Проверка и регулировка углов установки колес необходимы для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля, равномерного износа шин при его эксплуатации
Проверку и регулировку углов установки колес выполняют на специальных стендах согласно инструкциям по их эксплуатации.
Несоответствие действительных значений, замеренных на автомобиле, контрольным значениям, указанным ниже, обусловлено износом и деформацией деталей подвески, деформацией кузова.
Угол наклона шкворней назад предусмотрен конструкцией передней оси и не регулируется.
При возрастании нагрузки на автомобиль угол наклона шкворней назад увеличивается за счет прогиба рессор.
Для нагруженного автомобиля этот угол равен 3°30’±30′.
Разница углов наклона шкворней левого и правого не должна превышать 30′.
Во время эксплуатации автомобиля угол наклона шкворней назад может измениться из-за прогиба или скручивания балки, поломки или значительной осадки передних рессор, износа шкворней, втулок и тд.
Для восстановления нормального угла наклона шкворней назад замените деформированные или изношенные детали.
В редких случаях, когда замена деталей полностью не устраняет отклонения значения угла, используйте стальной клин, вкладываемый между подкладкой рессоры и площадкой балки передней оси.
В случае использования прокладок необходимо надежно прикрепить их к балке.
Развал колес не регулируют, он обеспечивается наклоном цапфы поворотного кулака в пределах 1°±15′ к плоскости дороги.
Во время эксплуатации автомобиля угол развала может измениться вследствие прогиба балки передней оси или цапфы поворотного кулака. Значение угла развала проверьте приборами.
Если нужных приборов нет, то, пользуясь угольником, измерьте расстояние от верхней III и нижней IV точек обода до вертикальной плоскости.
Разность этих размеров при правильном угле развала должна быть в пределах 4 -7 мм. Для восстановления требуемого значения угла развала выясните причину вызвавшую изменение развала.
Часто такими причинами являются износ шкворней и их втулок, недостаточная затяжка подшипников ступиц передних колес, деформация балки передней оси.
Боковой наклон шкворней от вертикали равен 8°. В процессе эксплуатации не регулируется.
Отклонения от нормального значения этого угла могут быть вызваны погнутостью балки передней оси.
Для восстановления требуемого угла выправьте балку.
Регулировка схождения передних колес
Величина схождения передних колес определяется разностью размеров между внутренними боковыми поверхностями шин на уровне оси колес.
Эта разность должна быть от 0 до 3 мм. Колеса при этом должны стоять в направлении прямолинейного движения.
Автомобиль устанавливаем на ровной горизонтальной площадке.
Если нет специальной линейки, измерить разность расстояний между колесами можно с помощью рейки длиной 1,5 м и глубиномером штангенциркуля.
Начинаем измерение с передней стороны от оси колес.
Для большей точности мелом помечаем на шинах места, между которыми измеряли расстояние.
Прокатываем автомобиль вперед, чтобы колеса провернулись на 180° и повторяем замер между точками, но теперь уже сзади от оси колес.
Если величина схождения отличается от нормы, то двумя ключами «на 17» ослабляем затяжку обоих хомутов поперечной рулевой тяги.
Вращая тягу, устанавливаем величину схождения. Если тяга не поворачивается, обрабатываем резьбу наконечников проникающей жидкостью
Проверяем величину схождения и при необходимости повторяем регулировку.
По окончании работы затягиваем болты хомутов.
Сход развал а/м Газель, Соболь, волга.
На сегодняшний день современный автомобиль представляет собой комфортное и легкое в управлении транспортное средство. От устойчивости его движения и предсказуемости поведения на дороге во многом зависит безопасность пассажиров.
Стоимость Сход-Развала:
- ВОЛГА. Регулировка углов установки колес — 1 540 руб.
- Газель. Регулировка углов установки колес — 1 190 руб.
- Соболь, Некст. Регулировка углов установки колес — 1 610руб.
Для легкого поворота и качения управляемых колес без скольжения они должны быть установлены так, чтобы занимали определенное положение относительно продольной оси автомобиля и осей шкворней.
Положение передних колес определяется углами их установки и наклонами шкворней поворотных цапф. Правильная установка передних колес способствует сохранности шин, уменьшает износ деталей переднего моста благодаря снижению действующих на них динамических нагрузок, а также обеспечивает стабилизацию колес, т.е. стремление их вернутся после поворота в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля. Стабилизация колес достигается наличием продольного и поперечного наклона шкворня.
