Уборка придомовой территории от снега управляющей компанией

Главной темой новостей на сайтах органов ГЖН в ноябре стал перенос сроков продления лицензий управляющих организаций. Но традиционно надзорные органы разъясняли и отдельные вопросы по содержанию домов и проведению контроля. Читайте обзор пяти таких публикаций.

УО обязаны очищать от снега и наледи кровли и дворы

ГЖИ Новосибирской области опубликовала обязательные требования по уборке придомовых территорий и крыш многоквартирных домов в зимний период.

Исходя из положений пп. «б» п. 10 Правил № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем в том числе соблюдение характеристик безопасности для жизни и здоровья граждан.

УО в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов обязаны:

  • проверять и при необходимости очищать кровлю от скопления снега;
  • удалять наледь и сосульки.

Если у дома мягкая кровля, то от снега очищают желоба, свесы на скатных рулонных кровлях и навесы, в том числе с балконов и козырьков. На кровлях с уклоном более 45 градусов и свободным сбрасыванием воды очищать снег следует только в разжелобках и над карнизами.

Согласно Минимальному перечню № 290, при содержании дворов управляющие организации должны соблюдать следующие требования:

  • очищать крышки люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной свыше 5 см;
  • сочищать придомовую территорию от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;
  • убирать крыльцо и площадки перед входом в подъезд.

Уборку двора, кроме снегоочистки во время снегопадов, следует проводить в утренние или вечерние часы. Все последствия выпадения осадков должны быть полностью устранены через 6 часов после завершения снегопада.

Пять особенностей платы за механизированную уборку снега во дворе МКД

Пять особенностей платы за механизированную уборку снега во дворе МКД

Требования к уборке придомовой территории зимой прописаны в Правилах № 170

Требования к уборке придомовых территорий зимой подробнее описаны в Правилах № 170. ГЖИ Новосибирской области сделала обзор таких норм, указав, что УО обязаны убирать площадки, дворы, дороги, тротуары, дворовые и внутриквартальные проезды.

Места, где не могут пройти специальные машины, должны убираться вручную. Управляющие домами обеспечивают свободный подъезд к люкам смотровых колодцев и узлам управления инженерными сетями, а также источникам пожарного водоснабжения, расположенным на обслуживаемой территории.

Тротуары шириной более 3,5 м, проезды и дворы следует убирать машинами, предназначенными для проезжей части улиц. На тротуарах шириной более 6 м, отделённых газонами от проезжей части, допускается сдвигать снег на вал на середину тротуара для последующего удаления.

Таблица периодичности выполнения зимних работ по очистке тротуаров во время снегопада

Накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю. При ручной уборке нужно убирать тротуары и внутриквартальные проезды полностью под скребок. При возникновении скользкости обработка дорожных покрытий производится пескосоляной смесью.

Как власти городов, службы ЖКХ и УО справляются со снегопадами

Как власти городов, службы ЖКХ и УО справляются со снегопадами

В отсутствие ИПУ в паркинге расчёт платы за КУ ведётся с использованием повышающего коэффициента 1,5

Ещё одно разъяснение ГЖИ Новосибирской области посвятила вопросу расчёта платы за коммунальные услуги для собственников машино-мест в подземном паркинге. Согласно п. 43 Правил № 354, объём потребляемых в помещении паркинга электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объём отводимых сточных вод определяется исходя из показаний приборов учёта, установленных в этом помещении. Если таких приборов нет, то исходя из площади паркинга и норматива потребления.

Объём коммунального ресурса распределяется между собственниками площадей в паркинге пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому из них. Если в помещении отсутствуют приборы учёта, то расчёт ведётся с применением повышающего коэффициента 1,5 к нормативу потребления коммунального ресурса.

Компанию и её руководство нельзя одновременно привлечь к ответственности за одно и то же нарушение

Орган ГЖН Свердловской области рассказал о новых правилах назначения административного наказания за нарушения обязательных требований в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ. Этим документом внесены изменения в КоАП РФ:

  1. Статья 2.1 КоАП РФ дополнена ч. ч. 4, 5 – введены исключения по одновременному привлечению к административной ответственности юридических лиц и их должностных лиц.

В случае привлечения должностного лица к административной ответственности, юридическое лицо не подлежит наказанию за такое же нарушение. При этом суд должен установить, что лицо приняло все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм НПА.

  1. Введена новая ст. 4.1.2 с особенностями назначения административного наказания в виде штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП), в том числе микропредприятиям.

В случае, если юридическое лицо на момент совершения административного правонарушения является субъектом МСП, то штраф назначается как для осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юрлица или же 50% от минимального штрафа.

  1. Статья 4.4 КоАП РФ дополнена ч. ч. 5, 6, где предусмотрено назначение наказаний за совершение нескольких административных правонарушений.

