Транснефть это частная компания или государственная

У истоков инноваций

В 1863 году Д.И. Менделеев, гениальный русский ученый, открывший, в частности, один из фундаментальных законов мироздания — периодический закон химических элементов, — выдвинул идею использовать трубопровод для транспортировки нефти и продуктов ее переработки. Он не только убедительно доказал преимущества этого вида транспорта перед прочими, но и сформулировал принципы его создания.

Идея родилась при посещении промыслов в Баку, где добытую нефть перевозили на перегонные заводы в мешках из цельной шкуры животных и бочках на телегах, запряженных лошадьми, верблюдами или мулами. Это давало работу 10 тысячам возчиков, но транспортировка получалась поистине золотой. Каждый добытый пуд (16 кг) сырья стоил на промыслах 3 копейки, а его перевозка в Бакинский Черный город на расстояние около 10 километров обходилась в 20 копеек.

У истоков инноваций

Трубу видно с Шаболовки

Инновационная по тем временам идея, похоже, носилась в воздухе. Во всяком случае, реализовываться она стала практически одновременно в разных концах планеты. Первый нефтепровод длиной 6 км был сооружен в 1865 году в США. Позднее Д.И. Менделеев писал: «Американцы будто подслушали: и трубы завели, и заводы учредили не подле колодцев, а там, где рынки, и сбыт, и торговые пути».

Осенью 1878 года черное золото пошло по трубе в Российской империи. Так что в 2023 году можно отмечать еще один юбилей, пусть и не круглый, — 145 лет назад заработал первый российский нефтепровод. Не магистральный, а промысловый, но это не умаляет его значения.

Заказчиком стало «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Проект нефтепровода длиной 9 км разработал другой наш великий соотечественник — В.Г. Шухов. Мало кто не знает уникальную гиперболоидную Шуховскую радиобашню, возведенную в 1922 году на Шаболовке в Москве, но о том, что знаменитый инженер и архитектор задолго до этого стал отцом первой в мире научной теории и практики проектирования, строительства и эксплуатации трубопроводов, известно далеко не всем.

И хотя пропускная способность нефтепровода Шухова оказалась по нынешним меркам совсем не велика (около 1,3 тыс. тонн в сутки), нефтепромышленники быстро оценили экономичность нового способа транспортировки сырья: перекачка нефти по трубе позволяла снизить расходы до пяти раз. Вложив в это дело 10 тыс. фунтов стерлингов, братья Нобель окупили инвестиции всего за год. Во многом благодаря тому, что охотно принимали нефть для транспортировки и у других промышленников. Не бесплатно, разумеется, а по установленному ими тарифу: пятак за пуд.

Трубу видно с Шаболовки

Магистральная эра

Эра магистрального трубопроводного транспорта в нашей стране открылась строительством бензопровода Баку — Батуми по проекту инженера Н.Л. Щукина. Крупнейшая по тем временам в мире система протяженностью 882 км, диаметром 204 мм и пропускной способностью 900 тыс. тонн в год была сдана в эксплуатацию летом 1906 года.

До 1914 года в России успели построить еще три магистральных трубопровода (Майкоп — Краснодар, Калужская — Афипская и Махачкала — Грозный). А потом грянула война, стало не до строительства. В 1917 году общая протяженность трубопроводов в стране составляла 1,1 тыс. км. И в течение более 10 последующих лет этот показатель оставался неизменным.

Магистральная эра

Первые советские

Только в 1928 году в СССР возобновилась прокладка крупных трубопроводных систем: в действие вступил нефтепровод Грозный — Туапсе диаметром 250 мм и протяженностью 618 км. В 1930 году заработала вторая нитка нефтепровода Баку — Батуми протяженностью 832 км и тем же диаметром. Еще через два года завершилось строительство крупного нефтепродуктопровода Армавир — Трудовая. Эта магистраль стала жизненно необходимой для восточных регионов Украины и Дона, где на то время сложилась тяжелейшая ситуация со снабжением бензином и керосином. В 1935 году в эксплуатацию ввели сразу два трубопровода диаметром 300 мм: Грозный — Махачкала (протяженностью 155 км) и Гурьев — Орск (709 км), к тому моменту один из самых мощных в Европе.

В середине 1930-х годов быстро росла добыча нефти на Ишимбайском месторождении в Башкирии. Магистраль Ишимбай — Уфа (протяженностью 166 км и диаметром 300 мм), введенная в строй в 1936 году, обеспечила бесперебойные поставки сырья на Уфимский НПЗ. В предвоенные годы на карте нефтепроводной системы страны появились еще две магистрали: Малгобек — Грозный и Гора — Горская. К 1941 году в СССР эксплуатировалось 4,1 тыс. км магистральных трубопроводов, 70% которых применялись для перекачки сырой нефти.

Первые советские

Для фронта и тыла

Великая Отечественная война, ставшая тяжелым испытанием для экономики нашей страны, прервала развитие нефтяной отрасли. Однако и тогда продолжалось строительство трубопроводов, необходимых для поставок сырья и топлива фронту и тылу. Уже в начале войны было принято решение о строительстве нефтепровода Оха — Софийск диаметром 325 мм. Из 368 км его общей протяженности свыше 9 км пролегали по дну Татарского пролива. После разгрома гитлеровцев под Сталинградом был проложен керосинопровод Астрахань — Саратов. При его строительстве использовали трубы магистрали Баку — Батуми, эвакуированные с Кавказа в 1942 году. Чтобы ускорить монтаж, в США закупили несколько механизированных газопрессовых установок, и работы на трассе длиной 685 км удалось завершить за рекордные восемь месяцев.

В 1944 году СССР проложил нефтепродуктопровод в Румынии протяженностью 225 км из города Плоешти в порт Рени. По этой магистрали шло снабжение горючим наступающих войск Красной армии. Всего же за годы войны страна построила 1,3 тыс. км магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.

Для фронта и тыла

От Волги до Байкала

Сразу после окончания войны началось интенсивное развитие нефтедобычи между Волгой и Уралом. Стало ясно, что железнодорожный транспорт перестает справляться с постоянно растущими объемами транспортировки сырья, и в 1947 году завершилась прокладка магистрального нефтепровода Туймазы — Уфа. А в 1949 году с Туймазинских нефтепромыслов была протянута еще одна магистраль — до Бугуруслана.

В конце 1940-х годов нефтепроводы небольшой протяженности строились на севере (в районе Ухты), в Саратовской и Куйбышевской областях и в Туркмении. Всего за первую послевоенную пятилетку было сооружено 1,4 тыс. км магистральных трубопроводов, а их общая протяженность в стране составила на то время 5,4 тыс. км.

С 1951 по 1955 год в эксплуатацию было введено столько же по протяженности нефтепроводов, сколько их построили за предыдущие семь десятилетий. Новые промыслы в Башкирии и Татарии связали со всей страной магистрали Туймазы — Уфа, Шкапово — Ишимбай, Миннибаево — Ромашкино — Бавлы, Ромашкино — Клявлино, Альметьевск — Ромашкино — Куйбышев, Бугуруслан — Куйбышев, Куйбышев — Саратов, Покровское — Сызрань, Софийск — Комсомольск-на-Амуре. Особняком в этом ряду стоял Озек — Суат — Грозный — первый советский трубопровод, предназначенный для перекачки высоковязкой нефти с подогревом.

К середине 1950-х годов общая протяженность отечественных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов составила почти 12 тыс. км.

В конце 1950-х — начале 1960-х годов началось строительство крупнейших транссибирских магистралей. Нефтепровод Туймазы — Иркутск прокладывали последовательно тремя участками: Туймазы — Омск, Омск — Новосибирск и Новосибирск — Иркутск. Первые два были введены в эксплуатацию в 1959 году. Магистраль Туймазы — Иркутск отличалась не только своей протяженностью (почти 3,7 тыс. км), но и тем, что бóльшая часть трассы проходила по болотам.

От Волги до Байкала

Испытание «Дружбой»

В 1959 году на сессии Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) было принято историческое решение о строительстве трансъевропейского нефтепровода «Дружба». Его сооружение должно было продемонстрировать плоды экономической интеграции социалистических стран: в ГДР изготавливали узлы для насосных станций, в Чехословакии — запорную арматуру, в Венгрии — средства автоматики, в Польше — трубы. Вопреки обычной практике строительство «Дружбы» началось 10 декабря 1960 года с конечных участков. Главная причина была геополитической: таким образом СССР демонстрировал серьезность своих намерений обеспечить соцстраны достаточным количеством углеводородного сырья.

В 1962 году в отношении СССР рядом западных стран были введены санкции, предусматривающие в том числе эмбарго на поставку труб большого диаметра для строительства магистральных трубопроводов. Однако уже в марте 1963 года с конвейера Челябинского трубопрокатного завода сошла первая партия аналогичных труб отечественного производства. На одной из них появилась памятная надпись — «Труба тебе, Аденауэр!!!», адресованная тогдашнему канцлеру ФРГ. Фотография рабочих ЧТПЗ на фоне этой трубы облетела мировую прессу и вошла в историю трубопроводного транспорта. А сами трубы впоследствии использовались в строительстве «Дружбы».

