С этим файлом связано 10 файл(ов). Среди них: Тағай А., Жуматаева А. Құрылым сенімд бөлшект қажуы әсерін зе, М. Әуезовтың 125 жылдығына арналған «Кемел ой, алып талант» атты, ЛЕКЦИЯ 9-Закупочная логистика.ppt, СИЛЛАБУС 1.doc, Перезачет.docx, 5 лекция.pptx, Мамандыққа кіріспе Билет 2021.doc, Сегментирование.ppt, Жанармаи отынынің бұркілуіне байланісты цилиндр ішінде ұшқын арқ, МУ практика Көлік техникасының энергетикалық қондырғылары.p.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: Демо — КФУ — Основы правоведения и противодействия коррупции.doc, Тема 1.2. Основы организации кадрового делопроизводства. Нормати, Конспект Лекции 1.pdf, Вопросы к зачёту по дисциплине Промышленная безопасность 2023.do, Теоретические основы воспитания и обучения детей.doc, Задание к лекции 2.3.docx, Тест по дисциплине Юридический практикум.docx, ОП 04 Основы педагогики.doc, 1. … это та часть прибыли, которая остается у предприятия после , нормативно правовые основы_лекция_2022.doc
Ф.7.03-03
Сеидалиев Н.Т., Омаров Б.А., Сарбасова Ж.М.
конспект лекциИ
по дисциплине: «Основы транспортного бизнеса»
Шымкент – 2021 г.
ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. AУЭЗOBА
Кафедра «Транспорт, организация перевозок и движения»
Сеидалиев Н.Т., Омаров Б.А., Сарбасова Ж.М.
конспект лекциИ
по дисциплине: «Основы транспортного бизнеса»
для студентов ОП 6В11310 – «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта», 6В11311 – «Организация перевозок на железнодорожном транспорте», 6В11312 – «Транспортная логистика»
Шымкент, 2021 г.
УДК 929.141
ББК 34.41я73
Сеидалиев Н.Т., Омаров Б.А., Сарбасова Ж.М. Конспект лекций по дисциплине «Основы транспортного бизнеса». — Шымкент: Южно-Казахстанский университет им. М.Ауэзова, 2021.- 112с.
Конспект лекции составлены в соответствии с требованиями учебного плана и программой дисциплины «Основы транспортного бизнеса» и включает все необходимые материалы по лекционному курсу.
В конспекте лекций дано формы основные термины и определения в сфере
транспортного бизнеса, рассмотрены общие закономерности развития технических средств и эксплуатации разных видов транспорта. Описаны особенности разных видов транспорта в экономике транспортной системе. Рассмотрены вопросы организации взаимодействия различных видов транспорта при бесперегрузочных перевозках. Освещены требования к информационному и нормативно-правовому обеспечению мультимодальных перевозок.
Конспект лекции предназначен для студентов ОП 6В11310 – «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта», 6В11311 – «Организация перевозок на железнодорожном транспорте», 6В11312 – «Транспортная логистика».
Рецензенты: Джунусбеков А.С. – к.т.н., доцент ЮКУ им. М. Ауэзова
Тортбаева Д.Р.- – к.т.н., доцент ЮКУ им. М. Ауэзова
Рассмотрено и рекомендовано к печати заседанием кафедры «Транспорт, организация перевозок и движения» (протокол № от « » . 2021г.), методическим советом факультета AСиТ (протокол № от « » .2021 г.).
Рекомендовано к изданию Учебно — Методическим Советом ЮКУ им. М.Ауэзова (протокол №___ от «___» ____2021 г.).
© Южно-Казахстанский университет им. М.Ауэзова
Ответственный за выпуск Сеидалиев Н.Т.
Содержание
Введение | 5 |
Тема 1. Термины и определение, основные типы транспортных систем
Лекция 1. Основные термины и определения в сфере |
6 6 |
Лекция 2. Термины и определения транспортных систем. особенности управления транспортными системами | 9 |
Лекция 3. Основные типы транспортных систем | 12 |
Лекция 4. Виды транспорта | 15 |
Тема 2. Транспортные коридоры | 18 |
Лекция 5. Основная цель создение коридоров | 18 |
Лекция 6.Основные характеристики транспортных систем | 20 |
Лекция 7.Грузы, транспортные средства и транспортная инфраструктура | 26 |
Лекция 8. Укрупнение грузовых единиц | 31 |
Лекция 9. Транспортные средства на рахзличных видах транспорта | 36 |
Лекция 10. Транспортная инфраструктура | 43 |
Лекция 11. Транспортные терминалы и терминальные технологии, логистические центры в системе транспортного бизнеса | 46 |
Лекция 12. Автотранспортные терминалы | 53 |
Лекция 13. Интермодальные терминалы | 57 |
Лекция 14. Логистические центры | 63 |
Лекция 15. Транспортные операторы и услуги транспорта транспортного бизнеса. Экспедиторский бизнес | 64 |
Лекция 16. Транспортные услуги | 74 |
Лекция 17. Мультимодальные и интермодальные перевозки | 79 |
Лекция 18. Контейнерный бизнес | 80 |
Лекция 19.Классификация контейнеров | 83 |
Лекция 20.Контрейлеры, сьемные кузова и «континентальные» контейнеры | 91 |
Лекция 21. Особенности видов транспорта в транспортном обеспечении логистики | 93 |
Лекция 22. Договоры и документы, связанные с транспортировкой | 100 |
Лекция 23. Термины инкотермс | 104 |
Лекция 24. Экономика в транспортном бизнесе | 107 |
Лекция 25. Страхование в транспортном обеспечении логистики | 111 |
Лекция 26. Транспортная система РК. Роль и место транспорта в развитии экономики страны и в мировой транспортной системе | 114 |
Лекция 27. Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом | 120 |
Лекция 28. Порядок планирования перевозок | 123 |
Лекция 29. Планирование перевозок в международном сообщении в третьи страны | 125 |
Лекция 30. Грузы черной металургии | 129 |
ВВЕДЕНИЕ
Экономика любого государства не может успешно функционировать
без транспорта. Транспорт играет огромную роль в экономике страны и
является составной частью экономики. От работы транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоения новых экономических районов. Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении грузов и пассажиров.
В настоящий момент транспортный бизнес считается одним из наиболее рентабельных видов предпринимательской деятельности. «Предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой ‒ систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» Участниками транспортного бизнеса могут выступать не только собственники транспорта, т.е. держатели активов, но и компании, выполняющие посреднические услуги: экспедиторы, агенты, брокеры.
Их деятельность несет меньшие риски в части потери стоимости
активов в процессе эксплуатации, основана на применении широкого
спектра знаний об оптимизации транспортных маршрутов, грузопотоках, ценовой политики перевозчиков и грузовладельцев. Ведение транспортного бизнеса в современных условиях требует от предпринимателя не только общих знаний о существующих транспортных услугах, но и о стратегиях бизнеса, целеполагании, проектировании будущих стратегий, бизнес-планировании.
Немаловажными так же являются вопросы развития современных
транспортных технологий, терминальных комплексов, логистических
центров, применения прогрессивных логистических технологий в
перевозочном процессе.
Тема 1. Термины и определение, основные типы транспортных систем
Лекция 1. Основные термины и определения в сфере
транспортного бизнеса
- Понятие «транспортный бизнес»
- Понятие бизнес-идеи и бизнес-процессов
- Понятие бизнес-плана транспортной компании
- Миссия и цели транспортной компании
- Стратегии транспортного бизнеса
Транспортный бизнес ‒ это отношения между участниками
транспортного рынка по поводу их совместной деятельности, нацеленной
на получение прибыли (или иных форм дохода). Участниками транспортного рынка являются: грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель, операторы, посредники и др. Транспортный бизнес может осуществляться в трех основных
формах:
‒ ‒ ‒ |
индивидуального или частного предпринимательства; партнерства; корпорации (акционерного общества). |
Индивидуальным предпринимательствомназывается бизнес,
владельцем которого является один человек. Владелец индивидуального
транспортного бизнеса одновременно выполняет функции менеджера.
Партнерствомназывается бизнес, которым владеют два и более
человека. Достоинства партнерства в том, что его легко организовать,
объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства и
новые идеи. К числу недостатков относятся ограниченность финансовых
ресурсов и неоднозначное понимание целей деятельности партнерства его
участниками.
