Учет электроэнергии в многоквартирном доме управляющая компания

Минстрой РФ считает, что гарантирующие поставщики электроэнергии обязаны устанавливать приборы учёта в помещениях многоквартирного дома, а сетевые компании – в отношении оборудования, установленного в МКД третьими лицами, и в таунхаусах. Собственники апартаментов монтируют ИПУ самостоятельно.

В письме от 05.08.2021 № 32749-ОЛ/04 ведомство сформулировало свою позицию по вопросам установки счётчиков электроэнергии в жилфонде. Гарантирующие поставщики ресурса (ГП) и электросетевые организации (ЭСО) делают это в соответствии с ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ.

При этом ГП монтируют счётчики в многоквартирных домах за исключением помещений и оборудования, которые подключены к электрическим сетям ЭСО напрямую, без использования внутридомовых систем. Антенны, вышки, иные устройства операторов связи и провайдеров, рекламные щиты – зона ответственности сетевых компаний, поскольку они не входят в состав общего имущества дома.

Собственники такого оборудования могут установить приборы учёта электроэнергии и самостоятельно, но по согласованию с управляющей домом организацией, ТСЖ или кооперативом.

Также, по мнению Минстроя РФ, сами монтируют счётчики электроэнергии собственники апартаментов в многофункциональных зданиях. Такие помещения не являются жилыми, и у гарантирующих поставщиков нет обязанности устанавливать в них приборы учёта. Здание многофункционального комплекса оснащает счётчиками сетевая компания (ч. 5 ст. 37 № 35-ФЗ).

Таунхаусы, жилые дома блокированной застройки, не имеют общедомового имущества и не являются МКД (постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 по делу № А41-5150/11, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2018 по делу № А41-27773/16). Поэтому в соответствии с ч. 5 ст. 37 № 35-Ф3, обязанность по установке в них приборов учёта электроэнергии также лежит на ЭСО.

Читайте, как изменилась схема замены и эксплуатации счётчиков электроэнергии в многоквартирных домах и кто несёт за них ответственность.

Присоединяйтесь к 75 751 подписчикам

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку.

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

ВОПРОС № 1. Нужно ли потребителям* менять счетчики электроэнергии ввиду введения в 2020 году новых правил их установки?

Краткий ответ: нет.

С 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2020 года № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), используемые до 1 июля 2020 года, не соответствующие требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала, до истечения срока эксплуатации либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты.

ВОПРОС № 2. Кто должен оплачивать покупку, установку или замену счетчика электроэнергии?

Краткий ответ: приобретение, замена и установка счетчиков электрической энергии для потребителей* с 1 июля 2020 года осуществляется за счет гарантирующего поставщика или сетевой организации. Указанные расходы поставщика (сетевой организации) будут включены в тариф. По просьбе потребителя ему могут произвести за отдельную плату замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета.

Согласно пункту 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В абзаце 1 и 2 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 указано, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).

Согласно абзацу 12 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей, указанных в разделе Х постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей.

В соответствии с пунктом 81 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Согласно пункту 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Определение мест установки приборов учета, установка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

В отношении коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии, подключенных к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), обязанность по снятию показаний с приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика, который является владельцем соответствующей интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а предоставление показаний таких приборов учета осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (подпункт «ж» пункта 31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Также отметим, что согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».

Сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе за отдельную плату осуществлять установку, замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, при обращении потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также предоставлять услуги, не включенные в минимальный набор функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием приборов учета и результатов измерений таких приборов учета (абзац 13 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

ВОПРОС № 3. В течение какого времени гарантирующий поставщик или сетевая организация должны установить или поменять счетчик электроэнергии потребителю*?

Краткий ответ: замена счетчика электроэнергии производится гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в течение 6 месяцев со дня подачи потребителем заявления о замене (установке) счетчика или истечения межповерочного интервала.

