Усадьба шереметьевых в москве останкино часы работы

После посещения Мемориального Музея Космонавтики мы, как и планировалось, отправились к Останкино, в Шереметьевскую усадьбу, куда не смогли попасть неделю назад (см. Усадьба Шереметьева в Останкино и Монумент Покорителям Космоса). На этот раз мы не пошли до останкинской башни, а шли вдоль ВВЦ к останкинскому парку, вдоль пруда и к усадьбе.

Немного общей информации о работе Останкино, думаю, лишней не будет. Шереметьевская усадьба Останкино находится по адресу: 1-я Останкинская ул., 5, добраться туда можно от метро ВДНХ на трамваях №11, 17 до конечной остановки, на монорельсовой дороге, либо пешком минут 15 ходьбы. Телефон – (495) 686-0288, 683-46-45. Останкино работает с 15 мая по 30 сентября. Часы работы: с 11:00 до 19:00, рабочие дни среда-воскресенье. Если идёт дождь и при высокой влажности воздуха (выше 80%) музей закрывают, поэтому перед выходом посмотрите прогноз погоды :-). Экскурсии по Останкино проводятся с 12:00 до 16:30. С 17:00 до 19:00 самостоятельный осмотр. Организованные группы до 20 человек принимаются по предварительным заявкам. Бесплатное посещение группами учащихся по спец. билетам (что это такое непонятно, просят уточнять по телефону).

Мы пришли к 15:00, купили билеты, плюс билет на фотосъёмку. Хотя билетом это назвать можно с большой натяжкой. Кассирша выдала нам стандартную липучку (на таких обычно пишут цены товаров, а потом на эти же товары и ляпают), с надписью «фотосъёмка», сказав, что её нужно прилепить на фотоаппарат.

Осмотр Останкино начинается с главного входа (не там, где вход в парк, а левее). При входе на территорию усадьбы мы хотели сдать наш рюкзак на сохранение охране, но по какой-то причине старикан, дежуривший на входе, не дал нам этого сделать. То ли мы его не поняли, то ли он нас, но из-за этого в здание усадьбы я зашёл с рюкзаком на плечах, чем сразу же вызвал недовольство смотрителей. Одна бабка (как я заметил, по большей части там работают пенсионеры) начала ворчать, почему при входе пропускают с рюкзаками, сумками и т.п. На что я ей ответил, что хотел его сдать (для меня это было бы даже лучше, мне тоже не нравится таскаться  с ним) но сделать мне этого не дали.

Забыл упомянуть одну деталь. При входе в Останкино нужно надеть старые пыльные  войлочные тапочки, дабы не испортить старинный паркет. По этой же причине, думаю, и музей работает во время дождя, осенью и зимой.

Коллекция бисера в усадьбе Останкино

Первый зал. Первый зал Останкино особого впечатления не произвёл. Залом его можно назвать с большой натяжкой. Небольшая комната, на стенах гобелены, портрет, вдоль стен старинная мебель со времен самого графа Шереметьева (интересно только какого из них). Здесь представлена коллекция бисерных вышивок Р.М. Парсеговой, которую  музею удалось приобрести в 2008 г. Различные кошельки, табакерки, веер, украшенные бисером. Некоторые предметы уникальны и не имеют аналогов в музейных и частных собраниях. Подробнее о коллекции можно почитать в самом музее.

Галерея к Итальянскому павильону в Усадьбе Останкино

За первым залом идёт галерея. Вдоль галереи стоят колонны, за ними вдоль стен красивая старинная мебель, на стенах висят картины, на потолке люстры. Галерея ведёт к Итальянскому павильону – самому нарядному павильону в усадьбе Останкино. «Плоскости его стен, членящиеся пилястрами, почти целиком заполнены зеркалами и резными золочёными панно, а богато украшенные золоченым орнаментом двери оформлены крупными лепными порталами…».

Итальянский павильон в Усадьбе Останкино

От павильона есть коридор к кабинету самого графа Шереметьева. Но туда людей не пускают, а издалека видны только стулья, стол, большая люстра над ним и окна почти до пола. Кабинет мне очень понравился, мне бы такой. Эх, мечты!

Вход в кабинет графа Шереметьева в Усадьбе Останкино

Далее по коридору напротив идём к другой галерее. Здесь также повсюду старинная мебель, лепнина, красивый расписной потолок. На прошлой неделе мы старались разглядеть всё это через окно, а теперь видим, так сказать воочию. Эта галерея оказалась последним залом, где нужно было обязательно ходить в тапочках. Осмотрев её мы их сняли и поднялись в театр.

Проходная галерея в Итальянский павильон со стороны театра в Усадьбе Останкино

Если честно театр на меня особого впечатления не произвёл, наверное не хватало экскурсовода, который бы всё это красиво подал. Всё-таки я не особо большой ценитель старины. Обычная театральная площадка, только всё старинное: те же колонны, расписной потолок, понравилась большая люстра, висевшая над зрительным залом. В зрительном зале стоят обычные современные стулья, на которых я с удовольствием присел после долгого пути до усадьбы Останкино и по самому музею. В центре сцены непонятно для чего стоял стол, вдоль стен – различные театральные принадлежности, например штуковина, имитировавшая гром. Это был большой ящик, в котором лежали камни. Ящик наклонялся, камни перекатывались, и это было, наверное, похоже на гром.

Театр в Усадьбе Останкино

И, наконец, остался последний, так называемый Египетский зал.  Египетским его называют, наверное, из-за лепнины и рисунков, выполненных в египетском стиле. Осмотр зала оказался очень коротким. Мы его, вообще-то, даже видели во время первого посещения Шереметьевской усадьбы Останкино. Погулять по залу не удастся – не пускают. Поэтому даже сфотографировать зал полностью не получилось. Войти можно только метра на 2 вглубь, дальше огорожено.

Египетский павильон в Усадьбе Останкино

Итого на осмотр Шереметьевской усадьбы у нас ушло не более 30 минут. Подводя итог можно сказать, что усадьба стоит тех денег, что вы платите за её посещение. Но лучше всего приходить до 14:00 и заказывать экскурсию, так будет намного интересней. Специально ехать только для того, чтобы посмотреть Останкино, наверное, не стоит, только если вы живёте недалеко, т.к. время на осмотр уходит минут 25-30, а на дорогу обычно час-полтора. Лучше всего после экскурсии пойти на ВВЦ или в Музей Космонавтики. Или если вы с ребёнком, то к пруду на аттракционы. Либо побывать там до усадьбы.

Как добраться до усадьбы Останкино

Доехать до станции метро ВДНХ. Затем пересесть на трамвай №11 или 17 и ехать до конечной остановки Останкино (5 и 6 остановок). Или ехать на троллейбусе №9 и 37, автобусе №85 до остановки Улица Королева (4 остановки). От станции метро Алексеевская можно также ехать на троллейбусе №9 и 37 или автобусе №85 до остановки Улица Королева (8 остановок).

Также можно попробовать оригинальный способ передвижения — монорельсовая железная дорога. При выходе из метро «ВДНХ» Вы почти сразу увидете её, посольку она проходит на значительной высоте над землей, на своеобразной эстакаде. Либо спросите у любого прохожего как пройти до монорельса. Ехать 2 остановки — от станции «Выставочный . Будьте внимательны, монорельс оснащен злыми бабками, запрещающими фотографировать!

История

Первое упоминание о селе Останкино встречается в писцовых книгах и датируется 1558 годом. Тогда село называлось Осташкино и принадлежало Василию Щелкалову. При нем была построена деревянная Троицкая церковь. В Смутное время Осташково было разорено, а Троицкая церковь сожжена.

В 1617 году имением стал владеть Иван Борисович Черкасский, который в 1625–1627 годах заново построил церковь. Этот храм также не сохранился. На его месте мастер Потехин возводит каменную церковь. Пятиглавый храм из красного кирпича с отделкой из белого резного камня и полихромными изразцами сохранился до нашего времени. Внутри храма — девятиярусный резной иконостас. Два его нижних яруса сохранились со времени постройки, остальные были построены в 18 веке. Красивый храм, большой барский дом и сад были так хороши, что в июле 1730 года имение посетила императрица Анна Ивановна, а в 1732 году четыре раза здесь принимали императрицу Елизавету Петровну. Дочь Алексея Михайловича Черкасского Варвара вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. После смерти князя имение перешло к Шереметевым и было в их владении с 1743 до 1917 года. В 1767 году Петр Борисович Шереметев пристроил к церкви колокольню. Но самые масштабные изменения были проведены при Николае Петровиче Шереметеве. Был построен дворец и разбит парк. Останкинский дворец и его хозяева всегда были в центре общественной жизни. После смерти в 1809 году Н.П. Шереметева владельцем имения стал шестилетний Дмитрий. И некоторое время дворец оставался в стороне от светской жизни. С 30-х годов 19 века Останкинский парк становится любимым местом гуляний москвичей всех сословий. Со второй половины 19 века дом Шереметевых снова оказался в центре внимания. В мае 1868 года здесь была сыграна свадьба графа Сергея Дмитриевича Шереметева с княжной Екатериной Павловной Вяземской. К концу 19 века хозяева использовали имение как источник дохода. Были построены летние дачи, которые сдавались в аренду. В 1917 году владелец имения Александр Дмитриевич Шереметев уехал из России. Останкинский комплекс был взят под охрану Комиссией по охране искусства и старины Моссовета. С 1919 года он становится государственным музеем. Храм Животворящей Троицы в настоящее время является Подворьем Патриарха Московского и всея Руси.

