Управляющая компания не имеет право подавать иск в суд

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Управляющая компания представляет интересы собственников в суде

Управляющая компания представляет интересы собственников в суде

Подборка наиболее важных документов по запросу Управляющая компания представляет интересы собственников в суде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Управляющая компания является управляющей организацией в отношении ряда многоквартирных жилых домов (далее — МКД). Общими собраниями собственников помещений МКД приняты решения об установлении для организаций, использующих часть общего имущества МКД в подъездах, на техническом этаже, техническом подполье в целях размещения оборудования связи, а также телекоммуникационных антивандальных шкафов широкополосного доступа, предназначенного для оказания услуг связи (телефония, телематические услуги, Интернет и др.), в частности для общества, платы за пользование общим имуществом. При этом собственники помещений наделили управляющую компанию правом на представление их интересов во всех судебных органах, заключение соответствующих договоров и сбор денежных средств.

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)При рассмотрении данного дела судами было установлено, что собственниками общего имущества указанного многоквартирного дома в рассматриваемый период не принималось решение о размещении оборудования связи общества в местах общего пользования названного здания. Следовательно, управляющая компания, отказывая сотрудникам общества в допуске в технические помещения здания, действовала не как самостоятельный хозяйствующий субъект, а как лицо, представляющее интересы и выражающее волеизъявление собственников имущества многоквартирного дома относительно размещения оборудования третьего лица, что соответствует положениям ст. 44, 138, 144 ЖК РФ. Таким образом, управляющая компания в рассматриваемых правоотношениях не может быть признана самостоятельным хозяйствующим субъектом в смысле, придаваемом этому понятию положениями п. 5 ст. 4, ст. 5 и ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Отказ в допуске к общему имуществу многоквартирного дома в отсутствие договора или соответствующего решения общего собрания собственников о предоставлении имущества без заключения договора соответствовал действующему законодательству.

В комментарии «АГ» один из экспертов посчитал, что именно с целью оптимизации времени рассмотрения дела Верховный Суд снял вопрос о полномочиях управляющей компании действовать в интересах всех собственников многоквартирного дома, в том числе в части защиты их интересов. Второй заметил, что ВС РФ в очередной раз обратил внимание на важность и необходимость полного исследования и оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу.

Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС19-20516 (5) по делу № А40-217303/2016, в котором разобрался, может ли управляющая компания быть представителем собственников многоквартирного дома.

ООО «Строительно-Финансовая компания Атолл» являлось застройщиком жилого дома. В последующем решением Арбитражного суда г. Москвы от 29 марта 2017 г. общество было признано банкротом.

В декабре 2015 г. собственники жилых помещений этого дома приняли решение о выборе АО «ВК Комфорт» в качестве управляющей компании. В процессе приемки дома в управление УК обнаружила многочисленные нарушения при строительстве и существенные недостатки, приведшие к ухудшению качества объекта. Жители дома направляли застройщику претензии с требованием об устранении выявленных недостатков. Поскольку они так и не были устранены, общество как управляющая домом компания обратилось 30 января 2018 г. в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о включении в реестр своего требования в размере более 57 млн руб.

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 1 июня 2018 г. учредитель должника – ООО «Концерн МонАрх» было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

При рассмотрении спора в суде первой инстанции была проведена строительно-техническая экспертиза, по результатам которой эксперты пришли к выводам о несоответствии качества выполненных работ по строительству названного жилого дома требованиям технических и градостроительных регламентов, проектной документации. Эксперты пришли к выводу, что стоимость устранения недостатков составляет более 57 млн руб.

Разрешая спор, суд сослался на положения ст. 7 Закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (Закон № 214-ФЗ), ст. 36, 161, 162 Жилищного кодекса, ст. 723, 724, 725 Гражданского кодекса и исходил из того, что претензии участниками строительства в адрес застройщика о наличии недостатков выполненных работ были заявлены в пределах гарантийного срока (который суд исчислил с момента ввода жилого дома в эксплуатацию), а результаты экспертизы подтверждают правомерность и обоснованность таких претензий.

Суд отклонил возражения «Строительно-Финансовой компании Атолл» об отсутствии у УК полномочий действовать в интересах собственников квартир. Он сослался на п. 3.1.30 договора управления многоквартирным домом, согласно которому общество обязано представлять интересы собственников в рамках исполнения своих обязательств по договору. При этом в случае, если недостатки не будут устранены, обязанность провести ремонт дома будет возложена именно на общество (и за его счет).

Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции в силе.

Не согласившись с такими решениями, ООО «Концерн МонАрх» обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд. Концерн утверждал, что по смыслу положений ст. 138 Жилищного кодекса полномочием действовать от имени всех собственников в многоквартирном доме обладает только товарищество собственников жилья. У общества как управляющей компании подобные права отсутствуют, а в обсуждаемом многоквартирном доме товарищество собственников жилья не образовано.

ВС заметил, что при рассмотрении спора на разрешение судов было поставлено два ключевых вопроса:

  • о полномочиях управляющей компании действовать в интересах всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме (в том числе в части защиты их интереса, связанного с надлежащим состоянием и функционированием общедомового имущества);

  • о порядке исчисления сроков, в течение которых участники строительства вправе предъявлять к застройщику требования, связанные с качеством переданного им объекта (в части общедомового имущества).

По мнению Судебной коллегии по экономическим спорам, отсутствие товарищества собственников жилья не должно приводить к утрате гражданско-правовым сообществом, объединяющим собственников помещений в многоквартирном доме, а также отдельных собственников права на предъявление исков, связанных с общим имуществом. При этом заявление подобного рода исков всеми собственниками (либо их привлечение к участию в процессе) является, во-первых, крайне затруднительным и, во-вторых, не отвечает требованиям процессуальной экономии. Потенциальные издержки, которые будут сопровождать предъявление группового иска, могут зачастую быть несоразмерными количеству имущественных благ, полученных в результате восстановления нарушенного права.