В соответствии с пунктом 80_2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установка (замена) индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:

  • с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению);

  • с даты получения обращения потребителя или исполнителя, если обращение потребителя поступило исполнителю, об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе прибора учета электрической энергии из строя и (или) его неисправности;

  • с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки в установленном настоящими Правилами порядке или с даты получения обращения от исполнителя, если проверки проводились исполнителем.

В случае нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации стоимость коммунальных услуг по электроснабжению, предоставляемых потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности, снижается на величину, равную 20 процентам стоимости коммунальных услуг по электроснабжению за каждый месяц со дня получения претензии от потребителя, в том числе через исполнителя, направленной не ранее истечения указанного срока в отношении гарантирующих поставщиков (для сетевых организаций с момента истечения срока, указанного в разделе X «Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках» Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию (предоставления показаний прибора учета электрической энергии). Начиная с 4-го месяца со дня получения претензии от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в соответствии с абзацами первым – четвертым настоящего пункта величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению составляет 40 процентов стоимости таких услуг вплоть до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.

ВОПРОС № 4. Кто несет ответственность за сохранность счетчиков учета электроэнергии?

Краткий ответ: с 1 июля 2020 года:

  • если прибор установлен в квартире/жилом доме, ответственность несет потребитель;

  • если прибор установлен в местах общего пользования многоквартирных домов (например, на лестничной площадке), ответственность несет гарантирующий поставщик;

  • если прибор установлен за пределами домовладения (например, на столбе в частном секторе), ответственность несет сетевая организация.

В соответствии с абзацами 11-12 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 собственник жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля, а также иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленного внутри (в границах) такого помещения или дома (домовладения) (земельного участка, на котором расположен жилой дом (домовладение), и нести перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.

Гарантирующие поставщики обязаны обеспечить сохранность и целостность индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии (иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленных ими в отношении жилых и нежилых помещений и находящихся вне границ таких помещений многоквартирного дома (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах), электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества в многоквартирном доме.

Собственники (пользователи) жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, жилых домов (домовладений), лица, ответственные за содержание общего имущества многоквартирного дома, не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), ограничивать к ним доступ, вмешиваться в работу каналов удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе проведению проверок целостности и корректности работы таких приборов учета (измерительных трансформаторов).

В соответствии с абзацем 4 пункта 139 постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также пломб и (или) знаков визуального контроля, в случае, если такая обязанность предусмотрена договором, возлагается на собственника (владельца) энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства (в отношении граждан –потребителей электрической энергии – собственника (владельца) земельного участка), в границах балансовой принадлежности которых (в отношении граждан – потребителей электрической энергии – в границах земельного участка) установлены приборы учета и (или) иное оборудование, которое используется для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).

Указанные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны возместить сетевой организации (гарантирующему поставщику) убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по обеспечению сохранности и целостности установленных сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) приборов учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).

Потребителям необходимо иметь в виду, что согласно пункту 81_11 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 при проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета электрической энергии проверке подлежат:

ü целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

ü наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);

ü отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение вышеуказанных показателей признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

ВОПРОС № 5. Когда должны начать устанавливать только дистанционные счетчики электроэнергии?

