Управление в бизнесе анри файоль утверждал что пять функций

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Скачиваний:

79

Добавлен:

03.05.2015

Размер:

17.07 Кб

Скачать

Управление
в бизнесе

Анри
Файоль утверждал, что пять
функций

являются общепринятыми для всех видов
управления в бизнесе независимо от
целей предприятия:

  • Планирование;

  • Организация;

  • Управление;

  • Координация;

  • Контроль;

Со
временем первоначальный перечень
управленческих функций

сформулированный Файолем был расширен
специалистами по менеджменту до восьми
функций:

  1. Планирование.
    Основная функция менеджмента. Определение
    целей и направлений деятельности
    предприятий.

  1. Принятие
    управленческого решения. Принятие
    правильного решения в изменяющейся
    внешней среде является основной
    проблемой менеджмента.

  1. Укомплектование
    штата
    .
    Фирмы хороши настолько, насколько
    хороши в них люди. Менеджмент бизнесом
    инвестирует рост и развитие преданного,
    хорошо обученного коллектива.

  1. Эффективная
    коммуникация
    .
    Предприятиям бизнеса необходимо
    сохранить каналы общения открытыми.
    Кампании с наилучшим моральным климатом
    – это те, которые информируют о своих
    целях и намерениях сотрудников и
    прислушиваются к ним.

  1. Стимулирование.
    Вознаграждение сотрудников на основе
    долговременной программы за нахождение
    способов эффективной работы.

  1. Организация.
    Тщательная организация помогает
    обеспечить эффективное использование
    человеческих ресурсов. Хорошая
    организация предполагает структурирование
    цели распоряжений, разделения труда,
    передачу ответственности.

  1. Руководство.
    Топ менеджеры становятся признанными
    лидерами, когда приспосабливают свой
    стиль руководства к требованиям
    ситуации.

  1. Контроль.
    Посредством контрольной функции анти
    примеры сравнивают желаемые результаты
    с достигнутыми и принимают необходимые
    корректирующие действия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Управление организацией имеет большое значение для ее эффективности и способности достигать поставленных целей. Организации, которые стремятся оптимизировать работу своих сотрудников, часто внедряют системы, создающие позитивную рабочую среду. Понимание принципов управления может помочь вам улучшить возможности планирования, принятия решений, управления операциями и процессами.

По мере развития вашей карьеры вы можете обнаружить, что выполняете меньше технических задач и больше времени уделяете руководству командой или планированию стратегии. Сегодня подобного рода действия не вызывают никаких сомнений в их целесообразности, а вот в XIX веке большинство компаний продвигали лучших технических специалистов. Но Анри Файоль (1841-1925), известный французский промышленник, сумел доказать, что навыки, которые делали их хорошими специалистами, не обязательно делали их хорошими менеджерами.

Разные эксперты в области управления объясняют разные принципы на основе своих исследований. Анри Файоль в 1916 году описал свои четырнадцать принципов управления в книге «Общий и промышленный менеджмент». С тех пор эти принципы не потеряли своей актуальности. В этой статье мы изучим 14 принципов управления Анри Файоля с примерами и рассмотрим, почему они важны.

Кем был Анри Файоль?

Файоль был промышленником, который прошел путь от инженера до руководителя горнодобывающей компании Compagnie de Commentry-Fourchambault-Decazeville во Франции в конце промышленной революции. Под его руководством компания, испытывавшая трудности, процветала. Он писал:

«Когда я взял на себя ответственность за восстановление Деказевиля, я не полагался на свое техническое превосходство… Я полагался на свои организаторские способности и умение обращаться с людьми».

В «14 принципах управления» Файоля были определены навыки, необходимые для эффективного управления. Эти навыки не только послужили источником вдохновения для многих современных теорий управления, но и до сих пор представляют собой дельные советы, которые вы все еще можете применить в своей организации. А еще Файоль составил список из пяти основных функций управления, которые идут рука об руку с этими принципами.

Теория управления Файоля: что это такое?

Файоль назвал управленческие навыки «административными принципами». В своей книге «Общий и промышленный менеджмент» (Administration Industrielle et Générale) он поделился своим опытом управления персоналом. Книга Файоля и его «14 принципов управления» помогли сформировать то, что стало известно как административная теория. Она рассматривает организацию сверху вниз и описывает шаги для менеджеров, благодаря которым они могут добиться максимальной отдачи от сотрудников и эффективно управлять бизнесом.

Анри Файоль управление

Анри Файоль

Административная теория характеризуется наличием людей «на местах», которые делятся личным опытом, совершенствуют практику и помогают другим управлять организацией. Теория управления Файоля контрастирует со школой научного менеджмента под руководством Фредерика Тейлора, которая экспериментировала с тем, как работают люди, чтобы повысить производительность.

Объясняя разницу между «принципами» и «элементами», Файоль дает понять, что принципы управления являются фундаментально истинными и устанавливают связь между причиной и следствием, в то время как элементы управления указывают на его функции. При изложении принципов управления Файоль учитывал два важных аспекта: длину списка принципов и их гибкость. Первое: список принципов управления не нужно делать длинным, следует сделать его наводящим, а еще желательно объяснять только те принципы, которые применимы в большинстве ситуаций. Второе: принципы управления нужно делать гибкими, а не жесткими, чтобы в случае необходимости в них можно было вносить изменения.

14 принципов Файоля с примерами

Именно реальность повседневного управления Файоля, когда он видел, что работает, а что нет, легла в основу его 14 принципов управления. Сосредоточившись на административных, а не на технических навыках, эти принципы являются одними из самых ранних примеров отношения к менеджменту как к профессии. К ним относятся:

1. Разделение труда

Этот принцип Файоля объясняет нам, что, насколько это возможно, вся работа должна быть разделена на разные части, и каждому человеку следует поручать только одну часть работы в соответствии с его способностями и вкусом, а не поручать всю работу одному человеку. Когда конкретный человек многократно выполняет одну и ту же работу, он становится экспертом в выполнении этой конкретной части всей работы, и ему становятся доступными преимущества специализации. Положительный эффект разделения труда заключается в повышении качества работы, увеличении скорости производства, снижении растраты ресурсов.

Пример. Производитель мебели получает заказ на изготовление 100 стендов для лекций. У него есть пять рабочих, которые будут выполнять эту работу. Есть два способа выполнить этот заказ. Первый способ: каждому рабочему следует поручить изготовить 20 стендов для лекций. Второй способ может заключаться в распределении различных частей лекционного стенда ‒ ножек, верхней доски, центральной опоры, сборки и полировки ‒ между всеми пятью рабочими так, чтобы только один рабочий выполнял одну и ту же работу для всех 100 лекционных стендов. Здесь Файоль указывает на второй способ выполнения этой работы, а не на первый.

Принцип разделения труда применим не только к рабочим, но и в равной степени к менеджерам. Если менеджер настроен работать над одним и тем же видом деятельности в течение длительного периода времени, он обязательно станет экспертом в своей конкретной работе и сможет принимать больше полезных решений за сравнительно меньшее время.

2. Полномочия и ответственность

Данный принцип свидетельствует о том, что полномочия и ответственность должны идти рука об руку. Когда конкретному человеку поручают определенную работу и возлагают на него ответственность за результаты, это возможно только в том случае, если он наделен достаточными полномочиями для выполнения своей ответственности. Неправильно возлагать на человека ответственность за какую-либо работу при отсутствии полномочий. Файоль утверждал, что «результат полномочий – это ответственность. Это естественный результат власти, и каждый раз, когда используется власть, автоматически рождается ответственность».

Пример. Генеральный директор компании удвоил целевой показатель продаж менеджера по продажам на следующий год. Для достижения этой цели необходимо предоставить полномочия по назначению необходимых торговых представителей, рекламе в соответствии с потребностями и т.д. Если эти полномочия не будут предоставлены, менеджера по продажам нельзя будет привлечь к ответственности за эти сферы.

