Урок по теме основные источники финансирования бизнеса

Название предмета и класс: экономика, 10 класс

Название урока и название темы: урок №14 «Источники финансирования фирмы»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

– Источники финансирования фирмы: внутренние и внешние.

– Амортизация и коммерческие кредиты.

– Ценные бумаги: акции, облигации, вексель.

– Надёжность и доходность ценных бумаг.

– Фондовый рынок и рынок капитала.

Глоссарий по теме: накопленная прибыль, амортизация, коммерческий кредит, ценные бумаги, долевые и долговые ценные бумаги, акция, обыкновенная акция, привилегированная акция, облигация, вексель, фондовый рынок, эмиссия, финансовый институт, инвестиция, рынок капитала, неорганизованный рынок ценных бумаг, организованный рынок ценных бумаг.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Источники финансирования фирмы

Ранее в уроках мы уже сравнивали фирму с организмом. Любому живому существу для роста и развития нужно питание. Точно так же и фирме для развития нужно питаться, но питанием для фирмы являются не бутерброды с колбасой, а финансовые средства.

Представьте, вы владелец небольшой мебельной мастерской. Вы изготавливаете качественную продукцию, у вас много заказов, и вы намерены расширить бизнес. Для этого необходимо закупить новое, более мощное оборудование, возможно, арендовать новое помещение, нанять больше работников. Где же вам взять на это деньги?

Фирма для развития может использовать внутренние средства или получить деньги извне.

Внутренние средства – это средства, формирующиеся в результате хозяйственной деятельности фирмы. У фирмы есть два источника: накопленная прибыль и амортизационный фонд.

Как мы помним, продавая товары и услуги, фирма получает выручку. После оплаты расходов на производство остаётся прибыль фирмы. У предприятия есть часть расходов, не относящихся к производству (например, выплата налогов). На это уходит часть прибыли. А вот оставшаяся часть и есть накопленная (или нераспределённая) прибыль, то есть та прибыль, которую можно потратить на расширение производства.

Ещё одним источником внутренних средств является амортизационный фонд. Амортизация – стоимость замены изнашивающегося оборудования, машин, зданий. Фирма рассчитывает срок эксплуатации оборудования, делит стоимость на этот срок и каждый год отчисляет эту сумму в специальный фонд, чтобы потом иметь возможность купить новое оборудование взамен старого.

Однако фирме может не хватить внутренних средств, и тогда она может найти средства во внешних источниках. Внешними источниками могут выступать заёмные средства, продажа ценных бумаг (то есть привлечение средств инвесторов) и средства из государственного бюджета.

Заёмными средствами могут являться кредиты. Кредит может предоставить банк под определённые проценты. Кроме этого, существует коммерческий кредит. Это предоставление ресурсов в долг одним предприятием другому на условиях оплаты сегодняшней покупки в будущем.

Виды ценных бумаг

Ценные бумаги делятся на долевые и долговые. Долевые ценные бумаги удостоверяют, что владелец получает долю в имуществе компании.

Долговые ценные бумаги удостоверяют отношения долга.

К долевым относятся обыкновенные и привилегированные акции. Обыкновенная акция даёт владельцу право на получение прибыли в виде дивидендов на участие в управлении компанией и на получение части имущества в случае банкротства.

Привилегированная акция даёт владельцу право на получение фиксированных дивидендов и первоочередное получение части имущества в случае банкротства, но не даёт права участия в управлении.

К долговым ценным бумагам относятся облигации и векселя.

Облигация – долговая ценная бумага, которая удостоверяет долг фирмы, даёт право на получение процента и возврат всей суммы долга по истечению срока.

Вексель — это ценная бумага, подтверждающая обязательства должника уплатить требуемую сумму кредитору через оговорённый срок после его предъявления.

Все ценные бумаги обладают двумя характеристиками: надёжностью и доходностью.

Главное правило любого инвестирования – чем больше доходность, тем меньше надёжность (или тем больше риск).

Ценные бумаги продаются на фондовом рынке. Фондовый рынок – система экономических отношений между покупателями и продавцами ценных бумаг. Отличительная черта такого рынка – это то, что товаром здесь являются эмиссионные ценные бумаги. Эмиссия – это выпуск в обращение ценных бумаг. Она бывает частной и государственной.

Подведём итоги. Для развития предприятия фирме нужны источники финансирования. Они могут быть внутренними (то есть использование внутренних средств, таких как нераспределённая прибыль и амортизационный фонд) и внешними (кредиты, средства государственного бюджета и ценные бумаги).

Что такое фондовый рынок?

Как мы уже поняли, фондовый рынок – это особый финансовый институт, где продают и покупают ценные бумаги. На этом рынке есть три основных группы игроков: эмитенты, инвесторы и трейдеры. Эмитенты – это фирмы, которые выпускают ценные бумаги и продают их на фондовом рынке. Инвесторы – люди, которые имеют возможность и желание эти бумаги купить. Они стремятся получить от них доход, то есть заработать на дивидендах. И, наконец, трейдеры. Это те, кто получает доход не за счёт дивидендов, а за счёт изменения цен на акции, то есть спекулирует ценными бумагами. Другими словами, если вы инвестор, вы купили акции и не продаёте их, получая при этом часть прибыли компании. Трейдер же может продать акцию уже через 30 минут после покупки, так как цена на неё резко возросла. Существует ещё посредник между человеком, желающим купить акции, и фондовым рынком – это брокер.

Разобравшись в действующих лицах, давайте перейдём к рассмотрению того, что же мы можем приобрести на фондовом рынке. Это, конечно же, не помидоры с огурцами, а разные виды ценных бумаг, а именно акции, облигации, опционы и фьючерсы. Акции и облигации мы уже изучили, перейдём к оставшимся.

Опционы строятся на следующем принципе: игрок на бирже предполагает, что цена на какой-либо финансовый инструмент в течение определённого времени каким-то образом изменится. Так, мы можем предположить, например, что через сутки доллар упадёт по отношению к евро. Мы покупаем опцион, уплачивая за него некоторую сумму, которая называется премией опциона (например, 100 рублей). Через указанный нами срок (в нашем примере это день) проверяется верность нашего предположения. Если оно оказалось верно, то мы получаем назад свои деньги и плюс получаем прибыль. Если же мы не угадали, то мы теряем деньги, которые потратили на покупку опциона.

Следующий инструмент – фьючерс. Фьючерс – это обязательство одной стороны продать другой стороне некоторый товар по обговорённой цене в будущем. Рассмотрим на примере. Фирма А хочет приобрести у фирмы Б пять тонн товара В через год. В данный момент этот товар стоит, например, 100 тысяч за тонну. Фирмы оформляют фьючерс, и фирма Б обязуется через год продать фирме А это количество товара по той цене, которая была зафиксирована на момент оформления фьючерса. При этом цена на товар В может в течение года как расти, так и понижаться, но сделка будет совершена в соответствии с ценой, указанной во фьючерсе.

И напоследок ещё одно важное определение. Слушая экономические новости, вы можете часто услышать не совсем понятное словосочетание «голубые фишки». Давайте разберёмся, что оно означает. Оно пришло на фондовый рынок из мира игрового бизнеса. В казино это самая дорогая фишка. В мире финансов она превратилась в акции крупнейших и самых надёжных компаний.

Соотношение надёжности и доходности ценных бумаг

Как мы поняли из урока, ценные бумаги обладают двумя характеристиками: надёжностью и доходностью. Надёжность отражает вероятность потерять вложенные средства. Доходность покажет, какой доход вы получите в случае, если приобретёте этот финансовый инструмент. Мы также сформулировали основной закон инвестирования – чем выше доходность, тем больше риск (или тем меньше надёжность).

Разные ценные бумаги обладают разной степенью надёжности и, соответственно, доходности. Так, самая высокая надёжность – у государственных ценных бумаг (государственных облигаций), вслед за ними идут региональные и муниципальные. Далее следуют корпоративные долговые бумаги, за ними – акции. Причём внутри акций тоже есть разделение. Привилегированные акции более надёжны, чем обыкновенные (так как, как мы помним, они имеют первоочередное право на получение части прибыли в случае банкротства предприятия). Но и доходность таких акций будет ниже. Если в акции написано, что владелец получает 10% от номинальной стоимости акции, то он в любом случае получит 10%, в то время как владелец обыкновенной может получить 20% (если у фирмы высокая прибыль) или не получить ничего (если прибыли нет).

Для расчёта доходности существует следующая формула:

Д = (Ск.п. – Сн.п.) : Сн.п. x 100%,

где Сн.п. – это стоимость ценной бумаги на момент покупки, Ск.п. – это стоимость на конец периода владения ценной бумагой.

В общем, совершая инвестирование в любой финансовый инструмент, мы всегда должны помнить главное правило инвестирования – чем выше доход, тем больше риск.

