Увеличение налоговой нагрузки на бизнес приведет к улучшению конкуренции

Эксперт указал на последствия повышения налоговой нагрузки в РФ МОСКВА, 5 июля 2021, 12:35 — REGNUM

Компании, на которых распространится повышение налоговой и акцизной нагрузки, будут вынуждены оперативно изыскать средства, пересмотрев ценовую политику. Об этом 5 июля сообщил корреспонденту ИА REGNUM управляющий партнёр адвокатского бюро «Глазунов и партнеры» Алексей Глазунов.

Он прокомментировал информацию СМИ о возможном повышении налоговой и акцизной нагрузки в стране. «Повышение налоговой нагрузки приведет к определенным правовым последствиям для бизнеса.

В первую очередь, компаниям, работающим в таких сегментах как нефтяная отрасль, металлургия, добыча полезных ископаемых, придется скорректировать свою бухгалтерию и оперативно изыскать средства для уплаты более высоких налогов. Во-вторых, компаниям, торгующим акцизными товарами, придется также пересмотреть свою политику цен и быстро сформировать базу для оплаты повышенных акцизов, чтобы избежать возникновения проблем с налоговыми органами.

Что касается ужесточения ответственности за неуплату налогов, то она вряд ли произойдет — ответственность за уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере сейчас и так достаточно жесткая, государство за этим вопросом следит, должностные лица компаний и предприниматели оперативно привлекаются к ответственности. Поэтому особых изменений ждать не стоит, они и не потребуются.

Те компании или их собственники и должностные лица, которые попытаются «сэкономить» на налогах, будут привлекаться к ответственности в прежнем режиме», — сказал он.

Глазунов считает, что налоговые органы повысят внимательность при анализе деятельности компаний, чтобы более оперативно выявлять факты сокрытия доходов. Поэтому компаниям придется готовиться к повышенному вниманию налоговой службы, что потребует и более эффективной работы бухгалтерских и юридических служб компаний.

Подробности: https://regnum.ru/news/economy/3313085.html

Экономический термин «налоговая нагрузка» имеет несколько трактовок. Банки и налоговики используют его для определения добросовестности бизнеса, а экономисты для прогнозирования финансового состояния компании.

Если не держать налоговую нагрузку под контролем, предприятие может стать экономически нестабильным, банк заблокирует счета и будет подозревать директора компании в отмывании денег, а инспекторы решат, что вы уплатили недостаточно налогов.

Рассказываем, как вычислить показатель налоговой нагрузки в зависимости от сферы деятельности, как его контролировать и что делать, если он выше или ниже нормы.

  • Что такое налоговая нагрузка
  • Налоговая нагрузка с точки зрения ФНС
  • Как рассчитать коэффициенты 
  • Налоговая нагрузка с точки зрения банков 
  • Налоговая нагрузка с точки зрения финансового планирования 
  • Кратко о том, что такое налоговая нагрузка и как ее контролировать

Что такое налоговая нагрузка

Этим термином называют долю выручки, которая в среднем приходится на уплату налогов и обязательных взносов в бюджет. По размеру этой доли банки и ФНС определяют, нет ли в вашем бизнесе признака ухода от налогов и отмывания денег.

Считают так называемую безопасную долю в зависимости от целей. Если хотите выяснить, не будет ли претензий у банка, нужно вычислять чистый процент. Если хотите предугадать претензии налоговой, считайте коэффициент по формулам ФНС и сравнивайте их с опубликованными значениями средних и безопасных коэффициентов.

Если ваша налоговая нагрузка меньше предусмотренных безопасных значений, банки и налоговая могут посчитать компанию недобросовестной. Они запросят документы, подтверждающие легальность ваших финансовых операций.

Налоговая нагрузка с точки зрения ФНС

Налоговая служба предпочитает считать нагрузку с помощью специальных коэффициентов, а затем сравнивать получившийся результат с таблицей безопасных значений.

Какие значения безопасны

Чтобы не вызывать подозрений, налоговая нагрузка компании должна быть не меньше определенного процента. Размер зависит от вида деятельности. Например, для предприятий в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых безопасной считается довольно высокая налоговая нагрузка в 50,9 %. Для производства и распределения газообразного топлива наоборот — 1,3 %. 

Вот еще несколько примеров отраслей и безопасных коэффициентов:

  • производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий — 20,9 %;
  • производство текстильных изделий, одежды — 8 %;
  • торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами — 3,7 %;
  • деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — 10,5 %.

Полностью таблицу можно посмотреть на сайте ФНС.

Как рассчитать коэффициенты

Для расчета совокупной налоговой нагрузки используйте формулу из Приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

Выручка берется без учета акцизов и НДС, в сумму налогов включают НДФЛ. Страховые взносы за налоговую нагрузку не считаются.

Формула для расчета налоговой нагрузки выглядит так:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных взносов ÷ Доходы * 100

Пример

Всего уплатили налогов, включая НДФЛ — 100 000 руб. Общий доход компании — 2,5 млн руб.

Налоговая нагрузка = 100 000 ÷ 2 500 000 * 100 = 4 %

Получившийся результат сравните с таблицей коэффициентов по видам деятельности.

Для организаций на общей системе налогообложения ФНС разработала специальный налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки. Чтобы воспользоваться им, обозначьте налоговый период, отрасль и регион. Помимо этого введите в сервис сумму фактически уплаченных налогов и полученных доходов. Калькулятор сравнит фактическую налоговую нагрузку со средней по налогоплательщикам, работающим в вашем регионе в аналогичной сфере.

Еще можно рассчитывать налоговую нагрузку в зависимости от системы налогообложения — именно так происходит отбор претендентов на проверку в ФНС («инструкция» была размещена в Письме ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).

Для ООО на ОСН

Нужно сложить начисленный к уплате в бюджет НДС и сумму налога на прибыль, а затем разделить на выручку из бухгалтерской отчетности (без НДС) и умножить все на 100.