3. Дисциплина

Дисциплина необходима для любого успешного выполнения работы. Файоль считал, что дисциплина ‒ это послушание, уважение к власти и соблюдение установленных правил. Дисциплину можно установить путем обеспечения хорошего контроля на всех уровнях, четкого объяснения правил и внедрения системы поощрений и наказаний. Руководитель может показать хороший пример своим подчиненным, соблюдая дисциплину сам.

Пример. Если сотрудники нарушат свое обещание работать в полную силу, это будет равносильно нарушению послушания. Точно так же менеджер по продажам имеет право вести дела в кредит. Но если он разрешает это не обычным клиентам, а только своим родственникам и друзьям, то это будет равносильно игнорированию уважения к его авторитету. (Примечание: оба эти примера свидетельствуют о недисциплинированности, что является нежелательной ситуацией).

4. Единоначалие

Принцип единоначалия заключается в том, что отдельный сотрудник должен получать приказы только от одного начальника в одно время, и этот сотрудник должен давать отчет только этому начальнику. Если одному и тому же сотруднику отдают приказы много начальников, он не сможет решить, какой приказ для него приоритетный, и окажется в запутанной ситуации. Такая ситуация отрицательно сказывается на эффективности работы подчиненных.

Пример. Когда начальников у менеджера много, каждый начальник хотел бы, чтобы его приказы были приоритетными. Эта проблема начальничьего эго создает возможность столкновения и заставляет менеджера испытывать массу негативных эмоций. Эффективность и менеджера, и начальников может существенно пострадать.

5. Единство действий

Единство действий – это принцип, суть которого заключается в том, что нужно назначать одного руководителя для группы мероприятий, имеющих одну и ту же цель. Необходим один план действий для группы видов деятельности, имеющих одну и ту же цель, и один руководитель для их контроля.

Необходимо различать значение единства действий и единства направления. Единство действий означает, что в одно и то же время только один менеджер может отдавать распоряжения работающим в одном подразделении сотрудникам, в то время как единство направления означает, что только один менеджер осуществляет контроль над всеми видами деятельности, имеющими одну и ту же цель. В этой связи Файоль считал, что для эффективного управления организацией важно единство действий, в то время как единство направления важно для повышения эффективности сотрудников.

Пример. Автомобильная компания производит два продукта, а именно скутеры и автомобили, и имеет два подразделения. Поскольку у каждого продукта свои рынки и проблемы, у каждого подразделения есть свои цели. Каждое подразделение должно планировать свои цели в соответствии с условиями окружающей среды для достижения лучших результатов.

6. Подчинение индивидуальных интересов общим интересам

Этот принцип можно охарактеризовать как приоритет общих интересов над индивидуальными интересами. Общий интерес или интерес организации превыше всего. Если попросить человека расставить индивидуальные интересы и общие интересы в порядке приоритета, то общие интересы будут поставлены на первое место.

Если менеджер принимает решение, которое вредит ему лично, но приносит большую прибыль компании, он должен отдать приоритет интересам компании и принять соответствующее решение. Если же какое-то решение помогает менеджеру лично, но приводит к большим потерям для компании, то такое решение никогда не должно приниматься.

Пример. Менеджер по закупкам компании должен приобрести 100 тонн сырья. Его сын является поставщиком наряду с другими поставщиками на рынке. Менеджер закупает сырье у фирмы своего сына по цене выше рыночной. Это принесет прибыль лично менеджеру, но компания понесет большие убытки. Такая ситуация нежелательна.

7. Вознаграждение персонала

Файоль считал, что персонал должен получать справедливое вознаграждение, чтобы работники и владельцы находили равное удовлетворение. Обязанность руководителя ‒ следить за тем, чтобы работники получали вознаграждение в соответствии с их работой. Если же им не платят должным образом за их работу, они не будут выполнять свою работу с полной самоотдачей, честностью и способностями.

В результате организация столкнется с неудачей. Правильное вознаграждение зависит от таких факторов, как стоимость жизни, спрос на рабочую силу и ее способности. Файоль утверждал, что для мотивации работников, помимо общего вознаграждения, им следует предоставлять некоторые материальные и нематериальные стимулы.

Пример. Жизнь становится все дороже и дороже, а компания получает хорошую прибыль. В такой ситуации вознаграждение сотрудников нужно увеличить без их просьбы. Если этого не сделать, сотрудники покинут компанию при первой же возможности. Придется нести расходы на привлечение новых сотрудников, что принесет компании убытки.

Основные принципы менеджмента

8. Централизация и децентрализация

Начальство должно внедрять эффективную централизацию вместо полной централизации и полной децентрализации. Под эффективной централизацией Файоль не имел в виду, что власть нужно полностью централизовать. Он считал, что начальство должно держать полномочия по принятию важных решений в своих руках, в то время как полномочия по принятию повседневных решений и решений меньшей важности можно делегировать подчиненным. В разных ситуациях соотношение централизации и децентрализации бывает разным: в малом подразделении выгодно иметь большую централизацию, а в большом ‒ большую децентрализацию.

Позитивный эффект применения принципа централизации и децентрализации: снижение рабочей нагрузки на начальников; более эффективные и быстрые решения; увеличение поощрения подчиненных. Негативный эффект игнорирования принципа централизации и децентрализации: ненужное увеличение нагрузки на начальников в случае централизации и на подчиненных в случае децентрализации; нетерпеливые и неправильные решения начальников в случае полной централизации и слабые решения подчиненных в случае полной децентрализации; снижение поощрения подчиненных в случае полной централизации.

Пример. Решения в отношении определения целей и политики, расширения бизнеса и т.д. должны оставаться в руках начальства. Полномочия же по закупке сырья, предоставлению отпусков сотрудникам и т.д. нужно делегировать подчиненным.

9. Иерархия

Иерархия – это формальная линия власти, которая движется от высшего к низшему званию по прямой линии. Файоль утверждал, что эта цепочка должна соблюдаться в строгой манере. Каждая коммуникация должна двигаться сверху вниз по прямой линии. Важным условием здесь является то, что ни один шаг (пост) не должен быть пропущен во время коммуникации. Благодаря более четкой системе полномочий и коммуникации проблемы решаются быстрее.

Пример. Файоль объяснил этот принцип с помощью лестницы. В компании сотрудник F хочет вступить в контакт с сотрудником P. В соответствии с принципом иерархии F должен достичь A через посредничество E, D, C, B, а затем, связавшись с L, M, N, 0, достичь P. Сотрудник F должен воспользоваться помощью всех девяти ступеней (должностей), чтобы иметь деловой контакт с P.

Чтобы избежать задержки в общении, существует исключение в виде установления прямого контакта с сотрудником равного ранга в случае чрезвычайной ситуации. Сотрудник F может иметь прямой контакт с сотрудником P, но для этого сотрудники F и P должны получить предварительное разрешение своих непосредственных начальников E и O. А еще начальникам нужно предоставить подробности разговора сотрудников F и P.

10. Порядок

Суть принципа порядка заключается в том, что нужного человека следует ставить на нужную работу, а нужную вещь ‒ на нужное место. Файоль отмечал, что каждое предприятие должно иметь два различных порядка ‒ материальный порядок для физических ресурсов и социальный порядок для человеческих ресурсов.

Поддержание физических ресурсов в порядке: для всего есть свое место и все находится на своем месте. Поддержание порядка в человеческих ресурсах: место для каждого и каждый на своем месте. Правильное поддержание этих двух порядков гарантирует, что каждый будет знать свое рабочее место, что он должен делать и откуда он получит необходимые материалы. Все имеющиеся в организации ресурсы будут использоваться должным образом. Групповой план можно устанавливать только с сотрудниками равного или одинакового уровня.