Рынок капитала

Подробно рассмотрев устройство фондового рынка, мы с вами начали знакомство с рынком капитала. Это такой рынок, где покупается и продаётся денежный капитал. Фондовый рынок – одна из составных частей этого рынка. Если представить структуру рынка капитала, то она сведётся к 4 основным компонентам: кредитный рынок; рынок акций; государственные инвестиции; рынок облигаций.

Давайте поподробнее рассмотрим кредитный рынок. Кредит – это денежная ссуда, выдаваемая кредитным учреждением фирме на условиях возвратности и под определённый процент. Другими словами, фирма должна будет вернуть всю сумму, которую она заняла, и заплатить процент за то, что она этими деньгами пользовалась.

Чтобы рассчитать, какую сумму заёмщик выплатит банку в конце срока, можно использовать формулу простых процентов. Она выглядит следующим образом:

Sn = S0 x (1 + I : 100 x n),

где Sn – сумма в конце срока, S0 – изначальная сумма, i – процент, n – срок кредита.

Организованный и неорганизованный рынок ценных бумаг

Мы уже познакомились с понятием «фондовый рынок» и поняли, что там продаются и покупаются ценные бумаги. Очень часто такой рынок, то есть рынок ценных бумаг, делят на два типа – организованный и неорганизованный.

Организованный или биржевой рынок ценных бумаг является рынком аукционного типа, то есть, где ценные бумаги продаются путём гласных торгов. Это наиболее распространённый вид рынка ценных бумаг. Главными характерными чертами является наличие твёрдо установленных правил между игроками на рынке.

Но существует также и неорганизованный рынок ценных бумаг. Его также называют свободный, розничный или внебиржевой. Это такой рынок, где обращение ценных бумаг ведётся без соблюдения единых для всех участников рынка правил. Другими словами, торговля здесь происходит стихийно, не существует одних твёрдых правил, которых придерживаются все игроки, никакой информации о сделках не фиксируется. Такой вид отношений выгоден, если сделки небольшие и выходить на профессиональный, биржевой рынок выходит очень дорого.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Вставьте нужные слова в пропуски в тексте.

Как мы знаем, существует два типа ценных бумаг: 1.____ и 2.____. К первому типу относятся 3.____ и 4.____ акции. Ко второму – 5.____ и 6.____. Все ценные бумаги обладают двумя важными характеристиками: 7. _____ и 8.______

Элементы:

А. долевые; Б. долговые; В. обыкновенные; Г. привилегированные; Д. облигации; Е. векселя; Ж. надёжность; З. доходность.

Решение:

Как мы знаем, существует два типа ценных бумаг: долевые и долговые. К первому типу относятся обыкновенные и привилегированные акции. Ко второму – облигации и векселя. Все ценные бумаги обладают двумя важными характеристиками: надёжность и доходность.

  1. Соотнесите вид финансирования с источником.

Две категории: Внешние и внутренние.

Элементы: 1. амортизация; 2. нераспределённая прибыль; 3. коммерческий кредит; 4. грант от государства; 4. привилегированные акции; 5. облигации; 6. банковский кредит; 7. обыкновенные акции; 8. вексель.

Решение:

Внешние: 3, 4, 5, 6, 7, 8;

Внутренние: 1, 2.

Обязательная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 73–77.
  2. Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М. : Вита-Пресс, 2018. – С. 123–128, 166–176.
  3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10, 11 классы / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. – М. : Вита-Пресс, 2014. – 400 с. – С. 80–134.

План-конспект урока

«Источники финансирования предпринимательства»

Цели урока:

  • образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний об источниках финансирования предпринимательства; проверить итоговые знания учащихся по курсу “Основы предпринимательства”;
  • развивающая: способствовать формированию и развитию у учащихся экономического мышления;
  • воспитательная: продолжить работу по воспитанию нравственных качеств, трудолюбия, бережного отношения к материальным ресурсам.

Тип урока: комбинированный – урок повторения, контроля, систематизации, обобщения знаний и изложения нового материала.

Форма: деловая игра “Финансирование бизнеса”.

Методы обучения и контроля: объяснение, беседа с закреплением материала; демонстрация презентации; контроль усвоения материала с помощью тестов.

Межпредметные и внутрипредметные связи: математика, обществознание, технология.

Оснащение урока:

  1. Презентация «Источники финансирования бизнеса».
  2. Раздаточные материалы – незаполненная схема “Источники финансирования предпринимательства”;
  3. Клей-карандаш.

Литература:

  1. Бударина А.В. и др. Основы предпринимательской деятельности: Кн. для учителя / А.В. Бударина, И.Б. Соловьева, А.Ф. Степина. – М.: Просвещение, 2002. – 188 с.
  2. Заиченко Н.А. Букварь для Рокфеллеров. Учебное пособие для учащихся 6–8 классов. СПб: СМИО Пресс, 2000. – 120 с., ил.
  3. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с.: ил.
  4. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000. – 208 с.
  5. Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П.С., Синица Н.В. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: “Вентана–Граф”, 2000. – 240 с.
  6. Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс: Учебное пособие для учащихся 10–11 классов. – М.: “Начала–Пресс”, 2000. – 160 с.: табл., графики, диаграммы.
  7. Литература для дополнительного внеклассного чтения:

Теодор Драйзер “Трилогия желания” (романы “Финансист”, “Титаник”, “Стоик”).

Ход урока

1. Организационный момент (3 мин.):

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • постановка цели урока.

2. Актуализация знаний учащихся, постановка цели урока, проверка д/з (12 мин.).

Господа предприниматели! На предыдущих собраниях Вы “учредили” два предприятия: Товарищество на вере “Blackwood” и ресторан блюд китайской кухни «Красный Дракон», разработали для каждого из них Устав и Учредительный договор. Давайте посмотрим бизнес-планы, подготовленные фирмами.(просмотр презентаций) Спасибо, думаю ваши бизнес-планы будут одобрены учредительным советом. Сегодня в повестке дня собрания – один вопрос: необходимо определить основные источники финансирования Вашего бизнеса.

3. Изложение нового материала (20 мин.).

Вы разработали бизнес-план, в котором определили количество денег, необходимых на начальном этапе, т.е. рассчитали размер стартового капитала. В любом бизнесе без стартового капитала не обойтись. Английская пословица гласит: “Кто хочет собрать урожай денег, должен их посеять”. А еще во II в. до н.э. римский актер, комедиограф и поэт Плавт Тит Макций заметил: “Чтобы заработать деньги, их надо потратить”.

Учитель задает вопрос: “Для каких целей нужны деньги на начальном этапе деятельности предприятия?”

Ответ: “На начальном этапе деньги нужны на создание и регистрацию предприятия, опытно–конструкторские разработки, закупку сырья и материалов, заработную плату, оплату аренды помещений и коммунальных услуг, закупку оборудования и инструментов, плату за телефон и лицензию, а также на другие нужды”.

Учитель: “Каждый участник предприятия может внести в стартовый капитал свой вклад, ответив на вопросы тестового задания. За каждый правильный ответ засчитывается один балл, цена которого эквивалентна 10000 руб. стартового капитала”. (Учащимся выдаются контрольные задания, содержащие 7 тестов. Максимальное количество баллов – 9. По истечении этого времени учащиеся обмениваются листами с ответами на контрольные задания и проверяют их правильность. Во время проверки учитель называет номер вопроса и правильный ответ. Дети работают красными ручками, зачеркивают неправильные ответы и вместо них вписывают правильные.

1 — 3, 2 – 3, 3 – 1, 4 – 1,2,3, 5 – 3, 6 – 3, 7 – 1.

Подсчитывается сумма баллов по каждому учащемуся. Кроме того, учащиеся получают оценки, критерии которых размещаются на классной доске.

После взаимопроверки учащиеся возвращают друг другу листы с ответами и оценками. “Руководитель” каждого предприятия суммирует баллы своих участников, переводит их по ранее объявленному курсу в рубли, называет итоговую сумму и имена учащихся, внесших наибольший вклад в стартовый капитал своего “предприятия”.

Учитель подводит итог: “Интеллект, знания – это капитал!”

Руководители” предприятий рассчитывают недостающие средства для стартового капитала.

Психогимнастика «Птенец»

(с элементами дыхательной гимнастики) (5 мин.).

Говоря о необходимых предпринимателю качествах мы отмечали и стрессоустойчивость, то есть обладание устойчивой психикой, крепкой выдержкой, умением держать себя в любой ситуации, не показывать своих эмоций. Для этого нужно заниматься психогимнастикой.

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальцу сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, своим ровным спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту сердца и дыхание. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам!

Господа предприниматели!

