Управляющая компания отказывается делать перерасчет за воду

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография.

Долго не передавали показания счетчиков. Началось с пандемии и упразднения ящиков для передачи показаний. Но ежемесячно оплачивали фактическое потребление по показаниям. После подачи заявления на проверку и пересчет в УК получили отказ. Правомерен ли он? Ниже привожу текст заявления от нас и отказ от УК.

«Заявление о проведении проверки состояния индивидуальных счетчиков и осуществления перерасчета».

В соответствии с подпунктом «к(4)» пункта 33 и подпунктом «е(2)» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственником и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.05.2011 г. №354 требую в срок, не позднее (не превышающий) 10 дней со дня получения настоящего заявления, осуществить проверку состояния индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, установленных по адресу:.., а также в соответствии с п.61 вышеуказанных правил осуществить перерасчет начисленной платы за период с 07.07.20 по 04.04.21 исходя из снятых в ходе проверки показаний данных приборов учета (фактических)».

Ответ:

«УК рассмотрев обращение поступившее на имя директора по вопросу перерасчета оплаты за ЖКУ (ГВС, ХВС) по адресу.. сообщает:

В соотв. с п.п.59, 60 Постановления Правительства РФ от 06.052011 г.№354, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в установленные сроки определен следующий порядок.

Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 3 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев — начиная с расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

По истечении предельного количества расчетных периодов плата определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Пункт 61 действительно устанавливает, что по результатам проверки исполнитель обязан сделать перерасчет, однако необходимо обратить внимание, что перерасчет производится в случае, «если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями поверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю».

В случае, если потребитель не предъявил исполнителю сведения о показаниях приборов учета, то есть именно предоставленный потребителем объем потребленного коммунального ресурса не определен, тогда невозможно определить и расхождение между фактическими показаниями прибора учета и предоставленными потребителем, а поскольку именно стоимость этого объема расхождения и является размером перерасчета, то и размер перерасчета не подлежит определению.

Следовательно, именно в случае непредставления потребителем сведений о показаниях прибора учета п. 61 Правил 354 неприменим. При этом п. 84 Правил 354 обязывает исполнителя при проведении проверки по истечении шестимесячного периода непредставления потребителем показаний прибора учета снять показания этого прибора. Однако, ни одна норма не указывает, что исполнитель обязан применить снятые показания при определении размера перерасчета, в том числе применение снятых исполнителем показаний не предусмотрено п. 61 Правил 354.

Исходя из всего вышесказанного, п. 61 Правил 354 применяется исключительно в случае, если при проведении исполнителем проверки выявлен факт передачи потребителем недостоверных показаний прибора учета. Такая проверка может быть проведена либо по инициативе исполнителя — подпункт «ж» п. 31, подпункт «г» п.32, п. 82 правил 354, либо по инициативе потребителя — подпункт «е(2)» п. 31 и подпункт «к(4)» пункта 33 Правил 354, либо в соответствии с утвержденным договором о предоставлении коммунальных услуг порядком и периодичностью — подпункт «и» п. 19 Правил 354.

Акт о проведении контрольных снятий показаний индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения составлен 17.06.21.
В связи с вышеизложенным сообщаю, что при наличии установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды нет оснований для проведения перерасчета начислений за горячее и холодное водоснабжение за период, когда показания счетчиков не предъявлялось».

Затем последовало заявление от УК о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности, которое было нами отменено возражением, и судебным определением, в котором было предложено заявленное требование УК предъявить в порядке искового производства.

Но на данный момент искового производства в отношении нас не возобновлено, хотя прошло уже более 1.5 месяца.

Выходит, по существу разбираться они не хотят и если это так, то в чем причина?

Ловушка коммунальщиков: почему не делают перерасчет за воду, если показания счетчика переданы с перерывом в полгода?

Ситуация: собственники квартиры много месяцев (полгода, к примеру) не передавали показания счетчиков воды. Коммунальщики перевели квартиру на оплату воды по нормативам. Результат – цифры в строках горячее и холодное водоснабжение заметно выросли. Затем показания счетчика все-таки были переданы.

Реальное потребление воды оказалось намного меньше, чем было насчитано по нормативам. Однако делать перерасчет платы за воду и возвращать переплаченные деньги коммунальщики отказались. Почему?

Долго не подавали показания счетчиков воды: что говорит действующее законодательство?