ВС указал, что по смыслу ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса существует три способа управления многоквартирным домом: с помощью ТСЖ, через управляющую организацию и путем непосредственного управления жильцами. Поэтому, отметил Суд, наиболее рациональным в условиях отсутствия ТСЖ является предоставление возможности заявлять подобные иски через представителя – управляющую организацию (при ее наличии), обязанную действовать в интересах всех собственников помещений в доме (в случае непосредственного управления многоквартирным домом представитель может быть избран на собрании собственников помещений).

«В связи с этим выводы судов о наличии у общества как управляющей организации полномочий действовать в интересах собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе предъявлять к застройщику иски об устранении недостатков в общем имуществе дома) являются правомерными и соответствуют положениям ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом наличие у управляющей компании такого права не препятствует отдельным собственникам предъявлять аналогичные иски к застройщику», – подчеркнул Верховный Суд.

Относительно вопроса о порядке исчисления сроков, в течение которых участники строительства вправе предъявлять к застройщику требования, связанные с качеством переданного им объекта, Судебная коллегия указала, что положениями ч. 5 и 5.1 ст. 7 Закона № 214-ФЗ предусмотрено, что гарантийный срок на объект долевого строительства составляет пять лет, за исключением технологического и инженерного оборудования, в отношении которого этот срок установлен в три года. По общему правилу гарантийный срок исчисляется с момента передачи участнику строительства объекта долевого строительства, являвшегося предметом договора (например, квартиры).

При этом в отношении технологического и инженерного оборудования срок исчисляется со дня подписания первого документа о передаче объекта долевого строительства. «Подобное законодательное регулирование объясняется следующим: с момента, когда в доме появляется первый независимый владелец помещения (чей интерес объективно противопоставляется интересу другой стороны по договору – застройщика (продавца)), возникает режим общей долевой собственности на имущество, предназначенное исключительно для обслуживания более одного помещения в доме (ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), в том числе возникает общая долевая собственность на технологическое и инженерное оборудование», – указал Суд.

Однако, подчеркнул ВС, поскольку не существует принципиальной разницы между правовыми режимами этого оборудования и иного общего имущества, следует исходить из того, что в отношении иного имущества, находящегося в общей долевой собственности, гарантийный срок также начинает течь со дня подписания первого документа о передаче объекта долевого строительства (составляя при этом пять лет).

Суд заметил, что в рамках настоящего спора суды названные подходы к толкованию законодательных положений о применении гарантийных сроков не учли. В частности, суды ошибочно сослались на регулирование отношений из договора подряда (гл. 37 Гражданского кодекса), в то время как применению подлежали специальные нормы Закона № 214-ФЗ, а также положения гл. 30 Кодекса. «Исходя из этого, суды ошибочно исчислили гарантийный срок, начиная с 31 августа 2012 г. – даты выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, не установив день подписания первого документа о передаче объекта долевого строительства, как это предусмотрено в отношении общего имущества ст. 7 Закона № 214-ФЗ», – отметил ВС.

Кроме того, он указал, что суды исходили из пятилетней продолжительности гарантийного срока, не приняв во внимание, что часть отраженных в экспертном заключении недостатков относятся к инженерному и технологическому оборудованию, для которого установлен трехлетний гарантийный срок (ч. 5.1 ст. 7 Закона № 214-ФЗ). Суды также не устранили противоречия по вопросу о том, когда же в действительности были выявлены недостатки в общем имуществе собственников многоквартирного дома. Как указывал концерн, жильцы начали обращаться с требованиями об устранении недостатков, начиная с 2014 г. (что могло указывать на предъявление требования по настоящему спору за пределами срока исковой давности, на что также ссылался концерн). В то же время общество отмечало, что обнаружило недостатки только в 2017 г., т.е. предъявило спорное требование в пределах пятилетнего гарантийного срока.

«Таким образом, поскольку в настоящее время не установлены момент начала течения гарантийного срока, а также его продолжительность применительно к конкретным видам недостатков, не определен момент выявления недостатков в общем имуществе, разрешение вопросов о возможности применения гарантии качества (и исходя из этого о распределении бремени доказывания), а также о соблюдении обществом срока исковой давности является преждевременным», – посчитал Верховный Суд.

Кроме того, отметил он, суды не дали правовую оценку возражениям концерна относительно экспертного заключения, представленного в материалы дела. Как указывал концерн, выявление недостатков в переданном участникам строительства имуществе должно было происходить при помощи специального оборудования и специальными методами, в то время как экспертом был осуществлен лишь визуальный осмотр с использованием линейки и фотоаппарата.

Таким образом, Верховный Суд отменил акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в АС г. Москвы.

В комментарии «АГ» ведущий юрист Содружества земельных юристов Никита Семякин заметил, что суды уже неоднократно признавали, что если общее собрание собственников многоквартирного дома наделило управляющую компанию полномочиями по представлению их интересов в суде путем принятия соответствующего решения, то такое судебное представительство признается легитимным (Определение ВС РФ от 12 мая 2015 г. по делу № 303-ЭС14-4720). «В рассматриваемом деле собственники не только приняли такое решение, но и закрепили это решение в договоре между собственниками и управляющей компанией», – подчеркнул он.

По его мнению, руководствуясь принципами свободы договора, справедливости и целесообразности при определении круга лиц, законно представляющих интересы собственников многоквартирного дома, Верховный Суд правомерно отнес управляющую компанию к правомочным представителям собственников в суде.

«Важно понимать, что отдельные собственники вправе предъявлять самостоятельные иски к застройщику, однако зачастую такие иски носят коллективный характер, и в силу большого количества истцов процесс перестает быть организованным, появляются признаки нерационально процессуальной экономии, которая может повлечь за собой принятие неверного решения. Именно с целью оптимизации времени рассмотрения дела (так как создание ТСН – процесс длительный и организационно сложный) ВС снял вопрос о полномочиях управляющей компании действовать в интересах всех собственников многоквартирного дома, в том числе в части защиты их интересов», – посчитал Никита Семякин.

