Участники антикоррупционной хартии российского бизнеса

О союзе

События

Комитеты

Комиссии

Деятельность

Устойчивое развитие

Противодействие коррупции

Контакты

РСПП в регионах

РСПП в регионах

Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Еврейская автономная область

Забайкальский край

Ивановская область

Иркутская область

Кабардино-Балкарская Республика

Калининградская область

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская Республика

Кемеровская область

Кировская область

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Москва

Московская область

Мурманская область

Ненецкий автономный округ

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Приморский край

Псковская область

Республика Адыгея

Республика Алтай

Республика Башкортостан

Республика Бурятия

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Республика Калмыкия

Республика Карелия

Республика Коми

Республика Крым

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Саха (Якутия)

Республика Северная Осетия — Алания

Республика Татарстан

Республика Тыва

Республика Хакасия

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Санкт-Петербург

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Севастополь

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Ярославская область

English
Для СМИ

11 августа 2014

Одним из условий получения государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства стало вступление субъектов реализующих инвестиционные проекты в ряды Антикоррупционной хартии российского бизнеса. В настоящее время к антикоррупционной хартии российского бизнеса присоединилось 260 предприятий и организаций Тюмеснкой области.

 Краткая характеристика Антикоррупционной хартии российского бизнеса

Антикоррупционная хартия разработана Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия»

Цель: активизация участия предпринимательского сообщества в противодействии коррупции и выработки норм честного и неподкупного ведения бизнеса

Антикоррупционная хартия— это определенный свод правил, кодекс чести предпринимателей, который включает в себя выработку норм честного и неподкупного ведения бизнеса. Зарубежная практика показывает: соблюдение подобных правил не только влияет на имидж компании, но и создает особый защитный механизм в условиях сильной конкуренции

Хартия предполагает:

— внедрение в корпоративную политику антикоррупционных программ,

— мониторинг и оценку их реализации,

— эффективный финансовый контроль,

— принцип публичности антикоррупционных мер,

— отказ участников Хартии от незаконного получения преимуществ,

— участие в тендерах на основе принципов прозрачности и конкуренции,

— информационное противодействие коррупции,

— сотрудничество с государством,

— содействие осуществлению правосудия и соблюдению законности и другие меры.

Хартия направлена не на борьбу с уже совершенными коррупционными преступлениями, а на их профилактику. Так, присоединившиеся к соглашению компании берут на себя ответственность не участвовать в коррупционных действиях. За случаи взяточничества и коррупции фирма публично исключается из числа подписавших хартию.

 Это еще один инструмент для борьбы с мошенничеством в широком понимании. Она имеет прямое отношение к теме экономической безопасности предприятия, а значит, не может не заинтересовать владельцев компаний и серьезных менеджеров.

В целях обеспечения реализации Хартии было разработано Положение об условиях и порядке ее реализации, так называемая Дорожная карта Хартии, предусматривающая единые методологические требования к участникам, организацию регулярного общественного подтверждения внедрения компаниями передовых корпоративных практик, а также ведение единого для РФ Сводного реестра компаний, присоединившихся к Хартии.

Одним из ключевых вопросов внедрения Хартии является вопрос создания мотиваций для ее внедрения на предприятиях.

1. В международной практике противодействия коррупции, добровольно вводимые на предприятиях процедуры снижения коррупционных рисков, имеют название «комплаенс процедуры». В ряде стран их внедрение на предприятиях закреплено законодательно.

2. Наличие названных внутренних регламентов, стандартов де-факто является практически обязательным для компаний, размещающих свои акции на бирже, участвующих в конкурсных процедурах размещения госзаказа и т.д., то есть в сферах, где коррупционные риски должны быть минимизированы.

3. Существенным стимулом реализации Хартии могут стать механизмы поощрения предприятий и организаций, внедряющих на практике положения Хартии. В частности, введение преференций для предприятий, внедривших у себя Хартию, при их участии в конкурсных процедурах при закупках, осуществляемых на федеральном и региональном уровнях. 

В нашем регионе регулирующим фактором стала возможность получения государственной поддержки. В соответствии с Решением Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Тюменской области от 27.05.2014, Департаментом АПК в срок до 1 сентября 2014 года должны быть внесены изменения в нормативные акты, устанавливающие порядок получения государственной поддержки, в качестве обязательного условия получения государственной поддержки присоединение заявителя к Антикоррупционной хартии российского бизнеса.

В соответствии с Дорожной картой, организации, подписавшие документ, вносятся в Сводный реестр участников Антикоррупционной хартии, опубликованный на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей, для чего Палатой направлены необходимые документы в ТПП РФ.