Рисунок 1 – Углы установки передних колес
Угол развала – угол между вертикальной плоскостью и плоскостью переднего колеса, наклоненного в наружную сторону (рис. 1). Этот угол необходим для того, чтобы колесо при движении автомобиля занимало вертикальное положение. При движении автомобиля под действием нагрузки происходит некоторый прогиб деталей, определяющих положение передних колес, имеющиеся зазоры в подшипниках и втулках шкворней выбираются и колесо занимает почти вертикальное положение. Отсутствие угла развала может привести к наклону колеса внутрь, что нарушает правильность его качения. Величина угла развала колес автомобилей Газель составляет +0°30’.
Схождение колес – поворот передних колес на некоторый угол внутрь, вследствие чего расстояние между ободами колес впереди меньше, чем сзади (рис 1). Схождение колес необходимо для того, чтобы обеспечить их параллельное качение. Сила сопротивления качению, возникающая при движении автомобиля, стремится повернуть колесо наружу, при этом выбираются зазоры и оба колеса катятся параллельно друг другу без бокового проскальзывания. Правильное схождение колес является обязательным условием хорошей сохранности шин, неправильное схождение вызывает ускоренный и неравномерный износ. Величина схождения колес, определяется как разность (Y-X) расстояний между ободами колес (или шинами) спереди X и сзади Y. Для автомобилей газель величина схождения передних колес равна разности Y-X в пределах от 0 до 3 мм. Колеса при этом должны стоять в направлении прямолинейного движения.
Рисунок 2 – Углы поворота и схождение передних колес автомобиля Газель
Рисунок 3 – Нерегулируемые параметры подвески автомобиля Газель
Порядок регулировки передних колес автомобиля Газель.
Перед регулировкой убеждаемся в надежном креплении элементов рулевого управления и отсутствии люфтов в подшипниках ступиц передник колес.
Автомобиль устанавливаем на ровной горизонтальной площадке.
Если нет специальной линейки, измерить разность расстояний между колесами можно с помощью рейки длиной 1,5 м и глубиномером штангенциркуля.
Начинаем измерение с передней стороны от оси колес.
Для большей точности мелом помечаем на шинах места, между которыми измеряли расстояние. Прокатываем автомобиль вперед, чтобы колеса провернулись на 180° и повторяем замер между точками, но теперь уже сзади от оси колес. Если величина схождения отличается от нормы, то…
…двумя ключами «на 17» ослабляем затяжку обоих хомутов поперечной рулевой тяги.
Вращая тягу, устанавливаем величину схождения. Если тяга не поворачивается, обрабатываем резьбу наконечников проникающей жидкостью.
Проверяем величину схождения и при необходимости повторяем регулировку.
По окончании работы затягиваем болты хомутов.
Немного о наболевшем.О схождении. Честно говоря я мало что понимаю в проекции тангенсах, альфе и т.д. В общем в моей жизни имело место быть мудо-СТО!За тысячу км резина в хлам! После которого я взялся за это нудное дело.Происходило это на классике -копейке. С не свежей геометрией и +извечной их болезнью завала стоек брызговиков. Тут я обходился нитью.Протянутой от передней оси до задней. С расчетом базы и размещения прокладки у заднего колеса. Развал так же нить с грузом опушенным в баночку с маслом-машинным маслом. Кастер же измерял шаблоном который прикладывал к посадочным проушинам, кулака, на пальцы шаровых. Шаблон:П-образка с нанесенными штрихами углов(по транспортиру), и так же нитью с грузиком.
Просто сегодня столкнулся с абсурдом, парень на газеле делал сход себе.Я не буду описывать это! Я опишу как допустим делаю я.
Во-первых прежде чем заняться всем этим нужно проверить кое что, а именно :
Равный угол поворота каждого колеса.Это видно по спицам руля, визуально.И по длине выкрученных наконечников. Не знаю как у Вас, я давно не встречал точность в подсчете витков.+ К тому же отковка корпусов рулевых пальцев разная.Это не в советское время где без применения ЧПУ изготовляли трапеции, было достаточно померить старые тяги по центрам, или жигулевские выставить по 300 мм, и при установки повернуть на пол оборота.
Угол поворота считается по оборотам рулевого колеса, либо не посредственно при промере угла от оси прямолинейного движения. И с гуром этот угол нужно соблюсти, наверное более тщательно.Ну и ограничительными винтами на кулаках выставить их.Когда уравняли тягу, и углы поворота можно переходить и к схождению.