Порядок расчетов между собственником квартиры и исполнителем коммунальном услуги (сейчас это чаще всего управляющая компания дома) описывается в «Правилах предоставления коммунальных услуг». Их актуальная версия доступна по ссылке http://docs.cntd.ru/document/902280037

В частности, п. 59 Правил утверждает, что в случае если показания счетчика не были переданы, то плата за потребленную коммунальную услугу (в данном случае – водоснабжения), первые три месяца рассчитывается, исходя среднего потребления в предыдущий период (берется полгода). А п. 60 уточняет, что по истечении трехмесячного срока плата за воду начисляется, исходя из действующих в регионе нормативов потребления.

Таким образом, логика выстраивается следующая: в случае не передачи показаний счетчика первые три месяца плату за воду начисляют по «среднему», а затем по нормативу.

Что происходит, когда собственник квартиры возобновляет передачу показаний прибора учета? Эта ситуация вроде бы как описывается в п. 61 Правил. Дословно это выглядит следующим образом:

… Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов…

Иными словами, если у исполнителям коммунальных услуг одни показания, а при проверке счетчика выясняются другие, то во внимание принимаются фактические показания. Соответственно, должен быть произведен перерасчет за оказанные услуги по водоснабжению.

И логичным выглядит допущение, что такой же порядок действует и в случае, если показания прибора учета получены не в ходе проверки, а непосредственно от собственника квартиры.

Однако в реальности происходит по-другому.

Коммунальщики используют лазейку, которую открывает п. 31 все тех Правил. В нем, среди прочего, говорится, что исполнитель коммунальной услуги обязан:

… принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания …

Ключевой здесь является фраза за тот расчетный период (т.е. месяц), за который сняты показания. Ее (при желании) можно понять и так, что задним числом плату за воду, рассчитанную по нормативу исполнитель коммунальных услуг вроде как пересчитывать не обязаны. Она же была начисленная не за тот месяц, когда были сняты показания счетчика.

Очередной пример такого толкования норм законодательства дают разъяснения, которые были даны жителю Красноярского края специалистами регионального министерства энергетики и ЖКХ. Публикуем их ниже.

Можно ли провести перерасчет, если передали показания счетчика воды спустя более, чем три месяца?

Вопрос: Добрый день, у меня в квартире установлены приборы учета горячей и холодной воды, но показания в УК не передавались более 3 месяцев, УК перевела меня на расчет по нормативу и отказывается производить корректировку, хотя показания я передала. На каком основании они не делают перерасчет, и как в дальнейшем должен производиться расчет и учет переданных показаний?

Ответ: В соответствии с пунктом 33 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 потребитель имеет право при наличии индивидуального прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

При этом согласно пункту 59 Правил № 354 в случаях непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период в установленные Правилами № 354 или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, сроки, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 60 Правил № 354 по истечении указанного выше предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается из нормативов потребления коммунальных услуг.

При этом нормой пункта 31 Правил № 354 определено, что исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета, использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что если потребитель не воспользовался своим правом ежемесячно снимать и передавать показания индивидуального прибора учета, исполнитель определяет плату за коммунальную услугу исходя из положений пунктов 59, 60 Правил № 354.

Далее, при предоставлении потребителем показаний приборов учета исполнителю, перерасчет за прошлый период в соответствии с представленными показаниями не проводится, так как Правилами № 354 определена обязанность исполнителя использовать показания индивидуальных приборов учета при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.

Соответственно, действия исполнителя в Вашем случае правомерны.

Источник: https://energovopros.ru/

Post Views: 15 510

  • Дата
    25.04.2019

Правительство РФ разрешило гражданам обращаться к поставщику жилищно-коммунальных услуг или в управляющую компанию за перерасчетом. Мы расскажем на каких основаниях и как сделать перерасчет за коммунальные услуги, объясним, как правильно составить заявление в УК на перерасчет.

Законодательство

Процесс и правила процедуры регулируются Постановлением № 354, принятым 6 мая 2011 года. В 2018 году нормативный акт, необходимый для перерасчета коммунальных услуг был доработан. Чтобы вам одобрили перерасчет коммунальных услуг по 354 постановлению, необходимо одно или несколько из прописанных в нем оснований.