Участники антикоррупционного сообщества берут на себя обязательства вести работу, способствующую устранению взяточничества. Организация включается в Реестр сроком на 2 года.

Через два года компании потребуется подтвердить статус участника соглашения:

— представить Декларацию о соблюдении положений Хартии, содержащую полную и достоверную информацию, свидетельствующую о внедрении положений Хартии в практическую деятельность компании или объединения;

— либо пройти процедуру общественного подтверждения результатов внедрения положений Хартии.

Если за это время не проведено никакой антикоррупционной работы, компания теряет статус участника хартии, ее исключение из Сводного реестра будет освещено в СМИ.

Присоединение к Хартии не налагает на организацию дополнительных финансовых обязательств, только обязательства по исполнению принципов Хартии, и обучение сотрудников. Обучение сотрудников осуществляется самостоятельно.

На сайте ТПП ТО (http://tpp-to.ru) создан раздел «ТПП против коррупции», в котором размещены:

— текст Антикоррупционной хартии;

— процедура присоединения;

— список участников в Тюменской области;

— нормативные документы («Дорожная карта», Положение о Сводном реестре участников);

— форма заявления о присоединении и анкета;

— информация о мероприятиях по присоединению;

— контактная информация и фотоотчет.

В ТПП Тюменской области готовы предоставить дополнительную информацию, ответить на возникающие вопросы.

Контактный телефон: (3452) 689-379, эл.почта: lilya_tpp@mail.ru – Шарафутдинова Лилия.

Приложение 2.

Перечень необходимых документов.

Все документы предоставляются в подлинном виде:

— Заявление о присоединении к Антикоррупционной хартии российского бизнеса;

— Заявление о соблюдении норм и порядка внедрения Антикоррупционной хартии;

— Соглашение (Акт) о присоединении предприятия Тюменской области к «Антикоррупционной хартии российского бизнеса» — 2 подлинных экземпляра;

— Анкета;

— Решение уполномоченного органа о присоединении;

— Выписка из ЕГРЮЛ, с датой выдачи не позднее 1 месяца на момент присоединения;

— Текст хартии с печатью и подписью.

Компаниям, надлежащим образом оформившим и предоставившим документы, выдаётся Свидетельство установленного образца.

Образцы и формы документов для заполнения (скачать).

Российское деловое сообщество видит свою миссию в следовании высоким стандартам ведения бизнеса, соответствующим международно — признанным нормам, и в осуществлении ответственного партнерства с государством, направленного на рост уровня жизни граждан России, развитие экономики страны и повышение ее конкурентоспособности.

Успешной реализации поставленных задач препятствуют укоренившиеся в экономической и социальной сферах проявления коррупции, наносящие значительный ущерб развитию конкуренции и осложняющие условия ведения предпринимательской деятельности.

Мы, представители делового сообщества Российской Федерации, осознавая свою ответственность за судьбу нашей страны, понимая, что достижение успехов в предпринимательской деятельности невозможно без всеобщего консенсуса в неприятии всех форм коррупции, намерены способствовать внедрению принципов недопущения и противодействия коррупции, как при выстраивании взаимодействия с органами государственной власти, так и в корпоративных отношениях.

Мы, участники настоящей Хартии, будем всемерно содействовать тому, чтобы коррупционные действия вне зависимости от форм и способов их осуществления не только были наказаны по закону, но и сопровождались широким общественным осуждением и неприятием коррупции как опасного социального порока.

Мы едины в понимании того, что коррупция,

являясь формой незаконного приобретения выгод, преимуществ и личных благ, причиняет серьезный ущерб демократическим институтам, национальной экономике и правопорядку;

лишает общество необходимых ресурсов развития, выводя из легального оборота значительную часть национального богатства;

порождает угрозы и ограничения для стабильного и безопасного развития общества, подрывает нравственные устои и ценности, препятствует добросовестной конкуренции и устойчивому развитию;

создает условия для распространения других форм преступности, включая отмывание денежных средств, добытых преступным путем;

представляет собой не локальную проблему, а транснациональное явление, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Подписывая настоящую Хартию, мы провозглашаем следующие основные принципы недопущения и противодействия коррупции, которые обязуемся соблюдать и пропагандировать.

  1. Управление в компаниях на основе антикоррупционных программ.

Основным условием противодействия      коррупции является внедрение в практику корпоративного управления антикоррупционных программ и иных мер антикоррупционной корпоративной политики.

В программах и других внутрикорпоративных документах четко и подробно закрепляются принципы, правила и процедуры, направленные на предотвращение коррупции во всех сферах деятельности компаний, включая нормы деловой этики, специальные управленческие процедуры, требования к обучению персонала, правила специального антикоррупционного контроля и аудита, процедуры предотвращения конфликта интересов и коммерческого подкупа, правила осуществления пожертвований, спонсорства, участия в благотворительной деятельности и т.д.