Краткий ответ: с 1 января 2021 года новостройки должны оснащаться приборами учета электрической энергии, которые соответствуют Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). С 1 января 2022 года все устанавливаемые или заменяемые приборы учета электрической энергии, должны соответствовать Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», начиная с 1 января 2022 года допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Аналогичная норма установлена в постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 – пункт 141. При этом согласно абзацу 7 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 до 31 декабря 2021 года допускается установка гарантирующими поставщиками (сетевыми организациями) приборов учета, реализующих в полном объеме функции, предусмотренные требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 150 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2021 г. после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными (общими для коммунальной квартиры) приборами учета электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, коллективными (общедомовыми) приборами учета и при необходимости измерительными трансформаторами, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Указанные приборы учета (измерительные трансформаторы) должны быть допущены в эксплуатацию, а также переданы застройщиком в эксплуатацию гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположен многоквартирный дом, до введения такого многоквартирного дома в эксплуатацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Без всякого сомнения, возложение на гарантирующего поставщика или сетевую организацию обязанности по приобретению, монтажу, содержанию счетчиков электроэнергии отвечает принципам законодательства о защите прав потребителей в части распределения бремени ответственности. Правильный, своевременный и достоверный учет потребляемой электрической энергии необходим, в первую очередь, энергосбытовым компаниям, в том числе для целей реализации обязанности ресурсоснабжающих организаций представлять полную и достоверную информация об оказанной потребителю услуге. С другой стороны, расходы, понесенные энергосбытовыми компаниями по приобретению, введению в эксплуатацию, содержанию, обслуживанию так называемой интеллектуальной системы учета электрической энергии, в том числе и расходы по установке счетчиков, фактически лягут через повышение тарифов на конечного потребителя. Таким образом, несмотря на то, что по закону потребителю не придется приобретать приборы учета электроэнергии, осуществлять самостоятельно их монтаж и обслуживание, ему все же придется заплатить за счетчик, но не напрямую, а путем оплаты данных расходов, включенных в тарифы за энергоресурсы.

Потребителю необходимо иметь в виду, что если он по своей прихоти решил поменять счетчик электроэнергии не ввиду выхода из его строя, утраты, истечения его срока эксплуатации или истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, то ему придется оплачивать данные услуги напрямую сетевой организации (гарантирующему поставщику).

Учитывая вышеназванные положения, потребителям нужно знать, что какие-либо предупреждения, запугивания и тому подобные действия любых организаций, направленные на обязанность потребителя установить счетчик электроэнергии платно, якобы ввиду появления новых правил учета электроэнергии, противоречат закону. Единственная цель лиц, утверждающих обратное, получить с доверчивых потребителей денежные средства за установку счетчика.

Примечание:

*потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (Преамбула Закона РФ 2300-1 «О защите прав потребителей»).

*потребитель — собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни). (Защита прав потребителей Рязань, Роспотребнадзор).

Гид по квитанции «ТНС энерго»: формулы расчёта, условные обозначения.

Вопрос #1

Каким образом можно уменьшить потребление электроэнергии за ОДН?

Читать ответ

В целях снижения общедомовых расходов электроэнергии потребителям предлагается проводить следующие мероприятия:

  • установку общедомовых и индивидуальных приборов учета, отвечающих современным техническим требованиям и имеющим одинаковый класс точности не выше 2.0 для индивидуальных приборов учета и 1.0 для общедомовых приборов учета, что позволит сократить неучтенный расход электроэнергии, связанный с погрешностью средств измерения электроэнергии; 
  • установку энергосберегающих светильников в МОП (местах общего пользования); 
  • контроль за исправным техническим состоянием внутридомовых электрических сетей, недопущение вмешательства и самовольного подключения к общедомовым сетям жильцов и третьих лиц; 
  • одновременное снятие показаний с индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета (счетчиков). В этом случае разница полученная между суммой показаний индивидуальных и общедомового приборов учета будет более объективно отображать расход электроэнергии и распределяться между жильцами дома. Советам многоквартирных домов, инициативным группам жильцов, управляющим компаниям и ТСЖ ежемесячно проводить самостоятельный съем показаний ВСЕХ приборов учета и передавать в ресурсоснабжающую организацию для формирования квитанций и счетов на оплату; 
  • значительные положительные результаты достигаются при переносе индивидуальных приборов учета на лестничную клетку.

Закрыть

Вопрос #2

Можно ли получить рассрочку оплаты задолженности?

Читать ответ

В частных случаях, например, при сложном финансовом положении, потребитель может обратиться в общем порядке в абонентский пункт с просьбой рассрочки. Каждое обращение рассматривается в индивидуальном порядке.

