Участие управляющей компании в капитальном ремонте многоквартирных домов

Под «реализовать право на капремонт» мы понимаем несколько этапов, в том числе выбрать банк, выполнить работы самостоятельно или нанять подрядчиков, проконтролировать работы и закончить ремонт в срок. О каждом этапе и о том, как обойти сложности, рассказала юрист Екатерина Окунькова.

Капитальный ремонт новостройки: о чём нужно позаботиться заранее

Капитальный ремонт новостройки: о чём нужно позаботиться заранее

Что нужно знать, чтобы реализовать право на капитальный ремонт

8 июня в рамках онлайн-семинара «Как УО и ТСЖ реализовать право на проведение капитального ремонта» Екатерина Окунькова дала алгоритм, который поможет управляющим организациям провести капитальный ремонт в многоквартирном доме в срок и с наименьшими потерями денег и времени.

Смотрите демо на YouTube-канале Ассоциации «Р1» →

Алгоритм включает в себя следующие пункты:

Изучить порядок проведения работ по капитальному ремонту МКД.

Определить перечень работ по капитальному ремонту в МКД.

Установить, сколько денег должно быть, чтобы с запасом хватило на работы.

Выбрать подрядчика.

Провести ОСС для принятия решения о ремонте.

Проконтролировать качество работ.

Выполнить работы в срок.

Принять выполненные работы.

Подготовить всю необходимую документацию для банка.

Изучить порядок проведения работ по капитальному ремонту МКД

Порядок проведения работ будет зависеть от того, где аккумулируются средства на капремонт: у регоператора или на специальном счёте.

Если деньги собираются на общий счёт регионального оператора, то порядок будет таким: обозначить перечень работ, выбрать ответственных, провести общее собрание собственников, проконтролировать качество работ и принять их.

Когда управляющая организация собирает средства на специальном счёте, то она действует по другому плану. Сперва определяет перечень работ, согласовывает сроки и сумму, выбирает подрядчика, проводит ОСС, а в конце контролирует качество работ и принимает их.

Определить перечень работ по капитальному ремонту в МКД

В ходе капремонта восстанавливаются или полностью меняются внутридомовые коммуникации, которые составляют общее имущество МКД. Это системы водоснабжения и водоотведения, разводка электросети, газовое оборудование, система теплоснабжения. Полный перечень указан в ст. 166 ЖК РФ.

Состав работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме не должен иметь признаков текущего ремонта. Разница в том, что при капремонте конструкций и инженерных систем в составе общедомового имущества меняется не менее 50% каждой конструкции и инженерной системы. Объём может быть меньше, если часть работ была проведена в рамках предыдущих ремонтов.

7 ошибок на ОСС о переходе на спецсчёт капремонта: как избежать

7 ошибок на ОСС о переходе на спецсчёт капремонта: как избежать

Установить, сколько денег понадобится на работы

Минимальный размер взносов на капремонт часто не соответствует реальной ситуации в городе, регионе и стране. Не во всех регионах проводится индексация взноса, а материалы дорожают. Из-за пандемии многие предпочитают сэкономить и с недоверием относятся к идее пополнить фонд капремонта.

Екатерина Окунькова советует на этапе определения суммы взносов в доме обозначить, какие работы понадобятся дому в ближайшие 5–10 лет. Нужно оценить стоимость этих работ на текущий момент и подготовить для собственников предложение об оплате взносов выше минимального размера. Из видеозаписи онлайн-семинара вы узнаете, как защитить это решение перед владельцами помещений.

Прежде чем определиться с банком, где будет открыт специальный счёт, эксперт рекомендует сравнить предложения от разных организаций и узнать, какие проценты будут начисляться за хранение денег.

Чтобы не случились накладки с оплатой взносов, проанализируйте платёжную дисциплину жителей дома за 1–1,5 года. Работайте с должниками: вспомогательные материалы вы найдёте в рубрике «Взыскание долгов».

Чтобы денег точно хватило на все запланированные работы по капремонту, проанализируйте эти работы на предмет энергоэффективности. Узнайте, можно ли получить субсидии.

Определить срок выполнения работ

Срок проведения работ по капитальному ремонту указан в региональной программе. Решение о проведении работ принимается в течение трёх месяцев с момента уведомления собственников.

Срок можно перенести на более поздний или более ранний срок, если так решат владельцы помещений. Если они не примут решение о проведении работ, за них это сделает орган местного самоуправления.

