Указан размер обеспечения заявки необходимо выбрать банковские реквизиты

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. При проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.

2. Обеспечение заявки на участие в закупке устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в следующих размерах:

1) если размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает двадцать миллионов рублей, — от одной второй процента до одного процента начальной (максимальной) цены контракта;

2) если размер начальной (максимальной) цены контракта превышает двадцать миллионов рублей, — от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.

3. Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, предусмотренные частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона, предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке (в случае установления заказчиком требования обеспечения заявок на участие в закупке) в размере одной второй процента начальной (максимальной) цены контракта. Государственные, муниципальные учреждения не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках.

4. Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.

5. При проведении электронных процедур:

1) обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:

а) путем блокирования денежных средств на банковском счете, открытом таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее — специальный счет), для их перевода в случаях, предусмотренных настоящей статьей, на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона;

2) участник закупки для подачи заявки на участие в закупке выбирает с использованием электронной площадки способ обеспечения такой заявки путем указания реквизитов специального счета или указания номера реестровой записи из реестра независимых гарантий, размещенного в единой информационной системе;

3) в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде денежных средств:

а) подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения заявки на участие в закупке;

б) оператор электронной площадки не позднее десяти минут с момента получения заявки на участие в закупке, поданной до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направляет в банк, в котором открыт специальный счет, информацию о реквизитах такого счета и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке;

в) банк не позднее сорока минут с момента получения информации, предусмотренной подпунктом «б» настоящего пункта, осуществляет блокирование денежных средств на специальном счете в размере обеспечения заявки на участие в закупке и направляет информацию об осуществленном блокировании оператору электронной площадки. В случае отсутствия на специальном счете незаблокированных денежных средств в этом размере банк такое блокирование не осуществляет и в указанный срок направляет оператору электронной площадки информацию об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки;

г) в случае получения от банка информации об отсутствии на специальном счете денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в закупке, оператор электронной площадки осуществляет в соответствии с подпунктом «е» пункта 5 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона возврат заявки подавшему ее участнику закупки;

4) в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде независимой гарантии оператор электронной площадки посредством взаимодействия с реестром независимых гарантий, размещенным в единой информационной системе, не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке проверяет наличие номера реестровой записи в таком реестре, сумму независимой гарантии, а также соответствие идентификационного кода закупки, указанного в независимой гарантии, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки. Оператор электронной площадки возвращает заявку подавшему ее участнику закупки в соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона.

6. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, предусмотренный подпунктом «а» пункта 1 части 5 настоящей статьи, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в такой перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

7. Каждый оператор электронной площадки заключает соглашение о взаимодействии с каждым из банков, включенных в перечень, предусмотренный подпунктом «а» пункта 1 части 5 настоящей статьи. Требования к условиям таких соглашений определяются Правительством Российской Федерации. Взаимодействие между оператором электронной площадки и банком в соответствии с требованиями настоящей статьи осуществляется в электронной форме.

8. Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Денежные средства, находящиеся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для обеспечения заявок на участие в закупках исключительно такого участника закупки. Блокирование денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в закупке на специальном счете осуществляется и прекращается банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки в соответствии с настоящей статьей. На денежные средства, заблокированные в соответствии с настоящей статьей, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника закупки. Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки на участие в закупке. Размер таких процентов определяется договором специального счета, заключаемым участником закупки.

9. Режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, следующих операций:

1) блокирование и прекращение блокирования денежных средств в соответствии с требованиями настоящей статьи. Такое блокирование заключается в ограничении прав участника закупки по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, находящимися на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки, в течение срока, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) перевод в случаях, предусмотренных настоящей статьей, заблокированных денежных средств в размере обеспечения соответствующей заявки:

а) на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

б) в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

10. Оператор электронной площадки направляет в банк информацию о реквизитах специального счета для осуществления банком по такому счету операции, предусмотренной частью 9 настоящей статьи, в течение одного часа с момента наступления следующих случаев:

1) отклонение заявки на участие в закупке (за исключением случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи), отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) отзыв заявки участником закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) заключение контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом с участником закупки. В этом случае оператор электронной площадки направляет также информацию о реквизитах специальных счетов всех участников закупки, заявки которых не были отклонены, отстранены, отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением участников закупки, признанных в соответствии с настоящим Федеральным законом уклонившимися от заключения контракта;

4) отмена закупки в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона. В этом случае оператор электронной площадки направляет информацию о реквизитах специальных счетов всех участников закупки, подавших заявки на участие в закупке;

5) получение решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

6) получение предусмотренного настоящим Федеральным законом решения об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с его уклонением от заключения контракта;

7) включение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 настоящего Федерального закона в связи с его уклонением от заключения контракта.

11. Банк не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктами 1 — 6 части 10 настоящей статьи, прекращает осуществленное в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 части 5 настоящей статьи блокирование денежных средств на специальном счете (специальных счетах), реквизиты которого (которых) направлены оператором электронной площадки, и направляет информацию о прекращении такого блокирования оператору электронной площадки. Не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктом 7 части 10 настоящей статьи, банк осуществляет перевод заблокированных в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 части 5 настоящей статьи денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, и направляет информацию о таком переводе оператору электронной площадки.

12. Возврат независимой гарантии, предоставленной для обеспечения заявки на участие в закупке, в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 6 части 10 настоящей статьи, заказчиком лицу или гаранту, предоставившим независимую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится. В случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 настоящей статьи, заказчик предъявляет требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения заявки на участие в закупке участником закупки, информация о котором включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением такого участника от заключения контракта.

13. В случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 — 3, 5 — 9 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 настоящей статьи, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.

14. Если в случае, предусмотренном частью 13 настоящей статьи, обеспечение заявки на участие в закупке, являющейся третьей заявкой, предоставлено в виде денежных средств:

1) оператор электронной площадки через пятнадцать рабочих дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении такой заявки протокола, указанного в части 17 статьи 48, пункте 2 части 5 статьи 49, пункте 2 части 3 статьи 50 настоящего Федерального закона, направляет (за исключением случая получения оператором электронной площадки решения суда, контрольного органа в сфере закупок о признании решения, принятого в отношении такой заявки, не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона) в банк информацию о реквизитах специального счета участника закупки, подавшего такую заявку;

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) банк не позднее одного часа с момента получения информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей части, осуществляет перевод заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения такой заявки в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации и направляет информацию о таком переводе оператору электронной площадки;

3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения от банка информации о перечислении, предусмотренной пунктом 2 настоящей части, направляет участнику закупки информацию о таком перечислении.

15. Если в случае, предусмотренном частью 13 настоящей статьи, обеспечение заявки на участие в закупке, являющейся третьей заявкой, предоставлено в виде независимой гарантии:

1) оператор электронной площадки через пятнадцать рабочих дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении такой заявки протокола, указанного в части 17 статьи 48, пункте 2 части 5 статьи 49, пункте 2 части 3 статьи 50 настоящего Федерального закона, направляет (за исключением случая получения оператором электронной площадки решения суда, контрольного органа в сфере закупок о признании решения, принятого в отношении такой заявки, не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона) заказчику, разместившему такой соответствующий протокол, информацию о наступлении случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи, и об участнике закупки, подавшем такую заявку;

(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) заказчик не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем получения информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей части, предъявляет требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной таким участником закупки.

