Ф.М.Достоевский
Уже давно я замечаю, что в любом обществе, в любой компании когда-нибудь
появляется и обращает на себя внимание один интересный типаж. Это молодой
«человек, имеющий доброе сердце» (как его можно характеризовать), однако не
имеющий в себе более ничего, кроме доброго сердца, и прежде всего не имеющий
интереса и внимания к окружающим.
Он уверен, что его доброго сердца хватит, чтоб быть в этом мире всегда
довольным и счастливым. Он так уверен в успехе своего дара, что пренебрёг
всяким другим средством, запасаясь в житейскую дорогу.
Этот человек чрезвычайно склонен, например, внезапно полюбить, подружиться
и совершенно уверен, что все его тотчас полюбят взаимно, собственно за один тот
факт, что он всех полюбил. Его доброму сердцу никогда и не снилось, что мало
полюбить «горячо», что нужно еще постараться, чтобы тебя полюбили в ответ, без
чего всё пропало, без чего жизнь не жизнь и его любящему сердцу, и тому
несчастному, которого оно наивно избрало предметом своей неудержимой
привязанности.
Если этот человек заведёт себе друга, то друг у него тотчас же обращается в
домашнюю мебель, во что-то вроде плевательницы. Всё, всё, какая ни есть внутри
дрянь, как говорит Гоголь, всё летит с языка в дружеское сердце. Друг обязан
всё слушать, всему сочувствовать и не навязываться в ответ со своей собственной
заботой. Обманут ли господин с добрым сердцем в жизни, обманут ли в любви,
проигрался ли в карты — в неё без удержу все свои пустяки, часто вовсе не
замечая, того что у друга лоб трещит от какой-либо собственной беды.
Полюбит ли он женщину — он тысячу раз оскорбит ее своим искренним,
«натуральным» характером, прежде чем заметит это в своём любящем сердце; прежде
чем заметит (если только он способен заметить), что эта женщина уже чахнет от
любви его, что ей уже гадко, противно быть с ним и что он отравил всё её
существование благодаря бесцеремонным наклонностям своего любящего сердца.
Заметим, что не среди многих людей, а только в углу, в узком кружке, обычно
формируется это прекрасное произведение натуры, в котором всё натурально, всё
чистый самородок, без узды и без удержу. Забывает да и не подозревает такой
человек при общих интересах, в сочувствии к другим и к их требованиям, а не в
равнодушии, не в уединении может отшлифоваться в драгоценный, неподдельный
блестящий алмаз его единственный клад, его капитал, его доброе сердце!
Показать текст целиком
Наш мир огромен! Его населяют около семи миллиардов людей, и все они уникальны. Каждый имеет свою внешность, свой характер. Но по некоторым общим признакам людей можно распределить по группам. Например, в зависимости от характера, люди бывают добродушными или скрытыми, щедрыми или скупыми и так далее. Так, в приведенном тексте Ф.М.Достоевский поднимает проблему эгоизма в человеке, его поверхностное отношение к окружающим.
Автор рассказывает о людях-эгоистах, считающие, что для общения, дружбы и любви достаточно лишь их желания дружить и любить. Такие люди никогда не задумываются удобно ли другим с ними, приятны ли они в общении. Но ведь даже обычный диалог подразумевает под собой взаимный обмен репликами. Что уж говорить о более серьезных отношениях:дружбе и любви — ведь здесь необходимо не только умение выслушивать человека, но и помогать ему. В данном тексте Достоевский приводит пример такого взаимодействия эгоистов с окружающими их людьми. Ни друг, ни любимая женщина не будут счастливы с таким человеком. Достоевский объясняет, что помимо своего собственного желания общения, необходимо такое же желание с другой стороны. Обычно такое поведение характерно для детей, которые, в силу своего возраста, считают, что окружающие их люди должны делать все для них, а им в свою очередь достаточно только любить. Данный аспект и автор отмечает в своем тексте, говоря, что «только в углу, в узком кружке,обычно формируется это прекрасное произведение натуры».
Ф.М.Достоевский четко
Вы видите 35% текста.
Оплатите один раз, чтобы читать целиком это
и другие 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен навсегда, откроется сразу после оплаты.