Выбрать подрядчика

Региональный оператор выбирает подрядчика, если фонд капитального ремонта формируется на его общем счёте. Для этого он проводит аукцион.

Собственники могут выбрать подрядчика, если фонд капитального ремонта формируется на специальном счёте. Чтобы определиться с подрядной организацией, Екатерина Окунькова советует обратить внимание на следующие моменты:

  • компания уже выполняла подобные работы,
  • на неё хорошие отзывы,
  • есть специалисты и необходимые инструменты.

Оцените количество судебных дел по организации и по каким вопросам ведутся споры. Изучите выписку из ЕГРН и проверьте, не указана ли компания в реестре недобросовестных подрядных организаций.

Соберите полную информацию, чтобы выбрать надёжного подрядчика, который выполнит работы в срок и качественно.

Провести ОСС для принятия решения о капитальном ремонте в МКД

Капитальный ремонт проводится на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Вот какие вопросы нужно поднять на ОСС:

  • перечень работ по капитальному ремонту;
  • смета расходов;
  • сроки проведения капремонта;
  • источники финансирования;
  • лицо, которое от имени всех собственников уполномочено участвовать в приёмке выполненных работ и может подписывать соответствующие акты.

О кворуме, который необходимо собрать, и о том, какие ещё решения по финансированию работ капитального ремонта могут принять собственники, узнайте из видеозаписи онлайн-семинара.

Проконтролировать качество работ по капитальному ремонту

Главная рекомендация для управляющих организаций – контролируйте ход всех работ, вплоть до закупки материалов. Желательно, чтобы представители УО присутствовали на приёмке каждого этапа:

поставили стропила – приняли,

подготовили фасад для покраски – приняли.

На всё составляйте акты. Если не согласны принять работу, в акте укажите, что конкретно подрядчик не сделал и в какие сроки нужно устранить недостатки.

Контролируя качество работ, вы обезопасите себя от переделки чужих недоработок.

Может ли УО внести изменения в региональную программу капремонта

Может ли УО внести изменения в региональную программу капремонта

Принять выполненные работы

По мере готовности работ их принимает рабочая комиссия. Члены комиссии подписывают акт о приёмке в эксплуатацию после устранения всех выявленных недостатков. В состав рабочих комиссий входят представители заказчика, организации, осуществляющие строительный контроль, УО, подрядные и субподрядные компании и уполномоченные лица от собственников.

После того, как акт о приёмке в эксплуатацию подписан, рабочая комиссия предъявляет работы приёмочной комиссии, которая оценивает объект в целом.

Подготовить всю необходимую для банка документацию

Согласно ч. 4 ст. 177 ЖК РФ, банк перечислит деньги на работы по капремонту со специального счёта, если владелец такого счёта предоставит:

  • протокол ОСС с решением о выполнении работ по капремонту общедомового имущества;
  • договор об оказании услуг и, или о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД;
  • акт приёмки услуг, работ.

Часто банки требуют предоставить им оригиналы перечисленных документов. Поэтому Екатерина Окунькова рекомендует делать протокол, договор и акт в 3–4 экземплярах.

Под статьёй вы найдёте материалы к онлайн-семинару: презентацию, видеозапись и судебную практику. По каждому пункту алгоритма эксперт дала подробные рекомендации.

Также в раздаточных материалах будет то, о чём мы не успели рассказать в статье: какие ошибки совершают УО и ТСЖ при проведении работ по капитальному ремонту МКД и как их избежать. А ещё Екатерина Окунькова перечислила основания, по которым прокуратура и суд могут понудить управляющих домами вернуть деньги на спецсчёт, и проанализировала сложившуюся судебную практику.

В ходе онлайн-семинара мы ответили на вопросы участников, рекомендуем посмотреть видеозапись, чтобы узнать, разбиралась ли ситуация, подобная вашей.

О роли управляющей компании в организации процесса капитального ремонта

В процессе организации и проведения капитального ремонта, помимо фонда, задействованы ещё много сторон: ресурсоснабжающие организации, муниципалитеты, собственники. Особая роль принадлежит управляющим компаниям.

Управляющая компания — первичное звено, с которого всё начинается. Специалисты управляющих компаний предоставляют муниципалитетам данные о состоянии каждого дома, находящегося на их обслуживании. На основании этих данных и формируется программа капитального ремонта.

