Правовые средства прокурорского реагирования
Выявив нарушения законов, установив обстоятельства, способствующие нарушениям, и виновных лиц, прокурор принимает меры:
-
- к их устранению и недопущению в будущем;
- к привлечению к установленной законом ответственности виновных лиц.
Правовые средства прокурорского реагирования на нарушения законов (правовые средства прокурорского надзора) предусмотренные законодательством, регулирующим прокурорский надзор, специфические полномочия прокуроров, т.е. права и обязанности, обеспечивающие устранение нарушений законов, а также совершаемые в установленном порядке действия по устранению выявленных нарушений законов, а также причин и условий, им способствующих, и привлечению к ответственности виновных лиц
Виды средств прокурорского реагирования (по своему внешнему выражению, порядку применения):
1) общие для всех отраслей прокурорского надзора и участков деятельности прокуратуры:
-
- опротестование противоречащих закону актов;
- внесение представлений об устранении нарушений законов.
2) специфические, характерные для отдельных отраслей надзора и участков деятельности:
-
- дача заключений;
- заявление ходатайств прокурором в суде.
Акты прокурорского надзора и требования, предъявляемые к ним
Средства реагирования реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых являются:
-
- протесты;
- представления;
- постановления;
- предостережения.
Закон не устанавливает единого письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзора. Для некоторых из них, например протестов, вносимых в порядке уголовного судопроизводства, установлена письменная форма, для других, таких как заключения, даваемые прокурором в суде, — устная и письменная формы.
Известно, что прокурор как государственное лицо, осуществляющее надзор, не обладает административной властью, т.е. не вправе отдавать распоряжения органам, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. В связи с этим он не может сам непосредственно отменить незаконный правовой акт, восстановить нарушенную законность, привлечь виновное лицо к административной или иной ответственности.
Акты прокурорского надзора — это специфические правовые акты, вносимые только прокурором в порядке реализации своих полномочий, посредством которых он обращается к компетентным органам с требованием об устранении нарушений законов и привлечении к ответственности виновных лиц.
Некоторой особенностью отличаются акты, выносимые прокурором при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. За исключением представлений, эти акты носят распорядительный характер, обязывающий органы дознания и следствия выполнить определенные действия.
Акты прокурорского надзора — индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определенными фактами (нарушениями законов). Акт прокурорского надзора обязывает другой орган, должностное лицо реагировать на него установленным законом образом: рассмотреть его, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему его. Правильное составление актов прокурорского надзора, точное и полное выражение в них закрепленных в законе полномочий прокуроров и основанных на них требований — неотъемлемое условие действенности надзора за исполнением законов.
Выбор средств реагирования зависит от следующих факторов:
-
- характера нарушений законов, их причин;
- распространенности нарушений;
- вредных последствий, вызванных нарушением законов;
- степени вины правонарушителей.
Обычно применяются такие средства реагирования и акты прокурорского надзора и избираются такие его формы (письменная, устная), которые позволяют достигать наибольшего эффекта и при том наиболее быстро в плане устранения и предупреждения нарушений законов.
Требования к актам прокурорского реагирования:
-
- своевременность;
- оперативность;
- обоснованность;
- упреждающий характер;
- комплексность;
- реальность и адекватность;
- дополненность мерами предупредительно-профилактического характера.
Опротестование правовых актов, противоречащих закону
В случаях выявления правовых актов или их отдельных предписаний, противоречащих закону, прокурор или его заместитель в соответствии со ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» приносит протест
-
- в орган или должностному лицу, которые издали эти акты, либо
- в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или
- обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Таким образом, прокурору предоставлено право выбора. Однако при этом необходимо учитывать, что реагирование путем принесения протестов нередко способствует более оперативной отмене незаконных актов, учитывая большую загруженность судов разного рода делами. Кроме того, проведенные опросы показывают, что протест как акт реагирования воспринимается многими руководителями, издавшими незаконные акты, менее болезненно, чем направляемые в суды заявления о признании соответствующих актов недействующими.
В вышестоящий орган протест целесообразно приносить в случаях, если он отклонен должностным лицом, издавшим незаконный акт; в протесте наряду с другими вопросами ставится вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностного лица, издавшего незаконный акт; имеется необходимость об издании незаконного акта довести до сведения других аналогичных и иных органов, а также, когда необходимо обратить внимание вышестоящего органа на общественную опасность допущенного нарушения закона.
