Транспортно логистический бизнес блок ржд

Концепция развития транспортно-логистического бизнеса

Концепция развития транспортно-логистического бизнеса холдинга РЖД

Целью разработки Концепции развития транспортно-логистического бизнеса холдинга РЖД является определение основных направлений практической реализации Стратегии развития холдинга «РЖД» до 2030 года в части транспортно-логистического бизнеса.

Концепцией определяются:

  • цели и задачи формирования транспортно-логистического бизнес-блока;
  • целевая модель транспортно-логистического бизнеса холдинга «РЖД»;
  • распределение функций между бизнес-единицами и организация управления в бизнес-блоке;
  • принципы организации системы сбыта услуг, ценовой политики и системы распределения доходов в бизнес-блоке;
  • мероприятия по развитию транспортно-логистического бизнеса и результаты реализации Концепции.

Презентация Концепции развития транспортно-логистического бизнеса холдинга РЖД[PDF, 2.5 мБ]

На полигоне Горьковской железной дороги в Нижнем Новгороде с 5 по 9 декабря прошла IV Конференция транспортно-логистического бизнес-блока холдинга РЖД. 

Главной темой четырёхдневной встречи стала кооперация и синергия государственных корпораций и участников рынка в условиях нового экономического и логистического мира. 

photo_2022-12-11_13-48-31.jpg

Фото: Сергей Ловырев

Работа конференции была организована по четырём направлениям: молодёжный поток, поток руководителей контура транспортно-логистического бизнес-блока (ТЛББ), кадровый поток и финальный этап конкурса Log-Ton. Участие в мероприятиях приняли более 320 человек: представители транспортно-логистического блока ОАО «РЖД» и ряд крупных компаний России –  НЛМК, СУЭК, УРАЛХИМ, ТГ ФЕСКО, а также государственные корпорации – АО «Почта России», ГК «Росатом» и Ассоциация научных, образовательных и производственных организаций «Транспортная наука». 

«Темп восстановления экономики в предстоящем году ускорится, ситуация на транспортном рынке будет меняться стремительно. И нам надо постоянно находиться в тренде, своевременно реагируя на запросы грузоотправителей, а еще лучше – формируя их на основе внедрения передовых технологий, новых условий перевозок, логистических решений высокого уровня комплексности», — отметил в своем выступлении заместитель генерального директора ОАО «РЖД» –  начальник Центра фирменного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило.

photo_2022-12-11_13-47-47.jpg

Фото: Екатерина Спехова

По его словам, один из наиболее важных результатов конференции – понимание того, что успех работы на транспортном рынке зависит от степени консолидации действий всех транспортно-логистических компаний и их нацеленности на решение задач предприятий промышленности и сельского хозяйства.  

«Штабной» блок

Во время конференции поток руководителей ТЛББ рассмотрел и сформировал главные задачи Территориальных Центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) на 2023 год, при этом ключевым условием являлось кросс-функциональное взаимодействие. Каждая задача получила экспертную оценку и должна быть реализована либо совместно с другой железной дорогой, либо с дочерней компанией, входящей в ТЛББ.

 
«В решении этих задач важное значение приобретает умение консолидировать ресурсы на наиболее востребованных направлениях, способность взаимодействия с сегментами реального бизнеса и партнерами, в том числе из других видов транспорта и зарубежными, открытость к освоению новых цифровых сервисов и технологий» — подчеркнул Алексей Шило.

По словам начальника организационно-штатного управления Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Павла Благодатского, в ЦФТО начиная с 2019 года активно внедряются принципы организационного дизайна, которые позволили делегировать больше полномочий территориальным центрам и это мотивирует их на быстрое внедрение преобразований в рамках действующей организационно-функциональной модели.

photo_2022-12-11_13-48-32 (2).jpg

Фото: Сергей Ловырев

На полях конференции также прошли несколько сессий посвященных разной направленности, участие которых приняли около 40 спикеров. Например, на пленарной сессии «Эффективная работа в условиях неопределенности, как фактор развития страны» руководители ТЛББ, а также ГК «Росатом», АО «Почта России», органов власти и Ассоциации «Транспортная наука» обсудили текущие тренды транспортной отрасли, сформировали видение будущего и определили векторы развития ТЛББ.

  
В формате открытого диалога «Фокус на синергию» обсуждалась необходимость координации деятельности в современных условиях, поиске компромиссных решений, совместных проектов и возможностей сотрудничества.

Отметим, что 7 декабря прошла бизнес-симуляция под эгидой «Единство синергии и эффективности», участниками выступили руководители Центрального аппарата ОАО «РЖД», а также территориальных подразделений ЦФТО и Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом (ЦМ), дочерних и зависимых компаний (ДЗО), клиенты и участники транспортного рынка.

photo_2022-12-11_13-48-30.jpg

Фото: Сергей Ловырев

Бизнес-симуляция – это имитационная модель функционирования железных дорог с детализированной работой основных производственных блоков компании. Ключевая цель — укрепление деловых связей. Для этого участников транспортного рынка интегрировали в модель работы железных дорог и поменяли ролями. Например, клиенты ОАО «РЖД» выступили в роли железнодорожников, а руководители ТЦФТО выступили в роли представителей других департаментов холдинга. В игре приняли участие 90 руководителей, в том числе и представители клиентского сообщества ОАО «РЖД».