Пример. Сотрудник, работающий на фабрике, должен знать место или источник, откуда он может получить свои инструменты в случае необходимости. Он должен знать и место, где его руководитель будет доступен в случае необходимости. Важно отметить, что недостаточно иметь выделенное место для ящика с инструментами и для руководителя, но наличие обоих в определенном месте ‒ очень важный для сотрудника момент.

11. Справедливость

Этот принцип гласит, что менеджеры должны относиться к своим подчиненным справедливо и доброжелательно, чтобы у них развивалось чувство преданности и привязанности к своей работе. Ко всем работникам следует относиться одинаково и беспристрастно.

Файоль утверждал, что справедливость заключается в том, что нельзя допускать никакого равенства в обращении между человеком, чья работа реально хороша, и человеком, который халтурщик по своей природе. К последнему следует относиться сурово. Это было бы справедливо. Именно на основе данного принципа Тейлор создал свой метод дифференцированного вознаграждения.

Пример. Если два работника, занимающих одну и ту же должность, выполняют свои обязанности по-разному (один ‒ добросовестно, а второй – спустя рукава и без должного внимания), то принцип справедливости по отношению к ним будет применяться так: первому следует выдать премию, а второму – выговор.

12. Стабильность персонала

Очень вредно часто менять сотрудников, поскольку это является отражением неэффективного управления. Необходимо обеспечить стабильность пребывания сотрудников в должности, чтобы обеспечить эффективность работы. Файоль считал, что нестабильность в сроке службы сотрудников является причиной плохого управления и плохих результатов. Высокий уровень текучести кадров приводит к увеличению расходов, поскольку их приходится отбирать снова и снова и заново обучать.

Отсутствие стабильности снижает престиж организации, препятствует возникновению чувства преданности компании и создает чувство незащищенности среди сотрудников, что заставляет их искать новые направления работы. Если к работникам компании плохо относятся, а атмосфера в компании нездоровая, то сотрудники не будут оставаться в ней долгое время, они покинут компанию при первой же возможности. Такая ситуация абсолютно вредна.

Пример. Один рабочий за день изготавливает 10 единиц продукции. Другой рабочий, оказавшийся родственником руководителя, изготавливают 8 единиц, но оба получают одинаковое вознаграждение. Это нарушает и принцип справедливости, и принцип стабильности. Первый рабочий рано или поздно захочет уйти с такой работы.

13. Инициатива

Инициатива ‒ это способность работать, открыто выражая свои мысли. Файоль утверждал, что обязанность менеджера заключается в том, чтобы поощрять инициативу среди своих сотрудников для выполнения определенной работы или принятия решения, но в рамках полномочий и дисциплины. Это возможно только тогда, когда руководитель будет приветствовать мысли своих подчиненных. Поступая так, подчиненные будут снова и снова предлагать новые и полезные идеи, и постепенно они станут неотъемлемой частью организации. Чтобы этот процесс был успешным, менеджеру придется отказаться от ложного чувства престижа.

Положительный эффект принципа инициативы: повышение мыслительной способности сотрудников; кооперация сотрудников при выполнении решений; повышение чувства привязанности к организации. Если принцип инициативы не используется в компании, то у сотрудников притупляются мыслительные способности, в коллективе воцаряется атмосфера отказа, а привязанность сотрудников к компании заметно снижается.

Пример. Продавец предлагает своему менеджеру по продажам внедрить новую технику рекламы. Менеджер по продажам отвечает, что это невозможно, и игнорирует предложение продавца. В такой ситуации продавец, которого отчитали и принизили, никогда не решится предложить что-либо в будущем, так как его желание проявить инициативу было отвержено. Если бы его предложение было внимательно выслушано (если оно и не будет реализовано), продавец мог бы набраться смелости и предложить какое-либо предложение в будущем. Такое действие менеджера просто поощрило бы его инициативу.

14. Корпоративный (моральный) дух

Гордость и преданность членов коллектива характеризуют esprit de corps или моральный дух компании. Менеджеры могут мотивировать сотрудников работать усерднее и добиваться лучших результатов, способствуя формированию командной атмосферы. Они могут создать esprit de corps, поощряя дружеские отношения между сотрудниками, формируя преданность и вознаграждая сотрудников, добившихся впечатляющих результатов.

Руководство обязано мотивировать своих сотрудников и регулярно поддерживать друг друга. Наличие esprit de corps на рабочем месте дает компании конкурентное преимущество, поскольку сотрудники с большей вероятностью будут мотивированы и увлечены своей работой. Развитие доверия и взаимопонимания приведет к положительному результату и рабочей обстановке.

Пример. Руководителю нужно постоянно прилагать усилия для развития командного духа среди подчиненных. Для этого в разговоре с подчиненными он должен использовать слово «мы», а не «вы». Предприятие может организовать марш, чтобы привлечь внимание к актуальной проблеме.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.И. ГЕРЦЕНА»

институт экономики и управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория менеджмента»

Тема: Анри Файоль и его роль в создании теории современного менеджмента

Выполнила:

студентка 1 курса

бакалавриата

заочного отделения

направление 380302

«Менеджмент» профиль «Менеджмент в образовании»

Семенова К.В.

Подпись____________

Научные руководители:

Кандидат философских наук, доцент кафедры управления образованием кадрового менеджмента

Добряк И.В.

Оценка______________

Подпись_____________

Санкт-Петербург – 2015

Содержание

Введение ……………………………………………………………..…………

РАЗДЕЛ 1. Роль А. Файоля в создание теории современного менеджмента ………………………………………………………………….

1.1. Биография Анри Файоля ………………………………………………..

1.2. Становление административной теории ………………………………

1.3. Управление как администрирование ………………………………….

1.4. Значение теории администрации ………………………………..……

1.5. Функции управления ……………………………………………..……

Вывод по первому разделу …………………………………………………

РАЗДЕЛ 2. Вклад в теорию развития менеджмента Анри Файоля ……..

2.1. Учение об управлении Анри Файоля ……………………………..…….

2.2. Принципы управления А.Файоля …………………………………..……

Вывод по второму разделу ……………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………..…..

Список литературы ………………………………………………………..….

3

5

5

6

9

10

11

15

17

17

20

24

26

28

ВВЕДЕНИЕ

Создание проблем научного управления, развернувшиеся в начале XX столетия и сосредоточившие свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулись с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эти вопросы стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией.

Анри Файоль почти всю свою жизнь проработал во французской компании по переработке угля и железной руды, сначала в должности инженера, а затем в главном управлении.

Успех руководимой им компании Файоль связывал с применением в управлении ряда простых, но важных принципов. Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования.

Именно Анри Файоль соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия, в результате чего получил новую схему управления, которая и легла затем в основу современной теории организации. Файоля называют отцом современной теории менеджмента за то, что он был первым, кто поднялся над уровнем заводского цеха, обобщил принципы и искусство управления администрации в целом. По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX в. С его именем главным образом связано возникновение классической (административной) школы.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что тема данной курсовой работы является актуальной.

Объект исследования: создание теории современного менеджмента.

Предмет исследования: роль А. Файоля в создание теории современного менеджмента.

Цель: исследование вклада Анри Файоля в систему современного менеджмента.

Задачи:

  1. Исследовать основную роль в создании теории современного менеджмента Анри Файолем.
  2. Рассмотреть функции и принципы управления Анри Фаойля.

Возникновение и развитие менеджмента связано с необходимостью достижения определенных целей, которые невозможно достичь в результате индивидуальной работы. Еще в доисторическую эпоху были большие племена, которые коллективно занимались земледелием, пасли скот, охотились. Уже в те времена наблюдалось разделение труда: одни люди занимались трудовой деятельностью, другие — управляли ими. Между этими двумя группами людей постепенно складывались определенные управленческие отношения. Отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах, где происходит трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров, в менеджеров.