Компании разрабатывают антикоррупционные меры с учетом специфики своей деятельности и таких факторов, как размер компании, род деятельности, совокупность рисков и география деятельности компании, текущая ситуация, особенности корпоративной культуры.

Компании используют внутренние процедуры и инструменты, которые позволяют совершенствовать антикоррупционные программы, включая механизмы «обратной связи», предотвращения и разрешения конфликта интересов, рассмотрения жалоб.

  1. Мониторинг и оценка реализации антикоррупционных программ.

Органы управления компаний, как единоличные, так и коллегиальные, включая советы директоров, руководят разработкой и осуществляют контроль за реализацией антикоррупционной политики компаний, определяют лиц, ответственных за ее реализацию.

При этом руководство компаний должно показывать пример ответственного поведения своим сотрудникам, оказывать необходимое содействие эффективному исполнению руководителями подразделений и другими должностными лицами требований антикоррупционных программ, обеспечивать совершенствование программ с учетом оценки результативности выполнения.

Мониторинг и оценка результатов выполнения программ осуществляется в соответствии со структурой управления, действующей в компании, с участием органов внутреннего контроля и аудита. Результаты выполнения антикоррупционных программ отражаются в социальной отчетности компаний.

  1. Эффективный финансовый контроль.

Компании устанавливают и поддерживают эффективный внутренний контроль, который включает организационные механизмы проверок бухгалтерской, учетной практики, кадровой и другой деятельности, подпадающей под действие антикоррупционных программ, а также осуществляют регулярные проверки систем внутреннего контроля для обеспечения их соответствия требованиям антикоррупционных программ.

Компании             следят            за  правильностью  финансовых  операций,

документируя их должным образом, и не допускают, в частности, осуществления следующих действий:

  • создания неофициальной (двойной) отчетности;
  • проведения неучтенных или неправильно учтенных операций;
  • ведения учета несуществующих расходов;
  • отражения обязательств, объект которых неправильно идентифицирован;
  • намеренного уничтожения бухгалтерской и иной документации ранее сроков, предусмотренных законодательством.
  • Обучение кадров и контроль за персоналом.

На основе программ по противодействию коррупции компании обеспечивают обучение своих сотрудников и их активное вовлечение в реализацию указанных программ. Программы обучения составляются с учетом задач и должностных обязанностей обучаемых лиц и периодически пересматриваются с целью повышения эффективности программ.

Компании принимают меры к соблюдению их сотрудниками требований антикоррупционных программ        и гарантируют, что ни один             сотрудник

компании не пострадает ни в карьерном, ни в финансовом плане, если откажется от коррупционных действий, даже если такой отказ приведет к потерям для компании. При этом применяются установленные меры взыскания за нарушение антикоррупционных правил, вплоть до увольнения виновных, при условии соблюдения трудового и корпоративного законодательства.

Результаты реализации антикоррупционных программ учитываются в кадровой политике компании.

  • Коллективные усилия и публичность антикоррупционных мер.

Компании      публично объявляют о проводимой ими                     политике

противодействия    коррупции и применяют эффективные                     механизмы

распространения     информации   об антикоррупционных программах внутри

компании.

Компании обеспечивают условия, в которых их сотрудники и другие лица могут свободно указывать на недостатки программы и оперативно сообщать о подозрительных обстоятельствах ответственным лицам.

В обеспечение данного принципа компании создают безопасные и доступные каналы передачи информации, по которым работники компаний и другие лица могут, конфиденциально и не опасаясь наказания, указывать на недостатки программы и сообщать о подозрительных обстоятельствах.

  • Отказ от незаконного получения преимуществ.

Компании осуществляют ответственную политику по реализации своих интересов с целью укрепления позиций на рынке.

Компании разрабатывают и применяют правила контроля (в том числе нормы максимально допустимых расходов и процедуры отчетности), обеспечивающие соблюдение требований антикоррупционных программ как в отношении третьих лиц, так и в отношении сотрудников компании, принимающих управленческие решения.

Указанные правила должны предусматривать отказ от предложений или получения подарков и оплаты расходов, когда подобные действия могут повлиять (или создать впечатление о влиянии) на исход коммерческой сделки, конкурса, на принятие решения государственным органом или должностным лицом. В иных случаях компании строго придерживаются установленного ими порядка передачи и получения подарков, оказания знаков гостеприимства, оплаты услуг, основанного на принципах прозрачности, добросовестности, разумности и приемлемости таких действий.

