В чем отличие государственного управления от менеджмента в сфере бизнеса

Отличия государственного управления от менеджмента в сфере бизнеса, т.Е. От бизнес-управления,

можно
выявить по шести основаниям: окружению,
целям, ресурсам, мотивам, ответственности,
процедуре назначения руководителей.


Различие в окружении
.
Большое влияние на цели и результат
деятельности государственных организаций
оказывают системы политического и
функционального представительства.
Кроме того, для государственного
управления характерен особый стиль
отношений с общественностью и средствами
массовой информации, определяемый
обоснованным стремлением общественности
знать через СМИ все, что происходит в
государственных учреждениях.


Различия по целям
.
Для управления в сфере бизнеса главной
целью является прибыль. Для государственного
управления цели многообразны, их трудно
определить количественно: стабильность,
законность, порядок, обеспечение обороны,
уменьшение социального неравенства,
борьба с бедностью и т.д. Если же речь
идет об экономических целях, то государство
призвано участвовать в решении тех
задач, которые нельзя решить на основе
использования «невидимой руки рынка».
Например, к таким задачам можно отнести
регулирование деятельности предприятий
или предоставление услуг в условиях
естественной монополии, а также контроль
над поставщиками, имеющими существенные
информационные преимущества перед
потребителями (здравоохранение,
образование). В государственных
организациях цели — внешние задания,
которые имеют свои внешние детерминанты,
причем нередко основанные на ценностных
представлениях в обществе. В коммерческих
организациях цели возникают изнутри,
складываясь из индивидуальных целей и
превращаясь в групповые, в цели
организации. Процесс идет обратным
путем, снизу вверх.


Различия по ресурсам
.
В отличие от добровольно-договорного
характера взаимоотношений между
партнерами в сфере бизнеса, государственные
органы обладают правом принуждения в
рамках и на основе закона. Ресурсы данных
органов могут формироваться за счет
законного изъятия части доходов граждан
и организаций посредством налогообложения.
Поэтому государство и его органы могут
осуществлять принудительное
перераспределение ресурсов, основываясь
на политически оправданном компромиссе
между экономической эффективностью и
социальной справедливостью. Принудительная
мобилизация средств под эгидой государства
позволяет финансировать за счет бюджета
производство таких благ, потребление
которых общество желало бы сделать
обязательным для своих членов (услуги
культуры, здравоохранения, образования).


Различия в мотивах
.
В государственном управлении основным
финансовым источником выступает
государственный бюджет, который
распределяется представительными, т.е.
политическими, органами. Отсюда возможна
ситуация, когда главный
побудительный мотив состоит в том, чтобы
удовлетворить не клиента, а тех, кто
обеспечивает финансовые ресурсы.

В частном секторе финансовые источники
вытекают не из распределения, а из
предпринимательской деятельности.
Поэтому существует прямая связь между
коммерческим успехом и качеством
предоставляемой клиенту услуги.
Предоставление услуг государственным
учреждением, характер этих услуг, способ
их предоставления не находятся в
зависимости от диктата рынка, а
определяются на основе политической
оценки социальных и экономических
приоритетов.


Различия в ответственности
.
В бизнес-управлении обычно существует
вполне определенная ответственность
за последствия принимаемых менеджерами
решений и действий. Их непродуманные
решения и неэффективные действия могут
привести к разорению собственников
фирмы и ее банкротству. В государственном
управлении ответственность размыта
между многими организациями вплоть до
президента и парламента, и неэффективность
правительственных действий может,
например, вести к увеличению дефицита
бюджета и государственного долга, что
отнюдь не означает банкротства государства
и чиновника (должностного лица).
Государственным органам не грозит
разорение. Часто они являются монополистами
в предоставлении многих услуг, которые
более никем не обеспечиваются.