16. При проведении закрытого конкурса и закрытого аукциона:

1) денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в закупке, вносятся участниками закупок на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

2) участник закупки признается не предоставившим обеспечение заявки на участие в закупке в случае непоступления денежных средств, информация и документы (или их копии) о внесении которых в качестве обеспечения заявки представлены в заявке на участие в закупке, до даты рассмотрения заявок, даты рассмотрения и оценки заявок на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

3) заказчик возвращает денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем наступления случаев, предусмотренных пунктами 1 — 6 части 10 настоящей статьи. Возврат таких денежных средств участнику закупки не осуществляется в случае, предусмотренном пунктом 7 части 10 настоящей статьи;

4) в случае предоставления участником закупки обеспечения заявки на участие в закупке в виде независимой гарантии такая гарантия подлежит рассмотрению заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом.

17. При проведении закрытых электронных процедур применяются положения настоящего Федерального закона, касающиеся обеспечения заявок на участие в закупках при проведении электронных процедур, если иное не установлено Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 24 настоящего Федерального закона.

18. Правительство Российской Федерации вправе установить особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками закупок, являющимися иностранными лицами.

В каких случаях и каким образом поставщик должен обеспечивать свою заявку при участии в торгах системы госзаказа?

Каким способом может быть обеспечена заявка

Обеспечение заявки служит для заказчика гарантией, что участие в государственных закупках будут принимать добросовестные поставщики.

В обязательном порядке заказчик устанавливает требования к обеспечению заявки при проведении электронных аукционов и конкурсов (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).

При проведении запроса предложений требование по обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ используется вместо несостоявшихся электронных аукционов и конкурсов (п. 1 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ).

Каким способом поставщик может предоставлять обеспечение заявки?

Электронные аукционы

При проведении электронных аукционов обеспечение заявки может предоставляться только одним способом — путем внесения денежных средств (ч. 2 ст. 44 44-ФЗ). Обратите внимание: денежные средства в этом случае перечисляются на счет электронной торговой площадки, а не заказчика.

Конкурсы и закрытые аукционы

При участии в конкурсах и закрытых аукционах заявку можно обеспечивать путем как перечисления денежных средств (в данном случае — заказчику), так и предоставления банковской гарантии. При этом выбирает способ обеспечения заявки не заказчик, а поставщик (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).

Размер обеспечения заявки

Размер обеспечения заявки устанавливается заказчиком и зависит от начальной (максимальной) цены контракта (ч. 14 ст. 44 44-ФЗ):

  • Если НМЦ не превышает 3 млн рублей, то размер обеспечения заявки составляет 1% от НМЦ;
  • При НМЦ более 3 млн рублей размер обеспечения заявки составляет от 0,5 до 5 % от НМЦ.

В соответствии с ч. 15 ст. 44 44-ФЗ, особые условия — обеспечение заявки в размере 2% от НМЦ — предусмотрены для:

  • учреждений и предприятий уголовно-исправительной системы;
  • организаций инвалидов;
  • субъектов малого предпринимательства;
  • социально ориентированных некоммерческих организаций.

Напомним, что условия отнесения компаний и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства закреплены в Федеральном законе от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ч. 1 ст. 4). В частности, учитываются такие критерии, как средняя численность работников, выручка без учета НДС и балансовая стоимость активов.

Возврат денежных средств, внесенных для обеспечения заявки

Один из главных вопросов, который волнует новичков в госзаказе, — как быстро и при каких условиях средства, перечисленные для обеспечения заявки, будут возвращены.

Согласно 44-ФЗ, при проведении конкурсов и закрытых аукционов средства возвращаются на счет участника в течение не более чем 5 рабочих дней, а при проведении электронных аукционов — в течение не более чем 1 рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

  • процедура определения поставщика отменена (п. 2 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ);
  • поставщик отозвал заявку до окончания срока подачи заявок (п. 4 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ);
  • поставщик подал заявку на участие в определении поставщика после окончания срока подачи заявок (п. 5 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ);
  • заявку поставщика отклонили по результатам рассмотрения первых частей (ч. 22 ст. 44 44-ФЗ),
  • поставщика отклонили по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе (п. 3 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ);
  • во время торгов поставщик не подавал предложений (ч. 23 ст. 44 44-ФЗ);
  • поставщика отклонили по результатам рассмотрения вторых частей (ч. 24 ст. 44 44-ФЗ);
  • поставщик не стал победителем по результатам оценки заявок на участие в конкурсе или по результатам подведения итогов аукциона (п. 1 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ);
  • контрольный орган в сфере закупок отказал заказчику в согласовании контракта с единственным поставщиком (п. 7 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ).

Победителю конкурса или аукциона, в отличие от остальных участников закупки, средства возвращаются на счет только после заключения контракта.

Обратите внимание: если поставщик выбрал в качестве способа обеспечения заявки банковскую гарантию (напомним, такая возможность есть для конкурсов и закрытых аукционов), то по завершении процедуры отбора она участнику не возвращается, взыскание по ней не производится (ч. 7 ст. 44 44-ФЗ).

Чтобы обеспечение заявки действительно гарантировало, что участие в закупках будут принимать добросовестные поставщики, законом предусмотрены ситуации, когда деньги, переведенные в качестве обеспечения заявки, уходят заказчику. Вот эти случаи:

  • Поставщик в течение одного квартала был отклонен по вторым частям на одной электронной площадке три раза. Деньги уходят заказчику, который отклоняет заявку такого поставщика в третий раз, по истечении 30 дней после принятия данного решения (ч. 27 ст. 44 44-ФЗ).
  • Победитель уклоняется от заключения контракта или не предоставляет в срок обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 44 44-ФЗ).

Обратите внимание: в этой части нормы 44-ФЗ отличаются от норм 94-ФЗ. Напомним, ч. 13 и 14 ст. 41.12 94-ФЗ предусматривали, что контракт обязаны заключить первый, второй и третий участники электронного аукциона (согласно итоговому протоколу). В случае уклонения любого из этих участников от заключения контракта, денежные средства, заблокированные в качестве обеспечения заявки, перечислялись заказчику (ч. 12 ст. 41.12 94-ФЗ).

Согласно 44-ФЗ, отказ заключать контракт влечет за собой невозврат средств, перечисленных в качестве обеспечения заявки, только для победителя электронного аукциона. В случае его отказа со вторым победителем контракт заключается по согласованию. Если второй участник тоже отказывается заключать контракт, средства его не блокируются.

Обеспечение заявки путем предоставления банковской гарантии

Требования к банковской гарантии

Порядок участия в электронных торгах предусматривает, что банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, выдается под конкретную закупку. Срок действия документа должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок (ст. 45 44-ФЗ).