Купить пожизненный доступ за 499 ₽
Критерии
- 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
- 3 из 3К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
- 3 из 3К4Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
- 1 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
- 1 из 2К6Точность и выразительность речи
- 3 из 3К7Соблюдение орфографических норм
- 0 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
- 0 из 2К9Соблюдение языковых норм
- 0 из 2К10Соблюдение речевых норм
- 1 из 1К11Соблюдение этических норм
- 1 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
- ИТОГО: 15 из 24
✅ 55 сочинений по литературе от эксперта
✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых
Сочинение по Ф. М. Достоевскому. Уже давно я замечаю, что в любом обществе, в любой компании…
-
07.05.2014
Задание: Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Текст:
Уже давно я замечаю, что в любом обществе, в любой компании когда-нибудь появляется и обращает на себя внимание один интересный типаж. Это молодой «человек, имеющий доброе сердце» (как его можно характеризовать), однако не имеющий в себе более ничего, кроме доброго сердца, и прежде всего не имеющий интереса и внимания к окружающим.
Уже давно я замечаю, что в любом обществе, в любой компании когда-нибудь появляется и обращает на себя внимание один интересный типаж. Это молодой «человек, имеющий доброе сердце» (как его можно характеризовать), однако не имеющий в себе более ничего, кроме доброго сердца, и прежде всего не имеющий интереса и внимания к окружающим.
Он уверен, что его доброго сердца хватит, чтоб быть в этом мире всегда довольным и счастливым. Он так уверен в успехе своего дара, что пренебрёг всяким другим средством, запасаясь в житейскую дорогу.
Этот человек чрезвычайно склонен, например, внезапно полюбить, подружиться и совершенно уверен, что все его тотчас полюбят взаимно, собственно за один тот факт, что он всех полюбил. Его доброму сердцу никогда и не снилось, что мало полюбить «горячо», что нужно еще постараться, чтобы тебя полюбили в ответ, без чего всё пропало, без чего жизнь не жизнь и его любящему сердцу, и тому несчастному, которого оно наивно избрало предметом своей неудержимой привязанности.
Если этот человек заведёт себе друга, то друг у него тотчас же обращается в домашнюю мебель, во что-то вроде плевательницы. Всё, всё, какая ни есть внутри дрянь, как говорит Гоголь, всё летит с языка в дружеское сердце. Друг обязан всё слушать, всему сочувствовать и не навязываться в ответ со своей собственной заботой. Обманут ли господин с добрым сердцем в жизни, обманут ли в любви, проигрался ли в карты — в неё без удержу все свои пустяки, часто вовсе не замечая, того что у друга лоб трещит от какой-либо собственной беды.
Полюбит ли он женщину — он тысячу раз оскорбит ее своим искренним, «натуральным» характером, прежде чем заметит это в своём любящем сердце; прежде чем заметит (если только он способен заметить), что эта женщина уже чахнет от любви его, что ей уже гадко, противно быть с ним и что он отравил всё её существование благодаря бесцеремонным наклонностям своего любящего сердца.
Заметим, что не среди многих людей, а только в углу, в узком кружке, обычно формируется это прекрасное произведение натуры, в котором всё натурально, всё чистый самородок, без узды и без удержу. Забывает да и не подозревает такой человек при общих интересах, в сочувствии к другим и к их требованиям, а не в равнодушии, не в уединении может отшлифоваться в драгоценный, неподдельный блестящий алмаз его единственный клад, его капитал, его доброе сердце!
Сочинение:
Отношения с людьми нужно выстраивать, опираясь не только на собственное милосердие или харизму, но и работать над тем, чтобы быть полезным и нужным другому человеку.
Проблему эгоизма, проблему всех времен и народов, затрагивает Ф. М. Достоевский в своём произведении. Люди, которые от природы наделены способностью «притягивать» к себе людей, обладая только лишь добрым сердцем, зачастую не стараются поддержать отношения, считая, что за их добросердечность другие должны «подстраиваться» под них.
Подобные проблемы затрагиваются во многих других произведениях. Так в рассказе А. П. Чехова «Анна на шее» главная героиня, став женой состоятельного человека, чувствует себя королевой, а остальных — рабами. Также и люди, имеющие доброе сердце, относятся к другим, как к прислуге.
У меня есть знакомый, «человек, имеющий доброе сердце», совершая добрые поступки, он старается завоевать внимание окружающих. Возможно, что он делает это не умышленно, но желания дружить с таким человеком не возникает.
Для дружбы и отношений с другими недостаточно обладать внешними качествами или добрым сердцем, нужно отвечать взаимностью и уметь выстраивать обоюдные отношения.
Комментарии
Материал по теме:
-
Тест 11. Итоговый тест по Русскому языку за 10 класс. Вариант 1
-
Тест 10. Морфология и орфография: Служебные части речи. Вариант 2
-
Тест 10. Морфология и орфография: Служебные части речи. Вариант 1
-
Тест 9. Морфология и орфография: Наречие. Категория состояния. Вариант 2
-
Тест 9. Морфология и орфография: Наречие. Категория состояния. Вариант 1
-
Тест 8. Морфология и орфография: Глагол. Причастие. Деепричастие. Вариант 2
Помогите определить проблему/проблемы текста. Уже давно я замечаю, что в любом обществе, в любой компании когда-нибудь появляется и обращает на себя внимание один интересный типаж. Это молодой «человек, имеющий доброе сердце» (…
Помогите определить проблему/проблемы текста.