Основания для перерасчета за коммунальные услуги

  1. Временное отсутствие жильцов — если жильцы дома или квартиры отсутствовали в обслуживаемом помещении от 5 и более дней.
  2. Некачественное предоставление ЖКУ — нужно предоставить доказательства такого нарушения, для этого приглашают специалисты, которые измеряют силу напора воды, температуры, силу тока или другие необходимые показатели.
  3. Полное отсутствие ЖКУ — если вы честно и своевременно оплачиваете коммунальные услуги и сталкиваетесь с их отключением в срок выше установленной законом нормы, можно требовать перерасчета.

Порядок перерасчета за коммунальные услуги

Перерасчет коммунальных услуг при временном отсутствии

Лучше заранее известить управляющую компанию или другого поставщика ЖКУ об отъезде и предоставить соответствующие документы — билеты, бронь гостиницы.

Без счетчиков. Сделают только если в доме технически невозможно установить приборы учета. Если ваш дом не относится к этой категории и вы до сих пор не установили счетчики, в перерасчете вам откажут. При отсутствии техвозможности для установки приборов учета, попросите подтверждающий этот факт документ у поставщика коммунальных услуг и добавьте к пакету остальных бумаг.

По счетчикам. При наличии приборов учета специальный перерасчет не требуется — приборы зафиксируют данные за дни отсутствия.

Какие услуги не подлежат перерасчету. За некоторые виды услуг все равно придется заплатить, даже если вы доказали, что не проживали дома более 5 дней:

  • вывоз мусора;
  • эксплуатация лифта;
  • содержание многоквартирного дома;
  • газоснабжение для отопительных целей;
  • водоотведение отдельно от водоснабжения;
  • отопление жилых помещений.

Перерасчет за некачественные коммунальные услуги

Вы можете запросить процедуру перерасчета, если недовольны качеством ЖКУ — например, низкая температура горячей воды или чрезмерно длительное ее отсутствие. Для этого приглашают экспертов, которые замеряют:

  • для электричества — напряжение, силу тока;
  • для горячего и холодного водоснабжения — напор и температура по нормативам, химический состав, жесткость, внешний вид.

Если показатели отклоняются от нормы, вы можете обращаться за перерасчетом на основе экспертизы.

Особенности перерасчета за отопление. При полном отключении или температуре ниже нормативов, вы можете оспорить начисления за некачественные услуги только через суд. Вам откажут в прошении, если:

  • в квартире или доме теплопотери происходят из-за низкого качества дверных или оконных блоков — но при малой теплоотдаче самих отопительных приборов можно оспорить;
  • воздушные пробки в стояках — но, если вы не пустите сотрудников ЖЭКа, чтобы устранить их, вам откажут;
  • у вас стоят старые радиаторы или не греются из-за засоров — если в стояках температура соответствует норме, а радиатор в помещении не греется, вам нужно будет решать этот вопрос самостоятельно заменой оборудования в жилье.

Если с качеством приборов все в порядке, а температура в квартире ниже положенного уровня, вы можете требовать снижения платы за отопление. Для этого пригласите инициативную группу жильцов или специальную комиссию и:

  • вычислите разницу между нормированной и фактической температурой;
  • зафиксируйте время, когда температура была ниже нормы;
  • каждый час отклонения снижает оплату на 0,15% от ежемесячный платы за градус; ежемесячную плату надо умножить на 0,15%, на количество часов отклонения, на ее величину.

Считайте дневные и ночные нормы отдельно — у них разные тарифы.

Куда обращаться для перерасчета за коммунальные услуги ЖКХ

Найдите реквизиты для обращения в квитанциях на оплату. В зависимости от вида договора на предоставление ЖКУ, способа управления домом, подавайте заявление напрямую к поставщикам услуг или в:

  • ТСЖ;
  • УО;
  • ДЕЗ;
  • РКЦ.

При некачественных коммунальных услугах можно обратиться в Жилинспекцию или Роспотребнадзор — они предоставят независимых экспертов.

Документы для перерасчета платы за коммунальные услуги

Как написать заявление на перерасчет коммунальных услуг

У этого типа заявления нет строго установленной формы. Вы можете написать его в свободной форме, главное — указать важные пункты:

  • название организации, куда обращаетесь;
  • личные данные;
  • адрес помещения, где требуется перерасчет;
  • просьбу о перерасчете и указать вид услуги;
  • период, за который требуется пересчитать сумму платежей;
  • основания для процедуры с перечнем приложений к заявлению — справки, заключения экспертов, другие документы.