Различия в процедуре назначения
руководителей
.
В демократических странах руководители
государственных органов выбираются
либо назначаются кем-то, кто выбирается.
Законность лица, занимающего государственный
пост, непосредственно или опосредованно
является результатом всенародного
выборного процесса. Напротив, те, кто
ответствен за управление АО «AES», выбраны
только акционерами компании. Разница
в процедуре, благодаря которой выбираются
те, кто управляет государственными и
частными институтами, может иметь
серьезные последствия для функционирования
этих институтов.

Вывод:
таким образом, можно дать следующее
определение: государственное управление
— это деятельность по реализации
законодательных, исполнительных,
судебных и иных властных полномочий
государства в целях выполнения его
организационно-регулирующих и служебных
функций как в обществе в целом, так и в
отдельных его частях.

Это
означает, что государственные органы:


во-первых, обладают определенными
государственно-властными полномочиями
и, тем самым, возможностями оказывать
влияние на развитие дел в обществе и,
следовательно, несут ответственность
за их состояние;


во-вторых, обладают правомочиями и
возможностями выступать в пределах
своей компетенции от имени государственного
интереса;


в-третьих, функционируют в условиях
сочетания строгой нормативной
регламентированности деятельности в
формально-процедурном отношении с
довольно широкой возможностью принятия
волевых решений на основе субъективной
интерпретации, как ситуации, так и
регулирующих ее законодательных норм;


в-четвертых, непосредственно занимаются
работой по подготовке, принятию и
проведению в жизнь решений в сфере
исполнительно-распорядительной
деятельности государства, причем, в
ряде случаев указанные действия влекут
за собой заметные экономические и иные
социальные последствия для всего
общества или какой-либо его части.

Соседние файлы в папке Социология управления

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Проблемы теории и практики управления во все времена представляли интерес, поскольку эффективное воздействие на людей с целью достижения организационных и личных целей требует высокого мастерства и знаний. Желание управлять и умение управлять, это диаметрально противоположные проявления одной сущности, неразрывно связанные. Одно несовпадение и достижение успеха превращается в несбыточную цель.

Практика управления государством имеет большую историю, традиции и накопленный опыт, вместе с тем как менеджмент – наука об эффективном управлении организации, как профессиональный вид руководства появилась не так давно – немногим более столетия назад.

Понятие «Менеджмент» рассматривается в контексте нескольких значений — это и процесс управления в организациях, и наука об управлении, мастерство управления и люди, составляющие орган управления. Сегодня мы наблюдаем проникновение технологий менеджмента в деятельность государственных структур, поскольку сама сфера государственного управления становится все более ориентирована на граждан, их потребности, а также в связи с огромным влиянием рыночных законов и механизмов на государственный сектор экономики.

Государственное управление как определенная разновидность общественной деятельности понимается в широком и узком значении. В узком смысле — это административная, исполнительно-распорядительная деятельность государства. В широком смысле — это организующее, регулирующее функционирование государства, государственное регулирование различных общественных связей путем воздействия всех ветвей государственной власти.

Задача государственного управления — регулирование и упорядочение жизненных функций и отношений личности, коллектива, государства и общества, определение их целесообразных взаимосвязей путем использования государственной власти.

Исходя из этого, менеджмент в государственной службе — это процесс управления в пределах учреждений государственной службы, учение об этом управлении, умение управлять и соответствующий набор навыков, а также аппарат государственного управления. Менеджмент в государственной службе осуществляется через существенные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. В этом плане менеджмент в госуправлении можно соотнести с управлением в бизнесе, где также руководитель реализует основные функции. Разделение управленческой деятельности нормативно фиксируется в организационной структуре, а повторяющиеся и типовые операции — в управленческих процессах.

Менеджмент в государственной службе – это один из типов специального менеджмента, изучающий особые черты, специфику выражение функций, а также особые законы и тенденции, которые отличают менеджмент в государственной службе от менеджмента в остальных сферах. Кроме того в менеджменте в государственной службе можно выделить ряд специфических видов менеджмента. Например, менеджмент в федеральной государственной службе, государственной службе субъектов РФ и муниципальных службах. Также подразделить по характеру деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

В отличие от государственного управления к особенностям менеджмента в бизнесе следует отнести высокую степени риска принятия управленческих решений, ориентацию на получение дохода, высокий уровень нестабильности внешней среды.