Новая жизнь усадьбы

В 19 в. Шереметьевы переехали в Петербург. Свою усадьбу они с этого времени стали навещать лишь изредка. Однако несмотря на отсутствие хозяев, в праздничные дни здесь все-таки продолжали устраивать гулянья, во время которых в Увеселительном саду собирались представители светских кругов столицы. Простой люд на берегу пруда устраивал пикники. Несколько позже управляющие подмосковного поместья рода Шереметьевых начали сдавать под дачи усадебные постройки. Дворец при этом можно было осмотреть по специальному разрешению, а затем его вовсе превратили в частный музей.

Останкинский дворец

Останкинский дворец построен одним из самых богатых и знатных людей своего времени графом Николаем Петровичем Шереметевым. Проект дворца создали известные русские архитекторы Ф. Кампорези, В. Бренна и И. Старов. Строительство велось в 1792–1798 гг. крепостными архитекторами графа — А. Мироновым и П. Аргуновым. Построен дворец из дерева. Оштукатуренные стены его кажутся каменными. Бледно-розовый цвет фасада дворца носил поэтическое название «цвет нимфы во время зари». Этот изысканный цвет и белые колонны создавали ощущение чистоты. Гармония линий и красота интерьеров завораживают гостей вот уже несколько столетий. Здание дворца выполнено в стиле классицизма. Главный фасад украшен величественным шестиколонным портиком коринфского ордера, установленным на выступе первого этажа. Фасад, обращенный к парку, украшает десяти колонная лоджия ионического ордера. Наружные стены дворца украшены барельефами работы скульпторов Ф. Гордеева и Г. Замараева. Самая главная часть дворца — театральный зал, соединяющийся закрытыми галереями с Египетским и Итальянским павильонами, которые использовались для парадных приемов и театральных постановок.

Архитектура и особенности

Архитектурный ансамбль включает в себя:

  1. Шереметьевский дворец (находится на реставрации). Был выполнен по проекту архитекторов Бренна, Старова и Кампорези из сибирской сосны. Снаружи использовалась штукатурка, внутри — декоративная отделка. Считается образцовым строением в стиле классицизма. Центральное место было отдано под театральный зал, построенный по лучшим французским образцам.
  2. Парадный двор. Небольшое пространство перед фасадом дворца, окруженное оградой с декоративными украшениями, имитирует театральную сцену.
  3. Действующий Храм Троицы Живоначальной XVII в. Старейшее здание комплекса, построенное (предположительно) крепостным мастером Потехиным. Шедевр популярного в Москве стиля русского узорочья. Характеризуется внешним обилием мелкого декора, высоким подклетом, тремя приделами и гульбищем. Особенностью церкви является девятиярусный иконостас, хотя от первоначального варианта сохранилась только нижняя часть с царскими вратами. В середине XIX в. была произведена реконструкция шатрового навершия в стиле нарядной ярославской традиции.
  4. Парк, история которого восходит к петровским временам, воссозданный по эскизам художников XVIII-XIX в. в., но приспособленный к условиям современности. Сегодня он входит в единое пространство с Ботаническим садом РАН и зоной отдыха ВДНХ. Здесь сохранена садовая скульптура, восстановлены фонтан, беседка «Миловзор» и парковые скамейки. В то же время проложены дорожки для занятий бегом и велосипедным спортом, отведена зона для конных прогулок, построен самый крупный в Европе скейт-парк под открытым небом.
  5. Дворцовый пруд. После реконструкции приобрел ограждение, новые дорожки и тропинки. Прилегающая к нему территория была окультурена и получила современное эстетическое оформление.

Архитектура Останкино

Театр музея-усадьбы Останкино

В то время одной из модных забав был театр. Увлечение театром у Н.П. Шереметева переросло в дело всей его жизни. По замыслу графа Останкинский дворец должен был стать Пантеоном искусств, дворцом в котором царит театр. Театр был открыт в 1795 году оперой И.Козловского на слова А.Потемкина «Взятие Измаила или Зельмира и Смелон». В труппе театра было около 200 актеров, певцов и музыкантов. В репертуаре были балет, оперы и комедии. Ставились не только произведения русских авторов, но также и французских и итальянских композиторов. Граф Шереметев устраивал праздники в честь высоких особ, которые обычно сопровождались представлением с участием талантливых актеров. На сцене театра блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова — талантливая певица. Последний праздник, в честь императора Александра I, состоялся в 1801 году. Вскоре театр был распущен, а владельцы покинули дворец. До наших дней театральный зал дошел в своем «бальном» виде, но и сегодня здесь осуществляются постановки старинных опер и звучат камерные оркестры. Зал остается лучшим по акустике залом столицы. Он выстроен в форме подковы, что обеспечивает хорошую видимость со всех мест и прекрасную акустику. Зал оформлен в голубых и розовых тонах и вмещает до 250 зрителей.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Майя_Пешкова

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Культурное наследие Российской Федерации :Останкинский дворец графа Шереметьева

Музей-усадьба Останкино в Москве – это уникальный памятник архитектуры 18 века в северной части столицы. Расположенная близко к центру она привлекает строгими формами классицистической архитектуры, красотой интерьеров дворца и тишиной старинного парка. Музей-усадьба Останкино в Москве относится к охраняемой природной зоне столицы.

Фото –Д.Козаков Боярская вотчина с прудом (XVI в.), церковью Св. Живоначальной Троицы (XVII в.), господским домом и дубравой становится в конце XVIII века дворцово-паковым ансамблем, парадной летней резиденцией графа Н.П. Шереметева

На месте современной усадьбы Останкино (первоначально Осташково) 400 лет назад стояли дремучие леса, в которых были разбросаны немногочисленные селения. В этих местах царские егеря часто охотились на медведей и лосей, за что близлежащие земли получили названия «Лосиный остров», «Лось», «Медведково».

Первое письменное упоминание о селе и его владельце относится к 1558 году. Иван Грозный отдал эти земли во владение служилому человеку Алексею Сатину, который в годы опричнины был им же и казнен. Новым владельцем имения был поставлен известный дипломат, дьяк посольского приказа Василий Щелкалов. При нем Останкино становится настоящей усадьбой (конец XVI — нач. XVII вв.). Щелканов строит боярский дом с поселением в нем деловых людей, деревянную церковь Троицы. Тогда же был вырыт большой пруд, разбит огород, засажена дубовая роща.

После Смутного времени разоренную усадьбу восстанавливали уже новые хозяева — князья Черкасские, кроме того, ими была построена сохранившаяся и поныне каменная красавица-церковь в честь Живоначальной Троицы на месте сгоревшей деревянной с пятикупольным храмом, с двумя приделами, тремя шатровыми крыльцами и колокольней с высоким шпилем (теперь увенчанной шатром).

Останкино связано с фамилией Шереметевых с 1743 года, когда граф Петр Борисович Шереметев женился на княжне Варваре Алексеевне Черкасской — единственной дочери Черкасских. В приданое она получила 24 вотчины, в число которых входило и Останкино, а сам молодой хозяин, владевший усадьбой Кусково, в Останкине создает фруктовый сад, разбивает парк, строит новые хоромы.

После смерти Шереметева-старшего (1788 год) в права наследника вступает его сын Николай Петрович Шереметев, к которому переходит не только усадьба Останкино, но и владения отца в 17 губерниях с 200 тысячами крестьян, с зажиточными селами, в которых крестьяне занимались художественными ремеслами.

Молодой граф Шереметев был одним из самых богатых и просвещенных аристократов своего времени: знал несколько иностранных языков, учился за границей, объездил множество европейских стран, знакомясь с литературой и искусством, собрал большую библиотеку.

По приезде в Россию он задумал создать в Останкине Дворец искусств с театром, художественными галереями, с богато декорированными парадными комнатами и залами, открытыми как для отечественных, так и для иноземных гостей. Он видел в этом служение не только личностным потребностям, но и славе всероссийской.

Дворец строился с 1791 по 1798 годы. В его проектировании участвовали архитекторы Джакомо Кваренги, Франческо Кампорези, а также русские архитекторы Е. Назаров и крепостной зодчий П. Аргунов. Строительство вели крепостные мастера, которыми руководили ответственные архитекторы А. Миронов, Г. Дикушин, П. Бизяев. Интерьеры оформляли также крепостные художники: декоратор Г. Мухин, художник Н. Аргунов, резчики Ф. Пряхин и И. Мочалин, паркетчики Ф. Прядченко, Е. Четвериков. Завершал отделку здания П. Аргунов.

Останкинский дворец был построен в стиле классицизма. Монументальный и величественный, он казался возведенным из камня, хотя материалом для него послужило дерево.

Общая композиция дворца исходит из схемы в виде буквы «П» с парадным двором. Здание выдержано в классической симметрии. Большой купол венчает центральную часть здания, оформленного тремя классическими портиками: центральным и двумя боковыми. Павильоны с обеих сторон (Итальянский и Египетский) соединены с главным зданием одноэтажными галереями.