«Игра очень интересная, эмоции конечно зашкаливали, подобный формат позволил взглянуть на работу железных дорог с другого ракурса», –  отметил по итогу мероприятия директор департамента транспорта и логистики ООО УК «МЕТАЛЛОИНВЕСТ» Алексей Тюфаев. 

Помимо этого, для участников была организована выездная сессия на Горьковский автомобильный завод.

Кадровый поток

Формат HR-секции предлагал участникам дискуссию по пяти темам: «Развитие принципов организационного дизайна», «Система мотивации для блока продаж», «Корпоративные программы признания заслуг работников», «Новые технологии во внутреннем маркетинге и коммуникациях», «Модели и технологии корпоративного волонтёрства». 

Спикерами выступали представители департаментов ОАО «РЖД», руководители HR-блока ТЛББ, компаний-партнёров холдинга и Российской академии транспорта. В обсуждении каждой из тем участвовали четыре кросс-функциональные команды, сформированные из представителей ТЛББ. По итогам дискуссий сформированы инициативы по всем пяти направлениям. 

photo_2022-12-11_13-48-31 (2).jpg

Фото: Сергей Ловырев

По словам начальника Центра бренда работодателя и развития человеческого капитала ОАО «РЖД» Станислава Сугака, спикеры постарались отразить актуальное состояние, рассказать про тренды, а также сформировать проблемное поле или некий запрос по своему направлению. А участники смогли предложить интересные решения, некоторые из которых холдинг готов взять в работу в ближайшей перспективе.

«Наша совместная работа с РУТ (МИИТ) над инструментом оценки эффективности и прогнозирования организационно-штатных изменений, которая была представлена участникам на нашем круглом столе, позволит выйти на новый уровень эффективности организационной структуры, ее гибкости и адаптивности», –  отметил Павел Благодатский.

Заместитель начальника ЦФТО по кадрам и социальным вопросам ОАО «РЖД» Севак Зурначян отметил, что HR-секция в таком формате проходила впервые. Важно было поделиться накопленным положительным опытом по каждой теме и совместно найти возможности для дальнейшего развития данных направлений. 

«Мы попросили участников сформировать простые с точки зрения реализации, но значимые, с точки зрения эффекта инициативы. Лучшие предложения мы включим в реализацию на 2023 год, но прорабатывать их начнем прямо сейчас», –  сообщил он.  

Директор по организационному развитию ОТЛК ЕРА Ольга Баруздина считает, что проводить подобные конференции, особенно во времена высокой турбулентности, крайне важно. «Такой формат позволил в кратчайшие сроки обсудить не только проблемы, но и найти решения и новые точки роста», –   поделилась она.

Молодым везде дорога

На площадке молодёжного потока собрались работники ТЛББ, представители компаний партнёров и АО «ИЭРТ» в возрасте до 35 лет. Всего 80 из 300 молодых специалистов были отобраны на участие в конференции.

 
Молодые работники, разделившись на команды, приступили к формированию новых идей по развитию ТЛББ. Оценка инициатив проходила в несколько этапов при обратной связи от экспертной комиссии. За время работы потока, молодёжь сгенерировала 24 инициативы, экспертная комиссия определила три лучшие.

Первое место занял проект механизатора комплексной бригады Октябрьской ДМ Ильи Носырева «Автоматизация системы планирования выдачи контейнеров». 

Второе место за проектом «РЖД Импорт.РФ» начальника отдела транспортного обслуживания и мониторинга рынка грузовых перевозок Кузбасского АФТО Алёны Остертаг. 

Третье место присудили инженеру 1 категории отдела автоматизации производственных процессов Восточно-Сибирского ТЦФТО Станиславу Лавриновичу за проект «Двухъярусные контейнерные поезда». «Ребята на деле доказали, что в команде ТЛББ есть весомый багаж проектов и интересных решений. В следующем году победителей ждёт серьёзная и ответственная работа по реализации проектов, а мы со своей стороны окажем им всестороннюю помощь», –  сказал заместитель начальника ЦФТО по грузовой и коммерческой работе ОАО «РЖД» Дмитрий Горох. 

По словам Севака Зурначяна, конференция в очередной раз подтвердила заинтересованность руководителей компании всех уровней в инициативной молодёжи, готовой предлагать и воплощать в жизнь самые нестандартные решения.   

Новый формат

photo_2022-12-11_13-48-32.jpg

Фото: Сергей Ловырев

В ходе конференции состоялся финальный этап первого логистического конкурса Log-Ton. Цель конкурса –  создание нового подхода к открытию проектов в периметре холдинга, направленных на организацию клиентских сервисов, новых услуг и продуктов. Отметим, что аналогов данным форматам в логистике нет.

Так, в финал конкурса из заявленных 21 попали пять проектов: «Готовый 1С: Модуль для интеграции с АС ЭТРАН» (КЖД), «Сервис интеллектуального прогнозирования сроков доставки и моделирования маршрутов» (МЖД), «РЖД & Госуслуги» (ГЖД), «РЖД-Маркет 2.0» (СвЖД) и «Сайт ОАО «РЖД» (ЮУЖД).

Представленные проекты оценивались по ряду критериев –  актуальность, инновационность и уровень проработки практического решения. Победителем конкурса стал –  «РЖД & Госуслуги». Это проект о регистрации новых клиентов в информационных системах ОАО «РЖД» через подтвержденный профиль компании на Госуслугах.