Уже давно я замечаю, что в любом обществе, в любой компании когда-нибудь появляется и обращает на себя внимание один интересный типаж. Это молодой «человек, имеющий доброе сердце» (как его можно характеризовать), однако не имеющий в себе более ничего, кроме доброго сердца, и прежде всего не имеющий интереса и внимания к окружающим.
Он уверен, что его доброго сердца хватит, чтоб быть в этом мире всегда довольным и счастливым. Он так уверен в успехе своего дара, что пренебрёг всяким другим средством, запасаясь в житейскую дорогу.
Этот человек чрезвычайно склонен, например, внезапно полюбить, подружиться и совершенно уверен, что все его тотчас полюбят взаимно, собственно за один тот факт, что он всех полюбил. Его доброму сердцу никогда и не снилось, что мало полюбить «горячо», что нужно еще постараться, чтобы тебя полюбили в ответ, без чего всё пропало, без чего жизнь не жизнь и его любящему сердцу, и тому несчастному, которого оно наивно избрало предметом своей неудержимой привязанности.
Если этот человек заведёт себе друга, то друг у него тотчас же обращается в домашнюю мебель, во что-то вроде плевательницы. Всё, всё, какая ни есть внутри дрянь, как говорит Гоголь, всё летит с языка в дружеское сердце. Друг обязан всё слушать, всему сочувствовать и не навязываться в ответ со своей собственной заботой. Обманут ли господин с добрым сердцем в жизни, обманут ли в любви, проигрался ли в карты — в неё без удержу все свои пустяки, часто вовсе не замечая, того что у друга лоб трещит от какой-либо собственной беды.
Полюбит ли он женщину — он тысячу раз оскорбит ее своим искренним, «натуральным» характером, прежде чем заметит это в своём любящем сердце; прежде чем заметит (если только он способен заметить), что эта женщина уже чахнет от любви его, что ей уже гадко, противно быть с ним и что он отравил всё её существование благодаря бесцеремонным наклонностям своего любящего сердца.
Заметим, что не среди многих людей, а только в углу, в узком кружке, обычно формируется это прекрасное произведение натуры, в котором всё натурально, всё чистый самородок, без узды и без удержу. Забывает да и не подозревает такой человек при общих интересах, в сочувствии к другим и к их требованиям, а не в равнодушии, не в уединении может отшлифоваться в драгоценный, неподдельный блестящий алмаз его единственный клад, его капитал, его доброе сердце!
Помогите определить проблему/проблемы текста.
Уже давно я замечаю, что в любом обществе, в любой компании когда-нибудь появляется и обращает на себя внимание один интересный типаж. Это молодой «человек, имеющий доброе сердце» (как его можно характеризовать), однако не имеющий в себе более ничего, кроме доброго сердца, и прежде всего не имеющий интереса и внимания к окружающим.
Он уверен, что его доброго сердца хватит, чтоб быть в этом мире всегда довольным и счастливым. Он так уверен в успехе своего дара, что пренебрёг всяким другим средством, запасаясь в житейскую дорогу.
Этот человек чрезвычайно склонен, например, внезапно полюбить, подружиться и совершенно уверен, что все его тотчас полюбят взаимно, собственно за один тот факт, что он всех полюбил. Его доброму сердцу никогда и не снилось, что мало полюбить «горячо», что нужно еще постараться, чтобы тебя полюбили в ответ, без чего всё пропало, без чего жизнь не жизнь и его любящему сердцу, и тому несчастному, которого оно наивно избрало предметом своей неудержимой привязанности.
Если этот человек заведёт себе друга, то друг у него тотчас же обращается в домашнюю мебель, во что-то вроде плевательницы. Всё, всё, какая ни есть внутри дрянь, как говорит Гоголь, всё летит с языка в дружеское сердце. Друг обязан всё слушать, всему сочувствовать и не навязываться в ответ со своей собственной заботой. Обманут ли господин с добрым сердцем в жизни, обманут ли в любви, проигрался ли в карты — в неё без удержу все свои пустяки, часто вовсе не замечая, того что у друга лоб трещит от какой-либо собственной беды.