Любые пожертвования и спонсорство осуществляются компаниями на основе принципа прозрачности исключительно в соответствии с действующим законодательством. Компании будут проводить контроль за тем, чтобы осуществляемые ими пожертвования и спонсорство не являлись скрытой формой взяточничества.

  1. Взаимоотношения с партнёрами и контрагентами с учетом принципов антикоррупционной политики.

Компании стремятся выстраивать свои отношения с дочерними компаниями, партнерами и третьими лицами в соответствии с антикоррупционными принципами, информируют все заинтересованные стороны о проводимой ими антикоррупционной политике, реализуют ее в своих структурных подразделениях и дочерних компаниях.

При оценке уровня благонадежности партнеров и контрагентов принимается во внимание степень неприятия ими коррупции при ведении бизнеса, включая наличие и реализацию антикоррупционных программ. При этом соблюдение антикоррупционных принципов рассматривается в качестве важного фактора при установлении договорных отношений, включая использование возможности расторжения, в установленном порядке, договорных отношений при нарушении антикоррупционных принципов.

При взаимодействии с партнерами и контрагентами, по возможности, осуществляется контроль за обоснованностью, соразмерностью вознаграждения агентов, советников и других посредников, а также его адекватности реальным и законным услугам и соблюдению установленного легального порядка выплаты.

Является недопустимым для компании, реализующей антикоррупционную политику, использование обещаний, предложений, передачи или получения, лично или через посредников, какой-либо неправомерной выгоды или преимущества любому руководителю, должностному лицу или сотруднику другой компании за его действие или бездействие в нарушение установленных обязанностей.

  1. Прозрачные и открытые процедуры закупок.

Компании производят закупки товаров, работ и услуг на основе принципов прозрачности, конкуренции и объективных критериев принятия решений, и при этом:

  • осуществляют публичное распространение информации, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашениях к участию в торгах, о заключении контрактов, чтобы предоставить потенциальным участникам торгов достаточное время для подготовки и представления заявок;
  • публикуют правила проведения торгов, заблаговременно определяют условия участия в торгах, включая критерии отбора и принятия решений о заключении контрактов;
  • используют в качестве приоритетного способа осуществления закупок товаров, работ и услуг открытые формы торгов и иных закупочных процедур;
  • создают систему внутреннего контроля за закупками, используют правовые механизмы административного обжалования, оспаривания и других средств правовой защиты в случае несоблюдения правил проведения закупок;
  • реализуют меры в отношении персонала, ответственного за закупки, в частности, предусматривают требование о декларировании конфликта интересов, контролируют соблюдение требований к профессиональной подготовке и др.
  1. Информационное противодействие коррупции.

Компании поощряют выявление информации о неправомерных или сомнительных действиях, подпадающих под признаки коррупции, содействуют поиску, получению и распространению указанной информации о деятельности самих компаний.

В этих целях компании выражают готовность отвечать на запросы, рассматривать обращения о фактах коррупции и обеспечивать их расследование независимыми должностными лицами.

Компании оказывают содействие информированию делового сообщества, государственных органов и общественности о фактах коррупции, способствуют разоблачению компаний и лиц, использующих коррупционные схемы, и созданию атмосферы нетерпимости по отношению к коррупции.

При этом в предусмотренных законом случаях возможно установление определенных ограничений, в частности, в целях:

  • соблюдения законных прав, защиты репутации и персональной информации;
  • защиты безопасности и общественного порядка;
  • обеспечения коммерческой тайны и соблюдения режима конфиденциальности.
  1. Сотрудничество с государством.

Компании придерживаются принципа взаимной ответственности бизнеса и государства, согласованных и целенаправленных совместных действий по борьбе с коррупцией и недопущения неправомерного вмешательства в деятельность органов государственной власти.

Важными элементами сотрудничества, в частности, являются:

  • публичное продвижение и защита принципа выгодности и успешности бизнеса, действующего в рамках правового поля;
  • активное освещение деятельности компаний и предпринимателей, использующих антикоррупционные практики;
  • всемерное содействие и распространение позитивного опыта противостояния предпринимателей попыткам коррупционного давления.

При осуществлении государственными органами контрольно-надзорных функций компании способствуют созданию условий для проведения объективных проверок и не препятствуют законной деятельности проверяющих органов.

Является недопустимым использование в интересах компании незаконных способов взаимодействия с представителями государственных органов: дача обещаний, предложений или предоставление, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества или выгоды.

  1. Содействие осуществлению правосудия и соблюдению законности.