Когда фонд провёл торги, выбрал подрядчика и заключил с ним договор, опять важная часть работы — за УК. Она должна подготовить дом к проведению капитального ремонта: предоставить ключи от чердака (или подвала), провести освещение в подвал (в старых домах при строительстве оно не было предусмотрено), убрать мусор (а мусор там скапливается десятилетиями), иногда — демонтировать незаконно размещённые собственниками в подвале «стайки», в которых хранят ненужный хлам.

Если управляющая компания не убирает телевизионные и интернет-кабели, во время ремонта их могут повредить, и жители останутся без связи. Если трубы холодного и горячего водоснабжения проходят через крышу (при так называемой верхней разводке) и прикреплены к стропильной системе, управляющая компания должна устранить это нарушение. Если УК свою часть работы не выполнила, то подрядчик не успевает вовремя зайти на объект и приступить к работам, строительный контроль фонда обязан выставить подрядчику штраф.

Зачастую подрядчики, опасаясь штрафов, самостоятельно выполняют ту подготовку, за которую отвечает управляющая компания, хотя никакой платы за дополнительные работы не получают, ведь договором она не предусмотрена.

После завершения работ главная роль в обслуживании дома возвращается к УК: если установлено высокотехнологичное оборудование, в УК должны быть квалифицированные специалисты, способные его обслуживать.

Только согласованные действия всех заинтересованных сторон приведут к желаемому результату: высокому качеству выполнения ремонта и достойному уровню проживания.

О РОЛИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА

            В процессе организации и проведения капитального ремонта, помимо фонда, задействованы ещё много сторон: ресурсоснабжающие организации, органы местного самоуправления, собственники. Особая роль принадлежит управляющим компаниям.

         Управляющая компания — первичное звено, с которого всё начинается. Специалисты управляющих компаний предоставляют органам местного самоуправления данные о состоянии каждого дома, находящегося на их обслуживании. На основании этих данных и формируется программа капитального ремонта.

         Когда фонд провёл торги, выбрал подрядчика и заключил с ним договор, опять важная часть работы — за УК. Она должна подготовить дом к проведению капитального ремонта: предоставить ключи от чердака (или подвала), провести освещение в подвал (в старых домах при строительстве оно не было предусмотрено), убрать мусор (а мусор там скапливается десятилетиями), иногда — демонтировать незаконно размещённые собственниками в подвале «стайки», в которых хранят ненужный хлам. 

         Если УК не убирает телевизионные и интернет-кабели, во время ремонта их могут повредить, и жители останутся без связи. Если трубы холодного и горячего водоснабжения проходят через крышу (при так называемой верхней разводке) и прикреплены к стропильной системе, управляющая компания должна устранить это нарушение. Если УК свою часть работы не выполнила, то подрядчик не успевает вовремя зайти на объект и приступить к работам, строительный контроль фонда обязан выставить подрядчику штраф.

         Зачастую подрядчики, опасаясь штрафов, самостоятельно выполняют ту подготовку, за которую отвечает УК, хотя никакой платы за дополнительные работы не получают, ведь договором она не предусмотрена.

         После завершения работ главная роль в обслуживании дома возвращается к УК: если установлено высокотехнологичное оборудование, в УК должны быть квалифицированные специалисты, способные его обслуживать.

         Только согласованные действия всех заинтересованных сторон приведут к желаемому результату: высокому качеству выполнения ремонта и достойному уровню проживания. 

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 189 ЖК РФ

1. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

2. Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.

3. Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

5. В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:

1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;

2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса;

3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:

1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;

2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту;

3) сроки проведения капитального ремонта;

4) источники финансирования капитального ремонта;

5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 257-ФЗ)

6. В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Решение о капитальном ремонте общего имущества в этом многоквартирном доме принимается в соответствии с частями 3 — 6 настоящей статьи. В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный настоящей частью, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора. Положения настоящей части не применяются в случае наличия непогашенных кредита и (или) займа, погашение которых осуществляется за счет средств, поступающих на соответствующий специальный счет.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 28.12.2016 N 498-ФЗ, от 29.07.2017 N 257-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В течение десяти дней с даты подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан передать лицу, осуществляющему управление этим многоквартирным домом, копии документов о проведенном капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме (в том числе копии проектной, сметной документации, договоров об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ) и иные документы, связанные с проведением капитального ремонта, за исключением финансовых документов.