Полюбит ли он женщину — он тысячу раз оскорбит ее своим искренним, «натуральным» характером, прежде чем заметит это в своём любящем сердце; прежде чем заметит (если только он способен заметить), что эта женщина уже чахнет от любви его, что ей уже гадко, противно быть с ним и что он отравил всё её существование благодаря бесцеремонным наклонностям своего любящего сердца.
Заметим, что не среди многих людей, а только в углу, в узком кружке, обычно формируется это прекрасное произведение натуры, в котором всё натурально, всё чистый самородок, без узды и без удержу. Забывает да и не подозревает такой человек при общих интересах, в сочувствии к другим и к их требованиям, а не в равнодушии, не в уединении может отшлифоваться в драгоценный, неподдельный блестящий алмаз его единственный клад, его капитал, его доброе сердце!
22 августа 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Готовое сочинение к варианту №22 сборника «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько, Р.А. Дощинского.
Однажды вечером, подготовляясь к завтрашнему уроку по проклятой фортификации, Александров громко и злобно чертыхнулся:
— Нет, когда же я, чёрт побери, освоюсь с этой фортификационной путаницей, да будут прокляты и она, и полковник Колосов.
Сочинение
Иногда нам кажется, что мы не справляемся с тем или иным учебным предметом. У каждого человека есть свои предпочтения и склонности, которые могут помешать в освоении чего-то трудного и чуждого сердцу. Однако, если поставить перед собой цель, то можно справиться с любыми препятствиями. В тексте А.И. Куприна поднимается проблема преодоления трудностей в учении.
Так, у главного героя приведённого фрагмента «постоянные недоразумения с фортификацией». Именно поэтому сосед по койке предлагает ему помощь, чтобы мотивировать и вдохновить сокурсника. «Тихий и благовоспитанный» Прибиль замечает, что у Александрова совсем опускаются руки и он не находит в себе ни сил, ни желания что-либо делать. Простое объяснение помогает герою, потому что в глубине души он очень хочет понять этот предмет. Иногда достаточно одной точной подсказки, которая даст ключ к пониманию сложной науки.
На следующем занятии Александров демонстрирует удивительное мастерство на некогда ненавистной фортификации. Это значит, что герой приложил немало усилий для того, чтобы разобраться с тяжёлой темой. Он поверил в себя, поэтому «чертил замечательно скоро и уверенно». Полковник Колосов не ожидал подобного от своего ученика, который никогда не блистал на его уроках. Он поставил юнкеру почти высший балл, и это стало «победой, окрылившей Александрова». Это значит, что «проклятый» учебный предмет становится «простейшим», когда достижения человека получают достойную оценку.
Между этими аргументами прослеживается причинно-следственная связь. Мы узнаём, почему Александров впоследствии стал одним из лучших фортификаторов: благодаря подсказке товарища и оценке преподавателя, он поверил в себя.
Итогом размышлений А.И. Куприна становится такая позиция: собственное стремление «освоиться с путаницей», вовремя оказанная помощь, поддержка товарищей и учителя – всё это помогает человеку преодолеть трудности в учебной деятельности.
Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя. Действительно, каждому из нас хочется стремиться к чему-то большему. Однако мы не всегда готовы двигаться вперёд, потому что не получаем одобрение со стороны. Вспомним другой рассказ А.И. Куприна «Куст сирени». Главная героиня поддержала мужа в трудную минуту, найдя способ остаться в университете после досадной ошибки. Без Верочки герой не смог бы собраться с мыслями и начать бороться за мечту.
Таким образом, человек может преодолеть любые трудности, но для этого ему необходимо поверить в собственные силы и знать, что рядом есть тот, кто всегда оценит его усилия и протянет руку помощи, если потребуется.
Примеры сочинений по тексту в Московском университете преподаётся студентам декламация автор А. П. Чехов для выполнения задания №27 ЕГЭ по русскому языку 11 класс, текст с нового сборника Цыбулько И.П ЕГЭ 2023 по русскому языку 36 тренировочных вариантов.
Сочинение
Почему важно научиться грамотно выражать свои мысли? К сожалению, в настоящее время осталось не так много хороших ораторов, чья речь может послужить образцом для других людей. В предложенном тексте А.П. Чехов поднимает проблему значения умения говорить красиво и выразительно.
Писатель размышляет о том, что университетское нововведение – преподавание декламации – является очень важным и необходимым для современного ему общества. Однако даже в учебных заведениях «сидят заики и шептуны», которые едва ли могут научить студентов искусно высказываться и отстаивать своё мнение по тому или иному вопросу. Даже на литературных вечерах «дозволяется читать плохо», потому что публика привыкла к подобным выступлениям и уже не ждёт ничего большего. Это доказывает, что неумение грамотно выражаться в конце концов приводит к деградации.