В случае, если при проведении одного контрольного мероприятия выявлены два и более правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьёй разд. II КоАП РФ, совершившему их лицу назначается штраф как за совершение одного административного нарушения. Если же надзорное ведомство имеет основания для привлечения лица по нескольким статьям, то должно наказать такое лицо по более строгой статье.

Какие контрольно-надзорные действия применяют ГЖИ при проверках УО

Какие контрольно-надзорные действия применяют ГЖИ при проверках УО

Компании обязаны до обращения в суд обратиться в орган ГЖН с досудебным обжалованием его решений

О том, что с 1 января 2023 года станет обязательным досудебное обжалование решений надзорных органов, напомнил орган ГЖН Республики Саха (Якутия). Это требование введено Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ, где прописан механизм такого обжалования.

Контролируемые лица, имеют право на досудебное обжалование:

  • решений о проведении контрольно-надзорных мероприятий;
  • актов, предписаний об устранении выявленных нарушений;
  • действий или бездействия должностных лиц.

Сейчас досудебный порядок обжалования обязателен для отдельных видов госконтроля, а с 1 января 2023 года станет обязательным для всех. Подать в суд можно будет только после соблюдения порядка досудебного обжалования.

Жалоба подаётся в электронном виде через Госуслуги. Заявителю нужно выбрать регион, наименование контрольного органа, соответствующее основание для подачи жалобы, номер проверки и изложить суть жалобы.

Обзоры разъяснений органов Госжилнадзора, а также Росреестра, Минстроя России и других ведомств читайте на нашем портале:

  • о содержании дома, проведении ОСС и ремонте балконов;
  • о прямых договорах и банкротстве УО;
  • о ликвидации ТСЖ и ошибках при расчётах платы за КР на СОИ.

У вас есть полезное другим управляющим домами письмо ГЖИ или Минстроя РФ? Присылайте на [email protected] или станьте автором статьи о нём.

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 900 подписчикам

Статьи по теме

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Своевременная уборка территорий, тротуаров, дорог, крыш зданий, жилых домов от снега и наледей является одним из наиболее актуальных вопросов, возникающих в весенний и осенний периоды, так как не исполнение и несвоевременное данных обязанностей влечёт за собой повышение травматизма среди населения, а также угрозу жизни и здоровью граждан.

Какой бы способ управления жители не выбрали (как правило, это управляющая компания либо товарищество собственников жилья), управляющая организация обязана исполнять минимальный перечень услуг, необходимых для надлежащего содержания многоквартирного жилого дома, что закреплено ч.1.2 ст.161 ЖК РФ и п.11.1 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденную постановлением правительства РФ от 13.08.2006 номер 491.

Учреждения, управляющие компании, должны проверять и при необходимости очищать кровли от скопления наледи и сосулек. Эта обязанность закреплена п.7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2014 номер 290. Также п.25 приведённых правил содержит обязанность по очистке придомовой территории от снега и наледи.

В соответствии с п.4.6.1.23 правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 номер 170, очистка кровли от мусора и грязи производится 2 раза в год: весной и осенью, удаление наледей и сосулек – по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением:

— желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком;

— снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов, и козырьков.

Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить в случае протечек на отдельных участках. Согласно п.4.6.4.6 правил очистка крыш от снега и льда должна поручаться рабочим, знающим правила содержания кровли, имеющие допуск к работе на высоте и выполняться только деревянными лопатами.

В соответствии с п.10 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением правительства РФ от 13.08.2006 номер 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей). Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несёт бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, бремя по предупреждению или уборке наледей несут собственники зданий, руководители организаций (директора школ, детских садов и т.д.) председатели товариществ собственников жилья, а случае если это предусмотрено договором — управляющие компании. За несвоевременную очистку зданий и территорий предусмотрена и административная ответственность в зависимости от обстоятельств по ст.6.3, 7.22, 12.34, 14.1.3 КоАП РФ либо 6.12 КоАП РС(Я). Санкции данных статей предусматривают наказание для юридических лиц в виде штрафа до 1 млн рублей.

Контроль за соблюдением указанных обязанностей должен осуществляться органами Роспотребнадзора, Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) и муниципалитетами. Так, в случаях, когда причиной образования наледи явилось ненадлежащее обслуживание сетей коммуникаций (течь в сетях КНС), что в последствии привело к образованию наледи, либо не проведение антигололедных мероприятий, виновные лица несут административную ответственность по ст.6.3 КоАП РФ (нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий).