Если отправляете заявление по почте — высылайте заказным письмом с уведомлением, описью приложений. Можно отнести напрямую в организацию — в этом случае составьте заявление в двух экземплярах. Одно передайте ответственному сотруднику, на втором попросите поставить подпись, печать и регистрационный номер документа.

Вы можете найти в интернете и скачать заявление на перерасчет коммунальных услуг — образец 2018

Дополнительные документы

Они зависят от оснований для перерасчета коммунальных услуг и должны подтвердить факт необходимости процедуры.

По временному отсутствию. Если во время отъезда проживали в гостинице, приложите подтверждающие чеки. Согласно типу отъезда, добавьте в приложение к заявлению справку:

  • о командировке, заверенную работодателем;
  • о лечении в стационаре;
  • о временной регистрации в другом городе;
  • из учебного заведения;
  • из ТСЖ о проживании на дачном участке.

При ненадлежащем качестве. Проведите экспертизу с помощью специалистов из УК, Роспотребнадзора или Жилинспекции. Специалисты должны оставить вам:

  • акт, где указана дата проверки, адрес помещения;
  • экспертное заключение.

Все документы должны быть юридически грамотно оформлены. На справках будут проверять реквизиты организаций, печати, подписи ответственных сотрудников. Если хотя бы один документ не соответствует условиям, ваше заявление отклонят.

Как быстро оформляют перерасчет платы за ЖКУ

По закону правильно оформленное заявление рассматривают в течение 5 рабочих дней. Важно подать заявление в течение 30-дневного срока с момента наступления основания. Результаты перерасчета вы увидите в квитанции за следующий месяц.

Если подаете заявление до отъезда, вам пересчитают только 6 месяцев отсутствия. Для более длительного перерасчета коммуналки, нужно будет вернуться и подать заявление снова спустя 6 месяцев после первой заявки. Вам откажут в перерасчете, если вы пропустите срок подачи заявления. Однако, при уважительной причине такую ситуацию можно оспорить в суде.

Что делать при отказе перерасчета коммуналки

Организация, предоставляющая вам ЖКУ, должна дать письменный отказ и обосновать его причины. Если вы уверены в своей правоте, пишите жалобу в прокуратуру или Роспотребнадзор. К жалобе необходимо приложить отказ и весь пакет документов, который вы подавали для перерасчета.

Контролирующие организации помогают в решении спорных ситуаций, но если их вмешательство не помогло — обращайтесь в суд, соблюдая сроки исковой давности.

Выводы

  1. Предупреждайте УК об отъезде заранее.
  2. Готовьте все документы, подтверждающие ваше отсутствие или ненадлежащее качество услуг.
  3. Внимательно проверяйте юридическую силу документов, экспертиз и актов.
  4. Обращайтесь в высшие контролирующие органы или в суд при отказе перерасчета.
  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Отказ в перерасчете коммунальных услуг

Отказ в перерасчете коммунальных услуг

Подборка наиболее важных документов по запросу Отказ в перерасчете коммунальных услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 28.01.2022 N 301-ЭС21-27213 по делу N А79-8515/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об отмене решения и предписания антимонопольного органа.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суд установил, что отказ истца произвести перерасчет платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанные обществом по договору, не свидетельствует о нарушении антимонопольного запрета. Общество, используя нежилое помещение в многоквартирном доме, не осуществляет раздельное накопление отходов, поэтому основания для расчета платы с учетом объема контейнера для накопления отходов и периодичности их вывоза отсутствуют.Как следует из судебных актов, признавая решение и предписание Чувашского УФАС России недействительными, суды исходили из того, что отказ ООО «МВК «Экоцентр» произвести перерасчет платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанные ООО «Аура» по договору от 01.10.2018 N ДПЮЛ-420, не свидетельствует о нарушении антимонопольного запрета. Применяемый обществом расчет на основе норматива накопления твердых коммунальных отходов и общей площади нежилого помещения, занимаемого ООО «Аура», соответствует абзацу второму подпункта «а» пункта 5, пункту 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2016 N 505, пункту 148(38) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. ООО «Аура», используя нежилое помещение в многоквартирном доме, не осуществляет раздельное накопление отходов, поэтому основания для расчета платы с учетом объема контейнера для накопления отходов и периодичности их вывоза отсутствуют.