Если на жигах легко просчитать по формуле и вычеслить брусок который необходим под леску у заднего колеса, то на газеле с ее выпуклостями и спаркой очень все не просто. Прибегая к уловкам все приведет к искажениям-погрешностям. Значит тут нужно что -то другое.А расчет от базы не годиться. А что принимается в расчет? Все! И причем все должно иметь одинаковое значение. Т.е при положительном развале должен быть и положительный сход, и кастер. Положительный это опять не да бы как! В плюс, а впределах допуска! По минутно в отношении к градусам. не верите? А вот мыслено, или на бумаге выставте отрицательный сход, а клиньями под рессору кастер положительно сделайте, и проследите по осям что получится.
Самый оптимальный, это все в 0 -выставить. Потому как газель, ее конструкция подвески не позволит ни спортивный развал, ни легкого руля (положительный). Выставляя в ноль можно спрогнозировать износ нижней втулки шкворня до какого -то времяни.
На газели применяют разной размеренности резину, по этому при проведении установки схождения нужно спроэцировать центр профиля шины на поверхность по которой прокатывается шина. Если нельзя совокупить сотношение передней оси и задней, это очень плохо! Та как машина может иметь проблемы с центровым задних рессор, увода швелера рамы, деформации заднего моста балки. Не спорю! Можно сесть вымерить и просчитать все, и сделать все от базы машины! Но каждый дефекты сам оценивает, он должен и понять есть проблемы между осями, или нет!
В общем на ровной горизонтальной поверхности стоит Газель, на чистом сухом асфальте либо постеленном на нем картоне или фанере(зачем, опишу ниже).Через центр оси колеса паралельно полу с зади и впереди, на бортах покрышек отмечаю метки
, и по центру профиля колеса … С помощью строительного уголка. Т.е проецирую с боковинки покрышки на профиль.
Далее с профиля колеса на землю (покрытие).Маркером или мелком остро отточенным примерно в 1мм.
С другой стороны машины с другим колесом то же самое. При проецировании на землю думаю лучше с уровнем делать.Точность желательно максимальная какая только возможная. После того как на земле отметки начерчены, перекатить надо или проехать- а куда? Тут важно где начинали отмечать, если сзади колеса …То прокатить вперед.Если с переди начали …То соответственно назад.Зачем, и почему это именно так! Сейчас узнем…
Когда прокотились, например в перед…То метка задняяя с которой на землю переводили стала в переди. Остановить после переката машину нужно так, что бы метки были строго паралельны земле.Тут то же сгодиться уровень.
Так когда прокатились вперед, так же с профиля покрышки проецируем метку на землю. Все! Теперь замерить расстояние между метками задних, и передних-разница и есть схождение.
Если все в поряде то отлично… Если нет! то под газельку и прокручивая тягу поперечную изменить треба в большую или меньшую сторону, в зависимости от показаний.Ну и повторить замер.
Для скептиков… Делал ли я сам так! Да делал. В Колужской области на Воробьевском молочном заводе.На всех их грузовых машинах. Довольны были все… А Вам годиться или нет сами решайте. Меня написать побудил случай-увидел как парень делает.Прилепил на пластелин диодные указки, на диски передних колес, и выпресовав одну сторону поперечной тяги одним наконечником чет там лежит регулирует!
На мнение заё…стый очень метод… Да не заё…ей штангеля на палке, и уж пущей утопии штангеля от рессоры…А результат… В общем как всегда, я написал, ну аВы как хотите.Хотите попробуйте, а хотите забудьте. СТО полно.
Да! Почему в качестве меток нельзя литол или краску.Все просто .они размазываются и давятся.О какой точности может идти речь при этом?
Короче удачи…Сейчас нет не сил, не времяни что бы показать на своей машине.По сему дико извиняюсь за картинки с интернета.