За устранением данных нарушений и привлечением к ответственности виновных лиц следует обращаться в органы Роспотребнадзора. Ответственность за несвоевременное исполнение управляющей организацией требований по уборке крыш и фасадов многоквартирных жилых домов, а также прилегающей придомовой территории от наледей и снега предусмотрена ч.2 ст.7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений). Если невыполнением вышеуказанных обязанностей нарушаются положения лицензии по управлению многоквартирным домом, действия виновного лица квалифицируются по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ. Контрольные полномочия в указанных сферах осуществляются Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия).

В том же случае если при несвоевременной уборке дорог от наледей создаётся угроза безопасности дорожного движения, действия виновных лиц квалифицируются по ст.12.34 КоАП РФ (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог). В подобном случае гражданам следует обращаться в органы ГИБДД.

При нарушении Правил благоустройства (которые принимаются в каждом муниципальном образовании отдельно) вследствие образования наледей или их несвоевременного устранения, виновное лицо несёт ответственность согласно ст.6.12 КоАП РС (Я). В данном случае следует обращаться в администрацию муниципального образования. В тех случаях, когда неисполнение обязанностей по уборке снега и наледей привело к серьёзным последствиям (вред жизни, здоровью или имуществу граждан), виновное должностное лицо несёт уголовную ответственности по ст.293 УК РФ (халатность). Уголовные дела по данной статье возбуждались в Кирове и Ярославле.

При бездействии вышеперечисленных контролирующих органов гражданам следует обращаться в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования. В целях пресечения либо устранения нарушений требований законодательства в данной сфере также возможно принятие актов прокурорского реагирования. К примеру, в связи с не проведением подготовительных мероприятий по уборке кровли СОШ 9 п.Чульман от наледи и снега 25.02.2018 директору учреждения объявлено предостережение. В настоящее время необходимые работы по уборке кровли проведены.

В случае причинения травмы гражданину ввиду несвоевременной либо некачественной уборки наледей, гражданином к виновному лицу может быть предъявлен иск о возмещении вреда, причинённого здоровью, и компенсации морального вреда.

Андрей СТЕЦ,

старший помощник, прокуратура г.Нерюнгри.

Кто несет ответственность за уборку снега и наледей

Своевременная уборка территорий, тротуаров, дорог, крыш зданий, жилых домов от снега и наледей является одним из наиболее актуальных вопросов, возникающих в весенний и осенний периоды, так как не исполнение и несвоевременное данных обязанностей влечёт за собой повышение травматизма среди населения, а также угрозу жизни и здоровью граждан.

Какой бы способ управления жители не выбрали (как правило, это управляющая компания либо товарищество собственников жилья), управляющая организация обязана исполнять минимальный перечень услуг, необходимых для надлежащего содержания многоквартирного жилого дома, что закреплено ч.1.2 ст.161 ЖК РФ и п.11.1 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденную постановлением правительства РФ от 13.08.2006 номер 491.

Учреждения, управляющие компании, должны проверять и при необходимости очищать кровли от скопления наледи и сосулек. Эта обязанность закреплена п.7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2014 номер 290. Также п.25 приведённых правил содержит обязанность по очистке придомовой территории от снега и наледи.

В соответствии с п.4.6.1.23 правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 номер 170, очистка кровли от мусора и грязи производится 2 раза в год: весной и осенью, удаление наледей и сосулек – по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением:

— желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком;

— снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов, и козырьков.

Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить в случае протечек на отдельных участках. Согласно п.4.6.4.6 правил очистка крыш от снега и льда должна поручаться рабочим, знающим правила содержания кровли, имеющие допуск к работе на высоте и выполняться только деревянными лопатами.

В соответствии с п.10 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением правительства РФ от 13.08.2006 номер 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей). Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несёт бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, бремя по предупреждению или уборке наледей несут собственники зданий, руководители организаций (директора школ, детских садов и т.д.) председатели товариществ собственников жилья, а случае если это предусмотрено договором — управляющие компании. За несвоевременную очистку зданий и территорий предусмотрена и административная ответственность в зависимости от обстоятельств по ст.6.3, 7.22, 12.34, 14.1.3 КоАП РФ либо 6.12 КоАП РС(Я). Санкции данных статей предусматривают наказание для юридических лиц в виде штрафа до 1 млн рублей.

Контроль за соблюдением указанных обязанностей должен осуществляться органами Роспотребнадзора, Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) и муниципалитетами. Так, в случаях, когда причиной образования наледи явилось ненадлежащее обслуживание сетей коммуникаций (течь в сетях КНС), что в последствии привело к образованию наледи, либо не проведение антигололедных мероприятий, виновные лица несут административную ответственность по ст.6.3 КоАП РФ (нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий).