Определение Верховного Суда РФ от 19.04.2021 N 306-ЭС19-3122 по делу N А57-363/2018
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания административного органа в части.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как приведенные в жалобе доводы основаны на неверном толковании положений законодательства, сводятся к изложению обстоятельств дела, получили надлежащую правовую оценку судов и мотивированно отклонены, не опровергают, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.Суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, учитывая правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П, определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.07.2019 N 306-ЭС19-3122, изменил решение. Суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания в части обязания кооператива произвести перерасчет платы по коммунальной услуге «отопление» за период с октября 2016 по апрель 2017 года за потребление тепловой энергии в целях теплоснабжения квартир N 40, N 43, N 55, N 63, N 77 МКД, поскольку материалами дела доказано соблюдение установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления только в названных квартирах МКД; в остальной части требования отказал.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Вывоз мусора из дворов жильцов: анализ проблемы и споров
(Мартасов Д.)
(«Жилищное право», 2021, N 4)Истец являлся сособственником квартиры, поэтому обратился в суд с требованием о перерасчете платы за коммунальную услугу. В качестве доводов было сообщено, что в жилом помещении отсутствуют потребители и истец проживает по другому адресу, также в помещении прекращена подача газа, отсутствует водопотребление, водоотведение и электроснабжение. Истец подавал документы для перерасчета платы за коммунальную услугу, но получил отказ <8>.

Статья: Плата за коммунальные услуги, предоставляемые управляющими компаниями, только по утвержденным тарифам
(Широков Д.)
(«Жилищное право», 2018, N 11)Таким образом, в случае предоставления вам коммунальных услуг ненадлежащего качества вы вправе обратиться в управляющую компанию для перерасчета суммы, подлежащей к оплате за коммунальные услуги. В случае отказа со стороны управляющей компании вы вправе обратиться в суд за осуществлением принудительного перерасчета, а также возмещения понесенных расходов и компенсации морального вреда, в том числе и штрафа, с управляющей компании за нарушение сроков исполнения требований потребителя, так как в данном случае заявление подлежит рассмотрению с применением положений Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 23.12.2015 по делу N 339437/2015).

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2021 N 24-П
«По делу о проверке конституционности частей 1 и 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца третьего пункта 40, абзацев первого и четвертого пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.П. Задубровской»4. Плата за коммунальную услугу по отоплению составляет весомую часть обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации). Обязанность по внесению платы за отопление отдельного помещения в многоквартирном доме не зависит от факта его использования (пункт 86 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»). В силу объективных причин, связанных с конструктивными особенностями многоквартирного дома как целостной строительной системы, не допускается отказ собственников и иных законных владельцев отдельных помещений от коммунальной услуги по отоплению. Перерасчет размера платы в случае временного отсутствия потребителя в жилом помещении также не производится. При таких обстоятельствах снижение расходов на отопление в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах, оснащенных при вводе в эксплуатацию либо после капитального ремонта общедомовыми и индивидуальными приборами учета тепловой энергии, достижимо за счет ее экономного расходования потребителями при непременном условии — принятии в расчет показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии для целей определения объема потребленного коммунального ресурса.

Накануне изменения тарифов за ЖКУ потребители требуют перерасчёта платы, начисленной им ранее исходя из среднемесячного потребления или норматива из-за отсутствия показаний ИПУ, даже через суд. Рассмотрим случаи, когда суды в таких спорах приняли сторону исполнителя коммунальных услуг и отказали жителям в перерасчёте.

Перерасчёт платы за коммунальные услуги

Перерасчёт платы за коммунальные услуги

Потребитель обязан платить в срок в полном объёме

Суды, рассматривающие споры между жителями домов и исполнителями коммунальных услуг о верности показаний индивидуальных приборов учёта и начислений платы за ЖКУ, руководствуются положениями:

  • Жилищного кодекса РФ;
  • Гражданского кодекса РФ;
  • постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;
  • постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Право потребителя передавать исполнителю коммунальных услуг показания индивидуальных приборов учёта подтверждено определением Верховного Cуда РФ от 19.03.2013 № АПЛ 13-82 и закреплено в пп. к (1) п. 33 ПП РФ № 354.

