Требования к директору лизинговой компании

1. Лизинговые компании (фирмы) — коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

2. Учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические, физические лица (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации).

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

3. Лизинговая компания — нерезидент Российской Федерации — иностранное юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

4. Лизинговые компании имеют право привлекать средства юридических и (или) физических лиц (резидентов Российской Федерации и нерезидентов Российской Федерации) для осуществления лизинговой деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

(в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ)

5. Руководителем (лицом, выполняющим функции единоличного исполнительного органа), членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, а также главным бухгалтером лизинговой компании (фирмы) не может являться лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти.

(п. 5 введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

001.png

Оказываем юридические и образовательные услуги для специальных субъектов лизинговой деятельности:

  • регистрация в налоговых органах.
  • внесение в реестр Банка России.
  • вступление в СРО.
  • подключение к Личному кабинету РФМ.
  • разработка правил внутреннего контроля.
  • обучение сотрудников по Федеральному закону №115-ФЗ.
  • подготовка отчетности.
  • абонентское обслуживание.

По любому вопросу звоните по телефону +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram, Viber) или пишите на электронную почту info@law115.ru

Whatsapp    Viber

О специальных субъектах лизинговой деятельности

В Государственной Думе РФ прошел первое чтение законопроект №586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности» (далее — законопроект №586986-7).

После вступления в силу законопроекта №586986-7 предусматривается выделение отдельной группы лизинговых компаний, у которых будет официальное название «Специальные субъекты лизинговой деятельности». К ним будут относится следующие организации:

  1. лизинговые компании, претендующие на допуск или получившие доступ к мерам государственной поддержки лизинговой деятельности (за исключением налоговых льгот, применяемых на условиях, действующих на дату вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014);
  2. банки;
  3. юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  4. юридические лица, аффилированные с юридическими лицами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  5. юридические лица, аффилированные с кредитными организациями, в уставном капитале которых участвует Банк России или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

18-09-26

Правила создания специальных субъектов лизинговой деятельности

Условием для получения доступа к мерам государственной поддержки лизинговой деятельности является внесение сведений о лизинговой компании в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности. Юридические лица приобретают право на осуществление лизинговой деятельности со дня внесения сведений о них в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности. Банк России ведет реестр специальных субъектов лизинговой деятельности и размещает сведения из указанного реестра на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном Банком России.

Для включения в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности требуется предоставить в ЦБ следующие документы:

  1. заявление о внесении сведений в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности;
  2. анкеты;
  3. копии учредительных документов юридического лица;
  4. копии документов об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа;
  5. расчет собственных средств (капитала), составленный в соответствии с методикой определения собственных средств (капитала) лизинговых компаний, утвержденной нормативным актом Банка России;
  6. документы и информация по форме и в порядке, которые установлены нормативным актом Банка России, подтверждающие наличие собственных средств (капитала);
  7. копии годовой и промежуточной (если обязанность ее составления установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации) бухгалтерской (финансовой) отчетности за последние завершенные отчетные периоды;
  8. правила внутреннего контроля, разработанные в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  9. копия документа о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, разработанных в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  10. сведения о лицах, имеющих право прямо или косвенно (через подконтрольных лиц), самостоятельно или совместно с иными лицами распоряжаться 20 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, включая сведения о контролируемой доле в уставном капитале хозяйственного общества.

Основания для исключения из реестра специальных субъектов лизинговой деятельности:

  1. заявление специального субъекта лизинговой деятельности о добровольном исключении сведений из реестра специальных субъектов лизинговой деятельности, поданное в Банк России;
  2. отзыв, аннулирование у банка, являющегося специальным субъектом лизинговой деятельности, лицензии на осуществление банковских операций; прекращение деятельности юридического лица, являющегося  специальным субъектом лизинговой деятельности, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
    (за исключением реорганизации в форме преобразования в случае соответствия преобразованного юридического лица требованиям настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных актов Банка России);
  3. несоответствие специального субъекта лизинговой деятельности
    (за исключением банков) требованиям о минимальном размере собственных средств (капитала по состоянию на две отчетные даты подряд;
  4. неоднократное в течение одного года нарушение специальным субъектом лизинговой деятельности требований, установленных Федеральным законом и нормативными актами Банка России;
  5. неоднократное в течение одного года нарушение специальным субъектом лизинговой деятельности (за исключением банка) требований, установленных статьями 6, 7 (за исключением пункта 3) и 73 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и (или) неоднократное в течение одного года нарушение требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанными положениями Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  6. нарушение специальным субъектом лизинговой деятельности требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации, объединяющей специальных субъектов лизинговой деятельности.