Следует различать менеджмент малых и крупных предприятий. Собственно малый бизнес способствует развитию региона и края, именно малый бизнес снабжает по большей части бюджет малых городов. Говоря о малом бизнесе, следует проявлять пристальный интерес менеджменту в данных организациях, так как менеджмент на малых предприятиях отличается от системы управления на крупных, многоструктурных предприятиях, где чаще всего развивается разветвленная система менеджмента с руководителями разных уровней.

Между крупным и малым бизнесом существуют различия, порождающие трудности значительного пересмотра главных принципов «большого» финансового менеджмента применительно к малым предприятиям. Сугубая разница состоит в доступе к ресурсам, в представление целей, несомых рисках и в степени ликвидности.

В малом бизнесе иной набор, уровень и иерархия рисков, в отличие от крупных компаний. Материальное благополучие и даже судьба собственника небольшой компании прямо зависит от ее успеха или неудачи. Вероятность диверсификации для владельца небольшого бизнеса также ограничена горизонтом собственной организации. Таким образом, обладатель малого предприятия подвергается гораздо большей угрозе, чем держатель акций, который может всегда продать акции и/или диверсифицировать свой портфель. По большему счету, удивительное сочетание максимального риска с минимальной прибылью сопутствует малому предприятию на начальных этапах его существования. Поэтому частное финансирование (кредиты банков, инвестиции хозяйствующих субъектов частного сектора, физических лиц) для малого предпринимательства усложнено.

Таким образом, подводя итоги, можно выделить сходства и различия управления на государственной службе и бизнесе. Независимо от природы организации в управлении ею проявляются общие закономерности и действуют общие механизмы. Вместе с тем, несмотря на сходства, отличия все равно существуют. Для бизнес-управления цели строго определены, как правило, предполагают количественную оценку (размер прибыли, завоевание определённой доли рынка, выпуск и реализация определённого количества продукции и т.д.). Менеджмент бизнес-организаций носит более рисковый характер и требует учета большого числа факторов внешней среды, которые быстро меняются. В госсекторе экономическое целеполагание заменяется на социальные ориентиры и сами цели не имеют такой определённости: «устойчивость», «точность», «порядок». Администрирование жестко регламентировано и подчиняется не законам рынка, а требованиям норм права и тем регламентам, которые разработаны специально для деятельности органов власти. Вместе с тем, в современных условиях методы и технологии менеджмента все больше проникают в сферу государственного управления, деятельность которых должна быть эффективной и носить все более общественно открытый характер. Поэтому изучение методик управления в условиях рынка может быть полезно для совершенствования работы в сфере государственного управления.

Источники:

  1. Швед С. С., Коняхина А. Е., Прочанкина Ю. С. Особенности менеджмента в малом предпринимательстве [Текст] // Инновационная экономика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 98-100.

  2. Теория государства и права (Ж.Б. Доржиев). Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. — С. 50-55

  3. E. С. Стоянова. Финансовый менеджмент: теория и практика. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: 2003. — С. 605-609

Говоря о понятии «менеджмент», нельзя забывать о такой важнейшей сфере применения, как государственный сектор. Исторически сложилось, что управленческий персонал учреждений и предприятий госуровня решал наиболее сложные и масштабные задачи. Именно поэтому существование и развитие государственного сектора легло в основу того, что сейчас принято понимать под словом «менеджмент». Чаще всего значение данного термина определяется как управление и умение руководить. Конечно же, принципы менеджмента в государственной сфере и коммерции отличаются, тем не менее у них есть много общего.