Главным помещением в центре дворца является театральный зал. Следует отметить, что граф создал необычный театр, где крепостные получали хорошее актерское образование от известных русских и зарубежных артистов. Музыкальной частью заведовал композитор, капельмейстер и учитель пения Иван Дегтярев, сложными механизмами сцены управлял Федор Пряхин.

Все это было сотворено золотых рук мастерами — крепостными умельцами графа, который набирал самых способных крестьян по разным селам, посылал их учиться в Академию художеств и даже в Италию.

В 1801 году Шереметев навсегда уезжает в Петербург, женившись на молодой, но уже прославленной актрисе своего театра Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой — дочери крепостного кузнеца, не признанной в свете и умершей от чахотки в 34 года после рождения сына Дмитрия. Вскоре умирает и сам граф. Их сына воспитывала балерина того же театра Т. В. Шлыкова-Гранатова.

Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева. Украшением останкинских интерьеров является наборный художественный паркет.

С июня по сентябрь в Останкинском театре проводится традиционный фестиваль «Шереметевские сезоны», продолжающий музыкальные и театральные традиции усадьбы. Постановка опер и балетов XVIII столетия, разнообразные концертные программы, исполняющиеся в зале исторического театра, дают возможность ощутить театральное назначение Останкинского дворца, погрузиться в атмосферу усадебных праздников

Скульптуры и лепнина фасада Шереметьевского дворца

Церковь в Останкино Церковь Живоначальной Троицы (1678-1692 гг.) построена из красного кирпича. Фасады здания декорированы многоцветными изразцами с изображением цветов, фантастических птиц и животных, белокаменной резьбой, фигурной кирпичной кладкой. В центральной части церкви иконостас с иконами XVII-XVIII вв

Останкино оставалось родовым имением Шереметевых вплоть до 1917 года. После революции 1917 года усадьба была национализирована и функционировала как музей-усадьба, а с 1938 г. — как музей творчества крепостных. С тех пор здесь постоянно ведется большая научная работа по восстановлению и реставрации дворца, создаются каталоги его коллекций.

Как общедоступный музей, усадьба Останкино открылась для посетителей 1 мая 1919 г. по инициативе Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. Сейчас в музее проводится комплексная научная реставрация. Ежегодно с 18 мая по 30 сентября открытая для показа часть дворца включается в обзорную экскурсию по усадьбе

Останкинский дворец построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой и внутренней декоративной отделкой (1792-1798) в стиле русского классицизма. Архитекторы: Кампорези, Старов, Бренна. Скромный декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов на мифологические темы, стенные ниши «оживлены» скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона

Оштукатуренные стены его кажутся каменными. Бледно-розовый цвет фасада дворца носил поэтическое название «цвет нимфы во время зари». Этот изысканный цвет и белые колонны создавали ощущение чистоты. Гармония линий и красота интерьеров завораживают гостей вот уже несколько столетий.

Главный фасад украшен величественным шестиколонным портиком коринфского ордера, установленным на выступе первого этажа. Фасад, обращенный к парку, украшает десяти колонная лоджия ионического ордера. Наружные стены дворца украшены барельефами работы скульпторов Ф. Гордеева и Г. Замараева. Самая главная часть дворца — театральный зал, соединяющийся закрытыми галереями с Египетским и Итальянским павильонами, которые использовались для парадных приемов и театральных постановок

Театр музея-усадьбы Останкино
В то время одной из модных забав был театр. Увлечение театром у Н.П. Шереметева переросло в дело всей его жизни. По замыслу графа Останкинский дворец должен был стать Пантеоном искусств, дворцом в котором царит театр. Театр был открыт в 1795 году оперой И.Козловского на слова А.Потемкина «Взятие Измаила или Зельмира и Смелон». В труппе театра было около 200 актеров, певцов и музыкантов. В репертуаре были балет, оперы и комедии.

Машина ветра

Машина грома Ставились не только произведения русских авторов, но также и французских и итальянских композиторов. Граф Шереметев устраивал праздники в честь высоких особ, которые обычно сопровождались представлением с участием талантливых актеров. На сцене театра блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова — талантливая певица.

Последний праздник, в честь императора Александра I, состоялся в 1801 году. Вскоре театр был распущен, а владельцы покинули дворец. До наших дней театральный зал дошел в своем «бальном» виде, но и сегодня здесь осуществляются постановки старинных опер и звучат камерные оркестры. Зал остается лучшим по акустике залом столицы. Он выстроен в форме подковы, что обеспечивает хорошую видимость со всех мест и прекрасную акустику. Зал оформлен в голубых и розовых тонах и вмещает до 250 зрителей.

Зрительный зал Зрительный зал был невелик, но отделан с большим изяществом. Амфитеатр был отделен от партера балюстрадой, за которой между коринфскими колоннами располагались лоджии бельэтажа, и над ними, под самым потолком верхняя галерея. Залы дворца предназначались для фойе и использовались как концертные и банкетные: Египетский зал, Итальянский зал, Малиновая гостиная, картинная галерея, концертный зал и т. д. Их можно назвать парадными помещениями с хрустальными люстрами, паркетными полами, росписями, позолоченной лепниной, стильной мебелью, обивкой стен шелком, картинами, гравюрами, скульптурами. Роскошно были отделаны даже небольшие угловые комнаты и переходные галереи

Потолок театра

Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов. В оформлении парадных залов использована своеобразная театрализованная версия классицизма. В отделке интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге.
Внутреннее убранство

Внутреннее убранство дворца удивляет своей нарядностью и простотой. Большая часть декора выполнена из дерева, имитирующего мрамор, бронзу и другие материалы. Основной вид отделки залов — золоченая резьба. Большую часть резного декора выполнил резчик П.Споль. Особенно красив он в Итальянском павильоне.

Египетский зал

Узорчатый паркет из редких пород дерева, стены, обитые атласом и бархатом. Парадные залы дворца славятся золоченой мебелью 18 и начала 19 веков работы русских и европейских мастеров. Светильники, настенные и другие украшения часто выполнялись специально для Останкинского Дворца. Все предметы находятся на своих местах и дошли до нас в своем первозданном состоянии. Как писал очевидец: «… все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами».

Египетский зал Здесь также представлена коллекция портретов 18-19 вв. работы известных мастеров, а также редкие полотна неизвестных художников. К сожалению, из тридцати подлинных античных скульптур до наших дней дошло только пять. Поэтому дворцовая скульптура представлена в основном копиями. Сохранились также работы западно-европейских скульпторов Кановы и Лемуана, Буазо и Трискорни. Среди изделий из фарфора сохранились предметы из коллекции Черкасских. Это изделия японского и китайского фарфора 16-18 вв. Можно видеть и коллекцию вееров из собрания известного коллекционера Ф.Е.Вишневского .

Балкон 2 этажа
Останкинский парк

Вместе со строительством дворца Н.П. Шереметев разбил регулярный парк во французском стиле, а позже он создал пейзажный парк. Регулярный парк был основной частью так называемого Увеселительного сада, в который также входили партер и насыпная горка «Парнас», «Собственный садик» и кедровая роща. Увеселительный сад располагался рядом со дворцом. Ближайшая к имению часть рощи (так называемый Прибавочный сад) была превращена в Английский парк. Над созданием естественного пейзажного сада трудился садовник-англичанин. Были созданы 5 искусственных прудов. В саду росли дубы и липы, клен и различные кустарники — лещина, жимолость и калина. Вдоль Ботанической улицы разместился Парк скульптур. Здесь разбиты цветники, устроены две беседки с колоннами, эстрада и открытая галерея.

Музей ведет активную выставочную работу, представляя временные выставки из своих фондов как во дворце, так и за его пределами. Для посетителей открыты театр, часть парадных залов и парк. В наши дни музей-усадьба Останкино в Москве представляет собой уникальный дворцово-парковый ансамбль с единственным в России деревянным театральным зданием конца 18 века

Северо-Восток Москвы. Годы. События. Люди (рук. авторского колл. К.А. Аверьянов). М., 2012. С. 325 — 342. ISBN 978-5-9904122-1-7. Останкино — статья из Большой советской энциклопедии Останкино — статья из Нового энциклопедического словаря изобразительного искусства Глозман И. М., Рапопорт В. Л., Семенова И. Г. Кусково. Останкино. Архангельское. — М.: Искусство, 1976. — 207 с. — (Города и музеи мира).