Постепенно появляется новый тип деловых людей. Помимо соблюдения ритуальных почестей, они заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, ведали имущественными делами, вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые в настоящее время определяют содержание управленческого труда.

В самом начале менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие.

РАЗДЕЛ 1. РОЛЬ А. ФАЙОЛЯ В СОЗДАНИЕ ТЕОРИИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

  1. Биография Анри Файоля

Анри Файоль — французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления.

Файоль родился в 1841 году в пригороде Стамбула в Турции, где его отец руководил строительством моста через бухту Золотой Рог. В 1847 году его семья вернулась домой во Францию. Окончив в 1860 году Горную школу Сент-Этьена, он устроился на работу в горнодобывающую компанию, в которой с 1888 по 1918 год занимал пост руководителя. В 1916 году, всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление». В своей книге Анри Файоль обобщал наработанные им схемы управления, создавая логически стройную систематическую теорию менеджмента.

Находясь в отставке (в 1918 году), Файоль создал и возглавил Центр административных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической деятельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство). Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания [1].

Файоль выделяет пять функций менеджмента, представляющие собой самостоятельные направления, но в то же время, связанные с другими направлениями процесса управления.

Функции менеджмента по Файолю:

  1. Планирование
  2. Организация
  3. Мотивация
  4. Контроль
  5. Координация
  1. Становление административной теории

Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции.

Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово.

Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.

К концу XIX – началу XX века появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.

Классическое направление менеджмента включало в себя три области:

  • научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г.Гант, Ф.Гилберт);
  • административный менеджмент — внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А.Файоль, М.П.Фоллет);
  • концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М.Вебер).

Бурное развитие промышленности предопределило эволюцию научных взглядов классической школы.

Развитие идей Тейлора было продолжено Анри Файолем, который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента.

Анри Файоль считается основателем, так называемой, классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.

В 1860 году А.Файоль окончил Национальную школу шахтного дела. Получив подготовку в качестве шахтного инженера, поступил на работу в горнодобывающую компанию сразу же по получении диплома и провел в ней всю свою трудовую жизнь вплоть до ухода на пенсию в 1918 г.

Анри Файоль, так же, как и Тейлор, прежде всего, был практиком, и поэтому первые его работы были посвящены геологии и технике безопасности при работе в шахте. Однако стоило лишь ему занять должность управляющего одной из горнодобывающих компаний Франции, интерес к управлению перевесил.

В те дни компания еле держалась на плаву и была на грани банкротства, Файоль сумел предотвратить банкротство компании и к своему уходу из нее в возрасте 77 лет привел ее состояние и финансы в стабильное положение.

Некоторые исследователи полагают, что Файоль, находясь на посту высшего руководителя, смотрел на администрацию сверху вниз, что давало ему более широкий обзор проблем управления.

На основе собственного опыта Файоль начал формулировать идеи административной теории уже в 1900 г., когда выступил с докладом по управлению перед членами Международного Конгресса по проблемам горной и металлургической промышленности.

Именно в этом докладе он указал важность административной функции, но не представил «элементы» управления, которые сделали его известным позже. В 1908г. он подготовил тезисы к Юбилею Общества добывающей промышленности, в которых выдвинул свои четырнадцать «общих принципов» управления.

Его первое упоминание об «элементах» управления относится к 1916 году, когда была опубликована его основная работа «Общее и промышленное управление». В данной книге он обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента. Книга тут же стала классикой своего жанра.

Написать Файоль намеревался большую, состоящую из четырех частей, работу по управлению, которая должна была включать:

Часть I – необходимость и возможность обучения управлению;

Часть II – принципы и элементы управления;

Часть III – свои персональные наблюдения и опыты;

Часть IV – уроки войны.

Однако части III и IV так никогда и не появились, но и начала было достаточно, чтобы увидеть акцент Файоля на важности управления любыми достижениями, будь они «большими или маленькими, промышленными, коммерческими, политическими, религиозными, или любыми другими».

Эта «универсальность» менеджмента является главным вкладом, поскольку она позволяла преодолеть узкие представления и взгляды на менеджмент и относиться к изучению менеджмента не как самого себя, а как инструмента воздействия на любую систему.

Его учение об управлении послужило как бы ответом на возникшую необходимость обобщения накопленных знаний и навыков, на создание некой концепции управления. Это была первая попытка создания подобной концепции. Ее удачность определена временем и практикой — какие-то положения этой концепции были опровергнуты возникшими впоследствии школами управления, но основная их часть, и главным образом, принципы управления, актуальны до сих пор и широко используются с различными изменениями, дополнениями и усовершенствованиями во многих организациях.

  1. Управление как администрирование

Файоль намерено употребляет термин «администрирование» вместо «менеджмент».

Дело не только в том, что «менеджмент» — специфически американский термин, а слово «администрирование» привычнее французам. Хотя и в этом содержится известная доля истины. Менеджмент порожден развитой рыночной экономикой, он возник в сфере частного предпринимательства, а не государственного, или некоммерческого управления. Его появление в XX веке символизировало ослабление роли государства в регулировании экономики.

Термин «администрация» в европейские языки пришел из латыни, на которой изъяснялись древние римляне, славившиеся жесткой централизацией управления. Поэтому он означает деятельность государственных органов, осуществляющих функции управления. Термин «администрация» относится к высшей части управленческой иерархии, руководящему персоналу учреждения. В нем мало от бизнеса и коммерции, зато много от бюрократии и командования.

Другая причина заключается в том, что административная деятельность составляла у Файоля только часть управления. Само по себе управление являлось значительно более широкой сферой. Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов. Но вести к цели – значит, маневрировать на рынке сбыта продукции, следить за конъюнктурой и рекламой, наращивать технические мощности и контролировать оборот капиталов.

Администрирование, по Файолю, включает шесть основных групп операций управленческой деятельности:

  1. коммерческая (закупка, продажа, обмен);
  2. техническая и технологическая (производство, изготовление, переработка);
  3. охранная (охрана собственности и физических лиц);
  4. финансовая (привлечение капиталов и эффективное управление ими);
  5. административная (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль);
  6. учетная (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика) [2].

Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Однако далеко не все шесть групп операций стали предметом его пристального изучения. Основное внимание он уделил административным операциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. «Органом и инструментом административной функции служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал».

Файоль рекомендовал использовать санкции как основной метод управленческого воздействия. Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает. В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не поддается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах 2.

  1. Значение теории администрации

Классическое разграничение функций управления на предприятии, разработанное А.Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.). Все новомодные теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего лучше не смогли предложить. На практике именно классификация управленческих функций по Файолю остается в своей основе без изменений.

Применение теории Файоля в практической работе руководителя даст возможность:

  • правильно определять приоритеты в вашей работе;
  • правильно ее планировать;
  • быстро и эффективно выполнять корректирующие действия.

Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед ним проблемы как бы со стороны. Это позволит руководителю:

  • определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, а, следовательно, найти «точку отсчета» для начала работы и уточнить проблемы;
  • оценить целесообразность своих действий;
  • уточнить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем.

Все это поможет найти новые способы и пути решения проблем организации.

Многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность.

В дальнейшем многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием принципов управленческой деятельности, однако все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.

  1. Функции управления

В теории администрирования Файоля две части. Первая связана с пониманием функций управления, вторая – с пониманием его принципов. У Файоля функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель. Напротив, принцип отвечает на вопрос, как руководитель делает это.

Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль.

Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т.п. Однако, несмотря на это, она обязательно должна включать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и технику их осуществления.