Предлагаю Вам выяснить, где взять недостающие для стартового капитала средства, т.е. определить источники финансирования вашего бизнеса. Вклейте в тетради полученные схемы “Источники финансирования предпринимательства” и заполняйте их в ходе объяснения.

Источники финансирования предпринимательства.

Внутренние

Внешние

личные средства

банковский кредит

прибыль

торговый кредит (это продажа товаров с отсрочкой платежа, которую предоставляют друг другу сами предприятия)

продажа акций

объединение с другими предприятиями (фирма, испытывающая недостаток в средствах, может найти партнеров, у которых такие же проблемы. Создавая совместный бизнес, партнеры получают возможность расширить свои финансовые ресурсы за счет их объединения)

государственные субсидии — частичное финансирование фирмы в тех случаях, когда государство считает нужным это делать (полезно для экономики страны или для достижения иных, социальных целей в обществе например, для сохранения рабочих мест). Главное отличие государственной субсидии от банковского кредита в том, что от государства фирма получает финансы бесплатно и безвозвратно

государственный заказ — государство заказывает фирме изготовление той или иной продукции и объявляет себя ее покупателем. есть у самого предприятия.Например, если в стране железные дороги принадлежат государству, оно может заказать частной фирме вагоны и локомотивы и закупить всю партию. Государство здесь не финансирует затраты, а объявляет себя заказчиком и покупателем продукции, чем заранее обеспечивает фирме доход от продажи товаров. Получить госзаказ можно только на конкурсных условиях. Основные требования к предприятиям, участвующим в конкурсе на получение госзаказа: опыт работы, наличие финансовых и материальных ресурсов, отсутствие задолженности по обязательным платежам, репутация фирмы

4. Закрепление знаний учащихся (5 мин.).

Итак, господа предприниматели! На сегодняшнем заседании Вы познакомились с основными источниками финансирования бизнеса. Предлагаю Вам посоветоваться и к следующему уроку определить возможные источники поступления в ваши фирмы недостающих финансовых средств. На предприятии вести учет финансов и материальных ценностей поручается бухгалтеру, и, зачастую, не одному, а целому отделу, который называется бухгалтерией. Получить профессию бухгалтера можно в высших и средних учебных заведениях.

В завершении мне хочется привести девиз одного из богатейших семейств планеты – Ротшильдов: “Капитал – согласие, честность, трудолюбие” и рекомендовать вам прочесть “Трилогию желания” американского писателя Теодора Драйзера  (романы “Финансист”, “Титаник”, “Стоик”).

5. Подведение итогов урока учителем (5 мин.).

Благодарю Вас за плодотворную совместную работу на уроке; оценку результатов Вашего сегодняшнего труда Вы определили сами, опираясь на критерии. Будьте уверены в себе и своих силах, и удача всегда будет сопутствовать вам. Успехов, всего хорошего!

Для
того чтобы начать своё дело необходимы средства. Прежде чем получить прибыль,
приходиться понести определённые издержки. Именно поэтому
предпринимательство и считается рискованным делом: средства потратил, а прибыль…
может, будет, а может, и нет.

Проблема
поисков источников финансирования встаёт перед фирмой и тогда, когда требуется
расширить производство, и тогда, когда наступают «тяжёлые времена», которые
как-то надо пережить.

Источники финансирования бизнеса

Все
возможные источники пополнения капитала можно разделить на две большие группы: внутренние
и внешние.

Фирма
может инвестировать в собственное развитие часть полученной прибыли. Можно
продать или сдать в аренду неиспользуемое оборудование, пустующие площади.
Снизить уровень запасов сырья, комплектующих, для торговых предприятий –
товаров. Иногда для этих целей используется амортизационный фонд, то есть те
отчисления, которые делаются в счёт необходимой в будущем замены оборудования.

Внутренние и внешние источники финансирования

Внутреннее
финансирование
имеет несколько весомых плюсов. Фирме не
приходится нести никаких дополнительных расходов.

Не
надо, например, отдавать кому-то часть прибыли: банковские проценты по кредиту
или дивиденды акционерам. Владелец (или владельцы) предприятия полностью
сохраняют контроль над производством
и сбытом продукции в своих руках.

 Минус
один, но ещё более весомый: внутренних источников часто элементарно не
хватает для обновления основных фондов, для расширения производства, для
реализации нового бизнес-проекта.

Тогда
приходится прибегать к внешним источникам. Первое, что приходит
на ум – кредит. Он выдаётся на определённый срок на условиях
возвратности, платности и гарантированности. Кредиты предлагают многие банки. В
большинстве случаев предприятие вполне свободно решает, как именно эти средства
будут использоваться. Но нужно помнить не только о необходимости их
своевременного возврата, даже в случае банкротства фирмы, но и о том, что
выплата задолженности и процентов по ней может серьёзно увеличить издержки
производства. К тому же, достаточно редко банки идут на предоставление
долгосрочных кредитов (более чем на три года), а некоторым проектам для
реализации требуется больше времени. Кроме того, в обеспечение кредита часто
предприятие должно предоставить залог, который может быть равен сумме взятого в
долг.

Кредит

Кредит
бывает не только банковский, но и коммерческий. Его
предприятия-партнёры предоставляют друг другу в форме аванса, предоплаты или
отсрочки платежа. Условия коммерческого кредита более лояльны, проценты по нему
чаще всего меньше. Но он не может быть долгосрочным.

Привлечь
дополнительные средства можно также, включив в число учредителей фирмы новых
людей. Они внесут свой пай, увеличив уставной капитал. Но с ними придётся
делиться властью. Можно выпустить в обращение акции или облигации. Если фирма
достаточно надёжна, хорошо зарекомендовала себя на рынке, вполне возможно
найдётся достаточное количество людей, которые захотят стать её акционерами. В
случае чего возвращать стоимость акций им не придётся. Но частью прибыли надо
будет поступиться. И потом, некоторые важные решения необходимо будет принимать
коллегиально – на собрании акционеров или заседании совета акционерного
общества. Это может снизить оперативность руководства компанией. Но
акционирование – очень популярный в мире вариант привлечения дополнительных
инвестиций. Большинство крупных компаний – акционерные общества.

Если
речь идёт о необходимости обновления основного капитала, то можно также
прибегнуть к лизингу. Этот термин происходит от английского
глагола to lease– сдать в аренду.

У
лизинговой компании можно приобрести недвижимое или движимое имущество в
долгосрочную аренду с правом последующего выкупа или без него. Это могут быть
задания, сооружения, машины, станки, компьютеры… В принципе, даже целиком
оборудованное предприятие. В этом случае отпадет проблема залога. Само
имущество им является. Чаще всего лизинговые компании не требует немедленной
оплаты. Она может осуществляться из доходов от продажи продукции, выпущенной на
этом оборудовании. Предприятие может также воспользоваться дополнительными
услугами: техническое обслуживание взятого в лизинг имущества, обучение
персонала и тому подобное. Платежи по лизингу полностью включаются в издержки
производства.

Лизинг

Когда
речь идёт о дополнительных источниках финансирования, крупные фирмы оказываются
в более предпочтительном положении. У них обычно выше собственные доходы, их
кредитоспособность вызывает больше доверия у банков. Мелким предприятиям
приходиться тяжелее. В большинстве развитых государств мира малый бизнес может
рассчитывать на государственную поддержку, финансирование из специальных
бюджетных и внебюджетных фондов.

Цели урока:

  • образовательная: способствовать
    формированию у учащихся знаний об источниках
    финансирования предпринимательства; проверить
    итоговые знания учащихся по курсу “Основы
    предпринимательства”;
  • развивающая: способствовать формированию
    и развитию у учащихся экономического мышления;
  • воспитательная: продолжить работу по
    воспитанию нравственных качеств, трудолюбия,
    бережного отношения к материальным ресурсам.

Тип урока: комбинированный – урок
повторения, контроля, систематизации, обобщения
знаний и изложения нового материала.

Форма: деловая игра “Финансирование
бизнеса”.

Методы обучения и контроля:
объяснение, беседа с закреплением материала;
демонстрация плакатов; контроль усвоения
материала с помощью тестов.

Межпредметные и внутрипредметные связи: математика,
обществознание, технология.

Оснащение урока:

  1. словарь на доску (кредит, срочность,
    возвратность, платность, гарантии, субсидия);
  2. плакат “Источники финансирования
    предпринимательства”;
  3. плакат с девизом семьи банкиров Ротшильдов
    (Англия, XVIII в.): “Капитал – это труд. Согласие.
    Честность. Трудолюбие”;
  4. плакат с английской пословицей “Кто хочет
    собрать урожай денег, должен их посеять”;
  5. плакат “Прибыль – превыше всего, но честь –
    превыше прибыли”;
  6. плакат с высказыванием римского комедиографа и
    поэта Плавта (II в. до н. э.) “Чтобы заработать
    деньги, их надо потратить”;
  7. плакат “Критерии оценок”;
  8. плакат “Стартовый капитал”;
  9. плакат “Банковский кредит”;
  10. контрольное задание (тесты);
  11. раздаточные материалы – незаполненная схема
    “Источники финансирования
    предпринимательства”;
  12. клей-карандаш.

