Юлия Лайши
Эксперт по предмету «Экономика»
преподавательский стаж — 5 лет
Задать вопрос автору статьи
Сущность понятия «отрасль экономики»
Определение 1
Отрасль – это комплекс субъектов хозяйствования, занимающихся производством и сбытом однородной специфической продукции, выполняемой по однотипной технологии.
Основной национальной экономики является производство, которое состоит из подсистем по созданию, распределению, сбыту и конечному потреблению готовых благ. Структурно национальное хозяйство состоит из отраслей, которые складываются в ходе исторического, экономического и социального развития страны. Так же на специализацию влияет международное разделение труда. Это термин означает закрепленные за страной виды хозяйственной деятельности, позволяющей ей конкурировать на мировом рынке. Стране выгодно производить товар или услугу в том случае, если себестоимость их создания будет ниже рыночной цены в мире. В других ситуациях ей выгоднее импортировать блага из других государств.
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Отраслевая структура состоит из секторов и групп. Выделяют:
- Первичный сектор, в котором осуществляется добыча сырья, его последующая переработка в полуфабрикаты.
- Вторичный сектор, для которого характерны отрасли строительства и обрабатывающей промышленности.
- Третичный сектор, к которому относится вся сфера услуг.
- Четвертичный сектор, реализующий научные исследования и разработки, влияющие на инновационные преобразования в экономике.
Отдельно выделяют отрасли социально-культурной ориентации, среди которых можно выделить торговлю, связь, общественное питание, образование, здравоохранение, культуру, услуги ЖКХ и другое. Отрасль включает в себя производителей, создающих аналогичное благо, находящихся в конкурентной борьбе друг с другом за рынки сбыта и факторы производства. Важным условием является тот факт, что создание этого блага составляет большую часть оборота предприятия.
В экономике различают чистые отрасли, создающие монопродукт, хозяйственные отрасли, создающие отраслевой продукт, административные отрасли, относящиеся к какому-либо министерству.
«Экономика транспортной отрасли» 👇
Особенности транспортной отрасли
Замечание 1
Транспортная отрасль относится к третичному сектору экономики, то есть к сфере услуг. Она обслуживает материальное производство, осуществляя перевозки грузов и пассажиров. Так же отрасль включает в себя инфраструктуру, обеспечивающую передвижение транспортных средств.
Все транспортные средства классифицируются по следующим признакам:
- Среда, в которой транспорт выполняет свои функции. На основании этого критерия выделяют: наземный, воздушный, водный и космический транспорт.
- Сфера обслуживания. На основании этого критерия выделяют транспорт общего и специального пользования.
Отдельную категорию представляют всевозможные виды грузового транспорта, задействованного в перевозках материальных ценностей. Большая часть приходится на морской транспорт до 67 процентов всех перевозимых грузов в мире. С его помощью взаимодействуют крупнейшие мировые производственные районы – Япония, Китай, США и Западная Европа. На втором месте идет железнодорожный транспорт. Его доля на протяжении двадцатого века уменьшилась почти в два раза и сегодня составляет не более 15%. Внутри стран и континентов грузы перемещаются преимущественно автомобильным транспортом.
Относительным новшеством в сфере транспортных услуг стало использование контейнерных перевозок. Они позволяют менять виды транспорта без нарушения тары. Так же увеличивается доля авиаперевозок, особенно в сфере купли-продажи скоропортящейся продукции, высокотехнологичных товаров.
Большая часть пассажиров планеты передвигается на автомобильном транспорте, далее идет железнодорожный и авиационный транспорт. Для сообщения между регионами стран, а также с соседними странами при наличии природных возможностей может применяться речной и морской транспорт. До сих пор сохранились и действуют формы вьючного и гужевого транспорта в горных районах и отдаленных уголках планеты.
Экономика транспортной отрасли
Основными видами транспорта, на которые приходится существенная доля грузовых и пассажирских перевозок, являются:
- Авиационный.
- Железнодорожный.
- Водный.
- Автомобильный.
Самым экономичным видом транспорта остается водный. Создание и поддержание водных путей требует существенных инвестиций, но сама перевозка оказывается относительно недорогой. Водный транспорт выгоден для массовых перевозок сырья как в международной торговле, так и на внутренних рынках. В межконтинентальных перевозках у водного транспорта практически нет конкурентов, так как авиа услуги слишком дорогие. А вот доля пассажирских перевозок водным транспортом неуклонно снижается. Исключением остаются скоростные суда и суда на воздушной подушке.
Большая часть континентальных перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Он обеспечивает надежность и своевременность доставки. Основным преимуществом является возможность организации перевозки от двери к двери в четко назначенное время. Автомобильный транспорт выдерживает конкуренцию с железнодорожным, так как сокращает период груза в пути из-за отсутствия задержек на сортировках. Самое большое число автомобилей – это автомобили личного пользования. Общественный транспорт так же преимущественно состоит из автотранспортных средств.