К середине 1964 года основные объекты системы были сданы в эксплуатацию, а 15 октября состоялась официальная церемония ввода магистрали в строй. Нефтепровод диаметром до 1020 мм шел по территории России от Самары до Брянской области. Там от него отходило ответвление в Вентспилс (Унеча — Полоцк — Мажейкяй — Вентспилс) диметром до 800 мм, а основная труба из Брянска шла на запад в Белоруссию, где магистраль разделялась на две ветки. Северная шла через Польшу в Германию, южная — через Украину в Чехословакию и Венгрию.

Через пять лет благодаря значительному экономическому росту в странах СЭВ встал вопрос об увеличении экспортных возможностей СССР. Тогда стало очевидно, что имевшийся в наличии нефтепровод такого увеличения обеспечить не может, и к 1974 году по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба-2» диаметром до 1220 мм. Тем самым экспортные возможности страны были увеличены более чем в два раза.

Испытание «Дружбой»

Прирастать Сибирью

В середине 1960-х годов началась разработка крупных месторождений Западной Сибири. Только в 1965 году там было получено около 1 млн тонн нефти. Однако места добычи от ближайших железнодорожных станций отделяли сотни километров. Возить нефть по рекам тоже было весьма проблематично: навигация по Оби и Иртышу длится менее шести месяцев в году. Решать острейшую транспортную проблему предстояло трубопроводчикам.

И уже в конце 1965 года было завершено строительство первого сибирского нефтепровода Шаим — Тюмень протяженностью 410 км. В 1967 году в эксплуатацию была пущена магистраль Усть-Балык — Омск (950 км), при ее прокладке широко использовалась транспортная авиация. Построенный в те же годы нефтепровод Нижневартовск — Усть-Балык хотя и был не таким протяженным (250 км), имел множество участков, проходивших по болотистой или сильно пересеченной местности. К началу следующего десятилетия три сибирских нефтепровода обеспечивали перекачку 30 млн тонн сырья в год.

Прирастать Сибирью

Рекорды на фоне застоя

К 1970-м годам по 37,4 тыс. км магистралей ежегодно перекачивалось без малого 306 млн тонн углеводородного сырья. Система, соединившая главные пункты добычи и переработки нефти, нуждалась в оперативном управлении. Необходимо было быстро реагировать на колебания спроса, оперировать потоками при авариях и профилактических ремонтах. Поэтому в 1970 году правительство приняло решение о создании Главного управления по транспортированию и поставкам нефти (Главтранснефть), которому было поручено обеспечить прием сырья от нефтепромыслов и доставку его отечественным и зарубежным потребителям.

За девятую пятилетку (1971 — 1975 годы) в СССР было проложено рекордное по протяженности количество магистральных трубопроводов — почти 19,2 тыс. км. Самым крупным из них стал нефтепровод Усть-Балык — Уфа — Курган — Альметьевск. По нормативам его должны были строить четыре года, а фактически соорудили за 18 месяцев — таких темпов мировая практика еще не знала. Тюменская нефть получила выход в европейскую часть страны и на экспорт через порт Новороссийск, куда черное золото поступало по построенному в те же годы нефтепроводу Куйбышев — Тихорецкая — Новороссийск.

В 1973 году, когда Западная Сибирь вышла на первое место в СССР по объемам добычи нефти, завершилось строительство нефтепровода Александровское — Анжеро-Судженск диаметром 1220 мм и протяженностью 817 км. От «Анжерки» перекачка сырья пошла в двух направлениях: на восток и на запад. В 1975 году нефтепровод Уса — Ухта получил продолжение до Ярославля и Москвы. Через год были запущены еще две магистрали: Нижневартовск — Курган — Куйбышев и Холмогоры — Сургут.

Между тем добыча в Западной Сибири продолжала бурно расти: со 148 млн тонн жидких углеводородов в 1976 году до 312 млн тонн в 1980-м. На рубеже десятилетий появился так называемый северный коридор транспортировки западносибирской нефти: нефтепровод Сургут — Полоцк протяженностью 3,2 тыс. км. На нем были построены 32 НПС, выполнены почти 1,5 тыс. переходов через естественные и искусственные препятствия, трасса преодолевала около 400 км болот.

Рекорды на фоне застоя

Ветер перестройки

К 1987 году в стране было построено 94 тыс. км магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. В 1988 году, несмотря на то, что СССР уже испытывал очевидные экономические трудности, в эксплуатацию были введены нефтепроводы Красноленинск — Конда, Уренгой — Холмогоры, Чимкент — Чарджоу, в 1990 году — нефтепровод Тенгиз — Гурьев — Астрахань — Грозный. Однако это выглядело скорее как исключение из правил. С 1985 по 1990 год в основном достраивали уже сооруженное в предыдущую пятилетку, прежде всего насосные станции. Строительство новых магистралей к исходу десятилетия было приостановлено.

В это время Главтранснефть включала в себя 17 управлений магистральными нефтепроводами, 572 нефтеперекачивающие станции, 265 аварийно-восстановительных пунктов, три специализированных управления по предупреждению и ликвидации аварий, два аварийных поезда. В состав главка входили специализированный трест по диагностике и восстановлению подводных переходов («Подводтрубопровод»), Управление производственной связи, проектный институт «Гипротрубопровод».

Ежегодно Главтранснефть обеспечивала перекачку и поставку всей добываемой в СССР нефти (средняя дальность перекачки – 2,3 тыс. км), реконструировала свыше 1 тыс. км магистральных трубопроводов. Общая численность работающих в системе составляла 61 тыс. человек.

Ветер перестройки

Эпоха возрождения

Когда СССР исчез с политической карты мира, 15 новых государств разделили между собой общее имущество, в том числе и нефтепроводы. Единая система осталась только в России. Это 48 тыс. км магистралей, 404 насосные станции, резервуарный парк вместимостью 13,2 млн куб. И пока некоторые постсоветские страны стали не без выгоды для себя осваивать роль транзитеров российского сырья, в самой Российской Федерации началась полная реорганизация нефтяной промышленности.

Прекратило свою деятельность профильное министерство, а вместе с ним была ликвидирована и Главтранснефть. Чтобы сохранить единство управления, 16 нефтепроводных предприятий основали компанию «Транснефть», а на базе бывшего аппарата главка — ее исполнительную дирекцию. Лишь производственное объединение магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири, ранее входившее в структуру Главтраснефти, в течение года функционировало как самостоятельное предприятие «Сибнефтепровод».

Днем рождения открытого акционерного общества «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» стало 14 августа 1993 года, когда было принято постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации об учреждении компании. Это событие, по сути, зафиксировало тот факт, что новые экономические отношения в стране окончательно изменили роль отечественного магистрального нефтепроводного транспорта. Система уже не была посредником между добывающими и перерабатывающими предприятиями, она стала полностью самостоятельной отраслью и одновременно крупнейшей в мире компанией по транспорту нефти.

В 1990-е годы уровень добычи нефти в России упал, поэтому речи о строительстве новых магистральных нефтепроводов не велось. Главной задачей отрасли было сохранить и поддерживать в рабочем состоянии уже построенное, обеспечивая готовность к новому этапу роста и развития. Объемы добываемого в стране углеводородного сырья вновь начали увеличиваться с 1999 года, тогда же мощный импульс к развитию получило и ОАО «АК «Транснефть».

Эпоха возрождения

Динамичные нулевые

Весной 2000 года в эксплуатацию был введен 312-километровый нефтепровод в обход территории Чеченской Республики. Это повысило надежность транзита азербайджанской нефти через РФ по маршруту Баку — Тихорецк — Новороссийск. Одновременно к этой магистрали был проложен трубопровод от нефтебазы в Махачкале: в Дагестане появилась возможность принимать казахстанские и туркменские танкеры и далее отправлять сырье в морской терминал Новороссийска. Летом 2001 года ОАО «АК «Транснефть» завершило строительство 259-километрового нефтепровода Суходольная — Родионовская. Этот маршрут позволил обеспечить транспортировку черного золота в Новороссийск без транзита по территории Украины.

Тем временем транзитные государства пытались диктовать свои условия транспортировки. Это отчетливо проявлялось на Балтике, где после распада СССР нефтяные терминалы стали для России иностранными: латвийский Вентспилс, литовский Бутинге. Чтобы противостоять диктату транзитеров, в 2001 году была создана Балтийская трубопроводная система (БТС). Она открыла прямой путь на экспорт через порт Приморскнефти Тимано-Печерского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья. Проектная мощность первой очереди БТС составила 12 млн тонн в год. Летом 2003 года производительность Балтийской системы увеличилась в полтора раза и достигла 18 млн тонн нефти в год, а к концу года она была доведена до 30 млн тонн. Еще через год пропускная способность БТС вышла на уровень 50 млн тонн, а в конце 2006 года на экспорт уже могло отгружаться 74 млн тонн нефти в год.

В середине нулевых произошел интенсивный рост добычи в северной части Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции. Понадобилось увеличить пропускную способность магистрального нефтепровода Уса — Ухта до 23 млн тонн нефти в год. В рекордные сроки были построены две НПС («Таежная» и «Печора»), а также пункт подогрева нефти на НПС «Чикшино». Масштабная реконструкция была проведена на головной НПС «Уса».