Фото-Снежная Лиса

Серия сообщений «Архитектура Москвы»:
Часть 1 — Петровский путевой дворец. Часть 2 — Художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» Часть 3 — Царицынский парк, фото с прогулки (продолжение) Часть 4 — Культурное наследие Российской Федерации :Останкинский дворец графа Шереметьева Часть 5 — Юсуповский дворец в Большом Харитоньевском переулке в Москве.Часть 1. Часть 6 — Москва 1956 года … Часть 25 — МАРШРУТЫ ПО САМЫМ НОВОГОДНИМ УЛИЦАМ СТОЛИЦЫ Часть 26 — «Коломна городок — Москвы уголок». Уголок первозданной чистоты и прелести. Часть 27 — «Восьмое чудо света» — Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Серия сообщений «Дворцы России»:
Часть 1 — Петровский путевой дворец. Часть 2 — Дворцовые тайны. Особняк Трубецких-Нарышкиных. … Часть 4 — Культурное наследие Российской Федерации: Дворец Юсуповых на Литейном. Часть 5 — Культурное наследие Российской Федерации: Дворец Юсуповых на Мойке Часть 6 — Культурное наследие Российской Федерации :Останкинский дворец графа Шереметьева Часть 7 — Михайловский замок-последнее прибежище императора Часть 8 — Всемирное наследие ЮНЕСКО: шедевр барокко-Зимний дворец … Часть 44 — Шедевры Царского села.Часть 3.Александровский парк Часть 45 — Дворцовые интерьеры в акварелях петербургских мастеров Часть 46 — «Векзельбургский» след Янтарной комнаты

Внутреннее убранство дворца в Останкино

Внутреннее убранство дворца удивляет своей нарядностью и простотой. Большая часть декора выполнена из дерева, имитирующего мрамор, бронзу и другие материалы. Основной вид отделки залов — золочёная резьба. Большую часть резного декора выполнил резчик П.Споль. Особенно красив он в Итальянском павильоне. Узорчатый паркет из редких пород дерева, стены, обитые атласом и бархатом. Парадные залы дворца славятся золоченой мебелью 18 и начала 19 веков работы русских и европейских мастеров. Светильники, настенные и другие украшения часто выполнялись специально для Останкинского Дворца. Все предметы находятся на своих местах и дошли до нас в своем первозданном состоянии. Как писал очевидец: «… все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами».

Здесь также представлена коллекция портретов 18–19 веков работы известных мастеров, а также редкие полотна неизвестных художников. К сожалению, из тридцати подлинных античных скульптур до наших дней дошло только пять. Поэтому дворцовая скульптура представлена в основном копиями. Сохранились также работы западно-европейских скульпторов Кановы и Лемуана, Буазо и Трискорни. Среди изделий из фарфора сохранились предметы из коллекции Черкасских. Это изделия японского и китайского фарфора 16–18 веков. Можно видеть и коллекцию вееров из собрания известного коллекционера Ф.Е. Вишневского.

Экспозиция для посетителей

Коллекции музея составляют предметы искусства и интерьера как из наследия графов Шереметевых, так и собранные музейными работниками в послереволюционный период.

Вниманию посетителей предлагались:

  • богатейшая коллекция русского портрета XVIII-первой половины XIX вв.;
  • собрание наборной и золоченой мебели эпох классицизма и русского барокко;
  • европейский, русский и восточный фарфор.

Всего в музейных фондах насчитывается более 20 тыс. экспонатов.

Парк Останкино в Москве

Вместе со строительством дворца Н.П. Шереметев разбил регулярный парк во французском стиле, а позже он создал пейзажный парк. Регулярный парк был основной частью так называемого Увеселительного сада, в который также входили партер и насыпная горка «Парнас», «Собственный садик» и кедровая роща. Увеселительный сад располагался рядом со дворцом. Ближайшая к имению часть рощи (так называемый Прибавочный сад) была превращена в Английский парк. Над созданием естественного пейзажного сада трудился садовник-англичанин. Были созданы 5 искусственных прудов. В саду росли дубы и липы, клен и различные кустарники — лещина, жимолость и калина. Вдоль Ботанической улицы разместился Парк скульптур. Здесь разбиты цветники, устроены две беседки с колоннами, эстрада и открытая галерея.

Музей ведет активную выставочную работу, представляя временные выставки из своих фондов как во дворце, так и за его пределами. Для посетителей открыты театр, часть парадных залов и парк. В наши дни музей-усадьба Останкино в Москве представляет собой уникальный дворцово-парковый ансамбль с единственным в России деревянным театральным зданием конца 18 века.

Планировка

Усадьбу Шереметьев строил для своей возлюбленной – крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, с которой был тайно обвенчан. Неподалеку от поместья появился Увеселительный сад. При его планировке были совмещены разнообразные типы элементов парковой зоны. В совокупности они составили интересную композицию. Вокруг сада был возведен вал. За ним, с восточной стороны, расположили избы для прислуги, а с западной – оранжерейное хозяйство и конный двор.

Территория к северу была превращена в Прибавочный сад. В нем проложили тропинки для прогулок, высадили деревья и выкопали пруд. Возле протекающей неподалеку речки Каменки также облагородили местность. Здесь вырыли целый каскад прудов. В те времена Останкино – усадьба, в которой собиралось светское общество столицы. Здесь проводились различные мероприятия и праздники, а также показывались представления.

В настоящее время Музей-усадьба Останкино в Москве находится на реконструкции.

Музей-усадьба Останкино — усадебно-парковый комплекс XVIII—XIX вв., расположенный в Останкинском парке Москвы. Первые упоминания об этой территории, о которых известно из архивных документов, относятся к 1558 году. Известно, что ранее здесь находилась деревня Осташкино, а позднее был построен боярский дом дьяка В. Щелкалова, которым впоследствии владели члены княжеской семьи Черкасские. Сегодня напоминанием о тех временах является только пруд, ни одна постройка не сохранилась.

©

Активное развитие и застройка территории начались в середине 1700-х годов. Усадьба и прилегающие земли перешли во владение графа Петра Шереметьева, который разбил в Останкино регулярный сад, где росли цветы и фруктовые деревья. Его сын, Николай Шереметьев, очень увлекался искусством и после получения наследства, задумал превратить Останкино в один из культурных центров. Под его руководством бывшая деревня превратилась в красивейший дворцово-парковый ансамбль. В структуру комплекса входили театр с большой труппой, состоящей из крепостных крестьян, картинная галерея и библиотека. Для строительства Шереметьев пригласил лучших архитекторов — И. Старова, В. Бренна и Ф. Кампорези.

Дворец-театр распахнул свои двери в 1798 году. До второй четверти XIX века усадьбу посещали знаменитости и важные государственные деятели, среди которых были король Польши и российские императоры. Затем популярность Останкино стала угасать и усадьба пришла в упадок.

После революции дворец национализировали и превратили в Музей творчества крепостных. В 1992 году бывшую усадьбу Шереметьевых переименовали в Московский музей-усадьбу Останкино.

Сегодня в музее представлена коллекция личных вещей семьи Шереметьевых, собрание произведений искусства — живопись, мебель, фарфор, скульптура, графика, декоративное искусство и пр. Возродили и театральную деятельность. С 1996 года здесь проводится фестиваль «Шереметьевские сезоны».

Реконструкция усадьбы:

История усадьбы Останкино

Первое упоминание д.Осташкино в межевых списках приходится на середину XVI в. (1558 г.). По завещанию Ивана IV Грозного она отошла во владение его четвертой, сосланной в монастырь, жене Анне Колтовской. Однако официально история усадьбы начинается с 1584 г., когда владельцем ее стал хранитель государственной печати дьяк Василий Щелкалов. При нем в деревне были впервые построены боярские хоромы и деревянная церковь, а также вырыт пруд, сохранившийся до наших дней. Однако все постройки были сожжены в период Смутного времени.

В 1601 г. хозяевами усадьбы становятся князья Черкасские, которым она принадлежала в течение 140 лет. Владельцы использовали вотчину как охотничьи угодья. По распоряжению Михаила Яковлевича Черкасского на месте обветшавшей церквушки был возведен каменный храм, строительство которого длилось с 1678 по 1683 г.

В 1743 г. Останкино стало частью приданого Варвары Черкасской, дочери канцлера Российской империи, когда она вышла замуж за графа Петра Шереметева. С этой фамилией связано развитие памятника до 1917 г. Первоначально здесь был разбит регулярный сад, построены теплицы и оранжереи. Пара постоянно проживала в родовом имении Шереметевых Кусково, а здешние земли использовала под хозяйственные нужды. И только при их сыне тут было развернуто капитальное строительство и создан дворцово-парковый ансамбль, один из самых красивых в России.

Николай Петрович Шереметев, богач и меценат, увлеченный идеями Просвещения, воплотил в нем свою мечту о «Пантеоне искусств», в котором совмещались бы театр, библиотека и художественная галерея. Работы, начатые в 1792 г., продлились до 1798 г., когда полностью была завершена отделка интерьера. Но театр, труппа которого была набрана графом из крепостных и составляла 300 человек, открылся уже в июле 1795 г. Имение в разное время посещали польский король Станислав Понятовский, императрица Елизавета Петровна, императоры Павел и Александр I.

По свидетельству современников в Останкинском дворце Александром II был подписан проект указа об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Однако наследники не уделяли усадьбе должного внимания. Она постепенно приходила в упадок, а с последней четверти XIX в. стала застраиваться дачами.

История Останкино

После революции архитектурный комплекс был национализирован и с 1 мая 1919 г. открыт для посещения как «Останкинский дворец-музей творчества крепостных» (официальное название, закрепленное документально в 1938 г.).

С начала 80-х г.г. XX в. здесь стали возрождать театральную и концертную деятельность, а с 1996 г. начал ежегодно проводиться фестиваль классической музыки «Шереметьевские сезоны».