Для ИП на ОСН

Нужно разделить исчисленный НДФЛ на общую сумму дохода, который облагается налогом. Данные взять из декларации 3-НДФЛ. Получившуюся сумму умножить на 100.

Для ИП или ООО на УСН и для ИП на ЕСХН

Сумму исчисленного налога делят на сумму полученных доходов, затем умножают на 100. Данные есть соответственно в декларации по УСН или в декларации по ЕСХН. 

Обратите внимание: если у компании или ИП есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, налога на добычу полезных ископаемых или пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Получившийся коэффициент ФНС будет сравнивать с данными аналогичных налогоплательщиков и средними показателями по отрасли. Если нагрузка будет значительно ниже значений, руководителя компании или ИП могут вызвать на беседу в инспекцию.

Ранее ФНС сравнила налоговую нагрузку типового предприятия для разных режимов налогообложения. 

Нагрузка по НДФЛ

Еще стоит анализировать налоговую нагрузку по отчислениям за работников. Нужно исчисленный НДФЛ разделить на общую сумму доходов. 

ФНС в случае проверок по НДФЛ обращает внимание не только на удельный вес показателя, но и на динамику — насколько НДФЛ уменьшился по сравнению с прошлым кварталом или годом. 

Еще один повод для изучения деятельности компании — выплата зарплат ниже среднего уровня по региону. Если бизнес может подтвердить снижение нагрузки по НДФЛ сокращением сотрудников или другими документами, проблем, скорее всего, не будет.

Нагрузка по НДС

Это отдельный показатель, который отличается от коэффициентов налоговой нагрузки для систем налогообложения — в расчет идет не доля в доходе компании, а удельный вес вычетов в общей сумме начисленного НДС.

Чтобы рассчитать коэффициент, нужно общую сумму вычетов разделить на общую сумму начисленного НДС, а затем умножить на 100. Данные берите соответственно из строк 190 и 118 раздела 3 декларации по НДС.

Судя по Приказу ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, удельный вес вычета за четыре квартала не должен превышать 89 % от суммы начисленного за этот период налога. Если доля вычетов превысит уровень, ФНС может инициировать выездную проверку или запросить пояснения. Чтобы этого не произошло, можно контролировать вычеты и в случае необходимости ровно распределять их по разным периодам. Или быть готовым предоставить подтверждающие документы и доказать экономическую добросовестность.

sverka-nds

Налоговая нагрузка с точки зрения банков

Добросовестность бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки пытаются определять и банки. В частности, с помощью этого показателя кредитные учреждения выявляют и пресекают сомнительные операции у организаций.

Сейчас банки используют Методические рекомендации ЦБ РФ №18-МР. Ваша деятельность привлечет дополнительное внимание, если доля уплаты налогов и других обязательных платежей окажется ниже 0,9 % от дебетового оборота по счету.

Когда низкую налоговую нагрузку выявят, банк проведет подробный анализ движений средств по счету и потребует у компании документы, подтверждающие ее финансовую добросовестность — ими могут стать договоры с клиентами, справки об уплате налогов и отсутствие претензий к бизнесу от ФНС, договоры на оказание услуг или трудовые договора.

Банк может заблокировать расчетный счет до выяснения обстоятельств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Чтобы счета снова заработали, придется доказать свою добросовестность — например, подтвердить, что вы проводили перевод не с целью отмыть деньги или выплатить серую зарплату, а в реальных бизнес-целях.

Банки проверяют легальность движения денежных средств с помощью налоговой нагрузки у любого бизнеса, неважно, ООО у вас или статус ИП.

Чтобы не вызвать подозрений, контролируйте ваши финансовые потоки — вовремя платите налоги и старайтесь держать их долю выше 0,9 % от общего оборота. Если доля меньше, будьте готовы оперативно доказать свою добросовестность — веди архив документов для каждой денежной операции.

Налоговая нагрузка с точки зрения финансового планирования

Налоговую нагрузку считают и контролируют сами предприниматели для экономии средств. Например, вы выяснили, что показатель нагрузки даже выше безопасных значений от ФНС и банков. Это повод пересмотреть вашу финансовую политику и отношение к выплатам в бюджет. 

expert

Варианты могут быть разными, главное — не прибегать к противозаконным методам.

Переход на другую систему налогообложения

Возможно, ваш бизнес платит налогов больше, чем нужно. Рассчитайте налоговую нагрузку с другими системами налогообложения. Сделать это можно автоматически и онлайн с помощью калькулятора. 

Подробности про возможности налоговой оптимизации читайте в статье: Как выбрать налоговый режим на 2021 год

Оптимизация зарплатных налогов

Кроме удержания 13 % НДФЛ бизнес вынужден платить за каждого работника еще и обязательные страховые взносы. Итого выплаченная на руки зарплата по факту увеличивается на 30-40 %.

Проанализируйте функции штатных работников. Если часть из них можно рассматривать как разовые услуги, выгоднее отказаться от постоянного специалиста в штате и заменить его подрядчиками, например. ИП или самозанятыми.

bk

Важно помнить о том, что нельзя просто заменять трудовые договоры на договоры подряда и вынуждать работников зарегистрироваться в другом статусе. Например, сотрудничать можно только с теми самозанятыми, которые в предшествующие два года не работали в вашей компании. А если налоговая усмотрит в работе с самозанятым или ИП признаки трудовых отношений, то бизнесу доначислят НДФЛ и взносы.

Чтобы этого не произошло, нельзя включать в договор подряда трудовые условия. Например, нельзя требовать от подрядчика соблюдения режима работы и отдыха, указывать ему место работы, оформлять его на должность в соответствии со штатным расписанием, платить зарплату, а не гонорар, предусматривать дисциплинарную ответственность и отпуск.

Не создавайте налоговые схемы

Бывает, что бизнес прибегает к дроблению бизнеса — например, организует несколько юридических лиц с разными статусами для разделения деятельности на опт, розницу и B2B. Или переводит на аутсорсинг бухгалтерию, кадровиков и маркетинг.