(часть 8 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

        Как защищать интересы жильцов многоквартирных домов при 

        рассмотрении предложений о капитальном ремонте  дома от

        управляющих компаний или от регионального оператора.

 В соответствии с Жилищным кодексом РФ ст. 39 собственники жилых помещений многоквартирного дома несут бремя расходов по надлежащему содержанию общего имущества дома ,а в соответствии с Градостроительным кодексом РФ стст. 55.24 ,  55.25 они также несут ответственность за безопасную эксплуатацию многоквартирного дома.

  Для эффективной защиты интересов жильцов многоквартирных домов при          рассмотрении предложений о проведении капитального ремонта дома от управляющих  компаний или от регионального оператора необходимо знать порядок возникновения полномочий,  прав,   обязанностей и ответственности сторон при капитальном ремонте многоквартирного дома,при соблюдении которого   не будут   нарушаться права и законные интересы собственников жилых помещений,пользователей  (нанимателей) жилых помещений многоквартирного дома в части качества проектно-сметной документации , соблюдения требований безопасности  для здоровья,жизни,имущества жильцов дома,  безопасной эксплуатации дома  и   ответственности лица-исполнителя проектно-сметной документации солидарно с ответственностью саморегулируемой организации,членом которой обязан быть исполнитель проектно-сметной документации.

   Ниже будет  вкратце изложен порядок возникновения полномочий, прав,    обязанностей и ответственности сторон при капитальном  ремонте многоквартирного дома,при соблюдении которого    не будут нарушаться права и законные интересы собственников жилых помещений,пользователей  (нанимателей) жилых помещений многоквартирного дома .

 Как известно, в 2013 г.  принят краевой закон  № 227-КЗ от 7.08.2013 г.

«О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае».В соответствии с жилищным кодексом РФ  и этим краевым законом в Приморском крае  разработана и  30.12.2013 г.  утверждена губернатором региональная программа

(в виде паспорта программы) капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае,сроком действия на 30 лет.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ ст. 168 :

2. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта  Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта РФ, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу. 

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах  (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 417-ФЗ) ;

4) иные сведения…..

3. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта РФ и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.

4. Внесение в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не допускается, за исключением случаев принятия соответствующего решения собственниками помещений в этом многоквартирном доме.

   Если конкретный многоквартирный дом  включен в региональную программу,то  собственники жилых помещений многоквартирного дома обязаны  (ЖК РФ ст. 189 части 1 ; 2 ; 4 ; 5)  принять решение о проведении капитального ремонта дома и в этом решении должны быть определены  или  утверждены   основные показатели капитального ремонта дома, включая :

1) перечень работ по капитальному ремонту;

2) смета расходов  на капитальный ремонт;

3) сроки проведения капитального ремонта;

4) источники финансирования капитального ремонта.

   При этом  возникает главный  вопрос,откуда взять,каким образом определить ,найти эти показатели капитального ремонта дома,чтобы при этом не были нарушены права и законные интересы жильцов многоквартирного дома.

   В части 5 ст. 189  ЖК РФ необходимо обратить внимание на  словосочетание  «определены   или    утверждены». Эти слова означают,что собственники помещений в многоквартирном доме имеют право САМИ  ОПРЕДЕЛЯТЬ   вышеуказанные показатели  капремонта дома  (перечень работ,смета расходов,сроки,источники капремонта дома)  и своим решением принять  их за основу   ИЛИ   имеют право утвердить показатели  капремонта дома  (перечень работ,смета расходов, сроки, источники капремонта дома), предложенные  каким-то внешним  лицом (управляющая организация,  региональный оператор).    Таким образом  собственники помещений в многоквартирном доме имеют право  не рассматривать, не учитывать показатели  капремонта дома  (перечень работ,смета расходов, сроки, источники капремонта дома),  предложенные  каким-то внешним  лицом  (управляющая организация,  региональный оператор)  ( смотри также ЖК РФ ст. 168 часть 4,приведенную выше). 

    Кроме этого в  решении общего собрания собственников жилых  помещений многоквартирного дома о проведении капитального ремонта  дома в соответствии с  ЖК РФ  ст.ст. 170 ; 175   должны быть определены :

1). способ формирования фонда капитального ремонта дома ;

2).владелец специального счета (если принято решение о формировании фонда капитального ремонта дома на спец-счете ).