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать несколько обязательных реквизитов:

  • Сумму банковской гарантии;
  • Обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • Обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • Условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика;
  • Предельный срок действия банковской гарантии;
  • Перечень документов, установленный Правительством РФ, которые заказчик должен предоставить банку одновременно с требованием уплатить денежную сумму по банковской гарантии;
  • Условие о бесспорном списании денежных средств со счетов банка-гаранта.

В соответствии с ч. 8 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (в настоящий момент — на www.zakupki.gov.ru).

Как получить банковскую гарантию

Самое существенное ограничение состоит в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 44-ФЗ для участия в торгах госзаказа банковские гарантии принимаются только от банков, которые включены в перечень, предусмотренный статьей 176.1 НК РФ.

Дело в том, что далеко не все банки на сегодняшний день включены в этот перечень (на момент написания статьи — 354 банка). Мы рекомендуем вам проверить наличие своего банка в списке заблаговременно, чтобы иметь возможность подстраховаться: обратиться в другой банк или изыскать средства для обеспечения заявки путем перечисления денег на расчетный счет заказчика.

Если у вас нет времени,  хорошим подспорьем может стать оформление и получение банковской гарантии в электронном виде. Сделать это можно через компании, которые специализируются на предоставлении  банковских услуг через интернет с использование современных сервисов — например, через «Теледок — банковский сервис». Процесс оформления банковской гарантии в этом случае может занять минимальное время — от 1 рабочего дня, т.к. все услуги оформляются через интернет  без посещения офиса банка.

Стоит отметить,  что для получения электронной банковской гарантии потребуется сертификат квалифицированной электронной подписи, тогда как для торгов госзаказа, как известно, используется неквалифицированная подпись. Данный способ получения банковской гарантии может подойти тем поставщикам, у которых уже есть КЭП (например, если они являются пользователями тарифного плана «Электронная подпись 2.0»), либо тем, кому очень важно получить гарантию в сжатые сроки.

Ольга Большакова, руководитель фронт-офиса по направлению «Банковская гарантия» ООО «Теледок»

вопросы

Из нашей статьи вы узнаете:

В практике закупок механизм предоставления обеспечения заявок является гарантией серьёзности намерения участника закупки на дальнейшее заключение контракта, а также компенсацией финансовых, временных и прочих потерь заказчика в случае, если победитель конкурса или аукциона в дальнейшем отказывается от заключения контракта либо договора.

Необходимость внесения обеспечительных мер закреплена не только в 44-ФЗ, но и в нормах Гражданского кодекса, на которых также базируется осуществление закупок.
В п.5 статьи 448 ГК прописано, что если иное не установлено законом, то участники торгов могут обеспечивать свои заявки независимой гарантией.

Что такое независимая гарантия

В 44-ФЗ в статье 44 определено, что заказчик обязан установить требования к обеспечению заявок на участие в конкурентных закупках: конкурсе, аукционе и запросе котировок.

Там же указано, что заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении заявки в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей. Таким образом, если НМЦК 1 млн рублей и более, заказчик установить обеспечение заявки обязан.

Размер обеспечения заявок

Размер НМЦК Размер обеспечения заявки
не превышает двадцати миллионов рублей не превышает двадцати миллионов рублей
от одной второй процента до одного процента НМЦК

превышает двадцать миллионов рублей от одной второй процента до пяти процентов НМЦК

Если закупка с начальной максимальной ценой контракта ровно 20 млн рублей, то такая закупка попадает в первый вариант — размер обеспечения заявки для такой закупки будет от 0,5% до 1% начальной максимальной цены контракта.

Предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, предусмотренные ч. 2 статьи 29 закона, предоставляют обеспечение заявки на участие в закупке (в случае установления заказчиком требования обеспечения заявок на участие в закупке) в размере 0,5% НМЦК.

Общие правила обеспечения заявок

Смешанный вид обеспечения (независимая гарантия + деньги) вносить нельзя.

  1. Исходя из норм ст.44 и Постановления, устанавливающего предельные размеры для обеспечения контракта, формируется правило — если проводится конкурс, аукцион или запрос котировок с начальной максимальной ценой от 1 млн рублей, то обеспечение заявки требуется всегда.
  2. Требование об обеспечении заявки в равной степени относится ко всем участникам закупок. Исключение — обеспечение заявки не вносят государственные и муниципальные учреждения.
  3. Размер обеспечения заявки устанавливается дифференцированно в зависимости от начальной максимальной цены контракта в пределах от 0,5 до 5%, которая действует для крупных закупок свыше 20 млн рублей с начальной максимальной ценой контракта.
  4. В соответствии с Законом о контрактной системе, если заказчик установил соответствующий процент обеспечения заявки, то в процессе внесения каких-либо изменений в извещение о закупке изменить размер обеспечения он не вправе.
  5. Выбор способа обеспечения предоставлен участнику закупки. В законе определено два способа:
    • внесение денег на специальный счёт;
    • предоставление независимой гарантии.

Смешанный вид обеспечения (независимая гарантия + деньги) вносить нельзя.

Как происходит внесение обеспечения заявки

Механизм взаимодействия при обеспечении заявки включает:

  • заказчика;
  • оператора электронной площадки;
  • участника закупки;
  • гаранта.

Каким образом происходит взаимодействие между ними?

Чтобы участник закупки мог подать заявку, он должен в обязательном порядке открыть специальный счёт, если он собирается участвовать в закупке, проводимой в электронной форме. На этом счёте должны быть денежные средства в сумме, достаточной для обеспечения заявки. Если специального счёта нет или недостаточно денежных средств, то он может воспользоваться Независимой гарантией в порядке, определённом в соответствии со статьёй 44, информация о которой включена в реестры независимых гарантий, предусмотренные статьёй 45 Закона о контрактной системе.

Денежные средства, которые аккумулированы на спец.счёте, могут использоваться только для целей обеспечения заявки конкретного участника закупки.

Специальный счёт может быть открыт не в любом банке, который понравился участнику закупки. Существует определённый перечень, установленный Распоряжением Правительства РФ №1451-р. Данный перечень постоянно меняется и дополняется. Существуют требования к банкам, которые могут открывать спецсчета. В настоящий момент в этом перечне 24 крупных банка, известных по всей стране. Находясь в любой точке страны, участник закупки будет иметь возможность выбора банка для открытия спец.счёта.

Как идёт работа по специальному счёту

Каждый оператор электронной площадки (существует 8 федеральных площадок) заключает соглашение с каждым из банков. В этом соглашении указывается ответственность оператора и прописывается взаимодействие банка и электронной площадки. Данное соглашение заключается исключительно в электронной форме.

Банк вправе открывать спецсчета участникам закупок только после того, как он получил соответствующее соглашение. Требования и условия к таким соглашениям установлены Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018.

Банки несут ответственность в соответствии с законодательством РФ перед участником закупки за соблюдение установленного срока прекращения блокировки его денежных средств на специальном счёте.

Постановлением Правительства №626 от 30.05.2018 утверждены:

  • Требования к самому договору специального счёта и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счёта в качестве спецсчёта.
  • Требования к условиям соглашения между оператором площадки и банком.