За устранением данных нарушений и привлечением к ответственности виновных лиц следует обращаться в органы Роспотребнадзора. Ответственность за несвоевременное исполнение управляющей организацией требований по уборке крыш и фасадов многоквартирных жилых домов, а также прилегающей придомовой территории от наледей и снега предусмотрена ч.2 ст.7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений). Если невыполнением вышеуказанных обязанностей нарушаются положения лицензии по управлению многоквартирным домом, действия виновного лица квалифицируются по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ. Контрольные полномочия в указанных сферах осуществляются Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия).

В том же случае если при несвоевременной уборке дорог от наледей создаётся угроза безопасности дорожного движения, действия виновных лиц квалифицируются по ст.12.34 КоАП РФ (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог). В подобном случае гражданам следует обращаться в органы ГИБДД.

При нарушении Правил благоустройства (которые принимаются в каждом муниципальном образовании отдельно) вследствие образования наледей или их несвоевременного устранения, виновное лицо несёт ответственность согласно ст.6.12 КоАП РС (Я). В данном случае следует обращаться в администрацию муниципального образования. В тех случаях, когда неисполнение обязанностей по уборке снега и наледей привело к серьёзным последствиям (вред жизни, здоровью или имуществу граждан), виновное должностное лицо несёт уголовную ответственности по ст.293 УК РФ (халатность). Уголовные дела по данной статье возбуждались в Кирове и Ярославле.

При бездействии вышеперечисленных контролирующих органов гражданам следует обращаться в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования. В целях пресечения либо устранения нарушений требований законодательства в данной сфере также возможно принятие актов прокурорского реагирования. К примеру, в связи с не проведением подготовительных мероприятий по уборке кровли СОШ 9 п.Чульман от наледи и снега 25.02.2018 директору учреждения объявлено предостережение. В настоящее время необходимые работы по уборке кровли проведены.

В случае причинения травмы гражданину ввиду несвоевременной либо некачественной уборки наледей, гражданином к виновному лицу может быть предъявлен иск о возмещении вреда, причинённого здоровью, и компенсации морального вреда.

Андрей СТЕЦ,

старший помощник, прокуратура г.Нерюнгри.

Обязанность по уборке территории многоквартирного дома от снега в регламентировано несколькими нормативно-правовыми актами, основными из которых являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (Правила № 170), и Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (Минимальный перечень).

 
На основании Правил № 170 уборка дворов, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов должна производиться организациями, обслуживающими жилищный фонд.

 
В соответствии с Минимальным перечнем управляющие организации обязаны выполнять работы по очистке придомовой территории от наледи, льда и снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова). Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую зону, а во дворах – к местам складирования. Снег, собираемый во дворах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений.

 
Вместе с тем, нормативными актами предусмотрена только уборка придомовой территории от снега, вывоз снега с придомовой территории действующим законодательством не регламентирован. Данная услуга является дополнительной. Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании вправе принять решение о периодичности вывоза снега с придомовой территории и определить источник финансирования данного вида работ.

 
В случае некачественной уборки снега с придомовой территории управляющей организацией собственники помещений многоквартирного дома, в первую очередь, должны обратиться непосредственно в управляющую организацию.

 
Согласно Правилам изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений вправе обратиться с заявлением о снижении размера платы к ответственному лицу.

 
Факт выявления ненадлежащего качества оказания услуг и выполнения работ отражается в соответствующем акте нарушения качества, который является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

 
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено, которое в течение 2 рабочих дней с даты его получения обязано направить заявителю извещение о дате получения заявления, его регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.

 
При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере.

 
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы.

 
Кроме того, государственная жилищная инспекция Новосибирской области в пределах компетенции проводит проверки соблюдения юридическими лицами обязательных и лицензионных требований, в том числе требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

 
Таким образом, в случае невыполнения управляющей организацией обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, включая обязанность по уборке придомовой территории от снега, собственники помещений вправе обратиться с соответствующим заявлением в ГЖИ НСО.

 
Управляющие организации, осуществляющие управлением многоквартирными домами на основании лицензии, несут административную ответственность за нарушение лицензионных требований в соответствии с действующим законодательством.

 
Поскольку содержание общего имущества многоквартирного дома является одним из лицензионных требований, в случае выявления нарушений, связанных с ненадлежащим выполнением обязанности по уборке придомовой территории от снега, управляющие организации по результатам внеплановых проверок, проводимых инспекцией, могут быть привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере от 50 до 100 тысяч рублей для должностного лица или его дисквалификации на срок до 3 лет и штрафа на сумму от 250 до 300 тысяч рублей для юридического лица соответственно.

 
Для товариществ собственников жилья (ТСН, ЖСК, ЖК) КоАП РФ предусматривает административную ответственность по статье 7.22, в соответствии с которой штраф для должностных лиц может составить 4 ‑ 5 тысяч рублей, для юридического лица ‑ от 40 до 50 тысяч рублей.