Здание для постановки спектаклей

Образцами при проектировании дворца, построенного графом Шереметьевым, стали лучшие европейские театры тех лет. Зрительный зал, выполненный в форме подковы, был оформлен в розовых и голубых тонах. Планировка этого помещения обеспечивала прекрасную слышимость и видимость со всех его уголков. Рассчитан зал на двести пятьдесят зрителей. Сцена, на которой играли актеры, являлась одной из самых больших в России. Ее глубина составляла двадцать два метра, а ширина – семнадцать. Обслуживали сцену нижнее, а также двухъярусное верхнее машинные отделения. Последнее из них частично сохранилось и до настоящего времени.

Для того чтобы попасть в театральный зал, необходимо было пройти через правые или левые сенцы. Через левые зрители попадали в фойе партера, которое находилось в западном крыле здания. Здесь же располагался Итальянский павильон. Его оформление в зеленовато-голубых тонах напоминало парковую зону. Через правые сенцы посетители попадали в верхнее фойе, залы которого располагались непосредственно друг за другом. В самом конце находилась картинная галерея. Интересно устроен Останкинский театр. Его можно было быстро преобразовывать в бальный зал.

усадьба останкино шереметьевский дворец

На открытии театра показали лирическую драму «Взятие Измаила». При этом основная масса приглашенных гостей являлась непосредственными участниками этого события.

Архитектура и особенности

Архитектурный ансамбль включает в себя:

  1. Шереметьевский дворец (находится на реставрации). Был выполнен по проекту архитекторов Бренна, Старова и Кампорези из сибирской сосны. Снаружи использовалась штукатурка, внутри — декоративная отделка. Считается образцовым строением в стиле классицизма. Центральное место было отдано под театральный зал, построенный по лучшим французским образцам.
  2. Парадный двор. Небольшое пространство перед фасадом дворца, окруженное оградой с декоративными украшениями, имитирует театральную сцену.
  3. Действующий Храм Троицы Живоначальной XVII в. Старейшее здание комплекса, построенное (предположительно) крепостным мастером Потехиным. Шедевр популярного в Москве стиля русского узорочья. Характеризуется внешним обилием мелкого декора, высоким подклетом, тремя приделами и гульбищем. Особенностью церкви является девятиярусный иконостас, хотя от первоначального варианта сохранилась только нижняя часть с царскими вратами. В середине XIX в. была произведена реконструкция шатрового навершия в стиле нарядной ярославской традиции.
  4. Парк, история которого восходит к петровским временам, воссозданный по эскизам художников XVIII-XIX в. в., но приспособленный к условиям современности. Сегодня он входит в единое пространство с Ботаническим садом РАН и зоной отдыха ВДНХ. Здесь сохранена садовая скульптура, восстановлены фонтан, беседка «Миловзор» и парковые скамейки. В то же время проложены дорожки для занятий бегом и велосипедным спортом, отведена зона для конных прогулок, построен самый крупный в Европе скейт-парк под открытым небом.
  5. Дворцовый пруд. После реконструкции приобрел ограждение, новые дорожки и тропинки. Прилегающая к нему территория была окультурена и получила современное эстетическое оформление.

Архитектура Останкино

Период расцвета

Новый этап формирования истории Останкино начался при графе Николае Петровиче Шереметьеве. Он был истинным ценителем и знатоком искусств, одним из образованнейших людей того периода и страстным театралом. Останкино – усадьба, где Шереметьев смог осуществить свою мечту. Граф создал в поместье театрально-дворцовый комплекс. Строительные работы велись на протяжении шести лет с 1792 г. После этого и приобрела свой окончательный облик усадьба Останкино.

Шереметьевский дворец возводили по проектам, выполненным выдающимися зодчими 18 в. Среди них — В. Бренн, Ф. Кампорези и И. Старов. Принимал участие в строительстве и крепостной архитектор И. Аргунов.

усадьба останкино часы работы

При возведении здания было использовано дерево. После этого дворец оштукатурили под камень. Окончательно сложившийся архитектурный ансамбль усадьбы стал включать театр, небольшой парадный двор. Украшением территории являлся пруд, а также пейзажный и регулярный сады.

Экспозиция для посетителей

Коллекции музея составляют предметы искусства и интерьера как из наследия графов Шереметевых, так и собранные музейными работниками в послереволюционный период.

Вниманию посетителей предлагались:

  • богатейшая коллекция русского портрета XVIII-первой половины XIX вв.;
  • собрание наборной и золоченой мебели эпох классицизма и русского барокко;
  • европейский, русский и восточный фарфор.

Всего в музейных фондах насчитывается более 20 тыс. экспонатов.

Планировка

Усадьбу Шереметьев строил для своей возлюбленной – крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, с которой был тайно обвенчан. Неподалеку от поместья появился Увеселительный сад. При его планировке были совмещены разнообразные типы элементов парковой зоны. В совокупности они составили интересную композицию. Вокруг сада был возведен вал. За ним, с восточной стороны, расположили избы для прислуги, а с западной – оранжерейное хозяйство и конный двор.

Территория к северу была превращена в Прибавочный сад. В нем проложили тропинки для прогулок, высадили деревья и выкопали пруд. Возле протекающей неподалеку речки Каменки также облагородили местность. Здесь вырыли целый каскад прудов. В те времена Останкино – усадьба, в которой собиралось светское общество столицы. Здесь проводились различные мероприятия и праздники, а также показывались представления.

Как добраться

Адрес музея-усадьбы: Москва, 1-я Останкинская улица, д. 5.

Добираться лучше всего от метро ВДНХ:

  • на трамваях № 11 или 17 до конечной (5-6 остановок);
  • троллейбусами № 9 или 37 до остановки «Телецентр»;
  • автобусом № 85 до остановки «Ул. Академика Королева»;
  • проехать 2 остановки по монорельсовой дороге в направлении Останкинской телебашни.

На троллейбусах и автобусе с теми же номерами можно доехать и от станции метро «Алексеевская», но это займет примерно в полтора раза больше времени

Архитектурный комплекс

Останкино – усадьба, строительство которой было разбито на несколько этапов. После возведения основного деревянного здания театра к нему присоединили еще несколько сооружений. Осуществилось строительство фойе бельэтажа, симметрично расположились Египетский и Итальянский павильоны, а также галереи. Все эти сооружения в плане представляли собой П-образный комплекс. При этом генеральная ось подмосковной усадьбы Шереметьевых была ориентирована на Кремль. Интересное решение приняли при оформлении парадного двора и флигелей. Вместе они напоминали сценическое пространство.

Усадьба Шереметьевых в Останкино отличается классической простотой. При этом последняя сочетается с обилием позолоты и зеркал, использованных при оформлении внутреннего интерьера помещений. Украшали комнаты дворца ценные произведения искусства.

Парк Останкино в Москве

Вместе со строительством дворца Н.П. Шереметев разбил регулярный парк во французском стиле, а позже он создал пейзажный парк. Регулярный парк был основной частью так называемого Увеселительного сада, в который также входили партер и насыпная горка «Парнас», «Собственный садик» и кедровая роща. Увеселительный сад располагался рядом со дворцом. Ближайшая к имению часть рощи (так называемый Прибавочный сад) была превращена в Английский парк. Над созданием естественного пейзажного сада трудился садовник-англичанин. Были созданы 5 искусственных прудов. В саду росли дубы и липы, клен и различные кустарники — лещина, жимолость и калина. Вдоль Ботанической улицы разместился Парк скульптур. Здесь разбиты цветники, устроены две беседки с колоннами, эстрада и открытая галерея.

Музей ведет активную выставочную работу, представляя временные выставки из своих фондов как во дворце, так и за его пределами. Для посетителей открыты театр, часть парадных залов и парк. В наши дни музей-усадьба Останкино в Москве представляет собой уникальный дворцово-парковый ансамбль с единственным в России деревянным театральным зданием конца 18 века.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Усадьба Останкино


Усадьба Останкино расположена в северо-восточной части Москвы. Первое упоминание Останкина содержится в Межевой книге Троице-Сергиева монастыря села Ростокина за 1558 год. Владелец деревни — служилый человек Алексей Сатин — приходился родственником видному государственному деятелю времён Ивана Грозного Алексею Фёдоровичу Адашеву.

На протяжении десяти с лишним лет А.Ф. Адашев, имевший сильное и благотворное влияние на царя, возглавлял Избранную Раду и принимал непосредственное участие в управлении страной. Исключительное положение Адашева вызвало зависть и неудовольствие в придворных кругах. По свидетельству современника, недоброжелателям удалось настроить царя против Адашева, в итоге Избранная рада была уничтожена, Адашев отправлен в Юрьев, где спустя два месяца умер в заточении. Затем последовала расправа над его друзьями и родственниками, в их числе был казнён и владелец Останкина Алексей Сатин, после чего имение отошло в казну, и какое-то время в нём жил «немчин Орн», предположительно служивший в созданной к тому времени Иваном Грозным опричнине. Позже Иван Грозный передал имение своей четвёртой жене Анне. В это время оно уже было большим селом с приписанными к нему деревнями.

С 1584 года останкинская усадьба числится за думным дьяком В.Л. Щелкаловым — начальником Посольского приказа, хранителем государственной печати. При нём и его сыне в селе были построены боярские хоромы и деревянная церковь во имя Троицы, вырыт пруд, сохранившийся до нашего времени, посажены рощи. В начале XVII века, в Смутное время, Останкино было разорено поляками, все постройки Щелкаловых сожжены.