Успешное противодействие коррупции предполагает эффективную работу правоохранительных органов, и в связи с этим участники Хартии выражают готовность оказывать всемерную поддержку в выявлении и расследовании фактов коррупции и обязуются не допускать следующих действий:

  • применения угроз или обещания, предложения или предоставления неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний или вмешательства в процесс дачи показаний или представления доказательств в связи с совершением преступлений, связанных с фактами коррупции;
  • вмешательства в выполнение должностных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов в ходе производства в связи с совершением преступлений, связанных с фактами коррупции.

Возможность легализации денежных средств, полученных незаконным способом, является фактором, способствующим распространению коррупции, поэтому участники Хартии оказывают противодействие попыткам легализации доходов, полученных преступным путём, в том числе:

  • приобретению, владению или использованию имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;
  • сокрытию или утаиванию подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений.

Финансовые компании обеспечивают надлежащую идентификацию личности клиентов, собственников, бенефициаров, предоставление в уполномоченные органы сообщений о подозрительных сделках, а также совершение иных обязательных действий, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.

  1. Противодействие подкупу иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций.

Компании воздерживаются от обещаний, предложений или предоставления иностранному публичному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения, сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества.

Заключительные положения.

Положения настоящей Хартии направлены на предупреждение и противодействие коррупции и применимы в равной степени к деятельности индивидуального предпринимателя, любой компании или организации вне зависимости от формы собственности, ее размера, профиля деятельности, территории размещения.

Положения настоящей Хартии распространяются как на отношения внутри делового сообщества, так и на отношения, возникающие между бизнесом и органами власти.

Российские объединения предпринимателей и работодателей — участники настоящей Хартии, осознавая необходимость целенаправленных и последовательных усилий по пропаганде среди своих членов положений настоящей Хартии, способствуют разработке и внедрению передовых корпоративных практик, включая системы оценки и репутационного стимулирования, в том числе в рамках ведения нефинансовой социальной отчетности компаний.

Настоящая Хартия открыта для присоединения общероссийских, региональных и отраслевых объединений, а также российских компаний и иностранных компаний, осуществляющих свою деятельность в России. При этом компании могут присоединяться к настоящей Хартии как напрямую, так и через объединения, членами которых они являются.

Антикоррупционная хартия российского бизнеса

Антикоррупционная хартия российского бизнеса

Антикоррупционная хартия российского бизнеса подписана 20 сентября 2012 года четырьмя крупнейшими бизнес-союзами России: Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» — на ХI Инвестиционном форуме в г.Сочи при участии Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева.
Цель Хартии – активное содействие добровольному внедрению российскими компаниями специальных антикоррупционных программ, предусматривающих процедуры внутреннего контроля, отказ от преференций, закупки на основе открытых торгов, финансовый контроль, обучение и работу с персоналом, содействие правоохранительным органам и другие меры.
Инициатива российского бизнеса находит государственную поддержку и признание соответствия высоким международным стандартам. Задачи реализации Хартии отражаются в Национальных планах противодействия коррупции, утверждаемых указами Президента РФ, учитывается в работе органов исполнительной власти и прокуратуры. РСПП и другие бизнес-союзы активно продвигают предложения по мерам государственной и общественной поддержки компаний-участников Хартии, выносят эти вопросы на обсуждение Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции и его рабочих групп.
Участие в Хартии и последовательная реализация ее положений становятся для компании подтверждением принятия надлежащих мер по профилактике коррупции, которые согласно требованиям ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязана осуществлять любая организация.
Для того, чтобы быть включенной в Реестр и получить соответствующее Свидетельство компания должна направить в РСПП или другое бизнес-объединение, подписавшее Хартию, Заявление и Анкету по установленной форме.
Каждые два года в РСПП или в соответствующую торгово-промышленную палату компания представляет самостоятельно заполненную Декларацию о принятых антикоррупционных мерах. Достоверность Декларации может быть предварительно заверена компанией в аккредитованном экспертном центре. Кроме того, компания может пройти процедуру общественного подтверждения через аккредитованный экспертный центр, в этом случае она продолжает оставаться в Реестре в течение 5 лет.
Вопросами управления и развития Хартии занимается Объединенный комитет, в состав которого вошли президенты РСПП, Торгово-промышленной палаты РФ, Деловой России и ОПОРА России.

Антикоррупционная хартия российского бизнеса (текст)

  • О компании
  • Антикоррупционная политика
  • Антикоррупционная хартия российского бизнеса

Российское деловое сообщество видит свою миссию в следовании высоким стандартам ведения бизнеса, соответствующим международно-признанным нормам, и в осуществлении ответственного партнерства с государством, направленного на рост уровня жизни граждан России, развитие экономики страны и повышение ее конкурентоспособности.