На нескольких машинах, доставшихся убитыми и «зарегулированными», ещё в 70-е годы, поступали последовательно:
1. Вращением влево и вправо рулевой колонкой находили точную середину по оборотам лево/право;
2. Проверяли по сошке, как правило стояла точно прямо, но даже если кривила, рулевая важней, тк редуктор будет иначе не докручивать туда или сюда. После этого переставляли руль «прямо» в среднем положении колонки (на некоторых был шлиц- шпонка, тогда искали выход- если немного смещен, то выводили регулировкой руль в среднее положение, если сильно (неправильно собрана колонка, то перебирали колонку или стачивали шлиц- шпонку);
3. Проверяли тяги на гнутость, естесственно наконечники подтягивались или менялись (зависит от машины);
4. регулировкой тяги выводили в среднее положение. Если неравномерно (кто то уже «вкручивал» наконечник при снятом пальце на колесе, или регулировочная втулка выкручивылась неравномерно в одну сторону при снятом наконечнике или пальце с любой из сторон.в одну сторону), то снимали палец с сошки колеса, выводили регулировочную втулку в среднее положение по резьбе с обоих сторон, вставляли палец на место;
Теперь только трапеция готова к регулировке. Крутили с обоих сторон регулировку по — не многу, постоянно проверяя руль в среднем положении. Для замера пользовались самодельной трубочкой- телескопом (из двух трубок разного диаметра- типа как пишут про трубу шторки ванны). Конечно перед этим проверяли диски на «восьмерки» при поднятом колесе. Можно было обойтись и без трубочки, смотря по плоскости передних колес назад, зная разницу в колее, и понимая, куда должны смотреть плоскости передних колес. Но тут есть ловушка- задний мост должен быть не перекошен. Поэтому вешали на кузов отвесики перед задним мостом, куда должны смотреть плоскости передних колес. Что характерно, лучше подвеска «стояла» когда регулировали по грузикам, чем по рейке. Сказывались нарушения геометрии кузова/рамы. Но всегда выверяли рулеточкой положение заднего моста относительно переднего. Для заднеприводных это особо важно. Так вот, в 99% случаев задний мост не параллелен переднему, а в 50% случаев еще и уведен влево или вправо. Иногда на 3-4см!!!! то или другое.
Лучше проверять отдельно передний, отдельно задний мосты к раме, кузову (где не было рамы), тк и передний бывает перекошен. Меняли втулки серег, рессоры, пару раз переделывали кронштейны серьг. Иначе тянуть будет всегда, хоть зарегулируйся. И такая машина едет «красиво», бочком- бочком, хорошо видно сзади.
Тягу размочить… если не закрутится через день, то греть не сильно, крутя и обстукивая.
Изменено 26 октября, 2016 пользователем ZAN57
4.1. Автомобили ГАЗ-3302 и мод., ГАЗ-2705 и мод. Общие данные
Модель автомобиля ГАЗ | 3302 | 33023 | 33027 | 330273 | 2705 | 27057 | 330202 | 330232 |
Тип автомобиля | 4×2 | 4×2 | 4×4 | 4×4 | 4×2 | 4×4 | 4×2 | 4×2 |
Полная масса, кг | 3500 | 3500 | 3500 | 3500 | 3500 | 3500 | 3500 | 3500 |
Масса снаряженного автомобиля, кг | 1960 | 2075 | 2130 | 2260 | 2140 (22701) |
2305 (2435) |
2120 | 2180 |
Нагрузка на ось полностью груженого автомобиля, кг | ||||||||
— переднюю | 1320 | 1380 | 1440 | 1500 | 1365 (13351) | 1500 (15001) | 1410 | 1465 |
— заднюю | 2180 | 2120 | 2060 | 2000 | 2135 (21651) | 2000 (20001) |
2090 | 2035 |
База, мм | 2900 | 2900 | 2900 | 2900 | 2900 | 2900 | 3500 | 3500 |
Габаритные размеры, мм: | ||||||||
— длина | 5540 | 5540 | 5540 | 5540 | 5475 | 5475 | 6619 | 6283 |
— ширина | 2066 | 2066 | 2066 | 2066 | 2075 | 2075 | 2066 | 2066 |
— высота | 2120 | 2274 | 2210 | 2364 | 2200 | 2300 | 2120 | 2274 |
— высота по тенту | 2570 | 2570 | 2660 | 2660 | — | — | 2570 | 2570 |
Колея — передних колес, мм | 1700 | 1700 | 1720 | 1720 | 1700 | 1720 | 1700 | 1700 |
Колея — задних колес (между серединами сдвоенных шин), мм | 1560 | 1560 | 1560 | 1560 | 1560 | 1560 | 1560 | 1560 |
Тип автомобиля | 4×2 | 4×2 | 4×4 | 4×4 | 4×2 | 4×4 | 4×2 | 4×2 |
Дорожный просвет (под картером заднего моста при полной массе), мм | 170 | 170 | 190 | 190 | 170 | 190 | 170 | 170 |
Минимальный радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м | 5,5 | 5,5 | 7,5 | 7,5 | 5,5 | 7,5 | 6,7 | 6,7 |
Контрольный3) расход топлива по ГОСТ 20306–90 при движении с постоянной скоростью, л/100 км: | ||||||||
— 60 км/ч | 8,5 | 8,5 | 9,8 | 9,8 | 8,5 | 9,8 | 8,5 | 8,5 |
— 80 км/ч | 10,3 | 10,3 | 11,3 | 11,3 | 10,3 | 10,3 | 10,3 | 10,3 |
Максимальная скорость автомобиля на горизонтальном участке ровного шоссе, км/ч | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 |
Углы свеса (с нагрузкой),° | ||||||||
— передний | 22 | 22 | 27 | 27 | 22 | 29 | 22 | 22 |
— задний | 24 | 24 | 27 | 27 | 17 | 17 | 17 | 23 |
Тип автомобиля | 4×2 | 4×2 | 4×4 | 4×4 | 4×2 | 4×4 | 4×2 | 4×2 |
Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем с полной нагрузкой, % | 26 | 26 | 30 | 30 | 26 | 30 | 26 | 26 |
Погрузочная высота, мм | 960 | 960 | 1060 | 1060 | 725 | 825 | 1000 | 1000 |
1) Для автомобилей ГАЗ-2705 и мод. с двумя рядами сидений.