История возникновения менеджмента

Специалисты, занимающиеся историей возникновения этого понятия, заявляют, что корни современного менеджмента не в коммерческих, а в общественных (государственных) организациях. Родоначальником научного менеджмента принято считать Ф. У. Тейлора. Его доклад 1912 года конгрессу США положил начало этому особому феномену. В качестве примера применения методов менеджмента он привел клинику Мейо, которая являлась некоммерческой организацией. Далее принципы менеджмента Тейлора применялись в армии США, находящейся в государственном управлении. Первая должность, соответствующая термину «менеджер», также была далека от бизнеса и называлась «управляющий городом». Таким образом, можно сделать вывод, что термин «менеджмент» зародился именно в государственной сфере.

Различия между понятиями «менеджмент» в коммерции и государственном управлении

Для того чтобы выделить различия между этими понятиями, необходимо определить сферы их применения. Под коммерческим менеджментом принято понимать эффективное руководство организацией. Государственное управление гораздо шире. Здесь менеджмент применяется в самых различных видах деятельности человека и общества в целом. Отсюда же вытекают отличия в приоритетных целях. Коммерческий менеджмент в первую очередь ориентирован на получение прибыли. В то время как управленческая деятельность в государственной сфере строится на общенациональных и социальных интересах, правах и потребностях людей. Кроме этого, методы менеджмента, используемые в государственной сфере, отличаются от тех, которые применяются в коммерческой области, что обусловлено разной спецификой деятельности.

Применение менеджмента в государственном секторе

Мнения экспертов и ученых относительно применения менеджмента в секторе госуправления разделились на два направления. Одни выступают за невозможность использования менеджмента в госсфере. Другие, напротив, считают, что границы между этими двумя направлениями практически стерты. Сторонники и той и другой теории приводят ряд доводов.

  • Невозможность применения методов коммерции в госсфере. Главная цель деятельности государственного сектора – работа на благо общества. Среди основных задач – обеспечение порядка и справедливости, повышение материального благополучия страны, гарантия безопасности населения и урегулирование социальной сферы. То есть те функции, которые может выполнить только государственный аппарат. При этом госучреждения подвергаются большому давлению со стороны тех, кто каким-то образом принимает участие в деятельности государственных органов власти, – политиков и депутатов. Кроме этого, работа госсферы регулируется и контролируется законом, поэтому принципы менеджмента в государственном секторе должны им подчиняться. Важным пунктом также выступает оплата деятельности госсектора. Она производится не за счет получения коммерческой прибыли, а из доходов, полученных от налогоплательщиков.
  • Слияние коммерческих методов менеджмента с госсферой. Государственная сфера и сфера коммерции тесно взаимодействуют на местном уровне. Это именно та область, где применение методов менеджмента особенно актуально. Примером может выступать сфера коммунального хозяйства, когда требуется провести какие-то действия по его улучшению. Кроме этого, коммерческий сектор также подвержен регулированию законодательными органами и заинтересован во вмешательстве со стороны государственных структур, особенно в периоды спада продаж и при возникновении издержек. Важным показателем тесного взаимодействия между государственной деятельностью и менеджментом выступает финансовая сторона, когда при предоставлении каких-либо сервисов и услуг государственными учреждениями ими взимается плата с коммерческих организаций.

Функции менеджмента в государственном секторе

В современном мире роль рыночных отношений и коммерческих организаций в госсфере значительно возросла. Основными функциями менеджмента в государственном секторе являются: планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Главным фактором выступает то, что первоочередной задачей государства является обеспечение комфортной жизни страны и населения. Государственный сектор – это не коммерческое предприятие, поэтому действия лидеров данной сферы должны быть не только эффективными, но и корректными с точки зрения права и политики, а также идти на благо социума и страны. Менеджмент в государственной сфере по своим выполняемым функциям весьма схож с коммерческим сектором, но имеет ряд специфических отличий.