Тогда же, незадолго до начала строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ТС ВСТО), была расширена пропускная способность транссибирских магистральных нефтепроводов.

Динамичные нулевые

Курс на восток

2006 год вошел в историю трубопроводного транспорта нефти началом сооружения первой очереди ТС ВСТО. Это крупнейший строительный проект в современной России, позволяющий выйти на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Весной того года в районе города Тайшета были сварены первые трубы. «Это не просто труба: это и мосты, и железные и шоссейные дороги, системы связи, коммуникации. И все выполнено на самом современном технологическом уровне, — подчеркнул через три года возглавлявший тогда правительство России Владимир Путин, лично запустивший в эксплуатацию объекты первой очереди. — Строители ВСТО работали в очень тяжелых условиях: в непроходимой тайге, без всякой инфраструктуры, без электроснабжения. И теперь все это создано».

Одновременно со строительством, а потом и с расширением ВСТО, в январе 2010 года началось, а в декабре 2012-го закончилось сооружение ТС ВСТО-2, 2045 км которой прошли по территории Амурской и Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев.

Курс на восток

Время новых возможностей

Одновременно компания продолжала развивать и диверсифицировать мощности на западном направлении. В июне 2009 года стартовало сооружение второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), а уже в марте 2012-го, с опережением на девять месяцев, в Усть-Луге был запущен новый нефтеналивной комплекс и из порта вышел первый танкер с нефтью, которая поступила по БТС-2. Приморск и Усть-Луга на Балтике, нефтеналивной порт на побережье Японского моря в Находке свели на нет практически все риски, связанные с транзитом российской нефти через сопредельные страны.

В конце 2011 года был введен в эксплуатацию нефтепровод Пурпе — Самотлор (протяженность — 429 км, мощность — 25 млн тонн в год). Магистраль не только позволила принимать всю нефть с крупного Ванкорского месторождения, но и стала связующим звеном между западной и восточной частями отечественной системы трубопроводного транспорта нефти.

Трасса стала частью единого проекта с беспрецедентным нефтепроводом Заполярье — Пурпе (мощность — до 45 млн. тонн нефти в год, протяженность — 485 км), введенного в эксплуатацию в 2017 году.

В 2012 году начались работы в рамках строительства магистрального нефтепровода Куюмба — Тайшет, трасса которого должна была пройти в основном по территории Красноярского края. Строительство нефтепровода позволило приступить к промышленной эксплуатации Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского нефтегазовых месторождений.

В 2016 году в рамках реализации проекта завершено строительство магистрального нефтепровода пропускной способностью 8,6 млн тонн в год (с возможностью увеличения до 15 млн тонн в год), включающего в себя объекты линейной части, строительство новых и расширение существующих нефтеперекачивающих станций с резервуарным парком, объекты внешнего электроснабжения, объекты эксплуатации и инфраструктуры.

Время новых возможностей

Глобальная модернизация

В рамках проекта «Север» Компанией реализована возможность транспортировки дизельного топлива в направлении порта Приморск по магистральным трубопроводам в объёме до 25 млн тонн в год.

Первый этап проекта, обеспечивающий увеличение объёма транспортировки дизельного топлива до 15 млн тонн в год, завершён в 2016 году. В рамках расширения выполнено строительство и реконструкция перекачивающих станций, а также перевод магистральных трубопроводов Ярославль — Кириши — 2 и Кириши — Приморск с транспортировки нефти на транспортировку дизельного топлива.

В 2018 году завершен второй этап реализации проекта «Север» с увеличением объёма транспортировки дизельного топлива с 15 до 25 млн тонн в год. В рамках расширения выполнено строительство новых и реконструкция существующих нефтепродуктопроводов, перекачивающих станций, а также перевод магистрального нефтепровода Горький — Ярославль под перекачку нефтепродуктов.

В 2017 году завершена реализация первого этапа проекта «Юг».

Работы по реконструкции магистральных трубопроводов на участке Тихорецк — Новороссийск проводились для увеличения пропускной способности до 6 млн тонн в год. В рамках реализации первого этапа выполнено соединение существующих лупингов со строительством 90 км линейной части трубопровода, строительство новой и реконструкция существующих перекачивающих станций, строительство и реконструкция резервуаров общей емкостью 70 тыс. м3.

В рамках второго этапа осуществлялось строительство магистрального нефтепродуктопровода на участке Волгоград — Тихорецк пропускной способностью до 6 млн тонн в год. В рамках реализации второго этапа выполнено строительство трубопровода протяженностью 495 км, строительство новых перекачивающих станций с объемом резервуарного парка общей емкостью 80 тыс. м3 и сливной железнодорожной эстакады.

Основные объекты для обеспечения транспорта нефтепродуктов, объекты эксплуатации и инфраструктуры введены в эксплуатацию в 2017 году — обеспечена возможность приема дизельного топлива производства Волгоградского НПЗ в объёме до 4 млн тонн ежегодно и его транспортировки по системе магистральных нефтепродуктопроводов в порт Новороссийск.

В 2018 году завершено строительство сливной железнодорожной эстакады на ГПС «Тингута», позволяющей принимать в систему магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть» до 2 млн тонн нефтепродуктов ежегодно с дальнейшей их транспортировкой в направлении порта Новороссийск.

Глобальная модернизация

На полную мощность

В рамках поэтапного увеличения пропускной способности ВСТО выполнено строительство новых и проведена реконструкция действующих перекачивающих станций.

В 2019 году ТС ВСТО на участке от головной перекачивающей станции «Тайшет» до перекачивающей станции «Сковородино» выведена на максимальную проектную мощность 80 млн тонн в год, а на участке от перекачивающей станции Сковородино до порта Козьмино на максимальную проектную мощность 50 млн тонн в год.

На полную мощность

Фундамент энергетической безопасности страны

Основные приоритеты ПАО «Транснефть» на ближайшие годы — это инновационное развитие производственной деятельности и повышение уровня надежности, промышленной и экологической безопасности, энергоэффективности системы магистральных трубопроводов.

Важнейшими направлениями развития определены цифровизация и импортозамещение. Компания переходит на использование отечественного программного обеспечения и аппаратных средств во всех сферах деятельности. Особенное внимание уделяется системам цифрового диспетчерского управления и мониторинга инфраструктуры, информационной безопасности, киберзащиты.

Фундамент энергетической безопасности страны

ПАО «Транснефть»
Transneft-Logo-RU-new.png
Тип Публичная компания
Листинг на бирже MCX: TRNFP
Основание 1993
Расположение Flag of Russia.svg Россия: Москва
Ключевые фигуры Александр Новак (председатель совета директоров)
Николай Токарев (президент)
Отрасль Топливно-энергетический комплекс
Продукция транспортировка нефти по трубопроводам
Собственный капитал 1 850 754 млн руб. (2017 год, МСФО) [1]
Оборот 884,337 млрд руб. (2017 год, МСФО)[2]
Операционная прибыль 255,638 млрд руб. (2017 год, МСФО)[3]
Чистая прибыль 191,805 млрд руб. (2017 год, МСФО)[4]
Активы 2 877 692 млн руб.(2017 год)[5]
Число сотрудников 119 тыс. (2018 год)[6]
Сайт transneft.ru
Commons-logo.svg Транснефть на Викискладе

«Трансне́фть» — российская естественная транспортная монополия, оператор магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Полное наименование — Публичное акционерное общество «Транснефть». Штаб-квартира — в Москве.

«Транснефть» — крупнейшая в мире нефтепроводная компания, владеет 68,4 тыс. километров магистральных трубопроводов, 507 перекачивающими станциями, 24,4 млн кубометров резервуарных ёмкостей. Компания транспортирует 84% добываемой в России нефти и 26% производимых светлых нефтепродуктов[7].

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Восточный нефтепровод
    • 1.2 Каспийский трубопроводный консорциум
    • 1.3 Трубопроводная система Заполярье — Пурпе
    • 1.4 Трубопроводная система Куюмба — Тайшет
    • 1.5 Слияния и поглощения
  • 2 Деятельность
    • 2.1 Основные нефтепроводы
    • 2.2 Основные продуктопроводы
    • 2.3 Текущие проекты
    • 2.4 Прочие активы
    • 2.5 Структура компании
      • 2.5.1 Транспортировка нефти
      • 2.5.2 Транспортировка нефтепродуктов
    • 2.6 Показатели деятельности
  • 3 Акционеры и руководство
  • 4 Логотип и смена фирменного стиля
  • 5 Аварии на объектах компании
    • 5.1 Разлив нефти под Новосибирском
    • 5.2 Разлив нефти под Ленском
  • 6 Социальная ответственность
  • 7 Энергоэффективность
  • 8 Критика
    • 8.1 Информационная закрытость
    • 8.2 Строительство Восточного нефтепровода
    • 8.3 Благотворительная деятельность
    • 8.4 Конфликт с акционерами
    • 8.5 Конфликт со Сбербанком
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки

История

В 1878 году в России появился первый нефтепровод длиной 10 км, по которому в декабре было перекачано 841 150 пудов нефти[8]. К концу 1914 года общая протяжённость нефтепроводов в России составляла 1280 км. Первый подземный нефтепровод появился в 1936 году (маршрут Ишимбай — Уфа). В 1964 году сдаётся в эксплуатацию нефтепровод «Дружба» (8900 км трубопроводов, из них 3900 км на территории России)[9].