Литература:

  1. Бударина А.В. и др. Основы предпринимательской
    деятельности: Кн. для учителя / А.В. Бударина, И.Б.
    Соловьева, А.Ф. Степина. – М.: Просвещение, 2002. – 188
    с.
  2. Заиченко Н.А. Букварь для Рокфеллеров. Учебное
    пособие для учащихся 6–8 классов. СПб: СМИО Пресс,
    2000. – 120 с., ил.
  3. Колесникова Е.В. Методика обучения
    предпринимательству в школе. Методические
    рекомендации для учителей технологии средних
    общеобразовательных учебных заведений. Томск:
    ТГПУ, 2002. – 47 с.
  4. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9
    кл.: Учебник для общеобразовательных учебных
    заведений. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с.: ил.
  5. Райзберг Б.А. Основы экономики и
    предпринимательства: учебник для 10 кл.
    общеобразовательных учреждений. – М.:
    Просвещение, 2000. – 208 с.
  6. Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П.С.,
    Синица Н.В. Технология. Трудовое обучение:
    Учебник для учащихся 8 класса
    общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д.
    Симоненко. – М.: “Вентана–Граф”, 2000. – 240 с.
  7. Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный
    курс: Учебное пособие для учащихся 10–11 классов.
    – М.: “Начала–Пресс”, 2000. – 160 с.: табл., графики,
    диаграммы.
  8. Литература для дополнительного внеклассного
    чтения:
  9. Теодор Драйзер “Трилогия желания” (романы
    “Финансист”, “Титаник”, “Стоик”).

Ход урока

1. Организационный момент (3 мин.):

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • проверка выполнения учащимися домашнего
    задания: составить кроссворд по теме “Основы
    предпринимательства”;
  • постановка цели урока.

Господа предприниматели!

На предыдущих собраниях Вы “учредили” два
предприятия: Акционерное общество открытого
типа “Молодежная мода” и Общество с
ограниченной ответственностью кафе “Лакомка” и
разработали для каждого из них Устав и
Учредительный договор.

Сегодня в повестке дня собрания – один вопрос:
необходимо определить основные источники
финансирования Вашего бизнеса.

2. Актуализация знаний учащихся (7 мин.).

Прежде, чем приступить к работе, я предлагаю
вспомнить основные вопросы наших предыдущих
заседаний.

В ходе беседы учащиеся дают ответы на вопросы
(таблица 1):

Таблица 1.

№ п/п Вопросы Ответы
1. Какая деятельность называется
предпринимательской?
Предпринимательская деятельность –
это инициативная деятельность человека,
владеющего материальными ресурсами, денежными
средствами или культурными ценностями и
использующего их для производства товаров или
оказания услуг под свою имущественную
ответственность.
2. Какова цель предпринимательской
деятельности?
Цель предпринимательской деятельности
– получение прибыли.
3. По какой формуле рассчитывается
прибыль? (учащийся записывает формулу на доске).
П = Д – З,

где Д – доходы о реализации
продукции или услуг;

З – затраты на производство.

4. Из чего складываются затраты на
производство?
Затраты на производство – это затраты
на материалы, оборудование, инструменты,
электроэнергию, транспорт, оплату коммунальных
услуг, услуг связи, это расходы на оплату налогов
и др.
5. Чтобы успешно вести свой бизнес,
предприниматель должен обладать определенными
качествами. Какими?
Основные качества предпринимателя:
самостоятельность, ответственность,
обязательность, порядочность,
законопослушность, инициативность, новаторство,
культура поведения. Предприниматель должен
обладать специальными знаниями, большой силой
воли и выдержкой, уметь не только выигрывать, но и
достойно проигрывать.
Учитель дополняет ответ: Предприниматель
должен обладать высокой работоспособностью:
когда обычные люди спят или развлекаются –
предприниматель работает. Предприниматель
должен быть честным. Настоящий предприниматель
всегда помнит о том, что “Прибыль – превыше
всего, но честь превыше прибыли”. Хочется
привести девиз одного из богатейших семейств
планеты – Ротшильдов: “Капитал – это труд.
Согласие. Честность. Трудолюбие”.

Историческая
справка: Ротшильды – семья банкиров.
Родоначальник династии Майер Амшель Ротшильд
(1744–1812 г.г.) в 1766 г. основал банк во
Франкфурте-на-Майне. Впоследствии его сыновья
основали банки в Вене, Неаполе, Париже, Лондоне.

6. Предпринимательская деятельность
может осуществляться в различных формах.
Назовите их.
Основные формы предпринимательской
деятельности: индивидуальное предприятие,
товарищество, акционерное общество.
7. Предприниматель осуществляет свою
деятельность на свой страх и риск под свою
имущественную ответственность. Мы знаем, что
существует два вида ответственности по своим
обязательствам – ограниченная и неограниченная.
Объясните, чем они отличаются друг от друга?
Предприятие с ограниченной
ответственностью отвечает по своим
обязательствам в пределах уставного капитала
(ответственность ограничена размерами уставного
капитала);

предприятие с неограниченной
ответственностью отвечает по своим
обязательствам в полном размере.

3. Контрольный письменный опрос (20
мин.), взаимопроверка и подведение итогов (10 мин.).

Господа предприниматели!

На предыдущем заседании Вы разработали
финансовый план, в котором определили количество
денег, необходимых на начальном этапе, т.е.
рассчитали размер стартового капитала.

В любом бизнесе без стартового капитала не
обойтись. Английская пословица гласит: “Кто
хочет собрать урожай денег, должен их посеять”. А
еще во II в. до н.э. римский актер, комедиограф и
поэт Плавт Тит Макций заметил: “Чтобы заработать
деньги, их надо потратить”.

Учитель задает вопрос: “Для каких целей нужны
деньги на начальном этапе деятельности
предприятия?”

Ответ: “На начальном этапе деньги нужны на
создание и регистрацию предприятия,
опытно–конструкторские разработки, закупку
сырья и материалов, заработную плату, оплату
аренды помещений и коммунальных услуг, закупку
оборудования и инструментов, плату за телефон и
лицензию, а также на другие нужды”.

Учитель: “Каждый участник предприятия может
внести в стартовый капитал свой вклад, ответив на
вопросы тестового задания. За каждый правильный
ответ засчитывается один балл, цена которого
эквивалентна 1000 руб. стартового капитала”.

Учащимся выдаются контрольные задания,
содержащие 14 тестов (приложение
1). Максимальное количество правильных ответов
– 23. Время на выполнение задания – 20 мин.

По истечении этого времени учащиеся
(“учредители” предприятий ОАО “Молодежная
мода” и ООО “Лакомка”) обмениваются листами с
ответами на контрольные задания и проверяют их
правильность. Во время проверки учитель называет
номер вопроса и предлагает одному из учащихся
назвать правильный ответ. Дети работают красными
ручками, зачеркивают неправильные ответы и
вместо них вписывают правильные. Подсчитывается
сумма баллов по каждому учащемуся. Кроме того,
учащиеся получают оценки, критерии которых
размещаются на классной доске (приложение 2).

После взаимопроверки учащиеся возвращают друг
другу листы с ответами и оценками.
“Руководитель” каждого предприятия суммирует
баллы своих участников, переводит их по ранее
объявленному курсу в рубли, называет итоговую
сумму и имена учащихся, внесших наибольший вклад
в стартовый капитал своего “предприятия”:

  • “учредители” предприятия ОАО “Молодежная
    мода” (6 чел.) “внесли” в стартовый капитал 128000
    руб.,
  • “учредители” предприятия ООО “Лакомка” (7
    чел.) “внесли” в стартовый капитал 146000 руб.

Учитель подводит итог: “Интеллект – это
капитал!”

“Руководители” предприятий рассчитывают
недостающие средства и вносят полученные данные
в таблицу “Стартовый капитал” (приложение 3), которая
помещается на классную доску.

4. Изложение нового материала (30
мин.).

Господа предприниматели!

Предлагаю Вам выяснить, где взять недостающие
средства, т.е. определить источники
финансирования вашего бизнеса. Какие будут
мнения?

“Учредители” ОАО “Молодежная мода”
предлагают взять кредит в банке, выпустить и
продать акции, дополнительно внести личные
средства.

“Учредители” ООО “Лакомка” предлагают взять
деньги в долг у знакомых, оформить кредит в банке
и внести личные средства.