Корпорациейназывается совокупность лиц, объединенных для
совместной предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо. Для транспортного бизнеса как капиталистического отношения
характерно:
‒ наличие первоначального капитала, вкладываемого в то или
иное дело;
‒ целенаправленный характер вложения первоначального
капитала
‒ получение прибыли (дохода) на вложенный капитал;
‒ установление определенных отношений с другими участниками рынка по поводу использования капитала (как первоначального, так и последующего).
1.2 Понятие бизнес-идеи и бизнес-процессов
Бизнес-идея ‒ идея, которая может быть использована для
построения новой транспортной компании или нового направления
транспортно-экспедиционной деятельности в уже работающей компании.
Для генерации бизнес-идей может быть полезным проведение
структурного анализа действующих отраслей, рынков, бизнес-моделей, бизнес-процессов. Так же пишутся аналитические записки, проводится
SWOT-анализ, PEST-анализ, анализ пяти сил Портера.
Бизнес-процесс ‒ это совокупность взаимосвязанных
повторяющихся видов деятельности, преобразующих ресурсы (входы) в
результат (выходы), интересный для транспортной компании. Для
наглядности бизнес-процессы визуализируют при помощи блок-схем
бизнес-процессов (рис.1).
Рисунок 1. Пример бизнес-процесса компании
Существуют четыре вида бизнес-процессов:
Бизнес-процессы управления‒ это бизнес-процессы, нацеленные на
управление деятельностью компании.
Основные (ключевые) бизнес-процессы‒ это бизнес-процессы,
ориентированные на производство продукции (услуг), представляющие
ценность для клиента и обеспечивающие получение дохода для
предприятия.
Поддерживающие бизнес-процессы‒ это бизнес-процессы, без
которых не могут существовать основные бизнес-процессы, это процессы
обеспечения разнообразными ресурсами. К ним относятся, например,
бухгалтерский учет, административно-хозяйственная деятельность.
Бизнес-процессы развития‒ это бизнес-процессы, нацеленные на
получение прибыли в долгосрочной перспективе.
1.3 Понятие бизнес-плана транспортной компании
Бизнес-план ‒ краткое, точное, доступное и понятное описание
предполагаемого транспортного бизнеса, важнейший инструмент при
рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий
выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить
средства для его достижения Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие
основные задачи:
‒ определить конкретные направления деятельности транспортной компании; | ||||
‒ целевые транспортные рынки и место компании на этих рынках; | ||||
Сформулировать долговременные и краткосрочные цели транспортной компании, стратегию и тактику их достижения; | ||||
‒ определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; | ||||
выбрать состав и определить показатели транспортных (экспедиторских, логистических и т.п.) услуг, которые будут предложены клиентам; | ||||
‒ оценить издержки; | ||||
выявить соответствие имеющихся кадров транспортной компании, условий их мотивации. | ||||
‒ определить состав маркетинговых мероприятий по изучению | ||||
транспортного рынка, рекламе, стимулированию продаж,ценообразованию, каналам сбыта и др.; | ||||
‒ оценить финансовое положение транспортной компании и | ||||
Соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов |
возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности,
«подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению
бизнес-плана.
Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на следующие
вопросы:
‒ какие виды транспортно-логистических услуг или какое новое | |
дело выбрать для выхода на казахстанской или зарубежный рынок; | |
‒ каков будет рыночный спрос на предлагаемые транспортно логистические услуги и как он будет изменяться; | |
‒ какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта; | |
‒ сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков (операторов подвижного состава); | |
‒ каковы будут издержки на организацию транспортных услуг на соответствующих рынках; | |
‒ какой может быть рыночная цена на данные транспортно логистические услуги и как на нее повлияют конкуренты; |
Вопросы для самоконтроля:
1.Назовите основные исторические этапы развития предпринимательства в мире и в транспортной отрасли.
2.Укажите особенности развития предпринимательства на транспорте.
3.Сформулируйте основные проблемы предпринимательской деятельности на транспорте.
4.Объясните сущность и содержание понятий «предприниматель» и «предпринимательство».
5.Сформулируйте особенности современного употребления понятий «предприниматель» и «предпринимательство».
6.Укажите основные характеристики современного предпринимателя на транспорте.
Лекция 2. Термины и определения транспортных систем. особенности управления транспортными системами
2.1 Основные понятия транспортных систем
2.2 Техническая база транспорта
Транспортная система ‒ совокупность технической базы,
организационных структур и персонала, предназначенная для
удовлетворения потребностей в транспортировке.
Транспортная сеть образуется совокупностью путей сообщения.
Движение транспортных средств по транспортной сети образует
транспортные потоки, перемещение по транспортной сети грузов
формирует грузопотоки. Путь движения транспортного средства по транспортной сети называется маршрутом.
Транспортные узлы ‒ это вершины транспортной сети. Если
транспортный узел относится к сети одного вида транспорта, он
называется унимодальным, если он связывает между собой сети разных
видов транспорта ‒ мультимодальным.
По роли, выполняемой в транспортной системе, транспортные узлы
подразделяются на порталы и хабы [18].
Портал (portal) ‒ это транспортный узел, обеспечивающий связь
транспортной системы с регионами зарождения или поглощения
грузопотоков. Порталы размещаются в пунктах, имеющих выгодное
транспортно-географическое положение, таких как глубоководные порты с
защищенными акваториями, пересечения основных транспортных
магистралей, города у слияния или в устьях крупных рек. В последнее
время функции порталов стали выполнять некоторые крупнейшие
воздушные узлы. Портал неразрывно связан с тяготеющей к нему
экономической территорией, которая называется хинтерландом
(hinterland). Порталы являются одновременно пунктами зарождения
грузопотоков, пунктами их поглощения и пунктами перевалки грузов.
Хаб (hub) ‒ это транспортный узел, в котором осуществляется
преимущественно перевалка (transshipment) грузов, как правило ‒
перевозимых в укрупненных единицах (контейнеры и т.п.), между
транспортными средствами, выполняющими перевозки по примыкающим
к узлу направлениям. Размещение хаба определяется, прежде всего,
конфигурацией транспортной сети и характером грузопотоков на ней.
Связь хаба с прилегающей экономической территорией может быть
достаточно слабой или вовсе отсутствовать.
Терминал (terminal) ‒ это объект, обеспечивающий доступ
пользователей к услугам транспортной системы. Терминалы размещаются
в транспортных узлах и промежуточных пунктах транспортной сети. В
крупных узлах может действовать множество терминалов различного или аналогичного технологического назначения. В последнем случае терминалы конкурируют между собой.
Техническую базу транспорта составляют:
‒ базовая инфраструктура, в состав которой входят пути
-сообщения, транспортные узлы и промежуточные пункты транспортных сетей;
-транспортные средства;
-вспомогательная инфраструктура (средства и системы
энергоснабжения, связи, информационного обмена, управления движением
транспортных средств, технической эксплуатации оборудования,
обеспечения безопасности транспортного процесса и т.д.).
Транспортный процесс ‒ это функционирование транспортной
системы, направленное на удовлетворение потребностей в перевозках и
связанных с ними дополнительных услугах.
Понятие транспортного процесса трактуется достаточно широко.
Некоторые исследователи включают в него функционирование любых
систем, имеющих отношение к транспорту, например систему подготовки
кадров, комплекс транспортного здравоохранения и социального
обеспечения работников транспорта и т.п.
С точки зрения транспортного обеспечения логистики важнее
рассмотрение более узкого понятия ‒ перевозочного процесса.
Перевозочный процесс ‒ это комплекс операций, непосредственно
связанных с перемещением грузов.
Перевозочный процесс включает две основные группы операций:
терминальные и транспортные (иногда их называют также начальноконечными и движенческими). Показатели перевозочной работы разделяют на количественные и качественные.
К категории количественных показателей относят:
1) перевозка груза, в тоннах;
2) грузооборот, в тонно-километрах;
3) перевозка пассажиров, пассажиры;
4) пассажирооборот, в пассажиро-километрах.
Главным качественным показателем перевозочной работы для
каждого вида транспорта является скорость доставки груза и пассажиров
на всем пути их следования от пункта отправления к пункту назначения.
Грузооборот и пассажирооборот ‒ это продукция транспорта.