  • Планирование. На этом этапе разрабатываются стратегии по развитию и реформированию государственной деятельности и управления. В госучреждениях планирование строится на основе целей, определяемых вышестоящими органами. Выполнение этой функции менеджмента напрямую связано с созданием региональных, федеральных и комплексных программ.
  • Организация. В государственном секторе применим административно-бюрократический стиль руководства со строгим соблюдением иерархии и субординации. Основным критерием карьерного роста выступает выслуга лет и стаж. Также присутствует четкое разделение на руководителей и исполнителей.
  • Мотивация. В государственном секторе материальное вознаграждение используется в меньшей степени, чем в коммерческих организациях. Стимулом чаще выступают неденежные поощрения: престижность должности, выполнение важной и ответственной работы, гарантии стабильности и карьерного роста.
  • Координация. Выполнение этой функции менеджмента обеспечивает слаженную деятельность различных органов управления в государственном секторе. Основной задачей является оптимизация материальных и временных затрат при достижении поставленных государством целей.
  • Контроль. Выполнение работы государственных учреждений подвержено проверке многими органами и структурами. Кроме этого, не стоит забывать о народных массах, СМИ и общественных организациях.

Специализация менеджера в государственном секторе

Специализация менеджера в государственной сфере отделилась как самостоятельная дисциплина от направления бизнес-администрирования (Business Administration). Это та наука, которая подготавливала профессионалов для работы в частных коммерческих организациях. Именно из нее в конце 20-го века в зарубежных странах произошло отдельное направление, получившее название «паблик-администрирование» (Public Administration) или «государственное управление». В России развитие образования происходило с некоторым запаздыванием. Тем не менее в 30-е годы был открыт Московский инженерно-экономический институт (МИЭИ), в котором впервые появилась кафедра государственного и муниципального управления. Образование по государственному и муниципальному управлению сегодня можно получить в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС. Здесь предусмотрены различные программы магистратуры, способствующие созданию карьеры в госсекторе, – «государственное и муниципальное управление», «управление в государственной сфере и бизнесе».

Карьера менеджера в государственном секторе

В современном мире квалифицированные специалисты, получившие специальное образование в сфере менеджмента, довольно востребованы для работы в государственном секторе. Трудовая деятельность в госсфере не только гарантирует стабильность, но и обеспечивает престижность и дает определенный статус в обществе, а также позволяет завести полезные связи и знакомства. Кроме того, работа в государственных учреждениях открывает обширные перспективы для карьерного роста.

Таким образом, можно сделать вывод, что управленческая деятельность в госсфере и менеджмент в коммерции имеют ряд существенных различий, но тем не менее между ними существует тесное взаимодействие. В сфере государственного управления используются многие принципы и методы менеджмента, доработанные и видоизмененные с учетом специфики работы госсектора.

Перейти к изучению программ магистратуры:

  • «Государственное и муниципальное управление»;
  • «Управление в государственной сфере и бизнесе».

Государственное управление в основном сосредоточено на разработке государственной политики и координации государственных программ. С другой стороны, государственное управление является его субдисциплиной и включает в себя очень специфическое ведение управленческой деятельности в общественных организациях.

В чем сходство и различие между менеджментом и администрацией?

Управление — это функция нижнего уровня, связанная с реализацией планов, составленных администраторами верхнего уровня. Администрация занимается формулированием политики, а управление — ее выполнением. Таким образом, администрирование является широким и концептуальным, а управление узким и оперативным.

В чем разница между государственным управлением и менеджментом?

Государственное управление: в чем разница? Государственное управление сосредоточено на разработке государственной политики и координации государственных программ. … Публичное управление — это субдисциплина публичного управления, которая включает в себя ведение управленческой деятельности в общественных организациях.

В чем сходство государственного управления и делового администрирования?

Как государственное, так и бизнес-администрирование полагается на общие методы, связанные с планированием, организацией, составлением бюджета, делегированием, контролем и т. Д. Оба используют общие навыки, такие как ведение счетов, обслуживание файлов и т. Д.

В чем сходство и различие между государственным и частным управлением?

Государственное управление — это отрасль социальных наук, которая работает с сервис-ориентированной сферой. Напротив, частная администрация работает с бизнес-ориентированными.

