Московская компания (англ. Muscovy Company) — английская торговая компания. Предприятие было основано в 1551 году и до 1698 года обладало монополией на торговлю с Россией.
Учреждение компании
В 1551 году по инициативе известного мореплавателя Себастьяна Кабота и математика и астронома Джона Ди, поддержанных регентом Джоном Дадли, герцогом Нортумберлендским, в Лондоне была создана «Mystery and Company of Merchant Adventurers for the Discovery of Regions, Dominions, Islands, and Places unknown», что можно перевести как «Торговая компания купцов-путешественников для открытия земель, стран, островов и неизвестных мест».
Русский историк XIX века Ю. В. Толстой переводил название компании как «Общество купцов, искателей открытия стран, земель, островов, государств и владений неизвестных и доселе не посещаемых морским путем». Советский исследователь Арктики В. Ю. Визе переводил его следующим образом: «Общество купцов-изыскателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений неведомых и доселе морским путем не посещённых». Инженер-кораблестроитель и краевед Беломорья Леонид Георгиевич Шмигельский в очерке «Два плавания Ричарда Ченслера», опубликованном в сборнике «Остров Розовый в море Белом», переводил название компании как «Общество купцов-искателей для открытия неизвестных и до этого обычно не посещаемых морским путем стран, областей, островов, владений и княжеств».
Предшественницей компании была созданная ещё во второй половине XIV века лондонская гильдия купцов-путешественников, имевшая своим покровителем Св. Томаса Бекета и в 1485 году получившая привилегии от короля Генриха VII.
Первичный капитал компании, составлявший 6000 фунтов стерлингов, состоял из 240 паёв. Эти паи, стоимостью 25 фунтов стерлингов каждый, были приобретены 201 человеком, из которых 199 были мужчинами и 2 женщинами. Помимо Джона Дадли, среди учредителей компании насчитывалось немало других представителей высшей знати, в частности, лорд-хранитель печати Уильям Герберт граф Пембрук, лорд-дворецкий Генри Фиц-Алан граф Арундел, адмирал Уильям Говард граф Эффингем и другие. Компания стала первой коммерческой организацией, устав которой был утвержден парламентом.
Изначально компания намеревалась найти так называемый Северо-восточный проход к Китаю, и разрушить торговую монополию Испании и Португалии.
В те годы в европейской географии господствовали ошибочные представления, согласно которым из Европы в Китай возможно было попасть северным путем через реку Обь. В частности, еще в 1525 году итальянский ученый-гуманист Павел Иовий Новокомский в «Книге о Московитском посольстве к папе Клименту VII» со слов русского посланника Дмитрия Герасимова сообщал, что из Северной Двины «можно добраться на кораблях до страны Китая».
В 1540-е годах австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, побывавший в России в 1517 и 1526 годах, составил карту Сибири, на которой в верховьях Оби было показано огромное озеро, названное им «Китайским» (Kitai lacus), неподалеку от которого располагался город «Кумбалик» (Ханбалык), совр. Пекин.
Такое же озеро указывалось на опубликованной в 1562 году в Лондоне «Карте Руссии, Московии и Тартарии» Энтони Дженкинсона.
Компания снарядила экспедицию из трёх кораблей: 160-тонного «Эдуард Бонавентура» (Edward Bonaventure), 120-тонного «Бона Эсперанса» (Bona Esparanza) и 90-тонного «Бона Конфиденца» (Bona Confidentia), которая вышла из Лондона 10 мая 1553 года. Главой экспедиции был избран сэр Хью Уиллоби (Hugh Willoughby), имевший чин «капитан-генерала» и не обладавший практическим опытом морской навигации, но имевший поддержку при королевском дворе. Под его командование отдан был лучший корабль — «Бона Эсперанса». Самым маленьким кораблем — «Бона Конфиденца» — командовал Корнелий Дюрферт. Опытный шкипер из Бристоля Ричард Ченслор (Richard Chancellor) по рекомендации Р. Хаклюйта-старшего назначен был капитаном самого крупного корабля — «Эдуард Бонавентура» (Edward Bonaventure).
Первое путешествие
Корабль, которым командовал Ченслор, попал в шторм у Лофотенских островов и отделился от двух других кораблей вблизи Вардехуса. Уиллоби на двух кораблях достиг Баренцева моря и Новой земли. Некоторое время он шёл вдоль побережья, а затем повернул на юг. 14 сентября 1553 года он встал на якорь в губе реки Варзина, где погиб вместе с командой двух кораблей во время зимовки. В мае 1554 года занимавшиеся рыбным промыслом поморы нашли в гавани два корабля на приколе, на которых было обнаружено 63 трупа, в том числе и тело капитана Хью Уиллоби.
Ченслор благополучно доплыл до Белого моря. 24 августа 1553 года он вошёл в Двинский залив и пристал к берегу в бухте св. Николая, где был тогда Николо-Корельский монастырь, а впоследствии основан город Северодвинск. Ченслор поехал в Холмогоры, где представился воеводе Фофану Макарову. Воевода отправил Ченслора в Москву, к Ивану Васильевичу.
В Москве Ченслор получил аудиенцию у царя. Ченслор передал Ивану Васильевичу письмо от Эдуарда VI, написанное на нескольких языках всем северным правителям. Царь в ответном письме разрешил торговать в России английским купцам. В феврале (или марте) 1554 года Ченслор выехал из Москвы.
Московская компания
В 1555 году «Mystery» была переименована в «Московскую компанию». Новая компания получила патент от королевы Марии Тюдор. Первым говернором компании назначен был Себастьян Кабот.
Управление компанией и её привилегии
Компания ежегодно избирала 28 правительственных членов; из них четверо назывались консулами, а двадцать четыре — ассистентами. В отсутствие говернора компанией управляли консул и 12 ассистентов. Торговые и судебные дела решались голосованием — требовалось 15 голосов, включая голос говернора и двух консулов. Компания имела право приобретать земли, но не более, чем на 60 фунтов стерлингов в год, издавать свои правила, наказывать членов компании, для чего иметь своих сержантов, строить и снаряжать свои корабли, торговать во всех портах, делать завоевания и приобретать страны и города в открытых землях, противодействовать совместным действиям торгующих в России иностранцев и даже англичан, если они не являются членами Московской компании.
Административный штат компании был довольно раздутым. Её возглавляли 2 президента, 4 консула, при которых состояли 24 ассистента. Финансовые документы демонстрируют сложную систему счетов, не характерную для обычной гильдии купцов. «Двойная бухгалтерия» курировалась дополнительным казначеем и секретарем в Лондоне, что, по мнению специалистов, было уникальным для торговой организации того времени.
Льготная грамота 1555 года
В 1555 году Ченслор ещё раз отправился в Москву. Царь выдал льготную грамоту для английской компании. Грамота давала право свободной и беспошлинной торговли оптом и в розницу, построить дворы в Холмогорах и Вологде (дворы не облагались податями), подарил двор в Москве у церкви св. Максима, компания могла иметь собственный суд, при рассмотрении торговых дел суд совершал царский казначей. Таможенники, воеводы и наместники не имели права вмешиваться в торговые дела компании, компания могла нанимать русских приказчиков (не более одного в каждом дворе).
