Условия для применения пониженного тарифа по страховым взносам для it компаний

Дата публикации: 14.12.2020 03:24

С 01.01.2021 снижены ставки страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Так, если в 2020 году общий тариф страховых взносов для таких организаций (код тарифа «06») составлял 14%, в 2021 году – 7,6%, в том числе:

— на обязательное пенсионное страхование – 6%;

— на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в т. ч. в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации, за исключением высококвалифицированных специалистов) – 1,5%; 

— на обязательное медицинское страхование – 0,1 процента.

Кроме того, с 01.01.2021 вводится новый пониженный тариф для организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции (код тарифа «22») в размере 7,6%, в том числе:

— на обязательное пенсионное страхование – 6%;

— на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%; 

— на обязательное медицинское страхование – 0,1 процента.

Условиями для применения нового пониженного тарифа страховых взносов являются:

— организация включена в реестр организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации;

— доля доходов от реализации услуг (работ) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации (для вновь созданных организаций – за расчетный (отчетный) период текущего года, для организаций, не являющихся вновь созданными – за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженному тарифу);

— среднесписочная численность работников организации составляет не менее 7 человек.

В случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно условие, а также в случае исключения ее из реестра организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям или произошло исключение из указанного реестра.

Льготы для IT-компаний в 2023 году

Иллюстрация: Max Duzij/unsplash

Новые льготы

Для стимулирования развития IT-бизнеса в российском законодательстве действуют налоговые льготы и преференции в отношении контрольной деятельности. Наиболее выгодными, с финансовой точки зрения, являются льготное налогообложение по налогу на прибыль, НДС и страховым взносам. Законодательные нововведения, связанные с IT-компаниями, были приняты для оптимизации фискальной нагрузки и перераспределения платежей в бюджет.

Дополнительной преференцией для высокотехнологичных компаний является освобождение от множества контрольных мероприятий, в том числе от выездных налоговых проверок. Ослабление государственного контроля позволит бизнесу развиваться не отвлекаясь на сопровождение различных проверок. Подобные выгоды должны стимулировать создание новых рабочих мест и повышение доходности IT-компаний.

При широком перечне возможных льгот, законодательно установлены ограничения: применять наиболее выгодные схемы налогообложения смогут только те компании, которые соответствуют определенным критериям. Причем для каждой из установленных льгот действует свой набор критериев.

Основные условия, необходимые для применения льготных ставок налогов и взносов, связаны с долей доходов от IT-деятельности и наличием государственной аккредитации. Дополнительно могут быть установлены специализированные критерии для отдельных налогов. Например, для нулевой ставки НДС при реализации ПО требуется включение реализуемой программы в государственный реестр.

Важно отметить, что предоставляемые льготы являются дополнением к уже доступным преференциям. Например, если компания является резидентом Сколково, она имеет возможность получить дополнительные льготы. Например, освобождение от НДС и налога на имущество в течение десяти лет.

Льготные ставки по налогу на прибыль

На период 2023-2024 годы ИТ-компании при соблюдении установленных критериев смогут не платить налог на прибыль, определяя величину налоговой задолженности по ставке 0%.

Для применения льготы компания должна получить в Минцифре документ о государственной аккредитации организации, ведущей деятельность в области информационных технологий. Преференции по налогу на прибыль возникают с того налогового периода, в котором был получен документ о государственной аккредитации.

Если компания была включена в специализированный реестр в середине или в конце года, применять льготу можно с начала года.

Второй обязательный критерий – доля доходов от IT-деятельности должна составлять не менее 70% от общей суммы доходов. К этому виду поступлений относят:

  • доходы от реализации разработанных и/или модифицированных налогоплательщиком программ;

  • доходы от передачи исключительных прав на собственное ПО;

  • поступления от предоставления удаленного доступа к ПО;

  • доходы от выполнения работ (оказания услуг) по разработке и адаптации программ;

  • поступления от услуг по установке, тестированию и сопровождению собственного программного обеспечения;

  • выплаты от предоставления доступа к аудиовизуальным записям;

  • доходы от передачи исключительных прав на разработанных сайт.