Железнодорожный транспорт так же занимается перевозкой сырья и ценных пород. Он используется для доставки грузов в отдаленные районы, а также для снабжения производственных центров. Пассажирские перевозки часто являются убыточными, но в некоторых странах сохраняются в необходимом объеме.
Воздушный транспорт является самым быстрым, но при этом самым дорогим перевозчиком. Чаще всего используется для пассажирских перевозок. Ему нет альтернатив в труднодоступных районах.
Таким образом, экономичность транспорта определяется скоростью перевозки, доступностью для транспорта места назначения доставки. Так же определяющим фактором может стать характеристика перевозимого блага.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Транспортный сектор – одна из важнейших отраслей экономики, обеспечивающая перевозку людей и грузов. Развитие транспортной инфраструктуры способствует росту торгового оборота. Кроме того, динамика спроса на транспортные услуги является опережающими индикатором развития экономики, так как характеризуют уровень деловой активности.
Транспортная система России имеет следующую структуру:
-
Сухопутный транспорт (железнодорожный и автомобильный транспорт, трубопроводы).
-
Водный транспорт (морской, речной).
-
Воздушный транспорт.
На российском фондовой рынке доля транспортного сектора невысока – менее 1%.
Крупные российские транспортные компании на Мосбирже:
-
НМТП ПАО.
-
ТрансКонтейнер ПАО.
-
Аэрофлот ПАО.
-
Авиакомпания Ютэйр ПАО.
-
ДВМП ПАО.
На долю крупного российского портового оператора НМТП ПАО и оператора контейнерных перевозок ТрансКонтейнер ПАО приходится более 65% капитализации сектора, а с учетом доли международного авиаперевозчика Аэрофлот ПАО, то около 85% капитализации сектора. Российский транспортный сектор, традиционно, имеет низкую долю собственного капитала в активах за счет специфики бизнеса, а также низкие дивиденды по сравнению со среднерыночным показателем.
В объеме мировых грузовых перевозок доля России составляет примерно 10 %.
Крупными операторами транспортной отрасли среди зарубежных компаний являются:
-
American Airlines Group Inc (США).
-
Deutsche Post AG (Германия).
-
C.H. Robinson Worldwide (США).
-
XPO Logistics (США).
-
J.B. Hunt Transport (США).
Транспортный сектор достаточно рисковый объект для инвестиций, так как один из первых реагирует на снижение деловой активности в экономике. Кроме того, в качестве рисков можно выделить страновые и политические риски, так, из-за введения санкций, может в значительной степени сократиться объем грузовых перевозок из зарубежных стран.
Драйверы роста здесь в основном связаны с объемом внутренних перевозок, нацпроектами и развитием дорожной инфраструктуры. Речь идет о программах постройки новых скоростных дорог, транспортных сетей и реконструкции уже имеющихся, что должно повлиять на мобильность и скорость перевозок. Также рост уровня автоматизации внутренних процессов компаний повышает эффективность логистических процессов.
Рекомендуем к прочтению
PDF книга «Темная сторона инвестирования»
Скачайте прямо сейчас
Скачать
Рекомендуемые к прочтению статьи:
Все статьи
Мировой рынок нефти простыми словами
В этой статье мы расскажем простыми словами про мировой рынок нефти. Вы узнаете, сколько всего добывают нефти в мире, кто основные потребители, производители и сравним себестоимость добычи разных видов нефти.
21 марта 2020
Калькулятор облигаций онлайн
В этой статье мы рассказываем о новом решении для расчета доходности облигаций — это онлайн калькулятор облигаций от Fin-plan.org. Узнайте как экономить время с помощью данного калькулятора.
13 апреля 2019
IPO компании: механизм, примеры, стратегии
IPO компании — это первичное размещение акций компании на бирже. Зачем это нужно компаниям? Каков интерес инвесторов? И стоит ли инвестировать в акции в момент IPO?
24 мая 2017
Все отрасли народного хозяйства делятся на две большие сферы: производственную и непроизводственную. Существование организаций, относящихся ко второй группе (культура, образование, бытовое обслуживание, управление) невозможно без успешного развития предприятий первой.
Отрасли производственной сферы: определение
Относятся к этой части народного хозяйства предприятия, осуществляющие деятельность, направленную на создание материальных благ. Также организации данной группы производят их сортировку, перемещение и т. д. Точное определение производственной сферы звучит следующим образом: «Совокупность предприятий, изготавливающих вещественный продукт и оказывающих материальные услуги».
Общая классификация
В развитии народного хозяйства производственная сфера играет весьма заметную роль. Именно относящиеся к ней предприятия создают национальный доход и условия для развития нематериального производства. Существуют следующие основные отрасли производственной сферы:
- промышленность,
- сельское хозяйство,
- строительство,
- транспорт,
- торговля и общественное питание,
- материально-техническое обеспечение.