Партнер Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Иван Веселов указал, что СКЭС пришла к выводу о том, что УК является надлежащим представителем собственников помещений в жилом доме. По мнению эксперта, решение вопроса именно в таком ключе полностью отвечает интересам граждан-собственников и позволяет обеспечить защиту их нарушенных прав. Особо примечательно, подчеркнул он, что Суд использовал такое удачное определение, как «гражданско-правовое сообщество собственников помещений».

«Здесь также важно заметить, что Судебная коллегия акцентировала, что первостепенными задачами УК являются именно защита и представление интересов собственников. В то же время нижестоящие суды, обосновывая соответствующее право УК на представление интересов, в большей степени мотивировали это тем, что в рассматриваемом деле затрагиваются, в том числе, экономические интересы самой УК», – заметил Иван Веселов. Кроме того, добавил он, такая позиция соответствует принципам рационального правосудия и процессуальной экономии.

Иван Веселов обратил внимание на то, что указанное решение вопроса позволит в большей степени гарантировать и спокойствие судей, поскольку судебные заседания, в которых участвуют непосредственно сами дольщики или граждане – собственники помещений, проходят в накаленной атмосфере и зачастую заканчиваются вызовом приставов. «В этой связи ВС, “проявляя заботу” о нижестоящих судах, дает скрытый месседж, в соответствии с которым в подобного рода делах более предпочтительным для всех сторон отношений будет являться представление интересов через представителя (УК, ТСЖ, представителя собственников), – отметил эксперт. – Одновременно с этим Экономколлегия сделала важную оговорку о том, что наличие такого права непосредственно у УК в то же время не препятствует отдельным собственникам заявлять аналогичные иски самостоятельно».

По мнению эксперта, в определении также имеются следующие важные для практики позиции. Так, ВС РФ в очередной раз обратил внимание на важность и необходимость полного исследования и оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу. В результате неполного исследования и оценки недостатков, их характера и принадлежности нижестоящие суды могли ошибочно распространить пятилетний гарантийный срок на оборудование, для которого 214-ФЗ установлен трехлетний гарантий срок. В свою очередь разрешение данных вопросов могло влиять на течение срока исковой давности.

Кроме того, заметил Иван Веселов, ВС РФ достаточно иронично высказался касательно порядка проведения строительной экспертизы. Отмечается, что выявление строительных недостатков, как правило, требует применения специального оборудования и методов исследования. Одного лишь визуального осмотра с линейкой и фотоаппаратом недостаточно. Данный вывод, по его мнению, следует полностью поддержать, поскольку в подобного рода спорах итоговый результат во многом зависит именно от итогов проведения строительной экспертизы, которая должна проводиться при полном соблюдении всех стандартов.

Краткое содержание:

  1. Вступительные замечания
  2. 1. Нарушенные права, как основание права на представление иска
  3. 2. Квалифицирующий признак управляющей организации – наличие договора управления
  4. 3. Просрочка кредитора
  5. 4. Невозможность оказания услуг и невозможность образования задолженности в отсутствие договора управления.
  6. 5. Решение собрания о выборе способа управления в отсутствие договора управления не дает оснований считать организацию управляющей
  7. 6. Наличие обязанностей не означает право на нарушение установленного порядка исполнения обязанностей
  8. ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ
  9. 7. Взимание платы при отсутствие перечня работ и услуг указывает на поборы
  10. Обсуждение

У УК и ТСЖ отсутствует право на иск

(набор тезисов на разные случаи жизни противостоянии произволу в сфере ЖКХ)

Вступительные замечания

Согласно п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ если заявление о взыскании задолженности за якобы предоставленные жилищно-коммунальные услуги предъявлено организацией, которой не предоставлено такое право, суд обязан отказать в его принятии.

Если же оказалось, что иск принят и гражданское дело возбуждено, то при выявлении обстоятельств, указывающих на то, что истцу не предоставлено право на предъявление иска суд обязан прекратить производство по делу на основании ст. 220 ГПК РФ

Отсюда следует, что подлежит тщательной проверке обстоятельства – а предоставлено ли истцу право на обращение в суд?

1. Нарушенные права, как основание права на представление иска

Согласно ч.1 ст.3 ГПК РФ “заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов”.

Согласно ч.1 ст. 4 ГПК РФ “суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов”.

Согласно п.4 ч.2 ст. 131 ГПК РФ “в исковом заявлении должны быть указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования.

Общей чертой для всех исков о взыскании задолженности за услуги в сфере ЖКХ является отсутствие упоминания о каких-либо нарушенных правах.

2. Квалифицирующий признак управляющей организации – наличие договора управления

Квалифицирующим признаком управляющей организации многоквартирным домом является факт заключения договора управления многоквартирным домом в соответствии с нормами ст. 162 ЖК РФ, причем непременно в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Существенные условия договора управления многоквартирным домом включают порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы (ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).

Посредством заключения договора участники правоотношений связываются взаимными юридическими правами и обязанностями, соблюдение которых обеспечивается возможностью государственного принуждения.

«В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности» (ч.1 ст. 307 ГК РФ).

Отсутствие договора, заключенного в письменной форме, согласно требований ст. 161 и 162 ЖК РФ, лишает юридическое лицо статуса управляющей организации. У такой организации нет права на оказание услуг. У нее нет права на обращение в суд.

Заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями не создает для собственников обязанностей по оплате

-Пунктом 3 ст. 308 ГК РФ установлено, что договор не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон, то есть договоры, заключенные между поставщиками услуг (монополиями) и тсж, не создают обязанностей для потребителей (жителей МКД).

-Ст. 432 ГК РФ полагает договор заключенным, только если между сторонами достигнуто соглашение по существенным условиям.