Ченслор вернулся в Англию. С ним в посольство к английской королеве поехал дьяк посольского приказа Осип Непея. У берегов Шотландии корабль «Эдуард Бонавентура» потерпел крушение. Ченслор утонул, погибли большая часть русских купцов и посланников, а также все подарки, предназначенные для королевы Марии Тюдор и ее супруга Филиппа II Испанского.
Чудом спасшийся Осип Непея сначала доставлен был в пограничную с Шотландией крепость Бервик, а затем с почетом был встречен за 12 миль от Лондона 80 членами компании. В марте 1557 года он имел аудиенцию у короля и королевы, после чего с ним проведены были официальные переговоры. Затем вместе с английским послом Энтони Дженкинсоном Непея вернулся в Россию на корабле «Первоцвет» (Primrose), привезя с собой две грамоты для русского царя, немало ценных подарков и специалистов, в том числе врача и аптекаря.
Поиски торговых путей
Ежегодно из Англии начали прибывать караваны кораблей. Они шли вокруг Норвегии до устья Двины.
Компания хотела осуществить свои планы открыть торговые пути в Китай. Летом 1555 года Стивен Бэрроу из Колы доплыл до Оби, посетил Печору, Новую землю и Вайгач. В 1557 году член компании Энтони Дженкинсон предложил царю открыть торговый путь в Китай через Бухару. Англичане имели сведения о том, что в Китай из Бухары ходят караваны. Царь разрешил проезд до Астрахани.
Дженкинсон выехал из Москвы 23 апреля 1558 года, в Астрахань прибыл 14 июля. Путешествие проходило по Москве-реке до Коломны, оттуда по реке Ока до Нижнего Новгорода, а потом по Волге в Астрахань. Из Астрахани Дженкинсон отправился в Бухару. В Бухаре он узнал, что караваны в Китай уже не ходят. Он вернулся в Москву в сентябре 1559 года.
В 1561 году Дженкинсон ещё раз приехал в Москву, и предложил открыть торговый путь в Персию. В это время в Москве был персидский посланник. Дженкинсон вместе с посланником совершил путешествие до Астрахани. Путешествие оказалось неудачным. Персия получала европейские товары из Турции.
В 1607 году Московская компания наняла капитана Генри Гудзона на поиски северо-восточного пути в Азию.
Патент 1567 года
В 1567 году королева Елизавета Тюдор выдала компании новый патент. За компанией остался монопольный доступ к Беломорскому пути. Новая льготная грамота была выдана компании и в Москве. Компания получила право беспошлинной торговли, но должна была предоставить право царской казне первой совершать закупки — это старинное русское правило соблюдалось с XV века.
Компания получила право строить в разных городах дворы, нанимать русских работников. В Вологде разрешалось построить канатную фабрику (Вологда была центром российского льноводства), в Вологде было отведено место для поиска железной руды. Царь мог арестовывать членов компании и их имущество. Разрешалось хождение английской монеты в Москве, Новгороде и Пскове. Компания могла отправлять свои «комиссии» для охраны своих товаров от разбойников, пользоваться ямскими лошадьми. Ни один корабль (даже английский), не принадлежащий Московской компании, не мог заходить в Печору, Обь, Колу, Мезень, Печенгу, Холмогоры, Соловецкий остров. Ни один иностранец (даже англичанин, не входящий в компанию) не мог следовать через Россию в Китай, Персию, Бухару, Индию. Члены компании имели право сами ловить таких путешественников и конфисковывать их имущество.
Подобные привилегии позволили компании занять важные места в России. В 1567 году компания открыла свою главную контору в Москве, Ричард Грей в Холмогорах построил прядильную фабрику. Свои дворы компания имела в Новгороде, Пскове, Ярославле, Казани, Астрахани, Костроме, Ивангороде. Остальные иностранные купцы должны были хранить свои товары на общественных гостиных дворах.
Английские купцы завышали цены на свои товары, занижали на российские. Это вызывало недовольство, и царь в 1569 и 1572 году жаловался на компанию английскому послу. Со своей стороны английские купцы жаловались на неплатежи и долги. Для решения проблем в Москву приезжал Дженкинсон. Иван Грозный ограничил права компании, в Казань и Астрахань компания могла заходить с разрешения царя. Компания должна была платить половину от таможенных сборов.
В 1567 году через одного из руководителей компании — Энтони Дженкинсона — Иван Грозный вёл переговоры о браке с английской королевой Елизаветой I. Брак обеспечивал царю возможность убежища в Англии в случае катастрофических последствий Ливонской войны.
Утрата монополии
После Ливонской войны иностранцы получили разрешение торговать на российском севере. Англичане пытались вернуть свою монополию на торговлю через российский север. После смерти Ивана Грозного Фёдор I Иоаннович послал в Лондон посла Бекмана. Фёдор Иоаннович предлагал королеве вернуть монопольные права на торговлю с Россией в обмен на свободную торговлю русских гостей в Англии. В ответ английская королева попросила дать Московской компании монополию на торговлю со всей Россией, закрыв доступ в Россию всем иностранным купцам.
Привилегия 1587 года
В 1587 году царь выдал компании привилегию торговать свободно и беспошлинно, но только оптовой торговлей. Члены компании могли через Россию путешествовать в другие страны, но товары они могли покупать только в царской казне, и закупленные в других странах товары, тоже должны были продаваться казне.
Компания могла держать дворы в Москве, Холмогорах, Ярославле, Вологде.
Регулирование деятельности членов компании
Члены Московской компании выступали не от своего имени, а от имени компании. Иногда это приводило к недоразумениям.
После банкротства члена Московской компании Антона Мерша с долгом в 23 тысячи рублей, начался дипломатический скандал. Для его разрешения в 1588 году в Москву приехал посол Флетчер. Русские купцы, торгуя с Мершем, считали его гостем, и думали, что по его долгам будут отвечать английские гости. Английские гости считали, что Мерш торговал от своего имени. В результате переговоров было решено, что гости, торгующие в России, должны находиться в ведении гостинного приказчика. Составлялось два списка гостей: один хранился в Посольском приказе, другой — у гостинного приказчика. Изменения в составе гостей должны были заноситься в оба списка.
Компании запретили нанимать русских служащих. Ярославец по имени Вахрум, работавший у английского гостя, тайно перевозил через литовскую границу англичан.
Царствование Бориса Годунова
Борис Годунов оставил привилегии за Московской компанией, но не расширил её права. Английские послы просили права свободного прохода в Персию и Китай, но однозначного ответа от царя не получили.
Царствование Михаила Фёдоровича
Михаил Фёдорович оставил Московской компании право беспошлинной торговли, но компания обязывалась поставлять в царскую казну ткани и прочие товары по ценам, по которым они продаются в стране изготовления. Компании запрещалось вывозить шёлк, ввозить табак.