В п. 31 ПП РФ № 354 зафиксирована обязанность ИКУ принимать показания счётчиков, использовать их при расчёте размера платы за КУ в том расчётном периоде, когда они были сняты, а также проводить проверки состояния ИПУ и достоверности предоставляемых сведений.

Согласно п. 42 ПП РФ № 354, исполнитель коммунальных услуг обязан делать расчёт платы за КУ на основании показаний счётчиков в случае их предоставления потребителем. В ином случае, расчёт платы производится в течение трёх месяцев – исходя из среднемесячного объёма потребления, а затем – исходя из установленных нормативов без применения повышающих коэффициентов (пп. «б» п. 59, п. 60 ПП РФ № 354).

Не все собственники регулярно передают показания ИПУ, а накануне повышения тарифов на ЖКУ они массово направляют данные счётчиков исполнителю коммунальных услуг. Они требуют у ИКУ перерасчёт платы, сделанной расчётными методами, за предыдущие периоды. Такая ситуация не только перегружает УО и РСО, но и способствует формированию отрицательного объёма ресурсов, потреблённых на содержание ОИ МКД. А его управляющей организации никто не компенсирует.

Как рассказала в одном из выпусков видео-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета по энергетике Госдумы РФ Елена Шерешовец, в случае несвоевременной передачи потребителем показаний ИПУ исполнитель коммунальных услуг может не делать перерасчёт. Это подтверждают решения и определения судов, которые рассматривали подобные споры летом и осенью 2017 года. Разберём их подробнее.

Управляющие компании заплатят штрафы жильцам за неправильное начисление КУ

Управляющие компании заплатят штрафы жильцам за неправильное начисление КУ

Верховный Суд встал на сторону РСО

Как следует из материалов дела, в 2016 году накануне повышения тарифов собственник части жилого дома в Ижевске передала показания ИПУ и внесла в РСО предоплату за несколько месяцев по тарифам, действовавшим на момент платежа. При этом по лицевому счёту абонента числилась задолженность, сформировавшаяся за предыдущие расчётные периоды.

После изменения тарифов на КУ сетевая компания провела проверку счётчика, установленного в доме потребителя, и передала в РСО снятые показания.

Эти данные легли в основу перерасчёта – уже по новым тарифам, с чем потребитель не согласилась. В июне 2017 года она обратилась с иском в районный суд, требуя перерасчёта по тарифам, действовавшим на момент внесения предоплаты.

При рассмотрении дела суд напомнил, что потребители оплачивают фактически принятый объём ресурса согласно данным прибора учёта (ст. 544 ГК РФ). Они обязаны ежемесячно полностью оплачивать КУ (ч. 1 ст. 153, ч. 1 ст. 155 ЖК РФ) или вносить плату предварительно, в счёт будущих расчётных периодов (пп. «г» п. 65 ПП РФ № 354). При этом потребитель не может вносить за КУ произвольные суммы, а авансовый платёж не изменяет стоимость услуг, установленную на момент её оказания.

В суде поставщик электроэнергии доказал, что расчёт платы за ресурс проводился согласно п. п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354. Поскольку в спорный период истец не передавала показаний ИПУ, разницу между последними предоставленными ею сведениями и данными, зафиксированными сетевой компанией, РСО отнесла к расчётному периоду, когда сетевая организация проводила проверку счётчика (п. 171 разд. 10 ПП РФ от 04.05.2012 № 442, п. 31 ПП РФ № 354). Плата начислялась согласно действовавшим на тот момент тарифам.

Суд согласился с доводами поставщика электроэнергии и отклонил требования о перерасчёте и иные претензии, которые истец предъявляла к исполнителю коммунальных услуг.

В сентябре 2017 года Верховный Суд Удмуртской республики, куда потребитель подала апелляцию, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение в силе.

Верховный суд РФ о взыскании задолженности по договору теплоснабжения

Верховный суд РФ о взыскании задолженности по договору теплоснабжения

Суд отказал потребителю в перерасчёте задолженности

Похожее дело в июне 2017 года рассмотрел районный суд Ульяновска. Собственник квартиры в МКД подал иск против управляющей компании с требованием о перерасчёте задолженности за ЖКУ. Долг формировался три года и к моменту подачи иска превысил 300 тысяч рублей. Потребитель с суммой не согласился: он произвел собственные расчёты по «среднему» тарифу за весь период задолженности. Истец указал, что УК была обязана провести проверку счётчиков, но в спорном периоде ни разу этого не сделала.