   В качестве способов формирования фонда капитального ремонта дома могут быть :

— формирование фонда капитального ремонта дома  на специальном счете ;

— либо формирование фонда капитального ремонта дома на счете регионального оператора.

   При этом владельцем специального счета могут быть :

-товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом ;

— осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив.

   Собственники помещений в многоквартирном доме вправе также принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.

   Именно владелец специального счета получает право накапливать, распоряжаться, использовать средства фонда капитального ремонта дома  на нужды   капитального ремонта многоквартирного дома.  

 Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта дома.

   В соответствии с ЖК РФ ст. 174. часть 1   средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектно-сметной  документации , оплаты услуг технического заказчика, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. 

   Далее возникает вопрос,каким образом юридически оформить (в виде договоров)  возникновение полномочий , прав, обязанностей и ответственности  участников  капитального ремонта  многоквартирного  дома так,чтобы  при этом не  нарушались права и законные интересы собственников  помещений и пользователей  (нанимателей) жилых помещений многоквартирного дома.

Участниками отношений при проведении  капитального ремонта  многоквартирного дома,  являются : каждый собственник помещения в доме, с одной стороны ; владелец специального счета ,либо владелей счета -региональный оператор,с другой стороны ; далее технический заказчик ; лицо,выполняющее проектно-сметную документацию ; подрядчик — лицо,выполняющее капитальный ремонт  многоквартирного дома.

   После того,как решением  общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о проведении капитального ремонта  дома определены способ формирования фонда капитального ремонта дома  и владелец специального счета ,либо региональный оператор в качестве владельца счета или спецсчета ,  необходимо  юридически оформить  (в виде договоров)  возникновение полномочий , прав, обязанностей и ответственности участников капитального ремонта  многоквартирного дома.

  Если в качестве способа формирования фонда капитального ремонта дома   выбран- формирование фонда на счете регионального оператора или на его специальном счете и соответственно  в качестве владельца  счета,спецсчета выбран региональный оператор, то  владелец счета,спец-счета  (региональный оператор)   обязан заключить с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договор    на  проведение

капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома  и на  выполнение функций распорядителя  счета,спец-счета,включая сбор взносов от собственников помещений в фонд капитального ремонта дома.

Именно такой договор позволит юридически правильно оформить  и

закрепить получение правомочий,прав , обязанности с несением ответственности для  основных  участников  капитального ремонта многоквартирного дома .

   Только после оформления таких договоров с каждым собственником помещения в многоквартирном доме у владельца спец-счета,счета  появляется возможность  (правомочия,обязаннности с определением ответственности)  выполнять дальнейшие , необходимые в соответствии с Градостроительным кодексом РФ ст.ст. 48 ; 52 ; 55.3 ; 55.24 ;  55.25 ; 60  ,  действия по организации и проведению капитального ремонта многоквартирного дома .

    Владелец специального счета заключает договор с лицом,которое имеет право выполнять   функции технического заказчика   при  проведении капитального ремонта многоквартирного дома ,то есть это лицо должно иметь у себя специалиста с необходимым квалификационным документом  и иметь свидетельство о допуске к работам,влияющим на безопасность многоквартирного дома и его безопасную эксплуатацию,выданное соответствующей саморегулируемой организацией в строительстве.В таком договоре должны быть определены права,обязанности и ответственность сторон договора,причем ответственность технического заказчика

должна быть солидарной с ответственностью саморегулируемой организации в строительстве,членом которой он  обязан  являться.

   Технический заказчик  выполняет функции по организации получения разрешения (при необходимости) на капремонт многоквартирного дома, организации выполнения проектно-сметной документации ,осуществляет строительный контроль заказчика при  подготовке проектно-сметной документации и в процессе капитального ремонта дома,участвует в приемке работ вместе с представителем собственников  помещений в многоквартирном доме,оформляет и получает разрешение на ввод в эксплуатацию дома после его капитального ремонта.

   Для этого технический заказчик по поручению владельца спец-счета подготавливает и ведет договор с лицом  (членом саморегулируемой организации проектировщиков и сметчиков в строительстве)  на выполнение проектно-сметной документации на капремонт дома,  а позже — договор  с лицом  (членом саморегулируемой организации строителей)     на проведение капремонта дома.А сами такие договора заключаются между владельцем спец-счета  и лицом  (проектировщик-сметчик ; строитель).