Доходы, которые не учитываются при расчете норматива:

  • поступления от консультационных услуг по выбору программ;

  • доходы от реализации ПО, если организация является правообладателем (но не разработчиком);

  • доход от уступки прав требования долга, возникшего по IT-деятельности.

Если оба условия выполняются нулевая ставка применяется ко всей налоговой базе. При этом других критериев применения льготы (например, численность сотрудников) законодательно не предусмотрено.

При уменьшении доли IT-доходов или исключения компании из реестра, она теряет право на льготу. Придется сдать уточненные налоговые декларации и доплатить налог на прибыль, а также – пени.

Пониженные тарифы страховых взносов

Льготный тариф взносов на социальное страхование для ИТ-компаний установлен НК в размере 7,6% для выплат в пределах единой предельной величины (в 2023 году – 1 917 000 руб.), для выплат сверх установленного лимита применяется ставка 0%. Пониженные тарифы могут применять ИТ-компании при одновременном выполнении двух условий:

  1. Организация прошла аккредитацию в Минцифру и включена в специализированный реестр. При этом пониженный страховые взносы нельзя применять ранее месяца получения документа о государственной аккредитации.

  2. Доля доходов от деятельности в сфере IT должна составлять не менее 70% от общей совокупной выручки. Расчет осуществляется по тем же правила, по которым определяется доля для применения льготы по налогу на прибыль.

Описанные условия должны соблюдаться не только по итогам года, но и результатам каждого отчетного периода, в котором компания планирует применять льготу. При этом численность сотрудников не имеет значения. Если условия выполняются, то пониженные тарифы применяются к выплатам в пользу всех физических лиц.

Льготная ставка взносов не зависит от применяемой системы налогообложения: компании на УСН имеют право применять пониженные тарифы, если работают в IT-сфере и выполняются установленные законодательством условия (аккредитация и доля IT-доходов). Важное отличие от компаний на ОСНО: при расчете доли доходов необходимо применять кассовый метод.

Для обособленных подразделений IT-компаний специальных правил не установлено, они вправе применять льготу, если организация в целом соблюдает критерии.

Некоторые компании не смогут воспользоваться пониженными ставками взносов, даже если выполняют обязательные условия. Это страхователи, которые:

  • созданы в результате реорганизации в любой форме (кроме преобразования) после 1 июля 2022;

  • реорганизованы в форме присоединения к ним другой компании после 1 июля 2022;

  • реорганизованы и из них выделены одна или несколько организаций после 1 июля 2022;

  • имеют долю прямого или косвенного участия государства не менее 50%.

Возможны ситуации, когда компания имеет право на льготные тарифы по нескольким основаниям. Например, организация может получить льготу как малое предприятие и как ИТ-компания. В этом случае необходимо самостоятельно выбрать одно основание для применения пониженных ставок. Минфин запрещает частично применять пониженные тарифы по нескольким основаниям одновременно.

Если по итогам отчетного (расчетного) периода организация не выполняет одно или оба критерия, то применять льготные ставки взносов нельзя с начала текущего года. Потребуется пересчитать взносы по общему тарифу с начала года и сдать уточненные расчеты за предыдущие периоды. Также потребуется доплатить взносы в бюджет.

Законодательно сроки доплаты не установлены, при этом штрафов и пеней не будет, если компания утратила право на пониженные тарифы в последующих отчетных периодах.

Если право на льготу было утрачено и вновь приобретено в течение года, то придется пересчитать страховые взносы по выплатам сотрудникам по пониженным тарифам с начала текущего года. После перерасчета, потребуется представить уточненные РСВ за каждый отчетный период года, за который сделали перерасчет.