Промышленность
К этой отрасли относятся предприятия, занятые добычей и переработкой сырья, изготовлением оборудования, производством энергии, потребительских товаров, а также другие подобные организации, являющиеся основной частью такой области, как производственная сфера. Отрасли хозяйства, относящиеся к промышленности, подразделяются на:
- Электроэнергетику. Предприятия, входящие в данную группу, занимаются выработкой и передачей электрической энергии, а также контролем за ее сбытом и потреблением. Производство продукции любого вида без организаций, осуществляющих подобную деятельность, невозможно.
- Металлургию. Эта отрасль в свою очередь делится на две подотрасли: цветную и черную. К первой относятся предприятия, занимающиеся добычей благородных металлов (золота, серебра, платины), алмазов, меди, никеля и т. д. На комбинатах отрасли черной металлургии производят в основном сталь и чугун.
- Топливную промышленность. В структуру этой отрасли входят предприятия, занимающиеся добычей угля, нефти и газа.
- Химическую промышленность. Технологические производства этого типа выпускают продукцию самого разного назначения. Последнюю можно разделить на четыре основных категории: базовые и специальные химикаты, товары народного потребления, продукты жизнеобеспечения.
- Лесную промышленность. В эту группу входят предприятия, заготавливающее бревно, производящие пиломатериалы, а также бумагу, целлюлозу, спички и т. д.
- Машиностроение и металлообработку. Заводы этой области занимаются изготовлением оборудования, инструментов и машин.
- Легкую промышленность. Предприятия этой группы выпускают в основном товары народного потребления: одежду, обувь, мебель и т. д.
- Промышленность строительных материалов. Основной род деятельности заводов и комбинатов этой отрасли – выпуск продукции, предназначенной для возведения зданий и сооружений (бетонных смесей, кирпича, блоков, штукатурок, утеплителей, гидроизоляторов и т. д.
- Стекольную промышленность. В структуру этой отрасли входят в том числе и заводы по производству фарфора и фаянса. Предприятия данной подотрасли выпускают посуду, сантехнику, оконное стекло, зеркала и т. д.
Все промышленные предприятия классифицируются на две большие группы:
- Добывающую – рудники, карьеры, прииски, скважины.
- Перерабатывающую – комбинаты, заводы, мастерские.
Сельское хозяйство
Это также очень важная область экономики государства, попадающая под определение «производственная сфера». Отрасли хозяйства данной направленности отвечают прежде всего за выпуск и частичную переработку пищевых продуктов. Подразделяется они на две группы: животноводство и растениеводство. В структуру первой входят предприятия, занимающиеся:
- Скотоводством. Выращивание крупного и мелкого скота позволяет обеспечить население такими важными продуктами питания, как мясо и молоко.
- Свиноводством. Предприятия этой группы поставляют на рынок сало и мясо.
- Звероводством. Из шкурок мелких животных в основном производятся носильные вещи. Очень большой процент этой продукции идет на экспорт.
- Птицеводством. Сельскохозяйственные предприятия этой группы поставляют на рынок диетическое мясо, яйца и перо.
К растениеводству относятся такие подотрасли, как:
- Выращивание зерновых. Это самая важная подотрасль сельского хозяйства, наиболее развитая у нас в стране. Сельскохозяйственные предприятия этой группы производственной сферы занимаются выращивание пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса и т. д. От того, насколько эффективно будет развита эта отрасль зависит степень обеспеченности населения такими важными продуктами, как хлеб, мука, крупы.
- Овощеводство. Этот род деятельности у нас в стране осуществляют в основном мелкие и средние организации, а также фермерские хозяйства.
- Плодоводство и виноградарство. Развито в основном в южных регионах страны. Сельскохозяйственные предприятия этой группы поставляют на рынок фрукты и вина.
Относятся к растениеводству и такие подотрасли, как картофелеводство, льноводство, бахчеводство и т. д.
Промышленность и сельское хозяйство считаются основными отраслями производственной сферы. Однако не менее важную роль в экономике страны играют предприятия и других групп, находящиеся с ними в тесном взаимодействии.
Строительство
Организации данной группы занимаются возведением зданий и сооружений. Это могут быть как объекты бытового назначения, так и культурного, административного или промышленного. Помимо этого, строительные организации разрабатывают проекты зданий и сооружений, производят их реконструкцию, расширение, капитальный ремонт и т. д.
С группами предприятий этого типа находятся во взаимодействии абсолютно все другие отрасли производственной сферы. Работать строительные компании могут как по государственным заказам, так и от конкретных организаций или частных лиц.
Транспорт
Организации этой области народного хозяйства отвечают за перевозку сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Входят в нее следующие отрасли производственной сферы:
- Автомобильные перевозки. Компании этой группы в основном доставляют грузы на короткие расстояния.
- Морские. Этот вид транспорта осуществляет в основном внешнеторговые перевозки (нефть и нефтепродукты). Кроме того, морские компании обслуживает отдаленные районы страны.
- Железнодорожные перевозки. В пределах освоенной экономической зоны поезда являются основным транспортом, доставляющим грузы на дальние расстояния.
- Авиационные. Компании этой области транспортной отрасли занимаются в основном перевозками скоропортящейся продукции.