Это опасный путь — ФНС может признать за бизнесом необоснованную налоговую выгоду и выставить претензии по уходу от налогов.

Кратко о том, что такое налоговая нагрузка и как ее контролировать

  • Налоговая нагрузка — это доля налогов в общей выручке компании. Ее рассчитывают и контролируют в разных целях.
  • Чтобы не вызвать подозрений у налоговой инспекции, считайте общий коэффициент и сравнивайте его с таблицей безопасных значений. Еще полезно рассчитывать нагрузку по формулам в зависимости от системы налогообложения — эту методику применяют в ФНС, вычисляя претендентов на углубленный анализ и потенциальных подозреваемых в уходе от налогов.
  • Чтобы банк не заподозрил компанию в отмывании денег, важно, чтобы налоги занимали не меньше 0,9 % от дебетового оборота.
  • Выяснив, что налоговая нагрузка слишком большая, пересмотрите финансовую политику.

Ситуацию в российской экономике и российских финансах все чаще начинают описывать с помощью мема «Население — новая нефть».

Нина Зотина / РИА Новости

Разумеется, речь не только о населении, но и о бизнесе. Поскольку выручка от экспорта нефти и газа нестабильна, а санкции вызвали резкий отток капитала, власти вынуждены искать больше источников дохода внутри страны. В этой ситуации вполне закономерно ожидать роста налоговой нагрузки на бизнес.

Не только НДС

Самым главным событием в налоговой сфере за последнее время стало произошедшее в прошлом году повышение НДС с 18% до 20%.

«Всему бизнес-сообществу до сих пор непонятно: зачем при профицитном бюджете наносить такой удар по российской экономике», — замечает по этому поводу генеральный директор компании CorpSoft24 Константин Рензяев.

Руководитель специализирующейся на бухгалтерском сопровождении и аудите группы компаний «БиПи» Валентина Мейсак говорит:

«Сегодня есть четкое ощущение, что расходы на администрирование НДС превышают его собираемость».

Однако, как свидетельствуют отзывы опрошенных «Инвест-Форсайтом» экспертов, дело отнюдь не только в формальном повышении налоговых ставок. Как отмечает главный бухгалтер компании Win Pay Константин Нигматзянов, в 2019-м было отменено большое количество льгот для малых предприятий. До нынешнего года существовал целый спектр послаблений для 30 видов деятельности, например уменьшенный страховой взнос по фонду оплаты труда. После его отмены нагрузка на ФОТ выросла на 10%. В меньшей степени пострадали IT-компании, так как государство их активно поддерживает сниженной ставкой ФОТ, которая и в 2019 году остается на уровне 14%.

Белые и серые

Есть еще более важное обстоятельство, порождающее рост нагрузки: экономика становится все более «белой». По словам Константина Нигматзянова, стандартные «серые» схемы — вроде создания новой компании каждые полгода — почти перестали работать. Все счета-фактуры теперь выгружаются в налоговую и тщательно перепроверяются. С этим мнением полностью согласен Константин Рензяев (CorpSoft24):

«На первый взгляд, кроме НДС, другие налоги не увеличились, но фактическая нагрузка на бизнес растет. Как это происходит? А очень просто — десять лет назад стоимость обнала составляла 5-7%. Таким образом можно было существенно снизить НДС, а затем пустить обналиченные суммы на выплату заработной платы и уменьшить взносы в фонды. В последние годы эта схема уже не работает, и бизнес вынужден платить все налоги, потому что оптимизировать их стало дороже. В связи с этим после уплаты НДС (20%), НДФЛ и Страховых взносов (43%), налога на прибыль (20%) и др. как таковой прибыли и не остается. При этом при плохих финансовых показателях сотрудники налоговой службы вызывают директоров предприятий и грозят выездными налоговыми проверками, если ситуация не улучшится. Текущую ситуацию оцениваю как крайне враждебную для развития бизнеса, поэтому у нас и недостаточно действительно стоящих бизнес-проектов».

Белый клининг

Что означает для бизнеса процесс обеления — можно рассмотреть на примере клининговой отрасли, о чем «Инвест-Форсайту» подробно рассказал основатель группы компаний «Кристанваль» Олег Попов. По его словам, обеление отрасли клининга началось еще в позапрошлом году. По данным ФНС, за прошлый год выручка отрасли составила порядка 380 млрд рублей. Исходя из этих расчетов, на плечи клининговых компаний ложится налоговая нагрузка в размере не менее 30% — то есть государство планирует вернуть в казну не менее 100 млрд рублей. До процесса обеления нагрузка не превышала 7%. Сейчас ФНС поставила всей отрасли ультиматум: или компании уплачивают все положенные налоги, или теряют бизнес. По предварительным данным Ассоциации клининговых и фасилити-операторов (АКФО), только за последние два квартала налоговая нагрузка возросла в 2-3 раза. Впрочем, эти данные касаются только членов АКФО, остальные продолжают укрываться от налогов, однако их судьба может быть незавидной. В числе возможных вариантов развития событий — проверки, доначисление налогов за три предыдущих года и даже уголовные дела. Поощрения уготованы тем компаниям, которые вступят в отраслевые некоммерческие объединения, соблюдающие Этическую хартию ФНС, — в первую очередь это АКФО и Национальная ассоциация фасилити операторов (НАФО).

«Массовой зачистки отрасли не планируется. Скорее всего, это будут точечные проверки наиболее неблагонадежных компаний, не осознавших всю серьезность ситуации», — прогнозирует эксперт.

Белые выигрывают?

Разумеется, в том, что бизнес выходит из тени, можно увидеть и положительную сторону. Раньше «серые» компании выживали за счет ухода от налогов, что позволяло держать низкую себестоимость товаров, которая иногда выглядела демпингом. Это, разумеется, мешало работать компаниям, которые платили все налоги. Улучшенный контроль повысил прозрачность рыночной ситуации, уменьшив значение демпинга.