Кроме того, Чехов рассказывает об одном музыкальном и художественном критике, который не смог произнести ни одного слова перед публикой. Безусловно, если человек выбирает такую профессию, он должен чувствовать ответственность за то, что и как говорит. Писатель с сожалением отмечает, что и среди «жрецов науки» становится всё меньше грамотных и образованных людей. Люди, которые не следят за своей речью, могут пробудить у других отвращение к своей деятельности.
Оба аргумента взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они подтверждают авторскую точку зрения о необходимости развивать ораторское искусство для повышения уровня культуры человека и общества в целом.
Итогом размышлений писателя становится такая позиция: каждый образованный человек должен уметь хорошо говорить, выражать свою мысль чётко и понятно.
Нельзя не согласиться с мнением А.П. Чехова. Действительно, умение правильно подавать свои мысли – важное качество интеллигентного и культурного человека. Вспомним, например, заглавного героя романа Д. Лондона «Мартин Иден». Он мечтал понравиться девушке из высшего общества и её семье, но не мог выражаться таким же грамотным языком. Мартин Иден активно и успешно борется с проблемой бедного лексикона и в итоге становится писателем. Упорная работа над собой и своей речью может привести к высоким результатам.
В заключение хочется сказать, что обучение красноречию – это первостепенная задача, которую следует поставить перед собой каждому из нас. Именно ораторское искусство является сильнейшим рычагом развития культуры в обществе.
Пример №2 сочинения
Важно ли уметь грамотно и красиво говорить? Именно над этой проблемой размышляет в своем тексте А. П. Чехов.
Ища ответ на данный вопрос, автор пишет о том, что осталось мало профессиональных ораторов. Большинство из них «заики и шептуны». Действительно, мастеров своего дела немного. Именно они заставляют людей слушать свои речи, лаконично высказывая свои мысли. Человеку не захочется слушать бездарного оратора, пусть его речь будет нести в себе смысл.
Также для понимании позиции автора важен фрагмент, где А. П. Чехов указывает, что в любое время человек, говорящий красиво и понятно, добивался успеха. Мысль писателя очевидна: он выражает ее с намерением доказать, именно красноречие служит «лифтом» для достижения успеха. Человек, умеющий кратко, ясно выражать свои идеи, быстрее добьется поставленных целей, так как людям всегда будет понятно, что он хочет, для чего и почему.
Оба примера, дополняя друг друга, показывают нам, что красноречие является одним из важнейших умений человека.
Именно так, а не иначе, поскольку лаконичность речи обеспечивает легкий путь по дороге жизни. П
озиция автора ясна: высказывать свои мысли грамотно и четко важно.
Я согласна с А. П. Чеховым и считаю, что непонятная, тихая, скудная речь никогда не произведет впечатления и не заставит людей поверить тебе. Доказать это не составит труда. Прекрасным примером служит дело В. Засулич, которая совершила покушение на Трепова, однако была оправдана судом присяжных. Это произошло, потому что у неё был прекрасный юрист. Мужчина был мастером своего дела. Его речь отличалась лаконичностью, выразительностью и красноречием. Она произвела огромное впечатление на присяжных, что те, веря ему, посчитали Веру Засулич невиновной. Этот пример замечательно показывает: уметь грамотно и красиво говорить важно, так как может помочь в разнообразных ситуациях.
Я хочу поблагодарить А. П. Чехова за такой прекрасный текст, поднимающий актуальную проблему. Наполнять свою речь правильными мыслями и суждениями нужно, но не стоит и забывать про то, каким образом её произносить.
3 пример сочинения ЕГЭ
Проблема значения умения говорить красиво и выразительно в тексте А. П. Чехова « В Московском университете преподаётся студентам декламация…» из сборника И. П. Цыбулько ЕГЭ 2023, вариант 7.
Почему важно владеть искусством слова, то есть говорить красиво и выразительно? Это один из вопросов, поставленных в тексте известного русского писателя, мастера короткой прозы Антона Павловича Чехова.
Размышляя над указанной проблемой, автор обращается к жизненному опыту и собственным наблюдениям, связанным с ораторским искусством.
Он приводит примеры неумения говорить правильно и доходчиво и даёт им с помощью приёма иронии негативную оценку. Люди, не умеющие говорить (присяжные поверенные, прокуроры, профессора, один музыкальный художественный критик), «в которых по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку», в его описании выглядят комично: или не могут произнести ни одного слова, или не знают, «куда девать руки», или говорят слишком многословно. Этим они вызывают отрицательную реакцию слушателей и показывают свой непрофессионализм.