Если же имеются основания полагать, что протест прокурора может быть отклонен соответствующим органом или должностным лицом, или по какой-то причине этот орган или руководитель не смогут рассмотреть протест, или протест останется неудовлетворенным и не имеется возможности перенести рассмотрение протеста в вышестоящий орган, а также если при рассмотрении заявления в суде нарушение закона будет установлено в более короткие сроки, прокурорам следует обращаться с заявлениями в суды о признании незаконного акта недействительным.
Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, от имени Российского государства указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интересы государственных и иных органов.
Практикой и юридической наукой выработаны обязательные реквизиты протеста:
-
- наименование органа или должностного лица, которым вносится протест;
- название «протест», номер и дата издания незаконного акта, который опротестовывается;
- краткое изложение содержания незаконного акта;
- изложение существа нарушений;
- ссылка на закон, который нарушен;
- предложение прокурора об отмене незаконного акта или приведение его в соответствие с законом и др.;
- указание на необходимость рассмотрения протеста и о незамедлительном сообщении об этом прокурору;
- должностное положение и классный чин прокурора, принесшего протест, и его подпись.
В тех случаях, когда протест подлежит рассмотрению коллегиальным органом, в соответствии с требованиями ст. 23 ФЗ прокурору сообщается о дне заседания этого органа. Сложилась практика выступлений прокуроров на сессиях представительных органов и заседаниях администрации с обоснованием внесенных протестов, дающих положительные результаты. В этих случаях прокурор имеет возможность ответить на вопросы депутатов и других лиц, разъяснить требование закона и сущность допущенного нарушения, его вредные последствия и тем самым способствовать принятию решения о признании акта недействующим.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на незаконное решение представительного органа — на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих незамедлительного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
Более оперативной отмене незаконных актов может способствовать принесение прокурором устных протестов, обладающих такой же юридической силой, что и письменные протесты. Устные протесты обычно приносятся в ходе проверки. При этом к материалам проверки необходимо приобщать копию незаконного акта или его отдельного предписания и копию акта, его отменяющего. Незаконные устные акты подлежат опротестованию прокурором в обычном порядке.
Из смысла самого опротестования вытекает, что протесты в обязательном порядке должны содержать мотивированное требование прокурора об отмене или приведении в соответствие с законом незаконного акта. , а также конкретные требования прокурора по устранению допущенного нарушения закона (устранить вредные последствия, вызванные изданием акта, прекратить противоправную деятельность, возвратить собственнику принадлежащие ему деньги и иные ценности и т.д.).
Если протест не рассмотрен в течение десяти дней или на ближайшей сессии представительного органа, либо необоснованно отклонен, прокурор обращается с заявлением в соответствующий суд общей компетенции или в арбитражный суд о признании правового акта недействующим. К заявлению обычно прилагаются:
-
- копия незаконного акта или та его часть, которая не соответствует закону;
- копия протеста, внесенного в адрес органа, издавшего незаконный акт;
- решение соответствующего органа в связи с внесенным протестом, а при необходимости и иные документы: копии объяснений, справок, уведомлений, сообщений и другие документы.
Заявления о признании полностью или частично недействующими нормативных правовых актов и недействительными ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти ее субъектов и органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в соответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и ст. 52 АПК РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ направляются прокурором в арбитражный суд.
Решение суда, вынесенное по заявлению прокурора о признании правового акта недействующим, может быть оспорено им в кассационном порядке.
Внесение представлений об устранении нарушений закона
Представление является наиболее часто применяемым средством реагирования прокурора на нарушения закона. Оно в соответствии со ст. 24 ФЗ вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление вносится на основе обстоятельно проведенной прокурорской проверки или нескольких проверок, глубокого анализа выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств.
В описательной части представления обычно перечисляются выявленные прокурором и специалистами нарушения закона, обстоятельства, способствующие этим нарушениям, называются должностные и иные лица, виновные в их совершении или потворствующие этому.
Представление является универсальным актом прокурорского реагирования, позволяющим ставить самые различные вопросы, по преимуществу правового характера, направленные как на устранение и предупреждение нарушений законов и способствующих им обстоятельств, так и на привлечение к ответственности виновных лиц.
