Управляющая компания не пускает провайдера в дом что делать куда обращаться

Управляющая компания не пускает провадйров на территорию ЖК

Добрый день.

Проживаем на территории ЖК-новостройки. Управляющая компания заключила договор на предоставление интренет-услуг с одним провайдером и качество этих услуг оставляет желать лучшего, предложения услуг других провадйров, которые готовы работать на территории нашего ЖК управляющая компания игнорирует. На данный момент уже ведется работа группой жильцов: инициативная группа жильцов составила письменное обращение к ген.директору УК для получения письменного ответа по этому вопросу, до этого велись в тчение нескольких месяцев устные переговоры по поводу подключения альтернативных провайдеров, но нас попросту динамят, тянется процесс переговоров-переписки очень долго.

Вопрос: на данный момент я, как житель и собственник квартиры в этом ЖК, какие могу предпринять со своей стороны усилия для убыстрения процесса (обращение ФАС, прокуратуру либо какие-то другие инстанции). Так как без адекватного интернета я не могу полноценно работать хотелось бы решить этот вопрос побыстрее. Интересует также стоимость услуг по составлению подобных официальных обращений/жалоб/заявлений и юридическое консультирование и/или сопровождение(если понадобится) в данной ситуации.

Показать полностью

15 августа 2015, 20:19, Наталья, г. Москва

Управляющая компания заключила договор на предоставление интренет-услуг с одним провайдером и качество этих услуг оставляет желать лучшего, предложения услуг других провадйров, которые готовы работать на территории нашего ЖК управляющая компания игнорирует.
Наталья

В данном случае действия УК не правомерны, т.к. должно быть решение собственников жилья на предоставление места под оборудование в местах общего пользования, т.к. распоряжаться местами общего пользования могу только собственники многоквартирного дома

Статья 44. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме
Принятие решений о передаче в пользование общего имущества находится в исключительной компетенции общего собрания собственников
1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
2. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания;

Проголосовать должно не менее 2/3 от общего числа голосов собственников помещений

Статья 46. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
1. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 — 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Рекомендую обратиться с жалобой в прокуратуру и жилинпсекцию, а так же Роспотребнадзор, т.к. в данной ситуации УК нарушает права жильцов, как собственников в многоквартирном доме.

Договор подписанный УК с провайдером будет недействительным без протокола собственников жилья

15 августа 2015, 20:35

Марина Губанова

Марина Губанова

Юрист, г. Санкт-Петербург

Добрый вечер!

Обратитесь с жалобой в УФАС на нарушение антимонопольного законодательства. А также необходима жалоба и в прокуратуру.

По факту и в соответствии с законом (статья 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ) все вышеуказанные учреждения отвечают на официальные запросы в их адрес в течение 1 месяца.

15 августа 2015, 20:40

Александр Самарин

Александр Самарин

Юрист, г. Москва

Вопрос: на данный момент я, как житель и собственник квартиры в этом ЖК, какие могу предпринять со своей стороны усилия для убыстрения процесса (обращение ФАС, прокуратуру либо какие-то другие инстанции). Так как без адекватного интернета я не могу полноценно работать хотелось бы решить этот вопрос побыстрее. Интересует также стоимость услуг по составлению подобных официальных обращений/жалоб/заявлений и юридическое консультирование и/или сопровождение(если понадобится) в данной ситуации.
Наталья

Здравствуйте. А в чём это выражается, что не пускает?

Насильно держит провайдера что ли?

Для начала в жил. инспекцию пожалуйтесь и сам провайдер пусть в прокуратуру жалобу напишет, далее собираете общее собрание и выбираете нового провайдера, если он будет всех в доме обслуживать.

ЖК РФ

Статья 44. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме
3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;

Но нужно 66% голосов.

15 августа 2015, 20:41

Похожие вопросы

Есть смысл обжаловать в кассацию?

Обоснованно, что суд первой и апелляционной инстанции отказал в иске к управляющую компанию?

Действительно п. 105-109 Правил оказания коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, предполагают определенный порядок фиксации ненадлежащего качества услуг:

— сообщение в ЕДС;

— проведение проверки качества;

— составление акта проверки.

Однако вполне ожидаемо, что сотрудники управляющей организации, пришедшие проверять свою же работу, такой акт не составят.

Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 №22 есть разъяснение:

При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими 7 установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта и др.).

То есть вывод о том, что документ от ГЖИ не является надлежащим доказательством, не основан на Законе.

Даже если суд не устроил формат документа (скорее всего, это письмо-ответ), он должен быть привлечь ГЖИ в качестве третьего лица и запросить акты проведенных проверок. Данный ответ явно основан не на словах, а на результатах проверки качества оказания услуг надзорным органом.

Суд первой инстанции не вызвал представителя третьего лица ГЖИ по Воронежской области, а также в решении суда не упомянул.

Есть смысл обжаловать в кассацию?

Прилагается файл.

20 марта, 20:25, вопрос №3644732, Лев, г. Воронеж-45

Здравствуйте, вчера пришли домой к родителям приставы и сказали на мне висит компания, не платят налоги, там 7

Здравствуйте, вчера пришли домой к родителям приставы и сказали на мне висит компания, не платят налоги, там 7,5 миллионов, но я никогда в жизни не создавал компанию, при этом ещё и в армии, что делать?

20 марта, 14:43, вопрос №3644358, Ростислав, г. Москва

Ростелеком не расторгает договор, отнекиваясь, что программа не пускает, названивал им много раз, долг

Ростелеком не расторгает договор, отнекиваясь, что программа не пускает, названивал им много раз, долг копится, проблема не решается(, хотелось бы избавиться от них раз и навсегда и не связываться больше

19 марта, 21:22, вопрос №3643469, Вячеслав, г. Нижний Новгород

В спорах управляющих организаций и провайдеров, размещающих оборудование в МКД, суды часто встают на сторону операторов связи. Сегодня читайте о процессе, в ходе которого ВС РФ признал право УО в отсутствие решения общего собрания собственников отказать провайдеру в доступе к имуществу дома.

Провайдер должен платить собственникам за монтаж оборудования в МКД

Провайдер должен платить собственникам за монтаж оборудования в МКД

Что случилось

Между управляющей организацией и оператором связи был заключён договор на возмездное пользование общим имуществом МКД для размещения телекоммуникационного оборудования провайдера. Срок действия договора истёк, и оператор предложил заключить новый договор на безвозмездной основе. УО не согласилась на такие условия и отказала компании в доступе к общему имуществу МКД.

Проведя проверку, УФАС сочла сложившуюся ситуацию нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Надзорный орган посчитал, что УО злоупотребила доминирующим положением, поскольку другие операторы связи, заключившие договоры с УО, по-прежнему пользовались общим имуществом дома.

УФАС выдало организации предписание об устранении нарушений и возбудило в отношении УО дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ. Не согласившись с выводами надзорного органа, управляющая организация обратилась в суд.

Как управляющей компании не нарушить закон о защите конкуренции

Как управляющей компании не нарушить закон о защите конкуренции

Первая инстанция признала право УО отказать провайдеру

Рассмотрев все обстоятельства дела, суд встал на сторону управляющей организации, отменив постановление УФАС. Принимая решение, суд опирался на следующие тезисы:

  1. Согласно ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», операторы связи вправе размещать оборудование в многоквартирных домах на возмездной основе.
  2. Решение о пользовании общим имуществом МКД иными лицами принимается на общем собрании собственников помещений (п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
  3. Деятельность по управлению МКД выполняется по стандартам, в том числе определённым решениями собственников помещений в МКД (п. 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).
  4. В силу положений ч. 6 ЖК РФ, управляющая организация ограничена в пределах реализации своих прав по пользованию и распоряжению общим имуществом МКД и потому не является в данной ситуации самостоятельным хозяйствующим субъектом.

Суд пришёл к мнению, что в рассматриваемой ситуации УО представляет интересы и волеизъявление собственников, а не выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект. Поскольку ОСС не принимало решения о заключении договора с провайдером, УО имела право оператору отказать.

Суд принял во внимание позицию Верховного Суда РФ, изложенную в определениях от 04.07.2016 № 304-КГ16-1613 и от 22.11.2016 № 305-КГ16-3100: отказ в допуске оператора связи к местам общего пользования дома в отсутствие договора или решения ОСС соответствует законодательству и не нарушает прав оператора.

