Трудовой кодекс рф статья 154 работа в ночное время

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 154 ТК РФ

Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

(часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

  • Статья 153. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни
  • Статья 155. Оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей

Комментарий к ст. 154 TК РФ

1. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» (СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3640) установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

2. В отношении некоторых категорий работников (медицинских, гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и др.) приняты специальные акты, устанавливающие повышенный размер оплаты труда при работе в ночное время.

3. В части, не противоречащей ТК и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, продолжают применяться акты бывшего Союза ССР, определявшие размер доплат за работу в ночное время (см., например, Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства»).

4. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективно- и индивидуально-договорным путем, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (см. комментарий к ст. 372 ТК).

Судебная практика по статье 154 TК РФ

Решение Верховного Суда РФ от 21.05.2002 N ГКПИ2002-353

Установленный этим же пунктом Постановления порядок исчисления времени работы в ночную смену, подлежащего дополнительной оплате, также не соответствует ст. 154 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с обжалуемым пунктом доплата за работу в ночную смену должна производиться в случае, если не менее 50 процентов ее продолжительности приходится на ночное время (с 10 час. вечера до 6 час. утра).

Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2005 N 418-О

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Н.С. Колпаков просит проверить конституционность статей 3, 4, 23, 62, 72, 89, 122, 123, 135, 154, 166, 167, 168, 169, 236, 237, 394, 395 и 396 Трудового кодекса Российской Федерации, указывая при этом, что его конституционные права нарушены не этими — соответствующими, по его мнению, Конституции Российской Федерации — положениями Трудового кодекса Российской Федерации, а работодателем и судами общей юрисдикции, не применившими в его деле те нормы Кодекса, которые подлежали применению, и тем самым отказавшими ему в судебной защите. Кроме того, Н.С. Колпаков просит Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку считает, что она была неправильно истолкована судебной коллегией по гражданским делам Московского городского суда при рассмотрении его кассационной жалобы.

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 28.05.2008

Вопрос 4: Подлежит ли компенсации в соответствии со ст. 152 — 154 Трудового кодекса Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел, направленным в командировку в Северо-Кавказский регион и участвовавшим в проведении контртеррористических операций и выполнении задач по охране общественного порядка, осуществление ими служебных обязанностей в ночное время, выходные и праздничные дни, а также работа сверх установленной законом продолжительности рабочего времени?

Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2010 N 8-В10-2

Как видно из материалов дела и установлено судом при разрешении спора, Т. с 1 июня 1990 года работает в должности учителя технологического труда в Муниципальном образовательном учреждении «Каменниковская средняя общеобразовательная школа», с 1 июня 2006 года истец по совместительству также исполняет обязанности сторожа, работает в режиме 12-часовой рабочей смены согласно утверждаемого ответчиком графика. Должностной оклад (тарифная ставка) по исполняемой Т. работе сторожа составляет 1 913 рублей, что соответствует тарифной ставке (окладу) 2-го разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений Рыбинского муниципального района. Доплаты за работу в ночные часы и праздничные дни произведены истцу в соответствии с Положением об оплате труда работников МОУ Каменниковской средней общеобразовательной школы и положений ст. ст. 153, 154 Трудового кодекса РФ. Закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда. Доплаты истцу за работу в ночное время и праздничные дни правомерно исчисляются по отношению к окладу, при этом месячная заработная плата истца в качестве сторожа составляет не менее минимального размера оплаты труда, нарушений трудовых прав истца не допущено.

Определение Верховного Суда РФ от 30.04.2009 N 21-В09-6

В силу статей 152 — 154 Трудового кодекса Российской Федерации работа в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени должна компенсироваться повышенной оплатой.

Судом установлено, что Догов Х.М. с 23 декабря 2002 года проходит службу в должности … полка патрульно-постовой службы Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике. За время прохождения службы неоднократно привлекался к сверхурочной работе, работе в выходные и праздничные дни, однако указанная работа не была оплачена.

Определение Верховного Суда РФ от 30.04.2009 N 21-В09-10

В силу статей 152 — 154 Трудового кодекса Российской Федерации работа в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени должна компенсироваться повышенной оплатой.

Судом установлено, что Арамисов А.З. является сотрудником Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике. Со 2 февраля 2004 года по 30 ноября 2006 года он привлекался к несению службы в усиленном режиме, а также к работе в ночное время, выходные и праздничные дни, однако расчет за указанное время с ним не произведен.

Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2009 N 21-В09-5

В силу статей 152 — 154 Трудового кодекса Российской Федерации работа в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени должна компенсироваться повышенной оплатой.

Судом установлено, что истцы в период прохождения службы в ОМОН при МВД по Кабардино-Балкарской Республике на основании приказов министра внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, а также издаваемых на их основе распоряжений командира ОМОН МВД по Кабардино-Балкарской Республике, неоднократно привлекались к сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни, однако указанная работа не была оплачена.

Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2008 N 59-В08-2

Таким образом, в обычных условиях службы сотрудники милиции за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени получают компенсацию в соответствии со статьями 152 — 154 ТК РФ.

Определение Верховного Суда РФ от 12.12.2008 N 69-В08-12

Дячок С.В. обратился в суд с иском к ОМОН Управления внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югры о взыскании денежных выплат за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время, компенсации морального вреда, указывая, что он в течение 2002 — 2004 годов направлялся в командировку в Северо-Кавказский регион и участвуя в проведении контртеррористических операций, выполняя задачи по охране общественного порядка осуществлял свои служебные обязанности сверхурочно, в выходные и праздничные дни, в ночное время, поэтому имеет право на получение компенсации в соответствии со статьями 152 — 154 Трудового кодекса Российской Федерации.

Постановление Верховного Суда РФ от 25.12.2020 N 51-АД20-3

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Ларченко Л.В., являющаяся главным бухгалтером краевого государственного бюджетного учреждения «Яровской центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», постановлением должностного лица административного органа привлечена к административной ответственности на основании части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за начисление заработной платы работнику учреждения Подопригоре Л.В. за период с января по ноябрь 2019 года не в полном объеме (ниже установленного минимального размера оплаты труда без учета требований статей 148, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации). С этими выводами согласился судья районного суда, изменив постановление в части назначенного административного наказания.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2021 N 69-КГ20-17-К7

Артемьева Л.В. полагает, что в силу положений статьи 22 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», статей 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа работодателя в предоставлении дней отдыха (отгулов) за работу в выходные дни она имеет право на оплату работы в эти дни в двойном размере. Управление Судебного департамента в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, осуществляя по отношению к мировым судьям полномочия представителя нанимателя (работодателя), незаконно отказало ей в оплате работы в двойном размере в выходные дни, в которые она привлекалась к исполнению своих обязанностей по отправлению правосудия.

Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

1. Ночным считается время с 22 до 6 ч (ст. 96 ТК).

2. Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства» были предусмотрены нормы по оплате труда ночной работы.

Постановление применяется с учетом изменений, произошедших в сфере хозяйственной деятельности, в части, не противоречащей действующему законодательству, как примерное.

Доплата за работу в вечернюю смену установлена в размере 20%, а за работу в ночную смену — 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене. Указанная доплата за работу в ночную смену производится в случае, если не менее 50% ее продолжительности приходится на ночное время (с 22 до 6 ч). Такие доплаты вводятся взамен дополнительной оплаты труда за работу в ночное время. В тех случаях, когда вводимые доплаты за работу в вечернюю или ночную смену меньше суммы дополнительной оплаты за часы работы в ночное время, сохраняется действующий порядок оплаты труда за работу в ночное время, предусмотренный законодательством для работников отдельных отраслей.

3. Работникам, работающим в 2 смены, были установлены дополнительные отпуска из расчета по 1 дню за каждые отработанные 2 года, но не более 2 дней, а работающим в 3 смены — по 1 дню за каждый отработанный год, но не более 4 дней. Продолжительность отпусков определяется в зависимости от количества отработанных вечерних и ночных смен. Право на указанные дополнительные отпуска имеют рабочие и служащие, проработавшие не менее 50% вечерних или ночных смен в рабочем году (не менее 60 вечерних или 40 ночных смен). Стаж работы для предоставления этих отпусков исчисляется с 1 января 1987 г.

4. В связи с сокращением продолжительности ночной смены на 1 ч необходимо производить рабочим-повременщикам доплату в размере одной часовой тарифной ставки сверх доплат за работу в ночное время (разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 марта 1989 г. N 6/6-140).

При этом доплаты в размере 40% тарифной ставки (оклада) производятся за каждый час работы только в одной смене в сутки, в которой не менее 50% рабочего времени приходится на ночное время (с 22 до 6 ч).

5. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 до 6 ч) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Новая редакция Ст. 154 ТК РФ

Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Комментарий к Статье 154 ТК РФ

Выполнением работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, является и работа в ночное время. Ночным считается время работы с 22.00 до 6.00 часов. Повышенные размеры оплаты ночной работы устанавливаются коллективным договором, но эти размеры не должны быть ниже размеров, предусмотренных законодательством. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время должны быть установлены Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время такой нормативный акт еще не принят. Отдельными нормативно-правовыми актами (в том числе актами бывшего СССР) такие доплаты устанавливаются для определенных категорий работников. Так, например, Постановлением Минтруда России «О размерах надбавок и доплат работников здравоохранения и социальной защиты населения» от 8 июня 1992 г. N 17 были установлены размеры доплат и надбавок, в том числе за работу в ночное время, работникам здравоохранения. Согласно этому акту работникам учреждений здравоохранения доплаты за работу в ночное время устанавливаются в размере 50 процентов часовой тарифной ставки, а занятым оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи — 100%.