Освобождение от НДС

Льгота по налогу на добавленную стоимость применяется при передаче исключительных прав на компьютерные программы и базы данных, включенные в единый реестр российского ПО, прав на использование подобных программ (баз данных). Освобождением от НДС вправе воспользоваться компании, которые передают неисключительные права по лицензионному или сублицензионному договору.

Льготный порядок налогообложения действует как для передачи прав на сами программы, так и на их обновление и дополнительные функциональные модули к ним.

Нельзя воспользоваться льготой в отношении программ, которые предназначены для получения и распространения рекламы в интернете, для поиска потенциальных клиентов и заключения сделок. В частности, освобождение от НДС недоступно для налогоплательщиков, которые передают права на ПО для организации продажи товаров дистанционным способом.

Важная особенность применения льготы – освобождение действует независимо от вида договора, по которому передаются права на ПО. С учетом норм гражданского законодательства, налоговой преференцией могут воспользоваться:

  • разработчики ПО, передающие исключительные права по договору об отчуждении;

  • обладатели исключительных прав, которые передают права лицензионному договору либо по договору присоединения;

  • компании и предприниматели, передающие права на ПО.

Права на программное обеспечение могут передаваться, в том числе по договору, который содержит элементы различных видов соглашений. В этом случае налоговой льготой можно воспользоваться, если стоимость передачи прав прописано отдельно от стоимости услуг (работ), облагаемых НДС. Дата заключения договора и способ передачи прав не важны для применения освобождения от НДС. Компьютерную программу можно передавать на материальных носителях или через удаленный доступ к сайту (базе данных).

Название договора не влияет на применение льготы. При этом в соглашении должны быть прописаны все условия, которые обязательны по нормам ГК для договора о передаче прав того или иного вида. В противном случае признать договор недействительным в силу его ничтожности может любая заинтересованная сторона: лицензиар, лицензиат, налоговая инспекция и т. д. (ст. 166 ГК).

В частности, ничтожный договор может повлечь отказ налоговиков признать платежи по нему в налоговых расходах приобретателя прав. Ведь такие затраты не обоснованы (п. 1 ст. 252 НК).

Не начислять НДС при передаче прав на ПО можно с момента включения программы (базы данных) в единый реестр российского программного обеспечения. Налоговое законодательство не устанавливает порядок подтверждения освобождения от налога. Сведения из реестра открыты и общедоступны, поэтому право на льготу можно подтвердить выгрузкой из реестра соответствующей записи о программе.

«Клерк.Премиум» – лучшая бухгалтерская подписка в стране!

  • эксперты рядом 24 на 7 — сдать годовую отчетность будет проще – эксперты помогут заполнить декларации;

  • можно задавать вопросы, заказывать статьи, смотреть любые нужные в работе вебинары;

  • цена смешная – сейчас всего 10800 рублей и курс повышения квалификации в подарок! За курсы и вебинары даем сертификаты.

Забирайте лучший бухгалтерский подарок, пока скидка!

Приостановление выездных проверок IT-компаний

В рамках дополнительных мер поддержки ФНС приостановила проведение выездных налоговых проверок IT-компаний. Этот вид контрольных мероприятий не будет назначаться на срок до 3 марта 2025 года включительно. ИФНС сможет назначить выездную проверку только с согласия руководителя (или его заместитель) вышестоящей инспекции. Для этого налоговикам необходимо будет представить мотивированный запрос.

Налоговые проверки, которые стартовали до моратория, будут завершены в общем порядке: их будет нельзя приостановить или продлить. Но при необходимости налоговые инспекторы смогут назначать дополнительные контрольные мероприятия. Важно отметить, что ограничение на проведение налоговых проверок для IT-компаний распространяется только на выездные проверки. Для камеральных, проводимых на основании поданной налоговой отчетности, подобный мораторий не установлен.

Кроме налоговых проверок, в отношении IT-компаний не будут проводиться контрольные мероприятия по соблюдению трудового законодательства, мер пожарной безопасности, санитарных правил и прочих видов контроля. Ограничения на проверки будут действовать три года.