Кроме того, автор идёт от конкретных примером к обобщению, несколько даже пафосному. Оно начинается с местоимения «мы» и продолжается ироническими рассуждениями о нежелании гоняться «за наслаждениями», среди которых предполагается и искусное владение словом. Продолжая мысль, Чехов предлагает вспомнить историю ораторского искусства, отмечая, что «и в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры». Обращение к историческим фактам помогает прозаику на философском уровне рассмотреть вопрос, показать социальную значимость красноречия как важнейшего навыка общественного деятеля.
В указанных фрагментах излагаются факты, которые противопоставляются: в первом показано отрицательное значение неумения красиво говорить, а во втором – положительное значение владения ораторским искусством «лучшими государственными людьми». Это помогает читателям глубже понять проблему. Автор убедительно доказывает: всякому интеллигентному человеку необходимо уметь хорошо, понятно говорить. Это является показателем его профессионализма и уровня культуры и полезно обществу.
Нельзя не согласиться с позицией писателя. Действительно, в любые времена образованного человека отличало умение красиво, интересно, убедительно и понятно говорить. Это качество является результатом практики в чтении, общении, изучении языков и показателем его способности донести до слушателя собственные мысли. Вообще способность красиво говорить помогает убедить слушателей в собственной позиции. Вспомним Сатина из пьесы А. М. Горького «На дне». Произнесённая им фраза: «Человек! Это звучит гордо!» — волнует, будоражит окружающих и вызывает интерес и к самому оратору.
Таким образом, искусство красноречия – важнейший инструмент, помогающий не только высказывать собственные мысли, но и формировать интерес слушателей к предмету речи. Говорить красиво – значит и думать красиво и глубоко.
4 пример сочинения
Говорит ли речь человека о его внутреннем мире? Почему важно говорить красиво и выразительно? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте известный русский писатель А.П. Чехов.
Через восхищение автора тем, что студентам Московского университета преподается декламация, в тексте раскрывается проблема значения умения говорить красиво и выразительно.
А.П. Чехов утверждает, что умение четко, ясно, просто, коротко, лаконично и понятно выражать свои мысли позволяет «достичь известного эффекта» «при наименьшей затрате сил». В тексте говорится о том, что ««цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере», что «лучшие государственные люди», «лучшие философы, поэты, реформаторы» обладали ораторскими умениями. Писатель хочет, чтобы обучение красноречию, которое, по его мнению, является признаком интеллигентного и образованного человека, было неизбежным.
Противопоставляя умение и неумение говорить выразительно и красиво, А.П. Чехов утверждает, что в обществе, где красноречие презирается, царят «ханжество слова или пошлое краснобайство». Автор считает, что «обязанные по службе» должны говорить «не только учено, но и вразумительно и красиво», в противном случае можно «извести» слушателей и «возбудить полнейшее отвращение» к теме разговора.
Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: умение говорить красиво и выразительно нужно развивать, поскольку оно демонстрирует уровень образованности человека и общества в целом. С автором текста нельзя не согласиться. Чтобы донести важные мысли, нужно точно использовать нужные языковые средства. Красноречие – это свойство образованного человека. Об этом размышляли многие отечественные писатели и публицисты.
В публицистическом произведении «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев рассуждает об ораторском искусстве. В девятнадцатом письме «Как говорить?» выражается мысль о том, что речь – важнейшая часть человеческой личности. Здесь говорится о том, что по тому, как человек говорит, можно сказать о его степени интеллигентности, о степени его психологической уравновешенности и др. В письме выражена авторская уверенность в том, что «сильный и здоровый, уравновешенный человек» понимает, что «его слово весомо», поэтому он не будет «без нужды говорить громко», ругаться и употреблять жаргонные слова. В своем публицистичном произведении Д.С. Лихачев утверждает необходимость, несмотря на тяжелый труд, «учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи», учиться тому, как «говорить, не оскорбляя слуха». В восьмом письме «Быть веселым, но не быть смешным» автор утверждает, что хорошими ораторами могут стать даже заики, здесь важно умение обдумывать каждое слово. Д.С. Лихачев рассуждает о великом историке В.О. Ключевском, который был красноречивым лектором, несмотря на косоглазие и хромоту, которые не мешали, а, наоборот, приносили значительность лицу и движениям.
Поднятая в тексте проблема находит отражение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Книжная, литературная лексика, высокий стиль, краткие и лаконичные высказывания, свойственные Стародуму, говорят о его образованности и уме. Речь этого положительного персонажа противопоставлена просторечиям и вульгаризмам, которыми наполнена речь необразованных и невежественных Простаковых и Скотинина. С помощью речевых характеристик автору удается показать, что Стародум образованнее даже Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана, которые были учителями Митрофанушки.