   Технический заказчик  в соответствии с Градостроительным кодексом  РФ ст. 48 часть 5 обязан привлекать на основании договора, вклюающего  в себя определение прав,обязанностей и ответственности сторон, лицо для подготовки проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.Это лицо должно иметь аттестованного специалиста и иметь свидетельство о допуске к проектным работам, оказывающим влияние на безопасность многоквартирного дома при проведении и после окончания капитального ремонта дома,которое выдано саморегулируемой организацией проектировщиков и сметчиков в строительстве .Членство этого лица в  саморегулируемой организации проектировщиков и сметчиков  в строительстве означает,что наряду с его ответственностью  по вышеуказанному договору при необходимости  будет нести солидарную ответственность  и саморегулируемая организация проектировщиков и сметчиков.

   Поскольку подавляющее большинстово работ и услуг, выполняемых при проведении капитального ремонта многоквартирного дома,  оказывают влияние на безопасность многоквартирного дома  и  на его безопасную эксплуатацию,поэтому должна осуществляться подготовка проектной документации и  только затем на её основе- подготовка сметы расходов на проведение капитального ремонта дома (комплексного или частичного) с соблюдением требований безопасности , которые установленны в федеральном законе «Технический  регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ  от 30.12.2009 г.

  В соответствии с  этим  законом  требования данного  технического регламента  применяются  к многоквартирным домам  ,  прошедшим капитальный ремонт.

Это  означает,что для проведения капремонта (частичного или комплексного) многоквартирного дома потребуется подготовка проектной документации, которая обеспечит соблюдение требований безопасности,установленных этим техническим регламентом,  а    после выполнения капремонта дома потребуется приемка работ с проверкой на соответствие требованиям безопасности,установленных этим техническим регламентом и проектом.

   В соответствии с Градостроительным кодексом  РФ ст. 48 часть 12.2  

технический заказчик  разрабатывает  задание  (после согласования с собственниками помещений в многоквартирном доме)   на подготовку отдельных разделов проектно-сметной документации в зависимости от содержания работ,которые требуется выполнить при проведении капитального ремонта дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

   В таком задании должны устанавливаться в том числе  задание  по разработке сметы на капремонт многоквартирного дома  (в соответствии с Градостроительным кодексом РФ ст. 48 часть 12 пункт 11),поскольку возможно бюджетное софинансирование расходов на капремонт дома ;  задание по разработке требований по обеспечению безопасной эксплуатации многоквартирного дома (в соответствии с Градостроительным кодексом  РФ ст. 48 часть 10.1 ; федеральным законом «Технический  регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ  от 30.12.2009 г.) ;задание по разработке перечня мероприятий по обеспечению энергетической эффективности дома   (в соответствии с Градостроительным кодексом РФ  ст. 48 часть 12 пункт 11.1.).

    Разработанную в соответствии с вышеприведенными очередностью, условиями, требованиями и заданием   проектную и  сметную документацию  на капремонт многоквартирного дома технический заказчик обязан  представить на утверждение решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Общее  собрание собственников помещений в многоквартирном доме при этом имеет право ,либо принять за основу разработанную смету расходов на капремонт дома,либо  произвести  её корректировку,вызванную различными факторами.

Утвержденная  на этом этапе  решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме  смета расходов на капремонт дома должна использоваться  при проведении капремонта многоквартирного дома  владельцем спец-счета ,техническим заказчиком,собственниками помещений в многоквартирном доме ,поскольку при этом будут соблюдены права и законные интересы жильцов дома ,жильцы будут защищены от возможных ошибок при расчете сметы расходов на капремонт, от ошибок из-за несоблюдения требований к безопасности здания,жильцов дома,требований к безопасной эксплуатации дома.

   В тоже время  нарушения,ущемления прав и интересов собственников помещений в многоквартирном доме  при использовании сметы расходов на капремонт многоквартирного дома,содержащейся в предложении от организации, управляющей многоквартирным домом,  о проведении капитального ремонта  дома будут иметь  место в обязательном порядке по следующим причинам.

1).Организация, управляющая многоквартирным домом, не уполномочена

собственниками помещений в многоквартирном доме на расчет сметы на проведение капитального ремонта дома,т.к. нет решения общего собрания.