В 1620 году царь Михаил Фёдорович передал Останкино с прилегающими землями боярину князю Ивану Борисовичу Черкасскому, потомку родственников второй жены Ивана Грозного, кабардинской (черкесской) княжны Марии Темрюковны. Князья Черкасские занимали видные государственные посты, были близки к царскому двору. Иван Борисович Черкасский, став владельцем Останкина, восстановил разорённую усадьбу, заново отстроил боярские хоромы и Троицкую церковь, прикупил окрестные земли. Останкино превращается в благоустроенную усадьбу.

После смерти И.Б. Черкасского в 1642 году усадьбу Останкино наследует его племянник Яков Куденетович, при котором в Останкине было заведено обширное охотничье хозяйство, в усадьбу приезжал поохотиться царь Алексей Михайлович. Сын Я.К. Черкасского — Михаил Яковлевич, унаследовавший Останкино в 1666 году, — долгое время служил воеводой в Тобольске, фактически управляя всей Сибирью. В память своего пребывания в Сибири он приказал насадить в Останкине единственную в Подмосковье кедровую рощу. В 1678 году по проекту крепостного архитектора, каменных дел мастера Павла Сидоровича Потехина вместо разрушившейся деревянной церкви была построена новая каменная, сохранившаяся до наших дней. Среди крепостных М.Л. Черкасского в подушной переписи 1678 года впервые упоминается семья крестьян Аргуновых, из которой впоследствии вышли такие видные деятели русского искусства XVIII века, как один из крупнейших портретистов своего времени Иван Петрович Аргунов, архитекторы Фёдор Семёнович и Павел Иванович Аргуновы, живописец Николай Иванович Аргунов. К началу XVIII века Останкино становится одной из самых богатых и красивых подмосковных усадеб.

В 1719 году Останкино перешло к сыну М.Я. Черкасского — Алексею Михайловичу, сенатору, тайному советнику, впоследствии занявшему пост великого канцлера. A.M. Черкасский, по свидетельству всех его знавших, отличался безупречной честностью и бескорыстием, но при этом был крайне медлителен и неуверен в себе. Тем не менее, когда при вступлении на престол Анны Иоанновны Верховный тайный совет попытался ограничить её власть, A.M. Черкасский стал одним из руководителей дворянской партии, выступившей против верховников и способствовавшей возведению императрицы на трон как самодержавной правительницы. Анна Иоанновна щедро наградила князя Черкасского, который сделался, по словам биографа, «одним из самых первых богачей в России: семьдесят тысяч душ крестьян и груды золота и бриллиантов должны были перейти в наследство к его дочери». Дочь A.M. Черкасского, Варвара Алексеевна, красивая, светская и остроумная, к тому же наследница огромного состояния, стала одной из самых завидных невест в России К ней сватались многочисленные женихи, но все они, по едкому замечанию современницы, «искали её руки, как Язон, золотой овцы — ради богатой шкуры», и княжна отказывала одному за другим. В 1743 году, тридцатидвухлетняя княжна вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, ничуть не уступавшего богатством её отцу, и прожила в счастливом супружестве двадцать пять лет. В состав её приданого, в числе двадцати четырёх других вотчин, входила и усадьба Останкино.

При П.Б. Шереметеве в Останкине были перестроены хоромы, разведён регулярный парк, установлены теплицы и оранжереи, в которых выращивались лимоны, персики и гранаты. Но главное внимание П.Б. Шереметев уделял своей родовой вотчине — Кускову, а Останкину отводил чисто хозяйственную роль.

реставрация парка останкино

Единственный сын Петра Борисовича — Николай Петрович Шереметев страстно любил театр. Выйдя в отставку в 1777 году, он всецело предался своему увлечению искусством. Современник писал, что граф мог покинуть гостей, чтобы «играть на контрабасе в оркестре со своими холопами». Мечтой Н.П. Шереметева было создание грандиозного Дворца искусств, объединяющего в себе театр, библиотеку, кунсткамеру, картинную и скульптурную галереи. Граф собирался построить такой дворец в Москве на Никольской улице, на месте старого Шереметевского дома, и даже заказал проект нескольким ведущим архитекторам. Однако по разным причинам строительство не было осуществлено. Тем не менее Н.П. Шереметев не отказался от идеи Дворца искусств и воплотил её, хотя и не полностью, в создании Дворца-театра в Останкине. В отличие от Кускова, где театр был лишь одной из «затей», в Останкине он стал сутью и смыслом всего существования усадьбы.

Дворец-театр строился с 1792 по 1798 год. Однако в основном он был уже готов к лету 1795 года, и 22 июля состоялось его торжественное открытие, ознаменованное приёмом в честь героев Русско-турецкой войны 1787—1791 годов. В театре был дан первый спектакль — музыкальная драма «Зельмира и Смелой, или Взятие Измаила» с музыкой И. Козловского на либретто поэта П.С. Потёмкина.

Со вступлением на престол Павла I Н.П. Шереметев, бывший другом детства императора, был призван ко двору. Он переехал в Петербург, навсегда покинув Останкино. Н.П. Шереметев скончался в 1809 году, оставив шестилетнего сына, Дмитрия Николаевича, круглым сиротой. Всеми шереметевскими богатствами, в том числе и Останкиным, стали распоряжаться опекуны малолетнего наследника. В 1812 году имение было разграблено французами, однако ходили слухи, что в большей части убытков были виноваты не наполеоновские солдаты, а корыстные и недобросовестные опекуны, списавшие на войну свои собственные злоупотребления.

При Д.Н. Шереметеве в Останкине изредка ещё устраивались торжества. Так, в 1817 году состоялся праздник в честь прусского короля Вильгельма III, посетившего Россию, и его зятя, будущего императора Николая I. Но золотой век усадьбы к тому времени уже миновал.

Официальный сайт музея-усадьбы Останкино

http://www.ostankino-museum.ru/

Адрес

Москва, 1-я Останкинская ул., д. 5

Как добраться

Добраться можно от ст. м. «ВДНХ», далее пешком 15 мин. или на трамваях №№ 11, 17 до ост. «Останкино». Или на троллейбусах №№ 9, 37, автобусе № 85 до ост. «Улица Королёва». От ст. м. «Алексеевская» можно доехать на троллейбусах №№ 9, 37 или автобусе № 85 до ост. «Улица Королёва» (8 остановок).

Когда посещать

Посещая Останкино нужно помнить, что это уникальный памятник деревянного зодчества, потому он может принимать посетителей только летом — с 15 мая по 30 сентября. С 2013 года музей закрыт на реставрацию. Сейчас для осмотра открыт парк, который работает с 11:00 до 20:00.

Усадьбу Останкино дважды посещал император Александр II — в 1856 году перед своей коронацией, и спустя год. Здесь он подписал один из документов, подготавливавших «Великую реформу» — отмену крепостного права.

Начиная с 1820-х годов Останкино стало дачной местностью, пользовавшейся особой популярностью среди артистов московских театров. В парке устраивались концерты, а в отсутствие хозяев желающие могли посетить и дворец.

В 1917 году усадьба была взята под опеку Комиссией Моссовета по охране искусства и старины, а в 1919 году стала музеем, который с 1938 года стал называться «Музей творчества крепостных».

В годы Великой Отечественной войны Останкино подвергалось большой опасности. В предисловии к интереснейшей и исключительной по своей полноте монографии Н.А. Елизаровой «Театры Шереметевых», вышедшей в 1944 году, говорится: «Данное исследование завершилось в те дни, когда участившиеся воздушные налеты на Москву грозили снести с лица земли деревянное здание Останкинского дворца, вокруг которого было сброшено более пятисот зажигательных бомб и несколько фугасных».

В 1992 году Останкино получило статус музея-усадьбы.

Достопримечательности в Останкино

храм в останкино

Самой старой постройкой в усадебном ансамбле Останкино является храм — церковь Живоначальной Троицы, который возводил во второй половине XVII века крепостной князя М.Я. Черкасского, каменных дел мастер Павел Сидорович Потехин. По характеру архитектурного решения церковь относится к распространённому в XVII веке типу храма — бесстолпный, с сомкнутыми сводами, с двумя приделами. Основной объём храма украшен пятиглавием, приделы завершают два рядя кокошников с барабаном и главой в центре. Основными элементами декора являются общепринятые для этого времени детали: киотцы, гирьки, арочки, ширинки, кувшинчики, балясины, розетки, а также панно и изразцы. Храм до сих пор производит впечатление своей узорчатой декоративностью.

Сейчас Троицкая церковь — действующий храм, приделы которого посвящены Тихвинской Богоматери и Александру Свирецкому.

парадный двор парк останкино

Парадный двор

Парадный двор Останкинской усадьбы представляет собой замкнутое пространство перед дворцом. Ворота Парадного двора первоначально были украшены статуями «коневожатых», которые в хозяйственных документах 1802 года описывались следующим образом: «Сверху этих будок стоят две лошади гипсовые, коих держат под уздцы два воина гипсовые». Позже эти статуи были заменены выразительными фигурами кентавров, стоящими на «будках» ворот и поныне.

дворец усадьба останкино

Останкинский дворец состоит из трёх самостоятельных зданий, объединённых проходными галереями в единый архитектурный комплекс. Центральное здание, двухэтажное, увенчанное круглым бельведером и куполом, является собственно театром. Его основную часть занимает театральный зал с артистическими уборными и машинным отделением, а все остальные помещения играют роль роскошного театрального фойе: залы первого этажа — фойе партера, второго — фойе бельэтажа.