Успешной реализации поставленных задач препятствуют укоренившиеся в экономической и социальной сферах проявления коррупции, наносящие значительный ущерб развитию конкуренции и осложняющие условия ведения предпринимательской деятельности.

Мы, представители делового сообщества Российской Федерации, осознавая свою ответственность за судьбу нашей страны, понимая, что достижение успехов в предпринимательской деятельности невозможно без всеобщего консенсуса в неприятии всех форм коррупции, намерены способствовать внедрению принципов недопущения и противодействия коррупции, как при выстраивании взаимодействия с органами государственной власти, так и в корпоративных отношениях.

Мы, участники настоящей Хартии, будем всемерно содействовать тому, чтобы коррупционные действия вне зависимости от форм и способов их осуществления не только были наказаны по закону, но и сопровождались широким общественным осуждением и неприятием коррупции как опасного социального порока.

Мы едины в понимании того, что коррупция,

являясь формой незаконного приобретения выгод, преимуществ и личных благ, причиняет серьезный ущерб демократическим институтам, национальной экономике и правопорядку;

лишает общество необходимых ресурсов развития, выводя из легального оборота значительную часть национального богатства;

порождает угрозы и ограничения для стабильного и безопасного развития общества, подрывает нравственные устои и ценности, препятствует добросовестной конкуренции и устойчивому развитию;

создает условия для распространения других форм преступности, включая отмывание денежных средств, добытых преступным путем;

представляет собой не локальную проблему, а транснациональное явление, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Подписывая настоящую Хартию, мы провозглашаем следующие основные принципы недопущения и противодействия коррупции, которые обязуемся соблюдать и пропагандировать.

1. Управление в компаниях на основе антикоррупционных программ.

Основным условием противодействия коррупции является внедрение в практику корпоративного управления антикоррупционных программ и иных мер антикоррупционной корпоративной политики.

В программах и других внутрикорпоративных документах четко и подробно закрепляются принципы, правила и процедуры, направленные на предотвращение коррупции во всех сферах деятельности компаний, включая нормы деловой этики, специальные управленческие процедуры, требования к обучению персонала, правила специального антикоррупционного контроля и аудита, процедуры предотвращения конфликта интересов и коммерческого подкупа, правила осуществления пожертвований, спонсорства, участия в благотворительной деятельности и т.д.

Компании разрабатывают антикоррупционные меры с учетом специфики своей деятельности и таких факторов, как размер компании, род деятельности, совокупность рисков и география деятельности компании, текущая ситуация, особенности корпоративной культуры.

Компании используют внутренние процедуры и инструменты, которые позволяют совершенствовать антикоррупционные программы, включая механизмы «обратной связи», предотвращения и разрешения конфликта интересов, рассмотрения жалоб.

2. Мониторинг и оценка реализации антикоррупционных программ.

Органы управления компаний, как единоличные, так и коллегиальные, включая советы директоров, руководят разработкой и осуществляют контроль за реализацией антикоррупционной политики компаний, определяют лиц, ответственных за ее реализацию.

При этом руководство компаний должно показывать пример ответственного поведения своим сотрудникам, оказывать необходимое содействие эффективному исполнению руководителями подразделений и другими должностными лицами требований антикоррупционных программ, обеспечивать совершенствование программ с учетом оценки результативности выполнения.

Мониторинг и оценка результатов выполнения программ осуществляется в соответствии со структурой управления, действующей в компании, с участием органов внутреннего контроля и аудита. Результаты выполнения антикоррупционных программ отражаются в социальной отчетности компаний.

3. Эффективный финансовый контроль.

Компании устанавливают и поддерживают эффективный внутренний контроль, который включает организационные механизмы проверок бухгалтерской, учетной практики, кадровой и другой деятельности, подпадающей под действие антикоррупционных программ, а также осуществляют регулярные проверки систем внутреннего контроля для обеспечения их соответствия требованиям антикоррупционных программ.

Компании следят за правильностью финансовых операций, документируя их должным образом, и не допускают, в частности, осуществления следующих действий:

— создания неофициальной (двойной) отчетности;

— проведения неучтенных или неправильно учтенных операций;

— ведения учета несуществующих расходов;

— отражения обязательств, объект которых неправильно идентифицирован;

— намеренного уничтожения бухгалтерской и иной документации ранее сроков, предусмотренных законодательством.

4. Обучение кадров и контроль за персоналом.

На основе программ по противодействию коррупции компании обеспечивают обучение своих сотрудников и их активное вовлечение в реализацию указанных программ. Программы обучения составляются с учетом задач и должностных обязанностей обучаемых лиц и периодически пересматриваются с целью повышения эффективности программ.