В 1619 году были выданы привилегии на 23 человека. По этим привилегиям торговали 70 человек. Беспошлинная торговля в России дала возможность Московской компании захватить российский оптовый рынок. Англичане скупали оптом российские товары, и продавали их в Архангельске иностранным купцам. Такое положение дел было выгодно мелким и средним российским торговцам, но подрывало крупную торговлю.
Царствование Алексея Михайловича
В 1646 году российские гости подавали челобитную царю с просьбой ограничить деятельность Московской компании. В 1649 году был казнён Карл I. Это дало повод Алексею Михайловичу ограничить деятельность Московской компании. За компанией осталось право торговать в Архангельском порту. После воцарения Карла II деятельность была восстановлена. Англия пыталась вернуть привилегии, но безуспешно.
Утрата монополии и торговых привилегий
Компания утратила свои монопольные привилегии в 1698 году в ходе преобразований Петра I.
Компания прекратила операции в 1808 году.
Память
В 1994 году здание компании (Старый английский двор, ул. Варварка, 4) во время своего визита в Москву посетила королева Елизавета II.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Московская компания (англ. Muscovy Company) — английская торговая компания. Предприятие было основано в 1555 году и до 1698 года обладало монополией на торговлю с Россией; действовало до революции 1917 года.
Содержание
- 1 Учреждение компании
- 2 Первое путешествие
- 3 Московская компания
- 3.1 Управление компанией и её привилегии
- 4 Льготная грамота 1555 года
- 5 Поиски торговых путей
- 6 Патент 1567 года
- 7 Утрата монополии
- 8 Привилегия 1587 года
- 9 Регулирование деятельности членов компании
- 10 Царствование Бориса Годунова
- 11 Царствование Михаила Фёдоровича
- 12 Царствование Алексея Михайловича
- 13 Утрата монополии и торговых привилегий
- 14 Ссылки
- 15 См. также
- 16 Литература
Учреждение компании
В 1551 году в Англии была создана компания «Mystery and Company of Merchant Adventurers for the Discovery of Regions, Dominions, Islands, and Places unknown» (сокращённо «Mystery»). Основатели компании: Себастьян Кабот (Sebastian Cabot ), Ричард Ченслор (Richard Chancellor), и сэр Хью Уиллоби (Hugh Willoughby). Компания намеревалась найти северо-восточный проход в Китай, и разрушить торговую монополию Испании и Португалии. Главой компании был избран Уиллоби, не имевший практического опыта морской навигации.
Компания снарядила экспедицию из трёх кораблей: Бона Эсперанца (Bona Esparanza) под командованием Уиллоби, Эдвард Бонавентура (Edward Bonaventure) под командованием Ченслера и Бона Конфиденца (Bona Confidentia) под командованием Корнелия Дюрферта. Экспедиция вышла из Лондона 10 мая 1553 года.
Первое путешествие
Файл:Richard Chancellor (Корабль Ченслора (Эдуард Бонавентура) огибает мыс Нордкап). Фрагмент старинной акварели Марка Майерза..JPG
«Эдуард Бонавентура» огибает безымянный мыс, который капитан корабля Ричард Ченслор назовёт Нордкап (1553 год).
Корабль, которым командовал Ченслер попал в шторм у Лофотенских островов и отделился от двух других кораблей. Виллоуби на двух кораблях достиг Баренцева моря и Новой земли. Некоторое время он шёл вдоль побережья, а затем повернул на юг. 14 сентября он встал на якорь в губе реки Варзина. Корабль капитана Ричарда Ченслора достиг поморского берега и пристал в бухте св. Николая, близ Николо-Корельского монастыря.
Хью Уиллоби погиб вместе с командой двух кораблей во время зимовки в устье реки Варзина. В мае 1554 года, занимавшиеся рыбным промыслом поморы, нашли в гавани два корабля на приколе, на которых было обнаружено 63 трупа, в том числе и тело капитана Хью Уиллоби.
Ченслор благополучно доплыл до Белого моря. 24 августа 1553 года он вошёл в Двинский залив и пристал к берегу в бухте св. Николая, где был тогда Николо-Корельский монастырь, а впоследствии основан город Северодвинск. Ченслор поехал в Холмогоры, где представился воеводе Фофану Макарову. Воевода отправил Ченслора в Москву, к Ивану Васильевичу.
В Москве Ченслор получил аудиенцию у царя. Ченслор передал Ивану Васильевичу письмо от Эдуарда VI, написанное на нескольких языках всем северным правителям. Царь в ответном письме разрешил торговать в России английским купцам. В феврале (или марте) 1554 года Ченслор выехал из Москвы.
Московская компания
В Англии «Mystery» была переименована в «Московскую компанию». Новая компания получила патент от королевы Марии. Руководил компанией говернор Себастьян Кабот.
Управление компанией и её привилегии
Компания ежегодно избирала 28 правительственных членов; из них четверо назывались консулами, а двадцать четыре – ассистентами. В отсутствие говернора компанией управляли консул и 12 ассистентов. Торговые и судебные дела решались голосованием – требовалось 15 голосов, включая голов говернора и двух консулов. Компания имела право приобретать земли, но не более, чем на 60 фунтов стерлингов в год, издавать свои правила, наказывать членов компании, для чего иметь своих сержантов, строить и снаряжать свои корабли, торговать во всех портах, делать завоевания и приобретать страны и города в открытых землях, противодействовать совместным действиям торгующих в России иностранцев и даже англичан, если они не являются членами Московской компании.
Льготная грамота 1555 года
Иван IV отправляет Осипа Непею в Англию. Миниатюра Никоновской летописи. XVI век
В 1555 году Ченслор ещё раз отправился в Москву. Царь выдал льготную грамоту для английской компании. Грамота давала право свободной и беспошлинной торговли оптом и в разницу, построить дворы в Холмогорах и Вологде (дворы не облагались податями), подарил двор в Москве у церкви св. Максима, компания могла иметь собственный суд, при рассмотрении торговых дел суд совершал царский казначей. Таможенники, воеводы и наместники не имели права вмешиваться в торговые дела компании, компания могла нанимать русских приказчиков (не более одного в каждом дворе).
Ченслор вернулся в Англию. С ним в посольство к английской королеве поехал дьяк посольского приказа Осип Непея. У берегов Шотландии корабль Эдвард Бонавентура потерпел крушение. Ченслор утонул, а Непея прибыл в Лондон и был принят королевой.
Поиски торговых путей
Ежегодно из Англии начали прибывать караваны кораблей. Они плавали вокруг Норвегии и Швеции до устья Двины.
Компания хотела осуществить свои планы открыть торговые пути в Китай. Летом 1555 года Стефан Борро из Колы доплыл до Оби, посетил Печору, Новую землю и Вайгач. В 1557 году член компании Антони Дженкинсон предложил царю открыть торговый путь в Китай через Бухару. Англичане имели сведения о том, что в Китай из Бухары ходят караваны. Царь разрешил проезд до Астрахани.
Дженкинсон выехал из Москвы 23 апреля 1558 года, в Астрахань прибыл 14 июля. Путешествие проходило по Москве реке до Коломны, оттуда по реке Ока до Нижнего Новгорода, а потом по Волге в Астрахань. Из Астрахани Дженкинсон отправился в Бухару. В Бухаре он узнал, что караваны в Китай уже не ходят. Он вернулся в Москву в сентябре 1559 года.