Высокотехнологичные компании нельзя включать в планы проведения проверок на 2023 и 2024 годы. Уже начатые проверки, не завершенные до вступления в силу моратория, должны быть завершены в течение пяти дней.

Важно отметить, что мораторий вводится только на часть проверок. Контролирующие органы смогут проводить проверки по соблюдению валютного, таможенного, банковского законодательства, уплаты страховых взносов, кассовой и платежной дисциплины, контроля в области иностранных инвестиций, финансово-бюджетной сфере и прочих. Также не будет ограничений по контрольным мероприятиям по заявлениям о преступлении или нарушении антимонопольного законодательства.

Минфин уточнил, при каких условиях IT-компании могут рассчитывать на льготы по страховым взносам

Минфин уточнил условия применения российскими IT-организациями пониженных тарифов страховых взносов. 

В письме ведомства от 14.04.2022 № 03-03-06/1/32927 сообщается, что сейчас для IT-компаний тариф взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 6%, взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 1,5%, а на обязательное медицинское страхование — 0,1%.

Для IT-компаний условиями применения пониженных тарифов страховых взносов являются:

  • получение документа о государственной аккредитации организации;
  • доля доходов от деятельности в сфере информационных технологий составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации;
  • среднесписочная численность работников за расчетный (отчетный) период составляет не менее семи человек.

Если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из указанных выше условий, она лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором было допущено несоответствие установленным условиям. 

Требования к ИТ-компаниям для получения налоговых льгот снизили: главное об изменениях

Условие по количеству сотрудников убрали, а долю профильной выручки сократили до 70%

Требования к ИТ-компаниям для получения налоговых льгот снизили: главное об изменениях

Этот материал был обновлен 19.07.2022.

Президент подписал закон, который меняет условия получения налоговых льгот для аккредитованных ИТ-компаний.

Льготы для ИТ-компаний ввели с 2021 года: ставка налога на прибыль — 3% вместо 20%, а тариф страховых взносов — 7,6% вместо 30%. При этом с 1 января 2022 года до 31 декабря 2024 ставка налога на прибыль нулевая.

Новый закон смягчил требования к компаниям, которые претендуют на получение этих льгот: снизил порог профильной выручки и исключил требования о количестве сотрудников. Но с 2023 года получить налоговые послабления смогут не все: например, льготы недоступны для сервисов такси и доставки еды, операторов связи, платформ для участия в госзакупках.

Новые нормы начали действовать 14 июля 2022 года. Но отчасти закон имеет обратную силу, поэтому некоторые пункты действуют с 1 января 2022 года.

Что изменилось

Закон исключил требование к количеству сотрудников в штате. Ранее для получения льгот в компании должно было работать не менее семи человек. Теперь на льготы может претендовать, например, даже небольшая студия из трех человек.

ИТ-льготы смогут получить компании, чья профильная выручка составляет не менее 70% от общего объема доходов. Раньше эта доля должна была достигать 90%. Профильной считается выручка от разработки ПО или электроники.

Документ предусматривает и новые льготы. С 2023 года любые компании при расчете амортизации смогут применять повышенный коэффициент 3 для таких объектов:

  1. Радиоэлектронная продукция, которая входит в единый реестр.
  2. Исключительные права на программы для ЭВМ и базы данных из единого реестра российского программного обеспечения.

Амортизация — включение в налоговые расходы частями стоимости основных средств или нематериальных активов. За счет коэффициента это можно сделать в три раза быстрее.

Этой льготой могут воспользоваться все компании, которые платят налог на прибыль.

Коэффициент нельзя применить к нематериальным активам, срок полезного использования которых налогоплательщик определяет сам. Их список указан в п. 2 ст. 258 НК РФ.