Компания является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР. В виде открытого акционерного общества «Транснефть» зарегистрирована Московской регистрационной палатой 26 августа 1993 года.

С 21.07.2016 компания ОАО «Транснефть» была переквалифицирована в Публичное акционерное общество (ПАО «Транснефть»)

Восточный нефтепровод

28 апреля 2006 года в Тайшете были сварены первые стыки уложенных труб Восточного нефтепровода (ВСТО) — одного из крупнейших инфраструктурных проектов в России[10]. 28 декабря 2009 года была запущена первая очередь проекта («ВСТО-1») — трубопровод от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область) длиной 2694 км. Мощность первой очереди ВСТО — 30 млн т в год.

2010 год ознаменовался стартом строительства второй части Восточного нефтепровода — ВСТО-2. Уже в сентябре 2011 года в Приморском крае был сварен завершающий стык линейной части системы ВСТО-2. Общая протяженность нефтепровода — 2046 км. Мощность — 50 млн тонн в год. По окончании 3 квартала 2012 года завершено строительство ВСТО-2. Ввод ВСТО-2 в эксплуатацию был осуществлен в 4 квартале 2012 года.[11].

Каспийский трубопроводный консорциум

В управлении «Транснефти» с июня 2007 года находится 24 % акций Каспийского трубопроводного консорциума, находящихся в федеральной собственности.

Протяженность трубопроводной системы КТК составляет 1510 км. Пропускная способность действующей системы КТК — 28,2 млн тонн нефти в год. До 2015 года планируется увеличение мощности нефтепровода до 67 млн тонн нефти в год.

Трубопроводная система Заполярье — Пурпе

Цель проекта — Обеспечение приема в систему магистральных нефтепроводов нефти новых месторождений районов Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края: Уренгойской группы месторождений ПАО «Газпром», Сузунского, Тагульского, Русского, Русско-Реченского месторождений ПАО «НК «Роснефть», Мессояхского и Восточно-Мессояхского месторождений (ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть») Пякяхинского месторождения (ПАО «ЛУКОЙЛ»).

  • 488 км — протяженность магистрального нефтепровода Заполярье — Пурпе;
  • до 45 млн тонн нефти в год — возможная пропускная способность;
  • 2 млрд тонн нефти — ресурсный потенциал месторождений, подключаемых к нефтепроводу.

Нефтепровод Заполярье — Пурпе — уникальный проект, включающий в себя новейшие методы строительства и инновационные российские технологии:

  • 170 км трубопровода проложены за Полярным кругом;
  • 315 км трубопровода проложены над землей на специальных опорах;
  • нефтепровод оснащен современной системой обнаружения утечек;
  • для нагрева нефти на всем протяжении трассы возведены пункты подогрева нефти (из-за высокой вязкости нефти для транспортировки ее необходимо подогревать до 60 С0);
  • увеличен срок эксплуатации труб без замены и реконструкции до 50 лет (в среднем — 30).

В ходе работы над проектом ПАО «Транснефть» защитило 22 патента на изобретения и 15 патентов на полезные модели.

Проект реализован в 2016 году.[12]

Трубопроводная система Куюмба — Тайшет

Цель проекта — Обеспечение приема в систему магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» нефти новых месторождений Красноярского края — Куюмбинского (ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть») и Юрубчено-Тохомского (ПАО «НК «Роснефть»).

Мощность магистрального нефтепровода — до 15 млн тонн в год, в том числе:

  • первый этап — 8,6 млн тонн в год — 2016 год;
  • второй этап — 15 млн тонн — 2023 год.

Протяженность магистрального нефтепровода Куюмба — Тайшет составляет 697 км. Трасса проходит по территориям Эвенкийского, Богучанского и Нижнеингашского районов Красноярского края и Тайшетского района Иркутской области (505 км — Красноярский край, 192 км — Иркутская область).

Нефтеперекачивающие станции — 2 шт., ГНПС № 1 «Куюмба» и НПС № 2 «Юрубчен», объем резервуарного парка 160 тыс. м³.

Внешнее электроснабжение — собственная ВЛ-110 кВ протяженностью 326 км, 3 распределительных подстанции 110/10 кВ суммарной мощностью 25,6 МВт.

Сроки строительства: первый стык нефтепровода сварен 17 декабря 2013 года, ввод объектов в эксплуатацию — декабрь 2016 года.[13]

Слияния и поглощения

В январе 2011 года «Транснефть» совместно с предпринимателем Зиявудином Магомедовым приобрела компанию Kadina Ltd, которой принадлежал контрольный пакет (50,1 %) Новороссийского морского торгового порта. Продавцами по сделке (сумма сделки, составившая $2,5 млрд, по данным газеты «Ведомости» почти на 80 % превышала рыночную оценку, складывавшуюся на тот момент), выступили семьи председателя совета директоров НМТП Александра Пономаренко и депутата Госдумы Александра Скоробогатько (получили вместе около $2 млрд) и структуры Аркадия Ротенберга (получил около $500 млн)[14].

16 апреля 2007 года президент России Владимир Путин подписал указ о присоединении к «Транснефти» компании «Транснефтепродукт» путём внесения принадлежащих государству 100 % акций «Транснефтепродукта» в качестве вклада России в уставный капитал «Транснефти».

23 мая 2017 года Газпромбанк раскрыл структуру владения привилегированными акциями «Транснефти»: ЗАО «Газпромбанк-Управление активами», доверительный управляющий средствами «Транснефти» и «Газпромбанка», получило в результате сделки 53,57 % префов монополии, НПФ «Газфонд пенсионные накопления» — 14,85 %, около 2 % — РКИФ и РФПИ. Кроме того, Газпромбанк стал финансовым консультантом трубопроводной компании.

Деятельность

Основные направления деятельности «Транснефти»[15]:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводной системе на территории России и за её пределами;
  • диагностические, профилактические и аварийно-восстановительные работы;
  • обеспечение охраны окружающей среды в районах, где проходит трубопроводная система.

«Транснефть» и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой нефтепроводов (в том числе нефтепровод «Дружба»), длина которой составляет 47 455 км, а также сетью нефтепродуктопроводов, ранее принадлежавших «Транснефтепродукту» длиной 19 476 км (на июль 2008 года)[16].

Тарифы на услуги по перекачке, перевалке и наливу нефти «Транснефти» как естественной монополии регулируются Федеральной антимонопольной службой.

Основные нефтепроводы

  • Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн тонн в год)
  • Нефтепровод Дружба (рабочая мощность 66,5 млн тонн в год)
  • Участие в Каспийском трубопроводном консорциуме (28,2 млн тонн в год)
  • Нефтепровод Баку — Новороссийск
  • Исторический Нефтепровод Грозный — Туапсе
  • Трубопроводная система Заполярье — Пурпе
  • Трубопроводная система Куюмба — Тайшет

Основные продуктопроводы

  • Нефтепродуктопровод Северный (рабочая мощность 8,4 млн тонн в год)
  • Нефтепродуктопровод Южный

Текущие проекты

Важнейшим текущим проектом «Транснефти» является проектирование и строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (30 млн тонн в год) и «Восточная Сибирь — Тихий океан-2» (50 млн тонн в год с выделением первой очереди)[11]. Также среди крупнейших текущих проектов:

  • Балтийская трубопроводная система-II (35 млн т. в год)
  • Вторая очередь НПП Северный (увеличение мощности до 17 млн т. в год)
  • Мурманский нефтепровод
  • Заполярье — Пурпе — Самотлор[17]
  • Тихорецк — Туапсе-2 (12 млн т. в год)[18]
  • Расширение КТК (67 млн т. в год)[19]

Прочие активы

«Транснефть» совместно с предпринимателем Зиявудином Магомедовым контролирует Новороссийский морской торговый порт (а тому, в свою очередь, принадлежит Приморский торговый порт). В совокупности через эти два порта проходит 75 % нефти, поставляемой Россией через европейские порты[14].

В апреле 2016 года «Транснефть» приобрела для своей штаб-квартиры офисное пространство в Evolution Tower в Москва-Сити. 79 тысяч м² могли обойтись компании в 19,7-23,7 млрд рублей (или $303-364 млн). Переезд на новые площади запланирован на декабрь 2017 года[20].