2) Для бортовых автомобилей указана высота по кабине.
3) Контрольный расход топлива служит для оценки технического состояния автомобиля и проверяется в условиях, регламентированных соответствующими стандартами, и не является показателем эксплуатационных норм расхода топлива.
4.2. Автомобили ГАЗ-3221 и мод. Общие данные
Модель автомобиля | 3221 | 32212 | 32213 | 32217 | 322173 | 322132 | 322133 |
Тип автомобиля | 4×2 | 4×2 | 4×2 | 4×4 | 4×4 | 4×2 | 4×2 |
Полная масса1), кг | 3135 | 3390 | 3445 | 3320 | 3630 | 3350 | 3495 |
Масса снаряженного автомобиля, кг | 2445 | 2420 | 2400 | 2620 | 2580 | 2380 | 2450 |
Нагрузка на ось полностью груженого автомобиля, кг: | |||||||
— переднюю | 1190 | 1290 | 1310 | 1300 | 1415 | 1275 | 1330 |
— заднюю | 1945 | 2100 | 2135 | 2020 | 2215 | 2075 | 2165 |
База, мм | 2900 | 2900 | 2900 | 2900 | 2900 | 2900 | 2900 |
Габаритные размеры, мм: | |||||||
— длина | 5475 | 5475 | 5475 | 5475 | 5475 | 5475 | 5475 |
— ширина | 2075 | 2075 | 2075 | 2075 | 2075 | 2075 | 2075 |
— высота | 2200 | 2200 | 2200 | 2300 | 2300 | 2200 | 2600 |
Колея — передних колес | 1700 | 1700 | 1700 | 1720 | 1720 | 1700 | 1700 |
Колея — задних колес (между серединами сдвоенных шин), мм | 1560 | 1560 | 1560 | 1560 | 1560 | 1560 | 1560 |
Дорожный просвет (под картером заднего моста при полной массе), мм | 170 | 170 | 170 | 190 | 190 | 170 | 170 |
Минимальный радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м | 5,5 | 5,5 | 5,5 | 7,5 | 7,5 | 5,5 | 5,5 |
Контрольный расход топлива по ГОСТ 20306–90 при движении с постоянной скоростью, л/100 км: | |||||||
— 60 км/ч | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 9,8 | 9,8 | 8,5 | 8,5 |
— 80 км/ч | 10,3 | 10,3 | 10,3 | 11,3 | 11,3 | 10,3 | 10,3 |
Максимальная скорость автомобиля на горизонтальном участке ровного шоссе, км/ч | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 | 120 |
Углы свеса (с нагрузкой), °: |
|||||||
— передний | 22 | 22 | 22 | 28 | 28 | 22 | 22 |
— задний | 17 | 17 | 17 | 19 | 19 | 17 | 17 |
Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем с полной нагрузкой, % | 26 | 26 | 26 | 30 | 30 | 26 | 26 |
1) Полная масса автомобилей указана с учетом посадки водителя и пассажиров по количеству установленных мест.
2) Контрольный расход топлива служит для оценки технического состояния автомобиля и проверяется в условиях, регламентированных соответствующими стандартами, и не является показателем эксплуатационных норм расхода топлива.