Поэтому суд первой инстанции удовлетворил иск УО и признал недействительными предписание и постановление УФАС об административном правонарушении. УФАС и оператор связи подали апелляцию.

Как устранить препятствия в пользовании общим имуществом МКД

Как устранить препятствия в пользовании общим имуществом МКД

Апелляция согласилась с постановлением УФАС

При рассмотрении дела апелляционный суд отметил, что предыдущий суд не учёл следующие важные доводы:

  • В п. 3.3.7 договора управления МКД собственники помещений наделили УО правом заключать от их лица договоры, связанные с распоряжением общим имуществом.
  • В договорах управления отсутствует положение о том, что УО может ограничивать доступ операторам связи к оборудованию, размещённому на общем имуществе МКД.
  • Требовать плату за пользование общим имуществом МКД и устанавливать размер платы могут только собственники помещений (ч. 3 ст. 6 № 126-ФЗ).

Апелляционный суд оспорил утверждение суда первой инстанции, что УО в рассматриваемой ситуации действует не самостоятельно. Управляющая организация как коммерческая организация, согласно ч. 1 ст. 50 ГК РФ, является самостоятельным хозяйствующим субъектом, так как её основная цель – получение прибыли.

Также суд исходил из тезиса, что договоры на оказание услуг связи, заключённые между оператором связи и абонентами, являются основанием для размещения и доступа к оборудованию связи, расположенному на общем имуществе собственников помещений в МКД.

Поэтому апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, постановив принять новый судебный акт.

Разъяснения ВС РФ о содержании общего имущества в МКД

Разъяснения ВС РФ о содержании общего имущества в МКД

Суд нашёл в действиях УО ущемление интересов собственников

Кассационный суд полностью поддержал выводы апелляционного, подчеркнув три обстоятельства:

  • Размещение, доступ и обслуживание оборудования связи на общем имуществе МКД является необходимым условием оказания услуг, предоставляемых абоненту по договору на оказание услуг связи. Поэтому отказ в доступе ущемляет интересы как провайдера, так и собственников.
  • Без решения ОСС многоквартирного дома достаточным основанием для размещения оператором связи оборудования является абонентский договор об оказании услуг связи.
  • Управляющая организация устанавливает цену для операторов связи по договорам исключительно в собственных интересах, направленных на получение прибыли, а не исполняя решения собственников помещений МКД. Следовательно, УО действует как самостоятельный хозяйствующий субъект в целях получения экономической выгоды.

Минстрой РФ о некоторых особенностях проведения общих собраний

Минстрой РФ о некоторых особенностях проведения общих собраний

ВС РФ: УО не может действовать без согласия собственников

Управляющая организация обратилась в Верховный Суд РФ. Затянувшийся спор был передан на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Коллегия указала, что для квалификации действий управляющей организации по ч. 1 ст. 10 № 135-ФЗ должны быть установлены следующие обстоятельства:

  • наличие статуса хозяйствующего субъекта,
  • доминирующее положением на рынке,
  • факт злоупотребления доминирующим положением.

Суд установил, что указанные обстоятельства УФАС не доказаны. Также ВС РФ поддержал выводы суда первой инстанции о том, что в отношениях по предоставлению в пользование общих помещений многоквартирного дома УО выступает как несамостоятельный хозяйствующий субъект. Ведь, согласно ч. 6 ЖК РФ, принятие решений о пользовании общим имуществом МКД иными лицами относится к компетенции общего собрания собственников помещений.

Такая позиция закреплена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017). Суды апелляционной и кассационной инстанции не учли данную позицию, нарушив ч. 4 ст. 170 АПК РФ.

Суд отметил, что провайдер не был поставлен в худшее положение по сравнению с другими операторами связи, заключившими договоры с УО: все компании размещали оборудование на общем имуществе МКД на возмездной основе.

ВС РФ подчеркнул, что наличие у отдельных собственников помещений в МКД абонентских договоров на предоставление услуг связи не даёт оператору права размещать оборудование на ОИ многоквартирного дома в отсутствие решения общего собрания собственников (ч. 4 ст. 36 ЖК РФ).

ВС РФ отменил постановлениеапелляционного и кассационного судов и оставил в силе решение суда первой инстанции, встав на сторону управляющей организации. Оператор связи подал надзорную жалобу, но суд не нашёл оснований для пересмотра судебного постановления (п. 1 ч. 6 ст. 308.4 АПК РФ).