Особое внимание при подготовке представлений обращается на их юридическую обоснованность, достоверность, грамотность, краткое, но исчерпывающее изложение всех обстоятельств. Все данные, приводимые в представлениях, должны быть тщательно проверенными. Предложения, включаемые в представления, должны быть конкретными, предусматривать наиболее результативные мероприятия по устранению нарушений закона и их предупреждению.
В случаях, если нарушения закона совершены впервые и не возникает необходимости привлечения руководителя органа к ответственности и его администрация в состоянии устранить выявленные нарушения, то представление целесообразно внести в адрес руководителя этого органа. Если же на подобные нарушения прокурор уже реагировал или они представляют повышенную общественную опасность, либо необходимо обратить внимание вышестоящего должностного лица на выявленные нарушения в подведомственном органе, то представление следует внести в адрес вышестоящего органа.
В течение месяца со дня внесения представление должно быть рассмотрено органом (должностным лицом), которому оно адресовано, с принятием конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах сообщается в письменной форме прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания. Прокурор может выступить на этом заседании в обоснование внесенного представления.
На основе анализа практики исполнения законов и в особенности допускаемых нарушений законов и обстоятельств, им способствующих, прокуроры вносят обобщенные представления в органы представительной и исполнительной власти, а также в вышестоящие органы. В этих представлениях обычно прокурором предлагаются меры, направленные на предупреждение нарушений законов в регионах либо на подведомственных предприятиях. В них может ставиться также вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законов.
Вынесение прокурором постановлений
В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения виновных лиц за нарушения законов к административной ответственности, и решение об этом не было принято соответствующим контролирующим органом, прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Такое постановление может выноситься как в отношении должностных лиц, так и в отношении граждан и юридических лиц, если они являются субъектами выявленного прокурором в ходе проверки правонарушения.
Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении имеет определенное целевое назначение — поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной ответственности. Тем самым прокурор привлекает внимание соответствующего органа или должностного лица к допущенному нарушению закона, степени общественной опасности нарушения и к необходимости привлечения к административной ответственности виновного в целях пресечения и предупреждения в будущем противоправных действий.
Постановление содержит следующие реквизиты:
-
- наименование «постановление», дату и место его вынесения;
- должность и фамилию прокурора;
- описание обстоятельств нарушения со ссылкой на закон, который нарушен;
- указание конкретного лица или лиц, которыми нарушен закон;
- предложение прокурора о наложении административного взыскания со ссылкой на ст. 28.4 КоАП РФ;
- наименование органа, куда направляется постановление для принятия решения по существу;
- ссылка на необходимость уведомления прокурора о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении;
- должность, классный чин, фамилию прокурора и его подпись.
Постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении рассмагривается в сроки, установленные КоАП РФ для конкретных составов административных правонарушений.
В случаях обнаружения в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов признаков преступления, предусмотренного УК РФ, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела, которое оформляется по правилам, установленным УПК РФ.
При обнаружении в ходе проверок лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию или аресту несудебными органами, прокурор принимает незамедлительные меры к их освобождению путем вынесения мотивированного постановления об освобождении из-под стражи лица, арестованного в административном порядке.
Военные прокуроры в случаях выявления военнослужащих, незаконно содержащихся на гауптвахтах, которые были арестованы в дисциплинарном порядке, принимают незамедлительные меры к их освобождению, вынося мотивированное постановление об освобождении из-под стражи военнослужащего, незаконно содержащегося на гауптвахте.
Принятие прокурором мер к возмещению материального ущерба (вреда), причиненного правонарушениями
В этих целях прокуроры нередко в представлениях об устранении нарушений закона ставят вопрос о привлечении к материальной ответственности работников, виновными действиями которых причинен ущерб государственным, и муниципальным предприятиям.
Прокуроры требуют также в устной или письменной формах, в том числе и путем постановки соответствующего вопроса в представлениях, чтобы государственные органы, и в первую очередь органы контроля, предъявляли иски в суды и арбитражные суды, включая и регрессные иски о взыскании материального ущерба, причиненного нарушениями законов. Установив, что руководители государственных органов не принимают меры к возмещению материального ущерба, прокурор реагирует на это, вплоть до постановки вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности соответствующих должностных лиц, не выполняющих требований закона.