2). Организация, управляющая многоквартирным домом, не имеет права выполнять подготовку проектно-сметной документации на проведение частичного или комплексного капитального ремонта многоквартирного дома,поскольку не имеет квалифицированного специалиста-проектировщика-сметчика, не имеет свидетельства о допуске к проектно-сметным работам, оказывающим влияние на безопасность многоквартирного дома,его жильцов, на безопасную эксплуатацию дома,поскольку  она  не является членом саморегулируемой организации проектировщиков, сметчиков.

3).Организация, управляющая многоквартирным домом, не является членом  саморегулируемой организации проектировщиков, сметчиков,поэтому исключается участие  саморегулируемой организации  в несении солидарной ответственности  за ошибки при подготовке сметы расходов на капремонт дома и вред,ущерб,причиненный зданию и его жильцам, включая завышенные сметные расходы.

4).Организация, управляющая многоквартирным домом, не  имеет договора с каждым собственниками помещений в многоквартирном доме на расчет сметы  расходов на проведение частичного или комплексного капитального ремонта дома,поэтому эта организация не обязывается определенными обязательствами и не принимает на себя никакой ответственности за шибки при подготовке сметы расходов на капремонт дома и вред,ущерб,причиненный зданию и его жильцам,включая завышенные сметные расходы.

 5).Организация, управляющая многоквартирным домом, выполняет расчет сметы на проведение частичного или комплексного капитального ремонта дома   без  задания от технического заказчика   и  без  предварительной разработки соответсвующего заданию проекта на  частичный или комплексный  капитальный  ремонт многоквартирного дома ,что неизбежно  приведет к ошибкам при подготовке сметы расходов на капремонт дома в части размера сметных расходов, к  кратному завышению сметы, к неадэкватному учету стоимости работ ,оказывающих влияние на безопасность многоквартирного дома,его жильцов, на безопасную эксплуатацию дома,а в итоге приведет к неминуемому нанесению вреда,ущерба  жильцам многоквартирного дома, включая кратно завышенные сметные расходы,а также значительные добавочные

неучтенные расходы,возникшие из-за неадекватного учета требований безопасности.

    Поэтому,если управляющая организация направит собственникам помещений многоквартирного дома предложение,включающее смету расходов на капремонт дома, то с целью соблюдения прав и законных интересов собственников  помещений   необходимо выполнить действия  в соответствии с  вышеприведенным порядком.   То есть :

    Сначала выбрать способ формирования фонда капремонта дома и определить владельца спец-счета  или счета (региональный оператор).

    Затем оформить договора между каждым собственником помещения  в доме и владельцем спец-счета  или счета (региональный оператор).

    Далее владелец спец-счета или счета заключает с лицом (физическим

или юридическим) договор на выполнение функций технического заказчика.

   Далее технический заказчик подготавливает задание и  договор между владельцем спец-счета или счета   и   лицом (физическим или юридическим)  на подготовку проектно-сметной документации на капремонт многоквартирного дома.

   Только наличие проектной документации на капремонт дома гарантирует собственникам помещений  в доме адекватность  (соответствие)  расчета сметы расходов на капремонт дома необходимому объему и составу работ,требующихся при проведении капремонта данного  дома,а также адекватность сметы требованиям безопасности дома,его жильцов, безопасной эксплуатации дома.

    В противном случае ,т.е. при отсутствии проектной документации на капремонт дома, смета расходов на капремонт дома будет кратно завышена,

а требования безопасности здания и его жильцов  не будут соблюдены.

   После выполнения проектно-сметной документации на капремонт многоквартирного дома технический заказчик проверяет её на предмет соблюдения требований технических регламентоа,включая требования к безопасности,  и ,в случае отсутствия замечаний,   представляет смету расходов на капремонт дома на утверждение общему собранию собственников помещений  дома.

    Только после утверждения сметы расходов и других показателей капремонта дома (сроки,источники финансирования и др.)  можно приступать к организации проведения непосредственно капремонта многоквартирного дома.

Like this post? Please share to your friends:
  • Федеральный арбитражный суд северо западного округа реквизиты госпошлины
  • Автомобиль за 4 часа проехал 300 км сколько км он проехал бы за это время
  • Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда реквизиты
  • Автомобиль первую половину пути проехал со скоростью 100 км ч а вторую 60
  • Филиал компании с ограниченной ответственностью стэнмикс холдинг лимитед