Структура компании

Компания управляет следующими дочерними обществами[21]:

Транспортные организации Сервисные организации Вспомогательные организации Доверительное управление

Транспортировка нефти

  • АО «Транснефть-Урал»
  • АО «Транснефть-Западная Сибирь»
  • АО «Транснефть-Сибирь»
  • АО «Транснефть-Прикамье»
  • АО «Транснефть-Дружба»
  • АО «Транснефть-Центральная Сибирь»
  • АО «Черномортранснефть»
  • АО «Транснефть—Верхняя Волга».
  • ООО «Транснефть-Балтика»
  • АО «Транснефть-Приволга»
  • АО «Транснефть-Север»
  • ООО «Транснефть-Восток»
  • ООО «Транснефть-Дальний Восток»

Транспортировка нефтепродуктов

  • АО «АК «Транснефтепродукт»
  • АО «Мостранснефтепродукт»
  • АО «Средне-Волжский Транснефтепродукт»
  • АО «Транснефтепродукт-Самара»
  • АО «Рязаньтранснефтепродукт»
  • АО «Сибтранснефтепродукт»
  • ООО «ЛатРосТранс»
  • ОАО Великолужский завод «Транснефтемаш»
  • АО «Связьтранснефть»
  • ООО «Транснефть Телеком»
  • ООО «Транснефть Финанс»
  • ООО «Транснефть — Порт Приморск»
  • ООО «Транснефть — Порт Козьмино»
  • ООО «Транснефть — Порт Усть-Луга»
  • ОАО «НМТП»
  • ООО «Приморский торговый порт»
  • ООО «ЦУП ВСТО»
  • АО «Транснефть-Подводсервис»
  • АО «Гипротрубопровод»
  • АО «Транснефть — Диаскан»
  • АО «Транснефть — Метрология»
  • ООО «ДСД»
  • ОАО «Энерготерминал»
  • ООО «Транснефтьстрой»
  • ООО «Транснефтьэнерго»
  • ОАО «ВОСТОКНЕФТЕТРАНС»
  • ООО «ТранснефтьЭлектросетьСервис»
  • ООО «Транснефть-Сервис»
  • ЗАО «МПС»
  • ЗАО «Транснефть-Сервис»
  • ООО «НИИ Транснефть»
  • ОАО «Телекомнефтепродукт»
  • ООО «БалттрансСервис»
  • ООО «ТК-БА»
  • ЗАО «ОМЕГА»
  • ООО «Транснефть-Логистика»
  • ООО «Центр разработки и внедрения информационных систем»
  • ООО «Транснефть-Охрана»
  • ООО «Транснефть-ТСД»
  • ООО «Транснефть Надзор»
  • АО «НПФ «Транснефть»
  • ООО «Транснефть — Медиа»
  • ООО «Петротранс-Приморск»
  • ООО «Транснефть Усть-Луга»
  • ОАО «МТП «Приморск»
  • ЗАО «Трансфлот»
  • ООО УК «ТН Инвест»
  • ОАО «ТД «Транснефтепродукт»
  • ООО ЧОП «СТНП»
  • Каспийский трубопроводный консорциум

Показатели деятельности

Консолидированная выручка «Транснефти» по МСФО за 2017 год — 884,337 млрд рублей (рост на 4,09 %)[22]. Операционные расходы (без учета износа и амортизации) составили 476,062 млрд рублей (рост на 8,2 %), операционная прибыль (без учета износа и амортизации) — 408,275 млрд рублей (рост на 0,01 %). Прибыль Компании до налогообложения составила 242,167 млрд рублей (ниже итогов 2016 года на 19,7%), чистая прибыль — 191,805 млрд рублей (снижение на 17,6 %). Показатель EBITDA за 2017 год составил 408,7 млрд рублей. Грузооборот нефти и нефтепродуктов в 2017 году составил 1 211,2 млрд ткм и 49 073,7 млн ткм соответственно[23].

Чистая прибыль в 2016 году составила 232,9 млрд рублей, при этом объем сдачи нефти грузополучателям составил 483,4 млн тонн, что выше на 2,0 млн тонн или 0,4 % сопоставимого показателя 2015 года. Грузооборот нефти в 2016 году вырос на 34,1 млрд ткм или 2,9 % и составил 1 219,1 млрд ткм. Объем сдачи нефтепродуктов грузополучателям в 2016 году – 33,1 млн тонн.[24]

«Транснефть» зависима от тарифов на транспортировку нефти, которые устанавливает Федеральная антимонопольная служба. С 1 января 2016 года они выросли в среднем на 5,76 % вместо 10,7 %, о которых просила компания. Однако даже при этих тарифах «Транснефть» находится в хорошем финансовом положении. Чистый долг на конец первого квартала 2016 года составил около 400 млрд рублей, что чуть выше ожидаемой EBITDA по итогам 2016 года (консенсус-прогноз Bloomberg — 370 млрд рублей)[25]. По данным отчета по МСФО за 2014 год, у «Транснефти» было около 595 млрд рублей (около $10,6 млрд по курсу на конец 2014 года) финансовых активов и денежных средств[26].

«Транснефть» планирует потратить 2,2 трлн рублей на свою инвестиционную программу, рассчитанную до 2020—2021 годов. Около 120—150 млрд планируется привлечь через выпуск облигаций, кредитование и эмиссию привилегированных акций[25].

Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) в 2017 году[27]присвоило рейтинг кредитоспособности ПАО «Транснефть» на уровне ruAAA (соответствует рейтингу A++ по ранее применявшейся шкале). Прогноз по рейтингу — стабильный. В связи с присвоением рейтинга агентство отмечает, что ПАО «Транснефть» продолжает демонстрировать высокий уровень рентабельности, достигаемый, в том числе благодаря программе оптимизации расходов. Прогнозная ликвидность компании оценивается как сильная, текущий уровень долговой нагрузки низкий.

ПАО «Транснефть» заняло 14-е место в глобальном рейтинге 250 крупнейших нефтегазовых[28] и энергетических корпораций мира, проведенном американским агентством S&P Global Platts (The S&P Global Platts Top 250 Global Energy Company Rankings) и 1 место в мире среди профильных компаний (хранение и транспортировка нефти и газа).

94 % оборудования, которое используется в системе «Транснефть», производится на российских предприятиях. Многие позиции производятся самостоятельно, на собственных заводах «Транснефти».[29][30]

9 ноября 2017 года Президент России Владимир Путин посетил предприятие «Транснефти» — завод «Русские Электрические Двигатели» в Челябинске, где состоялась его встреча с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. ПАО «Транснефть» и казахстанское АО «КазТрансОйл» подписали меморандум о сотрудничестве в присутствии Президентов обеих стран — Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева. Подписи под документом поставили председатель правления — президент ПАО «Транснефть» Николай Токарев и генеральный директор АО «КазТрансОйл» Димаш Досанов.[31]

В апреле 2018 года ПАО «Транснефть» ввело в промышленную эксплуатацию магистральные нефтепродуктопроводы (МНПП) проекта «Юг» Волгоградский НПЗ – Тингута – Тихорецк – Новороссийск. Реализация проекта «Юг» позволила создать инфраструктуру для транспортировки трубопроводным транспортом дизельного топлива в направлении российского порта Новороссийск и экспорта с черноморского побережья России в европейские страны в объеме до 6 млн тонн в год.

8 июня 2018 года объем отгруженной на экспорт российской нефти в порту Козьмино достиг 200 миллионов тонн с момента запуска трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан в декабре 2009 года.

Акционеры и руководство

100 % обыкновенных акций (78,11 % капитала) «Транснефти» принадлежат государству (в управлении «Росимущества». В свободном обращении находятся привилегированные акции (21,89 % уставного капитала)[32]. Около 53,57 % привилегированных акций «Транснефти» находится в доверительном управлении ЗПИФ «Газпромбанк — финансовый», основной пайщик которого с 57,4 % — «Транснефть-инвест»[33].

Президент компании с 2007 года — Николай Токарев (контракт действует до 2020 года)[34]. С 31 августа 2015 года председателем совета директоров является министр энергетики России Александр Новак[35].

В числе крупных миноритариев «Транснефти» в разные годы были холдинг «Интеррос», продавший в 2003 году около 20 % «префов», а также фонды Prosperity Capital Management, East Capital International и Vostok Nafta Investment, собравшие к 2010 году суммарно около 17 % привилегированных акций. В декабре 2014 года глава компании Николай Токарев говорил, что у компании остался только один крупный миноритарий[32].

Предположительно с ноября 2011 года фонд United Capital Partners скупал привилегированные акции в интересах госкомпании, желавшей собрать все «префы» в свободном обращении. По данным «Транснефти» на январь 2016 года, UCP владел около 71 % от общего числа префов, или 15,5 % от ее уставного капитала компании[32]. По информации РБК, в декабре 2015 года «Транснефть» и UCP обсуждали сделку по выкупу собранного пакета акций, но в последний момент глава «Транснефти» отказался: на тот момент 1,1 млн привилегированных акций «Транснефти» на Московской бирже стоили около 194,3 млрд руб. (∼$2,8 млрд), фонд запросил за свой пакет $2,9 млрд[36].

«Транснефть» планирует провести допэмиссию привилегированных акций и привлечь таким образом в компанию 30-50 млрд рублей. Фонд UCP заявлял о возможности голосовать против эмиссии, если её условия будут ущемлять интересы существующих миноритариев[25].

Логотип и смена фирменного стиля

Логотип, использовавшийся до 2012 года

С 1 января 2012 года «Транснефть» ввела новый фирменный стиль. В привычный для компании сине-белый цвет был добавлен красный. Форма изображения и написания также были видоизменены. Изменения коснулись и слогана организации, который теперь звучит следующим образом: «Приводим в движение нефть, чтобы она приводила в движение все остальное». Окончательный переход «Транснефти» на новую корпоративную символику завершен в конце 2012 года[37].