В случае если у участника закупки открыт банковский счёт в одном или нескольких уполномоченных банках, такой счёт может быть наделён статусом спецсчёта путём заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком в соответствии с пунктом 5 Требований к договору специального счёта и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счёта в качестве специального, утверждённых Постановлением № 626.

Обязательно ли участник закупки должен открыть отдельный специальный счёт, чтобы работать на рынке государственных и муниципальных закупках или можно использовать свой счёт для текущей деятельности в банке, если банк попадает в перечень, установленный в распоряжении?

При заключении дополнительного соглашения с банком в качестве специального счёта участник закупки может использовать свой текущий счёт. Но зачастую участники закупки открывают новый, чтобы было проще контролировать наличие денежных средств.
В отношении особенностей ведения спецсчёта были даны разъяснения Минфина РФ. В своём письме от 06.11.2018 № 24-06-08/79659 «Об осуществлении закупок в электронной форме» ведомство пояснило, что специальный счёт может быть пополнен не только денежными средствами от текущей хозяйственной деятельности, но и денежными средствами, взятыми участником закупки в кредит. Если идёт расторжение банковского счёта, то блокировка денежных средств на специальном счёте участника закупки не осуществляется.

Участниками закупки могут быть как юр.лица, так и физ.лица. Физическое лицо также может открыть специальный счёт и пользоваться им без каких-либо ограничений.
На денежные средства спец,счёта, заблокированные в соответствии со статьёй 44 для обеспечения заявки, не может быть обращено взыскание по обязательствам участника закупки. Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счёте, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки на участие в закупке. Размер таких процентов определяется договором специального счёта, заключаемым участником закупки.

Денежные средства, которые вносятся в качестве обеспечения заявки, не остаются у банка. Они возвращаются, если процедура закупки прошла и участник не стал победителем.

Случаи возврата денежных средств, внесённых в качестве обеспечения заявки (ч. 9-10 статьи 44)

  1. Если закупка состоялась, то денежные средства возвращаются всем участникам закупки, за исключением победителя, после подписания итогового протокола закупки. Победителю внесённые денежные средства в качестве обеспечения заявки вернутся позже — после того, как он внесёт обеспечение исполнения контракта.
  2. Если закупка была отменена: отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  3. Если заявка участника закупки отклонена.
  4. Если участник закупки отозвал заявку до окончания срока подачи заявок.
  5. Если заявка опоздала (была получена после установленного срока).
  6. Если заявка была отстранена.
  7. Если заказчик получил решение контрольного органа об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

Все семь случаев касаются разблокировки денежных средств на спецсчёте.

В случае включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьёй 104 закона №44-ФЗ в связи с его уклонением от заключения контракта денежные средства на спец.счёте также разблокируются, но сумма обеспечения будет переведена заказчику.

Ответственность за просрочку

В соответствии с Постановлением Правительства от 20.12.2021 №626 в договор спецсчёта, заключаемый между банком и участником закупки, должны включаться в том числе положения об ответственности банка перед участником закупки за соблюдение установленных статьёй 44 закона №44-ФЗ сроков прекращения блокирования его денежных средств на спец. счёте, в отношении которых осуществлено блокирование в целях обеспечения заявок.

Когда обеспечение заявки не возвращается

Обеспечение заявки — механизм защиты от недобросовестных поставщиков, которые приходят на закупки и в дальнейшем не хотят заключать договор.

В настоящее время в законе предусмотрено два случая, когда обеспечения заявки не возвращается:

  1. согласно ч. 11 статьи 44, не будут возвращаться обеспечительные меры в том случае, если поставщик попадает в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьёй 104;
  2. согласно ч. 13 статьи 44, если в течение одного квартала календарного года на одной и той же электронной площадке в отношении вторых частей установленной документации трёх и более заявок участника закупки происходит отклонение заявки.

Если решение комиссией принято и не обжаловано, то в течение 30 рабочих дней происходит удержание обеспечительных мер. При этом обеспечение заявки перечисляется не заказчику, а напрямую в бюджет.

Обеспечительные меры понадобятся в том числе при неконкурентной закупке (заключение контракта с единственным подрядчиком, исполнителем). Речь идёт о закупках в так называемом Едином агрегаторе торговли (ЕАТ).

Единый агрегатор торговли

В Едином агрегаторе торговли работают Федеральные заказчики, субъектовые и муниципальные заказчики. Попасть в Единый агрегатор торговли можно через ЕИС (Единая информационная система).

Обеспечительные меры при закупках через единый агрегатор торговли (ЕАТ)

Регламентом Единого агрегатора торговли предусмотрено, что при участии в закупке вносится обеспечительный депозит. Размер депозита составляет 5% от стоимости товаров, работ, услуг, указанных заказчиком в заявлении на закупку.

Кроме этого, в регламенте предусмотрено, что обеспечительный депозит не возвращается участнику закупки по аналогии с конкурентными закупками в случае отказа от заключения контракта без каких-либо на то причин.

В случае если победитель не осуществляет действий по подписанию контракта в течение одного рабочего дня с момента направления Заказчиком проекта контракта и у оператора EAT отсутствует информация о допущенных в ходе заключения контракта технических ошибках, то оператором ЕАТ осуществляется дополнительная блокировка денежных средств обеспечительного депозита в размере ещё 5% от стартовой цены.

По истечении 30 дней с наступления даты подписания контракта 5% депозита по письменному заявлению подлежат перечислению на его расчётный счёт. Из оставшихся денег депозита оператор EAT спишет комиссионный сбор.

Большинство участников закупки работают с заказчиками, которые осуществляют закупки и по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Также есть заказчики, которые работают в двух правовых режимах параллельно — по 44 и 223-ФЗ.

Как регулируется обеспечение заявки в 223-ФЗ

В 223-ФЗ детального описания обеспечительных мер не предусмотрено. То, что не урегулировано в самом законе, заказчик вправе прописать в своём положении о закупке.

В 223-ФЗ не прописан порядок, сроки, случаи возврата обеспечительной заявки. Поэтому прежде чем участвовать в закупке по 223-ФЗ, необходимо открыть не только документацию о закупке, но и посмотреть, как эти нормы урегулированы в положении о закупке данного заказчика.

В самом законе прописано, что обеспечение заявки может осуществляться:

  • путём внесения денежных средств;
  • предоставлением банковской гарантии;
  • иным способом, предусмотренным ГК РФ, например, залогом. Исключение иных способов работает только в случае, если участники закупки — субъекты малого и среднего предпринимательства.

По 44-ФЗ обеспечение устанавливается только для конкурса, аукциона и запроса котировок, если начальная максимальная цена контракта начинается от 1 млн рублей.

Если говорить о закупках по 223-ФЗ, то здесь обеспечение заявки также требуется не всегда. Заказчик вправе его установить только для закупок с начальной максимальной ценой договора не менее 5 млн рублей. Нет никакого ограничения по способу закупки. По 223 закону обеспечение заявки может быть установлено и при конкурсе, и при аукционе, и при запросе предложения, и при запросе котировок. То есть имеет значение максимальная цена договора. Если цена договора превышает 5 млн рублей, установленный размер обеспечения заявки будет не более 5% начальной максимальной цены договора.