4.3 Двигатель
Модель | ISF2.8s3129T |
Тип | Дизельный, с турбонаддувом и охладителем надувочного воздуха |
Количество цилиндров и их расположение | 4, рядное |
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм | 94×100 |
Рабочий объем цилиндров, л | 2,781 |
Степень сжатия | 16,5 |
Номинальная мощность, нетто кВт (л.с.) | 88,3 (120) |
Максимальный крутящий момент, нетто, Н×м (кгс×м) | 297 (30,3) |
при частоте вращения коленчатого вала, об/мин | 1600–2700 |
Порядок работы цилиндров | 1–3–4–2 |
Частота вращения коленчатого пала в режиме холостого хода, об/мин: | |
— минимальная (nmin.xx) | 750±50 |
— повышенная (nпов.xx) | 3600 |
Направление вращения коленчатого вала (наблюдая со стороны вентилятора) | Правое |
4.4. Трансмиссия
Сцепление | Однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом |
Коробка передач | Механическая, 5-ступеичатая с синхронизаторами на всех передачах Передаточные числа: 1 передача — 3,786 2 передача- 2,188 3 передача — 1,304 4 передача -1,0 5 передача — 0,794 Задний ход — 3,28 |
Раздаточная коробка автомобилей типа 4×4 | Механическая, имеет две передачи: высшую (i=l,07) и низшую (i=l,87), a также симметричный межосевой дифференциал с принудительной блокировкой |
Карданная передача | Два вала с тремя карданными шарнирами и промежуточной опорой Три вала (для автомобилей типа 4×4) с шестью карданными шарнирами |
Передний мост автомобилей типа 4×4: | |
главная передача | Гипоидная, передаточное число — 4,556 |
дифференциал | Конический, шестеренчатый |
поворотные кулаки | С карданными шарнирами неравных угловых скоростей |
Задний мост: | |
главная передача | Гипоидная, передаточное число — 4,556 |
дифференциал | Конический, шестеренчатый |
4.5. Ходовая часть
Колеса | Дисковые, с неразборным ободом 51/2Jxl6H2 |
Шины | Пневматические, радиальные, размером 175R16C или 185/75R16C (195R16C — для автомобилей типа 4×4) |
Подвеска: | |
— передняя | Две продольные, полуэллиптические рессоры |
— задняя | Две продольные, полуэллиптические рессоры с дополнительными (кроме автомобилей ГАЗ-3221 и мод.) рессорами и стабилизатором (устанавливается по заказу) поперечной устойчивости |
Амортизаторы | Четыре — гидравлические с избыточным давлением газа, телескопические, двухстороннего действия |
4.6. Рулевое управление
Рулевой механизм с ГУР | Интегрального типа, с передачей винт-шариковая гайка |
Насос ГУР | Пластинчатый, двухкратного действия |
Передаточное число рулевого механизма | 16,6 (в среднем положении) 19,6 (в крайнем положении) |
Рулевая колонка | Регулируемая по высоте и углу наклона |
4.7. Тормозное управление
Рабочая тормозная система | Двухконтурная с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем |
Тормозные механизмы: | |
— передних колес | Дисковые |
— задних колес | Барабанные |
Запасная тормозная система | Каждый контур рабочей тормозной системы |
Стояночная тормозная система | С механическим тросовым приводом к тормозным механизмам — задних колес |
4.8. Электрооборудование
Тип электрооборудования | Постоянного тока, однопроводное. Отрицательные выводы источников питания и потребителей соединены с корпусом |
Номинальное напряжение, В | 12 |
Генератор | 5262499 |
Стартер | 5264447 |
Дополнительное реле стартера | 711.3747–02 |
Блок управления двигателем | 5258888/BV90004 |
Погружной топливный модуль | 7Д5.883.049 |
Датчик температуры охлаждающей жидкости | 235.3828000 |
Аккумуляторная батарея | 6CT-74NR |
Фары: | |
— правая | 0301215 202 или 1512.3775000 |
— левая | 0301215 201 или 1502.3775000 |
Задние фонари: | |
— для автомобилей с платформой | 171.3716 или 7702.3716 |
— для автомобилей с цельнометаллическим кузовом | 7202.3776 (правый), 7212.3776 (левый) |
Стеклоочиститель | 60.5205010–20 |
Комплект звуковых сигналов | 20.3721–01Г/201.3721–01Г |
4.9. Кузов
Кузов | Цельнометаллический, полукапотный, имеет пять дверей — две распашные двери кабины, боковую сдвижную и две распашные задние двери салона |
Кабина автомобилей ГАЗ-3221 и мод. | Двух- или трехместная |
Кабина автомобилей ГАЗ-2705 и мод. | Трех- или семиместная |
Габаритные размеры (внутренние) грузового салона автофургона, мм: | |
— длина | (3140/20002) |
— ширина | 1830 |
— высота | 1500 |
объем грузового салона фур- гона, м3 |
(9/62) |
1) Для автомобилей с цельнометаллическим кузовом.