«Мы считаем, что упрощенная регистрация снизит риски оттока части потенциальных клиентов и позволит привлечь дополнительные доходы от перевозок, а также положительно повлияет на имидж компании», –  рассказывает специалист по логистике коммерческого отдела Горьковской дирекции по управлению терминально-складским комплексом Анастасия Никитина. 

Также признание получил проект «Готовый 1С: Модуль для интеграции с АС «ЭТРАН». Подсистема «1С: РЖД. Грузовые перевозки» позволит работать с данными любых справок, первичных, перевозочных и бухгалтерских документов прямо в системе клиента при интеграции с информационными системами РЖД. Настраиваемый интерфейс и индивидуальная адаптация встраиваемой подсистемы делают услугу гибкой и востребованной разными сферами бизнеса, а отечественное программное обеспечение отвечает запросам цифровой стабильности.

Также участники потока Log-Ton посетили производственную площадку судостроительного завода ПАО «Завод «Красное Сормово».

На официальной церемонии закрытия конференции проект-победитель конкурса Log-Ton и три лучших молодёжных инициативы были презентованы генеральному директору –  председателю правления ОАО «РЖД» Олегу Белозёрову. 
От руководства компании проекты получили высокую оценку и будут реализованы в ближайшей перспективе.


Лучших отметили наградами 

photo_2022-12-11_13-47-47 (2).jpg

Фото: Екатерина Спехова

Отдельное место на конференции было уделено награждению клиентов в рамках премии «Партнёр года». По результатам работы за 11 месяцев 2022 отмечено восемь компаний. В номинации «Партнёр года – грузоотправитель» наградами удостоены четыре компании: ПАО «Северсталь», АО «Угольная Компания «Кузбассразрезуголь», АО «Объединенная Химическая Компания «УРАЛХИМ», ООО «НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ». Из числа предприятий малого и среднего бизнеса –  ООО «Трубопроводные покрытия и технологии».

В номинации «Партнёр года – оператор подвижного состава» лауреатом стало ООО «Фирма «Трансгарант» (входит в транспортную группу Fesco).
В номинации «Партнёр года – пользователь транспортно-логистических услуг» — ООО «Транснефть-Логистика».
В номинации «Партнёр года – за вклад в устойчивое развитие» — ПАО «Газпром нефть».

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене»

06 декабря 2022

В Нижнем Новгороде проходит IV Конференция транспортно-логистического блока РЖД

Географическое положение Нижегородской области позволяет повышать объём грузоперевозок.
С начала 2022 г. по ГЖД перевезли 26 млн тонн грузов. Об этом стало известно сегодня на IV Конференции транспортно-логистического бизнес-блока РЖД.

Другие новости

Все права защищены. Копирование материалов без согласования с Правообладателем запрещено. При согласованном использовании материалов необходима ссылка на http://rzdtv.ru.

ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 декабря 2014 г. N 2867р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕС-ЕДИНИЦ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕС-БЛОКА ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ОКАЗАНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ УСЛУГИ

В целях реализации пункта 29 Программы организационного развития холдинга «РЖД» на период до 2015 года, утвержденной президентом ОАО «РЖД» Якуниным В.И. 30 апреля 2014 г. N 1067:
1. Утвердить прилагаемый Порядок взаимодействия бизнес-единиц транспортно-логистического бизнес-блока при разработке и оказании комплексной транспортно-логистической услуги.
2. Начальнику Департамента управления транспортно-логистическим бизнес-блоком Каменобродскому А.А. разработать соответствующую единую памятку по работе с клиентом для сотрудников сбытовых подразделений бизнес-единиц холдинга и проинформировать причастных о порядке ее использования (срок 1 квартал 2015 г.).
3. Бизнес-единицам транспортно-логистического бизнес-блока обеспечить в течение 2015 года поэтапный переход к заключению договоров с клиентами на оказание транспортно-логистических услуг в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 1 августа 2014 г. N 1783р.
4. Контроль за выполнением данного порядка оставляю за собой.

Вице-президент ОАО «РЖД»
С.М.Бабаев

УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО «РЖД»
от 08.12.2014 г. N 2857р

ПОРЯДОК
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕС-ЕДИНИЦ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕС-БЛОКА ПРИ РАЗРАБОТКЕ И ОКАЗАНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ УСЛУГИ

1. Общие положения

1.1. Назначение порядка

Настоящий порядок взаимодействия бизнес-единиц транспортно-логистического бизнес-блока при разработке и оказании комплексной транспортно-логистической услуги (далее — КТЛУ) (далее — Порядок) устанавливает общие правила организации КТЛУ и создания условий наиболее полного удовлетворения спроса клиентов в услугах транспортной логистики.
Порядок закрепляет основы взаимодействия бизнес-единиц, отдельных работников при выполнении ими своих служебных обязанностей, а также устанавливает набор условий и требований, которые стороны должны строго соблюдать при организации взаимодействия. Порядок призван обеспечить проведение подразделениями транспортно-логистического бизнес-блока единого подхода в сфере транспортно-логистического бизнеса и обеспечить оперативность принятия решений по формированию КТЛУ.
Участниками взаимодействия являются бизнес-единицы транспортно-логистического бизнес-блока ОАО «РЖД».
Действие настоящего Порядка в отношении Дочерних обществ регулируется через Уставы обществ и обязанности их генеральных директоров, договорными отношениями между ДЗО и заключением соответствующих соглашений с ОАО «РЖД».