Особые правила предусмотрены для тех закупок, которые осуществляются с преференциями для малого и среднего бизнеса. В этом случае работают нормы Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года №1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В соответствии с этим Постановлением размер обеспечительной заявки для таких категорий участников закупки не может превышать 2% начальной максимальной цены договора либо лота, за участником закупки также остаётся право выбора способа обеспечения.

Правила обеспечения заявки для закупок с преференциями МСП

Обеспечение заявки возвращается на счёт, указанный в документации о такой закупке:

  • всем участникам закупки, за исключением участника, заявке которого присвоен первый номер, в срок не более 7 рабочих дней со дня подписания протокола, составленного по результатам закупки;
  • участнику закупки, заявке которого присвоен первый номер, в срок не более 7 рабочих дней со дня заключения договора либо со дня принятия заказчиком в порядке, установленном положением о закупке, решения о том, что договор по результатам закупки не заключается.

Условия обеспечения заявок МСП при закупках по 223-ФЗ

В соответствии с ч.10 статьи 3.4 Закона 223-ФЗ осуществляется по правилам Закона о контрактной системе и подзаконных НПА:

  • порядок и случаи блокирования денежных средств, внесённых участниками конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие, и прекращение данного блокирования, если требование об обеспечении заявок на участие в закупке установлено заказчиком в извещении об осуществлении данной закупки, документации о конкурентной закупке;
  • требования к обеспечению сохранности денежных средств, внесённых участниками конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие в данной закупке.

Как происходит обеспечение для субъектов малого и среднего предпринимательства

Используется спецсчёт, который открывается в тех же банках, что и для закупок по 44-ФЗ или предоставляется независимая гарантия.

В отношении независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечительных мер по 223-ФЗ, применяются нормы статьи 45 Закона о контрактной системе, при этом информация о независимой гарантии будет включаться в реестр независимых гарантий, предусмотренный ч. 8 статьи 45 Закона №44-ФЗ только с 01.04.2023. До указанной даты устанавливать такое требование неправомерно.

Как происходит обеспечение заявок при обычной закупке

Если это электронная закупка, то оператор площадки своим регламентом устанавливает такую процедуру. Обеспечение происходит через виртуальный счёт оператора электронной площадки в соответствии с тем регламентом, который размещён на сайте площадки.

Невозврат обеспечительной заявки по 223-ФЗ

Деньги не будут возвращены в следующих случаях по 223-ФЗ:

  • если участник закупки в дальнейшем уклоняется от заключения договора;
  • если участник закупки уклоняется от обеспечения, установленного договором;
  • если участник закупки предоставил обеспечение договора не в соответствии с теми требованиями, не в том размере, как это установлено в документации.

Случаи и сроки возврата для обычных закупок не регламентированы, кроме закупок субъектов малого и среднего предпринимательства — заказчик должен их установить в своём положении о закупке.

Для электронной процедуры блокирование денежных средств на спесчёте прекращается в течение 1 часа 20

а) после заключения контракта, с победителем (вне зависимости от того, являетесь ли вы победителем);
б) после отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
в) после отзыва вами заявки (касается как отзыва заявки до окончания срока подачи, так и отзыва заявки после подведения итогов, который возможен до направления проекта контракта, если заявка на 4-м месте или ниже);
г) после отклонения вашей заявки или отстранения вас от участия в закупке. 

Для бумажной процедуры денежные средства возвращаются на счёт участника в течение не более чем 5 рабочих дней 21.

Содержание

  • Первый вид обеспечения: обеспечение заявки (ОЗ)
  • Возврат и утрата обеспечения заявки
  • Второй вид обеспечения: обеспечение исполнения контракта (ОИК)
  • Третий вид обеспечения: гарантийные обязательства

Требование предоставить обеспечение в закупках не новое. ФЗ от 02.07.2021 № 360-ФЗ обновляет требования для участников закупок с 2022 года.

Первый вид обеспечения: обеспечение заявки (ОЗ)

ОЗ – гарантия того, что участник подпишет контракт, если победит в закупке. Подобное обеспечение должны предоставить все участники на этапе подачи заявки (есть ряд исключений).

Участник предоставляет ОЗ:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • в виде денежных средств – их необходимо внести заранее на специальный счёт, открытый в уполномоченном банке (по Распоряжению Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р)
  • в виде независимой гарантии, до конца 2021 года — в виде банковской гарантии

Обеспечение, предоставляемое в виде денежных средств на специальном счёте, заблокируют на этапе участия в закупке. После завершения торгов, если участник не победил, денежные средства разблокируют в полном объёме; если победил, спишут сумму в размере 1% от НМЦК закупки (максимум — 5 тыс. руб.), а остаток от обеспечения разблокируют.

С 2022 года участник сможет подать заявку, только если у него есть установленное заказчиком обеспечение. До конца 2021 года участник сразу направляет заявку, и потом, до окончания срока подачи заявок, денежные средства зачисляются на специальный счёт (либо выпускается банковская гарантия), а затем она включается в реестр.

В Законе № 44-ФЗ прописаны требования к размеру ОЗ: от 0,5% до 5% от НМЦК. В этом диапазоне заказчик самостоятельно устанавливает точный размер обеспечения в конкретной закупке.

Если НМЦК не превышает 1 млн рублей, заказчик может не устанавливать обеспечение заявки. Если ранее данное основание было закреплено в отдельном нормативном правовом акте, то с 2022 года оно указано в Законе № 44-ФЗ.

ОЗ, если НМЦК не превышает 20 млн рублей:

  • 0,5% — 1% от НМЦК (в закупках для СМП, СОНКО может быть установлен только такой размер обеспечения)

ОЗ, если НМЦК свыше 20 млн рублей:

  • 0,5% — 5% от НМЦК

С 2022 года обеспечение заявки составит:

  • 0,5% от НМЦК предоставляют предприятия УИС, организации инвалидов с учётом минимального размера обеспечения
  • не предоставляют обеспечение заявок государственные, муниципальные учреждения

Подача заявки с предоставлением обеспечения в виде денежных средств автоматически подтверждает согласие участника закупки на блокировку денежных средств на специальном счёте в размере обеспечения заявки.

Если участник закупки для обеспечения заявки выбрал независимую гарантию, ему нужно учесть особенности её получения. С 2022 года можно использовать только независимую гарантию: банковская гарантия упраздняется.

Процесс получения и использования независимой гарантии отличается от порядка работы с банковской гарантией. Рассмотрим особенности независимой гарантии:

  1. Независимые гарантии выдают уполномоченные организации (их перечень шире, чем при выдаче банковской гарантии):
  • банки, соответствующие требованиям, установленным Правительством РФ (банк должен быть обязательно включён в перечень банков на сайте Минфина)
  • государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»
  • фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), которые являются участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего бизнеса по ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и соответствуют установленным Правительством РФ требованиям
  • Евразийский банк развития (если участник закупки — юрлицо, зарегистрированное на территории государства — члена ЕЭС, кроме РФ, или физлицо, являющееся гражданином государства — члена ЕЭС, кроме РФ)

Российский участник закупки, чтобы получить независимую гарантию, может обратиться организации 3-ёх типов. Иностранный (евразийский) участник – в Евразийский банк развития.