-П. 1 ст. 16 ФЗ-212 «о защите прав потребителей» признает недействительными условия договоров, ущемляющих права потребителей, например, заключенных кем-то от имени потребителя, но без его участия.

-Ст. 37 ФЗ-212 гласит: «Порядок расчетов за выполненную работу/оказанную услугу определяется договором между потребителем и исполнителем»,

3. Просрочка кредитора

Внесение платы в отсутствии договора в условиях массовых злоупотреблений в сфере ЖКХ было бы недопустимым для законопослушного гражданина проявлением безответственного, неосторожного, неосмотрительного и – следовательно – неразумного поведения. Между тем как в ст. 6 ГК РФ закреплены такие принципы, как добросовестность и разумность, означающие, что хозяйствующий субъект не должен брать на себя риск заключения сделок с сомнительными организациями, в чем, по сути, проявляется должная осмотрительность.

Должная осмотрительность предполагает, что риск наступления неблагоприятных последствий, в частности, риск утраты уплаченных ТСЖ денежных средств, ложится на плательщика. Чтобы денежные средства были использованы по назначению, а не присвоены злоумышленниками, нужно проверить, соблюдены ли требования закона на всех стадиях взаимодействия собственника помещения с организацией, которая пытается истребовать плату.

В соответствии с ч.3 ст. 405 и ч.1 ст. 406 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора, в том числе не совершения кредитором предусмотренных законом действий, до исполнения которых должник не мог исполнить своего обязательства.

4. Невозможность оказания услуг и невозможность образования задолженности в отсутствие договора управления.

Под услугами в гражданском законодательстве понимается совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд (ст.779 ГК РФ, а также преамбула Закона «О защите прав потребителей»).

В полном соответствии с упомянутыми нормами в ЖК РФ также установлено, что для оказания услуг в соответствии с законом надлежит оформить ЗАДАНИЕ собственников помещений:

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, …в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. (часть 2 ст. 162 ЖК РФ).

Поскольку между истцом и ответчиком договора не заключалось, а следовательно, не возникло оснований для разрешения спора в рамках Правил предоставления коммунальных или жилищных услуг.

Использование ключевых слов: по заданию стороны и за плату – означает, что оплата производится исключительно тех услуг, которые были заказаны по договору, а у стороны нет оснований на предъявление оплаты предоставленных услуг, если они не были заказаны.

Юридически правильно действия истца следует квалифицировать не как оказание услуг, а как действия с интересах жителей, а спор в части оплаты таких действий (не услуг) должен разрешаться в порядке, предусмотренном главой 50 Гражданского кодекса РФ: (Статья 982. Последствия одобрения заинтересованным лицом действий в его интересе. Статья 983. Последствия неодобрения заинтересованным лицом действий в его интересе)

Отсюда следует, что суд, принявший процессуальное решение о рассмотрении иска от организации, не наделенной правом на подачу иска, не вправе использовать понятие “задолженность” из-за того, что услуги не были заказаны. Но вправе квалифицировать поставку коммунальных ресурсов как действия истца в интересах ответчика

5. Решение собрания о выборе способа управления в отсутствие договора управления не дает оснований считать организацию управляющей

Выбор собственниками помещений способа управления в виде управляющей организации является необходимым, но не достаточным основанием для предъявления материальных притязаний на оплату услуг в сфере ЖКХ со стороны избранной управляющей организации. Законодатель считает, что единожды избранный способ управления может быть реализован, а может оказаться нереализованным. В последнем случае возникает необходимость проведения открытого конкурса:.

“Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом ИЛИ если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано” (ч.4 ст. 161 ЖК РФ)

С этой нормой корреспондируется положение ч. 4 ст. 20 ЖК РФ:

“Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом ИЛИ если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано”.

С этой нормой корреспондируется Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Согласно подпункту 2 пункту 3 указанного Порядка основанием для проведения конкурса явлется ситуация, при которой принятое собственниками помещений в многоквартирном доме при наличии решения о выборе способа управления договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ, не заключены.

Государственный орган – Федеральная Антимонопольная служба — в своих Рекомендациях по применению статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в случае непроведения органами местного самоуправления конкурсов по отбору управляющих организаций для управления МКД (октябрь 2014 г.) разъясняет:

В случае не заключения договора с управляющей организацией собственниками помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме или при не заключении договора управления всеми собственниками помещений многоквартирного дома, способ управления многоквартирным домом не реализован. Таким образом, орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Пунктом 16 “Правил содержания общего имущества…”, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 №491, установлено, что договор управления является основным условием надлежащего содержания общего имущества при выборе способа управления посредством управляющей организации.

«Правилами осуществления деятельности по управлением МКД”, утвержденными Постановлением Правительства №416, предусмотрено, что деятельность по управлению МКД может быть осуществлена только теми управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом (п.”в” ст. 1).

Таким образом, договор управления является доказательством реализации способа управления. Это доказательство определенного вида.

Поскольку договора управления с собственниками управляющая организация не заключило, тем самым доказано, что способ управления домом не реализован. И оплачивать услуги той организации, которая опустит в почтовый ящик счет, было бы проявлением неосмотрительности со стороны излишне доверчивых жителей. Между тем законодательство обязывает граждан проявлять осторожность и осмотрительность (ст. 32, 40, 49, 51 — 53 НК РФ).

При нереализованном способе управления управляющая организация действует в обход закона, за пределами правого поля, в расчете на введение в заблуждение как граждан, так и государственных органов.

В договоре управления должны быть прописаны возможности контроля за исполнением обязательств сторон. В отсутствие договора нет никакой гарантии сохранения денежных средств потребителей услуг вообще.

Отсутствие договора создает благоприятные условия для злоупотреблений. По закону должен быть прописан порядок приемки исполнения. Если приемка не организована, то не исключено предъявление «нарисованных» объемов потребления по произвольным ценам. Оплачивать заведомо завышенные счета — означает поощрять незаконную деятельность. А поэтому единственный выход — приостановить оплату до устранения нарушений требований закона.