В 1561 году Дженкинсон ещё раз приехал в Москву, и предложил открыть торговый путь в Персию. В это время в Москве был персидский посланник. Дженкинсон вместе с посланником совершил путешествие до Астрахани. Путешествие оказалось не удачным. Персия получала европейские товары из Турции.
В 1607 году Московская компания наняла капитана Генри Хадсона на поиски северо-восточного пути в Азию.
Патент 1567 года
В 1567 году королева Елизавета выдала компании новый патент. За компанией остался монопольный доступ к Беломорскому пути. Новая льготная грамота была выдана компании и в Москве. Компания получила право беспошлинной торговли, но должна была предоставить право царской казне первой совершать закупки — это старинное русское правило соблюдалось с XV века.
Компания получила право строить в разных городах дворы, нанимать русских работников. В Вологде разрешалось построить канатную фабрику (Вологда была центром российского льноводства), в Вологде было отведено место для поиска железной руды. Царь мог арестовывать членов компании и их имущество. Разрешалось хождение английской монеты в Москве, Новгороде и Пскове. Компания могла отправлять свои «комиссии» для охраны своих товаров от разбойников, пользоваться ямскими лошадьми. Ни один корабль (даже английский), не принадлежащий Московской компании не мог заходить в Печору, Обь, Колу, Мезень, Печенгу, Холмогоры, Соловецкий остров. Ни один иностранец (даже англичанин, не входящий в компанию) не мог следовать через Россию в Китай, Персию, Бухару, Индию. Члены компании имели право сами ловить таких путешественников и конфисковывать их имущество.
Подобные привилегии позволили компании занять важные места в России. В 1567 году компания открыла свою главную контору в Москве, Ричард Грей в Холмогорах построил прядильную фабрику. Свои дворы компания имела в Новгороде, Пскове, Ярославле, Казани, Астрахани, Костроме, Ивангороде. Остальные иностранные купцы должны были хранить свои товары на общественных гостиных дворах.
Английские купцы завышали цены на свои товары, занижали на российские. Это вызывало недовольство, и царь в 1569 и 1572 году жаловался на компанию английскому послу. Со своей стороны английские купцы жаловались на неплатежи и долги. Для решения проблем в Москву приезжал Дженкинсон. Иван Грозный ограничил права компании, в Казань и Астрахань компания могла заходить с разрешения царя. Компания должна была платить половину от таможенных сборов.
В 1567 году через одного из руководителей компании — Энтони Дженкинсон — Иван Грозный вел переговоры о браке с английской королевой Елизаветой I. Брак обеспечивал царю возможность убежища в Англии в случае катастрофических последствий Ливонской войны.
Утрата монополии
Старый английский двор в Москве (улица Варварка, 4).
После Ливонской войны иностранцы получили разрешение торговать на российском севере. Англичане пытались вернуть свою монополию на торговлю через российский север. После смерти Ивана Грозного Фёдор I Иоаннович послал в Лондон посла Бекмана. Фёдор Иоаннович предлагал королеве вернуть монопольные права на торговлю с Россией в обмен на свободную торговлю русских гостей в Англии. В ответ английская королева попросила дать Московской компании монополию на торговлю со всей Россией, закрыв доступ в Россию всем иностранным купцам.
Привилегия 1587 года
В 1587 году царь выдал компании привилегию торговать свободно и беспошлинно, но только оптовой торговлей. Члены компании могли через Россию путешествовать в другие страны, но товары они могли покупать только в царской казне, и закупленные в других странах товары, тоже должны были продаваться казне.
Компания могла держать дворы в Москве, Холмогорах, Ярославле, Вологде.
Регулирование деятельности членов компании
Члены Московской компании выступали не от своего имени, а от имени компании. Иногда это приводило к недоразумениям.
После банкротства члена Московской компании Антона Мерша с долгом в 23 тысячи рублей, начался дипломатический скандал. Для его разрешения в 1588 году в Москву приехал посол Флетчер. Русские купцы, торгуя с Мершем, считали его гостем, и думали, что по его долгам будут отвечать английские гости. Английские гости считали, что Мерш торговал от своего имени. В результате переговоров было решено, что гости, торгующие в России, должны находиться в ведении гостинного приказчика. Составлялось два списка гостей: один хранился в Посольском приказе, другой — у гостинного приказчика. Изменения в составе гостей должны были заноситься в оба списка.
Компании запретили нанимать русских служащих. Ярославец по имени Вахрум, работавший у английского гостя, тайно перевозил через литовскую границу англичан.
Царствование Бориса Годунова
Борис Годунов оставил привилегии за Московской компанией, но не расширил её права. Английские послы просили права свободного прохода в Персию и Китай, но однозначного ответа от царя не получили.
Царствование Михаила Фёдоровича
Михаил Фёдорович оставил Московской компании право беспошлинной торговли, но компания обязывалась поставлять в царскую казну ткани и прочие товары по ценам, по которым они продаются в стране изготовления. Компании запрещалось вывозить шёлк, ввозить табак.
В 1619 году были выданы привилегии на 23 человека. По этим привилегиям торговали 70 человек. Беспошлинная торговля в России дала возможность Московской компании захватить российский оптовый рынок. Англичане скупали оптом российские товары, и продавали их в Архангельске иностранным купцам. Такое положение дел было выгодно мелким и средним российским торговцам, но подрывало крупную торговлю.
Царствование Алексея Михайловича
В 1646 году российские гости подавали челобитную царю с просьбой ограничить деятельность Московской компании. В 1649 году был казнён Карл I. Это дало повод Алексею Михайловичу ограничить деятельность Московской компании. За компанией осталось право торговать в Архангельском порту. После воцарения Карла II деятельность была восстановлена. Англия пыталась вернуть привилегии, но безуспешно.
Утрата монополии и торговых привилегий
Компания утратила свои монопольные привилегии в 1698 году в ходе преобразований Петра I.
В 1994 году здание компании (Старый Английский двор, ул. Варварка, 4) во время своего визита в Москву посетила королева [[Елизавета I)
Ссылки
- Сайт, посвященный Московской компании
- Кагарлицкий Б. Английский царь// Периферийная империя
См. также
- Эстляндская компания
Литература
- Костомаров Н. И. Очерк Торговли Московскаго государства в XVI и XVII Столетиях. С-Петербург. В Тип. Н. Тиблена и Комп., 1862
В 1602 г. агент английской «Московской компании» Джон Меррик («Ивашка Ульянов») пытался получить прежние пошлинные льготы у царя Бориса, но вместо этого получил от ворот поворот.
13 апреля 1605 г. царь Борис принимал более двадцати послов — речь шла о подготовке мирных договоров, восстанавливавших ордынскую систему межгосударственных отношений.
Именно в этот день на банкете заговорщики во главе со Свиньиными — Захарьиными и отравили его, судя по симптомам, сулемой.
На царство венчают в Москве сына Бориса — Фёдора. Далее последовал государственный переворот и убийство юного царя Фёдора и его матери.