Кто сможет получить льготы

Теперь профильная выручка включает в том числе доходы:

  1. От услуг по доработке, внедрению и поддержке любого российского ПО.
  2. Продажи онлайн-рекламы на своих платформах.
  3. Размещения объявлений на досках объявлений, например «Авито» и «Авто-ру».
  4. Предоставления платного доступа к контенту, в том числе по подписке.
  5. Оказания образовательных услуг с использованием собственных онлайн-платформ.
  6. Разработки и продажи российских программно-аппаратных комплексов.

Претендовать на льготы смогут и поставщики SaaS-решений через закрытые сети с хранением данных на стороне клиента.

Кто не получит льготы

Появились новые ограничения. С 2023 года получить льготы не смогут:

  1. Платформы для участия в госзакупках.
  2. Посредники в сделках с недвижимостью.
  3. Компании, оказывающие финансовые, банковские услуги и услуги на рынке ценных бумаг.
  4. Компании, оказывающие услуги по маркировке товаров.
  5. Компании, оказывающие услуги связи.
  6. Сервисы доставки еды.
  7. Сервисы такси.

Эти ограничения направлены на то, чтобы ИТ-подразделения банков и «отдельные высокорентабельные» компании вроде «Яндекс-такси» и «Яндекс-доставки» не получили дополнительных преференций, объяснил замминистра финансов Алексей Сазанов.

Кроме того, льготы не получат компании:

  1. которые появились после реорганизации или присоединения другого юрлица после 1 июля 2022 года;
  2. не менее 50% которых прямо или косвенно принадлежит государству.

Но последние ограничения не коснутся тех, кто получил государственную аккредитацию ИТ-компаний до 1 июля 2022 года и уже применял льготные ставки.

Как ИТ-компании получить льготы

Если раньше компания не соответствовала требованиям для получения льгот и платила по обычной ставке, а теперь подходит под новые критерии, она сможет обнулить налог и взносы за первое полугодие 2022 года. Для этого нужно подать уточненную декларацию по налогу на прибыль и расчет по страховым взносам за первый квартал 2022 года, а обязательства за полугодие посчитать уже с учетом поправок.

Как и раньше, для получения льгот ИТ-компания должна быть аккредитована в Минцифры. До 1 августа ведомство должно изменить порядок аккредитации, «чтобы избегать недобросовестного применения льгот». Как именно изменится порядок, пока неизвестно. Подать заявление на аккредитацию можно через портал госуслуг.

Новости, которые касаются бизнеса, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes.

Федеральный закон от 14.07.22 № 321 смягчил условия, при соблюдении которых IT-компании могут применять пониженные тарифы взносов. ФНС в письме от 20.07.22 № БС-4-11/9270@ разъяснила, как заполнить расчет по страховым взносам с учетом этих изменений в законодательстве.

Как известно, при выполнении ряда условий IT-организации могут платить страховые взносы по пониженной ставке — 7,6% (п. 2 ст. 427 НК РФ). Ранее нужно было соблюдать лимит минимальной численности работников (не менее 7 человек). При этом доля доходов от IT-деятельности должна была составлять не менее 90% в сумме всех доходов.



Бухгалтерия




Рассчитывать страховые взносы по новой, пониженной ставке


Попробовать бесплатно



Теперь эти требования смягчены. По новым правилам лимит доли доходов от IT-деятельности, необходимый для применения льгот, снижен до 70%. При этом требование о минимальном количестве сотрудников отменено. Кроме этого расширен перечень доходов, которые учитываются в доле доходов от IT-деятельности. Данные поправки вступили в силу «задним числом» — с 1 января 2022 года. (см. «Изменены условия предоставления налоговых льгот для IT‑организаций»).

В связи с этим IT-компаниям в приложении 3 к разделу 1 расчета по взносам не нужно заполнять:

  • графу 2 строк 010 — 040;
  • графу 3 строки 010.

Соответствующие изменения внесены в контрольные соотношения к РСВ (приведены в приложении к комментируемому письму).