Учитель задает вопрос: “Господа
предприниматели, с какой целью Вы создаете свой
бизнес?”

Ответ: “Бизнес создается с целью получения
прибыли”.

Вопрос учителя: “Как вы предполагаете
распорядиться полученной прибылью?”

Эти вопросы подводят детей к ответу: “Прибыль
– один из источников финансирования бизнеса”.
Учитель предлагает записать в тетрадь тему урока
– “Источники финансирования
предпринимательства”.

Господа предприниматели!

Вы назвали некоторые источники финансирования
предпринимательства. Предлагаю разделить их на
две группы: внутренние и внешние.

Плакат “Источники финансирования
предпринимательства” (приложение
4) помещается на классную доску. На схеме все
ячейки закрыты и открываются в ходе объяснения.
Каждому учащемуся выдаются точно такие же схемы
(формат А5) с пустыми ячейками. Схемы вклеиваются
в рабочие тетради и заполняются в ходе
объяснения.

Учитель предлагает вписать в верхнюю ячейку “Источники
финансирования предпринимательства”
и
заполнить две следующие “Внутренние” и “Внешние”
(приложение 5).
Соответствующие ячейки открываются на плакате.

Внутренние источники финансирования – это
те источники, которые есть у самого предприятия.

Внешние источники финансирования – это те
источники, из которых финансы поступают в фирму
от других предприятий, организаций, частных лиц,
государства (т.е. со стороны).

В ходе беседы учащиеся делают вывод, что из
названных ими источников финансирования личные
средства
и прибыль – это внутренние
источники, а банковский кредит и продажа
акций –
это внешние источники. В схемах
заполняются соответствующие ячейки (приложение
5).

Учитель обращает внимание детей на то, что
прибыль – главный внутренний источник
финансирования. Учащиеся записывают в тетрадь: Прибыль
– главный внутренний источник финансирования.

Продажа акций, как способ привлечь финансы
извне, – важный источник финансирования, так как
у фирмы могут насчитываться сотни и тысячи
акционеров.

При подготовке к уроку можно заранее
предложить кому либо из учащихся подготовить
выступление на тему “Условия предоставления
банковского кредита”. После изложения этого
материала (приложение 6) учащиеся записывают в
тетрадь:

Условия предоставления банковского
кредита

  1. Срочность.
  2. Возвратность.
  3. Платность.
  4. Гарантии (залог или страховка).

Господа предприниматели!

Кроме банковского, в бизнесе используется еще
одна разновидность кредита. Это – торговый
кредит.
Его предоставляют друг другу сами
фирмы в виде продажи товаров с отсрочкой платежа.
Например, Ваши предприятия заказывают у
поставщиков большую партию сырья. Согласно
договору поставщик предоставляет Вам отсрочку
платежа на 30 дней. Это значит, что к
установленному сроку Ваши предприятия должны
полностью рассчитаться за полученный товар и,
сверх того, уплатить определенный процент за
предоставленный кредит. Торговый кредит – это
еще один внешний источник финансирования.

Учащиеся заносят в ячейку схемы “Торговый
кредит”
(приложение 5) и
записывают в тетрадь: Торговый кредит – это
продажа товаров с отсрочкой платежа, которую
предоставляют друг другу сами предприятия.

Фирма, испытывающая недостаток в средствах,
может найти партнеров, у которых такие же
проблемы. Создавая совместный бизнес, партнеры
получают возможность расширить свои финансовые
ресурсы за счет их объединения.

Учащиеся заносят в ячейку схемы “Объединение
с другими предприятиями”
(приложение
5).

Государство может оказывать финансовую помощь
в виде субсидий фирмам в тех случаях, когда
считает это полезным для экономики страны или
для достижения иных, социальных целей в обществе
(например, для сохранения рабочих мест). Главное
отличие государственной субсидии от
банковского кредита в том, что от государства
фирма получает финансы бесплатно и безвозвратно.

Учащиеся заносят в ячейку схемы “Государственная
субсидия”
и записывают в тетрадь: Государственная
субсидия – это частичное финансирование фирмы в
тех случаях, когда государство считает нужным
это делать. Главное отличие государственной
субсидии от банковского кредита в том, что от
государства фирма получает финансы бесплатно и
безвозвратно.

Есть еще одна форма государственного
финансирования деятельности фирм – это государственный
заказ. Государство заказывает фирме
изготовление той или иной продукции и объявляет
себя ее покупателем. Например, если в стране
железные дороги принадлежат государству, оно
может заказать частной фирме вагоны и локомотивы
и закупить всю партию. Государство здесь не
финансирует затраты, а объявляет себя заказчиком
и покупателем продукции, чем заранее
обеспечивает фирме доход от продажи товаров.
Получить госзаказ можно только на конкурсных
условиях. Основные требования к предприятиям,
участвующим в конкурсе на получение госзаказа:
опыт работы, наличие финансовых и материальных
ресурсов, отсутствие задолженности по
обязательным платежам, репутация фирмы.

Учащиеся заносят в ячейку схемы “Государственный
заказ”
(приложение 5).
Схема заполнена.

5. Закрепление знаний учащихся (5
мин.).

Господа предприниматели!

Предлагаю Вам посоветоваться и уточнить
возможные источники поступления на Ваши
предприятия недостающих финансовых средств.

Учащиеся дают ответы и обосновывают их.

ОАО “Молодежная мода”: внутренние источники
финансирования – личные средства, прибыль;
внешние источники финансирования – продажа
акций, банковский кредит, торговый кредит,
возможно объединение с другими предприятиями,
возможна государственная субсидия.

ООО “Лакомка”: внутренние источники
финансирования – личные средства, прибыль;
внешние источники финансирования – банковский
кредит, торговый кредит, возможно объединение с
другими предприятиями, возможна государственная
субсидия.

6. Подведение итогов урока учителем
(5 мин.).

Уважаемые предприниматели!

Сегодня мы завершили изучение раздела “Основы
предпринимательства”. Вы познакомились с
основными источниками финансирования бизнеса.
На предприятии вести учет финансов и
материальных ценностей поручается бухгалтеру,
и, зачастую, не одному, а целому отделу, который
называется бухгалтерией. Получить профессию
бухгалтера можно в высших и средних учебных
заведениях.

Финансы – это не единственные ресурсы,
которыми обладает предприниматель. Ресурсы, как
вы уже знаете, это те факторы, благодаря которым
производство существует и приносит прибыль.
К ним относятся и трудовые ресурсы, и
материальные ресурсы (сырье, материалы,
оборудование). Ресурсы – это здания и транспорт,
это квалификация работников, это современные
технологии производства, это информационные
технологии.

Вернемся к формуле, по которой рассчитывается
прибыль: П = Д – З (формула записана на доске).
Предприниматель, чтобы получить максимальную прибыль,
должен снижать затраты на производство, т.е.
стремиться к эффективному, экономному
использованию всех имеющихся ресурсов. Но при
этом он не должен забывать, что “прибыль –
превыше всего, но честь – превыше прибыли”.

Учитель рекомендует учащимся для внеклассного
чтения “Трилогию желания” (романы “Финансист”,
“Титаник”, “Стоик”) американского писателя
Теодора Драйзера.

Учитель благодарит учащихся за плодотворную
совместную работу на уроке; объявляет оценку
результатов их коллективного и индивидуального
труда; выставляет отметки в классный журнал и
дневники учащихся; сообщает тему следующего
урока и дает задание учащимся на подготовку к
следующему уроку.

Источники финансирования бизнеса. 

1. Денежные средства предприятия называются финансами, а их пополнение финансированием. 
2. Источники финансирования: 

1) внутренние (прибыль фирмы + амортизационные отчисления);

2) внешние (банковские кредиты + средства различных финансовых учреждений [страховые и инвестиционные компании, пенсионные фонды и др.] + государственные и региональные фонды поддержки малого предпринимательства. 

3. Внутренние источники финансирования. 
1) Прибыль фирмы. 
2) Амортизация (от лат. amortisatio – погашение) – исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования. 
Амортизация есть одновременно средство, способ перенесения стоимости изношенных средств труда на произведённый с их помощью продукт. Инструментом возмещения износа основных средств являются амортизационные отчисления в виде денег, направляемых на ремонт или строительство, изготовление новых основных средств. Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену. Производитель обязан накапливать амортизационные отчисления, откладывая их из выручки за проданную продукцию. 
3) кредиторская задолженность;

4) резервы предстоящих расходов и платежей;

5) доходы будущих периодов;

6) продажа и сдача в аренду имущества.

4. Достоинства внутреннего финансирования предприятия: отсутствие дополнительных расходов, связанных с привлечением капитала из внешних источников, и сохранение контроля за деятельностью предприятия со стороны собственника.