1.2. Термины, определения и сокращения

В настоящем Порядке используются следующие основные понятия и сокращения:
Базовая услуга — перевозка железнодорожным транспортом общего пользования принятого у отправителя груза из пункта отправления в пункт назначения, а также выдача груза уполномоченному на его получение лицу. Данная услуга оказывается в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта, Правилами перевозок грузов. Базовая услуга железнодорожной перевозки может осуществляться с дополнительными опциями:
— перевозка груза по расписанию с согласованным временем отправления и прибытия;
— отстой груженых и порожних вагонов на инфраструктуре общего пользования («парковка»);
— перевозка груза на особых условиях.
Комплексная транспортно-логистическая услуга (КТЛУ) включает в себя несколько элементов процесса перемещения груза, формирующих логистическую цепочку доставки груза с добавленной стоимостью. Данная услуга по уровню отношений заказчика и исполнителя относится к уровню 3PL. Услуга предоставляется специализированными транспортно-логистическими бизнес-единицами холдинга: ЖЕФКО и ОАО «РЖД Логистика».

1.3. Ссылки на нормативные документы

1.3.1. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;
1.3.2. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;
1.3.3. Гражданский кодекс РФ;
1.3.4. Концепция развития транспортно-логистического бизнеса холдинга «РЖД» (утверждена правлением ОАО «РЖД» 26 декабря 2013 г. N 50);
1.3.5. Перечень услуг, связанных с перевозкой грузов, по сегментам реализации (распоряжение ОАО «РЖД» от 1 августа 2014 г. N 1783р);
1.3.6. Положение о договорной работе в ОАО «РЖД» (приказ ОАО «РЖД» от 14 апреля 2006 г. N 110).

1.4. Порядок внесения изменений в порядок

Организацию работ по внесению изменений в документ осуществляет департамент управления транспортно-логистическим бизнес-блоком ОАО «РЖД».

2. Общие принципы организации комплексной транспорто-логистической услуги

Функционал и производственные ресурсы филиалов и дочерних/зависимых обществ транспортно-логистического бизнес-блока (далее ДЗО ТЛББ) ОАО «РЖД» позволяют реализовать полный комплекс услуг (железнодорожной, автомобильной, морской, авиационной перевозки, терминально-складские услуги и другие), связанных с перемещением и хранением грузов.
Организатором базовой услуги перевозки железнодорожным транспортом является ЦФТО.
Перечень услуг (далее — Перечень), связанных с перевозкой грузов, по сегментам реализации утвержден ОАО «РЖД» (распоряжение N 1783р от 01.08.2014 г.). Данным документом определены подразделения ОАО «РЖД» ответственные за организацию конкретных транспортных услуг, соисполнители, участвующие в процессе организации услуги, а также качественные и количественные характеристики услуги с точки зрения клиента. Целью утверждения документа является повышение конкурентоспособности РЖД за счет определения зон ответственности и исключения внутрихолдинговой конкуренции при формировании транспортных и транспортно-логистических услуг.
При необходимости получения КТЛУ клиент может обратиться в любое подразделение транспортно-логистического бизнес-блока ОАО «РЖД» (схема 1).
Безусловным приоритетом работы при формировании КТЛУ должна быть организация оказания комплексных услуг, с привлечением холдинговых структур, основанная на принципе партнерства, с извлечением максимальной выгоды для Холдинга в целом.
Сотрудник подразделения, к которому обратился клиент, анализирует требования клиента, характер и сложность запроса с учетом распределения зон ответственности согласно Перечню услуг.
В случае обращения клиента по вопросу получения КТЛУ в подразделение, которое специализируется на других услугах, сотрудник этого подразделения незамедлительно инициирует обращение в специализированные транспортно-логистические бизнес-единицы холдинга, которые должны связаться с контактным лицом клиента для уточнения входных данных по запросу в соответствии с установленным в бизнес-единице форматом. Дальнейшее взаимодействие клиента осуществляется с менеджером этих подразделений, который организует подписание договора, внутрихолдинговое взаимодействие и несет ответственность перед клиентом за эффективность и качество сформированных комплексных услуг.
Контактная информация специализированных транспортно-логистических бизнес-единиц для обращений по вопросам КТЛУ содержится в актуализированном состоянии на сайте ОАО «РЖД» и в соответствующих памятках у сотрудников сбытовых подразделений бизнес-единиц холдинга.

3. Формирование комплексной транспортно-логистической услуги и расчет ее стоимости