Они должны обеспечить беспрепятственный проход для пешеходов и проезд транспорта внутри двора многоквартирного дома. Об этом ER.RU рассказал депутат Мосгордумы, федеральный координатор партийного проекта «Школа грамотного потребителя» Александр Козлов.

«Обязанность по уборке территории многоквартирного дома от снега управляющими организациями, ТСЖ прописана в нескольких нормативно-правовых документах. Основные из них — Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290) и Постановление Госстроя РФ «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (от 27.09.2003 №170). В соответствии с ними управляющая организация должна выполнять работы по очистке придомовой территории от наледи, льда и снега», — рассказал он.

Периодичность уборки тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега) устанавливается в зависимости от класса тротуаров, который присваивается, исходя изинтенсивности пешеходного потока.

«В целом правила следующие. При отсутствии осадков очистка придомовых площадей должна проводиться утром ежедневно. Если снежный покров не толще двух сантиметров, дворники обязаны подмести территорию. Когда количество выпавших осадков превышает этот показатель, снег нужно сдвинуть к краю тротуара в сугробы. А в случае, если из-за осадков передвижение по придомовой территории становится невозможным, уборку следует проводить непрерывно», — разъяснил Александр Козлов.

Иногда складирование снега, даже если оно производится без нарушения правил, становится объектом спора между управляющей организацией и собственниками жилья, добавил депутат.

«Между тем, вывоз снега не входит в минимальный перечень услуг. И здесь есть следующий вариант действий: провести общее собрание  собственников и договориться об утилизации снега с управляющей компанией», — сказал координатор партпроекта.

Начинать очистку нужно около подъездов, потом убирать тротуары и дорожки, имеющие выход на внешние тротуары, к остановкам общественного транспорта, магазинам, следом — проезжую часть, стоянку, а уже затем — все остальное.

В случае гололеда необходимо посыпать противогололедными материалами сначала тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории.

Особое внимание зимой уделяется очистке крыш.

«Это вопрос и безопасности жителей, граждан, проходящих мимо домов, и должного содержания общедомового имущества. Должны очищаться все крыши, не только скатные», — сказал депутат.

Если управляющая организация не выполняет свои обязанности, необходимо обращаться в жилищную инспекцию. По результатам внеплановых проверок, проводимых инспекцией, она может быть привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, предусматривающей штраф от 50 до 100 тысяч рублей для должностного лица (или его дисквалификации на срок до трех лет) и штраф на сумму от 250 до 300 тысяч рублей для юридического лица соответственно.

Для товариществ собственников жилья (ТСН, ЖСК, ЖК) КоАП РФ предусматривает административную ответственность по статье 7.22, в соответствии с которой штраф для должностного лица может составить 45 тысяч рублей, для юридического лица от 40 до 50 тысяч рублей.

Если гражданин поскользнулся на наледи и получил травму, он вправе потребовать, чтобы виновник возместил расходы на лечение, утраченный заработок и моральный вред. В плохой работе коммунальных служб люди, как правило, винят местные власти. Это не всегда справедливо, поскольку органы МСУ отвечают за уборку льда и снега только на территории, находящейся в муниципальной собственности. Мы проанализировали судебную практику и выяснили:

— когда за уборку территории отвечают местные власти; 
— как обязать владельцев бизнеса содержать территорию, прилегающую к объектам коммерческой недвижимости; 
— как доказать, что органы МСУ исполняют свои обязанности.

Кто должен содержать придомовую территорию, если участок под МКД поставили на кадастровый учет

На заметку: Земельный участок, на котором расположен МКД, переходит в общую долевую собственность собственников помещений с момента, когда его сформировали и поставили на кадастровый учет

Содержать имущество — обязанность его собственника (ст. 210 ГК, ст. 39 ЖК). Это касается и придомовой территории — земельного участка, на котором расположен дом и объекты, предназначенные для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК). Если такой участок находится в общей долевой собственности всех собственников помещений в МКД, то содержать его должны именно они. Это означает, что за очистку придомовой территории от снега и льда ответит ТСЖ, ЖСК или управляющая организация.

Обязанности по содержанию участка перечислены в пункте 24 Минимального перечня работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД (утв. постановлением Правительства от 03.04.2013 № 290). Например, в холодный период управляющая организация должна:

— очищать крышки люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда с толщиной слоя свыше 5 см; 
— очищать придомовую территорию от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; 
— очищать придомовую территорию от снега или подметать ее, когда снега нет; 
— очищать придомовую территорию от наледи и льда; 
— убирать крыльцо и площадку перед входом в подъезд.

Выполнять работы по содержанию общего имущества в МКД управляющая организация обязана, даже если собственники не принимали такого решения на общем собрании. Есть ли в договоре управления МКД условие о содержании придомовой территории, тоже неважно (постановление Президиума ВАС от 29.09.2010 № 6464/10).