  1. Предвидение (планирование) – один из компонентов процесса управления, в ходе которого формулируются цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основу управленческого контура в организации. Планирование выражается в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий период (год, месяц, неделю, сутки).

Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления. «Предвидеть – … означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть – это уже почти действовать».

Основное место в предвидении отводится разработке программы действий, под которой он понимал «конечную цель, руководящую линию поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представлена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально.

Для разработки программы действий необходимо знание:

  • ведущих направлений развития предприятия;
  • ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы, величина производственной мощности, конъюнктура рынка и т.д.);
  • возможных изменений внешних условий, сроки наступления которых нельзя определить заранее.

Составление необходимой программы, по мнению Файоля, требует от руководящего персонала:

  • большой активности;
  • искусства управлять людьми;
  • известной компетенции в производственной области;
  • достаточной устойчивости;
  • известного нравственного мужества;
  • наличия достаточного опыта в делах.

Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений.

  1. Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса на предприятии.

Управление людьми включает следующие обязанности:

  • установление программы действий: определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальным и социальным организмами;
  • осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем;
  • наблюдение за выполнением программы;
  • точное определение функций;
  • правильный подбор персонала административного аппарата;
  • ясное, отчетливое и точное формулирование решений;
  • поощрение ответственности и инициативы;
  • подчинение личных интересов интересам предприятия;
  • согласование усилий для выполнения намеченной работы;
  • предупреждение ошибок и недоразумений;
  • справедливое вознаграждение за труд;
  • обязательное соблюдение дисциплины;
  • всеобщий контроль;
  • единство распорядительства;
  • борьба со злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и т.д.

Все указанные обязанности являются справедливыми и для настоящего времени.

Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.

  1. Распорядительство – одна из основных функций управления, суть, которой в предъявлении руководителем требований к подчиненным в отношении выполнения ими ролевых ожиданий, распределения ответственности, постоянного воздействия на поведение подчиненных. При этом обязательным является применение руководителем определенных прерогатив власти, которые заданы его ролевыми функциями. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом.

По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:

  • знать в совершенстве подчиненных ему работников;
  • хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;
  • подавать положительный пример;
  • производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;
  • проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;
  • увольнять неспособных работников;
  • стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;
  • не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.
  1. Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку – связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем – с другой.
  2. Контроль – наиболее важная функция управления, конечный итог всей управленческой деятельности. Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществлять контролер, отвечающий следующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.

Вывод по первому разделу

Таким образом, главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления. Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте – структурного функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции – несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии. Структурным же подход Файоля является потому, что функции определяют структуру организации, а не выступают неким довеском к ней.

Разработанная Файолем концептуальная модель функций оказалась настолько плодотворной, что дала жизнь многим современным школам и направлениям.

РАЗДЕЛ 2. ВКЛАД В ТЕОРИЮ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА АНРИ ФАЙОЛЯ

2.1. Учение об управлении Анри Файоля

Крупный вклад в теорию управления Анри Файоль внес, разработав «общий подход» к администрации и сформулировал некоторые принципы административной теории. Им определены функции, принципы и элементы управления.

В своих исследованиях он исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.

В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный.

Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.

Файоль доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управленческой иерархии, тем выше административная ответственность. Он сделал попытки сформулировать требования к профессиональной подготовке рабочих, мастеров, руководителей цехов, директоров и высших руководителей.

Файоль также считается одним из создателей системы принципов учета человеческого фактора в производстве и управлении, а также одним из первых ученых, обративших внимание на вопросы человеческих отношений в коллективе вообще и между руководителями и подчиненными, в частности. Это создало стимул для дальнейших исследований в сфере взаимоотношений формальной и неформальной подсистем организации.

Файоль намерено употребляет термин «администрирование» вместо «менеджмент». Дело не только в том, что «менеджмент» – специфически американский термин, а слово «администрирование» привычнее французам.

Менеджмент порожден развитой рыночной экономикой, он возник в сфере частного предпринимательства, а не государственного, или некоммерческого управления. Его появление в XX веке символизировало ослабление роли государства в регулировании экономики. Напротив, для более отсталой в тот период Франции, страны, где долгое время были сильны административные институты феодализма, где капиталистическая экономика выходила самим государством, управление неизбежно носило иной оттенок.

Термин «администрация» в европейские языки пришел из латыни, на которой изъяснялись древние римляне, славившиеся жесткой централизацией управления. Поэтому он означает деятельность государственных органов, осуществляющих функции управления. Термин «администрация» относится к высшей части управленческой иерархии, руководящему персоналу учреждения. В нем мало от бизнеса и коммерции, зато много от бюрократии и командования.

Другая причина заключается в том, что административная деятельность составляла у Файоля только часть управления. Само по себе управление являлось значительно более широкой сферой. Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов. Но вести к цели – значит, маневрировать на рынке сбыта продукции, следить за конъюнктурой и рекламой, наращивать технические мощности и контролировать оборот капиталов.

Администрирование, по Файолю, включает шесть основных групп операций управленческой деятельности, присутствующих во всех промышленных предприятиях:

  • техническая и технологическая (производство, изготовление, переработка);
  • коммерческая (закупка, продажа, обмен);
  • финансовая (привлечение капиталов и эффективное управление ими);
  • охранная (охрана собственности и физических лиц);
  • учетная (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);
  • административная (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Однако далеко не все шесть групп операций стали предметом его пристального изучения. Из шести видов деятельности Файоль подробно рассматривал только управленческую, так как остальные виды осознавались достаточно хорошо. Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.

В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта.

В представлении способностей, необходимых менеджерам, он подчеркивал идею о том, что каждый менеджер будет нуждаться в «специальном знании», которое является специфическим для любой функции, технической, финансовой или любой другой. В общем же, каждый менеджер нуждался в следующих качествах и способностях:

  1. Умственные качества: способность понимать и учиться, суждение, умственная энергия и способность адаптироваться.
  2. Моральные качества: энергия, стойкость, готовность принимать ответственность, инициативу, лояльность, такт, достоинство.
  3. Физические качества: здоровье, энергия, ловкость.
  4. Специальное знание: специфическое для функции будь это техническая, коммерческая, финансовая, организаторская, и т.д.
  5. Общее образование: общее знакомство с вопросами, не принадлежащими исключительно к выполняемой функции.
  6. Опыт: знание, являющееся результатом надлежащей работы. Это осознание уроков, которые каждый извлекал самостоятельно из вещей.

Файоль считал, что процесс управления не поддается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах.

2.2. Принципы управления А. Файоля

Файоль сформулировал концепцию непрерывности управленческого процесса, в котором реализуются следующие взаимосвязанные функции: планирование, организация, руководство (администрирование), координация и контроль. До сих пор все учебники менеджмента и, в немалой степени, практические консультанты, исходят из этой классической схемы при анализе и проектировании современных организаций.

Эти функции представляют собой самые общие направления, каждое из которых относительно самостоятельно, но в то же время, соотносится с другими направлениями в рамках процесса управления. Вот эти функции:

  1. Планирование – менеджер должен вырабатывать определенные картины будущего для своей организации, причем это должны быть не просто «голубые мечты», но вполне реалистичные и в то же время не слишком заниженные цели и задачи.
  2. Организация – менеджер должен создать такую структуру, которая будет отвечать выработанным целям и задачам в максимальной степени.
  3. Мотивация – менеджер также должен подумать и о персонале, а именно – создать такие условия, чтобы работники, как и он сам, стремились к достижению поставленных перед организацией целей и задач.
  4. Контроль – наконец, менеджер не должен ни на минуту пускать организационные процессы, что называется, на самотек, постоянно контролируя деятельность организации и производя корректировки в планах, организационной структуре или работе в области мотивации, если они, как покажет практика, не будут удовлетворять сложившейся ситуации.
  5. Координация – одно из основных условий успешной деятельности организации — согласованность действий менеджеров этой организации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели – цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах.