ВС РФ обязал провайдера заплатить за монтаж оборудования в доме

ВС РФ обязал провайдера заплатить за монтаж оборудования в доме

Запомнить

Согласно мнению высшей судебной инстанции РФ, в ситуациях с заключением договоров с операторами связи на использование общего имущества МКД управляющая организация выступает как несамостоятельный хозяйствующий субъект и действует согласно решениям общего собрания собственников МКД.

Если по данному вопросу решение на ОСС не принималось, управляющая организация вправе отказать оператору связи в доступе к ОИ МКД и это действие не трактуется как нарушение № 135-ФЗ. А абонентские договоры с собственниками помещений МКД не дают оператору связи права использовать общее имущество собственников помещений в МКД без решения общего собрания.

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 748 подписчикам

Статьи по теме

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

У нас в доме сложилась неординарная ситуация. В доме только один интернет-провайдер N, который не устраивает нас по качеству обслуживания. В соседних домах присутствуют другие провайдеры. В наш дом их не пускают.

УК говорит, что предоставляют им доступ но при этом говорят, что у N проходят тут их коммуникации в нашем доме и типа там стоит их оборудование и других не пускают, чтобы с оборудованием нечего не случилось. И поэтому все вопросы должны решаться через них. И никаких справок о том, что разрешают другим провайдерам обслуживать дом не дают.

Другие провайдеры говорят, что УК не пускает их по техническим причинам и пишет отказы.

Помогите разобраться в какую инстанцию писать жителям дома. Так как нам не дают ни одного подтверждающего документа, у нас нет по факту доказательств.

Ответы на вопрос:

Надо написать жалобу в УФАС.

Вам помог ответ?ДаНет

Жаловаться в прокуратуру.

Вам помог ответ?ДаНет

Похожие вопросы

В данном случае, как мне добиться, чтобы в нашем доме была возможность ВЫБИРАТЬ интернет-провайдера самостоятельно?

В доме где я живу вот уже на протяжении 5 лет присутствует только один интернет-провайдер (монополист, так скажем), у которого качество интернета оставляет желать лучшего. Я обращался в свое ТСЖ по этому вопросу (о привлечении других интернет-провайдеров), мне ответили так «другие провайдеры считают что нет возможности провести интернет в этом доме». Когда я обращался самостоятельно к другим интернет-провайдерам с этим же вопросом, мне там говорили, что с ними не хотят заключать договоры в нашем ТСЖ… В данном случае, как мне добиться, чтобы в нашем доме была возможность ВЫБИРАТЬ интернет-провайдера самостоятельно? В данном случае, нарушаются ли мои права, что я не могу выбрать провайдера и вынужден пользоваться услугами того провайдера-монополиста, качество которого меня не удовлетворяет?…

Может ли управляющая компания не пускать в дом интернет-провайдеров?

Переехал в новостройку, где только всего один интернет-провайдер. Все бы ничего, но качество предоставляемых услуг ужасное. Вечные упады скорости. Мне, как человеку работающему на удалёнке это очень сильно мешает. Управляющая компания не хочет впускать в дом ни одного провайдера. Может ли управляющая компания не пускать в дом интернет-провайдеров? Законно ли это? И куда необходимо жаловаться.

Имеет ли право ТСЖ ограничивать доступ интернет провайдеру для подключения квартиры в интернету.

Нужно подключить квартиру к интернету. По квартире имеется долг за коммунальные услуги. ТСЖ отказывает в доступе к оборудованию провайдера (чердак или подвал), не дает ключи. Ссылается на решение собственников дома, по которому все собственники решишили, что если есть долг по кварт. Плате, то подключить какие либо услуги нельзя. Само решение председатель ТСЖ не может предоставить ни в электронном виде не физически. Вообще законно ли такое ограничение и как действовать в такой ситуации. В условиях пандемии, без интернета нет работы, работадатель отправляет на удаленную работу.

Правомерны ли действия ростелекома?

Вот уже пять лет я хочу подключить интернет и провести домашний интернет в свой частый дом от росттелеком, на что провайдер отказывает с ответом нет тех. возможности. Других провайдеров у нас нет. правомерны ли действия ростелекома?