«Теперь белые компании платят больше налогов, но им меньше мешают серые компании, которым тоже приходится переходить на полностью белую схему, а значит, конкурировать не за счет искусственно заниженных цен», — замечает Константин Нигматзянов (Win Pay).

Впрочем, насколько далеко зашел процесс обеления, сказать трудно: бизнес-компании закрывают очень часто, и, как отмечает основатель аудиторской компании «Форос Аудит» Елена Васильева, лишь 4% предприятий существуют более 3 лет.

Налоги — проблема №1

Так или иначе, по словам аналитика компании QBF Олега Богданова, данные Росстата показывают: по итогам 2018 года налоговая нагрузка для юридических лиц составляла 11,5% от оборота, увеличившись на 0,7% п.п. к уровню 2017 года. Наибольший рост нагрузки, по мнению аналитика, зафиксирован в ТЭКе (с 45,4% до 52,1% за счет увеличения НДПИ). В секторе «Пищевые продукты, напитки, табачные изделия» налоговая нагрузка сократилась — с 28,2% до 23,5%, но это результат снижения производства в этом сегменте.

По данным исследования «Пульс малого бизнеса», проведенного Альфа-банком и Международным исследовательским центром MARC, в конце прошлого года наибольшее число опрошенных предпринимателей (49%) называли главной проблемой бизнеса именно высокие налоги; на втором месте (38%) был недостаток средств, на третьем (37%) — снижение спроса. При этом, по словам представителей Альфа-банка, доля предпринимателей, которые называют проблемой №1 налоги, росла с 2017 года.

«Новая категория налогоплательщиков, НДС до 20%, инициативы по изменению вчерашних сборов в новые налоги, риск блокировки счета со стороны собственного банка при подозрении на нарушение 115-ФЗ и/или непроявленной “должной осмотрительности”, снижение общей маржинальности белого бизнеса до уровня высокооплачиваемого наемного сотрудника не добавляют оптимизма», — комментирует ситуацию руководитель проектов «Налогия» Василий Кисленко.

В масштабах десятилетия

Такова ситуация в последние 2 года. А что происходило с российским налоговым режимом, если взглянуть на более длинный период времени?

Руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Зайцев по просьбе «Инвест-Форсайта» назвал важнейшие события, произошедшие в налоговой сфере за последние 10 лет. В 2009 году это снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20%. Однако здесь налоговые послабления и кончились — началось ужесточение, хотя и не связанное с пересмотром ставок. В 2011 году случился переход на более развернутое положение о трансферном ценообразовании, что дало налоговым органам дополнительные инструментарии для новых претензий: налоговики начали применять понятие «необоснованной налоговой выгоды» даже к бизнесу, который по обороту был значительно ниже, чем установленные лимиты.

В 2014 году налог на имущество стал считаться с кадастровой стоимости. В 2015 году вводится налоговая нагрузка на контролируемые иностранные компании. В этом же году введен торговый сбор в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Не только налоги

Заметим, что нагрузка на бизнес не всегда связана с платежами, юридически называемыми «налогами». Валентина Мейсак («БиПи») констатирует: в России многие годы постоянно добавляются новые платежи и сборы, которые официальная статистика не относит к налогам, но они в любом случае ложатся фискальным бременем на плечи предпринимателей. Это различные расходы на установку и администрирование систем ЕГАИС и «Меркурий», установку онлайн-касс; экологический сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, курортный сбор, утилизационный сбор, сборы за проезд по федеральным трассам — система «Платон», расходы на проведение специальной оценки условий труда.

Елена Васильева («Форос Аудит») добавляет, что на налоговую нагрузку повлиял рост размера минимальной оплаты труда с 4330 рублей (на 1 января 2009 г.) до 11280 (на 1 января 2019 г.). Это означает рост налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей — фиксированные страховые платежи за себя и для всех работодателей — увеличение объема страховых взносов.

В итоге: доклад РСПП «О состоянии делового климата в России в 2014—2017 году» сообщает, что 40,3% опрошенных предпринимателей уверенно заявляют о росте налоговой нагрузки. В то же время данными официальной статистики эти жалобы подтвердить невозможно.

«Как показывает статистика Росстата, за последние 10 лет налоговая нагрузка на российский бизнес оставалась примерно на одном уровне — это 30-32% от ВВП», — сообщает Олег Богданов (QBF).

Однако Елена Васильева объясняет, что наши официальные показатели искажены: в общий расчет не включаются платежи по налогам и взносам на фонд оплаты труда и НДФЛ на дивиденды.

Минфин можно понять?

Уже известны некоторые меры, которые могут ужесточить налоговый режим в будущем. Как сообщает Денис Зайцев (BMS Law Firm), сейчас рассматривается проект, по которому неналоговые платежи будет администрировать ФНС, а ответственность за их неуплату ужесточится вплоть до уголовной — что означает дальнейший принудительный вывод бизнеса из тени. При этом честные налогоплательщики могут попасть «под раздачу» из-за борьбы с дроблением бизнеса. Под предлогом широкой кампании налоговая может доначислить налоги не только мошенникам, но и честным группам компаний — такие случаи уже бывали.

«Конечно, позицию Минфина можно понять, — говорит Валентина Мейсак. — На фоне финансового кризиса, падающих доходов и растущих социальных обязательств ужесточение фискальной политики оправдано. Но нельзя допустить ситуации, когда рост налоговых поступлений существенно превышает темпы роста экономики и реальных доходов граждан, а малый и средний бизнес сомневается в целесообразности ведения предпринимательской деятельности в нашем государстве».

Автор: Константин Фрумкин

Российские предприниматели и эксперты не пришли к единому мнению о том, нужна ли в России прогрессивная система налогообложения, при которой процент налогов зависит от уровня дохода.