С этого момента и начался период русской истории, именуемый «Смутным временем».
Согласно сибирской Погодинской летописи, в 1612 г. в Москве было противостояние поляков, с одной стороны, и союза москвичей с немцами с другой. (Немцами в это время называли уже любых наёмников из Западной Европы.) Кто же были эти загадочные немцы, союзники москвичей?
Вот что пишет, например, ИРЛ: «К концу XVI в. и в XVII в… на службу в малознакомую полуварварскую страну, к русскому государю шли с Запада не лучшие люди, а являлся разный сброд, своего рода казаки западноевропейские, как их метко называет Соловьёв (имеется в виду историк С. Соловьёв — Ярослав Кеслер, далее ЯК), «извечным занятием которых было — служить в семи ордах, семи королям, искать хорошего жалованья в службе разных государей; служилые иноземцы были совершеннейшие космополиты, отличавшиеся полным равнодушием к судьбам той страны, где они временно поселились…» (С. 253).
И далее: «Злодейство немецкое было действительно, очень велико… Ежегодно приезжало в Московское государство торговых людей англичан человек 60 — 70 и больше. Они устроили свои склады в Архангельске, Холмогорах, на Вологде, в Ярославле, в Москве и др. городах, так что их поселения при Михаиле Фёдоровиче доходили по Волге уже до самой Астрахани…
Прежде английские немцы выменивали свои товары на русские через местных купцов — посредников, теперь стали покупать они сами на местах их производства… Как заявляли русские люди в своей челобитной: «закабаля и задолжа многих бедных и должных русских людей… те товары покупя провозят в свою землю беспошлинно, а иные русские товары они, аглинские немцы, у города (т. е. у Архангельска) продают на деньги галанским (т. е. голландским), бараборским (т. е. брабантским) и анбурским (т. е. гамбургским) немцам… всеми торгами завладели аглинские немцы…» (С. 254, курсив мой — ЯК).
В приведенных цитатах содержится очень важная информация. Во — первых, главными виновниками «злодейства немецкого» названы англичане, которые установили монополию на волжско — двинский водный транспортный путь и закупки экспортного сырья на территории России, оттеснив голландцев.
Во-вторых, поселения англичан по всей Волге, (со складами, охраняемыми наёмниками), были фактически английскими колониальными фортами. (Например, И. Масса пишет об Английском доме в Вологде, где он зимовал в 1609 г., как о хорошо охраняемой крепости, НВС. С. 148.)
«Первоначально (от Михаила Федоровича — ЯК) получили право торговли в Московском государстве только двадцать три человека, которые и были поименованы в жалованной грамоте… да и те уже не ездили в Россию, а приезжали совсем другие люди, не имевшие никакого права на это, называясь братьями, племянниками, приказчиками лиц, записанных в грамоту… В Москве нередки были кутежи и попойки немецких солдат, и после них пьяные иноземцы буйно расхаживали по городу и били всякого, попадавшегося им навстречу» (С. 255).
(И это за 100 лет до Петра I!)
А вот свидетельство другого официозного источника: «…Москва не вызывала на западе политического интереса. Зато её значение, как рынка для приобретения сырья… и как страны, владеющей путями в Азию, особенно же в богатую шелками Персию, неизменно росло в сознании западного коммерческого и политического мира… За оказанные услуги (Михаилу Федоровичу — ЯК) надо было платить жалованными грамотами на торговлю.
Больше всех получили англичане: они приобрели право свободного и беспошлинного торга; голландцы выхлопотали себе ту же льготу только на три года (с 1614 г.), а затем платили половинные пошлины; ряд специальных привилегий получили отдельные торговые люди — иноземцы за те, или иные услуги московскому правительству (прежде всего Стрейганы — Строгановы)» (ГДР. С. 58).
Англичане вели себя в Московии, как в своей колонии: например, некая полковница Лесли «в противность русской вере заставляла подвластных ей крестьянок есть в постные дни мясо… а что ужаснее, однажды схватила она со стены икону их, бросила в топившуюся печку и сожгла» (ГДР. С. 257).
И единственный, кроме Строгановых, кто дал ссуду Михаилу Фёдоровичу, чтобы он расплатился с наёмниками за свой приход к власти, был английский король Яков I Стюарт, выделивший для этой цели крупную сумму — 20 тысяч рублей, причем из личных средств (т. е. это был не государственный, а частный заём!).
Иными словами, приход Романовых к власти был в немалой степени оплачен частным капиталом, преимущественно английским. Заметим, что в отличие от Михаила Романова, в 1601 г. царь Борис отказал англичанам в предоставлении им монополии на внешнюю торговлю Московии (НВС. С. 51).
В 1605 — 1620 гг. с внешней стороны в Московии происходила отчаянная борьба за власть и имущественные права между «польско — литовской» и «шведской» партиями. Борьба эта шла с переменным успехом: на первом этапе преимущество получила «польская» партия, посадившая в Москве своего ставленника в 1605 г., затем «шведская» партия сначала было взяла реванш с приходом к власти Василия Шуйского в 1606 г., но «польская» уравняла шансы с выдвижением «Тушинского вора» в 1608 г. и даже добилась, путем устранения Шуйского «разменом» его на «тушинца» в 1610 г., признания Владислава великим князем Московским. «Шведская» партия при этом получила некоторую компенсацию в виде Смоленска в 1611 г. Новгородцы в это же время вели со шведами переговоры о приглашении на московское княжение шведского наследника Карла — Филиппа.
А что же с внутренней, русской стороны? Юго — западные русские города — республики (т. е. Белая Русь — Литва) весь этот период поддерживали «польско — литовскую» партию, и в конце концов не признали Романовых!
Северо — западные русские города — республики (Новогородия) весь тот же период поддерживали «шведскую» партию и также не признали Романовых!
Казаки выступали на стороне и тех, и других: например, запорожцы были в союзе с поляком Жолкевским, у донцов были свои вожди типа «Петра Федоровича», Ивана Болотникова и т. д.
Города Поволжья от Твери до Астрахани, и северные провинции до 1611 г. занимали в целом выжидательную позицию. В частности, Дмитрий Пожарский исправно служил и царю Борису, и Дмитрию I, и Шуйскому, не нарушая при этом присяги!
Характерно и то, что все временщики в Москве (не исключая и утвердившегося наконец Михаила Романова), давали на себя «запись», т. е. обязательство ограничения своей власти республиканским Земским Собором!
В 1611 г., когда наконец ярославская часть Новогородии и Володимерия поддержали польскую партию, оставшиеся не у дел при «польско — шведском» разделе влияния москвичи (лидер — Трубецкой), рязанцы, также долго выжидавшие (лидеры — братья Ляпуновы), и часть казаков (лидер — Заруцкий) бросились за своей долей в Москву, где переругались, и их «ополчение» распалось.