Постановление Правительства РФ «О дополнительной оплате труда за работу в ночное время и введении форменной одежды для работников постов иммиграционного контроля Федеральной миграционной службы России» от 7 июня 1995 г. N 563 предусматривает введение для указанных работников с 1 июня 1995 г. дополнительной оплаты труда за работу в ночное время в размере 35% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время. При этом перечень должностей, по которым вводится такая доплата, утверждается Федеральной миграционной службой по согласованию с Минтрудом России.

На практике нередко возникает вопрос об оплате труда работника в случае наличия нескольких условий, отклоняющихся от нормальных. Например, сверхурочная работа в выходной день. В пункте 4 разъяснения от 8 августа 1966 г. N 13/П-21 «О компенсации за работу в праздничные дни» разъяснялось, что в данном случае при подсчете сверхурочной работы сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, учитываться не должна, поскольку она уже оплачена в двойном размере. Не нашел эту нормы противоречащей Трудовому кодексу РФ и Верховный Суд РФ (решение от 30 ноября 2005 г. N ГКПИ05-1341).

Другой комментарий к Ст. 154 Трудового кодекса Российской Федерации

1. О понятии ночного времени и порядке привлечения к работе в ночное время см. ст. 96 ТК РФ и комментарий к ней.

2. Работа в ночное время оплачивается в повышенном размере, который устанавливается в соответствии с ч. 3 ст. 154 ТК, либо работодателем с учетом мнения представительного органа работников в локальном нормативном акте, либо в договорном порядке — в коллективном договоре или трудовом договоре. О порядке учета мнения представительного органа работников см. ст. 372 ТК РФ и комментарий к ней.

3. Установленные в организации размеры повышенной оплаты за работу в ночное время не могут быть ниже тех, которые установлены в трудовом законодательстве или иных нормативных правовых актах о труде. Такие нормативные правовые акты принимались в разное время как в СССР, так и в Российской Федерации. Предусмотренное в них повышение оплаты достигается путем установления доплат за каждый час работы в ночное время. В настоящее время законодательно установлены размеры повышенной оплаты работы в ночное время исходя из часовой тарифной ставки (оклада) для следующих категорий работников:

— для рабочих, мастеров, руководителей участков и других подразделений, специалистов и служащих в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса — 40% при условии, что не менее половины продолжительности смены приходится на ночное время (Постановление ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС N 194 от 12 февраля 1987 г. (СП СССР. 1987. N 14. Ст. 55));

— для работников военизированной, профессиональной пожарной и сторожевой охраны — 35% (Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 августа 1990 г. N 313/14-9);

— для работников организаций и подразделений жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения — 35% (Постановление Госкомтруда СССР от 19 июня 1990 г. (Бюлл. Госкомтруда СССР. 1990. N 10));

— для работников предприятий автомобильного транспорта — 35% (распоряжение Совета министров СССР от 6 сентября 1991 г. N 985-р);

— для рабочих, медицинских, фармацевтических работников, специалистов и служащих учреждений здравоохранения, в том числе водителей санитарного автотранспорта, состоящих в штате автотранспортных организаций, — 50% часовой тарифной ставки с учетом повышения за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда (Постановление Министерства труда от 8 июня 1992 г. N 17) (в ред. от 19 февраля 2004 г.); Приказ Минздрава России от 15 октября 1999 г. (в ред. от 12 апреля 2007 г.);

— для медицинского персонала, занятого оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездного персонала и работников связи станций (отделений) скорой помощи — 100% при условии включения соответствующих подразделений в перечень, утвержденный руководителем учреждения здравоохранения по согласованию с выборным профсоюзным органом (Постановление Министерства труда от 8 июня 1992 г.; Приказ Минздрава России от 15 октября 1999 г.);

— для работников постов иммиграционного контроля — 35% (Постановление Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 563 (в ред. от 27 ноября 2000 г.));

— для работников, занятых в основной деятельности железных дорог, — 40% (Приказ МПС России от 15 декабря 1997 г. N 24Ц (в ред. от 21 сентября 2003 г.) (БНА. 1998. N 8; 2001. N 6));

— для работников военизированных горноспасательных частей угольной промышленности, участвующих в ликвидации аварии и оказании помощи людям, — 40% (Приказ Минтопэнерго России от 18 мая 2000 г. N 145 (БНА. 2000. N 50));

— для работников образовательных учреждений, педагогических работников учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты — 35% (Приказ Минпроса СССР от 16 мая 1985 г. N 94; письмо Минобразования России и профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 г. (Официальные документы в образовании. 2001. N 5)).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Транспортная компания кит каменск уральский телефон
  • Транспортная компания крафтер телефон горячей линии
  • Транспортная компания крейс латвия отзывы водителей
  • Транспортная компания межтрансавто отзывы водителей
  • Транспортная компания мы с камчатки во владивостоке