Экстерн




Заполнить и сдать актуальную на сегодня форму РСВ через интернет


Сдать бесплатно



Автор: Марина Климова, профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

I. НДС

Начиная с налогового периода 3-й кв. 2022 г., в новой редакции применяется пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Напомним, что этой нормой от НДС освобождена реализация исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в Единый реестр российских программ и баз данных (далее – Единый реестр), прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности). Нововведение распространяет льготу на тех, кто предоставляет удаленный доступ к указанным ПО и БД через информационно-телекоммуникационные сети, отличные от интернета. Это хорошая новость для довольно широкого круга поставщиков, ведь в настоящее время активно используются локальные, корпоративные сети, сети специального назначения и т. п. Условия использования льготы не поменялись.

II. Налог на прибыль и страховые взносы

Самые яркие новшества касаются условий применения льготной ставки по налогу на прибыль (0 % в 2022-2024 гг.) и пониженного тарифа по страховым взносам (совокупные отчисления составляют 7,6 % от облагаемой базы).

Федеральным законом от 14.07.2022 № 321-ФЗ внесены изменения в п. 1.15 ст. 284 НК РФ и пп. 3 п. 1, п. 5 ст. 427 НК РФ.

Новые правила уже действуют – их распространили на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 321-ФЗ).

Сразу бросается в глаза, что из условий для применения этих льгот убрали требование о минимальной среднесписочной численности сотрудников – теперь она не значима, но требование о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, по-прежнему актуально.

В ст. 427 НК РФ больше нет деления организаций на вновь созданные и не являющиеся таковыми.

В связи с этими изменениями ФНС России уже пояснила (Письмо от 20.07.2022 № БС-4-11/9270@), что в Расчете по страховым взносам не подлежит заполнению:

  • гр. 2 строк 010-040 приложения 3 «Расчет соответствия условиям применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 3 или пп. 18 п. 1 ст. 427 НК РФ» к разделу 1;
  • гр. 3 строки 010 приложения 3 к разделу 1.

Долю доходов от профильной деятельности, необходимую для использования льготной ставки по налогу на прибыль и пониженного тарифа по страховым взносам, снизили с 90 % до 70 %. Определять, «работает» ли право на преференции стало проще:

  • долю дохода определяют по итогам каждого отчетного (налогового, расчетного) периода. Кстати, сам порядок учета доходов;
  • за отчетный период нулевая ставка, пониженный тариф применимы, если процентная доля доходов выдержана;
  • если по итогам налогового (расчетного) периода (т. е., года) организация не выполняет условие о доле доходов либо лишена государственной аккредитации, она лишается права применять льготу с начала налогового (расчетного) периода, в котором допущено несоответствие указанному условию либо утрачена государственная аккредитация. Это означает, что нужно пересчитать и доплатить налог на прибыль и страховые взносы за весь год. Если доплату произвести в срок, установленный для уплаты налога (взносов) за налоговый (расчетный) период, то пени несостоявшемуся льготнику не грозят (Письмо Минфина России от 17.02.2021 № 03-15-06/10863, Письмо ФНС России от 01.03.2017 № БС-4-11/3705). Если по итогам отчетных периодов 1-го квартала и полугодия 2022 г. условие о доле доходов не выполняется, то пониженные тарифы страховых взносов можно применять в период с 1 июля по 31 декабря 2022 г. при соблюдении условия о доле доходов по итогам периодов с 1 июля по 30 сентября 2022 г. и с 1 июля по 31 декабря 2022 г. (см. п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ).

В отчетных (расчетных) периодах 2022 г. при определении суммы всех доходов организации (т. е., 100 %) в целях расчета доли доходов от профильной деятельности не учитываются доходы от реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале организаций, если на дату реализации или иного выбытия они принадлежат налогоплательщику на праве собственности более одного года (см. п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ).