От эффективности деятельности компаний транспортной группы напрямую зависит успешность функционирования предприятий таких отраслей, как сельское хозяйство, промышленность, строительство и т. д. Помимо рассмотренных выше к этой области производственной сферы относятся организации, осуществляющие транспортировку нефти, продуктов ее переработки, газа и т. д.
Торговля
Не менее важную роль в экономике страны играют и такие отрасли производственной сферы, как:
- оптовая торговля;
- розничная торговля;
- общественное питание.
Ее субъектами являются предприятия и организации, занимающиеся сбытом товаров, производимых промышленностью и сельским хозяйством, а также связанными с этим работами и услугами. К предприятиям общественного питания относятся столовые, шашлычные, кафе, рестораны, пиццерии, бистро и т. д.
Материально-техническое обеспечение
Основным родом деятельности субъектов этой отрасли производственной сферы является обеспечение предприятий промышленности, сельского хозяйства и т. д. оборотными средствами: комплектующими, тарой, запасными частями, быстро изнашивающимся оборудованием и инструментами и т. д. В группу материально-технического обеспечения входят также организации, занимающиеся снабжением и сбытом.
Таким образом, отрасли производственной сферы, определение которой было дано в начале этой статьи, являются важнейшими составляющими народного хозяйства. От успешности деятельности входящих в них предприятий напрямую зависит эффективность развития экономики страны в целом и, как следствие, рост благосостояния ее граждан.
1. Экономика транспортной отрасли
1.1 Экономика транспорта и ее особенности
Транспорт,
являясь непременным условием развития
общества, продолжает и завершает процесс
производства продуктов, доставляя их
к месту потребления. В промышленности
или сельском хозяйстве в результате
производственного процесса создаётся
новый продукт. На транспорте — это сам
процесс перевозок, где не создается
нового продукта в отличие от других
отраслей.
Специфика транспорта,
как сферы экономики, заключается в том,
что он сам не производит продукции, а
только участвует в ее создании, обеспечивая
сырьем, материалами, оборудованием
производство и доставляя готовую
продукцию потребителю. Транспортные
же издержки включаются в себестоимость
продукции. Эти отличия отражают
важные особенности транспорта как
отрасли материального производства.
К ним можно отнести следующее:
-
Транспорт
является продолжением процесса
производства в сфере обращения. Его
продукция — перемещение в пространстве
грузов и людей. -
Продукция транспорта
не может накапливаться «про запас». -
На транспорте
существует одновременность и неразрывность
процессов производства и потребления
продукции. -
На
транспорте используется особая форма
природно-географической среды в качестве
естественного пути сообщения (реки,
озера, моря, воздух) или в качестве
основы для сооружения искусственных
путей сообщения (водохранилища, каналы). -
Существует
универсальность технологических
связей транспорта с другими отраслями
материального производства. -
Транспорт реализует
основную часть внешних экономических
связей.
Важную
роль при выборе направлений путей
сообщения играют природные условия.
Здесь, прежде всего, следует выделить
условия рельефа, которые определяют
выбор уклонов на трассах, дорог сухопутного
транспорта.
Преодоление
подъемов наряду с расстояниями
перевозок во многом определяют стоимость
перевозки. Это особенно важно учитывать
при проектировании и строительстве
железных дорог.
Климатические
условия также оказывают влияние на
эксплуатацию транспортных средств и
сооружений. Так, например, в восточных
и северных районах приходится учитывать
распространение многолетней мерзлоты,
крайне низкие температуры в зимний
период (ниже
-50°С),
сильные ветры, высокие приливы на морских
побережьях и т. д. Для водного транспорта
существенны строение гидрографической
сети и характер гидрологического режима,
строение береговой полосы, наличие
глубоководных бухт и заливов.
1.2 Роль транспорта в экономике
Транспорт
способствует развитию предприятий и
отраслей, городов и районов, отдельных
населенных пунктов, народного хозяйства
в целом. Благодаря транспорту на практике
осуществляется: комплексное
социально-экономическое развитие
региона и страны в целом; территориальное
и отраслевое разделение труда; оптимизация
структуры хозяйственного комплекса;
обеспечивается эффективное размещение
производства и освоение природных
богатств.
Транспорт обслуживает
сферы производства (промышленный
транспорт) и обращения (общественный
транспорт). При этом грузовые перевозки
общественным транспортом относят к
материальному производству (хотя в
процессе транспортировки продукция не
увеличивает своих потребительских
качеств), продолженному в сфере обращения.
Это потому, что производственный процесс
не может считаться завершенным, пока
произведенные товары не доставлены
потребителю.
Таким образом,
грузовой промышленный и общественный
транспорт можно рассматривать как
особую отрасль материального производства
(иногда его относят к сфере услуг),
которая тесно взаимосвязана с другими
отраслями экономики. Без транспорта не
сможет работать ни одно предприятие.
Размещение
производства.