Парк Останкино

Останкинский парк начал формироваться в конце XVI века, когда тогдашними владельцами Останкина — Щелкаловыми — при усадьбе был разбит фруктовый сад. При князьях Черкасских, в первой четверти XVIII века, парк в Останкине занимал около двух десятин земли, в нём работали семеро садовников с двумя учениками. Современник отмечал «Деревья в Останкине необыкновенно велики и высоки».

При графах Шереметевых парк занимал огромную территорию: его северная граница проходила по речке Каменке, русло которой было использовано для создания шести прудов. Кроме того, ещё один пруд был вырыт возле Яузы и другой — в середине парка.

Одновременно со строительством дворца Н.П. Шереметев начал переустройство парка. Работами руководили садовники — англичанин Маннерс и крепостной Николай Куверин. Той части парка, которая прилегает к дворцу, был придан регулярный характер: устроены крытые дорожки-трельяжи, боскеты и цветники. За регулярной частью парка простиралась огромная пейзажная, переходящая в дубовую рощу.

Сегодня на территории бывшего пейзажного парка расположены районный Парк культуры и отдыха, Ботанический сад и ВДНХ, а регулярная часть парка, обнесённая оградой, входит в состав Останкинского музея.

Перед парковым фасадом дворца расположен партер — прямоугольный, сильно вытянутый в плане зелёный газон, украшенный «гипсовым вазом». Вокруг партера проложены дорожки, вдоль которых установлены мраморные гермы, декоративные вазы и скульптурная композиция «Три грации» работы Жермони, первоначально находившаяся в Ротонде дворца.

Справа от партера возвышается искусственная горка — «Парнас», насыпанная из земли, вырытой при устройстве одного из парковых прудов. На вершине «Парнаса» стоит недавно восстановленная изящная восьмиколонная беседка «Миловзор». Возле «Парнаса» сейчас (летом 2006 года) восстанавливается ещё один садовый павильон.

По левую сторону партера раньше находилась знаменитая кедровая роща. По преданию, её насадил князь Черкасский в память о своей многолетней службе в Сибири. Впоследствии роща разрослась и стала одной из местных достопримечательностей. Старые кедры не сохранились до нашего времени, но несколько лет назад на их месте были высажены молодые. В кедровой роще когда-то стояла мраморная урна над прахом любимой собаки Н.П. Шереметева — в ближайшее время эту урну предполагается восстановить.

За партером проложены аллеи, лучами расходящиеся из двух центров и представляющие в плане чёткий геометрический рисунок, характерный для планировки регулярного парка.

Усадьба и парк Останкино на карте Москвы

Останкино – усадьба, расположенная на северо-востоке Москвы, неподалеку от известного телецентра. В былые времена здесь проводилось множество торжественных мероприятий и праздников.

останкино усадьба

Сегодня Останкино – усадьба, которую можно увидеть во многих сериалах и фильмах.

История

Останкино впервые упоминается в документах, датируемых 1558 годом. В те времена на месте нынешнего поместья находилось село, принадлежащее Алексею Сатину. Называлось оно Останкино. Несколько позже владельцем этого поселения стал хранитель государственной печати дьяк Василий Щелканов. В Останкино по его приказу был возведен боярский дом, построена церковь, посажена роща и выкопан пруд. Однако в период Смутных времен большинство построек сравняли с землей.

Восстановление зданий началось в 17 в. В это время землями Останкино стал владеть князь Черкасский. По его приказу на месте ветхой деревянной церкви возвели каменную, высадили кедровую рощу и устроили в усадьбе охотничьи угодья. Князьям Черкасским данные земли принадлежали почти целое столетие до того времени, пока Варвара Алексеевна Черкасская (единственная дочь хозяина усадьбы) не стала женой графа Петра Борисовича Шереметьева. Останкино явилось приданым невесты.

усадьба останкино как добраться

При Шереметьеве в поместье появились аллеи и сад, начали строиться увеселительные павильоны. В оранжереях по приказу нового хозяина стали высаживать декоративные и сельскохозяйственные культуры.

Период расцвета

Новый этап формирования истории Останкино начался при графе Николае Петровиче Шереметьеве. Он был истинным ценителем и знатоком искусств, одним из образованнейших людей того периода и страстным театралом. Останкино – усадьба, где Шереметьев смог осуществить свою мечту. Граф создал в поместье театрально-дворцовый комплекс. Строительные работы велись на протяжении шести лет с 1792 г. После этого и приобрела свой окончательный облик усадьба Останкино.

Шереметьевский дворец возводили по проектам, выполненным выдающимися зодчими 18 в. Среди них — В. Бренн, Ф. Кампорези и И. Старов. Принимал участие в строительстве и крепостной архитектор И. Аргунов.

усадьба останкино часы работы

При возведении здания было использовано дерево. После этого дворец оштукатурили под камень. Окончательно сложившийся архитектурный ансамбль усадьбы стал включать театр, небольшой парадный двор. Украшением территории являлся пруд, а также пейзажный и регулярный сады.

Здание для постановки спектаклей

Образцами при проектировании дворца, построенного графом Шереметьевым, стали лучшие европейские театры тех лет. Зрительный зал, выполненный в форме подковы, был оформлен в розовых и голубых тонах. Планировка этого помещения обеспечивала прекрасную слышимость и видимость со всех его уголков. Рассчитан зал на двести пятьдесят зрителей. Сцена, на которой играли актеры, являлась одной из самых больших в России. Ее глубина составляла двадцать два метра, а ширина – семнадцать. Обслуживали сцену нижнее, а также двухъярусное верхнее машинные отделения. Последнее из них частично сохранилось и до настоящего времени.

Для того чтобы попасть в театральный зал, необходимо было пройти через правые или левые сенцы. Через левые зрители попадали в фойе партера, которое находилось в западном крыле здания. Здесь же располагался Итальянский павильон. Его оформление в зеленовато-голубых тонах напоминало парковую зону. Через правые сенцы посетители попадали в верхнее фойе, залы которого располагались непосредственно друг за другом. В самом конце находилась картинная галерея. Интересно устроен Останкинский театр. Его можно было быстро преобразовывать в бальный зал.

усадьба останкино шереметьевский дворец

Театр в усадьбе графа Шереметьева торжественно открылся 22.07.1795 г. Сценические размеры позволяли производить постановку опер, написанных русскими и западноевропейскими композиторами, в которых осуществлялась быстрая смена декораций и было много массовых эпизодов.

На открытии театра показали лирическую драму «Взятие Измаила». При этом основная масса приглашенных гостей являлась непосредственными участниками этого события.

Архитектурный комплекс

Останкино – усадьба, строительство которой было разбито на несколько этапов. После возведения основного деревянного здания театра к нему присоединили еще несколько сооружений. Осуществилось строительство фойе бельэтажа, симметрично расположились Египетский и Итальянский павильоны, а также галереи. Все эти сооружения в плане представляли собой П-образный комплекс. При этом генеральная ось подмосковной усадьбы Шереметьевых была ориентирована на Кремль. Интересное решение приняли при оформлении парадного двора и флигелей. Вместе они напоминали сценическое пространство.

музей усадьба останкино

Усадьба Шереметьевых в Останкино отличается классической простотой. При этом последняя сочетается с обилием позолоты и зеркал, использованных при оформлении внутреннего интерьера помещений. Украшали комнаты дворца ценные произведения искусства.

Планировка

Усадьбу Шереметьев строил для своей возлюбленной – крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, с которой был тайно обвенчан. Неподалеку от поместья появился Увеселительный сад. При его планировке были совмещены разнообразные типы элементов парковой зоны. В совокупности они составили интересную композицию. Вокруг сада был возведен вал. За ним, с восточной стороны, расположили избы для прислуги, а с западной – оранжерейное хозяйство и конный двор.

Территория к северу была превращена в Прибавочный сад. В нем проложили тропинки для прогулок, высадили деревья и выкопали пруд. Возле протекающей неподалеку речки Каменки также облагородили местность. Здесь вырыли целый каскад прудов. В те времена Останкино – усадьба, в которой собиралось светское общество столицы. Здесь проводились различные мероприятия и праздники, а также показывались представления.

Новая жизнь усадьбы

В 19 в. Шереметьевы переехали в Петербург. Свою усадьбу они с этого времени стали навещать лишь изредка. Однако несмотря на отсутствие хозяев, в праздничные дни здесь все-таки продолжали устраивать гулянья, во время которых в Увеселительном саду собирались представители светских кругов столицы. Простой люд на берегу пруда устраивал пикники. Несколько позже управляющие подмосковного поместья рода Шереметьевых начали сдавать под дачи усадебные постройки. Дворец при этом можно было осмотреть по специальному разрешению, а затем его вовсе превратили в частный музей.

Судьба поместья после Октябрьской революции

Усадьба Останкино (фото смотрите ниже) после прихода советской власти была национализирована.

усадьба останкино фото

В 1918 г. она была превращена в государственный музей. С 1938 г. усадьбу Шереметьевых переименовали в Дворец-музей творчества крепостных. Новое название поместье получило в 1992 г. Оно стало Московским музеем-усадьбой Останкино.