Учитывая, что все виды универсального транспорта осуществляют как
грузовые, так и пассажирские перевозки, возникает необходимость
определения общей суммарной их работы по грузовому и пассажирскому
движению. С этой целью введен показатель приведенного грузооборота.
Для этого используется коэффициент перевода пассажиро-километров в
тонно-километры.
Грузооборот ‒ общий объем грузовой транспортной работы, который
равняется сумме объема перевезенного груза к расстоянию перевозки по
каждой партии груза, измеряется в тонно-километрах.
Пассажирооборот ‒ общее количество пассажирской транспортной
работы, которое равняется сумме произведений количества пассажиров и
расстояний перевозки, измеряется в пассажиро-километрах.
Терминальные операции осуществляются в начальных, конечных и
промежуточных пунктах движения транспортных средств и охватывают
подготовку грузовых и транспортных единиц, подвижного состава,
оформление документации, погрузку и выгрузку и т.п. Они предшествуют
транспортировке или выполняются после ее завершения.
Транспортные операции включают собственно перемещение груза,
а также отдельные дополнительные операции, которые могут
осуществляться в процессе транспортировки (например, поддержание
необходимого температурного режима при перевозке скоропортящихся
грузов).
Вопросы для самоконтроля:
1.Укажите особенности процессионного транспорте.
2.Назовите причины, обусловливающие потери в транспортной отрасли в пред и постреформенный периоды.
3. Назовите и обоснуйте виды инновационного предпринимательства на транспорте.
4. Назовите проблемы внедрения венчурного предпринимательства на транспорте.
5. Сформулируйте особенности оказания экспедиторских услуг на рынке транспортных услуг.
6. Сформулируйте особенности оказания логистических услуг на рынке транспортных услуг.
7. Назовите особенности финансовой деятельности на рынке транспортных услуг.
8. Укажите проблемы страховой деятельности на рынке транспортных услуг.
9. Определите основные предпосылки развития оперативного и финансового лизинга в транспортной отрасли.
Лекция 3. Основные типы транспортных систем
Мировая транспортная система
Региональные транспортные системы
Национальные транспортные системы
Рассмотрение транспорта как объекта управления требует его
определенного структурирования. Выделяются следующие основные типы
транспортных систем.
— мировая транспортная система, являющаяся элементом современной глобальной экономики; | |||||
— региональные транспортные системы, формирование которых сопутствует процессам региональной экономической интеграции; | |||||
— национальные транспортные системы ‒ транспортные комплексы отдельных стран; | |||||
— зональные транспортные системы, создаваемые для транспортного обслуживания отдельных экономических территорий; | |||||
— виды транспорта; | |||||
корпоративные транспортные системы отдельных хозяйствующих субъектов. |
Мировая транспортная система.
Мировая транспортная система ‒ это совокупность всех путей
сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств.
Общая длина транспортной сети мира без морских путей превышает 37 млн. км:
• протяженность автомобильных дорог ‒ 24 млн. км;
• железнодорожных путей ‒ 1,25 млн. км;
• трубопроводов ‒ 1,9 млн. км;
• воздушных путей ‒ 9,5 млн. км;
• речных ‒ 0,55 млн. км.
Мировая транспортная система состоит из нескольких региональных
транспортных систем и имеет неоднородную структуру. Так, густота
транспортной сети в большинстве развитых стран составляет 50‒60 км на
100 км² территории, в то время как в развивающихся ‒ 5 ‒ 10 км. Участие
различных видов транспорта в мировом обороте также не одинаково: в
грузообороте преобладает морской транспорт, в пассажирообороте ‒
автомобильный (рис. 3).
Последние десятилетия XX в., как уже говорилось, стали периодом
необычайного развития международной торговли, интенсивного
международного перемещения капитала и трудовых ресурсов, углубления
международного разделения труда, создания международных систем
распределения и шаров.
Совокупность перечисленных тенденций называется глобализацией.
Роль транспорта в развитии процесса глобализации невозможно
переоценить. Без подлинного прорыва в транспортных технологиях,
который обеспечила контейнеризация, экономическая глобализация была
бы невозможна. Контейнерная транспортная система стала
инфраструктурной основой развивающейся глобальной экономики.
За несколько десятилетий глобализации мировая транспортная
система претерпела качественные изменения. Из обслуживающей отрасли
экономики, которая состояла из разобщенных видов транспорта, она
превратилась в мощный комплекс с высоким уровнем внутренней
интеграции, характеристики которого во многом определяют характер
развития мировых производственных ресурсов и потребительских рынков.
Мировая транспортная система, безусловно, не может рассматриваться как единый объект управления ‒ тем более что не существует и соответствующего субъекта. Ее параметры, как и уровень транспортной
доступности, в разных частях мира далеко не одинаковы. Тем не менее о
мировом транспорте можно говорить как о системе, уровень целостности
которой постоянно возрастает. Предпосылками к этому являются:
— растущая концентрация перевозок и переработки грузов в
системе международных транспортных коридоров, порталов и хабов,
которые в совокупности формируют единую глобальную транспортную
инфраструктуру;
— интеграция услуг различных видов транспорта на основе развития интермодальных перевозок;
— организационная интеграция транспортного бизнеса, создание многопрофильных интернациональных транспортных холдингов;
— растущий уровень стандартизации транспортного оборудования и технологий;
— международная унификация правовой базы транспортной деятельности.
Рис. 3. Доля видов транспорта (а ‒ в грузообороте, в ‒ в пассажирообороте)
Региональные транспортные системы.
Формирование таких систем является частью процесса региональной
экономической интеграции, которая осуществляется в различных формах,
таких как создание зоны свободной торговли (например, североамериканская зона свободной торговли ‒ договор NAFTA), таможенного союза
(Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества),
общего рынка (единое экономическое пространство Белоруссии,
Казахстана и России), экономического и политического союза
(Европейский союз) и т.д. Основная цель создания региональных транспортных систем
‒преодоление барьеров, обусловленных технологическими и правовыми
различиями между национальными транспортными системами стран,
входящих в региональное объединение. При этом глубина транспортной
интеграции и координации определяется формой экономического
объединения в данном регионе.
Основными направлениями деятельности в рамках региональных
транспортных систем являются:
— гармонизация характеристик транспортной инфраструктуры, в
первую очередь на основе концепции международных транспортных
коридоров. Это делается для обеспечения беспрепятственной
транспортировки больших объемов товаров на основных направлениях
торговли в рамках объединения;
— устранение правовых, технологических и организационных барьеров, возникающих при пересечении транспортными средствами
национальных границ;
— гармонизация технических стандартов национальных транспортных систем;
-взаимное открытие в той или иной мере рынков транспортных услуг стран ‒ членов соответствующих сообществ.
Национальные транспортные системы.
Национальная транспортная система представляет собой транспортный комплекс государства. Он формируется под влиянием особенностей политики, экономики и правовой системы страны, ее географического положения, размещения населения и производительных сил, характера внешнеэкономических связей и других факторов. Основными характеристиками национальных транспортных систем являются: |
|||||
— виды транспорта, имеющиеся в составе национальной транспортной системы; | |||||
— состав и протяженность транспортных коммуникаций; | |||||
— число транспортных операторов и количество занятых в транспортном комплексе; | |||||
— размеры и провозные способности парка (флота) транспортных средств;
расположение и мощность основных транспортных узлов; |
|||||
-объемы транспортной деятельности и их распределение между видами транспорта и т.д. | |||||
Государственное управление национальными транспортными системами обычно осуществляется единым транспортным министерством, хотя встречаются и исключения (например, в Китае и в Индии управление железнодорожным транспортом обособлено в рамках отдельных министерств). | |||||
Зональные транспортные системы. Под зональными понимаются транспортные системы, обеспечивающие транспортное обслуживание определенной территории, не совпадающей с административно территориальной единицей. Для управления функционированием и развитием
таких систем создаются специальные административные структуры. |
|||||
Зональные транспортные системы могут формироваться:
— в целях наиболее эффективного освоения удобных естественных водных транспортных коммуникаций (Северный морской путь в России (рис. 4), морской путь Великих озер и реки Св. Лаврентия в США и Канаде);
— для развития национальных или международных сухопутных транспортных коридоров (европейские международные транспортные коридоры, Транссибирский транспортный коридор в России); | ||||||
— для комплексного решения транспортных проблем отдельных территорий (транспортная администрация штатов Нью-Йорк и НьюДжерси в США).