5. Недостатком данного вида финансирования предприятия является не всегда возможное его применение на практике. Амортизационный фонд потерял свое значение потому, что нормы амортизации для большинства видов оборудования, используемых на российских промышленных предприятиях, занижены и уже не могут служить в качестве полноценного источника финансирования, а разрешенные ускоренные методы начисления амортизации не могут быть использованы для существующего оборудования.

6. Внешние источники финансирования. 
1) Банковский кредит – денежная сумма, выдаваемая банком на определённый срок на условиях возвратности и оплаты определённого процента. 
2) Другие фирмы. Фирма, испытывающая недостаток в средствах, может найти партнеров, у которых такие же проблемы. Создавая совместный бизнес, партнеры получают возможность расширить свои финансовые ресурсы за счет эффекта экономии на масштабе.

3) Торговый (товарный) кредит. Его предоставляют друг другу сами фирмы в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Похожие сделки совершаются между фирмами розничной торговли и населением. Это — покупка товаров в рассрочку.

4) Продажа ценных бумаг — тоже способ привлечь финансы извне, и это очень важный источник финансирования, так как у фирмы могут насчитываться сотни и тысячи акционеров, например.

5) Государственное финансирование: субсидии; прямые капиталовложения в гос. предприятия; государственный заказ. Государство заказывает фирме изготовление той или иной продукции и объявляет себя ее покупателем. Например, если в стране железные дороги принадлежат государству, оно может заказывать частной фирме вагоны и локомотивы и закупить всю партию. Государство здесь не финансирует затраты, а заранее обеспечивает фирме доход от продажи товаров.

6) Использование средств различных фондов для поддержки малого предпринимательства. 

Учредитель СМИ «Учебные презентации» (Свидетельство РОСКОМНАДЗОРА Эл № ФС77-61477)

конспект урока Источники финансирования бизнеса

Разработан тест

План урока:

Основные источники финансирования: понятие и классификация

Амортизация – собственный источник финансирования

Характеристика прибыли организации и доходов от имущества

Реализация активов – собственный источник финансирования

Состав внешних источников финансирования фирмы

Основные источники финансирования: понятие и классификация

Любое предприятие, вне зависимости от времени работы, постоянно нуждается в свободных деньгах, без них оно не способно развиваться. Такие деньги и финансовые[1] ресурсы, которые поступают в фирму в экономике называются источниками финансирования.

Рассмотрим, примеры возникновения потребности в финансировании (снабжении) деньгами:

  1. Мебельная фирма существует уже шесть лет, ее руководство приняло решение о расширении деятельности (выпуск нового вида продукции – комплекты кухонной мебели).Чтобы осуществить задуманное, предприятие должно закупить специальное оборудование, пригласить на работу еще работников или приобрести новое здание.Одной прибыли фирмы на эти расходы не хватит. Тогда руководство стало искать источники финансирования дефицита денег для расширения производства;
  2. При создании акционерного общества требуется много затрат: коммерческое предприятие должно пройти госрегистрацию, найти и арендовать офисное помещение, напечатать акции и прорекламировать их. На все это требуются источники финансирования. Фирмы могут использовать деньги учредителей (уставный капитал, сформированный при образовании), а если этого недостаточно, то берут в долг.

Собственные средства, принадлежащие организации или те, которые привлекаются со стороны,являются источниками финансирования.

В зависимости от того, какие средства привлекаются предприятием, их классифицируют по видам:внутренние и внешние источники финансирования.

1 istochniki finansirovania predpriatia

Основные цели, которые преследует предприятие, при привлечении заемных и внутренних источников финансирования предприятия:

  • Обеспечить доходность фирмы в конкурентной среде рынка, борьба за лидерство среди конкурентов;
  • Не допустить банкротства предприятия;
  • Увеличить стоимость организации в случае ее продажи;
  • Увеличить объемы выпуска и продажи товаров;
  • Снизить расходы;
  • Обеспечить высокий уровень прибыльности (рентабельности).

Перечень целей достаточно широк, поэтому фирме нужно определить, что будет более выгодно для нее: использование собственных средств или привлечение внешних источников финансирования. Для этого руководство фирмы должно:

  1. Определить цель, размеры (суммы) и временные промежутки привлечения средств;
  2. Составить перечень возможных источников финансирования;
  3. Расположить по стоимости: от самой маленькой к самой большой и определить уровень эффективности каждого;
  4. Выделить из заёмных и внутренних источников финансирования бюджета фирмы самый продуктивный. То есть тот, от использования которого организация получит больше дохода и потратит меньше средств.

Внутренние источники финансирования представляют собой денежные средства, сформированные как результат работы предприятия за период.

Не всегда эти источники могут обеспечить потребность организации в деньгах. Это происходит по разным причинам: несвоевременное поступление средств от покупателей, инфляция (рост цен), поэтому предприятия прибегают к источникам, которые называются внешними. Это денежные средства, которые никак не связаны с деятельностью фирмы.

Внешними источниками финансирования являются: кредитные средства, взятые в финансовых организациях, вложения в фирму другими предприятиями, организации могут обратиться к государству с целью получения льгот и субсидий из бюджета. Например, некоторые предприятия могут прибегать к помощи государственных органов, чтобы получить денежные средства для пополнения своих оборотных средств, к которым относят материалы, сырье, топливо. На льготы от государственных органов могут рассчитывать предприятия крупного, среднего и малого бизнеса.

Чаще всего в РФ предприятия обращаются за таким внешним источником финансирования, как банковский кредит.

Руководство фирмы, принимая решение о том, какие источники привлекать для развития бизнеса или покупки нового оборудования, запуска нового цеха, должно учитывать и то, какие плюсы и минусы получит после привлечения внешних источников финансирования предприятия:

2 dostoinstva i nedostatki finansirovania

Таблица показывает, что главным плюсом использования внешних источников финансирования является получение более крупных сумм на развитие средств. Но в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, долгов, фирма может обанкротиться или стать зависимой от кредитора.

Если же предприятие решает применять источники внутреннего финансирования дефицита денег, то плюсов от их привлечения будет гораздо больше. Самый главный – отсутствие дополнительных платежей (процентов по кредиту), а фирма останется экономически самостоятельной даже в случае сильного падения своих доходов.

Предприятие может применять оба источника одновременно. Если организация использует собственные средства и привлекает внешние источники финансирования фирмы. Например, для покупки нового швейного станка фирма использует прибыль, но так как ее не хватает, берет кредит в банке. Значит прибыль и кредит, которые используются вместе, будут общим источником финансирования.

Амортизация – собственный источник финансирования

Рассмотрим более подробно, какие источники внутреннего финансирования, может использовать предприятие. То, что такие источники есть у фирмы, говорит об эффективности, динамичном развитии деятельности, конкурентоспособности и больших возможностях для роста. Первым источником являются амортизационные отчисления.

Амортизация – износ основных средств, выраженный в денежной форме, происходит из-за того, что оборудование и транспортные средства имеют свойство ломаться или устаревать (из-за появления новых более современных и производительных).

Износом называется потеря первоначальных свойств и стоимости основных средств в результате их работы. Может быть физическим: поломка всего станка или отдельных его деталей, погодные условия вызывают разрушение зданий. Или моральным – в результате появления более нового оборудования: компьютер, выпущенный в 2000 году менее производителен, чем в 2020 году.

Рассмотрим, что такое амортизация на простом примере. Слово пришло из латинского языка и означает погашение. Семья купила стиральную машинку, чтобы не носить вещи в прачечную. Машинка стоит 25000 рублей, срок службы 10 лет (или 3650 дней). Чтобы через 10 лет семья могла купить новую стиральную машинку, нужно откладывать из доходов в «домашний фонд амортизации» по 6,84 рубля в день (25000:3650). Тогда семья накопит необходимое количество средств на покупку новой машинки.

Экономическая сущность амортизации заключается в том, что стоимость основного средства по мере его использования систематически переносится по частям на себестоимость готового товара.

Средства финансирования, заложенные в состав расходов (себестоимости), необходимые для восстановления основных фондов, называют средствами амортизационных отчислений.Эти деньги направляются в фонд, который нужен, чтобы у фирмы были деньги на ремонт, восстановление или приобретение новых станков, машин, специальной техники. Его называют амортизационным. Этот фонд формируется из прибыли предприятия от проданной продукции. Значит деньги для начисления амортизации фирма получает из сумм, которые перечисляют покупатели.

Порядок формирования отчислений в амортизационный фонд представлен на рисунке:

3 osnovnye sredstva organizacii

Фонд пополняется ежемесячно, суммы откладываются на каждую единицу основных средств (компьютер, офисный стол, генератор, турбина, швейный станок, офисное здание или цех, транспорт, которые находятся в собственности фирмы).Отличие фонда от других источников в том, что будет существовать на предприятии всегда, вне зависимости от финансового положения организации.