Останкино сегодня

В настоящее время музей-усадьба Останкино входит в перечень особо охраняемых объектов России. Вся территория бывшего поместья графа Шереметьева может быть разделена на три части. Это Увеселительный сад, дворец и парк.

усадьба шереметьевых в останкино

В музее-усадьбе Останкино посетители могут ознакомиться с богатой коллекцией икон древней Руси, а также деревянных скульптур, изготовленных с конца пятнадцатого до начала двадцатого века. Интересна экспозиция графики и живописи, а также собрание мебели, относящейся к 14-19 вв.

Коллекционирование являлось излюбленным занятием большинства знатных людей. Увлекались этим и Шереметьевы. Их коллекции представлены в первом зале музея. После осмотра собранных здесь уникальных предметов посетителям предлагается пройти в галерею. На стенах этого помещения висят различные чертежи, проекты и обмерные рисунки 18 в. Все они связаны с проектными и строительными работами, проводимыми при возведении дворца в усадьбе Останкино. Далее посетители переходят в Итальянский павильон, который является самым пышно оформленным в усадьбе. В нем находится коридор, ведущий к кабинету графа Шереметьева. Однако гостям в него вход воспрещен. Итальянский павильон с Гравюрной галереей соединяет галерея Проходная. Это помещение является неотъемлемой частью нижнего фойе театра. Последний павильон, в который могут попасть посетители, – Египетский. Он располагается в стороне от здания дворца и соединяется с ним только небольшой по ширине Проходной галереей.

Работа музея

Вашей конечной точкой маршрута является усадьба Останкино? Как добраться до нее? От станции метрополитена ВДНХ понадобится пересесть на трамвай №№11 или 17 и доехать до конечной остановки. Можно пройтись пешком. От станции метрополитена в сторону телецентра путь займет около пятнадцати минут. Музей открывается для посетителей 15 мая. Окончание экскурсионного сезона – 30 сентября. Усадьба Останкино, часы работы которой – с 11 до 19, не принимает посетителей во время дождя или при высокой влажности воздуха. Выходные дни – понедельник и вторник.

Информация об усадьбе Останкино

Усадьба Останкино

На чтение 5 мин Просмотров 5.1к. Опубликовано 06 марта

Среди московских достопримечательностей одной из наиболее ярких является усадьба Останкино — образец русского классицизма XVIII в. Это архитектурный комплекс, включающий в себя единственный сохранившийся с тех пор дворец-театр со сценой, гримерными и подсобными помещениями, памятник старомосковского зодчества — Церковь Живоначальной Троицы и парковую зону. С 2013 г. музей-усадьба закрыт на реставрацию. Первоначально ее завершение планировалось в 2016 г., но работы затянулись и открытие музея перенесено на 2020 г.

Содержание

  1. История усадьбы Останкино
  2. Архитектура и особенности
  3. Экспозиция для посетителей
  4. Стоимость и возможность бесплатного входа
  5. Как добраться

Усадьба Останкино

Усадьба Останкино — памятник архитектуры XVIII века, расположенный в имении графов Шереметевых.

История усадьбы Останкино

Первое упоминание д.Осташкино в межевых списках приходится на середину XVI в. (1558 г.). По завещанию Ивана IV Грозного она отошла во владение его четвертой, сосланной в монастырь, жене Анне Колтовской. Однако официально история усадьбы начинается с 1584 г., когда владельцем ее стал хранитель государственной печати дьяк Василий Щелкалов. При нем в деревне были впервые построены боярские хоромы и деревянная церковь, а также вырыт пруд, сохранившийся до наших дней. Однако все постройки были сожжены в период Смутного времени.

В 1601 г. хозяевами усадьбы становятся князья Черкасские, которым она принадлежала в течение 140 лет. Владельцы использовали вотчину как охотничьи угодья. По распоряжению Михаила Яковлевича Черкасского на месте обветшавшей церквушки был возведен каменный храм, строительство которого длилось с 1678 по 1683 г.

В 1743 г. Останкино стало частью приданого Варвары Черкасской, дочери канцлера Российской империи, когда она вышла замуж за графа Петра Шереметева. С этой фамилией связано развитие памятника до 1917 г. Первоначально здесь был разбит регулярный сад, построены теплицы и оранжереи. Пара постоянно проживала в родовом имении Шереметевых Кусково, а здешние земли использовала под хозяйственные нужды. И только при их сыне тут было развернуто капитальное строительство и создан дворцово-парковый ансамбль, один из самых красивых в России.

Николай Петрович Шереметев, богач и меценат, увлеченный идеями Просвещения, воплотил в нем свою мечту о «Пантеоне искусств», в котором совмещались бы театр, библиотека и художественная галерея. Работы, начатые в 1792 г., продлились до 1798 г., когда полностью была завершена отделка интерьера. Но театр, труппа которого была набрана графом из крепостных и составляла 300 человек, открылся уже в июле 1795 г. Имение в разное время посещали польский король Станислав Понятовский, императрица Елизавета Петровна, императоры Павел и Александр I.

По свидетельству современников в Останкинском дворце Александром II был подписан проект указа об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Однако наследники не уделяли усадьбе должного внимания. Она постепенно приходила в упадок, а с последней четверти XIX в. стала застраиваться дачами.

История Останкино

Усадьба Останкино — уникальный по сохранности памятник русской архитектуры.

После революции архитектурный комплекс был национализирован и с 1 мая 1919 г. открыт для посещения как «Останкинский дворец-музей творчества крепостных» (официальное название, закрепленное документально в 1938 г.).

С начала 80-х г.г. XX в. здесь стали возрождать театральную и концертную деятельность, а с 1996 г. начал ежегодно проводиться фестиваль классической музыки «Шереметьевские сезоны».

Архитектура и особенности

Архитектурный ансамбль включает в себя:

  1. Шереметьевский дворец (находится на реставрации). Был выполнен по проекту архитекторов Бренна, Старова и Кампорези из сибирской сосны. Снаружи использовалась штукатурка, внутри — декоративная отделка. Считается образцовым строением в стиле классицизма. Центральное место было отдано под театральный зал, построенный по лучшим французским образцам.
  2. Парадный двор. Небольшое пространство перед фасадом дворца, окруженное оградой с декоративными украшениями, имитирует театральную сцену.
  3. Действующий Храм Троицы Живоначальной XVII в. Старейшее здание комплекса, построенное (предположительно) крепостным мастером Потехиным. Шедевр популярного в Москве стиля русского узорочья. Характеризуется внешним обилием мелкого декора, высоким подклетом, тремя приделами и гульбищем. Особенностью церкви является девятиярусный иконостас, хотя от первоначального варианта сохранилась только нижняя часть с царскими вратами. В середине XIX в. была произведена реконструкция шатрового навершия в стиле нарядной ярославской традиции.
  4. Парк, история которого восходит к петровским временам, воссозданный по эскизам художников XVIII-XIX в. в., но приспособленный к условиям современности. Сегодня он входит в единое пространство с Ботаническим садом РАН и зоной отдыха ВДНХ. Здесь сохранена садовая скульптура, восстановлены фонтан, беседка «Миловзор» и парковые скамейки. В то же время проложены дорожки для занятий бегом и велосипедным спортом, отведена зона для конных прогулок, построен самый крупный в Европе скейт-парк под открытым небом.
  5. Дворцовый пруд. После реконструкции приобрел ограждение, новые дорожки и тропинки. Прилегающая к нему территория была окультурена и получила современное эстетическое оформление.

Архитектура Останкино

Усадьба Останкино — деревянный дворец для летних приемов.

Экспозиция для посетителей

Коллекции музея составляют предметы искусства и интерьера как из наследия графов Шереметевых, так и собранные музейными работниками в послереволюционный период.

Вниманию посетителей предлагались:

  • богатейшая коллекция русского портрета XVIII-первой половины XIX вв.;
  • собрание наборной и золоченой мебели эпох классицизма и русского барокко;
  • европейский, русский и восточный фарфор.

Всего в музейных фондах насчитывается более 20 тыс. экспонатов.

Стоимость и возможность бесплатного входа

Пока дворец реставрируется, доступ в него закрыт. А Останкинский парк работает круглосуточно и вход на его территорию свободный. Работники музея могут предложить выездные экспозиции и виртуальные экскурсии, с условиями проведения которых и ценами за услуги можно ознакомиться на официальном сайте Московского музея-усадьбы Останкино.

Как добраться

Адрес музея-усадьбы: Москва, 1-я Останкинская улица, д. 5.

Добираться лучше всего от метро ВДНХ:

  • на трамваях № 11 или 17 до конечной (5-6 остановок);
  • троллейбусами № 9 или 37 до остановки «Телецентр»;
  • автобусом № 85 до остановки «Ул. Академика Королева»;
  • проехать 2 остановки по монорельсовой дороге в направлении Останкинской телебашни.

На троллейбусах и автобусе с теми же номерами можно доехать и от станции метро «Алексеевская», но это займет примерно в полтора раза больше времени

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Усилитель бампера газель бизнес своими руками схема
  • Условие золотого правила бизнеса является равенство
  • Условия для получения субсидии для открытия бизнеса
  • Условия кредитования малого бизнеса в разных банках
  • Услуги для населения бизнес идеи для малого бизнеса