощью специальных документов государство имеет возможность ограничивать масштабы такого бизнеса, например, при помощи установления мер уголовной ответственности за взяточничество, коррупцию, злоупотребление служебным положением, вымогательство.

2. Развитие предпринимательства в России

2.1. Предпосылки организации и развития предпринимательства

Роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и регулировании предпринимательства. Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппарата четко прослеживается на всех этапах развития российской экономики. Мысль о попечительстве предпринимательства можно найти еще в известном изречении великого князя киевского Владимира Мономаха (1053–1125) о “необходимости и учить купечество и поддерживать его”. И постепенно, шаг за шагом, поддержка предпринимательства в России превратилась в одну из основных экономических функций государства.

Мероприятия и законодательные акты отдельных монархов, проводимые в целях поддержки предпринимательства, порой не отличались преемственностью и системностью. В результате предпринимательство в России приняло скачкообразный характер развития, сказывалось влияние субъективного фактора, сложность определения основных тенденций становления и генезиса российского предпринимательства.

С XIV в. предпринимательская деятельность попадает в почти полную зависимость от правительства, начинает складываться поощрительная и покровительственная системы, приведшие к созданию монополий и деформации экономического развития. Особенностью допетровского периода развития явилось господство мелкого производителя. Формирование крупного торгового предпринимательства происходило естественным путем благодаря не правительственным мероприятиям, а преимуществу крупной торговли перед мелкой.

Совершенно иными путями развивалось в России крупное предпринимательство в сфере производства в период Петровских преобразований. В эти годы именно государство, а не частный капитал, выступало главным инициатором развития большинства направлений предпринимательской деятельности. Чтобы стимулировать расширение действующих производств, даровались различные льготы. Сбыт изготовленных изделий вновь созданными предприятиями обеспечивался главным образом приобретением этих товаров казной. Сбыт же отечественных товаров, в которых казна не нуждалась, обеспечивался введением высокой привозной (таможенной) пошлины на этот вид иностранных товаров или установлением монополии на производство и продажу, предоставленной отдельным фабрикантам. Государственная поддержка предпринимательства Петровского периода отличается сугубо именным характером.

Более всего на развитие отечественного предпринимательства повлияло введение в 1721 г. посессионного права, т. е. дозволение фабрикантам и заводчикам (принадлежавшим в основном к купеческому сословию) приобретать деревни с крестьянами для своих предприятий. Благодаря труду крепостных людей, который могли использовать фабриканты, создавались условия для перехода российского предпринимательства на качественно иной уровень развития, сравнимый по значению лишь с реформами второй половины XIX в.

В послепетровское время арсенал правительственных мер поддержки предпринимательства пополнился новыми видами льгот, особенно нужно отметить первую четверть XIX в. – реформы императора Александра I. Это появление первых профессиональных журналов для деловых людей (“Северная почта” и “Журнал мануфактур и торговли”), способствовавших распространению полезного опыта предпринимательства и издававшихся за счет казны, а также открытие специальных школ, готовивших специалистов в области предпринимательства (Горный кадетский корпус – 1804 г., Технологический институт – 1826 г.).

Дальнейшая деятельность государства в дореформенный период (1860-х гг.) проявлялась прежде всего в поддержке мануфактурного капитала, отраслей, обслуживающих непосредственно нужды казны, а также в усилении ответственности предпринимателей за расходование и возврат кредитов, выделяемых из государственного казначейства. Отмечаются реформы 1860-х гг. (отказ в рамках всего государства от принудительного труда и переход к труду вольнонаемному) привели к резкому оживлению частной инициативы, и вместе с тем казна продолжала покупку малорентабельных предприятий, а также стратегически важных для казны объектов частного предпринимательства.

С конца XIX в. в России начинает восстанавливаться государственное предпринимательство; усиливается с его стороны вмешательство в предпринимательскую деятельность; проводятся крупные, прежде всего финансовые, мероприятия для обеспечения поддержки и защиты национального предпринимательства (в первую очередь используя политику протекционизма в отношении ведущих предприятий).