6. Наличие обязанностей не означает право на нарушение установленного порядка исполнения обязанностей

Коррупционно ориентированные органы власти иногда выдвигают странное утверждение: отсутствие договора управления не освобождает потребителя услуг от обязанности нести расходы на содержание общего имущества. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой Т.Ф. толкует “несение обязанностей” как выполнение каких-либо обязанностей или поручений. Но выполнение поручений, а равно обязанностей предполагает некоторый порядок исполнения.

Если в ч.2 ст.59 Конституции РФ, например, указано: “Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом”, то в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» в деталях дано представление о порядке исполнения этой обязанности, в частности:

в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет (ст. 8,9).

Точно также в отношении “несения обязанностей по оплате потребленных услуг” надлежит руководствоваться не мнением отдельных должностных лиц, а конкретными указаниями закона, но в ст. 153 ЖК РФ, на которую обычно при этом ссылаются, порядке несения обязанностей не представвлен.

Между тем ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласно п.16 ст. 12 ЖК РФ отнесен к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Этот порядок представлен в двух подзаконных актах.

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ

за коммунальные услуги определен ч.1 ст. 157 ЖК РФ и п. 69 Правил, утвержденных Постановлением Правительства №354, согласно которым размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их наличии), а в платежном документе указывается «объем каждого вида коммунальных услуг», измеряемого — в кг, в литрах, в калориях, киловаттах. Поэтому в Договоре управления отражается порядок снятия показаний приборов и порядок участия в этой процедуре собственников помещений.

ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПЛАТЫ за жилищные услуги, определенный “Правилами содержания общего имущества…,” утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 №491, требует в качестве исходного условия принять перечень работ и услуг

«размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ» (п. 35);

«собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования» (п.17)

7. Взимание платы при отсутствие перечня работ и услуг указывает на поборы

В п. 3 письма Минрегионразвития от 14.10.2008 г. № 26084-СК/14 разъясняется:

“законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности одностороннего установления управляющей или подрядной организацией перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования. Эти положения должны быть согласно ч. 3 ст. 162 и ст. 164 Жилищного Кодексауказаны в заключённых договорах».

Таким образом, ПОРЯДОК определения РАЗМЕРА ПЛАТЫ за жилое помещение включает требование определения общим собранием собственников:

-перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества;

-условий их оказания;

-условий их финансирования.

Отсюда следует: при отсутствии перечня работ и услуг и принятого собранием условий их финансирования деятельность по управлению общим имуществом невозможна

В обоих случаях ПОРЯДОК установления платы включает необходимость заключения договора управления. В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае — собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Источник:

А вы что думаете по этому поводу?

С 1 января 2021 года управляющие и ресурсоснабжающие компании возобновят начисление штрафов и пени за просрочки по платежам. Поставщики коммунальных услуг должны радоваться — долги граждан сократятся. Однако на смену одному ограничивающему закону пришёл другой — при взыскании долгов через суд управляющая компания обязана указывать номер ИНН, СНИЛС или паспортные данные истца, а этих данных у УК нет. Получается, что суды отменяются и можно безнаказанно не платить? 

Закон против управляющих компаний

Камнем преткновения становится Федеральный закон № 98-ФЗ от 1 апреля 2020 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Ст. 20.2 гласит, что коммпании сферы ЖКХ должны на общих основаниях при подаче иска в суд указывать «идентификаторы должника»: СНИЛС, ИНН, паспорт.

Неужели закон дал возможность не платить? Фото: best.uhouse.ru

На деле же у управляющих компаний таких сведений часто нет, потому что письменная форма на оказание коммунальных услуг не обязательна. Более того — после покупки квартиры квитанции выписываются на старого владельца до тех пор, пока новый хозяин не попросит изменить сведения.

Что получается? Владелец квартиры не платит за коммунальные услуги, управляющая компания выставляет ему штрафы, пени, требования по уплате, грозит отключением канализации и электричества, идёт в суд, а суд не принимает иск — нет «идентификатора».

Получить нужные сведения управляющая компания тоже не сможет — личные данные граждан охраняет серия законов «О персональных данных», «О банковской тайне», Налоговый кодекс и т. д.

Теоретически вместе с законом должен был разработан механизм получения данных о должнике, но его нет.

Рано радоваться — закон можно обойти

Впрочем, не надо думать, что владельцы недвижимости могут безнаказанно копить долги.

Управляющая компания, подавая иск в суд, может ходатайствовать об истребовании нужных сведений от ответчика, обосновывая это невозможностью получить данные самостоятельно.

Ещё один способ узнать сведения о человеке — нанять адвоката. По его запросу ФНС и ПФР могут выдать данные о гражданине.

Новый закон принесёт неудобства компаниям сферы ЖКХ, но людей от уплаты долгов не избавит.

Собственники помещений и жильцы многоквартирного дома — основные контролёры за работой управляющей компании (далее – УК). Чем активнее вы будете защищать свои права, тем меньше нарушений будет допущено и тем лучше станет жить в доме.

Если что-то в доме требует ремонта (например, не закрывающаяся входная дверь), а он не осуществляется, если что-то должно работать, но не работает (например, отопление) — это бездействие УК.

Любой собственник помещений имеет право запросить обоснование расценок на обслуживание или информацию о текущем финансовом состоянии.

Управляющая компания несёт ответственность за соблюдение договора, который она заключила с собственниками жилья, за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома.

Управляющая компания несет административную ответственность по статьям КоАП РФ за нарушение:

— санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений (ст. 6.4 КоАП РФ);

— правил содержания и ремонта жилых домов или жилых помещений (ст. 7.22 КоАП РФ);

— правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом (ст. 7.23.3 КоАП РФ);

— нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23. КоАП РФ);

— лицензионных требований к осуществлению деятельности по управлению многоквартирным домом (ч. 2, 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ);

— сроков выполнения предписаний контролирующих органов (ст. 19.5 КоАП РФ) и т.д.