Требования к уставному капиталу специальных субъектов лизинговой деятельности

Для перечисленных лизинговых компаний законопроектом №586986-7 установлены следующие требования к минимальному размеру собственных средств:

  1. для специального субъекта лизинговой деятельности, балансовая стоимость активов которого составляет 500 миллионов рублей и более, а также для лизинговой группы — 70 миллионов рублей;
  2. для специального субъекта лизинговой деятельности, балансовая стоимость активов которого составляет менее 500 миллионов рублей, — 20 миллионов рублей.

Балансовая стоимость активов специального субъекта лизинговой деятельности определяется по данным последней годовой (промежуточной) бухгалтерской (финансовой) отчетности.

И, конечно, законопроект предусматривает переходные положения. Для специальных субъектов лизинговой деятельности, балансовая стоимость активов которых составляет 500 миллионов рублей и более:

  •  со дня вступления в силу законопроекта и до 1 января 2020 года — 30 миллионов рублей,
  • с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 года включительно — 50 миллионов рублей;
  • с 1 января 2021 года – 70 миллионов рублей.

Для специальных субъектов лизинговой деятельности, балансовая стоимость активов которых составляет менее 500 миллионов рублей

  •  со дня вступления в силу законопроекта и до 1 января 2020 года — 10 миллионов рублей,
  • с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 года включительно — 15 миллионов рублей,
  • с 1 января 2021 года – 20 миллионов рублей.

Специальный субъект лизинговой деятельности не вправе привлекать денежные средства физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, на основании договоров займа

Исключения из этого правила распространяются на следующих лиц:

  • являющихся участниками (акционерами) специального субъекта лизинговой деятельности;
  • являющихся контролирующими лицами участников (акционеров) специального субъекта лизинговой деятельности;
  • предоставляющих денежные средства в рамках заключенного одним займодавцем со специальным субъектом лизинговой деятельности договора займа на сумму не менее одного миллиона пятисот тысяч рублей;
  • приобретающих облигации специального субъекта лизинговой деятельности, выпуск (дополнительный выпуск) которых прошел государственную регистрацию и сопровождался регистрацией проспекта ценных бумаг, а также биржевые облигации лизинговой компании, выпущенные в соответствии со статьей 275-2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
  • приобретающих облигации специального субъекта лизинговой деятельности, не указанные в абзаце пятом настоящего пункта, при условии, что сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, за исключением лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее одного миллиона пятисот тысяч рублей, либо что такие облигации предназначены для квалифицированных инвесторов.

Аудит отчетности специальных субъектов лизинговой деятельности

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность специального субъекта лизинговой деятельности подлежит обязательному аудиту.

Требование в части обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности применяется к специальным субъектам лизинговой деятельности (за исключением банков) начиная с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год.

Представление отчетности и аудиторского заключения в Банк России

Специальный субъект лизинговой деятельности в порядке и сроки, установленные Банком России, обязан представлять в Банк России отчетность, в том числе годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением о ней, промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за отчетные периоды, определяемые Банком России.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций, а также план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения не применяются специальными субъектами лизинговой деятельности до 1 января 2021 года.

Стандартизация лизинга

Для специальных субъектов лизинговой деятельности будут утверждены два базовых стандарта:

  1. Базовый стандарт внутреннего контроля
  2. Базовый стандарт по управлению рисками

После внесение в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности компании обязаны вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую специальных субъектов лизинговой деятельности, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» в течение 90 дней следующих за днем наступления одного из следующих событий

  1. получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей специальных субъектов лизинговой деятельности, при отсутствии до указанного дня такой саморегулируемой организации;
  2. прекращение членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей специальных субъектов лизинговой деятельности;
  3. внесение сведений о специальном субъекте лизинговой деятельности в реестр специальных субъектов лизинговой деятельности (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей специальных субъектов лизинговой деятельности).

Полномочия Банка России в сфере лизинговой деятельности

  1. Ведение реестра специальных субъектов лизинговой деятельности
  2. Надзор за соблюдением законодательства РФ
  3. Утверждение методики определения собственных средств
  4. Утверждение сроков и порядка составления и представления отчетности
  5. Утверждение порядка раскрытия информации о своей деятельности

Порядок постановки на учет определен Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 №58.

Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки  на учет по форме, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 № 33 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Постановка на учет вновь созданной организации осуществляется в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

Руководитель организации несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение Положения.
Судебная практика исходит из того, что под состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, такое нарушение, как непостановка на учет в уполномоченном органе, не подпадает, поскольку данный признак в диспозиции указанной нормы отсутствует (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 12.08.2004 N А55-13664/03-22 и от 22.07.2004 N А55-15513/03-5). 

Таким образом, лизинговая компания, которая в нарушение установленного срока не встала на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, если иных неправомерных действий (бездействия), предусмотренных данной нормой, она не совершала, не подлежит привлечению к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ.


Для сведений:
Ст. 15.27 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» говорит о том что, неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон N 115-ФЗ).
Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, установлены в ст. 7 Закона N 115-ФЗ.
Пунктом 9 ст. 7 Закона N 115-ФЗ закреплено, что в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Руководитель лизинговой компании должен быть…

29 октября 2021 3912

Нацбанк опубликовал требования к руководителям и другим сотрудникам лизинговых компаний, мы посмотрели все три страницы документа и расскажем вам самое интересное.

Этот документ называется  —

«Об установлении требований к должностным и иным лицам лизинговой организации»

Вообще это очень ответственное дело — лизинговая деятельность, раз к руководителям компаний применяются серьезные требования. Все что связано с деньгами это очень ответственное дело. И тут главное, чтобы в руководство этих компаний не пробрались люди, не соответствующие требованиям деловой репутации.

Вполне возможно скоро появятся и иные постановления.

Мы уже представляем их заголовки:

  • Об установлении требований к должностным и иным лицам коммерческой организации
  • Об установлении требований к должностным и иным лицам фермерского хозяйства
  • Об установлении требований к должностным и иным лицам индивидуального предпринимателя
  • Об установлении требований к должностным и иным лицам торговых организаций. и т.д.

Ну, да не будем отвлекаться, давайте посмотрим каким высоким идеалам должны соответствовать руководитель и «иные лица» лизинговой компании. Нет ли там упоминания о нордическом характере и т.д. 🙂

Итак начнем: «… Правление Национального  банка Республики Беларусь постановляет:

1. Установить, что:  1.1. квалификационными требованиями являются:

для руководителя лизинговой организации, иностранной организации,  осуществляющей лизинговую деятельность в Республике Беларусь через постоянное  представительство, а также лица, исполняющего обязанности руководителя лизинговой  организации более четырех месяцев,



 – наличие высшего образования по специальности юридического (экономического) профиля или иного высшего образования при условии прохождения переподготовки на уровне высшего образования по специальности юридического (экономического) профиля либо наличие иного высшего образования при наличии стажа работы не менее пяти лет руководителем, либо на должностях, предусматривающих руководство подразделением, в организации, осуществляющей финансовые операции;


для заместителя руководителя лизинговой организации, иностранной организации, осуществляющей лизинговую деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, ответственного за выполнение правил внутреннего контроля в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (далее – ПОД/ФТ), ответственных должностных лиц в сфере ПОД/ФТ


— наличие высшего образования и стажа работы по специальности юридического (экономического) профиля в организации, осуществляющей финансовые операции, государственных органах (государственных организациях) не менее шести месяцев.


При отсутствии высшего образования ответственное должностное лицо в сфере ПОД/ФТ должно иметь стаж работы по специальности юридического (экономического) профиля не менее одного года в указанных государственных органах (государственных организациях)…»

Высшее образование (юрист, экономист) или иная «вышка» но с опытом работы не менее 5 лет.

Теперь переходим к самому интересному, к требованиям, деловой репутации: «… требованиями к деловой репутации являются:

1.2.1. для руководителя лизинговой организации, иностранной организации,  осуществляющей лизинговую деятельность в Республике Беларусь через постоянное  представительство, а также лица, исполняющего обязанности руководителя лизинговой организации более четырех месяцев:

  1. отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
  2. отсутствие постановления органа уголовного преследования о возбуждении уголовного дела в отношении лица либо привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу;
  3. отсутствие факта причастности к осуществлению, финансированию или иному пособничеству в осуществлении террористической, экстремистской деятельности, распространении оружия массового поражения либо легализации доходов, полученных преступным путем;
  4. отсутствие в течение последних 12 месяцев фактов отстранения от должности руководителя или главного бухгалтера по требованию Национального банка;
  5. отсутствие в течение последних 12 месяцев фактов руководства юридическим лицом, исключенным из реестра лизинговых организаций, реестра микрофинансовых организаций, реестра операторов сервисов онлайн-заимствования или реестра форекс-компаний за неисполнение (несвоевременное исполнение) предписания (предписаний) и (или) требований Национального банка;
  6. отсутствие в течение последних 12 месяцев фактов участия в качестве учредителя (участника), собственника имущества, бенефициарного, иного владельца юридического лица, исключенного из реестра лизинговых организаций, реестра микрофинансовых организаций, реестра операторов сервисов онлайн-заимствования или реестра форекс-компаний за неисполнение (несвоевременное исполнение) предписания (предписаний) и (или) требований Национального банка.