Аварии на объектах компании

Разлив нефти под Новосибирском

В Мошковском районе Новосибирской области 26 декабря 2008 года произошла утечка нефти[38]. Утечка была ликвидирована, однако в 2010 году стали появляться новые сообщения о выходе нефти, в частности видеообращение жителей села Мошково[39]. По заявлению представителя компании Надежды Вавилиной, на октябрь 2010 „экологической катастрофы“, описываемой некоторыми изданиями, там не наблюдается»[38].

Согласно акту расследования причин разлива нефти, общий объём вытекшей нефти составил 7 м³, из них 1 м³ попал в реку Балта, остальные были собраны и закачаны обратно в трубопровод. Ущерб, нанесённый экологии, составил 4,269 миллиона рублей. В постановлении департамента природных ресурсов Новосибирской области сказано, что вода в реке Балта в районе утечки полностью пригодна для ведения сельскохозяйственных и рыбохозяйственных работ. Земельный участок в районе 744 километра нефтепровода Омск-Иркутск также полностью пригоден для ведения садоводческих работ[40].

Разлив нефти под Ленском

20 января 2010 в 30 км от города Ленска из-за прорыва трубы нефтепровода ВСТО во время планового ремонта произошла утечка 450 м³ нефти, которые вылились на грунт[41]. Площадь загрязнения составила 20 тыс. м²[41]. На территории Ленского района был введён режим чрезвычайной ситуации[41]. Позднее было сообщено, что утечка нефти была обнаружена 20 января при патрулировании трубопровода[42].

В ликвидации аварии принимало участие 196 человек и 40 единиц техники, к утру 21 января работы были закончены[43]. К 25 января было собрано около 150 м³ нефтепродуктов, очищено более двух тысяч квадратных метров загрязненной территории[42].

Сообщается, что журналистов не пускали к месту аварии, а разлив нефти назвали разливом моторного масла[44]. Однако эта информация первоначально имела отношение к т. н. «Олекминскому разливу»[45]. Информация о нём активно обсуждалась на заседании якутского парламента, но облеты МЧС и обход трассы так и не выявили утечек.

Социальная ответственность

В рамках VII Петербургского Международного Газового форума (Российской энергетической недели) состоялся финал и награждение победителей конкурса на лучшую социально ориентированную компанию нефтегазовой отрасли 2017 года. Решением конкурсной комиссии, в состав которой вошли представители Минэнерго России, Совета ветеранов и Молодежного совета нефтегазовой отрасли при Министерстве энергетики Российской Федерации ПАО «Транснефть» было удостоено диплома «Лучшая социально ориентированная компания нефтегазовой отрасли» с вручением специального знака. Отдельно конкурсная комиссия отметила достижения ПАО «Транснефть» в развитии трудового и личностного потенциала работников и их мотивации. ПАО «Транснефть» было награждено дипломом «За системный подход к подбору, обучению и развитию рабочих и инженерно-технических кадров» и дипломом «За эффективную деятельность в сфере мотивации и повышении лояльности работников».[46]

Энергоэффективность

Деятельность ПАО «Транснефть» в области энергоэффективности регулярно получает высокую оценку Министерства энергетики РФ и профессионального сообщества. На четвертом Всероссийском конкурсе реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ENES-2017, итоги которого были подведены в рамках форума, компания была удостоена первого места в номинации «Лучшая реализованная комплексная программа в ТЭК по популяризации энергосбережения и повышения энергоэффективности», а также диплома за эффективную систему управления и лучшую отраслевую практику в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на предприятии ТЭК.[47]

Критика

Информационная закрытость

ПАО «Транснефть» регулярно занимает наивысшие места в рейтинге информационной открытости[48] российских компаний топливно-энергетического комплекса[49].

Строительство Восточного нефтепровода

В феврале 2008 года Счётная палата РФ начала проверку расходования средств на строительство ВСТО[10]. В том же месяце экс-президент Транснефти Семён Вайншток сообщил, что проверку ВСТО также осуществляет созданная новым руководством Транснефти комиссия[10]. Вайншток заявил: «Стояла конкретная задача — вывести всех на чистую воду. Так что если есть желание найти — найдут»[10]. 2 февраля 2009 года Счётная палата сообщила о завершении проверки ВСТО[10][50]. В сообщении Счётной палаты говорилось, что 78,5 млрд рублей из почти 250 млрд рублей, затраченных на ВСТО до конца первого полугодия 2008 года, было распределено «без проведения конкурсов», что свидетельствует о том, что нормативные документы «Транснефти» содержат «расширительное толкование случаев привлечения подрядных организаций без проведения конкурсов»[51][10][50]. 24 марта 2010 года глава Счётной палаты РФ Сергей Степашин во время своего выступления в Госдуме сообщил, что проведённая проверка Счётной палаты выявила сумму ущерба при строительстве ВСТО в 3,5 млрд рублей и что по этому факту в отношении руководства Транснефти было возбуждено уголовное дело[52][53][54].

16 ноября 2010 года Алексей Навальный опубликовал документы, по словам Навального, содержащие сведения о крупных хищениях в ходе реализации проекта ВСТО[55]. Навальный заявил, что общая сумма хищений по всем документам, которые у него имеются, составляет более 120 млрд руб.[56] По словам Навального, эти документы являются результатом внутренней проверки строительства ВСТО экспертами «Транснефти»[56]. Вслед за заявлением Навального последовал ряд публикаций в СМИ[57][58][59][60][61][62].

Первоначально руководство Транснефти отказалось как-либо комментировать эти документы, мотивировав это тем, что блог Навального не является средством массовой информации[63]. Однако позднее глава Транснефти Николай Токарев в интервью телеканалу «Россия-24» отверг обвинения Навального, обвинив его в вычислении суммы ущерба методом экстраполяции. При этом публиковать отчёт Счётной палаты Токарев отказался, ссылаясь на то, что он «содержит много конфиденциальной информации о проекте ВСТО»[64].

Глава Счётной палаты Сергей Степашин заявил, что ранее проведённая проверка Счётной палаты не выявила $4 млрд хищений[51]. Навальный в свою очередь обвинил Степашина в укрывании преступлений, заявив, что никто из опровергающих факт хищений не указывает на фальсификацию предоставленных документов[65]. Аудитор Счётной палаты Михаил Бесхмельницын заявил, что скандал мог быть поднят по заказу[66] участников передела рынка в Юго-Восточной Азии. Он отметил, что озвученная в марте 2010 года Степашиным в отчёте о работе Счётной палаты за год сумма ущерба составила 3,5 млрд рублей[54]. Навальный утверждал, что по этому факту не было возбуждено никаких уголовных дел[67]. Это заявление Навального противоречит заявлению Степашина от 24 марта 2010 года, что уголовное дело было возбуждено[54].

29 декабря 2010 года премьер-министр Владимир Путин заявил, что проверкой дела займется прокуратура[68]. Позже, 28 сентября 2011 года, на встрече с писателями председатель правительства России на вопрос о хищении ответил: «Уверяю вас, если бы было что-то уголовно наказуемое, там бы уже сидели за решеткой»[69][70][71].

Благотворительная деятельность

Ежегодно вследствие неточной работы приборов учета нефти в трубопроводной системе «Транснефти» образуются излишки. Данные излишки продаются самой «Транснефтью», а вырученные средства, по сведениям самой компании, направляются на благотворительные цели. Всего в 2007 году транспортная монополия отправила на благотворительность 7,2 млрд руб. (в 2006 году — 5,3 млрд руб.), из них 644 млн руб. получил фонд «Содействие», а 422 млн руб. — межрегиональный общественный фонд содействия федеральным органам государственной охраны «Кремль-9» (создан в 2001 году для «поддержки сотрудников и ветеранов ФСО»)[72]. В 2009 году на указанные цели было направлено 3,2 млрд руб.[73], в 2010 году — не менее 3,98 млрд руб.[74]

«Транснефть» неоднократно критиковалась (в том числе и общественным деятелем Алексеем Навальным, являющимся миноритарным акционером компании) за непрозрачность осуществляемых «благотворительных» трат. После 2007 года компания, контролирующая государственную систему нефтепроводов, не раскрывала список получателей данных денежных средств[75][73].

В 2011 году «Транснефть» впервые официально опубликовала сведения о своих благотворительных тратах, после чего выяснилось, что с 1 января по 15 июля 2011 года компания потратила на эти цели 3,21 млрд руб., из них 52 млн руб. пошло на помощь детским учреждениям, а 2,55 млрд руб. (почти 80 % расходов) было перечислено международному благотворительному фонду «Константиновский» (его совет возглавляет Владимир Кожин, на 2011 год бывший руководителем Управления делами Президента России)[76].

Конфликт с акционерами

В феврале 2016 года крупнейший владелец привилегированных акций «Транснефти» фонд United Capital Partners подал иск в Арбитражный суд Москвы. Предметом иска стало требование о доплате по дивидендам. По мнению UCP, компания ущемила права владельцев привилегированных акций и в нарушение применимого законодательства установила дивиденд на одну привилегированную акцию за 2013 год меньше, чем дивиденд на одну обыкновенную. 18 ноября 2016 года суд отклонил иск UCP к «Транснефти» о взыскании дополнительных дивидендов за 2013 год[77].