Прокуроры вправе предъявить иски в суды и арбитражные суды в пользу как юридических, так и физических лиц, понесших материальный ущерб в результате совершенных правонарушений. Направляемые прокурорами в судебные органы иски должны быть мотивированными, содержать ссылки на нормы материального и процессуального права и доказательства, подтверждающие заявленные требования. Форма и содержание этих документов должны соответствовать требованиям, предусмотренным гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным кодексами.
Объявление предостережений о недопустимости нарушения закона
Согласно ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Таким образом, законодатель совершенно определенно высказался в том, что:
-
- правом объявления предостережения обладают только прокурор или его заместитель прокуратур всех звеньев;
- предостережение объявляется только должностным лицам;
- предостережение объявляется лишь при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;
- предостережение объявляется только в письменной форме;
- предостережение применяется в целях предупреждения правонарушений.
Положения ст. 251 Закона о прокуратуре не подлежат расширительному толкованию.
Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).
Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться в публично высказанном должностным лицом намерении совершить противозаконные действия, могущие ущемить права и свободы граждан, коллектива предприятия и т.д. или в подготовительных действиях, например в даче распоряжения подчиненным работникам о подготовке проекта правового акта, противоречащего законам, вступление в действие которого приведет к негативным последствиям. Речь может также идти и о бездействии соответствующего должностного лица, обязанного принимать меры по недопущению наступления тех или иных вредных последствий или его халатном отношении к исполнению возложенных на него служебных обязанностей, что также чревато причинением вреда публичному и личному (частному) интересу.
Основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона как раз и состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережений прокуроры могут использовать внесение протестов и представлений. Предостережение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.
Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов. Это важное средство индивидуального воздействия на должностных лиц, совершивших либо пытающихся совершить единоличные противоправные действия (бездействие), не влекущие по своей общественной опасности уголовной ответственности, но причинившие либо способные причинить вред гражданам, либо государственным или общественным интересам.
Применяя предостережение и тем самым непосредственно обращаясь к правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для проведения индивидуальной профилактической работы. При этом он обязательно разъясняет должностному лицу требования соответствующих правовых норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает необходимость недопущения подобных нарушений в будущем и напоминает о возможных последствиях, если противоправные действия не будут прекращены. Поэтому предостережение правомерно рассматривать и как одно из правовых средств разъяснения конкретных требований соответствующих законов должностным лицам, нарушенных ими, повышения их правовых знаний.
Продолжение противоправной деятельности либо совершение нового правонарушения после применения к должностному лицу предостережения должно влечь за собой более строгие меры прокурорского реагирования. Совершение лицом административного проступка или преступления после применения к нему предостережения следует рассматривать как обстоятельства отягчающие наказание.
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Акты прокурорского реагирования
Акты прокурорского реагирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Акты прокурорского реагирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Прокуратура:
- Внесение изменений в план проверок
- Военная прокуратура
- Генеральная прокуратура
- Дубликат обращения
- Жалоба в генеральную прокуратуру
- Показать все
Еще
- Прокуратура:
- Внесение изменений в план проверок
- Военная прокуратура
- Генеральная прокуратура
- Дубликат обращения
- Жалоба в генеральную прокуратуру
- Показать все
- Проверки:
- Акт проверки роспотребнадзора
- Внеплановая проверка Роспотребнадзора
- Внесение изменений в план проверок
- Возражение на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований
- Выездная проверка пенсионного фонда
- Показать все
Судебная практика
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Интересная цитата из судебного решения: Отсутствие в Законе о прокуратуре конкретного указания в числе мер прокурорского реагирования на требование о возвращении к рассмотрению представления не свидетельствует о незаконности данного требованияИнтересная цитата из судебного решения
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 22 «Полномочия прокурора» Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»«Как следует из системного толкования положений статей 5, 10, 22 — 25, 25.1, 27, 28 Закона N 2202-1, принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и носит дискреционный характер, то есть применяется прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалов проверки.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Готовое решение: Как проходят прокурорские проверки организаций
(КонсультантПлюс, 2023)7.1. Какие существуют меры прокурорского реагирования
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Путеводитель по кадровым вопросам. Роль прокуратуры при проведении проверок деятельности организаций3. Меры прокурорского реагирования
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
(ред. от 29.12.2022)
«О прокуратуре Российской Федерации»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023)2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
<Письмо> Генпрокуратуры РФ от 27.02.2004 N 36-12-2004
<О Методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях>6. МЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ
Перечень полномочий прокурора по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов содержится в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
иметь доступ к документам и материалам объектов надзора;
проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель имеют право возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о нарушениях закона.