Заместитель руководителя лизинговой организации, иностранной организации, осуществляющей лизинговую деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, ответственный за выполнение правил внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, ответственные должностные лица в сфере ПОД/ФТ должны соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным абзацами вторым – четвертым части первой настоящего подпункта…»

В связи с тем, что недавно белорусские милиционеры признали некоторые телеграм каналы экстремистскими формированиями, возникает вопрос — а вот подписка на эти каналы это уже «осуществление или иное пособничество в осуществлении экстремистской деятельности»  или еще нет?

В любом случае руководителям и сотрудникам лизинговых компаний надо задуматься над этим. Ведь время такое что надо проявлять бдительность.

Если вы думаете, что требования только к руководителям и сотрудникам лизинговых компаний, то вы глубоко заблуждаетесь.

Есть требования и к учредителям лизинговых компаний, они очень похожи на те, которые мы уже привели: » …для учредителей (участников), собственника имущества, бенефициарных, иных владельцев лизинговой организации, иностранной организации, осуществляющей лизинговую деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство:

  1. отсутствие непогашенной или неснятой судимости;
  2. отсутствие постановления органа уголовного преследования о возбуждении уголовного дела в отношении лица либо привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу;
  3. отсутствие факта причастности к осуществлению, финансированию или иному пособничеству в осуществлении террористической, экстремистской деятельности, распространении оружия массового поражения либо легализации доходов, полученных преступным путем;
  4. отсутствие в течение последних 12 месяцев факта исключения юридического лица, являющегося учредителем (участником), собственником имущества, бенефициарным, иным владельцем лизинговой организации, иностранной организации, осуществляющей лизинговую деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, из реестра лизинговых организаций, реестра микрофинансовых организаций, реестра операторов сервисов онлайн-заимствования или реестра форекс-компаний за неисполнение (несвоевременное исполнение) предписания предписаний) и требований Национального банка;
  5. отсутствие в течение последних 12 месяцев факта руководства юридическим лицом, исключенным из реестра лизинговых организаций, реестра микрофинансовых организаций, реестра операторов сервисов онлайн-заимствования или реестра форекс-компаний за неисполнение (несвоевременное исполнение) предписания (предписаний) и (или) требований Национального банка таким юридическим лицом на дату его исключения из соответствующего реестра;
  6. отсутствие в течение последних 12 месяцев фактов участия в качестве учредителя (участника), собственника имущества, бенефициарного, иного владельца юридического лица, исключенного из реестра лизинговых организаций, реестра микрофинансовых организаций, реестра операторов сервисов онлайн-заимствования или реестра форекс-компаний за неисполнение (несвоевременное исполнение) предписания (предписаний) и (или) требований Национального банка…»

Всем белорусским лизинговым компаниям придется пройти такую проверку на соответствие этим требованиям. Ведь это общеизвестный, в узких кругах факт — человек который идеологически склонен к «пособничеству в осуществлении экстремистской деятельности»  ни до чего хорошего лизинговую компанию не доведет.
 

Источник: www.infobank.by

Национальным банком определены требования к квалификации и деловой репутации руководителя лизинговой организации, а также к деловой репутации ее владельцев. Соответствующее решение принято постановлением Правления Национального банка от 18 октября 2021 г. № 296 (далее – постановление № 296) в рамках реализации положений Указа Президента Республики Беларусь от 25 мая 2021 г. № 196 «О сервисах онлайн-заимствования и лизинговой деятельности».

Постановлением № 296, которое вступает в силу с 29 ноября 2021 г., предусмотрены следующие квалификационные требования к руководителю лизинговой организации:

  • высшее образование юридического (экономического) профиля;
  • либо иное высшее образование при условии прохождения переподготовки на уровне высшего образования по специальности юридического (экономического) профиля;
  • либо наличие иного высшего образования и стажа работы не менее пяти лет руководителем либо на должностях, предусматривающих руководство подразделением, в организации, осуществляющей финансовые операции.

Аналогичные требования распространяются и на руководителей иностранных организаций, осуществляющих лизинговую деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.

Среди требований к деловой репутации руководителя лизинговой организации – отсутствие:

  • непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
  • постановления органа уголовного преследования о возбуждении уголовного дела в отношении лица либо привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу;
  • фактов причастности к осуществлению, финансированию или иному пособничеству в осуществлении террористической, экстремистской деятельности, распространении оружия массового поражения либо легализации доходов, полученных преступным путем.

Требования также установлены к деловой репутации учредителей (участников), собственника имущества, бенефициарных и иных владельцев лизинговой организации, иностранной организации, осуществляющей лизинговую деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.

Меры, предусмотренные постановлением № 296, будут способствовать созданию более качественного и конкурентного сегмента финансового рынка за счет повышения уровня (объема) ответственности руководителей лизинговых организаций, собственников, учредителей (участников). Это положительно скажется на уровне защиты прав лизингополучателей, качестве оказываемых услуг и эффективности деятельности лизинговых организаций в целом.

Требования к лизинговой компании (покупка и передача в лизинг транспорта)

Здравствуйте. Хотим заняться лизинговой деятельностью (покупка и передача в лизинг транспорта). В связи с чем возник вопрос

1. Нужна ли лицензия на лизинговую деятельность (покупка и передача в лизинг транспорта) на сегодняшний момент.

2. Какие требования к регистрации лизинговой компании.

Заранее спасибо.

29 ноября 2017, 07:01, Татьяна, г. Владимир

Татьяна, добрый день.

Общие требования к лизинговой компании представлены в ст. 5 ФЗ от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»

1. Лизинговые компании (фирмы) — коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.

2. Учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические, физические лица (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации).

Федеральным законом от 29 января 2002 г. N 10-ФЗ в пункт 3 статьи 5 внесены изменения

3. Лизинговая компания — нерезидент Российской Федерации — иностранное юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность на территории Российской Федерации.

4. Лизинговые компании имеют право привлекать средства юридических и (или) физических лиц (резидентов Российской Федерации и нерезидентов Российской Федерации) для осуществления лизинговой деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

5. Руководителем (лицом, выполняющим функции единоличного исполнительного органа), членом совета директоров (наблюдательного совета), членом коллегиального исполнительного органа, а также главным бухгалтером лизинговой компании (фирмы) не может являться лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступление в сфере экономической деятельности или преступление против государственной власти.

Получение лицензии на осуществление лизинговой деятельности не требуется.

2. Какие требования к регистрации лизинговой компании.

Татьяна

В данном случае действуют общие требований к регистрации юридического лица.

29 ноября 2017, 07:08

Екатерина Довгопол

Екатерина Довгопол

Юрист, г. Курган

Скажите а где написано что не требуется лицензия для лизинговой компании (покупка и передача в лизинг транспорта).

Татьяна

Добрый день, Татьяна.

В ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности» указаны все виды деятельности, которые подлежат лицензированию (ст. 12). 

Лизинговая деятельность там не указана. 

29 ноября 2017, 07:15

Елена Иванова

Елена Иванова

Юрист, г. Набережные Челны

Здравствуйте, Татьяна.

На сегодняшний день требования по размеру уставного капитала общие для юр.лиц- 10 тыс.руб. То, о чем Вы пишите, это законопроект, согласно которому с 2018 года Минфин и ЦБ РФ предлагают прописать в законодательстве и поэтапно повышать минимальный размер собственных средств лизинговых компаний. Так, согласно поправкам, лизинговые компании с балансовой стоимостью активов 500 млн рублей и выше с начала 2018 года должны будут иметь капитал 30 млн рублей, с 2019 года — 50 млн рублей, с 2020 года — 70 млн рублей.

29 ноября 2017, 07:51

Похожие вопросы

И мы оформили на мое имя в лизинговой компании телефон на сумму 97000

Один знакомый человек предложил подзаработать. И мы оформили на мое имя в лизинговой компании телефон на сумму 97000. И он платил за него 3 месяца, но при этом телефон был у него. И сейчас он должен был погасить все, но пропал. Что делать в таком случае? Стоит ли обращаться в Полицию и писать заявление.

23 февраля, 10:46, вопрос №3615124, Диана, г. Санкт-Петербург

Возможно ли расторгнуть первую страховку, сделанную в автосалоне и вернуть деньги?

Здравствуйте. Мой муж купил автомобиль в другом городе, ему сразу же в салоне сделали страховку. По приезду домой,он не сказал мне,тк был в эйфории от покупки. На следующий день пошел в страховую в нашем городе и сделал еще одну стразовку,в другой страховой компании. Это все было почти месяц назад. Перебирая документы,я увилела первую страховку. Возможно ли расторгнуть первую страховку,сделанную в автосалоне и вернуть деньги?

22 февраля, 00:14, вопрос №3613788, Елена, г. Новосибирск

Является ли такая форма передачи в собственность актом приватизации и имела ли я право на долю в доме, если никаких заявлений нас отказ я не подавала

Подскажите, пожалуйста, в 1993 я была совершенно-летней и была зарегистрирована в доме,, который в процессе приватизации передавался от совхоза в частную собственность . Есть документ на этот дом в форме договора купли-продажи от 1993г. Собственником указана только моя мама. Является ли такая форма передачи в собственность актом приватизации и имела ли я право на долю в доме, если никаких заявлений нас отказ я не подавала.

21 февраля, 15:31, вопрос №3613286, Татьяна, г. Братск

В октябре Объединенная лизинговая ассоциация (ОЛА)[1] провела главное профессиональное событие для российского юридического лизингового сообщества — 15-ю ежегодную конференцию «День юриста лизинговой компании — 2020». В этом году конференция прошла онлайн. Важным моментом стало обсуждение консультативного заключения Большой коллегии Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) о том, нужно ли признавать лизинговые компании некредитными финансовыми организациями. Как оно повлияет на дальнейшее развитие регулирования отрасли? Ответы на эти вопросы и основные итоги конференции — в материале, подготовленном совместно с ОЛА.

В 2016 году Национальный совет по финансовой стабильности под председательством первого заместителя Председателя Правительства Игоря Шувалова принял решение о необходимости введения регулирования на рынке лизинга. В январе 2019 года Госдума приняла в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности» (№ 586986-7). Однако до сих пор ситуация остается неопределенной, лизинговая отрасль все еще находится на развилке.

На дальнейшее формирование подходов к регулированию лизинговой отрасли может повлиять консультативное заключение Суда ЕАЭС, выпущенное в июле 2020 года. Основные его выводы:

1) услуги лизинговых компаний, не являющихся банками, входят в предмет регулирования Протокола по финансовым услугам (приложение № 17 к Договору о Евразийском экономическом союзе);

2) введение пруденциального регулирования лизинговой деятельности, осуществляемой лизинговыми компаниями, не являющимися банками, в том числе в установлении требований к минимальному размеру собственного капитала, финансовых нормативов и отчетности, соответствует Союзному договору;

3) государство  член Союза при введении пруденциального регулирования вправе устанавливать особенности налогообложения прямыми налогами.

Консультативное заключение Суда ЕАЭС — весомый аргумент в пользу позиции Центробанка о необходимости признания лизинговых компаний некредитными финансовыми организациями. Однако заключение носит рекомендательный характер и не возлагает обязанности по его исполнению на страны  участницы ЕАЭС.

К заключению суда ЕАЭС приложены мнения судей, участвовавших в рассмотрении вопроса. Например, судья Татьяна Нешатаева считает, что финансовый лизинг состоит из двух групп правоотношений: привлечения финансирования для приобретения предмета лизинга и передачи предмета лизинга в аренду лизингополучателю. Странно, что лизингом считаются лишь отношения, первоначально связанные с заемными кредитными средствами, а передача в наем оборудования за плату относится к классическим арендным отношениям и в отсутствие отношений займа, кредита эти отношения не могут считаться лизингом. Таким образом, считает Татьяна Нешатаева, лизинговые услуги, оказываемые не банковскими организациями, должны регулироваться Протоколом № 17 по финансовым услугам (приложение № 17).

Иное мнение у судьи Дениса Колоса: финансовый лизинг, осуществляемый иными, кроме кредитных, организациями-субъектами, регулируется правилами Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение № 16 к Договору о Евразийском экономическом союзе). Протокол по финансовым услугам применяется, только если услуги оказываются определенными указанными в нем субъектами: банками, лицами, работающими на рынке ценных бумаг и страхования. Именно это имели в виду авторы протокола № 17 при разработке документа, но Суд их позицию не учел. Соответственно, лизинговые компании не входят в этот перечень, а финансовый лизинг не попадает в предмет регулирования протокола.

Денис Колос в своем мнении указал на логическое противоречие в консультативном заключении. В протоколе достаточно четко прописаны вопросы регулирования деятельности в банковском и страховом секторе, а также на рынке ценных бумаг. Однако непонятно, как применять эти положения к лизинговым компаниям, которые не являются участниками ни одного из этих секторов. И еще один важный момент: установление не существовавших ранее пруденциальных требований ухудшает условия взаимного доступа на рынки стран — участниц Союза по сравнению с правовым регулированием, действовавшим при подписании договора. Это нивелирует принципы поэтапной либерализации, на которых строится Евразийская интеграция, и является нарушением статей 66 и 67 договора как основополагающего акта Союза.

Судья Константин Чайка считает, что предмет регулирования Протокола по финансовым услугам определен исчерпывающе и не может быть расширен за счет включения в него новых финансовых услуг. Поскольку протокол вводит специальные нормы по отношению к самому договору, то, соответственно, нельзя расширительно толковать нормы, которые приведены в протоколе. Таким образом, лизинг, оказываемый не банками, не попадает под регулирование протокола о финансовых услугах.

С точки зрения Константина Чайки, применение мер пруденциального регулирования в отношении услуг финансового лизинга, оказываемых банками, обусловлено происхождением денежных средств, инвестируемых в приобретение предмета лизинга, и направлено на защиту прав и законных интересов вкладчиков, а не участников лизинговых правоотношений. Подобное уяснение цели пруденциального регулирования исключает его применение к деятельности лизинговых компаний, не являющихся банками, поскольку при приобретении предмета лизинга они не используют денежные средства, привлекаемые во вклады и депозиты.

Сейчас российский законопроект о регулировании лизинговой отрасли готовится к рассмотрению во втором чтении с учетом заключения Суда ЕАЭС в поддержку признания лизинговых компаний некредитными финансовыми организациями. Таким образом, требование о включении в реестр может быть распространено на все лизинговые компании, и если организация в течение переходного периода не вошла в реестр или была исключена из него, она должна незамедлительно прекратить лизинговую деятельность. Соответственно, компания не может работать с заключенными ранее договорами, которые придется расторгнуть либо продать.

Однако, по мнению ОЛА, этот запрет может привести к дестабилизации рынка. Также существует риск ухода с рынка небольших региональных компаний, не попавших в реестр по тем или иным причинам.

Еще один элемент реформы, предложенный Центральным банком, — обязательное требование учета по единому плану счетов (ЕПС) для некредитных финансовых организаций. Затраты по переходу на учет по ЕПС оцениваются в 0,5% годовой выручки компании, требования к собственному капиталу, предусмотренные новым законопроектом, оставлены без изменений, переходный период составит два года.

ОЛА считает, что переход на ЕПС не является оптимальным решением и не позволит достичь тех целей, о которых заявляется в реформе, поскольку он не охватывает весь рынок, оставляет без внимания дочерние компании, оказывающие арендные услуги, и не дает регулятору полной картины. При этом переход на ЕПС связан с полной заменой учетных систем лизинговой компании, средний срок их замены составит не менее двух лет. В ситуации, когда лизинговые компании с 1 января 2022 года обязаны перейти на ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»[2], для перехода на ЕПС следует делать перевод не раньше чем через три года после перехода на этот стандарт.

Кто должен быть регулятором лизинговой отрасли?

Основная задача регулирования лизинговой отрасли — не только транспарентность, но и увеличение объема инвестиций в реальный сектор экономики. Лизинг должен стать инвестиционным инструментом, посредством которого государственные субсидии распределяются адресно наиболее доступным и эффективным образом. С этой точки зрения адекватным регулятором для лизинговой отрасли является Министерство экономики. Такое предложение сделали Российский союз промышленников и предпринимателей, Подкомитет по лизингу при Торгово-промышленной палате, Российская торгово-промышленная палата и другие общественные объединения. А контрольно-надзорную функцию нужно делегировать другому органу, считают представители бизнеса. Регулирование должно стать продуктом взаимодействия государства, бизнеса и потенциального регулятора, то есть изначально учитывать интересы всех сторон.

Как защитить физлиц от злоупотреблений при возвратном лизинге?

При работе над законопроектом по лизингу важно учитывать актуальную проблему возвратного лизинга для физических лиц. Сложившаяся на рынке ситуация свидетельствует о необходимости введения ограничений в данной сфере. С 2019 года часть ломбардов, микрофинансовых организаций занялись возвратным лизингом для физлиц, выйдя из-под контроля Банка России. Клиенту предлагаются заемные средства с оформлением возвратного лизинга на имущество, а в случае неплатежеспособности клиента предмет лизинга изымается по решению суда. Данная практика требует комплексной оценки и принятия мер на государственном уровне.

Возвратный лизинг для физлиц оказался востребован во время пандемии, предоставляя бизнесу возможность реструктуризации долга. Однако существуют риски, что под видом реструктуризации вырастет практика недобросовестных займов и кредитов для физлиц с использованием жилья в качестве обеспечения. А использование в названии договора слова «лизинг» позволит не выполнять обязательные требования к потребительским кредитам и займам под залог жилой недвижимости. Посредничество брокеров в данной схеме существенно снижает сумму средств, фактически полученных клиентом по договору, также в цену договора возвратного лизинга включается выкупная стоимость и плата за временное владение и пользование предметом лизинга, что также противоречит интересам клиента. Лизинг не должен быть средством обхода существующих законодательных ограничений. Сложившаяся практика является аргументом Центробанка в пользу ужесточения контроля в данной сфере.

По мнению ОЛА, бизнес по предоставлению денежных средств для физических лиц должен иметь законные ограничения и не развиваться в хаотичном порядке, как это происходит сейчас. Недвижимое имущество жилого назначения должно полностью выйти из сферы этой деятельности и не должно использоваться в качестве предмета лизинга. Введение бизнес-модели возвратного лизинга в законное русло положительно отразится и на правах потребителей, и на судебной практике классического лизинга.

Что еще обсудили на конференции?

Спикеры конференции говорили про инновационные технологии — от новых предметов лизинга до роботизированной проверки правовых вопросов. Так, был озвучен опыт успешного внедрения инновационных технологий в ключевые юридические процессы, когда функции сотрудника юридической службы по экспертизе правоспособности корпоративных клиентов выполняет робот-юрист. Проведение данной проверки имеет ключевое значение для любой финансовой организации, поскольку допущенные ошибки могут повлечь значительные материальные и репутационные риски.

Важной информацией стал обзор моратория на банкротство и его влияние на права лизингодателя. 1 апреля 2020 года в Законе о банкротстве появилась ст. 9.1, согласно которой для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях Правительство вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами. Основная цель  поддержать должников, оказавшихся в сложной ситуации по ряду непредвиденных причин, одной из которых стала эпидемия коронавируса.

Оживление участников онлайн-конференции вызвала проблема расчетов старого и нового лизингополучателя в ситуациях замены лизингополучателя в договоре, а также проблемы квалификации лизинговых платежей при долгой передаче предмета лизинга (длительная поставка, монтаж, просрочка) для налоговых целей. Основная проблема лежит в плоскости различия гражданско-правовых квалификаций и налоговой квалификации лизинга.

В ходе конференции был проведен обзор актуальной практики Верховного суда в сфере лизинга. За прошедший год Верховный суд сформировал несколько правовых позиций, которые следует учитывать в практике лизинговых компаний. Они в частности, касаются, последствий непоставки лизингового имущества, существенного нарушения требований к качеству актива, его повреждения или утраты, а также хранения после расторжения договора лизинга.

Участники конференции обсудили перспективы применения Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», спорные вопросы реализации сделок возвратного лизинга, проблематику расторжения договора лизинга и выбора надлежащего способа защиты прав лизингодателя, в частности процедур взыскания периодических лизинговых платежей и изъятия имущества. Также прозвучал доклад, посвященный вопросам оценки изъятого имущества в судебной практике столицы и регионов.

Подробнее об итогах конференции можно прочитать на сайте ОЛА здесь: http://assocleasing.ru/novosti/663


[1] ОЛА является крупнейшим Российским профессиональным объединением участников лизинговой отрасли, представляющим интересы 101  компании, объем бизнеса которых составляет около 80% официального рынка лизинга России. ОЛА представляет лизинговую отрасль РФ в Европе, являясь членом Европейской конфедерации лизинговых ассоциаций (Leaseurope).

[2] С 1 января 2022 года вступает в силу ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды», утвержден приказом Минфина России от 16 октября 2018 г. № 208н. Он затронет бухгалтерский учет арендных отношений в РФ, уже сейчас лизинговым компаниям нужно активно готовиться к введению нового стандарта.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Транспортная компания кит котельники адрес
  • Требования к написанию резюме бизнес плана
  • Трудовой договор для строительной компании
  • Транспортная компания кит расчет перевозки
  • Требования к оформлению реквизитов справки