Рис. 4. Северный морской путь Основная задача управления зональной транспортной системой ‒ Группировка видов транспорта Элементы транспортной системы Корпаративные транспортные системы
Разобщенность видов транспорта углублялась в ходе развития
Виды транспорта подразделяют (рис. 5): — наземный по характеру природной среды, в которой они действуют, ‒ на(железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт), водный (морской и внутренний водный) и воздушный; -по месту в цепях поставок и возможности межвидовой конкуренции ‒ на межконтинентальный (морской и воздушный) и внутренний (железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, трубопроводный). ЕЭК ООН при анализе деятельности внутреннего Элементы транспортной системы. Наряду с видами транспорта, При рассмотрении городского транспорта основное внимание |
||||||
Рис. 5. Группировка видов транспорта и элементов транспортной системы
Вопросы для самоконтроля
1.Назовите характерные признаки общества с ограниченной ответственностью.
2.Что Вы понимаете под учредительным договором?
3.Что Вы понимаете под уставом?
4.Назовите исключительные компетенции общего собрания участников ООО.
Сегодня транспорт позволяет решать большую часть операций по транспортировке груза. А правильный подбор маршрута — это основа деятельности, позволяющая уменьшить затраты времени и финансов. В этой статье мы поговорим о том, что это такое транспортная логистика простыми словами, о ее основах и особенностях.
Понятие
Это сфера, которая отвечает за организацию перевозки заказанных товаров в определенное место за время, согласованное с заказчиком, и по наиболее оптимальному пути, разработанному так, чтобы снизить финансовые издержки. Сюда входит три основных момента:
- доставка с небольшими затратами;
- применение современных устройств связи и оборудования для контролирования процесса на всех его этапах;
- передача информации о грузе его заказчику.
Ключевой элемент транспортировки — средство передвижения. На применение и обслуживание выделяется приблизительно половина от всех расходов на процесс. Поэтому автоматизация остальных бизнес-процессов в компании поможет сократить общие издержки. Подробнее >>
Главные задачи направления: поиск наиболее подходящего вида транспорта, следование рабочим схемам и прокладывание выгодных маршрутов. Это входит в транспортно-логистическую деятельность, организацией которой занимаются транспортные компании.
История возникновения сферы
Первый официальный «выход в свет» этой фразы произошел на Европейском Конгрессе, проходящем в Германии в 1974 г. Там же впервые были обозначены главные цели: доставка товаров в согласованную точку за установленный период и с минимальными затратами.
На Западе услуги начали предоставляться еще в 90-е. По анализу экспертов, ежегодно обороты на рынке растут примерно на 20%. А вот в России об этом позаботились только при переходе страны на рыночный тип экономики, поэтому развитие транспортно-логистических услуг — это не самая быстрорастущая сфера. В основном это связано с тем, что отсутствуют бизнес-планы, а на одного работника компании приходятся разнородные функции.
Готовые решения для всех направлений
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Узнать больше
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Узнать больше
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.
Узнать больше
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Узнать больше
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Узнать больше
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Узнать больше
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Узнать больше
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Узнать больше
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Узнать больше
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Узнать больше
Показать все решения по автоматизации
Правовое регулирование
В Российской Федерации все о грузоперевозках и логистике закреплено в Гражданском кодексе (главы 40-41) и ФЗ №870 от 30 июня 2003 года. А также отдельные положения устанавливаются специальными ведомствами. Они касаются, например, опасной или скоропортящейся продукции.
Основные функции и принципы транспортировки
Эта область была создана для того, чтобы успешно сохранять продукцию и перевозить ее из пункта, А в Б. Эта деятельность должна быть выгодна во всех отношениях для заказчика и исполнителя: по срокам выполнения и стоимости. Поэтому в список ключевых правил и характеристик организации транспортной логистики входят:
- прогнозирование и планирование доставки;
- юридическое сопровождение;
- расчет оплаты за оказываемые услуги;
- хранение на складе, а также упаковывание товара;
- улучшение перевозки;
- подготовка необходимых документов;
- информационное сопровождение;
- помощь в прохождении таможни и страховке.
Решаемые задачи
В сущности системы заложена функция своевременной поставки продукции с минимальными временными и материальными расходами. На практике эти цели достигаются при выполнении таких типов работ:
- анализируются промежуточные и конечные точки назначения;
- проводится анализ самого груза: его особенностей, характеристик и свойств;
- решается вопрос о том, какой вид транспорта в логистике — это оптимальный вариант;
- определяется, какой перевозчик является подходящим, или же нанимаются партнеры по профилю;
- разрабатывается наиболее выгодный маршрут;
- контролируется состояние, а также сохранность товара во время транспортировки;
- проводятся мероприятия по складской деятельности: расфасовке, упаковке изделий;
- оптимизируются основные параметры процесса: увеличение темпа перевозки, снижение топливных затрат, а также общих расходов.
От того, какой груз необходимо перевезти, зависит выбор транспорта, разработка пути. Так, например, объем посылки влияет на подготовку автомобиля к поездке. А если перевозятся опасные или ядовитые вещества, то будет установлен маршрут в обход поселений.
Документы и их применение
Все о логистике в транспортных компаниях закреплено в Уставе ж/д России и авто. Также за это отвечает Кодекс торгового мореплавания.
Помимо этого, между заказчиком и исполнителем заключается соглашение, где последний обязуется переправить груз до согласованной точки Б в строго указанный период и по определенному тарифному плану. Перевозка сопровождается следующей документацией:
- накладная на доставку;
- доверенность на провоз посылки;
- счет-фактура от подрядчика.
Также могут применяться и другие документы. Все это зависит от выбранного транспорта.
Виды транспортной логистики
В этой области есть два направления: внутреннее, когда товар транспортируется в компании и ее дочерние части, а также внешнее — переправка изделий к потребителям.
А вот разновидностей передач чуть больше. В них входят:
- Мультимодальные. Применяется в случаях, когда продукт нужно доставить из другой страны, а для этого — задействовать несколько типов средств. Например, поезд и автомобиль или самолет и корабль.
- Унимодальные. Маршрут рассчитан так, что достаточно и одного транспорта.
- Интермодальные. Этот способ похож на первый. Разница лишь в том, что организацией процесса занимается один оператор, но от двух перевозчиков.
- Смешанные. Еще один вид перевозок в логистике, где грузоперевозки производятся, к примеру, на авто до точки, где необходимо погрузить посылку на ж/д.
- Комбинированные. Похож на предыдущий, но используется больше двух видов.
Анализирование конечной точки
Приступая к организации процесса, менеджер должен проложить приблизительный путь. При этом он учитывает свойства товара, а также географические особенности местности.
Может случиться и такое, что, решая задачу, специалист понимает: придется привлечь несколько типов транспорта или же обозначит промежуточные остановки. Важно сделать это на первом этапе, ведь полученная информация поможет правильно обозначит сроки доставки, а также корректно рассчитать стоимость услуги.
Анализ характеристик продукции
Эта работа также в большей степени влияет на организацию транспортировки. К примеру, от габаритов, хрупкости, объема посылки зависит то, на каком средстве ее будут перевозить. А вот степень опасности, наличие ядовитых веществ воздействует на маршрут — такие грузы необходимо везти вдали от населенных пунктов.
Готовые решения для всех направлений
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Узнать больше
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Узнать больше
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.
Узнать больше
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Узнать больше
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Узнать больше
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Узнать больше
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Узнать больше
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Узнать больше
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Узнать больше
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Узнать больше
Показать все решения по автоматизации
Виды транспорта в транспортной логистике
Пожалуй, это самый важный этап во всем процессе, ведь без него перевезти продукцию невозможно. Большинство затрат на достижение цели зависит от того, какая разновидность передвижения выбрана.
Ключевыми критериями являются скорость, временной отрезок и цена. Но, кроме этого, есть и другие составляющие:
- особенности и ценность посылки;
- число и частота отправлений — при большом объеме изделий;
- расстояние и географические характеристики.
Также все средства перевозки делят на несколько категорий. По назначению:
- общественный;
- принадлежащий конкретной компании;
- личный.
Работающие на силе:
- двигателя — теплового или гибридного, а также электромобили;
- ветра — судна, имеющие парус;
- мускул — приводятся в движение людьми или животными.