Сторонники идеи говорят, что благодаря этому малый бизнес сможет платить меньше налогов, а работники — улучшить свое материальное положение. Другие же считают, что прогрессивный налог актуален для стран, где граждане оплачивают налоги самостоятельно, и называют идею всего лишь «отработкой запроса на социальную справедливость».

При этом большинство предпринимателей сомневаются, что в текущей ситуации прогрессивный налог будет эффективно влиять на рост экономики.

Содержание:

  • За и против прогрессивного налога
  • Обнуление сборов с фонда заработной платы

Торгово-промышленная палата (ТПП) России в конце мая для снижения налоговой нагрузки на бизнес предложила перейти от текущей регрессивной шкалы налогов и сборов с фонда оплаты труда к прогрессивной шкале. ТПП предлагает повысить налоги до 45% для самых высокооплачиваемых работников и обнулить сборы с фонда заработной платы для сотрудников с зарплатой в 13,5 тысячи рублей.

Глава Минфина Антон Силуанов 3 июня уточнил, что правительство не рассматривает повышение налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Тем не менее, RB.ru узнал, какие «за» и «против» есть у этой инициативы.

За и против прогрессивного налога

За

Идея с введением полноценной прогрессивной шкалы налогообложения доходов граждан рано или поздно будет реализована в России, считает член совета МГО «Опора России» Павел Зюков. При этом сейчас инициатива повышения уровня налоговой нагрузки до 45% не имеет обоснования, так как экономика все еще находится в состоянии кризиса.

Дополнительное предложение освободить от налогообложения доходы граждан, которые получают менее 13,5 тысячи рублей, в настоящий момент более целесообразно, так как это поможет работникам улучшить свое материальное положение, полагает Зюков.

Практическую ценность более высоких ставок НДФЛ для доходов обеспеченных граждан покажет только время, так как многие россияне с такими доходами будут искать способы снизить налоговую нагрузку, считает эксперт.

Прогрессивный налог давно введен во многих развитых странах: Япония, Великобритания, США, Австралия, Израиль, напоминает основатель Coddy Оксана Селендеева. Предпринимательница считает это абсолютно разумной инициативой.

«Но разумность инициативы натыкается на краеугольный камень — как повысить КПД органов, которые будут тратить эти налоги? Потому что у меня большое сомнение, что они вкладываются эффективно. Здесь речь скорее об освоении средств, а это абсолютно разные вещи», — предупреждает Селендеева.

Директор по маркетингу и PR банка Blanc Дмитрий Салатов полагает, что благодаря прогрессивному налогу малый бизнес сможет платить меньше налогов, чем крупный. Конкуренция усилится, что приведет к общему росту экономики.

«Крупным корпорациям придется задуматься о количестве топ-менеджеров в своих рядах. Скорее всего, они будут не готовы терять в прибыли, поэтому последуют сокращения неэффективных топ-менеджеров и укрупнение зон ответственность каждого оставшегося», — считает эксперт. 

Директор по продукту компании Zlaker Сергей Иванов в целом поддерживает прогрессивную модель налогообложения, однако ему не ясно, как считать 1% самых высокооплачиваемых сотрудников. «На уровне одной компании это не имеет смысла, на уровне всего рынка труда получается, что компания и сам сотрудник не будут понимать, попадает ли зарплата в 1% самых высоких или нет», — говорит он. 

Против

Прогрессивный налог на доходы в большей степени актуален для стран, в которых граждане оплачивают налоги самостоятельно, уверен гендиректор МКК «Колибри деньги» Евгений Чернышов. В этом случае реализуется принцип справедливости, и максимальная нагрузка ложится на работников с высоким доходом, а минимальный доход налогом, как правило, не облагается. 

По мнению Чернышова, актуальнее было бы сократить процент выплат в бюджет с тех зарплат, которые лишь в несколько раз превышают минимальную. Такая мера позволит снизить нагрузку на малый и средний бизнес и поспособствует выводу части выплат из «серой» зоны.

Введение прогрессивного налога на доходы высокооплачиваемых сотрудников будет совершенно неоправданно, так как затронет менее 1% от работающих россиян и совершенно не скажется на имущественном расслоении населения, полагает гендиректор NOA Circle Александр Непомнящий.

«Введение прогрессивной шкалы налогообложения в условиях экономического спада и серьезной экономической изоляции России приведет к оттоку высококвалифицированной рабочей силы, а также к уходу среднего и даже крупного бизнеса в теневой сектор выплаты зарплат», — считает он.

Подъем НДФЛ для незначительного числа налогоплательщиков даже до 45% не сильно отразится на общей экономике, а вот по бизнесу вполне может ударить, согласна гендиректор платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова. «Работодателям придется либо опускать финальные гонорары и закономерно терять высококвалифицированных сотрудников, либо соглашаться нести на 30% больше убытков из-за увеличения расходов на ФОТ», — объясняет она.

Реального влияния не окажет и инициатива обнулить сборы с фонда заработной платы, полагает Ускова: «Зарплаты самых бедных вряд ли подрастут, так как распоряжения поднимать МРОТ не было». По мнению главы «Рокет Ворк», такие предложения — «отработка запроса на социальную справедливость, и не более». 

Обнуление сборов с фонда заработной платы

Выплаты «в конверте» и другие риски

По оценкам экспертов, в России объем «серых» зарплат превышает 10 трлн рублей и затрагивает более 30% работников. Нередко реализуется следующая схема: сотруднику официально выплачивается минимальная зарплата, все остальное — «в конверте», говорит гендиректор МКК «Колибри деньги» Евгений Чернышов.

«Если с минимального дохода налоги и взносы не будут уплачиваться вообще, это, безусловно, мотивирует предпринимателей снизить официальные зарплаты до такого минимума. В результате бюджет недополучит еще больше средств, пострадают и сотрудники, например, при оформлении больничных, декретных выплат, из-за сложностей с оформлением кредитов», — предупреждает Чернышов.