По решению общего собрания собственников помещений управляющая компания может быть заменена.

С целью защиты нарушенных прав гражданин вправе подать жалобу. Жалоба подается тогда, когда управляющая многоквартирным домом компания не реагирует на заявления жильцов. Обращаясь в прокуратуру, собственники должны указать в жалобе, какие именно нарушения со стороны управляющей компании были зафиксированы ими. Жалоба составляется в письменной форме и может быть как индивидуальной, так и коллективной.

Подать жалобу возможно:

— при личном посещении;

— отослав письмо по почте с уведомлением о вручении;

— подав заявление на сайте организации, органа или Госуслуг.

— по электронной почте.

В жалобе нужно изложить суть проблемы, указать право собственности на квартиру (или свои права как арендатора на основании договора), реквизиты подтверждающих документов и договора, заключенного с УК. По возможности добавьте пункты из этого документа, которые, на ваш взгляд, были нарушены, будь то некачественная уборка подъезда, отсутствие техника и диспетчера, плохая работа электрика или не сделанный вовремя перерасчет в квитанциях. Чем подробнее вы опишете ситуацию и ее последствия, включая неуважительное отношение сотрудников УК и моральный ущерб, тем больше шансов, что ваша жалоба будет одобрена.

Куда следует обращаться?

Составляйте жалобу в двух экземплярах и требуйте рассмотрения в течение десяти рабочих дней по закону (п. 36 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416). Некоторые представители компаний утверждают, что она должна быть рассмотрена в течение 30 суток, но это неверно). По ряду вопросов установлены еще более сокращенные сроки (пункты 31,32, 34). Обязательно укажите данные для обратной связи — электронную почту, почтовый адрес, а также телефон.

Обращение в обязательном порядке должно быть подписано обычной или надлежаще оформленной электронной подписью!

Первым делом необходимо обратиться письменно непосредственно в управляющую компанию с требованием об устранении недостатков.

Возможно, достаточно будет достучаться до руководителя организации, сотрудники которой не справляются со своими обязанностями.

На вашей стороне закон «О защите прав потребителя», поэтому письменное заявление рассматривается как заявка о непредоставлении услуг заказчику.

Как может быть рассмотрено ваше обращение: вам ответят и проблему устранят, или ответят, но ситуация останется неизменной, или не ответят совсем.

Если недостатки проявляются систематически и управляющая компания не реагирует на обращения собственников и жильцов, следует обратиться в контролирующий орган по компетенции.

Так, Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) занимается всеми вопросами, которые касаются надлежащего обслуживания многоквартирного дома с технической стороны, в т.ч.:

— соблюдение правил эксплуатации многоквартирного дома;

— соблюдение стандартных расчетов, нормативов при обслуживании дома;

— подготовка к отопительному сезону, в том числе и соблюдение сроков подготовки;

— проведения собраний жильцов, на которых обсуждается работа УК.

Также в данное Управление можно обратиться, если:

— у вас возникли сомнения в соответствии реальных расходов заявленным;

— вам необоснованно повысили тарифы и размеры оплаты за услуги ЖКХ.

Управлением проводится проверка. По ее итогам, если подтвердится факт нарушений, руководитель УК будет привлечен к административной ответственности, ему выпишут штраф и заставят устранить недочеты.

На решение вопросов директору установят определенный срок и если проблема не исчезнет, то последуют новые штрафы и предписания.

Найти контакты для обращения можно на сайте УГСЖН РС(Я), туда вы можете отправить жалобу в письменном виде либо принести ее лично.

Заявление в УГСЖН РС(Я) пишется в произвольной форме, к нему также рекомендуется приложить копию жалобы и ответа из УК (при наличии).

Если на ваши права как потребителя не обратил внимания директор управляющей компании, то можно жаловаться напрямую в Роспотребнадзор.

В Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) обращаемся, если:

— нарушен федеральный закон при составлении договоров между УК и жильцами многоквартирного дома;

— УК не предоставляет собственникам квартир сведений об объеме, качестве и сроках предоставления платных коммунальных услуг;

— температурный режим жилого помещения не соответствует нормативному;

— вас беспокоит шум какого-либо технологического оборудования, электромагнитный фон, ненадлежащие влажность воздуха или воздухообмен (вентиляция).

Роспотребнадзор рассматривает жалобы на отказ УК давать вам сведения о сроках, качестве и объеме услуг.

Жалобу вы можете направить по электронной или обычной почте с уведомлением или принести в Управление лично.

Формат заявления может быть любым, но обязательно укажите кому, от кого и почему вы его пишите, адреса, суть проблемы и подтверждающие документы.

Представитель Роспотребнадзора может не рассматривать жалобу, если в ней не указаны ваши данные, подпись и адрес, а также если текст трудно разобрать, он содержит нецензурные выражения или дублируется с предыдущим аналогичным заявлением.

В прокуратуру города (района) обращаемся если:

— диспетчер, по-прежнему, не отвечает на звонки, а мусор из двора никто не вывозит;

— УК неправомерно присваивает, начисляет либо расходует денежные средства, претензия в управляющую компанию о перерасчете остается без внимания со стороны виновных лиц, что указывает на их сговор в преступлении;

— бездействует либо осуществляет неправомерные действия в отношении своих обязанностей перед собственниками многоквартирного дома.

В прокуратуру следует обратиться также, если вы получили ответ от двух предыдущих госорганизаций об исправлениях и перерасчетах, но на деле ничего не изменилось.

В прокуратуре обращение рассматривают в течение 30 дней и при наличии оснований составляют акт реагирования, по которому виновные могут быть наказаны. Управляющая организация будет обязана устранить неполадки.