Подводя итоги к сказанному, можно отметить: так как выразительная и красивая речь говорит о степени образованности человека, учиться говорить точно, лаконично и красиво нужно всегда.
5 пример сочинения
Какое значение ораторское искусство имеет в жизни общества? Нужно ли нам учиться говорить красиво и выразительно? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского писателя А. П. Чехова.
Раскрывая проблему значения ораторского искусства в жизни общества, автор опирается на собственные рассуждения, приводит яркие примеры. Он с удовлетворением отмечает, что в Московском университете преподаётся декламация. Его радует такое нововведение, потому что студенты обязаны учиться говорить красиво и выразительно. С сожалением отмечая, что ораторское искусство «в совершенном загоне», писатель подчёркивает, что многие не умеют говорить кратко, не знакомы с грацией речи. Из этого следует, что писатель придаёт большое значение умению говорить кратко и в то же время выразительно.
Писатель приводит ещё один пример, иллюстрирующий неспособность деятелей науки и культуры говорить точно и правильно. Например, один музыкальный и художественный критик хотел прочесть лекцию в клубе художников, но не смог, смущённо постоял на сцене, помялся и ушёл, не произнеся ни единого слова. Или, наоборот, многие жрецы науки «изводят» своих слушателей, говоря много и долго и тем самым возбуждая к науке отвращение. Это говорит о том, что владение ораторским искусством требует, во-первых, преодоления робости, тщательной подготовки, а во-вторых, умению кратко и точно излагать свои мысли. Оба примера дополняют друг друга и подводят к мысли о важности обладать даром красноречия, которому необходимо учиться каждому, чтобы быть убедительным в своих высказываниях.
Авторская позиция заключается в следующем: тот, кто не проявляет интереса к ораторскому искусству, лишает себя «одного из высших и благороднейших наслаждений, доступных человеку». Он считает, что «и в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры».
Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, богатство языка и ораторское искусство имеют много общего, они крепко связаны. Искусство красиво говорить в обществе необходимо.
Приведу пример из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой, находясь в деревне, подружился с юным поэтом-романтиком Владимиром Ленским. Беседы друзей могли длиться часами, их привлекали философские и исторические темы. А вот с соседними помещиками друзья не желали общаться, потому что скучные разговоры «о псарне, о своей родне» их совершенно не интересовали.
В заключение хочу подчеркнуть, что каждый интеллигентный человек обязан владеть искусством красноречия.
6 пример сочинения
Почему нужно учиться декламации? Об этом задумываешься, прочитав текст А.П.Чехова.
Прежде всего автор подчёркивает, что люди таких профессий, как юрист, профессор, проповедник, обязаны владеть ораторским искусством. Именно оно позволяет достичь чего-то в сфере культуры, преподавания или построить карьеру, для которой необходимо уметь вести дискуссию. Не трудно также предположить, что если проповедник или профессор не умеют говорить, то от этого страдают слушатели и подчинённые: долгая, скучная, непонятная речь раздражает и мешает воспринимать смысл. Она не привлекает к тому, что сказано, делая просветительскую или духовную деятельность невозможной.
Кроме того, неумение оратора говорить лишает публику одного из высших наслаждений, доступных человеку, — наслаждения истинным красноречием. Вместо него процветают «пошлое краснобайство» и «ханжество слова». Подобная деградация языка может сделать общение примитивным. Умение говорить — искусство, помогающее перевести деятельность человека на новый уровень, а не второстепенный предмет.
Примеры дополняют друг друга, показывая, что неумение говорить не только мешает профессиональному росту, но и свидетельствует о пренебрежении собой и другими, ведь отнимает много времени и не даёт насладиться красотой слова.
Позиция Антона Павловича Чехова, на мой взгляд, такова: учиться декламации необходимо, чтобы говорить вразумительно и красиво, чётко и внятно, так как неприлично интеллигентному человеку бояться выступать или делать это очень плохо.
Я согласна с писателем и считаю, что образование должно подразумевать обучение тому, как правильно выражать свои мысли, потому что каждому культурному человеку приходится делиться знаниями и опытом, а значит, тот, кто не научился этому, будет страдать, стесняться, бояться выступать перед большой аудиторией. Например, однажды я смотрела интервью с известным художником, чьи работы мне очень нравятся. Но вот его ответы на вопросы журналиста были примитивны, он начинал фразу и бросал, непонятно формулировал мысль, не мог точно рассказать о собственных замыслах и чувствах. Мне так хотелось услышать о том, как создавались любимые мной работы, но я не смогла понять ничего из того, что он говорил, и даже разочаровалась им в целом. Итак, уметь говорить важно, чтобы делиться с другими важными идеями.