Инициатива по разработке определенной комплексной транспортно-логистической услуги может исходить как от клиента, так и от специализированных бизнес-единиц холдинга ОАО «РЖД».
Для формирования коммерческого предложения клиенту менеджер специализированной транспортно-логистической бизнес-единицы холдинга направляет соответствующие запросы на организацию услуги — составной части КТЛУ (далее — Запрос), бизнес-единицам и потенциальным внешним поставщикам требуемых услуг.
Бизнес-единица рассматривает запрос и направляет ответ не позднее 1 рабочего дня с момента получения запроса.
Время между получением запроса и предоставлением клиенту первичного коммерческого предложения не должно превышать 3-х рабочих дней.
Предложение КТЛУ, подготовленное менеджером для клиента, должно содержать информацию в соответствии с запросом клиента, а также контактную информацию сотрудника, ответственного за сопровождение клиента. Рекомендуется включение информации об уровне ставки и сроках ее действия.
Менеджер анализирует возможность привлечения для организации КТЛУ бизнес-единиц транспортно-логистического бизнес-блока ОАО «РЖД» и/или внешних поставщиков, путем определения экономической эффективности для холдинга в целом с учетом выгоды подразделений-исполнителей.
При необходимости подразделение, формирующее КТЛУ, запрашивает информацию о возможности понижения представленных ставок с указанием необходимого для обеспечения конкурентоспособной сквозной ставки размера снижения.
В случае если при наличии общей рентабельности услуги для Холдинга рыночная ситуация требует снижения одной из составляющих КТЛУ ниже сформированной подразделением-исполнителем себестоимости, убытки по этой составляющей должны компенсироваться подразделению из общей выручки от оказанной холдингом услуги. Порядок компенсации определяется в соответствии с отдельно утверждаемой методикой, либо устанавливается дополнительным соглашением между бизнес-единицами.
В случае отсутствия возможности достичь необходимого уровня общей ставки используя холдинговые структуры, используются услуги внешних поставщиков.
В случае отсутствия возможности достичь необходимого уровня общей ставки и в этом случае принимается решение об отказе от участия в данной сделке.
В случае если бизнес-проект КТЛУ имеет долгосрочную перспективу и предусматривает переключение на железнодорожный транспорт объемов с другого вида транспорта при формировании стоимости КТЛУ допускается применение в установленном порядке изменения стоимости перевозки в рамках ценовых пределов, установленных тарифным коридором.

См. Схема формирования КТЛУ и ее стоимости


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Холдинг «Российские железные дороги» является лидером российского транспортного рынка и одной из крупнейших групп компаний в мировом транспортном секторе. За 10-летний период своего развития ОАО «Российские железные дороги» прошло значительный путь реформирования и модернизации, обеспечив трансформацию бизнес-модели, корпоративной и организационной структуры.

Одной из стратегических целей ОАО «Российские железные дороги» является значительное увеличение стоимости бизнеса Холдинга, эффективный вывод акций ОАО «Российские железные дороги» на рынок и обеспечение устойчивого роста их стоимости.

Новая бизнес-модель ОАО «Российские железные дороги» предполагает управление крупными бизнес-блоками с учетом общности задач, технологий и дополнительных синергетических эффектов от скоординированной деятельности. Целевая бизнес-модель определяет сбалансированное и взаимоувязанное развитие холдинга «Российские железные дороги» по пяти ключевым блокам: 1) транспортно-логистический; 2) пассажирские перевозки; 3) железнодорожные перевозки и инфраструктура; 4) международный инжиниринг и транспортное строительство; 5) социальный блок.

Стратегическим приоритетом развития транспортно-логистического бизнес-блока является формирование диверсифицированной продуктовой корзины холдинга «Российские железные дороги» с переходом от оказания традиционной услуги по железнодорожной перевозке к предоставлению комплексных интегрированных услуг с последовательным расширением их до уровня 4PL, а также формированию глобальных логистических цепочек.

Для достижения стратегической задачи Холдинга необходимо развитие, как традиционных перевозок, так и новых продуктов и услуг в быстрорастущем сегменте логистики, что требует наращивания присутствия в логистике, оперировании подвижным составом, расширении деятельности на «пространстве 1520» и Евроазиатском рынке при расширении текущего предложения базовой услуги перевозки.

Для этого в период до 2030 года Холдинг будет фокусироваться на трех направлениях:

  • создание дополнительного грузопотока и повышение доходности за счет расширения сбыта комплексной услуги;

  • развитие транзитного потенциала России и увеличение контроля экспортно-импортных потоков;

  • формирование на основе платформы дочерних компаний мощного игрока на Евроазиатском рынке.

Ключевыми рисками успешной реализации стратегии в основном являются внутренние ограничения и риски государственного регулирования. Среди них главными являются:

  • нехватка управленческих ресурсов для развития по всем новым направлениям;

  • сложность перепозиционирования Холдинга как эффективного поставщика логистических услуг вместо имиджа монопольного негибкого перевозчика;

  • сохранение внутренней конкуренции и недостаточная степень кооперации между бизнес-единицами;

  • отсутствие государственных решений в области нормативного и тарифного регулирования;

  • сохранение инфраструктурных ограничений для роста объемов и качества перевозок;

  • регуляторные решения, ограничивающие темпы развития Холдинга, направленные на дальнейшее перераспределение частными игроками наиболее маржинальных сегментов перевозок.

Таблица 1 — Контрольные параметры целевого состояния транспортно-логистического бизнес-блока (консервативный сценарий) [1]

Показатель

Единица измерения

2012

2015

2020

2030

Выручка

проценты

100%

+178%

+368%

+750%

EBITDA

проценты

100%

+45%

+231%

+487%

Инвестиции,

без НДС

млрд. руб.

0,5

198,2

670,6

1 756,9

ROCE

проценты

20,4%

19,6%

21,2%

17,6%

Долг/EBITDA

раз

0,4

0,7

0,6

0,2

Погрузка

млн. тонн

1 271,9

1 309,4

1 590,0

1 786,2

Грузооборот

млрд. т-км.

2 782,6

2 932,0

3 418,1

3 905,4

Доля транспортно-логистических услуг в портфеле бизнеса Холдинга

проценты

10%

20%

23%

23%

В настоящее время в транспортно-логистический бизнес-блок входит 11 дочерних и зависимых обществ, 2 филиала и 1 структурное подразделение. В целом коммерческую деятельность Холдинга координирует вице-президент по коммерческой деятельности.