Файолю принадлежит еще один внушительный список. Этот список – не что иное, как правила эффективного менеджмента. Они используются до сих пор и известны как «четырнадцать принципов управления».

Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи – сформулированы впервые. Формулируя эти правила, Файоль ориентировался на основную задачу административной школы, а именно – выработку универсального рецепта успешного управления, которой, по мнению представителей данной школы, непременно должен существовать.

Вот эти правила:

  1. Разделение труда: достаточно просто произвести ряд нехитрых процедур по перепоручению работникам отдельных операций, как производительность труда резко возрастет вследствие того, что персонал получит больше возможности сосредоточить свое внимание.
  2. Дисциплина: необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации, причем в любом случае не следует забывать о том, что в основе каждого правила должен лежать принцип справедливости. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.
  3. Полномочия и ответственность: там, где вы наделены полномочиями, на вас должна возлагаться также и ответственность. Право отдавать приказы всегда должно быть уравновешено ответственностью за последствия этих приказов.
  4. Справедливость во всем: справедливость = доброта + правосудие, как сформулировал это сам Файоль. Вы должны уметь встать на место подчиненного, посмотреть на ситуацию его глазами, но в то же время сделать принять беспристрастное решение.
  5. Единство цели – единство усилий: работник или группа работников должна одновременно работать лишь по одному плану, направленному на достижение одной цели.
  6. Единоначалие: каждый член организации должен иметь над собой только одного руководителя и получать только его распоряжения.
  7. Вознаграждение: справедливость должна быть поддержана соответствующими материальными средствами, которыми будут вознаграждаться усилия сотрудника.
  8. Принцип скалярной цепи: иерархия никогда не должна нарушаться, все управленцы с самого низшего уровня и вплоть до топ-менеджмента должны образовывать единую вертикаль – «скалярную цепь», по терминологии Файоля, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
  9. Централизация по ситуации: процессы в организации должны быть, безусловно, централизованы, однако этот принцип – не догма, а поэтому степень централизации зависит от корректного случая.
  10. Общие интересы доминируют над личными: интересы конкретного человека никогда не должны перевешивать интересы всей организации.
  11. Стабильность персонала: текучесть кадров ослабляет организацию, следовательно, подобные явления недопустимы для успешной организации.
  12. Порядок: всему свое место и свое место для всего.
  13. Корпоративный дух: сплоченность работников – еще одно непременное условие достижения целей организации.
  14. Инициатива: работники не должны быть машинами для исполнения замыслов менеджера (вспомним Тейлора!), в разумных пределах должны присутствовать и инициатива.

Четырнадцать принципов Анри Фаойля представляют строительные блоки в его обсуждении элементов управления. Они были предназначены для руководства в качестве гидов в теории и практике и не исчерпывали все возможности и не интерпретировались как жесткие в применении. Ранняя фабричная система отразила многие из этих принципов на практике, но вклад Файоля в том и состоял, что он сумел объединить их в концептуальной схеме. И сделал это так, что многое из нашей существующей литературы управления было построено на идеях и терминологии Файоля. В этом мы не можем не видеть уникальность его понимания. Для его времени и в контексте недостатка литературы по управлению его идеи были новыми, свежими, освещающими вехи на пути развивающейся дисциплины управления.

Предложенная Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении.

Файоль отмечал, что применение принципов на практике – это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры».

Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилетия изменения.

Точка зрения, в соответствии с которой руководители высокого уровня (и как следствие все прочие руководители) должны проходить соответствующую подготовку, сегодня не вызывает возражений. Однако во времена Файоля, когда теория менеджмента находилась еще в зачаточном состоянии, ситуация была существенно иной. Файоль пишет об этом так:

В то время как предпринимаются грандиозные усилия для распространения и совершенствования технического знания… вопросы управления даже не значатся в программах наших учебных заведений… Что же тому причиной? Непонимание значения организаторских способностей? Нет… Подлинной причиной отсутствия подобного обучения в наших профессиональных школах является отсутствие теории; без теории обучение невозможно.

Книга «Общее и промышленное управление» была попыткой Файоля исправить это положение и способствовать введению преподавания организации производства на основе обобщений, сделанных им на базе собственного богатого опыта. Структура книги делает ее похожей на старинный учебник по искусству управления государством, в котором Файоль дает ряд советов, представляющихся ему применяемыми к большинству ситуации. В отличие от Тейлора он не считал организационные структуры чем-то таким, что можно строить или связывать механически. Он относился к ним, как к живым организмам, ведущим собственную жизнь и нуждающимся в поддержании гармонии, без которой они не могут функционировать удовлетворительно. При этом Файоль исходил из того, что все организации похожи друг на друга, и основным фактором их дифференциации является их размер.

Сегодня в свете знаний, полученных при исследовании таких областей, как технология и организационная культура, эта точка зрения представляется чрезмерно упрощенной. Тем не менее, пусть теория Файоля и имела ряд изъянов, она являлась «концептуальной схемой», которую можно было использовать при обучении организации производства и при анализе и оптимизации управленческой практики. Разумеется, Файоль понимал, что успешно работающий руководитель обязан своими успехами не только тому, что он прослушал курс лекций по проблемам управления (или получил ученую степень в соответствующей области). Руководитель должен обладать незаурядными умственными способностями и задатками лидера, которые развиваются но мере приобретения им опыта.

Вывод по второму разделу

Таким образом, Файоль был сторонником сочетания школы, практического обучения, а также природных талантов и наклонностей. Файоль настаивал на том, что удачливый руководитель должен обладать высокой цельностью и нравственностью, что в современном мире морального релятивизма представляется на первый взгляд чем-то чрезмерно претенциозным и старомодным. Однако более внимательное рассмотрение этого положения показывает, что Файоль говорит здесь о моральном основании деловой активности, необходимость которого становится в последнее время все более очевидной.

Возможно, лучше всех вклад Файоля в развитие теории управления охарактеризовал Линделл Урвик: «Уникальный характер работы Файоля трудно переоценить. Впервые удачливый и очень опытный предприниматель подверг серьезному научному анализу не работу других, а свои собственные обязанности и зоны ответственности. Он рассмотрел свои администраторские обязанности с беспристрастностью столь же ценной, сколь и редкой. В первой четверти столетия, когда началось научное изучение управления предприятием, он являл собой единственную в Европе фигуру, сопоставимую с Ф.У.Тейлором. Тейлору принадлежат лавры первопроходца. Он первым пришел к мысли о том, что менеджмент и администрирование должны изучаться с научных позиции. Файоль же показал, что совершенствование управления не сводится к повышению производительности труда или к планированию деятельности подчиненных организационных единиц, – оно должно стать предметом более пристального рассмотрения и практического административного освоения людьми, стоящими во главе организации; эту точку зрения одобрял и сам Тейлор, однако его подражатели никогда не выделяли этого момента особо».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анри Файоль являлся ключевой фигурой в истории менеджмента. Уникальный характер его работ трудно переоценить. Файоль впервые подверг серьезному научному анализу не работу других, а свои собственные обязанности и зоны ответственности. Он рассмотрел свои администраторские обязанности с беспристрастностью столь же ценной, сколь и редкой.

Главный вклад Анри Файоля, «отца» менеджмента, в теорию управления состоял в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации, контроля и координации.

Из качеств, необходимых менеджеру, Файоль придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Он считал, что даже самый образованный менеджер не может быть компетентным во всех вопросах, связанных с управлением крупным предприятием; количество знаний возрастает вместе с опытом.

Несомненная заслуга Файоля в поставке вопроса о необходимости выделения собственно управленческой деятельности (менеджмента) в отдельный объект исследования.