Директор по маркетингу банка Blanc Дмитрий Салатов полагает, что обнуление сборов с фонда заработной платы помогло бы частично легализовать оформление сотрудников в небольшие компании и к индивидуальным предпринимателям.

«Но зачем этой мерой пользоваться, если лимит всего 13 500 ₽. Получится, что если сотрудников будут официально оформлять, то только на МРОТ, а остальную часть зарплаты они продолжать получать «в конверте»», — согласен он.

Даже если бы и удалось избежать таких злоупотреблений, все равно остаются вопросы: например, каким образом будут компенсироваться выпадающие поступления в фонды, едва ли эту проблему решит повышение налогов для 1% высокооплачиваемых сотрудников, предупреждает глава «Колибри деньги».

ТПП предлагает обнулить не сам НДФЛ с низких доходов, а налог на предпринимателя в части зарплаты сотрудников, уточняет первый замзаведующего кафедрой макроэкономического прогнозирования и планирования Финансового университета Сергей Толкачев. «Думаю, что в этом случае будет больше опасность ухода в серые зарплатные схемы, чем в случае обнуления самого НДФЛ», — говорит эксперт.

«Безусловно, отмена сборов с фонда зарплаты приведет к тому, что зарплаты будут искусственно занижаться, с некоторыми сотрудниками будут заключаться договоры, как с самозанятыми. Будут платиться зарплаты «в конвертах». Наша страна это все уже проходила. И это ни для кого не секрет», — говорит директор по развитию «Промобот» Олег Кивокурцев.

Вряд ли малый бизнес начнет массово снижать официальные зарплаты, не согласна основатель Coddy Оксана Селендеева. «Думаю, более 80% предприятий обойдется без махинаций. Потому что бизнес в любом случае зависит от сотрудников. Если сотрудник скажет, что мне такие условия не подходят и пойдет к конкурентам, то ничего тут не поделаешь», — добавляет она.

Государство не видит в малом бизнесе высокого налогового потенциала и ему известно, что небольшие предприятия и сейчас активно используют механизм снижения заработных плат до минимально облагаемого размера, отмечает член совета МГО «Опора России» Павел Зюков.

«Использование «конвертных» выплат, индивидуальных предпринимателей и найма самозанятых для снижения налоговой нагрузки на зарплатный фонд в сфере малого бизнеса является уже привычными способами налоговой оптимизации», — заключает он.

Фото: Unsplash

Запланированное в проекте федерального бюджета на 2023-2025 годы введение новых фискальных инструментов и увеличение налоговых ставок для российских предприятий может привести к противоположному эффекту, вопреки ожиданиям властей. Госбюджет может не досчитаться денежных поступлений, в результате чего рискует сократиться по итогам следующего года, сообщает РБК со ссылкой на заключение аналитиков Российского союза промышленников и предпринимателей.

«Увеличение налоговой нагрузки в текущих условиях приведет к прямо противоположному фискальному эффекту: в результате ухудшения положения компаний из-за возросшей на них нагрузки бюджета система недополучит налоги. Тренд на хаотичное и «ползучее» повышение нагрузки нужно прекратить», — пришли к выводу эксперты отраслевой организации.

Компенсировать спад на 23% нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2023 году планируется в основном за счет усиления фискальной нагрузки на сырьевые компании и предприятия. Однако предлагаемое властями повышение НДПИ на газ и уголь может привести к росту цен на отдельные товары топливно-энергетического комплекса страны, предположили в РСПП.

«Расходы промышленных потребителей вырастут, а вкупе со снижением экономических показателей возникает риск того, что бюджет недополучит доходы от них», — заключили эксперты.

28 сентября министр финансов России Антон Силуанов заявил о планах ведомства изъять сверхдоходы сырьевого бизнеса в ближайшие три года. О планах ввести эту меру власти уже предупредили руководство энергетического холдинга «Газпром». В то же время ведомство не планирует компенсировать снижение денежных поступлений в бюджет от сырьевых компаний с помощью усиления фискальной нагрузки на граждан России.

Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов, который корректирует введенную в России с прошлого года систему взимания налога на дополнительный доход (НДД), применяемого в основном в нефтяной отрасли. Что думают об этом эксперты и сами нефтяники — в материале «Ленты.ру».

Одной из главных тем нефтегазового форума в Тюмени, завершившего свою работу 24 сентября, стало изменение налогового законодательства для нефтяной отрасли, в частности корректировка параметров налога на добавленный доход (НДД) и отмена ряда льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Негативное влияние налоговых новаций на российскую нефтяную отрасль и развитие регионов обсудили участники пленарной сессии «Будущее сегодня: новые возможности индустрии» тюменского нефтегазового форума.

Добыча без стимула

Поправки в Налоговый кодекс и Таможенный тариф в конце прошлой недели внесло в Госдуму правительство, а 22 сентября они уже были приняты в первом чтении. Поправки в Таможенный тариф с 1 января 2021 года убирают возможность для компаний устанавливать пониженную экспортную пошлину на нефть с новых месторождений с особыми физико-техническими характеристиками. Эта льгота применяется с 2013 года и касается 15 месторождений. Также убираются льготы по НДПИ при добыче сверхвязкой нефти, льготы для компаний, которые за свой счет осуществляют поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений. Взамен компаниям, которые пользовались вышеперечисленными льготами, предлагается перейти на режим НДД. Но законопроект пересматривает параметры самого налога, который играет не в пользу отдельных добывающих предприятий.