Принципиальный момент 1611 г. — выход на обескровленную долгими разборками московскую сцену английской партии. До 1610 г. основная деятельность английских колонизаторов Поволжья не прерывалась — они исправно вывозили через Архангельск в Англию позарез необходимое Британии стратегическое сырье: селитру и серу с Нижней Волги для изготовления пороха, лён для изготовления канатов, необходимых как такелаж строившегося флота, скупавшийся ими на корню, сыромятную кожу для конских сбруй и т. д.
Когда же смена власти в Москве всерьёз стала угрожать английской монополии на Волге, именно английская «Московская компания» дала деньги на вооружение наёмной армии, которую позже назвали «всенародным ополчением».
Приведём характерное свидетельство о Нижнем Новгороде: «Назначаемые на офицерские должности иностранцы получали в Нижегородском уезде земельное жалование (далее приводятся примеры выделенных иноземцам имений — ЯК). В 1614 г. в составе Нижегородского гарнизона было 500 русских стрельцов и 200 иноземцев. В 1620 г. их количество не уменьшилось, хотя в 1619 г. 500 нижегородских стрельцов перевели на жительство в Калугу» (Нижний Новгород. Архитектура XIV — начала XX в., Н. Новгород: Нижегородские новости, 1994. С. 12).
Характерно, что на первый патриотический призыв Козьмы Минина в Нижнем Новгороде денег на вооружение нового ополчения в сентябре 1611 г. не нашлось. А вот когда во втором призыве Минин предложил продать дворы, заложить жён и детей, то купцы дали денег — английские купцы, причём под этот самый драконовский залог.
На эти деньги в Поволжье и слетелись «казаки западноевропейские»: наёмники типа Я. Делагарди, Я. Маржерета и пр., которым другие партии перестали платить и задолжали. Дмитрий Пожарский вёл переговоры о помощи даже с австрийским императором Матвеем Габсбургом (которого в 1606 г. наконец признал османский султан!).
Это ополчение, в большинстве своём состоявшее из наёмников, будучи экипированным, отправилось наводить порядок не в Москву, а в Казань, где был убит воевода Вельский (вот оно, то самое «взятие Казани «Иваном Грозным» — Снорус), а затем вверх по Оке в Рязань, и вверх по Волге в Ярославль. Это они, а не мифические «татаро — монголы Батыя» разгромили Ярославль и Тверь — восточную часть республики Новогородии — и посадили там своих «начальников».
Как пишет Н.И. Ульянов (Исторический опыт России. Очерк по сборнику «Скрипты». Анн — Арбор, 1981), Королевский совет в Лондоне постановил, что земли вдоль Северной Двины и Волжского понизовья с городами Архангельском, Холмогорами, Устюгом, Тотьмой, Вологдой, Ярославлем, Нижним Новгородом, Казанью и Астраханью должны были отойти под протекторат короля Якова I. Послана была в Архангельск, под видом торговли, вооружённая экспедиция, которой руководили Джон Меррик (глава московского представительства английской «Московской Компании») и генерал по особым поручениям Вильям Расселл (тот самый Рассел, который в конце XVI в. огнем и мечом присоединял к Англии Ирландию).
Весной 1612 г. в Ярославле англичане устроили свою штаб — квартиру, куда прибыла целая команда с Британских островов (МПИ. С. 447 — 448). Эта команда привезла английские корабельные пушки, которые и сегодня можно видеть в музее города Переславля — Залесского — там они числятся как отобранные у поляков, но какие поляки под Переславлем, если по традиционной историографии их геройски остановили защитники Троицкой лавры в 70 — ти км не доходя из Москвы до Переславля? Нет, это англовооружённое ополчение заняло стратегически важный перекрёсток дорог из Ярославля в Москву и из Владимира в Тверь, на котором стоит Переславль — Залесский.
В Костроме англичане и нашли Мишу Романова с маменькой, после чего и состоялась англо — романовская сделка. Самое забавное, что Мишу — то Романова в 1613 г. на Соборе не только избирали заочно, но ещё и почти месяц спустя вообще не могли разыскать, пока его не доставили под охраной из Костромы! (ГДР).
В каком — то смысле англичане выполнили план вестфальца Генриха Штадена по оккупации России, составленный им еще в 1578 г., который А.А. Зимин зря счёл таким уж фантастическим (см. Зимин А.А. Опричнина. М.: Территория, 1001. С. 64).
В результате окончательной победы Романовых в смуте в 1619 г., именно англичане получили всё, что хотели: их монополия на внешнюю торговлю Московии оставалась незыблемой вплоть до английской революции Кромвеля в 1648 г., когда они, по выражению Алексея Михайловича, «своего законного короля Карлуса до смерти убили».
А после реставрации Стюартов в 1660 г. позиции английских колонизаторов в России уже никогда не были такими прочными — их место надолго заняли голландцы, которые жаждали этого ещё со времен царя Бориса…
ИРЛ – «История русской литературы» (в 2 – ух томах), Издательство И.Д. Сытина, Москва 1908.
НВС – «О начале войн и смут в Московии», Москва, Рита – принт, 1997.
ГДР – Государи Дома из Романовых, 1613 – 1913, Москва, Издательство И.Д. Сытина, 1913.
МПИ – «Москва, путь к империи», Торопцев А.П., Москва, Тверская, 13, 2000.
Написано по материалам Ярослава Аркадьевича Кеслера.
1553 год. Корабль капитана Ченслора «Эдуард Бонавентура» огибает мыс Нордкап
В 1530 году лондонский негоциант Роберт Торн писал королю Англии Генриху VIII: «Наша коммерция чахнет, а испанцы и португальцы богатеют. Мы тоже должны добраться до Индии, но не тем путем, который с благословения папы[1] захватили Испания и Португалия. Если Арктическое море судоходно, то, взяв курс на север, а затем спускаясь на юг, мы отыщем более короткую дорогу к островам Пряностей». Отдадим дань гениальной для той эпохи географической интуиции этого купца.
____
[1] Папскими буллами 1491 и 1493 гг., а затем Тордесильясским договором 1494 г. были поделены сферы колониальных захватов между Испанией и Португалией. Разграничительная линия проходила приблизительно по 38° западной долготы. К западу от этого меридиана простирались владения Португалии, к востоку – Испании.
____
Первым кораблем, которому в 1958 году удалось проделать путь, указанный Торном, стала американская подводная лодка «Наутилус». Но «Наутилус» прошел подо льдами, а в XVI веке о подобном и мечтать было нельзя. Все мореплаватели, которые поднимались в высокие широты, наталкивались на вечные льды и быстро пришли к выводу, что единственный выход – обогнуть их.
С востока или запада? Три века Великий час Арктики пройдет в поисках Северо-Восточного и Северо-Западного проходов. Мы не станем перечислять одиночек (в основном англичане), которые с 1535 по 1550 год отплывали в направлении вечных льдов и никогда не возвращались либо возвращались и заявляли: «Лед повсюду, прохода нет». В 1551 году состоялась первая организованная попытка. Решение о ней было принято во время встречи нескольких лондонцев за «круглым столом».
– Нам необходимы средства. Надо основать акционерную компанию.