Закрыть

Вопрос #3

Почему мы должны платить за ОДН сбытовой компании, ведь у нас выбрана управляющая компания, а по жилищному кодексу мы должны платить за ОДН именно УК?

Читать ответ

Действительно, в соответствии со ст. 155 ЖК РФ вносить плату за коммунальные услуги в случае, когда управление домом осуществляется управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК и др., необходимо этой организации. В настоящее время сбытовая компания осуществляет расчеты с гражданами за электроэнергию — как за индивидуальное потребление, так и за ОДН — не только в домах, где собственниками помещений избрано непосредственное управление, но и с собственниками, проживающими в домах, которые обслуживают управляющие организации, не имеющие заключенного договора энергоснабжения на покупку электрической энергии для нужд многоквартирного дома. Заключение договоров приобретения коммунальных ресурсов (энергоснабжения) — это обязанность организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. В соответствии с требованиями законодательства в случае неисполнения исполнителем коммунальной услуги обязанности по заключению договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, расчеты с гражданами за общедомовые нужды, производит ресурсоснабжающая организация.

Закрыть

Вопрос #4

Можно ли выдать информацию для проверки правильности начисления платы за ОДН доверенному лицу от жителей дома?

Читать ответ

Доверенное лицо (старший дома, председатель совета дома), представляющее интересы владельцев квартир, может обратиться на абонентский пункт  за информацией, касающейся начислений по услуге «Электроснабжение»: о показаниях коллективного прибора учета, а при их отсутствии за расшифровкой расчёта потребления многоквартирного дома в разрезе каждого жилого помещения, о начислениях по каждой квартире с указанием вида произведенного начисления (по индивидуальному прибору учета, по среднему расходу, по нормативу потребления), только при наличии письменного согласия на раскрытие персональной информации третьим лицам от всех собственников жилых помещений данного многоквартирного дома (100% подписей). 

Закрыть

Вопрос #5

Какая информация может быть раскрыта без согласия собственников жилых помещений или нежилых помещений? Где раскрывается эта информация?

Читать ответ

Без согласия собственников жилых и нежилых помещений в целях раскрытия информации о порядке расчета и объема ОДН в многоквартирных домах может быть раскрыта информация об объеме индивидуального потребления электрической энергии. При этом, информация об объеме потребления электрической энергии может быть раскрыта, только в обезличенной форме. Информация об объеме электрической энергии, зафиксированной общедомовым прибором учета, суммарным объемом потребления электрической энергии в жилых помещений в многоквартирном доме, суммарном объема потребления в нежилых помещениях в многоквартирном доме, общем объеме ОДН, отражается в платежных документах, направляемых абонентам.

Закрыть

Элeктрические счетчики ОДН

Установка приборов учета коммунальных ресурсов

Требование об обязательном учете потребляемых коммунальных ресурсов закреплено в Федеральном законе от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч.1, ч.5 ст. 13 вышеназванного Закона потребляемые коммунальные ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых ресурсов; до 1 января 2012г. многоквартирные дома должны быть оснащены общедомовыми приборами учета, а также индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов.
В случае установки в многоквартирном доме общедомового прибора учета, расчет оплаты за коммунальные услуги регламентирован п.З Приложения №2 «Расчет размера платы за коммунальные услуги» Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, согласно которого, при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета и отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета, размер оплаты определяется с учетом объема коммунального ресурса, фактически потребленного за расчетный период, определенного по показанию общедомового прибора учета, и суммарного объема коммунального ресурса по показанию индивидуальных приборов учета (формула 9).
При этом необходимо учитывать, что на основании норм пп. е), пп. р) п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, исполнитель коммунальных услуг обязан по требованию потребителей предоставлять журнал учета показаний общедомовых приборов учета, производить сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления.
В соответствии с п.З вышеуказанных Правил, в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном ст. 161 Жилищного кодекса РФ, способа управления многоквартирным домов исполнителем коммунальных услуг могут быть:

  1.  управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
  2.  товарищество собственников жилья (или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
  3.  иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе, ресурсоснабжающая организация) — только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.

В случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно­строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг (Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03,2007г, №4989-СК/07).
При установке индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов потребители часто сталкиваются с проблемами поверки данных приборов.
Поверка средств измерений — совокупность операций, выполняемых органами Государственной метрологической службы (другими уполномоченными органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений установленным техническим требованиям.
Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.
Водомерные счетчики подлежат периодической поверке через определенные межповерочные интервалы. Межповерочный интервал отсчитывается не с момента установки счетчика, а после первичной поверки при выпуске его из производства. Необходимо внимательно ознакомиться с техническим паспортом прибора, именно в нем указывается дата первичной поверки и дата истечения срока очередной поверки.

На сегодняшний день в Приморском крае поверку осуществляют:

  1. ФГУ «Приморский центр стандартизации, метрологии и сертификации» (г. Владивосток, ул. Прапорщика Комарова, 54);
  2.  ФГУ «Находкинский центр стандартизации, метрологии и сертификации» (г. Находка, Находкинский пр-т, 25).

Согласно требованиям Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденного Приказом Госстандарта России от 18.07.1994г. №125, физические лица, использующие средства измерений в целях их эксплуатации, обязаны своевременно представлять средства измерения на поверку. 

Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г.   № 307, потребителям предоставляется 30 дней после истечения межповерочного интервала, чтобы произвести поверку или замену прибора учета. В течение этого срока объем потребления коммунальных ресурсов исчисляется как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов, определенное по указанному прибору учета за последние 6 месяцев.

     Поскольку претензии о начислении оплаты за коммунальные услуги носят имущественный характер, в отсутствие добровольного урегулирования разногласий, спор между заявителями и исполнителем может быть разрешен исключительно в судебном порядке. Часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом РФ (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 2.07.2009г. № 14).
Согласно ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю может вступать в дело для дачи заключения в целях защиты прав потребителей до принятия решения судом первой инстанции. В случае реализации права на судебную защиту любой потребитель после принятия иска к производству может обратиться в Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю с просьбой о вступлении в дело для дачи такого заключения.

Что такое ОДН 

  1.  О схеме электроснабжения
  2.  Как рассчитываются расходы на электроэнергию на ОДН
  3.  Если «ОДН» превышает сумму за индивидуальное потребление, что делать?

Что такое ОДН

Согласно Жилищному Кодексу и Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» с июля 2009 года ОАО «ДЭК» стал предъявлять плату за общедомовое потребление электрической энергии каждому жителю многоквартирного дома.

В соответствии с действующим законодательством весь объём электрической энергии, потреблённый жителями многоквартирного жилого дома, согласно показаниям общедомового прибора учёта и использованный на общедомовые нужды (освещение и обслуживание межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и общего имущества в многоквартирном доме) оплачивается жильцами дома.

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности (статья 158 ЖК РФ).
Ранее собственники помещений в многоквартирных домах оплачивали энергоснабжение мест общего пользования в составе тарифной статьи «Ремонт и обслуживание жилищного фонда» (жилищная услуга).

Нормативными актами, предусматривающими обязанность потребителей — физических лиц оплачивать коммунальную услугу по электроснабжению с учетом расходов на общедомовые нужды многоквартирного дома, являются:

  • Жилищный кодекс РФ (ст. 155, 157, 158, 162).
  • Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307. о Гражданский Кодекс РФ.
  • Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491

О схеме электроснабжения

Потребитель должен оплачивать весь объем потребленной электроэнергии, в том числе и в местах общего пользования.
За расход электроэнергии «до входа» в многоквартирный дом отвечает ОАО «ДЭК» и наниматели, а внутри дома — исполнители коммунальных услуг.
Отметим, что исполнитель коммунальных услуг (управляющая организация или ТСЖ) самостоятельно или с привлечением других лиц должен обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю (пункт 49 «г» Правил Постановления № 307 от 23.05.06г). Организация учета потребляемой внутри многоквартирных домов электрической энергии, в том числе в местах общего пользования, также должна производиться исполнителем коммунальных услуг, и при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно в течение последней недели месяца он должен снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. Исполнитель коммунальных услуг также обязан по требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал (пункт 49 «е» Правил Постановления № 307 от 23.05.06г.).