И на каком основании я могу требовать, что бы он убрал свой провод?

Сосед провел интернет кабель к себе в дом через мой участок и без моего согласия. Пришел домой, смотрю провод висит, я к соседу, он говорит, что его тоже дома не было когда проводили работы, но сейчас его все устраивает, так как он заплатил за эту работу и теперь ему все равно. Как правильно быть в такой ситуации? И на каком основании я могу требовать, что бы он убрал свой провод? Спасибо!

Публикации


0

198


0

57


2

348


2

107


3

67


0

130


0

251


2

2 745


22

2 823


0

114

Жилье ,

21 мар 2018, 11:31 

0 

Верховный суд разъяснил правила установки интернет-оборудования в домах

Провайдеры могут пользоваться общим имуществом жильцов только с их согласия

Фото: Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов

Интернет-провайдеры могут устанавливать оборудование в многоквартирных домах только с согласия жильцов. Право собственников квартир распоряжаться общедомовым имуществом предусмотрено законодательством. Такое разъяснение дал Верховный суд (определение от 01.03.2018 N 306-КГ17-17056), сообщает «Российская газета».

По закону собственники совместно владеют и распоряжаются общим имуществом дома, в том числе стенами, чердаком и крышей. Многие из них не знают, что интернет-провайдеры платят за размещение в этих местах интернет-оборудования, пишет издание.

«В большинстве случаев разговор об этом ведется с управляющей компанией. И деньги растворяются на счетах УК. Это часто темная история», — пояснила газете исполнительный директор центра «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Некоторые управляющие компании заключают договоры без согласия собственников, подтвердил эксперт центра федеральных и региональных программ Высшей школы госуправления РАНХиГС Игорь Кокин.

Раньше многие жильцы сталкивались со сложностями подключения к определенной компании, поскольку этому препятствовала УК. Теперь собственники смогут решить сами, какого провайдера и на каких условиях пустить в дом (например, того, кто оказывает наиболее качественные услуги и предлагает хорошие тарифы), отмечает газета.

Собственники могут зарабатывать и на операторах связи, которые используют крыши для размещения оборудования, на рекламных конструкциях и вывесках, если они располагаются на фасаде дома. В аренду можно сдавать подвальные помещения, а также земельный участок для размещения палаток и магазинов.

Ранее сообщалось, что Министерство строительства и ЖКХ России разработало проект новых правил содержания общего имущества жильцов в многоквартирных домах. В них прописаны порядок содержания подвалов и чердаков, крыш и фасадов, несущих конструкций, лестниц, вентиляции, общедомовых дверей и окон. Также в проекте Минстроя затронуты вопросы финансирования текущего ремонта общедомового имущества.

Как провайдеру получить доступ в жилые дома: ФАС, суд или общее собрание собственников

Как провайдеру получить доступ в жилые дома: ФАС, суд или общее собрание собственников

Чтобы разместить оборудование для оказания услуг связи в жилом доме, каждый интернет-провайдер обращается в УК или ТСЖ, которые управляют и эксплуатируют МКД. Так быстрее и проще. Как показывает практика именно УК или ТСЖ, минуя мнение собственников МКД и закон РФ, становится «высшей инстанцией», которая выбирает, какому провайдеру работать, а какому нет.

В большинстве случаев вопрос решается достаточно быстро и мирно, и оператор получает доступ в дом. Но иногда уровень «симпатии» к оператору связи зависит от цены за размещение оборудования в МКД, соответственно это влияет на тарифы для конечного потребителя. Те провайдеры, которые знают, что нет закона, дающего УК право требовать деньги за размещение оборудования с интернет-провайдера, отказываются платить «дань», в итоге договориться не получается.

В современных реалиях при такой конфликтной ситуации провайдер может выбрать один из трех законных способов получения доступа в жилые дома для размещения оборудования:

  1. Получение согласия на размещение у 1 жильца-собственника квартиры и обращение в ФАС с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства,
  2. Обращение в Арбитражный суд с иском об устранении препятствий пользования имуществом,
  3. Согласование при помощи общего очного или заочного собрания жильцов дома.