Но главная классификация основана на среде перемещения: водной, наземной или воздушной. Ее мы рассмотрим более подробно.
Транспортная логистика: автомобильный транспорт
Сюда относится автотранспорт, работающий на собственной двигательной системе. В список их преимуществ входят:
- недорогие тарифы;
- скорость;
- обширный ряд перевозчиков;
- мобильность;
- наиболее доступный вариант;
- возможность перевозки мелких партий;
- регулярность рейсов;
- посылки можно упаковать, не опираясь на жесткие требования.
Но есть в этом направлении и недостатки. А именно:
- обслуживание стоит дорого;
- степень надежности невелика (есть риск кражи);
- стоимость транспортировки на большие расстояния слишком высокая;
- дорожные и погодные условия напрямую влияют на срок доставки;
- в автотранспортной логистике нельзя отправить много раз товара из-за низкой грузоподъемности;
- разгружать машину необходимо быстро.
Железная дорога
Сюда относятся средства, двигающиеся по рельсовым путям. Среди их плюсов:
- можно перевозить значительные партии;
- погода и сезонность не воздействуют на провоз;
- рейсы проводятся регулярно;
- низкая себестоимость;
- внушительные маршруты не являются проблемой.
Минусов здесь гораздо меньше, но все же они есть:
- поезда не такие мобильные, как, например, автотранспорт;
- среди перевозчиков образовалась своя монополия.
Трубопровод
Трубы применяются в основном для переправки жидкостей и газообразного груза, реже для перемещения твердых изделий, к примеру, капсул.
Преимущества:
- для отправки понадобится минимум работников;
- этот способ один из самых надежных: сохранность продукции обеспечивается практически на 100%;
- не требует высоких затрат.
Но есть и минусы в этом виде транспортировки в логистике:
- список транспортируемых товаров слишком мал;
- направление не предназначено для маленьких партий.
Морские суда
Отличный вариант для межконтинентальных переправок. Преимущества этого типа:
- грузоподъемность очень высока;
- себестоимость довольно небольшая;
- груз точно в надежных руках.
А вот недостатков здесь побольше:
- из-за скорости посылку придется ждать долго;
- география ограничена;
- крепление и упаковывание изделий подвергается жестким требованиям;
- рейсы производятся редко.
Речные судна
Это решение находится в приоритете в местности, где отсутствую ж/д пути и аэропорты. Плюсы:
- можно отправлять большие партии;
- провозная возможность на высоком уровне.
Но следует учитывать, что в логистике этих транспортных перевозок есть и минусы:
- используются для передвижения в ограниченном количестве местностей;
- погодные условия и сезон влияют на переправку;
- доставляется груз довольно медленно.
Воздушный
В основном здесь применяются вертолеты и самолеты. Среди преимуществ:
- мобильность на высоком уровне;
- отправляться могут огромные партии;
- обеспечена надежность сохранности посылки;
- скоростной;
- сроки минимальны, так как маршруты короткие.
Недостатки:
- высокая стоимость тарифов;
- места отправки ограничены;
- сильное воздействие погоды на переправку.
Помимо этого, для перевозки в логистике есть другой транспорт — это космический или подводные лодки, а также элеваторы.
Плюсы и минусы транспортных средств
Разновидность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тарифы в транспортно-логистических компаниях: что это
Все затраты зависят от стоимости транспортировки, которая, в свою очередь, складывается от тарифного плана или фрахта (в морском виде) — ценника за переправку, обозначенного перевозчиком. Все это возмещает организации расходы, а также приносит прибыль. Ставка же разделяется на несколько категорий:
- по разновидности вариантов доставки;
- по типу товара;
- по потребителям.
У каждого средства имеются свои расценки. Например, для автотранспорта они бывают по:
- сделке;
- тонно/часам;
- расстоянию;
- договору;
- временному отрезку.
Для ж/д:
- общие;
- местные;
- исключительные.
Для морского:
- установленный;
- фрахтовый.
Контроль посылки при перевозке
В блоке о том, что такое транспорт логистика, мы говорили об информационном сопровождении продукции. Раскроем эту тему немного подробнее.
Компании стараются пользоваться всеми современными средствами навигации, чтобы не столкнуться с непредвиденными обстоятельствами и успеть вовремя внести изменения в разработанный маршрут.
Помимо этого, важно держать клиента в курсе о том, на какой стадии идет процесс выполнения доставки и где находится его заказ. Поэтому услуга вплотную связана с качественной и быстрой мобильной связью и интернетом.
Выбор надежной организации
Это не менее важный этап для всех потребителей. Сюда входит:
- Специализация. Недавно открывшаяся фирма может не заниматься транспортировкой напрямую, а быть посредником между заказчиком и перевозчиком, добавляя к расценке свою накрутку. А вот крупные компании, переправляющие сборные посылки, вызывают больше доверия.
- Опыт. Чем дольше предприятие на рынке, тем выше вероятность того, что оно уже имеет отлаженную систему логистики движения транспорта.
- Команда. Квалификация специалистов не должна заставлять сомневаться, ведь от сотрудников зависит то, как пройдет перевозка товара.
- Технологии. Это касается механизмов взаимодействия с потребителем, чем они лучше, тем легче проходит сотрудничество.
Управление и оптимизация
Итак, в основах транспортной логистики для начинающих сказано, что сфера направлена на доставку посылок из точки, А в точку Б в строго установленный срок и с минимальными расходами. Здесь важное место занимает время и финансы, поэтому услуга должна быть выгодна обеим сторонам. И вот как это достигается:
- Предотвращение порчи и утери продукции.
- Сокращение запасов, находящихся на складе и в пути.
- Увеличение расстояния и объема груза. Ведь перевозить одну партию на 400 км будет намного дешевле, чем три на 200 километров. А большой объем не только понижает затраты на транспортировку 1 единицы, но и требует использование ж/д и водного транспорта, ценник на которые значительно ниже.
Кратко об автоматизации транспортной логистики
Чтобы быстро и комфортно достигать целей при разработке организации процесса, специалисты используют специальную программу TMS. Эта система помогает рассчитать наиболее оптимальный маршрут, учитывая габариты и вес товара, модель сети, а также его пропуск в конкретную местность. В итоге можно с легкостью определить отклонение пути от плана, устранить ненужные простои и решить другие аналитические задачи.
Развитие направления в России: проблемы и перспективы
Трудности заключается в том, что отсутствуют строго определенные правила для регулирования отдельных подразделений логистических компаний. Один и тот же сотрудник может выполнять сразу несколько обязанностей, не имея нужных для этого знаний и опыта.
Но это не означает, что дела в этой области совсем плохи. В РФ она развивается, но при этом отстает от своих зарубежных коллег. Это связано с тем, что:
- Экономическая ситуация в стране и на мировом рынке нестабильна.
- Состояние дорог оставляет желать лучшего.
- Производством упаковки занимается небольшое количество фирм.
Если нормализовать все эти факторы, то темпы роста смогут значительно увеличиться.
Заключение
Итак, в этой статье мы разобрали определение и примеры транспортной логистики, ее основные функции, а также преимущества и недостатки различных видов транспорта. С этими знаниями выбрать компанию для перевозки вашего груза будет заметно проще.
А если вам нужна помощь в автоматизации бизнеса, обращайтесь в Клеверенс — мы создаем мобильные системы учета для магазинов, складов, различных учреждений и производства.
Количество показов: 77335
В сфере грузоперевозок одно из важнейших направлений занимает транспортная логистика — система организации доставок с учетом особенностей транспорта, его грузоподъемности, вместимости, расхода топлива, скорости передвижения и прочих параметров. Суть транспортной логистики — организовать поставки таким образом, чтобы грузы приходили получателям точно в срок и в нужном объеме — без лишней бюрократии и задержек с одной стороны, и без лишних денежных расходов — с другой.
Какие еще существуют виды логистики?
Помимо транспортного, существует целый ряд логистических направлений, которые могут работать порознь или в комплексе друг с другом. К ним относят следующие виды логистики:
- закупочную;
- производственную;
- складскую;
- сервисную;
- распределительную;
- информационную;
- финансовую;
- таможенную;
Также существует логистика запасов, посвященная концентрации грузов на складах, с последующим распределением между потребителями — от наиболее до наименее нуждающихся. Транспортная логистика занимает свою нишу среди выше перечисленных отраслей, и является одной из фундаментальных. Ведь без грузового транспорта перевозку продукции невозможно себе представить в принципе!