Чтобы получить независимую гарантию, необходимы дополнительные расходы, чтобы организовать работу комиссии уполномоченной организации и оплатить выдачу гарантии. Такие расходы участнику закупки не возместят. Но, если поставщик вносит денежное обеспечение на специальный счёт и становится победителем закупки, эта сумма будет полностью разблокирована.

  1. Для независимой гарантии, которую предоставляет участник закупки, устанавливаются специальные требования:
  • она должна содержать обязательные реквизиты, включая идентификационный код закупки
  • срок действия независимой гарантии, предоставляемой в качестве ОЗ, составляет не менее 1-го месяца с даты окончания срока подачи заявок

Участник должен самостоятельно проверять информацию, необходимую для включения в независимую гарантию, ещё на этапе проекта. Если обнаружены несоответствия информации требованиям ст. 44 Закона № 44-ФЗ, исполнителю нужно обратиться в организацию, которая занималась выпуском гарантии.

Обратите внимание: сведения о независимых гарантиях включаются в закрытый реестр независимых гарантий. Информация будет доступна участнику в личном кабинете ЕИС.

Возврат и утрата обеспечения заявки

Заказчик не осуществляет возврат независимой гарантии, предоставленной, чтобы обеспечить заявку на участие, лицу или гаранту.

Взыскание по независимой гарантии производят, если:

  1. Отклонена заявка на участие в закупке (исключение – троекратное отклонение заявки на одной ЭТП в течение 1-го календарного квартала), участник не может быть определён как поставщик по Закону № 44-ФЗ.

Если в закупках, проводимых в течение 1-го календарного квартала на одной электронной площадке по 3-ём и более заявкам одного участника закупки, комиссии по закупам решили, что заявки не соответствуют требованиям извещения об осуществлении закупки, отдельным основаниям, указанным в итоговом протоколе (непредоставление документов, несоответствие участника закупки требованиям), то:

  • осуществляется перечисление в бюджет заблокированных на спецсчёте участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой 3-ей такой заявки
  • или предъявляется требование уплатить денежную сумму по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой 3-й такой заявки

Фактически участники уже работают в таком порядке, но требования закона теперь распространяются на 3-кратное отклонение по 2-м частям заявок в течение 1-го квартала на одной ЭТП.

  1. Участник закупки отозвал заявку.
  2. С участником закупки заключён контракт.
  3. Отменена закупка.
  4. Получено решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком от контрольного органа в сфере закупок.
  5. Получено решение об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков в связи с его уклонением от заключения контракта. По ст. 104 Закона № 44-ФЗ при включении информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков из-за его уклонения от заключения контракта, заказчик должен предъявить ему требование уплатить денежную сумму по независимой гарантии, которая была предоставлена участником для обеспечения заявки.

Второй вид обеспечения: обеспечение исполнения контракта (ОИК)

На этапе заключения контракта от участника могут потребовать предоставить ОИК – гарант того, что участник закупки, ставший победителем, исполнит условия контракта.

ОИК предоставляется так же, как и ОЗ, — на выбор: в виде денежных средств или в виде независимой гарантии (в виде банковской гарантии до 2022 года). Размер ОИК устанавливается в диапазоне 0,5% — 30% от НМЦК (стандартный вариант), но, если закупка проводится среди СМП и СОНКО, обеспечение устанавливается не от НМЦК, а от цены, по которой заключается контракт.

Если участники из числа СМП, СОНКО подтвердят свою добросовестность (даже если по закупке применяются антидемпинговые меры), они вправе не предоставлять ОИК и обеспечение гарантийных обязательств.

Подтверждение добросовестности участника закупки – наличие информации в реестре контрактов, заключённых заказчиками, которая подтверждает исполнение данным участником в течение 3-ёх лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3-ёх контрактов (с учётом правопреемства), исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пени). При этом цена 1-го из таких контрактов должна быть не менее чем 20% от НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки.

В остальных случаях участники предоставляют ОИК, если оно установлено, денежными средствами или независимой (банковской) гарантией.

При выборе обеспечения:

  • в виде денежных средств участник должен до подписания контракта перечислить необходимую сумму на счёт заказчика. Рекомендуем перечислять сумму заранее, выделяя на операцию 1 банковский и 1 рабочий день
  • в виде гарантии убедитесь, что гарантия включена в реестр на момент подписания контракта. Срок действия гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, обеспечиваемых такой банковской (независимой) гарантией, не менее чем на 1 месяц.

ОИК, перечисленное в виде денежных средств, заказчику необходимо вернуть в срок:

  • не позднее 15-ти дней при закупке для СМП и СОНКО
  • не позднее 30-ти дней при закупке на общих основаниях с момента исполнения поставщиком своих обязательств по договору

В процессе исполнения контракта поставщик вправе изменить способ ОИК и/или предоставить заказчику взамен ранее предоставленного новое меньшего размера, если он уже исполнил часть своих обязательств. Зачастую участнику актуально заменить денежное обеспечение на гарантию.

Третий вид обеспечения: гарантийные обязательства

Гарантийные обязательства фактически являются частью ОИК.

Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) устанавливается в размере до 10% от НМЦК закупки. Участник предоставляет ОГО на выбор:

  • в виде денежных средств на счёт заказчика
  • в виде независимой гарантии до проведения приёмки по контракту или до проведения приёмки по конкретному этапу контракта

ОИК, включая положения о предоставлении данного обеспечения с учётом положений ст. 37 Закона № 44-ФЗ, и ОГО не применяются в случае:

  1. Заключения контракта с казённым учреждением.
  2. Осуществления закупки услуги по предоставлению кредита.
  3. Заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием контракта, предмет которого — выдача независимой банковской гарантии.

Участник закупки должен ориентироваться в требованиях, указанных в извещении, проекте контракта и своевременно предоставлять все обеспечения, которые предусмотрены закупочной процедурой.

  • Главная
  • Подготовка к тендеру

Как внести обеспечение заявки на участие в торгах

Поставщик, который хочет участвовать в торгах по 44-ФЗ, должен внести определенную денежную сумму на счет заказчика или оператора торговой площадки. Рассказываем, как это сделать и какие меры предпринять участнику, если средства не поступили.

Обеспечение заявки может подтверждаться путем:

  • внести денежные средства;
  • предоставить банковскую гарантию.

В зависимости от вида торгов, внести средства можно по-разному. Так, для участия в электронном аукционе поставщику следует вносить деньги на счет торговой площадки (предоставление банковской гарантии невозможно).

Как внести

Сделать это не сложно, рассмотрим весь процесс на примере того, как внести обеспечение заявки на Сбербанк-АСТ.

Шаг 1. Заходим на сайт платформы.

Шаг 2. В разделе «Участникам» входим в подраздел «Реквизиты».