Рисунок 1 — Периметр транспортно-логистического бизнес-блока холдинга «Российские железные дороги»

Приоритетное направление развития транспортно-логистического бизнеса ОАО «Российские железные дороги» заключаются в трансформации бизес-модели из компании — перевозчика в транспортно-логистическую компанию.

Рисунок 2 – Развитие транспортно-логистического бизнеса ОАО «РЖД» до 2030 года

 

цели на 2020 – 2030 года

 
 
   
 

цели на 2014 – 2020 года

Рисунок 3 – Портфель услуг грузового бизнеса ОАО «РЖД»

Новая парадигма предполагает ускоренное развитие ОАО «Российские железные дороги» в сегментах рынка транспортно-логистических услуг за счет клиентоориентированности, повышения качества услуг и создания точек роста, что в итоге обеспечит рост дивидендов и сокращение субсидий государства.

Цель стратегии развития транспортно-логистического бизнес-блока до 2030 года заключается в создании международного мультимодального логистического оператора с фокусом на евразийское пространство.

Портфель услуг грузового бизнеса ОАО «РЖД» предполагает набор базовых и дополнительных услуг, что позволит предложить клиенту комплексные решения.

В связи с повышением требований к условиям хранения и доставки грузов, ограниченными возможностями технологического оборудования, невозможностью оказания на их базе комплекса современных логистических услуг потенциальные клиенты предпочитают железнодорожной доставке более «гибкий» в плане предоставления услуг и оперативный автомобильный транспорт. Кроме указанных факторов, в последние годы наблюдается ужесточение конкурентной борьбы на рынке терминально-складской обработки грузов в связи с активным строительством современных логистических комплексов крупными операторскими и логистическими компаниями.

В условиях постоянно растущих грузопотоков, назрела необходимость внедрения инновационного комплексного подхода к обеспечению взаимодействия всех участников перевозочного процесса в логистических цепях поставок: грузовладельцев, производителей, потребителей продукции, транспортников, экспедиторов, работников таможни, стивидоров и прочих специалистов.

В связи с необходимостью интересов потребителей транспортной продукции и стремлением повысить конкурентоспособность транспортно-грузовых комплексов, возникла необходимость применения принципов логистики, изменилась функция грузоперерабатывающих пунктов. Эти изменения обусловлены повышением качества транспортного обслуживания: переход от доставки грузов «от станции до станции» к доставке грузов «от двери до двери», благодаря использованию контейнерных и мультимодальных перевозок, технологических маршрутов и других современных способов транспортировки.

При этом перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы железнодорожного транспорта, в современных условиях не удовлетворяет потребности клиента с точки зрения предлагаемого сервиса, сроков и качества оказываемых услуг. Несмотря на то, что терминал взаимодействует с перевозчиками, экспедиторами, клиентами, таможней и рядом других контрагентов, увязать в единую логистическую цепочку всех участников процесса перевозки зачастую бывает не под силу. Это негативно сказывается на лояльности клиентов к предприятиям железнодорожного транспорта, что неизбежно приводит к снижению объемов работы с мест общего пользования станций и переходу клиентов к коммерческим логистическим операторам или на альтернативный способ доставки и обработки грузов.

В современной структуре железнодорожных перевозок, функциями выполнения работ и оказания услуг на объектах терминально-складского комплекса, в том числе погрузочно-разгрузочных работ, хранения и складской обработки грузов наделена Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом.

В состав Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом входят 17 региональных дирекций, включая 43 механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ. На балансе региональных дирекций числится 2 579 погрузочно-разгрузочных машин, 1 657 единиц автотранспортной техники, общая площадь складской инфраструктуры составляет 5,6 млн. кв. м, крытые склады составляют 11% от общей площади объектов. Терминалы дирекции могут перерабатывать разнообразную номенклатуру грузов, а также оказывать услуги по их хранению от 2 до 5 суток.

АО «РЖД Логистика» реализует проект доставки сборных грузов «РЖД Экспресс», Центральная дирекция организует на своих грузовых дворах погрузку, выгрузку, складскую и терминальную обработку сборных грузов и домашних вещей, а также может выступать в качестве агента АО «РЖД Логистика» на следующих станциях:

Перечень станций на которых реализуется проект «РЖД Экспресс» совместно с ОАО «РЖД Логистика» (13 кб)

EnterpriseStatic

В составе региональных дирекций действуют более 530 грузовых дворов, большинство которых создавались в целях обеспечения свободного доступа в виде мест общего пользования к железнодорожной транспортной системе. На 756 железнодорожных станциях расположены объекты недвижимого имущества, опорными признаны 107 грузовых дворов. Несмотря на широкое представительство в регионах РФ, терминально-складской комплекс ОАО «Российские железные дороги» имеет высокую степень износа основных фондов, устаревшие терминальные, складские и транспортные технологии, низкий уровень автоматизации процессов, «недружественный интерфейс» по взаимоотношению с клиентами, а также ограниченный портфель предоставляемых услуг. Все это является существенным фактором снижения конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным, происходит увеличение дальности перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Помимо высокого качества оказываемых услуг, сегодня необходимым условием сервиса является удобная для клиента система предложения и сбыта оказываемых услуг.