Как установил суд, показания ИПУ истца по учёту ГВС, ХВС, электроэнергии не передавались в УК с 2013 года. Расчёт платы за КУ производился согласно п. п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354.  Выставленные управляющей компанией счета оплачивались потребителем нерегулярно и не в полном объёме, что привело к образованию задолженности и начислению пени на сумму долга.

Суд пояснил истцу, что УК обязана рассчитывать плату за КУ по показаниям ИПУ только в том случае, когда потребитель их передаёт. То, что в спорный период исполнитель коммунальных услуг не проводил проверки приборов учёта, не является основанием для перерасчёта или не оплаты выставленных счетов.

Районный суд встал на сторону управляющей компании и отказал потребителю в удовлетворении иска.

Областной суд, рассмотревший апелляцию потребителя, не нашёл в деле оснований для отмены или изменения решения районного суда и отклонил жалобу.

Что нужно знать о проверке и замене приборов учёта электроэнергии

Что нужно знать о проверке и замене приборов учёта электроэнергии

Выводы

Дела о перерасчёте, решения по которым принимались в пользу исполнителя коммунальной услуги, имеют несколько одинаковых моментов:

  1. Истцами в этих судах выступали потребители, которые на протяжении длительного периода не только не передавали показания приборов учёта, но и не оплачивали выставленные счета.
  2. Судьи придерживались позиции, что потребитель должен быть заинтересован в предоставлении показаний счётчиков исполнителю коммунальных услуг, чтобы начисление платы производилось за фактически потребленные ресурсы, а не расчётными методами.
  3. Факт отсутствия со стороны ИКУ проверок приборов учёта не влиял на решение суда.

Можно сказать, что сформировалась положительная для УО судебная практика, согласно которой после изменения тарифов ИКУ может не производить перерасчёт платы потребителям, которые в течение длительного времени не передают показания и не оплачивают ЖКУ.

Жилищный кодекс РФ достаточно детально описывает случаи, когда перерасчет платы за коммунальные услуги возможен. Жильцы многоквартирных домов, знакомые с законодательством, не упускают возможности сэкономить на плате за коммунальные услуги. Для управляющих организаций такая «экономия» часто оборачивается финансовыми потерями.

О том, как не допустить перерасчет и в каких случаях управляющая организация обязана пересчитать плату за коммунальные услуги, рассказывают эксперты компании-разработчика мобильного приложения МойДомОнлайн.

  • Ненадлежащее оказание коммунальных услуг
  • Пропуск срока исковой давности
  • Перерасчет за время отсутствия жильца

Для каждой коммунальной услуги Жилищным кодексом РФ разработаны стандарты и нормативы, позволяющие сформировать унифицированную систему управления многоквартирными домами. За качество предоставляемых услуг ответственность несет управляющая организация, а в случае прямого договора собственника с ресурсоснабжающей организацией — поставщик ресурса.

Рассмотрим наиболее часто встречающийся вариант, когда исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация.

Например, жилец жалуется на то, что температура горячей воды ниже, чем установлено нормативом. Он приглашает специалистов управляющей организации прийти и зафиксировать этот факт. Скорее всего, жилец прав, и вода не такая горячая, какой должна быть. Если факт подтвердится, то управляющей организации придется делать перерасчет платы за оказание услуги ненадлежащего качества.

Чтобы избежать такого исхода, специалисты управляющей организации перед визитом к жалобщику у себя в настройках поднимают температуру воды. Затем приходят в квартиру, делают замер, и … вода оказывается нужной температуры. После визита настройки возвращаются в прежнее положение. Почему? Потому что перегрев воды, например, в подвале может создать проблемы, угрожающие всему дому. И чтобы избежать их, лучше держать температуру воды чуть ниже нормы.

Жилец может подать жалобу в Роспотребнадзор, а управляющая организация может таким же образом подготовиться к визиту специалистов надзорного органа, и факт снова не подтвердится. Особо упорные граждане могут пойти дальше по инстанциям — обратиться в прокуратуру или суд, где он сможет доказать, что получал услугу ненадлежащего качества. И тогда управляющей организации придется делать не только перерасчет, но и оплачивать моральный ущерб, если жилец его потребует в исковом заявлении.