Кроме того, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами имеет право:
освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными;
вносить представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению
требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизии незамедлительно.
Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.
Исчерпывающий перечень правовых средств прокурорского реагирования определен в ст. 23, 24, 25, 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Правовые средства прокурорского реагирования — это действия прокурора в соответствии с федеральным законодательством, которые направлены на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, этому способствующих, а также привлечение к ответственности виновных лиц.
К правовым средствам прокурорского реагирования относятся:
протест прокурора;
представление прокурора;
постановление прокурора;
предостережение о недопустимости нарушения закона.
Протест прокурора. Это акт прокурорского реагирования, оформляемый в форме письменного документа и содержащий в себе требование об отмене или приведении в соответствие с законом нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит прокурору. Принесение протеста является обязанностью прокурора.
Протест может быть принесен:
в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;
в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:
приводится название органа, в который этот протест приносится; указываются его юридический адрес, а при необходимости и фамилия, имя, отчество должностного лица и дата принесения протеста;
далее следует наименование средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — и указывается, на какой конкретно нормативный правовой акт он принесен: его номер и дата принятия;
приводится общая характеристика опротестуемого нормативного правового акта;
в протесте указывается: какая статья, часть, пункт этого нормативного правового акта противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству;
приводятся конкретные нормы Конституции РФ и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт:
в заключение протеста соответствующему должностному лицу или органу предлагается привести его в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством; устанавливаются сроки исполнения этого протеста; разъясняется обязанность уведомить его о результатах рассмотрения этого протеста; протест подписывается прокурором.
Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора. Это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:
1) указываются фамилия, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона; указываются юридический адрес организации, дата вынесения представления;
2) приводится наименование документа и указывается, в какой именно сфере общественных отношений эти нарушения выявлены. Например. «Представление об устранении нарушений законодательства» «об охране здоровья детей» или «Представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства»;
3) далее в тексте представления указывается организация, где была проведена прокурорская проверка, описываются выявленные нарушения закона, их негативные последствия, отражаются причины и условия, способствовавшие наступлению этих последствий. Указываются ответственные лица, даются разъяснения нарушенных законов, приводятся предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;
4) на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор требует (просит, предлагает и т.д.) принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами общественные отношения и о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в течение месяца.
В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;
5) представление подписывается прокурором или его заместителем с указанием фамилии, должности и специального звания.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушении закона, их причин и условии, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как нами уже указывалось выше, в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ обязан информировать об этом Президента Российской Федерации.
Постановление прокурора. Если в ходе проведения прокурорской проверки будут обнаружены обстоятельства, указывающие на наличие в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении либо о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать следующие предусмотренные ст. 28.2 КоАП сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую указанную информацию.
Указанное постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном право на рушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором но окончании расследования.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. 28.7 КоАП). О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 39/7 от 6 июля 1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей.
Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования. предусмотренные законом.
Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.
Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов
Перечень полномочий прокурора по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов содержится в ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов;
иметь доступ к документам и материалам объектов надзора;
проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Прокурор или его заместитель имеют право возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о нарушениях закона.
Кроме того, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами имеет право:
освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными;
вносить представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов обязаны приступить к выполнению
требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизии незамедлительно.
Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.
Исчерпывающий перечень правовых средств прокурорского реагирования определен в ст. 23, 24, 25, 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Правовые средства прокурорского реагирования — это действия прокурора в соответствии с федеральным законодательством, которые направлены на устранение выявленных нарушений законов, причин и условий, этому способствующих, а также привлечение к ответственности виновных лиц.
К правовым средствам прокурорского реагирования относятся:
протест прокурора;
представление прокурора;
постановление прокурора;
предостережение о недопустимости нарушения закона.
Протест прокурора. Это акт прокурорского реагирования, оформляемый в форме письменного документа и содержащий в себе требование об отмене или приведении в соответствие с законом нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит прокурору. Принесение протеста является обязанностью прокурора.