Сравнения Частная администрация Государственное управление
Подход уравнительный бюрократический
Эксплуатация В non-govt. настраивать В правительстве. настраивать
ориентация Прибыль Благосостояние

Управление выше администрации?

Управление — это систематический способ управления людьми и вещами в организации. Управление определяется как акт управления всей организацией группой людей. 2. Управление — это деятельность делового и функционального уровня, тогда как администрирование — деятельность высокого уровня.

Что общего между лидерством и менеджментом?

1. Менеджер стремится спланировать проект или работу и соответствующим образом подготовить бюджеты, тогда как лидер задает направление для достижения этого плана. 2. Менеджеры организуют и нанимают нужных людей на нужные должности, а лидер выравнивает нанятых людей в соответствии с установленным направлением.

Кем я могу стать, если буду изучать государственное управление?

Вот некоторые из самых популярных и востребованных вакансий в сфере государственного управления:

  • Налоговый инспектор. …
  • Бюджетный аналитик. …
  • Консультант по государственному управлению. …
  • Городской менеджер. …
  • Мэр. …
  • Сотрудник по международной помощи / развитию. …
  • Менеджер по сбору средств.

21 колода 2020 г.

Что такое понятие и определение государственного управления?

Государственное управление, реализация государственной политики. Сегодня считается, что государственное управление также несет некоторую ответственность за определение политики и программ правительства. В частности, это планирование, организация, руководство, координация и контроль государственных операций.

Что мы изучаем в сфере государственного управления?

Бакалавр государственного управления занимается изучением таких предметов, как управление, общественные дела, общественные организации и конституционные основы. Студенты узнают о политике правительства и приобретают демократические ценности страны.

Что общего между частным и государственным сектором?

Давайте посмотрим на некоторые сходства между ними. Ориентация на обслуживание клиентов — оба сектора очень ориентированы на клиентов. Заказчиком частной компании является тот, кто согласился оплачивать ее услуги, а заказчиком государственного сектора являются ее граждане в том, что касается государственных услуг.

Что такое государственное управление и частное управление?

Государственное управление занимается государственной политикой, государственными делами, функциями правительства и предоставлением различных услуг населению; но частная администрация занимается управлением и деятельностью частных организаций, обычно коммерческих предприятий.

Кто сказал, что государственное и частное управление схожи?

Анри Файоль, например, говорит, что существует только одна административная наука, которую можно одинаково хорошо применить к государственному и частному секторам. Можно отметить следующие сходства между двумя типами администрирования: Как государственное, так и деловое администрирование опирается на общие навыки, методы и процедуры.

Каковы характеристики государственного управления?

Отличные публичные администраторы имеют следующие 10 общих характеристик:

  • Приверженность миссии. Волнение передается от руководства к сотрудникам на местах. …
  • Стратегическое видение. …
  • Концептуальный навык. …
  • Внимание к детали. …
  • Делегация. …
  • Развивайте талант. …
  • Найм подкованного. …
  • Баланс эмоций.

7 февраля. 2020 г.

Что такое пример государственного управления?

Как государственный администратор, вы можете продолжить карьеру в правительстве или в некоммерческой организации в областях, связанных со следующими интересами или департаментами: Транспорт. Сообщество и экономическое развитие. Общественное здравоохранение / социальные услуги.

Кто отец государственного управления?

В Соединенных Штатах Америки Вудро Вильсон считается отцом государственного управления. Он впервые официально признал государственное управление в статье 1887 года, озаглавленной «Исследование управления».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Велосипед проехал 45 км со скоростью 15 км ч сколько времени он затратил
  • В этике бизнеса известны социальные признаки идеально этичной корпорации
  • Велосипедист за 3 часа проехал 33 км какое расстояние он проехал решение
  • Велосипедист за 40 минут проехал 10 километров с какой скоростью он ехал
  • Велосипедист за 40 минут проехал 10 км с какой скоростью он ехал 4 класс