2) Для автомобилей ГАЗ-2705 с двумя рядами сидений.
4.10. Кабина и платформа
Кабина | ГАЗ-3302, | ГАЗ-33023, |
ГАЗ-330202 | ГАЗ-330232 | |
Металлическая, двухдверная, трехместная | Металлическая, двухдверная, шестиместная | |
Платформа | Металлическая, с откидным задним и боковыми бортами | |
Габаритные размеры платформы (внутренние), мм: | ||
— длина | (3089/41391) | (2339/30892) |
— ширина | 1978 | 1978 |
— высота | 400 | 400 |
4.11. Основные данные для регулировок и контроля
Нормальная температура жидкости в системе охлаждения, °С | 82–95 |
Минимальная частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, об/мин | 750+50 |
Свободный ход педали сцепления, мм | 7–15 |
Ход штока рабочего цилиндра сцепления, замеренный по концу вилки сцепления, мм | 21,5–23,5 |
Минимально допустимая толщина фрикционного слоя, мм: | |
— для колодок передних дисковых тормозов | 3,0 |
— для накладок задних барабанных тормозов | 1,0 |
Суммарный люфт рулевого колеса, ° | Согласно ГОСТ Р 51709–2001 |
Уклон, на котором автомобиль с полной нагрузкой удерживается стояночной тормозной системой, не менее, % | 16 |
Углы установки — передних колес: | |
развал3) | 0°30′-1° |
— поперечный наклон шкворня | 8° |
— продольный наклон шкворня | 3°28’±30′ |
— схождение колес, мм | 0–3 |
Давление воздуха в шинах, кПа (кгс/см2): | |
ГАЗ-3302, ГАЗ-33023, ГАЗ-2705 | |
— передних колес | 330+10 (3,4+0,1) |
— задних колес | 290+10 (3,0+0,1) |
ГАЗ-330202, ГАЗ-330232 | |
— передних колес | 350+10 (3,6+0,1) |
— задних колес | 270+10 (2,8+0,1) |
ГАЗ-3221 | |
— передних колес | 290+10 (3,0+0,1) |
— задних колес | 270+10 (2,8+0,1) |
ГАЗ-32212 | |
— передних колес | 330+10 (3,4+0,1) |
— задних колес | 270+10 (2,8+0,1) |
ГАЗ-32213, ГАЗ-322132, ГАЗ-322133 | |
— передних колес | 330+10 (3,4+0,1) |
— задних колес | 290+10 (3,0+0,1) |
ГАЗ-33027, ГАЗ-330273, ГАЗ-27057, ГАЗ-32217, ГАЗ-322173 | |
— передних колес | 240+10 (2,5+0,1) |
— задних колес | 240+10 (2,5+0,1) |
1) Для ГАЗ-330202.
2) Для ГАЗ-330232.
3) Параметр обеспечен конструкцией передней оси, регулировке не подлежит.
Примечание: давление воздуха в шинах каждой оси должно быть одинаковым согласно указанным величинам.
Углы поворота и схождение передних колес
Нерегулируемые параметры подвески
а – угол поперечного наклона оси поворота и развал колеса;
б – угол продольного наклона оси поворота.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
Величина схождения передних колес определяется разностью размеров между внутренними боковыми поверхностями шин на уровне оси колес. Эта разность должна быть от 0 до 3 мм. Колеса при этом должны стоять в направлении прямолинейного движения.
Перед регулировкой убеждаемся в надежном креплении элементов рулевого управления и отсутствии люфтов в подшипниках ступиц передних колес (см. Проверка технического состояния рулевого управления).
Автомобиль устанавливаем на ровной горизонтальной площадке.
Если нет специальной линейки, измерить разность расстояний между колесами можно с помощью рейки длиной 1,5 м и глубиномером штангенциркуля.
Начинаем измерение с передней стороны от оси колес.
Для большей точности мелом помечаем на шинах места, между которыми измеряли расстояние. Прокатываем автомобиль вперед, чтобы колеса провернулись на 180° и повторяем замер между точками, но теперь уже сзади от оси колес. Если величина схождения отличается от нормы, то…
…двумя ключами «на 17» ослабляем затяжку обоих хомутов поперечной рулевой тяги.
Вращая тягу, устанавливаем величину схождения. Если тяга не поворачивается, обрабатываем резьбу наконечников проникающей жидкостью.
Проверяем величину схождения и при необходимости повторяем регулировку.
По окончании работы затягиваем болты хомутов.