Сложившаяся ситуация требует принятия кардинальных мер, направленных, прежде всего, на достижение соответствия терминально-складской инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги» современным требованиям мирового рынка транспортно-логистических услуг.

Реализация подобного рода сетевых инфраструктурных проектов в условиях нестабильной мировой экономической ситуации представляется достаточно сложной задачей, тем более что логистическая инфраструктура является непрофильным бизнесом для ОАО «Российские железные дороги».

Рисунок 4 – Структура транспортно-логистического бизнес-блока ОАО «РЖД» по уровням транспортно-логистических услуг

В сложившейся ситуации ОАО «Российские железные дороги» не всегда адекватно и гибко реагирует на внешние вызовы, в результате чего потенциальные возможности для получения экономической выгоды перерастают в источник проблем.

В настоящее время только компании GEFCO и ОАО «РЖД Логистика» способны предложить комплексные логистические услуги за счет уникальных знаний, технологий, умений и навыков.

Компания GEFCO занимает лидирующие позиции в Европе в области автомобильной логистики, является участником мирового рынка индустриальной логистики. Компании принадлежит крупнейшая частная наземная мультимодальная транспортная сеть, которая включает 80 транспортных узлов и складов, располагающихся в зонах стратегического развития по всему миру и 65 логистических платформ. Обладая таким инфраструктурным «капиталом», компания может оптимизировать каждый этап логистической цепочки по всему миру. Причем эта цепочка включает самые современные и инновационные услуги в сфере перевозок наземным, морским и воздушным транспортом, логистики готовых автомобилей, таможенного оформления и налогового представительства, складской логистики и многообратной тары.

В ОАО «РЖД Логистика» аккумулирован уникальный опыт в области железнодорожных перевозок, что позволяет выстраивать сложные цепи поставок и эффективно управлять ими. Компания предлагает участникам транспортно-логистического рынка широкий набор сервисов, которые позволяют скоординировать и оптимизировать технологические процессы каждого участника рынка и получить положительный эффект.

Сегодня весь транспортно-логистический бизнес-блок напоминает слоеный пирог, состоящий из дочерних компаний и подразделений ОАО «Российские железные дороги», работающих в разных сегментах рынка транспортной логистики. Необходимо не только развивать механизм привлечения клиентов, но и выработать схему взаимодействия с клиентом.

Начальник Восточно-Сибирской железной дороги В.Ф. Фролов отмечает, что сегодня не достаточно четко скоординирована работа представителей транспортно-логистических компаний на региональном уровне. Так, на полигоне железной дороги работают 6 представителей бизнес-блок, которые предоставляют услуги клиентам в разных форматах без какой-либо объединяющей силы.

Советник президента ОАО «Российские железные дороги» Ж.Б. Рымжанова также отмечает, что на рынке возникают конфликты между компаниями холдинга ОАО «Российские железные дороги», это приводит к неконструктивному соперничеству, конкуренции. [2]

Поэтому особое значение приобретают вопросы координации деятельности участников транспортно-логистического бизнес-блока. Предстоит выработать наиболее эффективное распределение зон ответственности между логистическими компаниями холдинга, решить вопросы по их взаимодействию с другими структурными подразделениями ОАО «Российские железные дороги».

Тенденция последних лет указывает на то, что положение с перевозками грузов на железных дорогах принципиально изменилось. Все более резко обозначен значительный спад объемов перевозок железнодорожным транспортом, наметилась устойчивая тенденция увеличения доли автомобильного транспорта, появились коммерческие посреднические структуры, которые выполняют услуги традиционно предоставляемые клиентам железными дорогами. Все это заставляет незамедлительно менять технологию работы с грузоотправителями и грузополучателями.

Современным условиям рынка терминально-складской обработки груза совершенно не соответствует традиционная технология оформления его переработки, когда клиент вынужден многократно обращаться в территориальные подразделения дирекции, начиная от специалистов товарной конторы грузового двора заканчивая руководителем региональной дирекции. Сложившийся порядок требует значительных затрат времени и сил со стороны клиента, что безусловно отталкивает пользоваться услугами железных дорог.

В такой сложной ситуации необходимо оценить фактическую роль железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг, учесть современные требования к транспортному сервису, в том числе предоставляемому конкурентами.

Организация взаимоотношений предприятий терминально-складского комплекса с клиентами безусловно требует серьезного реформирования, внедрения инноваций в порядке приема документов, заявок и оформления работ, продиктованных современными тенденциями рынка ТЛУ.

Упрощение процедуры информирования, обслуживания клиентов, минимизация их временных затрат, позволит наиболее полно удовлетворить потребителей терминально-складских услуг и повысит привлекательность перевозок железнодорожным транспортом. Потенциальным эффектом данных инноваций является увеличения доли собственных услуг на транспортном рынке, повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с другими видами транспорта и расширение зоны сбыта продукции, снижение себестоимости оказываемых услуг за счет устранения звеньев-посредников и как следствие временных издержек клиентов.

В настоящее время, предприятия терминально-складского комплекса ОАО «Российские железные дороги» не позволяют клиенту получить ряд услуг, которые доступны у конкурирующих структур. В них входит оформление первичных документов, предоставление актуальных договорных тарифов, расчет платы за терминально-складскую обработку груза, разработка оптимальной схемы по переработке грузов, предоставление информации о продвижении груза, предоставление льгот, прочее экспедиторское обслуживание и т.д.