В заключение хочу сказать, что учиться ораторскому искусству так же важно, как и математике или физике, потому что это развивает и помогает мыслить.
7 пример сочинения
Почему важно говорить красиво, грамотно и выразительно? Вот проблема, о которой рассуждает А.П. Чехов в предложенном тексте.
Раскрывая роль ораторского искусства в жизни общества, автор приводит яркие примеры. Его очень радует, что в Московском университете появилось нововведение- преподавание декламации. Ведь студенты должны учиться говорить красиво и выразительно. Далее автор отмечает, что ««цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере», что «лучшие государственные люди», «лучшие философы, поэты, реформаторы» обладали ораторскими умениями. Чехов даёт нам возможность понять, что красноречие является признаком интеллигентного и образованного человека.
Далее в тексте мы находим глубокое сожаление автора о том, что ораторское искусство «в совершенном загоне, что многие не умеют говорить кратко, не знакомы с грацией речи. Он приводит пример, как музыкальный и художественный критик хотел прочесть лекцию ,но не смог, смущённо постоял на сцене и ушёл, не произнеся ни единого слова.Чехов пишет, что многие жрецы науки «изводят» своих слушателей, говоря много и долго и тем самым возбуждая к науке отвращение. Это говорит об огромной важности ораторского искусства в жизни общества. Эти примеры противоположны. В первом -восхищение умением говорить выразительно и ярко, во втором- сожаление о том, что настоящих ораторов очень мало и поэтому публика привыкла к » заикам и шептунам» и не ждёт уже ничего большего.
Эти примеры приводят нас к мысли о том, как важно развивать ораторское искусство для повышения уровня культуры человека и общества в целом.
Позиция автора ясна: каждый образованный человек должен уметь выражать свои мысли чётко и понятно. Это непременное качество образованного человека. Нельзя не согласиться с мнением автора. Ведь умение правильно подавать свои мысли – важное качество интеллигентного и культурного человека. К этому нужно всегда стремиться.
Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что ораторское искусство является сильнейшим рычагом развития культуры в обществе, поэтому задачу овладения красноречием следует поставить перед собой каждому из нас.
Текст ЕГЭ для сочинения
В Московском университете преподаётся студентам декламация, то есть искусство говорить красиво и выразительно. (2)Нельзя не порадоваться этому прекрасному нововведению. (3)Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. (4)В земских и дворянских собраниях, учёных заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, не зная, куда девать руки. (5)Нам говорят слово, а мы в ответ — десять, потому что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект.
(6)У нас много присяжных поверенных!, прокуроров, профессоров, проповедников, в которых по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку. (7)У нас много учреждений, в которых по обязанностям службы много и долго говорят, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно, коротко и просто.
(8)В обеих столицах насчитывают всего-навсего настоящих ораторов пять-шесть, а о провинциальных ораторах что-то не слыхать. (9)На кафедрах у нас сидят заики и шептуны, которых можно слушать и понимать, только приспособившись к ним. (10)На литературных вечерах дозволяется читать даже очень плохо, так как публика давно уже привыкла к этому, и когда читает свои стихи какой-нибудь поэт, то она не слушает, а только смотрит.
(11) Рассказывают про одного музыкального и художественного критика, который несколько лет назад в клубе художников, желая прочесть лекцию, минут пять изображал из себя молчаливую, смущённую статую: постоял на эстраде, помялся, да с тем и ушёл, не произнеся ни одного слова. (12)А сколько историй можно бы было рассказать про жрецов науки, которые «изводили» своих слушателей и в конце концов возбуждали к науке полнейшее отвращение.
(13)Мы не гоняемся за наслаждениями и не ищем их, и нас поэтому нисколько не тревожит, что мы, равнодушные к ораторскому искусству, лишаем себя одного из высших и благороднейших наслаждений, доступных человеку. (14)Но если не хочется наслаждаться, то по крайней мере не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. (15)В обществе, где презирается истинное красноречие, царят ханжество слова или пошлое краснобайство. (16)И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. (17)Немыслимо, чтобы проповедник не был в то же время и увлекательным оратором. (18)Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами.
(19)«Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, и искусство говорить считалось обязательным.
(20)Быть может, и мы когда-нибудь дождёмся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учёно, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. (21)Несомненно, для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличием, как и не уметь читать и писать. (22)Поэтому и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным.
По А. П. Чехову
Антон. Павлович Чехов (1860-1904) — известный русский писатель, прозаик, драматург.
- Посмотреть проблемы текста
- Тренировочные варианты ЕГЭ 2023 по русскому языку