Действия виновных лиц УК часто квалифицируются по следующим статьям Уголовного кодекса РФ:

ст. 158 «Кража»

ст. 159 «Мошенничество»

ст. 160 «Присвоение и растрата

ст. 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»

ст. 201 «Злоупотребление полномочиями»

ст. 215.1 УК РФ «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения»

ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»

ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств»

ст. 290 «Получение взятки»

Обращаться в суд имеет смысл, если вам был нанесен ущерб из-за действия или бездействия управляющей компании. При этом подавать судебный иск вы можете даже в случае, когда сотрудники вышеуказанных организаций отреагировали на жалобу, проблемы исчезли, но ущерб не возместили. По закону иск рассматривают в течение двух месяцев.
Само заявление возможно подать не позднее 3 лет с момента нарушения ваших прав.

В случаях, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, в суд в интересах граждан выходят представители прокуратуры, сами готовят иск и принимают участие в судебном заседании.

К суду нужно подготовить доказательства нарушений (фото и видео, заключения экспертизы, письменные запросы и ответы, найти свидетелей и специалистов). Даже если судья рассмотрел дело и вынес решение не в вашу пользу, вы имеете право обжаловать его в течение 1 месяца в апелляционной (если решение не вступило в силу) или кассационной инстанции.
В случае, когда управляющая компания поступает так, что для жильцов имеются плачевные последствия, стоит обращаться в суд за возмещением материального вреда.

Старший помощник

прокурора республики

по правовому обеспечению

старший советник юстиции И.Г. Машкова

Есть как минимум три причины, которые могут привести собственника к потере своей квартиры. Его из нее просто выселят. Специально для «Российской газеты» адвокат Олег Сухов рассказал, как это может случиться:

— Когда мы говорим о выселении и лишении прав на квартиру, то имеем ввиду статью 293 Гражданского кодекса РФ. Она разрешает выселить человека и лишить собственности за использование жилья не по назначению, при нарушении прав и интересов соседей, а также за бесхозяйственное отношение к помещению.

Кто имеет право выселить собственника жилья

Лишить человека квартиры может только суд. Причем в соответствии со статьей 293 ГК РФ исковое заявление о продаже жилья с торгов подают исключительно местные органы власти. То есть управляющая компания и соседи иск направить не могут. И если соседи подадут заявление, то судья откажется удовлетворить требования. Поэтому разговоры о том, что управляющая компания или соседи выселяют собственников — это миф.

Соседи вправе пожаловаться на собственника в местную администрацию, прокурору, написать заявления в полицию. Госорганы проверяют обращения и принимают меры. Возбуждают административные или уголовные дела, предупреждают собственников об устранении нарушений, обязывают через суд переустроить жилье или провести санитарную обработку и дезинфекцию квартиры. Или, наконец, администрация вправе потребовать продать квартиру с торгов с выплатой компенсации собственнику.

Что же касается управляющей компании, то она вправе предоставлять сведения о состоянии жилья в местную администрацию, проверять общедомовое имущество в квартирах и взыскивать (в том числе и по судебному приказу) задолженность по оплате коммунальных услуг. Но выступать истцом в суде в споре о выселении собственника по статье 293 ГК РФ — управляющая компания не может.

Итак, соседи или службы ЖКХ жалобами и заявлениями только инициируют проверки, которые иногда приводят к выселению.

Как происходит выселение

Для начала процедуры надо, чтобы местная власть получила информацию о нарушении собственником интересов и прав соседей, разрушении жилища либо использовании его не по назначению.

Если у администрации нет доказательств, то чиновники осматривают помещение. А если владелец не пускает представителей администрации, то местная власть обращается в суд с требованием обязать собственника обеспечить доступ в квартиру.

Если чиновники обнаружат нарушение, то местная власть потребует его устранить. В случае же, когда собственник не подчинится, то администрация подаст первое исковое заявление. Этот иск содержит требование об устранении нарушений.

Если же хозяин жилья проигнорирует судебный акт, то администрация вправе подать иск о продаже помещения.

Правовые аспекты эксплуатации жилья эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

Например, житель Мурманска перепланировал жилище и превратил помещение в офис. Администрация потребовала устранить нарушения. Однако собственник не подчинился, и чиновники обратились в суд. Судья обязал привести квартиру в первоначальное состояние. Собственник отказался. Тогда чиновники подали иск о продаже помещения с публичных торгов. Суд рассмотрел материалы и удовлетворил требование.

Как можно противостоять выселению

Суды считают продажу жилья последней мерой и удовлетворяют требования администрации в одном случае из десяти.

Поэтому собственники отстаивают недвижимость, даже приложив минимальные усилия. Достаточно обозначить факт, что владелец начал исправлять нарушения, и суд откажется удовлетворить иск.

Например, администрация потребовала продать квартиру, так как владелец не вернул помещение в прежнее состояние после перепланировки и реконструкции. В процессе ответчик заявил, что чиновники не дали времени для исправления нарушений, так как надо подготовить еще и проект работ. В результате судья отказал в иске.

Более того, собственники добиваются отмены продажи даже в ходе обжалования. Так, суд решил продать квартиру с публичных торгов, поскольку хозяйка запустила помещение, нарушив права и интересы соседей. После вынесения судебного решения комиссия еще раз проверила квартиру и установила, что собственница начала ремонт, вывела насекомых и убрала мусор. В результате апелляционная инстанция отменила продажу недвижимости. Так что для отмены выселению надо соблюдать правила человеческого общежития и выполнять предписания суда.

Что делать собственнику после судебного решения о продаже квартиры

Существует два варианта поведения — исправить нарушения и обжаловать решение либо ничего не делать. Если владелец равнодушно относится к недвижимости, то вправе выбрать второй вариант. Судебное решение вступает в силу через месяц. Поэтому собственник может находиться в квартире это время.

Да и после истечения срока на обжалование бывший владелец вправе не покидать помещение. Российские законы не обеспечивают добровольное исполнение судебных актов. Ответственность грозит только за неисполнение решения суда на стадии исполнительного производства (статьи 17.14 и 17.15 введены Федеральным законом от 02.10.2007 N 225-ФЗ) Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) должна, как минимум, возбудить исполнительное производство. А учитывая тот факт, что право собственности на недвижимость возникает после внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, нерадивый собственник будет жить в квартире долгое время.