В интервью РБК Илья Щербович также отмечал занижение «Транснефтью» прибыли на головной компании, когда 90 % от всей прибыли остаётся на дочерних компаниях трубопроводной компании[78][79]. Представитель «Транснефти» в том же материале РБК ответил на высказывание Щербовича: «Финансирование всех строек ведется через дочерние компании, поэтому, естественно, прибыль остается там».

Конфликт со Сбербанком

23 июня 2017 года арбитражный суд Москвы посчитал действия Сбербанка при заключении сделки валютного расчетного опциона с Транснефтью в 2013 году недобросовестными: банк действовал исключительно в собственных интересах и не проинформировал компанию надлежащим образом о
всех связанных со сделкой рисках, воспользовавшись неспособностью Транснефти оценить их самостоятельно. Суд постановил признать недействительной сделку с барьерными опционами, в результате которой Транснефти пришлось выплатить Сбербанку 67 миллиардов рублей из-за ослабления рубля в 2015 году. Суд посчитал эту сумму «сверхприбылью» банка, отклонив его довод о несении сопоставимых расходов по сделке. Банк подал апелляцию. Девятый арбитражный апелляционный суд отменил принятое решение о признании сделки недействительной[80]. Это решение, в свою очередь, было оспорено Транснефтью. 28 декабря 2017 года стороны объявили о заключении мирового соглашения.[81]

Примечания

  1. Консолидированная финансовая отчетность ПАО «Транснефть», подготовленная в соответствии с МСФО и аудиторское заключение независимых аудиторов за год, закончившийся 31 декабря 2017 года
  2. Годовой отчет ПАО «Транснефть» (2017)
  3. Годовой отчет ПАО «Транснефть» (2017)
  4. Годовой отчет ПАО «Транснефть» (2017)
  5. Консолидированная финансовая отчетность ПАО «Транснефть», подготовленная в соответствии с МСФО и аудиторское заключение независимых аудиторов за год, закончившийся 31 декабря 2017 года
  6. Глава «Транснефти»: мы нередко сами просим остаться специалистов, уже достигших пенсионного возраста. Интерфакс (6 сентября 2018)
  7. Годовой отчет ПАО «Транснефть» (2017)
  8. Первый российский нефтепровод
  9. ОАО «МН «Дружба» //
  10. 1 2 3 4 5 6 Ъ-Газета — успокоили спецкорреспондента отдела бизнеса Дениса Ъ-Реброва
  11. 1 2 ВСТО-2
  12. ПАО «Транснефть» ввело в промышленную эксплуатацию трубопроводные системы Заполярье – Пурпе и Куюмба – Тайшет — ПАО «Транснефть». www.transneft.ru. Проверено 3 октября 2017.
  13. ПАО «Транснефть» ввело в промышленную эксплуатацию трубопроводные системы Заполярье – Пурпе и Куюмба – Тайшет — ПАО «Транснефть». www.transneft.ru. Проверено 3 октября 2017.
  14. 1 2 Елена Мазнева, Анастасия Дагаева, Оксана Гавшина. Миллиард на премию // Ведомости, 27.01.2011, № 13 (2779)  (Проверено 27 января 2011)
  15. Основные направления деятельности
  16. Елена Мазнева. Смена курса // Ведомости, № 141 (2163), 31 июля 2008
  17. Заполярье — Пурпе — Самотлор
  18. Тихорецк — Туапсе-2 // transneft.ru
  19. Расширение КТК
  20. Екатерина Геращенко, Александра Мерцалова, Дмитрий Козлов. «Транснефть» укрепила башню. Коммерсантъ (25 апреля 2016). Проверено 9 августа 2016.
  21. Организации системы «Транснефть» //
  22. Консолидированная финансовая отчетность ПАО «Транснефть», подготовленная в соответствии с МСФО и аудиторское заключение независимых аудиторов за год, закончившийся 31 декабря 2017 года
  23. Годовой отчет ПАО «Транснефть» (2017)
  24. Опубликована консолидированная финансовая отчетность ПАО «Транснефть» за 2016 год — ПАО «Транснефть». www.transneft.ru. Проверено 2 октября 2017.
  25. 1 2 3 Тимофей Дзядко. UCP заявил о праве заблокировать допэмиссию «Транснефти» на 50 млрд руб.. РБК (25 июля 2016). Проверено 9 августа 2016.
  26. Тимофей Дзядко. Фонд UCP упрекнул менеджеров «Транснефти» в потере «астрономических сумм». РБК (1 июня 2016). Проверено 9 августа 2016.
  27. Компании: Транснефть. raexpert.ru. Проверено 2 октября 2017.
  28. Platts Top 250 Rankings. top250.platts.com. Проверено 2 октября 2017.
  29. «Транснефть» делает ставку на собственные разработки — ПАО «Транснефть». www.transneft.ru. Проверено 4 октября 2017.
  30. Некоторые сообщения президента ПАО «Транснефть» Н. П. Токарева для СМИ — ПАО «Транснефть». Проверено 4 октября 2017.
  31. правды», Антон НОСКОВ | Сайт «Комсомольской. Президенты встретились на заводе (рус.), KP.RU — сайт «Комсомольской правды» (14 ноября 2017). Проверено 21 ноября 2017.
  32. 1 2 3 Тимофей Дзядко, Максим Товкайло. Фонд Щербовича объяснил причину скупки акций «Транснефти». РБК (13 июля 2016). Проверено 9 августа 2016.
  33. Валерий Шанцев войдет в совет директоров «Транснефти». Ведомости (13 декабря 2017).
  34. Кирилл Мельников. Главе «Транснефти» дали еще пять лет. Коммерсантъ (27 апреля 2015). Проверено 6 июля 2016.
  35. Новак возглавил совет директоров «Транснефти». РБК (1 августа 2015). Проверено 9 августа 2016.
  36. Тимофей Дзядко, Максим Товкайло. Фонд Щербовича попытался продать акции «Транснефти» за $2,9 млрд. РБК (6 июня 2016). Проверено 6 июля 2016.
  37. В ОАО «АК „Транснефть“ введена новая корпоративная символика
  38. 1 2 „Следов экологической катастрофы на реке Балта не видно“
  39. YouTube: Транснефть: катастрофа под Новосибирском
  40. Росприроднадзор снял претензии к «Транснефти» из-за аварии на нефтепроводе Омск-Иркутск
  41. 1 2 3 Из нефтепровода ВСТО произошла утечка 450 кубометров нефти. rg.ru со ссылкой на ИТАР-ТАСС (21 января 2010 г.). Проверено 21 января 2010.
  42. 1 2 В Якутии аварийные работы на трубопроводе Восточная Сибирь завершатся 28 января. Вести (25 января 2010 г.). Проверено 25 января 2010. Архивировано 9 февраля 2012 года.
  43. Александр Тутушкин, Иван Васильев. Первая утечка // Ведомости, 22.01.2010, 10 (2528)
  44. «Транснефть» использует дуршлаг
  45. «Транснефть» опровергла информацию об аварии на ВСТО — 19 Февраля 2010 — Уххан сирэ
  46. Транснефть отметили за развитие личностного потенциала работников (рус.), Рамблер/новости. Проверено 16 октября 2017.
  47. Четвертый всероссийский конкурс ENES-2017 (рус.). enes-expo.ru. Проверено 16 октября 2017.
  48. Рейтинг информационной открытости российских компаний ТЭК в апреле 2016 года. www.apecom.ru. Проверено 2 октября 2017.
  49. Рейтинг информационной открытости российских компаний ТЭК, RUSSIAN OIL AND GAS JOURNAL (31 января 2014). Проверено 2 октября 2017.
  50. 1 2 Счетная палата Российской Федерации
  51. 1 2 Степашин: при строительстве ВСТО не похищали $4 млрд
  52. С Вайнштока сняли ауру молчания // wek.ru, 30.04.2010.
  53. Вайншток, Семен // Лентапедия
  54. 1 2 3 Счётная палата без работы не остаётся // Парламентская газета, 26 марта — 1 апреля 2010
  55. NEWSru.com. Навальный обнародовал данные о строительстве ВСТО: под этот проект у россиян украдено 4 млрд долларов. Проверено 16 ноября 2010. Архивировано 9 февраля 2012 года.
  56. 1 2 Навальный: сумма хищений при строительстве ВСТО составляет более 120 млрд рублей // Газета.ру 16.11.2010.
  57. Яндекс. Новости о скандале вокруг ВСТО
  58. Навальный обвинил «Транснефть» в растрате
  59. Навальный обнародовал часть засекреченного доклада о «распилах» в «Транснефти»
  60. Навальный: сумма финансовых нарушений при строительстве ВСТО составляет более 120 млрд рублей
  61. Блогер Алексей Навальный опубликовал в ЖЖ собственное расследование деятельности «Транснефти»
  62. «Навальный — это хобби» www.vz.ru
  63. Блогер Навальный: в «Транснефти» похитили более $4 млрд // Николай Воронин, BBC, 17 ноября 2010 года
  64. Глава «Транснефти»: Навальный действует, как деревенский дурачок // vesti.ru  (Проверено 1 марта 2011)
  65. Алексей Навальный. Все спрашивают комментарий по этому поводу. Проверено 18 ноября 2010. Архивировано 9 февраля 2012 года.
  66. Аудитор Счетной палаты: шумиха вокруг ВСТО, возможно, поднята по заказу
  67. Алексей Навальный. Счётная палата: Украли совсем немножно. Проверено 20 ноября 2010. Архивировано 9 февраля 2012 года.
  68. Путин пообещал проверить заявление Навального о «распилах» в «Транснефти» // Lenta.ru от 30.12.2010
  69. Путин о Тимченко: «Я никогда не лез в его дела»
  70. Путин защитил «Транснефть» от обвинений в хищениях // Lenta.ru, 28-09-2011
  71. Владимир Путин: «Транснефть» чиста // rufox.ru 28/09/2011
  72. Ирина Малкова. Кому помогает «Транснефть» // Ведомости, № 82 (2352), 07 мая 2009
  73. 1 2 Анна Перетолчина. Отдала $100 млн // Ведомости, № 100 (2618), 03 июня 2010
  74. Елена Мазнева, Оксана Гавшина. Улица «Транснефти». // Ведомости, 07.06.2011, № 102 (2868). Проверено 7 июня 2011. Архивировано 1 июня 2012 года.
  75. Миноритарии «Транснефти» заставили милицию проверить, на что компания жертвует деньги // polit.ru  (Проверено 3 июня 2010)
  76. Оксана Гавшина. Никаких секретов. // Ведомости, 27.07.2011, № 137 (2903). Проверено 3 августа 2011. Архивировано 1 июня 2012 года.
  77. Суд отклонил иск UCP к «Транснефти» на 100 млн рублей. Ведомости (18.11.2016).
  78. Тимофей Дзядко. Илья Щербович — РБК: «Мы любим активы, в которых есть какие-то изъяны». РБК (15 мая 2016). Проверено 9 августа 2016.
  79. Мария Тодорова. UCP Ильи Щербовича оказался владельцем 6,8% капитала «Транснефти». Forbes (20 мая 2016). Проверено 9 августа 2016.
  80. Суд поддержал Сбербанк в споре с «Транснефтью» на 66,5 млрд руб.. РБК.
  81. Сбербанк и «Транснефть» достигли соглашения в споре на 66,5 млрд руб. РБК.