Принципы транспортной логистики
Главный принцип логистики (и в особенности — ее транспортной отрасли) — оптимизация расходов. Так, доставка должна обходиться дешево, и приносить максимум прибыли — при сохранении конкурентных преимуществ компании-грузоперевозчика. Значение имеют и другие основополагающие принципы:
- максимальное использование грузоподъемности подвижных составов (транспорт не должен работать «вхолостую» и перемещаться от одного пункта в другой полупустым);
- сокращение до минимума количества перевалочных баз (складское хранение, погрузка и разгрузка стоят недешево, и самой идеальной доставкой является прямая перевозка от поставщика к потребителю — без участия склада);
- достижение кратности транспортируемых партий — с учетом вместимости транспорта и размеров упаковочной тары;
- концентрация грузоперевозок на отдельных направлениях — наиболее прибыльных и экономных;
- достижение экономии от масштаба и дальности перевозок.
Логистика транспортных перевозок должна быть организована таким образом, чтобы количество выездов (ходок) было минимальным — при оптимальной загруженности транспорта. Составление маршрутов и правильный выбор скоростного режима также помогают оптимизировать процесс однократных и многократных перевозок.
Задачи, решаемые транспортной логистикой
С учетом глобализации, компании-грузоперевозчики не могут не использовать возможности транспортной логистики. Иногда только за счет нее и удается получить ожидаемые прибыли, и не понести финансовые убытки. Основные задачи транспортной логистики это:
- составление основных и запасных маршрутов движения транспорта;
- организация транспортных систем с отдельными цепями и «коридорами»;
- совместное планирование грузоперевозок с поставщиками и складскими комплексами;
- подбор транспортных средств, оптимально подходящих для тех или иных грузовых партий.
При составлении логистической программы значение имеет все: состояние дорог на пути следования, риски возникновения пробок на отдельных участках пути, климатические условия местности, максимальная скорость передвижения и т.д. Все данные нужно не только отслеживать, но и корректировать, зачастую — в режиме реального времени. Поэтому организация транспортной логистики — это целая наука, и доверять ее стоит только профильным специалистам!
Все новости в telegram
Транспортная логистика — один из важнейших элементов в организации бизнес-процессов. Доставить сырье, забрать товар на склад, а после привезти клиенту и сделать всё это с минимальными финансовыми и временными затратами — это основная задача транспортной логистики для бизнеса.
Что такое транспортная логистика?
Транспортная логистика — это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Одно из основополагающих направлений науки об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров. (Wikipedia)
Другими словами, транспортная логистика — это часть логистической науки, направленная на управление перевозками, поставками и доставкой товаров и компонентов.
Ею считается как развозка продукта клиентам на личном автотранспорте, так и сотрудничество с крупной логистической компанией, осуществляющей перевозку по всему миру.
Почему нужно грамотно подойти к организации этого процесса? Расходы на транспортные операции составляют около 50% всех логистических расходов. Именно поэтому очень важно оптимизировать это направление для увеличения скорости доставки и уменьшения затрат на перевозки.
История возникновения транспортной логистики и её развития
Впервые понятие «транспортная логистика» прозвучало в 1974 году на Европейском конгрессе в Берлине. Однако рынок был сформирован чуть позже — в 1990-е годы и уже в Америке. Именно там появились первые логистические компании, которые управляли перевозками.
Главная цель транспортной логистики
Целью является транспортировка какого-либо груза из точки А в точку Б с оптимальным соотношением цены и качества. Следует выбирать наиболее подходящие виды транспорта, маршруты, скорость перевозки, а также сводить к минимуму порчу груза. Иногда лучше выбрать более дорогой и долгий вариант, чтобы избежать повреждения товара.
Функции транспортной логистики
- Планирование и организация доставки груза;
- Оформление необходимых документов и юридическое сопровождение перевозки;
- Погрузка и разгрузка товара;
- Информационное сопровождение;
- Оптимизация процесса с целью улучшения качества транспортировки и минимизации затрат.
При необходимости могут быть включены дополнительные услуги, например, таможенные услуги или страхование.
Задачи транспортной логистики
Исходя из цели и функций, можно определить основные задачи, которые решает этот раздел логистики:
- Анализ пунктов доставки, свойств груза и построение предварительного маршрута;
- Выбор подходящего вида транспорта;
- Выбор перевозчика и логистических партнёров;
- Построение маршрута со всеми ключевыми точками;
- Контроль груза во время транспортировки;
- Оптимизация показателей перевозки.
Анализ пунктов доставки и свойств груза
На первом этапе определяется предварительный маршрут, по которому будет происходить транспортировка. При этом учитывается география местности. Также сразу необходимо учитывать свойства груза, его вес, объём, условия хранения и перевозки.
Уже на этом этапе становится понятно, придётся ли использовать несколько видов транспорта, специализированное оборудование или промежуточное хранение груза.
Выбор транспорта
Тип транспорта зависит от типа местности, маршрута, а также условий и частоты транспортировки. В логистике транспорт делится по среде перемещения:
- Наземный транспорт: автомобили и железная дорога, а также трубопровод (несмотря на то, что это не транспорт в общем понимании, он является средством транспортировки груза);
- Водный транспорт: морские и речные суда;
- Воздушный транспорт.
Выбор нужного вида транспорт осуществляется исходя из условий перевозки (сроки, условия хранения) и свойств груза:
Тарифы – это цена, которую перевозчик выставляет за транспортировку. В него входят непосредственно затраты на перевозку и надбавка, из которой составляется прибыль. Тарифы могут быть:
- Сдельные;
- Ставки на тонно/часы;
- По времени использования транспорта;
- По километражу;
- За выезд.
На водном транспорте тарифы называются «фрахты» и делятся таким же образом.
Выбор перевозчика и логистической компании
Логистическая компания не всегда осуществляет перевозку своим транспортом. Часто они обращаются к подрядчикам: перевозчикам (осуществляют только перевозку груза) или экспедиторам (оказывают также дополнительные услуги: оформление документов, погрузка-разгрузка и т.п.). При выборе транспортной компании важно обратить внимание на:
- Опыт работы. Кроме того, что долгая работа компании говорит о её надёжности и авторитете, она также означает, что все логистические процессы налажены и оптимизированы, что позволяет снизить риски при транспортировке.
- Сотрудники. Профессиональные сотрудники знают, как поступать в непредвиденных ситуациях, и проконтролируют процесс транспортировки до самого конца.
- Специализация. Лучше выбирать компанию, которая имеет опыт работы с вашим типом груза, т.к. в каждой отрасли существуют свои нюансы перевозки, о которых вы можете не знать.
Построение маршрута
На этом этапе прорабатывается несколько подробных вариантов маршрута, с указанием транспорта, точек временного хранения и, если требуется, погрузки на другой вид транспорта. При этом учитываются возможные риски, расходы и задержки. Разные варианты маршрута отличаются по стоимости, срокам и издержкам. Как правило, предпочтение отдаётся маршруту с минимальными издержками.
Контроль груза при транспортировке
Для избежания непредвиденных ситуаций во время транспортировки используются специальные технологии (TMS – системы управления транспортом). Они контролируют весь процесс перевозки, в том числе отслеживают местоположение груза и состояние транспортного средства.
Оптимизация транспортной логистики
Для наибольшей эффективности перевозок — уменьшения себестоимости, увеличения объёмов и скорости транспортировки — необходима постоянная оптимизация маршрутов и видов транспорта. Для этого нужно отслеживать все эти характеристики и стремиться их улучшать.
Виды транспортной логистики
Логистика транспортных операций делится на внутреннюю (внутри компании и между её филиалами) и внешнюю (доставка от производителя клиенту). При этом перевозки делятся на:
- Унимодальные. Осуществляются одним транспортом.
- Мультимодальные. Несколько видов транспорта, которые контролируются одним организатором.
- Интермодальные. Несколько видов транспорта, которые курируют разные организаторы.
- Смешанные. Перевозки, которые осуществляются одним видом транспорта, но при этом требуют использования кросс-докинга (временного хранения на маршруте, сквозного складирования).
- Комбинированные. То же, что и смешанные, но осуществляющиеся двумя и более видами транспорта.