Велика роль транспорта в рациональном
размещении производительных сил и в
освоении новых территорий. Строительство
любого объекта и освоение нового района
требуют проведения к ним необходимых
дорог. При огромной территории Иркутской
области и разбросанности природных
богатств, оптимальные транспортные
связи сокращают расстояния между
экономическими зонами и конкретными
предприятиями, уменьшают транспортные
расходы, повышают конкурентоспособность
производимой продукции.
Но не только
транспорт и дорожная сеть влияют на
экономическое развитие. Хозяйственное
освоение территории и размещение
производительных сил тоже формируют
транспортную инфраструктуру. Именно
поэтому плотность транспортной сети
увеличивается вблизи городов и крупных
промышленных центров, которые, в свою
очередь, возникают и развиваются
благодаря наличию транспортных путей,
сухопутных и водных, в местах пересечения
транспортных магистралей.
Невозможно
представить город или крупный
экономический район без развитой
транспортной сети. Возникнув на
транспортной магистрали и благодаря
ей, города и промышленные центры, вскоре
сами начинают стягивать к себе транспортные
потоки, оказывая влияние на их
плотность, конфигурацию и качество.
Внешнеэкономическая
деятельность транспорта. Транспорт
обеспечивает не только местные,
межрайонные и внутрироссийские, но и
международные перевозки. Он соединяет
Иркутскую область со странами ближнего
и дальнего зарубежья. Иркутская область
расположена вдали от морских портов и
крупных международных коммуникаций,
что снижает конкурентоспособность
ее базовых отраслей промышленности,
реализующих свою продукцию на рынках
США, Японии, Западной Европы.
Транспортная
составляющая в стоимости экспортной
продукции оценивается в 10-13%, а в таких
отраслях, как черная металлургия, лесная,
угольная и химическая промышленность,
она может достигать 50% ее себестоимости.
Наиболее отрицательно
транспортный фактор сказывается на
алюминиевой промышленности, работающей
на дальнепривозном импортном глиноземе
и вывозящей свою продукцию на удаленные
зарубежные рынки.
В этой связи
транспортировка экспортных грузов по
невысоким тарифам имеет для экономики
Иркутской области исключительно большое
значение, а размещение в Приангарье
новых производств необходимо
осуществлять с учетом повышенных
транспортных затрат.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Отрасли экономики — это группа предприятий, которые объединены общей хозяйственной деятельностью.
Человек добывает полезные ископаемые, производит, строит, делает научные открытия и накапливает культурные знания — то есть занимается различной деятельностью.
Такую деятельность называют хозяйственной (или экономической). Чтобы было легче, люди объединяются в группы — то есть создают предприятия. В зависимости от того, чем эти предприятия занимаются, их относят к разным отраслям экономики.
Какие бывают отрасли экономики
Всего отраслей 25. Их разделяют в зависимости от конечного продукта на:
- отрасли, производящие товары
- отрасли, оказывающие услуги
К первой группе относят предприятия, которые в результате своей деятельности производят какой-то товар: например, автомобиль, одежду, игрушки, хлеб. Это пять отраслей:
- Промышленность
- Сельское хозяйство
- Лесное хозяйство
- Строительство
- Прочие виды деятельности сферы материального производства
Ко второй — те предприятия, которые оказывают услуги. Например, транспортные услуги, услуги связи (телефон и интернет), образовательные услуги (в школах и институтах) и т. д. Это все остальные отрасли из списка:
- Обслуживание сельского хозяйства
- Транспорт
- Связь
- Торговля и общественное питание
- Материально-техническое снабжение и сбыт
- Заготовки
- Информационно-вычислительное обслуживание
- Операции с недвижимым имуществом
- Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
- Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы
- Жилищное хозяйство
- Коммунальное хозяйство
- Непроизводственные виды бытового обслуживания населения
- Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
- Народное образование
- Культура и искусство
- Наука и научное обслуживание
- Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение
- Управление
- Общественные объединения
Как работают отрасли экономики на примерах
Перечисленные отрасли могут включать в себя другие более мелкие отрасли.
Так, например, промышленность, включает:
- Электроэнергетику
- Лёгкую промышленность
- Космическую промышленность
- Цветную металлургию
- Машиностроение и др.
Все отрасли экономики связаны друг с другом.
В промышленности добывают металл. На промышленных заводах производят автобусы. Затем автобусы используют для перевозки людей — задействована такая отрасль, как транспорт.
В машиностроении производят тракторы. Затем эти тракторы задействуют в сельском хозяйстве. Эта отрасль производит, например, молоко, яйца и мясо.
Эти продукты поступают в магазины. Их продажей занимаются уже предприятия торговли и общественного питания.
Другой пример: народное образование неразрывно связано с наукой, культурой и искусством. Научные открытия влияют на то, что мы учим — какие знания получаем и в какой сфере. А уровень образования человека влияет на культуру всей страны.
Читайте подробнее, что такое Экономика.
Чем сектор экономики отличается от отрасли
Сектора экономики включают в себя отрасли.
Сектора экономики — это части экономики, которые объединены общими целями, задачами и характеристиками.