Безусловно вышеперечисленные сервисы реализуются с использованием средств информатики при непосредственном контакте представителей клиентуры и терминально-складского бизнеса. Обеспечение многих запросов грузовладельцев в полной мере зависит от техники и технологии производства работ. Необходим информационный ресурс, позволяющий обеспечить полный цикл дистанционного взаимодействия с клиентами на стадии подготовки к выполнению работ и оформлению их результата, а также способствующий упрощению организации договорной работы с прочими экспедиторскими организациями, участниками транспортно-логистического бизнес-блока (собственниками железнодорожного подвижного состава и другими участниками транспортного рынка).

В этих целях, первоочередной задачей представляется обеспечение клиентов доступной информационной составляющей о структуре грузовых дворов дирекции, перечне оказываемых на них услуг, актуальной стоимости работ и возможных сопутствующих услуг. Это может быть интернет-сайт с возможностью создания личного кабинета клиента и управлением посредством него процессом заключения и согласования договора, подачи заявки и контролем исполнения, формированием и подписанием всех первичных документов, завершающих процесс взаимодействия сторон, а также получения дополнительных сопутствующих терминально-складской обработке груза сервисов. Иными словами, сбыт услуг предприятия при изменении к нему традиционного подхода может носить более выраженный эффект посредством организации интернет-продаж.

Текущую модель терминально-складского комплекса ОАО «Российские железные дороги» по продаже услуг можно разделить на этапы:

  1. маркетинговые исследования рынка специалистами дирекции, оценка величины спроса на предлагаемый пакет услуг;

  2. определение потенциальной ниши в сегментах рынка транспортно-логистических услуг;

  3. поиск клиента для оказания услуг по терминально-складской обработке груза;

  4. подготовка и заключение специалистами дирекции договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг;

  5. прием и согласование заявки клиента;

  6. исполнение и контроль договорных обязательств;

  7. оформление расчетно-учетных документов на выполненные работы и услуги.

Представители дирекции в составе работников товарных касс, расположенных на грузовых дворах, и специалистов собственной агентской сети, проводят активную работу по информированию, поиску и привлечению клиентов. Данная работа носит преддоговорной характер, в ходе которой клиенту разъясняются условия и порядок оказания услуг.

Для расширения сферы охвата рынка ТЛУ с октября 2014 года к указанной работе привлечены работники подразделений Центра фирменного транспортного обслуживания, осуществляющие продажу терминально-складских услуг в рамках обслуживания клиента по принципу «одного окна». Информация об услугах терминально-складского комплекса ОАО «Российские железные дороги» размещена в кассах линейных агентств в виде рекламных буклетов.

При определении целевого сегмента, клиентам осуществляется адресная рассылка коммерческих предложений. Иного способа продвижения терминально-складских услуг ОАО «Российские железные дороги» по обработке груза в настоящий момент нет.

В случае заинтересованности клиента, специалист дирекции или механизированной дистанции информирует клиента по следующим вопросам:

  • порядок оказания работ и услуг в рамках договора ТЭО;

  • порядок расчетов;

  • возможность оказания услуг и их ориентировочная стоимость, рассчитанная по заданным клиентом параметрам в соответствии с действующим перечнем услуг.

После чего, непосредственно на местах, специалистами дирекции осуществляется заключение договора с клиентом. Ознакомить клиента с формой договора специалист дирекции может двумя способами: выдать на руки либо направить на электронную почту.

При согласии клиента заключить договор необходимый пакет документов предоставляются специалисту дирекции, который по факту проверки всех существенных условий, в свою очередь, производит согласование договора транспортной экспедиции с уполномоченным руководителем механизированной дистанции или дирекции.

Существенной особенностью работы дирекции является подписание с клиентом типовой формы договора, включающей полный перечень услуг по переработке всех имеющихся номенклатур грузов. Оказание услуг осуществляется на условиях 100% предоплаты.

При предъявлении груза к переработке на станции отправления клиенту необходимо предоставить заявку с указанием номенклатуры и объема груза, а также перечня предстоящих работ для расчета авансового платежа. После получения от клиента заявки, товарные кассиры таксируют работы и выставляют клиенту счет на внесение авансового платежа. После поступления денежных средств на расчетный счет дирекции, возникает возможность исполнения заявленных требований в полном объеме.

В случае ежегодной плановой или внеплановой индексации тарифов, изменения в перечнях предоставляемых услуг доводятся до клиентов посредством размещения соответствующего уведомления в товарных кассах механизированных дистанций, либо путем согласования и выдачи актуального перечня услуг в виде приложения к договору на руки клиенту.

Порядок исполнения работ определяется технологическими процессами и технологией работы грузового двора станции, а также заключенным договором.

По факту выполнения работ производится оформление и подписание с клиентом расчетно-учетных документов, а также довзыскание (или возврат) недостающих денежных средств.

Список литературы:

  1. Стратегия развития холдинга ОАО «Российские железные дороги» на период до 2030 года. URL: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru (дата обращения: 22.12.2016).

  2. Сергеенко, О. Понятный диалог / О. Сергеенко // Гудок. – 2015. — №108. – С. 3.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Транспортные компании азербайджана список
  • Управляющая компания внуково 2017 телефон
  • Угд по енбекшиказахскому району реквизиты
  • Транспортные компании в алапаевске список
  • Управляющая компания гарант сервис шушары