Условия равные для всех

Как провайдеру получить доступ в жилые дома: ФАС, суд или общее собрание собственниковВыбирая правильный метод, оператору лучше следовать нормативным актам. Если разобраться в иерархии правовых документов, то мы увидим, что первое место занимает Конституция РФ, за ней следуют законы о поправках в Конституцию РФ и Федеральные конституционные законы, а следом идет интересующая нас ступень ФЗ РФ.

К ней как раз и относится Жилищный Кодекс РФ, где описана процедура распоряжения общим имуществом и передача в пользование третьим лицам общего имущества МКД.

Именно так удастся избежать ситуаций, связанных как с монополией в МКД, так и с огромным числом провайдеров, когда в условиях неограниченной конкуренцией зарабатывать невозможно.

Получается, что постановления Правительства РФ или предписания ФАС не являются весомым аргументом для УК и носят рекомендательный характер.

Поэтому у УК есть все основания ссылаться на ЖК РФ и без разрешения собственников не пускать никаких провайдеров. Из чего следует, что гарантом нахождения оборудования провайдера в МКД является согласие 2/3 собственников дома. Это касается и размещения «трубостоек», которые без разрешения устанавливают операторы связи, принося, тем самым неудобства жильцам дома.

И для УК, и для оператора связи важно действовать в рамках закона. Так первым удастся избежать больших штрафов, а вторым – узаконить свое оборудования в МКД и в случае смены УК остаться в МКД на прежних условиях.

Пример из практики провайдера

Пример сложной ситуации произошел в Московской области, где действия провайдера, который организовал отдел согласования для устранения монополизации на рынке по одному из районов города, привлекли внимание не только жителей этого города, но высокопоставленных лиц области.

Администрация района заинтересовалась сложившейся ситуацией, пригласила за стол переговоров представителей управляющей компаний и представителей оператора связи, при этом предложила курировать вопрос таким образом:

  1. Контролировать  диалог между провайдером и УК, 
  2. Организовать, совместно с УК, новое собрание, где в повестку дня включить доступ всем провайдерам города.

Теперь у УК появился выбор: пустить только одного провайдера, тем самым для «своего провайдера» оставить еще более менее благоприятные условия, или пустить всех, и тогда «свой провайдер» превратится в аутсайдера рынка.

Почему лучше выбрать согласование при помощи собрания собственников

«Подводные камни»,  о которых нужно помнить провайдеру, выбирая способ получения доступа:

  • Затягивание сроков – процедура судов и получения постановления ФАС может затянуться на длительный срок. А чем быстрее провайдер займет место в новостройках, тем выше шансы у него иметь больше долю абонентов, даже спустя время. Через общие собрания собственников это можно провести очень быстро – вся процедура занимает от 21 дня.
  • Риски невыполнения, опротестования и признания решений недействительными – даже  если суд и признает законность действий оператора, УК может и не выполнить решения, и большие штрафы не помогут в решении ситуации. Есть примеры, когда УК приписывали штрафы в размере 300-400 тыс. руб, она их оплачивала из собственных доходов благодаря  «помощи» провайдера, чьи интересы лоббировались. Кроме того, любой из собственников может поднять вопрос, на каком основании появился этот провайдер, собрать общее собрание собственников и принять решения по демонтажу оборудования провайдера (таких примеров масса).
  • Риск принятия решения не в пользу провайдера. К сожалению, в наших реалиях клиенты нам рассказывали ситуации, когда она доходили до очень высокого уровня в попытке решить вопрос, но у них ничего не получилось. Были варианты с длительным судом, апелляцией и потом решением не в пользу провайдера.

Дополнительный положительный эффект для провайдера

Кроме полностью законного результата в виде доступа в жилой дом провайдер получает дополнительный эффект:

  • «Сарафанное радио», активно срабатывающее на фоне недовольства монополистом,
  • Дополнительная реклама провайдера благодаря объявлениям, освещению ситуации в местных СМИ, поквартирного обхода,
  • Получение контактной информации потенциальных абонентов для последующего обзвона – данные остаются на анкетах и заявлениях, собираемых агентами на стадии заочного согласования.

В результате по опыту наших проектов по согласованию после проведения заочного этапа общего голосования и получения доступа к новому провайдеру только в течение первых нескольких месяцев подключается около 30% жителей дома, предварительно «разогретых» процедурой голосования.