Чтобы избежать этого, управляющим организациям нужно просто понимать, что их главная задача — оказание услуг в соответствии со стандартами. И тогда не возникает вопроса перерасчета за услугу ненадлежащего качества и всего, что за этим следует. 

Существует определенный порядок оплаты коммунальных услуг, согласно которому гражданин до 10 числа месяца, следующего за расчетным, должен внести плату за потребленный ресурс. Но как показывает опыт, такое отношение к своей прямой обязанности характерно не для всех. Долги за коммунальные услуги в стране подбираются к триллиону рублей. От неплатежей больше всего страдают управляющие организации. 

В любом многоквартирном доме всегда есть хотя бы один жилец, упорно не желающий платить. Управляющая организация, предприняв все попытки взыскать долги в претензионном порядке, вынуждена обратиться в суд. Процедура не самая простая. Жильцы сегодня тоже хорошо знают законы. Поэтому, чтобы не дать должнику даже мизерного шанса найти в исковом заявлении какой-то изъян, составлять его следует самым тщательным образом. 

Но даже идеальное исковое заявление может не принести ожидаемого управляющей организацией эффекта и заставить должника заплатить. Произойдет это в случае, если истец, то есть управляющая организация, забудет о существовании срока исковой давности. Нормы и сроки по взысканию задолженности по ЖКУ включены в гражданское право и составляют три года. Если управляющая организация не пропустила этот срок и обратилась в суд, то истребовать и получить долг она точно сможет. У ответчика в этом случае нет ни малейшего шанса уйти от ответственности.

Иногда создаются ситуации, когда один собственник продал квартиру, а новый владелец продолжает платить по его лицевому счету, не подозревая о том, что остались долги. Естественно, жилец в какой-то момент поймет, что оплачивает долги другого, и обратится в управляющую организацию с требованием пересчитать и вернуть деньги. Чтобы не допускать таких ситуаций, на нового жильца нужно сразу заводить лицевой счет.

Управляющим организациям важно следить за задолженностями. Да, это кропотливая работа, потому что приходится работать с часто меняющейся информацией. Но такие данные важны, потому что это доходы, от которых зависит качественное обслуживание многоквартирного дома. К тому же органы прокуратуры раз в год проверяют работу по взысканию долгов за ЖКУ, и если управляющая организация не предоставляет документы по работе с должниками, то ее могут привлечь к административной ответственности. 

В Жилищном кодексе РФ оговорены и регламентированы все нюансы и обстоятельства, касающиеся оплаты коммунальных услуг во время отсутствия жильца. Люди имеют свойство по тем или иным причинам мигрировать и временно менять место жительства.

В период отсутствия больше пяти дней жилец имеет право не платить за некоторые коммунальные услуги. К примеру, жилец многоквартирного дома решил провести два зимних месяца в экзотическом африканском Зимбабве. Как гражданин, знакомый с деталями закона, он должен предъявить подтверждающие этот факт документы — авиабилеты, справки о прививках, необходимых для этой страны, гостиничную бронь и др. То есть все, что может убедить управляющую организацию в отсутствии человека именно два месяца и пересчитать плату за услуги, которые не будут использованы. Такой вариант наиболее удобен для обеих сторон.

Если жилец по каким-то причинам не предоставил документы до отъезда, то управляющая организация начисляет оплату в обычном порядке. По возвращении гражданин вспоминает, что он имеет право на перерасчет по некоторым коммунальным услугам, которыми не пользовался два месяца. Идет в офис управляющей организации и заявляет о своем отсутствии. Но такого заявления мало. К нему нужно приложить и, подтверждающие проживание гражданина в другом месте, документы. Если они есть, то за коммунальные услуги, которые жилец оплачивает по нормативу (кроме отопления и общедомовых нужд), управляющая организация обязана пересчитать плату.

Чтобы не попасть в «ловушку» перерасчета, управляющим организациям нужно знать законодательство. Но главное — хорошо делать свою работу, то есть качественно обслуживать многоквартирные дома. Тогда и поводов пересчитывать оплату, и что еще хуже, терять при этом деньги, просто не возникнет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Управляющая компания отказывается менять батарею что делать
  • Управляющая компания павшинская пойма павшинский бульвар 18
  • Федеральная таможенная служба реквизиты для оплаты 2023 год
  • Федеральная юридическая компания зенит отзывы клиентов 2021
  • Федеральная юридическая компания зенит отзывы клиентов 2022