16.2 Углы установки передних колес
Углы установки передних колес
Углы установки колес
t – угол продольного наклона оси поворота; |
Б–А – схождение передних колес; |
Для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля передние колеса установлены под определенными углами относительно элементов кузова и подвески. Регулируют три угла: угол продольного наклона оси поворота, угол развала и угол схождения колес. Различают еще угол поперечного наклона оси поворота, но он задан геометрией поворотного кулака и не регулируется.
Угол продольного наклона оси – угол между вертикалью и проекцией линии, проходящей через центры шаровых опор, на плоскость, параллельную продольной оси автомобиля. Он способствует стабилизации управляемых колес в направлении прямолинейного движения. Этот угол регулируется изменением количества регулировочных шайб на болтах крепления оси верхнего рычага. При удалении шайб с заднего болта или при добавлении на передний он увеличивается, при обратной перестановке – уменьшается. Симптомы отклонения величины угла от нормы: увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на рулевом колесе в левом и правом поворотах, односторонний износ протектора шин.
Угол развала колес – угол между плоскостью вращения колеса в положении прямо и вертикалью. Он способствует правильному положению катящегося колеса при работе подвески. Угол регулируется изменением количества шайб на болтах крепления оси верхнего рычага. Для уменьшения развала снимают с обоих болтов равное количество шайб (пакеты шайб равной толщины), для увеличения – добавляют. На заводе на каждый болт ставят по одной шайбе толщиной 3 мм, остальные шайбы – 0,75 мм. При необходимости удаляют толстые шайбы. Если все шайбы удалены, но отрегулировать углы не удается, проверьте состояние резинометаллических шарниров и поперечины подвески: расстояние между наружными поверхностями кронштейнов поперечины возле болтов крепления осей верхних рычагов должно быть 7361,5 мм. Если это не так, замените поперечину, проверьте геометрию кузова на СТО. При сильном отклонении развала от нормы возможен увод автомобиля от прямолинейного движения и односторонний износ протектора.
Схождение колес – угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля. Иногда этот угол измеряется как разность расстояний А и Б (см. рисунок). Схождение способствует правильному положению управляемых колес при различных скоростях движения и углах поворота автомобиля. Угол регулируется изменением длины боковых рулевых тяг вращением регулировочных муфт при ослабленных стяжных хомутах. Перед регулировкой сошку рулевого механизма устанавливают в среднее положение (спицы рулевого колеса стоят горизонтально). Признаки отклонения схождения от нормы: сильный пилообразный износ шин (даже при небольших отклонениях), визг шин в повороте, повышенный расход топлива из-за большого сопротивления качению передних колес (выбег автомобиля намного меньше положенного).
Контроль и регулировку углов установки передних колес рекомендуется проводить на станции технического обслуживания. Автомобиль устанавливают на горизонтальную площадку и нагружают в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. (Проверка и регулировка углов на ненагруженном автомобиле допустимы, но дают менее точные результаты.) Перед этим следует убедиться, что давление в шинах соответствует норме, износ протектора на левом и правом колесе примерно одинаков, отсутствует люфт в подшипниках и рулевом управлении, колесные диски не деформированы (радиальное биение – не более 0,7 мм, осевое – не более 1 мм).
Проверка углов установки колес обязательна, если меняли или ремонтировали детали подвески, влияющие на эти углы. В первую очередь проверяют и регулируют угол продольного наклона оси поворота, затем угол развала и в последнюю очередь – схождение колес.
У обкатанного автомобиля в снаряженном состоянии и с полезной нагрузкой 320 кгс (4 человека в салоне и 40 кгс груза в багажнике) углы установки колес должны находиться в следующих пределах:
Угол продольного наклона оси поворота, t |
3o30’30’ |
Угол развала колес, |
0o30’20’ |
Схождение передних колес |
(31) мм |
Изменение углов развала и продольного наклона оси поворота при изменении количества шайб толщиной 0,75 мм
на болтах крепления оси верхнего рычага
Количество добавленных или удаленных шайб |
Угол развала колес () |
Угол продольного наклона оси поворота (t) |
|
Передний болт |
Задний болт |
||
+1 |
+1 |
+(8’42») |
0 |
–1 –1 |
–(8’42») |
0 |
|
+1 |
0 |
–(7’30») |
+(20’24») |
–1 |
0 |
+(7’30») |
–(20’24») |
0 |
+1 |
+(15’18») |
–(25’18») |
0 |
–1 |
–(15’18») |
+(24’18») |
–1 |
+1 |
+(27’30») |
–(43’18») |
+1 |
–1 |
–(21’36») |
+(40′) |