Также этот раздел логистики делится по подходам на традиционный и логистический.
- При традиционном подходе участники перевозки взаимодействуют последовательно, при передаче груза на следующее звено. При этом на каждом этапе устанавливаются свои тарифы.
- При логистическом подходе всем процессом перевозки руководит один оператор с единым тарифом.
Автоматизация транспортной логистики
Для компаний, которым требуются постоянные услуги транспортировки, а также для перевозчиков, неизбежен процесс автоматизации транспортной логистики для минимизации затрат и развития бизнеса. Для этого используются специальные TMS (Transport Management System) — системы управления транспортом. Они позволяют не только оптимизировать весь процесс, но и в автоматическом режиме подбирать маршрут и транспорт, в зависимости от типа груза, следить за ним на протяжении всей перевозки и вносить корректировки в маршрут.
Наша система управления AXELOT TMS X4 позволяет полностью автоматизировать и управлять процессом.
Полезные ссылки
Роль TMS-системы в работе производственного предприятия
«1С:TMS Логистика. Управление перевозками»: до и после
Заключение
Транспортная логистика является очень важным элементом любого бизнеса, будь то доставка по городу или на другой континент. И её оптимизация и автоматизация являются приоритетным направлением для увеличения прибыли.
Менеджеры AXELOT будут рады ответить на все вопросы по тел. +7(495)961-26-09. Также вы можете написать нам через форму
Обратная связь
Ежедневно тысячи менеджеров стоят перед выбором: как доставить груз быстро и надежно? Какой вид транспорта подойдет лучше? Почему стоит отдать предпочтение этой организации, а не другой? Зачем переплачивать, если можно выбрать доставку дешевле? Как оптимизировать время доставки, если используется несколько видов транспорта?
— Транспортная логистика
— На чем поедем?
— Виды организации перевозок
Если организация грузоперевозок — ваша прямая обязанность, вы с легкостью продолжите этот список вопросов. Если вам только предстоит углубиться в данную сферу — этот текст для вас.
Транспортная логистика
Грузоперевозки существуют с тех пор, как появились товарно-денежные отношения и международная торговля. Когда-то основную работу выполняли слоны, верблюды и лошади (управляемые человеком), затем появились различные виды транспорта, значительно ускорившие процессы доставки. Сегодня транспортная логистика — комплекс мер, направленных на успешное перемещение товара из одной локации в другую на определенных условиях. Подробнее об обеспечении транспортной логистики мы писали здесь, центральной же темой этого материала станет организация перевозок по видам транспорта.
На чем поедем?
Выбор транспорта — один из определяющих этапов, который влияет на успех логистического процесса. Доступные способы можно пересчитать по пальцам, каждый из них обладает своими плюсами и минусами.
Организация перевозок на транспорте может осуществляться:
-
По суше: железнодорожным и автомобильным транспортом.
-
По воде: морским и речным транспортом.
-
По воздуху: авиасообщением.
Железнодорожный транспорт считается одним из самых стабильных. Среди основных преимуществ: способность преодолевать дальние расстояния и независимость от погодных условий. Поезда ходят в любую погоду, редко отстают от расписания и способны вместить большой объем грузов разного типа. При этом они не всегда удобны для осуществления международных перевозок: зачастую это намного дольше, чем при выборе самолета, или неуместно вовсе (ведь пересечь морские границы поезда не в состоянии).
Автомобильный транспорт подходит для перевозки относительно небольших объемов груза. Это оптимальный вариант для обеспечения транспортной логистики в рамках города или междугородних перевозок. При умеренных расстояниях автомобили выигрывают в скорости, а также удобны с точки зрения прямой связи с водителем. Например, водитель поезда или капитан воздушного судна не смогут ответить вам, как обстоят дела с товаром, и в принципе не будут сами держать связь с представителями компаний. Водитель грузовика, наоборот, сможет оперативно связаться с работодателем в случае необходимости или ответить на входящий звонок. Также этот вид транспорта характеризуется большей гибкостью: можно в срочном порядке изменить маршрут или загрузить/выгрузить часть товара по пути. Из недостатков следует отметить непредсказуемость ситуаций на дорогах.
Морской транспорт считается одним из самых бюджетных, характеризуется низкой скоростью передвижения и требует соответствующей портовой инфраструктуры. То есть по очевидным причинам судно не может забрать или доставить товар из любой точки мира. При этом с его помощью можно перевозить тысячи тонн груза разного типа.
Интересный факт: один из самых больших грузовых кораблей в мире — Emma Marsk (397 метров в длину) — способен вместить груз общим весом около 123 000 тонн. «Кто же рекордсмен по размерам и возможностям», — спросите вы? Выяснилось, что это не просто судно, а плавучий завод по производству и транспортировке сжиженного природного газа — Prelude FLNG, 488 метров в длину. Предприятие, принадлежащее компании Samsung Heavy Industries, является самым большим плавучим объектом на Земле и даже имеет две посадочные площадки для вертолетов.
Воздушный транспорт позволяет в десятки раз ускорить процессы грузоперевозок. Более того, существуют регионы, сообщение с которыми возможно только по воздуху (имеется в виду при перевозке грузов). Таким образом, сокращается не только время доставки, но и расширяется география транспортной логистики. Отправить груз самолетом — наиболее дорогое удовольствие по сравнению с вышеуказанными видами транспорта, также барьером являются имеющиеся ограничения по габаритам и массе груза.
Воздушный и морской транспорт не являются прямыми конкурентами в сфере организации грузоперевозок, так как у них зачастую разные задачи. Однако, по статистике, при транспортировке грузов авиасообщением пользуются в среднем в четыре раза активнее, чем морскими судами.
Виды организации перевозок
Организация перевозки грузов не ограничивается выбором одного транспортного средства. Если по пути товар вынужден «делать пересадку» из одного объекта в другой, транспортировка приобретает мультимодальный и смешанный характер.
Разберем виды организации перевозок подробнее:
-
Унимодальная — перевозка груза одним транспортом.
-
Мультимодальная — транзит несколькими видами транспорта, при этом оператор перевозок один, как и один договор.
-
Интермодальная — перевозка также несколькими видами транспорта, но уже разными перевозчиками.
-
Смешанная — перевозка происходит с выгрузкой товара из одного транспортного средства в другое, для этого часто используют спецтехнику.
-
Комбинированная — похожа на предыдущий тип, но подразумевает использование более двух транспортных средств оставление груза в одном контейнере на протяжении всего маршрута.
Если организация перевозок и управление на транспорте требует большего внимания с вашей стороны, приглашаем на профильный видеокурс «Организация перевозок различными видами транспорта» длительностью 20 часов.
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения
редакции.
- 19/05/2020
Способы транспортировки груза
По типу транспортного средства (далее — ТС) можно выделить несколько способов перевозки груза:
- автомобильный;
- железнодорожный;
- водный;
- авиационный;
- смешанный.
На выбор одного из типов ТС могут влиять следующие факторы:
- характер груза (опасный / скоропортящийся / негабаритный / живой / длинномерный)
- габариты и количество грузовых мест (вес, объем, вид упаковки)
- количество отправляемых партий;
- степень срочности доставки товара клиенту;
- место отправления и место назначения;
- степень надежности доставки и сохранности груза.
- стоимость самой перевозки;
В таблице будет удобнее рассмотреть все преимущества и недостатки каждого способа транспортировки:
Смешанные или, так называемые, мультимодальные грузоперевозки применяются в случае отправки товара на дальние расстояния при невозможности доставить товар «от двери до двери» одним транспортным средством. При этом есть возможность произвести консолидацию логистических посредников в лице одного оператора, которым может выступать транспортно-экспедиционная компания. Она полностью курирует перевозку груза от начальной до конечной точки назначения, самостоятельно заключая договоры с другими транспортными фирмами (в зависимости от типа ТС). Такие перевозки осуществляются по одному перевозочному документу и по единой ставке с данным оператором.
Сегодня с экспертами taxCoach поговорим о правильной организации функции «транспорт» в группе компаний, а именно о том, какие возможности налоговой и имущественной безопасности может дать построение этой функции.
Собственное значимое имущество, которым в подавляющем большинстве является и транспорт, зачастую принадлежит обособленному субъекту группы, обеспечивающему максимальную защиту от рисков, связанных с предпринимательской деятельностью (хранителю активов). Причины для этого очевидны и отдельных пояснений не требуют.