Он провел эксперименты, получившие из них практические результаты и сделав из них правильные выводы, ставшие в современной науке управления классическими, наряду с работами Тейлора, Маслоу и другими.

Файоля можно назвать отцом современной теории менеджмента за то, что он был первым, кто поднялся над уровнем заводского цеха и обобщил принципы управления администрации в целом.

Концепция Файоля оставила заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанная им теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведения до сих пор активно применяются в практической деятельности.

Существуют ли универсальные правила управления и как они соотносятся с вышеприведенными правилами Файоля – вопрос дискуссионный и вряд ли вообще решаемый. Однако тот факт, что простые правила, сформулированные почти сотню лет назад, и сегодня способны сильно облегчить жизнь менеджеру, неоспорим, как неоспорима роль Анри Файоля в становлении менеджмента как такового.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ванкевич Е.В. Теоретические основы менеджмента: учеб.пособие / Е.В. Ванкевич [и др.]. – Витебск: УО «ВГТУ», 2007.
  2. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Т.Д. «Элит-2000», 2007.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – Гардарики, 2001.
  4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. – М., 2004.
  5. Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. – М.: МНИИПУ, 1998.
  6. Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. – М.: Дело, 2006 г.
  7. Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2007.
  8. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. – М.: Русская Деловая Литература, 1999.
  9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2004.
  10. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента / А.В. Попов. – М.: Изд-во МГУ, 2001.
  11. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  12. Управление – это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М.: Республика, 1992.
  13. Чередниченко И.П. Психология управления / И.П. Чередниченко, Н.В. Тельных. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  14. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. под ред. В.А.Спивака. – С-Пб: Питер, 2001.

[1] Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. – М., 2004.

[2]1 Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Т.Д. «Элит-2000», 2007.

2 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2004. – 704 с.

Запрос «Файоль» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Анри Файоль
фр. Henry Fayol Le Maire исп. Jules Henri Fayol (nombre de nacimiento)
Дата рождения 29 июля 1841(1841-07-29)[1][2][3]
Место рождения
  • Константинополь, Османская империя
Дата смерти 19 ноября 1925(1925-11-19)[1][2](84 года)
Место смерти
  • Париж, Франция[4]
Страна
  • Франция
Медиафайлы на Викискладе

Анри́ Файо́ль

(фр. Henri Fayol; 29 июля 1841 (1841-07-29), Константинополь, Османская империя — 19 ноября 1925, Париж, Франция) — французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления.

Биография[править | править код]

Файоль родился в 1841 году в пригороде Стамбула в Турции, где его отец руководил строительством моста через бухту Золотой Рог. В 1847 году его семья вернулась домой во Францию. Окончив в 1860 году Горную школу Сент-Этьена, он устроился на работу в горнодобывающую компанию Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville

, в которой с 1888 по 1918 год занимал пост руководителя. В 1916 году, всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление» (фр. Administration Industrielle et Générale). В своей книге Файоль обобщал наработанные им схемы управления, создавая логически стройную систематическую теорию менеджмента.

Уважаемый Читатель, статья рассчитана на практиков, а не на студентов(не для пустых рефератов) и требует вдумчивого чтения.

Примечание. Если сравнивать работы А.Файоля и Ф. Тейлора, хотя это «разноплановые» подходы к организации труда, все же у них есть и много общего, работа Ф. Тейлора отличается более точными формулировками и глубиной. Ф.Тейлор, дал не только теорию, проверенное практикой, но и прикладные инструменты, которые можно «сходу» опробовать на практике. У А.Файоля есть только принципы(теория), хотя он сам был и практиком. У него нет того самого инстурментария, а это резко снижает возможность применения в повседневных реалиях.

Всего Файоль выделял 5 основных составляющих (функций) и 14 принципов управления, следование которым обеспечивало, по его мнению, эффективность бизнесу. Здесь Файоль идет по проторенному пути, указанному Гаррингтоном Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов эффективности» (в русском переводе – «Двенадцать принципов производительности»), написанной им в 1912 г. ( найдете на этом сайте). Анри Файоль (родился 29 июля 1841, Константинополь, Османская империя — умер 19 ноября 1925, Париж, Франция).

В 1916 году, всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление».

Анри Файоль - 14 принципов управления

А. Файоль сформулировал 14 принципов управления. Ниже разберем один из популярных тезисов классика.

1. Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия должны соответствовать ответственности.

3. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство направления. Группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия.

7. Вознаграждение персонала. Вознаграждением называют все, что руководитель может дать или сделать для подчиненного за работу, которую тот выполняет.

8. Централизация. Это рациональное применение концентрации и рассредоточение власти для повышения эффективности управленческой деятельности.

9. Скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная с лица, занимающего самое высокое положение и вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу.

10. Порядок. А. Файоль подразделял порядок на материальный — «всему свое место и все на свое место» и социальный — «каждому свое место и каждый на своем месте».

11. Справедливость — сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

13. Инициатива. Разработка плана и его успешная реализация. Этот принцип требует от руководителя поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу и реализовать свой потенциал.

14. Корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала организации.

***

Хотелось бы отметить одно очень примечательное высказывание классика: «Управлять — значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможностей и имеющихся ресурсов. »

Данный афоризм принадлежит Анри Файоль, и высказывание раскрывает одну из сторон управления. Соль этого высказывания в том, что оно соединяет в себе два уровня управления «операционный» и «стратегический». В идеальном управлении все едино и одно плавно переходит в другое. При обучении управлению, или как рассматривают управленческие приемы, принято разделять их на 3 уровня — операционный, тактический, стратегический. Это делается с целью облегчить разбор ситуаций и процесс обучения. В реальной жизни такого разделения нет. Любые действия на операционном уровне должны быть связаны со стратегическим уровнем, и как нам говорит Анри Файоль — «…все это должно нас вести к цели…». Хочу обратить внимание на последнее слово «цель», ибо большинство руководителей и людей считающих себя управленцами не до конца понимают суть этого понятия, соответственно суть афоризма.

Почему я так считаю. Как вы думаете, у какого количества компаний есть осознанная Цель ?

Вы удивитесь, у 90% компаний ее нет. Их ответы будут однородны, типа «больше клиентов=больше денег», но увы это ПСЕВДОцели и заранее обречены на провал. Подробней о Цели можно почитать тут.

***

Еще одно шутливое высказывание классика: «Если руководитель один день не пришел на работу, то это будет тот самый день, когда все его планы рухнут». Это, как я понимаю, намек на тотальную склонность людей, к ручному управлению. На то, что руководители не умеют выстраивать работу персонала, чтобы в их отсутствии все работало достаточно эффективно, а не в аварийном режиме.

Управленческая концепция[править | править код]

Файоль выделяет пять функций менеджмента, представляющие собой самостоятельные направления, но в то же время связанные с другими направлениями процесса управления[5].

Управлять по Файолю означает[6]:

  1. Планировать (prévoir)
  2. Организовывать (organiser)
  3. Отдавать распоряжения (commander)
  4. Координировать (coordonner)
  5. Контролировать (contróler)

Файолем были сформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления

. Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи — сформулированы впервые[5].

Принципы управления по Файолю:

  1. Разделение труда
    — перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того, что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.
  2. Власть и ответственность
    — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.
  3. Дисциплина
    — необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.
  4. Единоначалие
    — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.
  5. Единство действий
    — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.
  6. Подчинённость интересов
    — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.
  7. Вознаграждение
    — наличие справедливых методов стимулирования работников.
  8. Централизация
    — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.
  9. Иерархия
    — организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
  10. Порядок
    — определённое место для каждого лица и каждое лицо на своём месте.
  11. Справедливость
    — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание благожелательности и правосудия.
  12. Стабильность персонала
    — текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.
  13. Инициатива
    — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.
  14. Корпоративный дух
    — сплочённость работников, единство силы.