У секторов есть своя классификация. Так, например, различают:
По форме собственности:
- Государственный сектор — куда входят предприятия, которые принадлежат государству (полностью или в какой-то части); государство же ими и управляет.
- Частный сектор — куда относят частные организации, которые осуществляют хозяйственную деятельность.
По видам деятельности:
- Реальный сектор — куда входят отрасли, которые производят товары и оказывают услуги. То есть все предприятия, которые занимаются производством, потреблением, обменом и распределением товаров и услуг.
- Финансовый сектор — куда входят такие финансовые операции, как кредитование и заимствование, и все предприятия и организации, которые их осуществляют. Как то: центральные банки, фондовые биржи, банки и кредитные организации, страховые компании, пенсионные фонды и др.
- Непроизводственный сектор —деятельность предприятий этого сектора ориентирована на гражданина, создание и поддержание на определённом уровне условий его социальной жизни. Например: жилищное и коммунальное хозяйство, связь, транспорт и т. д.
По виду производимой продукции:
- Первичный сектор — к нему относят отрасли, которые получают сырьё (сырой материал). Это сырьё затем используют отрасли из вторичного сектора для производства какого-либо продукта. Например: сельское хозяйство и промышленность (рыболовство, лесоводство).
- Вторичный сектор — сформирован из отраслей, которые производят продукты из сырья. Например: строительство, обрабатывающая промышленность.
- Третичный сектор — отрасли, связанные с предоставлением услуг. Например: торговля, туризм, транспорт, коммунальное хозяйство, здравоохранение.
- Четвертичный сектор — отрасли, связанные с образованием и знаниями: наука, образование, информационные технологии и др.
Экономика России
Наиболее развитые отрасли экономики России:
- Топливная промышленность и энергетика: газовая, атомная, нефтяная, угольная и электроэнергетическая промышленность
- Лесопромышленность и лесозаготовка
- Цветная и чёрная металлургия, машиностроение, пищевая отрасль
- Рыбная промышленность
- Сельское хозяйство
Россия богата своими полезными ископаемыми. Поэтому и развита в наибольшей степени промышленность, то есть та отрасль экономики, которая связана с добычей и переработкой ресурсов.
К тому же у России огромная территория, что благоприятно сказывается на развитии сельского хозяйства.
Узнайте также про Природные ресурсы и Полезные ископаемые России.
Содержание:
Транспорт укрепляет внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Фактический производственный процесс заканчивается доставкой товара потребителю. Фактор транспортировки является одним из важнейших для размещения производства. Для рационального размещения производства необходимо учитывать этот фактор. Транспорт играет важную роль в развитии территорий.
Структура и роль транспорта в современной экономике
Важную роль в экономике играет инфраструктурный комплекс, важной частью которого является система связи. Система связи России включает в себя транспорт и связь, основной задачей которых является перемещение в пространстве информации, энергии, людей и других различных веществ.
Транспорт образно называют циркулярной системой экономики, основными задачами которой являются:
- обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями промышленности и регионами страны;
- своевременное и полное удовлетворение транспортных потребностей экономики и населения;
- повысить экономическую эффективность.
Достичь этих целей с помощью одного вида транспорта невозможно. Поэтому в России все виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя транспортный комплекс (единую транспортную систему).
Транспортный комплекс является особой сферой материального производства и действует как самостоятельная отрасль национальной экономики страны. Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить некоторые его особенности. Он не создает новых продуктов, а только перемещает те, которые уже созданы другими отраслями экономики.
Транспорт играет важную роль в рациональном распределении производительных сил, освоении новых территорий, улучшении территориального разделения труда не только между регионами Российской Федерации, но и мировой экономики.
Успешное развитие России требует, помимо прочих предпосылок, хорошо развитой и организованной транспортной системы. Комплексное развитие регионов невозможно без развитой транспортной системы.
Транспортный фактор влияет на расположение производства. Без учета этого невозможно добиться рационального распределения производительных сил. При распределении продукции необходимо учитывать потребность в транспортировке, массу сырья и готовой продукции, их транспортируемость, наличие транспортных маршрутов, их пропускную способность и т.д. В зависимости от влияния этих компонентов рассматриваются варианты размещения предприятия.
Транспортные составляющие в себестоимости производимой продукции составляют около 13%, а в таких отраслях, как черная металлургия, лесная промышленность, нефтепереработка, химическая промышленность, угольная промышленность, это значение достигает 50%.
В целом, стоимость национальной экономики в области производства и обращения составляет около 10% от валового национального продукта страны.
Влияние транспортного фактора на себестоимость производства выглядит следующим образом. Цены на различные товары зависят от размера себестоимости (единицы валюты) перевозки товара. Показательным примером этого является нынешняя ситуация в России. После августовского кризиса 1998 года цены на бензин «подскочили», потому что нефтяникам было просто невыгодно поставлять нефть на российские НПЗ по низким ценам, что привело к росту цен на бензин. Рост цен на бензин, в свою очередь, увеличил затраты транспортных компаний, что привело к повышению транспортных тарифов, что, в свою очередь, повлекло за собой рост цен на продукты питания и другие потребительские товары. Этот пример еще раз иллюстрирует взаимосвязанность всех секторов экономики.