Шаг 3. Заполняем платежное поручение. Реквизиты всегда предоставлены на торговой площадке, где проходят торги.

Шаг 4. Оформить в мобильном банке платежное поручение по указанным реквизитам и оплатить либо обратиться с платежкой в любой банк.

Если вы задаетесь вопросом как внести обеспечение заявки на РТС-тендер, НЭП или другие площадки, то порядок действий будет аналогичный. Изменяются только реквизиты, у каждой площадки они свои.

При проведении же иных видов торгов (конкурс, закрытые процедуры, запрос котировок и предложений) поставщик перечисляет деньги на заказчику (или уполномоченной организации), предоставив в составе заявки платежное поручение или банковскую гарантию.

Образец платежного поручения

Мы приводим пример платежки для Сбербанк-АСТ. Как правило, на торговой площадке можно найти образец со всеми реквизитами.

Скачать

Как проверить, что деньги поступили

Часто у поставщика возникает вопрос, поступили ли денежные средства на счет. При участии в электронном аукционе факт подачи заявки означает корректное зачисление денег и дальнейшее их блокирование. Достоверность же перечисления средств можно проверить, обратившись в банк, с помощью которого осуществлялась данная операция, или уточнив данные в бухгалтерии заказчика. Банковские гарантии проверяются в специальном реестре ЕИС. Следует принять во внимание, что если до даты рассмотрения и оценки предложений денежные средства не поступят на счет заказчика, то участник признается не предоставившим «залог».

Что делать, если обеспечение не поступило

Не редки случаи, когда участник внес сумму, но на указанный в документации счет она так и не поступила. Чтобы оперативно внести обеспечение заявки при проведении аукциона поставщики закупок могут воспользоваться тендерным займом. Брокерские компании в течение нескольких часов переводят суммы на сайт электронных площадок. В случае же некорректного перечисления денежных средств на счет заказчика по иным торгам, к сожалению, участник будет отклонен. Он будет иметь возможность обратиться с претензией только в финансовую организацию, не выполнившую условия перевода.

Сколько вносить

44-ФЗ установил обеспечение заявок в размере от 0,5 до 5 % начальной максимальной цены контракта (НМЦК).

Размер обеспечения при проведении торгов для учреждений уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов СМП либо СОНО не должен превышать 2 % НМЦК, а при закупках на сумму не более 3 млн руб. устанавливается конкретный размер в 1 % НМЦК. Эта величина указывается заказчиком в извещении и документации закупки.

Подписаться на новости

Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter. Мы узнаем о ней и сможем все исправить

Материалы, которые могут вас заинтересовать

дата: 01.06.2021

автор: Елена Бусарова

ФЗ № 223, регулирующий закупочную деятельность отдельных видов юридических лиц, затрагивает также вопрос обеспечения заявок на участие в процедурах. Обеспечение заявок является таким механизмом торгового процесса, при использовании которого заказчики защищают себя от ненадежных контрагентов и неисполненных обязательств1.

Согласно ч. 25 ст. 3.2 ФЗ № 223, заказчик вправе предусмотреть в Положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. В извещении об осуществлении закупочной процедуры, документации должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к нему, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен Положением о закупке заказчика в соответствии с ФЗ № 223)2.

Указывая в закупочной документации требование о предоставлении обеспечения заявок, заказчику необходимо избегать неточных сведений, которые могут запутать участников процедуры.

  • Пример из практики

    Решение ФАС России № 223ФЗ-48/21 от 02.02.2021

    В ФАС России поступила жалоба поставщика на действия заказчика при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей к выключателям. Согласно доводам обращения, организатором торгов в документации и в Положении установлены противоречивые требования к размеру обеспечения заявок на участие в конкурсе. При рассмотрении дела комиссия ФАС установила, что в соответствии с Положением и документацией заказчик не устанавливает требование о предоставлении обеспечения заявок на участие в закупке, если НМЦД не превышает 5 миллионов рублей с НДС. В случае если НМЦД превышает 5 миллионов рублей с НДС, заказчик вправе установить требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более 5 % НМЦД; в случае если размер НМЦД превышает 1 миллиард рублей с НДС, обеспечение заявок на участие в такой закупке не может превышать 1 % НМЦД (лота). Однако в информационной карте закупки предусмотрен конкретный размер обеспечения — 2 % от НМЦД с НДС. В своем решении антимонопольный орган пришел к выводу о том, что организатором торгов установлены противоречивые требования о размере обеспечения заявки на участие в закупке, что вводит потенциальных поставщиков в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать предложение для участия в конкурсе.

Способы предоставления обеспечения заявки3:

внесение денежных средств4;

  • Пример из практики

    Решение Санкт-Петербургского УФАС России по жалобе № Т02-458/20 от 18.06.2021

    В антимонопольную службу участник закупки направил обращение о незаконности действий заказчика при организации открытого конкурса на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения. По мнению инициатора жалобы, заказчик неправомерно указал в документации ненадлежащее условие, согласно которому в случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения своего предложения, и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет организатора торгов, такой контрагент признается не предоставившим обеспечительные средства, что является основанием для отклонения его заявки. При этом организатор конкурса в закупочной документации не указал, что предоставление документов (и каких именно), подтверждающих внесение обеспечения, является обязательным требованием. При рассмотрении дела, комиссия УФАС установила, что условия закупки не содержат конкретных условий о предоставлении сведений, свидетельствующих о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие, что не позволяет потенциальным участникам однозначно трактовать условия участия в конкурсе.

предоставление банковской гарантии;

  • Пример из практики

    Решение ФАС России № 223ФЗ-399/20 от 29.05.2020

    В ФАС России поступила жалоба участника конкурса в электронной форме на право заключения договора на эксплуатационно-техническое обслуживание объектов на действия организатора процедуры. По мнению инициатора обращения, заказчиком неправомерно указано требование о представлении банковской гарантии на обеспечение заявки исключительно в бумажной форме. Изучив материалы дела, комиссия ФАС установила, что согласно условиям закупки оригинал банковской гарантии (в случае, если участник в качестве финансового обеспечения участия в закупке выбрал БГ) представляется в бумажной форме.

    Комиссия ФАС России в своем решении пришла к выводу о том, что заказчиком установлены противоречивые требования о предоставлении документов в составе заявки, а именно представление только банковской гарантии на бумажном носителе вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в конкурсе.

иной способ, предусмотренный ГК РФ (например, задаток, залог, поручительство(см. ст.329 ГК РФ).

Каким способом обеспечивать заявку на участие в конкурентной процедуре участник должен выбрать самостоятельно из числа предусмотренных заказчиком способов в документации.

Далеко не во всех случаях организаторы закупок могут прописывать в своих закупочных документах обязанность по обеспечению заявок участниками закупок.

Условия для установления требования об обеспечении заявки:

НМЦД превышает 5 млн. руб.;

размер обеспечения не должен быть более 5% НМЦД.