Суммы амортизационных отчислений включаются в себестоимость в зависимости от скорости их износа (например, здание имеет срок использования 25 лет, а автомобиль – 10). Чем дольше срок использования, тем меньше будут суммы отчисляемой амортизации в год для основного средства.

Рассмотрим, как начисляется амортизация на предприятии. ООО «Логос» приобрело новый швейный станок, цена которого 500000 рублей, для него установлен срок полезного использования 6 лет (72 месяца).

Определим амортизационные отчисления за один месяц для такого срока использования: 500000·(1:72·100%)=6944 рублей. Это значит, что 6944,4 рубля из полученной выручки будет ежемесячно направляться в амортизационный фонд для того, чтобы у фирмы были средства чтобы или отремонтировать этот станок, или приобрести другой.

За год сумма составит: 6944·12=83328 рублей. Так как, стоимость амортизационных отчислений обязательно отражается в структуре расходов на выпуск и продажу товаров, то в стоимость каждого сшитого платья будут входить и эти отчисления.

Предположим, что ООО «Логос» за двенадцать месяцев сшило 1200 платьев. Значит: 83328:1200=69,4 рублей – сумма амортизационных отчислений для швейного станка.Таким образом, стоимость купленного оборудования учитывается в себестоимости каждого платья в размере 69 рублей.

К завершению срока полезного использования (6 лет) стоимость станка становится равной нулю, потому что сумма накопленной амортизации по станку составит: 83328·6=499968=500000 рублей (разница возникла из-за округления значений). А фирма благодаря амортизации уже накопила денег на покупку нового станка. Необходимые 500000 рублей лежат на ее счетах.

Если бы срок службы станка был равен 10 годам, то: 500000·(1:120·100%)=4166 рублей или 49992 рублей в год. Значит: 49992:1200 = 41,6 – сумма амортизации в себестоимости каждого платья. 49992·10=499920 рублей – сумма накопленной амортизации по швейному станку.

Стоимость купленного автомобиля постепенно включается в себестоимость товара, и к завершению срока полезного использования (10 лет) становится равной нулю. А фирма благодаря амортизации уже накопила денег на покупку новой машины.

Характеристика прибыли организации и доходов от имущества

Основной целью деятельности любой коммерческой организации является получение дохода от своей работы, чем он больше, тем больше у организации возможностей. Поэтому прибыль входит в состав внутренних источников. Она образуется после того, как фирма из полученной выручки за продаваемую продукцию или услуги, вычитает затраты.Из нее же предприятие оплачивает налоги, а оставшуюся после этого часть может направлять на различные цели.

Прибыль, полученная от разных видов деятельности, является главным внутренним источником финансирования. Экономисты дают прибыли разные определения, но едины в одном: прибыль – важнейший экономический ресурс, который используется для динамичного роста фирмы.

Главная характеристика прибыли предприятия – это выраженный в денежной форме конечный положительный финансовый результат работы, т.е. успешность использования имеющихся ресурсов (или факторов производства).

На рисунке показана экономическая сущность прибыли:

4 faktory proizvodstva

Определение прибыли отличается как с экономической, так и с хозяйственной точки зрения:

Экономическая характеристика прибыли – это разница между поступлениями денег на предприятие от всех видов выполняемых работ, вложений и денежных выплат, которые для получения этой прибыли были сделаны.

Прибыль с хозяйственной точки зрения, это разница между стоимостью активов[2]

в начале года и в конце.

Рассмотрим функции, которые она выполняет, вытекающие из основных характеристик прибыли:

  • Применяется для оценки развития организации, расчета показателей рентабельности, стимулирует рост эффективности и развития;

·     Мотивирует работников на лучшее выполнение своих обязанностей (ведь от оставшейся в распоряжении прибыли, им выплачивают премии и другие стимулирующие выплаты);

·     Для государства – источник пополнения бюджета, как местного (земельный налог[3]), так и регионального (налог на имущество организаций[4]) и федерального (налог на прибыль[5]).

В зависимости от того, что входит в конечный финансовый результат, выделяют следующий состав прибыли предприятия:

5 sostav pribyli

Для того, чтобы понять разницу между бухгалтерской и экономической прибылью, нужно рассмотреть, чем отличаются бухгалтерские и экономические затраты, потому что они влияют на состав прибыли организации.

Рассмотрим разницу на примере швейной фирмы. Ее экономические затраты складываются из выплат поставщикам за электроэнергию, ткани, упаковочные материалы и прочее используемое для производства сырье, которое используется именно для швейного производства, а не вложены в производство пряников. Они делятся на внутренние и внешние (явные или бухгалтерские).

·     Внутренние – это затраты на ресурсы, принадлежащие собственнику предприятия: автомобиль владельца фирмы, который используется в работе. Они равны тем денежным средствам, которые владелец авто мог бы получать, сдавая его в аренду. Или другой пример, Иван – организатор фирмы ООО «1». Он сам работает ее директором и получает за это заработную плату в 50000 рублей. В этом случае он использует собственный труд, поэтому его труд относится к внутренним затратам фирмы ООО «1». А мог бы работать управляющим в ООО «2» за 70000 рублей. Тогда внутренние затраты ООО «1» равны заработной плате Ивана на должности директора (50000 рублей).Для ООО «2», в которой мог бы работать Иван, труд управляющего и заработная плата (70000 рублей) будет являться внешними затратами(потому что труд Ивана не является собственностью этой фирмы).

Другими словами, внутренние – неполученная выгода предприятия из-за выбора другой сферы деятельности. Еще эту выгоду называют нормальной прибылью предприятия – прибыль, размер которой минимально допустим для фирмы, то есть покрывающий ее затраты (или плату за риск предпринимателя).

Прибыль, которая получилась выше нормальной, называют предпринимательским доходом.

·     Внешние или бухгалтерские – это оплата за ресурсы, которые используются в производстве и не относятся к имуществу (собственности) организации. Они отражаются во всех финансовых документах фирмы и состоят из:

6 buhgalterskie zatraty

То есть бухгалтерские затраты являются частью экономических.

Формулы, по которым рассчитываются экономическая и бухгалтерская прибыль:

7 buhgalterskaya pribyl

Покажем разницу между экономической и бухгалтерской прибылью на примере:

Михаил создал небольшую фирму по пошиву носков, за год работы он получил бухгалтерскую прибыль в размере 25000 рублей. Если бы имеющиеся средства он положил в банк, то за этот же период в виде процентов по вкладу, он получил бы 30000 рублей (экономическая прибыль).

В случае,когда бухгалтерская прибыль меньше экономической, то можно говорить о неэффективном использовании денежных средств.Потому что экономическая прибыль (30000 рублей процентов от вклада) показывает те средства, которые не были получены Михаилом. Из-за того, что он открыл свое дело и вложил деньги в производство носков, получив при этом только 25000 рублей прибыли, а мог бы получить 30000, если бы выбрал другой вид вложения средств.

Рассмотрим пример, как определяется размер экономической прибыли:

Сельскохозяйственное предприятие занимается выращиванием и оптовой продажей свеклы:

  • Доход фирмы за год составляет 1 500 000 рублей;
  • Постоянные затраты (аренда земли, оборудование, покупка топлива) потребовали 800000 рублей.

Предприятие может получать доход другим способом: заниматься закупкой выращенной свеклы у других поставщиков и продавать ее.

В таком случае его ежемесячная прибыль составила бы 55000 рублей.

Рассчитаем суммы дохода, которые будут прибывать в зависимости от выбранной деятельности по составу прибыли:

Экономическая прибыль за год: 55000·12= 660000 рублей;

Бухгалтерская прибыль: 1500000-800000=700000 рублей;

Разница между экономической и бухгалтерской прибылью: 1500000-800000-(55000·12) = 40000 рублей;

Нормальная прибыль: 700000-40000=660000 рублей.

Расчет показал, что оба варианта являются практически равноценными по сумме прибыли (разница 40000 рублей). Это говорит о том, что для сельхозпредприятия лучшим выбором будет продолжение ведения своей деятельности.

После того, как предприятие посчитает общую прибыль, полученную за период, состав прибыли делят на две основные части:

  • Первая идет на оплату всех обязательных платежей (налог на прибыль, налог на имущество и транспорт);

Вторую принято называть чистой, она остается у предприятия. Она идет на разные цели, именно она используется как источник финансирования предприятия. В фирмах создают:

8 napravlenia ispolzovania chistoi pribyli

Для каждого предприятия важно точно знать, какой из видов деятельности приносит больший доход, именно поэтому экономический отдел организаций регулярно проводит анализ состава и динамики прибыли. Он необходим для того, чтобы выявить основные причины, по которым значения прибыли изменились, определить, какие мероприятия необходимо провести, для того, чтобы суммы получаемой прибыли не снижались.