Однако транспорт, в том числе и специализированная техника, — это источники повышенной опасности. По этой причине лучше, если собственником транспортного средства будет юридическое, а не физическое лицо. В случае причинения вреда жизни и здоровью ответственность индивидуального предпринимателя сохраняется даже после того, как индивидуальный предприниматель в установленном порядке будет признан несостоятельным (банкротом) (ст.25 ГК РФ). В то время как после банкротства юридического лица такой обязанности быть не может.
Вместе с тем, исключить подобные риски можно, передав транспорт в использование другому лицу (в принципе, хранитель активов не выполняет операционных функций, в этом и заключается его роль).
Вопрос: кому и каким образом передать транспортные средства таким образом, чтобы получить и максимально возможную налоговую экономию (помня о необходимости наличия деловой цели любой хозяйственной операции), и обеспечить управленческую эффективность?
В целом, вариантов построения сектора «транспорт» в группе компаний достаточно много. Выбор каждого из них зависит от ряда причин:
- объем предполагаемой выручки транспортной компании будет влиять на применение ОСН или специальных режимов. На выбор специального режима влияет и количество работников (для применения УСН и ПСН) и транспортных средств (для ПСН);
- виды и величина расходов транспортной компании — интереснее оставить их на безНДСной или НДСной компании и т.п.;
- в чьей собственности находится транспорт.
Приведем несколько примеров
Пример 1
Транспорт зарегистрирован на хранителя активов. Это имущество (автотранспорт/специализированная техника) используется для оказания транспортных услуг (услуг спец. техники) как субъектам в группе компаний, так и третьим лицам.
Вариант построения этого блока в группе компаний:
Транспорт передается по договору аренды родственному Обществу «Транспортная компания». В штате именно этой компании и должны находиться водители, экспедиторы, обслуживающие транспорт механики и иные лица.
Выбор договора аренды в данном случае обусловлен следующими обстоятельствами:
- При передаче транспортных средств в аренду расходы на содержание арендуемого имущества (текущий и капитальный ремонт), а также расходы на его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, несет арендатор, то есть ООО «Транспортная компания«;
- Ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор, что обеспечивает защиту для Хранителя активов.
Так, например, ООО «Арендатор» привлекало водителей для управления машинами, которыми данное ООО владело на основании договора аренды без экипажа. В одном ДТП виновником оказался водитель арендованной машины. В результате суд взыскал в пользу пострадавшей стороны причиненный ущерб с ООО «Арендатор», а не с ООО «Собственник».
В свою очередь, транспортная компания оказывает транспортные услуги «своим компаниям» либо третьим лицам. Варианты договоров, опосредующих эти отношения:
- договор аренды транспортных средств с экипажем (оператором);
- договор оказания транспортных услуг;
- договор оказания транспортно-экспедиционных услуг.
Выбор конкретного вида договора должен исходить из реальных бизнес-процессов, происходящих в группе компаний. Определяющим условием является и необходимый объем документооборота в каждом договоре.
Пример 2
В группе компаний существует «диспетчерская компания», которая непосредственно взаимодействует как с клиентами, так и со сторонними транспортными организациями и ИП, привлекаемыми для оказания услуг.
Необходимость в создании «диспетчерской компании» продиктована российскими реалиями: на сегодняшний день риски того, что компания-контрагент вдруг окажется «однодневкой» еще остаются, поэтому на отношения с ней бизнес, как правило, вынужден замыкать компанию, которая сильно не пострадает от негативных результатов налоговой проверки по этому контрагенту.
В этом случае ООО «Транспортная компания» передает полученные транспортные средства по договору аренды с экипажем ООО «Диспетчерская компания», то есть владение и пользование транспортом передается арендатору, а управление и техническая эксплуатация осуществляется работниками арендодателя.
Коммерческую эксплуатацию — непосредственное предоставление услуг клиентам — осуществляет арендатор (ООО «Диспетчерская компания»).
Если транспортная компания имеет возможность применять УСН, оформление отношений именно таким договором позволит получить налоговую экономию.
Например, на территории Свердловской области передача в аренду строительных машин и оборудования с оператором (ОКВЭД «Строительство зданий», «Строительство инженерных сооружений»), либо передача в аренду автотранспортных средств с водителем (ОКВЭД «Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта»), при условии, что этот вид деятельности является основным, позволит применять УСН с объектом доходы-расходы по ставке 5%.
Кроме того, в силу особенностей договора аренды транспортного средства с экипажем, расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов, несет арендатор (ООО «Диспетчерская компания»), если иное не установлено договором. Таким образом, на эту компанию можно завести необходимые, в том числе НДС-ные расходы этого направления (если «Диспетчер» на ОСН).
Помимо этого, на диспетчерскую компанию по условиям договора можно возложить обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона (ст. 637 ГК РФ).
Отрицательной стороной договора аренды транспортного средства с экипажем является то, что ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель (ст. 640 ГК РФ, п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»).
Вместе с тем, возложение ответственности на ООО «Транспортная компания» вполне логично, поскольку управление транспортными средствами осуществляется именно его работниками. Однако, данное обстоятельство не носит принципиального характера, поскольку риски имущественной ответственности группы компаний минимальны.
При этом следует обратить внимание, что выручка ООО «Транспортная компания» в целях применения УСН должна укладываться в законодательно установленные пределы (не более 150 млн. рублей, с 2021 — не более 200 млн.). Очевидно, что размер арендной платы будет направлен на покрытие расходов на оплату труда персонала, арендные платежи для Хранителя активов, налоговые обязательства и страховые взносы.
Пример 3
Этот вариант схож с предыдущим: диспетчерская компания также является связующим звеном между клиентами и транспортными компаниями. Однако в данном примере она выполняет агентские функции.
Так сегодня работают некоторые службы такси, оказывая «исключительно информационные услуги».
Диспетчерская служба «Такси» находит и связывается с клиентами. При этом «Такси» заключает с ними договор на оказание услуг по перевозке пассажиров от своего имени, но в интересах таксопарка.
Функции Диспетчерской службы:
- поиск клиентов;
- обеспечение связи с клиентами;
- обеспечение работы CALL-центра;
- обеспечение работы сайта, цифровых приложений;
- маркетинг;
- и так далее.
Непосредственно перевозку осуществляет Таксопарк. Он предоставляет:
- транспорт, который может быть как в собственности, так и в аренде;
- водителя, с которым у Таксопарка заключен трудовой договор или договор аренды ТС.
Ответственность за причинение вреда в таком случае несут обе компании — и Таксопарк, и Диспетчерская служба. Несмотря на то, что она сама не осуществляла исполнение по договору и никак не причастно к происшествию, повлекшее вред, Диспетчерская служба как сторона заключившая договор отвечает перед клиентом.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. абз. 2 п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации
Это находит полное подтверждение в судебной практике (Определение Верховного суда Российской Федерации от 09.01.2018 г. по делу № 5-КГ17-220).
Ответственность агента перед клиентами необходимо учитывать при построении группы компаний.
Пример 4
Транспорт используется в группе компаний для доставки товаров покупателям. Этот товар отгружается со склада, принадлежащей родственной компании ООО «Склад».
Вариант построения этого блока в группе компаний:
В таком случае транспорт может быть передан в пользование компании, выполняющей функции склада. С компанией-продавцом товаров отношения этой компании опосредуются комплексным договором оказания услуг склада, содержащим элементы договоров хранения и оказания транспортных услуг. Услуги компании «Склад» будут включать:
- приемку товара;
- погрузочно-разгрузочные работы;
- складирование в соответствии с требованиями к конкретной группе товара;
- обеспечение соответствующих условий хранения и перемещения;
- комплектовку партий товара, отгрузку товара в адрес третьих лиц по указанию заказчика;
- доставку товара в адрес третьих лиц в соответствии с указанием заказчика.
Ответственность за причинение вреда транспортным средством несет компания «Склад».
Таким образом, вариантов может быть много. Но первостепенная причина любого выбора — это реальные бизнес-процессы в компании. Любой инструмент налогового планирования, построения системы имущественной и управленческой безопасности не должен «надстраиваться» над реальным бизнес-процессом. В таком случае он всегда будет «искусственным», а значит, высокорисковым. Инструмент должен «подкладываться», идти от сути и особенностей отношений.