Компании принимают меры к соблюдению их сотрудниками требований антикоррупционных программ и гарантируют, что ни один сотрудник компании не пострадает ни в карьерном, ни в финансовом плане, если откажется от коррупционных действий, даже если такой отказ приведет к потерям для компании. При этом применяются установленные меры взыскания за нарушение антикоррупционных правил, вплоть до увольнения виновных, при условии соблюдения трудового и корпоративного законодательства. Результаты реализации антикоррупционных программ учитываются в кадровой политике компании.

5. Коллективные усилия и публичность антикоррупционных мер.

Компании публично объявляют о проводимой ими политике противодействия коррупции и применяют эффективные механизмы распространения информации об антикоррупционных программах внутри компании.

Компании обеспечивают условия, в которых их сотрудники и другие лица могут свободно указывать на недостатки программы и оперативно сообщать о подозрительных обстоятельствах ответственным лицам.

В обеспечение данного принципа компании создают безопасные и доступные каналы передачи информации, по которым работники компаний и другие лица могут, конфиденциально и не опасаясь наказания, указывать на недостатки программы и сообщать о подозрительных обстоятельствах.

6. Отказ от незаконного получения преимуществ.

Компании осуществляют ответственную политику по реализации своих интересов с целью укрепления позиций на рынке.

Компании разрабатывают и применяют правила контроля (в том числе нормы максимально допустимых расходов и процедуры отчетности), обеспечивающие соблюдение требований антикоррупционных программ как в отношении третьих лиц, так и в отношении сотрудников компании, принимающих управленческие решения.

Указанные правила должны предусматривать отказ от предложений или получения подарков и оплаты расходов, когда подобные действия могут повлиять (или создать впечатление о влиянии) на исход коммерческой сделки, конкурса, на принятие решения государственным органом или должностным лицом. В иных случаях компании строго придерживаются установленного ими порядка передачи и получения подарков, оказания знаков гостеприимства, оплаты услуг, основанного на принципах прозрачности, добросовестности, разумности и приемлемости таких действий.

Любые пожертвования и спонсорство осуществляются компаниями на основе принципа прозрачности исключительно в соответствии с действующим законодательством. Компании будут проводить контроль за тем, чтобы осуществляемые ими пожертвования и спонсорство не являлись скрытой формой взяточничества.

7. Взаимоотношения с партнёрами и контрагентами с учетом принципов антикоррупционной политики.

Компании стремятся выстраивать свои отношения с дочерними компаниями, партнерами и третьими лицами в соответствии с антикоррупционными принципами, информируют все заинтересованные стороны о проводимой ими антикоррупционной политике, реализуют ее в своих структурных подразделениях и дочерних компаниях.

При оценке уровня благонадежности партнеров и контрагентов принимается во внимание степень неприятия ими коррупции при ведении бизнеса, включая наличие и реализацию антикоррупционных программ. При этом соблюдение антикоррупционных принципов рассматривается в качестве важного фактора при установлении договорных отношений, включая использование возможности расторжения, в установленном порядке, договорных отношений при нарушении антикоррупционных принципов.

При взаимодействии с партнерами и контрагентами, по возможности, осуществляется контроль за обоснованностью, соразмерностью вознаграждения агентов, советников и других посредников, а также его адекватности реальным и законным услугам и соблюдению установленного легального порядка выплаты.

Является недопустимым для компании, реализующей антикоррупционную политику, использование обещаний, предложений, передачи или получения, лично или через посредников, какой-либо неправомерной выгоды или преимущества любому руководителю, должностному лицу или сотруднику другой компании за его действие или бездействие в нарушение установленных обязанностей.

8. Прозрачные и открытые процедуры закупок.

Компании производят закупки товаров, работ и услуг на основе принципов прозрачности, конкуренции и объективных критериев принятия решений, и при этом:

— осуществляют публичное распространение информации, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашениях к участию в торгах, о заключении контрактов, чтобы предоставить потенциальным участникам торгов достаточное время для подготовки и представления заявок;

— публикуют правила проведения торгов, заблаговременно определяют условия участия в торгах, включая критерии отбора и принятия решений о заключении контрактов;

— используют в качестве приоритетного способа осуществления закупок товаров, работ и услуг открытые формы торгов и иных закупочных процедур;

— создают систему внутреннего контроля за закупками, используют правовые механизмы административного обжалования, оспаривания и других средств правовой защиты в случае несоблюдения правил проведения закупок;

— реализуют меры в отношении персонала, ответственного за закупки, в частности, предусматривают требование о декларировании конфликта интересов, контролируют соблюдение требований к профессиональной подготовке и др.