Среди основателей компании – географ Ричард Хаклюйот, его кузен Ричард, «юрист и одновременно эксперт по товарам», кэмбриджский математик Джон Ди и Себастьян Кабот, сын известного мореплавателя Джона Кабота. Общество получает развернутое и живописное наименование в духе той эпохи: «Компания купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и даже доселе морским путем не посещаемых». Себастьян Кабот, избранный управляющим (ныне соответствует должности президента – генерального директора), изложил свою точку зрения в следующих выражениях:
– Мой отец добрался в 1497 году до берегов Лабрадора и не нашел прохода в этом направлении. Недавно, между 1534 и 1542 годами, там же потерпел неудачу француз Жак Картье. Поэтому лучше отправиться на поиски Северо-Восточного прохода, ибо наши усилия и деньги не будут потрачены впустую, даже если экспедиция не выйдет в Тихий океан. В этом случае наши купцы-предприниматели смогут торговать с Московией, где живут цивилизованные люди.
Англия вывозила в те времена шерсть, масла и краски, а также различные мануфактурные товары. Английские моряки знали арктические моря только до мыса Нордкап.
Сэр Хью Уиллоуби, назначенный главой экспедиции, был известным капитан-генералом сухопутных войск, который ничего не смыслил в навигации, но пользовался поддержкой двора – важное преимущество в глазах знатных лиц, купивших акции. Ричард Хаклюйот, географ, настоял, чтобы помощником Уиллоуби стал Ричард Ченслер.
– Во всей Англии нет лучшего моряка. Благодаря своим навигационным знаниям он будет пользоваться непререкаемым авторитетом на наших трех судах.
То были три торговых судна – «Бона Эсперанса» («Добрая надежда»), «Эдуард Бонавентура» («Эдуард Благое Предприятие»), «Бона Конфиденсия» («Благое упование») – не столь прочные, как каравеллы Колумба, и обладающие к тому же худшими мореходными качествами. Выбор пал на них по причине малой осадки, «чтобы они с легкостью поднялись вверх по течению рек Центральной Азии». Обратите внимание на деталь, свидетельствующую о несокрушимом оптимизме: подводные части судов были обиты свинцом «для защиты корпуса от червей, которыми кишит Китайское море». В своих замыслах организаторы уже прошли полюс.
Себастьян Кабот дал последние наставления Уиллоуби и Ченслеру от имени компании:
– По возвращении вам надлежит представить полный отчет о странах, которые вы посетите, и об их обитателях. Нас прежде всего интересуют подробные сведения о природных богатствах и возможностях торговых сношений. Вместе с вами отправятся многие купцы Сити. А поскольку ваши экипажи набраны из невежественных и грубых матросов, вам вручается письмо с указанием некоторых деталей.
Детали касались прежде всего дисциплины. Капитанам вменялось в обязанность пресекать употребление любых богохульных, ругательных и непотребных слов, а также запрещать карточные и другие азартные игры. Применение силы по отношению к местному населению разрешалось лишь в крайнем случае. К женщинам предписывалось относиться уважительно.
Капитаны, до сведения которых Уиллоуби довел эти инструкции, только молча качали головой. В письме содержались и другие уточнения: «Если туземцы разложат на песке каменья, золото, металлы и прочие подобные вещи, ваши лодки могут приблизиться и осмотреть эти вещи. Следует бить в барабан или играть на других музыкальных инструментах, чтобы у них возникло желание увидеть и услышать ваши инструменты и голоса. Но старайтесь держаться подальше от опасности и не выказывайте никаких знаков враждебности или суровости».
Трогательные предосторожности, когда знаешь, с какой яростью холодное море болтает крохотные суденышки у северных берегов Норвегии. «Невежественным и грубым матросам», напуганным невиданными снежными и ледяными бурями, не до богохульства, а тем более не до игры в карты. Они в большей мере заняты тем, что просят милости у неба. Буря разметала суда экспедиции. «Бона Эсперанса» и «Бона Конфиденсия» находятся почти в бедственном состоянии, течения и ветры с огромной скоростью влекут их вдоль Кольского полуострова. В конце концов им удается стать на якорь в устье речушки Варзина, в районе Иоканги.
Местность наводит уныние: вокруг ни деревца, только бьются на заполярном ветру тощие травы, лишь кое-где прикрывающие голую землю. Ни одной живой души, куда ни кинь взгляд. Суда пришли в плачевное состояние, они не могут выйти в море. Что делать?
До XIX века ни один полярный исследователь не решался остаться на зимовку по своей воле. Страх перед бесконечной полярной ночью был слишком велик. Он происходил от извечного космического ужаса, который тысячелетиями охватывал людей при приближении зимнего солнцестояния: не исчезнет ли солнце навсегда?
Моряки «Бона Эсперансы» и «Бона Конфиденсии» прибыли на почти пустынные берега Кольского полуострова 18 сентября, когда уже приближалась зима. Тщетными были их попытки спастись от одиночества: «День за днем мы исследовали унылый, покрытый снегом берег – к востоку, к западу, к югу, но ни разу не видели человеческого существа. Нам встречались только моржи, олени, медведи и песцы». И каждый день солнце спускалось все ниже к горизонту. Затем наступила великая ночь.
Лишь следующей зимой карелы наткнулись на два безмолвных корабля-призрака и шестьдесят четыре трупа. Они нашли записи, сделанные рукой Уиллоуби и датированные январем 1554 года; последние строки написаны в разгар полярной ночи. Скорее всего люди погибли от цинги. Они, наверное, питались лишь соленой говядиной и треской из своих запасов, не сумев убить ни одного из тех животных, о которых говорил Уиллоуби.
Гравюра «Смерть Хью Уиллоби»
«Эдуард Бонавентура» Ченслера пострадал от бури меньше, чем два других судна. Его капитан сумел привести свое судно в Вардё (Северная Норвегия, к северу от Варангер-фьорда). Место выглядело мрачным, но на берегу они встретили шотландских рыбаков, которые ожидали затишья, коротая время за самогоном.
– Вы не слышали о двух судах из Лондона?
– Нет, никаких судов мы не видали.
Ченслер объяснил им, в какое положение попал, и поведал, что решил отправиться на поиски своих товарищей, с которыми искал проход в Китай через север. Суровые шотландцы сказали ему, что все предприятие было безумием.
– Здесь проходит край мира. Дальше лед разбивает любые корабли, даже летом.
Ченслер, однако, двинулся дальше на восток, и ему встретилось свободное ото льдов море, над которым и в полночь висело солнце. В поисках других судов экспедиции он вошел в большой залив и пристал к берегу неподалеку от места, где ныне раскинулся Архангельск. Там ему улыбнулась фортуна в лице нескольких купцов сурового вида. Они немного говорили по-немецки.
– Раз вы пришли из Англии, нанесите визит нашему царю. Он будет рад познакомиться с вами.
Царя звали Иваном Грозным, но Ченслер ничего и никого не боялся, а кроме того, помнил, что целью экспедиции было установление коммерческих связей. Англия уже торговала с Россией, но через немецких купцов, которые брали чересчур большие комиссионные.
– Будь по-вашему, – сказал Ченслер. – Я встречусь с вашим царем.