Протест может быть принесен:
в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;
в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
По своему содержанию протест состоит из следующих элементов:
приводится название органа, в который этот протест приносится; указываются его юридический адрес, а при необходимости и фамилия, имя, отчество должностного лица и дата принесения протеста;
далее следует наименование средства прокурорского реагирования на выявленное нарушение законности — протест прокурора — и указывается, на какой конкретно нормативный правовой акт он принесен: его номер и дата принятия;
приводится общая характеристика опротестуемого нормативного правового акта;
в протесте указывается: какая статья, часть, пункт этого нормативного правового акта противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству;
приводятся конкретные нормы Конституции РФ и федерального законодательства, которым противоречит опротестуемый нормативный правовой акт:
в заключение протеста соответствующему должностному лицу или органу предлагается привести его в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством; устанавливаются сроки исполнения этого протеста; разъясняется обязанность уведомить его о результатах рассмотрения этого протеста; протест подписывается прокурором.
Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления в соответствующий орган или должностному лицу.
В случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем заседании. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора. Это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий (бездействий) или принятия решений государственными органами и должностными лицами, который оформляется письменно.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Представление имеет письменную форму и по своему содержанию включает в себя следующие элементы:
1) указываются фамилия, имя, отчество должностного лица, которому адресуется представление и которое правомочно устранить выявленное нарушение закона; указываются юридический адрес организации, дата вынесения представления;
2) приводится наименование документа и указывается, в какой именно сфере общественных отношений эти нарушения выявлены. Например. «Представление об устранении нарушений законодательства» «об охране здоровья детей» или «Представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства»;
3) далее в тексте представления указывается организация, где была проведена прокурорская проверка, описываются выявленные нарушения закона, их негативные последствия, отражаются причины и условия, способствовавшие наступлению этих последствий. Указываются ответственные лица, даются разъяснения нарушенных законов, приводятся предложения по их устранению. Прокурор также требует привлечения к юридической ответственности лиц, допустивших нарушения и способствовавших их совершению, приводятся соответствующие, основанные на фактических обстоятельствах дела аргументы;
4) на основании ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор требует (просит, предлагает и т.д.) принять меры к устранению нарушений законодательства, обеспечить гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами общественные отношения и о результатах рассмотрения представления сообщить прокурору в течение месяца.
В том случае, если прокурор ставит вопрос о рассмотрении его представления на заседании коллегиального органа, он должен просить уведомить его о дне и часе заседания для его непосредственного участия в рассмотрении представления;
5) представление подписывается прокурором или его заместителем с указанием фамилии, должности и специального звания.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушении закона, их причин и условии, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как нами уже указывалось выше, в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ обязан информировать об этом Президента Российской Федерации.
Постановление прокурора. Если в ходе проведения прокурорской проверки будут обнаружены обстоятельства, указывающие на наличие в действии (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении либо о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать следующие предусмотренные ст. 28.2 КоАП сведения: дату и место его вынесения, должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статью КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение, и другую указанную информацию.
Указанное постановление выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном право на рушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором но окончании расследования.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом (ст. 28.7 КоАП). О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 39/7 от 6 июля 1999 г. «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей.
Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования. предусмотренные законом.
Предостережение должно быть объявлено во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным лицам общественных (религиозных) объединений.
Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение о недопустимости нарушений закона должно быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Актами прокурорского
реагирования являются протест,
представление, постановление и объявление
предостережения о недопустимости
нарушения закона.
Протест – приносит
прокурор или его заместитель на
противоречащий закону правовой акт в
орган или должностному лицу, которые
издали этот акт, либо в вышестоящий
орган или вышестоящему должностному
лицу, либо обращается в суд. Протест
подлежит обязательному рассмотрению
не позднее чем в десятидневный срок с
момента его поступления, а в случае
принесения протеста на решение
представительного (законодательного)
органа субъекта РФ или органа местного
самоуправления – на ближайшем заседании,
но в исключительных случаях прокурор
может сократить срок. О результатах
рассмотрения протеста незамедлительно
сообщается прокурору в письменной
форме. Если протест рассматривается
коллегиальным органом, то о дне заседания
сообщается прокурору, принесшему
протест. Протест может быть отозван
принесшим его лицом до его рассмотрения
(ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Представление –
вносится прокурором или его заместителем
в орган или должностному лицу, которые
полномочны устранить допущенные
нарушения, и подлежит обязательному
рассмотрению. В течение месяца со дня
внесения представления должны быть
приняты конкретные меры по устранению
допущенных нарушений закона, о результатах
также сообщается прокурору в письменной
форме. В случае несоответствия
постановлений Правительства РФ
Конституции РФ и законам РФ Генеральный
прокурор РФ информирует об этом
Президента РФ (ст. 24 ФЗ «О прокуратуре
РФ»).