В реализации производственных связей между отраслями хозяйственного комплекса и регионами страны транспорт выступает важным фактором развития специализации и масштаба экономических регионов страны.
Рациональное территориальное разделение труда, углубление специализации предприятий и районов невозможно без развитой транспортной сети, а комплексное развитие районов — без внутрирайонной транспортной системы.
Следовательно, транспорт выступает одной из основных основ территориального разделения труда, территориальной структуры хозяйственного комплекса страны и ее экономических регионов, а также распределения производства и освоения новых территорий и природных ресурсов. Транспорт также играет важную роль в развитии внешнеэкономических связей с соседними и дальними зарубежными странами.
Роль транспорта значительно возрастает в формировании рыночной экономики, поскольку он обеспечивает движение товаров и услуг с одной территории на другую и способствует формированию межтерриториального и федерального рынка. Это особенно актуально для России в период становления и становления западного рыночного пути.
Здесь транспорт выступает важнейшей частью рыночной инфраструктуры.
Больше внимания следует уделить транспортной сети России, так как производственный процесс завершается, когда товар доставляется потребителю, а в нашей стране с ее географическим расширением и большими расстояниями между населенными пунктами, регионами, различными участниками хозяйственной деятельности это обстоятельство имеет особое значение.
Транспорт — это отрасль производства, которая удовлетворяет жизненно важные потребности общества в перемещении людей и товаров.
Особенности функции транспортного комплекса
Транспортный комплекс является элементом производственной инфраструктуры, обслуживающей ключевые отрасли экономики: обрабатывающую и добывающую промышленность, сельское хозяйство. Транспортная инфраструктура включает в себя энергетику, коммуникации и логистику.
На любом этапе развития экономики транспорт удовлетворяет потребности отдельных отраслей и граждан в своевременной доставке товаров и людей. Развитие рыночных отношений требует особенно четкой постановки вопроса о соблюдении условий перевозки, которые определяются заказчиком перевозки.
Главная особенность транспортного комплекса связана с нематериальным характером производимой продукции. Транспорт обеспечивает нормальную жизнедеятельность производственной и непроизводственной сферы и удовлетворяет потребности общества, поэтому транспортный комплекс является отраслью услуг.
Транспортный комплекс в российской экономике
Состояние транспортного комплекса является одним из показателей уровня развития государства. Между уровнем развития транспортного комплекса и социальной структурой общества существует четкая причинно-следственная связь. Например, с появлением железнодорожных транспортных связей между городами и странами, появились новые сферы для жизни людей и производства различной продукции. С ростом городов развивался и местный транспорт, появлялись новые виды транспорта, что способствовало качественному обеспечению городского населения.
Негативные тенденции в российской экономике в последние годы негативно отразились на работе транспортного комплекса.
Рынок грузовых перевозок в России включает в себя:
- Дорожный транспорт;
- Железнодорожный транспорт;
- водный транспорт (речной и морской)
- Воздушный транспорт;
- трубопроводный транспорт.
Основные особенности экономического развития транспортного комплекса России:
- Согласно статистике, рыночная доля автомобильного транспорта снижается, в то время как сегменты железнодорожного и морского транспорта увеличивают свою долю в структуре экономики.
- В целом, можно говорить о стабильности общего оборота транспортного комплекса в России.
- С 1990-х годов трубопроводный транспорт является лидером в сфере грузоперевозок, что объясняет экспортную ориентацию нашей страны на углеводороды. Второе место по объему перевозок занимает железнодорожный транспорт, и его доля в структуре транспортного комплекса постоянно растет.
Автомобильный транспорт представлен в основном автомобильным транспортом на внутригородских и внутрирегиональных маршрутах. Это связано с незначительной долей автомобильного транспорта в общем объеме перевалки грузов.
Роль транспорта в экономике
Особую роль транспортного комплекса в посредничестве роста социального благополучия и национального дохода можно охарактеризовать так: необходимость своевременной доставки необходимой продукции от производителя до потребителя, снижение потерь транспортируемой готовой продукции и сырья, улучшение транспортных услуг для граждан за счет их быстрой доставки и комфортных условий.
Транспорт может выступать и как потребитель, и как работодатель, поскольку он предполагает использование транспортных средств, топлива и другой продукции из различных секторов экономики, а также человеческих ресурсов.
Темпы развития перевозок должны превышать существующий спрос на пассажирские и грузовые перевозки. Транспортные резервы являются наиболее подходящими типами резервов, поскольку отсутствие возможностей для перевозки пассажиров или грузов воспринимается как серьезный тормоз для развития экономики.