По мнению заместителя министра энергетики Павла Сорокина, необходимо приложить максимальные усилия, чтобы монетизировать имеющиеся в России ископаемые виды топлива, а не увеличивать налоговое бремя, особенно это актуально в условиях тренда на поиск возобновляемых источников энергии. «Если мы будем обкладывать дополнительными налогами нашу промышленность, которая сейчас пока еще не является лидирующей в мире, то это может оказаться очень большим бременем. Мало того что у нас ставки финансирования под все проекты очень высокие, у нас налоговая система достаточно сильно облагает налогами сектор добычи углеводородов, — заявил Павел Сорокин. — Если углеводородам осталось времени, когда они еще будут иметь ренту 30-40 лет, мы должны понимать: чтобы эти ресурсы сейчас не остались в земле, нам необходимо приложить максимальные усилия, чтобы их добыть и пустить на благо экономики».

Заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин

Заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

С ним согласился председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, который в свое время в качестве вице-премьера курировал ТЭК. По его оценке, недавние поправки Минфина в Налоговый кодекс лишили отрасль трети новых проектов. «Просто за пару дней отсекли 30-40 процентов новых проектов, выведя их за рамки общей рентабельности. И здесь очень важно рассчитывать на следующие 15 лет, а не на один год. То, что сделал Минфин, — это расчет на один год, на 2021 год, где вдруг понадобились дополнительные 100 миллиардов рублей», — категоричен Аркадий Дворкович.

Регионы под ударом

Налоговая политика в сфере ТЭК должна быть долгосрочной и стабильной, чтобы сохранить интерес инвесторов и поддержать развитие регионов. «Нельзя не признать, что стабильность налогового законодательства — это залог для гарантированных инвестиций, и в первую очередь в нефтедобычу и нефтехимию, и то, что правительство вынужденно пошло на изменения уже принятых правил игры, — в основном пострадали определенные компании», — сказал вице-премьер правительства Юрий Борисов. «Эффект на разные компании разный, и в большей степени проигрывают производители, которые использовали льготу по добыче тяжело-, высоковязкой нефти, поскольку она перестает существовать», — говорит директор по консалтингу в России IHS Markit Максим Нечаев. — Если добыча такой нефти будет приостановлена, то в будущем нарастить ее заново будет очень нелегко».

По мнению Юрия Борисова, в условиях кризиса надо искать меры по сохранению инвестиционной привлекательности и тратить больше, чтобы скорее выйти из кризисной ситуации. «Для меня как промышленника это очевидно, потому что если мы сокращаем бюджетные расходы в этом году, то и сбор в последующие годы не увеличится», — продолжил Борисов. Он выразил надежду, что предложенные изменения по налогам — это «краткосрочные меры пожарного характера». «Если мы восстановим нашу экономику, можно будет быстрее, с 2021-2022 года, обратно вернуться к более интересным механизмам, которые обеспечат преференции нашим ведущим компаниям, чтобы они динамичнее осваивали сегменты рынка», — заключил вице-премьер.

Ситуация действительно складывается сложная. «С одной стороны, изъятие около 300 миллиардов рублей в год из отрасли в условиях действия ОПЕК+ и низких цен имеет сильно негативные последствия для отрасли в части возможности финансирования новых проектов. С другой — бюджету сейчас крайне необходимы ресурсы для выполнения увеличившихся социальных обязательств из-за пандемии», — комментирует директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting Дарья Козлова. — Для сохранения статус-кво было бы правильно ввести дополнительные стимулы для новых инвестиций в отрасли начиная с 2023 года после завершения ОПЕК+ и когда рынок стабилизируется. Причем делать это необходимо уже сейчас, так как цикл инвестпланирования в нефтяной отрасли минимум пять лет, а значит, инвесторы должны быть уверены в будущем уже сейчас».

Юрий Борисов

Юрий Борисов

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Главы «нефтедобывающих» регионов также отметили, что изменение налогового режима для отрасли может негативно отразиться на социально-экономическом развитии регионов. «Со стороны регионов мы все делаем. Но я считаю, сейчас самый ответственный момент, в первую очередь со стороны федерального правительства, проводить стабильную долгосрочную налоговую политику, возможно, в обмен на инвестиции. Потому что инвестировать в энергетику можно только с пониманием, что правила игры будут долгосрочными», — отметил губернатор Тюменской области Александр Моор.

В свою очередь, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов назвал новости по изменению НДД «сильным ударом по отрасли» и указал на то, что такие налоговые изменения негативно повлияют на нефтегазовую отрасль и, как следствие, развитие региона. Он опасается, что в скором времени нефтяные компании начнут сворачивать планы и сокращать коллективы.

Гарантии для инвесторов

Представители бизнеса тоже отметили, что сохранение доходности и развитие новых проектов возможно только в условиях стабильного налогового законодательства. «С момента принятия инвестрешения до момента реализации проходит 18-20 месяцев. А решения законодательной базы, законодательной основы, льготного регулирования в том числе зачастую меняются в течение одного календарного года, а то и по несколько раз», — сказал первый вице-президент «Лукойла» Азат Шамсуаров.

Председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков

Председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков

Фото: gazprom-neft.ru

Предложения Минфина по изменению налогообложения в нефтяной отрасли приведут к снижению инвестиций в нефтяной отрасли, что лишит сырья нефтегазохимию, развитие которой хочет стимулировать правительство обратным акцизом, считает председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков. «Действительно, получается такая интересная, даже парадоксальная ситуация. С одной стороны, то решение, которое уже почти принято, по стимулированию переработки этана и СУГ — оно как раз направлено на дополнительные инвестиции, стимулирует строительство газохимических производств, но в то же самое время те новации, которые готовит Минфин, они приведут к сокращению инвестиций со стороны нефтяной отрасли», — пояснил он. «Это, безусловно, повлияет не только на региональные бюджеты и на наших смежников [нефтесервисные компании, производители материалов и оборудования для нефтегазовой отрасли], но и, безусловно, это повлияет через какое-то время на объемы добычи», — сказал Александр Дюков.

Председатель правления «СИБУР Холдинга» Дмитрий Конов согласился, что существенные регуляторные или экономические изменения создают угрозу для развития отрасли. «Смотря вперед, и карбоновый след, и фискальное регулирование нефтегаза приведут к сокращению тех возможностей, которые нефтегазохимия создает», — объяснил Дмитрий Конов. По его мнению, чтобы этого избежать, нужно создать стимул нефтегазовым компаниям расширять производство.