Анри Файоль

Хоть Анри и является прародителем этой науки, на самом деле по образованию он никак не был связан с менеджментом. Он был горным инженером и долгое время трудился во французской горнодобывающей . Со временем получил должность генерального управляющего. Это случилось в 1886 году, когда «Комомбо» со дня на день собирались объявить банкротом. Но способному инженеру удалось удержать её на плаву. И не просто удержать, но и обеспечить процветание.

Анри ушёл в отставку в 1918 году, сделав свой концерн самым успешным и что немаловажно, стабильным предприятием во Франции. Как вы помните, с 1914 года по 1918 была первая мировая война. И именно благодаря существованию горнодобывающего завода удалось поддержать обороноспособность страны.

Поэтому не удивительно, что Анри был удостоен массы наград, среди которых был и орден Почетного легиона. Его учредил ещё сам Наполеон Бонапарт в 1802 году.

Научная деятельность

Файоль пришел в фирму как стажер, но ум и трудолюбие в скором времени выделили его из ряда работников. Мони сделал Анри своим протеже, а в 1888 году молодой француз встал у руля компании. За время пребывания на производстве инженер изучил причины подземных пожаров, научился их предотвращать, узнал, как восстановить пострадавшие в огне места добычи.

Начиная с 1870-х годов ученый написал ряд статей, связанных с развитием горного дела. В работах теоретик рассматривал темы формирования угольных пластов, саморазогрева угля и другие. Ранние труды автора публиковались во французском Бюллетене социальной науки, а с 1880-х — в сборнике, издаваемом Академией наук Франции.

Задумываясь об эффективности работы фирмы, мужчина стремился улучшить условия для рабочих, в частности, выступал за разделение труда. В 1900 году Файоль стал членом организаций Comité Central des Houillères de France, Comité des forges, связанных с металлургическим бизнесом и угольными шахтами. К тому времени у теоретика сформировалось четкое представление о необходимости тщательного изучения администрирования бизнеса.

Мужчина считал, что управлять компанией по наитию нельзя. Для этого требовались научно-обоснованные методы, повышающие качество работы, производительность труда. В 1916 году Анри постарался описать эти механизмы в книге «Общее и промышленное управление». Здесь француз представил собственную теорию, которую назвал файолизмом.

Согласно концепции ученого, процесс менеджмента представляет собой пять связанных между собой и в то же время являющихся автономными функций. Прежде всего, руководитель предприятия должен уметь планировать спектр работ, далее — выступать грамотным организатором. Для этого необходимо научиться отдавать распоряжения.

Чтобы поручения были понятны персоналу, выполнялись вовремя и в полном объеме, начальнику требуется координировать и контролировать рабочий процесс. На основе этого мужчина сформулировал 14 принципов управления. Часть из них ранее называлась в других научных статьях, что-то обобщено, а оставшееся сформулировано Файолем впервые.

View this post on Instagram

A post shared by TUDOADM_ (@tudoadm_) on May 11, 2020 at 10:30am PDT

Портрет Анри Файоля
Среди названных в работе пунктов отмечалось разделение труда, о котором ученый задумывался в ранние годы работы в компании. Понимая деятельность предприятия как единого механизма, француз уделял большое внимание вопросам корпоративной культуры. Анри выступал против текучки кадров, отмечая, что это ослабляет организацию.

Некоторые тезисы автора содержали указания конкретно для верхушки руководства. Так, руководителю фирмы необходимо не превышать полномочия и отвечать за последствия собственных приказов. Теория Файоля быстро привлекла внимание фирм и корпораций, стала ориентиром для менеджеров.

Одновременно с ученым вопросами менеджмента заинтересовался и инженер Фредерик Тейлор. Этого мужчину называют основоположником Школы научного управления. По аналогии с файолизмом идеи автора назвали тейлоризмом. Работами Анри вдохновился и исследователь Гаррингтон Эмерсон, создав труд «Двенадцать принципов производительности».

В числе единомышленников учения француза оказался и предприниматель Генри Форд. В частности, бизнесмен использовал в работе принципы, перечисленные в теории Файоля. Среди них дисциплина, вознаграждение и другие. Теоретик Линдалл Урвик на основе идей представителя французской горной промышленности в 1943 году написал книгу «Элементы делового администрирования».

Содержание

  • 1 Пять взаимосвязанных функций управления
  • 2 Функция планирования
  • 3 Функция организации
  • 4 Функция мотивации
  • 5 Функция контроля
  • 6 Функция координации
  • 7 Ссылки

Пять взаимосвязанных функций управления

Согласно теории Файоля в менеджменте выделяют пять функций:

Funktion.jpg

  1. Планирование – это прогнозирование и подготовка к будущему. Неспособность планировать означает некомпетентность менеджера.
  2. Организация – это обеспечение бизнеса всем необходимым для функционирования (оборудование, материалы, финансирование, люди), важнейшим элементом здесь является учебная подготовка менеджера.
  3. Мотивация – вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.
  4. Координация – распределение. Командная деятельность как средство выполнения организационной работы; По сути это – управление подчиненными.
  5. Контроль – проверка и надзор за тем, чтобы всё шло так, как запланировано.

Изначально, согласно теории Адама Смита, единственной управленческой функцией было инвестирование – вложение капитала и приобретение рабочей силы и оборудования. Потом Тейлор ввёл функцию планирования, контроля и координирования в качестве самостоятельных видов деятельности менеджера.
А Файоль скомпилировал и перечислил основные функции, а также заложил основы особого направления в менеджменте – структурно-функционального подхода.

Функция планирования

Предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать её участники, чтобы достичь этих целей.
Планирование состоит в том, что:

  • проводится всесторонний анализ текущего положения, в котором находится компания;
  • обеспечивается детализация установленных целей деятельности организации и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей,
  • согласовываются очерёдность и сроки реализации отдельных работ,
  • определяется состав необходимых ресурсов,
  • устанавливается состав реализуемых проектов,
  • распределяются задания по участникам,
  • разрабатывается стратегия действий, составляются необходимые планы и программы.
  • обеспечивается выполнение заданий, установленных на каждый период времени.

Функция организации

Предназначена для создания реальных условий, чтобы достичь запланированных целей.
С помощью этой функции менеджмента обеспечивается выполнение установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития предприятия.
Для этого следует:

  • установить состав необходимых ресурсов и исполнителей,
  • распределить задания,
  • обеспечить необходимым для работы персоналом, финансами, оборудованием, расходными материалами, помещениями;
  • скоординировать работу исполнителей во времени,
  • наладить кооперацию участников, обеспечить контроль и взаимную информацию.

Выполнение перечисленных задач осуществляется путём создания организационной структуры предприятия.

Таким образом, функция организации обеспечивает рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов производственного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений.

Функция мотивации

Деятельность, имеющая целью побудить сотрудников эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Функция контроля

Завершает управленческий цикл и, таким образом, гарантирует эффективность осуществления всех остальных функций.
Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем, до того как они превратятся в серьезные неполадки. Также функция контроля используется для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Функция координации

Ее задача состоит в установлении коммуникаций и достижения согласованности в работе всех звеньев организации.
Для связи координируемых процессов принято использовать отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления.
Все перечисленные функции не просто составляют единое целое. Они переплетены друг с другом, проникают друг в друга так, что порой их трудно разделить.

Ссылки

  1. 4 функции менеджмента
  2. В поисках гармонии, или Как сбалансировать функции организации

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Управление загс правительство ярославской области реквизиты
  • Управление краткосрочными обязательствами компании курсовая
  • Управление образования центрального района минска реквизиты
  • Управление роскомнадзора по удмуртской республике реквизиты
  • Управление роспотребнадзора по московской области реквизиты