Подведя итог, вкладываться в согласование просто необходимо, ведь не зря крупные провайдеры, не испытывающие проблем с доступом в МКД, закладывают расходы на согласование при строительстве сети. Подробнее о процедуре согласования можно почитать здесь и здесь. 

P.S. Мы не утверждаем, что способ согласования, который используем мы – единственный. Но он самый надежный в том случае, когда у провайдера сложилась сложная, конфликтная ситуация с УК, жесткая конкуренция на рынке. Часто к нам обращаются провайдеры, которые перепробовали другие способы, но не сдвинулись с мертвой точки.

Рынок меняется. То, что применимо в одном регионе, может не сработать в другом, поэтому призываем всех провайдеров воспринимать нашу информацию, как еще один законный способ доступа в жилые дома, и принимать решение, исходя из собственных расчетов и знания региона.

P.P.S. В данный момент рассматриваются поправки Минкомсвязи в закон «О связи» и Жилищный кодекс, разрешающие оператору работать в доме при наличии договора хотя бы с одним из жильцов и упрощающие доступ фиксированных операторов в жилые дома  Однако до тех пор пока изменения в законы не будут приняты и не вступят в действие, в сложных конфликтных ситуациях согласование лучше проводить, как и раньше.

Это третья часть из серии заметок про провайдеров в доме.
Если пропустили предыдущие, то они вот:
Сколько берут другие собственники с провайдеров, использующих общедомовое имущество.
Что управляющей организации (ТСЖ, ЖСК) делать с оборудованием провайдеров, размещённым без спроса.

Сегодня примеры из практики, где оценивались действия УК, отказывающихся допускать провайдеров к общему имуществу, а именно когда они законны, а когда — нет.

Незаконные отказы.

◾ Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А52 – 3910/2018 из Пскова.
Антимонопольная служба привлекла управляющую организацию к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.32 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 1 000 000 руб. за создание препятствий оператору связи в предоставлении услуги связи собственникам.
Организация обратилась в суд с заявлением о признании незаконным такого решения.
Суд уменьшил штраф до 500 000 руб., хотя это тоже не устроило УК. Она пожаловалась выше, но бесполезно.
Управляющую компанию посчитали виновной в нарушении закона о защите конкуренции, а именно в координации экономической деятельности операторов связи. Эта координация выразилась в самостоятельном установлении разных, необоснованных цен на аренду общедомового имущества.
УК предоставила одному из операторов связи безвозмездный доступ, ссылаясь на разрешение застройщика, а другому оператору выкатила условия о платности использования общего имущества, при этом цену УК также придумала сама.
Суд встал на сторону УФАС и притеснённого провайдера: «требования ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ не позволяют управляющей компанией самостоятельно принимать решение об определении возможности допуска и порядка пользования организацией связи общим имуществом дома».

◾ Постановление Арбитражного суда Уральского округа по делу № А76 – 38133/2018.
Управляющую организацию из Челябинской области оштрафовали по той же статье на 1 125 000 руб. Она опять пошла жаловаться в суд, и ей снова отказали.
Выяснилось, то она с одними операторами заключила возмездные договоры о размещении оборудования на общем имуществе в отсутствие решений общего собрания собственников, а другому оператору отказала в доступе вовсе при наличии решений общих собраний. Последний обратился в УФАС, и антимонопольный орган закономерно увидел в действиях УК нарушение закона о защите конкуренции:

«Антимонопольным органом сделан обоснованный вывод о том, что ООО „УК…“ осуществляет координацию экономической деятельности операторов связи, предоставляющих телематические услуги связи, а также услуги связи для целей кабельного вещания собственникам, инициирование заключения от своего имени с операторами связи договоров по поводу размещения на общем имуществе средств и линий связи, предусматривающих внесение оператором связи различной платы за такое размещение, в отсутствие соответствующих решений собственников, а также в отказе иному оператору связи в доступе к общему имуществу даже при наличии решений собственников о предоставлении в пользование общего имущества, что является нарушением ч. 5 ст. 11 Закона о защите конкуренции.»

Суды поддержали УФАС, указав, что УК должна действовать не как самостоятельный хозяйствующий субъект, а как лицо, представляющее интересы и выражающее волеизъявление собственников имущества МКД относительно размещения оборудования операторов связи.