10 декабря 2022, 11:36 / Бизнес

Минфин допустил снижение налоговой нагрузки в стратегически важных отраслях

А решения о поиске дополнительных доходов будут приниматься исходя из обстоятельств

Замминистра финансов Алексей Сазанов на конференции «Ведомостей» рассуждает о том, как налоговая политика может помочь в достижении суверенитета / Вартан Айрапетян / «Ведомости. Конференции»

Снижение фискальной нагрузки и налоговые стимулы для отдельных отраслей, которые имеют стратегическое значение для развития экономики, – это оптимальная стратегия в условиях ограниченных ресурсов, заявил статс-секретарь, замминистра финансов Алексей Сазанов на конференции «Ведомостей» «Налоговые итоги года».

В налоговой сфере в последние годы были предприняты шаги, которые явно способствуют укреплению российского экономического суверенитета, напомнил Сазанов, отвечая на вопрос о том, как налоговая политика может помочь в достижении технологической независимости. В частности, снижение нагрузки на сектор радиоэлектроники, IT-индустрию, малый и средний бизнес, который выступает диверсифицированной базой как спроса, так и предложения, перечислил замминистра. Кроме этого, были созданы преференциальные режимы, которые создают дополнительные стимулы для инвестиций и способствуют импортозамещению в критически важных отраслях, а именно механизмы соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) и специнвестконтрактов (СПИК), добавил он.

«В условиях ограниченных ресурсов продолжение такой политики – это оптимальная стратегия, на мой взгляд», – заявил Сазанов. В то же время достичь абсолютного суверенитета невозможно, по крайней мере, если понимать это буквально – как удовлетворение спроса целиком за счет внутреннего предложения, полагает он.

«Глобализация, специализация стран [по отдельным отраслям] и технический прогресс сегодня зашли уже слишком далеко, чтобы представлялось возможным достижение абсолютного экономического суверенитета. Во всяком случае, я таких стран не знаю. Оптимальным решением здесь видится достижение экономического суверенитета в отдельных стратегически важных секторах экономики. Каждая страна здесь расставляет свои приоритеты, исходя из конкретных преимуществ, производственной базы, природных ресурсов и человеческого капитала. Невозможно предугадывать, как будут меняться обстоятельства, надо готовиться сейчас к тем внешним факторам воздействия, которые могут возникнуть. В этом и есть стратегия», – отметил замминистра.

Источники доходов

На ближайшие три года ресурсы для обеспечения сбалансированности бюджета найдены, напомнил Сазанов. Дальше вопрос необходимости поиска новых источников определяется тем, возникнут ли новые расходные обязательства, пояснил замминистра.

Замминистра согласился, что «это был сложный бюджет» (имеется в виду подготовка проекта бюджета на 2023-2025 гг.), объем аналитической работы Минфина существенно вырос вместе с потребностями по поиску дополнительных источников доходов. «Практически мобилизация доходов на триллион рублей ежегодно на ближайшие три года – это был вызов. И здесь отдельное спасибо нашей стране и тем природным ресурсам, которые у нее есть», – подчеркнул он.

В следующем году работа по анализу налоговой нагрузки будет продолжена, добавил Сазанов: «анализируем ресурсные сектора, смотрим, где есть высокая маржинальность, где есть налоговый потенциал». По его словам, в 2022 г. такими секторами были нефтегаз, удобрения, угольная отрасль. «А что будет на следующий год – надо смотреть, как будет развиваться мировая конъюнктура. Сейчас удалось найти сбалансированное решение, которое, с одной стороны, использует налоговый потенциал, а с другой стороны – обеспечивает необходимый уровень маржинальности в экономике для сохранения операционной и инвестиционной активности», – указал замминистра.

По его словам, детальная предметная аналитика позволяет находить ресурсные сектора. «Благодаря тому, что у нас есть ресурсные сектора, где мы можем изыскивать дополнительные налоги, в целом базовые параметры налоговой системы мы можем сохранять достаточно стабильными, то есть большинство компаний работающих в РФ, не испытывают роста налоговой нагрузки. Я говорю о ставках НДС, налога на прибыль, НДФЛ», – указал Сазанов.

Ключевым шагом по повышению налоговой нагрузки в этом году стало разовое изъятие у «Газпрома» сверхдоходов от продажи газа через НДПИ. Сумма поступлений в бюджет составила 1,2 трлн руб. На следующий год были также приняты ряд решений по дополнительному налогообложению добывающих отраслей, которые в общей сложности должны обеспечить в 2023-2025 гг. дополнительные поступления в размере более 3 трлн руб. В частности: повышение ставки НДПИ и увеличение ставки экспортной пошлины на природный газ с размера превышения цены уровня 300 $/м3, а также введение повышенной ставки налога на прибыль на экспортеров СПГ; корректировка демпфирующего механизма в обратном акцизе на нефтяное сырье и уточнение сопутствующей надбавки в ставке НДПИ; временное (в течение I квартала 2023 г.) повышение НДПИ на уголь и введение экспортной пошлины на удобрения и уголь при превышении определенного уровня экспортных цен.

В числе основных мер этого года, уменьшающих фискальную нагрузку, – снижение ставок ввозных пошлин на товары «критического» импорта, расширение льгот и преференций в рамках «IT-маневра», предоставление льгот для туристической ресторанной отрасли, проектов импортозамещения и ряда других.

Like this post? Please share to your friends:
  • Укажите какие способы начисления амортизации может использовать компания
  • Указан размер обеспечения заявки необходимо выбрать банковские реквизиты
  • Умвд россии по ленинскому городскому округу московской области реквизиты
  • Часы работы макси в архангельске на ленинградском в новогодние праздники
  • Часы работы мфц в железнодорожном московской области носовихинское шоссе