Обязательно в процессе анализа проводится сравнение полученной прибыли на начало и конец периода, а также изучается состав прибылей и убытков. Это необходимо для того, чтобы знать, какую часть в общей сумме прибыли составляет выручка от продажи товаров, оказания услуг, реализации имущества или от доли в других организациях. Именно поэтому в процессе анализ состава прибыли используют следующие показатели: общая прибыль, прибыль от реализации продукции и от другой деятельности, чистая.

Реализация активов – собственный источник финансирования

Любая организация имеет в собственности разные виды активов или имущества. Бывает так, что в процессе производства данное имущество не применяется, тогда оно называется неиспользуемыми активами.Оно может быть:

  • Материальным (земельные участки, сырье, материалы для производства, транспортные средства, готовая продукция);
  • Нематериальным (торговая марка, программное обеспечение);
  • Финансовым (деньги, вклады, акции или ценные бумаги).

Активы должны соответствовать следующим условиям: быть имуществом организации; приносить ей прибыль; увеличиваются в цене; могут быть посчитаны.

В таком случае организация может распорядиться ими более рационально. Например, пустует офисное здание, или не используется компьютерная программа. Тогда такой актив можно сдать другим организациям в аренду или продать.

Денежные суммы, получаемые предприятием от продажи или аренды, находящихся в собственности транспортных средств, зданий, земельных участков или оборудования являются доходом.

Суммы, полученные от реализации активов предприятия, являются основой для развития фирмы.

Рассмотрим пример получения дохода от продажи акций. ООО «Логос» приобрело 100 штук акций АО «Знаменатель». При покупке одна акция стоила 1500 рублей. Некоторое время спустя стоимость акций составила 2000 рублей за единицу. ООО «Логос» продает акции, и получает прибыль равную: (2000·100)-(1500·100)=50000 рублей. То есть за короткое время фирма получила доход, который также, как и прибыль, относятся к внутренним источникам финансирования фирмы.

Использование собственных источников финансирования называется самофинансированием. Чаще всего этот способ используют предприятия, относящиеся к малому бизнесу. Это связано с тем, что получить крупный кредит для них не всегда возможно, потому что стоимость имущества и прибыль небольшие. Поэтому для таких фирм единственным возможным источником является амортизация. Крупные же организации успешно используют все эти источники.

Состав внешних источников финансирования фирмы

В случае, когда внутренних источников недостаточно, необходимо привлекать внешние. Несмотря на то, что экономисты выделяют у них много недостатков, многие предприятия решают использовать такой метод финансирования. Некоторые прибегают к продаже акций. Это возможно для фирм, которые организованы как хозяйственные общества, и может принести достаточное количество средств, потому что покупателями (а значит акционерами) могут быть как физические, так и юридические лица. Это значит, что можно привлечь и использовать больше денег.

Для покупающих акции фирм или граждан, это будет означать получение доли от доходов предприятия, возможность участия и влияния на деятельность фирмы (принятие решений о назначении или выборе руководителя, распоряжении доходами).

Для фирмы-продавца, реализация доли предприятия в виде акций, особенно,если продается большой пакет акций (более 50%, так называемый контрольный пакет), это означает необходимость все свои действия согласовывать с новыми владельцами доли в фирме, что влечет потерю экономической самостоятельности.

Покупка и продажа акций очень популярна в сфере российского предпринимательства. Потому что акции приносят доход своим держателям. Они не имеют срока использования, и даже в случае ликвидации фирмы, владельцы акций могут претендовать на часть ее имущества (сумма будет зависеть от стоимости купленных акций).

Для небольших предприятий и хозяйственных товариществ, помимо такого источника финансирования фирмы, как прибыль,часто единственным способом привлечения денег являются заемные средства или кредит.

Механизмов кредитования несколько. Это может быть банковский кредит или коммерческий.

Дадим характеристику этим видам кредитов:

9 kommercheslii kredit

Сравнительная характеристика кредитов показывает, что коммерческий кредит является более выгодным для фирмы, чем банковский. Это связано с тем, процентная ставка по товарному займу значительно ниже, чем у кредита финансовой организации.

Состав расходов фирмы по кредитам и займам делят на основные и дополнительные.

К основным относят суммы процентов за пользование кредитом, которые подлежат уплате ежемесячно до момента его погашения.

Дополнительные расходы включают в себя: оплату за информационные услуги, которые может предоставлять банк. Для получения кредита организацией необходимо предоставить большой перечень разных документов. Они берутся в государственных органах, за их получение нужно платить. Суммы, которые организация заплатила за получение выписок, включаются в состав дополнительных расходов.

Банковский кредит как способ финансирования фирмы представляет собой получение денег в долг на определенных условиях по договору (срок кредитования, обеспечение кредита имуществом фирмы, которое в случае возникновения долгов перейдет кредитору, процентная ставка). Для того, чтобы его получить предприятию нужно предоставить в финансовую организацию заявку и документацию: уставные документы и бумаги, подтверждающие регистрацию фирмы, лицензии, разрешающие деятельность, бухгалтерскую отчетность[7] 

и прочие, подтверждающие наличие имущества и возможности расплачиваться по кредиту.

Если фирма предоставит в банк заведомо ложные сведения о своем финансовом состоянии, это будет считаться незаконным получением кредита, что является составом преступления. В таком случае к руководству организации может быть применена уголовная ответственность.

Характеристики кредита различаются в зависимости от срока кредитования:

10 klassifikacia kreditov po sroku

Разными могут быть цели кредитования:

·         На закупку активов фирмы (оборудования, транспорта или недвижимости). Основные характеристики кредита на увеличение активов: наличие прибыли у фирмы, в залоге у банка находятся продукция фирмы и производственное оборудование, а также офисные здания и цеха;

·         На развитие бизнеса – самый распространенный в РФ, потому что он не требует залога, а сумма кредита зависит от состава и суммы имущества фирмы. Этот кредит предоставляется для начала выпуска нового вида продукции, открытия филиалов в других городах;

·         Инвестиционный кредит (выдается только при наличии бизнес-плана[8]) на конкретные цели (проект), срок реализации проекта и кредитования может составлять от 3 до 10 лет, обязателен залог в виде активов, которые имеются у предприятия.

Рассмотрим состав кредитов и займов, которые называют коммерческими или торговыми.Он представляет собой займ товарной продукции одной организации у другой, при этом для оплаты товара у заемщика есть время. Оно оговаривается в договоре. Чаще всего применяется такой кредит для покупки разнообразных товаров. Цель – перепродажа и получение прибыли. Кредитор передает товары под реализацию(то есть деньги за купленный товар покупатель отдаст, только после того, как продаст всю партию) или в рассрочку.

Рассмотрим еще два возможных внешних источника финансирования фирмы:

11 vneshnie istochniki finansirovania

Словарь

1. Финансы – это общая сумма средств, которые необходимы для обеспечения бесперебойной работы фирмы: для оплаты услуг поставщиков, расчетов с арендодателями и сотрудниками, а также с целью улучшения экономических показателей фирмы.

2. Активы – это экономические ресурсы, которые являются объектами материального или нематериального имущества фирмы.

3. Земельный налог – это местный налог, который поступает в бюджеты городов. Платится фирмами от стоимости земли, которая находится в собственности.

4. Налог на имущество организаций – платится в региональные бюджеты, сумма налога зависит от стоимости всего имущества организации.

5. Налог на прибыль – федеральный налог, поступает в бюджет государства. Фирмы уплачивают его с суммы полученной прибыли.

6. Товарный знак – обозначение, которое необходимо для отличия одной продукции или фирмы от другой. Оно может быть словесным или наглядным (обозначение Сбербанка или ВТБ), может быть комбинированным (Примеры: знаки мобильных операторов Билайн, Мегафон и МТС).

12 symvoly

7. Бухгалтерская отчетность – это документы, содержащие основные сведения о деятельности фирмы. В них дается информация на начало и конец года по каждому виду: основные средства, денежные средства, запасы (сырье и материалы), уставный капитал, суммы заемных средств, прибыль или убыток.

8. Бизнес-план – это документ, который разрабатывает предприятие для получения денег от кредиторов (банков или других организаций) для выполнения своих целей (открытия нового производства, покупки транспорта, специальной техники или оборудования). В него включается вся информация о деятельности фирмы и данные о том, на что организация хочет получить средства. Описываются все требуемые затраты и рассчитывается эффективность, а также размер предполагаемой прибыли.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Условия взаимодействия участников бизнеса определяются
  • Условия надежности страховых компаний определяет закон
  • Условия работы на улице в холодное время года по тк рф
  • Услуги населению бизнес идеи с минимальными вложениями
  • Устав компании это конфиденциальная информация или нет