Еще одним ключевым нововведением стало существенное расширение спектра доходов, которые учитываются как профильные. К ним (в дополнении к ранее имевшемуся списку) отнесены доходы:

  • от реализации экземпляров программ для электронных вычислительных машин, баз данных (т. н., собственные программы для ЭВМ, базы данных), разработанных, адаптированных и (или) модифицированных лицом, входящим в одну группу лиц с налогоплательщиком, использующим рассматриваемые льготы, а также от передачи исключительных прав и прав пользования на такие продукты. При этом лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, признается лицо, которое прямо участвует в данной организации, либо в котором прямо участвует данная организация, либо в котором и в данной организации прямо участвует третье лицо и доля участия во всех случаях составляет более 50 % (посл. абз. п. 1.15 ст. 284, посл. абз. п. 5 ст. 427 НК РФ). Эти новые формулировки призваны облегчить использование льгот группами компаний с внутригрупповым разграничением функций;
  • от оказания услуг (выполнения работ) по разработке (включая тестирование и сопровождение) российских программно-аппаратных комплексов. Нужно иметь документ, подтверждающий отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке программно-аппаратных комплексов, выданный Минцифры, а также по адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программно-аппаратных комплексов, включенных в Единый реестр;
  • от реализации разработанных организацией программно-аппаратных комплексов, включенных в Единый реестр;
  • от оказания организацией услуг с использованием собственного ПО и БД, включенных в Единый реестр (либо в случае, если составная часть собственной программы включена в Единый реестр), по распространению рекламной информации в интернете и (или) получению доступа к такой информации, а также по предоставлению доступа к контенту;
  • от оказания образовательной организацией услуг по предоставлению доступа к электронной образовательной и (или) просветительской информации (сервисам) с использованием собственных программ для ЭВМ, баз данных, включенных в Единый реестр (либо в случае, если составная часть собственной программы включена в Единый реестр);
  • от предоставления организацией прав использования собственных программ для ЭВМ, баз данных или от оказания услуг в интернете с использованием собственных программ для ЭВМ, баз данных, включенных в Единый реестр (либо в случае, если составная часть собственной программы для ЭВМ включена в Единый реестр), по размещению и (или) продвижению предложений, объявлений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, предложений о трудоустройстве, услуг по осуществлению поиска таких предложений, объявлений (доступа к таким предложениям, объявлениям) и (или) по заключению договоров (за некоторыми исключениями).

Учитывая, что IT-отрасль обласкана льготами различного характера (далеко не только налоговыми), появляется немало желающих воспользоваться ими без должных оснований. Внося рассматриваемые изменения, законодатель оговорил, что:

  • с августа 2022 г. изменяется порядок государственной аккредитации IT-компаний (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ) – попасть с реестр становится сложнее;
  • вне зависимости от выполнения условий для использования льгот, ими не могут воспользоваться организации, созданные в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованные в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 1 июля 2022 г. Исключение сделано тех, кто получил документ о государственной аккредитации до 1 июля 2022 г. и применял льготную ставку по налогу на прибыль и пониженный тариф страховых взносов в 2022 г. (п. 3, 4 ст. 2 Федерального закона от 14.07.2022 № 321-ФЗ). Целью данного ограничения является попытка сдержать фиктивное дробление бизнеса в отрасли с целью получения незаслуженных налоговых льгот.

III. Если обычный путь – не для вас

Для тех, кто не захотел или не смог себе позволить воспользоваться нулевой ставкой по налогу на прибыль, тоже есть хорошие новости.

С 01.01.2023 обладатели нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в Единый реестр, могут применять к основной норме амортизации таких объектов специальный коэффициент ускорения до 3 (пп. 6 п. 2 ст. 259.3 НК РФ, введенный Федеральным законом от 14.07.2022 № 321-ФЗ). Установить такой коэффициент можно учетной налоговой политикой, причем подход может быть индивидуален к каждому подобному объекту – исходя из своих экономических потребностей, налогоплательщики будут определять конкретный коэффициент, который будет применяться при расчете сумм амортизации по объекту.