Законные отказы

◾ Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56 – 60333/2017.
Здесь провайдер из Санкт-Петербурга пытался пожаловаться на УК, которая не пускала его в дом. Было заявлено требование «об обязании обеспечить ежедневный беспрепятственный доступ сотрудников ООО „…“ к общему имуществу многоквартирных домов для целей установки и технического обслуживания телекоммуникационного оборудования и линий связи».
Суды отказали, посчитав действия УК правомерными:

«Отказ в допуске к общему имуществу в отсутствие договора или соответствующего решения общего собрания о предоставлении общего имущества в пользование без заключения договора соответствует действующему законодательству и не ущемляет права оператора связи.
…собственники не принимали решений о доступе ООО „…“ для размещения оборудования связи в границах общедомового имущества, в связи с чем, УК не вправе была самостоятельно принимать решение о доступе ООО „…“ в многоквартирные дома, находящиеся в её управлении».

◾ Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56 – 39173/2017, оставлено в силе Верховным Судом РФ.
Здесь управляющая организация успешно оспорила предписание УФАС по Ленинградской области.
В антимонопольную службу пожаловался житель. В своей жалобе он указал на недопуск управляющей организацией операторов связи в его многоквартирный дом, а также на то, что в доме работает только один оператор связи с некачественными услугами. Он пытался привлечь к оказанию услуг 2 другие организации, но УК не пускала их в дом. Антимонопольный орган, как и в прошлых примерах, посчитал это нарушением закона о защите конкуренции и выдал компании предписание. От последней требовалось прекратить воспрепятствование доступу провайдеров к общедомовому имуществу.
Суды по жалобе управляющей организации по-разному оценили законность предписания. Первая инстанция посчитала его законным, однако вторая встала на сторону УК:

  • отказывая в доступе к общему имуществу, управляющая организация действовала не как самостоятельный хозяйствующий субъект, а как лицо, представляющее интересы и выражающее волеизъявление собственников относительно размещения оборудования третьих лиц.
  • отказ УК в допуске операторов связи к общему имуществу в отсутствие договора или соответствующего решения общего собрания о предоставлении имущества без заключения договора, соответствует действующему законодательству и не ущемляют права иных операторов.

◾ Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 февраля 2019 г. № 33 – 4031/2019.
Житель потребовал от управляющей компании не препятствовать в допуске провайдера к техническим этажам дома. С этим провайдером собственник заключил договор на оказание услуг связи.
Обе судебные инстанции отказали в таком иске:

  • установка оборудования затрагивает вопрос о пользовании общим имуществом, при этом для размещения имущества провайдера общее собрание собственников решений не принимало.
  • управляющая организация ограничена в реализации своих прав по пользованию и распоряжению общим имуществом. Она не вправе самостоятельно принимать решение о возможности доступа, в том числе организаций связи, к общему имуществу и, следовательно, в отношениях по предоставлению в пользование технических, а также иных общих помещений многоквартирного дома управляющая организация не может быть признана самостоятельным хозяйствующим субъектом.
  • абонент, являющийся собственником помещения, не может единолично в отсутствие решения общего собрания решать вопросы, связанные с предоставлением другим лицам права пользования общим имуществом дома.

Рекомендации прежние.

Управляющим организациям, которые не знают, что делать с [потенциальными] незаконными пользователями:
▪ Письменно пугать всякими демонтажами и отказами в допуске (в качестве работы по борьбе с незаконными пользователями), но для результата лучше поступать иначе — проводить собрания, устанавливать размер платы, радующий глаз жителей.
▪ На неравных условиях в доступе не отказывать и вообще стараться избегать этого вопроса, чтобы не подскользнуться.

Жителям, столкнувшимся с отказом, и провайдерам:
▪ Провести общее собрание, на котором определить возможность использования общего имущества провайдерами, можно поименно, если УО не пускает кого-то конкретного. Далее решать вопрос через суд или антимонопольную службу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Уралсиб бизнес онлайн вход в систему для юридических лиц клиент банк личный
  • Уральская металлоторговая компания общество с ограниченной ответственностью
  • Установить сбербанк бизнес онлайн на ноутбук бесплатно с официального сайта
  • Установка по переработке отработанного масла в дизельное топливо как бизнес
  • Установленная продолжительность рабочего времени при особом характере работ