Если участок под МКД сформирован и в доме выбрана управляющая организация, то она и должна отвечать за содержание придомовой территории. Доводы о том, что органы муниципального контроля не выявили нарушений при проверках, в судах не сработают

Доводы о том, что органы муниципального контроля не выявили нарушений при проверках, в судах не сработают

ПРИМЕР 1. Гражданка поскользнулась и получила травму. Она обратилась с иском к управляющей организации и ИП — хозяину отеля, возле которого произошло падение. Истица просила взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда, утраченный заработок и расходы на лечение. Суд первой инстанции взыскал по 171 тыс. руб. с каждого ответчика.

Управляющая компания подала апелляционную жалобу. Она утверждала, что исполнила свои обязанности надлежащим образом. Это подтверждает акт выполненных работ по уборке территории. Апелляция установила, что падение произошло на придомовой территории, за которую несет ответственность управляющая организация, а не отель. Достаточных доказательств надлежащего содержания придомовой территории ответчик не представил. При проверке муниципальные контролеры не выявили нарушения правил благоустройства. Но это не означает, что на момент падения истицы наледи на придомовой территории не было. Суд постановил взыскать всю сумму компенсации с УК (апелляционное определение Омского областного суда от 17.01.2018 № 33-15/2018).

Кто отвечает за уборку, если участок под МКД не поставлен на кадастровый учет

Если земельный участок под домом не поставили на кадастровый учет, то земля принадлежит муниципалитету. В этом случае содержать придомовую территорию обязаны местные власти. При неисполнении или ненадлежащем исполнении этой обязанности орган местной власти должен будет возместить моральный вред и вред здоровью, а также утраченный заработок пострадавшему гражданину.

ПРИМЕР 2. Жительница Костромы упала на обледеневшем тротуаре и сломала предплечье. Суд установил, что участок, где случилась травма, находится в муниципальной собственности. Посыпка тротуара противогололедным реагентом не была включена в план работ. Виновным суд признал Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации Костромы. Местные власти выплатили истице из местного бюджета 130 тыс. руб. в качестве моральной компенсации и 2,3 тыс. руб. на лечение (решение Свердловского районного суда г. Костромы от 25.10.2019 № 2-2589/2019).

Кто должен убирать снег и лед вокруг объектов коммерческой недвижимости

Важная деталь: Границы территории, прилегающей к участку, можно определить, только если этот участок был образован

Территория общего пользования, которая окружает здание, строение, сооружение или земельный участок, — это прилегающая территория. Ее границы органы МСУ определяют в муниципальных правилах благоустройства в соответствии с порядком, установленным законом региона (п. 37 ст. 1 ГрК).

Органы МСУ вправе регулировать участие собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий (п. 13 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Если вы установили в правилах благоустройства обязанность владельца магазина или офисного здания по уборке прилегающей территории, он должен ее выполнять. Заключите с ним соглашение о содержании прилегающей территории. Это послужит аргументом в вашу пользу.

ПРИМЕР 3. Мужчина поскользнулся у входа в магазин и сломал ногу. Он перенес несколько операций, затем лечился амбулаторно. Позднее пострадавший обратился в суд с иском к магазину о компенсации морального вреда.

Суд пришел к выводу, что причиной падения стала плохая уборка тротуара у входа в магазин. Территория, где произошел несчастный случай, находится в пользовании и обслуживании ответчика на основании соглашения между организацией и администрацией города. Муниципальные правила содержат требования к владельцам магазинов, торговых центров, офисов по уборке прилегающей территории. Суд первой инстанции взыскал с ответчика 180 тыс. руб. в счет возмещения морального вреда. Апелляционная инстанция увеличила размер компенсации до 500 тыс. руб. (апелляционное определение Белгородского областного суда от 20.11.2018 № 33-6254/2018).

Каким должен быть размер прилегающей территории

Органы МСУ вправе устанавливать размеры прилегающих территорий в муниципальных правилах благоустройства. Как определить этот размер, решают власти региона. Если размер, который вы установили, соответствует региональному порядку, суд встанет на вашу сторону.

На заметку: Если прилегающая к зданию территория относится к придомовой и входит в состав общего имущества собственников в МКД, суд признает виновной в ее ненадлежащем содержании управляющую организацию

ПРИМЕР 4. Муниципальные правила благоустройства требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Для ларьков такая территория определялась в 10 м, для рекламных конструкций — в 5 м, а для МКД — в 15 м по периметру от границ земельного участка, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства. Одна из управляющих организаций сочла, что муниципалитет незаконно заставляет ее содержать территорию, не входящую в общее имущество собственников. Организация попыталась оспорить эти положения правил благоустройства. Областной, а затем и Верховный суд отказали в иске. Суд указал, что благоустройство — это в том числе деятельность по содержанию расположенных в населенном пункте объектов, а также прилегающих к ним территорий. Лица, ответственные за эксплуатацию здания, строения или сооружения, обязаны принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий. Порядок устанавливают местные власти в муниципальных правилах благоустройства (Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ). Границы прилегающих территорий установлены в правилах благоустройства в соответствии с региональным законом (определение Верховного суда от 05.07.2019 № 2-АПА19-5).