Недооценка важности транспортного комплекса в экономике может привести к отставанию некоторых отраслей промышленности и сельского хозяйства. Например, плохие или несуществующие дороги затрудняют экспорт готовой продукции, что наносит ущерб сельскохозяйственной системе с ограниченными сроками изготовления для любого вида продукции. Если людей не доставляют домой или на работу вовремя, это отрицательно сказывается на их работоспособности и здоровье.
Участие транспорта в производственных процессах любого предприятия связано с транспортировкой сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, что относится к обязательным условиям общественного производства. Продукция готова к использованию только после завершения ее транспортировки к месту потребления. Следует отметить, что внутрипроизводственная транспортировка относится к средствам производства и процессам изготовления товаров на обслуживаемых ими предприятиях, т.е. в некоторых случаях транспортировка является неотъемлемой частью технологических процессов изготовления конкретного продукта.
Однако роль транспорта нельзя сводить только к движению грузов или пассажиров, транспортный комплекс активно влияет на все процессы расширенного воспроизводства, формирования или потребления запасов готовой продукции непосредственно в зонах производства и потребления, а также складирования. Таким образом, транспортный комплекс способствует социальному прогрессу, поэтому он является одной из важнейших отраслей экономики. Транспорт служит связующим звеном между различными секторами экономики. Кроме того, транспортный комплекс является единственным средством, с помощью которого продукция циркулирует по пути ее движения, он задает процессы производства, доставки товара к месту потребления или для перепродажи. Только в этом случае может быть сформирована система «деньги-товары-денежь», которая является основой функционирования любой экономики.
- Рыночная экономика 21 века — понятие, история, проблемы и особенности
- Объекты и субъекты экономической политики — вопросы, цели и принципы
- Мировой экономический рынок — появление, сущность, концепция и формы
- Виды экономических систем — особенности и концепция
- Обмен — формы, перераспределение и торговля
- Приватизация муниципального имущества — концепция, сущность, субъекты и порядок приватизации
- Лоббизм и коррупция: институциональный анализ — понятие, виды, содержание и анализ
- Спрос на ресурс — понятия, определения и законы
ТРАНСПОРТ (отрасль производства)
- ТРАНСПОРТ (отрасль производства)
- ТРАНСПОРТ (отрасль производства)
ТРА́НСПОРТ (от лат. transporto — перемещаю), отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Различают наземный, водный и воздушный транспорт. Наземные виды: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный; водные — морской и речной; воздушные — авиационный. Транспорт подразделяется на транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и населения, транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования. Делится также на пассажирский и грузовой.
Энциклопедический словарь.
2009.
Смотреть что такое «ТРАНСПОРТ (отрасль производства)» в других словарях:
-
транспорт — Отрасль материального производства, осуществляющая перемещение пассажиров и грузов производственного и непроизводственного назначения [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики транспорт в целом EN… … Справочник технического переводчика
-
Транспорт — I Транспорт (от лат. transporto переношу, перемещаю, перевожу) в общем смысле перемещение людей и грузов; одна из важнейших областей общественного материального производства. В современную транспортную систему входит Т. общего пользования … Большая советская энциклопедия
-
Транспорт — I Транспорт (от лат. transporto переношу, перемещаю, перевожу) в общем смысле перемещение людей и грузов; одна из важнейших областей общественного материального производства. В современную транспортную систему входит Т. общего пользования … Большая советская энциклопедия
-
Транспорт в Якутии — Транспорт в Якутии важная составляющая экономики Якутии и всего северо востока России, обеспечивает перемещение жизненно важных грузов, товаров, людей, играет важнейшую роль в обеспечении так называемого северного завоза и комфортных… … Википедия
-
ТРАНСПОРТ — (фр. transport, от transporter переносить). 1) перевозка товаров. 2) обоз с припасами. 3) грузовое судно. 4) в бухгалтерии: перенос итога с одной страницы на другую. 5) в азартных играх: перенос, ставка на другую карту. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка
-
транспорт — 1. ТРАНСПОРТ, а; м. [от лат. transportare переносить, перевозить] 1. к Транспортировать. Т. угля заводам. Т. древесины по железной дороге. 2. Отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей или грузов; тот или иной вид перевозочных… … Энциклопедический словарь
-
Транспорт — ведущая отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. Транспорт является основой географического разделения труда и активно воздействует на размещение производства. По характеру перевозок транспорт подразделяется на грузовой и… … Финансовый словарь
-
ТРАНСПОРТ — (от лат. transporto перемещаю) отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Различают наземный, водный и воздушный транспорт. Наземные виды: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный; водные морской и речной; … Большой Энциклопедический словарь
-
Транспорт — (от лат. transporto перемещаю) отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Различают наземный, водный и воздушный транспорт. Наземные виды: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный; водные морской и речной; … Политология. Словарь.
-
ТРАНСПОРТ — (от латинского transporto перемещаю), отрасль экономики, осуществляющая перевозки людей (пассажирский транспорт) и грузов (грузовой транспорт); включает и производство средств транспорта. Виды транспорта: наземный (железнодорожный, автомобильный … Современная энциклопедия