Этот вывод подтверждается и судами, которые указывают, что «право собственности на имущество, подлежащее продаже с торгов, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности у лица, к которому переходит это имущество, а не в момент принятия судом решения об отчуждении имущества ответчиков». Так, что бывший собственник может месяцами (если не годами) занимать квартиру, пока на пороге не появится новый владелец.

На чтение 4 мин. Просмотров 1.1k. Опубликовано 28.10.2022

Содержание

  1. Взыскание долгов за ЖКУ 
  2. Работа УО по взысканию задолженности до обращения в суд 
  3. Как правильно вести исковую работу по взысканию долгов за ЖКУ 
  4. Требование прокурора о необходимости начать вести претензионно-исковую работу 
  5. Законные способы для получения долгов за ЖКУ 

Ответим на несколько вопросов о ведении УО и ТСЖ претензионно-исковой работы с неплательщиками за ЖКУ. Читайте, обязаны ли управляющие домами это делать, как правильно подать заявление в суд и отработать требование прокурора о ведении деятельности по взысканию долгов. 

Взыскание долгов за ЖКУ 

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного Кодекса РФ, организация по договору управления, заключённому с собственниками, обязана за плату выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги. 

В пункте 2 Постановления Правительства РФ № 416 указано, что деятельность по управлению МКД – это соблюдение требований статьи 161 Жилищного Кодекса РФ и реализация решений общего собрания собственников. К указанным требованиям относятся расчёты с жителями за услуги по договору управления, за коммунальные услуги, а также ведение претензионной и исковой работы в отношении неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги. 

Работа УО по взысканию задолженности до обращения в суд 

Проводить мероприятия по взысканию долга управляющие организации может с первого дня после окончания срока внесения платы за ЖКУ, установленного в части 1 статьи 155 Жилищного Кодекса РФ. Но обычно претензионная работа начинается спустя 2-3 месяца после образования задолженности, когда исполнитель коммунальной услуги уже имеет право ограничить подачу ресурса, согласно раздела XI Постановления Правительства РФ № 354. 

Направление неплательщику досудебной претензии – это право УО, но не ее обязанность, согласно абзаца 7 статьи 132 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № 62. В претензии указываются размер задолженности, основания для взыскания, срок оплаты и последствия неоплаты. На погашение долга предоставляется 30 календарных дней. Документ вручается неплательщику лично в руки под подпись либо направляется заказным письмом с уведомлением. 

Как правильно вести исковую работу по взысканию долгов за ЖКУ 

УО имеет право подать в суд исковое заявление без предварительной претензионной работы или в случае, если потребитель не оплатил долг в срок, указанный в претензии. 

Взыскать через суд долг, сумма которого не превышает 500 тысяч рублей, можно по упрощённой процедуре – получить судебный приказ, в соответствии с частью 1 статьи 121 и статьи 122 Гражданского Процессуального Кодекса РФ. В таком случае УО должна обратиться с заявлением на получение судебного приказа в мировой суд по месту жительства должника. При этом следует учитывать, что срок исковой давности для взыскания долга за услуги ЖКУ составляет три года, согласно части 1 статьи 196 Гражданского Кодекса РФ. 

Судебный приказ, согласно статьи 122 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, выдаётся в случае, если заявлено требование о взыскании задолженности по оплате: 

  • жилого помещения, в том числе содержания общего имущества; 
  • взносов на капитальный ремонт; 
  • коммунальных услуг. 

К заявлению о вынесении приказа УО должна приложить документы, подтверждающие обоснованность требования по взысканию долга, в соответствии со статьей 124 Гражданского Процессуального Кодекса РФ. Среди таких документов должны быть сведения, подтверждающие личность должника и права на помещение в МКД.

Требование прокурора о необходимости начать вести претензионно-исковую работу 

Если УО получила такое представление, а работать с долгами ещё не начали, то организации следует отчитаться перед прокуратурой о подготовительных мероприятиях. 

Нужно доказать ведомству, что компания: 

  • ведёт информационно-разъяснительную работу с должниками; 
  • заказывает выписки из ЕГРН по жилым и нежилым помещениям должников в МКД; 
  • направляет претензии с требованием оплатить задолженность. 

Эти действия нужно подтвердить: составить и отправить претензии, копии которых УО следует приложить к ответному письму прокуратуре вместе с доказательствами их отправки. 

Юристы советуют УО готовить комплекты документов для подачи в суд заявлений для вынесения судебных приказов. Если у компании уже есть доказательства обращения в суд для взыскания задолженности, то нужно отправить их в надзорное ведомство и указать, какая работа и по каким должникам сейчас ведётся. 

Законные способы для получения долгов за ЖКУ 

Помимо претензионной и судебной работы с должниками, управляющие домами и поставщики ресурсов применяют и другие методы, которые помогают профилактике образования задолженности и помогают им влиять на неплательщиков. 

Например, одним из самых эффективных способов работы с должниками, по мнению некоторых УО, является разъяснение жителям многоквартирных домов, из чего состоит тариф или размер платы, из чего он складывается. Открытое экономическое обоснование размера платы работает в тех случаях, когда потребители услуг не платят не из-за отсутствия денег, а из-за непонимания этого вопроса. 

Среди других популярных методов работы с должниками: 

  • печать квитанций на бумаге яркого цвета; 
  • установка «конструкций позора»; 
  • рекламные щиты и списки должников без указания персональных данных. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Управляющая компания нпф газфонд пенсионные накопления
  • Трудовой договор основное содержание состав реквизитов
  • Управляющая компания обслуживает общедомовое имущество
  • Тубдиспансер на детской улице часы работы флюорографии
  • Управляющая компания обслуживает придомовую территорию