Как поступает в дом электроэнергия

Общее количество электроэнергии, поступающее через входное распределительное устройство во внутридомовые сети дома, фиксируется общедомовым прибором учета, а затем поступает в квартиры и места общего пользования. Электрическая энергия, поступившая в квартиру, измеряется индивидуальными приборами учета.
Вся остальная энергия расходуется для работы приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Как рассчитываются расходы на электроэнергию

В многоквартирных домах последних лет постройки, как правило, общедомовые приборы учета энергоносителей, в том числе и электроэнергии установлены. Расчет в таком случае производится по Приложению № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам».
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307) предусмотрено, что плата за рас’ход электроэнергии в жилом помещении и на общедомовые нужды указывается единой суммой. Данная плата в зависимости от наличия или отсутствия общедомового и индивидуального прибора учета рассчитывается по формулам:
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии во всем доме индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении — размер платы за электроснабжение Р ку.2 (руб.) — определяется по формуле 6 (подпункт 1, пункт 3, приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением № 307 от 23.05.06г.):
п 1
Р = (УЭ — ЗИМУ ) х Т х —(6) ку2л                                              пкл            ку  п           Б
где:

  1.  О — объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период (месяц), определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном домеили в жилом доме (кВт*час);
  2.  пкл — объем (количество) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленный за расчетный период (месяц) в Ртом нежилом помещении (за исключением помещений общего пользования) (кВт*час). Т.е. это потребление юридических лиц, использующих помещения, находящиеся в данном доме для предпринимательской деятельности.

Тку — тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для электроснабжения — руб./кВт*час). Тариф применяется в соответствии с письмом Комитета по ценам и тарифам Хабаровского края тот же, что и для расчета индивидуального потребления в квартире;
п I — количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в Нтом жилом помещении (квартире, коммунальной квартире, жилом доме) (чел.);
п Б — количество граждан, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания во всех жилых помещениях дома, необорудованных индивидуальными приборами учета (чел.).
При этом 1 раз в квартал производится корректировка размера платы за электроэнергию в соответствии с формулой 4 (подпункт 4, пункт 1, приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением № 307 от 23.05.06г.).
2. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично индивидуальными приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги потребленные в жилом помещении — размер платы за электроснабжение Р ку.З (руб.) — определяется для электроснабжения в соответствии с формулой 9 (подпункт 1, пункт 3, приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением № 307 от 23.05.06г.).
Формула:
УО
Р =……………………… XV…… х    Т
куЗл V +У гр ку                                        (9)
п.р п.п

Где:

  1.  Э — объем (количество) электрической энергии, фактически потребленной за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме, кВтчас;
  2.  п.р — суммарный объем (количество) электрической энергии, потребленной за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах — общими (квартирными) приборами учета кВт*час;
  3.  п.п — суммарный объем (количество) электрической энергии, потребленной за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 кВт*час;
  4.  кр — объем (количество) электрической энергии, потребленной за расчетный период в (-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах — общими (квартирными) приборами учета кВт*час;
  5. Тку — тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации для электроснабжения — руб./кВт*час.