Постановление.
Прокурор выносит
постановление о возбуждении производства
об административном правонарушении,
если возникают обстоятельства, на
основании которых необходимо привлечение
виновных лиц. В случае если имеются
достаточные основания о квалификации
преступления, прокурор выносит
постановление о возбуждении уголовного
дела. Прокурор также выносит мотивированное
постановление об освобождении из-под
стражи лица, арестованного в
административном порядке незамедлительно,
если данное лицо было арестовано без
достаточных на то оснований.
Объявление
предостережения о недопустимости
нарушения закона.
Направляется
прокурором или его заместителем в целях
предупреждения правонарушений и при
наличии сведений о готовящихся
противоправных деяниях в письменной
форме должностным лицам, а при наличии
сведений о готовящихся противоправных
деяниях, содержащих признаки экстремистской
деятельности, руководителям общественных
(религиозных) объединений и иным лицам.
Руководители организаций, не исполнившие
требования, изложенные в предостережении,
могут быть привлечены к ответственности
в установленном законе порядке (ст.
25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
21.Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел;
Сущность участия
прокурора в рассмотрении уголовных
дел судами. Участие
в рассмотрении дела судом, внесение
представлений на незаконные, необоснованные
и несправедливые приговоры, определения
и постановления судов является одной
из функций прокуратуры, установленных
законом (п. 3 ст. 1 Закона о прокуратуре)
и не рассматривается законодателем
как осуществление прокурорского
надзора.
Активное,
профессионально грамотное участие в
судебном процессе – важные условия и
гарантия законности и эффективности
осуществления правосудия.
Осуществляя
уголовное преследование в суде, прокурор
выступает в качестве государственного
обвинителя. Поддержание от имени
государства обвинения в суде – одно
из приоритетных направлений деятельности
прокуратуры.
Участвуя в судебном
рассмотрении уголовных дел, прокурор
реализует следующие задачи:
128) обеспечение
верховенства закона при осуществлении
уголовного судопроизводства; 129) вынесение
законного, обоснованного и справедливого
приговора, постановления, определения
по каждому уголовному делу; 130)
гарантирование прав и законных интересов
участников судебного
разбирательства; 131) своевременное
исполнение приговоров,определений,постановлений,
выносимых судом, в соответствии с
требованиями закона.
Правовую
основу участия
прокурора в рассмотрении судами
уголовных дел составляют: Конституция
РФ, Закон о прокуратуре РФ, УПК РФ, приказ
Генерального прокурора РФ «Об организации
работы прокуроров в судебных стадиях
уголовного судопроизводства»; приказ
Генерального прокурора РФ «О поддержании
государственного обвинения»; приказ
Генерального прокурора РФ «Об участии
прокуроров в надзорной стадии уголовного
судопроизводства» и др.
Согласно положениям
Закона о прокуратуре прокурор
полномочен: •
участвовать в рассмотрении уголовных
дел судами; • выступать в качестве
государственного обвинителя в суде;
• предъявлять и поддерживать
гражданский иск в защиту материальных
интересов физических или юридических
лиц в уголовном судопроизводстве;
• внести представление в вышестоящий
суд на не вступившее или вступившее в
законную силу определение, постановление,
приговор суда; • Генеральный прокурор
РФ участвует в заседаниях Верховного
суда РФ; • Генеральный прокурор РФ
имеет право обратиться с представлением
в Пленум Верховного суда РФ о даче судам
разъяснений по вопросам судебной
практики по уголовным делам.
Формы участия
прокурора в рассмотрении судами
уголовных дел: • поддержание
государственного обвинения и участие
в качестве государственного обвинителя
в разбирательстве дел частнопубличного
и публичного обвинения судом первой и
апелляционной инстанции; • принесение
представлений на приговоры, определения
и постановления судов (судей), не
вступившие или вступившие в законную
силу; • участие в рассмотрении
уголовных дел в стадиях кассационного,
надзорного производства, а также при
возобновлении производства по уголовному
делу ввиду новых или вновь открывшихся
обстоятельств; •участие при разрешении
судом вопросов, связанных с исполнением
приговора.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #