Требование к компании для участия в госзакупках

Требования к участникам закупки по 44-ФЗ — это условия, установленные российским законодательством о контрактной системе и иными нормативно-правовыми актами и позволяющие подрядчикам участвовать в тендерах. Они установлены ст. 31 закона о закупках. В связи с изменением экономической ситуации, законодатель внес ряд поправок, связанных с такими требованиями. Последняя редакция ст. 31 44-ФЗ более детально регулирует порядок определения поставщика.

Новые обязательные требования по 44-ФЗ

Поставщиками, подрядчиками, исполнителями по 44-ФЗ являются любые физические лица, в том числе ИП или самозанятые, юридические лица, за исключением офшорных компаний и лиц, признанных иностранными агентами. Статья 31 закона устанавливает к ним такие единые требования:

  • соответствие требованиям законодательства. Заказчик вправе запросить документы, подтверждающие соответствие поставщика требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 закона № 44-ФЗ, к примеру, требованиям о наличии лицензии, аккредитации, членстве в СРО и др.;
  • организация не ликвидируется, не является банкротом, в отношении нее не открыто конкурсное производство;
  • деятельность предприятия не приостановлена;
  • между заказчиком и участником нет конфликта интересов и т. д.

Новацией является требование об отсутствии участника торгов в реестре иноагентов. Закон определяет иноагента как лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены федеральным законом. Такие физические и юридические лица не имеют права участвовать в закупках, поэтому заказчик обязан проверить участника на предмет его отсутствия в соответствующем реестре.

Соответствие единым требованиям подтверждается декларацией, которая предоставляется в составе заявки или в составе предварительного предложения для единственного поставщика в электронной форме с использованием электронной площадки. Закон о контрактной системе по-прежнему не устанавливает правил по оформлению документа, ключевое правило — подтвердить соответствие поставщика предписаниям закона № 44. Декларацию составляют в произвольной форме.

Декларация соответствия по 44-ФЗ

Если предметом контракта является выполнение работ, подлежащих лицензированию, заказчик устанавливает условие о наличии той или иной лицензии. Предоставление самой лицензии не требуется. Участник, при наличии соответствующего требования, предоставляет в составе документации сведения о действующей лицензии. В данном случае непредоставление сведений о наличии лицензии является поводом для отклонения заявки. Однако нельзя устанавливать требование к сроку действия лицензии (письмо Минфина России от 12.09.2017 № 24-03-06/58653). Наличие лицензии не обязательно, если лицензируемые работы не являются самостоятельным объектом закупки (Обзор судебной практики применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, утв. президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

Внимательно изучите тендерную документацию, чтобы понять, что прикладывать по п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона 44-ФЗ, к таким требованиям относят наличие аккредитации либо условие о членстве организации в СРО. Выписка СРО — это документ, который подтверждает, что компания или ИП являются членами СРО. Работы по капитальному ремонту, строительству, реконструкции, сносу объектов, проведению инженерных изысканий, проектированию вправе проводить подрядчики, которые включены в реестр членов саморегулируемых организаций. Об этом сказано в части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса.

Выписка СРО не потребуется при подписании государственного контракта на сумму менее 3 миллионов рублей, а при сносе объектов капстроительства — 1 миллиона рублей. В СРО не обязаны вступать МУП, ГУП, коммерческие компании, если более половины их собственности принадлежит муниципальным или государственным органам, публично-правовым образованиям.

Обратите внимание, что по новым правилам, участник процедуры не предоставляет выписку из реестра СРО, такую информацию заказчик запрашивает самостоятельно. Заказчики не вправе требовать от участников подтверждать членство в СРО документами при закупке работ по изысканиям и проектированию, строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства.

Информации из единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах достаточно, чтобы подтвердить, отвечает ли участник условиям закупки. Если данных о нем нет в реестре, заявку отклоняют за несоответствие требованиям извещения.

Новые правила для проверки поставщиков на соответствие дополнительным требованиям

В соответствии с внесенными изменениями, теперь госзаказчикам придется проверять, не привлекались ли поставщики к ответственности по антикоррупционным правонарушениям по 19.28 КоАП. Эти меры направлены на недопущение к торгам юрлиц, которые нарушили антикоррупционное законодательство в течение 2 лет до момента подачи заявки на участие в тендере. ЕИС автоматически формирует информацию о привлечении юрлиц к административной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства. Чтобы ознакомиться с такой информацией, зайдите на сайте госзакупок в раздел «Документы».

Информация об участниках, привлеченных к административной ответственности

Скачиваем актуальный перечень участников, привлеченных к административной ответственности.

Перечень участников, привлеченных к адм. ответственности

Кроме того, заказчик вправе установить требование к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ, имеется в виду условие о том, что компания потенциального исполнителя (в том числе весь руководящий состав) не должна состоять в реестре недобросовестных поставщиков. Такой реестр размещен в ЕИС и содержит сведения о поставщиках, которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта.

Если закупочной документацией установлено требование об отсутствии сведений в РНП в отношении участников закупки, проверьте участника, следуя простой инструкции:

1. На сайте ЕИС зайдите во вкладку «Все разделы».

Все разделы сайта ЕИС

2. В разделе «Контроль и аудит» найдете интересующий вас реестр.

РНП на ЕИС

Если говорить о дополнительных условиях для участников тендера, то правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. К таким требованиям к участникам закупок, в соответствии с ч. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ, законодатель относит наличие:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  • опыта работы и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Законодатель устанавливает еще одно дополнительное требование к участникам закупки по 44-ФЗ, оно связано с начальной (максимальной) ценой контракта. Если НМЦК составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик вправе запросить информацию об исполнении участником торгов в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с 223-ФЗ, при условии исполнения таким участником закупки условия об уплате неустоек (штрафов, пеней). Стоимость исполненных обязательств по таким контрактам, договорам должна составлять не менее 20% НМЦК. Такое условие установлено ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ и подтверждается участником посредством предоставления следующей информации или документов:

  • номера реестровой записи в реестре контрактов;
  • выписки из реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну;
  • исполненного контракта и акта приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Условия по 223-ФЗ

Федеральный закон № 223 закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организации, не устанавливая конкретные требования к участникам закупки по 223-ФЗ о закупках отдельными видами юрлиц. Более детальную информацию о сроках, способах и параметрах узнают из положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Положение обязательно публикуется в ЕИС.

Несмотря на то, что законом о закупках отдельными видами юрлиц четко не определены требования к участникам закупки, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном положении и в документации тендера. Одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых условий к исполнителям.

Кроме этого, применяются и единые требования, которые описаны выше.

Добровольная сертификация

Квалификация участников закупок — это четкий перечень критериев, по которым осуществляется оценка стабильности работы компании и подтверждается ее благонадежность. Действующее закупочное законодательство не предусматривает обязательного наличия у участника процедуры какого-либо сертификата соответствия. Однако, в случаях проведения масштабной закупки, заказчик вправе запросить допуск соответствия требованиям договорных нормативов, в таком случае наличие сертификата является обязательным условием для участия в торгах.

Сертификат о соответствии компании стандартам закупочных процедур — документ, оформляемый после проверки фирмы уполномоченным органом. Орган, осуществляющий такую сертификацию, обязан пройти аккредитацию в Росаккредитации. После прохождения проверки подтверждается, что предприятие соответствует запросам заказчика.

Документ, подтверждающий квалификацию участника закупки, оформляется в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании». Его назначение — снижение потенциальных рисков безопасности и качества работ, товаров и услуг. Официальное подтверждение благонадежности гарантирует, что соискатель прошел необходимую аккредитацию, оформил нужные лицензии и внедрил в работу эффективную систему менеджмента качества. В ходе проверки производится оценка того, соответствует ли деятельность фирмы содержанию закона 44-ФЗ, соблюдает ли она установленные договором сроки и какова ее деловая репутация.

Путеводитель по спорам в сфере закупок. Вопросы применения ст. 31

1. При применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

2) утратил силу. — Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

6) утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 489-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1) участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ)

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:

а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;

б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;

в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;

(п. 10 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1) участник закупки не является иностранным агентом;

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 05.12.2022 N 498-ФЗ)

11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

(п. 11 введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

1.1. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 539-ФЗ, от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

2.1. Если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

7. Указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.

8. Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур), пункте 10.1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 — 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Утратил силу с 1 июля 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.2. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. При осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9 настоящей статьи, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:

1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;

2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (в случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает десять миллионов рублей, а при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более десяти миллионов рублей) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 390-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. Положения части 10 настоящей статьи не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.

(часть 10.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 365-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2022 N 231-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию об идентификационном номере заявки на участие в закупке, поданной таким победителем, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю. При этом заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такие же, как и победитель такой закупки, цену контракта, сумму цен единиц товара, работы, услуги или предложение о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги которого содержит лучшие условия по цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В существующей сейчас сложной внешнеполитической ситуации не только иностранные государства налагают санкции на российские компании. Россия тоже применяет к некоторым иностранным организациям специальные экономические меры: в 2022 г. и вплоть до снятия ограничений с такими лицами, в частности, запрещено заключать госконтракты. 

Новое ограничение для участия в закупках

На фоне все обостряющейся внешнеполитической ситуации весной 2022 года издан Указ президента 252 от 03.05.2022, в соответствии с которым российские органы власти всех уровней, юридические и физические лица не вправе:

  • заключать с определенными иностранными компаниями и подконтрольными им лицами сделки;
  • исполнять уже заключенные сделки;
  • совершать финансовые операции.

Таким образом, новые требования к участникам закупок в рамках закона № 44-ФЗ с 03.05.2022, в связи с исполнением указа, сводятся к тому, чтобы они не состояли в перечне подсанкционных компаний и не являлись подконтрольными таким компаниям.

Список организаций, которые попали под специальные экономические меры, утвержден Постановлением № 851 на основании пункта 5 Указа № 252, в котором президент уполномочил правительство РФ составить такой список.

Но на практике некоторые заказчики либо игнорировали новое ограничение, либо не понимали, как его соблюдать, в связи с чем издано письмо Минфина по Указу президента 252 — от 09.06.2022 № 24-06-06/54846. В этом документе ведомство разъясняет следующие важные аспекты применения правил, установленных президентом:

  • заказчики, работающие по 44-ФЗ, объявляя тендер, обязаны в извещении указывать, что к участию не допускаются подсанкционные компании;
  • если такая организация подает заявку, ее необходимо отклонить;
  • как подтвердить, что к участнику закупки не применялись экономические меры, — с помощью выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП или ее нотариальной копии и копий учредительных документов;
  • в закупках запрещено участвовать лицам, подконтрольным компаниям под санкциями, но в законе отсутствует точный порядок проверки отсутствия такого контроля;
  • если заказчик обнаружил, что участник предоставил недостоверные сведения о непричастности к подсанкционным юрлицам, его необходимо отстранить от участия. А если он уже признан победителем — отказаться от заключения контракта с ним;
  • если заказчик обнаружит причастность к подсанкционным компаниям уже действующего контрагента на этапе исполнения контракта, он обязан заявить об одностороннем расторжении этого контракта и направить сведения о лице в УФАС для рассмотрения вопроса включения его в РНП.

Перечень компаний под санкциями

В настоящий момент перечень компаний по Постановлению 851 от 11.05.2022 включает 32 организации из более чем десятка различных иностранных государств:

Страна Наименование компании
Германия Gazprom Germania GmbH / Газпром Германия ГмбХ
Gazprom NGV Europe GmbH / Газпром Эн Джи Ви Юроп ГмбХ
Astora GmbH / Астора ГмбХ
WIBG GmbH / ВИБГ ГмбХ
WIEH GmbH / ВИЕХ ГмбХ
WINGAS GmbH / ВИНГАЗ ГмбХ
WINGAS Sales GmbH / ВИНГАЗ Сэйлз ГмбХ
WINGAS Holding GmbH / ВИНГАЗ Холдинг ГмбХ
Industriekraftwerk Greifs wald GmbH / Индустрикрафтверк Грайфсвальд ГмбХ
Gazprom Marketing & Trading Ltd. / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Лтд.
ERDGASSPEICHER PEISSEN GMBH / ЭРДГАЗШПАЙХЕР ПАЙССЕН ГМБХ
Австрия ZGG – Zarubezhgazneftehim Trading GmbH / ЗГГ — Зарубежгазнефтехим Трейдинг ГмбХ
Швейцария GAZPROM Schweiz AG / Газпром Швайц АГ
IMUK AG / ИМУК АГ
Gazprom Marketing & Trading Switzerland AG / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Свитзерланд АГ
Венгрия WIEE Hungary Kft. / ВИЕЕ Хунгари Кфт.
Болгария WIEE Bulgaria EOOD / ВИЕЕ Булгариа ЕООД
Великобритания WINGAS UK Ltd. / Вингаз ЮКэй Лтд.
Gazprom Global LNG Ltd. / Газпром Глобал Эл Эн Джи Лтд.
Gazprom Marketing & Trading Retail Ltd. / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Ритэйл Лтд.
Gazprom Mex (UK) 1 Ltd. / Газпром Мекс (ЮКей) 1 Лтд.
Gazprom Mex (UK) 2 Ltd. / Газпром Мекс (ЮКей) 2 Лтд.
Словакия VEMEX ENERGO s.r.o. / ВЕМЕКС ЭНЕРГО с.р.о.
Бельгия WINGAS Benelux s.r.l. / ВИНГАЗ Бенилюкс с.р.л.
Франция Gazprom Marketing & Trading France SAS / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Франц САС
США Gazprom Marketing & Trading USA Inc. / Газпром Маркетинг энд Трейдинг ЮЭсЭй Инк.
Сингапур Gazprom Marketing & Trading Singapore РТЕ. Ltd. / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Сингапур ПТЕ. Лтд.
Италия PremiumGas S.p.A. / ПремиумГаз С.п.А.
Чехия VEMEX s.r.o. / ВЕМЕКС с.р.о.
VEMEX ENERGIE a.s. / ВЕМЕКС ЭНЕРГИ а.с.
Румыния WIEE ROMANIA SRL / ВИЕЕ РОМАНИЯ СРЛ
Польша EUROPOL GAZ S.A. / АО “ЕВРОПОЛ ГАЗ”

Кроме того, Постановление № 851 конкретизирует, какие сделки запрещены по Указу № 252, то есть в каких случаях применяется Указ 851:

  • при сделках, которые совершаются в пользу подсанкционных лиц;
  • соглашениях, которые предполагают заход в российские порты судов, принадлежащих подсанкционным лицам в их интересе или по их поручению;
  • при сделках, по которым проводятся платежи или операции с ценными бумагами с участием или в пользу подсанкционных лиц.

C 08.11.2022 по постановлению 851 от 11.05.2022 действует еще и перечень юрлиц, которые ведут деятельность в области военно-технического сотрудничества, в отношении которых применяются специальные экономические меры. Собрали в таблицу все 74 организации:

Страна Наименование компании
Болгария

Arsenal JSCo / Арсенал Джей Эс Ко

VMZ EAD / ВМЗ ЕАД

Beta Corp AD / Бета Корп Эй Ди

Arcus Co / Аркус Ко

Dunarit AD / Дунарит Эй Ди

Terem EAD / Терем ЕАД

Balkanrous Trading / Балканроус Трейдинг

Balkan Hunter / Балкан Хантер

EL kart / ЕЛ карт

EIM Trade / ЕИМ Трейд

UMT / УМТ

Sage Consultants / Сейдж Консалтантс

Hartford international Group LTD / Хартфорд интернешинел Груп ЛТД

Metalika-AB EOOD / Металика-АБ ЕООД

Emco / Емко
Германия Atlas Elektronik / Атлас Электроник
E.sigma Systems / Е.сигма Системз
Glenair/Гленаир
In-innovative navigation / Ин-инновативе навигатион
Fritz Werner Industrie-Ausrustungen / Фритц Вернер Индустри-Аусрустунген
iMARNavigation / иМАРНавигатион
Intecs / Интекс
J.P. Sfuer&Sohn / Джей. Пи. Шуер энд Сон
Jenoptik / Дженоптик
Europlast-Nycast / Еуропласт-Никаст
Motorola Solution Germany / Моторола Солютион Германи
NDGS NoviyDizel Gearbox Servic / НДГС Новы Дизель Геарбокс Сервис
SIGNALIS / СИГНАЛИС
Rohde&Schwarz / Рохде энд Шварц
SIM Secure Information Management / СИМ Секюре Информатион Менеджемент
SNE Schirin Nobiev Exporthandel / СНЕ Ширин Нобиев Экспортхендел
SPEKON Sachsische Spezialkonfektion / СПЕКОН Захзише Специалконфектион
ForceWare / ФорсеВаре
PKI Electronic Intelligence / Пи Ки Ай Электроник Интеллигенс
Schaefflergruppe / Шаеффлергруппе
SET Stange Energietechnik / СЕТ Стэндж Енергиетекник
Канада Newcon International LTD / Ньюкон Интернешинел ЛТД
Alpha Optics System Inc / Алфа Оптик Систем Инк
Литва AVIABALTIKA aviation, LTD / АВИАБАЛТИКА авиэйшен, ЛТД
Helisota / Хелисота
JSC Defensus / Джей Эс Си Дефенсус
ASU Baltija JCS / АСУ Балтиа Джей Си Эс
Defensa UAB / Дефенса УАБ
Великобритания Strilets / Стрилетс
Espace Soft Trading Co.Ltd. / Эспейс Софт Трейдинг Ко.Лтд
Hazel UK Limited / Хазел ЮКей Лимитед
Словакия ZTS OTS spol s.r.o. / ЗТС ОТС спол с.р.о.
ZTS Special a.s. / ЗТС Спешл а.с.
Versor s.r.o. / Версор с.р.о.
Robus s.r.o. / Робус с.р.о.
Chemica spol / Хемика спол
SMS spol / СМС спол
США Desert Tech LLC / Десерт Тек ЛЛС
TCI international / Ти Си Ай интернешинел
Черногория Armada Group / Армада Груп
Montenegro Defence Industry / Монтенегро Дефенсе Индустри
Tara Aerospace and Defense Products / Тара Аэроспейсе энд Дефенсе Продуктс
Чехия VOP-026 Sternberk / ВОП-026 Штернберк
Mil International spol / Мил Интернешинел спол
Excalibur Army spol s.r.o. / Экскалибур Арми спол с.р.о.
Explosia a.s. / Эксплосиа а.с.
Польша Bumar-Labedy / Бумар-Лабеды
Fin Sp. z o.o. / Фин Сп. з о.о.
ANKOL Sp. z o.o. / АНКОЛ Сп. з о.о.
Cenzin PGZ / Цензин ПГЗ
SELW-2 Sp. z o.o. / СЕЛВ-2 Сп. з о.о.
Level 11 Sp. z o.o. / Левел 11 Сп. з о.о.
Mesko s. a. / Меско с. а.
Wtorplast Group / Вторпласт Груп
Wobi-Stal z o.o. / Воби-Стал з о.о.
BRJ / Би эР Джей
Militus – PL / Милитус – ПЛ
Nattan C0 / Наттан Ко
Эстония Baltic Armament OU / Балтик Армамент ОУ

Ответственность за нарушение

Несмотря на то, что запрет на участие подсанкционных организаций — это нововведение последних месяцев, в практике УФАС уже появились первые решения по этому вопросу. Например, Брянское УФАС в решении от 23.05.2022 по делу № 032/06/106-456/2022 выявило нарушение ряда предписаний, касающихся контрактной системы РФ и, в частности, нарушение пп. «а» п. 2 Указа президента РФ № 252 от 03.05.2022, Постановления Правительства РФ № 851 от 11.05.2022.

В итоге контролеры выдали предписание об устранении нарушений и передали материалы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Еще по теме:

  • инструкция по проверке участника закупки на соответствие общим требованиям;
  • инструкция по дополнительным требованиям к участникам госзакупок;
  • установили новые дополнительные требования к участникам закупок;
  • как применять требования о прослеживаемости в закупках по 44-ФЗ: разъяснения ФНС.

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова

Полина ГольцоваЮрист
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.

Другие публикации автора

Одни из основных принципов госзакупок — открытость, прозрачность и обеспечение конкуренции, а ключевая задача государства — экономия бюджетных денег. Основываясь на этом, законодатель предоставил доступ к закупкам максимально широкому кругу лиц. Однако есть факторы, которые ограничивают круг участников в определенных закупках, и нюансы, которые нужно учесть разным категориям потенциальных поставщиков.

Не все могут поучаствовать в закупке, если:

  • в закупке действует национальный режим,
  • требуются определенные лицензии и разрешения, если закупка на  лицензируемые виды деятельности,
  • нужен опыт работы и квалификация сотрудников (применяется в закупках технически сложных товаров, работ, услуг с высокой НМЦ по постановлению правительства № 99),   
  • проводят закупку только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • проводят закрытую закупку с информацией, составляющей государственную тайну.

zakupki

Найдите закупку мечты — в пару кликов

Найти

Физические лица

Физлица могут регистрироваться на любых ЭТП и участвовать в аукционах наравне с другими категориями участников. В большинстве случаев они участвуют в «простых» закупках, для которых не нужно регистрировать ИП или ООО. Например, аукционы по покупке квартир, услуги переводчиков, гидов, репетиторов и т.д. 

Вам нужно будет зарегистрироваться в ЕИС. Как это сделать, читайте в этой статье. 

Что учесть физлицам:

  • При заключении контракта с физлицом заказчик самостоятельно удерживает с него НДФЛ. Условие об уменьшении суммы обязательно включается заказчиком в контракт (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ).
  • Физлицо не относится к субъектам малого предпринимательства, так как к ним могут относится только юридические лица и ИП (п. 1 ст. 3 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

    На практике заказчики часто в небольших закупках, где теоретически могли бы поучаствовать физлица, ставят по привычке ограничения по СМП. В таких закупках физлицо участвовать не может. Поэтому, если вы планируете участвовать в закупках на постоянной основе, рекомендуем зарегистрироваться в качестве ИП или создать ООО.

  • Ваши жалобы в ФАС на заказчика и ЭТП будут рассматривать по порядку, установленному в 44-ФЗ, только если вы соответствуете всем  требованим к поставщикам и ваши права нарушены положениями документации. Например, если вы жалуетесь на то, что не работала площадка, но при этом у вас нет нужных лицензий, то вашу жалобу будут рассматривать 30 дней. А если заказчик вас отклонил, несмотря на то, что вы соотвествуете всем требованим, жалобу рассмотрят за 5 дней, как установлено в 44-ФЗ.  

Индивидуальные предприниматели (ИП)

Особых требований для индивидуальных предпринимателей нет. Большое преимущество для них — простота оформления документов для аккредитации на площадках: нужны только все страницы паспорта и выписка из ЕГРИП. Для ИП не требуется решения о сумме сделки и у него отсутствуют учредительные документы.

Что учесть ИП:

  • Согласно пункту 3 статьи 3 275-ФЗ, ИП не может принимать участие в закупках в рамках государственного оборонного заказа.
  • ИП отвечает по обязательствам (возможные штрафы и пени) всем своим имуществом, даже после закрытия.
  • Будьте внимательны. Если попадете в РНП, то на следующие два года не сможете участвовать в торгах, а если захотите продолжить, придется открыть ИП на другого человека.
  • Заказчик по 44-ФЗ всегда объявляет закупку с НДС и не всегда прописывает в проекте контракта, что цена не включает НДС, если победитель на УСН. Победитель на УСН рискует оказаться в ситуации, что заказчик вычтет 20% от его цены. Это несмотря на то, что 44-ФЗ не разрешает менять сумму контракта и многочисленные разъяснения Минэкономразвития и Минфина. Если в проекте контракта не указано, как действует заказчик при победе участника на УСН, рекомендуем подать запрос на разъяснения.
  • Для субъектов малого бизнеса и организаций инвалидов действуют преимущества.
  • Действуют те же правила подачи жалобы, как у физлиц. 

Самозанятые

Этот налоговый режим появился в 2019 году. Об особенностях участия в закупках самозанятых мы написали отдельную статью.

zakupki

Юридические лица  

Это самая распространенная категория бизнеса и, соответственно, участников торгов.

Что учесть юрлицам:

  • Если вы на УСН, также будьте внимательны к условиям оплаты.
  • Для разных видов юрлиц есть свои особенности в подготовке документов.
  • Если юрлицо попадает в РНП, то в реестр включают информацию не только о самой организации, но и обо всех ее учредителях.
  • Крупным компаниям, которые участвуют в массе торгов, лучше создать новую организацию для участия в «мелких» торгах. Это поможет обезопаситься от попадания в РНП из-за мелкой ошибки. Например, сотрудник не успел в срок подписать контракт, в этом случае участник считается уклонившимся от заключения. В итоге вся компания, включая учредителей, с большой вероятностью попадет в РНП.
  • Проще создать ООО с одним учредителем. Не нужно собирать общее собрание участников для принятия решений, проще оформлять документы.
  • Для СМП и организаций инвалидов действуют преимущества.

Бюджетные организации

Участвовать в торгах могут и сами «бюджетники». Для них действуют такие правила:

  • Им не нужно платить обеспечение контракта.
  • Для организаций УФСИН действуют преимущества (если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, но не выше НМЦ).
  • Заработанные деньги можно потратить на закупки по 223-ФЗ, если есть опубликованное Положение о закупках.

Иностранные компании и физлица

Могут участвовать в закупках с учетом ограничений по нацрежиму. При аккредитации на ЭТП иностранцы должны предоставить надлежащим образом заверенный перевод своих документов, выданных в соответствии с законодательством своего государства.

Так как в электронных закупок иностранцы принять участие не могут, из-за того что невозможно оформить квалифицированную электронную подпись, крупные иностранные компании открывают в России юридические лица с российскими учредителями.

Можно ли с первого дня регистрации участвовать в закупках?

Ограничений нет, вы сможете участвовать в большинстве торгов по 44-ФЗ. Исключением являются закупки, где требуется опыт поставки аналогичных товаров / выполнения работ/ оказания услуг или, например, указаны требования, связанные с длительным устойчивым финансовым положением компании на рынке (как правило, применяется в коммерческих торгах).

Можно ли участвовать в закупке, если ОКВЭДы не соответствуют указанным в выписке из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП?

Коды ОКВЭД не влияют на участие, заказчик в рамках 44-ФЗ не имеет права отклонить заявку на основании несоответствия кодов ОКВЭД.

Можно ли принять участие в закупке, если нет необходимого товара на складе и сертификатов соответствия?

На момент подачи заявки поставщик не обязан иметь товар на складе. Заказчик не вправе требовать в составе заявки документы, которые по закону передаются вместе с товаром.

zakupki

Участвовать в торгах могут все, независимо от даты создания организации, системы налогообложения, кодов ОКВЭД, наличия товара на складе на момент подготовки заявки и прочих подобных моментов. Есть ряд общих ограничений для участия, но они встречаются далеко не во всех закупках. Рекомендуем всегда внимательно изучать документацию о закупке перед тем, как принимать участие в интересных для вас торгах.

zakupki

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту

Содержание

  • Главное о доптребованиях
  • Последние изменения доптребований в офсетных контрактах
  • Разъяснения Минфина
    • Закупки на строительство
    • Подтверждение опыта в других закупках
  • Проблемы, с которыми столкнулись заказчики и поставщики
    • Не закрыт контракт, подтверждающий опыт
    • Расторгнут контракт, подтверждающий опыт
    • В одном тендере содержатся доптребования по разным видам работ
    • Поставщики сомневаются в доптребованиях
    • Торговая площадка не проверяет документы

К поставщикам по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ) с января 2022 года стали предъявлять новые доптребования. Практически за год работы по новым правилам появились разъяснения Минфина и показательные решения ФАС, которые следует учитывать, чтобы избежать ошибок и судебных споров.

В статье приведены обзор доптребований и разъяснений Минфина, а также примеры проблем, с которыми столкнулись заказчики и поставщики.

Главное о доптребованиях

Прежнее постановление о доптребованиях отменено постановлением Правительства от 29 декабря 2021 года № 2571 (далее – постановление № 2571). Правительство РФ приняло новые правила по разделам, которые посвящены отдельным сферам (культура, строительство и т.д.), а в каждом из разделов подробно расписало перечень работ (охранные услуги, реставрация и др.).

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Расширен перечень случаев для применения доптребований. Теперь заказчики обязаны чаще устанавливать их, но применять их можно только для закупок с ценой свыше:

  • 500 тыс. рублей в закупках на реставрацию, ценовой аудит, ремонт военной техники
  • 10 млн рублей для федералов и 5 млн рублей для муниципалов при размещении некоторых заказов на строительство и дорожные работы
  • 1 млн рублей в закупках на техобслуживание, ремонт зданий и уборку
  • 50 млн рублей при закупке вооружения
  • 10 млн рублей в закупках на техобслуживание медтехники

В приложении к постановлению указано:

  • к какому виду работ предъявляют те или иные требования. К примеру, на текущий ремонт от участников тендеров требуется наличие опыта выполнения текущего или капитального ремонта с ценой не менее 20% от цены нового тендера
  • как подтвердить соответствие доптребованиям при подаче заявки. Конкретный перечень документов будет зависеть от вида работ

К примеру, чтобы подтвердить опыт выполнения договора подряда при участии в закупке на капремонт дорог, нужно представить:

  • копию исполненного договора
  • акт приёмки объекта капитального строительства
  • акт выполненных работ
  • разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Застройщику необходимо приложить к заявке строительную смету, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или решение о техготовности линейного объекта.

Подрядчикам с опытом непосредственного выполнения работ по капремонту дорог нужно приложить к предложению исполненный договор и акт приёмки.

Согласно подп. «б» п. 3 постановления № 2571, для некоторых видов работ подтвердить опыт допускается контрактами с погашенной неустойкой.

Последние изменения доптребований в офсетных контрактах

Законодатели уже успели изменить правила о доптребованиях – постановление № 2571 дополнено разделом об офсетных контрактах.

С августа 2022 года к исполнителям по инвестиционным контрактам предъявляются повышенные требования. Они обязаны подтвердить:

  • наличие опыта успешного исполнения договоров
  • наличие выручки, составляющей не менее 10% от суммы нового тендера
  • сумму завершённых капвложений, составляющую не менее 10% от новых инвестиций

Размер выручки и капитальных вложений считают не более чем за 5 последних лет. Если предмет офсетного контракта пересекается с доптребованиями к участникам тендеров на аналогичный предмет закупки из других разделов постановления, будут применяться только правила из раздела о заключении офсетных контрактов.

Чтобы подтвердить соответствие доптребованиям при подаче заявки на тендер с заключением офсетного контракта, поставщик должен представить:

  • исполненный договор
  • акт приёмки
  • бухотчётность
  • налоговую декларацию

Чтобы подтвердить опыт успешного исполнения договора, необходимо представить номер записи из реестра контрактов, выписку реестра контрактов с гостайной, исполненный контракт по Закону № 44-ФЗ или договор по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон № 223-ФЗ) и акт приёмки.

Разъяснения Минфина

За год работы по новым правилам у заказчиков и поставщиков возникло большое количество вопросов, в связи с чем Минфин дал разъяснения положениям, которые вызвали большое количество споров.

Рассмотрим наиболее полезные разъяснения для заказчиков и поставщиков.

Закупки на строительство

В письме Минфина РФ от 18 апреля 2022 года № 24-06-06/34260 уточняется, что для подтверждения опыта необходим исполненный контракт и все акты о приёмке, составленные в ходе исполнения обязательств. Если строительство осуществлялось в несколько этапов, чтобы доказать исполнение договора, недостаточно представить один акт – потребуются акты, составленные по результатам закрытия каждого из этапов.

При участии в тендерах на некапитальное строительство и благоустройство подрядчикам требуется подтвердить своё соответствие требованиям постановления № 2571 наличием опыта:

  • исполнения договора на некапитальное строительство и благоустройство
  • работы подрядчиком на стройке и реконструкции объекта капитального строительства
  • застройщика, который выполнял работы по стройке и реконструкции объекта капитального строительства

Заказчик может засчитать в качестве опыта только договоры, соответствующие по виду работ и предмету тендера, если их сумма составляет не менее 20% от НМЦК новой закупки.

В приложении к поставновлению № 2571 указано, какие контракты могут подтвердить опыт работ, сходных с предметом торгов. Хотя в графе «Доптребования к участникам» указано несколько видов работ, в качестве опыта подойдёт успешное выполнение хотя бы одного из них (письмо Минфина РФ от 14 февраля 2022 года № 24-01-09/10138).

Подтвердить опыт можно только таким договором подряда, в котором компания является прямым исполнителем, а не субподрядчиком (определения Верховного Суда РФ от 22 октября 2020 года № 309-ЭС20-15792 по делу № А50-26381/2019, от 19 июля 2021 года № 304-ЭС21-10656).

Подтверждение опыта в других закупках

В письме Минфина РФ от 1 сентября 2022 года № 24-06-06/85201 установлено, что опыт работы с госзаказом подрядчики могут подтвердить исполненными контрактами по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ при участии в закупках на:

  • охрану научных и образовательных учреждений
  • отдых и оздоровление детей
  • перевозки военных грузов морским и речным транспортом
  • техобслуживание поездов военного назначения
  • техосмотр медтехники
  • ремонт ядерного вооружения
  • поставку оружия

Для подтверждения опыта при участии в других тендерах с доптребованиями подойдут любые договоры. Это означает, что в качестве подтверждающих документов заказчики обязаны принять не только соглашения по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ, но и договоры с коммерческими организациями. При этом договор должен быть полностью исполнен, то есть по нему должна пройти и поставка, и оплата.

Если участник предоставит в заявке недостоверную информацию, заказчик вправе отстранить его от торгов или отказаться от заключения договора.

Проблемы, с которыми столкнулись заказчики и поставщики

За прошедший год возникло большое количество спорных ситуаций, большая часть из которых была связана с подтверждением опыта работы с госзаказом. Также были споры по ограничению конкуренции и техническим вопросам.

Не закрыт контракт, подтверждающий опыт

Некоторые из участников тендеров пытались подтвердить опыт работы с госзаказом контрактами, которые ещё не были закрыты в ЕИС.

Пример: извещение № 0860400000322000028.

Участник тендера на дорожные работы для подтверждения опыта представил данные договора и акты выполненных работ. Однако в ЕИС заказчик не закрыл этот контракт. Он продолжал числиться среди соглашений на этапе «Исполнение».

Закупочная комиссия отклонила заявку, и участник обратился в ФАС.

Ведомство поддержало подрядчика.

Вывод: изменение статуса договора в ЕИС является обязанностью заказчика. Если подрядчик подтверждает соответствие доптребованиям согласно правилам постановления № 2571, нет оснований для его отклонения.

Расторгнут контракт, подтверждающий опыт

Встречаются случаи, когда участники закупок пытаются подтвердить опыт расторгнутым контрактом.

Пример: извещение № 0101300073322000004.

Участник тендера на капремонт подтвердил опыт контрактом, который был расторгнут по соглашению сторон: работы по нему были выполнены, но не в полном объёме, после чего контракт был расторгнут по обоюдному согласию.

Стоимость выполненных работ по этому контракту составила более 20% от суммы новой закупки.

Заказчик не засчитал этот контракт в качестве подтверждения опыта работы с госзаказом. Подрядчик обратился в ФАС. Ведомство поддержало его и обязало заказчика отменить результаты тендера.

Вывод: в качестве документа, подтверждающего опыт, может быть применён контракт, расторгнутый по соглашению сторон. Главное – чтобы сумма выполненных работ соответствовала требованиям постановления № 2571 по определённому виду закупки.

В одном тендере содержатся доптребования по разным видам работ

Есть закупки, в которых в одном лоте встречается несколько видов работ.

Пример: извещение № 0173100013822000006.

Заказчик объявил тендер на комплексное обслуживание здания, включив в стоимость техобслуживание строения его уборку. Указанные виды работ относятся к разным разделам постановления № 2571. К исполнителям таких тендеров предъявляются разные требования.

Ниже представлен пример двойных доптребований заказчика из ЕИС.

Двойные доптребования

Двойные доптребования

Участник закупки пожаловался в ФАС, и ведомство поддержало его, отменив результаты тендера.

Вывод: нельзя включать в один тендер два вида доптребований. Если заказчику нужны разные виды работ, то на каждый вид нужно проводить раздельные тендеры. Вместе закупать разрешается только работы, которые технологически связаны между собой.

Поставщики сомневаются в доптребованиях

Встречаются случаи, когда участники тендеров пытаются обжаловать доптребования заказчиков в тендерах на капремонт.

Пример: извещение № 0840300037422000178.

Заказчик объявил открытый конкурс на капремонт ограждения школы. Подрядчик решил, что ограждение школы не является объектом капстроительства и обжаловал положения извещения.

ФАС поддержало заказчика. Так как ограждение является частью школьного здания и числятся они под единым инвентарным номером, здание школы относится к объекту капстроительства, а значит, заказчик верно установил доптребования.

Вывод: работы, направленные на ремонт объектов капстроительства, считаются капремонтом. При этом к таким объектам относят здания и ограждения. Соответственно, при проведении подобных тендеров заказчики должны устанавливать доптребования к подрядчикам согласно разделу постановления № 2571, посвящённому данному виду работ.

Торговая площадка не проверяет документы

Согласно п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, оператор ЭТП с января 2022 года должен возвратить подрядчику тендерную заявку, если в реестре участников закупок отсутствуют документы о соответствии фирмы доптребованиям заказчика. В связи с этим многие заказчики решили, что теперь на ЭТП лежит ответственность за проверку документов, подтверждающих соответствие подрядчика доптребованиям.

Пример: извещение № 0600600009422000003.

Заказчик объявил тендер на стройку с доптребованиями к подрядчикам согласно постановлению № 2571.

На участие в тендере подала заявку фирма, которая формально соответствует условиям тендера. Так как в реестр участников закупок были включены документы о соответствии доптребованиям, торговая площадка не вернула заявку подрядчику. Документы, к которым не был приложен акт приёмки, поступили на рассмотрение заказчику.

Заказчик решил обжаловать действия ЭТП в ФАС.

ФАС отказала заказчику, приняв сторону ЭТП, так как проверка документов участника тендера является задачей тендерной комиссии заказчика.

Вывод: ЭТП следит за наличием документов, которые подтверждают соответствие подрядчика условиям тендера согласно правилам взаимодействия участников и ЭТП. Но если компания внесла бумаги в реестр, то торговая площадка посчитает, что они есть. Комиссия заказчика должна проверять, насколько полон перечень документов и соответствуют ли они постановлению № 2571.

Какие бывают требования к поставщикам

К поставщикам предъявляют единые и дополнительные требования. Единые действуют всегда и для всех поставщиков, дополнительные — только для определенных закупок.

Дополнительные требования предъявляют в двух случаях:

  1. На отдельные категории работ, например реставрацию памятников культуры, ремонт дороги или поставку медицинской техники.
  2. Когда начальная цена контракта 20 млн рублей и выше. Для участия в таких закупках поставщик должен пройти предквалификацию.

Теперь о каждом виде требований подробнее.

Единые требования

Все участники закупок должны соответствовать нескольким требованиям, в том числе:

  • у поставщика не должно быть задолженности перед налоговой или пенсионным фондом;
  • поставщик не должен быть признан банкротом;
  • компания поставщика не должна находиться в процессе ликвидации.

Поставщик подтверждает, что соответствует этим требованиям, при подаче заявки на участие в закупке. Для этого он подписывает декларацию о соответствии с помощью квалифицированной электронной подписи.

Чтобы подписать декларацию о соответствии, нужно просто нажать кнопку «Подписать»

Дополнительные требования по категориям работ

Дополнительные требования к поставщикам есть в госзакупках по шести отраслям:

  • культура и культурное наследие;
  • градостроение;
  • гособорона;
  • атомная энергетика;
  • здравоохранение, образование, наука;
  • дорожная деятельность.

Чтобы претендовать на контракт в этих отраслях, поставщик должен подтвердить опыт работы. Для этого на площадке, где проходит закупка, он размещает сканы документов по аналогичной закупке — контракт и закрывающие документы. Обычно предъявляют требования не только к умению проводить такие же работы, но и к сумме подтверждающего контракта: она должна быть от 20 до 40% от начальной стоимости текущей закупки. Точный размер зависит от отрасли и видов работ.

Подтверждать опыт нужно на всех площадках, где поставщик собирается участвовать в закупках с дополнительными требованиями. В интерфейсах площадок есть специальные формы, куда можно загрузить документы и отправить на проверку оператору.

На площадке «Сбер А» подтверждающие документы нужно разместить в разделе «Личный кабинет» → «Документы о соответствии участника»

Сведения об исполненных контрактах лучше разместить заранее: оператор электронной площадки проверяет их в течение пяти рабочих дней и может принять документы или отклонить. Если поставщик не успел загрузить документы или они не прошли проверку к моменту подачи заявки на участие в закупке, ее автоматически отклонят.

Теперь рассмотрим, какие дополнительные документы нужно разместить для участия в закупке по каждой из отраслей.

Культура и культурное наследие. Обычно это госзакупки на ремонт или реставрацию исторических зданий, памятников, архивных документов и музейных экспонатов. Поставщик, который участвует в закупке, должен доказать, что у него есть опыт исполнения подобных контрактов.

Требования по видам работ в сфере культуры

Для участия в закупке работ по реставрации исторического здания, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, нужно предоставить такие документы:

  • договор на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия;
  • акт выполненных работ;
  • акт приемки;
  • разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Цена подтверждающего контракта должна быть не менее 20% от начальной цены контракта в закупке, на которую поставщик подает заявку.

Поставщик решил принять участие в закупке на реставрацию обелиска. Начальная цена контракта — 19 932 000 ₽. Чтобы заявку поставщика приняли, он должен разместить на площадке копию исполненного контракта по реставрации памятника на сумму от 3 986 400 ₽ и акты по этому контракту.

Если поставщик подает заявку на закупку реставрации здания, подтверждать опыт нужно контрактом на работы по реставрации зданий. Опыт реставрации архивных документов не подойдет

Градостроение. К этой категории относятся строительство, реконструкция или снос объектов капитального строительства, работы по подготовке проектной документации и другие услуги, связанные со зданиями, которые не имеют исторической ценности.

Чтобы подтвердить свой опыт, участник закупки размещает на площадке копию исполненного договора и закрывающие документы, например акт приемки.

Цена подтверждающего контракта варьируется от 20 до 40% от начальной цены контракта, в зависимости от вида работ. Начальную цену заказчик прописывает в извещении о закупке.

Гособорона. Сюда относятся транспортные услуги, услуги ремонта и техобслуживания техники для Вооруженных сил РФ и организаций минобороны.

Опыт таких работ поставщик должен подтвердить исполненным договором на сумму не менее 30% от начальной цены контракта, на который он претендует.

Еще нужно разместить на площадке справку об отсутствии судимости у членов правления компании, генерального директора и главного бухгалтера.

Атомная энергетика. Дополнительные требования предъявляются к исполнителям работ, связанных с радиоактивными веществами, — это услуги и работы по их транспортировке и хранению.

Чтобы подтвердить свой опыт в транспортировке ядерных материалов, нужно разместить исполненный контракт на аналогичные работы. Цена подтверждающего контракта должна быть не менее 20% начальной цены текущей закупки.

Еще участнику такой закупки нужно разместить документы, которые подтвердят его права на все оборудование и недвижимость, которые понадобятся для исполнения контракта и которые он укажет в заявке.

Для исполнения контракта нужно производственное помещение. Поставщик его арендует, поэтому должен разместить копию договора аренды этого помещения на весь срок контракта.

Здравоохранение, образование, наука. К этой категории относятся поставки продуктов питания и обслуживание медицинских и образовательных учреждений.

Чтобы принять участие в закупке, поставщик размещает ранее исполненный контракт с ценой выполненных работ не менее 20% от начальной цены текущей закупки.

Дорожная деятельность. Дополнительные требования предъявляют к участникам закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Поставщик хочет участвовать в закупке ремонта автомобильной дороги. Начальная цена закупки — 10 млн рублей. Если у поставщика уже несколько исполненных контрактов, он может выбрать, какой разместить на площадке:

  • — исполненный контракт на работы по ремонту или содержанию автомобильной дороги;
  • — на работы по капитальному ремонту дороги;
  • — на работы по строительству дороги;
  • — исполненный контракт застройщика по строительству автодороги.

Цена любого из этих контрактов должна быть не менее 20% начальной цены текущей закупки.

Предквалификация для участников закупок

Все поставщики, которые участвуют в закупках с начальной ценой 20 млн и выше, обязаны подтвердить наличие опыта в сфере закупок. Это касается любой категории работ, услуг или товаров и любого способа закупки.

Для участия в закупке по 44-ФЗ подойдет опыт исполнения любого контракта по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ. Объект закупки не имеет значения.

Исполненный контракт должен быть на сумму не менее 20% от начальной цены текущей закупки. При подтверждении опыта достаточно предоставить один исполненный контракт, но сведения об исполнении должны быть отражены в ЕИС.

Чтобы разместить исполненный контракт на площадке «ТЭК-Торг», нужно заполнить реестровый номер контракта в личном кабинете → «Направить документы»

Чтобы пройти предквалификацию, поставщик до подачи заявки размещает информацию на площадке, как в процедуре с другими дополнительными требованиями. В течение пяти дней оператор площадки рассматривает информацию, утверждает или отклоняет. После подтверждения предквалификации на площадке можно подавать заявку.

Поставщик нашел закупку полиграфических услуг. Начальная максимальная цена контракта — 20 млн рублей.

В процедуре с таким объектом закупки поставщик участвует впервые. Но у него уже есть успешно исполненные контракты, так как до этого он занимался поставками строительных материалов.

Поставщик размещает исполненный контракт на поставку строительных материалов с ценой 4 млн рублей и проходит предквалификацию.

Если подтвердить опыт контрактом, цена которого менее 20% от начальной цены закупки, в которой вы участвуете, заявку отклонят. Обновляйте информацию, если появились более дорогие исполненные контракты.

Часть 2

Кроме установленных ч.1 статьи 31 Закона о контрактной системе единых требований, в соответствии с частью 2.1 ст.31 Правительство РФ вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.

Кроме этого, в соответствии с частью 2 статьи 31 Правительство РФ вправе установить дополнительные квалификационные требования в том случае, если закупаются товары, работы, услуги по результатам конкурсов открытых или закрытых, а также конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных и также конкурса аукциона.

Какие квалификационные требования могут быть установлены


    Какие квалификационные требования могут быть установлены. Схема

По отношению требований части 2 статьи 31 во исполнение этой нормы принято Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99, в соответствии с которым устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки.

В соответствии с Постановлением №99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению №1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждаются документами, предусмотренными в этом приложении.

Кроме этих требований, в Постановлении №99 установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению №2 и документы, которыми такое соответствие необходимо подтверждать.

Рассмотрим в качестве примеров несколько случаев установления дополнительных требований по Постановлению № 99.

Реставрация музейных предметов

При закупке работ по проведению реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав музейного фонда РФ, дополнительными требованиями установлены:

  • Наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта либо договора. Достаточно одного контракта или договора, чтобы подтвердить свой опыт, но при этом такой контракт или договор должен соответствовать объекту закупки, то есть он должен соответствовать проведению работ по реставрации музейных ценностей, редких предметов и коллекций.
  • Стоимость одного такого контракта или договора составляет не менее 20% начальной максимальной цены договора (цены лота) на право заключить который проводится закупка.

Также установлены документы, которые будут подтверждать соответствие дополнительным требованиям:

  • копия исполнительного контракта (договора),
  • копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполнительного контракта (договора).

Указанные документы должны быть подписаны не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Работы по строительству и реконструкции

При закупке работ по строительству, реконструкции, за исключением линейного объекта если начальная максимальная цена или цена лота для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн рублей, для обеспечения нужд субъектов РФ, муниципальных нужд — 5 млн рублей.

Постановлением №99 устанавливается следующее требование.

Необходимо подтверждение опыта за последние 5 лет до даты подачи заявки. Достаточно одного контракта или договора на работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта.

Стоимость исполнительного контракта или договора составляет не менее:

  • 50% НМЦК — если НМЦК (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн рублей; для обеспечения нужд субъектов РФ, муниципальных нужд — 5 млн рублей,
  • 40% — если НМЦК превышает 100 млн рублей,
  • 30% — если НМЦК превышает 500 млн рублей.

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

  • Копия исполненного контракта и акта выполненных работ;
  • Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Услуги по организованной перевозке групп детей

Если закупается такая услуга, заказчик будет устанавливать требование, в соответствии с которым необходимо подтвердить наличие права собственности или иного законного основания на автобус.

При этом с 1 июля 2021 года будут действовать ограничения — год выпуска такого автобуса должен быть не более чем 10 лет.

Такие автобусы должны соответствовать по конструкции и назначению техническим требованиям к осуществлению перевозок пассажиров. Также с мая 2021 года по оснащению должна применяться навигация Глонасс.

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

  • копия документов, подтверждающих наличие права собственности или иного законного основания на автобусы, технику, которая предполагается для перевозки детей,
  • копия документов, подтверждающих государственную регистрацию таких транспортных средств,
  • копия паспортов транспортных средств либо выписки из электронных паспортов,
  • копии диагностических карт, подтверждающих допуск таких ТС к участию в дорожном движении на территории РФ и в соответствии с международными договорами РФ, а также за ее пределами,
  • копии документов, подтверждающих наличие на таких транспортных средствах тахографов
  • когда вступит в силу требование об обязательном оснащении техники навигацией Глонасс, то будут предоставляться копии документов, подтверждающих идентификацию соответствующей аппаратуры,
  • копии договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Определение кадастровой стоимости

Для кадастровой оценки, согласно Приложению к пункту 2 Постановления №99, установлены следующие требования:

  • подтвердить наличие персонала с соответствующей квалификацией (копии диплома, трудовых книжек, сведения о трудовой деятельности). Документы могут быть предоставлены в электронном виде;
  • предоставить подтверждение членства саморегулируемой организации либо письменное подтверждение, либо выписку из реестра,
  • в обязательном порядке при таких закупках идет подтверждение опыта в аналогичных работах и услугах (подтверждается копиями контрактов, актами).

Предоставление и проверка документов при закупке с дополнительными требованиями

Законом о контрактной системе предусмотрены особенности предоставления и проверки документов по ч.2-2.1 ст.31.

В соответствии с ч.12 статьи 24.2 с целью обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров и услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч.1 ч.2 и 2.1 статьи 31, участники закупки, аккредитованные на ЭП, направляют оператору этой ЭП в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные Постановлением №99.

При закупке с дополнительными требованиями участники, которые не загрузили документы по дополнительным требованиям на ЭП, подать свою заявку не смогут. Такое ограничение установлено в п.30 Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 №656.

Такой порядок взаимодействия оператора электронной площадки и участников закупки утвержден для обмена, предоставления документов и для подтверждения соответствия дополнительным требованиям.

Порядок взаимодействия оператора электронной площадки и участника закупки

Порядок взаимодействия оператора ЭП и участника закупки регулирует Постановление Правительства РФ от 14.09.2019 № 1202.
Согласно документу, чтобы участвовать в закупке с дополнительными требованиями, участник закупки формирует на электронной площадке и подписывает электронной подписью следующие сведения:

  • уникальный номер реестровой записи, который участник получает при регистрации в ЕИС,
  • наименование, фирменное наименование юридического лица, ФИО физического лица,
  • ИНН или его аналог (наименование и ИНН формируется из ЕИС автоматически),
  • номер позиции приложения №1 к Постановлению Правительства от 04.02.2015 №99,
  • копии документов, которые подтверждают соответствие дополнительным требованиям,
  • цену исполненного контракта или договора,
  • подтверждение правопреемства (при наличии).

Оператор электронной площадки рассматривает информацию и документы на предмет соответствия трем требованиям:

  • документы соответствуют перечню из приложения №1 к ПП РФ № 99,
  • копии документов о подтверждении правопреемства содержат информацию об участнике закупки,
  • цена исполнительного контракта или договора, которую указал участник, не превышает цену из копии такого контракта.

В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения этих документов, оператор электронной площадки должен принять решение.

  1. Если замечаний нет, то принимается решение о размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на ЭП (ЕРУЗ).
  2. Если установлены какие-то недочеты, есть замечания к оформлению, отсутствуют какие-либо документы, тогда оператор электронной площадки принимает решение об отказе в размещении документов (или их копий) в ЕРУЗ.

Решение об отказе будет принято только в том случае, если документы не соответствуют нормативам, которые установлены непосредственно в 31 статье в 99 Постановлении, либо был нарушен порядок предоставления таких документов.

Далее оператор ЭП направляет участнику уведомление о размещении или отказе в течение часа с момента, когда принял решение. Если участник закупки исправляет указанные нарушения, то он вправе заново отправить документы и пройти проверку.

Ответственность за недостоверность информации и документов, которые будет проверять оператор электронной площадки для внесения в реестр участников закупки, несет участник закупки.

Проверяет соответствие участников закупки дополнительным требованиям не только оператор электронной площадки, но и комиссия заказчика по осуществлению закупок, когда оператор ЭП выгрузит документы непосредственно заказчику.

Требования к участнику закупки по 223-ФЗ

Если участник работает в соответствии с Законом № 223-ФЗ, то существуют отличия от 44-ФЗ в части того, какие требования устанавливаются к участнику закупки и каким образом они регламентируются.

Также отличия заключаются в том, что по Закону о контрактной системе участник закупки может являться юридическим лицом, ИП или физлицом, а по 223-ФЗ участниками закупки могут быть несколько юридических лиц, физлиц или ИП, выступающих на стороне одного участника (так называемые коллективные участники).


    Требования к участнику закупки по 223-ФЗ

При этом сам закон 223-ФЗ декларирует принцип об отсутствии ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Непосредственно в Законе 223-ФЗ установлено только одно требование к участникам закупки, которое заказчик не обязан, а вправе указать. Это требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, который ведется по 223-ФЗ и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Иные требования к участникам закупки заказчик, в соответствии с ч.6 статьи 3 Закона №223-ФЗ, определяет самостоятельно в документации о конкурентной закупке, в частности, в Положении о закупке. При этом не допускается предъявлять к участникам требования, которые не указаны в документации.

Таким образом, у заказчиков, которые осуществляют закупки по 223-ФЗ присутствует свобода по установлению собственных требований к участнику закупки.

При этом есть сложившаяся административная практика относительно того, какие требования Антимонопольная федеральная служба считает неправомерными — это:

  • право проверять достоверность сведений информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем выездных проверок;
  • требование об отсутствии у участника недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным платежам в бюджеты и в бюджеты РФ;
  • требование предоставления сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров с приложением подтверждающих документов;
  • различные условия по отношению предоставления банковской гарантии;
  • ограничение участия в закупочной процедуре лиц, аффилированных с иными участниками закупки.

Антимонопольная служба считает неправомерным требование предоставить на стадии рассмотрения заявок документов, подтверждающих соответствие товара, которыми участник закупочной процедуры не может обладать, не приобретая соответствующий товар (паспорт качества, инструкция по эксплуатации и т.д.).

Также считается неправомерным требование об установлении в составе заявки перечня документов по субподрядчикам и порядок их привлечения.

Это только административная практика, в самом законе перечень требований не установлен.

Обратите внимание — с 1 апреля 2021 года при осуществлении закупок в рамках Закона 223-ФЗ, которые проводятся только для субъектов малого и среднего предпринимательства, участники в составе заявки должны предоставлять Декларацию о соответствии требованиям к участникам закупки, которые закреплены в 223-ФЗ и по своему содержанию аналогичны предусмотренным статьей 31 Закона о контрактной системе.


    Профессиональная подготовка заявки

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Требования безопасности во время работы на пэвм
  • Требования к директору управляющей компании жкх
  • Требования к компании для участия в гос тендере
  • Требования к оформлению реквизита оттиск печати
  • Требования к оформлению реквизитов для договора