9. Информационное противодействие коррупции.

Компании поощряют выявление информации о неправомерных или сомнительных действиях, подпадающих под признаки коррупции, содействуют поиску, получению и распространению указанной информации о деятельности самих компаний.

В этих целях компании выражают готовность отвечать на запросы, рассматривать обращения о фактах коррупции и обеспечивать их расследование независимыми должностными лицами.

Компании оказывают содействие информированию делового сообщества, государственных органов и общественности о фактах коррупции, способствуют разоблачению компаний и лиц, использующих коррупционные схемы, и созданию атмосферы нетерпимости по отношению к коррупции.

При этом в предусмотренных законом случаях возможно установление определенных ограничений, в частности, в целях:

— соблюдения законных прав, защиты репутации и персональной информации;

— защиты безопасности и общественного порядка;

— обеспечения коммерческой тайны и соблюдения режима конфиденциальности.

10. Сотрудничество с государством.

Компании придерживаются принципа взаимной ответственности бизнеса и государства, согласованных и целенаправленных совместных действий по борьбе с коррупцией и недопущения неправомерного вмешательства в деятельность органов государственной власти.

Важными элементами сотрудничества, в частности, являются:

— публичное продвижение и защита принципа выгодности и успешности бизнеса, действующего в рамках правового поля;

— активное освещение деятельности компаний и предпринимателей, использующих антикоррупционные практики;

— всемерное содействие и распространение позитивного опыта противостояния предпринимателей попыткам коррупционного давления.

При осуществлении государственными органами контрольно-надзорных функций компании способствуют созданию условий для проведения объективных проверок и не препятствуют законной деятельности проверяющих органов.

Является недопустимым использование в интересах компании незаконных способов взаимодействия с представителями государственных органов: дача обещаний, предложений или предоставление, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества или выгоды.

11. Содействие осуществлению правосудия и соблюдению законности.

Успешное противодействие коррупции предполагает эффективную работу правоохранительных органов, и в связи с этим участники Хартии выражают готовность оказывать всемерную поддержку в выявлении и расследовании фактов коррупции и обязуются не допускать следующих действий:

— применения угроз или обещания, предложения или предоставления неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний или вмешательства в процесс дачи показаний или представления доказательств в связи с совершением преступлений, связанных с фактами коррупции;

— вмешательства в выполнение должностных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов в ходе производства в связи с совершением преступлений, связанных с фактами коррупции.

Возможность легализации денежных средств, полученных незаконным способом, является фактором, способствующим распространению коррупции, поэтому участники Хартии оказывают противодействие попыткам легализации доходов, полученных преступным путём, в том числе:

— приобретению, владению или использованию имущества, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;

— сокрытию или утаиванию подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений.

Финансовые компании обеспечивают надлежащую идентификацию личности клиентов, собственников, бенефициаров, предоставление в уполномоченные органы сообщений о подозрительных сделках, а также совершение иных обязательных действий, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.

12. Противодействие подкупу иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций.

Компании воздерживаются от обещаний, предложений или предоставления иностранному публичному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения, сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества.

Заключительные положения.

Положения настоящей Хартии направлены на предупреждение и противодействие коррупции и применимы в равной степени к деятельности индивидуального предпринимателя, любой компании или организации вне зависимости от формы собственности, ее размера, профиля деятельности, территории размещения.

Положения настоящей Хартии распространяются как на отношения внутри делового сообщества, так и на отношения, возникающие между бизнесом и органами власти.

Российские объединения предпринимателей и работодателей – участники настоящей Хартии, осознавая необходимость целенаправленных и последовательных усилий по пропаганде среди своих членов положений настоящей Хартии, способствуют разработке и внедрению передовых корпоративных практик, включая системы оценки и репутационного стимулирования, в том числе в рамках ведения нефинансовой социальной отчетности компаний.

Настоящая Хартия открыта для присоединения общероссийских, региональных и отраслевых объединений, а также российских компаний и иностранных компаний, осуществляющих свою деятельность в России. При этом компании могут присоединяться к настоящей Хартии как напрямую, так и через объединения, членами которых они являются.

От Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

С.Н.Катырин

От Российского союза промышленников и предпринимателей

А.Н.Шохин

От Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

А.С.Галушка

От Общероссийской общественной организации малого

и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»

С.Р.Борисов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Уфк по челябинской области реквизиты для оплаты штрафа
  • Участники рынка доверяют бизнес планам в которых ответ
  • Уфк по чувашской республике официальный сайт реквизиты
  • Учет использования рабочего времени контрольная работа
  • Уфмс бескудниковского района часы работы дубнинская 40