Ссылки

commons: Транснефть на Викискладе
n: Транснефть в Викиновостях
  • Официальный сайт компании

Компания ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ТРАНСНЕФТЬ» зарегистрирована 26.08.1993 г.

Краткое наименование: ТРАНСНЕФТЬ.

При регистрации организации присвоен ОГРН 1027700049486, ИНН 7706061801 и КПП 770301001.
Юридический адрес: ГОРОД МОСКВА НАБ. ПРЕСНЕНСКАЯ Д. 4 СТР. 2.

Токарев Николай Петрович является генеральным директором организации.

В соответствии с данными ЕГРЮЛ, основной вид деятельности компании ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ТРАНСНЕФТЬ» по ОКВЭД: 49.50.1 Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов.
Общее количество направлений деятельности — 10.

За 2021 год прибыль компании составляет — 95 690 766 000 ₽, выручка за 2021 год — 998 165 100 000 ₽.
Размер уставного капитала ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ТРАНСНЕФТЬ» — 7 249 343,00 ₽.
Выручка на начало 2021 года составила 870 901 354 000 ₽, на конец — 998 165 100 000 ₽.
Себестоимость продаж за 2021 год — 864 494 449 000 ₽.
Валовая прибыль на конец 2021 года — 133 670 651 000 ₽.
Общая сумма поступлений от текущих операций на 2021 год — 1 056 245 517 000 ₽.

На 23 марта 2023 организация действует.

У компании ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ТРАНСНЕФТЬ» есть торговые марки, общее количество — 33, среди них ДИМЭКС ТРАНСНЕФТЬ, THE ENERGY OF MOVEMENT, ТРАНСНЕФТЬ НЕФТЬ, МОТОТРАНСНЕФТЬ, DIMEKS TRANSNEFT, MOTOTRANSNEFT, БАШНЯ ЭВОЛЮЦИЯ, ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ, BITEOIL ТРАНСНЕФТЬ ПРОДУКТ КОМПАНИИ СИСТЕМЫ, СЕВСОРБ ТРАНСНЕФТЬ ПРОДУКТ КОМПАНИИ СИСТЕМЫ, TH ТН, ИСУРИД, ТРАНСНЕФТЬ, TRANSNEFT ТРАНСНЕФТЬ ТН TH, TRANSNEFT THE ENERGY OF MOVEMENT, TOWER EVOLUTION, ТРАНСНЕФТЬ ПОМОГАЕМ ДОБРЫМ ДЕЛОМ, TRANSNEFT NEFT.
Первая торговая марка зарегистрирована 10 февраля 1994 г. — действительна до 12 мая 2002 г.
Последняя торговая марка зарегистрирована 12 апреля 2021 г. и действительна до 13 ноября 2030 г.

Юридический адрес ТРАНСНЕФТЬ, выписка ЕГРЮЛ, аналитические данные и бухгалтерская отчетность организации доступны в системе.

Транснефть

Транснефть logo.svg
Московский Международный Деловой Центр A 02.jpg Головной офис Транснефти, Evolution Tower в Москва-Сити
Родное имя Транснефть
Тип Публичный (OAO )
Торгуется как MCX : TRNFP
Industry Нефть и газ
Основан 14 августа 1993; 27 лет назад (1993-08-14)
Главный офис Москва, Россия
Ключевые люди Николай Токарев (Председатель ). Александр Новак. (Председатель Совета директоров)
Услуги Трубопроводный транспорт
Выручка 18,2 миллиарда долларов (2019)
Операционная прибыль 4,38 миллиарда долларов (2017; 2019))
Чистая прибыль 3,38 млрд долларов (2019)
Итого активы 57,1 млрд долларов (2019)
Общий капитал 37,2 млрд долларов (2019)
Собственник Росимущество (78,6%)
Количество сотрудников 106,000 (2008)
Дочерние компании Транснефтепродукт. Каспийский трубопроводный консорциум (31 %)
Сайт www.transneft.ru

Акционерное общество Транснефть (Русский : Транснефть) является государством Контролируемая монополия в области трубопроводного транспорта со штаб-квартирой в Москве, Россия. Это крупнейшая нефтепроводная компания в мире. Транснефть эксплуатирует более 70 000 километров (43 000 миль) магистральных трубопроводов и транспортирует около 80% нефти и 30% нефтепродуктов, производимых в России. Компанию возглавляет Николай Токарев.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Операции
  • 3 Обвинения
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

История

Транснефть была учреждена Правительством Российской Федерации 14 августа 1993 года и зарегистрирована Московской регистрационной палатой 26 августа 1993 года. В 2008 году Транснефтепродукт, компания по транспортировке очищенной нефти. продуктов, была объединена с Транснефтью.

В 2018 году Транснефть приобрела более 31% принадлежащих Российской Федерации акций Каспийского Трубопроводного Консорциума.

Операции

Транснефть оперирует 70 000 километров (43 000 миль) магистральных трубопроводов, по которым транспортируется около 80% нефти и 30% нефтепродуктов, производимых в России.

Обвинения

Документы, представленные Транснефтью в Российскую аудиторскую службу Палаты в 2008 году оказались в распоряжении Алексея Навального, миноритарного акционера Транснефти. Газеты, опубликованные 16 ноября 2010 года, содержат информацию о множестве экономических преступлений, совершенных сотрудниками «Трансефти», ее дочерними структурами и подрядчиками при строительстве нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. В документах описывается, как руководители Транснефти создали ряд подставных компаний, которые выдавали себя за подрядчиков проекта трубопровода Транснефти. Навальный опубликовал аудиторскую проверку, согласно которой мошенничество с контрактами обошлось «Транснефти» в 4 миллиарда долларов. И «Транснефть», и госконтроль, чьи документы, по словам Навального, он просочил на свой сайт, отвергли обвинения в коррупции. Премьер-министр Владимир Путин призвал к расследованию обвинений. Все факты хищений и мошенничества были подтверждены руководством компании. Отчеты, в которых зафиксированы нарушения, были подтверждены официальными лицами.

См. Также

  • Энергетическая политика России
  • Энергетический спор между Россией и Беларусью

Источники

Внешние ссылки

Викискладе есть медиа, связанные с Транснефтью .
  • Официальный сайт на английском языке
  • Новости Транснефти
  • Пресс-релизы Транснефти
  • Публикации о Транснефти
  • Акционер ОАО «Транснефть» намерен привлечь к уголовной ответственности руководство компании

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Транспортная компания в махачкале в степном поселке
  • Транспортная компания в отрадной отрадненский район
  • Транспортная компания деловые линии в липецке адрес
  • Транспортная компания деловые линии отзывы клиентов
  • Транспортная компания до петропавловска камчатского