Для удобства граждан и обеспечения достоверности и доступности расчетов ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» плату за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в счетах-квитанциях выставляет двумя строками:

  1.  Фактическое потребление электрической энергии по индивидуальному учету (счетчику) в квартире (жилом помещении) за месяц, а при временном отсутствии счетчика указывается месячный объем (количество) потребления электрической энергии (норматив потребления) утвержденный региональной властью;
  2.  Доля ОДН — это фактическое потребление электрической энергии, используемой на общедомовые нужды. Термин «Доля ОДН» означает ту часть объема (количество) потребленной электрической энергии, которая используется на общедомовые нужды жильцами квартиры (жилого помещения). Общий объем (количество) потребленной электрической энергии для всего дома, определяется исходя из показаний общедомовых (коллективных) приборов учета и распределяется между собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил Постановления № 307 от 23.05.06г., то есть пропорционально индивидуальному потреблению собственника. Таким образом, чем больше потребление электрической энергии по вашей квартире, тем больше будет ваша доля ОДН. Объяснение простое: чем больше вы тратите электроэнергии, тем больше вы эксплуатируете внутридомовую сеть.

Рассмотрим пример расчета по дому ( 80 квартир) в г. Владивостоке. Дом частично оборудован приборами учета: и общедомовым и почти в каждой квартире установлен индивидуальный прибор учета.
Применим формулу 9 (подпункт 1, пункт 3, приложение 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением № 307 от 23.05.06г):

УО
Рку31 =…………

Упр + Упп

Обозначение в формуле

Расход за квартал

VD

Фактический расход электрической энергии, определенный по показаниям общедомового прибора учета в многоквартирном доме

61774 кВтч

Vnp

Суммарный расход электрической энергии по всем квартирам ( за исключением мест общего пользования и потребления юридических лиц, использующих помещения, находящиеся в данном доме для предпринимательской деятельностью)

56400 кВтч

Vnn

Суммарный расход электрической энергии в помещениях, не оборудованных приборами учета

2115 кВтч

Vip

Объем электрической энергии , потребленной за расчетный период в н помещении (квартире), оборудованным прибором учета

605 кВтч

Tky

тариф установленный в соответствии с законодательством для Приморского края

1,40 руб/кВтч

Подставим в формулу значения и получим общий расход потребления (индивидуальное потребление плюс на общедомовые нужды) для данной квартиры:
61774
РкуЗ! =_____________________ х__ 605     х  1,4    =   894,17  (руб.)
56400+2115
Для того чтобы получить «долю ОДН» потребления электрической энергии на общедомовые нужды для квартиры № 14, из полученного результата необходимо вычесть индивидуальное потребление по квартире №14:
894, 17-(605 х 1,4) = 41,17 (руб.)

Если «ОДН» превышает сумму за индивидуальное потребление, что делать?

Отметим, что оплата по счетчику — самый достоверный способ расчета за израсходованную электроэнергию, но при определенных условиях. Что влияет на объем расхода электроэнергии?
Во-первых, наличие в доме магазинов или иных коммерческих организаций. Предприниматели, чьи офисы находятся в жилых домах, могут быть недобросовестными потребителями электроэнергии. Они устанавливают на домах световые вывески, рекламу, а каким образом они подключены? Кто платит за эту электроэнергию?
Во-вторых, типичный пример: киоски, хозяева которых присоединяют свои провода напрямую к энергосистеме находящегося неподалеку жилого дома. В результате, общедомовой счетчик учитывает
, асходы коммерческих структур, а оплачивают эти расходы как правило жители. Что нужно делать в такой ситуации? Организация, уполномоченная собственниками (управляющая компания, правление ТСЖ или ЖСК) должна провести инвентаризацию общедомового электрооборудования и выяснить схемы подключения коммерческих структур.
Только после наведения порядка в электросетях своего дома, собственники могут быть уверены, что платят за фактически израсходованную электроэнергию.
Предлагаем Вам еще несколько способов сократить объем потребления в местах общего пользования.

Причина

Что делать?

Отсутствие контроля над энергооборудованием. То есть лампочки в подъездах, подвалах, над подъездами горят круглосуточно.

  1. Не лениться включать и выключать лампочки по необходимости.
  2. Установить датчики, реагирующие на движение.
  3. Установить       энергосберегающие лампы.