Как доказать, что муниципалитет обеспечил уборку автодороги местного значения

Содержание автомобильных дорог общего пользования осуществляют их собственники. За дороги, находящиеся в муниципальной собственности, ответственность несут органы местного самоуправления.

Убедить суд в том, что муниципалитет надлежащим образом исполнил обязанности по содержанию автодороги общего пользования местного значения, бывает непросто. Рассмотрим на примере причины, по которым судьи не принимают доказательства.

ПРИМЕР 5. Жительница города сломала позвоночник в результате падения на обледенелой дороге. Суд первой инстанции отказал женщине в иске к городской администрации. Но апелляционный суд истицу поддержал. Женщина представила показания свидетеля, электронную карту вызова бригады скорой медицинской помощи, документацию о прохождении лечения.

Городская администрация также привела доказательства в свою пользу. Но суд счел их недостаточными. Копия журнала производства работ не доказывает, что ответчик провел работы по содержанию уличной дорожной сети, поскольку этот журнал был составлен в одностороннем порядке. Фотографии, которые представила администрация, не могут быть достаточным доказательством. Они не содержат информации о дате съемки, привязке к местности, техническом устройстве, которое использовали при съемке. Суд постановил взыскать с администрации расходы на лечение, утраченный заработок и компенсацию морального вреда (апелляционное определение Волгоградского областного суда от 16.05.2019 № 33-5669/2019).

Важная деталь: Если муниципалитет на конкурсной основе определил для содержания муниципальной автодороги подрядную организацию и заключил с ней договор, то именно она будет виновна в плохом качестве уборки

Составляйте акты приемки выполненных работ по уборке территории. Сохраняйте путевые листы, которые подтверждают факт выезда автомобилей дорожной службы для содержания дорожной сети. Используйте эти документы в суде, чтобы доказать свою невиновность. Пригодятся и фотоматериалы о состоянии дорожного покрытия в день происшествия и за день до него. Во время фотосъемки настройте аппаратуру так, чтобы она фиксировала дату и время.

Кто должен содержать внутридворовые проезды

Внутридворовые проезды не относятся к автодорогам местного значения. Их содержание — обязанность управляющих организаций. Если муниципальная административная комиссия оштрафует УК за плохую уборку проезда, суд поддержит контролеров.

ПРИМЕР 6. Административная комиссия муниципального района привлекла к ответственности УК за плохую уборку внутридворового проезда, прилегающего к придомовой территории. УК обратилась в суд. Она доказывала, что спорный внутридворовой проезд не относится к общему имуществу собственников. Содержание автодорог и внутридворовых проездов не входит в обязанности УК. Этим должен заниматься орган МСУ. Судьи с истцом не согласились. Спорный проезд служит для подъезда к земельному участку под МКД и относится к придомовой территории. Возможность сквозного движения транспорта и пешеходов по придомовым дорогам не означает, что они относятся к дорогам общего пользования. Верховный суд не нашел оснований для пересмотра решений нижестоящих судов (определение от 16.10.2019 № 309-ЭС19-17520).

Выводы и рекомендации

1. Земельный участок под МКД переходит в общую долевую собственность, если проведен его кадастровый учет. Если он не сформирован, содержать его обязан муниципалитет. Выберите подрядную организацию в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Заключите с ней договор о содержании территории. Контролируйте проведение работ. В ходе проверок фиксируйте нарушения, требуйте, чтобы подрядчик их устранил. Если нарушения повторяются, расторгните договор с подрядчиком.

2. В правилах благоустройства установите порядок содержания и уборки территории в зимний период. Закрепите обязанность владельцев магазинов и офисов по уборке земельных участков, прилегающих к их строениям. Заключите с ними соглашения о содержании прилегающей территории.

3. Контроль за содержанием территории муниципального образования осуществляют органы МСУ. Утвердите муниципальным актом порядок и график проведения проверок.

4. Чтобы снизить размер компенсации до разумного предела, требуйте проведения судебно-медицинской экспертизы, используйте в качестве доказательств записи с камер видеонаблюдения, акты о выполненных работах, фотоматериалы о состоянии дорожного покрытия в день происшествия и за день до него.