2.2. Организационно-правовое регулирование поддержки предпринимательства в РФ

2.2.1. Организационные аспекты государственной поддержки предпринимательства

Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор – стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.

Большое значение имеет развитие позитивного самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности и деловой этики. Только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.

С точки зрения предпринимателя именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (удовлетворение моральных и материальных ценностей, максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т. п.).

С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т. п.).

В области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.

Формирование целостной системы государственной поддержки предпринимательства – сложный и длительный процесс, в основе которого лежат:

• законодательная и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки и процедуры принятия решения;

• правоприменительные механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;

• обеспечение безопасности и защиты предпринимателей от криминальных действий;

• система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства (органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства, создаваемые при участии государственного и частного капитала – фонды, кредитные и страховые учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультативные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т. д.);

• государственные программы, программы социально-экономического развития регионов, определяющие реструктуризацию промышленности и конверсию предприятий ВПК, инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, формы занятости, миграционные потоки и т. п.;

• ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования), необходимое для реализации мер поддержки бизнеса, наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, а также радикальным усовершенствованием налоговой системы.

Политика, которая воплощается в законах, указах, постановлениях, приказах и других нормативно-правовых актах органов исполнительной власти, реализуется прежде всего государственной службой. Государственная служба осуществляет полномочия государственных органов несколько иным путем. Она выполняет прежде всего следующие функции (в том числе по поддержке предпринимательства): информационно-аналитическую, планово-прогностическую, подготовки решений, организации и выполнения принятых законов и нормативно-правовых актов, контроля исполнения.

Объективная своевременная информация является основой для принятия управленческих решений, уменьшения потерь от риска их реализации. Предпринимателей в первую очередь интересует финансовое положение партнеров, политика государства в той или иной области. Практика, однако, показывает, что органы, контролирующие эту сферу хозяйственного оборота, не всегда удовлетворяют спрос на информацию из-за бюрократизма, мздоимства. Да и сама информация во многих случаях обладает низким качеством.

Из потребностей предпринимателей вытекает необходимость усиления работы государственных органов в данной области с учетом особенностей малого, среднего и крупного бизнеса.

В то же время структура органов государственного управления в сфере поддержки бизнеса как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации сформирована без учета всей сложности и многообразия решаемых проблем. На федеральном уровне она сложилась в значительной мере стихийно. Во многих случаях функции, сферы деятельности и уровень ответственности отдельных министерств и ведомств не соответствуют поставленным задачам. Органы исполнительной власти при разработке и реализации программ и мероприятий по поддержке предпринимательства нередко исходят из ведомственных интересов. Возникающие в результате этого затруднения, параллелизм и дублирование при выполнении тех или иных функций сопровождаются принятием непродуманных решений, распылением ресурсов. Особенно отрицательно это сказывается на взаимодействии с регионами, предпринимательскими объединениями, а также на организации международных контактов и подготовке проектов.

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т. д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства при высших органах исполнительной власти субъектов Федерации. Тем не менее координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.

К ведению Российской Федерации законодательством отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора:

• регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними;

• разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета;

• установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

В настоящее время функции государственного органа по поддержке предпринимательства осуществляет территориальный орган Федеральной антимонопольной службы РФ (приказ ФАС России от 26 января 2011 г. № 30).

Федеральный орган антимонопольной политики является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте. Федеральный орган антимонопольной политики в соответствии с вышеназванным положением также формирует региональные отделения в субъектах Федерации для осуществления, в частности, государственной политики по поддержке предпринимательства.

Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.

Таким образом, организационный механизм предполагает включение всей государственной службы в работу по поддержке предпринимательства.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вайлдберриз интернет магазин часы работы пунктов выдачи
  • Вайлдберриз как перевести деньги с баланса на реквизиты
  • Вакуумный усилитель тормозов газель бизнес bosch купить
  • Валберис интернет магазин официальный сайт время работы
  • Валдайский почта проезд часы работы почтового отделения