В случае неисполнения контрагентом предусмотренного Положением и указанным в документации условия об обеспечении, заказчик может отклонить и (или) возвратить участнику его заявку, поскольку она не будет соответствовать требованиям закупочной процедуры. В любом случае, организатору торгов следует предусмотреть последствия непредставления поставщиком (исполнителем/подрядчиком) доказательства внесения обеспечения заявки на участие и прописать это в Положении, извещении и (или) документации.

К примеру: «поставщику будет отказано в признании его участником запроса предложений и его заявка не будет допущена до оценочной стадии в случае непредставления задатка в качестве обеспечения заявки в размере 2 % НМЦД».

Нормы ФЗ № 223 не регламентируют подробно вопрос возврата обеспечения заявок участникам закупок, позволяя тем самым организаторам торгов на свое усмотрение прописать удобный алгоритм движения обеспечительных средств контрагентам. Порядок возврата обеспечения заявок заказчики прописывают в своем Положении, а также закупочных документах конкретной процедуры.

К примеру: «Обеспечение конкурсной заявки возвращается:

участникам закупки, претендентам, внесшим обеспечение конкурсных заявок, — в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об отказе от проведения конкурса;

участнику закупки, подавшему конкурсную заявку, полученную после окончания приема конкурсных заявок, — в течение 5 рабочих дней со дня получения такой заявки;

участнику закупки, подавшему конкурсную заявку и отозвавшему такую заявку до дня и времени начала процедуры вскрытия конвертов с конкурсными заявками, — в течение 5 рабочих дней со дня поступления заказчику уведомления об отзыве конкурсной заявки;

участнику закупки, подавшему единственную конкурсную заявку на участие в конкурсе, которая соответствует всем требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией, — в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора с таким участником;

участнику закупки, подавшему конкурсную заявку и не допущенному к участию в конкурсе по результатам отборочной стадии, — в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах конкурса;

участнику закупки, признанному единственным участником конкурса по результатам отборочной стадии, — в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора с таким участником;

участнику конкурса, заявке которого был присвоен второй номер, — в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора с победителем конкурса или с таким участником конкурса;

победителю конкурса — в течение 5 рабочих дней со дня заключения с ним договора»5.

Возврат обеспечения заявок

Обеспечительный платеж не во всех случаях возвращается участнику процедуры. В соответствии с ч. 26 ст. 3.2 ФЗ № 223, заказчик удерживает денежные средства поставщика (подрядчика, исполнителя) при:

→ уклонении или отказе участника закупки от заключения договора (п. 1 ч. 26 ст. 3.2 Закона о закупках);

→ непредоставлении или предоставлении с нарушением условий, установленных ФЗ № 223, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (если в извещении, документации установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

Следует помнить, что в ФЗ № 223 отсутствует возможность для заказчиков прописать в Положении иные случаи, когда участникам закупок не возвращается обеспечение заявок на участие (в противном случае участники процедуры вправе обратиться в суд о незаконном удержании и пользовании денежными средствами).

В том случае, если заказчик не возвратит участнику процедуры обеспечение заявки, последний вправе обратиться в суд для защиты своих интересов. Нередко контрагент направляет жалобу с подобным требованием в антимонопольный орган, который вынужден сообщить, что он не располагает компетенцией по осуществлению контроля за внутренним порядком функционирования хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30, антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры. Согласно части 1 статьи 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд. (см. Решение Московского УФАС России по делу № 077/07/00-926/2021 от 26.01.2021).

Обеспечение исполнения договора и обеспечение исполнения заявок

В случае, если заказчик не вправе установить в условиях закупки требование об обеспечении заявки (к примеру, НМЦД 3 500 000 руб.) он может прописать обязательство о предоставлении победителем процедуры обеспечения исполнения договора6 (к примеру, БГ) в качестве мер дополнительной защиты от неисполнения контрагентом своих обязательств. Данный правовой инструмент подробно не конкретизируется в ФЗ № 223.

Законодатель предоставил организаторам закупок самостоятельно указать в Положении и закупочной документации интересующие условия и порядок внесения обеспечения исполнения договора, которое является страховкой для заказчика от ненадежных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Организаторы закупок вправе прописать в условиях закупки одновременное применение вышеназванных обеспечительных мер. В таком случае заказчик может указать в Положении и закупочной документации о возможности зачета обеспечения заявки на участие в качестве обеспечения исполнения договора. Данная правовая возможность позволит упростить движение денежных средств между организациями и будет способствовать оптимизации закупочного процесса.

К примеру: размер обеспечения заявки на участие в запросе предложений составляет 2 % (120 000 руб.) от НМЦД. После подведения итогов победителю закупки зачли данные денежные средства в счет обеспечения исполнения договора, размер которого составляет 10 % (600 000 руб.) от НМЦД с доплатой недостающей суммы 480 000 руб.

Обеспечение заявок на участи при закупках у субъектов МСП

Осуществляя закупки среди субъектов малого бизнеса, заказчики вправе прописать в условиях закупки требование об обеспечении заявки на участие в процедуре (при этом размер такого обеспечения не может превышать 2 % НМЦД).

При проведении конкурентной закупки с участием субъектов МСП обеспечение заявок на участие в такой процедуре (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) может предоставляться участниками такой закупки путем7:

→ внесения денежных средств;

→ предоставления банковской гарантии.

В данном случае законодатель не предусматривает иных вариантов обеспечительных мер для участников закупок8. Каким способом обеспечить свою заявку потенциальный поставщик (подрядчик, исполнитель) выбирает самостоятельно, исходя из своих финансовых возможностей.

Важной особенностью закупок среди субъектов МСП является то, что денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки в такой закупке, вносятся участником процедуры на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с ФЗ № 44.

Таким образом, обеспечение заявок помогает заказчику выбрать надежного поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении процедуры еще на начальной стадии закупки. При этом законодатель предусмотрел случаи применения такого закупочного инструмента, исключая тем самым возможность злоупотребления организатором торгов его использования во всех процедурах с неуказанным максимальным размером обеспечительных мер.

1применение обеспечения заявок является правом, а не обязанностью заказчика

2требования о предоставлении обеспечения заявок, выбор способов такого обеспечения и другие условия, указываемые в закупочных документах, не должны противоречить нормам Положения о закупке

3за исключением проведения закупки в соответствии со ст. 3.4 ФЗ № 223

4нередко участники путают реквизиты и направляют денежные средства на расчетные счета ЭТП, а не заказчика (см. Решение УФАС по республике Саха (Якутия) № 014/07/3-316/2021 от 10.03.2021)

5https://zakupki.gov.ru

6См. п. 2 ч. 26 ст. 3.2 ФЗ №223

7См. ст. 3.4 ФЗ №223

8к примеру, заказчик не вправе указать поручительство как способ обеспечения заявки на участие в закупке для малого бизнеса

Like this post? Please share to your friends:
  • Часы работы макси в архангельске на ленинградском в новогодние праздники
  • Часы работы мфц в железнодорожном московской области носовихинское шоссе
  • Часы работы налоговой в михайловске шпаковский район ставропольский край
  • Часы работы налоговой инспекции заельцовского района города новосибирска
  • Часы работы налоговой инспекции октябрьского района города екатеринбурга