Своевременная уборка территорий, тротуаров, дорог, крыш зданий, жилых домов от снега и наледей является одним из наиболее актуальных вопросов, возникающих в осенне-зимний период, так как не исполнение и несвоевременное данных обязанностей влечёт за собой повышение травматизма среди населения, а также угрозу жизни и здоровью граждан.

Какой бы способ управления жители не выбрали (как правило, это управляющая компания либо товарищество собственников жилья), управляющая организация обязана исполнять минимальный перечень услуг, необходимых для надлежащего содержания многоквартирного жилого дома, что закреплено ч.1.2 ст.161 ЖК РФ и п.11.1 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденную постановлением правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Учреждения, управляющие компании, должны проверять и при необходимости очищать кровли от скопления наледи и сосулек. Эта обязанность закреплена п.7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2014 № 290. Также п.25 приведённых правил содержит обязанность по очистке придомовой территории от снега и наледи.

Законодательство предусматривает определенные нормативы проведения уборочных работ. В Постановлении Госстроя РФ № 170 содержатся требования к периодичности проведения уборочных работ на придомовых территориях.

Они предусматривают следующее:

— при отсутствии снега очистка проводится ежедневно по утрам;

— уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд;

— при толщине снега до 20 мм дворники обязаны подмести двор;

— при толщине больше 20 мм происходит сгребание снега к обочинам вместе с удалением наледи;

— каждые 2 часа подметаются дорожки, по которым в течение часа проходит до 100 пешеходов;

— раз в 3 часа подметаются дорожки, по которым в течение часа проходит до 50 человек;

— каждый час очищаются дорожки, по которым отмечается интенсивное передвижение пешеходов (100 и больше пешеходов в час);

— непрерывно проводится расчистка дорожек шириной 3 м для пешеходов при сильных снегопадах;

— дополнительно работниками УК вывешиваются объявления о том, что жильцы не должны ходить непосредственно рядом с домом, чтобы на них не упали сосульки, а также устанавливаются заградительные ленты в местах, где возможен сход снега и наледи.

Класс Снегопад с температурой выше -20С Снегопад с температурой ниже  -20С Периодичность уборки при отсутствии снегопада
Первый Через 1,5 часа Через 3 часа Через 3 суток
Второй Ежечасно Через 2 часа Через 2 суток
Третий Через каждые 30 минут Ежечасно Через 24 часа

Во время зимней уборки дворовой территории собранный снег должен сдвигаться с тротуаров и проездов к местам складирования. Сделать это необходимо не позднее, чем через 12 часов после окончания снегопада.

Снежные сугробы на придомовой территории часто становятся объектом спора между управляющей компанией и собственниками жилья. Даже если снег складируется без нарушения правил, людям не хочется видеть его у себя во дворе.

И тут со стороны жильцов возможны два варианта действий: договориться об утилизации снега с управляющей компанией или организовать вывоз своими силами.

Если поверхности скользкие, обработка дорожных покрытий песко-соляной смесью должна производиться при помощи распределителей, обработку покрытий следует производить крупнозернистым и среднезернистым речным песком. Размягченный после обработки лёд должен быть сдвинут или сметён плужно-щеточными снегоочистителями, не допуская попадания льда с песком и солью на открытый грунт, под деревья или на газоны.

В соответствии с п.4.6.1.23 правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, очистка кровли от мусора и грязи производится 2 раза в год: весной и осенью, удаление наледей и сосулек – по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением:

— желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком;

— снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов, и козырьков.

Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с полого-скатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить в случае протечек на отдельных участках. Согласно п.4.6.4.6 правил очистка крыш от снега и льда должна поручаться рабочим, знающим правила содержания кровли, имеющие допуск к работе на высоте и выполняться только деревянными лопатами.

В соответствии с п.10 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением правительства РФ от 13.08.2006 номер 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, бремя по предупреждению или уборке наледей несут собственники зданий, руководители организаций (директора школ, детских садов и т.д.) председатели товариществ собственников жилья, а случае если это предусмотрено договором — управляющие компании. За несвоевременную очистку зданий и территорий предусмотрена  административная ответственность.

Ответственность за несвоевременное исполнение управляющей организацией требований по уборке крыш и фасадов многоквартирных жилых домов, а также прилегающей придомовой территории от наледей и снега предусмотрена ч.2 ст.7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений). Если невыполнением вышеуказанных обязанностей нарушаются положения лицензии по управлению многоквартирным домом, действия виновного лица квалифицируются по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Увольнение во время испытательный срок при приеме на работу
  • Удомельское росп уфссп россии по тверской области реквизиты
  • Укажите минимальный размер доплаты за работу в ночное время
  • Укажите правильное определение информационного бизнеса тест
  • Укажите реквизит проставляемый на регистрируемых документах