Две с половиной тысячи километров до Москвы в санях на перекладных. В ту эпоху расстояния не принимались в расчет, как и сегодня, поскольку не принималось в расчет и время. Результатом встречи Ченслера с Иваном Грозным явилось создание в Лондоне Московской компании. Она наладила торговлю с Россией и быстро принесла большие доходы английским купцам.
– Зачем, – вопрошали купцы Сити, – продолжать поиски прохода в Китай? К тому же путешествие братьев Николо и Антонио Дзено доказывает, что никакого Северо-Восточного прохода не существует.
Наследники этих двух венецианцев опубликовали отчет об их путешествии (ныне он подвергается сомнению), совершенном в XVI веке. К отчету была приложена карта, на которой громадная Гренландия примыкала к Азии. Английские ученые возражали купцам:
– Быть может, на Северо-Востоке нам и встретятся серьезные препятствия, но, когда вы пытаетесь пресечь любые попытки исследований, вами руководят лишь меркантильность и ограниченность. Последние сведения говорят в пользу существования Северо-Западного прохода.
…
https://www.e-readin…rnye_morya.html
Сообщение отредактировал Шторм: 20.08.2017 — 11:43 AM
В 1567 году последовали новые, крайне важные, привилегия: было дозволено вести беспошлинную торговлю в Казани, Астрахани, Нарве и Дерпте, а это значит ездить теперь можно было не только северным путем, но и через Балтийское море. Получили англичане право торговать с восточными народами, вести торговлю с Персией, торговать в Болгарии и Шамахе, ныне город в Азербайджане (в то время население состояло из тюрок и армян. Армяне заселяли целые улицы и занимались активной торговлей).
Мало того, ни другим иностранцам, ни англичанам, не входящим в состав компании, не дозволено приезжать в Московское государство северным путем – гавани на Ледовитом океане и Белом море открыты для одной лишь компании.
В 1569 году компании предоставили право чеканить английскую монету на русских монетных дворах и привилегия «жить везде в России по своему закону». Это значит, что право суда и наказания над англичанами принадлежало главному агенту Московской торговой компании, а русские власти обязаны оказывать ему содействие.
И наконец, за преступления, совершенные агентами английской компании, взыскание устанавливается с преступившего закон, но не в коем случае со всего общества. Это, так называемый, принцип личной ответственности и отказ от права репрессалий, то есть принудительных мер политического или экономического характера, объявляемых одним государством против другого.
Время Ивана Грозного было кульминационным моментом для английской торговли в России, никогда впоследствии Московская торговая компания не пользовалась столь широкими привилегиями.
Привилегии Федора Иоанновича и Бориса Годунова при всем доброжелательном отношении их к Московской торговой компании, дают ей уже гораздо меньше привилегий. Им по-прежнему даруется право повсеместной торговли без уплаты пошлин и сборов, но уже не дозволена торговля в розницу, они уже не являются более монополистами. Северный путь открыт и другим народам и всем англичанам, а не одной только Московской торговой компании.
И вот наступает 1649 год 1 июня. Второй русский царь из династии Романовых Алексей Михайлович издает именной Указ «О высылке Английских купцов и о приезде им токмо к Архангельску, за многие несправедливые и вредные их для торговли Российской поступки, особенно ж за учиненное в Англии убийство Короля Карла Первого». Указ вышел спустя четыре месяца после казни английского короля.
Однако, политический мотив этой экономической меры был лишь предлогом для решительных действий, уже давно замышляемых российской властью. На Земском соборе 1648—1649 гг. вопрос обсуждался среди дворян, гостей, торговых и посадских людей. Купеческая челобитная была поддержана дворянами, выборными собора. И одновременно была подана челобитная с просьбой ограничить деятельность иностранных купцов Архангельском, запретив им торговать в Москве и других городах. Таким образом, дворянство продемонстрировало солидарность с отечественным торговым капиталом, который выступал посредником между их вотчинным хозяйством и рынком.
И хотя формально основной причиной репрессалии стало «большое злое дело» англичан, которые «всею землею <…> Государя своего, Карлуса Короля убили до смерти», при внимательном знакомстве с Указом обнаруживается плохо скрываемое раздражение правительства России против англичан. Так как они
— продавали казне свои товары по завышенной цене, хотя должны были давать «по своей по заморской цене без прибытка»
— тайно привозили табак
— «тайным же обычаем» покупали и вывозили шелк-сырец и другие заповедные товары
— вступали в сговор с другими торговыми иноземцами, брали у них товары и «провозили те чужие товары от Архангельского города к Москве, и на Москве, и в городах для пошлин, не являли, и продавали за свои товары, также и с Москвы и из городов, покупая русские товары на многих иноземцев, будто на себя, провозили к Архангельскому городу беспошлинно ж и отпускали за море за свои ж товары, тайным делом», от чего «государеве казне чинились убытки многие»
В Указе приводились и другие претензии русской стороны, высказанные купцами на Земском соборе 1648—1649 гг. А именно
— представители Московской компании привозили товары низкого качества и искусственно завышали на них цены
— беспошлинно торговали в Архангельске чужими (неанглийскими) товарами, выдавая за свои
— стремились монополизировать поставку и реализацию в России особо дефицитных и доходных товаров, не давая русским оптовикам ничего ни купить и ни продать — «<..> А как государевы торговые люди приедут к городу на ярмонку, и вы заморские лучшие товары у иноземцев выкупаете сами на деньги, и на русские товары замениваете, а русских товаров у русских людей купить иноземцам заказываете и сказываете им цену малую <..>». Русские торговые люди вынуждены были продавать свои товары за бесценок или отвозить назад. Многие из них разорялись и прекращали поездки к Архангельску
Очевидно, что указ царя Алексея Михайловича об отмене беспошлинной торговли явился неожиданностью для англичан, чьи потери вылились в значительную сумму. После уничтожения льгот и высылки в порубежные города англичане стали платить в казну по 6000 р. таможенных пошлин ежегодно. Потрясения, вызванные Указом, оказались непосильными для Московской компании, которая в скором времени окончательно утратила прежнее значение. Кроме того спустя некоторое время английского короля уведомили о закрытии Архангельска для посещения английских кораблей по причине морового поветрия в Лондоне, что на время привело к полному прекращению русско-английских торговых связей.
С древних времен употреблялись меры экономического давления как способа реализации ответственности без использования силы. Преимущественно это выражалось в форме прекращения торговых отношений или запрета на торговлю. На сегодняшний день термин репрессалии устарел и ему на смену пришло хорошо нам известное слово «санкции».
Но любым санкциям приходит конец и экономические связи восстанавливаются. Чаще уже по другим правилам. Спустя полвека, в 1699 году, Московская компания была преобразована в «открытое» общество, объединив многие торговые фирмы и акционерные общества, многих крупных купцов и промышленников Англии, включившихся в торговлю с Россией.
Источники:
1.Полное Собрание Законов Российской Империи : Собрание первое : С 1649 по 12 декабря 1825 года. — СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1830.
2.Кулишер И.М. История русской торговли. До XIX века включительно — СПб.: Атеней, 1923
Фото: https://anashina.com