Высокий процент износа внутридомовых сетей. Проводке в большинстве многоквартирных домов — по нескольку десятков лет, она не рассчитана на современные мощности. Древние алюминиевые скрутки греются, и, как говорят специалисты, приносят колоссальные потери.

Обратиться в Управляющую компанию, у которой на обслуживании находится электросетевое оборудование вашего дома с требованием о ремонте внутридомовых сетей.

Незаконные подключения к внутридомовым сетям магазинов, парикмахерских, автостоянок, наружной рекламы.

Сообщить в филиал ОАО «ДЭК» о «нежеланных» соседях или по телефону Единого информационного центра ОАО «ДЭК» 8-800-333-0-444 (звонок бесплатный). Также вы можете обратиться в органы УВД или к своему участковому инспектору.

Жильцы обеспечивают электроснабжение гаражей или дворовых построек, подключившись к внутридомовой электросети. (Кабели ведут к постройкам через окна)

Сообщить в филиал ОАО «ДЭК» или по телефону Единого информационного центра ОАО «ДЭК» 8-800-333-0-444 (звонок бесплатный) или участковому инспектору о несанкционированном подключение объекта.

Квартиры некоторых жильцов отключены от электроснабжения за неуплату. Но они вместо того, чтобы выплатить долг, подключились к внутридомовым сетям самостоятельно. Если не выявить виновного, все это потребление будет распределено между жильцами дома.

  1. Вызвать агента энергосбытового филиала ОАО «ДЭК» для повторного отключения.
  2. Вызвать электрика из управляющей компании для того, чтобы он отключил неплательщика.
  3. Установить замок на электрощитовой шкаф. Ключи выдавать только ответственному по дому или электрику с управляющей компании.

Отсутствуют индивидуальные приборы учета в некоторых квартирах. Часто жильцы, которые платят за электроэнергию по нормативу, потребляют значительно больше и эту разницу придется оплатить соседям.

Установить индивидуальные приборы учета.

ЗАЩИТИТЕ СЕБЯ ОТ РАСХИТИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И ВЫСОКИХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ!

Уважаемый абонент!
Если в квитанции за электроэнергию сумма платежа за электроснабжение общедомовых нужд («Доля ОДН»), выше, чем ваше индивидуальное потребление, это один из признаков наличия неучтенного хищения электроэнергии, а именно самовольного подключения к электроснабжению в обход установленного прибора учета. Если не выявить виновника, то обязанность по оплате похищенной электроэнергии возлагается на ВСЕХ жильцов, в том числе и на добросовестных потребителей и плательщиков.
Лица, виновные в хищении электроэнергии, должны нести ответственность, установленную законом.
Энергосбытовые филиалы ОАО «ДЭК» постоянно проводят проверки, только с января по май текущего года выявлено более трех тысяч фактов безучетного потребления электроэнергии среди абонентов компании. Чтобы сделать эту работу еще более эффективной, мы должны объединить наши усилия.
При обнаружении фактов воровства электроэнергии Вы можете обратиться в отделения и филиалы ОАО «ДЭК», абонентские пункты, Расчетно-кассовые центры, Управляющую компанию с просьбой провести проверку в вашем доме или позвонить в Единый информационный центр ОАО «ДЭК» для потребителей электроэнергии по телефону 8-800-333-0-444 (звонок бесплатный). Также вы можете обратиться в органы УВД или к участковому инспектору.
Cмотрите также:
Газета «Энергия-ДВ», август 2009 г 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Факторы характеризующие инвестиционные возможности компании это
  • Фанты для веселой компании взрослых за столом на юбилей мужчине
  • Фгуп госкорпорация по орвд филиал камчатаэронавигация реквизиты
  • Федеральная налоговая служба прозрачный бизнес официальный сайт
  • Филиал 1 гу алтайского регионального отделения фсс рф реквизиты