Повышающий коэффициент нельзя применить, если срок полезного использования объекта нематериальных активов был определен налогоплательщиком самостоятельно и фактически произвольно исходя из правила абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ. Напомним: срок полезного использования такого НМА как программа для ЭВМ или база данных может определяться следующим образом:

  • исходя из срока действия Свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных (если права на такой объект зарегистрированы правообладателем в Роспатенте),
  • исходя из полезного срока использования объекта, обусловленного соответствующими договорами,
  • если невозможно определить достоверно, то 10 лет или налогоплательщик может определить срок самостоятельно, но минимальный предел – 2 года.

Последний вариант как раз и предусмотрен абз. 2 п. 2 ст. 258 НК РФ и именно он не сочетается с применением повышающего коэффициента амортизации.

Получается, что новая норма позволяет налогоплательщику выбирать между двумя механизмами, позволяющими снизить налоговую базу по налогу на прибыль организаций: определением срока полезного использования нематериального актива, который не может быть менее двух лет, или использованием повышенного специального коэффициента к основной норме амортизации.

Для создателей (заказчиков) ПО, относящегося к сфере искусственного интеллекта, новые положения п. 3 и п. 4 ст. 257 НК РФ с 01.01.2023 г. предусматривают умножение расходов при формировании первоначальной стоимости таких нематериальных активов на коэффициент 1,5. Таким образом, можно будет списать в целях налогообложения прибыли сумму большую, чем фактически вложена в объект. Применение коэффициента – дело добровольное. Но при желании воспользоваться льготой нужно обеспечить включение объекта в Единый реестр с указанием специального признака, указывающего, что он относится к сфере искусственного интеллекта (определяется соответствующим кодом класса ПО и БД в соответствии с Приказом Минкомсвязи России от 22.09.2020 № 486).

Если права на использование по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям) программ для ЭВМ и баз данных, включенных в Единый реестр, относящихся к сфере искусственного интеллекта, не могут быть признаны нематериальными активами, то расходы, связанные с приобретением, могут учитываться в составе прочих, причем с начала 2023 г. – в размере фактических затрат и также с применением коэффициента 1,5 (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ).

Наконец, если при инвентаризации обнаружатся имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, включая ПО и БД, то доходы в виде их стоимости не следует включать в базу по налогу на прибыль. Это правило пп. 3.6 п. 1 ст. 251 НК РФ заработало с 01.01.2022 и прослужит налогоплательщикам до 31.12.2024 (до 31.12.2026 — для лиц, включенных на 01.01.2022 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства) (п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2017 № 166-ФЗ (ред. от 28.05.2022)). НК РФ не предусматривает такого механизма как модернизация НМА, поэтому значительные доработки, создание новых версий, вариантов ПО и БД зачастую заставляют признавать новый объект. Нередко осмысление этого происходит именно в ходе очередной инвентаризации. Поэтому в отличие от забытых материальных ценностей, документы по которым давно затерялись, стоимость выявленного НМА вполне может быть без труда определена. Хорошая новость: если можно собрать первоначальную стоимость выявленного НМА, его можно амортизировать, учитывая расходы в целях налогообложения прибыли (абз. 11, 12 п. 3 ст. 257, п. 2 ст. 259.1 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.08.2020 № 03-03-06/1/75787) даже несмотря на то, что от признания дохода налогоплательщик освобожден вышеуказанной нормой.

Отправить

Запинить

Твитнуть

Поделиться

Специальные предложения

Статьи по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Уставный капитал публичная компания с ограниченной ответственностью яндекс н в
  • Установленный объем работы который работник обязан выполнить в единицу времени
  • Уточнение реквизитов платежа в налоговую через личный кабинет физического лица
  • Центральный районный суд комсомольска на амуре реквизиты для оплаты госпошлины
  • Уфк по белгородской области мри фнс россии 2 по белгородской области реквизиты